Неуправляемые авиационные ракеты как средства поражения. Вооружение ударных вертолетов Неуправляемое ракетное вооружение вертолета
Пилотировать эту машину можно как из кабины летчика, так и из кабины летчика-оператора, выполняющего функции инструктора. “Ночной охотник” с двойным управлением значительно упростит и ускорит процесс обучения боевых экипажей, что откроет перед Ми-28НЭ новые экспортные возможности, отметили в беседе с корреспондентом “РГ” представители авиазавода. Ведь помимо приобретенной учебной функции, машина должна сохранить весь арсенал всепогодного ударного вертолета, нацеленного на уничтожение бронетехники противника, поражение низколетящих малоскоростных воздушных целей, воздушную разведку – причем не только в дневное, но и – оправдывая свое название – в ночное время, в том числе в сложных метеоусловиях.
На данный момент в портфеле производителя два контракта на поставку Ми-28НЭ с двойным управлением за рубеж, рассказали в компании. Какие именно страны получат новые вертолеты и в каком количестве, представители предприятия не уточнили.
Напомним, что ранее заинтересованность в покупке “Ночного охотника” высказывали, в частности, Алжир, Индия, Кения и Ирак. Последний подписал контракт на закупку у России более 40 вертолетов Ми-35 и Ми-28Н еще в 2013 году, а первая партия Ми-28НЭ была поставлена в эту страну осенью 2014 года. Алжир же, по некоторым сведениям, планировал получить именно вертолеты с двойным управлением.
В числе наиболее ценных преимуществ Ми-28НЭ с двойным управлением не только его маневренность и возможность круглосуточного применения, но и огневая мощь. В арсенале вертолета – управляемое и неуправляемое ракетное вооружение, а также подвижная пушечная установка, которая оснащена пушкой калибра 30 мм. Все жизненно важные системы и агрегаты вертолета дублируются. Кабина экипажа надежно бронирована – ей не страшны бронебойные пули и снаряды калибра до 20 мм.
“Непробиваемость” вертолета стала возможной благодаря применению новейших материалов и конструктивных решений. Лопасти несущего винта Ми-28НЭ с двойным управлением сделаны из композиционных материалов, а конструкция топливной системы исключает взрыв или возгорание топлива.
Кроме того, нового “Ночного охотника” будет очень сложно обнаружить наземным средствам ПВО. Вертолет оснащен интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования, который помимо прочего позволяет находить и распознавать наземные и воздушные цели, определять их координаты и передавать целеуказания на наземные и воздушные командные пункты.
В 2014 году был изготовлен опытный образец Ми-28НЭ с двойным управлением. В конце 2015 года завершились Государственные совместные испытания.
Характеристики “Ночного охотника”
Нормальная взлетная масса – 10900 кг;
Скорость полета максимальная – 300 км/чСкорость полета крейсерская – 265 км/ч.
Основное вооружение
Комплекс управляемого ракетного вооружения “Атака-В” класса “воздух-поверхность”;
Комплекс управляемого ракетного вооружения “Стрелец” класса “воздух-воздух”;
Несъемная подвижная пушечная установка с пушкой калибра 30 мм;
Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-8В20А с ракетой типа С-8 калибра 80 мм;
Блоки неуправляемых авиационных ракет (НАР)Б-13Л1 с ракетой типа С-13 калибра 130 мм.
Вертолет Ми‑28Н при выполнении учебного полета 6 августа 2012 года на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке экипаж вертолета не пострадал, разрушений на земле нет. Вертолет получил незначительные повреждения.
В 2002 году были завершены заводские испытания.
В марте 2006 года государственная комиссия под председательством главнокомандующего Военно‑воздушных сил РФ выдала предварительное заключение о выпуске установочной партии вертолетов Ми‑28Н.
В феврале 2008 года два первых вертолета поступили в Вооруженные Силы РФ .
26 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми‑28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство.
Серийное производство Ми‑28Н было развернуто на Ростовском заводе (ОАО "Роствертол").
За время эксплуатации этой машины Ми‑28Н. 19 июня 2009 года во время полета на Гороховецком общевойсковом полигоне (нижегородская область) вертолет совершил экстренную посадку, при которой были разрушены несущий винт и хвостовая балка. Пострадавших не было. 15 февраля 2011 года вертолет Ми?28 совершил жесткую посадку в Буденновском районе Ставропольского края, при которой экипаж получил травмы различной степени тяжести. Командир экипажа вертолета в тот же день скончался в военном госпитале. 6 августа 2012 года вертолет Ми-28Н совершил жесткую посадку на аэродроме Моздок (Северная Осетия). При посадке вертолет получил незначительные повреждения, экипаж не пострадал.
Экипаж ‑ 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2‑3 человека).
Силовая установка ‑ 2 двигателя ТВ3‑117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.
Взлетная масса:
Нормальная ‑ 10400 кг,
- максимальная ‑ 11500 кг.
Масса боевой нагрузки:
Максимальная - 1605 кг,
- нормальная - 638 кг.
Масса пустого вертолета ‑ 7890 кг.
Скорость полета:
- максимальная ‑ 282 км/ч,
- крейсерская ‑ 260 км/ч.
Статический потолок ‑ 3450 м.
Динамический потолок ‑ 5750 м.
Дальность полета с нормальной взлетной массой ‑ 460 км.
Перегоночная дальность ‑ 1105 км.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Вертолет Ми-28Н “Ночной охотник” имеет особую систему защиты пилотов и может “видеть” врага на расстоянии 35 километров даже в темноте. Летчики-испытатели называют его “вертолет-боец”, а в народе его уже окрестили “летающим танком”.
“Это целый комплекс, которое позволяет летчику воевать ночью, это тепловизоры. В этом вертолете они реализованы в двух вариантах — для летчика и оператора, есть очки ночного видения”,- рассказал в заместитель главного конструктора московского вертолетного завода Дмитрий Сергеев.
Как отмечают создатели, вертолет оборудован внушительным запасом вооружения. Встроенная подвижная пушечная установка в десять выстрелов может в буквальном смысле разнести на части вражеский бронетранспортер; комплекс ракет “Игла” предназначен для уничтожения вертолетов и беспилотных самолетов противника. Однако главная сила “Ночного охотника” — это противотанковые ракеты “Атака”, против которых не выстоит ни один танк противника.
“Ночной охотник” оснащен особой системой живучести. Винтокрылая машина сконструирована таким образом, чтобы максимально защитить экипаж — полностью бронированная кабина выдержит даже прямое попадание 12.7 мм пуль. Экипаж расположен особым образом - место пилота находится выше места стрелка, таким образом, удалось сделать машину более плоской, а значит, менее уязвимой в бою.
Вертолеты Ми-28Н “Ночной охотник” уже поступают на вооружение российской армии. В первую очередь ими оснастят военные округа на Кавказе и дальнем Востоке.
Боевой вертолет круглосуточного действия Ми-28НЭ представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков. Ми-28НЭ предназначен для поиска и уничтожения танков и другой бронированной техники, а также малоскоростных воздушных целей и живой силы противника.
Для выполнения этих задач на вертолете используется следующее вооружение:
Несъемная подвижная пушечная установка НППУ-28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов;
- универсальные пушечные контейнеры УПК-23-250 (2 шт) с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере;
- противотанковый ракетный комплекс 9-А2313 “Атака-В” с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А-2200 (до 16 шт);
- управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения “Игла” (до 8 шт);
- неуправляемые ракеты типа С-8 калибра 80 мм в блоках Б8В20-А (до 4 блоков);
- неуправляемые ракеты типа С-13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков);
- унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ-2 (до 4 блоков).
Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.
БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров. В состав БРЭО входят: навигационная система, пилотажный комплекс, бортовая вычислительная система, информационно-управляющая система, многофункциональная система отображения информации, система управления оружием, обзорно-прицельная станция, тепловизионная станция летчика, бортовая радиолокационная станция, система управления ракетного вооружения, нашлемная система целеуказания и индикации, очки ночного видения, комплекс средств связи, система предупреждения о радиолокационном и лазерном облучении и радиоаппаратура опознавания.
Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).
1. Несущий и рулевой винты
2. Силовая установка
3. Кабины экипажа
4. Трехопорное шасси
5. БРЛС «Арбалет»
6. Обзорно-прицельная система
7. Крылья
8. Несъемная пушка
9. Подвесное вооружение
Боевой вертолет нового поколения Ми-28Н предназначен для:
- поиска и уничтожения танков, бронетехники, живой силы противника;
- уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей (линий окопов, оборонительных сооружений и др.);
- постановки минных заграждений;
- поиска и уничтожения катеров и других малых плавсредств;
- борьбы со скоростными и низколетящими ЛА противника;
- уничтожения малоскоростных воздушных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.
- высокоточным комплексом вооружения;
- интегрированным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования;
- высокоэффективным бронированием кабин (включая боковые бронестекла), обеспечивающим защиту экипажа от бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм, и от снарядов калибра 20 мм;
- бортовым многофункциональным комплексом обороны вертолета;
- разнесением двигателей и экранированием жизненно важных агрегатов второстепенными;
- применением новых материалов и конструкций, устойчивых к боевым повреждениям, в том числе топливной системы, исключающей взрыв или возгорание топлива.
- осуществление полета ночью в сложных метеоусловиях с огибанием рельефа местности на предельно малых высотах (5-15м) в автоматическим режиме;
- поиск, обнаружение и распознавание наземных и воздушных целей, определение их координат и выдачу целеуказания на наземные и воздушные командные пункты;
- взаимодействие вертолетов в группе с целеуказанием с ведущего на ведомые и обмен данными между вертолетами;
- глубокий встроенный контроль, эксплуатацию по состоянию и обучению экипажа.
Управляемое ракетное вооружение: |
|
Неуправляемое ракетное вооружение: | Неуправляемые реактивные снаряды и ракеты:
|
Встроенное стрелково-пушечное вооружение: |
|
Подвесное стрелково-пушечное вооружение: |
|
Бомбово-минное вооружение: |
|
Двигатель ТВЗ-117ВМА | 2 х 2200 л.с. |
Взлетная масса: | |
| 11000 кг 12100 кг 12000 кг |
Масса боевой нагрузки | до 2400 кг |
Скорость: | |
| 305 км/ч 270 км/ч |
Потолок: | |
| 3600 м 5700 м |
Дальность полета: | |
| 450 км до 1000 км |
Экипаж | 2 человека |
Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты Морозов В. П.
УПРАВЛЯЕМОЕ РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Аэродинамические схемы, применяемые в авиационных управляемых ракетах: 1 – крыло; 2 – рули; 3-дестабилиза- тор; 4 – подвижные аэродинамические поверхности; 5 – стабилизаторы
Краткие сведения об устройстве управляемых авиационных ракет
Авиационные ракеты оснащаются тремя типами систем управления
– системами самонаведения;
– системами телеуправления;
– автономными системами управления.
Система самонаведения работает на принципе обнаружения какого-либо излучения цели (например, электромагнитного, теплового и т д.) или отраженного от нее излучения. Специальное устройство – ГСН – обнаруживает излучение, создаваемое или отражаемое целью, и по нему наводит ракету на цель. Различают пассивное, активное и полуактивное самонаведение и соответственно пассивные, активные и полуактивные системы самонаведения
При пассивном наведении ракета наводится по излучению самой цели, как, например, по электромагнитному излучению работающих РЛС или ИК-излучению сопла реактивного двигателя
В активной системе ракета облучает цель и наводится по отраженному от цели излучению
В полуактивной системе облучение цели производится с самолета-носителя, корабля или наземного пункта целеуказания.
Системы телеуправления авиационных ракет делятся на две группы:
– системы наведения по лучу радиолокатора
– радиокомандные системы
Управление ракетой осуществляется с помощью находящейся на ее борту аппаратуры по командам, подаваемым с самолета-носителя.
Систему наведения ракеты по лучу радиолокатора иногда считают частным видом командного наведения Различие состоит лишь в том, что с самолета на ракету посылаются не команды, а узкий радиолуч, указывающий ей направление движения.
От самонаведения наведение по лучу радиолокатора отличается тем что сама ракета хотя и управляется, но движется по лучу «слепо», независимо от того, имеется цель в пространстве или нет При самонаведении ракета «видит» цель, следит за ней
Автономные системы наведения предусматривают размещение всех средств управления на самой ракете, т е в процессе наведения ракета не связана ни с самолетом-носителем, ни с целью
Обычно автономная система наведения представляет собой инерциальную систему наведения. Она может оснащаться системами астрокоррекции и коррекции положения ракеты по наземным ориентирам
Для управления полетом УР обычно используются аэродинамические рули; реже – газовые рули; расположенные в сопле двигателя, или интерцепторы. Интерцеп- торы – это плоские пластины, обеспечивающие срыв потока воздуха, которые устанавливаются на крыльях или хвостовом оперении ракеты и приводятся в движение сдвоенными электромагнитами.
В авиационных УР применяется несколько аэродина
мических схем (см рис вверху), которые принято различать по взаимному расположению крыла и рулей на корпусе ракеты.
Нормальная схема – рули (2) расположены позади крыла (1).
Обратная схема, или «утка», – рули (2) расположены впереди крыла 1
Элевонная схема – рули (2), называемье элевонами, установлены на задних кромках консолей крыла (1), а спереди расположен дестабилизатор (3).
Схема с поворотным крылом – подвижные аэродинамические поверхности (4) создают основную часть управляющей силы и называются поворотным крылом, а в хвостовой части ракеты установлены неподвижные аэродинамические поверхности (5), называемые стабилизаторами.
Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей АнатольевичВООРУЖЕНИЕ
Из книги Большая Советская Энциклопедия (АМ) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ Из книги Большая Советская Энциклопедия (РА) автора БСЭ Из книги Основы партизанской войны автора Автор неизвестен Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора Непомнящий Николай НиколаевичВооружение Давать какие-либо рекомендации о том, каким оружием следует (или не следует) вооружаться партизанам – бессмысленно и глупо. Партизан воюет тем, что сумел приобрести, захватить у противника, изготовить самостоятельно, украсть или добыть каким-либо другим
Из книги Средневековая Франция автора Поло де Болье Мари-Анн Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич Из книги Террористическое и нетрадиционное оружие автора Военное дело Коллектив авторов --Рыцарское вооружение Каким оно обычно нам представляется? Тот, кому доводилось бывать в Санкт-Петербургском Эрмитаже, наверняка не забудет впечатления, оставленного знаменитым Рыцарским залом. Так и кажется - сквозь узкие прорези в шлемах, украшенных пышными
Из книги FictionBook Editor V 2.66 [Руководство по созданию книг] автора Izekbis2.5. Управляемое оружие Террористические группы не оставляют попыток самостоятельного изготовления такого оружия. Примером могут служить радиоуправляемые (рис. 2.18) фугасы, которые применяются чеченскими боевиками в значительных масштабах. Время от времени к
Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторовУправляемое исправление разрывов абзацев Иногда в исходнике книги, который приходится использовать для создания fb2, встречаются разрывы абзацев, запятые вместо точек в конце абзацев (при этом абзац кончается на маленькую букву) и прочие неправильности. Данный скрипт
Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 2. Вертолеты автора Морозов В. П.Глава 2 Химическое, ракетное и другое оружие Адамсит Адамсит – отравляющее вещество раздражающего действия. ДигидрофенарсазинхлоридКристаллическое вещество светложелтого или темно-зеленого цвета, почти без запаха. Плотность паров по воздуху 9,6. Температура плавления
Из книги Воздушно-десантные войска. История российского десанта автора Алехин Роман ВикторовичРакетное оружие Ракетное оружие – оружие, в котором средства поражения доставляются к цели при помощи ракет; совокупность различных ракетных комплексов (ракета с обычной боевой частью или ядерной, средства наведения на цель, пусковая установка, проверочно-пусковое
Из книги автораБОМБОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ
Из книги автораВООРУЖЕНИЕ ВДВ И СПЕЦНАЗА К этому времени на вооружение частей специальной разведки было принято значительное количество инженерных и специальных боеприпасов и оружейных систем, с помощью которых диверсанты должны были уничтожать средства ядерного нападения
Вертолет выполнен по классической одновинтовой схеме с неубира-ющимся шасси и вспомогательным крылом с узлами крепления боевой нагрузки.
Фюзеляж Ми-28НЭ - полумонокок смешанной конструкции, изготовлен преимущественно из алюминиевых сплавов и композиционных материалов с применением клепаных и клеесварных соединений. Технологически он делится на носовую и центральную части, килевую и хвостовую балки.
В носовой части находятся две бронированные, разделенные бро-неперегородкой кабины штурмана-оператора (впереди) и пилота (сзади). Бронезащита включает титановую броню и керамические плитки, наклеенные на каркас носовой части фюзеляжа, и силикатные бронестекла, выдерживающие попадание бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и снарядов калибра 23 мм. Дверь штурмана находится на левом борту, летчика - на правом. Двери оборудованы механизмами аварийного сброса. При аварийном покидании вертолета под дверями надуваются специальные трапы, предохраняющие экипаж от удара о шасси.
Спереди под носовой частью фюзеляжа расположена стабилизированная платформа комбинированной обзорно-прицельной станции КОПС и артиллерийская установка.
Под полом кабины летчика размещены блоки электрооборудования, прицельного и пилотажно-навига-ционного комплекса.
В хвостовой балке находится задний отсек радиооборудования, свободный объем которого позволяет перевозить аэродромное оборудование, необходимое при передислокации вертолета, или транспортировать в особых случаях до трех человек. Доступ в отсек осуществляется через люк и откидной трап с левого борта.
Нижнее расположение хвостовой балки исключило возможность соударения с ней лопастей несущего винта.
На килевой балке расположены хвостовой винт и управляемый стабилизатор в виде одной консоли.
Внутри килевой и хвостовой балок размещена тросовая проводка управления рулевым винтом и стабилизатором.
Крыло вертолета размахом 4,88 м - свободнонесущее с четырьмя пилонами, предназначенными для подвески ракетного, стрелково-пушечного, бомбового и прочего вооружения, дополнительных топливных баков и контейнеров КМГУ-2. На торцах крыла размещаются устройства для создания пассивных помех. Крыло кессонной конструкции изготовлено из алюминиевых сплавов, за исключением носка и хвостовой части, выполненных из композиционного материала.
Шасси - трехопорное неубираю-щееся. Основные стойки оснащены тормозными колесами размером 720×320 мм. Колея шасси - 2,29 м, база - 11,0 м. Задняя опора укомплектована колесом размером 480×200 мм. В конструкцию опор шасси включены гидропневматические амортизаторы с дополнительным (аварийным) ходом.
Система спасения экипажа обеспечивает снижение перегрузок при ударе до физиологически переносимого уровня. Она включает энер-гопоглощающие кресла с повышенным ходом амортизации до 30 см и системой притяга привязных ремней к креслам летчика и штурмана, допускающие аварийную посадку с вертикальными скоростями до 12 м/с. Система спасения приводится в действие вручную, но если по каким-то причинам летчик не сможет этого сделать, то благодаря соответствующим датчикам срабатывает автоматика.
На больших высотах экипаж может покинуть вертолет с парашютом, предварительно отстрелив крыло.
Кроме этого предусмотрены конструктивные меры, исключающие соприкосновение членов экипажа в момент удара с органами управления и элементами интерьера кабин, а также снижающие вероятность взрыва, пожара и существенной деформации кабины, исключающей самостоятельное ее покидание на земле.
В силовую установку входят два турбовал ьных двигателя ТВЗ-117ВМА производства ОАО «Мотор Сич» (Украина). Система управления двигателя позволяет настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 до 2500 л.с. (в зависимости от типа вертолета), мощность на чрезвычайном режиме для всех модификаций двигателя - 2800 л.с. Впрыск воды обеспечивает устойчивую работу двигателей при пусках неуправляемых ракет. Силовая установка комплектуется пылезащитными фильтрами и экранно-вы-хлопными устройствами. Благодаря повышенным характеристикам ТВЗ-117В серии 02 возрастают скорость и потолок (почти на 1000 м), грузоподъемность - более чем на 1000 кг, улучшается маневренность вертолета. В дальнейшем предполагается замена двигателей на ВК-2500, разработанный в ОАО «Климов» на базе ТВЗ-117ВМА.
В подкапотном пространстве ре-дукторного отсека, над потолочной панелью центральной части фюзеляжа вертолета, расположены вентилятор и маслорадиатор. В качестве вспомогательной силовой установки, используемой как источник сжатого воздуха, необходимого для запуска ТВЗ-117ВМА, применяется двигатель ТА-14 (на опытных образцах стоял АИ-9В мощностью 3 кВт, сухая масса 70 кг).
Топливная система Ми-28 состоит из двух независимых систем для питания каждого двигателя с автоматической перекрестной подачей горючего.
Три бака (два расходных, по одному на каждый двигатель, и один - общий), объемом около 1900 л размещены в протектированном контейнере под полом центральной части фюзеляжа. По мере опорожнения они заполняются пенополиуретаном, предохраняющим их от взрыва. Для полета на предельную дальность допускается подвеска дополнительных топливных баков.
Несущий винт - пятилопастный, диаметром 17,2 м, рулевой - че-тырехлопастной диаметром 3,84 м, выполненный по Х-образной схеме. Лопасти несущего и рулевого винтов - прямоугольные, с хордой 0,67 м и стреловидными законцов-ками. Лопасти изготовлены из полимерного композиционного материала, конструктивно лопасть представляет собой носовую часть, к которой крепятся хвостовые отсеки, также выполненные из полимерных композиционных материалов с сотовым заполнителем. Скорость вращения несущего винта 242 об/мин, окружная скорость концов лопастей 216 м/с. Лопасти несущего винта выдерживают без разрушения попадание снарядов калибра 20 - 23 мм.
Главный редуктор, вентилятор, вспомогательная силовая установка и прочие агрегаты крепятся на потолочной панели центральной части фюзеляжа. Мощность с двигателей передается на несущий винт через редукторы: два угловых УР-28 и главный ВР-29. Кроме этого, от главного редуктора осуществляется привод двух электрогенераторов переменного тока напряжением 208 В.
Втулка несущего винта представляет собой титановый корпус с пятью вынесенными сферическими эластомерными шарнирами. В подвижных соединениях втулки широко использованы металлофто-ропластовые и тканевые подшипники, не требующие постоянной смазки.
Эластомерная втулка не только позволила снизить трудозатраты на обслуживание вертолета, но и обеспечила повышение маневренности и управляемости машины.
Рулевой винт - диаметром 3,84 м, его лопасти установлены под углами 45° и 135° по отношению друг к другу для снижения уровня шума. Лопасти прямоугольной формы в плане с хордой 0,24 м. Конструктивно рулевой винт выполнен из двух модулей, связанных эластомерным подшипником. Лопасти несущего и рулевого винтов оснащены электротепловой противообледенительной системой.
Система управления вертолетом - механическая, с четырьмя комбинированными рулевыми приводами, установленными на главном редукторе и выполняющими функции гидроусилителей и рулевых машин автопилота. Управление стабилизатором кинематически связано с ручкой общего шага несущего винта.
Гидравлическая система Ми-28 состоит из двух независимых систем, предназначенных для питания комбинированных рулевых приводов управления вертолетом и гидродемпфера в системе путевого управления.
В состав оборудования вертолета входят также пневматическая система и устройство кондиционирования воздуха, а также кислородное оборудование.
На Ми-28НЭ установлен комплект приборного оборудования, позволяющий пилотировать вертолет и решать задачи аэронавигации в любое время суток и в любых метеорологических условиях. Бортовое радиоэлектронное и приборное оборудование включает аппаратуру радиокомандной линии наведения ПТУР с антенной, расположенной под радиопрозрачным обтекателем в носовой части фюзеляжа.
Под ним находится гиростабилизированная комбинированная обзорно-прицельная станция (КОПС) оператора с оптическим, инфракрасным и телевизионным каналами наблюдения и управления ракетным оружием. КОПС имеет широкие и узкие прямые оптические поля зрения (3- и 13-кратного увеличения). В состав КОПС также входят лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионная и инфракрасная станции летчика. На борту имеются системы управления и индикации, цветные многофункциональные жидкокристаллические индикаторы, пилотажно-навигационное оборудование и средства связи.
Важнейшим элементом, допускающим круглосуточное и всепогодное применение вертолета, является надвтулочная РЛС кругового обзора НО-25, работающая в миллиметровом диапазоне. Эта станция позволяет обнаруживать воздушные цели на удалении свыше 20 км, а также наземные препятствия, обеспечивая полет в режиме автоматического огибания рельефа местности.
Предусмотрено использование экипажем очков ночного видения. Приборное оснащение кабины летчика включает индикатор на лобовом стекле (ИЛС) и нашлемный прицел для наведения пушки.
Вооружение вертолета состоит из несъемной подвижной установки НППУ-28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм (скорострельность 550 выстр./ мин по воздушным целям и 200 - 300 выстр./мин - по наземным). Диапазон отклонения НППУ-28: по азимуту от +110° до -110°; по углу места от +13° до -40°. Боезапас пушки - 250 патронов.
Боевая нагрузка массой 1605 кг размещается на четырех узлах подвески под крылом. На внешних балочных держателях предусмотрена подвеска в транспортно-пусковых контейнерах до 16 противотанковых управляемых сверхзвуковых ракет 9М120, 9М120Ф или 9А-220О комплекса «Атака-В» с тандемной кумулятивной, фугасной или стержневой боевыми частями или ракет 9М114 комплекса «Штурм-В» с радиокомандными системами наведения.
Предусмотрено также применение объединенной системы ракетного вооружения «Штурм» - «Атака» с максимальной дальностью стрельбы 6000 м, обладающей высокой помехозащищенностью и скорострельностью два-три пуска в минуту.
Кроме этого, в арсенал Ми-28Н включено до восьми ракет 9М39-2 класса «воздух - воздух» с тепловой ГСН комплекса «Игла-В» и два блока противотанковых ракет 9М123 комплекса «Хризантема-В», представляющих собой дальнейшее развитие «Атаки». В состав этого комплекса входит также РЛС наведения, подвешенная в контейнере под крылом вертолета.
На внутренних держателях могут крепиться до четырех блоков НАР Б-8В20-1 с 20 ракетами С-8 калибра 80 мм в каждом или до четырех Б-13Л1 (по пять НАР С-13 калибра 122 мм) или контейнеры мелких грузов КМГУ-2 с минами и авиабомбами малого калибра. На держателях также можно было перевозить авиационные бомбы калибра 250 и 500 кг или дополнительные топливные баки. Возможна установка двух контейнеров УПК-23-250 с 23-мм пушками ГШ-23Л и зажигательных баков ЗБ-500. Вертолет оснащен приспособлениями для постановки мин с воздуха.
Для защиты от поражения управляемыми ракетами на Ми-28НЭ предусмотрена аппаратура для постановки помех радиолокационным станциям и управляемым ракетам с инфракрасными и радиолокационными головками самонаведения; аппаратура предупреждения об облучении вертолета радиолокационными станциями и лазерными целеуказателями противника; устройство отстрела помеховых патронов УВ-26 для защиты от ракет с тепловыми головками самонаведения.