Стрельба из гш 30. Свинцовый ураган
С-24БМЭ - управление неуправляемыми.
(Новинка МВСВ-2008).
В ходе выставки МВСВ-2008 впервые представлен макетный образец модернизированной НАР класса «воздух-земля» С-24Б, получивший обозначение С-24БМЭ. В отличие от базового варианта, ракета С-24БМЭ оснащена дополнительным носовым отсеком с системой наведения и х-образными аэродинамическими рулями, что превращает НАР в авиационную управляемую ракету.
Новинка была представлена на стенде ФГУП "Брянский химический завод им.50-летия СССР", которое является серийным предприятием, отвечающим за производство. Представитель предприятия сообщил, что разработчиком отсека является Московский институт теплотехники (МИТ). Работы по данному проекту ведутся уже около двух лет. К настоящему времени выполнены предварительные испытания.
В составе системы управления возможно применение ИНС в сочетании с головкой самонаведения РЛ- или ИК-диапазона. Использование приемника СНС в составе системы управления, что было бы логично и "модно", пока не предусматривается.
Введение системы управления позволит повысить точность стрельбы и дальность применения, а так же расширить номенклатуру поражаемых целей и улучшить живучесть носителя при выполнении боевых задач.
П редусматривается возможность модернизации ш татных ракет С-24Б в вариант С-24БМЭ на техбазах или аэродромах. При этом система подвески останется неизменной. Ракета будет предназначена для поражения наземных и надводных подвижных/стационарных радиолокационно- или теплоконтрастных целей, таких как танки, корабли, пусковые установки, авиационная техника на аэродромах, пункты управления и т.п. Носителями ракеты могут быть самолеты ранее оснащаемые НАР С-24Б, а также новые: Су-25ТМ, Су-27КУБ, Су-30МК, Су-33, Су-34, МиГ-29К, МиГ-29СМТ, МиГ-31БМ, вертолеты типа Ми-24.
Введение дополнительного носового отсека увеличит длину с 2220 до 3030 мм. Калибр слегка вырастит до 246 мм (у С-24Б - 240 мм). Стартовая масса составит 280 кг, тогда как у С-24Б была 235 кг. Масса БЧ (ВВ) останется неизменной - 25 кг.
ФГУП "Брянский химический завод им.50-летия СССР" производит в настоящее время кроме С-24Б еще оружие О-25Л с НАР С-25-ОФМ. По Указу Президента от 10.07.2008 года ФГУП "БХЗ" включен в состав Государственной корпорации «Ростехнологии» с дальнейшим преобразованием в открытое акционерное общество, 100 % акций которого будет в федеральной собственности.
Схема модернизации С-24Б до уровня С-24БМЭ.
Сайт, август 2008 г. Фото: Евгений Ерохин.
История темы.
Авиационная реактивная система АС-24 с неуправляемым реактивным осколочно-фугасным снарядом С-24 Разработан в 1953-1960 гг. под руководством МЛ Ляпунова. Принят на вооружение под наименованием С-24 (9А-357) по приказу МО от 22 августа 1960 г. № 00111. Калибр 240-мм. Мощная осколочно-фугасная боевая часть обеспечивала поражение наземных целей, прикрытых стенами зданий или броней толщиной до 25 мм. Взрыватель В-24А обеспечивал осколочно-фугасное, либо осколочное действие снаряда с образованием около 4000 осколков. В дальнейшем С-24 оснастили радиовзрывателем, осуществлявшим подрыв при подлете к земле для более эффективного разлета осколков. Авиационная реактивная система АС-24 предназначалась для стрельбы с фронтовых истребителей и истребителей-бомбардировщиков по наземным целям: средствам доставки оружия массового поражения, боевой технике противника, живой силе, переправам, кораблям, баржам и другим десантно-транспортным средствам с броневым покрытием толщиной до 25 мм. В состав системы АС-24 входили: самолет-носитель, неуправляемый реактивный снаряд С-24Б с взрывателем, авиационные пусковые установки АПУ-78, ПУ-12-40УД и все модификации. АПУ-68, авиационный полуавтоматический прицел АСП-5НМ. Этой системой вооружались истребители и истребители-бомбардировщики ОКБ П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева, а впоследствии и вертолеты Ми-24. АС-24 оказался «долгожителем», побил 40-летний рекорд нахождения на вооружении снаряда М-13 для РСЗО «Катюша». В ходе боевых действий в Афганистане, Чечне и других «горячих точках» подтвердилась высокая боевая эффективность С-24 как наиболее действенного образца авиационного неуправляемого реактивного вооружения. С 1975 года начал применяться снаряд С-24Б (9А-744) с беспламенным (по требованию ВВС) выхлопом, оказывавшим меньшее воздействие на устойчивость работы двигателя самолета. Этот снаряд до сих пор находится на вооружении ВВС России и поставляется на экспорт.
Из книги "На стратегическом направлении. ФГУП МИТ - 60 лет".
Неуправляемый реактивный снаряд С-24.
Разработчик: НИИ-1 (М.А.Ляпунов)
Страна: СССР
Серийное производство: 1960 г.
С-24 (индекс УВ ВВС — 9-А-357) — неуправляемая авиационная ракета предназначена для уничтожения техники и живой силы противника, разработана в филиале НИИ-1 под руководством М.А.Ляпунова.
ТТТ на разработку 280-мм авиационного реактивного снаряда осколочно-фугасного действия АРС-280 «Буран» ВВС выдало в 1952 году. В филиале НИИ-1 на основании упомянутого выше Постановления СМ СССР № 2469-1022 группа под руководством Ляпунова взялась за его разработку без особого энтузиазма. К 1 января 1954 года были разработаны чертежи опытного образца, изготовлены стендовые камеры и проведены стендовые испытания порохового заряда при температуре +50°С, а также изготовлено двадцать два пороховых заряда для проведения экспериментальных стрельб на полигоне. Снаряд схематично повторял штатный С-21 , пропорционально увеличенный относительно требуемого калибра. На этапе заводских и полигонных летных испытаний на самолете МиГ-17 от калибра 280 мм пришлось отказаться: боеприпас получился тяжеловатым для машины такого класса.
Переработка документации и изготовление опытных образцов заняло около двух лет. В итоге по программе «Бурана» Ляпунов создал очень удачный снаряд, принятый на вооружение под наименованием С-24. Более того, этот боеприпас в ВВС оказался таким «долгожителем», что побил 30-летний рекорд снаряда М-13 «Катюши». По своей массе опытный АРС-240 приближался к предельно допустимой для авиационных боеприпасов 3-й весовой группы, а значит, имел максимальную огневую мощь в классе АРС того времени.
Габаритно-весовой макет опытного реактивного снаряда АРС-280 «Буран».
Когда боеприпас был готов, носитель (Су-7Б) под него еще отсутствовал. В главном штабе ВВС приняли решение провести заводские испытания на штурмовике Ил-10 . Ведущим инженером в ГК НИИ ВВС начинал эту работу капитан Маркевич, ведущий летчик Валивач. На госиспытаниях ведущим инженером был назначен А.И.Грехов. Их проводили уже на истребителе-бомбардировщике Су-7Б ведущие летчики В.Г.Иванов и В.Г.Плюшкин . Недостаточно отработанный взрыватель В-24 срабатывал с большим запаздыванием и все осколки от мощной БЧ оставались в грунте (камуфлет), а фугасное действие на таком расстоянии от цели почти не чувствовалось, поскольку сила ударной волны резко затухала.
На первых снарядах С-24 сначала предполагали использовать неконтактные оптические взрыватели «Зарево» для подрыва БЧ над поверхностью земли. Теоретически это позволяло повысить эффективность применения боеприпаса по легкобронированной и легкоуязвимой технике, а также живой силе в два раза. На полигоне НИИ ВВС выполнили всего семь пусков. Все они прошли успешно, но в серию взрыватель так и не запустили. На С-24 штатным был утвержден механический контактный взрыватель мгновенного и замедленного действия В-24А. На летных огневых испытаниях при установке на мгновенное действие он срабатывал с недопустимо большим замедлением, отчего резко снижалась эффективность (осколочное действие БЧ было почти нулевым). Поэтому на практике установку на мгновенное действие не использовали. Позже этот недостаток устранили, разработав взрыватель РВ-24.
В 1960 году снаряд поступил в серийное производство в составе авиационной реактивной системы АС-24. С принятием на вооружение истребителей МиГ-21Ф и МиГ-21Ф-13 он сразу пополнил их арсенал.
Отработка неуправляемого реактивного и бомбардировочного вооружения проходила в ГК НИИ ВВС на двух истребителях МиГ-21Ф № 72210206 и № 72210207 в период с 25 июня 1960 года по 20 апреля 1961-го. Самолеты оборудовали двумя балочными держателями БДЗ-58-21 с штатными замками БДЗ-55Т. На совместные с ГКАТ государственные испытания были представлены следующие варианты вооружения:
-реактивные снаряды АРС-212М или С-24;
-бомбы ОФАБ-100-120, ФАБ-250 модели М-54 и М-58 и ФАБ-500 модели М-54, а также зажигательные баки ЗБ-360.
Ответственными за их проведение назначили ведущих инженеров В.К.Ефимова и Н.В.Горохова, а также летчика-испытателя М.Х.Халиева. Всего было выполнено 114 полетов с общим налетом 50 часов.
В связи с тем, что в процессе испытаний на самолете МиГ-21Ф № 72210206 при пуске снарядов АРС-212М двигатель носителя глох, в ОКБ-155 разработали мероприятия с целью предотвращения подобных неприятностей. Для этого на самолете установили клапан сброса (КС) давления топлива. После доработки на этой машине в соответствии с программой и «Планом экспериментальных работ по обеспечению устойчивой работы силовой установки при стрельбе реактивными снарядами и ракетами К-13 «, утвержденными ГКАТ и ВВС 26 ноября 1956 г., были выполнены полеты с пусками снарядов С-24 (всего 25 пусков залпом по два снаряда). Стрельбы снарядами АРС-212М после доработок не проводили в связи с решением СМ СССР о прекращении работ по системе АРС-212М «Овод-М». Применение клапанов «КС» обеспечило устойчивую работу двигателя при стрельбе С-24 в проверенном диапазоне режимов боевого применения самолета МиГ-21Ф (высота 550-6000 м и приборная скорость 580-1000 км/ч.). Правда, при стрельбе пороховые газы вызывали «бурление» во входном канале и незначительные колебания воздуха на входе в двигатель.
Параметры рассеивания снарядов С-24 в картинной плоскости при стрельбе по неподвижной цели с прицелом ACП-5H-BVI при установке баллистики АРС-212М (среднее значение дальности стрельбы 1660 м, угла пикирования 28° и скорости полета в момент стрельбы 675 км/ч) практически не отличались от соответствующих параметров, полученных во время госиспытаний системы АС-24 на самолете Су-7Б. Так, вероятные отклонения полного кругового рассеивания составили 8,6 тыс. дальности (на Су-7Б — 9,0 тыс. дальности), а вероятные отклонения индивидуального кругового рассеивания — 4,5 тыс. дальности (на Су-7Б — 4,3 тыс. дальности). Систематическая ошибка стрельбы в боковом направлении соответствовала -7,0 тыс. дальности (-13,0 у Су-7Б), а систематическая ошибка стрельбы по направлению захода составила 1,0 тыс. дальности (-10,3 у Су-7Б).
Максимальная скорость истребителей МиГ-21Ф с двумя реактивными снарядами С-24 и ПТБ была ограничена приборной скоростью 1000 км/ч до высоты 8500 м (без ПТБ 1100 км/ч до 8300 м) и числом М=1,3 выше 8500 м (без ПТБ М=1,4 выше 8300 м). Практическая дальность полета на высоте 11000 м составила 1090 км, а с подвесным баком — 1300 км. Характеристики устойчивости и управляемости в пределах ограничений, установленных ОКБ-155, хоть несколько и ухудшились, но были вполне удовлетворительными и обеспечивали безопасность полета.
В целом испытания показали, что предъявленные варианты вооружения удовлетворяют основным ТТТ ВВС, значительно расширяют возможности боевого применения и могут быть рекомендованы для принятия на вооружение ВВС. Система реактивного вооружения АС-24 показала свою безопасность и безотказность в работе.
Балочный держатель обеспечил надежное крепление пусковых устройств ПУ-12-40 со снарядами С-24 и их безопасный аварийный сброс.
Пусковое устройство ПУ-12-40У, установленное на балочном держателе БДЗ-57ФР.
НАР С-24Б на пусковом устройстве АПУ-68УМ.
К 1964 году в новосибирском НИИ в дополнение своему механическому взрывателю для С-24 в инициативном порядке разработали неконтактный радиолокационный взрыватель РВ-24 «Жук», принцип действия которого основывался на эффекте Доплера. Заводские испытания продемонстрировали чересчур большую высоту срабатывания (15-18 м) над целью. Осколки разлетались далеко в стороны, не нанося мишеням никакого ущерба. Следующую партию «Жуков» изготовили с загрубленной чувствительностью и С-24 рвались в двух-трех метрах над землей. Все цели были разбиты вдребезги, что само по себе немудрено — корпус БЧ снаряда С-24 дробился на 4000 продуктивных осколков.
В процессе эксплуатации снарядов С-24 в войсках выявилась одна неприятная особенность его двигателей, снаряженных порохом рецептуры РСИ-60. Во-первых, во время стрельбы продукты горения ракетного заряда стали «глушить» двигатель носителя. Во-вторых, некоторые новшества в технологии производства пороховых шашек, не согласованные с военными испытателями, привели к тому, что после стрельбы самолеты МиГ-21 и Су-7Б возвращались на аэродром с густой зеленой копотью на лобовом стекле. Переснаряженные по требованию заказчика снаряды ракетными зарядами из небронированного пороха рецептуры БН-К получили наименование С-24Б.
Реактивные снаряды С-24Б на истребителе МиГ-21бис.
Стоит отметить, что снаряд С-24 также входил и в арсенал самолетов МиГ-17 еще состоявших к началу 70-х годов на вооружении истребительно-бомбардировочных полков. В соответствии с план-графиком по отработке эталонных образцов самолетов с усиленным вооружением, утвержденным Главкомом ВВС 5 августа 1969 года, на заводе № 153 серийный МиГ-17 № 1215347 выпуска 1953 года оборудовали двумя дополнительными универсальными держателями БДЗ-60-21УМР. На каждом держателе можно было размещать один из следующих вариантов вооружения: авиабомбы калибрами 50-250 кг, пусковое устройство ПУ-12-40УД для стрельбы реактивными снарядами С-24 или универсальный блок УБ-16-57УМП для стрельбы реактивными снарядами С-5М или С-5К . В связи с возросшей боевой нагрузкой на истребителе МиГ-17 установили опытные авиашины 660 х 160 модели «36», допускавшие летную эксплуатацию самолета с максимальной взлетной массой 6800 кг. Для обеспечения необходимого клиренса по стабилизаторам снарядов С-24, при их размещении на ПУ, было увеличено давление в амортизаторах основных стоек шасси с 90 до 100 кг/см2.
Испытания самолета проходили в ГК НИИ ВВС с 29 мая 1972 года по 3 декабря 1973 года. Ответственными на них были назначены ведущий инженер Б.А.Архипенков и летчики-испытатели Ю.В.Арбенев и Н.Е.Садкин. Длительный срок испытаний объясняется тем, что более года (с 18 июля 1972 года по 26 июля 1973 года) самолет простоял в ожидании двигателя ВК-1А взамен вышедшего из строя, а также из-за отсутствия гидро- и пневмошлангов, необходимых для замены отслуживших свой срок. Всего в процессе испытаний было выполнено шестьдесят полетов. Характеристики устойчивости и управляемости, а также техника пилотирования самолета МиГ-17 со всеми предусмотренными вариантами вооружения на четырех-точечной подвеске практически не отличались от соответствующих у самолета с двухточечной подвеской. Максимальная взлетная масса составила 6682 кг при подвеске двух бомб ФАБ-250 и ПТБ. При этом максимальная скорость составляла 810 км/ч на высоте 5000 м, дальность полета 700 км, а практический потолок 11100 м, что было вполне приемлемо для нанесения ударов по наземным целям.
Снаряды С-24 до сих пор состоят на вооружении ВВС не только в России и странах бывшего СССР, но и в государствах, входивших в Варшавский Договор, а также в ряде других стран. Применительно к носителям ОКБ им. А.И.Микояна снаряды С-24Б отлично вписались в боекомплект большинства модификаций МиГ-21 и МиГ-23 , а также МиГ-27 . По опыту боевых действий в Афганистане, а также в ряде локальных военных конфликтов на территории бывшего Советского Союза, «Ляпуновские» С-24Б получили самую высокую оценку авиаторов.
Модификация: С-24
Калибр, мм: 240
Длина, мм: 2330
Размах стабилизатора, мм: 600
Масса ракеты, кг: 235
Справочник "Отечественное ракетное оружие" содержит сведения о 520 боевых, опытных и экспериментальных ракетных комплексах, ракетах, реактивных системах залпового огня и их модификациях, состоявших или состоящих на вооружении Советской Армии и Российской Армии, а также о ракетных проектах, созданных в 38 ведущих конструкторских бюро (головных предприятиях-разработчиках) СССР, РФ и Украины. Включены данные о межконтинентальных баллистических ракетах, баллистических ракетах подводных лодок, ракетах средней дальности, оперативно-тактических, тактических, крылатых, аэробаллистических, зенитных, противотанковых, противолодочных ракетах и противоракетах по следующим пунктам: краткая история создания, год принятия на вооружение, тактико-технические характеристики, данные о носителях, пусковых установках, серийном производстве и эксплуатации в войсках.
Разделы этой страницы:
НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ
РС -82
Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.
РС-132
Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики "СБ". Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.
С -1
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.
С -2
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.
С -3
Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.
С -3К
Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.
С -21 (АРС-212)
Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса "воздух-воздух". Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.
Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..
С -24
Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.
Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.
С-24Б
Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.
Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.
С -5 (АРС-57)
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.
Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.
С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.
С -5М
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.
Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.
С-5МО
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.
С-5К
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.
С-5КО
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-
руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.
С-5С
Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.
НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала "Военный Парад")
НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала "Военный Парад")
С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС
Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса "воздух-поверх-ность". Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.
С-8М
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.
С -8С
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.
С-8Б
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.
С-8Д
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.
С-8КОМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.
С-8БМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.
Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.
С-8ДМ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.
Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.
С-8Т
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.
Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.
С-13
С -13
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.
Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.
С -13Т
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.
С-13ОФ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.
Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.
С-13Д
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.
Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.
С -25-О
Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса "воздух – поверхность". Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.
С-25ОФ
Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.
С-25ОФМ
Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.
С-25Л
Авиационная твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО "Геофизика". Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.
С-25ЛД
Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.
Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.
В ходе выставки вооружений МВСВ-2008, прошедшей в августе в московском «Экспоцентре» на Красной Пресне, был впервые представлен макетный образец доработанной неуправляемой авиационной ракеты (НАР) класса «воздух-земля» С-24Б, получивший обозначение С-24БМЭ. В отличие от базового варианта, ракета С-24БМЭ оснащена дополнительным носовым отсеком с системой наведения и Х-образными аэродинамическими рулями, что по сути превращает НАР в авиационную управляемую ракету.
Новинка была представлена на стенде ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» (БХЗ), которое является серийным предприятием, отвечающим за окончательную сборку и снаряжение ракет С-24. Головным разработчиком ракеты является Московский институт теплотехники (МИТ).
В ходе выставки генеральный директор БХЗ Сергей Раковский и заместитель главного конструктора МИТ Лев Соломонов прокомментировали подробности проекта.
Работы по нему ведутся уже около двух лет. К настоящему времени выполнены предварительные испытания. Есть электрический действующий образец, на котором показана работоспособность и технологичность предлагаемой доработки. По мнению создателей ракеты, новый проект должен оказаться конкурентоспособным на рынке: фактически можно будет предложить высокоэффективное изделие с характеристиками на уровне значительно более дорогих аналогов. «Это инициативная разработка, но на данный момент уже есть соглашение с ФГУП «Рособоронэкспорт» о продвижении С-24БМЭ на внешнем рынке. Проведены соответствующие консультации и сделан вывод, что существует спрос от конкретных зарубежных заказчиков. Это нас воодушевляет и делает разработку весьма перспективной», - сообщил Лев Соломонов.
В беседе с журналистами он сообщил, что за основу при разработке предполагается брать только уже имеющиеся системы наведения, производимые комплектующие и узлы и «просто адаптировать их под габариты С-24Б, что положительно скажется на экономическом аспекте проекта». «Режим наведения может быть как пассивный тепловой или радиолокационный, так и полуактивный и активный»,- добавил Соломонов. В составе комбинированной системы управления возможно применение инерциальной системы в сочетании с головкой самонаведения радиолокационного или ИК-диапазона, а также «иные варианты». Таким образом, предполагается реализовать несколько типовых систем управления, которыми можно" оперативно комплектовать ракету исходя из текущих задач применения. Использование приемника спутниковой коррекции в составе системы управления пока не предусматривается, но по требованию заказчика он может быть установлен. Введение системы управления позволит повысить точность стрельбы, дальность применения, а также расширить номенклатуру поражаемых целей, улучшить живучесть носителя при выполнении боевых задач и расширить условия применения.
Как сообщил Сергей Раковский, «предусматривается возможность модернизации ракет С-24Б, находящихся на хранении и имеющих достаточный ресурс, в вариант С-24БМЭ на техбазах или аэродромах. Кроме того, при возобновлении производства возможна комплектация отсеком управления и новых ракет», -подчеркнул директор БХЗ.
Ракета предназначена для поражения наземных и надводных подвижных и стационарных радиолокационно- или тепло-контрастных целей - таких, как танки, корабли, пусковые установки, авиационная техника на аэродромах, пункты управления и т.п. Носителями ракеты могут быть как самолеты, ранее оснащавшиеся НАР С-24Б, так и новые (например, Су-25ТМ, Су-ЗОМК, Су-34, МИГ-29К, МИГ-29СМТ, вертолеты типа Ми-24 и т.д.).
Введение дополнительного носового отсека увеличивает длину ракеты с 2220 до 3030 мм. Калибр также слегка вырастает до 246 мм (у С-24Б - 240 мм). Стартовая масса С-24БМЭ составит 280 кг (у С-24Б - 235 кг), но масса БЧ останется неизменной - 25 кг. Ракета сможет запускаться в широком диапазоне высот, вплоть до потолка носителя. Дальность применения будет зависеть от высоты пуска и может превышать 20 км. Время работы двигателя составляет 1 с, далее следует свободный полет ракеты с самонаведением на конечном участке траектории. При этом система подвески модернизированной ракеты останется прежней, а центровка ее сильно не изменится.
Представлявший ракету С-24БМЭ на выставке МВСВ-2008 ФГУП «Брянский химический завод им. 50-летия СССР» в настоящее время, помимо С-24Б, выпускает также неуправляемые ракеты С-25-ОФМ и блоки 0-25Л для их применения. По Указу Президента России от 10 июля 2008 г. БХЗ включен в состав Государственной корпорации «Ростехнологии» с дальнейшим преобразованием в открытое акционерное общество, 100% акций которого будет находиться в федеральной собственности. ЕЕ
Проектирование тяжелой авиационной ракеты АРС-240 было начато по Постановлению Совмина СССР № 2469-1022сс от 19 марта 1953 г. Ракету разрабатывало НИИ-1 ГКОТ, а авиационное пусковое устройство ПУ-12-40 - завод № 81 ГКАТ. Ракета АРС-240 была принята на вооружение в 1964 г. под индексом С-24 и сразу же запущена в крупносерийное производство. В 1964 и 1965 гг. выпускалось по 2200 ракет в год.
Длина ракеты 2330 мм. Размах четырехперого стабилизатора около 600 мм. Стартовый вес ракеты 235 кг. Вес осколочно-фугасной боевой части 123 кг. Она содержит 23,5 кг взрывчатого вещества.
В полете ракета развивает скорость 413 м/с при дульной скорости всего 3,6 м/с. Длина активного участка траектории 250 м. Время полета на дистанцию 1000 м - 3 с. Табличная дальность пуска ракет С-24 - до 2 км. Круговое вероятное отклонение С-24 не превышает 0,3-0,4% от дальности полета.
Корпус боевой части имеет проточки и сетчатую закалку токами СВЧ для регулярности дробления («запланированного разрушения»). При подрыве он образует 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Практика показала, что при наземном взрыве до 70% осколков остаются в воронке. Тем не менее корпус боевой части достаточно прочен. При стрельбе по броне толщиной 25 мм, кирпичной стенке толщиной в 2,5 кирпича и деревоземляному перекрытию в пять накатов бревен диаметром 25-30 см корпус с боевой частью не разрушался, а ВВ не самодетонировало. Уже после принятия на вооружение ракета стала оснащаться неконтактным взрывателем РВ-24 «Жук», срабатывающим на высоте 30 м над целью.
Для уничтожения защищенных объектов используется контактный взрыватель, имеющий 3 степени замедления (в зависимости от типа цели). Покрытие атакуемого сооружения пробивается заключенной в прочный корпус боевой частью, подрываемой после заглубления внутрь обьекта.
Стабилизация ракеты происходит за счет крыльевого оперения. Неравномерность работы двигателя компенсируется вращением.
Твердотопливный двигатель ракеты, состоящий из семи твердотопливных шашек со звездообразным каналом, имеет семь сопел, расположенных по окружности. Скос сопел относительно продольной оси ракеты обеспечивает почти мгновенную раскрутку ракеты до 450 об/мин. Время работы двигателя 1.1 с. при этом выгорает 72 кг ракетного топлива. После прекращения работы двигателя стабилизация в полете сохраняется с помощью оперения, плоскости которого имеют наклон и подштамповку для придания им аэродинамического профиля, поддерживающего вращение.
В модернизированном варианте С-24Б изменен состав топлива двигателя на более устойчивый и сохраняющий свои характеристики при перепадах температуры и влажности.
Для пуска ракет С-24 были спроектированы специальные пусковые устройства ПУ-12-40У и доработанные ПУ-12-40УД. С 1982 г. их стали заменять более совершенными АПУ-7Д, а в ходе унификации систем авиационного вооружения С-24 стали подвешивать и на универсальные АПУ-68У. АПУ-68УМ и АПУ-68УМЗ, которые обеспечивают пуск УР и НУР.
Надежность и простота эксплуатации ракет С-24 сделали их одним из распространенных видов вооружения фронтовой и армейской авиации. В зависимости от боевой задачи истребитель-бомбардировщик Су-17 может нести до шести ракет С-24. а штурмовик Су-25 - до восьми. Для использования ракет С-24 была доработана и часть боевых вертолетов Ми-24.
Калибр, мм 240
Длина, мм 2330
Масса ракеты, кг 235
Масса БЧ, кг 123
Тип БЧ осколочно-фугасная
Дальность, м 2000
Радиус поражения, м 300-400