Симачев кинул. Десятилетие Denis Simachev Shop & Bar
Известный дизайнер «забыл» отблагодарить тех, кто ему помогал в трудную минуту
Грандиозным скандалом закончилось участие знаменитого российского дизайнера и ресторатора Дениса Симачева в программе «Секретный миллионер». По условиям шоу, миллионер должен провести четыре дня в совершенно незнакомом ему городе: без денег и связей, в дешевой одежде, синей клетчатой сумкой челнока и 1000 рублей "подъемных".
В этот раз выбор организаторов пал на Таганрог Ростовской области. Дизайнер модной и креативной одежды прибыл в город на маршрутке "Ростов-Таганрог" и сразу же окрестил местность депрессивной. Ведущий за кадром дал еще более нелестную характеристику родине Чехова и Раневской: "Тихий городок в Ростовской области, недалеко от границы с Украиной. Город славится рыбой и преступностью, рыба кончилась, а преступность осталась".
По условиям шоу, миллионер должен провести четыре дня в совершенно незнакомом ему городе: без денег и связей, в дешевой одежде, синей клетчатой сумкой челнока и 1000 рублей "подъемных". Фото: телеканал "Пятница"
За четыре дня Симачев побывал в разных переделках: рыбачил с местным жителем Владимиром (доход - 300 рублей), наливал пиво в местном баре, там же убирал туалеты, а ночью и сторожил заведение (600 рублей), ночевал у местных выпивох, принимал участие в тренировке боксерского круба (300 рублей), сходил в местный детский приют и познакомился с таганрожским инвалидом-изобретателем Игорем Скикевичем.
Игорь Скикевич так и не дождался помощи от знаменитого дизайнера. Фото: телеканал "Пятница"
На пятый день шоу пришла пора по-миллионерски рассчитаться с теми, кто помог в трудную минуту. В этот самый момент и начались чудеса. В отличие от предыдущих героев шоу, которые не скупились на туристические путевки за сотни тысяч рублей, оплачивали дорогостоящее лечение и машинами привозили подарки Денис Симачев щедро раздавал таганрожцам лишь обещания. Игорю Скикевичу - оплатить патент на его изобретение (специальная коляска для дайвинга), маленькой девочке Кристине из приюта - посещение развивающих кружков, владельцам паба в центре Таганрога - вечеринку от "Симачев-бара".
Обещания были розданы, а до дела так и не дошло. Спустя несколько месяцев организаторы шоу обзвонили таганрогских героев. И выяснилось, что Симачев просто забыл о них. Стали копать дальше. Оказалось, что шикарная квартира в центре Москвы, которую Симачев выдавал за свою, была съемной. Причем, из категории тех, что сдаются посуточно. Магазин Симачёва в центре Москвы закрылся. Возможно, миллионера настигли финансовые сложности. Канал "Пятница" великодушно оплатил все его обещания героям.
СПРАВКА "КП"
Денис Симачев родился в московской семье потомственных военных. В 1999 году окончил тестильную академию. После этого имя Дениса Симачева в считаные месяцы стало символом успеха — его майки, джинсы и куртки, сделанные на совесть и с чувством юмора, сразу стали популярными. Симачев изображает на них то Владимира Путина, то хохломские узоры, то возвращается к советскому символизму. Его вещи обожают и «реальные пацаны», и юные девушки. Вместе с магазином в Столешниковом переулке Денис открыл бар, который стал центром притяжения для неутомимых тусовщиков Москвы. Ко всему прочему он создал Low Budget Family — компанию непрофессиональных диджеев, куда входит и сам.
Денис Симачев, бизнесмен и дизайнер, уже забыл, когда что-то делал своими руками. Как и полагается богатым людям, у него есть целый ряд сотрудников и обслуживающего персонала, которые помогают ему на работе и в быту. Однако Денису на несколько дней пришлось изменить привычному образу жизни...
Денис Симачев в Таганроге
По правилам проекта секретный миллионер отправляется в российскую глубинку, где ему предстоит отказаться от роскошной жизни и погрузиться в суровую реальность. 42-летнему бизнесмену выдали клетчатую сумку челнока, в которой находятся вещи из секонд-хенда, кнопочный телефон, 1 тысяча рублей и три конверта. В одном конверте адрес гостиницы, в других немного денег и адрес работодателя. Дело в том, что пользоваться конвертами миллионер может только в экстренном случае, и перед тем как вскрыть его, он должен признаться, что слабак. Но главное – миллионер должен до конца программы сохранять образ нищего неудачника, а в конце выбрать трех человек, которым захочет помочь материально.
Прибыв в Таганрог, Денис сказал, что город очень депрессивный, и в первый же день воспользовался одним из конвертов, поскольку не смог найти жилье. Правда, дальше дела пошли не лучше. За пять дней проекта Симачеву пришлось порыбачить, поработать в баре официантом и уборщиком туалета, побыть сторожем и переночевать в бараке.
Бизнесмен справлялся с заданиями достаточно равнодушно. Однако зрители явно не ожидали того, что случится потом. За пять дней испытаний Денис встретился с разными людьми, многие относились к нему по-человечески и хотели помочь. Например, Игорь Скикевич – инвалид, который изобрел коляску для дайвинга, готов был приютить Дениса на ночь. Дизайнер же предпочел потратить все с трудом заработанные деньги на гостиницу. Еще миллионер побывал в приюте для детей, чьи родители временно не могут быть вместе с ними. Директор приюта помогла Денису найти работу. Казалось бы, есть кому помочь!
Выйдя из образа в конце передачи, миллионер приехал в приют и пообещал одной из воспитанниц оплатить ее занятия с педагогами. Затем Симачев отправился к хозяину бара, в котором работал официантом и сторожем, подарил футболку из своей последней коллекции, а еще запланировал устроить вечеринку в заведении. И наконец, бизнесмен посетил Игоря Скикевича и дал еще одно обещание – помочь запатентовать изобретение для инвалидов.
Денис Симачев в гостях у Игоря Скикевича
Интересно, что на этом все и закончилось. Вопреки правилам шоу, да и всем человеческим понятиям Денис Симачев не сделал ничего из того, что пообещал. А сотрудники телеканала «Пятница!» сообщили, что, по-видимому, модельер испытывает финансовые трудности, ведь квартира и рабочая студия, которые якобы принадлежали миллионеру, на самом деле ему не принадлежат. Радует одно, канал «Пятница!» выполнил обещания Дениса за него. Например, сотрудники телеканала помогли Игорю Скикевичу оформить патент на его изобретение, взяв все расходы на себя.
Здравствуйте, дорогие посетители! В сегодняшней статье я вам напишу о миллионере Денисе Симачеве. Он принял участие в телепередаче «Секретный миллионер» в 6 выпуске. Телепередача идет по телеканалу «Пятница».
Денис Симачев — известный дизайнер. Он владеет двумя модными брендами, так же у него есть ресторан и бар и все находится в центре Москвы. На телепередаче он побыл бродягой четыре дня в Таганроке. Когда он потерял надежду найти работу, открыл конверт.
Какое у него состояние?
Какое у него состояние на сегодняшний день не известно. Денис не хочет объявлять на весь мир сколько у него денег. Наверное, это правильно. Его личный бренд и ресторан с баром должно приносить много денег. Но, имея большие деньги он не выполнил условия телепередачи и никому не помог. Он просто обещал им помощь попозже. Телепередача «Секретный миллионер» выяснила, о том что квартира Дениса в центре Москвы — съемная. А так же его фирменный магазин в центре Москвы закрыт и завален коробками.
Почему Денис Симачев никому не помог на телепередаче?
На этот вопрос не кто ответить не может, кроме самого Дениса. Работники телепередачи даже сами не понимают, зачем согласился на проект Денис если выполнить правила так и не смог.
Имя участника: Симачев Денис Николаевич
Возраст (день рождения): 12.06.1974
Город: Москва
Образование: Московская государственная текстильная академия
Работа: модельер, дизайнер, художник
Семья: женат
Нашли неточность? Исправим анкету
С этой статьей читают:
Будущий российский модельер и именитый художник Денис Симачев родился 12 июня 1974 года в городе Москва в семье военных. Отец Николай Александрович был строг к сыну и даже говорил называть его не «папой», а «военным».
Все считали, что Денис будет генералом. Мать Людмила Георгиевна работал в школе учительницей английского языка. Рос послушным ребенком и ходил в разные творческие студии и кружки.
Долгий путь к успеху
В 1988 году поступил учиться в Колледж искусств и графического дизайна в столице. В 1991 году стал студентом испанской Академии. Через 3 года поступил учиться в Студию Юрия Грымова, откуда в 1994 году вышел с дипломом специалиста по рекламе.
Поступил в Московскую государственную текстильную академию в 1994 году. В 1999 году получил диплом «Дизайн одежды и обуви». Тогда же и последовали первые награды Дениса в качестве модельера.
Он был отмечен на международной выставке обуви «MosDhoes», занял первое место среди молодых дизайнеров на конкурсе «Шаг в будущее», премии «Молодежного подиума в столице» и вышел в финал именитого конкурса в Гонконге «Smirnoff International Fashion Awards». Там он представил свою коллекцию «Квазибудущная Вечность».
В 2001 году стал владельцем компании «Denis Simachёv», спустя год представил дебютную коллекцию в рамках «Fashion Week Pret-a-porter». В 2006 году был открыт первый бутик «Denis Simachёv» в Москве.
В 2006 году был признан «Лучшим дизайнером года» по версии журнала «GQ». Еще через год модельер стал сотрудничать с известными спортивными марками, разработал дизайн для сноуборда Atom DSS.
Модельер презентовал показ коллекции «Denis Simachёv» в РФ. В 2011 году стал вести программу «Модный приговор» , до этого принимал участие в телепроекте «Городские пижоны», занимая должность соведущего на Первом канале ночью.
Каждый год Симачев презентует свои коллекции на Неделях моды в Милане, акцентируя на советской символике и русских мотивах.
Тихая семейная жизнь и хобби модельера
Является владельцем бара для столичных тусовщиков. Организовал компанию непрофессиональных ди-джеев, является сам членом Low Budget.
Обожает пиццу. Предпочитает общаться с веселыми людьми, улыбчивыми, любит жизнь во всех ее проявлениях.
Денис Симачев женат на женщине по имени Наташа, супруги воспитывают дочь Соню. Симачев предпочитает держать информацию о своей семье под тысячами замков. Он считает, что публике не нужно знать о них ничего. Дома модельер чувствует себя безопасно и наполняется силами, позволяющими ему делать новые открытия на профессиональном поприще.
Участие в шоу «Секретный миллионер»
Денис Симачев принял участие в шоу «Секретный миллионер». Он должен был приехать в Таганрог и прикинуться бедным. Денис сыскал помощи у добрых людей, которых на 5 день участия в проекте должен был щедро наградить.
Только никто из них не дождался помощи. Российские зрители запомнили этот выпуск за то, что Симачев лишь раздал обещания, но выполнить их забыл
В итоге канал Пятница исполнил обещания модельера и раскрыл правду о нем: роскошная квартира, в которой снимали визитку Дениса снята в аренду посуточно и шикарный образ рухнул, как карточный домик.
Стало известно, что модельер банкрот и в реальной жизни , у него серьезные проблемы с финансами, а шоу на популярном телеканале должно было стать хорошим пиаром для Симачева.
Фото Дениса
В начале 2000-х Москва уже прекрасно знала бренд Denis Simachev, но никто не видел дизайнера. Такова была задумка автора - сохранять интригу как можно дольше.
Студент Московской текстильной академии, Симачев выиграл несколько конкурсов, включая международный Smirnoff International Fashion Awards в Гонконге. Денис раздумывал, не уехать ли за границу («Bikkembergs на тот момент был бог дизайна всех видов, и я хотел у него работать»), но вовремя ввязался в суровую кухонную дискуссию с другом, который был убежден, что сделать русский бренд, равный по уровню, скажем, Armani, невозможно. Идеальная мотивация для любой амбициозной персоны. Так в 1999-м Симачев основал бренд имени себя с командой из трех человек и по бизнес-плану намеревался в первую же пятилетку построить luxury-линию одежды, а в следующие три года - запустить вторую линию, более доступную, которая и обеспечила бы серьезную прибыль.
Пятилетку он выполнил в три года, но перевыполнение плана дало сбой в системе. Бум в лакшери-сегменте породил дешевые подделки, а собственной доступной коллекции так и не было. «На войну с китайскими подделками было впустую потрачено несколько лет. Выяснялось, например, что у нас в Шанхае якобы открыт двухэтажный шоу-рум». Если убытки составляли €40–45 млн в год, то прибыль - всего €10–15 млн. «Со временем мы все становимся очень умные. Если бы я смог оказаться в 2000 году, я бы себе, конечно, подсказал, что нужно не полагаться на план, а сразу выстраивать вторую линию одежды».
В баре Hooligan на Трехгорной мануфактуре Forbes Life обсудил с Симачевым его веселые старты, внимательно записал формулу бешеного успеха бренда в нулевых и расспросил, чем Симачев живет сейчас и куда катится весь этот модный мир.
Русский Versace
Итак, вы на спор начали гнуть свою линию одежды. На каких китах строился бренд?
Главный принцип «нет пророка в своем отечестве»: ни в коем случае здесь себя не показывать, делать бренд на Западе.
Второе - оставаться в тени до определенного времени, сохранять интригу. Все отечественные дизайнеры стремились к известности, всячески доказывали, что лучше остальных: фотографировались, давали интервью, знакомились... тогда появлялись клиенты, они начинали их обслуживать, а значит, скатывались в ателье. Ателье как развитие бренда я сразу вычеркнул - ни в коем случае и ни за какие деньги. Только массовое производство, только готовые размеры.
Следующий важный пункт - команда. Потому что дизайнер - я до сих пор в этом убежден - практически ничего не делает, он только ходит, раздувает щеки и всегда всем недоволен. Количество людей значения не имеет, может быть всего один человек в твоей команде, но он сделает все. У меня начиналось с трех. Женщин.
И последний пункт - взять за основу чей-то успех.
Я выбрал концепцию Джанни Версаче для построения своего бренда. Он его построил на визуальных достижениях Римской империи, практически присвоив все орнаменты и изображения. Они сейчас четко ассоциируются с Версаче, но ни в коем случае не с Древним миром. Я сделал то же самое: взял советскую и российскую символику, хохлому, гжель - все, что сейчас ассоциируется с Россией, что в то время было жутким лубком.
Меня все отговаривали: только не это, все что угодно, мы это все ненавидим, это все кошмар из прошлого. Я говорил: «Пройдет время, все будет по-другому, это единственное, что у нас осталось, и оно будет ассоциироваться с моим именем». И мы долго долбили в эту точку, но заявляя это всем, опять же, через Запад. Если бы я это делал в России, меня бы здесь и похоронили на старом Арбате - сидел бы я шапки продавал.
Вы говорили, что не собирались долго заниматься модой. Или когда в нулевых бизнес пошел, мысль уходить пропала?
Когда все стало развиваться, я начал понимать, что строить только бренд одежды - это утопия. Велик риск, что все провалится.
Нужно выстраивать не бренд, а стиль жизни. Как только ты выстраиваешь лайфстайл, клиенты начинают прощать тебе ошибки. А ошибки неизбежны в любом случае, даже если ты гений и все просчитал. Я всем своим видом и своим окружением показывал, что это не одежда - мы просто так живем. Хочешь так жить - будь с нами. Это рестораны, машины, музыка, места отдыха, спорт, развлечения, гаджеты, все, что тебя окружает. Это все фирменный стиль жизни «Дениса Симачева», жизни бренда, который больше чем бренд.
Тогда ты становишься непотопляем.
А бар на Столешке (Клуб Shop & Bar Denis Simachev в Столешниковом переулке в Москве. - Forbes Life ) появился только из-за того, что нужно было как-то хулиганить, придумывать что-то, чтобы притянуть к себе внимание. И хохлома появилась на Столешке тоже случайно, потому что Лужков категорически запретил свою любимую улицу портить черным фасадом. И мы закрыли его хохломой. И она настолько прижилась, что сейчас хохлому снимать нельзя - люди не поймут. Но если при открытии магазина мы бар воспринимали как некую дотационную организацию, которая позволяет затащить туда людей, то сейчас он приносит равную сумму с магазином, как это ни странно.
От хохломы до Путина в розочках
Как поменялся модный бизнес за последние годы?
Раньше дизайнер и конечный клиент находились на огромном расстоянии друг от друга - для подтверждения клиенту цены, а дизайнеру для возможности творчески самореализоваться. Между ними была прослойка профессионалов, что вело к огромным затратам. Сейчас все схлопнулось. Дизайнер и клиент хотят быть напрямую связаны, и это такими темпами развивается, что скоро дизайнер и клиент будет один и тот же человек.
Но где же тогда дизайн, мода, волшебство? Появится высокая мода, это будет действительно искусство в единичном экземпляре, сделанное для одного клиента за безумные деньги. И если в 2000-х мне было четко понятно, как строится luxury-бренд и как он потом зарабатывает, то сейчас все переходит в производство и в гонку за самой низкой ценой.
Все стало проще?
Стало выглядеть проще, а на самом деле сложнее. Идет битва производителей: кто даст лучшую цену на один и тот же товар. Из-за этого мода сильно упростилась, она стала однообразной, разница только в цене.
Но тогда речь не о моде, а просто об одежде?
Это тоже мода. Что такое мода? Это то, что потребляют, то, что люди хотят. Но сейчас это не то, что хотели 10 лет назад. Подростка не заставить надеть брендованные дорогие вещи, он просто не понимает зачем. Ему нужно как у всех, мы приходим к униформе. А как у всех - это одно большое производство, кроссовки однообразные за $7,60.
Что нужно делать для сохранения бренда, если у всех все одинаковое?
Два пути. Если очень далеко смотреть, то это либо построение гигантского полугосударственного производства с огромным штатом стилистов, с фактически состоявшимися дизайнерами, владеющими своими брендами. То есть ты становишься таким большим, что поглощаешь бренды в свой дизайнерский отдел. Очень скоро это все произойдет, не будет конкретного имени дизайнера на одном производстве, вот и все. Второй путь - сопротивляться, играть по старым правилам. Придумывать, делать свои коллекции, как правило, не справляться с необходимостью понижения цены производства и не получать того роста, который должен быть.
Вы за первый вариант? Расширение производства, масштабность?
Да, у меня есть проработки этой схемы. Опять же, взаимоотношения с инвесторами изменились. Это не так, что «я придумал, как сделать, а у тебя есть деньги». То, о чем я говорю, глобально, с этим проектом нельзя прийти в какую-то банковскую структуру или договориться с богатым человеком. Это государственная машина, и тогда можно выиграть. И в принципе у меня сейчас в эту сторону движение.
Но футболки-то будут?
Там будет все, что нужно человеку на потребу. Я же раньше тоже делал вещи, которые нужны были людям, а не то, что хотел внедрить искусственно. Я слышу: вот ты сделал какую-то надпись или Путина в розочках. Что ты имел в виду?
Ребята, я ничего не имел в виду, я сделал только то, о чем вы все вместе коллективно думали. Я как зеркало отразил, перенес в вещь, и вы хотите ее купить именно потому, что это ваша мысль, а не моя. Я как художник не имею права иметь своего политического взгляда на что-либо.
Я больше аккумулирую в себе ваши переживания, пытаюсь их прочувствовать и собрать, чтобы выдать тот товар, который вам нужен.
Симачев и его команда
По сути дела, у вас сейчас такое затишье перед бизнес-бурей.
Наверное. Обо мне говорят, что я делаю какие-то рестораны, что Симачев занимается интерьерами. Всех интерьеров в моем списке дел 3%, сами делайте выводы.
Вы сказали, что успех дизайнера - его команда. Сколько сейчас у вас человек?
Да. Если раньше у меня были только бренд «Денис Симачев» и команда, которая его делала, то сейчас у меня проекты в семи совершенно разных областях. Не могу сказать каких, но это скоро станет известным. Я уже три года занимаюсь построением системы градообразующих предприятий. Защитил кандидатскую и сейчас буду писать докторскую на эту тему. Это будущее - производство в глобальных масштабах.
Вы считаете себя олицетворением российского дизайна или мирового?
Трудный вопрос. Корни того, что я делаю, отечественные, а выстроено все по международному формату. Мой бренд с хорошими русскими корнями, но скорее западный.
Где та точка, в которой дизайн как творчество переходит в бизнес?
А дизайн - это творчество вообще? Например, живопись для меня творчество. Но если говорить про современную живопись - это дизайн. Творчество - это когда художник сидит в подвале, допивает последнюю бутылку портвейна, работы нет, ушла девушка... И он последними красками, которые почти засохли, что-то творит, потому что у него в душе что-то происходит. И он уверен, что завтра умрет. И уж точно не думает, как эту картину подороже продать. Художник в этом состоянии находится на лодочке в открытом океане, доплывет он или нет, неизвестно. А дизайн ведь что такое? Это математика, архитектура во всем. Чертеж, построение, бизнес-план. Ты отсекаешь лишнее. Там мало творчества.
Путин - это провокация? Это часть того самого бизнес-плана, чтобы как-то зацепить публику?
Провокация. Зачем нужны провокации? Если глобально про бренд, то за короткий срок нужно было о себе заявить, нужно было создавать информационный повод, чтобы обсуждали, печатали и говорили.
Но у меня не было расчета. Я скорее поймал в обществе это настроение вокруг человека, этого образа, придал ему некую загадочность в виде розочек в обрамлении, чтобы все-таки фига в кармане присутствовала и каждый смог найти свою идею в изображении, мысль, которая зреет, но вслух ее не говорят. То же было и с моими коллекциями. Они не соответствовали году выпуска, не были в тренде сезона среди дизайнеров. Поэтому коллекции, созданные 10 лет назад, до сих пор актуальны. И по-прежнему продаются в Столешниковом.
О вашем градообразующем проекте. Есть же примеры марок одежды, которые попытались стать тем самым российским производством, но у них как-то не получается. Это служит вам примером?
Да. Лучше учиться на ошибках других.
Например, чего не стоит делать?
Не не-сотрудничать с государством, например. То есть не вычеркивать государство из своих планов. Только так. Ни в коем случае не частными методами. Делать все самому, но с поддержкой государства.
Мы оставим это в интервью.
Правильно.
Кто не рискует, не пьет в Denis Simachev
Вот это пространство, «Хулиган», где мы сейчас находимся, это в первую очередь бар?
Это скорее дизайн-студия, которая закамуфлирована под клубное пространство.
Планировалось, что «Хулиган» станет сетью, но пока он выглядит как единственный в своем роде проект. Как это может быть тиражировано?
Это так же, как «Симачев-бар»: хотели растиражировать, даже бренд-бук сделали. Потом стало понятно, что это не «Макдоналдс», трудно уникальные творческие вещи перевести в серию.
Вы везде предпочитаете быть главным, все контролировать?
Я везде хочу быть на своем месте, так скажем. В любом партнерстве важен результат. Как он юридически выглядит, неважно. Если это работает на результат, тогда это можно назвать бизнесом. Когда начинается выяснение, кто больше, кто меньше, то будущее пропадает. Поэтому я стараюсь всегда договариваться со всеми моими партнерами так, чтобы был и контроль, и рост. Для меня вообще смысл скорее в росте, потому что деньги, если ты все правильно построил, тебя догонят, даже если ты бежать будешь. Если ты все правильно просчитал, то к тебе они сами придут, я думаю. Нельзя какую-то формулу своего процента высчитать. Все проекты разные, доля участия, интереса, перспектив. Как предугадывать риски? Скорее, надо доверять своей чуйке и рисковать. Потому что если не рисковать, то будешь всегда недоволен происходящим.
Сколько человек работает сейчас в «Симачев продакшн»?
Человек сорок, наверное. «Продакшн» - это то, что на свету. Разработка дизайн-концепций. Сейчас много обращений от государственных компаний, хотят просто подчистить то, что у них есть: все, что связано с визуализацией, концепцией, пиаром - то, что осталось со времен 1990-х.
Есть уже реализованные проекты?
Есть. И в последнее время предложений прибавилось. Я это делаю без упоминания бренда «Симачев». Так как имя дезориентирует общество.
Но вы для этих структур придумываете их бренд.
И бренд, и концепцию развития - на чем они могут заработать деньги.
А дизайн, например, дачи или дома?
За это не берусь. Это уже «ателье».
Если к вам придет человек из списка российского Forbes и скажет: я ресторан купил, хочу, чтобы ты мне его оформил. Сделаете?
Очень абстрактное предложение - человек из Forbes, ресторан. Я представляю этих людей, многих знаю. Очень странно, если бы я от них услышал что-то подобное. У меня были предложения - сделай дизайн, допустим, частных владений. Я отказывался. Я потрачу на это столько же времени, сколько на большой проект. Микроскопом гвозди заколачивать неправильно, он для другого придуман. Я порекомендую кого-то, кто это сделает хорошо.
Почему вы, зарабатывая сейчас на концепциях для больших структур, которые в 1990-е начинали и хотят сейчас себя обновить, не рассказываете про это сотрудничество?
Не рассказываю, потому что не хочу ассоциаций. Соглашаюсь - потому что это большие структуры, которые останутся в истории, и мне это интересно. Мне это интересно с исторической точки зрения, так скажем. Но в то же время не хочу, чтобы говорили, что Симачев - это тот, кто делает ребрендинги. Зачем мне это? У меня свои проекты.