Российская бронетехника. Российские танки и бронетехника
В долине между Палатинским и Авентинским холмами, известное потом под названием «Великого Цирка » (лат. Circus Maximus ). Тарквиний Гордый несколько изменил расположение этого сооружения и увеличил в нём число мест для зрителей, Юлий Цезарь значительно расширил его, а Нерон после знаменитого пожара , опустошившего Рим , выстроил Великий Цирк вновь с большею против прежнего роскошью; Траян и Домициан улучшили его ещё более, и даже Константин и его сын, Констанций , заботились об его украшении. Последние скачки в нём происходили в 549 году . Таким образом, он просуществовал шесть веков, и его история тесно связана с историей Рима и Римской империи . Расположением своим он походил на древнегреческие гипподромы . Арена Цирка после его перестройки Юлием Цезарем имела в длину 640 м и в ширину 130 м. С трёх сторон, одной короткой и полукруглой и двух боковых, длинных, она была опоясана покоившимися на сводах многочисленными, устроенными один выше другого ярусами сидений (лат. moeniana ), над которыми возвышались павильоны и галереи с колоннами. Нижний ярус, лежавший непосредственно над довольно высоким цоколем сооружения (лат. podium ), был назначен для сенаторов; тут же во времена императоров находилась их трибуна (лат. pulvinar ). Следовавший за тем ярус могли занимать только всадники , а остальные ярусы предоставлялись для людей других сословий. С внешней стороны вся эта часть сооружения представляла аркады и колоннады, из-под которых по множеству лестниц можно было пробираться к местам для зрителей. Огромное сооружение было без крыши, но зрителей могло защищать от солнца натянутое над ними полотно.
По образцу старейшего римского цирка, «Великого Цирка», строились другие, как в самом Риме, так и в его провинциях, в которых под конец существования империи не было ни одного мало-мальски значительного города, обходившегося без здания подобного рода. В Риме кроме «Великого Цирка» находилось ещё три: построенный в 220 г. до н. э. на западе от Капитолия Цирк Фламиния, в котором Август давал однажды народу представление охоты на крокодилов , среди арены, наполненной водою; Цирк Нерона (называвшийся также Цирком Калигулы и Ватиканским), начатый постройкою при Калигуле, оконченный Нероном и известный в истории, главным образом, как место жестоких мучений, которым подвергал христиан второй из названных императоров; Цирк Каракаллы , выстроенный, однако, не при нём, а столетием позже при Ромуле, сыне Максенция , и важный для археологов тем, что его значительные развалины, раскинувшиеся за прежними Капенскими воротами (за нынешней Porta San Sebastiano), дают возможность изучить устройство римских цирков. Но ещё лучше служить этой цели могут открытые в г. остатки цирка в местности древних Бовилл, небольшого городка у подножия Альбанских гор, на Аппиевой дороге . Цирк этот не велик, но представляет собою типичный образец римских цирков и сравнительно хорошо сохранился.
Хронология
Игры
Скачки в римском цирке. Картина Куна, 1913
Почти полное разрушение Ц. объясняется как тем, что квадры сидений были превосходным материалом для построек, так и тем, что только меньшая часть Ц. была каменной. Все же и при этом состоянии разрушения мы можем себе составить представление и о плане цирка, и об его внутреннем убранстве - о первом как на основании раскопок, так, особенно, и на основании известного Северовского плана Рима, от которого сохранился кусок с изображением южной части Ц. По этому фрагменту и размерам долины можно вычислить приблизительно размеры Ц. Длина здания - 635 м, шир. 150 м, длина арены 590 м, шир. 80 м. Руководясь этими размерами, можно проверить указания авторов на вместимость Ц.: весьма возможно, что при Августе число мест достигало приблиз. 150000, а ко времени Константина увеличилось прибл. до 200000. О внутреннем убранстве Ц. можно судить на основании ряда римских памятников (рельефы, монеты, мозаики) и особенно на основании найденной в Барселоне мозаики, изображающей цирковые ристания. Детали изображения почти сходны с изображениями на римских памятниках. На spina изображены здесь, кроме приспособлений для счета и обелиска, ряд святилищ, колонки со статуями Викторий, статуя Великой матери богов (верхом на льве), военные знамена, кроме того ряд атлетов и зверей - может быть, статуй, символизирующих те игры, которые давались в Ц. кроме ристаний. На других памятниках мы видим, кроме того, святилище трёх богов, алтарь, трофеи с пленниками (ср. связанных людей на барселонской мозаике) и др. Главным зрелищем, собиравшим народ в Ц., были скачки на колесницах (кроме них упоминаются и бега, и бои атлетов, и бои зверей, и упражнения на верховых лошадях). Первоначально эти бега были составной частью религиозно-политических торжеств, сопровождавших возвращение войска из похода, что сказывается, в виде пережитка, на той pompa, которою вводились состязания колесниц. Pompa эта носила характер триумфа, с религиозной подкладкой. Она торжественно шла с Капитолия по форуму и скотному рынку и входила в южные ворота Ц. Во главе шёл или ехал (если это был претор или консул) магистрат, дававший игры, в триумфальной одежде (шитая золотом тога и туника , украшенная вышитыми на ней пальмами), держа в руке скипетр , украшенный орлом; сзади него стоял или шёл венчавший его золотым дубовым венцом общественный раб. Впереди гремела музыка, магистрата окружали его дети, друзья и клиенты. За ним везли и несли статуи богов, впоследствии - и обожествленных императоров, начиная с Юлия Цезаря. После этого вводного акта, очень длинного и очень педантичного, начинались игры. Одновременно открывались ворота и обыкновенно 4, иногда больше (6, 8, 12, смотря по количеству партий и колесниц каждой партии) колесниц, парою или чаще четверкою, вылетали на арену. Бег начинался направо от меты и кончался у места на противоположной стороне, отмеченного белой линией, после семикратного оббегания spina. Число заездов не всегда было одинаково: начиналось с 10 или 12, но чем дальше, тем более число их увеличивалось, и в императорское время доходило до 24 пли даже 36, что заполняло весь день с утра до вечера. Каждая скачка длилась не более четверти часа. Во время скачки возницы употребляли всевозможные средства, чтобы добыть первый приз, - средства, поведшие к выработке особого технического скакового жаргона, на котором написаны надписи в честь или память возниц. Особую опасность представляло огибание мет, к которым каждый старался держаться поближе; все зависело от выдержки и ловкости крайней левой лошади. Несчастные случаи были вполне обычны; лёгкую двуколеску, открытую сзади, ничего не стоило сломать при силе и быстроте четырёх лошадей; почти все изображения скачек дают в определённой схеме из четырёх состязающихся колесниц одну разбитой. Приз состоял из венка и известной суммы денег; давались и вторые, и третьи призы.
Цирковые партии
Поставка лошадей и возниц первоначально исходила от государства и сдавалась магистратами на откуп. Чем дальше, тем крупнее становились приплаты магистратов, дело же поставки организовалось в два больших предприятия, может быть, субсидируемые правительством. Предприятия эти содержали конюшни, лошадей, персонал возниц, школы для возниц, выезжали лошадей и т. п. Техническое имя этих предприятий было factio; главный заведующий носил имя dommus factionis . Различались factiones между собою цветами. Две компании республиканского времени одевали своих наездников одна в белое, другая в красное, и носили поэтому имя: одна - russata, другая - albata. В императорское, вероятно, время к этим двум присоединились синие и зелёные (лат. factiones veneta и prasina ); временно при Домициане имелись ещё золотые и пурпуровые (лат. purpureus pannus и auratus pannus ). Из этих партий видную роль играли в императорское время только синие и зелёные; около них сосредоточился весь интерес посетителей Ц. Интерес к лошадям, к возницам, азарт ставок - все это, раздуваемое участием высших слоев общества вплоть до императора, повело к тому, что интересы Ц. были насущнейшими и живейшими интересами Рима. Интерес сосредоточивался на постоянных носителях тех или других преимуществ - компаниях, поставщиках лошадей и возниц, - и раздувался самими компаниями; зритель привыкал усваивать себе интересы компании, и, таким образом, получилось страстное участие в судьбе не лошади или возницы, а партии. Страстность доходила до схваток и битв; влиятельные люди одной партии старались повредить другой; сами императоры проводили немало времени в конюшнях любимой партии и мощью своей власти поддерживали её в ущерб другой. С падением культурности страстность достигает своего апогея на ипподроме Константинополя . Пристрастие к партиям поддерживало интерес к носителям славы партии - возницам и лошадям, особенно к возницам, так как от их ловкости всего более зависела победа.
Профессионалы римского цирка
Специализация вытеснила дилетантов из Ц.; рука об руку с нею шла выработка понятия о неуместности её, как ремесла, для римской аристократии. Искони в цирк гоняли колесницы юноши знатных семей; они же, пока были ещё pueri, там же показывали высшую школу езды в ряде сложных военных эволюций, принимая участие в так назыв. lusus Troiae . В последние века республики все это вышло из моды, Цезарю и Августу, в их стремлении бороться с изнеженностью общества и кастовыми предрассудками, пришлось насильно вновь вводить старые обычаи. Они заставляли знатную молодежь гоняться на колесницах, выступать и в детском, и в юношеском возрасте в ряде военных упражнений на глазах у публики (ludi sevirales : участники - всадники, только что надевшие toga virilis ; lusus Traiae : участники - дети лучших сенаторских семей). Воспитательные цели Цезаря и Августа сменились страстным увлечением Ц. Калигулы и Нерона: не упражнение физических сил и борьба с предрассудками, а спорт сам по себе, любовь к успехам, видным и шумным в этой области, руководили особенно Нероном и его позднейшими подражателями. Слава возниц, их популярность не давали спать императорам, подобным Нерону. Но как ни росло увлечение скаковым спортом в обществе, цирковые кучера из общества всё-таки были исключением: тон давали в Ц. профессионалы. Выработка техники и умелая подготовка, в связи со специальными способностями, вырабатывали искусников, побеждавших по нескольку тысяч раз и составлявших себе колоссальные состояния из призов и особой платы от партии и нанимателей. Имена их гремели повсюду; все знали Скорпа или Диоклета, и ряд надписей подробно рассказывает нам их цирковую карьеру. Возницы начинали свою карьеру очень молодыми, что обусловливалось в значительной степени требованием от них возможной лёгкости. Большинство рано кончало жизнь насильственной смертью; лишь немногие, составив себе состояние, удалялись на покой. Самый костюм возниц указывал на опасность их профессии: поверх туники они обмотаны были ремнями, на голове носили гладкую кожаную шапку, ноги вплоть до сандалии также обвернуты были ремнями, все это - чтобы защитить по возможности тело от ударов и чтобы на всем теле не иметь такой одежды, которая могла бы за что-нибудь зацепиться, на которой можно было бы повиснуть. Вожжи привязаны были к пояснице возницы, чтобы можно было править одной рукой, а в другой держать бич; у пояса висел кривой нож, для обрезания вожжей в случае падения. Возницы были очень суеверны. Амулеты покрывали сплошь сбрую лошадей, их носили на теле сами возницы. В гробницах Карфагена и Аппиевой дороги найдено немало свинцовых писем к подземным богам - писем, которые должен был доставить по назначению мертвец: возницы поручали здесь друг друга вниманию подземных богов, приглашая их наслать на противника всевозможные цирковые напасти.
Лошади
Большой интерес возбуждали и лошади. Все знали знаменитых левых пристяжных (лат. funales ), побеждавших по сотне раз. Испания , Африка , Италия, Греция , Каппадокия конкурировали высотою крови и скаковых качеств своих конских заводов. Потребление и спрос на лошадей были громадны; конские заводы, очевидно, давали крупным заводчикам хорошие доходы. Особенно крупные предприятия этого рода создали чудные пастбища Африки; немало сохранилось мозаик, свидетельствующих о любви к лошадям, интересе к ним и распространённости коннозаводства в этой римской провинции. Каждая лошадь имела своё имя и свою генеалогию ; сотни имен переданы нам разнообразными памятниками, от мозаик и до свинцовых входных билетов-тессер. Лошади-победители на пути в свои конюшни справляли настоящие триумфы.
Социальное влияние
Таковы были элементы, из которых слагалась цирковая жизнь. Одинаково страстно жили этой жизнью и Рим, и провинции. Антиохия или Лион не уступали в этом отношении Карфагену и Коринфу. Могли не знать в Риме, чем кончилась война с германцами или парфянами, но всякий знал, кто победил в последний цирковый день - синие или зелёные.
Основное предназначение бронированной машины - транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности - установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера, так и в жарких пустынных условиях.
Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350. Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).
Кузов СБА «Булат» спроектирован московскими инженерами ЗАО "Защита" с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963-96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.
Для повышения живучести личного состава, находящегося в автомобиле, конструкторы разработали фирменную конструкцию кресел. Принцип работы кресел при подрыве мины отделения сидящего в нем человека от последствий взрыва мины. Десантный модуль вмещает в себя до десяти человек в полной экипировке.
Задняя балансирная и передняя зависимая подвески - рессорного исполнения. Коробки передач и раздаточная - механического типа. Тормоза барабанные, пневматические с АБС.
С начала июня 2012 года один экземпляр СБА-60-К2 "Булат" передан сахалинскому подразделению ОМОН, находящемуся на Северном Кавказе в командировке руководством УМВД РФ Сахалинской области, где он и проходит различные испытания. На данный момент эксплуатация бронированной машины проходит довольно успешно, о чем сообщают сотрудники сахалинского ОМОН.
Основные характеристики бронемашины «Булат»:
- длина - 8 метров;
- ширина - 2.5 метра;
- высота - 2.6 метра;
- клиренс - 38.5 сантиметров;
- формула колес - 6Х6;
- база колес - 3.34 (+1.32) метра;
- колесная колея - 2 метра;
- вес полный/макс - 12.8/15.8 тонны;
- полезная нагрузка до 2-х тонн;
- вместимость - 2 + 8/10;
- турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
- скорость 90 (до 110) км/ч;
- дальность хода до 800 километров;
- вместимость топливных баков 250 литров;
Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
- аварийные люки;
- дополнительные запоры дверей механического типа;
- петли дверей усиленного исполнения;
- фара-искатель;
- оборудование видеонаблюдения;
- кондиционер и отопитель в десантном отделении;
- оборудованные места для крепления личного оружия;
- стандартный комплект средств безопасности.
Максимальная комплектация дополнительно включает:
- навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»;
- тепло/шумо изоляцию;
- радиостанцию;
- систему очистки воздуха;
- дверные запоры электромеханического исполнения;
- устройство внутренне-внешней связи;
- вставки для колес типа «RunFlat»;
- громкоговорящее светосигнальное устройство;
- любая аудиосистема и сигнализация;
- окрас машины по выбору;
- иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.
Ну а теперь про танки:
Согласно планам отечественного оборонного ведомства, к концу текущего десятилетия российские сухопутные войска должны получить несколько сотен или даже тысяч единиц бронетехники, созданных на базе бронированной платформы «Армата». Подробности этого проекта пока не стали достоянием общественности и всем, кто не имеет непосредственного отношения к проекту, приходится довольствоваться отрывочными сведениями, догадками и парой фотографий некого макета, якобы имеющего отношение к «Армате».
В последние месяцы почти все новости относительно проекта «Армата» касались общих сторон концепции и сроков, в которые планируется его создать. Сперва было объявлено, что прототип новой машины будет построен к концу следующего 2013 года. На прошедшей в Нижнем Тагиле выставке «Оборона и защита-2012» были объявлены скорректированные планы. Первый опытный образец основного боевого танка на базе «Арматы» по-прежнему собираются собрать в следующем году, однако теперь стало известно, что на 2013 год запланировано еще и начало испытаний прототипа. Если эти сроки действительно реальны, то получается, что проект в настоящее время находится в достаточно продвинутой стадии. Возможно, сейчас уже начинаются последние приготовления к окончательной «сборке» проекта или, как минимум, завершаются необходимые испытания новых узлов и агрегатов.
Помимо информации о сроках генеральный директор «Уралвагонзавода» О. Сиенко в очередной раз подтвердил наличие планов на создание нескольких боевых машин с единой базой. Общая численность перспективных танков, которые пойдут в войска, оценивается в 2300-2500 единиц. Относительно конкретных подробностей компоновки или оснащения танка «Армата» данных как не было, так и нет. Поэтому предположения относительно бронированной капсулы экипажа, необитаемого боевого отделения или двигателя в передней части машины пока остаются в силе. По крайней мере, до тех пор, пока мы не увидим готовый танк. Ввиду отсутствия какой-либо технической информации, а также довольно небольших сроков создания проекта, появляются самые разные версии.
В начале августа известный интернет-портал Defence Update опубликовал интересный материал, авторы которого попытались приоткрыть завесу тайны над «Арматой», а также приводят свою версию обозначения новой машины. По мнению автора статьи, новый танк на базе платформы «Армата» будет называться Т-99. Некоторая логика в таком наименовании есть, хотя конкретно эта цифра пока не подтверждена. Более того, в настоящее время неизвестно даже собственное обозначение конструкторского бюро, а именно цифры из названия со словом «Объект». Тем не менее, версия о «Т-99» смотрится неплохо и не вызывает особых претензий.
Куда больший интерес представляют измышления на предмет конструкции условно безымянного танка. По мнению Defence Update, при попытках воссоздать реальный облик «Арматы» стоит вспомнить проект «Объект 195», так же известный под индексом Т-95. Эта бронемашина в перспективе должна была стать основным танком в российских сухопутных войсках. Однако по ряду причин этот танк так и не пошел в серию. Прежде всего, сказались тяжелое финансовое состояние России в девяностых годах, последующие события экономического характера, а также постоянное изменение взглядов военных на новую технику. Как результат, в 2010 году было объявлено, что государственное финансирование проекта «Объект 195» окончательно прекращено. Позже появились сообщения об инициативном продолжении его разработки.
«Объект 195» разрабатывался или разрабатывается в конструкторском бюро нижнетагильского «Уралвагонзавода». Платформа «Армата», в свою очередь, так же создается на Урале. Возможно, именно эти два факта и стали причиной предположения о некоторой преемственности проектов. В то же время, есть определенные сомнения насчет возможности простой переделки Т-95 в Т-99. Прежде всего, стоит вспомнить один из слухов об «Объекте 195», согласно которому перспективный танк имел ровно такую же компоновку, как у своих предшественников. Постоянные заявления военачальников относительно повышения защиты экипажа и даже отдельной бронированной капсулы для него способны полностью вычеркнуть версию о «преемственности поколений». Только ввиду дефицита информации по «Объекту 195» родился и другой слух. Второе предположение гласит о кардинально новой компоновке бронированного корпуса с необитаемым боевым отделением.
Любые попытки представить комплекс вооружения перспективного танка «Армата» на базе Т-95 встречают ровно такие же проблемы. Так, согласно одним источникам, вооружение танка «Объект 195» предполагалось сделать аналогичным имеющимся на вооружении основным танкам. Это 125-миллиметровая гладкоствольная пушка с возможностью запуска управляемых ракет, спаренный с ней пулемет калибра 7,62 мм и, возможно, зенитный 12,7-мм пулемет. Такая версия укладывается в ранние тенденции развития отечественных основных танков, при которых каждая следующая бронемашина представляла собой изрядно доработанную предыдущую. Помимо прочего такой подход позволял упростить снабжение танковых частей боеприпасами и запчастями. Однако уже лет тридцать в околотанковой среде ходят разговоры о необходимости увеличения калибра. В самом конце 80-х на Ленинградском Кировском заводе построили вариант танка Т-80 со 152-мм пушкой, чем была доказана принципиальная возможность установки мощного вооружения на средний по массе танк. Именно подобное орудие планировалось ставить на Т-95 согласно некоторым версиям. Более того, в некоторых источниках упоминается спаренная с основным орудием 30-мм автоматическая пушка. Вероятно, такой комплекс вооружения мог бы ставиться исключительно в необитаемой башне - в противном случае объемы для размещения экипажа мешали бы вооружению и наоборот.
Относительно предполагаемой для Т-95 или «Арматы» аппаратуры тоже существует множество версий. Наиболее вероятной выглядит оснащение перспективного танка комплексом управления вооружением, аппаратурой связи и т.п., которые будут являться прямым развитием существующих систем. Во всяком случае, вряд ли армия пойдет на закупку совершенно нового оборудования, с которым могут возникнуть проблемы. Тем не менее, в случае компоновки с необитаемым отделением новый танк в обязательном порядке получит совершенно новый автомат заряжания. Поскольку в боевом отделении отсутствуют люди, то все снаряды должны быть загружены в автомат. Сейчас на отечественных танках в ячейках автомата заряжания размещается примерно половина боекомплекта (22 снаряда из 42-х для танка Т-90). Согласно задумке конструкторов, экипаж в случае необходимости должен самостоятельно перекладывать выстрелы из укладок в ячейки автомата. При необитаемом боевом отделении такой возможности не будет и, как следствие, нужно разрабатывать автоматику заново.
В целом, версия о «происхождении» нового танка от Т-95 смотрится достаточно интересной, хотя она пока и не подтверждена. Кроме того, пока неизвестен уровень огневой мощи, защиты, а также подвижность будущего танка на базе платформы «Армата». Однако секретность проекта не мешает журналистам Defence Update делать далеко идущие выводы. «Модернизированный» Т-95, по их мнению, может конкурировать и опережать по своим характеристикам только бронетехнику азиатских стран. Что же до Европы или Америки, то с их танками «Армата» тягаться не сможет. В качестве доказательства этому приводятся некие «передовые технологии», которыми обладают войска стран НАТО. Вероятно, авторы публикации попросту забыли, что в современной войне между развитыми государствами «достается» всем - под вопросом только соотношение потерь в живой силе и технике. А предугадывать этот параметр гипотетических боев с участием танка «Армата» можно будет только после того, как разработчики опубликуют технические характеристики новой машины.
источник
http://topwar.ru
Выявление российской бронетехники в Украине давно перешло из разряда поиска сенсаций в разряд сбора и систематизирования фактов. В данной части "Российская бронетехника в войне на Донбассе" будет приведён обзор лёгкой колёсной и гусеничной бронетехники с акцентом в сторону современных моделей.
Активно переправлять бронетехнику на Донбасс Россия начала в июне 2014 года. Так, к примеру, боевики Гиркина 5-го июля, пробиваясь из Славянска, уже использовали российскую технику. На видео из Краматорска они передвигаются на боевой машине пехоты БМП-2 с надписями "На Киев", "На Львов" и бортовым номером 125:
Фотографии этой же БМП-2 ещё без надписей "На Киев", но с тем же одноцветным зелёным камуфляжем, бортовым номером 125, размещенным на тех же местах, нанесённым тем же шрифтом и с теми же индивидуальными особенностями (на корме корпуса цифры "1" и "2" несколько смещены влево вниз и отодвинуты относительно цифры "5") выкладывали в социальных сетях военнослужащие Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ) - водители армейских тягачей Артем Ленца и Игорь Иванов :
Страница с данным фото удалена
Ссылка на оригинал снимка http://ic.pics.livejournal.com/sled_vzayt/73245930/99881/99881_original.jpg
Сравнение боевых машин пехоты на фотографиях для наглядности:
Основная масса лёгкой бронетехники, отправляемой Россией на Донбасс, как и эта БМП-2 - старые советские модели: боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, не модернизированные бронетранспортёры БТР-80 и МТ-ЛБ, боевые машины десанта БМД-2. Поскольку такие же образцы техники состоят на вооружении Украины, их выявление в большинстве случаев затруднено. Хотя, как в случае с БМП-2 "Лавина" , перемещение экземпляров с яркими индивидуальными чертами прослеживается достаточно подробно.
Также российское происхождение некоторых старых моделей бронетехники выдают тактические знаки подразделений ВС РФ, не закрашенные по халатности исполнителей.
Бронетранспортёры БТР-80 с тактическими знаками из 23-й отдельной мотострелковой бригады (в/ч 65349, Самара) на Донбассе:
Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 23-й мотострелковой бригады ВС РФ:
Бронетранспортёры БТР-80 с тактическим знаком 11-й отдельной инженерной бригады (в/ч 45767, Каменск-Шахтинский, Ростовская область) в Украине:
Для сравнения этот же тактический знак на военной технике 11-й отдельной инженерной бригады ВС РФ:
Следующий не модернизованный БТР-80 удалось зафиксировать как в 11-й отдельной инженерной бригаде в Каменск-Шахтинском в 2013-м году, так и на Донбассе летом 2014-го года. Судя по другому рисунку камуфляжа и второму тактическом знаку, который встречается на технике 18-й отдельной мотострелковой бригады, можно предположить, что данный бронетранспортёр был отправлен из 18-й бригады в Каменск-Шахтинский после перевооружения на более новую модель - БТР-82АМ.
Сравнение по камуфляжным пятнам, тактическому знаку и форме пятна замазанного номера:
Этот же БТР-80 (тот же камуфляж, чёрное пятно , красный бортовой номер 201 , ржавчина под цифрой "0" номера) был заснят на видео в июле 2014-го года колонне военной техники в Ростовской области возле города Шахты .
Боевая машина десанта БМД-2, не проходившая модернизации, у боевиков на Донбассе:
На корпусе не закрашен бортовой номер, под нарисованной звездой просматривается тактический знак - белый круг, обведённый по периметру белой линией.
Упоминаемый выше водитель армейского тягача ВС РФ Артем Ленца, который перевозил для боевиков БМП-2 с номером 125, также фотографировался на схожей боевой машине десанта - не модернизированной, с аналогичным тактически знаком, камуфляжным рисунком, порядком нумерации:
Боевые машины десанта этой модификации, с таким же тактическим знаком подразделения, камуфляжем, порядком нумерации встречаются в 108-м десантно-штурмовом полку 7-й десантно-штурмовой дивизии из Новороссийска:
Значительно проще обстоит дело с современными модификациями российской бронетехники. Сам факт их присутствия на Донбассе, без необходимости фото- или видео-фиксации по обе стороны границы, свидетельствует о военной агрессии России против Украины. В новой военной технике зачастую воюют армейские подразделения ВС РФ.
Таким образом, очевидно, что бронетранспортёры БТР-82АМ в августе под Дмитровкой принадлежали 18-й отдельной мотострелковой бригаде из Чечни, которая при вторжении на Донбасс использовала в качестве опознавательного знака белые треугольники .
Бронетранспортёры БТР-82АМ применялись и в Луганской области. Так в посёлке городского типа Новосветловка уничтожен один российский БТР-82АМ. По невежеству "Первый канал" в сюжете за 6 сентября 2014 года дал в эфир видео с этим сожжённым бронетранспортёром ВС РФ:
Российский бронетранспортёр БТР-80А тоже отметился в Украине. Фотоснимки на его фоне делали боевики ЛНР с нашивками "Военной полиции":
Бронетранспортёры этой модели в июле были зафиксированы в районе пропускного пункта "Изварино" :
Кроме вышеупомянутых моделей БТР, также в боевых действиях на Донбассе принимает участие большое количество модернизированных российских бронетранспортёров БТР-80.
Внешне отличить модернизированные БТР-80 можно по новому, более массивному прицелу ТКН-4ГА в башне и прямоугольному лазерному прожектору ПЛ-1 над пулемётом (часть модернизированных БТР-80, по-видимому, ранних выпусков, имеют старый ламповый прожектор круглой формы):
На некоторых из этих бронетранспортёров сохранился тактический знак упомянутой выше 23-й отдельной мотострелковой бригады из Самары в виде красного контурного квадрата с тремя точками внутри:
Один из российских модернизированных БТР-80 был подбит и захвачен украинскими военнослужащими в начале 2015-го года под Донецком. На этом фото из страницы "ВКонтакте" боевика этот БТР с номером 110 ещё целый:
Ввиду существенных повреждений, БТР "110" был пущен на запчасти. Его корпус в феврале демонстрировался на выставке в Киеве среди других экспонатов, свидетельствующих о российской военной агрессии против Украины:
Ещё один любопытный трофей - российский БТР-80 старой модели с усиленной защитой от пуль и противотанковых гранат, выполненной по разработке московского "НИИ Стали" . Бронетранспортёр имеет характерный вид из-за установленных на корпус и башню решётчатых экранов в комплекте с дополнительными броневыми листами. Фото от российских солдат из социальных сетей:
Именно такой образец БТР-80 был захвачен бойцами Национальной гвардии Украины в исправном состоянии 20 июня 2014 года в районе села Мариновка Донецкой области:
Впоследствии этот бронетранспортёр использовался украинскими военными при организации обороны на мариупольском направлении:
На странице "ВКонтакте" российского боевика из Сыктывкара сохранились фотографии этого БТР-а до захвата украинскими солдатами: фото 1 , фото 2 , фото 3 .
Судя по эмблеме в виде головы тигра на лобовой детали корпуса, данный БТР-80 ранее использовался в войсковой части №16544 (Борзой, Чечня) в роте охраны и сопровождения воинских грузов:
Ещё один яркий, легко узнаваемый образец современной российской бронетехники на Донбассе - бронеавтомобиль КамАЗ-43269 "Выстрел" . Бронеавтомобили КамАЗ-43269 неоднократно были замечены в Луганске и Луганской области, участвовали в боях за Дебальцево.
Несколько бронеавтомобилей КамАЗ-43269 в расположении российских военных в Луганске , декабрь 2014-го года:
КамАЗы-43269 на учениях боевиков в Луганской области :
Луганск, улица Карпинского , январь 2015 года:
Десять "Выстрелов" из колонны бронетехники в Краснодоне Луганской области, январь 2015 года:
Луганск, улица Павловская , февраль 2015 года:
Основу бронетанковых войск составляют созданные ещё в Советском Союзе ОБТ. В начале 1990 года в войсках и на консервации находилось около 63900 танков. В период с 2005 по 2010 годы количество сократилось с 23000 до 18000 машин, большая часть которых находится на хранении.
Армия использует примерно 2700 танков, большая часть которых – различные модификации Т-72, например, Т-72Б или Т-72Б3. Последний является дешёвой модификацией Т-72Б и неоднократно подвергался критике. Тем не менее, выпущен в количестве 800 единиц и по некоторым характеристикам догоняет Т-90.
Т-90 Владимир также создавался на базе Т-72Б, точнее является его очень глубокой модернизацией. Получил лучшую броню, КОЭП Штора-1, новую башню, мощный двигатель, современную систему управления огнём и множество других доработок.
Начиная с 2001 года, Т-90 9 лет был самым востребованным покупателями танком в мире. Всего выпустили более 1800 различных модификаций.
В 2011 году появилась модификация Т-90АМ Прорыв с новой башней, системой управления огня и динамической защитой Реликт.
О боевом применении Т-90 ничего неизвестно кроме войны в Сирии, где в 2016 году один из них был поражён ПТРК TOW-2A, но не получил серьёзных повреждений.
Стоит вспомнить и газотурбинный Т-80, не снискавший популярности в наших войсках, но являющийся очень интересной машиной. В армии на 2016 год находится около 450 таких танков и ещё 3000 на хранении.
Новые танки России
2015 год стал праздничным для следящих за развитием отечественной бронетехникой. На Параде Победы продемонстрировали платформу Армата, давно будоражащую умы любителей танков. На её базе создан ОБТ Т-14 Армата с необитаемой башней, БМП Т-15 и несколько других образцов техники.
Также появись более лёгкие платформы: средняя гусеничная Курганец-25 и колёсная Бумеранг. Отличительными чертами новой техники является повышенная защита экипажа и унификация.
При создании Арматы был использован опыт разработки Т-95. Например, компоновка корпуса, наработки по автомату заряжания и броне.
В 2016 году должны пройти испытания новой техники её принятие на вооружение и серийное производство. Сложно говорить, насколько быстро она заменит устаревающие машины в армии, но в планах нашей страны выпустить 2300 Армат к 2020 году.
Сравнение
Западные танки обладают гораздо больше массой и высоким силуэтом чем российские.
Отечественные машины имеют большую дистанцию огня за счёт использования управляемых ракет и более высокую скорострельность, не замедляющуюся со временем, благодаря автоматам заряжания. Впрочем, последние часто называются ахиллесовой пятой, поскольку при детонации мгновенно уничтожают танк вместе с экипажем.
Т-14 Армата стала работой над ошибками, получив отделённый от боеприпасов экипаж, высочайшую защищённость за счёт пассивной и динамической брони, а также комплекса активной защиты. При этом её размеры стали впечатлять даже на фоне зарубежных ОБТ.
Можно сказать, что в последние годы вектор развития нашей бронетехники резко повернул. Стало уделяться большое внимание защите машин и их экипажа, значительно улучшилась эргономика, стали привычны цифровые системы.
Были и другие интересные события, например форум «Армия-2015», впервые проходивший в строящемся парке «Патриот» под Москвой, или оружейный салон Arms Expo 2015, традиционно проводившийся в Нижнем Тагиле. В фокусе внимания прессы и военных аналитиков был, конечно, образец долгожданного основного боевого танка Т-14 на платформе «Армата», созданного в стенах «Уралвагонзавода». Однако не меньший интерес представляли проекты боевых машин других типов — БМП, БТР и БМД.
Тяжеловес-первенец
В одном строю с Т-14 шла «другая» «Армата» — выполненная на том же шасси боевая машина пехоты Т-15. Необычность этой перспективной БМП в том, что она принадлежит к практически никогда не применявшемуся в отечественной армии тяжелому классу (в качестве зарубежного аналога можно привести тяжелый БТР / БМП «Намер» на базе «Меркавы»). Эта тяжелобронированная машина с «танковой» массой около 50 т сможет действовать в одном строю с танками, доставляя группу пехотинцев на передний край. В отличие от Т-14, двигатель здесь перенесен в переднюю часть корпуса, а в задней размещен десантный отсек с сиденьями для восьми бойцов, которые смогут высаживаться назад, под прикрытием машины, через кормовую аппарель. В духе современных тенденций у машины, как и у танка, нет обитаемой башни, а есть дистанционно управляемый модуль «Бумеранг-БМ» («Эпоха») с 30-мм пушкой 2А42 (такого тяжелого вооружения у «Намера» нет), четырьмя противотанковыми ракетами «Корнет» и 7,62-мм пулеметом ПКТМ (пулемет Калашникова танковый, модернизированный). В основе проекта «Армата» — концепция единой гусеничной платформы для самой разнообразной техники тяжелого класса. В частности, также продемонстрированная на параде Победы 152-мм самоходная гаубица «Коалиция-СВ», разработанная на шасси танка Т-90, в перспективе может быть переведена на платформу «Армата». На той же платформе будет разработана ремонтно-эвакуационная машина, а также другие типы инженерной техники.
Модульный принцип построения современной автомобильной и тяжелой бронетехники
Модуль для робота
Та же концепция единой гусеничной платформы под названием «Курганец-25» предложена концерном «Тракторные заводы», объединяющим 17 предприятий, пять из которых занимаются производством военной техники. В данном случае речь идет о технике среднего класса (масса около 25 т). «Курганец-25» также демонстрировался на юбилейном параде. В настоящее время существуют образцы двух типов боевых машин, созданных на новой платформе, — это гусеничный БТР (объект 693) и БМП (объект 695). В перспективе должна появиться САУ со 125-мм орудием. Показанные на параде бронемашины построены по схожей с Т-15 схеме, где двигатель вынесен вперед, а кормовой отсек может быть использован для размещения десанта или оборудования. Также с Т-15 БМП «Курганец-25» роднит необитаемая башня, в роли которой выступает все тот же боевой модуль «Бумеранг-БМ». Кстати, он же используется в БМП на базе новой средней колесной платформы «Бумеранг» (и эта платформа также показывалась на параде). Более того, этой осенью была продемонстрирована беспилотная боевая машина «Удар». Вооружение робота составляет тот же новейший боевой модуль. Таким образом, создание универсальных платформ и универсальных модулей (боевых, силовых и т. д.), которые могут комбинироваться друг с другом в зависимости от поставленных задач, очевидно, стало основной тенденцией в разработке нового поколения бронетехники.
Т-14
Классификация: основной боевой танк //
Экипаж: 3 чел. //
Разработчик: УКБТМ //
Производитель: «Уралвагонзавод» //
Тип брони: комбинированная многослойная //
Башня: необитаемая //
Активная защита: «Афганит» //
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка 2A82; 7,62-мм пулемет ПКТМ с дистанционной перезарядкой //
Двигатель: дизельный с турбонаддувом //
Мощность: 1500−1800 л.с.
В отличие от тяжелой Т-15, машины на платформе «Курганец-25» способны передвигаться вплавь, развивая скорость на воде до 10 км/ч. Плавучестью обладает и новая десантная техника. Участвовавшая в параде БМД-4М — это серьезно модернизированная версия уже десятилетие находящейся на вооружении БМД-4. Нельзя сказать, что БМД-4М — открытие 2015 года, однако вкупе со сделанным на ее базе десантируемым бронетранспортером БТР-МДМ «Ракушка» она относится к новейшим образцам бронетехники ВДВ.
Т-15
Классификация: тяжелая боевая машина пехоты //
Экипаж: 3 чел. //
Десант: 8 чел. //
Разработчик: УКБТМ //
Производитель: «Уралвагонзавод» //
Тип брони: комбинированная многослойная //
Башня: необитаемая //
Вооружение:
30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ;
4 ПТРК «Корнет-ЭМ» //
Двигатель: дизельный с турбонаддувом //
Мощность: 1500 л.с.
Больше интеллекта
Новое, более совершенное поколение боевой техники — это всегда хорошо, но зачастую довольно дорого. Между тем вооруженные силы располагают большим количеством машин предыдущего поколения, которые вполне могли бы еще послужить после модернизации. В этом году на форуме «Армия-2015» концерн «Тракторные заводы» представил несколько модификаций довольно удачной советской БМП-3. Одно из новшеств, которым предлагается оснастить классическую боевую машину пехоты, — цифровая система управления огнем «Витязь». Ее главная фишка — наличие двух идентичных прицельных комплексов с телевизионным, инфракрасным, дальномерным каналами, а также каналом управления ракетой. Один комплекс находится в распоряжении оператора-наводчика (частично помещающегося в башне), другой — в распоряжении командира. В случае, если командир обнаружил цель первым, он может взять управление огнем на себя, вместо того, чтобы отдать команду наводчику.
Классификация: унифицированная гусеничная платформа //
Существующие образцы: БМП, БТР //
Компоновочная схема: с передним расположением двигателя //
Экипаж: 3 чел. //
Десант: 8 чел. //
Производитель: «Курганмашзавод» //
Вооружение (в варианте БМП): 30-мм пушка 2A42; 7,62-мм пулемет ПКТМ;
4 ПТРК «Корнет-ЭМ» //
Передвижение по воде: скорость 10 км/ч.
«Витязь» включает в себя возможность дистанционного управления огнем и позволяет интегрировать БМП в единую систему управления подразделением. БМП способна принимать целеуказания как от вышестоящего начальства, так и от разведгрупп и автоматически осуществлять наведение на заданную цель. «Такая модернизация, конечно, добавляет эффективности отдельной машине, но значительно больше сказывается на эффективности подразделения за счет улучшения взаимодействия между боевыми единицами», — говорит Михаил Чемеза, заместитель руководителя департамента военной техники концерна «Тракторные заводы». «На сегодня главная тенденция развития бронетехники, — подчеркивает он, — это насыщение бронемашин интеллектуальными системами, особенно в сфере активной защиты, повышение их противоминной стойкости». Система «Витязь», обеспечивающая дистанционное управление огнем, стала шагом к использованию необитаемого боевого модуля. И этот шаг был сделан. Представленная также в 2015 году БМП-3 «Деривация» оснащена автоматическим боевым модулем АУ-220М. Место оператора-наводчика перенесено вглубь корпуса.
Сталь и керамика
Как и в любой другой сфере военной, да и не только военной промышленности, в области создания бронетехники большую роль играют достижения материаловедения. Об общих тенденциях в этой области «ПМ» рассказал Евгений Чистяков, заместитель начальника отдела в ОАО «НИИ стали» — исследовательской организации, входящей в структуру концерна «Тракторные заводы».
«Любая современная защита, — рассказывает Евгений Чистяков, — строится на новых материалах и новых технологиях. Сейчас много говорится о стали 44С-св-Ш с ультрамелкозернистой структурой. Нельзя сказать, что это совсем новый материал, но именно сейчас он выходит на серийное производство. Эта сталь уже применена на «Армате» и в перспективе будет использована на других машинах. 44С-св-Ш примерно на 15 процентов превосходит серийные противопульные стали, которые мы сегодня имеем. Она способна противостоять мощным пулям калибра 12,7 мм, 14,5 мм, пулям легких малокалиберных боеприпасов авиационных пушек».
Бронетранспортер БТР-МДМ «Ракушка» создан на базе боевой машины десанта БМД-4М. Машина может перевозить 13 человек десанта в дополнение к двум членам экипажа. БТР преодолевает водные преграды, передвигаясь по воде со скоростью 10 км/ч. Вооружен двумя 7,62-мм пулеметами ПКТМ.
Существуют, однако, и неметаллические материалы, используемые для защиты бронетехники. Среди них керамика и полиэтилен. «Полиэтилен — непростой материал, — продолжает Евгений Чистяков. — Его необходимо правильно прессовать, так, чтобы он не плавился и не отслаивался. Сейчас наша промышленность уже хорошо освоила работу с полиэтиленом, и он используется как подложка под сталь или керамику — правда, пока не в серийных образцах. Что касается керамики, она уже применяется, например, на новейшем бронированном автомобиле повышенной защищенности «Тайфун-К» (на шасси «КамАЗа»), а также в защите машин на колесной платформе «Бумеранг». Керамика на основе карбида кремния используется и в конструкции машин «Курганец-25», обеспечивая защиту от пуль калибра 14,5 мм. Однако популярность керамики для бронирования в последнее время начинает падать. Дело в том, что появились мощные пули, которые пробивают керамику не хуже, чем стальной лист. При этом керамика — дорогой и капризный материал. При конструировании возникает проблема сопряжения керамических модулей с металлом, возникает необходимость в дополнительных металлических креплениях, что увеличивает общий вес конструкции и «съедает» преимущество керамики в легкости (на 40% легче металла). Кроме того, сейчас, когда легкобронированная техника выходит на первый план и по объемам, и по финансированию, и по задачам, экономически сложно оснастить весь этот парк машин керамической защитой. Поэтому современные противопульные стали, как отечественные, так и их зарубежные аналоги, остаются по‑прежнему весьма актуальным материалом».
БМД-4М «Садовница» — боевая машина десанта, модернизированная версия БМД-4, отличающаяся от нее новым корпусом, двигателем, ходовой частью и другими узлами. Машина вооружена 100-мм пушкой 2A70, 30-мм автоматической пушкой 2А72, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ и ПТУР «Аркан».
Меньше взрывчатки!
Кроме бронирования, существуют и другие методы пассивной защиты бронетехники. Например, у нас распространен метод защиты от кумулятивных гранат защитными решетками. Однако в зарубежной практике с целью уменьшения веса все чаще применяются сетки, причем даже не на металлической, а на тканой основе. На этот опыт обратили внимание и наши конструкторы. «Мы решили попробовать и провели эксперимент, — рассказывает Евгений Чистяков. — Взяли накидку, которая обеспечивает малозаметность техники, и с ее тыльной стороны сделали металлические усиления. Смотрится это так, будто к материалу прикреплены гайки. Оказалось, что такой экран неплохо защищает от кумулятивных гранат, в частности от РПГ-7, хотя чуть хуже, чем решетки. Таким образом, в одном материале нам удалось комплексировать две задачи: малозаметность и защиту от кумулятивных гранат».
Ведутся разработки не только пассивных средств защиты, но и активных средств противодействия. Причем речь идет как о поражении атакующих боеприпасов с помощью контрбоеприпасов (типа советской системы «Дрозд» или установленного на «Армате» перспективного «Афганита»), так и о системах электронно-оптического противодействия, «вводящих в заблуждение» вражеский боеприпас.