В 17 летающая крепость и ас 130. Создание новой модели
В конце 1964 года в Индокитае военный корреспондент газеты Stars and Stripes увидел сказочное ночное зрелище — над полем боя кружил огромный самолет, из чрева которого к земле тянулись яркие следы трассеров, освещая небо. Зрелище произвело на журналиста сильнейшее впечатление, и вскоре в газете появилась статья под заголовком Puff the Magic Dragon — «Извергай огонь, сказочный дракон». Звучная фраза понравилась экипажу этого самолета — на борту фюзеляжа появилась надпись Puff, а подобные самолеты стали часто называть Dragonship. Но нам они больше известны как Gunship — летающие линкоры.
Корабли Гана
Концепция самых необычных боевых самолетов — «ганшипов» — зародилась в годы Второй мировой войны, хотя название Gunship (линкор) они получили лишь во время вьетнамской войны. По иронии судьбы проект «хорошо вооруженного самолета для поражения слабо защищенных средствами ПВО надводных и наземных целей» предложил в 1943 году майор Пол Ган; таким образом, «ганшип» — это не просто «линейный корабль», но и «корабль Гана». Правда, в небе над Германией кораблям Гана появиться не было суждено. Произошло это в совершенно другом конце света.
Хорошо забытое старое
В 1950-е годы американцы все «плотнее» влезали в различные вооруженные конфликты, прежде всего в Индокитае. И тут выяснилось, что «традиционные» самолеты ВВС мало приспособлены для борьбы против партизан. Из-за их высокой скорости даже в дневное время экипажи истребителей-бомбардировщиков с трудом выходили на уже обнаруженные малоразмерные цели, а ночью о прицельных атаках вообще стоило забыть. Кроме того, базировались «джеты» только на аэродромах с твердым покрытием, коих в Юго-Восточной Азии было не так уж и много. Ко времени на подготовку самолета к боевому вылету приплюсовывалось немалое даже для скоростного самолета полетное время.
Войскам был необходим самолет с мощным вооружением, способный круглосуточно находить и эффективно поражать цели из бортового оружия.
Летающая артиллерия АС-130 — тяжеловооруженный самолет для антитеррористических операций.
Стрельба на виражах
Еще в 1927 году первый лейтенант США Фред Нельсон фиксированно установил на биплане DH.4 пулемет под углом 900 к продольной оси и выполнил несколько успешных стрельб, но командование Авиационного корпуса интереса к эксперименту не проявило. В 1943 году с вооружением, стрелявшим вбок, экспериментировал и Пол Ган. В это же время подполковник Макдональд выдвигал идею вооружить самолеты стреляющими вбок крупнокалиберными пулеметами и базуками, а также предлагал готовую методику боевого применения таких самолетов — они должны были кружить вокруг цели, находившейся в вершине перевернутого конуса. Основанием конуса служила бы плоскость выполнения виража. Наведение на цель осуществлялось изменением угла крена: стволы пулемета располагались параллельно образующей конуса. В этом случае трассы идут по образующей непосредственно в вершину конуса — в цель. Еще одно достоинство этой методики заключалось в том, что пилот не терял из виду цель, визуально контролируя ее поражение.
Самолет закладывает левый вираж
и кружит над целью, находящейся
в вершине перевернутого конуса.
Экипаж использует телевизионное
и тепловое наведение для прицеливания.
В бой идут одни старики
Вот об этих работах и вспомнили американцы. Наибольшим потенциалом при переоборудовании в штурмовики обладали транспортные самолеты. Их значительные размеры и масса полезного груза позволяли разместить на них большое количество вооружения и боеприпасов. К тому же самолеты имели значительную продолжительность полета, а уже тогда предполагалось, что основным видом боевой работы станет нанесение удара из положения «дежурство в воздухе». Большой «грузовик» представлял собой лакомую цель для зенитчиков, но зенитчики у партизан первой половины 1960-х оставались в большом дефиците. Создатели нового типа боевого самолета угрозу со стороны ПВО не рассматривали вообще.
Для экспериментов ВВС в 1963 году выделили старый С-131, на который и установили «перпендикулярное» вооружение. Несмотря на обнадеживающие результаты, идея «воздушного линкора» многим из ВВС США представлялась, мягко говоря, экзотичной. Иначе сложно объяснить выбор платформы для первого боевого «ганшипа»: это был ветеран Второй мировой DC-3 (он же С-47). Экспериментируйте, парни, — старья не жалко.
Самолет получил название FC-47D (позже из-за протестов летчиков-истребителей, уязвленных тем, что старенький утюг-«Дуглас» попал в одну компанию с «Фантомом», букву F, Fighter («истребитель»), заменили на А, Attack — «ударный»). По левому борту фюзеляжа перпендикулярно продольной оси самолета поставили контейнеры SUU-11A/A с шестиствольными пулеметами «мини-ган». Два пулемета были установлены в иллюминаторах левого борта, третий — в проеме грузовой двери. Испытания, а точнее, боевые вылеты превзошли ожидания даже самых отчаянных оптимистов: именно работа первых FC-47D произвела такое впечатление на корреспондента Stars and Stripes.
Тропа войны
Безоблачная боевая карьера первых 15 «ганшипов» продолжалась до января 1966 года, когда эскадрилью привлекли к блокаде знаменитой тропы Хо Ши Мина, по которой шла помощь партизанам с Севера. К этому времени отряды НФО (Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама) обзавелись большим количеством 37-мм и 57-мм зенитных пушек, в том числе с радиолокационным наведением. За короткое время американцы потеряли шесть АС-47. Другое дело — ночные полеты на прикрытие укрепленных пунктов. Зачастую «ганшипу» достаточно было лишь один раз обнаружить себя огнем пулеметов, чтобы атаки вьетконговцев прекратились на всю ночь. К 1967 году пехотные командиры уже не представляли ведения боевых действий в отсутствие воздушных линкоров — ВВС не успевали удовлетворять заявки. Между тем переоборудование в «ганшипы» дополнительного количества С-47 не представлялось возможным: самолет не отвечал требованиям ВВС как в отношении грузоподъемности, так и в оснащении специальными бортовыми системами. Требовалась новая платформа.
На новой платформе
Выбор пал на С-119. Большое число этих самолетов находилось на вооружении резервных эскадрилий — командование ВВС США все еще не верило в будущее «ганшипов». Новый «ганшип» АС-119G Shadow («Тень») по вооружению не далеко ушел от АС-47: четыре мини-гана вместо трех. Зато на нем установили совершенную навигационную систему, обзорную систему ночного видения, мощный прожектор и бортовой компьютер, а кабину пилотов прикрыли броней. В 1968 году в вариант AC-119G было переоборудовано 26 самолетов С-119. Через год на вооружение поступила следующая партия — 26 машин АС-119К Stinger, которые существенно отличались от AC-119G и специально предназначались для ночных полетов над тропой Хо Ши Мина. Бортовое оборудование пополнилось навигационной РЛС, РЛС обнаружения движущихся целей, инфракрасной системой ночного видения, лазерным дальномером и мощным прожектором. Кроме мини-ганов в иллюминаторах, в специальных амбразурах, установили две шестиствольных пушки Vulcan. Получился качественно новый самолет: бортовое оборудование позволяло ему действовать круглосуточно, а наличие пушек — поражать цели, не входя в зону действия эффективного пулеметного огня.
Летающий Геракл
Работы по созданию самого могучего небесного линкора Gunship-2 начались в 1965 году. Идея, положенная в основу требования к платформе, оригинальностью не блистала: «Чем больше самолет, тем лучше». Более крупного транспортного самолета, чем C-130 Hercules, в США просто не существовало. Опытный «ганшип» на базе С-130 вооружили четырьмя модулями MXU-470 по мини-гану в каждом и четырьмя 20-мм пушками «Вулкан». На самолете установили систему ночного видения, аналоговую бортовую ЭВМ, РЛС, аналогичную устанавливаемой на истребителях F-104, и мощные прожектора. К сентябрю 1967 года удалось довести оборудование самолета до более-менее приличного уровня по надежности и его перегнали в Индокитай, на авиабазу Нятранг. Первый боевой вылет Vulcan Express — так нарек первый Gunship-2 его экипаж — выполнил уже 27 сентября. До 9 ноября «Спектр» (общее название для всех моделей АС-130) совершил несколько вылетов на огневую поддержку наземных войск, в ночь же на 9-е самолет сдавал свой главный экзамен в небе Индокитая над тропой Хо Ши Мина. Практически сразу же оператор ИК системы ночного видения обнаружил на тропе шесть автомобилей; через 15 минут на их месте пылало шесть костров.
Воздушный флот
Удачный дебют «Спектра» над тропой способствовал ускорению принятия решения о постройке новых «ганшипов» на базе С-130. Девятый АС-130А послужил базой для создания еще более совершенного «ганшипа» по программе Surprise Package. Две 20-мм пушки заменили двумя 40-мм одноствольными «Бофорсами», демонтировали заднюю пару мини-ганов. Бортовое оборудование пополнилось телевизионной системой AN/ASQ-145, способной работать в условиях низкой освещенности, лазерным дальномером-целеуказателем; аналоговую бортовую ЭВМ заменили на цифровую. По аналогичной схеме переоборудовали еще девять С-130. Все самолеты оборудовались системой Black Crow, засекавшей электромагнитные импульсы систем зажигания автомобильных двигателей, а также контейнерами с аппаратурой радиоэлектронной борьбы и блоками отстрела инфракрасных ловушек. Эти самолеты появились в Юго-Восточной Азии в декабре 1970-го, заменив самолеты АС-130А. Шесть уцелевших АС-130А переправили в США для переоборудования по единому стандарту, получившему название Pave Pronto.
Убедившись в высокой эффективности АС-130А, штаб ВВС наконец выделил для переоборудования 11 совершенно новых транспортников С-130Е, переделанных в вариант Pave Spectre. На новых «Геркулесах» стояли более мощные двигатели, возросшая грузоподъемность позволила установить бронезащиту экипажа и улучшить условия работы. Первый АС-130Е приземлился в Таиланде на авиабазе Убон в конце 1971 года.
Корабельная артиллерия
Пушки калибра 40 мм эффективно поражали автомобили, но не танки. Меж тем на Юг по тропе Хо Ши Мина во все растущих количествах стали перебрасываться танки Т-34−85, Т-54/55, ПТ-76, продолжалось и усиление ПВО. Избежать потерь можно было только путем обстрела целей с большой дистанции, за пределами зоны действия зенитного огня. Специалисты с авиабазы Райт-Паттерсон предложили несколько вариантов усиления огневой мощи АС-130, лучшим был признан вариант вооружения 105-мм армейской гаубицей. Беспрецедентный в истории авиации «ствол» смонтировали вместо одного «Бофорса» в грузовой двери левого борта. Система управления огнем гаубицы во многом была аналогична системам управления огнем башен главного калибра крупных кораблей. К боевой работе самолеты АС-130Е Pave Spectre со 105-мм гаубицами приступили в 1972 году.
Смертельная угроза
Первый советский зенитный ракетный комплекс С-75 в районе тропы Хо Ши Мина разведка США засекла 11 января 1972 года. Против новых зенитных ракет «Геркулес» был беззащитен. Однако замены АС-130 не было. Невзирая на опасность, «Спектры» продолжали утюжить дороги, превращая их в коридоры смерти. С января по март их экипажи уничтожили 2782 автомобиля, повредив еще 4553. Расплата наступила 31 марта: АС-130Е, вооруженный 105-мм пушкой, был сбит огнем зениток с радиолокационным наведением. Через два дня ракета ЗРК С-75 отправила на землю еще один АС-130, экипажу спастись не удалось. Потеря двух дорогих самолетов за два дня привела практически к полному прекращению полетов АС-130 над зонами, где концентрация средств ПВО была особенно большой. При обороне Ан Лока северовьетнамцы применили новое грозное оружие — переносной зенитный ракетный комплекс «Стрела». 12 мая 1972 года один АС-130А получил попадание ракетой, запущенной с плеча; экипажу удалось дотянуть до авиабазы Тан Сон Нат. Через короткое время «Стрелами» были сбиты еще два АС-130. Невзирая на потери, «Спектры» летали на боевые задания до бесславного конца войны.
Второе рождение
В 1986 году командованием ВВС США была одобрена программа модернизации самолетов специального назначения, в том числе и девяти АС-130. Модернизации подверглось прежде всего бортовое электронное оборудование самолетов. А в 1990 году на взлетную полосу заводского аэродрома в Палмдейле вырулил новый вариант «ганшипа» — АС-130U, отличавшийся более совершенной внутренней начинкой и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12U, установленной вместо двух 20-мм «Вулканов». Впервые после Вьетнама АС-130 приняли участие в боевых действиях в ходе вторжения на Гренаду. Операция Argent Fury («Неистовая ярость») началась вечером 24 октября 1983 года. Самолеты взлетели с авиабазы Харлберт-Филд и, совершив 10-часовой ночной перелет с двумя дозаправками в воздухе, утром 25 октября появились над столицей Гренады Порт-Салинасом. АС-130Н обеспечивали огневую поддержку высадки десанта и подавили огнем своих пушек несколько батарей малокалиберной зенитной артиллерии.
В ходе войны в Заливе в январе-феврале 1991 года четыре АС-130Н из состава 4-й эскадрильи совершили 50 боевых вылетов, налетав более 280 часов. Главная задача «ганшипов» состояла в поиске и уничтожении пусковых установок баллистических ракет Scud, а также РЛС раннего обнаружения воздушных целей. Ни одну из этих задач самолеты выполнить не смогли. Поисковое оборудование АС-130Н не работало в жаркой атмосфере пустыни, насыщенной пылью и песком. В 1990-х «ганшипы» отметились в Сомали, на Балканах, в настоящее время действуют в Афганистане и Ираке.
Чеченский вариант
С точки зрения боевой эффективности «Ганшип» — самолет неоднозначный. История «крылатых линкоров» свидетельствует об их неспособности действовать в условиях противодействия серьезной ПВО, зато как противопартизанский самолет «ганшип» не имеет себе равных. Сейчас «противопартизанские» самолеты стали «антитеррористическими». В рамках наращивания антитеррористических сил Boeing в начале 2004 года получил заказ на $187,9 млн., предусматривающий модернизацию четырех транспортных самолетов С-130Н2 в «ганшипы» АС-130U с новейшим управляемым ракетным оружием и корректируемыми авиабомбами. В отличие от своих морских братьев — линкоров — воздушным линкорам еще рано на свалку.
Самолет AC-130H Spectre является промежуточным вариантом машин серии «Ганшип», предназначен для непосредственной авиационной поддержки разведывательно-диверсионных групп, а также для самостоятельных операций, связанных с нанесением ударов по наземным объектам в глубоком тылу противника. От АС-130А он отличается прежде всего более мощным вооружением, состоящим из одной 105-мм, одной 40-мм и двух шестиствольных 20-мм пушек «Вулкан». Все пушки так же, как и на АС-130А, размещаются по левому борту. Как отмечается в иностранной печати, опытный стрелок может вести огонь из 105-мм пушки с темпом 9 выстр./мин, а из 40-мм пушки - 100 выстр./мин. Максимальная скорострельность пушки «Вулкан» 6000 выстр./мин. Огонь ведется в основном при выполнении самолетом виража с левым креном, благодаря чему обеспечивается наибольшая точность стрельбы.
Вооружение самолета: две 20-мм шестиствольные пушки «Вулкан» (боезапас по 3000 патронов, скорострельность: максимальная 6000 и нормальная 2500 выстр./мин), одна 40-мм пушка (256 снарядов; максимальная скорострельность 120 выстр./мин, однако из-за возникающей при этом вибрации планера введено ограничение - темп стрельбы не должен превышать 100 выстр./мин) и одна 105-мм гаубица ручного заряжания (100 снарядов). Последняя, по сообщению английского журнала «Флайт», представляет собой модернизированный вариант стандартной армейской гаубицы (значительно облегчена, укорочен ствол, сделан специальный лафет).
Она оснащена гидравлической системой управления, которая позволяет поворачивать ствол орудия в пределах 20° по азимуту и 40° по углу места. Расчет гаубицы состоит из трех человек. Кроме того, на самолете могут устанавливаться два 7,62-мм пулемета «Миниган», а также подвешиваться управляемые авиационные бомбы с лазерной головкой самонаведения.
Считается, что при отсутствии истребителей и незначительном количестве зенитных средств противника применение самолетов AC-130H Spectre может быть весьма эффективным. 40-мм пушка может использоваться в основном для поражения подвижных целей типа боевых машин, а 105-мм - для нанесения ударов по стационарным целям.
Для обеспечения выхода в заданный район на малых и предельно малых высотах, обнаружения цели и ведения по ней огня на самолете установлено самое совершенное навигационное, пилотажное и прицельное оборудование, в том числе: инерциальная навигационная система, аппаратура радионавигационных систем ТАКАН и ЛОРАН-С, доплеровский измеритель скорости и сноса, обзорная РЛС, ИК система переднего обзора, лазерная аппаратура целеуказания, телевизионная система, работающая в условиях низкой освещенности местности, прицельно-навигационная РЛС, обеспечивающая обнаружение наземных радиолокационных маяков. Кроме того, на борту самолета для обзора местности имеется инфракрасный и обычный прожекторы.
Система индивидуальной защиты самолета включает: аппаратуру предупреждения экипажа об облучении его самолета РЛС противника, станции постановки активных помех, подвесные контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В состав средств РЭБ входит аппаратура радио- и радиотехнической разведки «Блэк Броу», с помощью которой осуществляется разведка радиоэлектронных средств противника, поиск и распознавание своих объектов, снабженных миниатюрными радиомаяками.
С целью увеличения дальности и продолжительности полета самолет AC-130H оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. Его экипаж включает, как правило, 14 человек, в том числе два летчика, штурман, бортинженер, офицер управления огнем, радист, оператор аппаратуры РЭБ, два оператора электронно-оптических систем обнаружения целей и пять стрелков.
Радиоэлектронное оборудование самолета, кроме ИК станции переднего обзора и телекамеры (как на АС-130А), включает лазерный дальномер и станцию сопровождения радиомаяка, устанавливаемого диверсантом в районе местонахождения наземной цели. Для увеличения дальности и продолжительности полета AC-130H Spectre оснащен системой дозаправки топливом в воздухе. С целью дальнейшего повышения эффективности боевого применения этих самолетов к 1992 финансовому году планируется модернизировать их радиоэлектронное оборудование путем установки новой ЭВМ управления оружием, усовершенствованной навигационной системы и средств обнаружения.
Десять самолетов AC-130H Spectre состоят на вооружении 16-й эскадрильи 1-го авиакрыла специального назначения. Как свидетельствует зарубежная пресса, именно они принимали участие в боевых действиях на Гренаде и в Панаме для поддержки сухопутных войск, совершая вылеты с передовых авиабаз на о.Барбадос и Ховард (зона Панамского канала).
В начале 90-х годов самолеты АС-130А планировалось снять с вооружения, а AC-130H Spectre перевести в резерв.
Экипаж: 13 чел
Макс. скорость: 480 км/ч
Боевой радиус: 4070 км
Практический потолок: 9100 м
Размеры
Длина: 29,7 м
Высота: 11,6 м
Размах крыла: 40,4; м
Площадь крыла: 162,1 м?
Масса
Макс. взлётная: 69750 кг
Силовая установка
Двигатели: 4 х Allison T56-A-15
Тяга (мощность): 4 х 4900 л.с
Вооружение
Стрелково-пушечное вооружение: по левую сторону фюзеляжа
Модель AC-130H
2 х 20мм, "Вулкан"
1 x 40мм, "Бофорс"
1 x 105мм, M102
Самолет огневой поддержки
Экипаж 13 чел.
AC-130U - последний из семейства «Ганшипов» - самолетов огневой поддержки наземных войск, предназначенный для ведения огня из стрелково-пушечного оружия, установленного в направлении, перпендикулярном продольной оси самолета. При стрельбе самолет вводится в вираж таким образом, что весь бортовой залп концентрируется практически в одной точке, обеспечивая максимальную плотность огня.
Кроме круглосуточной и всепогодной огневой поддержки наземных войск, самолет «Спектр» способен решать задачи эскортирования вертолетов, разведки с последующим подавлением выявленных целей, а также воздушного наблюдения.
Концепция «Ганшип» («артиллерийский корабль») была разработана в США в 1964 г. в рамках программы «Тэйл Чезер». Первыми самолетами этого класса стали модернизированные поршневые ВТС Дуглас С-47 «Дакота», в окнах левого борта которых были жестко установлены три шестиствольных пулемета «Миниган» калибром 7,62 мм. Летчик осуществлял прицеливание посредством обычного коллиматорного прицела, повернутого на 90" в сторону борта. Самолеты; получившие обозначение AC-47D, состояли на вооружении ВВС США и Таиланда. Они с большим успехом использовались в войне во Вьетнаме и неоднократно подвергались модернизации, направленной главным образом на усиление огневой мощи
В конце 1960-х годов в самолеты огневой поддержки было модернизировано 52 ВТС С-119 (они получили обо значение AC-119G «Шэдоу» и AC-119N «Стингер»).
Летом 1967 г. в США был испытан самолет Локхид АС-130А, переоборудованный из ВТС С-130А «Геркулес» и оснащенный двумя пулеметами «Миниган» (7,62 мм), а также двумя шестиствольными пушками «Вулкан» (20 мм). Уже в сентябре 1967 г. два самолета этого типа были направлены во Вьетнам для участия в боевых действиях.
В 1969 г. вооружение самолетов этого типа было дополнено двумя 40-мм полуавтоматическими пушками М2А1, установленными вместо пулеметов. Кроме того, на борту появилась маловысотная телевизионная прицельная система AN/ASQ-145, РЛС бокового обзора AN/APQ-133, а также лазерный дальномер-целеуказа-тель AN/AVQ-18.
В 1971 г. был создан самолет АС-130Е, вооруженный двумя 20-мм пушками «Вулкан», одной 40-мм пушкой и одной 105-мм гаубицей (модернизированная армейская артиллерийская система с раздельным заряжанием), наведение которых осуществлялось при помощи автоматизированной системы управления огнем.
В 1973 г. ВВС США получили усовершенствованный самолет АС-130Н, имеющий вооружение, аналогичное вооружению АС-130Е, усовершенствованное БРЭО, включающее БРЛС переднего обзора AN/APN-58B, многофункциональную РЛС AN/APQ-150, установленную в левом борту фюзеляжа, телевизионную прицельную систему AN/ASQ-145, ЛДЦУ AN/AVQ-19 и тепловизионную систему AN/AAD-7, новые средства РЭБ и более мощные двигатели Т56-А-15. Самолет был оснащен топ-ливоприемником системы дозаправки в полете. Всего было построено 20 АС-1 ЗОН.
В 1991-1992 гт. изучалась возможность оснащения самолетов АС-130Н противорадиолокационными ракетами AGM-88 «Хеллфайр».
В 1987-1988 гг. фирма Рокуэлл переоборудовала 13 ВТС С-130Н в самолеты огневой поддержки AC-130U «Спектр», имеющие усовершенствованное пулеметно-пушечное вооружение и БРЭО. В 1994-1995 гг. эти самолеты прошли модернизацию, получив новое БРЭО (в частности, РЛС AN/APG-180).
В настоящее время ВВС США располагают 13 самолетами AC-130U, входящими в состав сил, предназначенных для проведения «специальных» операции
Рассматривалась возможность создания перспективного самолета огневой поддержки на базе усовершенствованного военно-транспортного самолета Локхид-Мартин С-130J «Геркулес» II.
Самолеты «Ганшип» строятся только в США и аналогов в ВВС других стран не имеют.
Размеры. Размах крыла 40,41 м; длина самолета 29,79 м; высота самолета 4,88 м; размах крыла 162,12 м2.
Массы, кг: нормальная взлетная 70 305, максимальная взлетная 79 380, топлива во внутренних баках 20 108.
Силовая установка. Четыре ТВД Аллисон Т56-А-15 (4 х 4508 л. с.) с четырехлопастными винтами Гамильтон Стандарт 54Н60.
Летные характеристики. Максимальная скорость 621 км/ч; крейсерская скорость 556 км/ч; практический потолок 8100 м; практическая дальность 4000 км.
Особенности конструкции. Установлено локальное бронирование рабочих мест экипажа. Имеется топливо-приемник системы дозаправки в воздухе
Оборудование. БРЛС управления огнем Хьюз AN/APG-180 (вариант БРЛС AN/APG-70, установленной на многофункциональном истребителе F-15E, обеспечивает обнаружение крупных радиолокационноконтрастных наземных целей на дальности до 150 км, имеет режимы «замораживания» изображения и селекции подвижных целей), тепловизионный прицел Тексас Инструменте AN/AAQ-17 или низкоуровневый телевизионный прицел GEC-Маркони ALLTV, ИЛС, повернутый на 90" в сторону борта.
Имеется ИНС, скомплексированная с блоком спутниковой навигации GPS.
Средства РЭБ включают две станции постановки активных радиолокационных помех ITT Авионикс AN/ALQ-172, станцию радиоэлектронной разведки Лорал AN/ALR-56M, системы выброса ложных целей и дилоль-ных отражателей.
Самолет оснащен строенной цифровой шиной данных, соответствующей стандарту MIL/STD-1553B.
Вооружение размещено на подвижных лафетах и включает шестиствольную пушку Дженерал Электрик GAU-12/U (25 мм, боезапас 3000 снарядов, скорострельность 3600 выстр./мин), 40-мм пушку Бофорс (боекомплект 265 снарядов, скорострельность 100 выстр./мин) и 105-мм гаубицу (боекомплект 98 снарядов, заряжание ручное раздельное, максимальная скорострельность 10 выстр./мин, при стрельбе на расстояние 3000 м обеспечивается попадание в круг диаметром 3 м). Наведение пушечного вооружения осуществляется посредством автоматизированной цифровой прицельной системы
Боевое применение. Самолеты АС-130А использовались в боевых действиях во Вьетнаме с 1967 г. При этом в ночное время они взаимодействовали с самолетами разведки и целеуказания RC-130C, оснащенными 28 бортовыми прожекторами, создававшими в районе цели мощное световое поле.
Самолеты АС-1 ЗОН применялись в боевых действиях в Гренаде и Панаме, a AC-130U - в районе Персидского залива, где иракскими средствами ПВО был сбит один самолет этого типа.
AC-130 | |
---|---|
AC-130H Spectre 4 эскадрильи специальных операций ВВС США над Флоридой. |
|
Тип | самолет огневой поддержки |
Разработчик | Lockheed Martin |
Производитель |
Lockheed Aircraft Co (Палмдейл , Калифорния) |
Первый полёт | 6 июня 1967 года |
Начало эксплуатации | 1968 год |
Конец эксплуатации | |
Статус | эксплуатируется |
Эксплуатанты | ВВС США |
Единиц произведено | 47 |
Базовая модель | Lockheed C-130 Hercules |
Изображения на Викискладе |
Общие сведения
Самолёт предназначен для решения следующих задач:
- непосредственная авиационная поддержка войск на поле боя;
- патрулирование и нарушение коммуникаций противника;
- нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или же по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования (нахождения в воздухе);
- обеспечение обороны своих баз и важных объектов.
В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят:
- 8 самолётов AC-130H (англ. Spectre - "призрак") - c 1972 года, стоимость одного $132,4 млн.
- 13 самолётов AC-130U (англ. Spooky - "жуткий, ужасный") - с 1995 года, стоимость одного $190 млн.
Модификации
AC-130A Spectre Создан на базе C-130A. Всего в этот вариант модернизировано 19 самолетов. Окончательно списаны в 1995 году. Вооружение 4х7,62-мм M-134 Minigun, 4х20-мм M61 Vulcan . AC-130E Spectre Создан на базе C-130E. Всего модернизировано 11 самолетов. Вооружение 2х20-мм M61 Vulcan , 1х40-мм L60 , 1х105-мм М102 AC-130H Spectre Модернизированный вариант AC-130E. Вооружение 1х20-мм M61 Vulcan , 1х40-мм L60 , 1х105-мм М102 . AC-130U Spooky Создан на базе C-130H. Вооружение 1х 25-мм GAU-12/U, 1х40-мм L60 , 1х105-мм М102 . AC-130J Ghostrider Создан на базе MC-130J. AC-130W Stinger II Вооружение 1х30-мм GAU-23/A , 1х105-мм М102 .
Вооружение и оснащение
Самолёт имеет уникальную компоновку - всё стрелково-артиллерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины (по полёту) перпендикулярно строительной оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям самолёт постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели (становится в левый круг). Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной шторой, заряжающие работают в масках.
Вооружение самолёта состоит из нескольких артиллерийских орудий.
Всё установленное на борту АС-130 вооружение управляется с помощью компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой входят радар , телевизионный и тепловизионный прицелы . Это обеспечивает возможность эффективного применения огневых средств самолёта круглосуточно, в любых погодных условиях.
На модификации AC-130U, кроме того, установлен радиолокатор с синтезированной апертурой , используемый для обнаружения целей на большой дальности. Система управления огнём АС-130U позволяет, в отличие от модификации АС-130H, одновременно наносить удары по двум целям. К тому же AC-130U берёт на борт в два раза больший боезапас , чем AC-130H.
В составе навигационного комплекса самолёта имеется инерциальная навигационная система , сопряжённая с приёмником сигналов спутниковой навигационной системы .
Боевое применение
Потери
- 24 мая 1969 года: AC-130A 54-1629 «The Arbitrator» («Арбитр »), н-р 3016, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был повреждён огнём противника в небе над Лаосом и совершил жёсткую посадку на базе Королевских ВВС в Убоне (Таиланд) и сгорел, 2 члена экипажа из 11 погибло. Первая потеря AC-130.
- 22 апреля 1970 года: AC-130A 54-1625 «War Lord» («Военачальник»), н-р 3012, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина неподалёку от Ban Tang Lou (Лаос), 10 членов экипажа из 11 погибло.
- 28 марта 1972 года: AC-130A 55-0044 «Prometheus» («Прометей »), н-р 3071, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ЗРК С-75 «Двина» к юго-востоку от Сепона (Xépôn , Лаос), погибли все 14 членов экипажа.
- 30 марта 1972 года: AC-130E 69-6571, н-р 4345, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина (Лаос). Вторая боевая потеря AC-130 за три дня привела к пересмотру параметров боевой эксплуатации этого типа самолётов.
- 18 июня 1972 года: AC-130A 55-0043, н-р 3070, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ПЗРК «Стрела-2 » над долиной Ашау к югу от Хюэ (Южный Вьетнам), 12 членов экипажа из 15 погибло.
- 21 декабря 1972 года: AC-130A 56-0490 «Thor» («Тор »), н-р 3098, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в 40 км к северо-востоку от Паксе (Лаос), 14 членов экипажа из 16 погибло.
- 31 января 1991 года: C-130E 69-6567, н-р 4341. В сентябре 1972 был модифицирован в AC-130E и придан 415-й тренировочной эскадрилье особого назначения (Харлбарт-Филд, Флорида , США). В 1973 был модернизирован до AC-130H, затем в июле 1978 года придан 16-й эскадрилье специального назначения. В сентябре 1990 года был последний раз модернизирован (замена электроники), позывной «Spirit 03» («Дух ноль-три»). Во время битвы при Хафджи (1991), понимая, что они могут подвергнуться обстрелу с земли, экипаж принял добровольное решение остаться в воздухе и обеспечить поддержку огнём взводу морской пехоты США . Борт был сбит ПЗРК «Стрела-2» в 110 км к юго-юго-востоку от Эль-Кувейта (Кувейт), погибли все 14 членов экипажа. Это самая крупная боевая потеря за время операции «Буря в пустыне » и последняя на данный момент боевая потеря AC-130.
- 14 марта 1994 года: AC-130H 69-0576, н-р 4351, позывной «Jockey 14» («Жокей один-четыре»), в составе 16-й эскадрильи специального назначения, поднялся в воздух с авиабазы в Момбасе и разбился в море в 7 км к югу от Малинди (Кения), 8 членов экипажа из 14 погибли. Причиной крушения стал взрыв снаряда в стволе гаубицы, приведший к пожару в двигателях по левому борту.
- 21 апреля 2015 года: AC-130J 09-5710 превысил максимально допустимое значение крена и временно потерял управление. Жёсткая посадка привела к тяжёлым повреждениям фюзеляжа и самолёт был списан.
Галерея
Тактико-технические характеристики
Приведённые характеристики соответствуют модификации AC-130U
.
Источник данных: USAF Fact Sheet
Технические характеристики
- Экипаж : 13 (5 офицеров : пилот, второй пилот, оператор управления огнём и оператор РЭБ; 8 сержантов : бортинженер , оператор ТВ-системы, оператор ИК-системы, специалист по погрузочно-разгрузочным работам, 4 стрелка)
- Размах крыла : 40,4 м
- Площадь крыла: 162,2 м²
- Максимальная взлётная масса : 69 750 кг
- Силовая установка : 4 × ТВД Allison T56-A-15
- Мощность двигателей: 4 × 4910 л. с. (4 × 3700 кВт)
- Максимальная скорость: 480 км/ч ( =0,4)
- Практическая дальность: 2400 км
- Стрелково-пушечное: по левую сторону фюзеляжа:
- AC-130H
- 2 х 20 мм M61 Vulcan (сняты в 2000 годах)
- 1 x 40 мм L60
- 1 x 105 мм M102
- AC-130U
- 1 х 25 мм GAU-12/U
- 1 x 40 мм L60
- 1 x 105 мм M102
- AC-130H
Lockheed AC-130 - летающая артбатарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя. Основой для данной машины АА США является транспортный самолёт C-130 фирмы Lockheed . Установку вооружения и дополнительного оборудования осуществляла фирма Боинг . Принимал активное участие во Вьетнамской войне .
Общие сведения
Самолёт предназначен для решения следующих задач:
- непосредственная авиационная поддержка войск на поле;
- патрулирование и нарушение коммуникаций противника;
- нанесение ударов по заранее выявленным объектам противника или же по объектам, целеуказание по которым поступает во время патрулирования (нахождения в воздухе);
- обеспечение обороны своих баз и важных объектов.
В общей сложности было разработано 99 модификаций АС-130, которые отличались набором артиллерийско-пулемётного вооружения и радиотехнических средств.
Экипаж самолета АС-130 включает пять офицеров (два пилота, штурман, оператор бортовых систем артвооружения и оператор систем РЭБ) и восемь рядовых (бортинженер , оператор ТВ-камер, оператор ИК-аппаратуры, заряжающий и четыре стрелка).
В настоящее время на вооружении Командования специальных операций ВВС США состоят:
- 8 самолётов AC-130H (англ. Spectre - "призрак") - c 1972 года, стоимость одного $132,4 млн.
- 13 самолётов AC-130U (англ. Spooky - "жуткий, ужасный") - с 1995 года, стоимость одного $190 млн.
Вооружение и оснащение
Самолёт имеет уникальную компоновку - всё стрелково-артиллерийское вооружение находится по левому борту грузовой кабины (по полёту) перпендикулярно строительной оси самолёта, соответственно для его применения по наземным целям самолёт постоянно выполняет левый вираж вокруг района цели (становится в левый круг). Отсек вооружения отделён от остального пространства кабины противодымной шторой, заряжающие работают в масках.
Вооружение самолёта состоит из нескольких артиллерийских орудий и несколько различается у двух моделей:
AC-130H вооружен:
- двумя 20-мм скорострельными авиапушками M61 Vulcan ;
- 40-мм пушкой L60 ;
- 105-мм орудием М102 .
АС-130U оснащён:
- 25-мм автоматической скорострельной авиапушкой GAU-12/U (с вращающимся блоком стволов);
- 40-мм пушкой L60 ;
- 105-мм орудием М102 .
Всё установленное на борту АС-130 вооружение управляется с помощью компьютеризированной поисково-прицельной системы, в состав которой входят радар , телевизионный и тепловизионный прицелы. Это обеспечивает возможность эффективного применения огневых средств самолёта круглосуточно, в любых погодных условиях.
На модификации AC-130U, кроме того, установлен радиолокатор с синтезированной апертурой , используемый для обнаружения целей на большой дальности. Система управления огнём АС-130U позволяет, в отличие от модификации АС-130H, одновременно наносить удары по двум целям. К тому же AC-130U берёт на борт в два раза больший боезапас, чем AC-130H.
В составе навигационного комплекса самолёта имеется инерциальная навигационная система , сопряжённая с приёмником сигналов спутниковой навигационной системы .
Боевое применение
- Впервые концепция «летающей артиллерийской батареи » была применена во время Вьетнамской войны . AС-130, вооружённые артиллерией, с большим успехом применялись для обстрела транспортных колонн Вьетконга на т. н. «тропе Хо Ши Мина ».
- Применялся во время Войны в Заливе с Ираком (1991)
- Применяется в военной операции силами США против террористов ИГИЛ (2015)
Потери
- 24 мая 1969 года: AC-130A 54-1629 «The Arbitrator» («Арбитр »), н-р 3016, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был повреждён огнём противника в небе над Лаосом и совершил жёсткую посадку на базе Королевских ВВС в Убоне (Таиланд) и сгорел. Первая потеря AC-130.
- 22 апреля 1970 года: AC-130A 54-1625 «War Lord» («Военный вождь»), н-р 3012, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина неподалёку от Ban Tang Lou (Лаос).
- 28 марта 1972 года: AC-130A 55-0044 «Prometheus» («Прометей »), н-р 3071, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ЗРК С-75 «Двина» к юго-востоку от Сепона (Лаос).
- 30 марта 1972 года: AC-130E 69-6571, н-р 4345, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в небе над тропой Хо Ши Мина (Лаос). Вторая боевая потеря AC-130 за три дня привела к пересмотру параметров боевой эксплуатации этого типа самолётов.
- 18 июня 1972 года: AC-130A 55-0043, н-р 3070, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ЗРК SA-7 над долиной Ашау к югу от Хюэ (Южный Вьетнам).
- 21 декабря 1972 года: AC-130A 56-0490 «Thor» («Тор »), н-р 3098, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит в 40 км к северо-востоку от Паксе (Лаос).
- 31 января 1991 года: C-130E 69-6567, н-р 4341. В сентябре 1972 был модифицирован в AC-130E и придан 415-й тренировочной эскадрилье особого назначения (Харлбарт-Филд , Флорида , США). В 1973 был модернизирован до AC-130H, затем в июле 1978 года придан 16-й эскадрилье специального назначения. В сентябре 1990 года был последний раз модернизирован (замена электроники), позывной «Spirit 03» («Дух ноль-три»). Во время битвы при Хафджи , понимая, что они могут подвергнуться обстрелу с земли, экипаж принял добровольное решение остаться в воздухе и обеспечить поддержку огнём взводу морской пехоты США . Борт был сбит ПЗРК Стрела-2 в 110 км к юго-юго-востоку от Эль-Кувейта (Кувейт), погибли все 14 членов экипажа. Это самая крупная боевая потеря за время операции «Буря в пустыне » и последняя на данный момент боевая потеря AC-130.
- 14 марта 1994 года: AC-130H 69-0576, н-р 4351, позывной «Jockey 14» («Жокей один-четыре»), в составе 16-й эскадрильи специального назначения, поднялся в воздух с авиабазе в Момбасе и разбился в море в 7 км к югу от Малинди (Кения). Причиной крушения стал взрыв снаряда в стволе гаубицы, приведший к пожару в двигателях по левому борту.
- 21 апреля 2015 года: AC-130J превысил максимально допустимое значение крена и временно потерял управление. Жёсткая посадка привела к тяжёлым повреждениям фюзеляжа и самолёт был списан.
Галерея
AC-130H flies along Northwest Florida coast.jpg
AC-130H над побережьем Флориды
AC-130U Aerial Gunners.jpg
Стрелки возле 105-мм орудия, на заднем плане 40-мм пушка
Выстрел из орудия
AC-130 AZRAEL Angel of Death.jpg
Рисунок и надпись на фюзеляже («Азраил - ангел смерти»)
Тактико-технические характеристики
Приведенные характеристики соответствуют модификации AC-130U .
Источник данных: USAF Fact Sheet
Технические характеристики- Экипаж : 13 (5 офицеров: пилот, второй пилот, оператор управления огнём и оператор РЭБ; 8 сержантов: бортинженер, оператор ТВ системы, оператор ИК системы, специалист по погрузочно-разгрузочным работам, 4 стрелка)
- Длина : 29,8 м
- Размах крыла : 40,4 м
- Высота : 11,7 м
- Площадь крыла: 162,2 м²
- Максимальная взлётная масса : 69 750 кг
- Силовая установка : 4 × ТВД Allison T56-A-15
- Мощность двигателей: 4 × 4910 л. с. (4 × 3700 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 480 км/ч ( =0,4)
- Практическая дальность: 2400 км
- Практический потолок : 7576 м
Вооружение
- Стрелково-пушечное:
по левую сторону фюзеляжа:
- AC-130H
- 2 х 20 мм M61 Vulcan (сняты в 2000 годах)
- 1 x 40 мм L60
- 1 x 105 мм M102
- AC-130U
- 1 х 25 мм GAU-12/U
- 1 x 40 мм L60
- 1 x 105 мм M102
- AC-130H
Операторы
В кино
- В кинофильме «Трансформеры » AC-130, при взаимодействии с парой А-10 , помогает выжившим морским пехотинцам одолеть преследовавшего их в пустыне Катара десептикона .
- В кинофильме Команда А (The A-Team) при помощи AC-130 подручный агента Линча разносит временную базу отряда Джона Смита, что приводит к гибели генерала Моррисона.
- В кинофильме «Падение Олимпа» AC-130 летит над Вашингтоном в сторону Белого Дома, обстреливая по пути наземные цели из 20-мм скорострельных авиапушек М61 «Вулкан»
См. также
Напишите отзыв о статье "Lockheed AC-130 Spectre"
Примечания
Литература
- Никольский М. Авиация специального назначения (рус.) // Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра: журнал. - 2004. - Ноябрь (№ 11 ). - С. 34-37 .
Ссылки
- (недоступная ссылка с 12-08-2013 (2047 дней) - история , копия ) US Air Force, октябрь 2007. (англ.)
- (англ.)
- (недоступная ссылка с 12-08-2013 (2047 дней)) (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
|
Отрывок, характеризующий Lockheed AC-130 Spectre
– Не говорите со мной так: я не стою этого! – вскрикнула Наташа и хотела уйти из комнаты, но Пьер удержал ее за руку. Он знал, что ему нужно что то еще сказать ей. Но когда он сказал это, он удивился сам своим словам.– Перестаньте, перестаньте, вся жизнь впереди для вас, – сказал он ей.
– Для меня? Нет! Для меня всё пропало, – сказала она со стыдом и самоунижением.
– Все пропало? – повторил он. – Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей.
Наташа в первый раз после многих дней заплакала слезами благодарности и умиления и взглянув на Пьера вышла из комнаты.
Пьер тоже вслед за нею почти выбежал в переднюю, удерживая слезы умиления и счастья, давившие его горло, не попадая в рукава надел шубу и сел в сани.
– Теперь куда прикажете? – спросил кучер.
«Куда? спросил себя Пьер. Куда же можно ехать теперь? Неужели в клуб или гости?» Все люди казались так жалки, так бедны в сравнении с тем чувством умиления и любви, которое он испытывал; в сравнении с тем размягченным, благодарным взглядом, которым она последний раз из за слез взглянула на него.
– Домой, – сказал Пьер, несмотря на десять градусов мороза распахивая медвежью шубу на своей широкой, радостно дышавшей груди.
Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над черными крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь, огромное пространство звездного темного неба открылось глазам Пьера. Почти в середине этого неба над Пречистенским бульваром, окруженная, обсыпанная со всех сторон звездами, но отличаясь от всех близостью к земле, белым светом, и длинным, поднятым кверху хвостом, стояла огромная яркая комета 1812 го года, та самая комета, которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света. Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства. Напротив Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая, как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место, на черном небе, и остановилась, энергично подняв кверху хвост, светясь и играя своим белым светом между бесчисленными другими, мерцающими звездами. Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе.
С конца 1811 го года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году силы эти – миллионы людей (считая тех, которые перевозили и кормили армию) двинулись с Запада на Восток, к границам России, к которым точно так же с 1811 го года стягивались силы России. 12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг, против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира и на которые, в этот период времени, люди, совершавшие их, не смотрели как на преступления.
Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его? Историки с наивной уверенностью говорят, что причинами этого события были обида, нанесенная герцогу Ольденбургскому, несоблюдение континентальной системы, властолюбие Наполеона, твердость Александра, ошибки дипломатов и т. п.
Следовательно, стоило только Меттерниху, Румянцеву или Талейрану, между выходом и раутом, хорошенько постараться и написать поискуснее бумажку или Наполеону написать к Александру: Monsieur mon frere, je consens a rendre le duche au duc d"Oldenbourg, [Государь брат мой, я соглашаюсь возвратить герцогство Ольденбургскому герцогу.] – и войны бы не было.
Понятно, что таким представлялось дело современникам. Понятно, что Наполеону казалось, что причиной войны были интриги Англии (как он и говорил это на острове Св. Елены); понятно, что членам английской палаты казалось, что причиной войны было властолюбие Наполеона; что принцу Ольденбургскому казалось, что причиной войны было совершенное против него насилие; что купцам казалось, что причиной войны была континентальная система, разорявшая Европу, что старым солдатам и генералам казалось, что главной причиной была необходимость употребить их в дело; легитимистам того времени то, что необходимо было восстановить les bons principes [хорошие принципы], а дипломатам того времени то, что все произошло оттого, что союз России с Австрией в 1809 году не был достаточно искусно скрыт от Наполеона и что неловко был написан memorandum за № 178. Понятно, что эти и еще бесчисленное, бесконечное количество причин, количество которых зависит от бесчисленного различия точек зрения, представлялось современникам; но для нас – потомков, созерцающих во всем его объеме громадность совершившегося события и вникающих в его простой и страшный смысл, причины эти представляются недостаточными. Для нас непонятно, чтобы миллионы людей христиан убивали и мучили друг друга, потому что Наполеон был властолюбив, Александр тверд, политика Англии хитра и герцог Ольденбургский обижен. Нельзя понять, какую связь имеют эти обстоятельства с самым фактом убийства и насилия; почему вследствие того, что герцог обижен, тысячи людей с другого края Европы убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими.
Для нас, потомков, – не историков, не увлеченных процессом изыскания и потому с незатемненным здравым смыслом созерцающих событие, причины его представляются в неисчислимом количестве. Чем больше мы углубляемся в изыскание причин, тем больше нам их открывается, и всякая отдельно взятая причина или целый ряд причин представляются нам одинаково справедливыми сами по себе, и одинаково ложными по своей ничтожности в сравнении с громадностью события, и одинаково ложными по недействительности своей (без участия всех других совпавших причин) произвести совершившееся событие. Такой же причиной, как отказ Наполеона отвести свои войска за Вислу и отдать назад герцогство Ольденбургское, представляется нам и желание или нежелание первого французского капрала поступить на вторичную службу: ибо, ежели бы он не захотел идти на службу и не захотел бы другой, и третий, и тысячный капрал и солдат, настолько менее людей было бы в войске Наполеона, и войны не могло бы быть.
Ежели бы Наполеон не оскорбился требованием отступить за Вислу и не велел наступать войскам, не было бы войны; но ежели бы все сержанты не пожелали поступить на вторичную службу, тоже войны не могло бы быть. Тоже не могло бы быть войны, ежели бы не было интриг Англии, и не было бы принца Ольденбургского и чувства оскорбления в Александре, и не было бы самодержавной власти в России, и не было бы французской революции и последовавших диктаторства и империи, и всего того, что произвело французскую революцию, и так далее. Без одной из этих причин ничего не могло бы быть. Стало быть, причины эти все – миллиарды причин – совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события, а событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться. Должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных, точно так же, как несколько веков тому назад с Востока на Запад шли толпы людей, убивая себе подобных.
Действия Наполеона и Александра, от слова которых зависело, казалось, чтобы событие совершилось или не совершилось, – были так же мало произвольны, как и действие каждого солдата, шедшего в поход по жребию или по набору. Это не могло быть иначе потому, что для того, чтобы воля Наполеона и Александра (тех людей, от которых, казалось, зависело событие) была исполнена, необходимо было совпадение бесчисленных обстоятельств, без одного из которых событие не могло бы совершиться. Необходимо было, чтобы миллионы людей, в руках которых была действительная сила, солдаты, которые стреляли, везли провиант и пушки, надо было, чтобы они согласились исполнить эту волю единичных и слабых людей и были приведены к этому бесчисленным количеством сложных, разнообразных причин.
Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем). Чем более мы стараемся разумно объяснить эти явления в истории, тем они становятся для нас неразумнее и непонятнее.
Каждый человек живет для себя, пользуется свободой для достижения своих личных целей и чувствует всем существом своим, что он может сейчас сделать или не сделать такое то действие; но как скоро он сделает его, так действие это, совершенное в известный момент времени, становится невозвратимым и делается достоянием истории, в которой оно имеет не свободное, а предопределенное значение.
Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлеченнее ее интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно исполняет предписанные ему законы.
Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей. Совершенный поступок невозвратим, и действие его, совпадая во времени с миллионами действий других людей, получает историческое значение. Чем выше стоит человек на общественной лестнице, чем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка.
«Сердце царево в руце божьей».
Царь – есть раб истории.
История, то есть бессознательная, общая, роевая жизнь человечества, всякой минутой жизни царей пользуется для себя как орудием для своих целей.
Наполеон, несмотря на то, что ему более чем когда нибудь, теперь, в 1812 году, казалось, что от него зависело verser или не verser le sang de ses peuples [проливать или не проливать кровь своих народов] (как в последнем письме писал ему Александр), никогда более как теперь не подлежал тем неизбежным законам, которые заставляли его (действуя в отношении себя, как ему казалось, по своему произволу) делать для общего дела, для истории то, что должно было совершиться.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны