Уроки фехтования на мечах для начинающих. Самоучитель фехтования
Федерация фехтования России и компания «Мегафон» устроили для журналистов учебный курс из пяти занятий, чтобы мы больше узнали о шпагах, рапирах, и наняли нам в тренеры чемпионов мира и Европы, чтобы мы могли познакомиться с ними лично. Но за эти две недели мы, похоже, больше узнали о самих себе.
«Не забывайте старое правило — с рапирой надо обращаться так, словно у вас в руке птица: держите ее достаточно мягко, чтобы не раздавить, и в то же время крепко, чтобы не дать ей улететь».
Занятие 1
Курс всемирной истории фехтования, которым нас встретили тренеры, был краток и вселял надежды:
— Вы не бойтесь, что у вас не получится. Фехтование — самый древний вид спорта. Он появился сразу же, как только обезьяна взяла палку и пошла драться с другой обезьяной. Так что все, кто сейчас живет на свете, — генетически хорошие фехтовальщики. Плохие исчезли в процессе естественного отбора.
В белоснежной экипировке мы чувствуем себя немного неуютно и ждем, когда нам выдадут главное — оружие. Шпага считается прямым потомком меча, в наследство от которого ей досталось такое же треугольное сечение в отличие от четырехугольной рапиры. Espadas roperas — в точном переводе означает «меч для одежды», то есть дворцовое оружие, которое носят как украшение или которое используется для обучения. Поэтому шпага нам кажется более серьезным оружием.
Вес спортивной шпаги — 700 граммов, длина — чуть больше метра, простая гарда, тонкая ручка, которую нужно держать едва ли не двумя пальцами — большим и указательным. Но легкость оружия обманчива. Спустя полчаса сосредоточенных выпадов на мишени начинает отниматься вся рука от предплечья до кончиков пальцев. Тонкое лезвие ходит из стороны в сторону, а острие готово воткнуться в любой край мишени, но только не в ту точку, которую ты наметил себе целью.
Награда за усердие — первый бой. Мы стоим друг против друга в позиции, которую хотим считать фехтовальной стойкой, машем друг перед другом шпагами и стараемся каждую свою атаку завершить неловким выпадом. Наши тренеры, кажется, с трудом сдерживают улыбки. Но нам все равно — мы чувствуем, как острие наших шпаг добирается до соперника, и это доставляет нам пугающе безумное удовольствие.
Виолетта Колобова , чемпионка Европы
— Я никогда не относилась к спортивной шпаге как к оружию. И мне никогда не доводилось держать в руках настоящую средневековую шпагу, я лишь видела такое оружие со стороны, и мне кажется, она должна быть очень тяжелой. Тем не менее я не думаю, что современное спортивное фехтование чем-то кардинально отличается от искусства того военного времени. Те же приемы, те же защитные действия, те же атакующие — все осталось. Разве что атаки в то время не были такими глубокими, как сейчас, да и тактики было поменьше.
Все было, мне кажется, более осторожно, и люди не бросались друг на друга с рискованными атаками, и приемы не были столь хитроумны. Сейчас что, получил и получил укол, есть еще время отыграть. А раньше каждый укол — это ранение, которое отнимает у тебя силы. Да и вообще, когда на кону стоит не медаль, а жизнь, это не располагает к излишнему риску.
Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников
«Не забывайте, что фехтование — привилегия благородных людей. Вполне допустимо, что люди убивают друг друга, если это требует закон чести. И единственное, что можно от них требовать — это убивать друг друга достойно и по всем правилам».
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Занятие 2
Фехтовальная экипировка белоснежна и элегантна: гольфы; бриджы с лямками-подтяжками; набочник — куртка, которая надевается только на правую руку и оберегает тот бок, что ближе всего к шпаге соперника; фехтовальная куртка с кучей различных застежек и молнией Все это делает из вас вполне приличного человека, даже если у вас килограммов десять лишнего веса.
Но фехтовальная маска весом в полтора килограмма к концу двухчасовых тренировок убивает в вас все человеческое.
Было время, когда маски старались делать прозрачными. Считалось, что фехтование теряет в телегеничности, когда не видно лица спортсмена. Но «стеклянные» маски не прижились — после нескольких боев на них появлялись царапины, и это сильно ухудшало обзор фехтовальщику.
Теперь наши тренеры убеждали нас, что сеточная маска — одно из самых полезных для здоровья элементов экипировки:
— Вы видели черные очки с дырочками, которые улучшают зрение? — спрашивал чемпион Европы Алексей Черемисинов. — У фехтовальной маски с ее сеткой тот же эффект. Плюс маска ограничивает доступ кислорода, а значит, у вас развиваются легкие.
На самом деле после нескольких активных трехминутных боев, которыми заканчивалась каждая из наших тренировок, легкие готовы разорваться. После первого занятия не выжила треть из всех приглашенных. Впрочем, после второго остались все, кто на него пришел.
Вдоль правого рукава под курткой мы пропускаем электрический шнур. Возле перчатки он подключается к розетке шпаги, за спиной — к другому проводу, который держит нас на привязи на фехтовальной дорожке. Ее ширина — метра два, длина — 14 метров. Теперь каждый наш укол сопровождается резким писком электронной системы.
Нас ставят друг против друга и дают задание поочередно без защиты наносить друг другу уколы, чтобы осознать, что такое пропущенный и что такое нанесенный удар.
Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк К концу этого бесконечного занятия хочется только, чтобы электронный аппарат наконец заткнулся. Но каждый хороший укол, после которого шпага выгибается на треть — это приличного вида синяк на правом предплечье или правой стороне груди.
В раздевалке без курток мы были похожи на банду наркоманов со стажем.
Виолетта Колобова , чемпионка Европы
— У нас нет какого-то четко определенного «кодекса чести» — свода неписаных правил, которые ты должна соблюдать на дорожке. Но в то же время, как и в любом спорте, есть грязные приемы. Например, если соперник разъярен или хочет тебя спровоцировать, он может ударить тебя эфесом в маску. Да, такие удары строго пресекаются судьями, но иногда их наносят исподтишка в ближнем бою, и это может остаться незамеченным со стороны. Удары такие страшны и могут нести серьезные последствия — лицо в маске находится очень близко к сетке, и бывали случаи, когда эфесом фехтовальщику выбивали зубы.
В женском фехтовании есть свои грязные приемы. Была у нас одна француженка, которая старалась непременно уколоть в голень. Это самый болезненный укол, и если несколько раз попасть в одно и то же место, все может закончиться очень серьезной травмой.
Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников
«Должен признаться, я не завидую тем, кому суждено пережить войны, которые человечество будет вести лет через двадцать или тридцать».
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Занятие 3
Мы все больше времени проводим в поединках. Иногда тренеры находят довольно необычную мотивацию для того, чтобы вернуть нас на дорожку:
— Не сдавайся! Тебе надо продержаться хотя бы пять минут, чтобы выжить до подхода основных сил!
Выжив эти пять минут, выживаешь следующие, и так далее — до конца двухчасового занятия. Но как же были счастливы те, кто воевал лет триста назад. Сейчас, когда смотришь фильмы-апокалипсисы, где планета погибает от очередного ядерного удара, в темных залах кинотеатров можно мечтать только об одном — оказаться в числе тех 95%, что погибнут сразу же, чтобы не гнить потом в развалинах привычного тебе мира. А те, что жили лет двести назад со шпагами в руках, даже умирая, могли надеяться на подход тех самых «основных сил».
Виолетта Колобова , чемпионка Европы
— Все, что вы видите в фильмах, к фехтованию не имеет никакого отношения. Точнее, не имеет отношения к спортивному фехтованию. Но есть целое направление — артистическое фехтование. Это уже не спорт, это — искусство. Каждый прием, каждая атака — это постановочный элемент, и все вместе больше похоже на танец, чем на бой. Все более медленно и изящно, чтобы зрители могли оценить красоту движений.
Я видела, как они готовятся. Мы часто проводим сборы на базе «Озеро круглое», и как-то одновременно с нами там оказались как раз ребята, которые занимаются сценическим фехтованием. Я приходила смотреть, как они тренируются, или, точнее сказать, репетируют. Да, интересно, но я бы не променяла спорт на него. У нас в поединках есть соперничество, у нас настоящий бой, у них — танец. Мне бы очень не хватало азарта настоящего поединка.
Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников
«Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров. Важно другое: со шпагой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником»
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Занятие 4
— Чтобы чему-то научиться, вам нужно фехтовать с теми людьми, которые что-то умеют — с этими словами нам представили человека, стоя на дорожке против которого, мы поняли, что не умеем ничего.
«Человек, который что-то умеет» в поединке до пяти уколов вынес первого из нас меньше чем за минуту. Еще через четверть часа я гордился тем, что сумел отбить одну его, хочется верить, серьезную атаку. Это были чистые инстинкты: я успел два раза взять защиту, чужая шпага прочертила царапину по сетке моей маски, и через секунду я понял, что не слышу писка электронной системы.
Те же двести лет назад я наверняка бы оценил свое везение еще выше. Но и без того избежать неминуемого поражения — это тоже удовольствие.
Виолетта Колобова , чемпионка Европы
— Каждый свой бой я стараюсь завершить уколом в стопу или бедро. Можно считать это пижонством, можно — коронным приемом. Но такой свой фирменный знак, мне кажется, есть у каждого фехтовальщика. Если я разыгрываю долгую комбинацию, со множеством подготавливающих действий, и она успешно завершается таким уколом — это наивысшее наслаждение в бою.
Но настоящим пижонством у нас считается уколоть в защитном действии через первую или девятую защиту. Это очень координационно сложное действие, далеко не каждый вообще это умеет, делать это хорошо вообще могут единицы. Я не знаю, насколько обидно получить такой укол — мне редко его наносили, но сама я очень люблю так делать. Первый раз такой прием выполнила Татьяна Логунова, которая специально отрабатывала его с тренером. Теперь тот же тренер работает со мной, и у меня тоже иногда проходит этот прием.
Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников
«Я всегда считал, что во время поединка могу распознать родственную душу. С рапирой в руке каждый становится таким, каков он есть на самом деле»
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Занятие 5
К концу второй недели у меня появляется любимый прием: нужно, улучив момент, движением сверху вниз своим клинком заплести шпагу соперника, отвести ее чуть в сторону и нанести укол. Честно говоря, этот прием — единственный, который я могу провести в атаке осмысленно и подготовив все как следует.
С защитой все более-менее понятно. Ты можешь сделать шаг назад и отвести оружие противника в сторону. Для нашего начального уровня этого хватает. Но нам четыре занятия подряд говорили, что после защиты должен быть ответ. И чем больше поединков, тем меньше находится сил на ответ. И тогда ты идешь вперед и скорее всего нарываешься на «защиту-ответ».
На следующий день у нас был командный турнир. Каждый из нас провел по четыре боя. Два из них я проиграл именно так.
Но два других же выиграл!
«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина»
Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»
Меч — одно из древнейших видов оружия. Представляет собой длинный широкий нож, которым можно наносить как рубящие, так и колющие удары.
Первые мечи встречаются уже у древних египтян, и каждая культура отличается своим, характерным только ей видом холодного оружия.
Общее для всех культур — широкое прочное лезвие, прочная рукоять и простая гарда. Все техники фехтования объединяет превалирование рубящих ударов перед колющими.
История фехтования на мечах
Изготовление хорошего меча требовало хорошего знания технологии обработки металлов . Это было оружием профессиональных воинов, дворян, имеющих возможность купить или взять оружие как трофей.
Такое фехтование называется историческим.
Широкое движение исторических реконструкторов столкнулось с проблемой — распространённые в Средние века знания оказались забытыми, и техники пришлось восстанавливать буквально по крупицам.
В Азии — Индии, Китае, Японии ситуация с историческим наследием выглядит лучше вследствие традиционности общества. Там созданы целые школы, в которых преподают традиционные приёмы боя с оружием, распространяющиеся на весь мир.
Виды
В зависимости от задач отличалась техника фехтования. Короткий меч римского легионера работал совершенно иначе, чем акинак древнего скифа.
Короткий меч
Применялся для работы в стеснённых условиях массового боя, в плотном строю. Самые знаменитые представители этой группы — римский короткий меч, шотландский палаш.
Малый вес и прочность предоставляют возможность вести бой долго при средней физической подготовке.
Одноручный
Предназначался как для боя в пешем строю, так и для кавалерийских схваток. Преимущество — малый вес и манёвренность , длина лезвия позволяла повысить радиус поражения. Примеры: каролингский меч, греческий ксифос, скифский акинак.
Полуторный
Отличается большой длиной лезвия: до 1 метра. Чтобы орудовать таким оружием, требуется более длинная рукоять, которая помогает сбалансировать оружие.
Преимущественно он использовался двумя руками: одна удерживала рукоять, вторая — направляла удар. Полуторный меч можно использовался и одной рукой при необходимости, на вершине рукояти отлично балансировало лезвие.
Большая часть ударов была рубящими, так как орудие применялось для прорубания тяжёлых доспехов. Применялись короткие колющие тычки без замаха — инерция удара приводила к нарушению равновесия.
Двуручный
Самое знаменитое средневековое оружие. Длина составляет до полутора метров , некоторые экземпляры ещё длиннее. Большая масса, крепкий хват двумя руками позволял разрубать любые доспехи. Владение двуручником требовало недюжинной физической силы и выносливости, этот вид оружия применялся чаще в коротком пешем бою и на рыцарских турнирах.
Бой таким оружием — бой одного удара. Оружие выполняет роль как атакующую, так и защитную — держать щит просто нечем. Благодаря большой массе двуручник использовался как рубящее оружие.
Фото 1. Клеймор - разновидность двуручного меча, получившего распространение среди шотландских горцев в конце XIV века.
Как называется меч в Японии
Знаменитые японские клинки разных размеров покорили мир своей функциональностью и качеством. Японское фехтование кендо — завоевало адептов во всем мире.
Различается много видов японских мечей. Самые распространённые из них: длинный — катана, средний — танта и короткий — вакидзаси .
В зависимости от времени и места произведения длина и форма лезвия, вид гарды, рукояти значительно различаются.
Традиционное японское фехтование основано на балансе тела, коротких и точных рубящих и колющих ударов.
Простые и эффективные приёмы боя оттачивались много столетий феодального противостояния, которое закончилось сравнительно недавно. Многочисленные школы восточных единоборств бережно хранят историческое наследие, и японское фехтование признано одним из самых эффективных.
Вам также будет интересно:
Где можно пройти обучение бою
Современное спортивное фехтование сильно отличается от традиционных техник и берёт начало с дуэлей более лёгким оружием: саблей, рапирой и шпагой. Научиться драться можно в следующих случаях:
Сколько стоят уроки
Чтобы научиться владеть холодным оружием, потребуется не только выносливость и желание, но и некоторое количество денег:
В зависимости от местонахождения и требований к оборудованию цены могут отличаться. Экипировка стоит от нескольких сотен до десятков тысяч долларов.
Внимание! Услуги тренера иногда доходят до 50—100 долларов за занятие , тренировки в клубах значительно дешевле.
Настоящих фанатов исторической реконструкции цена не пугает — многое из оборудования создаётся своими руками или заказывается у знакомых мастеров и кузнецов.
Основы фехтования
1. основы фехтования
1.1 история развития фехтования
1.2 классификация технических приемов и боевых действий, терминология фехтования
1.3 характеристика фехтования на рапирах
1.4 характеристика фехтования на шпагах
1.5 характеристика фехтования на саблях
1. ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Фехтование в древнем мире. Борьба первобытного человека за существование, а позднее беспрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми полна история народов древнего мира, были причинами возникновения и усовершенствования холодного оружия. Одновременно росло мастерство владения им. В древности обучение воинов начиналось с раннего детства, что можно установить на основе анализа исторических памятников, бытовых и религиозных обрядов, данных по истории физической культуры, произведений изобразительного искусства.
У народов Древней Индии существовала святая книга, содержащая принципы упражнений с оружием. В качестве преподавателей выступали члены секты браминов. Они давали свои уроки на городских площадях. В дальнейшем обучением искусству фехтования стали заниматься профессиональные воины.
В Древнем Египте распространенным видом упражнения с оружием было фехтование на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье свободной руки тремя ремнями, представляла собой щит для отражения ударов противника.
В Древней Греции в почете были физические упражнения и военные игры. В качестве оружия греки пользовались подобием шпаги, которая являлась как колющим, так и рубящим оружием. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. Основным средством защиты был щит. Чтобы избежать укола или удара использовались уклонения туловищем, а также перемещения назад и в стороны.
В Римской империи широко практиковалось изучение владения холодным оружием. Довольно значительное количество преподавателей, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в римской армии. «Доктора оружия» в Риме были очень известными людьми и нередко награждались высокими знаками отличия.
Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы набирались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных выступлениях.
Фехтование в средние века. В средние века искусство владения холодным оружием носило ярко выраженный классовый характер - им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Фехтование было жизненно необходимым навыком, помогавшим не только преуспеть в жизни, но и уцелеть в ходе рыцарских турниров и дуэлей.
Но было бы ошибочным утверждать, что простые горожане и крестьяне в этот период не занимались фехтованием. Среди них было широко развито фехтование на палках, обитых железом, и на алебардах (род секиры, укрепленной на длинной палке).
В XVI в. с изобретением пороха и появлением огнестрельного оружия утратилось значение металлических доспехов, и тяжелое холодное оружие заменили более легким. Например, вместо двуручного меча появилась облегченная шпага, которой можно было колоть и рубить.
Отдельные источники указывают на то, что фехтование как искусство владения рапирой и шпагой зародилось в Испании. Первыми книгами по теории фехтования считаются произведения испанских преподавателей Понса де Перпиньяна и Педроса де Торре. Их книги вышли в свет в 1474 г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования («Фехтбрудер»), а в Англии основана ассоциация фехтовальщиков.
В 1567 г. парижские мастера фехтования на шпагах создали Академию преподавателей фехтования Франции. В ее состав входили 20 членов, из которых 6 были наиболее почетными. В середине XVII в. фехтование на шпагах во Франции продолжало совершенствоваться, становилось более вариативным. Шпага стала легче, клинок ее приобрел трехгранную форму. Французские преподаватели фехтования при обучении использовали облегченную шпагу (флорет), явившуюся прототипом современной рапиры.
С середины XVII в. во Франции получает распространение школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия. В этом заключалось основное различие между итальянской и французской школами фехтования.
Фехтование в России и российской армии. Владение холодным оружием в Древней Руси имело большое военно-прикладное значение. Русские воины использовали копья, пики, топоры, секиры, мечи и дротики. В веках живут славные победы русских воинов в битвах с иноземными захватчиками на Чудском озере и Куликовом поле.
Фехтование западно-европейского типа возникло в России в первой половине XVII в. В отличие от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство».
Во второй половине XVIII в. возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником ее был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796-1799 гг.) Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А.В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».
В начале XIX в. значительная роль отводилась русским преподавателям фехтования. Особый вклад в развитие фехтования в России внесли И.Е. Сивербрик (ученик Б. Фишера) и Соколов. Сивербрик вел большую преподавательскую работу в Петербурге - сначала в Первом кадетском корпусе, позже в Пажеском и других корпусах. В 1821 г. он организовал при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам.
В 1851 г. в Петербурге был открыт Императорский фехтовальный зал (где преподавал И.Е. Сивербрик), а в 1857 г. в Инженерном павильоне - Санкт-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал.
С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы (специальный темляк на шашку). К соревнованиям допускались только офицеры. Обладатель императорского приза завоевывал звание чемпиона России по данному виду оружия, если он 2 года подряд занимал первое место. Соревнования обычно были предварительными и заключительными. В предварительных соревнованиях боев не было. В них проходила проверка технической подготовленности участников. Выдержавшие это испытание допускались к заключительным соревнованиям, т. е. к фехтовальным поединкам. Бои проводились на время, их продолжительность была от 3 до 7 минут. В начале XX в. в Петербурге организуются офицерские фехтовальные курсы. Позже к этим курсам прибавились гимнастическо-фехтовальные курсы для унтер-офицеров, которые выпускали помощников офицеров по преподаванию фехтования. В 1909 г. курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской школы в Жуанвиле, а в 1910 г. была открыта Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Среди слушателей военных школ выделялись талантливые фехтовальщики, впоследствии заслуженные мастера спорта В.М. Захаров и Т.И. Климов. Преподаватели, подготовленные в этих школах, вели работу в Харькове, Новочеркасске, Твери, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Риге, Томске, Смоленске и других городах.
В это же время довольно широко стали приводиться соревнования по фехтованию. Однако вначале они организовывались только в пределах городов. Ежегодно в Петербурге устраивались соревнования среди студентов университета, Политехнического и Технологического институтов на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону.
Официальных правил соревнований по фехтованию в России не было. При их проведении руководствовались отдельными инструкциями, практическим опытом и традициями. Отчасти пользовались сведениями из учебной литературы по фехтованию, преимущественно зарубежной. Некоторое обобщение вопроса о проведении соревнований было представлено в книге К. Тернана «Фехтование на рапирах», изданной в Петербурге в 1913г. Таким образом, в дореволюционной России зародились основы отечественного фехтования, которое имело скорее прикладной, чем спортивный характер и получило свое развитие в первой половине XIX в. В русской армии основное внимание уделялось сабельному и штыковому фехтованию, оно предназначалось для подготовки воинов к рукопашному бою. Спортивное фехтование было доступно лишь дворянской аристократии и буржуазии и служило их классовым интересам.
Преимущественное развитие фехтование получило среди офицеров русской армии. Однако спортивно-техническая подготовленность русских фехтовальщиков была относительно невысока, о чем свидетельствовали их выступления на международной арене.
1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТЕРМИНОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Классификация - это распределение технических приемов и боевых действий по общим признакам и в определенном порядке для облегчения усвоения фехтования на основе системного подхода к предмету. В тесной зависимости от классификации находится терминология фехтования, знание которой позволяет спортсменам, тренерам и судьям более эффективно взаимодействовать в ходе тренировок и соревнований, а также полноценно пользоваться специальной литературой.
Нередко возникают вопросы на тему «зачем нужно изучать фехтование в XXI веке?» Не будешь же таскать с собой меч для самообороны, да и пистолет все равно эффективнее. С этим никто не спорит.
Если вам непонятны причины, по которым люди продолжают заниматься изучением боя на холодном оружии - читайте дальше. Если вам лично все понятно, но вопросы «а зачем тебе это?» надоели, то можете свободно пользоваться этими причинами в качестве типовых ответов.
1. Психологическая закалка
Ни для кого не секрет, что одно из важнейших слагаемых победы - это психологическое состояние. Сила воли, умение контролировать собственный страх и действовать так, как диктует разум. Также ни для кого не секрет, что любая действительно работающая система боевых искусств, в программу изучения которой входят реалистичные спарринги, непременно дает этот эффект.
Фехтование позволяет добиться его значительно быстрее по сравнению с прочими видами боевых искусств. Просто невозможно биться на стальных или даже деревянных клинках, не контролируя свой страх. Психологическое состояние бойца даже у совершенно мирных людей проявляется чуть ли не на первом удачном спарринге. При использовании более безопасных деревянных мечей этот процесс затягивается, но не слишком надолго.
Даже если вам не очень интересны остальные аспекты фехтования, если вы предпочитаете заниматься рукопашным боем или постоянно носите с собой огнестрельное оружие, то всё равно обратите внимание на этот важный момент. Используя данное свойство фехтования, можно очень здорово повысить результативность тренировок по рукопашному бою, как лично для себя, так и для учеников.
Более важным в повседневой жизни эффектом является постоянное спокойствие, уравновешенность и способность дать сдачи не только палкой по голове, но и в словесной баталии. Общаясь с начальством или неким представителем власти, например. Неважно, чем вы сражаетесь: бокеном, стальной шпагой или собственным острым языком. Ощущения в конфликтных ситуациях примерно одни и те же, только острота сильно отличается. Если вы не боитесь сражаться на мечах, то вас мало чем можно поколебать.
2. Защищённость
Очевидно, что человек с оружием при прочих равных гораздо опаснее для своих противников, чем человек без оружия. В древности проблем с ношением оружия было несколько меньше, чем сейчас, особенно для представителей воинских сословий. Хотя, если под оружием рассматривать не только мечи, а ещё и дубины с топорами, то проблем точно не было ни у кого. При этом именно холодное оружие обычно решало исход большинства сражений. Луки, конечно, оказывали заметное влияние на войну, но без холодного оружия побеждать удавалось мало кому.
Если абстрактному человеку нужно было научиться противостоять бандитам, то для него как раз имело смысл изучать технику работы оружием. Пусть дорожным посохом, а не мечом, но именно оружием. Про профессиональных военных и говорить не приходится. Какой смысл посвящать максимум своего внимания рукопашному бою, если ты всегда вооружён и твоя работа - именно использование этого оружия?
Ни в коем случае не хочу сказать, что рукопашный бой бесполезен. Просто фехтование позволяет быстрее достичь весомых результатов. Допустим, вы возьмете двух ничего не умеющих человек и начнете учить одного рукопашному бою, а другого - фехтованию. Если через неделю обучения вы предложите им сразиться друг с другом - результат будет вполне предсказуем.
И почему, собственно, не носить с собой меч для самообороны? Даже если меч не подходит, всегда можно воспользоваться тростью, зонтом, топором или первой попавшейся под руку палкой. Человек с палкой, знающий, как ей пользоваться, практически неуязвим даже для группы невооружённых агрессоров.
Более того, длинная палка может быть значительно эффективнее ножа, особенно если противник, вооружённый ножом, не привык работать против фехтовальщика. А фехтовальщиков вообще встретишь не часто.
Ношение меча для самообороны - не такая уж безумная идея, кстати говоря. Совершенно необязательно затачивать клинок до боевого состояния, нарушая закон. Даже не заточенный, совершенно легальный тренировочный меч из хорошей стали вполне может нанести противнику травмы, несовместимые с продолжением агрессии. Кроме того, серьёзное использование меча вводит в ступор. Никто такого не ждет.
Кстати, в среднем масса одноручного или даже полуторного меча колеблется в пределах 1 - 1,5 кг. Добавьте с запасом еще полкило на ножны - не так уж и тяжело. На практике имеют смысл два варианта: трость с длинным прямым клинком японского или шпажного типа, или же короткий меч где-нибудь под курткой. Короткий меч весит заметно меньше килограмма и, в общем, не вызывает никаких проблем при постоянном ношении. Подчёркиваю, что заточка не обязательна. Тупой стальной меч спокойно крошит дерево, оставляя достаточно заметные зарубки, а человеческое тело гораздо мягче дерева.
3. Быстрое достижение результата
Рукопашному бою учиться долго. Понятно, что человек, поступивший в некую усреднённую секцию рукопашного боя, скажем, за десять занятий мало чего достигнет. Фехтовальщик после тех же десяти занятий уже сможет небезуспешно сражаться с гораздо более опытными противниками. Кроме того, более-менее опытный фехтовальщик способен изучать технику рукопашного боя гораздо быстрее человека, не имеющего навыков работы с оружием. В ряде лучших современных школ боевых искусств, нацеленных на рукопашный бой, это понимают.
Почему так происходит?
Самая главная причина: бой даже на деревянных мечах, для начинающего участника кажется несравненно более опасной ситуацией по сравнению с кулачным спаррингом. Серьёзное и сфокусированное отношение к процессу приходит само собой. Страх - плохое чувство. С ним надо бороться и искоренять. И наилучший способ сделать это - повернуться к страху лицом и пойти на него в атаку, не закрывая глаза.
Несколько лет назад я учил одного человека фехтованию. На тот момент мы использовали деревянные мечи, для железа он ещё, в общем, не был готов. Когда речь зашла о постановке блоков, ученик постоянно совершал одну и ту же ошибку: защищаясь, он располагал меч слишком близко возле головы. Физически он был развит весьма неплохо, поэтому остановка лёгкого удара деревянным мечом не являлась какой-то проблемой.
Но так ставить блоки неправильно. Для того чтобы объяснить суть проблемы, я предложил взять тренировочные стальные мечи - без заточки, но с совершенно реальной массой. После первого же удара более тяжёлым оружием, продавливающим его защиту, ученик всё понял. Лязг стальных клинков моментально объяснил ему, где он был неправ: если наносить чуть более мощный удар, чем я позволял себе в процессе обучения, то руки спружинят и клинок противника всё-таки достанет до головы. Когда мы вернулись к деревянным мечам, этой ошибки ученик больше не допускал.
4. Скоростная подготовка к изучению рукопашного боя
В древности изучение боевых искусств начиналось именно с оружия. На то было две причины.
Первая: хоть сколько-то обученный владеть оружием человек уже является действующей моделью воина. Он достаточно опасен для недоброжелателей и способен защитить себя без особых проблем.
Вторая: общие принципы в рукопашном бое и фехтовании совершенно одни и те же, только оружие ещё менее простительно к совершению ошибок. Пропущенный удар кулаком, конечно, может быть опасным и даже фатальным, но не со 100%-ной вероятностью. Результат пропущенного удара оружием очевиден.
Рукопашный бой как более сложная и менее часто используемая дисциплина изучался уже после освоения более простых и эффективных способов защиты и нападения. Молодой боец сначала учился побеждать противников с помощью специальных средств и только потом переходил к более сложным техникам рукопашного боя.
Даже сейчас в большинстве серьёзных школ рукопашного боя оружие, так или иначе, используется. По историческим причинам приоритет сместился, так как традиционное холодное оружие, конечно, проигрывает огнестрельному по эффективности на поле боя. Поэтому изучают то, что более часто применяется, то есть рукопашный бой без оружия. Кроме того, исторические причины во многом заставили переделать многие традиционные боевые искусства в спортивно-оздоровительные комплексы. Иных возможностей для выживания у них не было. Сейчас таких проблем не существует, так что можно спокойно заниматься чем угодно.
Фехтование приводит к пониманию основных боевых принципов, учит правильно двигаться и даёт множество совершенно необходимых в рукопашном бою навыков. Причём с помощью фехтования основа для рукопашного боя даётся даже быстрее, чем непосредственно при изучении рукопашного боя.
5. Традиция
Выше уже было сказано, что в старые времена обучение боевым искусствам начиналось именно с оружия. На то были вполне объективные причины. Но кроме них, можно задуматься ещё и о некоем восстановлении исторической справедливости и возвращении к корням искусства. Для любителей истории это может быть очень важно.
Нужно заметить, что вообще противопоставление фехтования и рукопашного боя неверно в принципе. Оно справедливо лишь для вырожденных спортивных дисциплин с массой искусственных ограничений. В реальном бою никто не будет снимать с вас очки за творческое использование свободной руки. Вы можете, например, ударить противника в лицо кулаком или задержать его руку с оружием на долю секунды, необходимую для нанесения удара.
Но подобные техники требуют сравнительно высокого уровня мастерства. Не уверенному в своей подготовке новичку до поры до времени имеет смысл сделать больший упор на исследование возможностей своего оружия. К рукопашному бою лучше переходить только когда противник перестанет казаться таким большим, быстрым и страшным.
Именно так рассуждали учителя боевых искусств тогда, когда эти искусства что-то значили.
6. Оздоровление
В наше сложное время многие люди не поднимают предметов тяжелее компьютерной мышки и мобильного телефона. Меч массивнее, да и мышц в фехтовании задействовано значительно больше. Пять минут спаррингов на полной скорости с перерывами для приведения себя в чувство изматывают сильнее, чем получасовая пробежка трусцой или даже комплекс упражнений в спортивном зале.
Мышцы от подобных нагрузок растут не сильно - это к культуристам. Происходит укрепление связок и сухожилий, тренировка выносливости. Если совмещать фехтование и тяжёлую атлетику, то из вас может получиться настоящий терминатор.
7. Адреналин
Мирная, размеренная офисная жизнь. Телевизор, друзья, работа, вторая половина, пиво, сон. Разве что компьютерные игры да футбол дают современному человеку хоть какую-то встряску, прилив эмоций!
Как-то смешно говорить о том, что фехтование - это значительно более адреналиновая деятельность, чем все то, к чему мы привыкли в нормальных условиях. Даже пейнтбол не идет ни в какое сравнение по эмоциональной нагрузке. Навести на человека мушку с целиком и нажать на спусковой крючок, отправив в него шарик с краской - дело хорошее, интересное и увлекательное. Но стремительный бой на мечах - блоки, атаки, парирования, контратаки, сокращение и разрыв дистанции… Трудно найти что-то аналогичное, дающее такой же заряд драйва и хорошего настроения надолго!
8. Реакция и точность
К важнейшим свойствам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо - залог успеха в любом поединке. Приобретённые навыки не покидают фехтовальщика и в повседневной жизни. Настоящий боец не теряется в неожиданной ситуации, моментально и точно реагируя самым правильным образом. Этот результат изучения фехтования, перекликающийся с психической закалкой, способен изменить вашу жизнь в лучшую сторону в самых неожиданных её областях.
9. Болевой порог
Изучение любого боевого искусства сопряжено с травмами - это аксиома. Фехтование не является исключением, поэтому новички и должны использовать мечи из дерева и других, еще менее опасных материалов. В любом случае, удары время от времени пропускаются. Серьезных травм в нормальных школах практически не бывает, но синяки - дело совершенно обыденное.
Фехтовальщик, привыкший получать удары деревянным или даже тупым стальным клинком, обладает значительно более высоким болевым порогом по сравнению со средним человеком. В первую очередь меняется не чувство боли, а отношение к ней. Люди, не понаслышке знакомые с фехтованием, совершенно иначе реагируют, скажем, на полученный удар милицейской резиновой дубинкой со стальным стержнем. Во-первых, удар оружием будет инстинктивно парирован, ослаблен. Во-вторых, по сравнению с ударом деревянного или, тем более, стального меча, резина - это детский лепет.
10. Отличное хобби.
Как говорит мой отец, «надо же на чём-то сидеть». У всех есть свои интересы и хобби. Кто-то смотрит телесериалы, кто-то пьет водку, кто-то собирает марки, кто-то играет в футбол.
Изучение фехтования, как правило, сопряжено с коллекционированием холодного оружия – преимущественно пригодного для использования на тренировках, а не боевого, нелегального в нашей стране. При желании можно вкладывать в покупку снаряжения и оборудование места для тренировок бешеные деньги. При отсутствии желания или возможностей можно обойтись минимумом, посвящая все внимание тренировками с ограниченным арсеналом.
В процессе изучении фехтования сами собой в голову приходят исторические знания. То есть их вроде бы специально и не изучаешь, а все равно нахватаешься так, что мало не покажется.
Еще один побочный эффект, на сей раз неоднозначный - изменение отношения к некоторым культурным произведениям. Скажем так: лично мне нравится «Горец», как оригинальный фильм, так и сериал. Нравится там всё, кроме постановочных и нереалистичных боев на мечах. Они зрелищны и красивы, это понятно! Но при виде подобных выступлений у понимающего человека возникает желание смеяться и плакать одновременно. В книгах и компьютерных играх та же самая проблема: читаешь / играешь и не веришь в происходящее, потому что понимаешь, как это все должно работать на самом деле.
Пожалуй, это можно считать наиболее заметным негативным последствием занятий фехтованием. Не бывает же чего-то абсолютно и безоговорочно хорошего, верно? Но, на мой взгляд, это не слишком большая плата за все преимущества фехтования.
11. Совершенствование
Естественным желанием для многих является стремление к самосовершенствованию. Улучшение себя в целом или в какой-то узкой теме - это достойно и интересно, это то, ради чего стоит жить!
Во-первых, фехтование позволяет совершенствоваться непосредственно в искусстве боя на холодном оружии. Хотя для достижения приличных результатов не требуется так уж много времени, бой на мечах, как и любое другое боевое искусство, может изучаться всю жизнь.
Кроме того, приобретение и оттачивание навыков фехтования естественным образом улучшает совершенно неожиданные стороны жизни, казалось бы, не связанные с боевыми искусствами напрямую. Если хотите превзойти себя - возьмите в руки меч.
12. Романтика
Меч в руках вызывает особенные чувства, не похожие ни на какие другие. Нож или пистолет не дают такого эффекта. И он лишь усиливается, когда вы не просто держите в руках оружие, а еще и умеете им пользоваться.
Мушкётеры, самураи, рыцари, пираты, викинги, ниндзя - неужели вам никогда не хотелось ощутить себя в шкуре кого-то из них? Холодное оружие сопровождало человечество на протяжении нескольких тысяч лет. Человек с мечом окружается совершенно неповторимым романтическим ореолом.
Фехтование просто не может не нравиться!
В период расцвет длинного меча, как основного вида клинкового холодного оружия, в Европе существовали две большие "школы фехтования" - итальянская и немецкая, которые оставили нам письменные источники информации с описанием различных приёмов и техник.
"Итальянская школа" фехтования длинным мечом была представлена двумя дошедшими до нас манускриптами - "Flos Duellatorum" (1409 год) за авторством Фиори де Либериа, и "De Arte Gladiatora Dimicandi" (1482 - 1487 гг.), вышедшая из под пера Филиппо Вадиса.
Де Либериа в своей книге представил семь линий атаки и принципы "искусства меча" - фехтовальщик на мечах должен быть быстрым, как тигр, зорким, как рысь, храбрым, как лев и стойким, как слон.
Самый существенный вклад в развитие фехтования длинным мечом внесли именно немецкие мастера. Дело в том, что с XV века в Германии начинают бурно развиваться свободные города. Города и их граждане создавали всё большую конкуренцию для знати и были вынуждены часто отражать нападения феодалов и их разбойничьих отрядов. Свободных граждан император наделил рядом привелегий, к которым также относилось и ношение меча. На основании этого нового самосознания и необходимости защищать свои права, возник невиданный до того спрос на занятие фехтованием и соответственно на преподавателей искусства фехтования (примечательно, что почти все знаменитые фехтовальщики того времени вышли именно из средних классов общества).
До наших дней дошли имена таких прославленных мастеров фехтования, как Йоханесс Лихтенауэр, Ханс Тальхоффер, Ханко Дёбрингер, Зигмунд Рингекк, Юде Отт, Паулус Калла, среди которых имя Лихтенаура и Тальхоффера стоит выделить особо, так как именно их работы сейчас являются наиболее известными.
Йоханнеса Лихтенаура можно по праву считать основоположником системы фехтования длинным мечом, в том смысле, что он за свою жизнь объездил множество европейских стран, чтобы повсюду у различных мастеров изучить искусство владения длинным мечом (об этом мы узнаём из описания священника Ханко Дёбрингера). Из своих знаний, накопленых за долгие годы странствий, Лихтенауэр создал систематическое учение и сформулировал его в зашированных рифмах. Наиболее ранняя из дошедших до нас стихов-памяток Лихтенаура была создана в 1389 году, его учеником Дёбрингером. Это учение стало началом "немецкой школы" фехтования длинным мечом. Традиции заложенные Лихтенауэром просуществовали более 250 лет и оказали влияние даже на второго выдающегося немецкого мастера Ханса Тальхоффера, издавшего в 1443, 1459 и 1467 гг. свои знаменитые труды.
Хотя система Тальхоффера основана на работе Лихтенауэра, он не только продолжил его традицию, но и развил свои собственные подходы. У Тальхоффера, наряду с описанием различных приёмов, можно найти такие аспекты, динамика движений, приёмы восстановления физической силы, а также учение о питании, можно сказать, что это был первый научный труд о физической культуре.
Некоторые приёмы фехтования длинным мечом
Наглядно фехтование длинным мечом можно рассматривать как разнообразну, но завершонную смесь ударов мечом, ударов ногами, удушающих захватов и бросков. У Лихтенауэра мы находим 17 основных приёмов, к которым наряду с пятью рубящими ударами:
- яростный удар;
- садящийся удар;
- поперечный удар;
- косой удар;
- удар по голове;
добавлялись четыре основные оборонительные позиции:
- бык - высокая горизонтальная указывающая;
- плуг - "закрытая" срединная;
- глупец - низкая срединная;
- крыша - высокая срединная.
Стойка с длинным мечом - бык и правосторонний бык
Бык и правосторонний бык (Finestra или "окно" в итальянских школах) - острие направлено в лицо противника. Клинок удерживается гранями вертикально, рукоять за головой, так же как часто просто над ней.
Плуг - Переходить в нее лучше, делая один небольшой шаг ногой. У этой стойки есть несколько вариаций.
Глупец получается путем опускания острия и рук. Делайте шаг ногой (вперед или назад) при переходе. Эта стойка называется также "срединная железная дверь".
Крыша - поднять руки с оружием вверх (держать под углом примерно 45 градусов, не горизонтально). Удобно выполнить шаг ногой при переходе в нее.
" data-img="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4" href="https://youtu.be/KA7kVNyLKM4">
Смена стоек - Джон Клементс (video)
Каждая из этих четырёх стоек позволяет переход в любую другую и, таким образом, они являются базовым тренировочным упражнением.
" data-img="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g" href="https://youtu.be/RJwmiGOZO-g">
Защиты с длинным мечом - Джон Клементс (video)
Основная тактика Лихтенаура формулируется выражением "вперёд назад". "Вперд" означает, что нужно атаковать противника до того как он ударит сам, и вынудить его на отход, если это невозможно, то ждать его атаки. Атаку также отражают ударом - это и парирование и ответный удар одновременно. Инициатива перехватывается, и противника снова принуждают передвигаться.
Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv " data-img="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600" href="https://www.youtube.com/watch?v=AX6-z6mFhT8&width=800&height=600">
Фехтование длинным мечом - Agilitas.tv (video)
Средневековое фехтование длинным мечом было чем-то большим, чем простая рубка. Многочисленные приёмы использования всех имеющихся частей меча применялись с определённой тактикой, ориентированной в зависимости от выбранной стратегии.
Тренировочный меч
В XIV - XV вв. тренировки с длинным мечом проводились преимущественно на деревянном оружии. Но в XVI веке, на иллюстрациях из учебника Иохима Майера, можно заметить интересный меч, который держат во время тренировок его ученики.
Тренировочный меч XVI века представляет собой длинный меч с узким тупым клинком. Для него особенно характерно сильно расширенное рикассо с выступающими плечами (вероятно такая конструкция помогала лучше парировать удары).