Sd.221 \ Sd.222 \ Sd.223 Разведывательный бронеавтомобиль. Военное дело - Sd.Kfz.222
Разработка бронеавтомобиля, прямым наследником которого является "Sd.Kfz.222", началась в Германии в середине 30-х годов. Военные с самого начала предъявляли к проекту высокие требования, что исключило саму возможность использования стандартных шасси, которые уже выпускались промышленностью. Это в дальнейшем повлекло за собой создание принципиально новой конструкции. Для ее дальнейшей реализации к сотрудничеству были привлечены множество немецких компаний, которые предоставили свои проекты, из которых военным министерством был выделен вариант шасси Horch 801/ EG I, массой почти 2 тонны, с восьмицилиндровым двигателем мощностью 75л.с. и объемом 3.5 литра. Шасси было полноприводным, коробка переключения передач – пятиступенчатой.
На базе этого шасси создали бронеавтомобиль «Leichter Panzerspaehwagen» в дальнейшем получивший индекс «Sd.Kfz.221». Бронирование машины составляло 14.5мм и защищало экипаж от осколков снарядов и пуль винтовочного калибра. Вооружение – пулемет MG34 калибра 7.92мм. Пулемет устанавливался в свободно вращающейся вокруг своей оси башенке, что обеспечивало круговой обстрел, а сама пулеметная установка имела хорошие углы вертикальной наводки, что позволяло вести огонь даже по воздушным целям. Бронемашина «Sd.Kfz.221» имела два топливных бака суммарной емкостью 110л. Её экипаж – всего 2 человека: механик-водитель и командир, одновременно выполняющий функции стрелка. Эти бронеавтомобили массово стали поступать в войска, к 1936 году практически вытеснив устаревшие «Kfz.13». На некоторые бронеавтомобили «Sd.Kfz.221» вместо пулеметов устанавливали противотанковые ружья. Такому перевооружению подверглось около 30 машин этого типа.
Дальнейшим развитием этой линейки машин и стал - наиболее успешная и конструктивно удачная модификация всего семейства подобных бронеавтомобилей. Во-первых сразу бросается в глаза значительное усиление вооружения 222-го по сравнению с его предшественником – к пулемету MG34 добавилась 20-мм автоматическая пушка «KwK30», обладающая высокой скорострельностью и неплохим бронепробитием – на расстоянии полукилометра она пробивала толщину брони до 20мм. Это означало, что она в состоянии эффективно бороться не только с пехотой, бронеавтомобилями и бронетранспортерами, но и легкими танками середины 30-х годов, например такими как советские «Т-26» , «БТ-7» , «Т-40» или американскими «M2 Light» . Скорострельность этого орудия составляла 280 выстрелов в минуту. Впоследствии «KwK30» заменили на еще более совершенную «KwK38», скорострельность которой была увеличена до 450 выстрелов в минуту, а углы вертикальной наводки возросли почти на 20 градусов, что позволяло еще более эффективно вести огонь по воздушным целям. Бронеавтомобили «Sd.Kfz.222» стали наиболее массовыми – их выпустили 989 штук.
В состав немецкой танковой дивизии обычно включалось до 90 единиц подобных бронеавтомобилей. Они участвовали в оккупации немецкими войсками части Чехословакии в 1938 году, войне против Польши в 1939 году, кампании на Западе 1940 года и вторжении в СССР летом 1941-го, а также в Африканской кампании. Стоит заметить, что все бронеавтомобили описываемой линейки(«Sd.Kfz.221», «Sd.Kfz.222», «Sd.Kfz.223» и прочие) обладали довольно низкой проходимостью по пересеченной местности, поэтому наиболее эффективно они действовали лишь в хороших дорожных условиях – например во время немецкого наступления против Франции и Англии 1940 года. В тяжелых дорожных условиях СССР эти бронемашины показали низкую тактическую мобильность и их ходовые характеристики были сильно ограничены.
В ходе войны броневики «Sd.Kfz.222» и другие машины этой линейки подверглись модернизации - мощность двигателя была увеличена до 90л.с., до 30мм нарастили толщину брони. Тем не менее в условиях интенсивных боев потери этих машин были очень чувствительными – так на восточном фронте всего первые полгода боев немцы утратили более 300 подобных машин.
Стоит упомянуть о том, что на базе этих броневиков «Sd.Kfz.222» еще делали так называемые радиомашины – «Sd.Kfz.223» и «Sd.Kfz.260/261». Они предназначались для осуществления связи разведподразделений, моторизованных и танковых частей. Несколько десятков машин во время войны немцы передали своим союзникам болгарам для борьбы с партизанами на территории Югославии. Примерно 30 машин еще до начала Второй мировой(«Sd.Kfz.221» и «Sd.Kfz.222») было продано Китаю, который в дальнейшем по иронии судьбы задействовал их в борьбе против Японии, которая была союзником гитлеровской Германии.
"Leichte Panzerspaehrwagen" (2 cm), Sd.Kfz.222
Разведывательный бронеавтомобиль был разработан в 1938 году фирмой "Хорьх" и в том же году начал поступать в войска. Все четыре колеса этой двухосной машины были ведущими и управляемыми, шины были стойкими. Многогранная форма корпуса образована катаными броневыми листами, расположенными с прямым и обратным наклоном. Первые модификации бронеавтомобилей выпускались с двигателем мощностью 75 л.с, а последующие - мощностью 90 л.с. Вооружение бронеавтомобиля первоначально состояло из 7,92-мм пулемета (специальная машина 221), а затем - из 20-мм автоматической пушки (специальная машина 222). Вооружение устанавливалось в низкой многогранной башне кругового вращения. Сверху башня закрывалась откидной защитной решеткой. В качестве радиомашин выпускались бронеавтомобили без башен. На них устанавливались антенны разного типа. Специальные машины 221 и 222 были стандартными легкими бронеавтомобилями вермахта на протяжении всей войны. Они использовались в ротах бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий. Всего было выпущено более 2000 машин этого типа.
Немецкая концепция молниеносной войны требовала хорошей и быстрой разведки. Целью разведывательных подразделений было обнаружить противника и расположения его частей, выявить слабые места в обороне, разведать опорные пункты обороны и переправы. Наземная разведка дополнялась разведкой с воздуха. Кроме того, в сферу задач разведывательных подразделений входило уничтожение боевых заслонов противника, прикрытие флангов своих частей, а также преследование неприятеля.
Средством реализации этих целей были разведывательные танки, бронеавтомобили, а также мотоциклетные патрули. Бронеавтомобили подразделялись на тяжелые, имевшие шести - или восьмиколесную ходовую часть, и легкие, имевшие четырехколесную ходовую часть и боевую массу до 6000 кг.
Основными легкими бронеавтомобилями (leichte Panzerspaehrxvagen) были машины Sd.Kfz.221, Sd.Kfz.222. Части Вермахта и СС также использовали трофейные бронемашины, захваченные во время французской кампании, в Северной Африке, на Восточном фронте и конфискованные у Италии, после капитуляции итальянской армии в 1943 году.
Sd.Kfz.222 должен был получить более мощное вооружение, позволяющее успешно сражаться даже с легкими танками противника. Поэтому кроме пулемета МG-34 калибра 7,92-мм на броневик установили мелкокалиберную пушку (в Германии отклассифицированную к пулеметам) 2 cm KWK30 калибра 20-мм. Вооружение размещалось в новой, более просторной десятигранной башне. В горизонтальной плоскости пушка имела круговой сектор обстрела, а угол склонения/возвышения составлял -7гр...+80гр, что позволяло вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.
20 апреля 1940 года "Heereswaffenamt" заказал берлинской фирме "Appel" и заводу "F.Schichau" в Эльблоиге разработать новый лафет для пушки 2 cm KwK38 калибра 20-мм, позволявший придавать пушке угол склонения возвышения от -4гр до +87гр. Новый лафет, названный "Hangelafette" 38. в дальнейшем был использован кроме Sd.Kfz.222 и на другой бронетехнике, в том числе на бронеавтомобиле Sd.Kfz.234 и разведывательном танке "Aufklaerungspanzer" 38 (t).
Башня броневика была открыта сверху, поэтому вместо крыши у нее был стальной каркас с натянутой на нем проволочной сеткой. Каркас крепился на петлях, поэтому сетку во время боя можно было поднять или опустить. Так, откидывать сетку приходилось при ведении огня по воздушным целям при угле возвышения более +20 гр. На всех бронеавтомобилях устанавливали оптические прицелы TZF За, а часть машин оборудовали прицелами "Fliegervisier" 38, позволявшего вести огонь по самолетам. У пушки и пулемета был электрический спуск, отдельный для каждого вида вооружения. Наведение пушки на цель и вращение башни осуществлялось вручную.
В 1941 году в серию запустили модифицированное шасси, обозначенное как "Horch" 801/V, оснащенное улучшенным двигателем рабочим объемом 3800 см2 и мощностью 59.6 кВт/81 л.с. На машинах поздних выпусков двигатель форсировали до 67кВт/90 л.с. Кроме того, новое шасси имело 36 технических нововведений, из которых самым главным были гидравлические тормоза. Машины с новым шасси "Horch" 801/V получили обозначение Ausf.В, а машины с прежним шасси "Horch" 801/ EG I - Ausf.A.
В мае 1941 года усилили лобовую броню, доведя ее толщину до 30-мм.
Бронекорпус состоит из следующих элементов:
Лобовая броня.
- кормовая броня.
- наклонная лобовая броня прямоугольной формы.
- наклонная задняя броня.
- бронирование колес.
- решетка.
- топливный бак.
- перегородка с отверстием иод вентилятор.
- крылья.
- днище.
- сиденье водителя.
- приборный щиток.
- вращающийся полик башни.
- бронебашня.
Корпус сварен из катаных бронелистов, сварные швы выдерживают попадания пуль. Бронелисты установлены под наклоном для провоцирования рикошета пуль и осколков. Броня устойчива к попаданию пуль винтовочного калибра при угле встречи 90 градусов. Экипаж машины состоит из двух человек: командира/пулеметчика и водителя.
Лобовая броня.
Лобовая броня прикрывает рабочее место водителя и боевое отделение. Три бронелиста сварены так, чтобы обеспечить достаточный объем для работы водителя. В верхнем лобовом бронелисте имеется отверстие под смотровой блок со смотровой щелью. Смотровая щель расположена на уровне глаз водителя. Смотровые щели также имеются в боковых передних бронелистах корпуса. Крышки смотровых люков открываются вверх и могут фиксироваться в одном из нескольких положений. Кромки люков выполнены выступающими, призванными обеспечить дополнительный рикошет пуль. Смотровые приборы выполнены из бронестекла. Смотровые прозрачные блоки в целях амортизации монтируются на резиновых прокладках. Изнутри над смотровыми блоками установлены резиновые или кожаные налобники. Каждый люк снабжен внутренним замком. Снаружи замки открываются специальным ключом.
Задняя броня.
Кормовые бронелисты закрывают двигатель и систему охлаждения. В двух задних панелях имеется два отверстия. Верхнее отверстие закрыто люком доступа к двигателю, нижнее предназначено для доступа воздуха к системе охлаждения двигателя и закрыто жалюзи и выпуска отработанного горячего воздуха.
В бортах кормы корпуса также имеются отверстия для доступа к двигателю.Передняя и задняя части корпуса крепятся к раме шасси.
Бронирование колес.
Передние и задние узлы навески колес защищены съемными бронеколпаками, которые крепятся на свои места болтами.
Решетка.
Для защиты от ручных гранат установлена сварная металлическая решетка в задней части машины. Часть решетки складывается, образуя своеобразный люк командира.
Топливные баки.
Два внутренних топливных бака установлены непосредственно за перегородкой рядом с двигателем между верхними и нижними бортовыми задними бронелистами. Суммарная емкость двух баков составляет 110 л. Баки крепятся к кронштейнам на амортизационных прокладках.
Перегородка и вентилятор.
Боевое отделение отделено от моторного перегородкой, которая крепится к днищу и бронекорпусу. В перегородке в районе места установки радиатора двигателя сделано отверстие. Радиатор прикрыт металлической сеткой. В нижней части перегородки имеется отверстие под кран топливной системы, которые закрывается задвижкой. Также имеется отверстие под радиатор. Вентилятор обеспечивает эффективное охлаждение радиатора при температуре окружающего воздуха до +30 градусов Цельсия. Температура воды в радиаторе регулируется за счет изменения притока к нему охлаждающего воздуха. Рекомендуется поддерживать температуру охлаждающей жидкости в пределах 80 - 85 градусов Цельсия.
Крылья.
Крылья выполнены штамповкой из листового металла. В передние крылья интегрированы багажники, которые закрываются на ключ. На задних крыльях сделаны антискользящие полосы.
Пол.
Пол набран из отдельных стальных листов, поверхность которых покрыта ромбовидным узором для усиления трения между обувью экипажа бронемашины и настилом пола. В настиле пола сделаны врезы под тяги органов управления, вырезы закрываются чехлами и прокладками, предотвращающими попадание дорожной пыли внутрь боевого отделения.
Сиденье водителя.
Сиденье водителя состоит из металлической рамы и встроенной в раму спинки и седалища. Рама крепится к пастилу пола болтами. В полу сделано несколько комплектов отверстий, что позволяет перемещать сиденье относительно пола для удобства водителя. Спинка сиденья выполнена регулируемой по наклону.
Приборный щиток.
На приборной панели расположены контрольные приборы и тумблеры электросистемы. Приборный щиток смонтирован на амортизационной прокладке. К рулевой колонке прикреплен блок с переключателями светотехнического оборудования.
Версии бронеавтомобиля
Существовало две версии бронеавтомобиля с 20-мм автоматической пушкой, которые отличались типом артиллерийского орудия. На ранней версии ставилось орудие 2 cm KwK30, на поздней - 2 cm KwK38. Мощное вооружение и внушительный боекомплект позволял применять эти бронеавтомобили не только для ведения разведки, но в качестве средства сопровождения и охраны радиомашин. 20 апреля 1940 г. представители вермахта заключили контракт с фирмой "Эппель" из города Берлина и фирмой Ф. Шихау из города Эльбинга, предусматривающий разработку проекта установки на бронеавтомобиль орудийной турели 2 cm "Hangelafette" 38, предназначенным для ведения стрельбы по воздушным целям.
Установка новой турели и артиллерийского вооружения увеличило массу бронеавтомобиля до 5000 кг, что привело к некоторой перегрузке шасси. Шасси и двигатель остались прежними, как на ранней версии бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. Установка пушки заставила конструкторов изменить надстройку корпуса, а увеличение экипажа до трех человек привело к изменению расположения наблюдательных устройств. Также изменили конструкцию сеток, которые прикрывали башню сверху. Официальная документация на машину составлена фирмой "Эйзерверк Везерхютте", но строились броневики фирмами "Ф. Шихау" из Эдьбинга и "Машиненфабрик Нидерзаксен" из Ганновера.
В конце 1938 года Германия продала Китаю 18 бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и 12 Sd.Kfz.222. Китайские броневики Sd.Kfz.221/222 использовались в боях с японцами. Китайцы перевооружили несколько машин, установив в вырезе башни пушку "Hotchkiss" калибра 37-мм.
Во время войны 20 бронеавтомобилей Sd.Kfz.221 и Sd.Kfz.222 получила болгарская армия. Эти машины использовали в карательных акциях против партизан Тито, а в 1944-1945 годах в сражениях с немцами на территории Югославии. Венгрии и Австрии.
Цена одного броневика Sd.Kfz.222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок. Всего изготовили 989 машин.
Ко Второй мировой войне, вплоть до нападения Германии на СССР (то есть к началу Великой Отечественной войны), на вооружении Красной Армии был только один легкий броневик – устаревший с колесной формулой 4х2. Вермахт, наоборот, комфортно проехал всю Европу на своих колесных бронеавтомобилях и с точно такой же легкостью намеревался въехать на них в Москву и Санкт-Петербург (Ленинград они называли историческим именем, считая его немецким). Проблемы с броневиками были у обоих противоборствующих сторон и завершились они только в мае 1945 года, когда созданные в годы войны советские БА-64 вошли в Берлин.
Битва в пути
Советское руководство поставило перед инженерами задачу создания полноприводного легкого броневика, машины для разведки и непосредственной поддержки пехоты, которую можно было использовать и как командирскую, еще в 1939-1940 годы. В ходе войны с Финляндией БА-20 в карельских лесах и болотах свою полную «профнепригодность». А во время раздела Польши между СССР и Германией советское командование имело все возможности сравнить свои бронемашины с немецкими. Тем не менее дальше опытных образцов дело тогда не пошло.
По всей видимости, все ждали начала серийного производства полноприводного ГАЗ-64, на базе которого и был в результате создан БА-64. А может быть, считалось, что новый броневик Красной Армии не так уж нужен. И только в июле 1941 года, когда бои шли уже под Смоленском и Киевом, советское руководство разрешило конструкторскому бюро Горьковского автозавода начать работы над легким броневиком. Тут же заказ оказался срочным, выполнять его пришлось в авральном порядке, а доводить машину до ума – в ходе ее эксплуатации на фронте (результатом стало огромное количество ее модификаций). Одной из наиболее серьезных доработок стало увеличение ширины колеи – для придания устойчивости.
Первые БА-64 при гарантированном пробеге в 10 000 км ломались уже на 4 000 км, а то и раньше. Выяснилось, что выходил из строя задний мост, когда водители двигались на низких передачах без включения переднего моста (повышенный крутящий момент полностью передавался на один мост вместо двух). В качестве временной меры передний мост был сделан неотключаемым, и только в 1943 году проблему решили окончательно, усилив конструкцию заднего моста.
На бронеавтомобиль поставили 4-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-ММ, способный работать на низкосортном бензине и масле. В состав трансмиссии входили однодисковое сцепление, четырехступенчатая (4+1) коробка передач, одноступенчатая раздаточная коробка без понижающего ряда и два карданных вала, соединявших ее с двумя ведущими мостами.
На фото: ГАЗ-64 и БА-64
Нет сомнения в том, что советские инженеры смогли бы разработать бронемашину самостоятельно, но сроки поджимали: фронт катился на восток. И тут как нельзя кстати оказался трофейный немецкий Sd.Kfz.222. 23 августа 1941 года его «откатали» на полигоне подмосковной Кубинки, а 7 сентября доставили в Горький (так в советское время назывался Нижний Новгород). Стоит отметить, что КБ под управлением Виталия Грачева не копировало немецкую машину, а создавало свою. Были использованы лишь некоторые идеи и конструктивные решения, в первую очередь по форме корпуса и расположению броневых листов.
Немецкий образец
Leichter Panzerspähwagen (легкий бронеавтомобиль) Sd.Kfz.222 был модернизированным вариантом своего менее удачного предшественника Sd.Kfz.221, созданного конструкторами фирмы еще в 1934 году. В серийное производство Sd.Kfz.222 пошел в 1937-38 годы, и до февраля 1944 года было выпущено по разным данным от 990 до 2 000 таких машин.
В отличие от советских собратьев, созданных на базе «мирных» (то есть не бронированных) серийных автомобилей, немецкий броневик конструировался целиком, от колес до башни. На то были две причины. Во-первых, германские коммерческие автомобили принципиально не подходили для того, чтобы нести на себе броню, – в отличие от советских машин, вообще не предназначавшихся для массовых продаж и сконструированных для «спецнужд». Во-вторых, у немецких инженеров было время, которого попросту не оказалось в наличии у их советских коллег в 1941 году.
Итак, все четыре колеса немецкого Sd.Kfz.222 были ведущими и управляемыми (на скорости более 35 км/ч задние колеса переключались в неуправляемый режим). Шины – пулестойкие, заполненные пенорезиной, сейчас бы это назвали Run Flat. Многогранный корпус собран из листов катаной брони толщиной 8 мм, расположенных с наклоном, и по форме напоминает «гробик».
Позднее, после фронтовых «испытаний», толщину лобовой брони увеличили до 30 мм. Первоначально на броневике стоял 3.52-литровый мотор от легкового «Хорьха» мощностью 75 л.с., но затем его заменили на восьмицилиндровый V-образный 3.82-литровый мощностью 90 л.с. производства той же компании.
Главные различия
Разумеется, сравнивая БА-64 и Sd.Kfz.222, не стоит забывать, что это принципиально разные машины (в отличие, скажем, от британского танка Vikkers Mk.E и советского . Но в целом их различия сводятся к проходимости и вооружению.
К сожалению фронтовиков, у БА-64 серьезно подкачало вооружение. Штатного дискового пулемета ДТ-29 калибра 7,62 мм было явно недостаточно, но попытки установить автоматическую 25 мм пушку, крупнокалиберный 12,7 мм пулемет ДШК и даже просто имевший ленточное боепитание СГ-43, успехом не увенчались. Слишком маленькой оказалась башня, впрочем, как и весь легкий броневик. Зато благодаря возможности вести зенитный огонь, БА-64 оказался незаменим в уличных боях, где пасовала любая другая бронетехника.
На фото: Sd.Kfz.222
Под увеличение калибра башню БА-64 пытались сделать больше, но на испытаниях при стрельбе из ДШК машина опасно раскачивалась. Учитывая то, что она вдобавок имела склонность к опрокидыванию, на модификации поставили крест. Вместо этого конструкторы решили установить противотанковое ружье ПТРС-41 калибра 14,5 мм. Но и эта машина в серию не пошла, хотя известно, что фронтовые умельцы ставили на броневики такое вооружение самостоятельно, в ремонтных мастерских.
На немецком Sd.Kfz.222 стояла автоматическая пушка KwK-30, созданная под патрон калибра 20 мм от противотанкового ружья Solothurn и спаренный с ней пулемет MG-34 под патрон калибра 7,92 мм от винтовки Mauser. Скорострельность пушки составляла 280 выстрелов в минуту, начальная скорость снарядов – 780 м/с. В результате они пробивали броню толщиной 20 мм на расстоянии 500 метров.
Тем не менее немецкий броневик при всем своем полном приводе, мощном двигателе и большом клиренсе, по российскому бездорожью оказался не ходок. В конце концов, командование Вермахта практически все эти машины перебросило в Африку, где они прекрасно себя зарекомендовали. А вот конструкторы БА-64 хорошо себе представляли, в каких условиях будет воевать их машина: концепция «бить врага на его территории» осталась в довоенном прошлом, сперва предстояло выгнать его со своей земли. Отсюда – необходимость преодолевать глубокие броды и ямы, а также без усилия стартовать на разъезженной дороге, болоте и пашне.
Технические характеристики
БА-64 | БА-64Б | Sd.Kfz.221 | Sd.Kfz.222 | |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 3 |
Боевая масса, т | 2,36 | 2,43 | 4,00 | 4,80 |
Ширина, м | 1,53 | 1,70 | 1,95 | 1,95 |
Высота, м | 1,90 | 1,90 | 1,70 | 2,00 |
Мощность двигателя, л.с. | 50 | 50 | 75 | 90 |
Удельная мощность, л. с./т | 21,2 | 20,6 | 18,8 | 18,8 |
Тип подвески | индивидуальная, на листовых рессорах, с гидравлическими амортизаторами | индивидуальная, на вертикальных пружинах | ||
Максимальная скорость, км/ч | 80 | 80 | 90 | 85 |
Запас хода по шоссе, км | 600 | 500 | 320 | 300 |
Клиренс, мм | 210 | 227 | 240 | 240 |
Колея, мм | 1240 | 1446 | 1610 | 1610 |
Преодолеваемый подъем, град. | 36 | 36 | 22 | 20 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,25 | 0,25 | н/д | 0,25 |
Преодолеваемый ров, м | 0,35 | 0,35 | н/д | 0,25 |
Преодолеваемый брод, м | 0,9 | 0,9 | 0,6 | 0,6 |
На фото: БА-64б и БА-64
08.10.2007 23:40
В 1934 году в Германии начались работы над разработкой нового бронеавтомобиля с повышенными тактико-техническими характеристиками. Первым шагом в этом направлении стало создание шасси для тяжёлой армейской автомашины.
Министерство вооружений определило техническое задание. Четырехколёсное шасси с приводом на все колёса должно было иметь хорошую проходимость. Управление, действующее на все четыре колёса, обеспечивало хорошую манёвренность. Другими достоинствами разрабатываемого шасси были хорошая подвеска, удачная тормозная система, небольшая масса, малое удельное давление на грунт, высокая прочность, простая конструкция, удобный доступ к узлам и вытекающая из этого лёгкость ремонта.
Требования к шасси оказались столь высокими, что исключали использование серийных коммерческих шасси. Все сотрудничавшие с Министерством вооружений компании получили заказ создать совершенно новый прототип. Лучшие образцы были продемонстрированы в 1936 году в Берлине на выставке средств моторизации. Наконец, военные остановили свой выбор на прототипе, созданном на заводе Horch в Цвикау, принадлежавшем компании Auto-Union AG . Было подготовлено два варианта шасси. Первый вариант, получивший официальное название Einheitsfahrgestell I fuer schwerer Personenkraftwagen, имел двигатель в корме и был создан специально под установку бронированного кузова. Второй вариант - Einheitsfahrgestell II fuer schwerer Personenkraftwagen, отличался от первого варианта тем, что двигатель на нём был установлен спереди, это шасси больше предназначалось для легковых автомобилей тяжёлого класса.
Первый вариант, обозначавшийся производителем как Horch 801/EG I , весил 1965 кг. Шасси оснащалось двигателем Horch/Auto-Union V8-108 объёмом 3,5 литра и мощностью 75 л.с. при 3600 об./мин. Коробка передач обеспечивала пять передач вперёд и задний ход. В соответствии с требованиями военных привод осуществлялся на все колеса. Рулевое управление также действовало на все четыре колеса, но при езде по шоссе при скорости свыше 35 км/ч задние колёса фиксировались в нейтральном положении. Колёса подвешивались независимо через два маятника и две спиральные пружины. Шины Continental размером 210-18 имели пневматические камеры низкого давления. Ножной тормоз действовал на все колёса шасси.
На базе шасси Horch 801/EG I был создан новый бронеавтомобиль leichter Panzerspaehwagen mit Einheitsfahrgestell I fuer sPkw . Работы над машиной вела фирма Eisenwerke Wesserheutte из Бад-Ойнхаузена. Бронеавтомобиль выпускался в нескольких модификациях различавшихся вооружением и оснащением.
Sd.Kfz. 221
Первыми в формируемые разведывательные части вермахта стали поступать лёгкие бронеатомобили leichter Panzerspaehwagen (MG) (Sd.Kfz. 221). С 1936 года они начали постепенно вытеснять старые Kfz 13.
Sd.Kfz. 221 имел кузов, собранный из бронеплит толщиной 14,5 мм. Броня располагалась под углом, что повышало её эффективную толщину. Броня вполне надежно защищала машину от осколков и винтовочных пуль, в том числе и со стальным сердечником. Опытные инженеры из Бад-Ойнхаузена предусмотрели также защиту ступиц колес.
Водитель следил за дорогой через прямоугольное окно, прорезанное в лобовой броне. Аналогичные окна несколько меньшего размера были размещены в левом и правом борту. Во время боя окна закрывались бронированными заслонками с узкими смотровыми щелями.
Доступ к двигателю открывали три прямоугольных люка. За переборкой разделявшей боевое и моторное отделение, находились два топливных бака емкостью по 55 литров.
Экипаж проникал в машину через дверцы, расположенные в бортах кузова. Запасное колесо подвешивалось к правому борту машины.
Бронеавтомобиль Sd.Kfz. 221 был вооружен одним 7,92 мм пулемётом, установленном во вращающейся башенке. Башенка имела форму усечённой девятигранной пирамиды. Башня не имела сплошной крыши. Вместо неё сверху боевое отделение защищали два откидывающихся экрана из проволочной сетки. В бортах башни находились смотровые щели.
На прототипах устанавливали старые пулемёты MG-13, но серийные машины оснащались новым пулемётом MG-34. Боекомплект к пулемёту составлял 1050-1200 патронов, но эти цифры не могут быть предельными, так как при желании экипаж мог положить, к примеру четыре ящика патронов, много места они не занимали, но это бы ещё добавило 1000 патронов. Башенка могла вращаться на 360°, а станок пулемёта обеспечивал углы склонения/возвышения от -10° до +69°. Это позволяло вести огонь не только по наземным целям, но и по низколетящим самолётам.
Экипаж Sd.Kfz. 221 состоял из двух человек: механика-водителя и командира, по совместительству стрелка. Штатное вооружение состояло из одного пистолет-пулемёта MP-38 или MP-40 и 6 ручных гранат М-24.
Радиостанции на машине не было, связь поддерживалась при помощи сигнальных флажков.
В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 разведывательные части вермахта получили быструю и маневренную машину. Но у Sd.Kfz. 221 был один серьезный недостаток - слабое вооружение. Уже после начала войны на бронеавтомобили стали устанавливать более тяжелое вооружение. В частности дополнительно их вооружали 7.92 мм противотанковым ружьем PzB 39,которое устанавливали в башне рядом со штатным пулеметом. Это ружье позволяло бороться с легко бронированной бронетехникой противника.
Более удачным решением была установка тяжёлого противотанкового ружья 2,8cm sPzB 41. Эта модификация бронеавтомобиля появилась в 1941 году. Всего таким образом было усовершенствовано 34 машины, в которых на месте пулемёта ставили это противотанковое ружьё. Новое оружие потребовало слегка изменить конструкцию башни (уменьшить высоту передней стенки). Противотанковое ружьё устанавливалось в башню вместе со штатным щитком, что слегка увеличивало высоту машины.
Sd.Kfz. 222
В 1938 году на вооружение вермахта приняли бронеавтомобиль leichter Panzerspaehwagen (2cm) Sd.Kfz.222, который в отличие от своего предшественника был вооружен не пулемётом, а 20-мм пушкой.
Кузов бронеавтомобиля изменился незначительно. Лишь немного изменилась конфигурация кормовой брони, а одно большое окно перед местом механика-водителя разделили на две части. Существенно было увеличено вооружение бронеавтомобиля. По мысли военных, пушечные бронеавтомобили должны были обеспечивать огневую поддержку подразделениям, оснащённым только пулемётными машинами. Бронеатомобиль Sd.Kfz. 222 имел увеличенную десятигранную башню, в которой размещалась автоматическая пушка 2cm KwK 30 и пулемёт MG-34. И пушка и пулемёт могли вести огонь как по наземным так и по воздушным целям, угол склонения/возвышения состовлял от -7° до +80°.
В 1940 году по заданию Министерства вооружений фирмы Appel (Берлин) и F.Schichau (Эльблонг) приспособили башню Sd.Kfz. 222 для размещения там Hangellafette 38. Это позволило вооружить бронеавтомобиль 20-мм пушкой KwK 38. Новый лафет обеспечивал угол склонения/возвышения от -4° до +87°, что повышало эффективность пушки в борьбе с самолетами противника. Пушка оснащалась двумя прицелами. Для стрельбы по наземным целям использовались TZF 3a, а для стельбы по самолетам использовали прицел Fligerviseer 38.
Наведение пушки на цель осуществлялась вручную. Спуск пушки и пулемёта был синхронизирован, впрочем, имелась возможность вести огонь только из одного ствола. Обычно в литературе говорится, что боекомплект состоял из 180-200 выстрелов к пушке и 1050-2000 выстрелов к пулемёту, но в реальности экипаж мог взять больший боекомплект, так как в этой машине было достаточно свободного места.
Башня Sd.Kfz. 222 была открыта сверху, и также защищалась двумя экранами с проволочной сеткой. Экраны можно было открыть или закрыть, в зависимости от тактической ситуации. Углы возвышения ствола выше 20° обязательно требовал откинуть экраны.
Экипаж Sd.Kfz. 222 состоял из трёх человек: механика-водителя, командира и наводчика. Штатное вооружение экипажа дополнял один пистолет-пулемёт MP-40 и шесть гранат М-24. Первоначально Sd.Kfz. 222 не оборудовались радиостанцией, но позднее на них стали устанавливать радиостанцию небольшого радиуса действия. Гнездо антенны в этом случае располагалось в задней части башни.
Sd.Kfz. 223
Одним из важных условий успешной разведки было не только обнаружить врага, но также оперативно передать эту информацию в штаб части. Поэтому уже 1938 году на вооружение вермахта приняли третью модификацию этого лёгкого бронеавтомобиля - leichter Panzerspaehwagen (Fu) (Sd.Kfz. 223), призванную заменить собой старый Kfz.14.
Бронеавтомобили Sd.Kfz. 223 управлялись экипажем из трёх человек: механика-водителя, командира-стрелка и радиста. Вооружение бронеавтомобиля состояло из одного пулемёта MG-34, размещённого в той же башенке, что и Sd.Kfz. 221. кузов радиофицированного бронеавтомобиля конструктивно соответствовал Sd.Kfz. 222.
Машины Sd.Kfz. 223 оборудовали радиостанцией FuSprGer 10 SE30, которую позднее заменили на FuSprGer 12 и FuSprGer «f». Кроме того, бронеавтомобиль оснащался складывающейся рамочной антенной. Но вскоре неудобную и громоздкую рамочную антенну заменили на антенну штыревого типа.
Модификации Sd.Kfz. 222 и 223
Опыт первых компаний заставил ввести в конструкцию бронеавтомобилей ряд изменений. Желая ещё более увеличить ходовые качества бронеавтомобилей, их с 1941 года стали выпускать на базе шасси Horch 801/v. Шасси оснащались двигателем мощностью 81 л.с., который позднее форсировали до 90 л.с., а также гидравлическими тормозами. Соответствующим образом была изменена система обозначений. Старые Sd.Kfz. 222 и 223 получили обозначение Ausfuehrung A, а машины на базе Horch 801/v - Ausfuehrung B.
В мае 1941 года толщину лобовой брони увеличили до 30 мм.
Часто машины оснащались дымовыми шашками, которые устанавливали на лобовой броне. По бортам башни также нередко устанавливали дымовые гранатомёты. Поставив дымовую завесу, бронеавтомобиль имел больше шансов выйти из боевого соприкосновения с противником.
Выпуск
Выпуск лёгких бронеавтомобилей наладили сразу на нескольких предприятиях, в том числе на Einsenwerke Weserhuette , Maschinenfabrik Niedersachsen-Hanover. Fr. Schichau и Büssing-NAG . С 1935 года по май 1940 года было выпущено 339 машин Sd.Kfz. 221. С 1936 по июнь 1943 года было выпущено 989 Sd.Kfz. 222. Выпуск Sd.Kfz. 223 начался в 1935 году и продолжался до конца 1943 года. Всего построили 550 бронеавтомобилей этого типа. Таким образом, на шасси типа Horch было в общей сложности собрано 1868 машин.
Цена одного Sd.Kfz. 222 без вооружения составляла 19600 рейхсмарок.
Боевое применение
Первые партии новых бронеавтомобилей вермахт получил уже в 1936 году. Лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 участвовали в захвате Судет в 1938 году, а также в оккупации Чехословакии в 1939 году. До конца 1939 года немецкая армия получила около 700 машин всех типов. Однако потребностей растущей армиии эта цифра не могла удовлетворить. До лета 1940 года немецкие части вынуждены были использовать даже старичков Kfz. 13.
Большинство новых бронеавтомобилей поступало в разведывательные части танковых и лёгких дивизий, сформированных перед началом польской кампании 1939 года. В соответствии со штатным расписанием 1939 года разведывательный батальон включал в свой состав две роты бронеавтомобилей. Каждая рота состояла из штабного взвода (Sd.Kfz. 247, 263 и 223), взвода тяжёлых бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 231 и 232) и двух взводов лёгких бронеавтомобилей (Sd.Kfz. 221 и 222). С течением времени лёгкие бронеавтомобили начали поступать в разведывательные подразделения моторизованных дивизий, а под конец войны их использовали и обычные пехотные дивизии. Лёгкие бронеавтомобили использовались не только в разведке. Часто их использовали в частях связи. Случалось, что лёгкие бронеавтомобили использовались в качестве передвижных пунктов корректировки огня.
В первые годы 2-й мировой войны лёгкие бронеавтомобили Sd.Kfz. 221, 222 и 223 действовали очень успешно. Успех сопутствовал им и в Польше и во Франции. Даже в трудных условиях ливийской пустыни эти машины достойно показали себя. Лишь слабое вооружение Sd.Kfz. 221 серьёзно сказывалось на результатах. Кроме того, во фронтовых условиях довольно трудно было обеспечить хорошее техническое обслуживание машины. Инженеры фирмы Horch , пытаясь удовлетворить все требования военных, создали достаточно сложное шасси. Сложная конструкция не только затрудняла выпуск, но и оказалась недостаточно надёжной. Чаще всего из строя выходил ведущий вал, сцепление и подвеска. У двигателей часто разрушались болты креплений коромысел клапанов.
Восточный фронт выявил новые недостатки машины. Несмотря на полный привод, бронеавтомобиль предназначался всё таки для езды по хорошим дорогам. Сравнительно большое удельное давление на грунт позволяло машине уверено двигаться лишь по твёрдому грунту. В результате легкие бронеавтомобили вязли в грязи, а разведывательные подразделения теряли главное свое преимущество - мобильность.
Поэтому с 1942 года в разведывательных подразделениях лёгкие бронеавтомобили постепенно уступали своё место полугусеничным бронетранспортёрам Sd.Kfz. 250/9, которые были оснащены одинаковой с Sd.Kfz. 222 башней.
1 июля 1941 года немецкая армия располагала 947 машинами Sd.Kfz. 221, 222 и 223. Высокие потери, понесённые немецкими частями в ходе летне-осеннего наступления 1941 года привели к тому, что численность лёгких бронеавтомобилей резко сократилась. К 1 апреля 1941 года немецкая армия имела лишь 788 машин всех трёх типов. В 1943 году выпуск этих машин был прекращён, но они оставались в частях вплоть до конца войны. Ещё в 1944 году эти бронеавтомобили широко использовались на восточном фронте, о чём свидетельствуют цифры потерь. В период с 1 декабря 1943 года по 30 ноября 1944 года вермахт потерял 150 машин Sd.Kfz. 221 и 223 и 240 единиц Sd.Kfz. 222.
Следует заметить, что в 1935 году некоторое количество SdKfz 221 и 222 были поставлены Чан Кай Ши, в Китай, где и находились на службе Гоминьдана. Владеющие английским языком могут подробней рассмотреть эту часть истории сайта Axishistory.com.
Часть машин из числа служивших в Северной Африке попала к англичанам, о чём они до сих пор с удовольствием
Leichter Panzerspähwagen (2 cm) , Sd.Kfz.222Leichter Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz.222 - германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов. Разработан фирмой Eisenwerken Weserhütte в середине 1930-х годов на роль разведывательной или штабной машины. Серийное производство началось в 1937 году и продолжалось до февраля 1944 года, всего было выпущено 990 бронеавтомобилей этого типа. Sd.Kfz.222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны, небольшое их количество было также продано другим странам.
Leichter Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz.222
(ранних выпусков)
Вооружение
На машине устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK 30 и спаренный с ней пулемёт MG-34. Скорострельность пушки составляла 280 выстр/мин. Начальная скорость бронебойного снаряда - 780 м/с. По немецким данным он пробивал на расстоянии 500 м 20-мм броню. Наведение пушки на цель ручное. Спуски пушки и пулемёта были синхронизированы, однако возможно было и вести раздельный огонь. Часто упоминается, что боекомплект состоял из 180-200 выстрелов к пушке и 1050-2000 патронов к пулемёту, но в реальности экипаж мог взять больше боезапаса, так как в машине было свободное место. Вертикальное наведение пушки и пулемёта изменялось от -7° до +80°, благодаря чему был возможен огонь по воздушным целям.
Компоновочная схема бронеавтомобиля
В Мемеле, март 1939
Первоначально бронеавтомобиль Sd.Kfz.222 был вооружен 20-мм пушкой KwK 30, а позднее - 20-мм пушкой KwK 38, установленной в спаренном варианте с 7,92-мм пулеметом. Башня не имела сплошной крышки, поэтому перед боем открытый ее верх прикрывался защитной сеткой, которая предохраняла экипаж от попадания внутрь ручных гранат. Место водителя находилось по центру в передней части машины. Лобовая броня корпуса бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 в процессе военных действий была усилена с 14,5 до 30 мм, а угол возвышения 20-мм пушки увеличен для возможности ведения стрельбы по воздушным целям. Бронеавтомобили Sd.Kfz.222 зарекомендовали себя надежной машиной, поэтому быстро приобрели популярность в войсковых частях. На Западном фронте они были в строю до конца Второй мировой войны. На Восточном же фронте, в России, проявился их главный недостаток: малая емкость топливных баков. Это сказалось до такой степени, что машины были заменены на бронетранспортер Sd.Kfz.250/9 с башней от Sd.Kfz.222.
Всего было изготовлено 989 бронеавтомобилей Sd.Kfz.222.
Существовали и другие версии бронеавтомобиля Sd.Kfz.222. Так, бронеавтомобиль Sd.Kfz.223 является машиной радиосвязи. Она оснащалась одним пулеметом и радиостанциями FU 10 или FU 19 со складывающейся рамочной антенной. Вес машины возрос до 4,4 т. Всего было изготовлено 550 бронеавтомобилей Sd.Kfz.223.
Бронеавтомобили Sd.Kfz.260 и бронеавтомобили Sd.Kfz.261 явялются машинами связи для танковых и моторизованных частей. Различие состоит только в типе установленной радиостанции. На бронеавтомобиле Sd.Kfz.260 установлена радиостанция FU 7 с штыревой телескопической антенной, на бронеавтомобиле Sd.Kfz.261 - радиостанция FU 12 с рамочной антенной. Экипажи этих машин состояли из четырех человек в каждой. Всего было выпущено 493 единицы этих видов машин.
Тактико-технические характеристики бронеавтомобиля Sd.Kfz.222:
Длина 4,8 м, ширина 1,95 м, высота 1,99 м
Колесная формула 4х4
Колесная база 2,8 м
Размер шин 210-18
Клиренс (дорожный просвет) 260 мм
Экипаж 3 чел
Силовая установка: 8-цилиндровый бензиновый V-образный двигатель "Horch/Auto-Union" V8-108, мощностью 75 л.с. (56 кВт)
Максимальная скорость 80 км/час по шоссе, 45 км/час по проселку
Запас хода 320 км по шоссе
Вооружение: 20-мм пушка, 7,92-мм пулемет MG34
Боекомплект: 180 выстрелов, 1050 патронов 7,92-мм
Броня: лобовая 14,5 мм (позже 30 мм), боковая и корма 8 мм
Преодолеваемые препятствия: брод глубиной 0,6 м, стенка высотой 0,25 м, ширина рва 0,25 м, угол подъема 20°
Литература:
- М. Б. Барятинский. Бронеавтомобили вермахта. - Москва: Моделист-конструктор, 2007. - 32 с. - (Бронеколлекция № 1 (70) / 2007). - 2500 экз .
- P. Chamberlain, H. L. Doyle. Encyclopedia of German Tanks of World War Two. A complete illustrated history of German battle tanks, armoured cars, self-propelled guns and semi-tracked vehicles, 1933-1945 / T. L. Jentz. - London: Arms and Armour Press, 1978. - 272 p. -
- T. L. Jentz. Panzerspähwagen. Armored Cars. Sd.Kfz.3 to Sd.Kfz.263. - Boyds, MD: Panzer Tracts, 2001. - 60 p. - (Panzer Tracts № 13). -