Секретный миллионер выпуск 6 денис симачев. Илья лихтенфельд рассказал о банкротстве, личной жизни и гнилых людях в своем окружении
В начале 2000-х Москва уже прекрасно знала бренд Denis Simachev, но никто не видел дизайнера. Такова была задумка автора - сохранять интригу как можно дольше.
Студент Московской текстильной академии, Симачев выиграл несколько конкурсов, включая международный Smirnoff International Fashion Awards в Гонконге. Денис раздумывал, не уехать ли за границу («Bikkembergs на тот момент был бог дизайна всех видов, и я хотел у него работать»), но вовремя ввязался в суровую кухонную дискуссию с другом, который был убежден, что сделать русский бренд, равный по уровню, скажем, Armani, невозможно. Идеальная мотивация для любой амбициозной персоны. Так в 1999-м Симачев основал бренд имени себя с командой из трех человек и по бизнес-плану намеревался в первую же пятилетку построить luxury-линию одежды, а в следующие три года - запустить вторую линию, более доступную, которая и обеспечила бы серьезную прибыль.
Пятилетку он выполнил в три года, но перевыполнение плана дало сбой в системе. Бум в лакшери-сегменте породил дешевые подделки, а собственной доступной коллекции так и не было. «На войну с китайскими подделками было впустую потрачено несколько лет. Выяснялось, например, что у нас в Шанхае якобы открыт двухэтажный шоу-рум». Если убытки составляли €40–45 млн в год, то прибыль - всего €10–15 млн. «Со временем мы все становимся очень умные. Если бы я смог оказаться в 2000 году, я бы себе, конечно, подсказал, что нужно не полагаться на план, а сразу выстраивать вторую линию одежды».
В баре Hooligan на Трехгорной мануфактуре Forbes Life обсудил с Симачевым его веселые старты, внимательно записал формулу бешеного успеха бренда в нулевых и расспросил, чем Симачев живет сейчас и куда катится весь этот модный мир.
Русский Versace
Итак, вы на спор начали гнуть свою линию одежды. На каких китах строился бренд?
Главный принцип «нет пророка в своем отечестве»: ни в коем случае здесь себя не показывать, делать бренд на Западе.
Второе - оставаться в тени до определенного времени, сохранять интригу. Все отечественные дизайнеры стремились к известности, всячески доказывали, что лучше остальных: фотографировались, давали интервью, знакомились... тогда появлялись клиенты, они начинали их обслуживать, а значит, скатывались в ателье. Ателье как развитие бренда я сразу вычеркнул - ни в коем случае и ни за какие деньги. Только массовое производство, только готовые размеры.
Следующий важный пункт - команда. Потому что дизайнер - я до сих пор в этом убежден - практически ничего не делает, он только ходит, раздувает щеки и всегда всем недоволен. Количество людей значения не имеет, может быть всего один человек в твоей команде, но он сделает все. У меня начиналось с трех. Женщин.
И последний пункт - взять за основу чей-то успех.
Я выбрал концепцию Джанни Версаче для построения своего бренда. Он его построил на визуальных достижениях Римской империи, практически присвоив все орнаменты и изображения. Они сейчас четко ассоциируются с Версаче, но ни в коем случае не с Древним миром. Я сделал то же самое: взял советскую и российскую символику, хохлому, гжель - все, что сейчас ассоциируется с Россией, что в то время было жутким лубком.
Меня все отговаривали: только не это, все что угодно, мы это все ненавидим, это все кошмар из прошлого. Я говорил: «Пройдет время, все будет по-другому, это единственное, что у нас осталось, и оно будет ассоциироваться с моим именем». И мы долго долбили в эту точку, но заявляя это всем, опять же, через Запад. Если бы я это делал в России, меня бы здесь и похоронили на старом Арбате - сидел бы я шапки продавал.
Вы говорили, что не собирались долго заниматься модой. Или когда в нулевых бизнес пошел, мысль уходить пропала?
Когда все стало развиваться, я начал понимать, что строить только бренд одежды - это утопия. Велик риск, что все провалится.
Нужно выстраивать не бренд, а стиль жизни. Как только ты выстраиваешь лайфстайл, клиенты начинают прощать тебе ошибки. А ошибки неизбежны в любом случае, даже если ты гений и все просчитал. Я всем своим видом и своим окружением показывал, что это не одежда - мы просто так живем. Хочешь так жить - будь с нами. Это рестораны, машины, музыка, места отдыха, спорт, развлечения, гаджеты, все, что тебя окружает. Это все фирменный стиль жизни «Дениса Симачева», жизни бренда, который больше чем бренд.
Тогда ты становишься непотопляем.
А бар на Столешке (Клуб Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке в Москве. - Forbes Life ) появился только из-за того, что нужно было как-то хулиганить, придумывать что-то, чтобы притянуть к себе внимание. И хохлома появилась на Столешке тоже случайно, потому что Лужков категорически запретил свою любимую улицу портить черным фасадом. И мы закрыли его хохломой. И она настолько прижилась, что сейчас хохлому снимать нельзя - люди не поймут. Но если при открытии магазина мы бар воспринимали как некую дотационную организацию, которая позволяет затащить туда людей, то сейчас он приносит равную сумму с магазином, как это ни странно.
От хохломы до Путина в розочках
Как поменялся модный бизнес за последние годы?
Раньше дизайнер и конечный клиент находились на огромном расстоянии друг от друга - для подтверждения клиенту цены, а дизайнеру для возможности творчески самореализоваться. Между ними была прослойка профессионалов, что вело к огромным затратам. Сейчас все схлопнулось. Дизайнер и клиент хотят быть напрямую связаны, и это такими темпами развивается, что скоро дизайнер и клиент будет один и тот же человек.
Но где же тогда дизайн, мода, волшебство? Появится высокая мода, это будет действительно искусство в единичном экземпляре, сделанное для одного клиента за безумные деньги. И если в 2000-х мне было четко понятно, как строится luxury-бренд и как он потом зарабатывает, то сейчас все переходит в производство и в гонку за самой низкой ценой.
Все стало проще?
Стало выглядеть проще, а на самом деле сложнее. Идет битва производителей: кто даст лучшую цену на один и тот же товар. Из-за этого мода сильно упростилась, она стала однообразной, разница только в цене.
Но тогда речь не о моде, а просто об одежде?
Это тоже мода. Что такое мода? Это то, что потребляют, то, что люди хотят. Но сейчас это не то, что хотели 10 лет назад. Подростка не заставить надеть брендованные дорогие вещи, он просто не понимает зачем. Ему нужно как у всех, мы приходим к униформе. А как у всех - это одно большое производство, кроссовки однообразные за $7,60.
Что нужно делать для сохранения бренда, если у всех все одинаковое?
Два пути. Если очень далеко смотреть, то это либо построение гигантского полугосударственного производства с огромным штатом стилистов, с фактически состоявшимися дизайнерами, владеющими своими брендами. То есть ты становишься таким большим, что поглощаешь бренды в свой дизайнерский отдел. Очень скоро это все произойдет, не будет конкретного имени дизайнера на одном производстве, вот и все. Второй путь - сопротивляться, играть по старым правилам. Придумывать, делать свои коллекции, как правило, не справляться с необходимостью понижения цены производства и не получать того роста, который должен быть.
Вы за первый вариант? Расширение производства, масштабность?
Да, у меня есть проработки этой схемы. Опять же, взаимоотношения с инвесторами изменились. Это не так, что «я придумал, как сделать, а у тебя есть деньги». То, о чем я говорю, глобально, с этим проектом нельзя прийти в какую-то банковскую структуру или договориться с богатым человеком. Это государственная машина, и тогда можно выиграть. И в принципе у меня сейчас в эту сторону движение.
Но футболки-то будут?
Там будет все, что нужно человеку на потребу. Я же раньше тоже делал вещи, которые нужны были людям, а не то, что хотел внедрить искусственно. Я слышу: вот ты сделал какую-то надпись или Путина в розочках. Что ты имел в виду?
Ребята, я ничего не имел в виду, я сделал только то, о чем вы все вместе коллективно думали. Я как зеркало отразил, перенес в вещь, и вы хотите ее купить именно потому, что это ваша мысль, а не моя. Я как художник не имею права иметь своего политического взгляда на что-либо.
Я больше аккумулирую в себе ваши переживания, пытаюсь их прочувствовать и собрать, чтобы выдать тот товар, который вам нужен.
Симачев и его команда
По сути дела, у вас сейчас такое затишье перед бизнес-бурей.
Наверное. Обо мне говорят, что я делаю какие-то рестораны, что Симачев занимается интерьерами. Всех интерьеров в моем списке дел 3%, сами делайте выводы.
Вы сказали, что успех дизайнера - его команда. Сколько сейчас у вас человек?
Да. Если раньше у меня были только бренд «Денис Симачев» и команда, которая его делала, то сейчас у меня проекты в семи совершенно разных областях. Не могу сказать каких, но это скоро станет известным. Я уже три года занимаюсь построением системы градообразующих предприятий. Защитил кандидатскую и сейчас буду писать докторскую на эту тему. Это будущее - производство в глобальных масштабах.
Вы считаете себя олицетворением российского дизайна или мирового?
Трудный вопрос. Корни того, что я делаю, отечественные, а выстроено все по международному формату. Мой бренд с хорошими русскими корнями, но скорее западный.
Где та точка, в которой дизайн как творчество переходит в бизнес?
А дизайн - это творчество вообще? Например, живопись для меня творчество. Но если говорить про современную живопись - это дизайн. Творчество - это когда художник сидит в подвале, допивает последнюю бутылку портвейна, работы нет, ушла девушка... И он последними красками, которые почти засохли, что-то творит, потому что у него в душе что-то происходит. И он уверен, что завтра умрет. И уж точно не думает, как эту картину подороже продать. Художник в этом состоянии находится на лодочке в открытом океане, доплывет он или нет, неизвестно. А дизайн ведь что такое? Это математика, архитектура во всем. Чертеж, построение, бизнес-план. Ты отсекаешь лишнее. Там мало творчества.
Путин - это провокация? Это часть того самого бизнес-плана, чтобы как-то зацепить публику?
Провокация. Зачем нужны провокации? Если глобально про бренд, то за короткий срок нужно было о себе заявить, нужно было создавать информационный повод, чтобы обсуждали, печатали и говорили.
Но у меня не было расчета. Я скорее поймал в обществе это настроение вокруг человека, этого образа, придал ему некую загадочность в виде розочек в обрамлении, чтобы все-таки фига в кармане присутствовала и каждый смог найти свою идею в изображении, мысль, которая зреет, но вслух ее не говорят. То же было и с моими коллекциями. Они не соответствовали году выпуска, не были в тренде сезона среди дизайнеров. Поэтому коллекции, созданные 10 лет назад, до сих пор актуальны. И по-прежнему продаются в Столешниковом.
О вашем градообразующем проекте. Есть же примеры марок одежды, которые попытались стать тем самым российским производством, но у них как-то не получается. Это служит вам примером?
Да. Лучше учиться на ошибках других.
Например, чего не стоит делать?
Не не-сотрудничать с государством, например. То есть не вычеркивать государство из своих планов. Только так. Ни в коем случае не частными методами. Делать все самому, но с поддержкой государства.
Мы оставим это в интервью.
Правильно.
Кто не рискует, не пьет в Denis Simachev
Вот это пространство, «Хулиган», где мы сейчас находимся, это в первую очередь бар?
Это скорее дизайн-студия, которая закамуфлирована под клубное пространство.
Планировалось, что «Хулиган» станет сетью, но пока он выглядит как единственный в своем роде проект. Как это может быть тиражировано?
Это так же, как «Симачев-бар»: хотели растиражировать, даже бренд-бук сделали. Потом стало понятно, что это не «Макдоналдс», трудно уникальные творческие вещи перевести в серию.
Вы везде предпочитаете быть главным, все контролировать?
Я везде хочу быть на своем месте, так скажем. В любом партнерстве важен результат. Как он юридически выглядит, неважно. Если это работает на результат, тогда это можно назвать бизнесом. Когда начинается выяснение, кто больше, кто меньше, то будущее пропадает. Поэтому я стараюсь всегда договариваться со всеми моими партнерами так, чтобы был и контроль, и рост. Для меня вообще смысл скорее в росте, потому что деньги, если ты все правильно построил, тебя догонят, даже если ты бежать будешь. Если ты все правильно просчитал, то к тебе они сами придут, я думаю. Нельзя какую-то формулу своего процента высчитать. Все проекты разные, доля участия, интереса, перспектив. Как предугадывать риски? Скорее, надо доверять своей чуйке и рисковать. Потому что если не рисковать, то будешь всегда недоволен происходящим.
Сколько человек работает сейчас в «Симачев продакшн»?
Человек сорок, наверное. «Продакшн» - это то, что на свету. Разработка дизайн-концепций. Сейчас много обращений от государственных компаний, хотят просто подчистить то, что у них есть: все, что связано с визуализацией, концепцией, пиаром - то, что осталось со времен 1990-х.
Есть уже реализованные проекты?
Есть. И в последнее время предложений прибавилось. Я это делаю без упоминания бренда «Симачев». Так как имя дезориентирует общество.
Но вы для этих структур придумываете их бренд.
И бренд, и концепцию развития - на чем они могут заработать деньги.
А дизайн, например, дачи или дома?
За это не берусь. Это уже «ателье».
Если к вам придет человек из списка российского Forbes и скажет: я ресторан купил, хочу, чтобы ты мне его оформил. Сделаете?
Очень абстрактное предложение - человек из Forbes, ресторан. Я представляю этих людей, многих знаю. Очень странно, если бы я от них услышал что-то подобное. У меня были предложения - сделай дизайн, допустим, частных владений. Я отказывался. Я потрачу на это столько же времени, сколько на большой проект. Микроскопом гвозди заколачивать неправильно, он для другого придуман. Я порекомендую кого-то, кто это сделает хорошо.
Почему вы, зарабатывая сейчас на концепциях для больших структур, которые в 1990-е начинали и хотят сейчас себя обновить, не рассказываете про это сотрудничество?
Не рассказываю, потому что не хочу ассоциаций. Соглашаюсь - потому что это большие структуры, которые останутся в истории, и мне это интересно. Мне это интересно с исторической точки зрения, так скажем. Но в то же время не хочу, чтобы говорили, что Симачев - это тот, кто делает ребрендинги. Зачем мне это? У меня свои проекты.
Бар дизайнера Дениса Симачева, который когда-то первым додумался облачать модников в майки с президентом Путиным, отмечает день рождения - по словам юбиляра, дойдя до него практически в неизменно приподнятом состоянии.
«Лет пятнадцать назад в городе было мало заведений, где бы люди чувствовали себя комфортно,- Денис Симачев в голубой водолазке ковыряет вилкой в тарелке с помидорами.- Люди уже много попутешествовали, повидали, но у нас никто на такие проекты не решался. Им это дело казалось убыточным, говорили, в них никто не пойдет. Мы попробовали. К нам сразу пошли». Так модельер описывает лофт на заводе газгольдеров «Арма» - место с закрытыми светскими вечеринками и прародитель бара имени себя. Тогда в моде, напомним, были слухи о Романе Абрамовиче и Михаиле Прохорове как титульных спонсорах модельера, смс-приглашения в его лофт выглядели откровенной диковинкой, как и сам Симачев при входе, да еще под руку с расписанным под хохлому спортбайком. В 2007 году площадка фактически переместилась в Столешников переулок, в помещение кафе «Москва-Берлин», по дороге заметно омолодившись и приоткрывшись публике. Модельер признавался, что новый бар с «наивным интерьером будто с помойки» был поначалу рекламным приложением к магазину, но со временем торговля слегка ушла на второй план - точнее, скукожилась до уголка на третьем этаже, а все остальное пространство заняли тусовщики. Населился бар, правда, не сразу: первые месяцы посетителям даже доплачивали - по 50 руб. за каждую потраченную сотню. Схему оценили сотрудницы глянцевого издательского дома Conde Nast по соседству, пошел пересказ, дотации отменили. И понеслось.
На открытии площадки выступала Яна Жукова по кличке DJ Vobla, которая вспоминала, что именно Симачев «разнес по Москве» стиль алкогольного мэш-апа - «дискотеку пионерлагеря, весь этот алкотрэш». Титульным ди-джеем бара стал Федор Фомин, сводивший Ветлицкую с Земфирой, но способный врубать и беспримесный «Владимирский централ». Публика, уже привыкшая к хаусу и коктейльной электронике, первые вечера в оцепенении мялась по стенкам, но затем вошла во вкус, а после и вовсе переключилась в режим угара. Фомин вспоминал, что тут сработала общая усталость от «клубов, хауса, ненастоящих телок и олигархов в ложах». Денис Симачев счел, что публику привлекла подчеркнуто некоммерческая музыка - например, фанк. «Хотя я сам до сих пор не представляю, как под него танцевать»,- замечает он. К слову, маэстро и сам приложил руку к музыкальной начинке, возглавив под вывеской DJ Loser внутреннюю группировку своего бара Low Budget Family. Причем Симачев признается, что музицировать они поначалу планировали исключительно «дома», для чего была выставлена заградительная гастрольная цена в €10 тыс. и безумный райдер с лимузинами, полотенцами определенной ворсистости и шоколадным драже исключительно желтого цвета. Что, впрочем, не помогло.
Раскрепощению граждан в баре поспособствовала ориентация на замысловатые коктейли. «В 2000-х пили в основном чистое,- вспоминает модельер.- Непочатая бутылка виски на столе была крутизной. А коктейли считалось невнятной мурой - непонятно что туда нальют, еще отравят». Ажитации добавил и своеобразный для гламурной Москвы фейс-контроль: не пускали порой даже всероссийских селебритис вроде Филиппа Киркорова (не узнали) и Димы Билана (узнали) - что уж говорить о рядовых тусовщиках. На деле фейс-контролеру сверху была спущена особая инструкция, предписывающая пускать строго определенный процент фриков, богемы, иностранцев и бизнесменов - скажем, 5% и 20% в двух последних случаях. «Это чтобы никто из них не считал тусовку своей», - поясняет Денис Симачев, вспоминая, что формулу он выдумал случайно, но инструкция «прижилась», а наибольший процент в ней всегда занимали «перспективные студенты».
Вся эта смесь сформировала действительно чудный климат площадки. За ночь через бар запросто проходило тысячи по четыре гостей. Некоторые из них, вспоминает директор заведения Михаил Гречанников, потом путались и пытались «вернуться» в соседний магазин Hermes, по полчаса стучась в окна и двери. Ранее директор признавался, что вынужден менять двери в туалетах и трубы, в которые можно упереться, чуть не каждые выходные из-за страстных посетителей. Симачев более деликатен: по его словам, количество знакомств в баре с последующим построением полноценных семей плохо поддается учету. «Чтобы люди пришли и познакомились - по мне это и есть мировая культура вечеринок,- рассуждает модельер.- Мне нравилось смешивать людей разных социальных структур, которые иначе, может, и не встретились бы. Для этого место встреч должно быть демократичным и практически без правил». О градусе веселья всю прошедшую декаду и степени преданности гостей можно судить по двум показательным случаям. Во-первых, однажды у самого модельера умыкнули стоявший под окнами бара спортбайк: просмотр записей с камер показал, что прямо посреди вечеринки его незамеченным погрузили в подогнанный пикап. Во-вторых, временное закрытие площадки несколько лет назад (из-за трений с лендлордом, даже выставлявшего особняк на торги за 3 млн. руб. в месяц) вызвало столь массовый всплеск активности затосковавших в соцсетях клаберов, что впору было сколачивать партию «За Симачева». «Самое большое наше достижение - мы за десять лет не изменились совсем. И этот нонсенс для города»,- добавляет виновник торжества.
Гулянка по случаю юбилея площадки продлится три дня. Четверг отдадут проверенным резидентам вроде Марка Щедрина и DJ Orange, но самых звездных - Фомина и мастера оживления диско Виталия Козака - приберегут для субботы. Пятница же предназначается иностранцам, в том числе французу Бенжамину Боге, обычно подписывающему пластинки, как гангстер из фильма Джона Кассаветеса - Cosmo Vitelli. Музыкант долгое время упражнялся с хаусом в духе Air и Cassius, потом увлекся компотом из электро и диско, а сейчас порой склоняется к ископаемому эйсид-хаусу, разогнанному до приличных скоростей. Впрочем, в выходные тут будет не протолкнуться, даже если играть за пульты «поставят» диск или файл. Ведь и сам Симачев вспоминает дни рождения бара как самые запоминающиеся вечеринки в этих стенах. Кстати, о стенах: под хохломой они черные, но столь мрачный декор в историческом переулке не одобрил Юрий Лужков. Так что модельер смастерил эти расписные временные леса, ставший со временем визиткой бара, попросту назло бывшему столичному мэру.
Александр Воронов
Ресторатор Илья Лихтенфельд в последнее время был главным светским ньюсмейкером Москвы. Не успела столичная публикаобсудить разрыв 36-летнего бизнесмена с «Мисс-Одесса» Мариной Приемовой, как в кулуарах начали поговаривать о его неудачах не только в любовных, но и в рабочих делах: продаже и закрытии его успешных клубных проектов. Слухи о банкротстве щедрого плейбоя активно обсуждали за бокалом «Беллини» посетители некогда его же ресторанов, расценивая его отъезд в США как бегство от долгов и эмиграцию. С поднятой бровью судачили и о его новом увлечении —26-летней звезде реалити-шоу «Холостяк» Алене Орловской. В интервью SUPER Илья Лихтенфельд опроверг сплетни о своем плачевном финансовом положении, открестился от приписываемого романа и заявил, что завязывает с бизнесом в России.
В Москве активно обсуждают продажу ваших флагманских проектов: клубов Gipsy и Denis Simachev Shop&Bar. Многие утверждают, что на такие крайние меры вы решились из-за серьезных неудач в бизнесе и даже говорят о вашем банкротстве. Не могли бы вы прояснить ситуацию?
Банкротство — это, конечно, очень громкое слово. Есть из-за кризиса серьезные проблемы в бизнесе. Да, Gipsy продан, но Denis Simachev Bar — нет.
По последней информации, Вы недавно были замечены в Майами. Близкие к вам источники сообщали, что Вы решили прочно там обосноваться и сняли на длительный срок элитный пентхаус. Где Вы сейчас находитесь?
В основном я нахожусь в Нью-Йорке. Никаких пентхаусов не снимаю. Когда приезжаю в Майами, то останавливаюсь у своего друга.
Вы говорите, что у вас проблемы в бизнесе, однако сейчас находитесь в крупном мегаполисе США — не самое лучшее место проживания для человека, столкнувшегося с финансовыми проблемами. Почему не остались в Москве?
В знакомой вам сфере или будете пробовать что-то новое?
Есть несколько идей, я пока не могу сказать. Думаю, осенью это уже будет известно.
Вы сейчас в Нью-Йорке один? Ваше сердце свободно?
Да, я один. Любые отношения, которые мне сейчас приписывают, — выдумка.
В свете обсуждали, что Вы сходились со своей бывшей девушкой Мариной Приемовой, несмотря на измену с ее стороны.
Нет, мы не сходились и измен не было. Какой-то полный бред. Мы расстались в феврале. Наши отношения с Мариной закончились, просто закончились.
Как вы считаете, эти до мелочей «придуманные» истории ваших неудач, которые пересказывает некогда близкий вам круг людей, чей-то продуманный план вашей дискредитации?
Поскольку я медийный персонаж, понятное дело, что когда у меня есть проблемы в жизни и бизнесе, то все приукрашивают факты. Они вдруг обрастают какими-то невероятными подробностями.
Грандиозным скандалом закончилось участие знаменитого российского дизайнера и ресторатора Дениса Симачева в программе «Секретный миллионер». По условиям шоу, миллионер должен провести четыре дня в совершенно незнакомом ему городе: без денег и связей, в дешевой одежде, синей клетчатой сумкой челнока и 1000 рублей "подъемных". В этот раз выбор организаторов пал на Таганрог Ростов ской области. Дизайнер модной и креативной одежды прибыл в город на маршрутке "Ростов-Таганрог" и сразу же окрестил местность депрессивной. Ведущий за кадром дал еще более нелестную характеристику родине Чехова и Раневской: "Тихий городок в Ростовской области, недалеко от границы с Украиной . Город славится рыбой и преступностью, рыба кончилась, а преступность осталась".
По условиям шоу, миллионер должен провести четыре дня в совершенно незнакомом ему городе: без денег и связей, в дешевой одежде, синей клетчатой сумкой челнока и 1000 рублей "подъемных". Фото: телеканал "Пятница"
За четыре дня Симачев побывал в разных переделках: рыбачил с местным жителем Владимиром (доход - 300 рублей), наливал пиво в местном баре, там же убирал туалеты, а ночью и сторожил заведение (600 рублей), ночевал у местных выпивох, принимал участие в тренировке боксерского круба (300 рублей), сходил в местный детский приют и познакомился с таганрожским инвалидом-изобретателем Игорем Скикевичем.
Игорь Скикевич так и не дождался помощи от знаменитого дизайнера. Фото: телеканал "Пятница"
На пятый день шоу пришла пора по-миллионерски рассчитаться с теми, кто помог в трудную минуту. В этот самый момент и начались чудеса. В отличие от предыдущих героев шоу, которые не скупились на туристические путевки за сотни тысяч рублей, оплачивали дорогостоящее лечение и машинами привозили подарки Денис Симачев щедро раздавал таганрожцам лишь обещания. Игорю Скикевичу - оплатить патент на его изобретение (специальная коляска для дайвинга), маленькой девочке Кристине из приюта - посещение развивающих кружков, владельцам паба в центре Таганрога - вечеринку от "Симачев-бара".
Обещания были розданы, а до дела так и не дошло. Спустя несколько месяцев . И выяснилось, что Симачев просто забыл о них. Стали копать дальше. Оказалось, что шикарная квартира в центре Москвы , которую Симачев выдавал за свою, была съемной. Причем, из категории тех, что сдаются посуточно. Магазин Симачёва в центре Москвы закрылся. Возможно, миллионера настигли финансовые сложности. Канал "Пятница" великодушно оплатил все его обещания героям.
СПРАВКА "КП"
Денис Симачев родился в московской семье потомственных военных. В 1999 году окончил тестильную академию. После этого имя Дениса Симачева в считаные месяцы стало символом успеха - его майки, джинсы и куртки, сделанные на совесть и с чувством юмора, сразу стали популярными. Симачев изображает на них то Владимира Путина , то хохломские узоры, то возвращается к советскому символизму. Его вещи обожают и «реальные пацаны», и юные девушки. Вместе с магазином в Столешниковом переулке Денис открыл бар, который стал центром притяжения для неутомимых тусовщиков Москвы. Ко всему прочему он создал Low Budget Family - компанию непрофессиональных диджеев, куда входит и сам.
Бизнес-секреты: основатель Denis Simachёv и Hooligan
Денис Симачев
основатель брендов Denis Simachёv и Hooligan
Бренд Denis Simachёv
Бар, дизайн-студия, шоу-рум,
2 производственных цеха - 280 сотрудников. Прибыль в 2016 - 38 миллионов рублей
Бренд Hooligan Одежда и ювелирная коллекция
Другие активы
Ресторан Hooligan
Магазин и Бар Denis Simachёv
Кафе Simachayrd
«В интернете нет настоящих вещей бренда „Денис Симачев“. Все, что там продается - контрафакт. За год оборот контрафакта - 60 миллионов евро. Это только то, что задерживается на таможне».
- Привет. Мы в гостях в ресторане «Хулиган» у Дениса Симачева. Покажи, что у тебя тут есть.
Привет. Внизу ресторан для всех, а наверху закрытая студия.
- У вас есть ринг. На нем проходят настоящие бои?
Да проходят бои по классическому боксу. Ринг сделали по чертежам сороковых годов, канаты, кожа - все надежно.
- Что такое сегодня дизайнерский бизнес в нашем заснеженном пространстве? Можно деньги зарабатывать?
Да. У нас стало выгодно шить здесь, а не в Китае. Китай стал дорогим. Плюс логистическое плечо длинное: из Китая доставлять минимум три месяца. Здесь можно сделать все за месяц. У нас сейчас новая история, связанная со смарт-шоппингом. Все начинают думать о том, что они приобретают, за какие деньги, начинают считать, начинают понимать, что такое добавочная стоимость и так далее. Все идет к удешевлению продукта.
«Все, что в интернете продается под брендом „Денис Симачев“ - подделка»
- А телефон мобильный и приложения помогают как-то? В банкинге это полный переворот.
Да, помогает. Очень сильно все изменилось, расстояние между дизайнером и клиентом сократилось. Вся прослойка, которая зарабатывала в промежутке между дизайнером и потребителем исчезает. Раньше дизайнера поднимали куда-то высоко и говорили, что он недоступен - это какой-то бог, который что-то там ваяет, а мы распространяем. Сейчас наоборот: дизайнер становится реальным человеком и сокращает эту дистанцию.
- Можно купить на твоем сайте напрямую одежду?
Нет, сейчас нельзя. Все, что в интернете продается под брендом «Денис Симачев» - подделка. Пользуясь случаем прямо говорю. Подделывают Китай и Турция. Полуфабрикаты привозят, здесь собирают.
- Открывай сайт и продавай сам настоящее.
Да, но для этого нужно построить производственный цикл с дешевым товаром. Именно дешевым, потому что с дорогим невозможно сейчас участвовать в битве за клиента через интернет-продажи. А дешевый товар - это отдельная линейка и отдельная работа, начиная от производителя тканей и заканчивая сборкой, логистикой и доставкой.
- А где сейчас можно купить твою одежду?
В ЦУМе, в «Цветном» с 12 ноября запустился бренд «Хулиган». Продаем все, что связано с кастетами и бандитами, все бюджетное. В нашей истории тюремная и пацанская эстетика ассоциируется с чем-то таким бандитским. Поэтому я взял за основу кастеты и название «Хулиган».
- В твоем ресторане «Хулиган» какая кухня? Все вкусно?
В ресторане смесь очень многих культур. Есть Европа и Азия. Есть правильный подход к ингредиентам. Нет сахара и масла, все очень легкое и вкусное. Можно съесть три блюда и не почувствовать тяжести.
- Мне нравится стилистика ресторана и английские диваны. Это тоже твой дизайн, сам делал?
Да, сам выбирал. Это «Честер» классический.
Денис Симачев - российский модельер и дизайнер. Основатель и владелец брендов одежды и баров Denis Simachёv и Hooligan. В 2001 открыл компанию Denis Simachёv. В 2002 состоялся первый показ коллекции в рамках Fashion Week Pret-a-porter. В 2006 открыл первый монобрендовый бутик Denis Simachёv, а в 2007 - одноименный бар. В 2009 провел первый показ всей коллекции Denis Simachёv в Москве. В 2015 открыл ресторан и дизайн-студию Hooligan.
Дата рождения: 12 июня 1974 годаОбразование: Московская государственная текстильная академия, 1999 год
Собственный капитал: 38 млн рублей (прибыль бренда Denis Simachёv в 2016 году)
«Моя мечта - продавать футболки по 1 доллару»
- Какие у тебя планы на ближайшее будущее? Что думаешь, как развивать, что делать?
Много проектов у меня в движении. Три бренда одежды: «Хулиган», «Денис Симачев» и еще один бренд, который будет супердешевый, это давняя моя мечта. Прям абсолютно бюджетная, то есть футболка за 1 доллар, пуховик за 10.
- За доллар? Такое возможно?
Практически невозможно, но я вот три года этим занимаюсь. Там все надо раскладывать на молекулы.
- 60 рублей - это круто!
Да. И хочу именно базовые вещи сделать, чтобы это уже не про моду, а про одежду, без которой не обойтись.
- По 100 рублей футболка хорошо бы продавалась.
Ну она бы продавалась уже и для тех, кто производит эти футболки, и для тех кто из этих футболок пытается сделать бизнес, то есть для всех, как основа.
Нужно наработать базу одежды, сделать удобную посадку, крой и дешевые цены. Тогда владельцы бизнеса или дизайнеры смогут покупать базовые партии и штамповать на них что-то свое, пришивать лейблы и запускать в продажу по своей цене.
- Помню я купил футболку с Путиным лет 10 назад. А потом хохлома у тебя была. А сейчас у тебя что?
У меня много направлений, сейчас развиваю ювелирку и пацанскую одежду. Все скучают по девяностым. Они были очень романтическими годами, по моим воспоминаниям. Дух свободы витал в воздухе. Делай, что хочешь. Молодежи нравится эстетика девяностых, это в тренде и в моде.
«Триллион рублей тратит на одежду население, чтобы просто не замерзнуть»
- В связи с провалом рубля у нас больше шьют?
Да, эта отрасль как раз сейчас освобождается, и это огромные деньги. Около триллиона рублей в год население нашей страны тратит на одежду, чтобы просто не замерзнуть. Я говорю про одежду стратегического назначения. То есть просто сходить ребенку в школу и обратно домой, а взрослым на работу и не замерзнуть зимой. Это большой рынок.
- Триллион - это серьезно.
Это очень большие деньги. Они сейчас уходят в Китай, потому что так договорились: «Мы не можем сами тянуть, поэтому, ладно, зарабатывайте вы». Но не за горами время, когда это все может осесть у нас.
- Про деньги заговорили. Какой у тебя оборот и какой у модной индустрии?
По моим подсчетам модной индустрии в стране продается на 500 миллионов рублей в год. В основном это Москва, конечно.
Могу сказать, какой оборот контрафакта бренда «Денис Симачев». В год около 60 миллионов евро. Именно контрафакт. То, что задерживается нами на таможне, по морю и по железной дороге.
- А что-то с контрафактом делаете?
Делаем, но тут все такое очень криминальное. Мне были даже предложения: «Давай, подпиши нам заявление, что тебя подделывают, а мы будем забирать, как бы, конфисковывать этот товар». А я говорю: «А дальше что?» Мне говорят: «А дальше будем уничтожать». Я говорю: «Вы уверены?» Они говорит: «Абсолютно». Я говорю: «Давайте я вместе с вами буду уничтожать». Они испугались и сказали: «Нет, мы же честные офицеры, будем уничтожать».
- А на Западе что у тебя происходит? Ты где-то продаешь, пытаешься продавать?
Да, в Америке выходит наш бренд «Денис Симачев». Как раз на волне всех страшилок о России откроем магазины в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Сан-Франциско. Я весь этот пиар многомиллиардный, который затрачен на историю против нас, попытаюсь на свою сторону перетянуть.
-То есть ракетные комплексы «Искандеры» будут у тебя на майке?
Нет, это просто. Там будет намного интереснее, намного жестче и страшней. Как будто превратилось все в фильм ужасов.
- Умная идея. Раз уж сделали врага из нас, то надо на этом деньги зарабатывать.
- А ты проводил много времени в Доминикане. Летаешь сейчас?
Да. Там школы серфинга открыты у нас уже 12 лет. Сейчас поеду туда все проведать. И еще так получилось, что признали серфинг олимпийским видом спорта. Вот сейчас будем воспитывать серферов четыре года до Олимпиады. Будем входить в олимпийскую федерацию и воспитывать на нашей базе. В олимпийскую федерацию входит практически вся Россия. И на Дальнем Востоке есть очень хорошие ребята, и в Сочи, везде, где есть море и люди катаются. Вот недавно на Камчатке прокатился, я просто в шоке был.