Малые речные бронекатера проекта 1125. Малые боевые корабли и катера
В период Великой Отечественной войны на Пермском судостроительном заводе по мобилизационному заданию производились "плавучие танки" - бронекатера. Про это сейчас мало кто знает и помнит. Тем не менее, если заехать в глухой угол промзоны в Закамске, то можно увидеть на постаменте перед проходной завода "Кама" бронекатер АК-454 (по другой версии БК-454). В 1974 году по инициативе директора завода Ивана Павловича Тимофеева, катер № 181, участвовавший в боевых действиях на реках Волга, Днепр, Дунай, Амур, был доставлен на завод, отремонтирован и установлен на пьедестал 9 мая 1974 года.
31 января 1984 года решением Пермского облисполкома № 58-р памятник принят под государственную охрану, а 5 декабря 2000 года распоряжением губернатора Пермской области № 713-р он включён в государственный список памятников истории Пермской области местного (областного) значения. В настоящий моент из 154 (?) построенных катеров сохранилось 12 единиц ввиде памятников.
В ноябре 1942 года по приказу Государственного комитета обороны судозавод перешёл от изготовления речных буксиров к выпуску бронекатеров серии АК-454 по проекту 1125 генерального конструктора Бенуа Ю Ю.
К 1948 году было выпущено 132 бронекатера. Среди моряков-десантников их называли «морскими танками».
Вооружены пермские бронекатера были башнями танка Т-34-76 с 76-мм пушкой Ф-34 и пулеметом ДТ 7,62, а так же двумя зенитными установками спаренных пудеметов ДШК. Помимо основного вооружения катера могли нести и устанавливать 4 морские мины с помощью полукустарного оборудования.
Фото Дмитрия Шелехова
При проектировании бронекатера предназначались для действий на пограничной реке Амур, но война внесла свои коррективы. Катера использовались как на реках и озерах, так и на морских театрах военных действий, особенно при проведении десантных операций.
Фото Дмитрия Шелехова
Одним из требований при проектировании катера были его габариты, позволяющие перемещать на железнодорожных платформах на любой театр военных действий.
При этом ракурсе видно, что часть борта была подвергнута серьезному ремонту
На северной стороне постамента бронекатера размещены 16 мраморных плит, на которых высечены имена 192 рабочих и служащих завода, погибших в Великой Отечественной войне, а в центре — металлическая табличка с надписью: "Письмо в 2045 год", старую капсулу с надписью: "Здесь заложена 9 мая 1975 г. капсула с Обращением ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов труда и ударников IX пятилетки к комсомольцам и молодёжи 2000-го года. Вскрыть 9 мая 2000 г." надо полагать уже вскрыли.
На фото видно, что бронекатер оснащался только одним носовым якорем.
На Ладоге катера дополнительно оборудовались деревянной облицовкой бортов и днища и получали преимущество перед финскими катерами при действиях в ледовых условиях
А это вид чуть левее катера.
У ног невозмутимого вождя всех народов две юные мамаши уютно устроились с пивом
В тексте использованы материал
Интересно, никак не ожидал, что при визите в музей смогу написать про корабли. Музей-то не в Санкт-Петербурге или Севастополе, а на Урале. Но факт, получилось.
Рассказ пойдет о речных бронекатерах проекта 1125, один из которых есть в музее, и мне любезно разрешили его обойти.
Интересна этого проекта. Интересен и сам катер. На первый взгляд – ну жестянка, сделанная по принципу «я его слепила из того, что было». Почти, почти так. Но только почти.
История проекта началась 12 ноября 1931 года, когда командование еще Рабоче-Крестьянского Красного флота (РККФ) утвердило техническое задание на создание двух типов бронекатеров.
Большой бронекатер (проект 1124), предназначавшийся для реки Амур, предполагалось вооружить двумя 76-мм орудиями, находящимися в двух танковых башнях.
Малый бронекатер вооружался одним 76-мм орудием в башне.
Также на бронекатерах планировалось осуществить установку двух лёгких башен (сходных по конструкции с башнями английского танка «Виккерс», прародителя Т-26) с 7,62-мм пулемётами.
Осадка большого бронекатера должна быть не более 70 см, а малого - не более 45 см. Корабли должны были удовлетворять железнодорожным габаритам СССР при перевозке по железной дороге на платформе.
В итоге были выбраны башни от танка Т-28 и бензиновые двигатели ГАМ-34.
ГАМ-34 – это авиационный двигатель Микулина АМ-34, тот самый, на котором экипажи Чкалова и Громова летали в США через Северный полюс.
ГАМ-34 в отличие от крылатого собрата был снащён реверс-редуктором, муфтой свободного хода, изменены система охлаждения (используется забортная вода) и выхлопная система.
Всего было построено 203 бронекатера проекта 1125.
Главным конструктором «проекта 1125» был Юлий Юльевич Бенуа.
Проектирование катера и начало выпуска – 1936 год. И началось…
Время показало, что основные «фишки» проекта 1125, плоское дно с туннелем гребного винта, малая осадка и скромные массогабаритные характеристики, обеспечили бронекатерам к неплохим ходовым характеристикам высокую мобильность и возможность экстренной переброски железнодорожным транспортом.
Катера активно использовались на всех водных театрах Великой Отечественной и Второй мировой от Дальнего Востока до Германии и Австрии. Катера сражались на Волге, на Ладожском и Онежском озерах, на побережье Черного моря, Днепре, Дунае, Тиссе, Висле и Одере.
В целом проект 1125 оказался настолько удачен, что боевым заслугам некоторых представителей семейства реально могли бы позавидовать наши линкоры и крейсера.
Отдельно стоит сказать о вооружении.
Первоначально, как я упомянул выше, бронекатера проекта 1125 имели 76-мм танковую пушку образца 1927/32 года с длиной ствола 16,5 калибров в башнях танка Т-28. Но в начале 1938 года изготовление таких орудий на Кировском заводе прекращено.
С 1937-1938 годов этот же завод серийно производил 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 26 калибров. Эти пушки установлены на некоторых бронекатерах в тех же башнях.
Учебное применение этих пушек показало, что небольшой угол возвышения (всего 25°) весьма неудобен. Танки предназначались в основном для уничтожения целей прямой наводкой, а речной бронекатер имел при стрельбе прямой наводкой большое непоражаемое пространство. Берега, лес, кустарник, строения, все это осложняло артиллеристам невысокого бронекатера стрельбу.
Чтобы облегчить жизнь своим и усложнить врагам, в 1939 году для бронекатеров была создана башня МУ, у которой расчетный угол возвышения составлял 70°. Однако испытания башни были признаны неудовлетворительными.
В конце 1938 года Кировский завод начал серийный выпуск 76-мм орудий Л-11. Конструктивно это та же пушка Л-10, но ствол удлинён с 26 до 30 калибров. В башню МУ стали устанавливать Л-11. Угол возвышения 70° не изменился, но пришлось усиливать башню, так как отдача у Л-11 по сравнению с Л-10 немного больше.
В 1942 году речные бронекатера проектов 1124 и 1125 начали оснащать пушками Ф-34 в башнях танков Т-34 с углом возвышения 25°. И эти пушки стали основным вооружением катеров на всю войну.
Кроме того, на некоторые катера устанавливались 76-мм зенитные пушки системы Лендера. Эти пушки устанавливались открыто, как средство ПВО.
Пулеметное зенитное вооружение устанавливалось в зависимости от того, что было в наличии. От трех-четырех 7,62-мм пулеметов ДТ (1 спаренный в танковой башне, 1 на рубке, 1 на капе машинного отделения и иногда 1 на носу) до четырех (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК.
Минным бронекатера оснащать не планировалось. Однако в первые дни войны, моряки Дунайской военной флотилии на катерах проекта 1125 смогли осуществить установку минных заграждений при помощи подручных средств. С весны 1942 года на кормовых палубах вновь строящихся бронекатеров осуществлялся монтаж рельсов и обухов для закрепления мин. Бронекатера проекта 1125 могли нести до шести мин типа «Рыбка».
Естественно, во время Великой Отечественной войны на бронекатерах прописались пусковые установки реактивных снарядов 24-М-8 с 24 82-мм или 16-М-13 с 16 132-мм реактивными снарядами М-8 и М-13, в общем сходными с 82-мм и 132-мм реактивными снарядами РС-82 и РС-132.
Броня. Бронекатер был «броне» весьма условно. «Речной танк» уступал (и значительно) танкам сухопутным. Бронирование было условно противопульным: борт 7 мм, палуба 4 мм, рубка 8 мм, крыша рубки 4 мм. Бронирование борта выполнялось с 16 по 45 шпангоут. Нижняя кромка «бронепояса» опускалась на 150 мм ниже ватерлинии.
Несмотря на то, что речные катера являлись кораблями прибрежной зоны, на некоторые (предназначенные для Онежской и Ладожской флотилий) устанавливали шлюпочные компасы. Это можно было считать навигационным вооружением.
Для радиосвязи на катера ставилась радиостанция «Ерш», для телеграфной и радиотелефонной связи между кораблями. Это была советская радиостанция того периода, то есть, условно связь на кораблях была.
Что можно сказать о боевом пути катеров проекта 1125? И много, и ничего. Основная битва, в которой катера действительно были очень полезны, это была Сталинградская битва.
Маршал Василий Иванович Чуйков - человек, непосредственно руководивший обороной Сталинграда, человек хорошо понимающий в военном деле, в своих мемуарах сказал так:
«О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия».
В светлое время суток бронекатера скрывались в многочисленных затонах и притоках Волги, прячась от налетов вражеской авиации и артиллерийского огня. Ночью начиналась работа – под прикрытием темноты катера доставляли в осажденный город подкрепления, одновременно совершая дерзкие разведывательные рейды вдоль занятых немцами участков побережья, оказывали огневую поддержку советским войскам, высаживали десанты в тылу врага и проводили обстрелы немецких позиций.
Цифры, говорящие о боевой службе катеров, если честно, вгоняют в шок. Особенно когда понимаешь, о чем идет речь. О маленьком плоскодонном катерке, броня которого весьма и весьма условна.
Но сводки и отчеты упорно свидетельствуют от том, что катера 2-го дивизиона переправили на правый берег Волги, в Сталинград, 53 тысячи бойцов и командиров РККА, 2000 тонн снаряжения и продовольствия. За это же время на палубах бронекатеров из Сталинграда было эвакуировано 23 727 раненых бойцов и 917 гражданских лиц.
2-й дивизион – это шесть корабликов…
На счету «речных танков» Волжской военной флотилии 20 единиц немецкой бронетехники, разрушили больше сотни блиндажей и дзотов, засчитано подавление 26 артиллерийских батарей.
И, конечно же, 150 тысяч бойцов и командиров РККА, раненых, мирных жителей и 13 000 тонн грузов, переправленных с одного берега на другой.
Потери составили 3 бронекатера.
Кстати, наш герой - из их числа. Катер под заводским номером 221 был заложен в Зеленодольске, на заводе №240 и введен в строй в августе 1942 года. Носил бортовые номера 76, 74, 34.
30 октября 1942 года был потоплен при налете немецкой авиации во время выгрузки раненых у Северного причала. Поднят 2 марта 1944 года, отреставрирован и является экспонатом музея в Верхней Пышме.
Кстати, катера настолько достали немцев, что те забросали акваторию реки морскими минами. Угадайте, кому пришлось выполнять после роль тральщиков?
Но часть катеров покинула Волгу уже летом 1943 года. По железной дороге катера отправились дальше, на Запад. Украина, Белоруссия, Венгрия, Румыния, Югославия, Польша, Австрия и Германия – где были реки, там отметились и катера проекта 1125.
ТТХ бронекатера проекта 1125:
Водоизмещение: 26,6 тонны.
Длина: 23 м.
Осадка: 0,6 м.
Двигатель: ГАМ-34 мощность 800 л.с.
Скорость максимальная: 19 узлов.
Дальность плавания: 200 миль.
Экипаж 10 человек.
Это как раз тот случай, когда мал золотник, да дорог.
В конце 1962 года в состав ВМФ СССР вошел большой противолодочный корабль проекта 61 «Комсомолец Украины», разработка которого велась в ЦКБ-53 с 1956 г. Это был первый достаточно крупный серийный БНК, оснащенный газотурбинной установкой, и в результате ставший этапным не только в отечественном, но и в мировом военном кораблестроении. Несмотря на то что строительство этого проекта согласно программе намечалось с 1959 г., уже тогда было ясно, что имея из противолодочного оружия лишь один торпедный аппарат и четыре РБУ, такой корабль не может достаточно эффективно бороться с современными атомными подводными лодками противника. Поэтому уже в 1958 г. группе Б.И.Купенского было выдано ТТЗ на проектирование более вооруженного БПК по проекту 1125 . Его главным отличием было то, что он должен был нести на борту шестиствольную пусковую установку РБУ-24000 для противолодочных ракет «Вихрь» с атомной боевой частью и иметь один или два противолодочных вертолёта постоянного базирования.
По результатам работ предэскизного проектирования водоизмещение корабля составляло: стандартное 5.900 т, нормальное 6.650 т, полное 7.400 т. Для ускорения работ проект был выполнен в корпусе эсминца пр.58 с размерениями 160 х 16 х 6 метров и с его же котлотурбинной установкой мощностью 2 х 45.000 л.с. Скорость полного хода корабля предполагалась в 40 узлов, что позволяло бы быстро настигать ПЛА, имеющие наибольшую 30-узловую скорость подводного хода.
Вооружение БПК пр.1125 помимо РБУ-24000 состояло из двух ЗРК М-1 «Волна» с двухбалочными пусковыми установками, двух спаренных универсальных 76,2-мм артустановок АК-726, двух реактивных бомбометов РБУ-6000 и двух пятитрубных 533-мм торпедных аппаратов. В кормовой части предусматривалась ВПП и подпалубный ангар для вертолета (или двух), а также запасы авиационного топлива и погреб авиабоезапаса.
В конце-концов от проекта 1125 отказались в пользу серийного БПК пр.61 , а ПЛРК «Вихрь» (но уже в виде перезаряжаемой двухбалочной ПУ) получили на вооружение только авианесущие противолодочные крейсеры пр.1123 и 1143 . В первую очередь решение об отказе было принято в угоду промышленности, в результате чего наш флот упустил шанс развернуть более мощную противолодочную систему, чем была потом создана. Ведь таких кораблей можно было построить много, исходя из их серийной стоимости. Кроме того, проект 1125 можно было впоследствии модернизировать с появлением нового оружия, что категорически нельзя было сделать с пр.61 из-за его слишком уплотненной компоновки.
ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
|
Водоизмещение, тонн: стандартное нормальное полное |
- |
Основные размерения, м: длина наибольшая ширина наибольшая осадка средняя |
- 160 16 |
Главная энергетическая установка: 4 паровых котла КВН-95/64 2 ГТЗА ТВ-12, суммарная мощность, л.с. (кВт) |
котлотурбинная - 90 000 (66 150) |
2 вала; 2 гребных винта |
|
Скорость хода, уз: наибольшая экономическая |
- до 40 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз) |
4000 (24) |
Автономность, сут. |
|
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) |
|
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Противолодочное ракетное: ПУ ПЛРК «Вихрь» ПЛУР 82-Р |
- 1 Х 6 |
Зенитное ракетное: ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 «Волна» ЗУР В-600 |
- 2 Х 2 |
Артиллерийское: 76,2-мм АУ АК-726 |
- 2 Х 2 |
Торпедное: 533-мм ПТА-53-61 |
- 2 Х 5 |
Противолодочное: РБУ-6000 «Смерч-2» боезапас РГБ-60 |
- 2 Х 12 |
Авиационное: вертолет Ка-25ПЛО («Hormone A») |
- |
РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ |
|
БИУС |
|
РЛС общего обнаружения |
1 х МР-300 «Ангара» |
РЛС обнаружения НЦ |
1 хн/д |
НРЛС |
1 хн/д |
«Титан» |
|
средства РЭБ |
|
РЛС управления огнем |
2 Х 4Р-90 «Ятаган» для ЗРК «Волна» 2 Х МР-105 «Турель» для АУ |
средства связи |
|
РЛС госопознавания |
Бронекатер проекта 1125 | |
---|---|
Гвардейский бронекатер БКА-75 (проект 1125) на почтовой марке России |
|
Проект | |
Страна | |
Изготовители | |
Операторы | |
Предшествующий тип | тип “Партизан” |
Последующий тип | проект 191М |
Годы постройки | 1937 - 1947 |
Годы в строю | 1937 - 1960-е |
Годы в эксплуатации | 1937 - 1952 |
Построено | 203 |
Сохранено | Сохранилось 12 кораблей-памятников |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | 26 - 29,3 тонны |
Длина | 22,65 м |
Ширина | 3,55 м |
Высота | Высота борта 1,5 м |
Осадка | 0,56 м |
Бронирование | 4-7 мм |
Двигатели | 1 бензиновый двигатель |
Мощность | 800-1200 л. с. |
Движитель | 1 винт |
Скорость хода | До 18 узлов |
Дальность плавания | До 100 миль |
Экипаж | 10 -12 человек |
Вооружение | |
Навигационное вооружение | шлюпочный компас , на некоторых 127-мм |
Радиоэлектронное вооружение | радиостанция «Ерш» |
Тактическое ударное вооружение | На некоторых по 1 ПУ 24-М-8 с 82-мм РС ; 1-2 7,62-мм пулемёта ДТ (кроме зенитных) |
Артиллерия | 1 76-мм КТ-28 или Л-10 или Л-11 или Ф-34 или Лендера |
Зенитная артиллерия | 2-3 пулемёта ДТ или 1-2 ДТ и 1-4 12,7-мм пулемёта ДШК |
Минно-торпедное вооружение | до 4 мин заграждения |
Медиафайлы на Викискладе | |
История создания
Большой бронекатер, предполагавшийся для Амура , предполагали вооружить двумя 76-мм пушками в двух башнях от танков , а малый бронекатер - одной 76-мм пушкой в танковой башне. В то же время на бронекатера планировали установить по две малые башенки с пулемётами винтовочного калибра. Максимальную осадку большого бронекатера планировали до 0,7 м, а малого - до 0,45 м. Катера должны были вмещаться в железнодорожные габариты СССР для возможности перевозок по железным дорогам .
Конструкция
Бронекатер проекта 1125 имел одновальную энергетическую установку с мотором ГАМ-34, следовательно - худшие маневренность и живучесть по сравнению с пр. 1124. Но, в некоторой степени, это компенсировалось меньшей осадкой. На 17 октября 1937 года характеристики бронекатера пр. 1125: полное водоизмещение 26 т; наибольшая длина 22,5 м; наибольшая ширина 3,4 м; наибольшая осадка 0,5 м. 1 мотор ГАМ-34БП обеспечивал 20 узлов при дальности 250 км. Вооружение: 1 76-мм пушка КТ-28 и 1 пулемёт ДТ в башне от танка Т-28 . Кроме этого 3 Максима в 3 башнях ПБ-3. Бронирование катера противопульное: борта 7 мм; палуба 4 мм; борта и крыша рубки 8 и 4 мм. Борта бронированы от 16 до 45 шпангоута. Нижняя кромка брони бортов опускалась ниже ватерлинии на 150 мм. Установка башни ПБ-3 на носу катеров проекта 1125 потребовала повысить барбет орудийной башни на 100 мм (для возможности поворота над носовой пулемётной башенкой). В марте 38 года вместо пулемётных башенок ПБ-3 с пулемётом Максим, Зеленодольский завод начал устанавливать башенки ПБК-5 с пулемётом ДТ. К 27 июня 1938 года завод имел в запасе 25 башен от танков Т-28 для установки на катера проектов 1124 и 1125. В это время обсуждалась установка на бронекатера модифицированных башен с увеличенным до 70° углом возвышения и уменьшенной с 20 до 10 мм толщиной брони. Башни Т-28 первой модификации с общим прямоугольным входным люком установили только на 24 бронекатера проекта 1125. На последующих бронекатерах устанавливали то же башни Т-28, но с 2 круглыми люками. Водоизмещение катеров пр. 1125 с башенками ПБК-5 с пулеметами ДТ 25,5 тонны; наибольшая длина 22,65 м; длина по ватерлинии 22,26 м; ширина наибольшая с привальным брусом 3,54 м; высота борта катера 1,5 м; осадка бронекатера 0,56 м. 1 двигатель ГАМ-34ВС с авиационным компрессором АК-60, вспомогательный мотор Д-3. Бронекатер развивал 18 узлов (33 км/ч). Экипаж 10 чел. 2,2 тонны бензина на 16-20 часов полного хода. Проектное вооружение из 76-мм орудия КТ-28 с углом обстрела 290°, позднее заменили на пушку Ф-34 и 4 пулемёта - 1 в танковой башне и 3 в башенках - одна перед орудийной башней (которую подняли на барбете), одна на боевой рубке и одна в корме. Для удифферентовки корпуса пушечная башня и рубка смещены к корме (23-й шпангоут). Как и во время постройке бронекатеров пр. 1124, на катерах также меняли и конструкцию башен и установки пулемётов (открытые и закрытые сверху, двух и одноствольные). Для бронекатеров разрабатывали башни с 76-мм пушкой ПС-3 и 45-мм пушками 20-К с одинаковым углом возвышения (60°), но они в изготовление не приняты. Опытный катер пр. 1125, построенный без брони, после испытаний передали по приказу заместителя наркома ВМФ И. С. Исакова для использования в качестве учебного. Серийные катера уже бронировали, и первый серийный бронекатер проекта 1125 в строй вступил в 1938 году. Планировали, что в 1939 году Зеленодольский завод сдаст объединениям флота 38 БКА пр. 1125, но из них только 25 обеспечили башнями танков Т-28. Оставшиеся 13 танковых башен Кировский завод обязался поставить уже по новому, флотскому - модифицированному проекту, позволявшему вести огонь по воздушным целям. И в 1939 году утверждается проект второй серии катеров - модифицированной, которые предполагали оснастить двигателями ЗИС-5 экономического хода. Установку модифицированных 76-мм башен с углом возвышения 70° и четырёх спаренных универсальных 12,7-мм пулемётов в двух башнях ДШКМ-2Б на строящиися бронекатера проекта 1125У планировали начать с 1940 года.
Силовая установка
На первых сериях бронекатеров проектов 1125 и 1124 бензиновые двигатели ГАМ-34БП или ГАМ-34БС. На большом бронекатере два двигателя, а на малом - один. Максимальная мощность двигателей - ГАМ-34БП - 800 л. с. и ГАМ-34БС - 850 л. с. - при 1850 оборотах в минуту. На этих оборотах бронекатера могли разогнаться до самого полного хода, их передвижение на самой большой скорости соответствовало режиму, переходному от водоизмещающего плавания к глиссированию .
Вооружение
Пушка - первоначально бронекатера и проекта 1125 имели 76-мм танковую пушку обр. 1927/32 годов с длиной ствола 16,5 калибров в башнях танка Т-28 . Но в начале 1938 года изготовление этих пушек на Кировском заводе прекращено. С -1938 годов этот же завод серийно производил 76-мм танковые пушки Л-10 с длиной ствола 26 калибров . Эти пушки были установлены на некоторых бронекатерах в тех же башнях танка Т-28 .
Пушек Л-10 установлено на БКА пр. 1125 от 4 до 18 .
Пулемётное, зенитное и лёгкое вооружение - три-четыре 7,62-мм пулемета ДТ - один спаренный в танковой башне, до трёх в трёх башенках - на рубке, на капе машинного отделения и иногда на носу или один-три 7,62-мм пулемета ДТ - 1 спаренный в танковой башне, до 2 в 2 башенках - иногда на капе машинного отделения и иногда на носу; и от одного до четырёх (2 спаренных) 12,7-мм пулемётов ДШК; и личное оружие экипажа .
Средства связи
На бронекатерах устанавливали радиостанцию «Ерш» мощностью 50 Вт, работавшую в диапазоне волн 25-200 м (0,5-12 МГц) при передаче и 25-600 м (0,5-12 МГц) при приеме, дальность действия 80 миль .
Модернизации в ходе войны
В ходе боевых действий возникла необходимость продлить сроки навигации бронекатеров на замерзающих водоёмах; но сделать это было трудно - лёгкий корпус бронекатера не имел возможности обеспечить плавание без риска даже в битом льду . Пластины молодого льда сдирали краску с корпуса, что приводило к его коррозии. На бронекатерах часто повреждались тонкие лопасти гребных винтов . Командир бронекатера - а также его главный конструктор - Ю. Ю. Бенуа нашёл приемлемый выход из создавшегося положения - катер «одели» в деревянную «шубу». До́ски толщиной от 40 до 50 мм осуществляли защиту днища и бортов (на 100-150 мм выше ватерлинии) корабля. Эта так называемая «шуба» почти совсем не изменяла осадку благодаря плавучести дерева. Но у «шубы» были и недостатки - в ней бронекатер имел меньшую скорость. В связи с этим инженер Паммель создал проект гребного винта́ с кромками лопастей , которые толще предыдущих; максимальная скорость бронекатера с упроченными винтами уменьшилась только лишь на 0,5 узла . Так советские бронекатера стали мини-ледоколами ; это было важно на