Новый немецкий танк леопард. Leopard II
17-07-2016, 04:26
Всем привет и добро пожаловать на сайт! Сегодня мы поговорим о машине, у которой есть абсолютно все, что необходимо настоящему среднему танку – перед вами Leopard 1 гайд.
Итак, многие из вас знают, что речь идет о немецком среднем танке десятого уровня. В отличие от более старого E 50 M, данный агрегат не имеет настолько сильного бронирования, но рассматривая Leopard 1 характеристики, вы поймете, что у этого СТ есть масса других достоинств.
ТТХ Leopard 1
Первое, о чем хочется сказать – наш агрегат имеет стандартный для средних танков десятого уровня запас прочности и что очень важно, увеличенный базовый обзор в 410 метров.
Касательно остальных Leopard 1 ТТХ, главный и единственный по-настоящему ощутимый недостаток в нашем случае – это бронирование. Действительно, броня у этого немца картонная, нас без труда пробивают практически все, с кем приходится воевать и даже маска орудия не способна держать удар. Каждый рикошет – это благословение ВБРа и вы будете несказанно рады этим редким подаркам судьбы.
Если же смотреть на параметры мобильно, что они у Leopard 1 World of Tanks неимоверно хороши. По максимальной скорости мы занимаем второе место среди всех СТ-10, динамика у машины прекрасная и с маневренностью все в полном порядке. Мы настолько быстры, что даже башня не всегда успевает поворачиваться в момент кручения цели.
Орудие
Следующим важным и опять-таки очень сильным аспектом в игре на Leopard 1 WoT является его вооружение. Тут стоит прекрасная 105 миллиметровая пушка с альфастрайком в 390. Возможно, урон в минуту, который составляет примерно 2700 единиц не самый большой, но это мелочь, по сравнению с остальными характеристиками.
Также Leopard 1 орудие обладает хорошими показателями бронепробития и не стоит забывать, что в нашем случае базовыми снарядами являются подкалиберные и за счет того, что они быстро летают, угадывать упреждение и стрелять по движущимся целям становится в разы проще.
В плане точности и комфорта стрельбы немецкий средний танк Leopard 1 WoT приятно удивит своего обладателя. В нашем распоряжении маленький разброс, очень быстрое сведение и хорошая стабилизация. А тот факт, что орудие склоняется вниз аж на 9 градусов, делает нашу машину невероятно комфортной. Стоит только учитывать, что при повороте орудия назад, оно резко теряет градус наклона, это очень важный момент.
Преимущества и недостатки
Как вы уже заметили, данный Leopard 1 обзор написан в очень позитивном ключе, но это чистая правда, ведь эта машина действительно практически не имеет слабых сторон, это очень сильный топовый средняк. Однако мы все же выделим наиболее сильные и слабые стороны, чтобы вам было легче ориентироваться.
Плюсы:
Хороший альфастрайк;
Высокие показатели бронепробития;
Отличная подвижность (максимальная скорость, динамика, маневренность);
Хороший обзор;
Комфортные углы вертикальной наводки.
Минусы:
Очень слабое бронирование;
Пушка не опускается при повороте башни к корме;
Боеукладка расположены спереди и нам часто ее повреждают.
Оборудование для Leopard 1
Ввиду того что каких-либо ощутимых недостатков, которые можно было бы исправить установкой дополнительных модулей у нас нет, необходимо еще сильнее повысить имеющиеся преимущества. Таким образом, на Leopard 1 оборудование ставим следующее:
1. – позволяет довести ДПМ до действительно хороших значений;
2. – с этим модулем точность становится еще лучше и стрелять сходу будет еще проще;
3. – отличный вариант, бустящий все необходимые характеристики.
Как обычно, третьему пункту есть неплохая альтернатива – . Однако из-за хорошего базового обзора, нужно хорошенько подумать, прежде чем заменить вентиляцию. Такой выбор стоит делать лишь тем, кто любит играть от обзора.
Обучение экипажа
Вкачивать умения экипажу мы будем абсолютно стандартно, отдавая предпочтение улучшению стабилизации орудия, повышению скорости ремонта, маскировки и общих характеристик. Другими словами, от вас требуется качать только самое необходимое и в случае Leopard 1 перки выбираются в таком порядке:
Командир (радист) – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Заряжающий – , , , .
Снаряжение для Leopard 1
С выбором расходников ничего нового придумывать тоже не приходится. Если вы хотите как можно меньше выходить в минус по серебру, берите , и . Однако более правильным и надежным вариантом будет возить на Leopard 1 снаряжение в виде , , , где последний вариант очень хорошо заменяется на .
Тактика игры на Leopard 1
Несмотря на то, что в наших руках оказалась действительно сильная машина, главным ощутимым недостатком которой является слабое бронирование, играть на этом танке отнюдь не просто.
Для Leopard 1 тактика ведения боя подразумевает позиционирование на второй или даже на третьей линии, чтобы минимизировать тот самый недостаток брони. Заняв удачную позицию и не попадая в засвет, можно очень эффективно реализовывать урон и сохранять очки прочности до более поздних этапов боя.
В то же время мы отлично справляемся с ролью поддержки, ведь танк Leopard 1 WoT очень подвижен, способен быстро менять направления атаки, заезжать к противнику с неожиданных сторон и в кратчайшее время приходить на помощь, переезжая с фланга на фланг или возвращаясь на базу.
Лобовые столкновения нам противопоказаны, необходимо опасаться попадания по нам артиллерии и крупных фугасниц. В остальном, играя на Leopard 1 World of Tanks, важно учится использовать рельеф карты и постоянно анализировать ситуация, понимать, когда лучше объехать врага, сделать вылазку в тыл, а когда можно напасть в лоб, закрутив нерасторопного противника, использую преимущества мобильности.
Другими словами, немецкий средний танк Leopard 1 – очень творческая машина, не прощающая ошибок. Но если опыта игры у вас хватает, вы никогда не пожалеете, если прокачаете его и заполучите в свой ангар.
В середине пятидесятых годов прошлого века руководство Бундесвера пришло к выводу о необходимости замены танков M47 и M48 американского производства. Американская бронетехника уже устарела и не могла конкурировать с новейшими танками советского производства, тысячи которых находились на вооружении стран Варшавского договора. Холодная война требовала быстрых и эффективных решений. В ноябре 1956 году ФРГ и Франция пришли к соглашению о начале совместных работ по созданию нового единого танка. В немецких документах программа носила название Standard-Panzer («Стандартный танк»). В середине следующего 57-го года были готовы технические требования к новой бронемашине и инженеры двух стран приступили к реализации проекта.
Французские и немецкие конструкторы не слишком заботились о взаимодействии. Кроме того, сотрудничеству в некоторой мере мешали военные обеих стран. В результате этого вместо одного «Стандартного танка» одновременно разрабатывалось два. В конце концов, в 1963 году, еще до сравнительных испытаний машин, Франция вышла из соглашения о Standard-Panzer и продолжила работы над своим AMX-30 независимо от Германии. Конструкторам и военным ФРГ не оставалось ничего другого, кроме завершения собственного проекта, который к тому времени получил наименование Leopard 1.
Как истинное «дитя» танкостроения начала 60-х, «Леопард» был призван стать компромиссом между высокой огневой мощью, бронезащитой и подвижностью. Изначальные технические требования оговаривали боевую массу машины на уровне средних танков и орудие калибра не менее 105 миллиметров, которое до сих пор было привилегией только тяжелых танков. Несколько лет спустя эта концепция получит название «основной боевой танк» – средняя по массе машина с орудием и уровнем защиты на уровне тяжелых собратьев просто не будет вписываться в существовавшую тогда классификацию. При конструировании Leopard 1 приоритет сначала был отдан подвижности и огневой мощи. Для этого пришлось немного пожертвовать защищенностью, но в будущем в области бронирования будет наверстано все упущенное.
Первый «Леопард» был сделан по классической компоновке танка. В передней его части поместили рабочее место механика-водителя, среднее отдали под боевое отделение, а всю корму заняли двигатель и трансмиссия. При вполне заурядных для танков того времени габаритах Leopard 1 имел неплохой внутренний объем: 18,2 кубических метра. Из них 6,2 приходилось на МТО и 4,2 – на внутреннюю часть башни. Неплохой объем обитаемой части танка позволил обеспечить хорошую эргономику для экипажа из четырех человек, трое из которых размещались в башне. При этом заряжающий находился слева от казенной части пушки, а командир и наводчик – справа.
Корпуса танков сваривались из броневых панелей. При этом самые прочные из них – лобовые – имели толщину в 70 миллиметров. В свете противотанковых средств конца пятидесятых и начала шестидесятых это было не самой серьезной защитой. Тем не менее, как уже говорилось, при создании «Леопарда» больший приоритет отдавался ходовым качествам и мощности вооружения. В оправдание относительно слабой защиты танка можно привести тот факт, что борта танка толщиной всего в 35 мм прикрывались противокумулятивными фальшбортами толщиной около сантиметра. Они состояли из нескольких секций и изготовлялись из обрезиненной стали. Лоб и борта литой башни имели толщину в 60 мм. Корма и крыша – 50 и 10 мм соответственно.
Leopard 1A1 армии Германии
Основой ходовой части танка является десятицилиндровый V-образный дизельный двигатель MTU Friedrichshafen MB 838 CaM 500. Этот многотопливный дизель имеет рабочий объем в 37,4 литра и максимальную мощность порядка 820 лошадиных сил. При боевой массе танка около сорока тонн двигатель обеспечивает удельную мощность около 18-20 л.с. на тонну веса. Дизель передает вращение на трансмиссию модели 4НР-250. Этот агрегат имеет в своем составе однореакторную комплексную гидропередачу, планетарную коробку передач и механизм поворота (дифференциального типа). Последняя имела возможность автоматического переключения. Такая система трансмиссии позволила использовать для управления поворотом штурвал. При этом в танке предусмотрели два таких органа управления: один у механика-водителя, а второй – у командира. Кроме того, в электросистеме танка было оборудование, позволявшее управлять им дистанционно, по кабелю. Гусеничный движитель танка «Леопард-1» оснащался семью опорными и четырьмя поддерживающими катками на борт. Опорные имели торсионную подвеску. Кроме того, все катки, за исключением четвертых и пятых спереди, имели дополнительные гидравлические амортизаторы. Металлическая гусеница оснащалась прорезиненной беговой дорожкой внутри и съемными резиновыми подушками на внешней стороне.
В качестве главного для нового танка немецкие военные и конструкторы выбрали английскую пушку Royal Ordnance L7A3. 105-миллиметровое нарезное орудие со стволом длиной 56 калибров производилась в ФРГ по лицензии. Пушка оснащалась эжектором, расположенным в средней части ствола. Орудие L7A3 было одной из первых танковых пушек в мире, которые получили защитный кожух. Эта деталь позволила улучшить точность и кучность огня в сложных метеоусловиях, когда есть вероятность неравномерного охлаждения ствола. Также особого внимания достойна возможность быстрой замены ствола (сам ствол и казенная часть выполнены в виде соединяемых агрегатов) и противооткатные устройства. Последние устроены таким образом, что до момента вылета снаряда из канала ствола орудие почти не смещается назад. Это также сказалось на точности стрельбы. Боекомплект пушки состоит из 60 снарядов различных типов: бронебойные подкалиберные, бронебойно-фугасные, кумулятивные и осколочные. 18 унитарных снарядов размещаются в укладке в боевом отделении. Для остальных 42-х предусмотрена укладка в передней части танка, слева от механика-водителя. Ресурс орудий первый серий превышал 400 выстрелов. Основой прицельного комплекса Leopard 1 являлись прицелы наводчика и командира EMES-18. В более поздних модификациях их стали сопрягать с лазерным дальномером и тепловизионным прицелом. Интересно, что все прицелы танка снабжались автоматически закрывающимися шторками. Эти детали были введены для того, чтобы исключить ослепление экипажа вспышками при выстреле в ночных условиях. Информация с прицелов передавалась в баллистический вычислитель, который, обрабатывая ряд параметров, выдавал системе наведения орудия необходимые поправки. На случай повреждения прицелов EMES-18 экипаж имел в своем распоряжении телескопический прицел FERO-Z12.
Leopard 1A1 армии Норвегии
Вспомогательное вооружение «Леопардов-1» состояло из двух пулеметов и дымовых гранатометов. Один 7,62-мм пулемет MG3 устанавливался в спарке с пушкой, другой – на башне и использовался в качестве зенитного. В общем боекомплекте пулеметов насчитывалось 5200 патронов. На бортах башни размещались восемь дымовых гранатометов (два блока по четыре штуки).
В 1963 году были проведены испытания первых прототипов нового танка, и уже к концу года фирма Krauss-Maffei получила заказ на производство первых полутора тысяч бронемашин. Серьезное производство удалось развернуть только через год, из-за чего первый «Леопард» был передан заказчику в сентябре 65-го. Общее количество необходимых Бундесверу танков в те годы оценивалось в две с половиной тысячи. На выполнение этого плана ушло около десяти лет. За эти годы конструкция танка претерпела ряд изменений, вследствие чего появилось несколько модификаций Leopard 1:
- Leopard 1A1. В 1967 году танк получил новый защитный кожух пушки и обновленные противокумулятивные экраны. В 1971 году танки этой же серии стали оснащаться стабилизатором вооружения и новыми гусеницами;
- Leopard 1A1A1. Небольшая серия на базе 1A1 с усиленной защитой башни;
- Leopard 1A2. В ходе этой модернизации 1972 года еще раз была усилена бронезащита башни. Кроме того, были усовершенствованы наблюдательные приборы и оборудование защиты от оружия массового поражения;
Leopard 1A3. С 73-го года «Леопарды» стали оснащаться сварной башней с разнесенным бронированием. Кроме того, в версии 1A3 были собраны все наилучшие нововведения из предыдущих модернизаций, касавшиеся оборудования;
- Leopard 1A4. Последняя серийно производившаяся для собственных нужд модификация танка. В 1974 году был значительно пересмотрен состав прицельного комплекса. Из заметных новшеств стоит отметить установку лазерного дальномера.
В середине восьмидесятых руководство Бундесвера столкнулось с неприятной проблемой. Танки Leopard 1, в том числе и версии 1A4, уже нельзя было назвать современными, а быстро заменить их «Леопардами-2» не было возможности. Поэтому в 1986 году была создана модификация Leopard 1A5, в которой были использованы наработки проекта Leopard 2. В ходе этой модернизации 1225 танков в варианте 1A1A1 получили новое прицельное оборудование и новую аппаратуру связи. Кроме того, Leopard 1A5 стали первыми танками в серии, на которых может устанавливаться дополнительная модульная бронезащита. Во время многочисленных обновлений выпущенные танки семейства «Леопард-1» регулярно проходили модернизацию. В результате по состоянию на середину девяностых все имевшиеся в немецкой армии «Леопарды», вне зависимости от года выпуска, соответствовали варианту 1A5.
Leopard 1A5 армии Бразилии
Помимо нескольких модернизаций с сохранением принадлежности к классу танков Leopard 1 стал основой для ряда машин другого назначения. Это зенитная самоходная установка Gepard, бронированная ремонтно-эвакуационная машина Bergepanzer 2 и мостоукладчик Biber.
С 1967 года «Леопарды-1» стали предлагаться на экспорт. Наибольший заказ разместили Нидерланды – их вооруженные силы получили более 460 танков. На втором месте по закупкам стоит Бельгия с ее 330 бронемашинами. Австралия, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Канада, Чили и т.д. ограничились меньшими количествами. Некоторые страны, купившие танки Leopard 1 время от времени заказывали и модернизации. Тем не менее, в настоящее время за пределами Германии используются «Леопарды-1» всех модификаций. К примеру, в вооруженных силах Бразилии служат как 1A1, так и 1A5.
Leopard 1A4 (AS1) армии Австралии
Канадский Leopard C2 прибыл в Афганистан, октябрь 2006 года
По материалам сайтов:
http://armor.kiev.ua/
http://liveguns.ru/
http://kmweg.com/
http://fas.org/
В начале 1970-х годов, наряду с танком «Леопард-2», предназначенным для замены «Леопарда-1», велись работы по крайне оригинальной конструкции, условно называвшейся «Леопард-3». Разработку безбашенного танка, вооруженного двумя пушками, возглавлял инженер фирмы МаК Вольфганг Матос.
Испытания двух прототипов танка VT1 (нем. Versuchstrager 1) начались в 1972 году и продолжались несколько лет. В ходе испытаний выяснилась практическая невозможность прицельной стрельбы на ходу, поскольку выстрел из одного орудия приводил к уходу танка с траектории и танк, таким образом, двигался при стрельбе зигзагами. Точность стрельбы с места была выше, чем у башенных танков, так, стандартная мишень НАТО размером 2.3х2.3 м поражалась с первого выстрела с вероятностью 90%.
Программа разработки танка «Леопард-3» была прекращена в 1976 году, однако в начале 1980-х реанимирована в связи с разработкой концепции «Panzer-90». В настоящее время все работы в рамках этой программы свернуты, поскольку ставка сделана на дальнейшую модернизацию конструкции танка «Леопард-2». Ряд ведущих деятелей немецкого танкостроения в середине 1980-х годов, с одной стороны, считали «Леопард-2» лучшим в мире, а с другой – не видели в его конструкции никаких резервов для совершенствования, почему и обратились к отвергнутому проекту безбашенного танка «Леопард-3». Возможно в это время и появились два новых прототипа, также оставшиеся на уровне опытных образцов, на которых уширили базу (танк стал почти квадратным), а орудия сместили ближе к линии симметрии корпуса. Этими мерами удалось частично уменьшить разворачивающий момент при стрельбе.
Ходовая часть танка «Леопард-3» была спроектирована на базе шасси танка МВТ-70 с гидропневматической подвеской, укороченного на один опорный каток (пять вместо шести). Установка форсированного с 1500 л. с. до 2000 л. с. дизельного двигателя МВ873Ка-500 при массе танка 38 т позволила получить очень высокую удельную мощность – 52,5 л.с./т. Оба прототипа были изготовлены из обычной, а не броневой, стали. На танке VT1-1 у обеих пушек были установлены автоматические механизмы заряжания, в то время как на VT1-2 одно орудие обслуживалось вручную, а на другом стоял автомат заряжания, подобное решение было вызвано тем, что для автомата заряжания орудия Rh-120 не удалось изготовить «зеркальный» вариант. Двигатель VT1-2 дополнительно форсировали до 2200 л. с.
Места командира и наводчика располагались слева от оси танка; у обоих установлены перископические прицелы PERI R12 фирмы Цейсс. На первой машине VT1-1 были установлены две 105-мм нарезных пушки L7, на второй – VT1-2 – два 120-мм гладкоствольных орудия Rh-120. Орудия были оснащены стабилизаторами в вертикальной плоскости и не имели даже минимальных углов наведения в горизонтальной плоскости, оси каналов стволов пересекались на дальности 1500 м.
Судя по всему, на выбор немецкими конструкторами столь оригинальной компоновочной схемы повлиял успех в 1960-х годах шведского танка Strv-103. Шведам впервые удалось реализовать концепцию безбашенного танка в крупносерийной машине, остававшейся основным танком шведской армии более тридцати лет. При этом немецкие конструкторы предпочли схему с двумя орудиями одного калибра, которая ранее применялась только на советских опытных танках (если не принимать в расчет английские танки Первой мировой), позволявшую резко увеличить массу залпа и вероятность поражения цели с первого выстрела. При этом от вертикального наведения при помощи подвески было решено отказаться в пользу традиционного механизма, и немцам удалось создать машину даже более лёгкую, при вдвое более мощном вооружении.
В результате немецкая конструкция унаследовала большинство недостатков шведской и приобрела новые — два орудия, разнесённые по бортам корпуса, создавали при стрельбе существенный разворачивающий момент (этой проблемы можно было избежать, разместив орудия вплотную к диаметральной плоскости, но этому препятствовали автоматы заряжания), применение традиционных механизмов вертикального наведения увеличило общую высоту силуэта машины (хотя она всё равно оставалась ниже большинства основных боевых танков), часть функций наводчика в силу избранной компоновки был вынужден брать на себя механик-водитель, при этом взаимодействие его с наводчиком в боевой обстановке было организовать весьма непросто (у шведов эти задачи решал один человек). Фактически немцы создали мощную САУ-истребитель танков, не вполне приспособленную для решения задач, возлагаемых на современный основной боевой танк.
- Тактико-технические характеристики / ТТХ
- Классификация Средний танк
- Компоновочная схема безбашенная
- Экипаж, чел. 3
- Калибр и марка пушки 2×120-мм (гладкоствольные) Rh-120; 2×105-мм (нарезные) L7
- Тип пушки Гладкоствольная и нарезная
- Тип двигателя MTU MB 803 Ra-500
- Мощность двигателя, л. с. 1500, (2175 кратковременно)
- Скорость по шоссе, км/ч 70
- Тип подвески гидропневматическая (англ.)русск.
- Боевая масса, т 38
- Годы производства 1972
- Годы эксплуатации не эксплуатировался
- Количество выпущенных, шт. 2
- Ширина корпуса, мм 3540
- Высота, мм 2040
- Удельная мощность, л. с./т 52,5
- Длина корпуса, мм 9060
Альтернативный проект
Уже в 2000-х годах фирма Краус-Маффей (нем. Kraus Maffei) предложила под тем же индексом альтернативный проект. Предполагалось, что танк будет вооружен новой 140-мм гладкоствольной пушкой, установленной в необитаемой полностью автоматизированной башне. При этом конструкция бронекорпуса и ходовой напоминала пропорционально увеличенную БМП «Мардер», а в конструкции башни явно прослеживались некоторые технические решения, примененные ранее французскими конструкторами на танке AMX-13. Вес боевой машины должен был составить около 50 тонн, а конструкция башни должна была допускать установку в качестве альтернативного вооружения 120-мм гладкоствольной или 105-мм нарезной пушек с соответствующими автоматами заряжания.
В целом весь проект очень напоминал переразмеренный лёгкий танк-«переросток» вроде австрийского «Кирасира», и в общем неудивительно, что он был отвергнут немецкими военными, поскольку перспективы его успешной реализации были более чем сомнительны.
Конечно нельзя не упомянуть основной боевой танк Швеции под индексом STRV-103, известный также под обозначением «S», он представляет особый интерес, ведь на нем впервые в мировой истории танкостроения были применены достаточно интересные конструктивные решения, в частности – установка двух разнотипных двигателей – дизельного и газотурбинного, отсутствие башни, неподвижная относительно всего корпуса танка пушка с наводкой на цель с помощью поворотов корпуса в горизонтальной и вертикальной плоскостях, двойное бронирование – основное для жизненно важных узлов и экипажа и вспомогательное для второстепенных механизмов. Экипаж шведского танка состоял из 3 человек. Танк массово производился с 1966 по 1971 год, в 1990-х годах был снят с вооружения и заменен на немецкие танки «Леопард-2».
Леопард 2 (Leopard 2) создан компанией «Краусс-Маффей» в начале 1970-х годов и является основным боевым танком, с 1979 года находящегося на вооружении Бундесвера. В немецкой армии танк заменил устаревший Леопард 1. Помимо Германии, Леопард 2 находится на службе 12 других европейских стран, а также нескольких стран, не входящих в Европейский Союз. Всего произведено 3480 танков. Леопард 2 принимал участие в боевых действиях в Косово в составе немецкой армии и в Афганистане в составе датского и канадского контингента Международных сил содействия безопасности.
Существует две основные ветви развития танка, оригинальная модель Леопард 2A4, которая имеет вертикально ориентированную броню башни, и «усовершенствованную» модель, названную Леопард 2A5 и другие более новые версии с башенной броней, расположенной под углом, броней модульного типа и рядом дополнительных защитных мер. Все версии оснащены цифровой системой управления огнем с лазерным дальномером, полностью стабилизированным орудием со спаренным пулеметом, и новейшим прибором ночного видения (первые машины использовали телевизионную камеру, работающую при низких уровнях освещенности или LLLTV; тепловизоры появились позднее). Танк способен вести огонь по подвижной цели, перемещаясь по неровной местности.
Разработка
Когда в 1965 году на вооружение был принят танк Леопард 1, новое 120-мм орудие «Рейнметалл» L44 рассматривалось как равное последним Советским танковым орудиям. Однако его введение было отменено с началом проекта «супер танка» MBT-70, который разрабатывался вместе с Соединенными Штатами. MBT-70 имел революционный дизайн. Согласно проекту, танк имел массу 50 тонн, сварную башню с удлиненной кормой и изогнутой бортовой бронёй, шестикатковое шасси с регулируемой гидропневматической подвеской. На вооружение MBT-70 получил 152 мм пушку пониженной баллистики, которая при использовании усовершенствованной системы управления огнем, должна была вести огонь противотанковыми ракетами «Шиллейла» с лазерным наведением, а также бронебойными и кумулятивными снарядами. Тем не менее, MBT-70 так и не смогли довести до готового образца, и совместный проект закрыли в 1969 году. Официальной причиной являлись чрезмерные затраты на разработку танка.
Национальный проект машиностроительной компании «Краусс-Маффей» стартовал в 1970. Через год за основу был взят проект 60-х годов – танк Experimentalentwicklung (позднее назван Кейлер), который, в свою очередь, создавался из «позолоченного Леопарда» (vergoldeter Leopard) и, по сути, являлся модификацией MBT-70 или Eber. Название проекта «Леопард 2″ было закреплено в 1971 году, что говорило о его обратной связи с танком Леопард 1. За этот год «Краусс-Маффей» сконструировала 17 прототипов, из которых построили 16. Все танки имели массу 50 тонн.
11 декабря 1974 года для возможности совместного производства ОБТ с США был подписан меморандум договоренности об оборонных поставках, тогда же американцы приобрели и начали испытания 7 опытных образцов. При учете опыта Войны Судного дня одной из первостепенных задач стало обеспечение высокой защищенности танка, для чего начала применяться тяжелая наклоненная броня с экранированием. Это определило повышение массы танка до 60 тонн. Для проверки нового типа бронирования был модифицирован прототип башни под номером 14. Использование вертикальных перфорированных броневых пластин и боеукладка в кормовой части значительно укрупнило башню Леопарда 2 по сравнению с предшественником. Стоит отметить, что изначально на новом танке применялась перфорированная броня, а не Чобхэм как полагают некоторые. Прототип 14 обладал 120-мм пушкой «Рейнметалл» (которую, в конечном счете, использовали на Абрамсе). Следом были введены прототипы с 2 новыми корпусами и с 3 башнями. Первый (PT-20) образец оборудовался оригинальной 105-мм пушкой L7A3 и СУО «Хьюз», второй (PT-19) имел туже СУО, но у него появилась возможность менять орудие на 120-мм «Рейнметалл», и, наконец, третий танк (PT-21) оборудовался системой управления огнем «Хьюз-Крупп Атлас Электроник» EMES 13 и имел 120-мм орудие.
В середине 1976 года был собран и отправлен в Соединенные Штаты прототип 19, вместе с корпусом PT-20 и набором специальный целей для проведения испытаний. Прототип назвали Leopard 2AV (простой вариант), потому что он имел упрощенную СУО. В августе 1976 года танк прибыл в Америку, и с 1 сентября по декабрь 1976 года на Абердинском испытательном полигоне проходили сравнительные испытания Леопарда 2 и XM1 (прототипа M1 Абрамс). Армия США докладывала о том, что Леопард 2 и XM1 равны по огневой мощи и мобильности, однако XM1 превосходит немецкий танк по уровню защищенности. На сегодня можно сказать, что это справедливо против кумулятивных угроз, тогда как против кинетических Леопард 2 вдвое превосходит M1 Абрамс первых версий (650 против 350 мм, соответственно). Его традиционный многотопливный дизельный двигатель является более надежным, и обеспечивает схожие характеристики при соразмерном расходе топлива. Хотя он и производит больше шума, ИК-сигнатура дизельного двигателя меньше сигнатуры газотурбинного. Корпус прототипа 20 вместо башни имел элемент определенной массы, который весил столько же сколько башня без броневых модулей, исключая все данные о рабочих характеристиках. После испытаний корпуса танка Леопард 2 возвратились в Германию для дальнейшей оценки, а башня 19 осталась в США, была установлена на корпус прототипа 7, в то время как орудие заменили на 120-мм «Рейнметалл». Во время испытаний вплоть до марта 1977 года видилось неоспоримое преимущество 105-мм орудия L7, установленного на Абрамсе, которое было выбрано в результате дискуссий в конструкторов НАТО.
Перед началом испытаний США избрали для полной разработки прототип «Крайслер» XM1. Однако военные все ещё рассматривали возможность адаптации Леопарда 2. В январе 1977 года Германия запланировала небольшую серию с тремя корпусами и двумя новыми башнями, которые были получены в 1978. Данные машины имели повышенное лобовое бронирование корпуса. В сентябре 1977 года было заказано 1800 танков Леопард 2, которые выпускались 5 партиями. Первая получена 25 октября 1979 года. К этому моменту датская армия уже отказалась от танков M1, потому что они имели высокую операционную стоимость и обеспечивались американским топливом, и 2 марта 1979 года заказала 445 танков Леопард 2. Швейцария приобрела 35 танков 24 августа 1983 года, а в декабре 1987 дополнительно начала производство по лицензии 345 танков. Таким образом, едва ли не в силу своего экспортного потенциала в 1980-х годов (не было представлено танка последнего поколения), Леопард 2 стал очень популярен в 1990-х годах, когда в связи с сокращением немецкой армии излишки бронетехники продавались по сниженной цене. В Европе популярность Леопарда 2 такова, что его иногда называют Евро Леопард (исключением являются Франция, Англия и Италия, которые производили свои собственные ОБТ). Тем не менее, данный танк популярен и за пределами Европы.
Защита
Корпус и башня немецкого танка сварные. На Леопарде 2 установлена комбинированная броня «Чобхэм» с высокопрочными хрупкими материалами. У версий 2A5 и A6 дополнительно используются броневые модули лобовой проекции башни, корпуса и боковых обтекателей. Оценочная защищенность бронемашины против кинетических угроз находится для танка Леопард 2A4 в диапазоне 590-690 мм гомогенной броневой стали при попадении по нормали в фронтальную поверхность башни, 600 мм скат башни и нижнюю лобовую деталь корпуса, а для Леопарда 2A6 — 920-940 мм лобовую поверхность башни, 620 мм скат башни и нижнюю лобовую деталь корпуса. На танках Леопард 2A4M и 2A6M дополнительно устанавливается броневая пластина на днище для защиты от мин и СВУ.
Все Леопарды после версии 2A6 включают бортовые экраны из армированной резины для защиты от кумулятивных угроз. У танка 2A6M также может быть повышена защищенность от гранат РПГ путем установки на корпус дополнительных блоков реактивной брони, детонация которых приводит к дефокусировке кумулятивной струи или ударного ядра.
Леопард 2A6 . На нижнем правом фото показан элемент модульной брони, устанавливаемый на лоб башни (кликабельно)
На большинстве танков, за исключением датских машин (оборудуются национальными 6-тиствольными мортирами), с каждой стороны башни имеются установки с четырьмя 76-мм дымовыми гранатами «Вегманн», которые могут вести огонь как одиночными выстрелами, так и залпом. Шведские танки используют французские дымовые установки «GALIX», схожие с системами танка Леклерк.
Экипаж имеет защиту от ядерного, биологического и химического оружия. Кроме того, в Леопарде 2 установлена компрессионная система, которая повышает давление в машине свыше 4 мбар (0,004 kp/см²). Система пожаротушения включает четыре 9 кг «Halon» огнетушителя, установленные справа позади сидения водителя. Огнетушители объединены в систему и активируются автоматически оборудованием пожаротушения, когда температура превышает 82,22 °C, либо с помощью панели управления водителя. Дополнительный 2,5 кг огнетушитель «Halon» установлен на полу под основным орудием.
Вооружение
Основным орудием танка Леопард 2 является 120-мм гладкоствольная пушка «Рейнметалл», либо варианта L44 (обнаруживается на всех танках вплоть до версии A5), либо L55 (на 2A6 и более поздних моделях). Пушка образца L55 отличается повышенной на 11 калибров (1320 мм) длиной ствола. Данное новшество привело к увеличению начальной скорости и энергии снаряда. 27 снарядов располагаются в специальной нише в передней секции корпуса, слева от сидения водителя, ещё 15 – находятся с левой стороны замана башни, и обособлены от боевого отделения специальной электрической дверью. В случае возгорания боеприпасов панели сверху отделяются, и давление сходит в сторону от экипажа. Орудие стабилизировано в двух плоскостях и способно вести огонь различными типами снарядов, включающими немецкие DM-33 БОПС с трассером, которые пробивают 560 мм стальной брони на дистанции 2000 м, немецкие многоцелевые снаряды DM12. Для орудия L55 введены новые БОПС — DM-53, пробивающие 810 мм гомогенной стали на дистанции 2 км. Эжекционное устройство и терморукав регулирующие температуру в стволе, покрыты стеклопластиком, а сам ствол хромирован для продления срока службы. Вертикальное склонение пушки составляет +20° до -9°.
Компания «Рейнметалл» модернизировала Леопард 2, предоставляя возможность использовать ПТУР «LAHAT» с лазерной головкой полуактивного наведения, которые работают на дистанции 6000 м.
Дополнительное вооружение включает два пулемета, один из которых спарен с основным орудием, а второй является зенитным. Германские модели танков вооружены двумя пулеметами 7,62 мм MG-3; датский вариант включает два пулемета 7,62 мм FN MAG, и, наконец, швейцарская – пулеметы MG 87 калибра 7,5 мм. На борту Леопарда 2 находится 4750 патронов к пулеметам.
Система управления огнем
Стандартной немецкой СУО является EMES 15 с независимой стабилизацией в двух плоскостях. Основной прицел наводчика интегрирован с твердотельным ND-YAG (Неодим-Иттрий- Алюминий-Германиевого) лазерным дальномером и 120 элементным CdHgTe (кадмий-ртуть-теллуриевым) тепловизором «Цейсс», который связан с СУО. Восьмикратный вспомогательный телескоп FERO-Z18 установлен коаксиально для наводчика. Командир имеет независимый перископ, «Рейнметалл/Цейсс» PERI-R 17 A2. PERI-R 17 A2 представляет собой стабилизированный панорамный перископический прицел обеспечивает зону видимости на 360 0 и предназначен для дневного/ночного наблюдения и обнаружения целей. Тепловая картина от перископа командира поступает на монитор в танке. Изначально производство тепловизоров не было налажено и в качестве временной меры устанавливались телекамеры, работающие при низкой освещенности (LLLTV).
Оборудование СУО обеспечивает поступление 3 значений о дальности до цели за 4 секунды. Данные передаются компьютеру системы управления огнем и используются для принятия решений. Так как прицел наводчика интегрирован с лазерным дальномером, поэтому он может непосредственно видеть результаты вычислений в цифровом виде. Максимальная дальность работы дальномера составляет 10000 метра при погрешности 20 метров на 10 км. СУО позволяет Леопарду 2 уничтожать движущуюся цель, находясь в движении по пересеченной местности.
Оборудование и узлы танка Леопард 2 до версии 2A4 .
1. Основной прицел EMES с тепловизионным каналом
2. Блок управления системой управления огнем (включая настройки тепловизионного прицела)
3. Компоненты проверки систем
4. Навигационный модуль (Включает систему GPS и стандартную инерциальную систему)
5. Контрольные переключатели настройки системы управления огнем (ввод данных в ручном режиме)
6. Манипулятор управления командира
7. Баллистический компьютер/ гироскопы
8. Датчик ветра
9. Резервный прицел наводчика FERO
10. Электронный лазерный модуль
11. Панель выбора типа боеприпаса заряжающего
12. Поворотный механизм башни
13. Гидравлический цилиндр подъемного механизма орудия
14. Электроснабжение гидравлики
15. Манипулятор управления
EMES 15. На модели 2A5 повышена защита прицела с внедрением двух створок. Окно слева пренадлежит тепловизионному каналу, узкое окно справа — канал дневного видения и лазерный дальномер.
Перископический прицел командира PERI R17A1 на танке Леопард 2A4 . Представляет собой прибор дневного и ночного видения (тепловизионный). Головная часть прибора защищена щитком (броневым колпаком) от осколков и оснащена стеклоочистителем для очистки загрязненного защитного стекла головки.
Танк Леопард 2 PSO для условий городского боя (модификация 2A 5).
1. EMES 15 представляет собой главный оптический прицел Леопарда. Его функцией является расчет дальности до цели и наведение орудия.
2. Панорамый перископический прицел командира PERI-R17A2 дневного/ночного видения. Совмещен с тепловизионным каналом.
3. Оптический прицел FERO-Z18 наводчика установлен коаксиально
4. Люк заряжающего
5. Люк командира с наблюдательным прибором
6. Оптический прибор наблюдения водителя
7. Два оптических прибора наблюдения на люке водителя.
8. Коаксильный пулемет 7,62-мм MG3
9. Приборы наблюдения дистанционного боевого модуля FLW 200 с пулеметом калибра 12,7-мм
Двигатель
В качестве силовой установки выступает – дизель MTU MB 873 мощностью 1100 кВт. Это четырехтактный, 12-цилиндровый двигатель с турбонагнетателем, жидкостным охлаждением, объемом 47,6 литров. Конструкция предусматривает многопливность установки с расходом 300 литров на 100 км шоссе и 500 литров при движении по пересеченной местности. Замена двигателя может быть произведена в поле за 15 минут.
Используется гидромеханическая трансмиссия «Ренк» HSWL354, которая имеет 4 передних и 2 задних передачи согласованных с гидротрансформатором. Коробка передач полностью автоматическая и представляет собой три планетарных ряда с дисковыми тормозами, которые позволяют задействовать 1,2 и 3 передачу, а также блокировать фрикцион при включении 4. При движении вперед со скоростью не более 8 км/ч имеется возможность немедленно переключиться на задний ход при помощи фрикционных элементов. Использование гидрообъемной передачи механизма поворота значительно снижает нагрузки на ходовую часть и трансмиссию и обеспечивает кинематическую регулировку радиуса поворота по аналогии с гражданской техникой.
Танк Леопард 2 несет 3 топливных бака общей вместимостью 1160 литров (500 л резервуар в МТО, и 700 л — 2 резервуара — на надгусеничных полках). Машина способна развивать скорость 68 км/ч по шоссе (ограничена до 50 км/ч в мирное время) и 31 км/ч задним ходом. Силовая установка и трансмиссия отделена от боевого отделения огнеупорной переборкой. Недавно на танке опробован новый двигатель EuroPowerPack MTU MT883, мощностью 1210 кВт. «EuroPowerPack» является комбинацией дизельного двигателя MTU MT883 с пятиступенчатой автоматической трансмиссией «Ренк» HSWL 295TM.
Моторно-трансмиссионное отделение. Можно видеть два торсиона в центре и левую часть топливной системы (два зеленых контейнера). Вспомогательная силовая установка находится в верхнем правом углу в кормовой части корпуса (на фото не видно).
Леопард 2 имеет торсионную подвеску и современный фрикционный демпфер. Конструкторы фирмы Порше выбрали для немецкого танка семиопорную схему ходовой части с задним расположением ведущих колес. Кроме торсионной прорабатывался вариант с гидропневматической подвеской, однако, вследствие затратности разработки, от последней отказались. По всей ширине корпуса устанавливаются прочные моноторисоны длиной 2,1 метра и диаметром – 6,2 см. Подвески опорных катков Леопарда (два задних и три передних) связаны с фрикционными амортизаторами двустороннего действия, на них также установлены гидравлические ограничители хода катков. Данная схема амортизации является чувствительной к износу и температуре воздуха. Двускатные опорные катки танка включают стальные ступицы, алюминиевые диски и резиновые шины. Их ширина составляет 700 мм, что на 40 мм больше, чем у Леопарда 1. При полном ходе опорного катка – 526 мм, его динамический ход составляет 320 мм. Ведущие колеса снабжены зубчатыми стальными венцами.
Направляющие колеса аналогичны опорным каткам, однако они имеют меньшую ширину (600 мм). По обоим бортам в шахматном порядке монтируются обрезиненные, односкатные поддерживающие катки.
На танке применяется гусеницы «Диль» 570F с резинометаллическими шарнирами и шагом 184 мм. Ширина траков возросла до 635 мм, в их пазах могут монтироваться либо стальные Х-образные зацепы (дюжина на гусеницу) для движения по льду, либо по паре асфальтоходных подушки для снижения износа покрытия дороги. Уменьшение давления на грунт может также обеспечиваться уширением каждого 8-9 трака. Кроме этого, приливы траков включают отверстия для крепления шпор, которые дополнительно повышают проходимость машины.
Танк может преодолевать брод 4 метровой глубины при использовании шноркеля 1,2 м длиной и вертикальные преграды до метра высотой без каких-либо дополнительных приготовлений.
Производство
В сентябре 1977 года Министерство обороны Германии решило продолжить запланированное производство 1800 единиц Леопардов 2 пятью партиями. Компания «Краусс-Маффей» снова была избрана в качестве основного производителя, но в это время компания Maschinenbau Kiel («MaK») из города Киль являлась главным (45%) субподрядчиком. Поставки начались в 1979 году, а к 1982 было завершено производство первых 380 танков: 209 от заводов «Краусс-Маффей» (Шасси Nr. 10001 до 10210) и 171 от фирмы «MaK» (Шасси Nr. 20001 до 20172). Ранние модели были оборудованы усилителями яркости изображения, а последние 80 – новыми тепловизорами, которые позднее также перекочевали на первые образцы.
Первым экспортером стали Нидерланды, купившие с июля 1981 по июль 1986 год 445 танков. Позднее 114 танков (и одна башня) были перепроданы Австрии. В 2007 году 80 Леопардов 2 приобрела Канада, 52 танка Норвегия и, наконец, 37 единиц – Португалия. Швеция также купила 280 танков, 160 из которых были 2A4 немецкой серии, названные Stridsvagn 121, а также последние модели Леопард 2A5, обозначенные Stridsvagn 122. Испания изначально купила 108 машин 2A4, а затем произвела по лицензии ещё 219 2A6 (Leopardo 2E), которые предназначались для замены первой партии. С 1987 по 1993 год Швейцария приобрела 380 машин. Ряд других стран также имеют на вооружении танки Леопард 2, к их числу относятся Польша, Дания, Финляндия, Греция (лицензионное производство Леопард 2Hel), Турция и Чили. Сама Германия располагает 2125 танками различной модификации. В 1980-х годах Леопардом 2 интересовалась Великобритания, которая, однако, предпочла национальную разработку — Challenger 1. В 2003 году Австралийская армия рассматривала возможность замены устаревших машин Леопард 1 на Леопард 2, но выбрали для этого американский M1A1 Абрамс.
Опыт боевого применения
Международные силы под руководством НАТО
Германский контингент войск в Косово располагает рядом танков Леопард 2A4 и 2A5.
Международные силы содействия безопасности/ Операция «Несокрушимая свобода»
В октябре 2003 года Канада планировала заменить свои Леопард C2 и боевые машины огневой поддержки Stryker. Однако опыт в Афганистане и, в частности, в операции «Медуза» заставило изменить точку зрения военных и сохранить танки в штате войск. Леопард C2 находились в Кандагаре в 2006 году, но они имели возраст почти 30 лет и исчерпали свой операционный ресурс. Правительство решило заимствовать 20 танков 2A6 и 3 разведывательные машины из Германии для пополнения контингента в Афганистане. В конце августа 2007 года танки были доставлены воздушным транспортом и поступили в распоряжение войск Lord Strathcona»s Horse (Royal Canadians).
Во время наступления 2 ноября 2007 года танк 2A6M подорвался на самодельном взрывном устройстве, но остался цел: « и стали первыми испытавшими модификацию Леопард 2A6M», писал канадский офицер немецким СМИ. Начальник генштаба канадских вооруженных сил генерал Рик Хиллиер докладывал, что танк подорвавшись на СВУ был списан, но после ремонта возвратился в ряды.
В октябре 2007 годы Дания также ввела Леопард 2A5 DK в южный Афганистан. Танк был взят из батальона Jydske Dragonregiment (Jutland Dragoons Regiment), который располагал 3 танками, одной БМП M113, разведывательной машиной и другими танками, находящимися в резерве. Датская версия Леопарда 2A5 оборудована шведским камуфляжем Барракуда, который ограничивает поглощение солнечного излучения, что снижает ИК-сигнатуру машины. Кроме того, в танке установлено традиционное напольное сиденье водителя, тогда как канадские 2A6M в качестве защиты от мин используют динамическое сиденье безопасности «Dynamic Safety Seat», благодаря которому водитель фиксируется подобными парашютным ремнями. 6 широких ремней держат его в правой позиции в подвешенном состоянии. В данном случае, исключается контакт водителя с корпусом танка, что снижает воздействие на него последствий взрыва.
В январе 2008 года Датские танки остановили фланговый маневр талибов близ реки Гильменд, обеспечили огневую поддержку датской и британской пехоте с возвышенности. 26 февраля 2008 года датский Леопард 2 подорвался на фугасе и повредился один трак. Машина своим ходом вернулась в лагерь на починку. Первый смертельный для экипажа случай произошел 25 июля 2008 года. Датский Леопард 2A5 подорвался на СВУ в провинции Гильменд. Машина проехала ещё 200 метров после взрыва. Три члена экипажа, будучи ранеными, покинули танк, водителя спасти не удалось. В том же инциденте второй танк попал на фугас, но никто из членов экипажа не пострадал. С 7 декабря 2008 года Леопард 2 являлись частью операции «Красный кинжал». Машины получали 31 боеприпас для поддержки коалиционных войск при взятии города Над Али в западной части провинции Гильменд. Британское Министерство обороны отметило, что танки со своим точным огнем и мобильностью стали решающим фактором, позволившим успешно выполнить боевую задачу.
Модификации
Основная линейка Леопард 2, иногда именуемая «A0″ для различения её от более поздних версий, является первым произведенным вариантом. Машины создавались с октября 1979 по март 1982 год, всего в количестве 380 единиц. 209 из них построены компанией «Краусс-Маффей» и 171 «MaK». Базовое оборудование состояло из электрогидравлического двухплоскостного стабилизатора вооружения WNA-H22, СУО с системой диагностики RPP 1-8, лазерного дальномера, датчика ветра, прицела-дальномера наводчика EMES-15, панорамного перископического прицела PERI R17, дополнительного шарнирного дневного прицела FERO-Z18. 200 машин имели телекамеры, работающие при низкой освещенности (PZB 200). В качестве тренировочных моделей выступали машины с двумя шасси.
Леопард 2A1
Подвергся минимальной модификации с установкой тепловизора на вторую партию из 450 Леопардов 2, названных A1; 248 от компании «Краусс-Маффей» (Шасси Nr. 10211 по 10458) и 202 от фирмы «MaK» (Шасси Nr. 20173 по 20347). Поставки 2A1 начались в марте 1982 года и закончились в ноябре 1983. Двумя наиболее значимыми изменениями являются усовершенствование боеукладки, которая стала похожа на боеукладку Абрамса, и редизайн топливных фильтров для снижения времени дозаправки.
Третья партия состояла из 300 Леопардов 2; 165 от фирмы «Краусс-Маффей» (Шасси Nr. 10459 по 10623) и 135 от компании «MaK» (Шасси Nr. 20375 по 20509.). Танки 2A1 третьей партии создавались с ноября 1983 по ноябрь 1984 год.
Леопард 2A2
Обозначение дается машинам первой партии, улучшенным до стандарта второй и третьей серии. Модернизация включает замену телекамеры PZB 200 на тепловизор EMES 15. Кроме того, передние топливные баки получили наливные горловины и крышки для независимой дозаправки, у перископического прицела появился отклоняющий отражатель, а для предохранения существующей системы защиты от оружия массового поражения (NBC) была установлена большая покровная пластина. Наконец, танк получил 5-метровый буксирный трос с различными позициями. Программа модернизации началась в 1984 году, а закончилась в 1987; танки третьей, четвертой и пятой партии в этот период производились со схожими характеристиками. Усовершенствованные образцы первой серии можно распознать по круглой пластине, покрывающей отверстие, из которого было удален ветровой датчик для СУО.
Леопард 2A3
Четвертая партия из 300 машин; 165 от компании «Краусс-Маффей» (Шасси Nr. 10624 до 10788) и 135 от фирмы «MaK» (Шасси Nr. 20510 до 20644) поставлялись с декабря 1984 по декабрь 1985 год. Основными изменениями являются внедрение дополнительного цифрового радиоприемника SEM80/90 (в тоже время устанавливался и на Леопард 1), и был заварен старый башенный люк загрузки боеприпасов, который воспринимался как слабое место в броне крыши.
Леопард 2A4
Наиболее распространенным вариантом немецкого танка в настоящий момент является Леопард 2A4. Среди усовершенствований можно выделить автоматическую систему пожаротушения, полностью цифровую систему управления огнем, использование новых снарядов, внедрение новой башни с плоской титановой/вольфрамовой броней.
Производство линейки Леопард 2 продолжалось с 1985 по 1992 год. Все старые модификации были усовершенствованы до стандарта 2A4. Вплоть до 1994 года Германия располагала 2125 танками 2A4 (695 новые, остальные модернизированы), в то время как Нидерланды имели на вооружении 445 машин. По лицензии производилась модель 2A4 Швейцарией, которая обозначала танки — Panzer 87 «Леопард» или Pz 87. Данная модификация включала швейцарский пулемет Mg 87 калибра 7,5 мм, средства связи и усовершенствованную систему защиты от оружия массового поражения (NBC). Швейцария располагает 380 танками Pz 87.
В конце холодной войны Германия и Нидерланды обнаружили избыток танков, которые они продавали странам НАТО или дружественным армиям по всему миру. Покупателями стали Австрия (114), Канада (107), Чили (140), Дания (51), Финляндия (124), Греция (183), Норвегия (52), Польша (128), Португалия (37), Сингапур (96), Испания (108), Швеция (160) и Турция (339).
Швейцарская модель танка Леопард называется Pz 87WE (WertErhaltung). Данная машина получила повышенную противоминную защиту от танка Лео 2A6M, более толстую броню нижнего лобового листа, и башню, оборудованную национальной броней на основе титанового сплава. Улучшена броня крыши башни и модернизированы пусковые установки дымовых гранат. Дальнейшие нововведения касались улучшения живучести и боевой эффективности, и включали подобный Лео 2A5 электропривод башни, водительскую камеру заднего вида, независимую орудийную станцию для заряжающего, улучшенные системы управления. На танке была установлена новая СУО «Карл Цейсс Оптроникс» GmbH PERI-R17A2. Удаленная орудийная станция имеет стабилизированный в двух плоскостях пулемет M2 (MG64) калибра 12.7-мм.
Pz 87-140
является экспериментальным вариантом Pz 87, с пушкой калибра 140 мм и дополнительным бронированием.
Леопард 2A4CHL
является чилийским вариантом Леопарда 2A4, поступившим на вооружение армии этой страны в 2007 году. Усовершенствования коснулись электроники, систем визирования и информационных систем, которые довели его возможность организации сети до уровня танка 2A6. Кроме того, на танке появилась новая подвеска и установлена гладкоствольная пушка L55. Удаленная орудийная станция, расположенная над люками водителя и командира оборудуется пулеметом MG3 калибра 7.62-мм и автоматическим гранатометом HK GMG (калибр 40х53 мм). Леопард 2A4CHL обладает улучшенной броней крыши и бортов башни и может интегрироваться в единую информационную сеть.
Леопарды 2A4M CAN
находятся на вооружении канадской армии и являются модификацией 2A4, которые были проданы Нидерландами. Опираясь на опыт операторов Леопарда 2, канадский танк был специально создан для войны в Афганистане. Первые 20 машин отправлены в Афганистан в октябре 2010 года. Оригинальное орудие L55, которое предназначалось для борьбы с танками противника, было решено заменить на орудие меньшего удлинения — L44. Кроме того, афганский вариант танка получил лишь некоторое дополнительное бронирование по сравнению с полностью укомплектованным танком Леопард 2A4M CAN. В дальнейшем защита машины возросла всвязи с установкой модульной брони подобной Лео 2A7+, однако модификация башни осталась как у варианта 2A4. Из бывших датских Леопардов Канада усовершенствовала 42 танка для тренировочных целей (неизвестно, были ли они доведены до модификации 2A4M CAN) и 18 единиц переделали на инженерные машины разграждения. Канада приобрела 15 танков 2A4 у Германии для переоборудования их в машины снабжения (на запчасти), и в феврале 2011 года купила ещё 12 единиц 2A4/Pz 87 у Швейцарии для создания бронированных эвакуационных машин.
Леопард 2NG (NG — следующее поколения) в количестве 298 единиц находятся на вооружении турецкой армии. Представляют собой модернизацию танков Леопард 2A4 с введением модульной композитной брони (AMAP), улучшением оптики и новой СУО, разработанной в 1995 году и поставляемой с конца 2011 года. Согласно турецким СМИ, Финляндия заинтересована в приобретении турецкого набора улучшений для своих Лео 2A4.
Леопард 2A5
В середине 80-х годов компания «Краусс-Маффей» начала работы по модернизации танков Леопард 2. Толчком явился конкурс на ОБТ для вооруженных сил Великобритании. Значительное внимание уделялось обеспечению защищенности, второстепенная роль отводилась огневой мощи и подвижности бронетехнике.
В 1990 году стартовали полевые испытания прототипов немецкого танка — TVM-1 и TVM-2. Второй экземпляр обладал наиболее внушительными изменениями, имел лучшую защищенность, чем прототип TVM-1, и с 1993 года стал базой для Леопарда 2A5.
На танках 2A5 устанавливаются клинообразные броневые модули во фронтальной проекции и передних отделах бортов башни. Дополнительное разнесенное бронирование предназначено для детонации контактных взрывателей средств поражения, что уменьшает проникающее действие при срабатывании боевой части. Кроме того, лобовые модули служат в качестве экранов от кумулятивных угроз.
Внедрение новой защиты потребовало размещение прицела наводчика на крыше башни в бронекапсуле. Панорамный перископический прицел командира был установлен сзади-слева командирского люка и получил независимый тепловизионный канал.
Внутри танка появился подбой для снижения образования осколков во время пробития брони. Установка орудия L55 потребовало введение новой тормозной системы, что позволило вести огонь более мощными боеприпасами, такими как БОПС DM-53. Модель A5 поступила на вооружение Германии в середине 1998 года.
Леопард 2(S) – шведский вариант немецкого 2A5, получивший обозначение Strv 122. Улучшения коснулись повышения бронирования крыши башни и лба корпуса, а также введения СУО и систем управления. Внешне шведский танк отличается от немецкой модели наличием французских пусковых установок GALIX, отличных складских контейнеров и более тонких люков экипажа. Танк Strv 122B оборудован модульной композитной броней AMAP от компании IBD Deisenroth, которая обеспечивает защиту от гранат РПГ и СВУ на 360 0. Ширина машина составила 4 метра, тогда как масса возросла лишь на 350 кг.
Леопард 2A5 DK – вариант 2A5, но по некоторым небольшим изменениям схожий с моделью 2A6. Используется датской армией.
Леопард 2A6
В качестве основного орудия несет 120-мм гладкоствольную пушку «Рейнметалл». Все немецкие танковые батальоны «войск вмешательства», также как и датские, укомплектовываются моделью 2A6. Канада также приобрела 20 танков у Нидерланд в 2007 году.
Немецкая модификация 2A6M обладает повышенной противоминной защитой, электрическим приводом башни и рядом внутренних изменений для повышения выживаемости экипажа. В конце лета 2007 года Канада заимствовала у Германии 20 танков Лео 2A6M для отправки их в Афганистан.
Леопард 2A6M CAN – канадская версия 2A6M. Сзади башни в кормовой части расположены 2 отдельных черных ящика, по бортам и в кормовой части башни и корпуса монтируются защитные экраны. Изначально ожидалось новая система кондиционирования, но канадская армия заявила о внедрении системы связи (сопряженная с новыми антенными стойками). Ожидается, что в рамках унификации вооружений канадские танки, взятые взаем, получат обратно немецкие пулеметы MG3, в то время как бывшим датским машинам оставят FN MAG. Вследствие того, что 20 танков взяты у Германии на время, изначально Канада не намеревалась устанавливать систему кондиционирования, и ограничилась лишь незначительными изменениями (на самом деле, экипаж носит охлаждающие жилеты, а электропривод башни производит меньше тепла, чем гидравлический привод старых канадских Леопардов C2). Заемные немецкие танки в настоящий момент находятся на вооружении Канады и могут подвергнуться дальнейшей модернизации, тогда как бывшие датские танки улучшаются до версии немецких Леопардов 2A6M и будут использоваться после возвращения заемных машин. На сегодня, канадские танки находятся в Афганистане, имеют систему кондиционирования, а также носят камуфляж Barracuda от компании «Сааб», который снижает поглощение солнечного излучения на 50%.
Леопард 2 Hel – производная от модели 2A6, находящаяся на вооружении греческой армии с 2003 года. «Hel» означает – «Hellenic» («греческий»). 170 машин поставлены войскам с 2006 по 2009 год. Всего 140 танков, поставленных в конце 2006 года, построено в Греции компанией ELBO.
Леопард 2E также производная от 2A6 с увеличением бронезащиты, которая внедряется согласно программе совместного производства оборонных предприятий Испании и Германии. Программа создавалась в 1995 году в рамках сотрудничества военных министерств обеих стран, и включала передачу 108 немецких Лео 2A4 испанской армии. Использование танков было продлено до 2016 года, а затем танки были проданы Испании за 15124014 Евро в рассрочку на 10 лет. В 1998 году испанское правительство заключило очередной контракт на приобретение 219 танков Леопард 2E, ещё 16 танков Леопард 2ER (Bufalo) взамен утраченных и 4 тренировочные машины. В качестве основного подрядчика была выбрана компания «Santa Bárbara Sistemas». Программа, оцениваемая в 1939,4 млн.Евро, включает также комплексное материально-техническое обеспечение, тренировочные курсы для инструкторов экипажей, инженеров по эксплуатации, ходовой, башне, системам наведения, а также обеспечение симуляторами для проведения тренировочных стрельб. Поставка первой партии началась в 2004 и должна была завершиться в 2008 году.
Леопард 2 PSO
Новая модель Леопард 2 PSO (Для поддержки миротворческих операций) создана специально для условий городского боя, с которыми все чаще встречаются в локальных конфликтах. Танк оборудован дистанционным боевым модулем с 12,7 мм пулеметом, имеет всестороннее бронирование, отвал бульдозера, укороченный ствол (L44), нелетальное оружие, камеры ближнего обнаружения, прожектор и другие нововведения. Данная модификация не лишена сходства с M1A2 Абрамсом, также оборудованным набором для городского боя («Tank Urban Survival Kit»).
Леопард 2A7+
Впервые был продемонстрирован публике на выставке «Eurosatory 2010″ под маркировкой «Разработанный KMW – испытанный и предназначенный для Германского МО». Леопард 2A7+ испытывался Бундесвером под обозначением UrbOb («городские операции»). На 2012 год запланировано начало работ по усовершенствованию 50 танков Леопард 2 до модели 2A7+.
Леопард 2A7+ создан для локальных конфликтов низкой и высокой интенсивности. Танковая защита увеличена за счет использования модульной брони, усилена фронтальная защита башни, так и корпуса. На 360 0 обеспечена защита от гранат РПГ, установлена противоминная защита днища. Танк может вести огонь программируемыми кумулятивными снарядами, башенный пулемет MG3 был заменен на дистанционный боевой модуль FLW 200.
Леопард 2-140
В начале 1990-х компания «Рейнметалл» начала работы по созданию 140-мм гладкоствольной пушки для танка будущего. Толчком к разработке стали проекты советского блока, в которых рассматривалась возможность установки на ОБТ орудия калибра 135-152 мм. Программа 140 мм пушки являлась третьим этапом программы KWS модернизации Леопарда 2. Этап KWS 1 заключался в замене 120-мм пушки L44 на орудие 55 калибра, результатом KWS 2 стал танк модели 2A5 и, наконец, этап KWS 3 включал разработку 140-мм пушки, автомата заряжания, что привело бы к снижению членов экипажа до 3 человек. Последний проект предусматривал латерального размещения АЗ, тогда как сама пушка сдвигалась влево. Автомат заряжания должен был вмещать 32 снаряда, которые располагались в боеукладке кормовой части башни. Удаление боеприпасов из боевого отделения должно было значительно снизить взрывоопасность танка в случае его пробития. Запланированный уровень защищенности был эквивалентен Леопарду 2A5 или лучше. Командование и управления танком значительно улучшилось бы при внедрении интеллектуальной системы ISIS. Проект KWS 3 так и остался на бумаге, но разработка 140 мм орудия продолжается компанией «Рейнметалл», совместно с «Royal Ordnance» из Великобритании и «GIAT» из Франции. Для проверки возможностей орудия, оно устанавливалось на танк Леопард 2. Однако машина не была оборудована автоматом заряжания, а башня имела электрогидравлический поворотный механизм. Для сбалансированности танка в кормовую часть башни помещали противовес. Испытания отчасти являлись успешными, потому что пушка показала превосходное пробивное действие, но наблюдались сложности с её наведением.
Инженерные и тренировочные машины
Bergepanzer BPz3 Büffel (Gr. Buffalo)
BPz3 – машина эвакуатор, включает бульдозер и кран с интегральной лебедкой. Машина оборудуется пулеметом, пусковыми установками для дымовых гранат, системой защиты от оружия массового поражения. По аналогии с танком установлен дизельный двигатель мощностью 1479 л.с. (1103 кВт). Находится на вооружении Германии (где машина также обозначается как «Büffel или Bergepanzer 3 для спасения танков 3″), Нидерландов (является соразработчиком и называют её Buffel), Австрии, Канады, Греции, Сингапура, Испании (обозначается Leopard 2ER Bufalo), Швеции (модификация Bgbv 120) и Швейцарии.
Panzerschnellbrücke 2
Машина, созданная компанией «MAN Mobile Bridges GmbH», является танковым мостоукладчиком на базе шасси Леопарда 2. Служит для прокладки мобильного моста. Будучи установленным, мост достаточно прочен даже для перемещения по нему танка. Мостоукладчик находится на службе Германии и Нидерландов (обозначается Bruglegger MLC 70).
Pionierpanzer 3 Kodiak
Боевая инженерная машина – производная от Лео 2. Используется швейцарской армией, а также заказаны датской и шведской армиями. Kodiak оборудуется бульдозером, экскаватором, двойной шпилевой лебёдкой, а также дистанционным боевым модулем. Базируется на шасси Лео 2 с надстройкой спереди. Машина предназначена для расчистки местности (в частности, разминирования). Датская версия дополнительно имеет противоминную защиту боевого отделения. Испания, у которой в настоящее время испытывается одна машина, может переоборудовать 24 танка Лео 2A4 в Pionierpanzer 3 для своей армии.
Тренировочная машина (Fahrschulpanzer)
Тренировочный танк Лео 2. Солдат управляет 60-тонной бронемашиной, башня заменена фиксированной кабиной наблюдения с передним и боковыми окнами и макетом орудия. Инструктор размещается в кабине и следит за состоянием системам, там же могут находиться ещё два ученика.
Леопард 2R
Бронированная машина разминирования на базе Лео 2A4, разработанная компанией «Patria» для армии Финляндии. Всего построено 10 машин. НА Леопарде 2R установлены отвал бульдозера, минный плуг и автоматическая система маркировки.
Леопард 2L
Танковый мостоукладчик на базе шасси Леопарда 2A4, разработан «KMW» и «Patria» для армии Финляндии. Всего в финские мостоукладчики LEGUAN переоборудовано 10 танков.
Характеристики
Описание | Леопард 2A4 | Леопард 2A5 | Леопард 2A6/A6M | |
Экипаж: | 4 | |||
Двигатель: | MTU 12-цилиндровый дизельный двигатель MB 873-Ka 501, с двумя турбонагнетателями с приводом от выхлопной системы двигателя. | |||
Объем: | 47,600 см³, Крутящий момент (Rpm): 2,600/мин | |||
Мощность: | 1,479 л.с., 1,103 кВт | |||
Трансмиссия: | Гидромеханическое управление, реверсивный и рулевой механизм HSWL 354 совмещен с гидродинамическим-механическим основным тормозом. 4 передних, 2 задних передачи. | |||
Подвеска: | Торсионный вал соединен с опорными катками и крутится вместе с гидравлическими демпферами | |||
Длина с пушкой вперед: | 9,670 мм | 10,970 мм | ||
Ширина: | 3,750 мм | |||
Высота: | 2,990 мм | 3,030 мм | ||
Клиренс: | 540 мм | |||
Преодолеваемый брод без подготовки: | 1,200 мм | |||
Преодолеваемый брод с шноркелем: | 4,000 мм | |||
Преодолеваемый ров: | 3,000 мм | |||
Преодолеваемая стенка: | 1,100 мм | |||
Empty weight: | 52 т | 57.3 т | 57.6 т A6M 60.2 т |
|
Боевая масса: | 55.15 т | 59.5 т | A6
59.9 т (максимальная масса; 61.7 т), A6M 62.5 т |
|
Скорость по шоссе: | 68 км/ч; задний ход 31 км/ч | |||
Емкость топливных баков: | 1,160 литров (ограничение до 900 литров в мирное время) | |||
Расход топлива и запас хода: | Шоссе: 340 л/100 км, на 340 км Пересеченная местность: 530 л/100 km, на 220 км Среднее: 410 л/100 km, на 280 км Статический тест: 12,5 л/ч, 72–93 часов (с 900–1,160 литрами) |
|||
Время поворота (360°): | 10 секунд | |||
Вооружение: | «Рейнметалл» 120-мм гладкоствольная пушка L44 и 2 пулемета | «Рейнметалл» 120-мм гладкоствольная пушка L55 и 2 пулемета | ||
Вес башни: | 16 т | 21 т | ||
Время поворота башни (360°): | 9 секунд (электрический привод) |
иллюстрации —
www.inetres.com/gp/military/cv/tank/Leopard2.html
www.primeportal.net/tanks/vojta_micek/german_leopard2a6/
www.militaryphotos.net/forums/showthread.php?139218-Tank-leopard-2/page22
paralay.iboards.ru/viewtopic.php?f=10&t=964
www.panzer-modell.de/referenz/in_detail/leo2a5/leo2a5.htm
www.kotsch88.de/f_leopard2.htm
Leopard 2A6 Tower Walk Around http://www.primeportal.net/tanks/ulrich_wrede/leopard_2a6_tower
В 2014 году Бундесвер получил первый танк "Леопард 2А7". Эта модель стала очередным этапом модернизации боевой машины.
Производитель
В конце 70-х годов прошлого века концерн Krauss-Maffei AG начал серийную поставку нового танка "Леопард 2". Его создание велось в тесном взаимодействии с опытными германскими производителями вооружений. Фирма Wegmann разрабатывала башню. Porsche проектировал ходовую часть и трансмиссию. Орудием занимался Rheinmetall. За выполнение систем управления вооружением, наблюдения и связи отвечал AEG Telefunken. Им удалось аккумулировать богатый опыт проектирования тяжёлых боевых машин, полученный в годы Второй мировой войны. Были продолжены классические традиции германской школы танкостроения.
Общая характеристика
Машину можно назвать скорее консервативной, чем революционной. Создание танка — это искусство компромисса между взаимоисключающими требованиями. Немцы выбрали приоритетом удобство и надёжность эксплуатации. Может быть, в их памяти прочно остались бесконечные проблемы, к которым привела поспешность с постановкой на вооружение "Тигров" и "Пантер". "Леопард 2" имеет классическую компоновку со Машина оказалась очень надёжной в эксплуатации, с прекрасной ремонтопригодностью. Но самое главное, несмотря на консерватизм исполнения, с годами проявился значительный модернизационный потенциал, заложенный в этот танк. Новая модификация продолжила его раскрытие, и пока не ощущается, что он исчерпан. Многие считают это основной боевой танк Бундесвера не только лучшим западным, но и самым удачным танком современности. "Леопард 2А7" призван поддержать и укрепить это убеждение.
Двигатель и ходовая
В отличие от американских и советских конструкторов, инженеры Krauss-Maffei не стали экспериментировать с двигательной установкой. На "Леопард 2" установили дизель производства Mercedes-Benz. Последующий опыт эксплуатации "Абрамса" и Т-80 с газотурбинным двигателем выявил его недостатки, что подтвердило правильность выбора немецких танкостроителей. Надёжность, ремонтопригодность, лёгкость замены турбодизеля высоко оценены в войсках. Он позволяет разогнать танк "Леопард 2А7", как и прежние модификации, до семидесяти километров в час. В совокупности с гидромеханической трансмиссией и автоматической коробкой передач это придаёт машине отличные динамические характеристики.
Вооружение
Как и его предшественники, танк "Леопард 2А7" вооружён 120-миллиметровой пушкой производства Rheinmetall. В процессе модернизации танка менялась длина ствола, которая на этой модификации составляет пятьдесят пять калибров. Гладкоствольное орудие позволяет применять разные типы боеприпасов. Для поражения бронированных целей основным видом является Вместе с орудием модернизации подверглись и боеприпасы, которые получили более длинный поражающий элемент с совершенной аэродинамикой. Это привело к увеличению длины выстрела и изменению казённой части орудия. Скорость снаряда возросла за счёт более мощного заряда и длительности разгона в стволе удлинённой пушки. Пушка L55 считается наиболее совершенной артиллерийской системой, используемой в по бронепробиваемости и точности огня.
Помимо подкалиберного боеприпаса, танк может использовать кумулятивные и входящие в его боекомплект. "Леопард" не имеет в своём арсенале управляемых ракет, запускаемых из пушки, как у российских танков, и у него отсутствует система автоматического заряжания орудия. Обесценивают ли эти недостатки совершенное артиллерийское вооружение сказать сложно. На машине также устанавливается два пулемёта MG-3 калибра 7,62 мм. Ожидалось, что седьмая модификация будет оборудована дистанционно управляемым башенным пулемётом, но в войска поступили танки с традиционной пулемётной точкой.
Бронирование
Немецкая танковая конструкторская школа всегда отличалась повышенным вниманием к защите машины и экипажа. Поскольку создание танка всегда было искусством компромисса, то выигрыш в бронировании оборачивался проигрышем в весе, размерах и динамике. Танк "Леопард 2А7", фото которого вызвало интерес в военных кругах, позволил реализовать модернизационный потенциал, заложенный в начальной концепции. В новом облике машины хорошо различимы результаты усиления бронирования многослойной комбинированной бронёй. Углы наклона броневых листов максимально близки к острым. Общая толщина брони в наиболее уязвимых проекциях превысила один метр.
Танк оборудуется бортовыми экранами, которые могут усиливаться блоками динамической защиты. Помимо внешнего бронирования, внутреннее пространство танка разделено перегородками из броневой стали. Двигательный отсек разделён с боевым отделением, а боеукладка снарядов в корме башни имеет броневую стенку, отсекающую её от обитаемого отсека. В корме башни устроены вышибные панели, отводящие энергию взрыва боезапаса наружу. Вместе с секционированием защиты, это создаёт достаточно высокий уровень безопасности экипажа.
Оснащение
Трудно переоценить боевое оснащение современного танка средствами информации о тактической обстановке, навигации, связи и ведении огня. Сегодня электронное и оптическое оборудование составляет магистральное направление прогресса военной техники. Это нашло своё отражение и в том, что характеристики танка "Леопард 2А7" значительно отличаются от уровня первых моделей. Совершенная система стабилизации орудия значительно улучшила точность и кучность стрельбы, позволив поражать цель с первого выстрела. Члены экипажа оснащены более совершенными оптическими приборами. На танке установлены несколько тепловизоров с матрицей повышенного разрешения, что усилило позиции в условиях пониженной видимости. Прицелы командира танка и наводчика включены в единую боевую управляющую систему. Она же управляет орудием, оснащённым и электронным баллистическим вычислителем, учитывающим факторы износа, деформации ствола и внешних условий. В распоряжении экипажа имеется система навигации и коммуникации, позволяющие включать танк в тактику сетецентрического сражения.
Сравнение с танком Т-90
Сопоставление характеристик танков потенциальных противников всегда являлось предметом дискуссий, достигающих эпического эмоционального накала. Такие споры одновременно и захватывающие, и бессмысленные. Танк является боевым комплексом, применяемым в контексте остальных систем вооружения и в соответствии с концепцией определённой армии. Сравнивая и ставя танк "Леопард-2А7" против Т-90, можно прийти к выводу, что российская машина более совершенна. Ведь у "Леопарда" нет автомата заряжания, отсутствуют дальнобойные управляемые ракеты. Он гораздо более тяжёл и массивен, что отражается на динамике и большем силуэте корпуса. Несмотря на отличное бронирование, у него отсутствуют навесные блоки динамической защиты. Количество членов экипажа больше, чем в российском танке. Это всё является правдой, но только с одной стороны. С другой точки зрения, "Леопард 2А7" против Т-90 имеет явные преимущества. Более мощный удлинённый снаряд и возможность поразить цель с первого выстрела даже в движении делает танк очень опасным противником. Прекрасная информированность командира о тактической обстановке, обеспеченная совершенным оборудованием, позволяет более крупному и тяжёлому танку избегать угрожающих ситуаций и добиваться тактического превосходства. Стоит признать, что обе машины являются вершинами двух танкостроительных школ, которые воплотили в них весь собственный интеллектуальный и технологический потенциал.
История применения
Несмотря на свои достоинства, семейство танков, в которое входит "Леопард 2А7", можно назвать самыми невоюющими танками. Боевое применение ограничилось операциями в Афганистане, в которых им не противостояли никакие танки противника. Тем не менее, этот основной боевой танк составляет основу бронетанковых сил Германии, Голландии, Дании и других европейских стран. С распадом советского военно-политического блока он заменяет машины советского производства в государствах, присоединившихся к блоку НАТО.