Первая жена андреева мужа селезневой. Флирт для счастливого брака
Владимир Андреев играл в фильме «Калиф-Аист» принца, а Наталья Селезнева – принцессу. Как в сказке, она случайно встретила своего принца, чтобы жить с ним долго и счастливо. Даже жена актера без обид отпустила его навстречу новой любви.
Наталья Селезнева
Наталья Селезнёва — первая роль в кино. / Фото: www.culture.ru
Наташенька Селезнёва родилась в семье талантливого фотографа и не менее талантливой художницы. Когда ей было всего шесть лет, ее пригласили в постановку «30 сребренников» театра Советской Армии. А потом она долго думала над тем, кем больше хочет стать — продавщицей галантереи или все-таки артисткой.
Наталья Селезнёва в образе Лидочки. / Фото: www.ugorizont.ru
Впрочем, судьба за нее все решила сама, потому что после театральной премьеры ее по совету Агнии Барто пригласили сыграть Сашеньку в фильме «Алеша Птичкин вырабатывает характер», потом в картину «Девочка и крокодил».
Наталья Селезнёва. / Фото: www.sfw.so
В 20 лет Наталья снялась в «Приключениях Шурика», потом еще дважды снималась у Гайдая. Она была необыкновенно популярна еще и благодаря участию в Кабачке «13 стульев». Где она с самого начала играла пани Катарину.
Владимир Андреев
Владимир Андреев. / Фото: www.picsmate.ru
Он родился в 1930 году в семье заядлых театралов. И свою артистическую карьеру начинал с театральной студии в Доме пионеров. Знакомство подростка с Роланом Быковым помогло юноше определиться со своим будущим. По совету мастера он стал готовиться к поступлению на курс Андрея Лобанова в ГИТИС, а помогала ему в этом Варвара Рыжова, актриса Малого театра.
Сразу после окончания института Андреев стал актером театра имени Ермоловой, а затем начались и активные съемки в кино.
Владимир Андреев, «Ложь на длинных ногах», 1983. / Фото: www.kino-teatr.org
В марте 1968 года он женился на актрисе Наталье Архангельской, с которой состоял в гражданском браке уже восемь лет. А в апреле пришел просить у нее развод.
Любовь с первого взгляда
Наталью Селезнёву пригласили на роль принцессы из Бенареса в детский музыкальный фильм-сказку «Калиф-Аист», где калифа играл Владимир Андреев.
Она увидела его накануне съемок, у рояля. Он слушал мелодию из фильма, которую наигрывал Георгий Гаранян. В тот момент ей подумалось о счастье той женщины, что стала его женой. Владимир Андреев увидел юную Наташу и сразу понял, что пропал.
В фильме «Калиф-Аист». / Фото: www.kinoaist.net
Уже в первый день съемок между ними завязались отношения. В этот период влюбленные ни у кого не могли бы найти поддержки. Все окружающие были против их романа. Друзья наперебой советовали ему продержаться и не влюбиться ни в коем случае, а Валентин Гафт горячо убеждал Андреева не думать о женитьбе на этой пигалице, не менять свою умницу и красавицу жену на молодую и зеленую девчонку. Но все усилия были напрасны. Вскоре актер попросил у жены развод. Он хотел всегда быть рядом со своей Натулей. Впрочем, Наталья Архангельская никогда не держала зла на Наталью Селезнёву. Позже она вполне успешно вышла замуж.
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев. / Фото: www.1001material.ru
Сама же разлучница ни разу за всю жизнь не пожалела о том, что разбила предыдущую семью своего мужа. Она искренне считает его своей половинкой.
Во время съемок Владимир Андреев сделал Наташе предложение, а через год они уже были счастливыми родителями Егора.
Сложности бытия
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев с сыном Егором. / Фото: www.7days.ru
Конечно, им не удалось избежать периода притирки характеров. Бывали времена, когда они бурно ссорились, пытаясь что-то доказать друг другу. Но трудности, как известно сближают. Именно трудности накрепко зацементировали брак Селезнёвой и Андреева.
Сложнее всего пришлось, когда родился Егор. Бессонные ночи и бесконечные съемки у обоих, казалось, должны были их вымотать. Но молодые родители, души не чаявшие в своем малыше, стали ссориться все реже. Они помогали друг другу, не считаясь со временем и состоянием.
На помощь супругам примчалась мама Натальи, которая максимально взяла на себя все домашние хлопоты. Именно мама сделала все, чтобы ребенок получил нормальное воспитание и жил обычной для любого мальчишки жизнью, не скитаясь по гримерным комнатам и гастрольным автобусам.
Терпимость к разности
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев. / Фото: www.womanhit.ru
Наталья Селезнева часто в шутку говорит о пути к сердцу любимого через желудок, хвастаясь своими кулинарными способностями и умением создавать вокруг чистоту и уют.
А Владимир Андреев никогда не упоминает о ее поварском искусстве, зато всегда говорит об уважении за бесконечную верность близким людям и умение идти до конца в борьбе за здоровье и благополучие своих друзей.
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев. / Фото: www.tele.ru
Они на самом деле очень разные, Владимир Андреев и его супруга. И дело тут совсем не в том, что он старше. Он любит отдых на даче в Подмосковье, а она не представляет жизни без моря.
Наталья Селезнёва с гордостью говорит о том, что перед лицом любых трудностей и проблем они с мужем становятся единым целым. А еще они оба гордятся своими внуками, очень любят сына и соглашаются с тем, что порознь им будет плохо.
Почти полвека вместе
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев. / Фото: www.kp.md
Наталья Игоревна и Владимир Алексеевич вместе уже полвека. Они оба признают, что за эти годы в их жизнях произошло очень много событий. Не всегда все было гладко. Но они научились главному: не конфликтовать во время ссор. И не переходить ту границу, из-за которой невозможно потом вернуться. Удивительно, но даже темпераментная, эмоциональная и горячая Наталья Алексеевна за все годы совместной жизни ни разу не хлопнула дверью и не собрала чемодан.
Наталья Селезнёва и Владимир Андреев. / Фото: www.news-24h.ru
А еще, несмотря на довольно плотный график работы обоих супругов, они всегда во главу угла ставили свою семью, любовь и счастье быть вместе. При этом они никак не ограничивают свободы друг друга. Позволяя себе иногда пофлиртовать с другими, чтобы быть в тонусе. Но при этом никогда не обманывая доверия друг друга и не оставляя места для измен в своей жизни.
Наталья Селезнева актриса неординарная, чего стоит только история с получением роли Лидочки в «Операции «Ы» и других приключений Шурика».
Владимир Алексеевич Андреев. Родился 27 августа 1930 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1963). Народный артист РСФСР (1972). Народный артист СССР (1985).
Родился и вырос недалеко от центра Москвы, семья жила на Большой Спасской.
Отец - Алексей Владимирович Андреев, был мастером по электросварке. Очень любил читать, эту любовь к чтению привил и сыну.
Мать была талантливым ретушером, обрабатывала фотографии и чертежи на негативах.
Бабушка по матери была идейной коммунисткой. Как рассказывал актер, бабушка в начале 20-го века сбежала из семьи со своим возлюбленным, из-за этого его мать воспитывалась в детском доме. Позже она все-таки вернулась к своим детям.
Младший брат - Лев Алексеевич Андреев.
Как вспоминал актер, в детские годы рос среди хулиганов и вполне сам мог пойти по кривой дорожке, если бы в его жизни не появился Доме пионеров, в котором он начал посещать театральную студию. Там он учился вместе с , с которым они стали друзьями.
Рано начал работать. Ему не было еще и пятнадцати лет, когда он в летние каникулы ездил на сельскохозяйственные работы. В годы войны после уроков вставал к станку на заводе.
После школы решил поступать в театральный. Первым учителем была Варвара Николаевна Рыжова, знаменитая актриса Малого театра. В 16 лет благодаря матери он смог с ней познакомиться и она подготовила Владимира к поступлению в театральный вуз.
В 1952 году окончил Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского, педагоги - А.А. Гончаров, А.М. Лобанов. Среди его учителей была также В.А. Вронская.
С 1952 года служил в Театре им. Ермоловой , среди его работ:«Достигаев и другие» М. Горького - Тятин; «Гости» Л. Г. Зорина - Сергей Киричев; «В добрый час!» В. С. Розова - десятикласник Алёшка; «Вечно живые» В. С. Розова - Володя; «С новым счастьем» М. А. Светлова - Алексей; «Несносный характер Я. Липковича - Костя Жаворонков; «Опасный поворот» Дж. Пристли - лорд Гордон Уайтхауз; «Старые друзья» Л. А. Малюгина - Шурка Зайцев; «Три товарища» Э. М. Ремарка - Робби; «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера - Роуланд; «Глеб Космачёв» М. Ф. Шатрова - Глеб Космачёв; «Последние» М. Горького - Александр Коломийцев; «Лес» А. Н. Островского - Буланов; «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому - Заметов; «Грамматика любви» И. А. Бунина - Автор и генерал; «Варшавская мелодия» Л. Г. Зорина - Он; «Пушкин» А. П. Глобы - Дантес; «Бег» М. А. Булгакова - Голубков; «Лейтенант Шмидт» Д. Самойлова, В. Г. Комиссаржевского, Н. Маневича - Пётр Петрович Шмидт; «Бешеные деньги» А. Н. Островского - Васильков; «Суббота, воскресенье, понедельник» Эдуардо де Филиппо - Оттилио; «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта - Курт; «Дарю тебе жизнь» Д. Н. Валеева - Саттаров; «Утиная охота» А. В. Вампилова - Зилов; «Этот странный русский» В. Чичкова - Егоров; «Дядя Ваня» А. П. Чехова - Войницкий; «Пропавший сюжет» Л. Г. Зорина - Дорогин; «Пат, или Игра королей» П. Когоута - Франц; «Дама с собачкой» А. П. Чехова - Гуров; «Царь Максимилиан» А. Ремизова - царь Максимилиан.
В 1970-1985 годах - главный режиссер, а в 1990-2012 годах - художественный руководитель Театра им. Ермоловой.
В Театре им. Ермоловой поставил спектакли:
1963 - «Мать своих детей» А. Н. Афиногенова
1966 - «Бал воров» Ж. Ануя
1969 - «Моя окраина» Л. Сухаревской
1970 - «Разлом» Б. А. Лавренёва
1971 - «Золотой мальчик» К. Одетса
1971 - «С повинной» Л. И. Митрофанова
1971 - «Снега» Ю. П. Чепурина
1972 - «Завтра в семь» по роману К. М. Симонова «Живые и мёртвые» (инсценировка В. Токарева)
1972 - «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского
1972 - «Старший сын» А. В. Вампилова
1973 - «Прошлым летом в Чулимске» А. В. Вампилова
1974 - «Играем Стриндберга» Ф. Дюрренматта
1975 - «Белое лето» О. Кучкиной
1976 - «Черемуха» В. П. Астафьева
1977 - «Стечение обстоятельств» А. В. Вампилова
1977 - «Дарю тебе жизнь» Д. Н. Валеева
1978 - «Диалоги» Д. Н. Валеева
1978 - «Деньги для Марии» В. Г. Распутина (совместно с Ф. Веригиной)
1979 - «Горное гнездо» Д. Н. Мамина-Сибиряка
1979 - «Крейцерова соната» по Л. Н. Толстому
1980 - «Батальоны просят огня» Ю. Бондарева
1980 - «Утиная охота» А. В. Вампилова
1982 - «В порядке исключения» А. Островского и С. Гедеонова
1984 - «Глубокое синее море» Т. Раттигана
1984 - «Этот странный русский» В. Чичкова
1985 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с И. Судаковой)
1990 - «Лев зимой» Д. Голдмена
1992 - «Пропавший сюжет» Л. Г. Зорина
1994 - «Союз одиноких сердец» Л. Г. Зорина
1994 - «Пат, или Игра королей» П. Когоута
1995 - «Нахлебник» И. С. Тургенева
1996 - «Мария Стюарт» Ф. Шиллера
1997 - «Битва ангелов» Т. Уильямса
1997 - «Грамматика любви »по И. А. Бунину (возобновление)
1998 - «Дама с собачкой» А. П. Чехова
1998 - «Перекресток» Л. Г. Зорина
1998 - «Великая Екатерина» Б. Шоу
1999 - «Танго» С. Мрожека
2000 - «Велосипед Чингисхана» Р. Эрдурана.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1980).
В 1985-1988 годах - главный режиссер Малого театра.
В Малом театре поставил спектакли:
1978 - «Берег» по Ю. В. Бондареву
1980 - «Вызов» Г. М. Маркова и Э. Ю. Шима
1982 - «Выбор» по Ю. В. Бондареву
1986 - «Иван» А. И. Кудрявцева
1987 - «Игра» по Ю. В. Бондареву
1988 - «Гости» Л. Г. Зорина.
В 1987-1989 годах - организатор, главный режиссёр и художественный руководитель Театра-студии «Тэст», где поставил спектакль «Лев зимой» Дж. Голдмена и исполнил роль Генриха IV.
Член КПСС (1962-1992).
Владимир Андреев в кино:
На экране дебютировал в 1954 году в фильме «Аттестат зрелости». В 1955 году сыграл свою первую главную роль - Митю Ласточкина в комедии «Доброе утро».
Владимир Андреев в фильме "Доброе утро"
В 1966 году сыграл главную роль в фильме-сказке «Сказка о царе Салтане» режиссера Александра Птушко - исполнил царя Салтана.
Владимир Андреев в фильме "Сказка о царе Салтане"
В 1968-м сыграл главную роль в еще одном фильме-сказке - «Калиф-Аист» (Калиф) - экранизации сказки В. Гауфа о великом Калифе Багдадском, его верном Визире и злом колдуне Кашнуре.
В 1980-е исполнил главные роли в фильмах «Хроника одного лета» (Владимир Иванович Колесников) и «Джамайка» (Анатолий Сергеевич Беспалов). Также заметными стали работы в картинах «Случай из газетной практики» (Сергей Михайлович Северцев) и «Сувенир для прокурора» (секретарь горкома партии Сергей Фёдорович).
Владимир Андреев в фильме "Хроника одного лета"
Владимир Андреев в фильме "Сувенир для прокурора"
В 2000-е сыграл главные роли в лентах «Стрела любви» (Иван Петрович) и «На полпути в Париж» (Матвей Терентьевич Данилов). Также заметными стали работы таких в фильмах и сериалах как «Улыбка Мелометы» (дядя Любаши), «Сволочи» (Кот взрослый), «Аферисты» (Павел Сергеевич), «Принцесса цирка» (Павел), «Срочно в номер» (директор выставки), «Бульварное Кольцо» (отец Полины), «Продолжение следует» (Владлен Петров).
Владимир Андреев в фильме "На полпути в Париж"
Владимир Андреев в сериале "Срочно в номер"
Получил известность как педагог. Он рассказывал, что на эту стезю попал благодаря своему учителю Андрею Александровичу Гончарову. "Этот вид деятельности заставил собирать накопленное и призывать не только чувства в помощь труду, но и необходимость из чувства рождать мысли. Увлекшись педагогикой, я стал заниматься режиссурой. Причем режиссурой я стал заниматься не потому, что вот так захотел, а потому, что мне предложили. Одно время руководил театром талантливый человек - Александр Шатрин, он мне просто сказал: «Володя, вам надо попробовать свои силы в режиссуре. Я вам предлагаю поставить пьесу Афиногенова "Мать своих детей"». Это была моя первая проба, первая моя режиссерская работа, и мне, конечно, очень помогали интересные артисты. Потом мне было предложено поставить еще один спектакль - уже актеры, мои товарищи по театру, предложили, и так вот дальше - больше", - рассказывал он.
Преподаёт в ГИТИСе, художественный руководитель курса, с 1972 года - заведующий кафедрой актёрского мастерства, с 1978 - профессор кафедры режиссуры. Его учениками были Кристина Орбакайте, Виктор Евграфов, Николай Токарев, Елена Яковлева, Виктор Раков, Борис Миронов, Борис Дергун, Евгений Каменькович и многие другие известные актеры.
Написал ряд статей по теории и практике актёрского мастерства, очерки воспоминаний о творчестве, учителях, театре и кино.
Академик Академии гуманитарных наук (1995). Действительный член Международной академии театра (2000).
Говоря о предназначении театра, Владимир Андреев отмечал: "Наверное, искусство, и в частности театр, мало что может изменить в плане глобальном, но для тех, кто приходит и вдруг задумывается, страдает или надеется вместе с тобой или образом, который ты создаешь, - это уже много. Так же как очень важно человека зарядить хорошим настроением, подарить ему радость, тепло, подарить ему снова напоминание о том, что существует такой важный фактор, как любовь. По-моему, и в будущем театр должен заниматься этим. Ведь он занимался этим многие столетия. И древние греки завершали все свои представления призывом к милосердию" .
Рост Владимира Андреева: 180 сантиметров.
Личная жизнь Владимира Андреева:
Дважды был женат.
Первая жена - , актриса (сыграла Дуняшу Мелехову в фильме «Тихий Дон» Сергея Герасимова). Познакомились на кинопробах. Архангельская вспоминала: "Володя, тогда еще начинающий актер, был совершенно прелестным, с ямочками на щеках, курносым. Он тут же начал за мной приударять".
В 1953 году у пары родилась дочь Ольга Владимировна Басова, преподаватель МГИМО, имеет дочь Ксению (1983 г.р.).
Долгое время Андреев и Архангельская жили в гражданском браке, официально они поженились только в марте 1968 года. Но спустя месяц у актера появилась другая - Наталья Селезнева.
Архангельская рассказывала: "Для меня не было секретом, что у мужа роман с партнершей по картине. Я замечала Селезневу в зрительном зале на Володиных спектаклях, видела, как она подвозила его на машине к нашему дому. Как-то прямо спросила Володю: - Ты любишь ее? - Да... - Ну тогда давай разводиться. Я завтра уйду из дома часа на два, а вы с Наташей возьмите все, что сочтете нужным".
Вторая жена - , актриса театра и кино, народная артистка РФ. Они познакомились в 1968 году на съёмках фильма «Калиф-аист». На тот момент актер был женат на Архангельской, но, влюбившись в Селезневу, оставил первую семью. Как , она увела актера из его первой семьи, проявив настойчивость в борьбе за свою любовь.
В браке в 1969 году родился сын Егор, он дипломат, дважды был женат, имеет сыновей от обеих браков - Алексея (1995 г.р.) и Николая (2011 г.р.).
Фильмография Владимира Андреева:
1954 - Верные друзья - комсомолец (нет в титрах)
1954 - Аттестат зрелости - Юрка, одноклассник
1955 - Доброе утро - Митя Ласточкин, экскаваторщик
1956 - Человек родился - Виталий, отец Надиного ребёнка
1957 - Ночной патруль - Алексей Никифоров
1959 - Жестокость - Яков Узелков, корреспондент
1960 - Мост перейти нельзя - Говард
1960 - До будущей весны - Василий
1961 - Битва в пути - Володя Бугров
1966 - Сказка о царе Салтане - царь Салтан
1968 - Калиф-Аист - Калиф
1968 - Встречи на рассвете - Павел Степанович Цугрик, зоотехник
1971 - Суббота, воскресенье, понедельник (фильм-спектакль) - Аттилио
1972 - Теория невероятности (фильм-спектакль) - Алексей Николаевич Аносов
1974 - Лунная соната (фильм-спектакль) - Ермаков, приёмный отец Кости
1974 - Дарю тебе жизнь (фильм-спектакль) - Саттаров
1977 - По страницам "Голубой книги" (фильм-спектакль) - рассказчик
1977 - Гонки без финиша - Андрей Тарасович Тороп
1980 - Синдикат-2 - Леонид Данилович Шешеня
1981 - Право руководить
1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль) - Никанор Никанорович
1982 - На краю бездны (фильм-спектакль) - Курт
1983 - Прости меня, Алёша! - отец Алёши
1983 - Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль) - Либеро Инкоронато
1984 - Хроника одного лета - Владимир Иванович Колесников, председатель райисполкома
1985 - Поклонись до земли
1985 - Этот странный русский (фильм-спектакль) - Николай Егоров
1987 - Случай из газетной практики - Сергей Михайлович Северцев
1987 - Джамайка - Анатолий Сергеевич Беспалов
1988 - Радости земные - ректор института
1989 - Чудаки (фильм-спектакль) - Константин Мастаков
1989 - Сувенир для прокурора - Сергей Фёдорович, секретарь горкома партии
1992 - Три дня вне закона - Василий Петрович, Механик, главарь бандитов
1992 - Тишина - Фёдор Фёдорович Мукомолов, талантливый художник
1999 - Ультиматум - Иван Васильевич, пациент кардиологического отделения, ветеран ВОВ
1997 - Чтобы помнили. Николай Волков (документальный)
2000 - Пат, или Игра королей (фильм-спектакль) - Франц
2001 - На полпути в Париж - Матвей Терентьевич Данилов
2001 - Горе-злосчастье
2002 - Улыбка Мелометы - дядя Любаши
2002 - Стрела любви - Иван Петрович
2003 - Юбилей прокурора - сосед прокурора, нашёл ключи
2004 - Фургон комедиантов. Лидия Сухаревская и Борис Тенин (документальный)
2005 - Как уходили кумиры. Георгий Вицин (документальный)
2006 - Сволочи (Bastards) - Кот взрослый
2007-2008 - Принцесса цирка - Павел
2007 - Срочно в номер - директор выставки
2007 - Последняя роль Георгия Юматова (документальный)
2007 - Аферисты - Павел Сергеевич, отец Антона, в прошлом артист
2008 - Продолжение следует - Владлен Петров
2008 - Мальчик и девочка - ветеринар
2008 - Моя прекрасная леди. Татьяна Шмыга (документальный)
2008 - Люсьена Овчинникова. Жизнь в ожидании любви (Expecting Love) (документальный)
2008 - Вицин, которого мы не знали (документальный)
2008 - Александр Вампилов. Я знаю, я старым не буду... (документальный)
2009 - Другие берега Анастасии Вертинской (документальный)
2010 - Наталья Селезнёва. С широко раскрытыми глазами (документальный)
2010 - Марина Дюжева "Я вся такая внезапная, противоречивая..." (документальный)
2011 - Ирина Мирошниченко. Откровения. (документальный)
2011 - Елена Яковлева. ИнтерЛеночка (документальный)
2012 - Вспоминая Александра Вампилова (документальный)
2013 - Самая большая маленькая драма (фильм-спектакль) - Никита, старый суфлер
2013 - Олег Видов. Всадник с головой (документальный)
2013 - Игорь Кваша. Против течения (документальный)
2013 - Александр Вампилов. Чулимск навсегда (документальный)
2013 - Бульварное Кольцо - отец Полины
Режиссерские работы Владимира Андреева:
1969 - Страницы живые (фильм-спектакль)
1969 - Всегда на марше (фильм-спектакль)
1971 - Клоун (фильм-спектакль)
1972 - Не в свои сани не садись (фильм-спектакль)
1974 - Дарю тебе жизнь (фильм-спектакль)
1977 - Разлом (фильм-спектакль)
1978 - Диалоги (фильм-спектакль)
1979 - Горное гнездо (фильм-спектакль)
1980 - Берег (фильм-спектакль)
1981 - Вызов (фильм-спектакль)
1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль)
1982 - На краю бездны (фильм-спектакль)
1982 - Василиса Мелентьева (фильм-спектакль)
1983 - Ложь на длинных ногах (фильм-спектакль)
1985 - Этот странный русский (фильм-спектакль)
1985 - Деньги для Марии (фильм-спектакль)
1988 - Иван (фильм-спектакль)
1989 - Чудаки (фильм-спектакль)
2000 - Пат, или Игра королей (фильм-спектакль)
Сценарии Владимира Андреева:
1982 - Повесть о молодых супругах (фильм-спектакль)
Сегодня у народной артистки России юбилей, а накануне она поговорила с «Комсомолкой» [видео]
Фото: RUSSIAN LOOK
Изменить размер текста: A A
ЕСТЬ СВОЙ АНДРЕЙ МИРОНОВ
Настроение у Натальи Игоревны накануне дня рождения не то чтобы боевое, а какое-то очень уж сосредоточенное. В театре Сатиры, где она служит почти полвека, нынче ее бенефис.
Я человек ответственный, даже чересчур, - объясняет она. - Родители у меня были людьми обязательными и меня такой же воспитали. В пригласительных билетах на мой юбилей написано: «Наталья Селезнева принимает друзей». Эти слова обязывают. Сейчас обзваниваю гостей, занимаюсь рестораном, чтобы ужин был хороший и праздничный. Это никому поручить не могу. Дай бог здоровья Александру Ширвиндту . Он будет вести мой юбилей. Вообще этот сезон прошел под знаком юбилея. 90-лет театру Сатиры. Наш бенефисный спектакль «Грустно, но смешно» идет с большим успехом. Люди соскучились по комичному и трогательному одновременно. В конце представления публика кричит: «Браво!», бегут с цветами и подарками. У каждого из артистов есть свои поклонники...
Прощай Шурик!. by KPcoub
- У вас, конечно, в основном мужчины...
Как ни странно, меня больше женщины любят. Даже из других городов приезжают. Есть одна преданная поклонница Лида , она живет в Звенигороде . Какая бы ни была погода, Лида обязательно ждет меня после спектакля у служебного входа. Даже неудобно. «Лида, - говорю ей, - перестань ездить, пожалей себя». Мне-то бывает жалко ее до слез. Я на такую преданность не способна. А она, абсолютно счастливая, кричит мне в ответ: «Я люблю вас, Наталья Игоревна!» А в Петербурге у меня есть свой Андрей Миронов , который не разрешает никому ко мне приближаться без его одобрения. Я подыгрываю, говорю: «Андрюша, можно, мне дать автограф вот этому молодому человеку?» Иногда он разрешает, иногда нет.
- Народная любовь к вам пришла после кинокомедий Леонида Гайдая, в которых вы снимались?
Не только. Есть женщины, они уже не молоды, которые выросли на «Кабачке 13 стульев». Я в нем играла пани Катарину . А они, тогда еще юные, следили за ее нарядами, прической, макияжем, старались после все это воплотить в своей жизни. Они росли, взрослели с героинями «Кабачка 13 стульев». Многие состоялись в жизни, стали обеспеченными людьми. Я сужу по тому, как они выходят на сцену с огромными, размером с голову слона, букетами.
Шурик, твой аппарат тебя погубит!. by KPcoub
Я РАБОТАЮ В КОМИССИИ ПО ПОМИЛОВАНИЮ
- В жизни вы были такой же модницей, как ваша пани Катарина?
Совершенно другая, у меня и приоритеты, и ценности совсем другие. Если для дома, то моя любимая одежда - халат, шерстяные носки и тапочки. В повседневной жизни - спортивный стиль, свитер, брюки, куртка. Но часто приходится бывать на публике и не только в театре. Много лет я состою в комиссии по вопросам помилования. Я старожил этой комиссии, работаю в ней со дня ее основания. Еще я общественный помощник омбудсмена Павла Астахова . Сейчас мы создаем национальный центр мониторинга, поиска и помощи пропавшим детям. Ежегодно в России пропадает 20 тысяч детей, причем полторы тысячи не находят ни-ко-гда! Это страшно... Помогать детям - самое благородное и важное дело. Я окунулась в эти заботы с головой. Даже с Достоевским теперь не вполне согласна: не красота, а доброта спасет мир. Нужно в людях воспитывать милосердие.
- А на свою семью времени хватает?
Дети и семья - самая большая ценность. Это то, что никто не может отнять, если ты сам не разрушишь. Детьми заниматься необходимо всю жизнь. Но наступает момент, когда и дети должны взять ответственность за своих родителей. Я вспоминаю себя 20-летнюю, когда совершенно по-взрослому взяла на себя заботу о родителях, о своей тете, ее семье. В моих обязанностях было обеспечить их продуктами, лекарствами, отвезти к врачам, поскольку я водила машину. Никто не просил, я это делала по зову сердца.
Ира расстегни. by KPcoub
- Вы человек отзывчивый, в чем я лично убедилась на премьере спектакле «Самая большая маленькая драма» по Чехову, в котором играли ваш муж Владимир Андреев и друг семьи Валентин Гафт. Как вы аплодировали и кричала «Браво!», было слышно даже на Тверской.
Так они же играли прекрасно! И это был мой продюсерский проект. Я объединила Владимира Алексеевича и Валентина Иосифовича, хотя они друзья много лет. К тому же я напрочь лишена актерского чувства зависти. Если вижу талантливых актеров, в том числе среди молодых, я за них искренне радуюсь. Смотрю, как Лиза Боярская работает, думаю, вот молодчина! Так хочется, чтобы все у нее сложилось, потому что век актрисы очень короткий. Мы с Лизой снималась у Аллы Суриковой. Тут узнала, что Лиза будет играть Анну Каренину у Шахназарова . Любимица моя!
- А кто же будет Вронским?
Ее муж Максим Матвеев .
- А какими новыми работами вы нас порадуете?
Я снялась в двух картинах. В «Мальчишнике» с Дмитрием Астраханом. Он играет моего мужа, который случайно попадает на мальчишник, а я начинаю охотиться за веселой компанией мужчин. В другом фильме я снялась с блистательным Михаилом Светиным . Там будет несколько новелл под общим названием «Любви все возрасты покорны». По-моему, получилось очень смешное кино, продюсеры и авторы сценария - создатели «Уральских пельменей».
Очень темпераментный человек. by KPcoub
«НЕ СОЖАЛЕЮ, ЧТО УВЕЛА МУЖА»
Наталья Селезнева и Владимир Андреев уже 47 лет вместе. Их история любови началась на съемках фильма «Калиф Аист» в 1968 году. Когда познакомились, Владимир Андреев был уже популярным актером, старше Селезневой на 15 лет, к тому же женатым на актрисе Наталье Архангельской. Все эти обстоятельства не понравились родителям Селезневой. Но от судьбы не уйдешь...
Я мужа обожаю всю жизнь, - призналась актриса. - Всем желаю такого понимания, взаимности, такого плеча. Я не сожалею, что увела его из семьи, потому что он мой. Он судьбой предназначен.
Между прочим, бывшая жена Андреева Наталья Архангельская обиды на Селезневу не держит. После расставания с Андреевым она вышла замуж за француза и уехала с ним во Францию . Вместе они прожили душа в душу 30 лет. За такой зигзаг судьбы она искренне Селезневой благодарна.
КСТАТИ
Наталья Игоревна из скромности не стала рассказывать, что заработанные ею деньги собирает на дорогостоящие операции на глазах Ване Воронову . Тому самому 10-летнему мальчику из Донбасса , который 2 января получил тяжелое ранение.
А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ....
В театре «Сатиры» актеры соревнуются друг с другом по части розыгрышей на сцене. Лучше всех «раскалывает» своих партнеров по спектаклю Михаил Державин ...
Как-то меня пыталась разыграть моя давняя подруга Наталья Селезнева, - рассказал «КП » Михаил Михайлович.- Шел концерт на Дальнем Востоке. Я - на сцене. Вдруг в боковой кулисе появляется Селезнева... в одних трусиках. Я делаю вид, что ее не вижу. Но ее заметили два дяденьки из первого ряда, у них аж пот на лбу выступил. Я поворачиваюсь в другую сторону. И Селезнева за кулисами перебегает на другую сторону. А там уже другие дяденьки в шоке. Представляю, что они рассказывали в антракте, но меня расколоть Наташе не удалось. И она решила переключиться на Ольгу Аросеву , а меня взяла в сообщники. Был у нас такой номер в концерте: Ольга Александровна в роли телеведущей берет интервью у «инженера» Бориса Рунге . Она сидит за столом со скатертью - в гриме, с сережками. Когда репортаж заканчивается и выносят стол, зрители видят, что внизу на Аросевой валенки и мятая юбка...Так же на телевидении: дикторы нарядно одеты по пояс. Аросева уходила под бурные аплодисменты. Наташка Селезнева мне говорит: «Я залезу незаметно под стол и буду Ольгу Александровну щекотать». Ну-ну, думаю... И я заготовил второй стол в другом конце сцены, где и разыгрывалась вся миниатюра. А Наташка сидела до конца отделения скрюченная под первым столом. И был эффектный финал, когда я представлял актеров: Ольга Аросева, Борис Рунге... И в конце, срывая скатерть со стола: «Наталья Селезнева, легендарная пани Катарина из «Кабачка «13 стульев».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Наталья Селезнева родилась 19 июня в Москве в семье известного фотографа Игоря Полинковского и художницы Елены Селезнёвой. В 8 лет она снялась в комедии "Алеша Птицын вырабатывает характер". На эту роль ее рекомендовала Агния Барто, которая написала сценарий к фильму. Знаменитая советская поэтесса была очарована Наташей Селезневой, когда увидела ее в спектакле театра Советской армии. Через три года Селезнева сыграла главную роль в детском фильме "Девочка и крокодил". Но настоящее признание пришло вместе с фильмами Леонида Гайдая. После окончания в 1966 году театрального училища им. Щукина Селезнева стала актрисой московского театра Сатиры. В 1968 году на съёмках фильма «Калиф-аист» познакомилась с актёром Владимиром Андреевым, за которого вышла замуж. Через год у них родился сын Егор. У Селезневой двое внуков: двадцатилетний Алексей и четырехлетний Николай.
ПЯТЬ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ НАТАЛЬИ СЕЛЕЗНЕВОЙ
- «Алеша Птицын вырабатывает характер»
-«Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
- «Иван Васильевич меняет профессию»
- «Приключения желтого чемоданчика»
- «Не может быть!»
Народный артист СССР, народный артист Татарстана, лауреат Государственной премии РФ, художественный руководитель Московского театра имени Ермоловой (1990–2012), президент Московского театра имени Ермоловой, профессор
Родился 27 августа 1930 года в Москве. Отец – Андреев Алексей Владимирович (1905–1981). Мать – Андреева Елена Ивановна (1912–2001). Сын – Андреев Егор Владимирович (1969 г. рожд.). Дочь – Басова Ольга Владимировна (1953 г. рожд.). Супруга – Селезнева Наталья Игоревна (1945 г. рожд.), народная артистка России. Внучка – Ксения (1983 г. рожд.). Внуки – Алексей (1995 г. рожд.), Николай (2011)
Детство будущего актера прошло в Москве, на Большой Спасской, возле трех вокзалов. Андреев хорошо помнит, как в 1930-е годы вместе с мальчишками подолгу гонял на улице. Во дворе, где они в то время жили, стоял большой, но обветшалый храм, куда все приходили молиться. Рядом с ним до сталинской застройки находилось старое приходское кладбище, на месте которого впоследствии устроили двор, где ребята играли. Порой они находили кости и черепа, но это не было чем-то удивительным – у детей не возникало чувство страха, а ужас смерти, который иногда испытывает взрослый человек, их не касался. Однажды, когда Володе было всего 3 года, играя во дворе, он вдруг остановился перед дверьми храма, и ему захотелось войти внутрь. Была всенощная, на службе стояли несколько человек, мальчик остался с ними и молился, как мог.
Еще Владимир Алексеевич очень хорошо помнит, как болел дедушка – он полулежал на высоких подушках, взгляд притягивало его благородное, красивое лицо, когда-то щегольские усы и необыкновенное спокойствие, свойственное человеку, который уже смотрит в вечность. Внук очень любил его и однажды, почувствовав приближение чего-то неизбежного, сказал громко: «Дедушка, хороший, не умирай!»
И еще всплывает картина из детства – как забирали соседа, дядю Иосифа. Со своей старушкой мамой он жил в маленькой комнатке в самом конце длинного коммунального коридора. И однажды за ним пришли. Володя видел, как Иосифа вели мимо комнат – руки за спину. Потом его мама каждый день сидела на кухне у окна. Она все время ждала сына, но так и не дождалась...
Владимир очень рано начал работать, времена тогда были тяжелые. Он с детских лет ощутил необходимость стать самостоятельным, помогать своей семье – долгий период они жили очень бедно. Во время каникул отец школьного товарища, известный геолог, брал ребят с собой в экспедиции, где Андреев, специально пройдя для этого курсы коллекторов, зарабатывал деньги и помогал семье.
В 14-летнем возрасте он ездил во время летних каникул на сельскохозяйственные работы, чтобы заработать овощи, которые кормили всю семью в осенне-зимний период. Володе это было не в тягость и даже нравилось – он относился к своей подработке не без гордости, серьезно, совсем не по-детски. Заканчивая уроки, в военное время надевал рабочий комбинезон и становился к станку, который крутил пружины для управления бронетранспортером. На традиционный для мальчишек футбол времени почти не оставалось… И еще одно яркое воспоминание: старое пальто, доставшееся от дяди, которое оказалось на два размера больше, но он ходил в нем с ощущением потрясающе хорошо одетого и взрослого человека.
Тяга к сценическому действу проявилась у мальчика очень рано. В подвале их дома находился «красный уголок», и Владимир часами просиживал там, с интересом наблюдая, как взрослые что-то говорят, ходят по импровизированной сцене, патетически размахивая руками. Это был самодеятельный театр. А потом в его жизни появились первые роли в студии Дома пионеров, очень напоминавшей профессиональный театр костюмами и режиссурой. Именно эти занятия укрепили желание Андреева жить в мире искусства – театр просто покорил его запахами грима и кулис...
Из студии в Доме пионеров вышли многие знаменитые люди, в том числе Ролан Быков и режиссер Виктор Соколов. Именно Быков посоветовал Владимиру поступать в ГИТИС, на курс замечательного педагога и режиссера Андрея Михайловича Лобанова. Лобанов уже был знаменит – народный артист, лауреат Сталинской премии, постановщик «Спутников» Веры Пановой и «Дачников» Горького. Более счастливой встречи в жизни Андреева не было. Из любви и преданности к учителю он впоследствии и пришел в Ермоловский театр.
С 1948 по 1952 год Владимир Андреев – студент актерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Он пришел в актерскую профессию в послевоенные годы. Казалось бы, время для творчества не самое благоприятное и судьба актера могла сложиться иначе. Но Андреев всегда помнил слова А.М. Лобанова о том, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он не достоин любви. Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль, своеобразный призыв, направленный в адрес людей, которые приобщились к делу театра, будь то актер с взлетами и падениями, режиссер или человек, пишущий о спектаклях. Необходимо всем своим существом проникнуться и прикипеть к самому понятию театра, чтобы в моменты неприятия находить то, что заставляет оставаться с ним.
Георгий Александрович Товстоногов однажды сказал: «Старайтесь чаще, как бы то ни было трудно, делать то, что очень хочется сделать. Как бы ни тяжело было пробиться к этому». В 1952 году Владимир Андреев начал работать в Театре имени М.Н. Ермоловой, с 1985 по 1988 год он в качестве главного режиссера возглавлял Малый театр, а в 1990 году стал художественным руководителем Ермоловского театра.
Когда В.А. Андреев в 1990 году приступил к руководству Ермоловским театром, его чувства было трудно передать: он как будто ощущал себя «самым главным» режиссером в стране. История театра – это великие режиссеры В. Мейерхольд, Н. Хмелев, А. Лобанов... Андрееву довелось творить с выдающимися актерами старой школы – Орданской, Кирилловой, Соловьевым. В свое время театр вырос из курсов, основанных актерами Малого театра с благословения великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, и со временем стал называться ее именем. В 1937 году его возглавил мхатовец Николай Хмелев, потом Андрей Лобанов – тонкий, вдумчивый режиссер-новатор. Дом на Тверской, где находится театр, стоит много веков. Знатоки утверждают, что в его сводчатых подвальных помещениях можно обнаружить камни времен Иоанна Грозного. Нижняя часть дома до сих пор осталась в целости и сохранности, позже надстроили пассаж, и он превратился в настоящий храм для артистов. Тогда и пришли в эти стены музыка, пение, поэзия.
Самой первой постановкой Владимира Алексеевича Андреева в качестве главного режиссера стал спектакль «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского (1971), в котором комедийное и драматическое органически связаны.
Одной из удивительных творческих встреч для режиссера стало знакомство с пьесами Александра Вампилова – в ту непростую пору приходилось добывать право на существование этих спектаклей, ведь драматургию Вампилова называли «хулиганской». Но Андреев поставил всё – и «Утиную охоту», и «Прошлым летом в Чулимске» – эти постановки вошли в историю отечественного театра.
Новые темы стали проявлением тяги к подлинной России. И режиссер обратился не только к Вампилову, но и к В. Астафьеву, В. Распутину, В. Белову – причем не только творчески, но и просто по-человечески. Ведь без истинной веры и надежды жить невозможно!
Режиссура и актерское мастерство в стенах Театра имени М.Н. Ермоловой всегда на высоте, а интерес зрителей с годами не уменьшается. Владимир Андреев блестяще владеет формой реалистического и психологического театра, а с актерами всегда старался работать бережно.
Среди публики – люди всех возрастов, немало многолетних почитателей, что особенно дорого актерам. За долгие годы на сцене театра поставлено бесчисленное количество пьес, и сегодня он продолжает радовать зрителей новыми спектаклями. Очень важно, что рядом с известными мастерами раскрывались прекрасные начинающие режиссеры – Родион Овчинников, Владимир Данцигер. В.А. Андреев часто репетировал с молодыми актерами и верил, что их имена скоро будут у всех на устах, как и фамилии его знаменитых учеников – Виктора Ракова, Елены Яковлевой, Марины Дюжевой... Это принципиально важно для театра и значит, что он идет вперед. Владимир Алексеевич постоянно привлекал к работе молодежь, нередко это его ученики, которые всегда были рады возможности поработать со своим педагогом. В театр приходило все больше молодых зрителей, они идут на спектакли с близкой им тематикой – это «Барышня-крестьянка», «Обманщики», «Раба своего возлюбленного», спектакль о Пушкине с участием Сергея Безрукова. Ни одна премьера не оставалась без внимания публики, прессы и телевидения. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне», «Перекрёсток», «Невидимки», «Смерть Тарелкина» и другие спектакли стали настоящими событиями в театральной жизни.
Появление на сцене Сергея Безрукова и Кристины Орбакайте не случайно. Орбакайте училась в ГИТИСе, в мастерской Владимира Андреева, который стал ее художественным наставником, а спектакль «Барышня-крестьянка» – дипломной работой Кристины. Постановку осуществила еще одна талантливая ученица Владимира Алексеевича – Нателла Бритаева. Поначалу спектакль шел на малой сцене, но он оказался настолько свежим и неожиданным, что вызвал большой интерес у публики и стал идти на большой сцене.
Сергея Безрукова Андреев заметил, когда тот еще был учеником О.П. Табакова и выступал на сцене Петербургского дома работников искусств, в студенческом чтецком конкурсе имени Яхонтова. Безруков просто поразил режиссера – тоненький молодой человек, с громадным запасом темперамента, обаяния и ума. Тогда он многим запомнился проникновенным чтением рассказа о судьбах собак. И позже, когда стали искать актера на роль Есенина в пьесе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», Владимир Алексеевич сказал, что Безруков – именно тот, кто им нужен. И первые же репетиции это подтвердили.
Наряду с классикой в репертуаре коллектива немало пьес современных авторов. Спектакль «Обманщики» М. Карне и Н. Птушкиной поставлен по одноименному фильму М. Карне, который имел большой успех за границей в 1958 году, но по цензурным соображениям не шел у нас в стране – о нем знали только по фотографиям и слухам. Андреева «пронзил» сценарий, изданный в 1961 году. Он действительно почувствовал, что история раскручивается спиралевидно и многое из того, что в прошлом заставляло страдать, беспокоиться, совершать ошибки, снова возвращается в настоящем. Протест и отчаяние, необходимость жить и любить, верить в завтра или нет, сжигать себя в сонме пороков и ошибок, противостоять магнетической тяге ко всему, что иссушает душу и природу, – все это тревожило человечество во все времена. Главное, что заставляло обращаться к этой теме, – это надежда на будущее.
Владимир Алексеевич считает, что если педагог занимается своим делом с душой, то не может быть равнодушным к судьбам своих учеников. Иначе этим нельзя заниматься, как нельзя заниматься театром, если его не любить. Выдающийся педагог и режиссер Андрей Александрович Гончаров говорил, что искусство должно даже в самом трагическом явлении зажечь лампу или хотя бы свечу надежды. Спектакль «Обманщики» определяется постановщиком как два действия про любовь. В нем много молодежи и только один взрослый персонаж, много танцев, музыки, возникающих не как самоцель, не для того, чтобы увлечь зрителя или сменить обстановку. Все возникает органично, как одно из проявлений марафона жизни и движения любви.
В.А. Андреев всегда говорит о том, что есть лишь два варианта – в их творчестве можно быть либо профессионалом, либо непрофессионалом. Разница в том, чтобы не просто помнить о любимом деле, а непрерывно жить в своей профессии. Это значит, что мысль о совершенствовании не покидает профессионала никогда – просто в определенные моменты существования он чувствует, что способен не только защитить свое творческое достоинство, но и научить, а также приобщить зрителя к своим мыслям и чувствам. В этом случае это не просто человек, читающий наизусть чужой текст, а профессионал, который серьезно и с душой относится к своему делу. С годами человек все чаще задумывается если не о бренности всего земного, то о том, как когда-то страдал, мучался, любил... Но если такие мысли приходят и если способность чувствовать еще не угасла, значит, человек жив, а сам театр создан для того, чтобы оберегать человечность.
Сила Божьего добра и сатанинское зло сегодня открыто борются друг с другом, в том числе и в искусстве, а актер – это, по существу, пытливый исследователь человеческой природы. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов поистине поразительно могли проникнуть в суть человеческого существа, и поэтому Владимир Алексеевич считает их великими актерами.
Кроме профессионализма в Андрееве поражают две вещи – цельность натуры и скромность. Режиссера не покидает интерес к гражданской теме, он всегда думает о том, во имя чего ставит спектакль, что это даст зрителям, что можно донести до их сердец? Владимиру Алексеевичу очень хочется, чтобы люди не были безразличны друг к другу, он считает, что равнодушие – наша главная болезнь. В своих спектаклях он взывал к совести, которая и есть, по его мнению, «прививка от равнодушия».
Иногда говорят, что вдохновение, по сути своей, дело глуповато-чувственное. Андреев уверен, что это неправда. Вдохновение – это когда вдруг что-то сгущается, чувства концентрируются и рождается желание жить, придумывать нечто новое, что станет значительным и утвердит какую-то иную веру. Вдохновение – это порыв, который можно протянуть во времени, просуществовать в нем, и хорошо, когда оно не сразу засыпает, когда хочется жить, творить, быть полезным. И вдохновение не обязательно бывает только радостно-веселым. Иногда в этом случае больше подходит определение «печаль моя светла», но что печаль, если она приносит свет? Если замысел, предчувствие приходит во благо, то сама внутренняя природа становится талантливей от этой благодати.
Однажды, когда Андреев только поступил на 1-й курс ГИТИСа, его отец, уезжая на Шпицберген, сказал: «Как я хочу, чтобы ты с помощью труда своего, настойчивости своей достиг каких-то серьезных степеней в жизни и таким бы образом восполнил то, что мне не удалось сделать!» Отец был далек от актерского творчества, но эти слова оказались для сына очень важными, и именно они помогли ему быть упорным в достижении своей цели. Через много лет во время съемок фильма «Сказка о царе Салтане» в Севастополе актер упал с лошади, с множеством переломов лежал в реанимации, но съемки отменять не стали. Под кольчугой и платьем царя скрыли загипсованный торс, оставив непокрытой лишь кисть правой руки, свободную от гипса. В дальнейшем, по мере необходимости и вопреки запретам врачей, руку освободили по локоть, потом – по плечо. В кадре Андреев запаливал пушки, простирал руки к парусам, широким жестом встречал гостей... Это причиняло очень резкую боль и навсегда оставило след – привычный вывих плеча.
Когда В.А. Андреев приступил к постановке спектакля «Крейцерова соната», его, как и любого нормального человека, заботила мысль – как можно убивать, если речь идет не о кровавом преступнике, не о человеконенавистнике, а о простом быте, о семье, о людских ошибках? Разве разрешать проблемы можно только с помощью насилия? И однажды на генеральной репетиции спектакля оказался священнослужитель с совершенно потрясающими глазами. У Андреева благорасположение всегда рождается, если он видит глаза, которые способны помочь, понять, и если не оправдать, то посочувствовать. Тот человек оказался настоятелем храма Всех святых и сказал: «Я буду молить Господа, чтобы эта ваша работа укрепилась, чтобы она состоялась. Потому что в ней Вы призываете, молите о милосердии. Вы выступаете против зла, которое вкрадывается в суть и дух человеческий». После этого Андреев часто бывал у него в храме и не просто наблюдал, а действительно принимал участие в службах, сопереживал, и это помогало ему довести работу до того звучания, когда призыв к добру и милосердию оказался намного сильней, чем просто сюжет или разыгрывание страстей человеческих.
В музыкальной драме по произведениям Александра Дюма «Благодарю вас навсегда», написанной известным поэтом Евгением Евтушенко, Андреев сыграл роль умудренного жизнью Д’Артаньяна. Эта постановка – разговор о том, за что боролись мушкетеры, доверительный рассказ о любви и еще о том, что получается, когда власть давит на личность, – ведь в итоге она губит себя. Посредством спектакля до зрителей доносят идею, что власть чахнет в том случае, когда не способна увидеть в людях честных, порядочных и предприимчивых граждан, когда не дает им развиваться даже в пределах дозволенного законом, в этом случае она теряет многое – уважение и доверие общества. «Благодарю вас навсегда» – это романтическая тоска по ушедшему, надежда на будущее, ради чего и гибнут старые мушкетеры, которые ведут неравный бой.
Во время постановки спектакля актеры не искали прямых проекций и сравнений, а при помощи Евгения Евтушенко и старой притчи стремились доказать важность таких понятий, как романтика и любовь, а также необходимость громких побед во имя идеалов и завтрашнего дня. Во многом это диктует и героико-романтический жанр произведения. Пожилой Д’Артаньян встречает свою последнюю любовь и произносит такие слова: «Все меньше крыш остается, под которыми нас ждут… Ваше величество, я благодарю вас за то, что вы нас снова всех объединили!» Потому что семья – это платформа, крыша, которая бережет человека от неурядиц, это и стены, и дом, а в доме – вся жизнь.
Свою будущую супругу – Наталью Селезневу – Владимир Алексеевич встретил на съемках телефильма «Калиф-аист». Он играл Калифа, она – принцессу Сову. Это было мимолетное знакомство, но получилось так, что в процессе работы они потянулись друг к другу – в паузах между сценами разговаривали об искусстве, истории, живописи. Однажды, возвращаясь со съемок, попросили остановить автобус и вдруг, к всеобщему удивлению, выскочили из него и побежали вверх по взгорью к Спасо-Андрониковому монастырю, где находится музей Андрея Рублева. И долго ходили, разглядывали памятники старины. Это все их постепенно сближало. Потом они с Натальей Игоревной снимались в телевизионном фильме-спектакле «Чудаки», но в основном каждый занимался своим любимым делом.
В.А. Андреев – замечательный отец, его любовь к сыну ответственна и жертвенна, она очень серьезна и трепетна. То, что в семье такие хорошие дружеские отношения, – это во многом его заслуга. И сын многое унаследовал от отца, прежде всего его порядочность. Для него семья – это сумма ответственности, чувств, обязанностей, это то, что в определенный момент защитит и поддержит. Когда постранствуешь, вернешься домой и чувствуешь понимание – это значит многое.
В театре, кино и на телевидении В.А. Андреев сыграл около 100 ролей. Среди них: Голубков в «Беге» М. Булгакова, Васильков в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, царь Максимилиан в одноимённом произведении Ремизова, Франц в пьесе Л. Когоута «Пат, или Игра королей»…
Заметным явлением театрального искусства стали образы в пьесах Л. Зорина «Пропавший сюжет» и «Перекресток» – эти спектакли были показаны во многих городах России, Германии, Франции, США, Канады, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии. Владимир Андреев является постановщиком ряда спектаклей не только в руководимом им Театре имени М.Н. Ермоловой, но и в Академическом Малом театре России, театрах Финляндии, Германии, Болгарии.
Он снимался в фильмах: «Человек родился», «Жестокость», «Ночной патруль», «Доброе утро», «Сказка о царе Салтане», «Джамайка», «Синдикат-2», «Тишина», и др., которые многие годы не сходят с отечественного телеэкрана.
Андреев известен как исполнитель произведений А. Чехова, И. Бунина, Б. Пастернака, Н. Рубцова, Д. Самойлова. Некоторые из названных авторов периодически исполнялись им на экране телевидения и крупнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Тель-Авива, Нижнего Новгорода. Многие ученики Владимира Алексеевича стали известными мастерами театра, кино, телевидения не только в России, но и в разных странах мира. Созданная им студия «Тест» представляла свои спектакли в Западной Европе.
В. Андреев – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, за спектакли Л. Зорина «Пропавший сюжет» (1994) и «Перекресток» (2001) – лауреат международных фестивалей: «Голоса истории» (Вологда) за роль царя Максимилиана (2001), Волжского международного фестиваля «Он и она» (Тольятти-Самара) – за спектакль «Перекресток» в 2001 году получил Гран-при, в 2003 году – приз «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Пропавший сюжет».
В.А. Андреев написал ряд статей по теории и практике актерского мастерства, очерки воспоминаний о творчестве, учителях, театре и кино. Среди них работы в сборниках «Тот самый ГИТИС», «Неистовый Гончаров», беседы в журналах «Театральная жизнь», «Фома», «Крестьянка», «Душа Москвы» и многих других.
Владимир Алексеевич Андреев удачно сочетает творческую и педагогическую деятельность. Он – художественный руководитель мастерской в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), профессор, доцент кафедры режиссуры, с 1972 года – заведующий кафедрой актерского мастерства. Его избрали действительным членом Международной академии театра (2000), академиком Академии гуманитарных наук (1995).
В.А. Андреев – народный артист СССР (1985), народный артист Татарстана (1978), ему присуждена Государственная премия РСФСР имени К.С. Станиславского (1980). Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II (2010), III (2005), IV (1995) степени, Почета (2000), Трудового Красного Знамени (1979), Дружбы народов (1991), медалью «В память 850-летия Москвы». Отмечен золотой медалью имени А.Д. Попова. Режиссер стал лауреатом Магдебургской премии искусств Германии и ряда международных и российских фестивалей. Награжден премией Московского комсомола (1973), международной премией имени К.С. Станиславского (1993), премией мэра Москвы в области литературы и искусства (2000), премией зрительских симпатий «Звезда Театрала» в номинации «Легенда сцены» (2012), Российской национальной театральной премией «Золотая маска» (2018), премией «За создание актерского театра» Фонда имени И. Смоктуновского.
Сейчас Владимир Андреев, несмотря на внушающий уважение возраст, продолжает выходить на сцену, организовывать творческие и поэтические вечера, а также делиться собственным опытом с начинающими талантами.
Андреева не изнуряет работа, но иногда ему хочется помолчать и побыть в одиночестве. Он любит летом отдыхать на даче, где неподалеку есть очень живописный и нетронутый уголок соснового леса, получая истинное наслаждение от созерцания и общения с природой. Любит животных. И еще одна его страсть – это растения. Раньше, когда режиссер приезжал на гастроли в другую страну, то всегда отламывал веточку и говорил, что на родине вырастит из нее дерево. И действительно, в его квартире растет дерево из Марокко и пальма из Сирии.