Речной монитор. "Активный",малоизвестный.Краткая история и редкие снимки
1.Активный на базе Зее-Бурейской бригады речных кораблей КАФ в Благовещенске.Фото из фондов бывшего музея истории КАФ.40-е.
Монитор тип «Активный» (проект СБ-30)
Заложен в Киеве на заводе «Ленинская кузница» (№ 300) в 1934 году. Заводской № 102. . Строился для Днепровской флотилии. Но политическая обстановка заставила срочно перебросить этот корабль на Амур. 7 мая 1934 в разобранном виде отправлен по железной дороге в Осиповский затон под Хабаровском. Там, на заводе им. Кирова (№ 368), его достроили и 23 августа 1934 спустили на воду. «Активный» вступил в строй 16 октября 1935 и 24 октября 1935, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав Амурской флотилии (АКФ). "Активному" на Днепре служить не довелось.Его,не спуская на воду,секциями перевели на Дальний Восток.Там в Осиповском затоне его собрали,28 августа 1934 г. спустили на воду,16 октября 1935 г.сдали флоту.Капитальный ремонт и модернизация с 1 октября 1938 по 1 июля 1941.Участвовал в Маньчжурской наступательной операции 9 августа -2 сентября 1945 года.12 января 1949 г. отнесен к подклассу речных мониторов,11 апреля выведен из боевого состава переименован в Кенга и переформирован в учебное судно.С 11 июня 1953 разоружен,исключен из списков ВМФ и 15 сентября 1953 передан Амурскому речному пароходству ММРФ для использования в служебно-вспомогательных целях.
В отличие от своих предшественников(мониторов типа "Шквал" корабль имел ту особенность, что 2 102-мм орудия артиллерии главного калибра разме-щались в башне, являвшейся, по существу, единственной надстройкой мо-нитора, а над ней располагались все посты управления огнем. 2 45-мм ору-дия в башнях меньшего размера находились в носу и корме, и только зе-нитное вооружение на верхней палубе не было защищено. Как и все оте-чественные мониторы, «Активный» имел дизельную энергетическую установку мощностью 300 л.с., скорость хода 8 — 9 уз. Жизненно важные части корабля прикрывались броней толщиной 16 — 20 мм. Проведенные испытания выявили ряд недостатков: на ходу монитор зарывался носом, плохо слушался руля, вращение боевой рубки вместе с башней сильно зат-рудняло управление кораблем.По целому ряду причин, желая уменьшить силуэт и обеспечить кру-говой сектор стрельбы, боевую рубку разместили прямо на крыше башни, и та вращалась вместе с ней. То есть как бы совместили главный команд-ный пункт корабля и пост управления стрельбой: считалось, что так ко-мандиру БЧ-2 будет легче управлять огнем по речной цели. Однако для управления кораблем это оказалось крайне неудобно.
Краткая историческая справка и ТТХ по материалам книги "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МОНИТОРОВ. Защитники речных границ России." Черников И.И.
К краткой исторической справке можно добавить,что информации об "Активном" сохранилось крайне мало,тем более о деталях его модернизаций и о боевой службе.Колличество известных фотографий монитора вообще не больше десяти.Потому найденные в прозапрошлом году сники "Активного" стали для меня и моего друга большой радостью и наградой в ходе нескончаемых поисках осколков прошлого КАФ.
2."Активный" на зимней стоянке в Осиповском затоне,в годы войны.Публикуется впервые.
В конце 1920-х годов советское военно-политическое руководство начало программу укрепления Днепровской военной флотилии. Для нее в конце 1930 года в Киеве заложили «самоходную плавучую батарею» по проекту СБ-12.
Корабль, переклассифицированный еще в ходе постройки в монитор, получил название «Ударный». При полном водоизмещении в 387 т он нес мощное вооружение: два 130-мм орудия в бронированных башнях, четыре 45-мм зенитки в двух спаренных установках (также в бронированных башнях) и четыре счетверенные установки 7,62-мм пулеметов. Силовая установка корабля состояла из четырех дизелей производства германской фирмы MAN, в 1938 году замененных на два 800-сильных дизеля производства Коломенского завода. Казалось бы, монитор получился достаточно мощным и удачным.
Однако после вступления корабля в строй в 1934 году вскрылись и недостатки. Прежде всего — слишком большие размеры корабля (длина 54 м), затруднявшие применение «Ударного» на притоках Днепра.
Орудия главного калибра не могли вести огонь на кормовых курсовых углах — а это было серьезным недостатком для речного корабля, который часто действовал в условиях, затруднявших маневрирование. К тому же броней были защищены лишь орудийные башни и боевая рубка. Имелся также тонкий (7 мм) бронированный пояс и палуба над снарядным погребом. В итоге «Ударный» оказался единственным кораблем проекта СБ-12, а уже в 1932 году началась разработка нового речного монитора, первоначально классифицируемого как канонерская лодка.
«АКТИВНЫЙ»
Проект, получивший обозначение СБ-30, весьма напоминал самые первые мониторы эпохи Гражданской войны в США: низкобортный корпус с единственной надстройкой — орудийной башней. Боевая рубка была установлена на крыше башни и вращалась вместе с ней. Такая компоновка обеспечивала орудиям главного калибра — двум 102-мм пушкам — круговой обстрел, но, с другой стороны, затрудняла командиру управление кораблем. Зенитное вооружение — четыре «сорокапятки» в двух башнях. В отличие от «Ударного», на новом мониторе, получившем название «Активный», отказались от установки системы управления огнем главного калибра.
Габариты «Активного» были меньше, чем у «Ударного»: длина 50,7 м, водоизмещение 314 тонн. Однако бронирование было усилено — толщина броневого пояса составляла 16 мм, а в районе снарядного погреба — 30 мм. На мониторе установили два 480-сильных дизеля. Корабль был заложен в Киеве в 1934 году, затем по секциям перевезли на Амур, где собрали и в 1935 году включили в состав Амурской флотилии.
ПРОЕКТ СБ-37
Дальнейшим развитием проекта СБ-30 был проект СБ-37. Главным отличием стало применение невращающейся боевой рубки; она была установлена на цилиндре диаметром 75 см, вокруг которого вращалась девятигранная артиллерийская башня. Таким образом при повороте башни рубка оставалась неподвижной, что облегчало командиру управление кораблем. Состав и размещение вооружения повторял принятое на мониторе «Активный»: две 102-мм пушки в главной башне и четыре 45-мм зенитки в носовой и кормовой башнях. Боекомплект составлял 500 снарядов главного калибра и 2000 — 45-мм. Система управления огнем, так же как и на «Активном», отсутствовала.
Плоскодонный корпус на всем протяжении имел прямые вертикальные борта и туннельную корму, заканчивающуюся транцем. Корпус поперечными переборками делился на 13 главных отсеков, из которых девятый — отделение главных и вспомогательных механизмов — имел две продольные переборки. В его бортовых помещениях размещались главные дизеля 4-СД-19/32, а в среднем — два дизель-генератора и другие вспомогательные механизмы. Суммарная мощность главных дизелей составляла 560 л. с, что обеспечивало кораблю максимальную скорость хода всего 8,3 уз (15,3 км/ч), что, впрочем, считалось вполне достаточным для речного монитора. Нормальный запас топлива (соляра) составлял 6,6 т, но максимально монитор мог принят значительно больше — 22 т, что обеспечивало солидную дальность плавания — 3700 миль (6850 км).
Навигационное оборудование мониторов проекта СБ-37 было крайне примитивным и включало два магнитных компаса и ручной лот (устройство для измерения глубины). Отсутствовал даже лаг (корабельный «спидометр»), но для тихоходного речного корабля он, по сути, и не был нужен. На корабле имелась стационарная радиостанция, а также переносная, предназначенная для корректировочного поста, при необходимости разворачиваемого на берегу.
МОНИТОРЫ В БОЮ
В 1936-1937 годах на заводе «Ленинская кузница» в Киеве построили шесть мониторов проекта СБ-37. Всем им присвоили имена героев Гражданской войны.
Все корабли первоначально вошли в состав Днепровской военной флотилии. В сентябре 1939 года они участвовали в походе Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, действуя на реках Припять и Пина. Когда в июне 1940 года Румыния в ответ на советский ультиматум согласилась передать Бессарабию и Северную Буковину, часть границы СССР и Румынии стала проходить по реке Дунай. В Измаиле началось формирование Дунайской военной флотилии. В ее задачи входили поддержка приречных флангов сухопутных войск и десантов, высадка тактических десантов, обеспечение противоминной обороны Дуная, переправа и перевозка войск, а также ведение борьбы с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов — «Ударный», а также четыре типа «Железняков» («Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»). Два других монитора — «Левачев» и «Флягин» — вошли в состав сформированной в июне 1940 года Пинской военной флотилии. Днепровская же флотилия была расформирована.
ВОЙНА
Мониторы Дунайской флотилии в июне 1941 года в числе первых вступили в бой с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить… 19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда.
Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. Лишь «Ростовцев» после войны был поднят, восстановлен и использовался в качестве учебно-артиллерийского корабля. Монитор «Ударный» 19 сентября 1941 года у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков. Этот и другие бои показали один из главных недостатков советских речных мониторов: слабость зенитного вооружения. 45-мм полуавтоматические пушки и 7,62-мм пулеметы уже не могли эффективно бороться с современными бомбардировщиками противника. Единственный уцелевший монитор — «Железняков» — получил усиленное зенитное вооружение (на нем дополнительно установили две 37-мм автоматические пушки и три 12,7-мм пулемета).
СУДЬБА «ЖЕЛЕЗНЯКОВА»
В первый же день вражеского вторжения монитор, патрулировавший воды Дуная, попал под артобстрел. В 04:15 22 июня корабль открыл огонь по вражескому берегу. В том бою, продолжавшемся почти весь день, монитором была подавлена артиллерийская батарея противника и сбит вражеский самолет. 9 июля «Железняков» прорвался в Измаил, 19-го — в устье Дуная, прибыв 20 июля в Одессу. В августе он принимал участие в обороне Николаева, Херсона, Очакова, а 25 августа прибыл в Крым.
25 октября 1941 года «Железняков» совершил переход в Камыш-Бурунскую бухту (под Керчью), а 21 ноября был включен в состав Азовской военной флотилии.
В октябре-ноябре 1941 года монитор принимал участие в обороне Керчи, в июле 1942 года оборонял Ростов-на-Дону и Азов, а в августе — устья Кубани и Темрюка.
В том же месяце «Железняков» совершил прорыв из Азовского моря в Черное через Керченский пролив, контролировавшийся немцами. Монитор свернул с фарватера, скрытно подошел к вражескому берегу и под огнем артиллерии противника прошел по минным полям. Несмотря на полученные повреждения, «Железняков» 3 сентября 1942 года прибыл в Поти. 14 октября его включили в состав Черноморского флота. 26 февраля 1943-го монитор формально вернули в состав воссозданной Азовской флотилии — в то время «Железняков» находился на ремонте, завершенном лишь в августе 1943 года. 13 апреля следующего года его передали в состав Дунайской флотилии. 30 августа того же года монитор прибыл в Измаил. Впоследствии он воевал в Румынии, Болгарии, Югославии.
Если с речными канонерскими лодками в советском флоте времен войны особых проблем не возникало, то с мореходными кораблями этого класса в РККФ дело обстояло совсем плохо. От огромного прибрежного флота, созданного в России на рубеже веков, ни осталось почти ничего -- хотя корабли береговой обороны, которым не требуются мощные силовые установки и высокая скорость, обычно устаревают медленнее.
Наиболее мощными артиллерийскими прибрежными кораблями всю войну оставались на Черном море -- канонерские лодки типа «Эльпидифор», на Балтике -- совсем древняя (хоть и мощная) канонерка «Красное Знамя» (бывший «Храбрый») постройки 1895 года и канонерки, переоборудованные из грунтовозных шаланд Спецгидростроя НКВД. Последние корабли оказались очень удачными и надежными, они даже несли бронирование -- но все равно не являлись кораблями специальной постройки и отличались слабой мореходностью.
Канонерская лодка "Красное знамя", вид на 1943 год
Канонерская лодка "Селемджа"
Единственными современными мореходными артиллерийскими кораблями прибрежного действия стали три монитора типа «Хасан», строившиеся для нижнего течения Амура и Татарского пролива, но они вступили в строй уже к концу войны. В основном же советское «прибрежное» кораблестроение 1930-х годов сосредоточило свое внимание на речных артиллерийских кораблях -- мониторах и бронекатерах.
Бронекатер проекта 1124
Лишь в годы войны начали строиться «шхерные мониторы» проекта 161 -- по сути, мореходный вариант речных бронекатаров проекта 1124, с увеличенным более чем в три раза водоизмещением, усиленной броней и зенитной артиллерией. Но главным их оружием остались все те 76-мм пушки в башнях от танка Т-34, плохо приспособленные для стрельбы по морским целям. Только в 1945 году на смену проекту 161 пришел усовершенствованный проект 186 с таким же водоизмещением, но 85-мм универсальными пушками в специальных морских башнях с центральной наводкой...
Мореходный бронекатер проекта 161
Мореходный бронекатер проекта 186
В результате всю войну и на всех флотах в качестве канонерок для обстрела берега приходилось использовать миноносцы типа «Ураган» и даже быстроходные тральщики, а также старые эсминцы типа «Новик». Между тем основными для надводных кораблей в годы войны оказались именно действия против береговых целей. Не удивительно что к концу войны Наркомат ВМФ поднял вопрос о проектировании новых кораблей этого класса.
Однако мнения комиссии по проработке новых типов кораблей, работавшей в январе-феврале 1945 года, неожиданно разделились, причем весьма кардинально. Дело в том, что выработкой предложений по прибрежным артиллерийским кораблям занялось сразу две подкомиссии. Одну из них возглавлял контр-адмирал П.А. Трайнин -- в то время помощник начальника Главного морского штаба, а до этого начальник штаба Волжской военной флотилии. Второй руководил вице-адмирала П.С. Абанькин, ранее командовавший Амурской военной флотилией.
Собственно, официально подкомиссия Трайнина занималась канонерками, мониторами и бронекатерами -- то есть в первую очередь речными судами. Подкомиссия Абанькина занималась кораблями береговой обороны -- мониторами, канонерскими лодками и плавбатареями. Однако по факту обе подкомиссии в первую очередь сосредоточились на морских судах, которые по умолчанию тоже входили в сферу интересов первой.
Обе подкомиссии сошлись на том, что слабо защищенные канонерские лодки для действий против берега неэффективны, и вместо них надо строить сильно защищенные корабли -- мониторы. Здесь моряки угодили в терминологическую ловушку, ведь монитор означает не просто сильную броню, но и определенную, довольно жесткую схему артиллерийского вооружения: небольшое число очень мощных орудий, расположенных в одной или двух башнях с максимальными углами обстрела. Однако еще со времен Русско-Японской войны морских канонерских лодок мы почти не строили («Эльпидифоры» изначально были десантными судами), а все крупные речные артиллерийские корабли специальной постройки у нас традиционно именовались «мониторами». (И в общем даже справедливо -- те же корабли типа «Железняков» имели классическую схему эриксоновского «Монитора»: два орудия в башне с круговым обстрелом и боевая рубка над этой башней).
Далее мнения кардинально разошлись. Подкомиссия Трайнина сочла, что британские крупнокалиберные мониторы в годы Второй мировой ничем себя не проявили, и поэтому для Балтики и Черного моря нам вполне хватит среднего монитора -- облегченного аналога дальневосточного «Хасана»: водоизмещение в пределах 2500 т, скорость 15 узлов, вооружение -- две спаренных универсальных 130-мм установки, по четыре счетверенных 45-мм и 25-мм зенитных автомата, а также возможность брать на борт мины заграждения. Бронирование: борт 85 мм, палуба 65 мм. Фактически это был аналог разрабатывавшейся еще в конце 30-х мореходной канонерской лодки проекта 61, но с заменой 152-мм орудий на универсальные 130-мм (дававшие тот же вес минутного залпа), усилением МЗА, установкой РЛС и противолодочного вооружения.
Предварительная схема среднего монитора, представленная комиссией Трайнина
Напротив, подкомиссия Абанькина сочла, что 130-мм калибр для корабля береговой обороны -- крайне мало, а британские мониторы прекрасно проявили себя в Первую мировую войну. В первом случае она была абсолютно права: морские орудия обладают над сухопутными преимуществом в дальности стрельбы, но в итоге их снаряд, подвергающийся большим нагрузкам, несет больше метала и меньше взрывчатки. В результате 130-мм морской снаряд оказывается слабее, чем снаряды 122- и 152-мм корпусной артиллерии.
Довоенный проект мореходной канонерской лодки пр. 61
Поэтому подкомиссия Абанькина сочла необходимым вернуться к 152-мм канонерке проекта 61, а также начать разработку проекта большого монитора для Балтики по образцу британских, но с дизельной силовой установкой. Характеристики монитора определялись следующие: водоизмещение 7500 т, главные размерения 116 * 27 * 3,6 м, скорость 16 узлов при дальности плавания 16 000 миль. Артиллерия -- два 305-мм орудия в броневой башне с максимальным углом обстрела, а также по восемь 85-мм и 45-мм зенитных орудий. Бронирование: борт 180 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, палуба 100 мм по цитадели и 50 мм в оконечностях, траверсы 200 мм носовой и 180 мм кормовой. Боевая рубка имела 300-мм стенки, 100-мм крышу и 25-мм пол.
Одна из реконструкций проекта "большого монитора" комиссии Абанькина. Откуда взяты его характеристики -- неизвестно
Однако внезапно Наркомат ВМФ решил, что вариант большого монитора комиссии Абанькина... слишком мал. И даже понятно, почему. Ведь на Балтике имелись корабли этого класса, заметно превосходящие его по вооружению -- шведские и финские броненосцы береговой обороны. Три шведских броненосца типа «Свериге» при стандартном водоизмещении около 7000 тонн и турбинной силовой установке несли по четыре 283-мм орудия, 200-мм пояс и палубу до 45 мм, а вдобавок развивали скорость до 23 узлов. Финские «Ильмаринен» и «Вайнемяйнен» при стандартном водоизмещении 3900 тонн и дизель-электрической силовой установе несли четыре 254-мм орудия, но гораздо меньшую скорость (всего 16 узлов) и куда более слабую броню -- 55 мм борт и лишь 20 мм палубу; фактически это были не броненосцы, а большие канонерские лодки. Правда, первый из них подорвался на мине в октябре 1941 года, однако второй всю войну рассматривался моряками-балтийцами как самый крупный морской противник -- недаром в 1944 году за ним так активно охотилась авиация КБФ.
Шведские броненосцы береговой обороны
Финский броненосец "Вайнемяйнен" (советский "Выборг")
Поэтому 20 апреля Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил собственное оперативно-тактическое задание на проектирование морского монитора со стандартным водоизмещением в 9000–11000 тонн и осадкой до 5,7 м. Главный калибр должен был состоять из двух башен с двумя 220-мм орудиями каждая (170 выстрелов на ствол); предлагалось также просчитать вариант с двумя трехорудийными башнями -- как на крейсере проекта 82. Универсальный калибр состоял из шести спаренных стабилизированных 100-мм установок с нижней подачей боезапаса (по 250 выстрелов на ствол), а также четырех-шести счетверенных 45-мм зенитных автоматов.
Броня цитадели рассчитывалась на защиту от 250-кг фугасных бомб и 152-мм бронебойных снарядов с дистанции до 45 кабельтовых, оконечности -- от 152-мм фугасных снарядов. Силовую установку следовало проработать в двух вариантах -- турбинном и дизельном. Она должна была обеспечить кораблю скорость полного хода 24 узла, хотя предлагалось просчитать варианты со скоростью в 22, 20 и 18 узлов. Характерно, что скорость свыше 24 узлов не предусматривалась -- для этого требовалось значительно увеличить мощность силовой установки, что вело к росту водоизмещения корабля. Крейсерская скорость (длительная) -- 18 узлов, экономическая -- 14 узлов.
По сути это был корабль крейсерского класса, поэтому особо отмечалось, что средства связи и управления огнем он должен нести по схеме легкого крейсера. Посты и системы управления огнем должны были обеспечивать возможность одновременного ведения огня 220-мм калибром по одной видимой либо невидимой морской или береговой цели при возможности управления огнем самостоятельно из каждой башни по видимой цели на ходу и по невидимой -- с якоря. 100-мм универсальный калибр должен был вести огонь сосредоточенно одним бортом по одной цели либо раздельно каждой установкой по своей воздушной или морской цели, 45-мм автоматы -- сосредоточенно всем бортом по одной цели либо каждой установкой отдельно по своей. Также должно было предусматриваться и противолодочное вооружение -- 4 бомбомета и 2 бомбосбрасывателя.
Совершенно очевидно, что этот проект не имел ничего общего с рекомендациями подкомиссии Абанькина и предназначался для противостояния быстроходным шведским броненосцам. Причем противостояния «несимметричного». Очевидно, что защиту против 283-мм снаряда предусмотреть было невозможно, однако и броня шведского корабля никак не защищала от 220-мм снаряда: на тех дистанциях, где он переставал пробивать пояс, он давно уже падал под большим углом и легко пробивал палубу.
Шведское 283-мм орудие обр. 1912 года (реально изготовлялось с 1917-го) имело дальность 105 кабельтовых и скорострельность 3–4 выстрела в минуту, его снаряд весил 305 кг. Расчетная дальность стрельбы 220-мм орудия СМ-40 (находящегося только в стадии проектирования) составляла 265 кабельтовых, скорострельность -- до 6 выстрелов в минуту, а вес снаряда -- 176 кг. То есть шведский броненосец в минуту выпускал 3660–4880 кг металла, а его «конкурент» -- 4220 кг (или 6330 кг в шестиорудийном варианте) при значительно большей дальности и точности.
«Результаты выполненного по Вашему приказанию Управлением Кораблестроения ВМФ подсчета главных элементов монитора (в четырех вариантах):
I -- 220 мм, борт 150, палуба 75 мм
II -- 305 мм, борт 150, палуба 75 мм
III -- 305 мм, борт 250, палуба 125 мм
IV -- 406 мм, борт 250, палуба 125 мм
В связи с отказом Артиллерийского Управления срочно сообщить Управлению Кораблестроения необходимые для выполнения расчетов весовые данные 12’’ и 16’’ артустановок, Управлением Кораблестроения подсчитаны и приняты следующие ориентировочные веса башенных установок этих калибров:
12’’ двухорудийная башня (стенки 150 мим, крыша 75 мм) -- 900–950 тонн
То же с о стенками 250 и крышей 125 мм -- 1100 тонн
16’’ двухорудийная башня (стенки 250 мим, крыша 125 мм) -- 1600 тонн
Расчеты выполнены в первом приближении
АУ ВМФ дано задание Артиллерийскому Научно-исследовательскому морскому институту подсчитать данные башенных установок для уточнения расчетов».
К докладу Исаченкова прилагалась следующая таблица со сравнительными элементами проработанных вариантов «монитора». По ней особенно заметно, что корабли с 305-мм и 406-мм орудиями рассматривались как не скоростные -- 15–16 узлов вместо 22–24.
Вот что хотите со мной делайте - нравится вот такая картинка, а соответственно - и кораблик, на ней изображенный:
Речные мелкосидящие броненосные канонерские лодки типа «Фетхюль-Ислам»: « Feth -ü l Islam », « Iskodra », « B ö g ü rtlen », « Semendire » и « Podgorice »
Официально классифицировались как мониторы (Zirhli duba). Заказаны в 1863 г. фирме «Форж э Шатье де ля Медитерране» («F. & Ch. de la Mediterranée») в Ла-Сене (пригород Тулона); построены в 1864-1865 гг., хотя, по некоторым сведениям, последние корабли сданы заказчику лишь в 1868 году. Стоимость постройки составила от 550 до 450 тыс. франков за корабль.
Низкобортные - общая высота корпуса от киля до верхней палубы составляла около 3,25 м. Орудия размещались в закрытой бронированной надстройке. Оснащались одноцилиндровыми паровыми машинами высокого давления. На испытаниях развивали скорость до 9,5 уз. Высота пояса составляла 2,7 м в средней части (по всей видимости, сюда включена высота бронированного каземата) и 1,4 м - в оконечностях, под воду он заглублялся на 0,9 м. При этом доля броневой защиты у этих мониторов оказалась наивысшей среди всех турецких броненосных кораблей - 36,2 %.
Водоизмещение:335 т
Размерения:30,5
/31,5х9,8х1,7 м
Корпусжелезный
Силовая установка:2 одноцилиндровые паровые машины, 2 котла, 290 и.л.с.
Скорость:
8 уз
Уголь:20 т
Бронирование: борт 75 мм, каземат 75 мм
Вооружение:
2 - 150-мм дульнозарядных Армстронга, 6 - 76-мм дульнозарядных Армстронга
Экипаж:
50 чел.
«Ишкодра» и «Подгориче» в 1865-1871 гг. базировались на оз. Шкодер (Скадарское), но к началу время русско-турецкой войны все корабли находились на Дунае. 3.5.1877 «Семендире» и «Фетхюль-Ислам» участвовали в перестрелке с русскими батареями у Измаила, получив легкие повреждения, а 8.6.1877 - в прорыве из Мачина (Мэчин) в Гирсов (Хыршова). «Подгориче» дважды (20.6.1877 и 23.6.1877) был безуспешно атакован русскими минными катерами «Шутка» и «Мина».
«Ишкодра» и «Подгориче» 16.7.1877 захвачены русскими войсками при штурме Никополя (Нигболу); 6.10.1877 включены в состав Российского Императорского флота под названиями «Систово» и «Никополь»; 20.12.1879 разоружены и сданы Николаевскому порту на хранение; 23.11.1889 исключены из состава флота, после чего «Никополь» сдан на слом, а «Систово» эксплуатировался в качестве несамоходной баржи (сначала №6, затем №66) до середины 1910-х гг.
«Фетхюль-Ислам» 11.5.1877 участвовал в спасении уцелевших членов экипажа броненосца «Люфтю-Джелиль», потопленного русской артиллерией. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1884 г. прошел капитальный ремонт с перевооружением и служил в качестве брандвахтенного судна в Стамбуле, а с 1901 г. - в Стиние; в 1908 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.
«Бёгюртлен» в 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1880 г. исключен из состава флота; в 1886 г. продан на слом.
«Семендире» 28.6.1877 поврежден русской артиллерией во время обстрела Рущука. В 1878 г. поставлен на прикол в Стамбуле; в 1879 г. переименован в «Мемдухие»; с 1880 г. служил в качестве брандвахтенного судна в Тарабия; в 1902 г. исключен из состава флота; в 1909 г. продан на слом.
"Фетхюль-Ислам" (Оттоманская гравюра 1875 г. )
"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Стиние, Босфор, 1902 г.
"Фетхюль-Ислам" в качестве брандвахтенного судна в Сайире, Босфор, 1902 г.
Первые выстрелы в Великой Отечественной войне зенитчикам Черноморского флота довелось сделать 22 июня 1341 года в 3,15 при отражении налета фашистской авиации на Севастополь, а через 45 минут война началась и для моряков Дунайской военной флотилии: в 4 часа утра румынская артиллерия на правом берегу Дуная открыла огонь по советским кораблям, стоявшим на рейде Измаила. В ее состав тогда входили 6 вооруженных глиссеров, 7 тральщиков, 22 бронекатера и 5 мониторов («Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев»).
Историю создания советских речных мониторов открывает «Ударный», спроектированный для Днепровской военной флотилии еще в конце 20-х годов. Спущенный на воду в 1931 году, он через три года вступил в строй и представлял собой мощный артиллерийский корабль, вооруженный двумя 130-мм и четырьмя 45-мм орудиями, а также четырьмя счетверенными пулеметами «максим». За «Ударным» последовал «Активный», тоже предназначавшийся для Днепровской флотилии, но в 1933 году переведенный на Амур. При меньшем водоизмещении (214 т по сравнению с 385 т), мощности дизелей (1300 л. с. по сравнению с 1600 л. с.) и скорости (8,9 узла по сравнению с 11,6 узла) он уступал «Ударному» и в вооружении - вместо двух 130-мм орудий нес два 102-мм. Но зато броневая защита на нем была гораздо основательнее: если на «Ударном» 8-мм противопульную броню имели только орудия и боевая рубка, то на «Активном» был установлен 20-мм броневой пояс и 16-мм броневая палуба. Испытания показали, однако, что на ходу монитор плохо слушался руля, сильно зарывался носом, а неудачная конструкция боевой рубки, вращавшейся вместе с башней, затрудняла управление кораблем.
Взяв за основу «Активный», главный конструктор А. Байбаков спроектировал более совершенный корабль. Для уменьшения дифферента на нос девятиугольную орудийную башню кругового обстрела сдвинули к корме. Над ней возвышалась боевая рубка, закрепленная на неподвижной 750-мм трубе, вокруг которой вращалась башня, с двумя 102-мм орудиями. Благодаря увеличению угла возвышения до 60° эти орудия могли вести огонь по самолетам. Три 45-мм орудия размещались в двухорудийной носовой и одноорудийной кормовой башнях. Зенитное вооружение состояло из трех счетверенных «максимов». При водоизмещении 230 т осадка монитора не превышала 0,9 м. Улучшили и бронирование: борт защитили 16-20-мм броней.
Головной корабль новой серии «Железняков» заложили на киевском заводе «Ленинская кузница» осенью 1934 года, через двенадцать месяцев он был спущен на воду, а 6 ноября 1936 года вступил в строй. За ним в состав Днепровской флотилии вошли однотипные «Жемчужин», «Левачев», «Мартынов», «Флягин» и «Ростовцев».
Речной монитор «Ударный»:
Спущен на воду в 1931 году, вступил в строй флота в 1934-м. Водоизмещение 385 т, мощность дизелей 1600 л. с, скорость хода 11,6 узла. Длина наибольшая 53,6, ширина 11,1, осадка 0,82 м. Бронирование: рубка и орудийные щиты 8 мм. Вооружение: два 130-мм орудия, четыре 45-мм пушки, четыре счетверенных пулемета «максим». Послужил прототипом для дальнейших серий советских речных мониторов.
В годы второй пятилетки советские кораблестроители приступили к проектированию кораблей для нижнего течения Амура и Татарского пролива. За основу этих разработок был взят проект 1915 года - тяжелый четырехвинтовой монитор водоизмещением 1400 т, вооруженный шестью 120-мм орудиями. Три новых монитора, заложенных 18 апреля 1936 года, сначала получили названия в честь героев гражданской войны - «Сибирцев», «Серышев» и «Лазо», а впоследствии были переименованы в «Хасан», «Перекоп» и «Сиваш». Это были самые сильные в мире речные корабли: водоизмещение каждого составляло 2400 т, суммарная мощность дизелей равнялась 3600 л. с., они могли развивать скорость 15,1 узла. В вооружение тяжелых амурских мониторов входили шесть 130-мм, четыре 76-мм и шесть 45-мм орудий. Толщина броневого пояса - 75 мм, палубы - 40 мм. Сравнительно высокий полубак позволял кораблям выдерживать волнение до 7 баллов, что было немаловажно при плаваниях в неспокойном Татарском проливе. Война затормозила достроечные работы, и эти мониторы практически вступили в строй после окончания боевых действий.
В июне 1940 года в Измаиле стали создавать Дунайскую флотилию. В ее задачи входило поддерживать приречные фланги сухопутных войск и десантов, высаживать тактические десанты, обеспечивать противоминную оборону Дуная, переправу и перевозки войск, а также вести борьбу с речными силами противника. С Днепра на Дунай было решено перевести пять мониторов - «Ударный», «Железняков», «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев». Эти корабли в числе первых вступили в бой
с противником и почти месяц действовали совместно с сухопутными частями, не допуская форсирования реки. Но к середине июля 1941 года стало ясно: надо уходить…
19 июля Дунайская флотилия сквозь огонь румынских береговых батарей прорвалась в Черное море и под прикрытием кораблей флота в полном составе прибыла в Одессу. После этого речные корабли, совершившие необычный для них переход морем, сосредоточились в Николаеве и Херсоне. Их быстро отремонтировали и перебросили на Южный Буг и Днепр. Именно здесь, на Нижнем Днепре, дунайские мониторы «Жемчужин», «Мартынов» и «Ростовцев» в составе Днепровского отряда Пинской флотилии действовали совместно с однотипными «Флягиным» и «Левачевым» на прикрытии переправ советских войск южнее Киева. Сражались до последнего снаряда. Попав в окружение, были взорваны своими экипажами. 19 сентября у Тендры под Одессой погиб от налета вражеских бомбардировщиков монитор «Ударный»…
Из всех мониторов советской постройки, принявших на себя первый удар вражеских полчищ, самая удивительная и счастливая судьба выпала на долю «Железнякова», снискавшего себе славу «неуловимого монитора». После ухода из Измаила «Железняков» участвовал в обороне Николаева и Херсона, совершил переход в Севастополь. После расформирования Дунайской флотилии 20 ноября 1941 года сражался в составе Азовской флотилии вплоть до сентября 1942 года и, прорвавшись через блокированный немцами Керченский пролив, вышел в штормовое Черное море и самостоятельно пришел в Поти. «Как сейчас вижу Потийскую гавань, - вспоминал командующий Черноморским флотом адмирал Ф. Октябрьский, - и в дальнем углу ее - ставший живой легендой Черноморского флота корабль-герой…»
И действительно, сорок тысяч километров прошел «Железняков» за годы войны. Его героический экипаж уничтожил 13 вражеских артиллерийских и минометных батарей; отбил 127 воздушных атак, во время которых на него было сброшено 827 бомб; уничтожил четыре батальона вражеской пехоты, два склада боеприпасов; выдержал многократные обстрелы береговой артиллерии. Боевая работа «неуловимого монитора» была высоко оценена адмиралом флота И. Исаковым в его известном труде «Военно-Морской Флот СССР в Отечественной войне».
Речной монитор «Железняков»:
Заложен на заводе «Ленинская кузница» в Киеве 25 ноября 1934 года, спущен на воду 22 ноября 1935 года, вступил в строй 6 ноября 1936 года. Водоизмещение 230 т, мощность дизелей 280 л. с, скорость хода 8,8 узла. Длина наибольшая 51,2, ширина 8,2, осадка 0,88 м. Бронирование: пояс 20, палуба 16 мм. Вооружение: два 102-мм орудия, четыре 45-мм пушки и четыре пулемета. Впоследствии вооружение было изменено: пулеметы сняты, количество 45-мм пушек уменьшено до трех, дополнительно установлено два 37-мм зенитных автомата. Всего построено шесть единиц: «Железняков», «Жемчужин», «Левачео», «Мартынов», «Флягин» и «Ростовцев».
23 августа 1944 года бухарестское радио объявило о свержении и аресте реакционного фашистского правительства Антонеску. И уже 26 августа в Измаил к командующему воссозданной Дунайской флотилией контр-адмиралу С. Г. Горшкову прибыл командующий Румынской речной дивизией с сообщением о готовности к совместным действиям. В ответ на это было предложено перевести все румынские корабли на измаильский рейд. Первым под конвоем бронекатеров привели румынский монитор «Ион Братиану», а 29 августа из Галаца прибыли мониторы «Александру Лаховари», «Ардеал» и «Бессарабия», а монитор «Буковина» в это время сидел на мели близ Сили-стрии…
Все корабли были включены в состав Дунайской флотилии под новыми названиями - «Азов», «Керчь», «Бердянск», «Измаил» и «Мариуполь». История их весьма любопытна. Два первых были построены в 1907 году в Триесте по румынскому заказу, а три последних - в Австро-Венгрии еще накануне первой мировой войны.
«Ардеал» под названием «Темеш» ввели в строй в 1904 году. Это был речной монитор водоизмещением 440 т, с двумя паровыми машинами тройного расширения по 700 л. с, сообщавшими кораблю скорость до 13 узлов. Бронирование: пояс 40, палуба 25 и рубка 75 мм. В вооружение входили два 120-мм и одно 66-мм орудия, а также одна 120-мм гаубица и три пулемета.
В ноябре 1918 года монитор был интернирован и по мирному договору передан Румынии, где и получил новое название «Ардеал».
Монитор «Бессарабия», носивший в австро-венгерском флоте название «Ин», ввели в строй уже в ходе первой мировой войны. Он представлял собой дальнейшее развитие кораблей типа «Темеш». Водоизмещение составляло 540 т, суммарная мощность двух паровых машин - 1500-1700 л. с., скорость хода - около 13 узлов. Увеличенное по сравнению с «Темешем» водоизмещение позволило разместить на корабле еще две 120-мм гаубицы и три пулемета. В строй румынского флота зачислен с 1920 года.
Имел австро-венгерское происхождение и монитор «Буковина» («Сава»), лучший из мониторов, сделанных в этой империи. В Румынии корабль также оказался в 1920 году.
Речной монитор «Мариуполь»
Бывший монитор австро-венгерского флота «Сава», спущен на воду в Линце в 1915 году, в 1920 году по мирному договору передан Румынии, получил новое название «Буковина», в 1944 году передан советскому флоту под названием «Мариуполь». Водоизмещение 580 т, мощность двух паровых машин тройного расширения 1750 л. с., скорость ход––––а 13,5 узла. Длина наибольшая 62, ширина 10,3, осадка 1,3 м. Бронирование: пояс 40, палуба 25, рубка 50 мм. Вооружение: два 120-мм орудия, две 120-мм гаубицы, две 66-мм зенитки, две 47-мм пушки, 7-8 пулеметов. Всего построено две единицы: «Босна» (югославский «Вардар») и «Сава» (румынский «Буковина»).
В дальнейшем, включенные в состав советского флота, бывшие румынские мониторы, в частности, те, что получили названия «Азов» и «Керчь», на заключительном этапе войны поддерживали огнем своих орудий высадку десанта 5-й бригады югославских войск в районе города Опатовец.
Что касается мониторов советской постройки, то с ними связано немало важных событий в истории отечественного флота. Так, в мае 1940 года на днепровском мониторе «Левачев» началась отработка системы размагничивания, которая должна была надежно защищать корабли от опасности подрыва на магнитных минах. Необычная конфигурация монитора и несимметричной расположение крупных магнитных масс потребовали создания сложного размагничивающего устройства для компенсации его магнитного поля. Установку смонтировали к началу декабря 1940 года, а 10 декабря корабль сделал несколько галсов над двумя неконтактными индукционными минами. Испытания показали, что размагничивающее устройство работает успешно. 1 апреля 1941 года система размагничивания на «Левачеве» была сдана комиссии, которая утвердила его в качестве типового образца для мониторов.
«Ростовцев», затопленный своей командой в 1941 году, в конце войны был поднят, отремонтирован и до исключения из списков флота использовался как учебный корабль.
Легендарный «Железняков» в 1944 году вместе с Дунайской флотилией вернулся в Измаил, участвовал в завершающих боях и дошел до Будапешта. А в 1967 году, исключенный из списков флота, он был приведен из Измаильского порта в Киев, на Рыбачий остров, и здесь рабочие киевского завода «Ленинская кузница», со стапелей которого он сошел в далеком 1935 году, в свободное от работы время приступили к восстановлению знаменитого монитора. Поставленный на постамент корабль возвышается ныне над водами Днепра как символ мужества и героизма советских моряков, как главный экспонат заводского музея,
Г. Смирнов, В. Смирнов.