Тренировка игры с авп кс го. Пять правил сверхэффективной тренировки в cs:go
Представляем вашему вниманию серию статей, посвященных Counter- Strike: Global Offensive, которые помогут вам лучше понять культуру нетленного FPS от Valve.
- Как стрелять с AWP
Сегодня мы расскажем о всех тонкостях, которые следует знать при знакомстве со снайперской винтовкой AWP:
Игрокам в теннис должно быть знакомо это особенное дзеноподобное чувство спокойствия и контроля в момент подачи мяча. Все тонкости движения ног, планирования укороченных ударов и приема подачи соперника вмиг рассеиваются: темп игры покоится у вас в ладони.
В обращении с самым смертоносным оружием в Counter-Strike есть что-то похожее. Как и великие теннисисты, умелые игроки с AWP сочетают выдержку и уверенность. Они одновременно полагаются на размеренность действий и молниеносные рефлексы.
AWP – настоящий инструмент устрашения, который может отпугнуть не только тогда, когда он нацелен на вас, но и в пору его освоения. Это скорее самостоятельная дисциплина со своими техниками, методиками и подводными камнями, чем просто вариант экипировки.
Основы AWP
AWP тяжела, мощна и дорога. Главное ее достоинство заключается в том, что это единственное оружие, способное убить одним выстрелом в туловище – согласитесь, в игре про истребление команды противника такое свойство сложно переоценить сложно. Впрочем, одной пули не всегда достаточно: попадание в нижнюю часть туловища дает лишь 85 урона, как и всевозможные прострелы через поверхности типа перил или углов.
С великой силой AWP приходит не менее великая ответственность. Будь то казуальный матч или соревновательная игра 5 на 5, покупка этой винтовки обходится в $4750. Если вы внимательно ознакомились с азами экономики CSGO, то должны осознавать возможные последствия: нереализованное вложение в AWP может серьезно ударить по бюджету команды в следующих раундах. Никакое другое оружие в игре, кроме разве что «автоснайперки» и бесполезных пулеметов, так сильно на материальном положении не отражается.
Некоторые аспекты AWP делают ее невыносимой для новичков, включая ее влияние на подвижность. Скорость игрока с ножом составляет 250 единиц в секунду, с USP она будет уже 240, с AK-47 – 215, а со «слоном» это значение падает аж до 200 единиц. Медленнее, опять же, только пулеметы с их 195 единицами в секунду.
Темп стрельбы AWP сравнительно низок, что придает вашему первому выстрелу огромную важность. Scout, младший брат AWP, стреляет примерно так же неторопливо, но компенсирует это безумной мобильностью даже при включенном прицеле. И, как и все оружие в CSGO, AWP очень чувствительна к движениям, поэтому для точных выстрелов требуется практически замереть на месте (в разделе об этом подробнее). Соответственно, «аваперам» приходится неподвижно держать определенный угол, становясь легкой добычей для световых гранат и рашей с окружением.
При всем этом у AWP куда больше преимуществ. У нее лучшая пробивная способность в игре, как в плане прошивания стен (250 единиц по шкале от 0 до 300), так и в бронебойности (97.5 из 100, что практически нивелирует смягчающий эффект «армора»). Правильное сочетание смекалки и координации может привести к выстрелам вне законов логики . А они, в свою очередь, к лестным обвинениям в читерстве в ваш адрес.
Когда лучше покупать AWP
Если вы хотите купить AWP в соревновательном матче, сделать это стоит при первой же возможности с учетом того, что у вас есть хотя бы $5750 – обычно это четвертый раунд игры. Даже если ваша команда проиграла три раунда подряд, не выполнив ни одной цели, а вы сами за все это время не убили ни одного врага, ваш заработок составит $6500, включая начальные $800.
Наиболее эффективный игрок с AWP потратится чуть больше, закупившись гранатами. С учетом этого затраты составят около $6450:
- AWP – $4750
- Броня и шлем – $1000
- Две световые и дымовая гранаты – $700
Покупка AWP без брони – это своего рода «стеклянная пушка». Риск за этим стоит гигантский, поскольку вы становитесь медлительной артиллерией без какой-либо защиты от попаданий, не только наносящих урон, но и сбивающих прицел . Избегайте использования AWP без полного комплекта брони, это последняя отчаянная мера, к которой обычно прибегают, когда враг на пороге победы.
Если ваш товарищ уже купил AWP, хорошенько подумайте, прежде чем покупать себе еще одну. На некоторых картах есть подходящие для этого ситуации (тактика с двумя AWP на Dust II более чем жизнеспособна благодаря прямым участкам на точках A, B и на миду), но экономический риск не всегда себя оправдывает. С другой стороны, в казуальном режиме это не грозит ничем, кроме «легкого» закупа в последующие пару раундов.
Два стиля игры с AWP
В общем смысле существует две тактики применения AWP: пассивная, с неподвижным контролем определенной площади, и агрессивная, предполагающая постоянное перемещение. На профессиональной сцене CSGO игроки вроде SmithZz из Titan или nico, до недавнего времени входившего в состав Dignitas, придерживаются пассивного стиля, тогда как kennyS из EnVyUs и JW из Fnatic склоняются к агрессии.
Пассивная тактика лучше всего работает на углах, где есть возможность быстрого отступления за надежное укрытие, чтобы защититься и переждать момент перезарядки AWP (например, ящики в дальнем углу точки B на Dust II). Игрокам с такой моделью поведения нужно лишь держать одну точку, избегая «флэшек» и дыма на своей позиции, и попадать по выбегающим целям.
Кстати, в большинстве ситуаций максимальный зум на винтовке помогает именно пассивным снайперам. Несмотря на то, что это противоречит главному правилу AWP, при удержании длинных участков любой карты вторая степень приближения прицела может повысить шансы попадания по удаленному и защищенному противнику. А вот в более тесных условиях или при подвижном стиле игры стоит избегать ее, как чумы, потому что на ближних дистанциях велика вероятность внезапной угрозы, среагировать на которую будет гораздо сложнее.
Агрессивным «аваперам», в свою очередь, требуется гораздо больше навыков владения винтовкой. Для них максимально возможное поле зрения и информация существеннее поиска врагов и хождения с прицелом. Если вы привержены такому стилю игры, продвинутые техники обращения с AWP нужно отточить до предела.
Продвинутые техники
Будучи агрессивным снайпером, вы отрекаетесь от контроля карты, одного из главных достоинств AWP. Вам нужно знать, когда «давить» с углов, которые в любой другой ситуации самоубийственны , и обращаться со своим оружием почти как с дробовиком. Здесь важно полагаться на интуицию, уловки и, как ни странно, скорость, чтобы получить превосходство над врагом.
Удержание одного угла, конечно, хорошо, но если противник реагирует быстрее , такое поведение не сработает. Агрессивное поведение включает в себя очень много движения и связанных с ним трюков – к примеру, выглядывание из-за угла с приседанием или с варьирующейся скоростью.
Эти техники используют преимущество, присущее быстрому выходу с углов в CSGO . Хотя некоторые из них и полагаются на внезапное появление из неожиданных мест, они опираются на особенности механики самой игры. При использовании AWP необходимо помнить про свойство движка Source, который сдвигает камеру чуть левее центра, позволяя снайперу увидеть противника на мгновение раньше, чем тот заметит его.
При обычном выходе осуществляется быстрый стрейф из-за угла, приближение прицела и выстрел в заранее определенном направлении. Это нужно провернуть одним непрерывным движением с короткой остановкой лишь в момент выстрела. Такая техника снижает ваши шансы попасть под префайр (предварительный обстрел места, где с наибольшей вероятностью находится противник) и обеспечивает довольно высокую для снайпера подвижность.
Следующий способ усложняется приседанием на выходе . Таким образом можно застать врасплох игрока защиты, чей прицел должен находиться на уровне головы, если он, конечно, достаточно опытен. Чтобы исполнить этот трюк, необходимо сразу при выходе зажать клавишу приседания и одновременно прицелиться. Если все сделано правильно, на короткий промежуток времени вы должны быть неподвижны, прижаты к земле и нацелены на нужный участок. Велика вероятность, что находящийся там враг не успеет как следует прицелиться, прежде чем вы сделаете роковой выстрел.
Агрессивным снайперам крайне важно отладить эту комбинацию из приседания, стрейфа, прицеливания и выстрела, потому как любая поспешность в ее исполнении может отразиться на точности. Присесть нужно ровно в момент выхода, не до или после него.
Быстрым прицеливанием , или «квикскоупом», называется техника, при которой после перехода в зум винтовки максимально оперативно совершается выстрел, что дает большую точность по сравнению со стрельбой без прицела. Попробуйте сами: остановитесь, а затем поочередно нажмите правую и левую кнопки мыши. Здесь очень поможет заблаговременное представление того, куда угодит пуля, поскольку время на наведение перекрестия в данном случае сводится к долям секунды.
«Ноускоуп», то есть стрельба без прицела – это, можно сказать, искусство использования AWP как самого большого в мире пистолета. Этот прием удивительно актуален и периодически применяется профессиональными игроками CSGO, так как часто он является лучшим и единственным выбором, если вас решили задавить прямо в лоб. В такой ситуации лучше нацелиться на туловище противника, остановиться, довериться своей мышечной памяти, дождаться последнего возможного момента, чтобы сократить угол и дистанцию до цели, и выстрелить.
Прострел , очевидно, подразумевает стрельбу через твердые поверхности карты. Существует множество участков, пробить которые под силу только AWP и автоматическим снайперским винтовкам, и они представляют из себя весьма полезные позиции. На карте Cache, например, хорошо простреливается место подсадки на миду – под определенным углом через него можно серьезно ранить игрока буквально на другом конце карты.
Последняя техника считается самой редкой и наименее надежной. Как и Scout, AWP позволяет совершать достаточно точные выстрелы в прыжке, но требует для этого почти безупречного расчета времени. Тем не менее, если вам удастся уловить высшую точку своего полета, это может стать решающим аргументов в вашей сверхагрессивной манере игры.
Где осваивать AWP
Теория теорией, но без боевой закалки все вышеописанное не имеет никакого смысла. Перед тем, как с энтузиазмом бежать в соревновательный режим и закупаться AWP, стоит убедиться в собственной готовности. Вкус поражения, знаете ли, еще менее приятен, если причиной разгрома вашей команды стал удачно подаренный врагам «слон».
Попрактиковать и прочувствовать AWP можно всегда и везде, но дабы не ставить на кон победу и нервы потенциальных товарищей, стоит придерживаться определенного курса, постепенно усложняя правила.
Лучше всего начать с карт сообщества. В Мастерской Steam по префиксам «awp» и «aim» легко находятся десятки отличных тренировочных площадок, от обычного, но очень эффективного тира типа Aim Botz , до инсценировки знаменитых двойных дверей на Dust II . Многие карты рассчитаны на одиночную практику и поддаются тончайшей настройке: поведение и количество ботов, дистанция, ландшафт, экипировка – словом, симулировать реально практически любой сценарий. Не забудьте только прописать в консоли «sv_showimpacts 1» для отслеживания своих выстрелов.
Если же перспектива игры с компьютерными противниками не прельщает (а зря), хорошим выбором будут дуэльные карты для тренировки с друзьями. Их, опять же, целый перечень. Есть специализированные AWP-арены , есть заточенные под режим «один на один» , есть минималистичные варианты и, напротив, целые цветастые городки с десятками позиций – обкатать культовую винтовку желательно на большинстве из них, потому что рельеф и цветовая гамма карт основного маппула не менее разнообразны.
После этого пора выходить в люди. Публичные Deathmatch- и FFA-серверы – отличный способ отработать реакцию на огромное количество всевозможных игровых ситуаций. Будьте уверены, традиционное для официальных DM-матчей безумие обеспечит вам и сидящих по углам снайперов, и неадекватных пулеметчиков, и раши пять на одного, и подступающих с разных сторон противников, и бог знает что еще. Выживать в условиях максимальной разобщенности и непредсказуемости сложно, но это именно то, что нужно для обострения рефлексов.
Следующий шаг – казуальные матчи. Это у нас такой предбанник перед настоящим боем, где без лишнего давления и ответственности оттачивается почти соревновательный стиль игры с AWP. Здесь следует обратить внимание на то, какие позиции пригодны для снайперского покрытия и как перемещаются враги. Кроме того, будет неплохо откорректировать свое поведение в соответствии с работой команды – пускай она и представлена тут в зачаточном виде, наметить способы взаимодействия с товарищами стоит именно на данном этапе.
Далее вам открыта дорога в соревновательный режим. Возможно, поначалу не стоит хвататься за вакантное место снайпера и ограничиваться практикой во время разминки – но как только вы почувствуете, что достаточно набили руку во владении AWP, смело применяйте свои умения на деле.
С этого момента вы гроза мида, длины или любой другой позиции под вашим контролем. Беспечные враги будут падать у ваших ног, а позже, заметив «слона» у вас в руках, станут вести себя осторожнее. Даже если за весь раунд на вашу точку никто не вышел, не расстраивайтесь: скорее всего, из-за вашего подавления противник выбрал обходной путь, где при слаженной тактике его уже поджидают ваши напарники. Лучше поздравьте себя, ваша работа выполнена. Теперь вы – полноценный игрок с AWP.
Шаг 1: Отличный прицел
Поскольку прицельный огонь – самый непредсказуемый аспект любой игры, необходимо постоянно тренироваться правильно целиться и точно поражать цель.
Поищите на серверах сообщества карты с приставкой "aim_" (например, aim_redline).
Используйте то же оружие, что и в соревновательном режиме (то есть, AK47 или M4A1).
Цельтесь исключительно в голову, стреляя одиночными патронами из AK и M4.
Не думайте о том, сколько раз вас могут убить! Сосредоточьтесь на прицеливании и движении.
Не используйте AK на каждой карте! Переключайтесь на M4 хотя бы на каждой второй карте.
Играйте с драйвом! Уменьшите громкость звука в игре, откройте браузер в Steam и запустите какую-нибудь музыку.
Шаг 2: Супер-спрей.
Контроль спрея в CS:GO сложнее, чем в предыдущих версиях. Но если вы сумеете им овладеть, ваша смертоносность в ближнем и среднем бою намного повысится.,
Загрузите и пройдите карту training_aim_csgo без ботов.
Застряв под землей, введите на консоли "sv_cheats 1" и "noclip", чтобы выбраться.
Выберите стрельбу очередями, уменьшите прицел под размер головы противника и поставьте 100 выстрелов на панели настроек.
Выберите AK и M4 на панели оружия. Обязательно используйте оба ружья!
Стреляйте как можно более длинными очередями и постарайтесь всадить в противника как можно больше пуль за один раз.
Меняйте уровни после каждых 100 выстрелов.
Меняйте оружие, пройдя все четыре уровня.
Поставьте "sv_showimpacts" между 1 и 0, чтобы лучше видеть структуру выстрелов.
Ключ к успеху этих тренировок – использовать оба ружья (поскольку структуры их выстрелов значительно отличаются) и не полагаться на "sv_showimpacts" (так как она значительно упрощает группировку выстрелов).
Шаг 3: Невероятный AWP
Тренировки с AWP похожи на тренировки с прицельным огнем, но требуют уникального сервера и другого принципа обращения с оружием.
Найдите на серверах сообщества карту с приставкой "awp_" (например, awp_pro)
Не думайте о том, сколько раз вас убьют! Сконцентрируйтесь на прицеливании и движении.
Не прекращайте двигаться, отслеживая цель, но всегда полностью останавливайтесь перед выстрелом выстрелить.
Наведя прицел на противника, не двигайтесь! Используйте ближний прицел только тогда, когда четко видите цель или стреляете.
Не используйте прицел второго уровня без особой нужды, поскольку это уменьшает видимость.
Переключитесь на вторичное оружие, потом обратно на основное, чтобы снять AWP с прицела первого уровня.
Меняйте стороны при игре на новой карте, чтобы не расслабляться.
Шаг 4: Идеальный пистолет
Победа в пистолетном раунде на каждой стороне дает вашей команде огромное преимущество. Чтобы поставить это дело на поток, необходимо близкое знакомство с пистолетом.
Загрузите и пройдите deathmatch на карте fy_iceworld с ботами-профессионалами
Введите на консоли "cl_dm_buyrandomweapons 0", чтобы отключить случайное оружие
Покупайте пистолеты, которые планируете наиболее часто использовать в соревновательных играх.
Цельтесь исключительно в голову и тщательно контролируйте скорость огня.
Не думайте о том, сколько раз вас убьют. Сосредоточьтесь на прицеливании и движении.
Не прекращайте двигаться, отслеживая цель, но всегда полностью останавливайтесь перед выстрелом.
Меняйте стороны хотя бы через раунд, чтобы поиграть с обоими стартовыми пистолетами.
Сыграйте хотя бы один раунд с каждым выбранным пистолетом!
Для извлечения максимальной пользы из этих тренировок направьте свои усилия на то, чтобы уменьшить количество выстрелов, необходимых вам для убийства врага, и в то же время улучшить скорость реакции.
Шаг 5: Овладеваем движением.
В этом разделе вы научитесь совмещать все элементы геймплея, практикуясь на безопасной территории. Сконцентрируйтесь и не реагируйте на троллей, несущих чушь в голосовом чате.
Найдите карту с ключевым словом "deathmatch", на которой идет соревновательная игра (например, dust2_se).
Используйте то же оружие, что и в соревновательном режиме (то есть, AK47 или M4A1)
Цельтесь исключительно в голову, стреляя одиночными патронами или очередями в зависимости от дальности боя.
Не думайте о том, сколько раз вас убьют! Сконцентрируйтесь на движении, изучении ситуации и прицеливании.
Осмотрите всю карту, проверьте все углы и обязательно остановитесь перед тем, как стрелять.
Тренируйтесь входить в здания и удерживать их с помощью радара и без него.
Не используйте AK в каждом раунде! Переключайтесь на M4 хотя бы через раунд.
Играйте с драйвом! Уменьшите звук в игре, откройте браузер в Steam и запустите какую-нибудь музыку.
Руководство для начинающих и продвинутых игроков В нём есть недочёты, но есть и интересные вещи. Рекомендую для ознакомления тем, кто уже более менее прилично играет, но избегает пользоваться снайперками из-за низкой скорострельности и низкой точности выстрела без зума. Автор довольно популярно объясняет что такое квикскопинг и фликшот (он же флик или фликинг), как ими пользоваться и для чего они нужны. Для тех кому эти термины не пустой звук и они используют данные техники в игре этот гайд будет неинтересен. Если оригинал будет обновляться, я дополню перевод.Оригинал: http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=395831984
Большинство руководств по AWP"ингу описывают основы и в них не говорится о том, как их индивидуализировать. Я не считаю себя великим AWP"ером, однако предлагают это руководство на ваш суд или ознакомится с ним если вы не очень хорошо владеете AWP. Я расскажу основы, а так же анализ стратегии и стиля некоторых первоклассных AWP`еров.
Введение и немного о себе
Привет, кажется вы наткнулись на моё руководство, о том как улучшить ваш скилл владения AWP. Я рад, что вы решили ознакомиться с моим скромным руководством, и имейте ввиду, я ни в коем случае не говорю, что я лучше чем вы владею AWP. На самом деле, я не считаю себя хорошим AWP"ером.Итак, вы может подумать: Зачем мне слушать кого-то кто не считает себя хорошим AWP"ером?
Ответ довольно прост: цель данного руководства не критиковать или учить как надо игра, а помочь вам увидеть другие способы улучшить свою игру и показать некоторые нюансы, которые могут хорошо поднять ваш скилл AWP"ера. Таким образом руководство будет состоять из четырёх основных частей:
- Основы AWP
- Общие «Расширенные» концепции AWP"инга
- Различные варианты практики
- Анализ стратегии профессиональных AWP"еров
Обновление CS:GO от 31 марта 2015
В этом разделе мы рассмотрим о том как обновление повлияло на AWP, и на техники используемые в данном руководстве.
"– Lowered scoped movement values for AWP and Autosnipers."
- The CSGO Changelog for 3/31/15
Это, собственно, и означает то, о чём говорится. Вы будете двигаться ещё медленнее, когда смотрите через оптический прицел. В частности когда вы смотрите через прицел ваша скорость перемещения будет такая же как если вы идёте (на шифте) глядя в прицел. Таким образом имеет смысл, зажимать шифт когда вы смотрите через прицел, так как это не будет влиять на скорость перемещения, но заглушит звук ваших шагов. Тем не меняя я так не делаю и не думаю что многие будут так делать, так как очень редко бывает ситуация в которой необходимо много ходить с включенным прицелом. AWP очень ситуативный, у вас должен быть большой запас трюков, и вы должны быстро принять решение какой из них использовать в данный момент.
Итак, это изменение вы сразу ощутите как только опробуете AWP в игре. Это сильно влияет на выглядывание, например на de_dust2 в начале раунда снайперские битвы на миде теперь невозможны, у снайпера спецназа остаётся только использовать стрельбу квикскопингом. Если он включит прицел и будет стрейфиться, снайпер террористов его заметит за долго до того, как тот сможет сделать выстрел. Подобная ситуация и на Длине А, теперь огромное преимущество получил спецназ, а террористам остаётся только квикскопинг, если они решили пушить Длинну.
Тем не менее, я заметил в этом обновлении и одну хорошую вещь. Много игроков используют гранаты тактически, фактически блокируя вражеского снайпера, что позволяет команде легко его снять. Это значит, что вам необходимо научится грамотно раскидывать дым и флэшки на основных снайперских позициях. Например на de_dust2 вы должны выучить как задымить Уклон Т, Базу спецназа, Длину А и т. д.
Как снайпер вы должны стать коварным и менять позиции, использовать тайминг и каждый навык который у вас есть. Вы всё ещё можете играть агрессивно, но только с другим стилем игры, с ещё большим квикскопингом и фликшотами, в отличии от оппонентов которые продолжают стрейфиться с включенным прицелом. Для тех чей стиль игры был разрушен этим обновлением, используйте возможность получить новые навыки и изучить другие стили AWPинга. Вы должны научиться адаптироваться к изменениям, и принимать их такими как они есть.
Основы
Итак, вы только начали играть и сразу же обратили внимание как много людей используют снайперскую винтовку AWP.Вы взяли её себе, что теперь делать?
- Левый клик — сделать выстрел
- Правый клик — включить прицел, нажмите ещё раз что бы увеличить масштаб и ещё раз, что бы выключить прицел
- У AWP потрясающая сила поражения, она снимает врагов с одного выстрела в любую точку тела выше ног, не зависимо от брони. «Legging» выстрел по ногам противника наносящий сильный урон, но не убивающий.
- AWP винтовка со скользящим затвором, что означает, что очень низкий темп стрельбы. Вы должны знать сколько времени составляет пауза между выстрелами. Так же она имеет 10-ти зарядный магазин, так что вам редко когда понадобиться перезарядка в соревновательных матчах, так как вам нужно сделать 5 выстрелов, что бы убрать всех 5-ти противников.
- AWP очень дорогое оружие, поэтому если вы видите её лежащую на земле, то стоит поднять её для себя и товарищей по команде. Так же вы должны больше играть в обороне, иначе в случае вашей смерти вы преподнесёте подарок противнику и сильно подорвёте экономику своей команды.
В этом разделе я поделюсь некоторыми продвинутыми советами и трюками по AWP"ингу, многие из которых я освоил через смерти моих товарищей по команде. Вы удивитесь, как много можно узнать просто играя в эту игру, но здесь будут некоторые специфические советы, которые вы, возможно, захотите узнать.
Вероятно этот раздел будет обновлён позже, так как мне кажется, что я забыл упомянуть о некоторых советах и хитростях...
Быстрое переключение после выстрела
Это очень распространённый трюк. Для того что бы сбросить зум после выстрела, игроки дважды кликают на Q, что бы не тратить время переключая прицелы через правую кнопку мыши. Это так же позволяет избежать звука переключения масштаба в оптическом прицеле, который могут услышать ваши враги и догадаться, что вы рядом и прицелились. Недостатком этого метода является то, что постоянно воспроизводится анимация смены оружия, которая занимает 1-2 секунды. Обычно быстро переключение используют если убили врага с первого выстрела и планируете сменить позицию, или если вы промахнулись и враг подошёл слишком быстро, что позволит оценить ситуацию и принять решение стрелять на вскидку или использовать вспомогательное оружие. Быстрое переключение оружия, после выбора пистолета, так же хорошая тактика при выглядывании из-за угла на ближней дистанции, так как если вы промахнётесь, то вы сможете мгновенно переключиться на пистолет, который гораздо лучше подходит для перестрелки на ближней дистанции.Фликшот
Каждый должен знать о них, их стоит даже упомянуть в разделе по основам AWP. Этот метод требует много практики, а по началу и много удачи. Фликшот это когда вы очень быстро наводите прицел на цель и стреляете, даже если первоначально оптический прицел быт отключён. Я по подробнее объясню этот навык в разделе «Практика», так как это один из важнейших навыков, который должен быть освоен.
Чувствительность
Этот параметр настроек мыши влияет не только на AWP, но и на всю игру. Есть руководства в которых подробно расписано что такое чувствительно и DPI. Поэтому я не буду на этом заострять внимание. Я просто хочу сказать, что ваши настройки чувствительности сильно зависят от вас и оказывают огромное влияние на AWP"инг. Мои правила таковы:1. Если вы хотите что бы вам было легче целиться и повысить точность — вам нужно установить низкую чувствительность.
2. Если вы планирует много времени повести с AWP, используйте низкую чувствительность или измените «Чувствительно приближения» в настройках мыши на более низку.
3. Всегда устанавливайте настройки чувствительности мыши максимальными для комфортной игры, это позволит быть более мобильным. Тем не менее, вы должны помнить о первом и втором правилах.
Значение вашей чувствительности такое, при котором вам наиболее комфортно играть и оно попадает под эти три параметра.
Приседание и шаг
Это спорное понятие, так некоторые имеют привычку передвигаются сидя и пешком всё время, думая что это делает их более точными. Я не знаю, ошибаются они или нет, но вот моё мнение когда вы идёте сидя или на шифте это делает вас медленными. Так что, если вы выглядываете из-за угла, противник будет видеть вас дольше, чем вы его. Не имеет значения на сколько точнее вы сможете выстрелить, у противника будет шанс с делать один или два выстрела, пока вы его не увидели. Так же, приседание может сделать ваши выстрелы без прицеливания более точными, но когда вы целитесь через прицел во время ходьбы ваша точность низкая. Вы должны остановиться, что бы сделать выстрел. И, если вы остановились, нет шансов на промах, если прицел наведён на противника. У AWP потрясающая точность. Итак, никогда не выглядывайте из-за угла сидя или пешком, просто используйте их стратегически если вам нужно скрыть звук шагов или сделать трюк с прыжком.Позиционирование: Защита/Нападение
Вы всегда должны иметь путь к отступлению или резервную точку для отхода после выстрела. Если вы это не сделаете, вас будет легко снять и вы потратите в пустую 4750$. Вы должны знать как правильно занять позицию, что бы оказать максимальную помощь своей команде. Например, на Mirage, если вы хотите занять «Снайперское укрытие», то вам окажут тяжёлое сопротивление или задымят, вам нужно будет пойти на Хэлпу, что бы помочь на A или, выйти на Кухню\Магазин, что бы помочь на Б. Так же вы можете использовать позиционирование профессиональных игроков. Например, осторожное выглядывание и стратегия отступления Fillflaren"а были очень умны, весьма оборонительны и полезными. С другой стороны, AWP"еры такие как JW и KennyS экстремально агрессивны, пушат на ближней дистанции или выглядывают в областях, где можно обойтись и обычной винтовкой, ради одного или двух фрагов. Атакующая игра азартна, так как вы в любой момент можете умереть и потерять AWP. Тем не менее, шанс что это случиться, уменьшается с ростом вашего мастерства, вы может выглянуть и фликнув, вы можете удивить противника, как быстро его сняли. Только не делайте этого, если вы не знаете, что нужно делать, очень неприятно, когда идиот берёт AWP и умирает с 0 фрагов.Позиционирование прицела и расположение рук модели
Я решил сгруппировать их вместе, так как между ними есть связь. С AWP у вас нет прицела, поэтому стандартное «Держите прицел на уровне головы, где враг мог бы быть» в данном случае не применимо. Вместо этого ваша задача держать прицел как можно ближе к тому месте, где может оказаться противник, тогда когда вы включите зум, вам не придётся перемещать прицел на большое расстояние для флика. Это, что касается наступательной тактики с AWP. В обороне, прицел AWP нужно держать на уровни груди противника, в том месте где он может показаться, однако необходимо учитывать время вашей реакции. Например, на de_dust2 двери у базы спецназа любимое место для снайперов террористов, однако они почти никого не снимают в течении первых 5 секунд, а только считают пробегающих врагов. Это потому, что они не учитывают время реакции или они пришли к выводу, что AWP"инг через эти двери невозможен. Нет. Он очень даже возможен и если вы попрактикуетесь, вы сможете узнать где нужно расположить прицел, что бы поразить врага. Лучше нанести противнику серьёзный урон, чем просто наблюдать за ним.Ваши настройки модели на самом деле не имеют большого значения, однако они могут затруднять обзор. Вы хотите, что бы можно было держать на уровне периферического зрения напоминание о том какое оружие у вас в руках. Тем не менее, вы хотите, что бы он как можно меньше закрывал экран. Это в значительной мере зависит от вас и не повлияет в значительной мере на навык вашей игры.
Вот крутой трюк позволяющий определить использовать вам cl_righthand 1 или нет: Для начала определите свой доминирующий глаз. Как это сделать можно легко нагуглить и я не буду вдаваться в подробности. Теперь, если ваш доминирующий глаз левый, то вы должны выставить cl_righthand 1, если правый, то cl_righthand 0. Причина этого в то, что ваш доминирующий глаз должен видеть цель более чётко, а не доминирующий глаз заниматься отслеживанием вашей экипировки. Это может показаться неудобным или странным, но со временем вы привыкните, и это улучшит вашу игру. И если вы уже значительное время использовали cl_righthand 1, а затем переключились на cl_righthand 0, то через некоторое время вы довольно легко сможете играть с любым вариантом расположения модели. Я свободно пользуюсь обеими, и иногда не замечаю какое в данный момент расположение рук левостороннее или правостороннее. Лично, я использую в данное время левостороннее.
Как практиковаться: Различные методы улучшения вашего навыка
В этом разделе я расскажу о разных видах тренировки AWP"инга и как каждый из них поможет.Игра с ботами
Эта стратегия хороша, когда вы только начинаете играть, но от ней мало толку когда начнёте играть в Обычном режиме. Это поможет улучшить ваше прицеливание, возможно вы найдёте этот вариант слишком лёгким или необычным.Бой насмерть
Очень хорошая тренировка для отработки техники на реальных противниках. Это проверит ваши навыки, и позволит попрактиковаться в стрельбе. Бой насмерть лучший способ тренировки в CS:GO, почти во всех аспектах. Я рекомендую новичкам попрактиковаться в попадании ваших выстрелов, без фликшотов. Затем, когда вы начнёте чаще попадать в цель, вы захотите стать быстрее. Теперь пора заняться фликшотами. Вы может начать практиковать флики на aim-картах, но как только освоите базовую концепцию — можете начать практиковаться на реальных целях, которые прыгают, приседают и сражаются. Здесь вы можете научиться использовать фликшот, позиционированию прицела и многому другому. Основной недостаток в том, что здесь невозможно по практиковаться в позиционировании и изучить контрольные точки, так как вы будете возрождаться в случайных местах на карте.Aim карты
Это хороший метод, но до определённой степени. Карты вроде «Aim Course» позволяют попрактиковаться во фликшотах и скорости, в то время как другие, например «AWP Double Doors Training» предназначены для конкретных сценариев, которые вы хотите изучить. Вы должны отточить технику, а затем попрактиковаться в Обычном режиме или Бое насмерть.Обычный режим игры
Играя матчи, вы практикуете всё. Просто в менее специализированном масштабе. Ключевым моментом здесь является не сосредоточенность на победе, а улучшение вашей игры для следующего матча. Играя в Обычном режиме — единственный способ изучить позиционирование, места столкновений, обходов и т. д. Это позволит отточить оборонительные навыки снайпера, которые могут быть очень полезны.Анализ игры профессиональных AWP"еров
Эта часть довольно очевидна и не требует пояснений. Я анализирую кадры геймплея известных AWP"еров и оцениваю их позиционирование, общую стратегию и прицеливание.Позже этот раздел будет дополнятся другими гэймплеями.
Я уверен, что многие из вас видели этот раунд JW из Fnatic. Это считается хорошо продуманной ставшей безупречной демонстрацией всех навыков CS:GO. Давайте разберём этот раунд шаг за шагом.
Сначала JW занимает позицию у «банана», что бы встретить агрессивных спецназовцев. Он знает, что они могут не показаться, но если покажутся, то у него будет возможность взять фраг. Он так и делает, и быстро меняет позицию, что бы проверить «мид», так как «банан» задымили. Он помнит, что на «банане» было как минимум двое, и один из них снял тиммэйта. Так как вход на «банан» задымлён со стороны базы террористов, то его, скорее всего, будут контролировать из-за машины. Он выцеливает то место за машиной где вероятно стоит спецназовец и снимает его через дым. После этого он снова возвращается на «мид». Зачищает «мид» с напарником и заходят на «плэнт» с двух сторон, встретив ещё одного члена команды. JW идёт на «плюс», напарники через «минус», одного из них снимает противник с «песков» из-за грузовика. Зная где засветился противник, JW встаёт у «библиотеки» и выцеливает «пески» за грузовиком, когда тот подпрыгивает за машиной, JW мгновенно делает фликшот. В это время он слышит ещё одного противника в «библиотеке», переключается на вспомогательное оружие и забирает фраг выскочив из-за угла. Напарник обнаруживает, что на «плэнте» прячется ещё последний противник. JW использует пистолет, что бы снять его, но это ему не удаётся, он перемещается за ящик стоящий перед позицией противника, переключается на AWP и снимает его через ящик выстрелом навскидку.
Стиль игры у JW очень агрессивный, даже когда он на Inferno пушит «апартаменты», со стороны спецназа, с AWP. Он всегда старается снять спецназ на «банане» и пушит только для того, что бы взять фраг. Он полагается на свою команду, что они прикроют спину и «мид» и они работают вместе, что бы держать «банан», после чего JW берёт ещё один фраг. Теперь когда они втроём на средине, они делятся, зная, что один противник на «песках» один где-то на Б и один где-то на А. Он знает, что один противник может зайти через «библиотеку», поэтому он готов развернутся и стрелять. Также размещает прицел и ищет цель на «песках» рядом с машиной. Это наиболее вероятное место, где противник может скрываться и он выпрыгнул, что заставило JW сделать необычайно быстрый фликшот. Последний противник загнан в угол и JW знал, что ему некуда идти. Ящик за которым он спрятался простреливается. Он точно знал куда нужно целится, что бы взять финальный фраг. Всё это было сделано в считанные доли секунды. Это был весьма впечатляющий раунд, и это демонстрация мастерства всех своих навыков.
В процессе повышения навыков игры в нужно научиться огромному количеству элементов, включая как микро-элементы, такие как стрельбы или правильное бросание гранат, так и макро, то есть грамотное передвижение по карте, не мало важна , которую нужно соблюдать для эффективной игры. Тренировкам каждого отдельного элемента нужно уделять достаточно большое количество внимания, чтобы в конечном итоге вы могли эффективно показывать себя с каждой стороны.
Тренировка стрельбы
Так как точность ведения огня является в этой игре одним из наиболее важных компонентов, рекомендуется тренироваться в прицеливании максимально часто, причем оттачивать не только ваше любимое оружие, но и несколько незаменимых видов оружия, таких как :
- AK-47;
- M4a1.
Тренировать точность можно следующим образом :
- Находим сервер, который играет на карте с префиксом «aim_» или создаем собственный.
- Тренируем все указанные выше виды вооружения. Стоит отметить, что упор делать стоит, конечно, на ваше основное оружие, но помимо этого нужно тренировать и другие.
- Старайтесь целиться исключительно в голову, стреляя одиночными выстрелами, когда используется АК-47, а также двойными при ведении огня из М4а1.
- Не обращайте никакого внимания на статистику ваших смертей. Главная ваша цель здесь – это тренировка, вы должны научиться правильно стрелять и двигаться.
- Старайтесь быть мобильными и практикуйте выглядывание, но перед выстрелом нужно полностью останавливаться, так как в противном случае движение негативно скажется на точности ведения огня.
- Старайтесь как можно чаще менять стороны при смене карты, чтобы в конечном итоге вы не привыкали к какой-то конкретной фракции.
Тренировка стрельбы с зажимом
Стрельба с зажимом представляет собой наиболее эффективное средство ведения огня на ближней дистанции из штурмовых винтовок, но при этом вы должны правильно понимать, как нужно стрелять в этом случае. Данную технику нужно осваивать, потому что поведение оружия при спрее является довольно трудно контролируемым.
Здесь вы должны усвоить то, как ведет себя то или иное оружие при стрельбе с зажатым курком. Все дело в том, что в преимущественном большинстве случаев штурмовые винтовки ведут себя абсолютно одинаково каждый раз, и поэтому, привыкнув к определенным особенностям поведения вашего оружия, вы сможете максимально вести стрельбу с зажимом при любой нужной ситуации.
Чтобы это понять, запускаем оффлайн-карту и начинаем тренироваться, стреляя в стену. Вы должны сделать для себя определенную отметку (к примеру, поставить тег), и потом следить за рисунком из отверстий, оставленных вашим оружием на стене после выстрела с зажимом. Когда вы увидите рисунок, демонстрирующий поведение определенной винтовки, начинайте противодействовать этим движениям, чтобы в конечном итоге прицел оставался в том месте, которое вам нужно.
Обязательно тренируйте оба вида винтовок, чтобы в конечном итоге вы научились управлять спреем каждой из них, ведь они довольно сильно отличаются друг от друга.
Тренировка AWP
Тренироваться ведению огня нужно примерно так же, как было сказано выше касательно прицеливания, но делать это рекомендуется на специальных картах с соответствующим префиксом «awp_».
- Никогда не ходите с включенным прицелом. Используйте его только при необходимости удержания определенного угла или прямо перед выстрелом. Научитесь сначала визуально наводить ваше оружие в сторону противника, и только потом включать зум и доводить его для максимальной точности.
- Не переключайте часто на максимальный зум, так как делать это нужно только при крайней необходимости.
- После каждого выстрела нажимайте два раза Q (по умолчанию) для двойной смены оружия, так как это позволит вам не ждать времени перезарядки оружия и значительно увеличить скорострельность.
- Старайтесь тренироваться стрелять без прицела на близких дистанциях, не переключаясь на пистолет. При этом здесь также рекомендуется максимально быстро в последний момент использовать зум, стрелять и переходить в обычный режим. Можно научиться стрелять и без зума, но точность такого огня будет меньше, и даже правильно прицелившись в противника, пуля все равно может пойти в сторону.
Тренировка пистолетов
Победа в пистолетном раунде представляет собой крайне важный элемент, обеспечивающий вашей команде значительное преимущество, так как вы обеспечите своей команде значительное экономическое преимущество, позволив взять штурмовые винтовки еще до того, как это сделает противник, то есть практически гарантированно выигрываете следующий раунд.
Помимо этого, при проигрышной экономике довольно часто приходится играть «сливные» раунды, когда вы, не покупая никакого оружия, просто идете на противника с одними пистолетами. Несмотря на то, что такие раунды априори считаются «сливными», на самом деле в них тоже стоит стремиться к победе, а победа в подобном раунде даст вам еще более значительное преимущество, так как вы, не покупая никакого оружия на старте, забираете его у противника и получаете еще и бонус в следующей игре. По крайней мере, это может быть отличным шагом к покупке AWP.
Чтобы натренировать пистолет, нужно играть на картах только с ним, причем вполне можно делать это против хороших ботов. Для подобных тренировок вполне подойдет какая-нибудь карта наподобие fy_iceworld, но при этом введите в консоли команду «cl_dm_buyrandomweapons 0
», чтобы исключить возможность случайного оружия. После этого покупайте пистолеты, которые будут вами использоваться в полноценной игре и используйте их на практике.
Старайтесь целиться исключительно в голову, и при этом тщательно контролируйте темп ведения огня. Также, как говорилось выше, не обращайте особого внимания на статистику ваших смертей, так как главная ваша цель на карте – это тренировка ведения пистолетного боя.
Тренировка движений
Чтобы понять, как правильно двигаться на тех или иных картах, вы можете запустить карту в режиме «deathmatch », но при этом запускайте только те сервера, которые играют на наиболее популярных картах, использующихся в соревновательных играх (de_dust2, de_nuke, de_train и т.п.). Старайтесь не ломиться только в определенную точку, а сначала натренировать ведение огня с определенной позиции, а потом исследовать другие интересные участки карты для поиска новых вариантов стрельбы.Помимо всего прочего, не забывайте смотреть полноценные повторы игр профессиональных игроков. К счастью, сегодня можно найти просто бесчисленное количество повторов профессиональных игр, которые помогут вам освоиться на различных картах и выучить для себя множество новых идей.