Генри уорд бичер - биография, информация, личная жизнь. Последние годы жизни
Биография
Американский религиозный деятель, брат писательницы Гарриет Бичер-Стоу. С 1876 вместе с Лайменом Эбботтом редактировал журнал «Крисчиан юнион» (Christian Union).
Подробнее об имени Генрих
Афоризмы
Благодарность - прекраснейший из цветков души.
В будничных житейских делах трудолюбие способно делать все, на что способен гений, а кроме того, множество вещей, которые гений делать не умеет.
В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем.
Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу.
Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека не стоят и ломаного гроша, если они не укрепляют его для лучшего выполнения долга в будничной жизни.
Выгоды - на час, принципы - на века.
Газетные объявления содержат больше правды о том, что происходит в стране, чем газетные передовицы.
Говорите, когда вы сердитесь, - и вы произнесете самую лучшую речь, о которой будете жалеть всю жизнь.
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает.
Дешевые победы ничего не стоят. Только те победы чего-нибудь заслуживают, которые являются результатом тяжелой борьбы.
Душа без воображения все равно, что обсерватория без телескопа.
Есть люди настолько сухие, что вы можете вымачивать их в шутках целый месяц, и ни одна из них не попадет им под кожу.
Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.
Знать, что у человека есть секрет, - значит знать половину секрета.
Из всей земной музыки ближе всего к небесам биение истинно любящего сердца.
Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Книги - окна, сквозь которые выглядывает душа.
На свете нет более презрительного сутяжничества, чем проявляемое человеком перед судом собственной совести.
Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.
Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они еще живы. Говорите им слова утешения, пока их уши еще могут услышать эти слова и пока их сердца еще могут взволноваться от ваших речей.
Нередко несчастье - это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму.
Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал.
Никакая земная музыка не может сравниться по сладости своей с биением любящего сердца.
Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.
Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
Поражение - школа, из которой правда всегда выходит более сильной.
Птица в клетке - даже наполовину не птица.
Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет место своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание.
Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
То, чем сердце владело и что сердце имело хотя бы раз в жизни, оно никогда не утратит...
Удачно женившийся мужчина получает крылья, неудачно - кандалы.
Философская мудрость века настоящего становится всеобщим здравым смыслом века последующего.
Цветы - самое лучшее из всего, что Господь создал, но забыл наделить душой.
Чувство юмора - великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
Эгоизм - такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признает в самом себе.
нет комментариев
Генри Уорд Бичер (Henry Ward Beecher). Родился 24 июня 1813 года - умер 8 марта 1887 года. Американский религиозный деятель, брат писательницы Гарриет Бичер-Стоу.
С 1876 вместе с Лайменом Эбботтом редактировал журнал «Крисчиан юнион» (Christian Union).
Родился 24 июня 1813 года в штате Коннектикут, г. Литчфилд. Рос в многодетной семье, главой которой был пресвитерианский проповедник, известный демократическими убеждениями. Священник держал свою семью в ежовых рукавицах: в доме были под запретом «несерьезные» книги, театр, танцы, у них было не принято отмечать дни рождения домочадцев и даже Рождество. Члены семьи Лимена Бичера были завсегдатаями разнообразных церковных мероприятий.
Генри был седьмым из 13 братьев и сестер, некоторые из которых были известными людьми своего времени: Гарриет Бичер-Стоу - писательница, известная своим романом «Хижина дяди Тома»; заслуженный педагог - Катарина Бичер; общественные деятели - Чарльз Бичер и Изабелла Бичер.
В быту Бичеры были образцовым семейством с точки зрения православного служения, чему семья была обязана отцу - проповеднику Бичер Лиману. В семье Бичер не только молились в начале и конце каждого дня, но и пели гимны и придерживались других строгих обязательств Церкви. Члены семьи должны были принимать участие в молитвенных собраниях, посещать лекции и другие мероприятия церкви. Танцы, театр, были запрещены.
Некоторые дети, выросшие в семье Бичер, стали известными на всю Америку, и не только. Так, Кэтрин Бичер стала довольно известным педагогом, основательницей американского женского движения. Младшая сестра Генри Уорда, Елизавета-Гарриет, известна всему миру как писательница Бичер-Стоу, автор «Хижины дяди Тома». Чарльз и Изабелла обрели известность на поприще общественной деятельности, Томас также зарекомендовал себя как выдающийся педагог.
Генри Уорд Бичер, в отличие от своего отца, считал, что христианство должно адаптироваться к меняющейся культуре нашего времени. Он являлся сторонником избирательного права для женщин, выступал против рабства, не приветствовал фанатизм любого рода, религиозный, расовый и социальный. Благодаря своей известности Бичер становится редактором ряда религиозных журналов.
В довоенный период Генри Бичер занимается сбором средств на закупку оружия для желающих выступать против рабства в Канзасе и Небраске. Купленные на эти деньги винтовки в народе окрестили «Библией Бичера» . В ходе Гражданской войны в США, в его Церкви был возведен и оборудован Полк добровольцев. Однако либерализм Бичера не распространяется на рабочий класс. Он выступал решительно против забастовщиков, заработная плата которых была сокращена до нищенского уровня. В одну из своих проповедей он включил такие слова: «Человек не может жить хлебом единым, но тот, кто не может жить на хлебе и воде не достоин жить».
Генри Уорд Бичер, будучи харизматичным проповедником, прославился не только как блестящий публицист, но и как редкий лицемер. Когда его тайный роман с одной из прихожанок стал достоянием общественности, американская пресса писала об обстоятельствах этого скандала больше, чем о всех событиях Гражданской войны вместе взятых. Бичер предстал перед судом по обвинениям в свершении прелюбодеяния с женой своего друга, Елизаветой Тилтон.
Первым местом учёбы Генри Уорда стали школа-интернат в Амхерсте (Массачусетс) и Бостонская латинская школа. В 1834 г. он закончил колледж в Амхерсте, затем учился в пресвитерианской духовной семинарии в Цинциннати, возглавлял которую его отец. В 1837 г. получил степень теолога. В период с 1837 по 1839 гг. он жил в Лоуренсбурге (Индиана), где служил священником, после этого сменил место жительства на Индианаполис, а в 1847 г. в биографии Бичера произошло важное событие - его назначение на должность первого священника новой Плимутской конгреционалистской церкви в нью-йоркском Бруклине. На новое место работы и жительства с ним переехали супруга и трое детей. Бичер зарекомендовал себя как талантливый преподаватель, редактировал несколько журналов религиозного характера.
В 50-х гг. Бичер приобретает известность (особенно в северных штатах США) в качестве публициста и оратора, котрий боролся за равноправие негритянского населения. После опубликования трудов Ч. Дарвина священник предпринял попытку примирить библейское учение и теорию эволюции. Его дарвинистские выступления легли в основу книги под названием «Эволюция и религия», опубликованной в 1885 г. и названной ортодоксами атеистической. Помимо дарвинизма, Бичер ратовал за движение трезвенников, избирательное право для женщин, иммиграцию китайцев, со всем даром красноречия обрушивался на фанатизм и рабство во всех их многообразных проявлениях. Он был убежден, что христианство не должно быть консервативным, оно должно подстраиваться под современные культурные и социальные условия. На собственные деньги священник покупал винтовки, которыми снабжал борцов против рабства в Небраске и Канзасе.
Начавшаяся в 1861 г. Гражданская война особенно ярко выявила его позицию. При его церкви был сформирован добровольческий полк, снабженный всем необходимым. В 1863 г. американский пастор предпринял поездку в Англию - страну, где рабовладельческие и антидемократические настроения были в то время особенно сильными, пытался выступлениями повлиять на них. Яркому, харизматичному оратору удавалось многое, он действительно оказывал сильное влияние на мировоззрение людей и был из тех, кого называют фигурами национального масштаба.
Скончался Генри Уорд Бичер в 73-летнем возрасте 8 марта 1887 г. в Нью-Йорке. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Трое сыновей пошли по его стопам, переняли его демократические убеждения и служили пасторами пресвитерианской церкви.
С вместе с Лайменом Эбботтом редактировал журнал «Крисчиан юнион» (Christian Union).
Детство
Родился 24 июня 1813 года в штате Коннектикут, г. Литчфилд. Рос в многодетной семье, главой которой был пресвитерианский проповедник, известный демократическими убеждениями. Священник держал свою семью в ежовых рукавицах: в доме были под запретом «несерьезные» книги, театр, танцы, у них было не принято отмечать дни рождения домочадцев и даже Рождество. Члены семьи Лимена Бичера были завсегдатаями разнообразных церковных мероприятий.
Семья
Генри был седьмым из 13 братьев и сестер, некоторые из которых были известными людьми своего времени: Гарриет Бичер-Стоу - писательница, известная своим романом «Хижина дяди Тома»; заслуженный педагог - Катарина Бичер; общественные деятели - Чарльз Бичер и Изабелла Бичер.
В быту Бичеры были образцовым семейством с точки зрения православного служения, чему семья была обязана отцу - проповеднику Бичер Лиману. В семье Бичер не только молились в начале и конце каждого дня, но и пели гимны и придерживались других строгих обязательств Церкви . Члены семьи должны были принимать участие в молитвенных собраниях, посещать лекции и другие мероприятия церкви. Танцы, театр, были запрещены.
Некоторые дети, выросшие в семье Бичер, стали известными на всю Америку, и не только. Так, Кэтрин Бичер стала довольно известным педагогом, основательницей американского женского движения. Младшая сестра Генри Уорда, Елизавета-Гарриет, известна всему миру как писательница Бичер-Стоу, автор «Хижины дяди Тома». Чарльз и Изабелла обрели известность на поприще общественной деятельности, Томас также зарекомендовал себя как выдающийся педагог.
Юность
Генри Уорд Бичер, в отличие от своего отца, считал, что христианство должно адаптироваться к меняющейся культуре нашего времени. Он являлся сторонником избирательного права для женщин, выступал против рабства, не приветствовал фанатизм любого рода, религиозный, расовый и социальный. Благодаря своей известности Бичер становится редактором ряда религиозных журналов.
Довоенный период
В довоенный период Генри Бичер занимается сбором средств на закупку оружия для желающих выступать против рабства в Канзасе и Небраске. Купленные на эти деньги винтовки в народе окрестили «Библией Бичера» . В ходе Гражданской войны в США , в его Церкви был возведен и оборудован Полк добровольцев . Однако либерализм Бичера не распространяется на рабочий класс. Он выступал решительно против забастовщиков, заработная плата которых была сокращена до нищенского уровня. В одну из своих проповедей он включил такие слова: «Человек не может жить хлебом единым, но тот, кто не может жить на хлебе и воде не достоин жить».
Генри Уорд Бичер, будучи харизматичным проповедником, прославился не только как блестящий публицист, но и как редкий лицемер. Когда его тайный роман с одной из прихожанок стал достоянием общественности, американская пресса писала об обстоятельствах этого скандала больше, чем о всех событиях Гражданской войны вместе взятых. Бичер предстал перед судом по обвинениям в свершении прелюбодеяния с женой своего друга, Елизаветой Тилтон.
Образование
Первым местом учёбы Генри Уорда стали школа-интернат в Амхерсте (Массачусетс) и Бостонская латинская школа. В 1834 г. он закончил колледж в Амхерсте, затем учился в пресвитерианской духовной семинарии в Цинциннати, возглавлял которую его отец. В 1837 г. получил степень теолога. В период с 1837 по 1839 гг. он жил в Лоуренсбурге (Индиана), где служил священником, после этого сменил место жительства на Индианаполис, а в 1847 г. в биографии Бичера произошло важное событие - его назначение на должность первого священника новой Плимутской конгреционалистской церкви в нью-йоркском Бруклине. На новое место работы и жительства с ним переехали супруга и трое детей. Бичер зарекомендовал себя как талантливый преподаватель, редактировал несколько журналов религиозного характера.
Начало карьеры
В 50-х гг. Бичер приобретает известность (особенно в северных штатах США) в качестве публициста и оратора, который боролся за равноправие негритянского населения. После опубликования трудов Ч. Дарвина священник предпринял попытку примирить библейское учение и теорию эволюции. Его дарвинистские выступления легли в основу книги под названием «Эволюция и религия», опубликованной в 1885 г. и названной ортодоксами атеистической. Помимо дарвинизма, Бичер ратовал за движение трезвенников, избирательное право для женщин, иммиграцию китайцев, со всем даром красноречия обрушивался на фанатизм и рабство во всех их многообразных проявлениях. Он был убежден, что христианство не должно быть консервативным, оно должно подстраиваться под современные культурные и социальные условия. На собственные деньги священник покупал винтовки, которыми снабжал борцов против рабства в Небраске и Канзасе.
Проповедническая деятельность
Начавшаяся в 1861 г. Гражданская война особенно ярко выявила его позицию. При его церкви был сформирован добровольческий полк, снабженный всем необходимым. В 1863 г. американский пастор предпринял поездку в Англию - страну, где рабовладельческие и антидемократические настроения были в то время особенно сильными, пытался выступлениями повлиять на них. Яркому, харизматичному оратору удавалось многое, он действительно оказывал сильное влияние на мировоззрение людей и был из тех, кого называют фигурами национального масштаба.
Последние годы жизни
Скончался Генри Уорд Бичер в 73-летнем возрасте 8 марта 1887 г. в Нью-Йорке. Причиной смерти стало кровоизлияние в мозг. Трое сыновей пошли по его стопам, переняли его демократические убеждения и служили пасторами пресвитерианской церкви.
Высказывания, цитаты и афоризмы Бичерa
Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека не стоят и ломаного гроша, если они не укрепляют его для лучшего выполнения долга в будничной жизни.
Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал.
Песня, которую поет мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.
Нередко несчастье - это инструмент, с помощью которого Бог придает нам более совершенную форму.
Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они ещё живы. Говорите им слова утешения, пока их уши ещё могут услышать эти слова и пока их сердца ещё могут взволноваться от ваших речей.
Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание.
Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
Чувство юмора - великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
Из всей земной музыки ближе всего к небесам - биение истинно любящего сердца.
Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.
Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.
Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, - вот что спешит запечатлеть история.
Примечания
- идентификатор BNF : платформа открытых данных - 2011.
- //
Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаём.
гордость
Гордец редко бывает благодарным человеком: он всегда убеждён, что получает меньше, чем заслуживает.
друг
Не храните алебастровые сосуды вашей любви и нежности запечатанными до тех пор, пока ваши друзья не умрут. Наполните сладостью их жизнь, пока они еще живы. Говорите им слова утешения, пока их уши еще могут услышать эти слова и пока их сердца еще могут взволноваться от ваших речей.
душа
Душа без воображения - все равно что обсерватория без телескопа.
жизнь
Все высокие побуждения, идеи, замыслы и чувства человека не стоят и ломаного гроша, если они не укрепляют его для лучшего выполнения долга в будничной жизни.
история
Не благородные деяния людей, а деяния, завершившиеся успехом, - вот что спешит запечатлеть история.
люди
Есть люди настолько сухие, что вы можете вымачивать их в шутках целый месяц, и ни одна из них не попадет им под кожу.
музыка
Из всей земной музыки ближе всего к небесам - биение истинно любящего сердца.
несчастье
Нередко несчастье - это инструмент, с помощью которого Бог придаёт нам более совершенную форму.
песни
Песня, которую поёт мать у колыбели, сопровождает человека всю его жизнь, до гроба.
победа
Победы, которые достигаются легко, немногого стоят. Только теми из них можно гордиться, которые являются результатом упорной борьбы.
Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.
поступки
Ни один человек, совершивший достойный поступок, никогда не получил в награду меньше, чем отдал.
Каждый милосердный поступок - это ступень лестницы, ведущей к небесам.
разум
слова
Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути: всего один дюйм отделяет катастрофу от плавного и безопасного движения по жизни.
сострадание
Сострадание исцелит больше грехов, чем осуждение.
труд
В будничных житейских делах трудолюбие способно делать все, на что способен гений, а кроме того, множество вещей, которые гений делать не умеет.
уважение
Настоящее самоуважение заключается в том, чтобы не думать о себе.
упрямство
Различие между упорством и упрямством состоит в том, что первое имеет своим источником сильное желание, а второе, наоборот, сильное нежелание.
эгоизм
Эгоизм - такой отвратительный порок, который никто не простит в другом человеке и никто не признаёт в самом себе.
юмор
Чувство юмора - великая вещь. Идти по жизни без чувства юмора так же нелепо, как ехать в повозке без рессор.
на другие темы
Величие заключено не в том, чтобы быть сильным, а в том, чтобы правильно употреблять свою силу.
БИЧЕР Генри Уорд (1813–1887 гг.) – видный американский религиозный деятель-конгрегационалист, социальный реформатор, аболиционист и оратор, сын пастора пресвитерианской церкви Бичера Лаймэна (1775–1863 гг.). Принадлежал к радикальным богословам, примиряющим Библию с учениями Дарвина и Спенсера. Родился в Личфилде, штат Коннектикут. Был восьмым из девяти детей. Его мать умерла, когда мальчику было три года. Часть его братьев и сестёр стали весьма известными людьми. Так, Генри является младшим братом писательницы Гарриет Элизабет Бичер-Стоу, известной по книге «Хижина дяди Тома» (1852 г.), с которой он был особенно близок и очень дружил на протяжении всей жизни; Кэтрин Бичер и преподобный Томас К. Бичер стали уважаемыми педагогами; Чарльз Бичер и Изабелла Бичер Хукер были известными общественными активистами. Все Бичеры выросли в строгости: семья не только молилась в начале и конце каждого дня, но и пела гимны, участвовала в молитвенных собраниях, посещала лекции и другие церковные мероприятия. В их доме не праздновали Рождество и дни рождения, чтобы не давать воли легкомыслию. Отец запрещал танцы, театр и все книги, которые он счёл несерьезными. Генри рос застенчивым ребенком с неразборчивой дикцией, и отец настоял на том, чтобы он изучал ораторское искусство. Он учился в школе-интернате в Амхерсте штат Массачусетс, и в Бостонской латинской школе, в 1834 г. окончил колледж Амхерст и в 1837 г. получил степень в теологической семинарии Лэйн в Цинцинатти, штат Огайо, которую возглавлял его отец. В 1837–1839 гг. Генри был священником в Лоуренсбурге, штат Индиана, по 1847 г. служил пастором Второй Пресвитерианской церкви в Индианаполисе. Затем он был назначен первым священником новой Плимутской конгреционалистской церкви в Бруклине, Нью-Йорк, и переехал туда с женой и тремя детьми. Известность на преподавательском поприще сделала его редактором ряда религиозных журналов. Бичер Генри Уорд был сторонником избирательного права для женщин, движения трезвенников, дарвиновской теории эволюции, китайской иммиграции, а также врагом рабства и фанатизма всех видов – религиозных, расовых и социальных. Его лекции на тему «Evolution and Religion» (1885 г.) ортодоксальными богословами признавались атеистическими. Хотя он и не принадлежал к числу крайних аболиционистов (слишком крутые и быстрые меры ему казались рискованными), Генри Уорд был радикалом и демократом. Он также считал, что христианство должно адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и культуры. Ещё до начала Гражданской войны он тратил свои деньги на покупку винтовок для противников рабства в Канзасе и Небраске, а с началом войны его церковь собрала полк добровольцев и закупила для них всё необходимое. Его проповеди имели громадное влияние на широкие массы народа, и потому до освобождения рабов его имя было особенно ненавистно всем сторонникам рабовладения. Сильная личность, харизматичный, яркий оратор с мужественной внешностью, Бичер Генри Уорд привлекал не только души, но сердца множества молодых женщин. Дело о супружеской измене (жена поэта издателя и аболициониста Теодора Тилтона Элизабет Тилтон призналась мужу, что у неё был роман с Бичером), стало одним из самых громких американских судебных разбирательств такого рода в XIX в. Несмотря на скандал, Генри Бичер до конца жизни оставался популярнейшей общественной фигурой национального масштаба. Во время междоусобной войны (1863 г.) он совершил поездку в Англию, где произнёс ряд речей, старясь повлиять на английское общественное мнение, в то время настроенное в пользу южных штатов. Он умер от кровоизлияния в мозг в Бруклине, оставив жену Юнис и четырёх из их девяти детей. В 2007 г. книга «Самый известный человек в Америке: Биография Генри Уорда Бичера», написанная Дебби Эпплгейт, выиграла Пулитцеровскую премию.