Тренировка игры с авп кс го. Когда лучше покупать AWP
В процессе повышения навыков игры в нужно научиться огромному количеству элементов, включая как микро-элементы, такие как стрельбы или правильное бросание гранат, так и макро, то есть грамотное передвижение по карте, не мало важна , которую нужно соблюдать для эффективной игры. Тренировкам каждого отдельного элемента нужно уделять достаточно большое количество внимания, чтобы в конечном итоге вы могли эффективно показывать себя с каждой стороны.
Тренировка стрельбы
Так как точность ведения огня является в этой игре одним из наиболее важных компонентов, рекомендуется тренироваться в прицеливании максимально часто, причем оттачивать не только ваше любимое оружие, но и несколько незаменимых видов оружия, таких как :
- AK-47;
- M4a1.
Тренировать точность можно следующим образом :
- Находим сервер, который играет на карте с префиксом «aim_» или создаем собственный.
- Тренируем все указанные выше виды вооружения. Стоит отметить, что упор делать стоит, конечно, на ваше основное оружие, но помимо этого нужно тренировать и другие.
- Старайтесь целиться исключительно в голову, стреляя одиночными выстрелами, когда используется АК-47, а также двойными при ведении огня из М4а1.
- Не обращайте никакого внимания на статистику ваших смертей. Главная ваша цель здесь – это тренировка, вы должны научиться правильно стрелять и двигаться.
- Старайтесь быть мобильными и практикуйте выглядывание, но перед выстрелом нужно полностью останавливаться, так как в противном случае движение негативно скажется на точности ведения огня.
- Старайтесь как можно чаще менять стороны при смене карты, чтобы в конечном итоге вы не привыкали к какой-то конкретной фракции.
Тренировка стрельбы с зажимом
Стрельба с зажимом представляет собой наиболее эффективное средство ведения огня на ближней дистанции из штурмовых винтовок, но при этом вы должны правильно понимать, как нужно стрелять в этом случае. Данную технику нужно осваивать, потому что поведение оружия при спрее является довольно трудно контролируемым.
Здесь вы должны усвоить то, как ведет себя то или иное оружие при стрельбе с зажатым курком. Все дело в том, что в преимущественном большинстве случаев штурмовые винтовки ведут себя абсолютно одинаково каждый раз, и поэтому, привыкнув к определенным особенностям поведения вашего оружия, вы сможете максимально вести стрельбу с зажимом при любой нужной ситуации.
Чтобы это понять, запускаем оффлайн-карту и начинаем тренироваться, стреляя в стену. Вы должны сделать для себя определенную отметку (к примеру, поставить тег), и потом следить за рисунком из отверстий, оставленных вашим оружием на стене после выстрела с зажимом. Когда вы увидите рисунок, демонстрирующий поведение определенной винтовки, начинайте противодействовать этим движениям, чтобы в конечном итоге прицел оставался в том месте, которое вам нужно.
Обязательно тренируйте оба вида винтовок, чтобы в конечном итоге вы научились управлять спреем каждой из них, ведь они довольно сильно отличаются друг от друга.
Тренировка AWP
Тренироваться ведению огня нужно примерно так же, как было сказано выше касательно прицеливания, но делать это рекомендуется на специальных картах с соответствующим префиксом «awp_».
- Никогда не ходите с включенным прицелом. Используйте его только при необходимости удержания определенного угла или прямо перед выстрелом. Научитесь сначала визуально наводить ваше оружие в сторону противника, и только потом включать зум и доводить его для максимальной точности.
- Не переключайте часто на максимальный зум, так как делать это нужно только при крайней необходимости.
- После каждого выстрела нажимайте два раза Q (по умолчанию) для двойной смены оружия, так как это позволит вам не ждать времени перезарядки оружия и значительно увеличить скорострельность.
- Старайтесь тренироваться стрелять без прицела на близких дистанциях, не переключаясь на пистолет. При этом здесь также рекомендуется максимально быстро в последний момент использовать зум, стрелять и переходить в обычный режим. Можно научиться стрелять и без зума, но точность такого огня будет меньше, и даже правильно прицелившись в противника, пуля все равно может пойти в сторону.
Тренировка пистолетов
Победа в пистолетном раунде представляет собой крайне важный элемент, обеспечивающий вашей команде значительное преимущество, так как вы обеспечите своей команде значительное экономическое преимущество, позволив взять штурмовые винтовки еще до того, как это сделает противник, то есть практически гарантированно выигрываете следующий раунд.
Помимо этого, при проигрышной экономике довольно часто приходится играть «сливные» раунды, когда вы, не покупая никакого оружия, просто идете на противника с одними пистолетами. Несмотря на то, что такие раунды априори считаются «сливными», на самом деле в них тоже стоит стремиться к победе, а победа в подобном раунде даст вам еще более значительное преимущество, так как вы, не покупая никакого оружия на старте, забираете его у противника и получаете еще и бонус в следующей игре. По крайней мере, это может быть отличным шагом к покупке AWP.
Чтобы натренировать пистолет, нужно играть на картах только с ним, причем вполне можно делать это против хороших ботов. Для подобных тренировок вполне подойдет какая-нибудь карта наподобие fy_iceworld, но при этом введите в консоли команду «cl_dm_buyrandomweapons 0
», чтобы исключить возможность случайного оружия. После этого покупайте пистолеты, которые будут вами использоваться в полноценной игре и используйте их на практике.
Старайтесь целиться исключительно в голову, и при этом тщательно контролируйте темп ведения огня. Также, как говорилось выше, не обращайте особого внимания на статистику ваших смертей, так как главная ваша цель на карте – это тренировка ведения пистолетного боя.
Тренировка движений
Чтобы понять, как правильно двигаться на тех или иных картах, вы можете запустить карту в режиме «deathmatch », но при этом запускайте только те сервера, которые играют на наиболее популярных картах, использующихся в соревновательных играх (de_dust2, de_nuke, de_train и т.п.). Старайтесь не ломиться только в определенную точку, а сначала натренировать ведение огня с определенной позиции, а потом исследовать другие интересные участки карты для поиска новых вариантов стрельбы.Помимо всего прочего, не забывайте смотреть полноценные повторы игр профессиональных игроков. К счастью, сегодня можно найти просто бесчисленное количество повторов профессиональных игр, которые помогут вам освоиться на различных картах и выучить для себя множество новых идей.
AWP является мощной винтовкой со скользящим затвором, которая доступна для обеих команд. Знаменита тем, что убивает при попадании в тело, кроме ног. По этой причине является одним из самых топовых видов оружия в СS:GO.Преимущества AWP
- Смертельный урон.
- Высокая пробиваемость стен, ящиков и т.д
- Высокая точность на больших расстояниях (в умелых руках).
- Темп стрельбы. Между выстрелами временной промежуток составляет примерно 1,5 секунды.
- Громкий и четкий звук выстрела (хорошо слышно в наушниках).
- Сильно замедляет скорость передвижения.
- Цена 4750$.
- Малая награда за убийство.
- Очень неточная при стрельбе без зума (в умелых руках стреляет ровно)
- Меньшая точность при стрельбе сразу после передергивания затвора.
zoom_sensitivity_ratio_mouse - чувствительность прицела во время зума
KennyS - zoom_sensitivity_ratio_mouse "1.0" моё значение (0.8)
cl_crosshair_sniper_width - настройка самого зума (перекрестие)
Значения для перекрестия
cl_crosshair_sniper_width 1 (Default)
cl_crosshair_sniper_width 2
cl_crosshair_sniper_width 3
Типы тренировки
Как я говорил ранее, в первом гайде. Речь пойдет о Типах тренировки.
Повторение – мать учения!
Цели тренировок
Согласно общепринятым принципам, выделяют следующие типы тренировок:
- Круговая тренировка
- Усиленная Тренировка
2. Усиленная - продолжительная тренировка стрельбы в течение нескольких часов. Продолжительность тренировки может достигать 1-2 часа.
Определимся какую тренировку будем использовать.
Круговая тренировка
- быстрая разминка для MM.
Усиленная
- основная тренировка на 1 - 2 часа в день.
Круговая тренировка √
Зайти на неё, прописываем bot_kick
Стреляем по M4A1-S, мы перейдет к выбору оружия.
Выбераем AWP, и наводим прицел вверх. Стреляем по "Домику"
Мы опять в меню. Наводим прицел по "Двери и AWP" и стреляем.
Далее мы видем что, есть 4 функции.
- [< >] - Раздвинуть дверь
- [> <] - Задвинуть дверь
- [<<< / >>>] - Это сторона передвижения бота (то есть в какую сторону он будет бежать)
- [АК-47 / Нож] - Это оружие с которым бот будет бежать
Для начала:
- Откроем консоль [`] - напишем bot_add_t или bot_add_ct смотря за кого вы зашли.
- 1 - 2 бота хватит
- Раздвинем дверь - да бы не промохнуться и дадим боту AK-47 (2-3 выстрела по [< >]
- Далее уходим назад, становимся на нужную позицию. Прицеливаемся. Наводим прицел как у меня на скрине.
- Простреливаем ботов 20 минут
- Каждый день можно по немногу уменьшать дверь
Как зашли прописываем комманды - (можно просто копировать все от начала до конца и вставить в консоль)
Exec gamemode_deathmatch ;mp_teammates_are_enemies 1 ;sv_cheats 1 ;god ;sv_infinite_ammo 1 ;mp_roundtime 6000 ;mp_restartgame 1;mp_autoteambalance 0;mp_limitteams 0
Тренируемся 20 - 30 минут
На этой карте можно тренировать:
NoScope - 360
FastZooM - Прицел и встрел
Deagle - Ибо тут есть ящики. Можно со стрейфа убивать. Прописать комманду bot_dont_shoot 1
Тренировать свой стиль игры в с AWP
1.
Вступление
2.
Стили игры с AWP
3.
Постановка грамотных тренировок с AWP
4.
Выходы с AWP
5.
Основы применения AWP в командах
6.
Немного о фастзумах
7.
Заключение
«Все загадочное порождает легенды. Искусство боевого снайпера граничит с мистикой. Эффект его работы ужасен, а способность возникать в самом неожиданном месте и бесследно исчезать после выстрела кажется сверхъестественной. Легенды о возможностях снайперов основаны на реальности. Подготовленный снайпер действительно может делать то, чего не могут другие. Снайпер - это длинный нож в сердце противника; слишком длинный и слишком жестокий, чтобы с ним не считаться. Игнорировать снайпера нельзя. От него не спасают расстояние и бронежилет. Против снайперской пули бессильна охрана. Снайпер способен в корне изменить обстановку на поле боя, поставить нужную точку в политическом процессе и с точностью хирурга обезвредить террориста. Сама угроза участия снайперов давит на психику врага и заставляет его пригибать голову. Настоящий снайпер невидим, беспощаден и неуловим. Угнетающе действует сам факт его недосягаемости и безнаказанности. Он появится из пустоты, выполнит приказ и уйдет в пустоту; исчезнет в одном месте, чтобы появиться в другом; его промысел романтичен, как романтичен сам процесс выстрела на свободной охоте.»
Потапов А.А. «Искусство снайпера»
Вступление
Не раз, смотря демозаписи лучших команд мира, вы удивлялись виртуозному мастерству владения AWP. Вы думаете, что так стрелять нереально или, как минимум, очень сложно. И отчасти - вы правы. Эта статья написана для того, чтобы вы не только научились грамотно распоряжаться своим прицелом, но и понимать это оружие, посему перво-наперво немного общих принципов и теории по данной винтовке.
В реальной ли жизни или в игре работа снайпера всегда чрезвычайно важна, трудна и опасна
AWP является одним из ключевых оружий в CS, способным как выиграть сложную игру, так и похоронить ее. С этим оружием на дальних респаунах ваша команда редко сможет развить быструю атаку, а на ближних респах вы станете ключевым игроком развития атаки. За дифенс же, при наличии ближних респов, вы сможете не только быстро занимать важные для вас и вашей команды позиции, но и, во многих случаях, играть антираунды против других снайперов, неаккуратно развивающих атаку. При дальних респах вашей основной задачей является удержание отдельных проходов или игра против стандартных наработок
террористов.
Arctic Warfare Magnum Police edition - лучшая снайперская система на ниве борьбы с терроризмом
Главными минусами этого оружия являются цена девайса (4750$) и его невысокая мобильность. И если с первым ничего не поделать, то второе - лишь дело техники, в чем вы сами впоследствии убедитесь. Дороговизна же этого оружия заставляет вас экономить на всем, на чем только возможно, а также может сломить даже самую мощную экономику команды. Посему, взяв AWP в свои мужественные руки, вы должны отыгрывать на все 100% с минимумом ошибок, дабы не заставлять вашу команду делать эко-раунды.
Самое главное - будьте абсолютно в себе уверены, дабы не портить свою игру сомнениями, неуверенными выходами и действиями. Постоянно повторяйте про себя, что вы самый лучший, самый меткий, самый умный, - поверьте, это вам поможет. Никогда не смотрите на того, кто вас убивает, и не обращайте внимания на то, сколько фрагов сделано вами, ибо даже 1 решающий фраг может перевернуть ход игры вспять.
Стили игры с AWP
Для того чтобы научиться грамотно обращаться с нашим «мушкетом», следует понять основные принципы разных стилей игры. Я различаю три основных вида снайперов, таких как:
1)
атакующий снайпер;
2)
снайпер-защитник;
3)
снайпер-универсал.
Каждый из них имеет свои особенности, плюсы и минусы. Итак, подробнее о каждом стиле.
Атакующий стиль. Основным девизом этого подтипа является: «А зачем мне ждать, если можно выйти и убить», хотя это не значит, что вы должны носиться по карте сломя голову.
Итак, чтобы играть в этом стиле, вам мало сидеть сутками, тренировать стрельбу и выходы (хотя без этого вы не сможете, впрочем, как и в любом другом стиле) - вы должны быть по-настоящему талантливы. Данная методика несколько тяжела на подъем, но если у вас получится так играть, вы станете камнем преткновения, ломающим наработки и страты любой команды, как зубочистки в пиццерии. Эта особенность атакующих AWP является их главным плюсом - они нестандартны и непредсказуемы. Основным же минусом этого стиля является их нестабильность, здесь все зависит от того, с какой ноги вы встали с утра и что курили вчера вечером.
Снайпер-защитник. Основной девиз обратен «атакующему» AWP и произносится как: «Я жду, выходите по одному». Спокойный, размеренный стиль игры делает его доступным каждому, но поверьте - в большинстве случаев за кажущейся простотой прячутся долгие месяцы тренировок, оценки и пристреливания позиций.
Главным плюсом данного стиля является стабильность. С таким AWP вы можете не волноваться о том, что через него пройдут просто так, ибо наш «мушкетер» отстрелит ровно столько, сколько ему позволят. Минусом является то, что за атаку это AWP самостоятельно «шевелит» точки очень редко, часто предпочитая AK-47 своему основному оружию. За дифенс же предпочитает стоять на позиции, особо не высовываясь.
Универсальное AWP. Пожалуй, самая распространенная группа снайперов. Это те ребята, которые никогда не боятся брать в свои руки столь серьезное оружие и после закупа AWP убивают врагов с разных позиций и в разных ситуациях, никогда не волнуясь обо всем остальном. Подобных игроков - очень и очень много. Из минусов: нестабильность. Из плюсов - прошу извинить меня за каламбур - универсальность и возможность применения AWP в разнообразных ситуациях.
Выше описано 3 стиля игры с AWP, но мало выбрать один из них - надо научиться совмещать их плюсы, дабы сделать свою игру стабильней и эффективной, ведь зачастую вам придется играть от ситуации.
Постановка тренировок с AWP
Как и в любом спорте, для достижения желаемого результата вам будут необходимы грамотные тренировки. Сначала стоит оговорить общие принципы тренировок:
1) Научитесь замерять чувствительность мыши угловым разворотом. Делается это так: вы встаете на известное вам место на карте, ставите прицел в определенное заранее место, делаете пробег мышки от начала коврика и до конца, запоминаете конечный пункт разворота. Делайте так каждый раз, когда садитесь за новый компьютер, - это поможет вам настроить вашу чувствительность в игре до миллиметров и получать абсолютно одинаковый результат на разных машинах. Также запоминайте настройки акселерации в ярлыке CS.
2) Не уделяйте тренировкам (только если вы не готовитесь к турниру) больше чем 5-8 часов в день, ибо такой график полностью измотает вас и превратит в никому не нужного доходягу. Помните: важно не количество, а качество!
3) Всегда тренируйтесь в определенное время (например, с 6 до 12 вечера), так вы будете затрачивать меньше сил и организм сможет перестроиться под постоянный график.
4) Не надо тратить время впустую, лучше погулять с друзьями или заняться чем-нибудь еще, чем сидеть «валять дурака» за компьютером, ибо если вы себе поставили цель, то надо ее добиваться, а не ждать, когда она придет сама собой только лишь оттого, что вы тупо сидите перед монитором.
5) Никогда не убегайте от жизненных проблем (учеба, девушка, родители) с помощью CS. Поверьте, если вы будете так делать, то ваша мысли будут заняты совсем не игрой, а полная самоотдача - залог хорошей и эффективной тренировки.
6) В тренировках старайтесь все делать в одной и той же, строго выверенной последовательности.
Итак, начнем:
1) Просмотр демок: Придумывать какие-либо фишки в современном CS - очень большая редкость. Вы можете почерпнуть всю необходимую информацию для себя из демозаписей игр. В день вы должны просматривать 2-3 демки (желательно POV) за AWP топовых команд.
В демозаписях обязательно обращайте внимание на такие моменты, как:
* Постановка прицела на позициях (где встал игрок, как поставил свой прицел).
* Грамотный уход с позиции, когда к AWP идет атака (куда ушел, где ушел, как поставил прицел).
* Действия от ситуации 2*2, 3*3, 2*5,2*4, где вам важно попытаться понять, какой логикой пользовался снайпер при разрешении таких ситуаций.
* Выходы снайпера (какой из способов выхода применяет, куда ставит прицел, по какому радиусу идет), однако про методики выходов будет сказано ниже.
* Работа в команде (как и когда он выходит, кто и как ему помогает, порядок атаки - в какой последовательности идут снайпер и основные силы с AK-47).
2) Отработка стрельбы: Отработка стрельбы - одна из неотъемлемых частей тренировки, и в то же время нельзя сказать, что есть определенные, более выигрышные, нежели чем другие, пути.
Посему следует согласиться с тем, что тренировать стрельбу можно несколькими способами:
Игра с ботами;
- игра на DM -серверах;
- игра на паб -серверах. Вам необходимо выбрать свой вид тренировок (лично я предпочитаю DM), но при этом неизменным надо оставлять принцип тренировки стрельбы, итак:
*Определите для себя фиксированное количество фрагов в день, которое вы должны сделать (не меньше 400)
*Вы должны сделать упор на фаст-зумы и на чувство сенса (никогда не ставьте прицел на пробег на тренировках стрельбы, ибо этому вы можете научиться из демок, тупо заучив все, что вам надо: позицию, постановку прицела, действия от позиций. Результатом этой работы станет то, что вы будете попадать с высоким процентом вероятности во все, что появляется у вас в зуме авп, а игра на позициях станет для вас лишним подарком.
*Со временем, когда вы станете более-менее уверенно стрелять, вам будет необходимо ввести штрафные баллы (за каждые 2 промаха подряд вы должны будете сделать дополнительное количество фрагов) и постоянно, с возрастанием скилла, увеличивать количество штрафных фрагов.
3) Отработка техники: В этой части тренировок вы должны отрабатывать работу на позициях (места, постановку прицела, маршруты ухода с позиций), технику передвижения, выходы. Главным моментом при тренировках выходов за террористов является то, что вы должны вспомнить все демки и все позиции, с которых вы можете быть атакованы, вплоть до излюбленных рассадок CT. На тренировках вам нужно тренировать именно последовательный выход против дефолтных позиций.
4) Игра 5*5: играйте PCW , стараясь как можно больше брать AWP в свои руки, желательно пишите POV за собой и просматривайте его, дабы выявлять ошибки в технике и т.д. Если есть возможность, смотрите демки за своими противниками, для того чтобы увидеть, как ваши действия выглядят с их стороны.
Таким образом, мы рассмотрели 4 важных этапа тренировок, постарайтесь серьезно подойти к делу и максимально отдаваться каждому из них, тогда ваши тренировки станут комплексными и через определенное время принесут желаемый результат.
Выходы с AWP
Объединяя опыт лучших зарубежных и отечественных AWP, можно составить некую список-инструкцию по видам выходов. Чтобы научиться грамотно и неожиданно появляться в требуемых для вас местах, вам понадобится провести очень много времени на карте в одиночку, тренируя выходы, вымеряя углы и т.д. Справедливости ради следует отметить, что больше половины из них не всегда действуют против другого AWP, но безотказно действуют на другое оружие. Пожалуй, научиться грамотно выходить на позицию еще тяжелее, чем научиться с нее стрелять, но зачастую именно отработанный выход позволяет вам вытворять просто сумасшедшие вещи. Одной из главных вещей, которым вы должны в первую очередь научиться, - это вогнать геометрию уровней в свою голову так, чтобы вы чувствовали каждый угол, каждый ящик и были готовы дать подходящий ответ на каждое действие противника.
Выходы с AWP можно разделить на несколько основных категорий, таких как:
1) Выход стрейфом.
2) Координатный выход.
3) Выход прыжком.
4) Выход присядом.
5) Выход Ducktap’ом.
6) Snajdan-выход.
Итак, начнем мы с того, что научимся гасить стрейфы. Сейчас будут описаны известные мне виды гашения стрейфа, используемые для таких техник, как гашение зумом, остаточный стрейф.
Гашение зумом - при коротком перемещении стрейфом включаем первый зум, начинаем перемещаться и незадолго до выстрела отпускаем стрейф, одновременно переключаясь на второй зум. Минусом этого выхода является невысокая скорость выхода, и потому, если на позиции оказался более-менее хороший снайпер, он, не задумываясь, сделает в вашем теле новую дырку и тотчас же отправит вас на небеса. С другой стороны, этот метод прост и эффективен против обычного оружия и при выходе за спиной ваших тиммейтов: первый игрок пропрыгивает (как вариант - пробегает), выманивая выстрел на себя, а вы выходите и делаете необходимый команде фраг.
Остаточный стрейф: вы встаете на позицию, проходите некоторое расстояние и непосредственно перед выходом на цель отпускаете кнопку стрейфа, в этот миг ваша модель делает последний шаг и уже после того, как вы отпустили стрейф, вы делаете выстрел (лучше всего заранее). Этот способ довольно сложен технически, но зачастую именно против него у мирно стоящего AWP противника не останется шансов.
Однако гашение движения - лишь инструмент для создания выходов. Умея правильно использовать этот инструмент, можно становиться четче и быстрее, чем другие игроки.
Давайте рассмотрим основные виды выходов:
Выход стрейфом - основан на гашении стрейфа зумом. Собственно, сам метод и является самостоятельным выходом - для того чтобы научиться им пользоваться, вы должны идеально чувствовать геометрию игрового пространства, иначе вы не сможете правильно корректировать расположение прицела перед выстрелом (минимальная корректировка в этом случае - лучшая корректировка, ведь она сохраняет драгоценное для вас время).
Координатный выход - метод сложный, но очень эффективный, так как позволяет использовать геометрию уровня и текстур как координатную сетку для выполнения точного выхода.
Для того чтобы выполнить его, вы должны встать к стенке (или подойти к заранее отработанному месту), прицелиться в определенное место на текстуре стены и выйти стрейфом на уже замеренное расстояние, пользуясь любым из двух методов гашения движения.
Выход прыжком, пожалуй, самый простой, но не теряющий своей эффективности с годами. Главным моментом здесь является то, что вам не следует приземляться в небольшой промежуток, куда враг ставит прицел, а лучше упасть немного дальше или ближе, для того чтобы снайпер противника потратил некоторое время на перевод прицела. Именно этих мгновений вам будет достаточно для того, чтобы сделать результативный выстрел, ибо вы будете выигрывать по времени.
Выход присядом является экзотическим в современном CS’е, так как имеет применение только в одном месте: банане на карте de_inferno. Выполняется он следующим образом: вы перемещаетесь не обычным стрейфом, а поочередно быстро присаживаясь и вставая, пока вы не увидите небольшую щель под водостоком, куда и стреляете, пытаясь достать AWP, контролирующее банан.
Выход Duck джампом - выходя стрейфом, нажимаете присяд (только не делайте клик по присяду затяжным), вас немного подбросит вверх, и в конце вашего движения вниз нажмите выстрел. Плюсом является то, что для AWP ваш выход будет выглядеть как выход в прыжке, и с большей скоростью нежели обычный полет. А для обычных девайсов вы будете являться еще более трудной мишенью, так как они держат прицел на уровне головы, а вы появляетесь так, что ваша каска находится несколько выше, чем обычно.
Snajdan выходы - названы в честь знаменитого игрока из Швеции. Можно назвать этот вид выхода «техникой обманного прыжка». Основной идеей является фальш-движение прыжком в виде петли, для того чтобы выманить выстрел снайпера. Итак, вы подходите к месту, которое надо проверить, и выпрыгиваете так, чтобы ваша верхняя траектория была немного дальше, чем держит прицел AWP, на которое вы выходите, а затем резким стрейфом направляете вашу модель обратно, в место, куда противник до этого ставил свою прицельную сетку, и делаете выстрел.
Применение AWP в командной игре
Не менее важным аспектом является то, что научиться стрелять с AWP - это одно дело, а грамотно применить это оружие - совсем другое. Потому это часто является большой проблемой для многих топовых команд, не говоря уже о непрофессионалах.
Если применение AWP за CT еще более-менее понятно - чаще всего это отсекание одного из направлений атаки или игра против стандартов (медленных выходов) других AWP, то игра за террористов является сложной и подчас даже спорной тактикой. Все дело в том, что в большинстве российских команд AWP выходит первым, а уже за ним идут автоматчики с AK. Этот вариант хорош только тогда, когда у дефенса плохая закупка, ибо любое более-менее серьезное дифенс-AWP в большинстве случаев снимет атакующее AWP, а затем может творить что угодно с идущими сзади «калашами». Чтобы этого не произошло, топовые команды отправляют первым в атаку игрока с АК-47, а затем по точной инфе, полученной от первого игрока, выходит AWP и делает все необходимые террористам фраги.
Кроме этого можно с AWP контролировать аркаду CT или отсекать «хелпу» при атаке ваших тиммейтов.
Отдельного внимания заслуживает экономика при игре с AWP, тут есть несколько важных моментов, таких как:
AWP дает дроп только в крайнем случае, потому что это самый экономически уязвимый игрок в команде.
AWP должен иметь своеобразного «игрового спонсора», который при нехватке денег будет отдавать оптическую винтовку взамен на АК.
В случаях за атаку, когда проигран первый раунд, но бомба поставлена, если террористы решают закупиться 2-мя AK-47, есть 2 варианта:
1) AWP не дает дроп, а закупается аккуратно до 1 450$.
2) Ему дают дроп АК, и в таком случае у него есть деньги на закупку в четвертом раунде.
Многие топовые команды при проигранном первом раунде и отсутствии закупки в третьем раунде не берут AWP в 4-ом закупочном, дабы в случае его проигрыша не сливать пятый раунд. И берут AWP только тогда, когда командная экономика чуть больше окрепла.
Всегда помните, что 2 AWP в одной команде могут разрушить любую, даже самую прочную экономику.
Немного о fastzoom’ах
Фастзум является одной из самых обсуждаемых тем в снайперском и околоснайперском сообществе. Исполняемый за доли секунды, он несет в себе очарование, которого подчас лишена остальная часть рутинной снайперской работы. Что не менее важно, он позволяет вам на «ТЫ» разговаривать с внезапно подобравшимися к вашей позиции вражескими автоматчиками.
Потому мы не можем обойти его стороной и поясним вам основные приемы для тренировки и исполнения фастзума.
Итак, сведения для новичков:
Фастзум исполняется почти одновременным нажатием клавиши зума и выстрела (притом первым всегда должен нажиматься зум). При идеальном исполнении у вас не должна даже вырисовываться прицельная сетка, но это никоим образом не повлияет на точность выстрела.
Используется фастзум тогда, когда нет времени «выцеливать» врага, а первый выстрел уже сделан. С его помощью можно творить немалые чудеса, убивая соперников одного за другим в кратчайшее время.
Но перво-наперво требуется его правильно отработать. Есть несколько нюансов, которыми следует пользоваться при начальных тренировках фастзума:
1) Ваша рука должна быть максимально расслабленной
2) Никогда не старайтесь «выцеливать» противника фастзумом, так как это противоречит самой философии техники fastzoom и очень сложно.
Намного лучше фастзум получается при использовании резкого одергивания оружия в сторону внезапно появившегося врага
Итак, рассмотрим, как же его тренировать: первые три этапа делайте одни в свободное время, остальные - на CSDM или FFA (Free For All - он же public) серверах.
1) Вы должны натренировать сам механизм выстрела (четкое нажимание клавиш - так, чтобы эта нехитрая комбинация у вас была в крови).
2) Следующим шагом мы начинаем комбинировать движения с выходами, прыжками, duck-jamp’ами.
3) Третьим этапом необходимо повысить ваш айм, ведь без него хорошие фастзумы - лишь счастливый рандом. Для этого мы бегаем с любым оружием по карте и стреляем по углам ящиков или пятнам текстур следующим образом: останавливаетесь, быстро выбираете цель, стараетесь максимально четко и резко в нее прицелиться, задерживайтесь на полсекунды и стреляете. Таким образом, вы вырабатываете рефлекс быстрого нацеливания, который спасет вам жизнь (а подчас и ответственную игру) не раз и не два.
4) Бегаете по уровню на паблик-серверах, стараясь как можно больше и эффективней комбинировать игру с зумом и фастзумом. Вы спросите - почему не только с фастзумом, и я отвечу - да потому, что он должен лишь спасать ситуации, а не создавать вам как снайперу лишние проблемы. Поэтому старайтесь играть не столь красиво и эффектно, но эффективно.
Заключение
Итак, мы рассмотрели только основные принципы игры с AWP, а остальное - дело вашей фантазии. Проявляйте усидчивость, концентрируйте свое внимание, напрягайте мозги и - главное - будьте уверены в себе. И тогда все у вас получится.
Авторы статьи:
- Основная часть: Петр "uN!" Маслов
- Корректировка, соблюдение общей стилистики текста, компиляция: Сергей "asfalot" Мандрик
Эта статья также может быть найдена вами в журнале Игромания.
Специально для киберспортивного портала A-gaming.ru
Вступление
Наверное каждый игрок Кс 1.6 хотел бы встать на короткую ногу с самой мощной винтовкой игры под названием aWp . Ведь это оружие позволяет нанести невероятно мощный урон, наповал сразив противника всего одним выстрелом на любом расстоянии. Управиться с винтовкой находясь на нужной позиции, издалека заметив цель и имея достаточно времени на прицеливание, можно без особых проблем. Но наверняка многие были свидетелями того, как скилловые игроки использовали aWp на манер оружия среднего и ближнего боя, оставляя за собой череду фрагов. Сегодня мы поговорим о том, как овладеть данной техникой.
Awp или "Слон" - самая мощная винтовка в игре.
Главные составляющие
Во-первых, для стрельбы из aWp требуется меткость - в отличии от автомата, промежуток между выстрелами из винтовки займет определенное время (несколько сократить данное время поможет быстрое переключение на нож и обратно сразу после выстрела ). На дальних расстояниях у Вас будет стратегическое превосходство, однако в среднем или ближнем бою пауза между перезагрузкой патронов может легко стать фатальной для Вас, ибо противник легко успеет всадить в Вас достаточно патронов, чтобы уложить замертво. Необходимо научится использовать свой первый шанс для точного попадания в тело или голову врага. Однако, промахнувшись первый раз, лучшим для Вас вариантом будет переключиться на мощный пистолет, поэтому Deagle является лучшим другом любого снайпера.
Во-вторых, необходимо помнить, что из aWp строго обязательным условием является неподвижность в момент выстрела. Выстрел в движении, даже незначительном, практически всегда окажется косым. Так же, обязательным условием точности является зум . Никогда не используйте aWp без прицела: пуля окажется шальной и даже при нахождении противника точно в центре экрана велика вероятность промаха. Заметив цель, остановитесь, включите зум, наведите прицел на врага: выстрел. Данная последовательность - гарантия успеха.
В-третьих, реакция - одно из важнейших качеств любого хорошего снайпера. Умение в кратчайшие сроки среагировать, успеть поймать противника, успеть навести прицел точно на его тело/голову и хладнокровно совершить выстрел. Замешкаетесь - Вы труп. Так же необходимо помнить: никогда не перемещайтесь по карте с включенным зумом. Включенный зум замедлит Ваше движение, а так же ограничит обзор. Результат - недооценка ситуации, несвоевременное реагирование.
Никогда не пытайтесь попасть во врага без использования Зума или Фаст-Зума.
Фаст-зум
Данная техника - главное отличие кемпера, от скиллового снайпера. Именно она позволяет в совершенстве использовать aWp на манер оружия среднего и ближнего боя. Использовать ее стоит только наработав качества разобранные выше: меткость и реакцию . Так же стоит заметить, что лучше всего Фаст-Зум подойдет именно для среднего или ближнего боя. А состоит данная техника в следующем: в момент появления противника в поле зрения необходимо навести на него невидимый без зума прицел (то бишь, убедиться, что враг находится в центре экрана), после чего, включая зум (правая кнопка мыши) и не дожидаясь его появления, совершить выстрел. Данный способ дает гарантию точного полета пули, в отличии от стрельбы без зума. Освоив эту технику, Вы станете профессиональным снайпером, как в дальнем, так и в среднем и ближнем бою и сможете использовать aWp на манер любого автомата с одним большим превосходством: 1 пуля - 1 фраг.
Тренировка
Как и с любым оружием в игре, а в данном случае особенно, для освоения aWp требуются долгие часы практики. Для этого идеально подойдет AWP CSDM сервер или в крайнем случае игра с ботами. Ставьте скилл ботов на минимальный - главным моментом для Вас по началу будет являться овладение меткостью и реакцией. Поэтому неспособные причинить сильный урон, передвигающиеся мишени - идеальный вариант. Освоив в достаточной мере меткость и реакцию можно переходить к освоению техники Фаст-Зум. Это так же займет определенное время, но проявленное упорство и часы практики не пройдут даром. Уже через неделю ежедневных тренировок, Вы сможете поразить своих друзей новыми прокаченными навыками.
Овладев Awp в полной мере, Вы станете самым опасным игроком в своей команде .
Вот пожалуй основные моменты техники стрельбы из aWp. Верьте в себя и все должно получиться! Удачи на поле боя!
Руководство для начинающих и продвинутых игроков В нём есть недочёты, но есть и интересные вещи. Рекомендую для ознакомления тем, кто уже более менее прилично играет, но избегает пользоваться снайперками из-за низкой скорострельности и низкой точности выстрела без зума. Автор довольно популярно объясняет что такое квикскопинг и фликшот (он же флик или фликинг), как ими пользоваться и для чего они нужны. Для тех кому эти термины не пустой звук и они используют данные техники в игре этот гайд будет неинтересен. Если оригинал будет обновляться, я дополню перевод.Оригинал: http://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=395831984
Большинство руководств по AWP"ингу описывают основы и в них не говорится о том, как их индивидуализировать. Я не считаю себя великим AWP"ером, однако предлагают это руководство на ваш суд или ознакомится с ним если вы не очень хорошо владеете AWP. Я расскажу основы, а так же анализ стратегии и стиля некоторых первоклассных AWP`еров.
Введение и немного о себе
Привет, кажется вы наткнулись на моё руководство, о том как улучшить ваш скилл владения AWP. Я рад, что вы решили ознакомиться с моим скромным руководством, и имейте ввиду, я ни в коем случае не говорю, что я лучше чем вы владею AWP. На самом деле, я не считаю себя хорошим AWP"ером.Итак, вы может подумать: Зачем мне слушать кого-то кто не считает себя хорошим AWP"ером?
Ответ довольно прост: цель данного руководства не критиковать или учить как надо игра, а помочь вам увидеть другие способы улучшить свою игру и показать некоторые нюансы, которые могут хорошо поднять ваш скилл AWP"ера. Таким образом руководство будет состоять из четырёх основных частей:
- Основы AWP
- Общие «Расширенные» концепции AWP"инга
- Различные варианты практики
- Анализ стратегии профессиональных AWP"еров
Обновление CS:GO от 31 марта 2015
В этом разделе мы рассмотрим о том как обновление повлияло на AWP, и на техники используемые в данном руководстве.
"– Lowered scoped movement values for AWP and Autosnipers."
- The CSGO Changelog for 3/31/15
Это, собственно, и означает то, о чём говорится. Вы будете двигаться ещё медленнее, когда смотрите через оптический прицел. В частности когда вы смотрите через прицел ваша скорость перемещения будет такая же как если вы идёте (на шифте) глядя в прицел. Таким образом имеет смысл, зажимать шифт когда вы смотрите через прицел, так как это не будет влиять на скорость перемещения, но заглушит звук ваших шагов. Тем не меняя я так не делаю и не думаю что многие будут так делать, так как очень редко бывает ситуация в которой необходимо много ходить с включенным прицелом. AWP очень ситуативный, у вас должен быть большой запас трюков, и вы должны быстро принять решение какой из них использовать в данный момент.
Итак, это изменение вы сразу ощутите как только опробуете AWP в игре. Это сильно влияет на выглядывание, например на de_dust2 в начале раунда снайперские битвы на миде теперь невозможны, у снайпера спецназа остаётся только использовать стрельбу квикскопингом. Если он включит прицел и будет стрейфиться, снайпер террористов его заметит за долго до того, как тот сможет сделать выстрел. Подобная ситуация и на Длине А, теперь огромное преимущество получил спецназ, а террористам остаётся только квикскопинг, если они решили пушить Длинну.
Тем не менее, я заметил в этом обновлении и одну хорошую вещь. Много игроков используют гранаты тактически, фактически блокируя вражеского снайпера, что позволяет команде легко его снять. Это значит, что вам необходимо научится грамотно раскидывать дым и флэшки на основных снайперских позициях. Например на de_dust2 вы должны выучить как задымить Уклон Т, Базу спецназа, Длину А и т. д.
Как снайпер вы должны стать коварным и менять позиции, использовать тайминг и каждый навык который у вас есть. Вы всё ещё можете играть агрессивно, но только с другим стилем игры, с ещё большим квикскопингом и фликшотами, в отличии от оппонентов которые продолжают стрейфиться с включенным прицелом. Для тех чей стиль игры был разрушен этим обновлением, используйте возможность получить новые навыки и изучить другие стили AWPинга. Вы должны научиться адаптироваться к изменениям, и принимать их такими как они есть.
Основы
Итак, вы только начали играть и сразу же обратили внимание как много людей используют снайперскую винтовку AWP.Вы взяли её себе, что теперь делать?
- Левый клик — сделать выстрел
- Правый клик — включить прицел, нажмите ещё раз что бы увеличить масштаб и ещё раз, что бы выключить прицел
- У AWP потрясающая сила поражения, она снимает врагов с одного выстрела в любую точку тела выше ног, не зависимо от брони. «Legging» выстрел по ногам противника наносящий сильный урон, но не убивающий.
- AWP винтовка со скользящим затвором, что означает, что очень низкий темп стрельбы. Вы должны знать сколько времени составляет пауза между выстрелами. Так же она имеет 10-ти зарядный магазин, так что вам редко когда понадобиться перезарядка в соревновательных матчах, так как вам нужно сделать 5 выстрелов, что бы убрать всех 5-ти противников.
- AWP очень дорогое оружие, поэтому если вы видите её лежащую на земле, то стоит поднять её для себя и товарищей по команде. Так же вы должны больше играть в обороне, иначе в случае вашей смерти вы преподнесёте подарок противнику и сильно подорвёте экономику своей команды.
В этом разделе я поделюсь некоторыми продвинутыми советами и трюками по AWP"ингу, многие из которых я освоил через смерти моих товарищей по команде. Вы удивитесь, как много можно узнать просто играя в эту игру, но здесь будут некоторые специфические советы, которые вы, возможно, захотите узнать.
Вероятно этот раздел будет обновлён позже, так как мне кажется, что я забыл упомянуть о некоторых советах и хитростях...
Быстрое переключение после выстрела
Это очень распространённый трюк. Для того что бы сбросить зум после выстрела, игроки дважды кликают на Q, что бы не тратить время переключая прицелы через правую кнопку мыши. Это так же позволяет избежать звука переключения масштаба в оптическом прицеле, который могут услышать ваши враги и догадаться, что вы рядом и прицелились. Недостатком этого метода является то, что постоянно воспроизводится анимация смены оружия, которая занимает 1-2 секунды. Обычно быстро переключение используют если убили врага с первого выстрела и планируете сменить позицию, или если вы промахнулись и враг подошёл слишком быстро, что позволит оценить ситуацию и принять решение стрелять на вскидку или использовать вспомогательное оружие. Быстрое переключение оружия, после выбора пистолета, так же хорошая тактика при выглядывании из-за угла на ближней дистанции, так как если вы промахнётесь, то вы сможете мгновенно переключиться на пистолет, который гораздо лучше подходит для перестрелки на ближней дистанции.Фликшот
Каждый должен знать о них, их стоит даже упомянуть в разделе по основам AWP. Этот метод требует много практики, а по началу и много удачи. Фликшот это когда вы очень быстро наводите прицел на цель и стреляете, даже если первоначально оптический прицел быт отключён. Я по подробнее объясню этот навык в разделе «Практика», так как это один из важнейших навыков, который должен быть освоен.
Чувствительность
Этот параметр настроек мыши влияет не только на AWP, но и на всю игру. Есть руководства в которых подробно расписано что такое чувствительно и DPI. Поэтому я не буду на этом заострять внимание. Я просто хочу сказать, что ваши настройки чувствительности сильно зависят от вас и оказывают огромное влияние на AWP"инг. Мои правила таковы:1. Если вы хотите что бы вам было легче целиться и повысить точность — вам нужно установить низкую чувствительность.
2. Если вы планирует много времени повести с AWP, используйте низкую чувствительность или измените «Чувствительно приближения» в настройках мыши на более низку.
3. Всегда устанавливайте настройки чувствительности мыши максимальными для комфортной игры, это позволит быть более мобильным. Тем не менее, вы должны помнить о первом и втором правилах.
Значение вашей чувствительности такое, при котором вам наиболее комфортно играть и оно попадает под эти три параметра.
Приседание и шаг
Это спорное понятие, так некоторые имеют привычку передвигаются сидя и пешком всё время, думая что это делает их более точными. Я не знаю, ошибаются они или нет, но вот моё мнение когда вы идёте сидя или на шифте это делает вас медленными. Так что, если вы выглядываете из-за угла, противник будет видеть вас дольше, чем вы его. Не имеет значения на сколько точнее вы сможете выстрелить, у противника будет шанс с делать один или два выстрела, пока вы его не увидели. Так же, приседание может сделать ваши выстрелы без прицеливания более точными, но когда вы целитесь через прицел во время ходьбы ваша точность низкая. Вы должны остановиться, что бы сделать выстрел. И, если вы остановились, нет шансов на промах, если прицел наведён на противника. У AWP потрясающая точность. Итак, никогда не выглядывайте из-за угла сидя или пешком, просто используйте их стратегически если вам нужно скрыть звук шагов или сделать трюк с прыжком.Позиционирование: Защита/Нападение
Вы всегда должны иметь путь к отступлению или резервную точку для отхода после выстрела. Если вы это не сделаете, вас будет легко снять и вы потратите в пустую 4750$. Вы должны знать как правильно занять позицию, что бы оказать максимальную помощь своей команде. Например, на Mirage, если вы хотите занять «Снайперское укрытие», то вам окажут тяжёлое сопротивление или задымят, вам нужно будет пойти на Хэлпу, что бы помочь на A или, выйти на Кухню\Магазин, что бы помочь на Б. Так же вы можете использовать позиционирование профессиональных игроков. Например, осторожное выглядывание и стратегия отступления Fillflaren"а были очень умны, весьма оборонительны и полезными. С другой стороны, AWP"еры такие как JW и KennyS экстремально агрессивны, пушат на ближней дистанции или выглядывают в областях, где можно обойтись и обычной винтовкой, ради одного или двух фрагов. Атакующая игра азартна, так как вы в любой момент можете умереть и потерять AWP. Тем не менее, шанс что это случиться, уменьшается с ростом вашего мастерства, вы может выглянуть и фликнув, вы можете удивить противника, как быстро его сняли. Только не делайте этого, если вы не знаете, что нужно делать, очень неприятно, когда идиот берёт AWP и умирает с 0 фрагов.Позиционирование прицела и расположение рук модели
Я решил сгруппировать их вместе, так как между ними есть связь. С AWP у вас нет прицела, поэтому стандартное «Держите прицел на уровне головы, где враг мог бы быть» в данном случае не применимо. Вместо этого ваша задача держать прицел как можно ближе к тому месте, где может оказаться противник, тогда когда вы включите зум, вам не придётся перемещать прицел на большое расстояние для флика. Это, что касается наступательной тактики с AWP. В обороне, прицел AWP нужно держать на уровни груди противника, в том месте где он может показаться, однако необходимо учитывать время вашей реакции. Например, на de_dust2 двери у базы спецназа любимое место для снайперов террористов, однако они почти никого не снимают в течении первых 5 секунд, а только считают пробегающих врагов. Это потому, что они не учитывают время реакции или они пришли к выводу, что AWP"инг через эти двери невозможен. Нет. Он очень даже возможен и если вы попрактикуетесь, вы сможете узнать где нужно расположить прицел, что бы поразить врага. Лучше нанести противнику серьёзный урон, чем просто наблюдать за ним.Ваши настройки модели на самом деле не имеют большого значения, однако они могут затруднять обзор. Вы хотите, что бы можно было держать на уровне периферического зрения напоминание о том какое оружие у вас в руках. Тем не менее, вы хотите, что бы он как можно меньше закрывал экран. Это в значительной мере зависит от вас и не повлияет в значительной мере на навык вашей игры.
Вот крутой трюк позволяющий определить использовать вам cl_righthand 1 или нет: Для начала определите свой доминирующий глаз. Как это сделать можно легко нагуглить и я не буду вдаваться в подробности. Теперь, если ваш доминирующий глаз левый, то вы должны выставить cl_righthand 1, если правый, то cl_righthand 0. Причина этого в то, что ваш доминирующий глаз должен видеть цель более чётко, а не доминирующий глаз заниматься отслеживанием вашей экипировки. Это может показаться неудобным или странным, но со временем вы привыкните, и это улучшит вашу игру. И если вы уже значительное время использовали cl_righthand 1, а затем переключились на cl_righthand 0, то через некоторое время вы довольно легко сможете играть с любым вариантом расположения модели. Я свободно пользуюсь обеими, и иногда не замечаю какое в данный момент расположение рук левостороннее или правостороннее. Лично, я использую в данное время левостороннее.
Как практиковаться: Различные методы улучшения вашего навыка
В этом разделе я расскажу о разных видах тренировки AWP"инга и как каждый из них поможет.Игра с ботами
Эта стратегия хороша, когда вы только начинаете играть, но от ней мало толку когда начнёте играть в Обычном режиме. Это поможет улучшить ваше прицеливание, возможно вы найдёте этот вариант слишком лёгким или необычным.Бой насмерть
Очень хорошая тренировка для отработки техники на реальных противниках. Это проверит ваши навыки, и позволит попрактиковаться в стрельбе. Бой насмерть лучший способ тренировки в CS:GO, почти во всех аспектах. Я рекомендую новичкам попрактиковаться в попадании ваших выстрелов, без фликшотов. Затем, когда вы начнёте чаще попадать в цель, вы захотите стать быстрее. Теперь пора заняться фликшотами. Вы может начать практиковать флики на aim-картах, но как только освоите базовую концепцию — можете начать практиковаться на реальных целях, которые прыгают, приседают и сражаются. Здесь вы можете научиться использовать фликшот, позиционированию прицела и многому другому. Основной недостаток в том, что здесь невозможно по практиковаться в позиционировании и изучить контрольные точки, так как вы будете возрождаться в случайных местах на карте.Aim карты
Это хороший метод, но до определённой степени. Карты вроде «Aim Course» позволяют попрактиковаться во фликшотах и скорости, в то время как другие, например «AWP Double Doors Training» предназначены для конкретных сценариев, которые вы хотите изучить. Вы должны отточить технику, а затем попрактиковаться в Обычном режиме или Бое насмерть.Обычный режим игры
Играя матчи, вы практикуете всё. Просто в менее специализированном масштабе. Ключевым моментом здесь является не сосредоточенность на победе, а улучшение вашей игры для следующего матча. Играя в Обычном режиме — единственный способ изучить позиционирование, места столкновений, обходов и т. д. Это позволит отточить оборонительные навыки снайпера, которые могут быть очень полезны.Анализ игры профессиональных AWP"еров
Эта часть довольно очевидна и не требует пояснений. Я анализирую кадры геймплея известных AWP"еров и оцениваю их позиционирование, общую стратегию и прицеливание.Позже этот раздел будет дополнятся другими гэймплеями.
Я уверен, что многие из вас видели этот раунд JW из Fnatic. Это считается хорошо продуманной ставшей безупречной демонстрацией всех навыков CS:GO. Давайте разберём этот раунд шаг за шагом.
Сначала JW занимает позицию у «банана», что бы встретить агрессивных спецназовцев. Он знает, что они могут не показаться, но если покажутся, то у него будет возможность взять фраг. Он так и делает, и быстро меняет позицию, что бы проверить «мид», так как «банан» задымили. Он помнит, что на «банане» было как минимум двое, и один из них снял тиммэйта. Так как вход на «банан» задымлён со стороны базы террористов, то его, скорее всего, будут контролировать из-за машины. Он выцеливает то место за машиной где вероятно стоит спецназовец и снимает его через дым. После этого он снова возвращается на «мид». Зачищает «мид» с напарником и заходят на «плэнт» с двух сторон, встретив ещё одного члена команды. JW идёт на «плюс», напарники через «минус», одного из них снимает противник с «песков» из-за грузовика. Зная где засветился противник, JW встаёт у «библиотеки» и выцеливает «пески» за грузовиком, когда тот подпрыгивает за машиной, JW мгновенно делает фликшот. В это время он слышит ещё одного противника в «библиотеке», переключается на вспомогательное оружие и забирает фраг выскочив из-за угла. Напарник обнаруживает, что на «плэнте» прячется ещё последний противник. JW использует пистолет, что бы снять его, но это ему не удаётся, он перемещается за ящик стоящий перед позицией противника, переключается на AWP и снимает его через ящик выстрелом навскидку.
Стиль игры у JW очень агрессивный, даже когда он на Inferno пушит «апартаменты», со стороны спецназа, с AWP. Он всегда старается снять спецназ на «банане» и пушит только для того, что бы взять фраг. Он полагается на свою команду, что они прикроют спину и «мид» и они работают вместе, что бы держать «банан», после чего JW берёт ещё один фраг. Теперь когда они втроём на средине, они делятся, зная, что один противник на «песках» один где-то на Б и один где-то на А. Он знает, что один противник может зайти через «библиотеку», поэтому он готов развернутся и стрелять. Также размещает прицел и ищет цель на «песках» рядом с машиной. Это наиболее вероятное место, где противник может скрываться и он выпрыгнул, что заставило JW сделать необычайно быстрый фликшот. Последний противник загнан в угол и JW знал, что ему некуда идти. Ящик за которым он спрятался простреливается. Он точно знал куда нужно целится, что бы взять финальный фраг. Всё это было сделано в считанные доли секунды. Это был весьма впечатляющий раунд, и это демонстрация мастерства всех своих навыков.