Региональные группировки международные организации и сообщества отраслевые группировки виды интеграций военные группировки нато обсе ес нафта асеан снг. Основные экономические группировки стран современного мира
Международная экономическая интеграция
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - одно из ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни в эпоху НТР. Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.
МЭИ - высшая ступень МГРТ, возникшая в результате углубления международной специализации и «сращивания» национальных хозяйств ряда стран.
Именно региональная экономическая интеграция стала преобладающей тенденцией в развитие мирового хозяйства, которое все более складывается из крупных интегрированных экономических блоков (группировок). Главные из них сформировались в пределах экономически развитых стран Запада - в Европе и в Северной Америке.
Крупные экономические группировки
Региональная экономическая интеграция как тенденция в развитии мирового хозяйства впервые проявилось в Западной Европе в 50-х гг. XX века. Этот процесс усилились благодаря узости внутренних рынков большинства стран, распаду колониальных рынков. В 1957 было создано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). В противовес ему в 1959 году образовалась Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), в первоначальный состав которой вошли Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция и Швейцария, трансформировалась в Европейское сообщество (ЕС) - своего рода «Соединенные Штаты Европы» с населением 345 млн. чел., с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти. В пределах ЕС свободно перемещаются товары, капиталы и услуги, технологии и рабочая сила, с 1 января 1998 года во всех странах ЕС введена единая валюта - экю.
Осенью 1991 года страны ЕС и ЕАСТ договорились о создании в Западной Европе «единого экономического пространства», которое должно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел. В перспективе это пространство будет, вероятно, расширяться.
Еще одна интеграционная группировка западного мира появилась в Северной Америке: в 1989 году вошло в силу межгосударственное соглашение США и Канады о создании зоны свободной торговли с населением 270 млн. чел. В конце 1992 года к этой зоне присоединилась Мексика и новая группировка получила название НАФТА - Северо-американское соглашение о свободной торговле, объединяющее 370 млн. чел. (и превосходя в этом отношении ЕС). Соглашение предусматривает либерализацию движения товаров, успуг и капиталов через границы, разделяющие 3 страны, однако в отличие от ЕС страны НАФТА не предполагают создание единой валюты, координацию внешней политики и политики безопасности.
Кроме этих крупнейших группировок, в странах Запада существует ряд других, в состав которых входят развивающиеся страны; в большинстве это - обычные региональные экономические группировки, в них еще не сложилась интеграция европейского и американского типа. Но следует отметить те из них, которые стали приобретать более явственные интеграционные черты. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980-1981 годах в составе 11 стран Южной Америки. ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) включает в себя Индонезию, Малайзию, Сингапур, Таиланд, Филипины и Бруней. Они также имеют некоторые национальные органы и ставят своей целью создание зоны свободной торговли.
Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) - крупное региональное объединение 20 стран, созданное по инициативе Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В него входят страны, имеющие выход к Тихому океану, причем членами АТЭС являются как крупнейшие страны Запада (США, Япония. Канада, Австралия), так и члены АСЕАН, Республика Корея, Мексика.
Наряду с вышеперечисленными группировками необходимо отметить также: Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в составе США, Канады, большинство стран Западной Европы, Японии, Австралии, Финляндии и Новой Зеландии), Лигу арабских стран (включает 22 арабских государства).
С 1949 года по 1991 год на международной экономической арене замегнуго роль играла группировка 10 социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи, упраздненный в связи с новой политической и экономической ситуацией на рубеже 90-х годов. Однако подобный разрыв налаженных экономических связей негативно сказывается на хозяйстве отдельных стран. Поэтому в настоящее время в Восточной Европе, в странах СНГ усиливаются интеграционные процессы.
Кроме региональных на мировой арене действуют ряд отраслевых экономических группировок, объединяющих страны с одинаковой международной специализацией. Возникновение отраслевых группировок объясняется стремлением стран регулировать мировые цены на продукцию определенных отраслей и координировать развитие отраслей.
Наиболее влиятельной и заметной отраслевой группой является Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). На долю 13 входящих в нее государств (Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Кувейт, ОАЭ, Катар, Алпсир, Ливия, Нигерия, Габон, Эквадор, Венесуэла, Индонезия) приходится около 90% экспорта нефти в мире.
Главные интеграционные группировки мира
Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.
Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить: в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН, в Евразии-СНГ.
Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине ХХ столетия складывалось единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм .
Основные экономические группировки стран современного мира
Региональные экономические группировки:
ЕС - Европейское сообщество
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле
АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии
Латиноамериканская ассоциация интеграции
Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)
Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)
Объединение ряда европейских государств, которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия . В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот. Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый «таможенный союз»). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии «Общего рынка» явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику. Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран .
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы «концентрических кругов» и Европы с «изменяемой геометрией», и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993 г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования .
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.
Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979 г. Основными целями интегрированных программ является скоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности .
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
Региональные экономические группировки:
ЕС - Европейское сообщество
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле
АСЕАН - Ассоция государств Юго-Восточной Азии
Латиноамериканская ассоциация интеграции
Карибское содружество и общий рынок (КАРИКАМ)
Содружество Независимых государств
Отраслевые экономические группировки:
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)
Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ)
3.1. Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС)
Объединение ряда европейских государств , которые стремятся к экономической интеграции при частичном отказе от своих национальных суверенитетов . Европейское экономическое сообщество было юридически оформлено Римским договором 1957 г. и первоначально включало в себя шесть стран: ФРГ. Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Италию. В 1973 г. в него вошли Англия, Дания и Ирландия, в 1981 г. - Греция, в 1986 г. - Испания и Португалия. В основе экономической политики ЕЭС лежат следующие принципы: свободный торговый обмен, свободная миграция рабочей силы, свобода выбора местожительства, свобода предоставления услуг, свободное перемещение капиталов и свободный платежный оборот.
Первым шагом к реализации этих принципов явилось создание зоны свободной торговли, что предполагало взаимную отмену таможенных пошлин, экспортных и импортных квот и других внешнеторговых ограничений. Одновременно с этим начала проводиться единая таможенная политика по отношению к третьим странам, не являющимся членами ЕЭС (так называемый "таможенный союз"). Главным препятствием на пути к этому является наличие различных налоговых систем с неодинаковыми налоговыми ставками, прежде всего в сфере налогов косвенных. Важным этапом в развитии "Общего рынка" явилось создание Европейской валютной системы. Хотя в этом случае наиболее очевидно стремление большинства стран-членов ЕЭС проводить свою собственную независимую валютную политику.
Кроме ЕЭС существует европейское объединение угля, и стали, а также Европейское объединение по атомной энергии. Эти три объединения известны под названием Европейские сообщества (ЕС). Существует ряд наднациональных органов, которые осуществляют руководство Европейским экономическим сообществом: Совет министров (законодательный орган); Комиссия Европейских сообществ (исполнительный орган); Европейский парламент (осуществляет контроль за деятельностью Комиссии и утверждает бюджет); Суд Европейских сообществ (высший судебный орган); Европейский совет (в его состав входят главы правительств стран-членов ЕЭС); Европейское политическое сотрудничество (комитет, в составе которого насчитывается 15 министров иностранных дел и один член Комиссии Европейских сообществ). Усиление роли последнего органа свидетельствует о стремлении стран-участниц не только к экономической, но и к политической интеграции. В настоящее время в состав Европейского Сообщества входят 15 стран.
Различия в уровнях экономического развития стран ЕС и в степени их желания участвовать в интегрированных областях привели еще в 80-е годы к появлению идеи Европы "концентрических кругов" и Европы с “изменяемой геометрией", и в дальнейшем обсуждавшихся и развивавшихся. Однако наибольшую актуальность они приобрели тогда, когда встал вопрос о присоединении к ЕС Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
На сессии Европейского совета в Копенгагене в июне 1993г. было принято решение о том, что имеющие статус ассоциированных членов государства ЦВЕ, которые пожелают войти в ЕС, смогут сделать это, как только будут в состоянии выполнить соответствующие требования.
Наиболее настойчиво за скорейшее включение центрально- и восточноевропейских стран в ЕС ратует Германия, быстро расширяющая свое влияние в этих странах и активно осваивающая их рынки. Эксперты из семи научных институтов, в том числе из немецкого общества по внешней политике, пришли к выводу, что нестабильным странам в восточной части континента, если их вовремя не принять в ЕС, могут потребоваться чрезвычайные меры помощи в миллиарды долларов, кроме того, может произойти новый раскол между Востоком и Западом, сопровождаемый угрозой усиления националистических тенденций с обеих сторон и возникновения этнических и идеологических конфликтов.
Многие европейские политики считают, что сам Европейский Союз получит от расширения своих границ в восточном направлении гарантию от экономического коллапса и установления в этой зоне авторитарных режимов, которые явились бы угрозой не только непосредственно ряду европейских политиков, большему равновесию внутри самого союза, прежде всего, учитывая растущую силу Германии. Это особенно важно, поскольку франко-германский тандем в последнее время начинает давать сбои. Кроме того, таким путем не только Германия, но и другие страны-члены ЕС закрепили бы свое влияние в этой части Европы, хотя уже сейчас 50% торговли центрально- и восточноевропейских стран приходится на страны Запада. В связи с этим следует иметь в виду, что, по расчетам западных экономистов, Центральная Европа в скором времени может превратиться в одну из наиболее быстро развивающихся частей континента.
Существуют так называемые интегрированные программы, которые были начаты в качестве эксперимента с 1979г. Основными целями интегрированных программ являетсяскоординированный подход к решению сходных проблем в различных регионах. Так примером могут служить программы по Средиземноморью. Страны с прилегающими регионами согласовывают свои действия по развитию этих регионов, привлекались средства структурных фондов ЕЭС, таких как фонд на перестройку промышленности
Основными источниками финансирования программ ЕС являются:
1. Европейский фонд валютного сотрудничества
2. Взаимное кредитование национальных ЦБ
Основными кредитными инструментами ЕС являются:
1. Валютные интервенции.
2. Краткосрочная валютная поддержка (срок до 75 дней, можно повторять через короткие промежутки времени).
3. Среднесрочное кредитование.
4. Долгосрочная помощь сроком до 5 лет.
3.2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФ-ТА)
Дей-ст-ву-ет с 1984 го-да и яв-ля-ет-ся са-мым круп-ным ре-гио-наль-ным объ-е-ди-не-ни-ем. Чис-лен-ность на-се-ле-ния 373 млн. чел., в ЕС - око-ло 345 млн. Сум-мар-ный объ-ем ВВП НАФ-ТА при-бли-зи-тель-но 7 трон. USD.
НАФ-ТА базируется на принципах, отличных от ЕС, основными из которых являются:
· по-этап-ное, в те-че-ние 15 лет, уст-ра-не-ние та-мо-жен-ных по-шлин и не-тор-го-вых ог-ра-ни-че-ний;
· ли-бе-ра-ли-за-ция ин-ве-сти-ци-он-но-го ре-жи-ма;
· обес-пе-че-ние вы-со-ко-го уров-ня за-щи-ты ин-тел-лек-ту-аль-ной соб-ст-вен-но-сти;
· раз-ра-бот-ка со-вме-ст-ной про-грам-мы по борь-бе с за-гряз-не-ни-ем ок-ру-жаю-щей сре-ды.
Без-ус-лов-ная ини-циа-ти-ва и ли-дер-ст-во в соз-да-нии НАФ-ТА принадлежит США (экономический потенциал ВВП 100%). Так же в соглашение входят Канада (экономический потенциал ВВП 9,4%) и Мексика (экономический потенциал ВВП 5,5%).
Стремление США к интеграции с партнерами по соглашению обусловлено следующими обстоятельствами :
а) Со-еди-не-ние вы-со-ко-го на-уч-но-тех-ни-че-ско-го по-тен-циа-ла с низ-ки-ми из-держ-ка-ми на заработную пла-ту (так в Мек-си-ке сред-няя зарплата в 1985 го-ду со-став-ля-ла 14% от сред-ней зарплаты в США).
б) Ин-те-гра-ция США и Ка-на-ды осу-ще-ст-в-ля-ет-ся при от-сут-ст-вии спе-ци-аль-ных ин-сти-ту-цио-наль-ных струк-тур. 20% ВНП Ка-на-ды реа-ли-зу-ет-ся в США, т.е. 60-70% экс-пор-та Ка-на-ды. Ка-на-да - круп-ней-ший тор-го-вый парт-нер США (око-ло 25% экс-пор-та США или око-ло 1% ВНП). Для аме-ри-кан-ских кор-по-ра-ций Канада - глав-ный объ-ект ин-ве-сти-ро-ва-ния, объ-ем ин-ве-сти-ций со-ста-вив-ший в 1992 году 56 млрд. USD в 1992 го-ду.
Развитием интеграции явилось подписание в 1988 г. со-гла-ше-ния о соз-да-нии зо-ны сво-бод-ной тор-гов-ли ме-ж-ду США и Ка-на-дой - CAFTA, ко-то-рое под-ра-зу-ме-ва-ет пол-ную ли-к-ви-да-цию барь-е-ров при тор-гов-ле США и Ка-на-ды, раз-ра-бо-тку со-вме-ст-ных ме-ха-низ-мов, ре-гу-ли-рую-щих со-вме-ст-ную кон-ку-рен-цию, соз-да-ние над-на-цио-наль-ных су-деб-ных и ар-бит-раж-ных ор-га-нов, при-ня-тие зна-чи-тель-ных ос-лаб-ле-ний ог-ра-ни-че-ний на аме-ри-кан-ские ин-ве-сти-ции в Ка-на-де.
Масштабное сближение США и Мексики началось в 1989 году и харктеризовалось процессами при-ва-ти-за-ции, шо-ко-вой те-ра-пии, при-вле-че-ния ино-стран-ных ин-ве-сто-ров, ли-бе-ра-ли-за-ции внешней торговли. 80% всех ино-стран-ных ин-ве-сти-ций в экономику Мексики составляли вложения из США.
Таким образом НАФТА характеризуется следующими признаками:
1. Асим-мет-рич-ный ха-рак-тер, про-ис-те-каю-щий из то-го, что на США при-хо-дит-ся око-ло 85% ВВП и промышленного про-из-вод-ст-ва трех стран.
2. Асим-мет-рия уров-ней раз-ви-тия ме-ж-ду вы-со-ко раз-ви-ты-ми стра-на-ми (США и Ка-на-да) и раз-ви-ваю-щей-ся Мек-си-кой.
3. Асим-мет-рия ин-тен-сив-но-сти дву-сто-рон-них экономических от-но-ше-ний (США - Ка-на-да, США - Мек-си-ка), от-сут-ст-вие зре-лых эко-но-ми-че-ских от-но-ше-ний ме-ж-ду Ка-на-дой и Мек-си-кой. Так до-ля Мек-си-ки во ВТО Ка-на-ды в 1993 году составила чуть бо-лее 1% .
Экономический эффект НАФТА основан на рез-ком уве-ли-че-ние аме-ри-кан-ско-го экс-пор-та, а от-сю-да уве-ли-че-ние за-ня-то-сти (в 1994 го-ду аме-ри-кан-ский экс-порт воз-рос на 17.5% лишь от соз-да-ния НАФ-ТА). Пе-ре-носе тру-до-ем-ких, нау-ко-ем-ких и гряз-ных про-из-водств в Мек-си-ку позволит сни-зить из-дер-жки про-из-вод-ст-ва и по-высить кон-ку-рен-то-спо-соб-но-сть товаров (GM, FORD, Crysler на-ме-ре-ны по-вы-сить ка-пи-та-ло-вло-же-ния в Мек-си-ку, тем са-мым по-вы-сить при-быль бо-лее чем на 10%). По-лу-че-ние боль-ших фи-нан-со-вых вли-ва-ний ожидается за счет ли-бе-ра-ли-за-ции ми-гра-ции ка-пи-та-ла (до 8% ВВП Мек-си-ки).
3.3. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Создана в 1967 году как договор 5 стран - Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году в ассоциацию вступила Бруней, а в 1995 году - Вьетнам.
АСЕАН является самой влиятельной группировкой среди развивающихся стран. Серьезное эко-но-ми-че-ское со-труд-ни-че-ст-во на-ча-ло раз-ви-вать-ся с 1976 го-да, с момента принятия Дек-ла-ра-ции со-гла-сия и про-грам-мы дей-ст-вий и подразумевало 4 сфе-ры вза-им-но-го эко-но-ми-че-ско-го со-труд-ни-че-ст-ва:
Пре-фе-рен-ци-аль-ный дос-туп то-ва-ров в ра-мах вза-им-ной тор-гов-ли то-п-ли-во и про-до-воль-ст-вие;
Со-труд-ни-че-ст-во в сфе-ре тор-гов-ли (при со-вме-ст-ном вы-хо-де на внеш-ние рын-ки и рын-ки треть-их стран);
Про-из-вод-ст-вен-ное со-труд-ни-че-ст-во;
Эко-но-ми-че-ские свя-зи вы-ра-бот-ка об-щей по-зи-ции по эко-но-ми-че-ским про-бле-мам, пред-став-ляю-щим об-щий ин-те-рес для всех чле-нов.
В ходе работы Ассоциации в 1977 году соз-да-на зо-на пре-фе-рен-ци-аль-ной тор-гов-ли на 20 то-ва-ров. Че-рез год количество товаров было доведено до 70 при раз-мере пре-фе-рен-ций в сред-нем - 20-25%. По-сле 1989 го-да пре-фе-рен-ции до-ве-де-ны до 50% на 12700 то-вар-ных по-зи-ций. Пер-вый про-ект соз-да-ния зо-ны сво-бод-ной тор-гов-ли осуществлен в 1987 году, а в 1989 году была создана кон-цеп-ция соз-да-ния тре-уголь-ни-ков эко-но-ми-че-ско-го рос-та (по пред-ло-же-нию ми-ни-ст-ра эко-но-ми-ки Син-га-пу-ра). В пер-вый “тре-уголь-ник” во-шли: Син-га-пур, Ма-лай-зия, Ин-до-не-зия (у по-след-них двух - ад-ми-ни-ст-ра-тив-но-эко-но-ми-че-ские рай-оны). Он по-лу-чил на-зва-ние “Юж-ный тре-уголь-ник”.
В 1992 году состоялся Син-га-пур-ский сам-мит стран уча-ст-ниц АСЕ-АН, на ко-то-ром при-ня-то ре-ше-ние о соз-да-нии зо-ны сво-бод-ной тор-гов-ли АВ-ТА. Она долж-на быть соз-да-на к 2008 го-ду (за 15 лет) че-рез ли-к-ви-да-цию по-шлин во вза-им-ной тор-гов-ле про-из-вод-ст-вен-ны-ми и пе-ре-ра-бо-тан-ны-ми сельскохозяйственными про-дук-та-ми (по-шли-ны на не-ко-то-рые то-ва-ры до 5%). В рамках про-из-вод-ст-вен-но-го со-труд-ни-че-ст-ва был осу-ще-ст-в-лен толь-ко один проект - строи-тель-ст-во за-во-да по про-из-вод-ст-ву хи-ми-че-ско-го удоб-ре-ния.
В рамках АВ-ТА пла-ни-ру-ет-ся осу-ще-ст-вить от-ме-ну по-шлин, уст-ра-не-ние ко-ли-че-ст-вен-ных ог-ра-ни-че-ний, гар-мо-ни-за-цию на-цио-наль-ных стан-дар-тов, вза-им-ное при-зна-ние сер-ти-фи-ка-тов ка-че-ст-ва, уст-ра-не-ние ог-ра-ни-че-ний на дви-же-ние ка-пи-та-ла, про-ве-де-ние кон-суль-та-ций по осу-ще-ст-в-ле-нию мак-ро-эко-но-ми-че-ской по-ли-ти-ки с це-лью ко-ор-ди-на-ции по-след-ней. К на-стоя-ще-му мо-мен-ту Ма-лай-зия со-кра-ти-ла или от-ме-ни-ла по-шли-ны на 2600 то-ва-ров во вза-им-ной тор-гов-ле. Ин-до-не-зия и Фи-лип-пи-ны сня-ли ог-ра-ни-че-ния на ино-стран-ные ка-пи-та-ло-вло-же-ния в энер-ге-ти-ку и те-ле-ком-му-ни-ка-ци-он-ные ус-лу-ги. Таи-ланд снял ог-ра-ни-че-ния на ввоз ав-то-мо-би-лей.
Ос-нов-ной эко-но-ми-че-ский эф-фект ассоциации основан на соз-да-нии круп-но-го объ-е-ди-нен-но-го рын-ка с об-щей чис-лен-но-стью на-се-ле-ния в 330 млн. че-ло-век и еже-год-ным со-во-куп-ным ВНП - 300 млрд.USD, а так же сти-му-ли-ро-ва-нии ин-ве-сто-ров треть-их стран вкла-ды-вать ка-пи-тал в АСЕ-АН (бес-по-шлин-ное вне-дре-ние ка-пи-та-ла).
3.4. Латино-американская ассоциация интеграции (ЛАИ)
Круп-ная ин-те-гра-ци-он-ная груп-пи-ров-ка , соз-дан-ная в 1980 го-ду, за-ме-ни-ла су-ще-ст-во-вав-шую до это-го ЛАСТ, ко-то-рая про-су-ще-ст-во-ва-ла с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ - соз-да-ние ла-ти-но-аме-ри-кан-ско-го об-ще-го рын-ка на ба-зе уже сло-жив-ше-го-ся в го-ды су-ще-ст-во-ва-ния ЛАСТ (ЗСТ).
Чле-на-ми ор-га-ни-за-ции яв-ля-ют-ся 11 стран, под-раз-де-ляю-щие-ся на 3 груп-пи-ров-ки:
· бо-лее раз-ви-тые (Ар-ген-ти-на, Бра-зи-лия, Мек-си-ка);
· сред-ний уро-вень (Ве-не-су-эла, Ко-лум-бия, Пе-ру, Уруг-вай, Чи-ли);
· наи-ме-нее раз-ви-тые (Бо-ли-вия, Па-ра-гвай, Эк-ва-дор).
Чле-ны ЛАИ за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой со-гла-ше-ние о пре-фе-рен-ци-аль-ной тор-гов-ле и ме-нее раз-ви-тым стра-нам со сто-ро-ны бо-лее раз-ви-тых пре-дос-тав-ля-ют-ся пре-фе-рен-ции.
Выс-шим ор-га-ном ЛАИ яв-ля-ет-ся Со-вет ми-ни-ст-ров ино-стран-ных дел, ис-пол-ни-тель-ный ор-ган - Кон-фе-рен-ция оце-нок и сбли-же-ния - изу-ча-ет уров-ни эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия, воз-мож-ные на-прав-ле-ния ин-те-гра-ции, ее воз-дей-ст-вие на эко-но-ми-ку, раз-ра-ба-ты-ва-ет ста-дии и за-да-чи ин-те-гра-ци-он-ных про-цес-сов; со-би-ра-ет-ся 1 раз в год. По-сто-ян-ный ор-ган - Ко-ми-тет пред-ста-ви-те-лей. Штаб-квар-ти-ра - в Мон-те-ви-део (Уруг-вай).
3.5. Карибское содружество и общий рынок (КА-РИ-КОМ)
Является наи-бо-лее ус-той-чи-вой груп-пи-ров-кой . Соз-дан-ный в 1973 го-ду, на ос-но-ве до-го-во-ра, под-пи-сан-но-го в Три-ни-дад и То-ба-го, он вклю-ча-ет 16 стран Ка-риб-ско-го бас-сей-на и в от-ли-чие от всех ин-те-гра-ци-он-ных груп-пи-ро-вок объ-е-ди-ня-ет не толь-ко не-за-ви-си-мые го-су-дар-ст-ва, но и за-ви-си-мые тер-ри-то-рии.
КА-РИ-КОМ ос-но-ван на ра-нее соз-дан-ной ЗСТ. В нем су-ще-ст-ву-ют раз-лич-ные суб-ре-гио-наль-ные от-де-ле-ния; наи-бо-лее про-дви-ну-ты-ми с точ-ки зре-ния ре-гио-наль-ной ин-те-гра-ции яв-ля-ют-ся:
Ка-риб-ский об-щий ры-нок в рам-ках КА-РИ-КОМ, где пол-но-стью ли-к-ви-ди-ро-ва-ны тор-го-вые ог-ра-ни-че-ния ме-ж-ду Бар-ба-до-сом, Три-ни-да-дом и То-ба-го, Гай-а-ной, Ямай-кой и Ан-ти-гуа. Эти стра-ны одоб-ри-ли еди-ный та-мо-жен-ный та-риф по от-но-ше-нию к то-ва-рам треть-их стран, т.е. это фак-ти-че-ски та-мо-жен-ный со-юз, в ос-но-ве ко-то-ро-го ле-жат про-мыш-лен-но-сырь-е-вые то-ва-ры. Треть вза-им-ной тор-гов-ли со-став-ля-ют неф-те-про-дук-ты.
Вос-точ-но-ка-риб-ский об-щий ры-нок, вклю-чаю-щий в се-бя наи-ме-нее раз-ви-тые стра-ны; в нем на-блю-да-ет-ся тен-ден-ция к соз-да-нию об-щей ва-лю-ты и со-вме-ст-но-го ЦБ.
В 1970-80-е го-ды КА-РИ-КОМ ис-пы-ты-вал кри-зис-ные яв-ле-ния, свя-зан-ные с неф-тя-ным и об-ще-эко-но-ми-че-ским кри-зи-са-ми, уве-ли-чив-ши-ми внеш-нюю за-дол-жен-ность. В на-стоя-щий мо-мент про-ис-хо-дят по-зи-тив-ные пе-ре-ме-ны.
В 1992 году участники содружества добились рез-кого па-де-ния та-мо-жен-ных по-шлин (при-бли-зи-тель-но на 70%). Осо-бен-но удач-но идет ин-те-гра-ция в об-лас-ти ре-гу-ли-ро-ва-ния сельскохозяйственного про-из-вод-ст-ва (до-ку-мент “Вре-мя дей-ст-во-вать”). Бы-ла пред-ло-же-на но-вая мо-дель ин-те-гра-ции на ос-но-ве тен-ден-ции к ос-лаб-ле-нию го-су-дар-ст-вен-но-го вме-ша-тель-ст-ва. С 1995 года на территории содружества введено сво-бод-ное пе-ре-ме-ще-ние гра-ж-дан и от-ме-на пас-порт-но-го ре-жи-ма.
3.6. Содружество независимых государств (СНГ)
Создано 8 декабря 1991 года . Соглашение о его создании подписали руководители Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате главы одиннадцати суверенных государств (кроме прибалтийских государств и Грузии) подписали Протокол к этому Соглашению, в котором подчеркнули, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств.
Участники встречи единодушно приняли Алма-Атинскую Декларацию, подтвердившую приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству в различных областях внешней и внутренней политики, провозгласившую гарантии выполнения международных обязательств бывшего Союза ССР. Позднее, в декабре 1993 года, к Содружеству присоединилась Грузия. Содружество Независимых Государств действует на основании Устава, принятого Советом глав государств 22 января 1993 года.
Содружество Независимых Государств не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза, в котором заложена концепция трансформации хозяйственного взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств с учетом сложившихся в нем реалий. В основе Договора лежит понимание его участниками необходимости формирования общего экономического пространства, основанного на свободном перемещении товаров, услуг, рабочей силы, капиталов; выработки согласованной денежно-кредитной, налоговой, ценовой, таможенной, внешнеэкономической политики; сближения методов регулирования хозяйственной деятельности, создания благоприятных условий для развития прямых производственных связей.
На заседании в Бишкеке (1998) главы правительств утвердили программу первоочередных действий по формированию единого экономического пространства, в которой оговариваются действия по сближению законодательств, таможенных и транспортных тарифов, взаимодействие отраслей и предприятий трех республик.
Также, разрабатываются конкретные проекты по созданию новых консорциумов в области нефти и газа, геологоразведки, агропромышленного комплекса
На начало 2000 года на территории СНГ проживало 283 млн. человек, в основном, жителей пяти государств - России (146 млн.), Украины (50 млн.), Казахстана (15 млн.), Узбекистана (24 млн.) и Беларуси (10 млн.). На остальные семь стран - Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию, Молдову, Таджикистан и Туркменистан - припадает чуть более 36 миллионов человек.
Страны альянса в последнее время выкачивают из своих недр более 400 млн. тонн нефти в год. Это свыше 10% мировых объемов ее годовой добычи. Газа в СНГ добывается почти треть от мировых объемов, угля 500 млн.тонн, или почти 12% мировой добычи. В государствах Содружества производят 11% мировых объемов электроэнергии, 15% - первичного алюминия, около 30% - никеля, свыше 10% - меди, более 11% - минеральных удобрений, выплавляют без малого 11% стали, поставки которой в третьи страны составляют 16% мирового стального экспорта. Около 20% рынка вооружений припадает на государства СНГ, а в исследовательских центрах Содружества трудится 12% ученых мира, что говорит о том что у Содружества есть научная база достаточная для развития в должной мере.
Таким образом , государства СНГ располагают мощнейшим природным, производственным и научно-техническим потенциалом. По оценкам зарубежных экспертов, потенциально возможная емкость рынков стран СНГ составляет примерно 1600 млрд. долларов, а достигнутый уровень производства они определяют в пределах 500 млрд. долларов.
Рост ВВП и промышленного производства на территории СНГ , являются важными тенденциями развития стран-участников, их отношений и соответственно экономической интеграции стран Содружества. Так, например, за десять месяцев 2000 года ВВП по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос в большинстве государств на 4-10 %, в Азербайджане и Казахстане он поднялся на 10,5 %, в Армении и Кыргызстане - на 4, в Беларуси и Украине - на 5 %, в Таджикистане - на 8,3%, а в Грузии составил 99,8 % от ранее достигнутого уровня. Промышленное производство увеличилось в среднем на 9,7 % (полюса - Казахстан - 15,3 % и Молдова - 2,3 %). В Украине этот показатель равен 11,9 %, в Таджикистане - 10,4 %, в России - 9,8 %, в Беларуси - 8,6 %, в Кыргызстане - 7,9 %, в Азербайджане - 6,3 %, в Грузии - 6,2 %.
Правда, высокий уровень этих и некоторых других показателей во многом обусловлен низкой базой сравнения. Общий объем взаимной торговли стран СНГ за 9 месяцев 2000 года перешагнул за 43 млрд. долларов, что на 39 % превышает стоимостные показатели 1999 года, в т.ч. экспорта на 41 %, импорта - на 38 %. Случился этот стремительный прирост во многом из-за непомерного роста цен производителей промышленной продукции. В Беларуси они поднялись почти втрое, в Узбекистане - на 57 %, в Таджикистане и Казахстане - на 45-47 %, в остальных странах (кроме Армении и Грузии, где рост выразился соответственно в 0,9 % и 6 %) цены увеличились на 30-39 %.
3.7. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Добровольная межправительственная экономическая организация, задачей и главной целью которой является координация и унификация нефтяной политики своих государств-членов.
ОПЕК ищет пути обеспечения стабилизации цен на нефтепродукты на мировом и международных рынках нефти с целью избежания колебаний цен на нефть, имеющих вредные последствия для государств-членов ОПЕК. Основной целью является также возвращение государствам-членам их инвестиционных капиталовложений в нефтедобывающие отрасли промышленности с получением прибыли.
В 1960 году в Багдаде главные постав-щики нефти на мировой рынок — Венесуэла, Ирак, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия— основали Организацию стран—экспортеров нефти (ОПЕК). ОПЕК был зарегистрирован в Организации Объединенных Наций 6 сентября 1962 года (резолюция ООН №6363). Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения. На долю ОПЕК сейчас приходится около 40% мирового производства нефти. Первоначально штаб квартира ОПЕК находилась в Женеве (Швейцария), но затем перебралась в Вену (Австрия).
Позже, после создания организации в нее вошли Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.) и Габон (1975г.).
Кроме стремления увеличить доходы от нефти, а в ко-нечном итоге установить национальный контроль над не-фтяным хозяйством, членов ОПЕК объединяло также то, что они — развивающиеся страны, экономика которых фи-нансировалась в основном за счет нефти, и были объек-тами эксплуатации со стороны нефтяного картеля в прин-ципе на основе одинаковых неравноправных концессионных соглашений. |
В настоящее время в ОПЕК состоят 11 государств (Габон прекратил свое членство в 1995 году, а Эквадор в 1992 году).
ОПЕК декларируются следующие основные цели:
1. Координация и унификация нефтяной политики государств-членов. Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
2. Обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти.
3. Внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:
· устойчивых доходов стран-производителей нефти,
· эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей,
· справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность,
· охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений,
· сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.
Структура ОПЕК состоит из Конференции, комитетов, совета управляющих, секретариата, генерального секретаря и экономической комиссии ОПЕК.
Высшим органом ОПЕК является Конференция , состоящая из делегаций (до двух делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства-члены. Совет управляющих может быть сравнен с советом директоров в коммерческом предприятии или корпорации. Экономическая комиссия - специализированное структурное подразделение ОПЕК, действующее внутри Секретариата, задачей которого является оказание содействия организации в стабилизации нефтяного рынка. Межминистерский комитет по мониторингу мониторингом (ежегодной статистикой) ситуации и предлагает конференции действия по решению соответствующих проблем. Секретариат ОПЕК функционирует как штаб-квартира. Он отвечает за выполнение исполнительных функций организации в соответствии с положениями Устава ОПЕК и распоряжениями Совета Управляющих.
В 1976 году ОПЕК организовала Фонд международного развития ОПЕК (штаб-квартира в Вене, первоначально эта организация называлась Специальный фонд ОПЕК). Это многосторонний финансовый институт в области развития, который содействует сотрудничеству между государствами - членами ОПЕК и другими развивающимися странами.
Особое место в экспорте капитала из стран — членов ОПЕК занимает помощь и кредиты другим развивающим-ся государствам. В отличие от средств, рециклированных на Запад, помощь стран ОПЕК является инструментом независимой национальной политики в сфере вывоза капи-тала.
Страны — члены ОПЕК предоставляют помощь главным образом в рамках двусторонних или региональных отно-шений. Некоторая часть средств поступает в развивающие-ся страны при посредничестве МВФ и МБРР.
Задание 1. Заполните пропуски в следующих предложениях:
1. Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества .
2. Современная НТР характеризуется четырьмя главными чертами.
3. Техника и технология в эпоху НТР развиваются двумя путями: эволюционным и революционным .
4. Производство в эпоху НТР развивается по шести главным направлениям.
5. Географическая модель современного мирового хозяйства имеет полицентрический характер.
Задание 2. Определите, какие из отраслей служат отраслями международной специализации перечисленных ниже стран:
1. Аргентина - производство зерновых культур
2. Гвинея - добыча бокситов
3. Куба - производство сахара
4.Ливия - добыча нефти
5. Малайзия - добыча оловянных руд
6. США - производство самолётов
7. Узбекистан - производство хлопка
8. Финляндия - производство бумаги
9. Чили - добыча медных руд
10. Япония - производство автомобилей.
Объясните причины такой специализации.
1) для добычи и переработки полезных ископаемых необходимо их наличие;
2) для с/х культур - климатические условия;
3) для других отраслей - наличие трудовых ресурсов, развитой науки и пр.
Задание 3. На контурную карту (рис. 7) нанесите главные интеграционные группировки стран мира:
1) Европейский Союз (ЕС) в составе 15 стран;
2) Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) в составе трех стран;
3) Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в составе 10 стран;
4) Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) в составе 11 стран.
Охарактеризуйте роль этих группировок в мировом хозяйстве.
Задание 4. Установите соответствие между следующими странами и типами их отраслевой структуры:
Задание 5. Заполните таблицу «Основные направления региональной политики»:
Подготовьте по материалу этой таблицы устное сообщение.
Задание 6. Подберите примеры развивающихся стран:
1) где столица является крупнейшим городом и одновременно морским портом:
2) где крупнейшим городом и морским портом является не государственная, а «экономическая» столица:
Россия (Санкт-Петербург), США (Нью-Йорк), Бразилия (Сан-Паулу), Индия (Бомбей).
Задание 7. По карте (см. рис. 6) подсчитайте, сколько крупнейших городов мира расположено на берегах морей и океанов. Какое обобщение, касающееся их экономико-географического положения, можно сделать на основании этого подсчета?
15 городов - Приморское положение - благоприятная черта ЭГП. В 50-70-х годах в размещении производств и населения многих стран Западной Европы, Японии, США произошёл сдвиг к морю. Это объясняет усиление ориентации на экспорт/импорт сырья и топлива.
Задание 8. Из приведенных ниже утверждений выберите правильные:
1. Современное производство становится все более наукоемким.
2. Наука об управлении и информации называется кибернетикой.
3. Между местом производства и местом сбыта товаров почти всегда образуется больший или меньший территориальный разрыв.
6. Экологический фактор размещения производства можно назвать антиподом фактора территориальной концентрации.
В настоящее время усложняется, приобретая всё новые формы. Углубление международной специализации привело к «сращиванию» отдельных национальных хозяйств. Высшей формой МГРТ стала международная экономическая интеграция.
Международная экономическая интеграция (МЭИ) - одно из ярких проявлений интернационализации хозяйственной жизни в . Она представляет собой объективный процесс развития особенно глубоких и устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран, основанный на проведении ими согласованной межгосударственной политики.
Выделяются региональная и отраслевая экономическая интеграция.
Если в основе региональной экономической интеграции лежит, прежде всего, географический признак, то в основе отраслевой - общая отрасль международной специализации. Примерами могут служить - Организация стран-экспортеров (ОПЕК). Существуют так же ассоциации экспортеров кофе и бананов.
Региональная экономическая интеграция как тенденция в развитии впервые проявилось в в 50-х гг. XX века. Этот процесс усилились благодаря узости внутренних рынков большинства стран, распаду колониальных рынков. В 1957 было создано Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС). В противовес ему в 1959 году образовалась Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ), в первоначальный состав которой вошли , и , трансформировалась в Европейское сообщество (ЕС) - своего рода «Соединенные Штаты Европы» с населением 345 млн. чел., с эффективно действующими наднациональными структурами законодательной и исполнительной власти. В пределах ЕС свободно перемещаются товары, капиталы и услуги, технологии и рабочая сила, с 1 января 1998 года во всех странах ЕС введена единая валюта - евро.
Осенью 1991 года и ЕАСТ договорились о создании в Западной Европе «единого экономического пространства», которое должно охватить уже 19 стран с населением 375 млн. чел. В перспективе это пространство будет, вероятно, расширяться.
Еще одна интеграционная группировка западного мира появилась в : в 1989 году вошло в силу межгосударственное соглашение и Канады о создании зоны свободной торговли с населением 270 млн. чел. В конце 1992 года к этой зоне присоединилась и новая группировка получила название НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле, объединяющее 370 млн. чел. (и превосходя в этом отношении ЕС). Соглашение предусматривает либерализацию движения товаров, услуг и капиталов через границы, разделяющие 3 страны, однако в отличие от ЕС страны НАФТА не предполагают создание единой валюты, координацию внешней политики и политики безопасности.
Кроме этих крупнейших группировок, в странах Запада существует ряд других, в состав которых входят ; в большинстве это - обычные региональные экономические группировки, в них еще не сложилась интеграция европейского и американского типа. Но следует отметить те из них, которые стали приобретать более явственные интеграционные черты. Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) создана в 1980 - 1981 годах в составе 11 стран . ЛААИ ставит своей целью создание общего рынка, имея уже некоторые наднациональные органы.
Ассоциация государств Юго-Восточной () включает в себя Индонезию, и . Они также имеют некоторые национальные органы и ставят своей целью создание зоны свободной торговли.
Азиатско-Тихоокеанский экономический совет (АТЭС) - крупное региональное объединение 20 стран, созданное по инициативе Австралии в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В него входят страны, имеющие выход к , причем членами АТЭС являются как крупнейшие страны Запада (США, . , ), так и члены АСЕАН, Республика Корея, Мексика.
Наряду с вышеперечисленными группировками необходимо отметить также: Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в составе США, Канады, большинство стран Западной , Японии, и ), Лигу арабских стран (включает 22 арабских государства).
С 1949 года по 1991 год на международной экономической арене заметную роль играла группировка 10 социалистических стран - Совет Экономической Взаимопомощи, упраздненный в связи с новой политической и экономической ситуацией на рубеже 90-х годов. Однако подобный разрыв налаженных экономических связей негативно сказывается на хозяйстве отдельных стран. Поэтому в настоящее время в Восточной Европе, в странах