История успеха коко шанель кратко. История успеха коко шанель
(«little black dress»).
По данным журнала «Forbes» сейчас бренд Chanel находится в совместной собственности Алена и Жерара Вертхаймера, которые являются правнуками раннего (1924) партнера Шанель Пьера Вертхаймера.
История бренда: Эра Коко Шанель
Коко Шанель, урожденная Габриэль Бонер Шанель , появилась на свет в 1883 году в городке Сомюр в центре Франции. С 1985 по 1900 год девочка прожила в приюте, куда ее отдал отец после смерти матери. Затем, до 1902 года Габриэль воспитывалась монахинями, которые и научили ее шить. Впоследствии работала в магазине носочно-чулочных изделий Au Sans Pareil в Мулене.
В годы своей певческой карьеры Габриэль познакомилась с влиятельным французским аристократом Этьеном Бальзаном. Именно он помог Коко открыть свой первый магазин.
- 1909-1920 гг.: Начало деятельности и первое признание
В 1909 году в квартире Этьена Бальзана Габриэль Шанель открыла небольшой магазин, ставший начальным шагом к одной из величайших мировых империй моды. Место встречи самых почтенных представителей французской элиты, охотников за новыми романами, любовницами и мужьями – квартира Бальзана стала идеальным местом для того, чтобы ввести в высшее общество новую моду на одежду, которую изготавливала Шанель в своем небольшом ателье. Тогда первым, что принесло Коко популярность и успех, стали аккуратные шляпки. Они кардинально отличались от тех обильно украшенных перьями моделей, которые высмеивала кутюрье, создавая непринужденные и минималистичные по стилю головные уборы для женщин.
В это же время у Шанель возникли отношения с англичанином Артуром Кейпелом – членом мужского клуба Бальзана. Он увидел в Коко перспективную предпринимательницу, и в 1910 году помог приобрести площадь в доме на улице Камбон в Париже. Однако в этом доме уже располагался магазин одежды, поэтому Шанель не разрешили разместить там ателье по производству платьев. Вскоре на этом месте Коко открыла свой первый магазин, специализировавшийся на продаже шляпок.
В 1913 году открылись бутики Шанель во французских городах Довиле и Биарритце. В обоих магазинах дизайнер представила свою первую коллекцию спортивной одежды для женщин.
Коко просто ненавидела стиль тех дам, которые приезжали в курортные города и наряжались в нелепые и неудобные по ее мнению вещи. Поэтому конструкции предметов гардероба от Chanel отличались простотой и были лишены чрезмерной роскоши.
Во время Второй Мировой Войны открылся еще один магазин Chanel на Рю Камбонь в Париже. Он располагался прямо перед отелем Ritz. Там продавались фланелевые , прямые , жакеты, длинные свитера из джерси и кофточки в .
Ткань джерси Коко покупала, в первую очередь, из-за ее дешевизны, ведь в первые годы своей дизайнерской карьеры финансовое положение модистки было крайне нестабильным. Однако мягкий материал, использовавшийся в основном для пошива подкладки одежды, отлично подходил для простых фасонов Chanel.
В 1915 году слава Chanel разнеслась по всей Франции. Ее одежда благодаря своей лаконичности и практичности стала невероятно популярна у женщин. В 1915 и 1917 годах журнал отметил, что имя Chanel было в шоппинг-списке каждой представительницы прекрасного пола. Бутик дизайнера на Рю Камбон в то время предлагал дамам простые повседневные ансамбли « + » и черные вечерние платья, расшитые или декорированные тюлем.
К 1920-м годам Шанель уже завоевала репутацию на редкость придирчивого и бескомпромиссного кутюрье. Следуя тенденциям своего времени, она разработала дизайн платья, расшитого бисером. Также предложенный ею ансамбль из двух или трех предметов стал образцом женского стиля и является им до сих пор. Его представляли как «форму на вторую половину дня и вечер» еще в 1915 году.
- Chanel №5: создание аромата-легенды
В 1921 году Коко Шанель представила первый женский парфюм – духи Chanel №5. История создания этого парфюма тесно связана с отношениями Коко и Великим русским князем Дмитрием Павловичем Романовым.
Шанель и князь познакомились в Биарритце в 1920 году и весь следующий год провели вместе. Именно тогда Дмитрий Павлович представил свою пассию парфюмеру семьи Романовых – Эрнесту Бо, который по просьбе модистки помог ей в создании собственного парфюма. По задумке Коко аромат должен был целиком и полностью олицетворять запах женщины. Кроме того, она захотела, чтобы в композицию входило большее количество различных эссенций, а не одна или две, как в парфюмах тех времен.
Эрнест Бо много месяцев трудился над духами, смешивая множество компонентов. На одной из встреч с Коко он показал ей несколько вариантов созданных им ароматов. Шанель выбрала пятый по счету флакон, и, кроме того, любимой цифрой Шанель также была 5. Дизайнер решила остановиться на этой смеси эссенций и назвала свои первые духи Chanel №5.
Композиция аромата состояла из 80 ингредиентов, включая иланг-иланг с Коморских островов, цветок апельсинового дерева, жасмин с полей Грасса, майскую розу, сандаловое дерево, бурбонский ветивер и альдегиды – искусственные компоненты, концентрация которых в духах Chanel была рекордной для тех лет. Согласно легенде, при создании аромата, Бо нечаянно превысил дозу альдегидов в аромате, но именно поэтому запах так понравился Шанель. И кутюрье не ошиблась в выборе, ведь парфюм стал хитом. Кроме того, Chanel №5 и по сей день являются нестареющей классикой, эталоном элегантности и одним из изысканнейших женских ароматов по мнению парфюмеров.
Туалетные духи Chanel №5 на основе оригинальных были созданы в 1986 году парфюмером Модного Дома Жаком Польжем.
- Середина и конец 1920-х годов
Основатель успешных французских универмагов Galeries Lafayette познакомил Коко Шанель с ее будущим компаньоном Пьером Вертхаймером. Сам Бадер уже являлся деловым партнером Шанель и владел 20% парфюмерного лейбла Chanel. Вертхаймер стал обладателем 70% предприятия, в то время как сама Коко сохранила скромные 10%.
Коко была вынуждена вести свой модный бизнес отдельно от парфюмерного.
В 1924 году Шанель представила свою первую линию украшений, состоявшую из двух пар жемчужных сережек: черных и белых. В дополнение к ее успеху в области одежды Haute Couture Коко расширила бизнес и сделала бренд более разнообразным, а собственную легенду более обширной и многогранной.
В 1925 году под брендом Chanel представлен женский , в 1926 году – маленькое черное платье и твид, вдохновленный поездками в Шотландию. Вскоре Шанель открыла собственный около Лувра.
Вследствие успеха парфюмерной линии Chanel, Коко все чаще была недовольна тем, что имеет лишь 10 процентов прибыли от духов собственной марки. На этой почве ее отношения с партнерами значительно испортились.
В попытках увеличить свой процент прибыли Шанель наняла адвоката для пересмотра условий партнерства с Вертхаймером , однако данный процесс в конечном счете ни к чему не привел.
- Chanel в 1930-1950-е гг.
В 1932 году состоялась премьера выставки украшений Chanel, посвященной алмазам. Некоторые из тех колье, что были презентованы на ней, вновь предстали перед публикой в 1993 году. Среди них известные ожерелья «Комета» и «Фонтан».
С наступлением 30-х годов вечерние платья от Chanel приобрели более женственный стиль и стали удлиненными. Платья из летних коллекций отличались яркими контрастными расцветками, а в качестве декора кутюрье использовала хрусталь и серебряные ремешки. В 1937 году Шанель впервые разработала линию одежды для миниатюрных женщин.
В 1940 году, когда Франция попала под контроль нацистской Германии, партнер Шанель Пьер Вертхаймер бежал с семьей в США. Это позволило Коко взять под свой полный контроль выпуск парфюмерии марки. В это время с кутюрье произошел знаменитый скандал, вызванный ее связью с нацистским офицером Гансом Гюнтером фон Динкледжем. Шанель обвинили в пособничестве нацистам, и сразу после освобождения Франции взяли под арест. Важную роль в освобождении Коко из-под стражи сыграл Уинстон Черчилль. Однако эти события наложили тяжелый отпечаток на личность и репутацию дизайнера, что вынудило Шанель по окончании Второй Мировой Войны бежать в Швейцарию.
После войны Пьер Вертхаймер вернулся в Париж и, естественно, был намерен вновь контролировать холдинги, принадлежащие его семье. Назло ему, Коко Шанель создала собственную коллекцию духов и запустила их в продажу. Вертхаймер решил урегулировать конфликт без юридических разбирательств. Он договорился с Коко, выплатив ей 400 тысяч долларов, 2 процента роялти и дав ограниченные права на продажу ее собственного парфюма в Швейцарии. Заключив соглашение, Шанель перестала создавать духи и продала партнеру полное право на их производство под именем Chanel, за что стала получать от Вертхаймера ежемесячную стипендию. На эту стипендию Коко и ее немецкий кавалер могли содержать себя.
- Возвращение Шанель: 1950-1970-е годы
Возвращение Шанель в Париж состоялось в 1953 году. Тогда модным балом уже правил и его женственный . Коко пришлось признать, что мода и модный рынок изменились, и она должна подстроиться под эту эволюцию. Шанель необходимо было вернуться на большую сцену и напомнить о себе в таких сферах, как Haute Couture, Pret-a-Porter, украшения и парфюмерия.
Кутюрье проглотила свою гордость и обратилась за помощью к старому партнеру Пьеру Вертхаймеру, который мог оказать юридическую и финансовую поддержку самой Коко и ее бренду. Он же в это время был занят тем, что пытался получить все права на выпуск продукции под именем Chanel. Однако, решив возобновить сотрудничество с Шанель, Вертхаймер не прогадал. Возродившийся союз вновь окупился целым списком благ: лейбл вернул себе звание одного из престижнейших на модном рынке, безоговорочный стиль Chanel был принят на «ура».
Помимо этого, в 1953 году Коко сотрудничала с Робертом Гуссенсом — известным ювелиром того времени, разработавшим эксплозивную линию украшений, отражающих знаковый стиль Chanel. Также был возобновлен выпуск фирменных твидовых костюмов, состоящих из жакета и , украшенных нитями черного и белого жемчуга.
В феврале 1955 года были представлены стеганые кожаные сумки Chanel на металлических цепочках золотого или серебряного цвета. Дата их выпуска — 2/55 — и стала внутренним названием линии, ставшей легендарной. Как и твидовые костюмы марки, эти сумки до сих пор не вышли из моды.
На протяжении пятидесятых годов ХХ века великолепный вкус Коко Шанель продолжал прокладывать ей дорогу к успеху и всемирному признанию на модном поприще. Еще одним прорывом стал первый мужской аромат Chanel — Pour Monsieur. Он также выпускался под названием «A Gentleman’s Cologne» («Аромат Джентльмена») и стал номером один среди всех мужских ароматов.
Весенняя коллекция Chanel 1957 года получила «модный Оскар» Fashion Awards в Далласе. Тем временем Вертхаймер купил у Бадера его 20% акций на парфюмерию Chanel, повысив общую долю своей семьи до 90%. В 1965 году управлять этой долей начал сын Пьера Вертхаймера — Жак.
- Смерть легенды: Chanel после Коко
10 января 1971 года Габриэль Коко Шанель скончалась в возрасте 87 лет. До самой своей смерти она продолжала разрабатывать коллекции собственной марки и сотрудничать с другими компаниями. Например, с 1966 по 1969 год кутюрье конструировала униформу для стюардесс одной их самых роскошных и престижных греческих авиакомпаний — Olympic Airways. До Шанель такой чести удостаивался только .
После смерти Коко руководителями компании Chanel были назначены Ивонн Дудэль, Жан Кезубон и Филипп Гибурж. Через некоторое время весь Модный Дом был куплен Жаком Вертхаймером. Однако критики заявляли, что за все время руководства лейблом тот никогда не уделял ему достаточно внимания, так как был больше увлечен коневодством.
В 1978 году маркой Chanel была выпущена туалетная вода Cristalle, созданная еще при жизни Коко. Этот же год ознаменовался запуском линии готовой одежды и распространением аксессуаров Chanel по всему миру.
Chanel под началом Карла Лагерфельда
В 1980-х годах по всему миру было открыто более 40 фирменных бутиков марки. К концу десятилетия в этих бутиках продавались такие предметы роскоши, как духи стоимостью 200 долларов за унцию, балетки за 225 долларов, платья за 11 тысяч долларов и кожаные сумки за 2 тысячи долларов. Права на парфюм Chanel принадлежали только самому бренду и не делились на других дистрибьюторов.
В 1983 году на должность главного дизайнера Модного Дома Chanel был назначен немецкий дизайнер . Он стал ответственным за конструирование всех коллекций, другие же дизайнеры занимались сохранением классического стиля Дома и поддержанием его легенды. Лагерфельд модифицировал стиль бренда, уйдя от старых линий Chanel к новым коротким штрихам и захватывающему дизайну.
Выпуск в 1984 году нового аромата Coco от Chanel, названного в честь основательницы Модного Дома, поддержал успех бренда на парфюмерном рынке. Маркетологи Chanel утверждают:
«Мы выпускаем новые ароматы раз в 10 лет, а не в три минуты, как это делают другие производители. Мы не вводим покупателей в заблуждение и не путаем их, ставя перед выбором. Они знают, чего ожидать от Chanel. Именно поэтому они возвращаются к нам снова и снова, в любом возрасте».
В 1987 году Дом Chanel представил первые «Premiere».
В конце десятилетия офисы компании переехали в Нью-Йорк.
- 1990-е годы
В 90-х годах компания стала лидером в области выпуска ароматов и в области маркетинга. Огромные инвестиции позволили значительно увеличить доход. Успех принес семье Вертхаймера около 5 миллиардов долларов прибыли. Линейки продукции марки, такие как часы (стоимость которых составляла в среднем 7 тысяч долларов за экземпляр), высококачественная обувь, украшения, косметика и были значительно расширены.
В 1996 году был выпущен женский аромат Chanel Allure, в результате успеха которого в 1998 году бренд презентовал мужскую его версию — Allure Homme. Еще больший успех ждал компанию после покупки Eres — лейбла купальников и пляжной моды. В 1999 году была запущена линия по уходу за кожей Chanel , а затем представлена первая одежды. В этом же году по лицензионному договору с компанией Luxottica марка представила линию и оправ Chanel.
- Chanel с 2000-х годов и до наших дней
В эти годы председателем компании Chanel был Ален Вертхаймер. Исполнительным директором и президентом Модного Дома являлась Франсуаза Монтеней.
В 2000 году в продажу были запущены первые от Chanel — J12.
В 2001 году бренд презентовал небольшую линию мужской одежды, ставшей частью одного из показов и продававшейся во флагманских бутиках марки.
В 2002 году был выпущен аромат Chance. Дом Chanel также основал компанию Pataffection, включавшую в себя пять разнонаправленных ателье:
- Desrue, производящее украшения;
- Lemarie, работающее с перьями и камелиями;
- Lesage, занимавшееся вышивкой;
- Massaro, обувное ателье;
- Michel, изготавливающее дамские шляпы.
Коллекции Pret-a-Porter разрабатывались главным дизайнером Дома — Карлом Лагерфельдом. Они традиционно презентуются каждый декабрь.
В 2002 году Chanel продолжал увеличивать свои продажи в США. Так, к декабрю на территории Соединенных Штатов действовало уже 25 бутиков бренда. В этом же году был распространен слух о возможном слиянии Chanel и одного из крупнейших производителей предметов роскоши — . Эти данные породили немало тревог, ведь подобное слияние могло породить крупнейшего холдинг — соперника известнейшему . Возможно, именно поэтому слиянию так и не суждено было состояться.
Чтобы удовлетворить пожелания более молодых покупателей, в 2003 году Chanel презентует аромат Coco Mademoiselle и линию молодежной одежды B-C Wear. В этом же году направление Chanel Haute Couture испытывает такой прилив популярности, что марка открывает второй бутик на улице Камбон в Париже. Желая присутствовать на азиатском рынке, Chanel открывает бутик площадью в 2400 квадратных метров в Гонконге, а также строит бутик стоимостью в 50 миллионов долларов в Японии, в районе Ginza (Токио).
Влияние на мировую моду
Коко Шанель совершила революцию в мире моды, предложив на смену традиционным корсетам свободные костюмы и длинные прямые платья. В женскую одежду кутюрье внесла много элементов мужской классической моды. Ее простые линии привели к популярности мальчишеского сложения женского тела, отказу от и излишней роскоши в костюме. Одежда от Коко Шанель также дала женщинам больше комфорта в повседневной жизни, позволив сделать ее более активной.
Коко сделала модной ткань джерси, а ее фирменные твидовые костюмы стали символом моды 20-х и вечной классикой в женском гардеробе.
Одними из знаковых предметов роскоши от Chanel также являются стеганые сумки на длинных цепочках, квадратные куртки и жемчужные ожерелья.
Логотип Chanel и подделки
Фирменный знак Chanel представляет собой две переплетенные друг с другом буквы «С», одна из которых изображена в оригинальном виде, а другая представляет собой ее зеркальное отражение. Данный логотип впервые был представлен в 1925 году на бутылочке аромата Chanel №5. Многие считают, что прообразом его послужил символ удачи, изображенный Врубелем. По другой версии две буквы «С» — это инициалы Coco Chanel.
В настоящее время компания борется с незаконным использованием своего логотипа на контрафактной продукции. Как утверждают представители Chanel, наибольшее количество поддельных сумочек производится в Китае и Вьетнаме. С 1990 года все подлинные сумки Chanel сериализуются.
Магазины Chanel в мире
На сегодняшний день в мире работают около 310 фирменных бутиков марки Chanel: 94 из них находятся в Азии, 70 расположены в Европе, 10 — на Ближнем Востоке, 128 — в Северной Америке, 2 — в Южной Америке, 6 — в Океании.
Магазины Chanel могут располагаться в престижных районах и торговых центрах, отделах крупных универмагов, зданиях аэропортов.
Официальный сайт: www.chanel.com
КОКО ШАНЕЛЬ - СЕКРЕТ УСПЕХА
Биография Коко Шанель может служить примером того, что упорством и верой в себя можно достичь на первый взгляд недостижимого.
Детство
Коко Шанель появилась на свет в приюте для бедных города Сомюр в 1883 году. У Евгении Жанны Деволь и Альберта Шанель она была уже второй дочкой, родившейся вне брака. Настоящим именем будущей знаменитости было Габриэль Бонёр Шанель, которое получила девочка в честь медсестры, принимавшей роды у матери девочки. Интересен такой факт, что сама Коко намеренно убавляла себе годы, называя дату рождения на 10 лет позднее.
Биография раннего периода жизни Габриэль содержит горькие страницы. Осиротев в двенадцатилетнем возрасте, девочка вскоре получила вторую «пощёчину от судьбы»: их, пятерых детей, оставляет отец. А вскоре и родственники избавляются от них, сдав ребятишек в детский приют.
Годы жизни, проведённые в стенах монастырского сиротского дома вряд ли можно назвать счастливыми… Но именно они научили девушку стойкости, терпению, трудолюбию. Там Габриэла решила, что если судьба не желает дать ей хотя бы капельку счастья, она добьётся того, что получит его сполна, до краёв.
Юность
Биография Шанель в юношеские годы много интереснее, наполнена исканиями. Сразу по выходу их стен монастырского сиротского дома, девушка поступает на работу в маленькую лавку помощницей продавца белья, но в свободное время подрабатывала на сцене кабаре танцовщицей и певицей. Стать знаменитостью в этих видах искусствах Шанель не удалось, однако имя Коко закрепилось за ней навечно. И именно с выступлений в кабаре берёт отсчёт её личная, интимная жизнь.
Этьен Бальзан, офицер, человек не бедный, влюбляется в 22-летнюю молодую певичку и предлагает ей сожительствовать. У Коко Шанель в биографии появляется новая глава, название которой «Жизнь роли любовницы». Она соглашается и переезжает в его парижский роскошный особняк.
Стоит ли говорить о том, что жизнь в комфорте и достатке сначала обрадовала её. Но не привыкшая к бездействию Коко Шанель стала скучать. И она принимает решение стать модисткой. Да и роль содержанки для Габриэлы уже не кажется столь привлекательной.
Молодость
Бальзан не принял желание Коко всерьёз, так как модисток в Париже было и без Шанель предостаточно. Но девушка уже загорелась этим желанием.
И встретив человека, который понимает Шанель и обещает помочь с открытием своего магазинчика, Коко бросает бывшего сожителя и переходит жить к Артуру Кэйпелу - английскому промышленнику, который в 1910 году помогает ей открыть шляпный магазин. С этого магазина берёт начала биография Шанель-предпринимательницы. Интересно, что этот магазин функционирует по сей день.
Годы молодости Шанель принесли ей славу. Клатчи - маленькие прямоугольные сумочки на цепочке обязаны своим рождением забывчивости Коко. Выдержка из её цитаты гласит:
«Я постоянно теряю сумочки и ридикюли! К тому же их очень неудобно всё время держать в руках!»
История же знаменитых духов «Шанель №5» имеет к самой Шанель лишь косвенное отношение. Ведь создал их русский парфюмер-эмигрант Эрнест Бо в 1921 году. Он, попав под очарование уже зрелой, но столь привлекательной Коко, предложил ей выбрать понравившиеся духи среди 24 образцов. Женщина выбрала пятый аромат, который и получил своё знаменитое название.
Сама Коко относилась к духам чуть ли не с благоговением. Выдержка из цитаты модельера-женщины гласит, что шлейф аромата, тянущийся за дамой, будет сопутствовать созданному ею образу, иной раз играя в этом деле первостепенную роль.
Маленькое чёрное платье
История возникновения уникальной модели платья, по мнению исследователей биографии Габриэлы-Коко Шанель, связана с историей любви этой удивительной женщины. На протяжении всей её жизни мужчины влюблялись в эту интереснейшую женщину, но связать себя узами брака Шанель так и не удалось. Смерть Артура Кэйпела Коко сильно переживала. Цитаты из её речей открывают всю глубину чувств женщины.
«Он - самая громадная удача моей жизни! Он открыл во мне уникальное и научил, как его развить за счёт остального», - говорила она об Артуре.
Но общество считало зазорным носить траур по человеку, брак с которым был не зарегистрирован. И Коко придумала интересную модель наряда - то самое маленькое чёрное платье, которое модно и сегодня.
Его можно носить и днём, и вечером, и в праздники. Но самым главным было в этом наряде менять аксессуары в зависимости от назначения одеяния.
Так в биографии Коко Шанель переплетались личная жизнь и бизнес, любовь и творчество.
Ещё одна любовная связь
История её следующей любви связана с войной, когда женщина прекратила занятия своим бизнесом. Но в 1940 году попал в плен её племянник Андре Паласе. И Коко Шанель, в личной жизни которой в этот период было затишье, едет к своему знакомому Гансу Гюнтеру фон Динклаге, который является атташе немецкого посольства. Результатом этой поездки было освобождение Андре и любовная связь с бароном Динклаге.
Конец войны принёс Коко неприятности: ей припомнили контакты с немцами, объявили её пособницей фашистов и арестовали. Однако по совету Черчилля женщину вскоре освободили с предложением покинуть Францию. Она перебралась в Швейцарию, где и прожила до 1953 года.
Интересными и насыщенными в истории успеха Коко Шанель явились годы жизни в зрелости. Будучи в возрасте 71 года Габриэль решает вернуться в мир моды и выпускает свою новую коллекцию. Однако, оказывается, мир уже подзабыл талантливую модельершу. И только спустя три сезона поклонники вновь возвели Шанель Габриэлу-Коко на «пьедестал поклонения».
Теперь модельер представляет в коллекциях не только одежду, шляпки и сумочки, но и ювелирные изделия, а также роскошную обувь. И снова Шанель, как и в молодости, имеет ошеломительный успех!
Последние годы жизни
В пятидесятых-шестидесятых годах Шанель одевает голливудских звёзд высочайшего уровня. У нее одеваются Элизабет Тэйлор и Одри Хепберн. История успеха модельера-женщины вновь достигает своего апогея. И вот появляется даже бродвейский мюзикл под названием «Коко», где роль Габриэль исполняла Кэтрин Хепберн. Устами актрисы произносятся со сцены цитаты, принадлежащие Габриэль. Например, такие цитаты, как «не люблю удлиненных мужских пиджаков - не могу наблюдать во время беседы за тем, как мужчина относится ко мне…» являются перлами иронического содержания.
Габриэль Шанель умерла от сердечного приступа 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номерс-люкс отеля "Ритц" в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Доходы ее империи составляли 160 млн долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но "очень стильных наряда", как сказала бы Великая Королева Моды
ПАРИЖСКАЯ КВАРТИРА КОКО ШАНЕЛЬ
Магия Габриэлль «Коко» Шанель (Gabrielle "Coco" Chanel) не исчезает с годами, как не выветривается аромат дорогих французских духов, который бережно хранит флакон. Своеобразным «флаконом» стиля жизни великой женщины 20 века можно назвать и ее парижские апартаменты, сохраняющие уникальный «аромат», сотканный из встреч, бесед, раздумий, идей и всего того, что протекало в этих стенах, расположенных на Рю Камбон, 31.
ФОТОГРАФИИ РАЗНЫХ ЛЕТ:
КОКО ШАНЕЛЬ В СВОИ 23 ГОДА (1910)
Коко Шанель и Сальвадор Дали.
УКРАШЕНИЯ
СЕМЬ СЕКРЕТОВ КОКО ШАНЕЛЬ:
1. Габриель (Коко) Шанель каждое свое утро начинала жизнь заново, избавляясь от всего ненужного и тягостного. Ее детство и юность покрыты туманом, она сама придумывала легенду, запутывая биографов.
2. Шанель относилась к преградам на своем пути, как к указателю нового направления.
3. Она не пускала в свою жизнь посторонних случайных людей. Шанель очень чутко распознавала людей, которым не нравилась и спешила уйти от них.
4. Ее главным учителем была любовь, а любовники — университетами. Она впитывала в себя знания и умения своих мужчин.
5. Коко смогла сделать парадокс движущей силой ее таланта. Ведь она привнесла в моду черный цвет, который до нее считался траурным и бедным оттенком. В течение пяти лет она специально выпускала лишь черные платья, которые продавались с поразительной скоростью.
6. Она была абсолютно независима. Она поняла, что деньги дают колоссальную свободу, когда они служат вам, а не вы им. Она позволяла друзьям жить за ее счет и покрывала их долги, это был ее принцип — платить за других, чтобы забыть, что раньше платили за нее. С помощью денег она смогла побороть свою застенчивость и приобрести уверенность.
7. Она провозглашала внешнюю красоту женщины обязательной частью успеха, и чем старше дама, там важнее ее красота. Она считала, что «в 20 лет лицо дарит природа, в 30 лет его лепит жизнь, а в 50 вы должны его заслужить», ведь некоторые женщины в 50 лет выглядят привлекательнее молодых барышень.
10 ПРАВИЛ от Coco Chanel.
Правило №1 - Брюки делают женщину свободной. Коко Шанель первой спроектировала и сама начала носить брюки - в то время, когда остальные дамы вокруг возились с корсетами и длинными юбками.
Правило №2 - Идеальная юбка должна закрывать колени.
Правило №3 - Аксессуаров должно быть много - чем больше, тем лучше. Коко Шанель их просто обожала, причем в невероятных по нынешним меркам количествах.
Правило №4 - Идеальный костюм сочетает в себе мужское и женское.
Правило №5 - Стильная обувь может быть двухцветной. Шанель создала знаменитую модель туфель - белых лакированных босоножек с черным носком. Она считала, что такая обувь делает женщину более сексуальной и визуально уменьшает размер стопы.
Правило №6 - Сумка должна быть на ремешке, чтобы руки оставались свободными.
Правило №7 - Поклоняйтесь маленьким черным платьям.
Правило №8 - Пиджаки должны быть мягкими, как жакеты.
Правило №9 - Роскошь должна быть удобна, иначе это не роскошь.
Правило №10 - Духи - такая же одежда. "У женщины, которая не пользуется духами, нет будущего", - эта знаменитая фраза Шанель актуальна до сих пор.
20 золотых цитат Коко Шанель:
1. У женщин точка G находится в конце слова SHOPPING. 2. Чем хуже у девушки дела, тем лучше она должна выглядеть. 3. Как ни крути, женщина в жизни мужчины бывает только одна. Все остальные — ее тени… 4. Не люблю длинных пиджаков — при разговоре с мужчиной я не вижу, как он ко мне относится. 5. Каждая девушка должна всегда знать две вещи: чего и кого она хочет. 6. Не выходите замуж за мужчин с кошельком для мелочи. 7. Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще. 8. Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, вам придется делать то, что никогда не делали. 9. Не бывает некрасивых женщин, бывают ленивые. 10. Женщина беспокоится о будущем, пока не выйдет замуж. Мужчина не беспокоится о будущем, пока не женится. 11. Заботясь о красоте, надо начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет. 12. Женщина, которая не пользуется косметикой, слишком высокого мнения о себе. 13. Сдерживать себя, когда обидно, и не устраивать сцен, когда больно — вот что такое идеальная женщина. 14. Никто не молод после сорока лет, но мы можем быть неотразимыми в любом возрасте. 15. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать. 16. Старость не защищает от любви, но любовь защищает от старости 17. Своей манерой одеваться я вызывала насмешки окружающих, но в этом и состоял секрет моего успеха. Я выглядела не так, как все. 18. Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка. 19. Если ты рождена без крыльев, не мешай им расти. 20. Руки - визитная карточка девушки; Шея - ее паспорт; Грудь - загранпаспорт.
КНИГИ О КОКО ШАНЕЛЬ:
«Коко Шанель. Жизнь, рассказанная ею самой».
Книга о сложном и многогранном характере, книга о истинном стиле, книга о любви - и не только к мужчинам, а к себе и к своему делу в первую очередь. Хотя и мужчины тут, поверьте, играют далеко не последнюю роль. А их у Мадемуазель было немало, как для одной жизни.
Почему некоторые люди завидую богатым, знаменитым и признанным?.. В который раз убеждаюсь, что эти «бонусы» не даются просто так, с неба, это - результат упорного труда и борьбы, борьбы с окружающим миром, а часто даже и с самим собой. Со слов легендарной кутюрье можно сделать однозначный вывод, что мы в жизни обязательно чем-то жертвуем. Она пожертвовала семьей и личным счастьем в обмен на возможность заниматься любимым делом.
Мне ничего в жизни не давалось просто так, за все приходилось платить. Судьбе за свой успех и право делать любимую работу я заплатила одиночеством.
МАРСЕЛЬ ЭДРИХ -"ЗАГАДОЧНАЯ КОКО ШАНЕЛЬ"
Год издания:2012 год
Все форматы: pdf, fb2, rtf, epub, txt
Иллюстрации: да
Описание:
В книге друга и многолетнего летописца жизни Коко Шанель писателя Марселя Эдриха запечатлен живой образ Великой Мадемуазель. Автор не ставил перед собой задачу написать подробную биографию. Ему важно было донести до читателя ее нрав, голос, интонации, манеру говорить. Перед нами фактически монологи Коко Шанель, в которых она рассказывает о том, что ей самой хотелось бы прочитать в книге о себе, оставляя за читателем право самому решать, что в ее словах правда, а что - вымысел. Живые монологи самой Шанель, сопряженные с ее собеседником - своего размышления автора, - вводят читателя в интимный мир создательницы самого успешного дома мод в мире.
Сама Коко Шанель говорила, что из всех своих биографов доверяет только "шедшему с ней по жизни" Марселю Эдриху. Он знал ее лучше других. И в этом - ценность книги.
Эта книга для эстетов, будущих и действующих модельеров, историков моды, для тех, кто увлекается биографиями великих личностей, для всех поклонников традиции бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени, - стиля Коко Шанель.
КИНОФИЛЬМ
"Коко до Шанель "/ Coco avant Chanel (2009). Жанр: биография, драма, исторический. Когда-то Габриэлла Шанель только мечтала об известности и популярности, не предполагая, что все задуманное сбудется. Каким тернистым оказался ее путь к славе, как раз и показано в этом фильме. Две любовные истории, сыгравшие важную роль в ее жизни, стали значимыми и для карьеры Коко Шанель. Именно любя и вопреки всем и всему, главная героиня шла к своему успеху целеустремленно и непоколебимо, а трудности только закаляли ее силу и дух. Трудно поверить, но легендарное маленькое черное платье, она создала после трагедии произошедшей в ее жизни. Коко Шанель - имя женщины, которая никогда не изменяла своим взглядам и четко шла к намеченной цели. #кино vk.com/kinospoiler "
Рубрики: | высказывания |
История Коко Шанель - это история о женщине, которая смогла стать той, какой она мечтала быть с детства. Мадемуазель, которая сама сделала себя. С ранних лет она могла рассчитывать только на свои силы. Старших наставников, друзей, подруг биографы не смогли обнаружить в её детских годах. Скупая помощь родственников не вызывала у неё добрых чувств. К людям у дамы было вообще скверное отношение, она старалась о них меньше думать.
Её детище – легендарный бренд Шанель и огромная империя под названием компания Chanel. Сегодня в 100 странах мира действуют около 310 бутиков с логотипом Chanel. Под именем бренда трудится 17 тысяч сотрудников, производится и продается одежда, косметика, парфюмерия, часы, солнцезащитные очки, ювелирные изделия премиум-класса.
COCO MADEMOISELLE. Интенсивная парфюмерная вода-спрей
Детские годы
История жизни Коко Шанель полна драматическими событиями и изобилует судьбоносными поворотами, удачами и провалами. Датой рождения будущей кутюрье является 19 августа 1883 года. Местом рождения был городок Сомюр. Монахини, принимавшие роды в монастырском приюте, дали новорождённой имя Габриэль. Однако Коко всегда подчеркивала, что её имя - Габриэль-Боннер, означающая в переводе как счастливая, благополучная Габриэль, с хорошей родословной.
Её мать рано умирает от туберкулёза, в 33 года. Отец, странствующий торговец, наезжавший домой только изредка, отдает 12-летнюю девочку с двумя сестрами в церковный приют провинциального Обазино. Отца она больше не увидит. Для неё это было большим потрясением. О своем детстве госпожа Шанель старалась не говорить.
Коко Шанель в детстве
Коко
В 18 лет, составив компанию своей 20-летней тёте Адриенне, она убегает из приюта и оказывается в монастырском пансионе Мулена. Здесь подружки обучаются ремеслу портних, вместе проводят время за развлечениями.
Через два года Габриэль заканчивает пансион, устраивается продавцом в магазин модного белья, а для подработки занимается шитьем женской одежды.
По вечерам она посещает местное кафе, где основную публику составляли офицеры местного гарнизона. Здесь и родилась история Коко Шанель. Симпатичная брюнетка быстро стала их любимицей, и когда она решилась однажды спеть на сцене заведения, это вызвало у них восторг. Мужчинам особенно нравились её песенки «Ко Ко Ри Ко» и «Кто видел Коко». Аплодируя ей, они кричали: «Ко-ко! Ко-ко!». Это имя впоследствии так и осталось за ней. Но свою карьеру эстрадной певицы Мадемуазель Шанель припоминала без охоты.
18-летняя Шанель работала продавцом в магазине одежды и выступала в кабаре
Настоящая любовь и трагедия
Вскоре 22-летняя Коко становится любовницей одного из офицеров, Этьена Бальсана, и переезжает к нему в пригород Парижа. Однако, у наследника богатого рода текстильных магнатов не возникло глубокого чувства и желания связать себя брачными узами с продавщицей белья. Но именно на его деньги Габриэль открывает в 1909 году свое первое шляпное ателье. Так, со шляпок, сшитых руками Мадемуазель, началась история бренда Шанель.
Одна из первых шляпок Коко Шанель
Среди друзей Этьена девушка встречает свою настоящую любовь, англичанина Артура Кэйпела, богатого и успешного предпринимателя. Он помогает ей открыть магазинчик на улице Rue Cambon в Париже. Так начиналась история дома Шанель.
Артур относился к ней с нежностью
Дела в магазине -салоне пошли с большим успехом. Она даже вернула все деньги, которые давал ей Артур в качестве стартового капитала.
Трагическая смерть аристократа в 1919 году была большим ударом для Коко. Она тяжело переживала потерю любимого человека, друга и советчика по жизни.
Русский период
К тому времени Шанель уже превратилась в известного и успешного модельера. Она проживала в роскошных апартаментах, которые располагались над её фирменным бутиком.
После депрессии история жизни Коко Шанель вступила в новый этап. Судьба свела её с целой диаспорой эмигрантов из России: Сергей Дягилев, Игорь Стравинский. Влюбилась в племянника Николая II Дмитрия Романова, который был намного младше её. Великий князь познакомил её с искусным парфюмером Эрнестом Бо, когда-то работавшего вместе со своим отцом при дворе российского императора. У Коко зародилась мысль сделать для женщин духи, которые бы отличались от существовавших тогда однообразных и моно ароматных духов. По её поручению Бо в течении года разработал настоящие революционные духи из 80 цветочных компонентов.
Духи получили эффектное название Chanel No5, которые вот уже на протяжении 90 с лишним лет является самыми продаваемыми во всех уголках планеты.
Духи Chanel No 5 разработаны парфюмером Эрнестом Бо
Герцог Вестминстерский
Габриэль было уже за сорок, когда на одном из светских мероприятий в Монте-Карло её познакомили с герцогом Вестминстерским, одним из самых богатых людей Англии. Она понравилась аристократу. Герцог одаривал Шанель подарками в виде элитной недвижимости в Лондоне и во французской Ривьере. Он страстно хотел наследника, но Шанель по заключению врачей детей иметь не могла. Спустя 10 лет их роман закончился.
Герцог Вестминстерский и Коко Шанель
Высылка из страны
Во время немецкой оккупации у Габриель возникли отношения с немецким дипломатом фон Динклаге. После войны слухи об этом романе и о сотрудничестве с нацистами привели к её аресту и высылке из Франции. В 1944 году женщина уезжает в Швейцарию, поселяется в своем доме. Там она во всеобщем забвении провела почти 10 лет.
Возвращение
История жизни Коко Шанель вновь засверкала, когда она вернулась на родину в 1954 году, чтобы напомнить о себе новыми делами. Не прошло и года, как история успеха повторилась. Парижанки вновь стали предпочитать шить одежду в ателье Шанель. С ней сотрудничают многие мировые звезды Голливуда.
1960 год. Коко Шанель и ее легендарная сумочка
1960-е. Актриса Роми Шнайдер во время примерки
История жизни Коко Шанель окончилась 10 января 1971 года, когда она умерла тихой смертью в люкс отеле «Ритц», находящимся напротив сияющего своей отделкой, прославленного на весь мир Дома Шанель.
Рождение компании
История дома Шанель берет свое начало с 1910 года, с открытия первого бутика Габриэль в Париже на знаменитой ныне улице Камбон. Изделия, прежде всего шляпки Габриэль, сразу стали желанными у популярных французских актрис. Элегантная и красивая простота одежды Шанель делает истинный переворот в сфере моды, заказы в ателье поступают в огромном количестве.
Первый бутик Coco Chanel
В 1913 году она уже открывает ещё один бутик, на этот раз в городе Довиль. Здесь Коко начинает использовать ткань джерси для пошива женской одежды. Предвидение и на этот раз её не подвело. Одежда из джерси приобретает огромную популярность.
Развитие бренда
К 1915 году Коко Шанель уже пользуется репутацией прекрасного модельера. Она открывает Дом моды в Биаррице, а в 1918 г. такой Дом появляется и в столице. На вывесках красуются крупные буквы «Chanel». История бренда Шанель становится реальностью и находит свое развитие в разных городах Франции. Габриэль становится настоящей деловой дамой.
Модный Дом Chanel в Биарице
В 1921 году история успеха Шанель знаменуется ярким событием – компания представляет на суд публике совершенно новый аромат, принципиально отличающийся от прежних – Chanel No5. Он сразу завоевывает сердца женщин Парижа, а затем и всего мира.
На следующий год появляется такой же революционный аромат – Chanel No22, получивший своё имя в честь года создания.
В 1924 году Коко принимает предложение Пьера Вергаймера о производстве духов серии Chanel и создает с ним дочернюю фирму. Он платил ей по договору 30% от продажи No5 Chanel. Позже, уже во время немецкой оккупации, под предлогом, что Вергаймер еврей, она попытается установить полный контроль за этой фирмой. Но её партнер вовремя эмигрировал в США, а фирму переподписал на французского гражданина и у Шанель ничего не вышло.
Духи Coco Chanel
В том же году, который выдался особенно плодовитым для Мадемуазель, она, путешествуя вместе с герцогом Вестминстерским по Шотландии, обнаруживает для себя твид, национальную шотландскую ткань. Материал воодушевляет её на творение легендарных женских костюмов.
В 1926 г. кутюрье создает один из своих главных шедевров – прославленное маленькое черное платье, которое сразу причислили к необходимому атрибуту гардероба каждой женщины. Эпитетов платье удостоилось много, американцы даже сравнили его появление с созданием автомобиля Форд.
Платья Coco Chanel
В 1931 году Шанель приезжает в Голливуд. Её приглашают, чтобы поработать над формированием стиля одежды звезд американского кино.
В 1932 году Габриэль организовывает в Париже выставку бриллиантов.
На 1935 год приходится пик славы Шанель. В модельном доме кутюрье работает свыше 4 тысяч работников.
С 1939 года, начала войны Мадемуазель Шанель прикрывает все бутики, модные дома и ателье.
Послевоенный этап
В 1954 году Шанель возвращается в Париж, чтобы снова приступить к активной творческой жизни после 14 лет бездействия.
В 1955 году кутюрье представляет сумочку из кожи и ремешка из золотой цепочки. Конструкция с ремешком освобождает руки женщин и это было воспринято как новый переворот в моде на аксессуары.
В 1957 она представляет для женщин светлые туфли с черным носком, которые визуально уменьшали размер ступни и делали ноги более длинными.
Обувь от Chanel
Новинки Коко Шанель носят кинозвезды, их фотографии широко размещаются в прессе, марка Chanel становится эталоном элегантности и роскоши.
Великая Мадемуазель перевернула представления о моде XX века. Она упростила женскую одежду, смело заимствовала некоторые элементы из мужского гардероба, отказалась от гламура и излишней роскоши в костюме.
После ухода Шанель из жизни, Дом моды Chanel был сначала в собственности группы бизнесменов, затем компанию выкупили Вергаймеры.
В 1978 г. компанией запущена серия повседневной одежды от Шанель для массового производства prеt-а-porter.
С 1983 г. по настоящее время дизайнером Chanel является Карл Лагерфельд.
Карл Лагерфельд
Компания существенно расширила за последние годы виды продукции:налажен выпуск элитных часов, очков с оправой от Chanel, открыт Дом высокого ювелирного искусства.
В России первый бутик Chanel был открыт в 2006 году в Москве. На сегодня компания имеет пять монобрендовых бутика в России.
Chanel располагает своими предприятиями, плантациями растений, которые применяются для производства продукции, а также тремя научно-исследовательскими центрами, разрабатывающими новые технологии.
Логотип
Логотип Шанель, созданный в виде двух переплетающихся друг с другом букв «С», впервые появился на флаконах с духами No5 Chanel. Как многие считают, буквы отображают имя кутюрье Coco Chanel.
Логотип Coco Chanel
Перспективы
В настоящее время брендом Chanel владеют Жерар и Ален Вергхаймеры, внуки бывшего партнера Коко Шанель. С 2016 года Ален Вергхаймер является и директором модного дома. Штаб-квартира Chanel находится в Париже.
Специалисты агентства Блумберг оценивают нынешнюю стоимость Chanel в $18.5 миллиардов.
Показатели
2016 года принес компании 5,7 млрд. $ выручки, что оказалось меньше прошлогодней на 9%. $. Чистая прибыль уменьшилась более, чем на треть - с 1,34 млрд. $ до 870 млн. $. Ухудшение показателей руководство объясняет тем, что группа продала британскую дочернюю компанию Chanel United Kingdom, доля в продажах которой составляла 11% продаж.
В России же продажи бренда увеличились на 9%, до 14,23 млрд руб., а прибыль поднялась с 1,58 млрд. до 2,1 млрд рублей.
Первый в Европе парфюмерно-косметический бутик Chanel в центре Москвы
Компания все время находится в творческих поисках новых путей коммуникаций с клиентами, расширяет линейку продукции.
Совсем недавно Chanel объявила о партнерстве с британским онлайн-ритейлером Farfetch. Сотрудничество предполагает разработку цифровых услуг, позволяющих расширить контакты клиентов с менеджментом магазинов.
Чтобы не отстать от сегодняшнего тренда на увлечение сникерами, в январе представлена весенняя коллекция кроссовок Chanel 2018 с фирменным логотипом на каждой паре.
Миссия
Элегантная простота. Неповторимый стиль. Расширение своего влияния не только в поисках новых рынков и партнеров, но и в проникновении в смежные отрасли. Фирма занималась сначала только выпуском одежды, а затем стала производить духи, аксессуары, часы, а сейчас и кроссовки.
Шанель Габриель Бонёр, прозванная Коко Шанель, была ведущим французским кутюрье, чей модернизм, вдохновлённость мужской модой и следование дорогой простоте в создаваемой одежде сделали из неё, возможно, самую важную фигуру в истории моды XX-го столетия. Шанель привнесла в женскую моду приталенный жакет и маленькое чёрное платье. Влияние Коко на высокую моду было настолько сильным, что её - единственную из мира моды - журнал «Тайм» внес в список ста самых влиятельных людей XX века.
Основательница самого известного и шикарного модного дома много десятилетий назад заложила традицию бессменной элегантности, не поддающейся влиянию времени. Вместо бесконечных новшеств Габриель Коко Шанель предложила обновленную классику юбки в складку, женские брюки и блейзеры. Пальто, и, конечно же, знаменитый костюм в стиле Шанель. Идеи, которые она воплотила в начале XX века, оказались поистине революционными: она освободила женщин от удушающих корсетов, длинных пышных юбок, экстравагантных шляп и замысловатых украшений. Простые, строгие, четкие линии, подчеркивающие достоинства и скрывающие недостатки фигуры, пришли на смену рюшкам и оборкам. Женщины с восторгом приняли гениальную философскую концепцию Шанель: чтобы великолепно выглядеть, необязательно быть молодой и красивой. Мода от Шанель не устаревает. Все ее вещи - простые и удобные, но вместе с тем стильные и элегантные остаются актуальными из года в год, независимо от происходящих в мире моды перемен.
История успеха, Биография Коко Шанель
Коко Шанель родилась 19 августа 1883 года в Сомуре (Франция). Ее родители - Альберт Шанель (рыночный торговец) и Евгения Жанна Деволь (дочь сельского плотника), не состояли в браке. Мать Габриэль умерла от астмы, когда девочке было двенадцать лет. Через неделю после ее смерти отец оставил Габриэль и ее двух сестер в католический приют в Обазине. После этого Габриэль больше не увидит своего отца.
В приюте Габриель продолжала создавать свой мир. Она всё надеялась, что отец её заберёт, и говорила об этом с другими девочками. А когда те пытались иронизировать, намекая на то, что он даже никогда её не навещает, Габриель объясняла, что у него просто нет времени. И рассказывала историю о том, что её отец владеет огромными виноградниками и живёт в Нью-Йорке, куда экспортирует вино. Понятное дело, он слишком занят, чтобы приехать в эту жалкую деревушку…
У сироты, выросшей в сиротском доме в то время, не было будущего. Тем не менее, мечты о прекрасном избавлении и ожидавшем ее блестящем будущем, возникли у Шанель уже в эти годы. Будучи вынужденной много лет носить форму, она мечтала одеть всех женщин по-своему. В будущем она никогда не упомянет свои годы в сиротском доме. Более того, она сделает все возможное, чтобы стереть из памяти все несчастья и бедность, которые словно были уготовлены ей судьбой.
Покинув в 20 лет приют ей не пришлось искать работу , по рекомендации из монастыря юная Габриэль устроилась помощницей по продаже белья в трикотажном магазине города Мулен. Габриель быстро заслужила уважение новых хозяев и заказчиков - Шанель мастерски шила женскую и детскую одежду.
Свободное от работы время Шанель проводила в заведении под названием «Ротонда». Мулен был гарнизонным городом. Там жили офицеры. Многие из них были знатными и богатыми. Кафешантан (то есть кафе с эстрадой) «Ротонда» было излюбленным местом их сходок. Габриель стала любимицей офицеров - их привлекала её харизма и необыкновенная внешность: заплетённая вокруг головы тугая чёрная коса и странно горящие глаза. Она была непохожа на других, она создавала свой собственный мир, и в этом была её сила.
Как-то раз в «Ротонде» Габриель выпила шампанского и вдруг решила, что её будущее - стать знаменитой певицей. Она и до того любила петь - в институтском хоре, но на эстраде никогда не выступала. Офицерам идея понравилась, и они договорились с директором «Ротонды» о концертах. Фантазия ворвалась в жизнь, и Габриель, краснея и запинаясь, действительно стала выступать. Многим это понравилось. Особенным успехом у офицеров пользовались песни «Ko Ko Ri Ko и Qui qua vu Coco». Её часто вызывали на бис, скандируя: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это имя за ней и закрепилось. Правда, Мадемуазель Шанель не любила вспоминать о своей певческой карьере и объясняла происхождение этого прозвища иначе: «Мой отец обожал меня и называл цыпленочком » (по-французски - коко)…
Вообще мотив презрения к собственному происхождению, к нищете, окружавшей ее в детстве и юности, преследовал Шанель на протяжении всей жизни. Этот комплекс стал одним из основополагающих в ее бурной деятельности, в стремлении любыми путями добиться успеха и признания. Ей хотелось спастись от унижений и забыть нищее детство без ласки и любви, пустоту и одиночество. И поэтому, когда в 1905 году в ее жизни появился молодой буржуа Этьен Бальсан, олицетворявший собой праздность и роскошь, она решила, что этот мужчина создан для нее.
Коко Шанель согласилась на его предложение быть вместе и поселилась с ним в аристократическом предместье Парижа - Виши. Коко пользовалась всеми преимуществами нового положения: валялась в постели до полудня и читала дешевые романы. Хотя вначале новая жизнь в замке ей нравилась, она так и не смогла привыкнуть к роли любовницы (Бальсан не считал ее той женщиной, с которой следует связать жизнь).
Коко Шанель - модельер и предприниматель
Спустя три года Коко познакомилась с другом Бальсана - молодым англичанином Артуром Кейпелом, по прозвищу Бой. Именно ему Шанель обязана началом своей карьеры: он посоветовал приглянувшейся ему девушке открыть шляпный магазин и обещал оказать финансовую поддержку. Коко сменила замок на холостяцкую квартиру Артура в Париже. Здесь она стала делать и продавать свои шляпки всем бывшим любовницам Боя и их многочисленным подружкам. Дело Шанель быстро пошло в гору, и в конце 1910 года, взяв деньги у друга, она перебралась на улицу Камбон и открыла там свое ателье со смелой вывеской «Моды Шанель». Совсем скоро эта улица станет известна всему миру и в течение полувека будет связана с ее именем.
После того, как она открыла свой бизнес и получила возможность применить свой вкус и свои способности, Коко Шанель превратилась в женщину-предпринимателя до конца своей жизни. Ничто не могло ее остановить: ни отсутствие опыта, ни Первая Мировая война, которая разразилась вскоре. До конца жизни она продолжала работать как дизайнер и как предприниматель, воплощая в жизнь свои идеи об искусстве быть элегантной. Ее бизнес превратился в феномен, до этого неизвестный в истории моды. До Шанель портные никогда не были частью высшего общества. Коко Шанель изменила общественное мнение о работе дизайнера. Она превратилась в магнетическую персону международного масштаба. Она была вхожа и приглашена везде, даже в самые аристократические круги. Тем не менее, ее саму это нисколько не удивляло. Она так комментировала свою славу - «Я вошла в общество не потому, что я должна была создавать одежду. Наоборот. Я создавала одежду, потому что жила в обществе, где я стала первой женщиной, живущей полной жизнью этого века .» |
В 1913 году Коко открыла процветающий бутик шляпок в Довиле. Но она мечтала разработать свою линию женской одежды. Права изготавливать «настоящее» женское платье Шанель не имела: поскольку она не была профессиональной портнихой, ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию. Коко нашла выход: стала шить платья из джерси - ткани, которая до этого использовалась только для пошива мужского нижнего белья, и сделала на этом состояние. Подобным образом рождались все ее наряды-открытия. Созидая, Коко не изощрялась, а упрощала. Она не рисовала свои модели и не шила их, а просто брала ножницы, накидывала ткань на манекенщицу и резала и закалывала бесформенную массу материи до тех пор, пока не проявлялся нужный силуэт. Коко стремительно вошла в мир моды, обратив на себя всеобщее внимание: она создала стиль, ранее немыслимый для женщин, - спортивные костюмы; она осмеливалась появляться на пляжах приморских курортов в «матроске» и обтягивающей юбке. А через пару лет Коко покажет редингот без пояса и украшений, убрав бюст и изгибы почти с мужской строгостью. Она создаст заниженную талию, платье-рубашку, женские брюки и пляжную пижаму. Так родился стиль от Шанель - просто, практично и элегантно.
В 1919 г. Копел погиб в автокатастрофе. «…Габриель увидела груду искореженного металла, которая совсем недавно была машиной, легонько провела рукой по стекла. Везде была кровь - кровь Артура Кэпела, ее любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в черный цвет и обратилась в траур. Габриель Шанель уже была очень знаменитой - и тысячи подражательниц мгновенно последовали её примеру. Так в моду прочно вошел черный цвет .»
«Эта смерть стала для меня тягчайшим ударом. Со смертью Капеля я потеряла всё », - признавалась она. А в другом интервью того времени говорила: «Женщина не может быть счастлива, если она нелюбима. Ведь ей нужно только это. Женщина, которую не любят, - это ноль и ничего больше. Уж поверьте мне: молодая она или старая, мать, любовница… Женщина, которую не любят, - погибшая женщина. Она может спокойно умирать, это уже не важно ».
Летом 1920 года, когда Коко открыла в Биаритце большой Дом моделей у нее уже были клиенты по всему миру. Люди любили её блейзеры, юбки, длинные свитера из джерси, матроски и известнейший костюм (юбка + жакет).
Из депрессии в которой она прибывала после смерти «Боя», ей помогли выйти русские. Она познакомилась с Дягилевым и Стравинским, стала оказывать им финансовую поддержку (например, выдала Дягилеву 300 тыс. франков на постановку «Весны священной», а через 10 лет проводила бессонные ночи у его постели, когда он умирал в Венеции, и потом выдала деньги на его похороны).
Вскоре общение с русской диаспорой вывело Коко на великого князя Дмитрия, внука Александра II и кузена Николая II.Человека, дважды чудом избежавшего смерти (первый раз, когда бежал из России в 1917-м, опасаясь возмездия императрицы за участие в убийстве Распутина; второй раз - потому что был не в России во время Великой Октябрьской революции). Дмитрий Павлович оказался во Франции без гроша в кармане, и жил, мягко говоря, не на широкую ногу. Тем не менее, он стал любовником Габриэль. Коко Шанель влюбилась и взяла молодого князя на содержание… С этого момента в творчестве дома Chanel начинается так называемый русский период. Выходит много моделей, которые используют в своей основе русские мотивы.
Именно Дмитрий Романов познакомил Коко Шанель с известным парфюмером Эрнестом Бо. Отец Бо долгие годы работал при дворе его императорского величества. И это был отменный специалист, который унаследовал сполна талант своего предка. Тут стоит заметить, что до этого момента женские духи были достаточно однообразны. Никто не использовал в их производстве хотя бы несколько ароматов. Были, так называемые лавандовые духи, духи с запахом розы, жасмина. Но никто не использовал миксов из нескольких ароматов. После года напряженной работы Эрнест Бо представил Коко несколько вариантов духов, разработанных «для женщины, которые пахнут, как женщина». Шанель выбрала пятый вариант.
Так и появились известные ныне духи Chanel №5, которые обладали 80 ароматами, и не повторяли ни один из известных цветков. Для духов был изготовлен специальный прямоугольный флакон из хрусталя, который сегодня является по-настоящему культовым. На флаконе была небольшая этикетка «Chanel №5». С тех пор духи начали завоевывать мир. А сегодня являются и вовсе самыми продаваемыми на нашей планете. А это значит не мало!
Немногим позже дом мод Шанель представил еще один вид продукции – украшения. И здесь Коко превзошла саму себя. Она решила смешать натуральные камни и стразы. Результат превзошел все ожидания. К тому моменту Коко Шанель уже привыкла к этому. Она сама стала диктовать моду. Все, что выпускал ее Дом, было модно.
Уже будучи некоронованной королевой парижской моды, Шанель предложила своим клиенткам еще несколько революционных изменений: брюки-клет, короткую стрижку… В 1926 году Коко Шанель создала свое «маленькое черное платье» (в прошлом - униформу парижских продавщиц), ставшее многофункциональной вещью вне моды, установив этим концепцию минимализма в модельном деле.
Чтобы расширить круг своих клиентов, а заодно почерпнуть новые творческие идеи и креативнность , Коко Шанель не переставала вращаться в кругах парижской богемы. Именно здесь она познакомилась с великим Пабло Пикассо, драматургом Жаном Кокто… Многие искали общения с известной модельершей просто из любопытства, однако с удивлением находили Коко неглупой, остроумной, оригинально мыслящей женщиной. Сам Пикассо назвал ее самой рассудительной женщиной на свете. Мужчин привлекала в ней не только внешность, но и неординарные личные качества, сильный характер, непредсказуемое поведение. Коко была то неотразимо кокетлива, то чрезвычайно резка, прямолинейна, даже цинична. Окружающим нравилась ее целеустремленность и уверенность в себе , она производила впечатление довольной собой и своими успехами женщиной.
В жизни этой женщины всегда было множество любовных романов, однако ни один так и не закончился чем-либо серьезным. По невидимым каналам любви бесперебойно она «перекачивала» в себя знания и умения своих мужчин. Каждый из них являл собой личность. А Коко до поры становилась калькой, копиркой, чеховской Душечкой. Верховой езде, смакованию устриц, английскому языку, игре в теннис, охоте на лис и кабанов, рыбной ловле, изданию газет научилась от них в совершенстве. Каждый ее мужчина привносил что-то свое и в женскую моду, и в другие ее начинания.
Следующее изменение коллекций Chanel опять было связано с любовными приключениями хозяйки дома. Коко влюбилась в Вестминстерского герцога. С этого момента начался английский период в истории дома Шанель. Роман Коко и герцога продлился целых 14 лет. Именно столько длился и соответствующий ему период в творчестве великой мадемуазель Шанель. Пожалуй, самым заметным его этапом стало то, что Коко привила моду на ношение драгоценностей поверх обычных свитеров. В Англии никто не практиковал подобное. До Шанель. Разлад между герцогом и Коко произошел тогда, когда стало ясно, что Шанель уже не может подарить ему наследников. Ей было 46 лет, и врачи констатировали этот прискорбный факт.
10 лет вне моды
Несмотря на колоссальный успех своей одежды, в 1939 году Коко закрывает все магазины и дом моды, начинается Вторая мировая война. Многие дизайнеры уехали из страны, но Коко остаётся в Париже. В сентябре 1944 года по инициативе Комитета по Общественной Морали Шанель была арестована. Причиной стала любовная связь Коко с высокопоставленным немецким офицером Вальтером Шелленбергом, помощником командующего «СС» Генриха Гиммлера. Через несколько часов после ареста она была освобождена. Вскоре после этого Шанель уехала в Швейцарию, где она прожила почти десять лет.
Возвращение Коко Шанель в мир моды
В 1954 году в возрасте 70 лет она с триумфом вернулась в мир моды. «Я больше не могла видеть то, что сделали с парижским кутюр такие дизайнеры, как Диор или Балмэн » - так объяснила она свое возвращение.
Первой реакцией знатоков и прессы на показ новой коллекции Шанель были шок и возмущение - она не смогла предложить ничего нового! Увы, критики не сумели понять, что в этом-то как раз и состоит ее секрет - ничего нового, только вечная, нестареющая элегантность. На критику Коко отвечала с достоинством, но очень колко - «Ничто так не старит женщину, как слишком богатый костюм » или «Остерегайтесь оригинальности, в женской моде оригинальность может привести к маскараду ». Во всяком случае, не прошло и года, как новое поколение модниц стало считать за честь одеваться от Шанель, а сама Коко превратилась в магната, управляющего самым крупным домом в мировой индустрии моды.
В трудные военные годы многие парижские модницы лишились своих парчовых платьев и боа из страусиных перьев. Вместо этого Шанель предложила им простые блузки рубашечного покроя и прямые до колен юбки - копии моделей собственного незатейливого, но всегда актуального гардероба. Парижанки с восторгом приняли «элегантную простоту от Шанель», а в конце 50-х годов, модниц, признавших стиль Шанель, можно было увидеть уже по всей Европе. Причтенный костюм, кокетливая шляпка, закрывающая пол-лица, высокий каблук - образ элегантной, уверенной и себе сексуальной дамы без возраста. Не хватали лишь последнего, едва уловимого, но необходимого акцента - капли духов, которые бы подчеркнули этот имидж. Тогда Шанель создала парфюм, ставший самым известным в мире и признанный потомками произведением искусства. Свои духи Коко назвала «Шанель N 5». Если кто-то сегодня хочет купить настоящие французские духи, в первую очередь ему на ум приходит именно «Шанель N 5». Всю жизнь она считала пятерку своим счастливым числом, неизменно приносящим ей удачу. Не случайно свои новые коллекции она всегда показывала именно пятого числа.
В период с 1950 по 1960-е годы Коко работала со многими голливудскими студиями и звездами уровня Одри Хепберн и Лиз Тэйлор. В 1969 году актриса Кэтрин Хепберн сыграла роль Шанель в бродвейском мюзикле «Коко».
В послевоенные годы у Коко появился опасный конкурент - Кристиан Диор, который сделал женщин похожими на цветы, одев их в кринолин, затянув им талию и напустив многочисленные складки на бедра. Шанель посмеивалась над этой «гиперженственностью»: «Мужчина, который не имел ни одной женщины за всю свою жизнь, стремится одеть их так, как если бы сам был женщиной ».
Мадемуазель Коко вообще была ревнива и прижимиста. Она всегда носила на шее ножницы, привязанные на тесемке. Был случай, когда Шанель, увидев костюм от Живанши на одной из своих манекенщиц, подошла и мгновенно вспорола его, сказав, что теперь костюм выглядит лучше.
Коко Шанель славилась высокомерием по отношению к окружающим ее людям - она унижала тех, кому делала добро. О ней говорили, что ее подарки, как пощечины. Высказывания Коко о людях были убийственны, а грубость ее отдавала высокомерием. Она была удивительно работоспособна, энергична и презирала людей. «Мне плевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще » - часто говорила она.
До самой старости Шанель сохранила гибкость фигуры и была очень трудолюбива. Идеи новых костюмов приходили к ней даже во сне, и тогда она просыпалась и начинала работать.
Работоспособность царицы моды была уникальна. Свою последнюю коллекцию она создала в возрасте 88 лет. Сама Шанель не сомневалась в том, что в основе ее силы лежит философия, раскрывающая отношение женщины к миру, в котором она живет. Шанель, одевшая прекрасную половину мира, говорила: «Главное в женщине - не одежда, а милые манеры, рассудительность и строгий режим дня. Женщина должна быть женственна и спортивна и никогда не дурманить себя пустыми разговорами. Она должна знать, зачем и куда ей надо идти, какова цель каждого жеста и взгляда. Надо сохранять собственную неповторимость: в движениях, мыслях, поступках. Уметь противостоять даже требованиям моды ».
Коко Шанель объясняла свое активное долголетие тем, что никогда не вела ночной богемной жизни - «После бессонной ночи не создашь ничего путного днем ». Она говорила - «Нельзя позволять себе обжорство и алкоголь, которые разрушают тело, и все же надеяться иметь тело, которое функционирует с минимальным разрушением. Свеча, которая горит с двух концов, может, конечно, распространять ярчайший свет, но темнота, которая последует потом, будет долгой ».
Габриэль Шанель умерла тихой смертью 10 января 1971 года в возрасте 88 лет в номере люкс отеля «Ритц» в Париже, через дорогу от роскошно отделанного, известного на весь мир Дома Шанель. Ее похоронили в Лозанне - в могиле, окруженной пятью львами из камня. Доходы ее империи составляли 160 млн. долларов в год, а в ее гардеробе было найдено всего три наряда, но «очень стильных наряда», как сказала бы Великая Королева Моды.
Шестьь секретов успеха Коко Шанель
За 88 лет жизни Великая Мадемуазель дала свое имя стилю одежды, костюму, Дому моды, духам. Неутомимая изобретательница, Шанель создала массу нового, но прежде всего… женщину, которую до нее никто не знал. Сиротка из приюта навсегда вошла в историю - шанелизировала весь мир. Как? У нее были свои способы.
- Каждое утро Коко Шанель начинала жить заново. Она методично избавлялась от груза невыгодного ей прошлого. Всякий новый день она вычеркивала из памяти все тягостное из дня вчерашнего. Детство и часть ее юности покрыты завесой тумана. Она творила свою легенду самостоятельно, придумывая факты, запутывая своих биографов. Габриэль выбросила за борт, как хлам, по меньшей мере 10 своих лет и, осознав это, как ни странно, почувствовала, что у нее появилось больше времени. Она стала меньше нуждаться во сне, плодотворнее размышлять. Своей судьбой она доказала: из прошлого будущее вовсе не вытекает, в любой момент можно начать карьеру . Ей легко было закрыть на долгие годы главное свое детище - Дом моды, чтобы потом, в 71 год, когда ее и в расчет-то уже не принимали, вернуться в бизнес и достичь прежних высот.
- Любую преграду на пути Шанель рассматривала как указатель нового направления. В начале своей карьеры она не имела права изготавливать «настоящее» женское платье, так как ее могли привлечь к ответственности за незаконную конкуренцию, ведь она не была профессиональной портнихой. Тогда Шанель стала делать платья из мужского джерси и создала на этом состояние. Как ей удалось достичь успеха столь быстро? А у неё просто не было другого выхода. Решительно восставать против всего, что бытовало в моде той эпохи, её заставляло не что иное, как собственное тело. Худощавое и никак не вписывавшееся в общепринятые каноны того времени. К этому телу просто физически не подходило что-либо дорогое и пышное, и она поэтому презирала шикарные ткани и тянулась к дешёвому трикотажу. Однажды у Коко загорелась газовая колонка и опалила ей локоны. Тогда новаторша отрезала косы и гордо вышла «в люди». Так в 1917 году возникла мода на короткую женскую стрижку. До Шанель дамы обязаны были быть длинноволосыми.
- Шанель не допускала в свою жизнь случайных людей, поэтому с ней почти не происходило случайных событий. Критерий был элементарен: она чутко распознавала тех, кому не нравилась, и уходила от них.
- Коко Шанель сделала парадокс образом своей жизни и движущей силой своего таланта. До нее черный цвет считался краской бедности и траура. Женщины без причины не смели носить черную одежду. Шанель провозгласила черный популярным и роскошным. В течение пяти лет она выпускала только черное, и ее «мрачные» платья продавались, как булочки, с начинкой - с маленьким белым воротничком и обшлагами. С Шанель начались белые женские пижамы. Вообще, она «обобрала» мужчин, ввела в женскую моду их жакеты, блузки с галстуками, их запонки и шляпы.
- Независимость была ее богом, аксиомой жизни. Еще с первым любовником Коко открыла свободу, какую дают деньги, если не ты служишь им, а они служат тебе. Друзья роскошно жили за ее счет, она покрывала их огромные долги. Это был ее принцип - платить, чтобы забыть, что за нее когда-то платили. С помощью денег она избавилась от своей застенчивости , ведь раньше в салонах она не раскрывала рта. Колоссальные прибыли даровали ей уверенность и способность говорить публично.
- Внешняя красота в женщине провозглашалась ею как часть успеха, иначе нельзя никого ни в чем убедить. Чем старше дама, тем важнее для нее быть красивой. Шанель говорила: «В 20 лет ваше лицо дает вам природа, в 30 - его лепит жизнь, но в 50 вы должны заслужить его сами… Ничто так не старит, как стремление молодиться. После 50 никто уже не молод. Но я знаю 50-летних, что более привлекательны, чем три четверти плохо ухоженных молодых женщин ». Сама Шанель была похожа на вечного лучезарного подростка. Она весила всю жизнь столько, сколько в 20 лет. И еще: она дала дамам не только новый стиль, но и новое лицо, воплотившее эпоху, - «мордочку мятежной сиротки с грацией олененка». Два-три раза в столетие появляются нестандартные типы лиц, которые вдруг затмевают признанных красавиц и вводят другой канон красоты. Шанель была из таких!
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
История успеха Коко Шанель – это история становления нового стиля моды в 20-х годах ХХ века. Характерной чертой этого стиля была «зачерненность», который настолько распространился среди модниц того времени, что его сравнивали по уровню успеха с новой моделью автомобилей Генри Форда. Все го машины тогда выходили с конвейера только черного цвета.
Есть мнение, что на творчество Габриэль (настоящее имя Коко Шанель) оказал влияние деловой стиль мужчин. Именно отсюда пошла любовь к черному цвету.
Габриэль Шанель
Габриэль Шанель родилась в приюте на западе Франции в городе Сомюр 19 августа 1883 года. Ее мать была дочерь сельского плотника, а отец – рыночным торговцем.
Работники приюта назвали девочку Габриэль в честь медсестры, помогавшей ее матери при родах. Мама Габриэль умерла, кода девочке было 11 лет, а отец оставил ее и двух сестер в сиротском доме при монастыре. Именно там будущий модельер научилась шить.
Когда девочке исполнилось 18 лет , она оставила монастырь и устроилась работать продавщицей в магазин одежды. В свободное от работы время она шила шляпки и пела в местном кабаре. Одна из песен ее репертуара называлась «Ко Ко Ri Ко» (по-русски – «кукареку» ). Именно отсюда появилось прозвище Коко, которое стало ее вторым именем.
Начало истории успеха
Жизнь Коко Шанель изменилась, когда она познакомилась с состоятельным мужчиной, который владел конным заводом. С ним она отправилась в столицу Франции, где открыла свой первый магазин в 1910 году .
Основным ассортиментом магазина были шляпки, которые она шила сама. За счет низкой цены и отличного качества, ее шляпки быстро завоевали популярность. У Коко появились свои постоянные клиентки. Отличительной особенностью ее изделий была строгость следования моде и отсутствие всяких излишеств в виде бантов и перьев.
В 1914 году Коко Шанель открывает второй магазин в связи с большой популярностью на ее изделия. Второй магазин был открыт в самом центре Парижа – напротив отеля «Риц».
Заслуги модельера
Шанель лишила моду XIX века от сковывающей движения одежды, а также от корсетов. Модницам того времени это пришлось по вкусу.
Она просто омолодила всех женщин, которые пользовались ее изделиями – они стали привлекательнее и моложе. Она изготавливала женские юбки, свитера, брюки, жакеты, блузки. Все это было нарасхват, это была революция в моде!
Модели Коко Шанель стали популярными и за пределами Парижа, у нее появились клиентки из высшего общества. Именно тогда появляется ее знаменитый женский костюм строгого покроя – черное приталено платье, либо черная ююба и жакет.
Chanel №5
Помимо одежды, в состав коллекции Коко вошел аромат Chanel №5 , который до сих пор популярен во всем мире. На тот момент аромат женских духов состоял из запаха одного цветка. Шанель изменила моду и в парфюмерии, сделав полиаромат, состоящий из 80 компонентов.
Знаменитый аромат «Chanel №5» был создан в 1921 году парфюмером Эрнестом Бо – бывшим парфюмером царского двора, бежавшим из России после революции 1917 года. По легенде, Коко Шанель попросила господина Бо создать «искусственный аромат, который пахнет Женщиной». Парфюмер после экспериментов представил ей на выбор десять ароматов, из которых она выбрала пятый – отсюда и название.
Когда началась Вторая мировая война, Коко осталась в Париже, закрыла свои магазины и жила в гостинице «Риц». Говорили, что у нее были связи с немцами. После 1945 года ее арестовали, но вскоре выпустили, и она уехала в Швейцарию.
Возвращение в мир моды
В мир моды Коко Шанель вернулась в 1954 году, когда ей был уже 71 год. Она продемонстрировала в Париже новый стиль женской одежды — практичный, деловой. Однако былой славы и уважения она добилась лишь спустя три сезона. Костюм «от Шанель» стал символом статуса нового поколения: из твида, с узкой юбкой, жакетом без воротника, обшитым тесьмой, золотистыми пуговицами и накладными карманами.
В 1957 году Коко Шанель стала обладательницей Модного Оскара, как самый влиятельный дизайнер XX века.
Габриэль умерла одинокой и бездетной 10 января 1971 года. В 1983 году директором ее фирмы стал немецкий дизайнер одежды Карл Лагерфельд, он добавил в стиль Шанель немного эротики…
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт