Примеры интеграция и дезинтеграция международные отношения. Процессы интеграции и дезинтеграции в современном мире
Курсовая работа посвящена проблемам интеграции и дезинтеграции в мировой экономике. Была защищена на "отлично".
Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы
Конец двадцатого века повлёк за собой кардинальные изменения в мировой экономике. Во-первых, лопнула, так называемая, "мировая социалистическая система", во вторых, развалился сам отец этой системы Союз Советских Социалистических Республик. Процессы дезинтеграции ярко проявились с экономическими и политическими кризисами, а также локальными военными конфликтами. Но в Европе начались и противоположные процессы - интеграционные. Образовался Европейский Союз, появилась единая европейская валюта евро, расширилось НАТО.
Анализ сегодняшней ситуации в мире обнаруживает, что повсеместно - в странах разных культурных, экономических и политических систем - имеются тенденции как интеграционных, так и дезинтеграционных процессов.
Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдалённых друг от друга государств.
Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма.
Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональны
х экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др
1. Шестаков, А.В. Экономика и право. Энциклопедический словарь, 2000 - 568 с.
2. Трубицына, Т. И., Общая экономическая теория, 2002 - 160 с.
3. Раджабова, З.К., Мировая экономика, 2006. - 336 с.
4. Большая Энциклопедия Нефти Газа, http://ngpedia.ru/
5. Осьмова, М.Н., Бойченко, A.B. Глобализация мирового хозяйства, 2006 - 376 с.
6. Минашин, Н. Экономическая дезинтеграция // РБК daily. - 2006.
7. Мартынов, К. Россия в 2031 году: дезинтеграция, стабильность или прорыв // Мнения.ру - 2011.
8. Либман, А.М., Хейфец, Б.А Модели экономической дезинтеграции // Евразийская экономическая интеграция. - 2011.
9. Евстифеев, Ю.М. Дезинтеграционные процессы в современной России на примере целлюлозно-бумажной промышленности // Российское предпринимательство - 2008.
10. Дробинина, Е. АТЭС в России - ещё од
на попытка привлечь инвесторов // Би-би-си - 2012.
11. Россия в ВТО. Стратегия успеха // Международный экономический форум - 2013.
12. Кануто, О. Глобальные проблемы интеграции // Всемирный банк - 2013.
13. Ваш, Э.Л. Проблемы экономической интеграции России в мировую экономику //Экономический журнал - 2011.
14. Спартак, А.Н. Развитие и международно-правовое регулирование процессов региональной экономической интеграции // Внешнеэкономический вестник - 2010
Интеграция, возникшая после 2-й мировой войны, является объективным процессом переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок зон свободной торговли, таможенных, экономических и валютных союзов и др.
Экономические основы интеграции
Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место занимают: глобализация хозяйственной жизни; углубление международного разделения труда; общемировая по своему характеру научно-техническая революция; пов
ышение открытости национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены. Причины интеграционных процессов чрезвычайно многообразны. Выделим основные причины экономической интеграции:
возрастание масштабов производства;
распространение новых технологий;
географическая близость;
распространение знаний;
либерализация торговли, других рынков.
Преимущества интеграции:
увеличение размеров рынка;
усиление конкуренции между странами;
обеспечение лучших условий торговли;
расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;
распространение передовых технологий.
Одним из аспектов интеграции является фритредерство, т.е. политика свободной торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую сферу жизни общества. Фритредерство является характерной чертой интеграционных группировок, что подтверждает ситуация, сложившаяся на сегодняшний день.
На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
Классификация интеграционных группировок
Существует разделение интеграции и интеграционных группировок по некоторым признакам.
Во-первых, классификация по территориальному признаку. Разделяют региональные, международные и мировые группировки (ЕЭП).
Во-вторых, по степени интеграции. В таком случае, определяют:
зону свободной торговли (АСЕАН);
таможенный союз (МЕРКОСУР);
общий рынок;
экономический и валютный союз;
политический союз.
Следующий критерий дифференциации интеграционных группировок это объект интеграции. Так, существуют объединения производителей определённого товара, экспортёров ресурсов, объединение для производства и т.д. (НАФТА).
Существует несколько критериев классификации интеграционных группировок, однако классификация представляется возможной лишь при наличии достаточного количества объектов классификации.
Основные интеграционные группировки в современном мире
Европейский союз
Европейский союз - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 году, когда был подписан договор об учреждении Европейского объединения угля и стали.
С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 году учредили Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии.
Европейский Союз в настоящем виде был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.
ЕАСТ
ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли, созданная в 1960 г. для экономического сотрудничества. ЕАСТ, в отличие от ЕС, не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ содействует развитию торговли между странами-членами в условиях честной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами - членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.
ЕЭП
ЕЭП - единое экономическое пространство, интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России, на территории которых действуют общие правила хозяйствования, а также согласованные принципы проведения единой политики в области внешнеэкономических связей, валютно-финансовой и инвестиционной сферах.
ОЭС
ОЭС - организация экономического сотрудничества. Многостороннее межгосударственное экономическое объединение создано в 1995г. с целью развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для длительного экономического роста в регионе. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. Между этими субъектами международного права осуществляется сотрудничество в сфере промышленности, энергетики, сельского хозяйства, транспорта и коммуникаций, окружающей среды и здравоохранения, образования, науки и культуры.
НАФТА
НАФТА - Североамериканское соглашение о свободной торговле. Интеграционный блок создан в результате Соглашения между тремя государствами Западного полушария - США, Канадой и Мексикой, вступившего в силу 1 января 1994 г. Соглашение о создании НАФТА предусматривает свободный доступ к рынкам стран-членов, миграции капиталов и их гарантии, межстрановое оказание услуг, соблюдение прав интеллектуальной собственности, применение государственных закупок.
Меркосур
Меркосур - общий рынок стран Южной Америки. Договор предусматривает отмену всех пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле четырёх стран, свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого внешнего тарифа, координацию политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, валютно-финансовых отношений
Одна из тем посвящена кризису послевоенной гегемонии. Частично объяснение кризиса связано с рядом сил глобализации, которые интегрируют экономическую, политическую, социальную и культурную жизнь очень многих людей на земле, но в
то же время дезинтегрируют ранее устроенные формы социально-экономической и политической организации (эта идея отчасти соответствует историческому процессу Vergesellschaftung). Этот диалектический процесс наиболее ярко проявляется в Восточной и Центральной Европе и в бывших советских республиках, а также в так называемых странах Третьего Мира и в капиталистических странах-метрополиях. На деле он может быть исследован как часть органического «тройного кризиса» послевоенного мирового порядка, который описан ниже. Одним из индикаторов изменений является недавний рост волны мигрантов и беженцев, «глобализация» людей обусловлена перестройкой мирового производства и финансов, и в целом растущими различиями в экономике и окружающих условиях, в также войной и политическими конфликтами.
Однако некоторые неореалисты, например, Джон Миршей-мер (1990), наоборот предполагают базисную преемственность в международных отношениях. Для них состояние анархии в мировой политике сохраняется, и межгосударственное соперничество и небезопасность, которые сопровождают эту ситуацию, вновь будет заявлять о себе, несмотря на окончание Холодной войны в Европе. Нестабильность прогнозируема, поскольку надстройка Холодной войны, производящая порядок, была удалена. Другие нео-реалисты, используя более тонкие исторические аналогии (например, Лоуренс Фридман, сэр Майкл Говард), утверждают, что конец Холодной войны означает возрождение национализма и возврат к проблемам, которыми страдала европейская безопасность после окончания Столетнего мира. С этой точки зрения, изменилась именно надстройка безопасности Восток-Запад. С ее исчезновением и разрушением советской власти основополагающая (анархическая) структура международных отношений снова проявила себя, а растущее распространение глобальной силы в отсутствие устойчивого баланса сил связано с нестабильностью и конфликтами. Очевидный недавний рост межобщинного насилия, этнической
напряженности, центробежных сил в некоторых странах (в частности, в бывшем СССР и Югославии) представляют собой доказательства в пользу данной позиции.
Соответственно неореалисты рассматривают не только Большую семерку (G7), но также ООН и ЕЭС, процессы экономического и политического объединения в Западной Европе, а также возможности расширения ЕС путем включения других стран, скорее как отражение ряда межгосударственных сделок и, как следствие, лежащей в основе структуры власти между государствами, а не серии структурных изменений, которые порождают новые условия и способствуют изменению концепции интересов и идентичности, например, в общеевропейском контексте.
Тем не менее, вполне возможно, что ХХ век открыл новую эру в мировой политике, поэтому теперь следовало бы говорить о более глобально интегрированном наборе структур или, как их назвали Дэвид Ло и я, «глобальной политической экономики». Хотя эти структуры, по крайней мере, до конца 1980-х гг., являлись конфигурацией диалектической борьбы между докапиталистической, капиталистической и коммунистической общественно-экономической системой, недавние изменения в Восточной и Центральной Европе, СССР и Китае, а также в таких странах, как Вьетнам, предполагают, что капитализм снова распространяется в качестве преобладающей формы социально-экономической организации, не только среди государств, но также и внутри них путем маркетизации и коммодитизации, углубляющих социальную и географическую досягаемость. В то же время, растущее планетарное осознание экологических и природоохранных вопросов отражает сложную взаимосвязь между совокупными силами экономического развития и отсталости, взаимодействие между городом и деревней, богатыми и бедными, войной и миром в формирующемся мировом порядке. Однако иногда утверждается, что нынешний уровень интернационализации экономической деятельности ниже, чем тот,
который существовал до 1914 г. В поддержку этого утверждения может быть приведено несколько показателей. Тем не менее, сейчас мы живем в мире, который характеризуется ростом глобальной интеграции производства и финансовых структур, сложными коммуникационными сетями, стремительным развитием инноваций и распространением новых технологий, и возможным появлением объединенных форм самосознания, которые включают также и изменения в структурах безопасности и стратегических союзах. Таким образом, существующая сегодня глобальная мировая экономика подразумевает систему планетарного охвата, а не только систему независимой национальной экономики, функционирование которой координировалось, прежде всего, при помощи биржи, ценных бумаг и спекулятивных потоков капитала, т.е. «международной» политической экономики девятнадцатого века, которая существовала вплоть до 1960-х гг. - периода, который совпал с началом массового роста на европейских рынках и существенным ростом активности транснациональных компаний как в добывающей, так и в обрабатывающей промышленности.
Несмотря на появление структуры неофициальной глобальной власти, по крайней мере, на высшем уровне, существует частичное развитие глобального гражданского и политического общества, и, как следствие, слаборазвитая интернационализация политической власти. Действительно, несмотря на инсти-туционализацию глобальных экономических отношений и отношений безопасности в рамках международных организаций и союзов, главные рычаги политической власти в значительной степени продолжают оставаться территориально ограниченными границами формально суверенных государств, хотя эта ситуация начинает меняться, как будет показано дальше.
В контексте бурных событий 1989 - 1991 гг., мы, тем не менее, можем наблюдать своего рода «структурный беспорядок». Под этим я подразумеваю попытку движения на уровне правящих кругов к консолидации новой формы гегемонии в центральной
системе, которая базировалась на социальной основе, отличной от предыдущей, существовавшей с 1945 по 1970 гг.. Обсуждения 15-19 июля 1991 г. на саммите «Большой Семерки» были интересны, отчасти, из-за повестки дня (которая включала перестройку в СССР; воссоздание Организации Объединенных Наций; неудавшиеся экологические инициативы, в том числе спасение бразильских тропических лесов; а также вопросы, касающиеся торгового протекционизма и макроэкономических отношений). Форумы, подобные саммиту «Большой Семерки» (и такие его аналоги, как Мировой Экономический Форум и Трехсторонняя Комиссия), важны также потому, что их существование выдвигает на первый план передовые силы, которые могут использоваться для выработки стратегических соглашений при формировании того, что можно было бы назвать «Пирамидами привилегий» в структуре мирового порядка, который пытаются сохранить лидеры Большой Семерки. Не в последнюю очередь эти форумы определяют условия вступления в «основные» институты глобальной политической экономики. Попытки Большой Семерки прийти к объединенному согласию по поводу концепции президента Буша о «новом мировом порядке» отражают сложное взаимодействие между идеями, институтами и материальными возможностями (производством и вооруженными силами) и то, как, при определенных условиях, они могут быть объединены в согласованный план действий. Тем не менее, обсуждения, проходившие после окончания холодной войны, выявили также раскол мнений и конфликты внутри Большой Семерки (например, о том, как реагировать на просьбы Горбачева, а затем Ельцина о помощи: Франция, Германия и Италия, а также страны ЕС выступили против Канады, Японии, США и Великобритании по поводу характера и объема помощи; разногласия США и ЕС на переговорах ГАТТ). Пока, тем не менее, можно было бы оспорить, что наблюдается движение в сторону объединения и переустройства «центральной»
системы, но мы вместе с тем видим прекращение прежних форм государственного, экономического и политического кризиса, войны, голода и экологической катастрофы.
Понимание этих проблем вызвало недавно, вскоре после войны в Персидском Заливе, инициативы со стороны Большой Семерки и EC по установлению жесткого режима экспорта оружия и предоставлению помощи, что непосредственно связано с «демократизацией» и сокращением военных расходов. Эти инициативы произошли в то же самое время, как и реорганизация военного потенциала НАТО, направленная на обеспечение более быстрого вмешательства вооруженных сил европейских государств по аналогии с Силами Быстрого Реагирования США (которые были созданы вследствие Иранской Революции 1979 г., и которые стали ключевым фактором в победе американцев в войне в Персидском Заливе в 1991 г.). Наряду с рыночными силами, например, связанными с предоставлением кредитов, эти инициативы означают двойную форму дисциплины со стороны Большой Семерки относительно возможностей развития стран Третьего Мира. Новые возможности для быстрого вмешательства соединены с институциональным контролем над условиями предоставления инвестиций и финансирования (например, в Семерке, Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, недавно основанный Европейский Банк Реконструкции и Развития и в Центральном Банке, Банк Международного Урегулирования).
Тезисы лекции:
Слово "интеграция" уже давно стало привычным в европейском лексиконе. Его появление явилось неизбежным велением времени, своеобразным ответом на вопрос о том, как и в каком направлении следует двигаться дальше в целях построения "новой" Европы. Безусловно, нельзя не согласиться с академиком Б. Н. Топорниным, который утверждает, что сегодня государствам -- участникам ЕС стало значительно труднее "оперировать прежними понятиями, подобными "международному сотрудничеству" или даже "европейскому сотрудничеству", поскольку они не отражали суть новых явлений... Интеграция понимается прежде всего как выход за пределы такого сотрудничества...". Аналогичная точка зрения высказывается профессором Ю. М. Юмашевым, утверждающим, в частности, что "Сообщество являет собой пример того, как в новых условиях государства-члены вкладывают более широкое содержание в понятие межгосударственного сотрудничества, и это диктует модель их поведения и определяет характер их взаимоотношений с созданной ими организацией".
Понятие "интеграция" происходит от латинского "integratio", что дословно переводится как "воссоединение, восполнение". Применительно к сфере межгосударственных отношений оно означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей (субъектов) в некую самостоятельную целостность (общность). При этом последняя представляет собой не просто арифметическую сумму составляющих ее частей, ибо по своему объему она гораздо больше и содержательнее. Как справедливо отмечает профессор В. Бобков, "интеграция позволяет получить такие материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из участников не имел бы, действуй он автономно".
Интересно отметить, что вплоть до настоящего времени среди исследователей европейской интеграционной тематики так и не сложилась единая точка зрения относительно того, что же представляет собой интеграция государств в рамках Европейского региона. Хотя, пожалуй, в одном практически все они оказались едины, а именно - в признании того факта, что интеграция сама по себе рассматривается сегодня как определенно положительное явление, как "процесс, с необходимостью обусловленный получением преимуществ всеми участвующими в нем сторонами".
По терминологии А. Этзони, понятия "сообщество" и "интеграция" являются субъектом и предикатом. При этом "сообщество" представляет собой некую "общность или даже систему, обладающую самодостаточными интеграционными механизмами", в то время как "интеграция" является своеобразной "способностью данной системы поддерживать себя саму в результате воздействия и влияния как внутренних, так и внешних изменений".
По мнению A. Этзони, понятие "интеграция" включает в себя целый ряд необходимых и существенных элементов, а именно:
1) наличие эффективного контроля за использованием принудительных мер воздействия;
2) существование единого центра, отвечающего за принятие и исполнение решений;
3) наличие доминирующего центра политического единства основной массы политически активного населения.
Воспроизводство и закрепление неравномерности экономического развития отдельных стран и регионов в рамках интегрирующегося пространства в результате либерализации движения товаров, капиталов и рабочей силы, на практике становятся основной причиной дезинтеграции.
Возникновение и развитие центробежных тенденций в интеграционном объединении может быть также спровоцировано негативными последствиями разноуровневой и разноскоростной интеграции в торговой, налоговой, информационной, валютной и других сферах взаимодействия. Так например, организация таможенного союза только частью участников интеграции будет означать определенную дискриминацию во внешнеторговой сфере для других участников, становящихся «третьими странами» для подписавших подобное торговое соглашение.
Тесная валютная интеграция, создание зоны с единой валютой могут повысить трансакционные издержки в международном обмене для неприсоединившихся стран. Интеграционные и дезинтеграционные процессы тесным образом связаны между собой. Скорость, направление и форма первых зависят от силы не только содействующих, но и противодействующих причин. Если последние начинают превалировать, то они могут прервать интеграционный процесс, даже, несмотря на то, что он имеет исторически предопределенный и прогрессивный характер. Развертывание интеграционной тенденции всегда сопряжено с различными дезинтеграционными процессами, являющимися либо ее предпосылкой, либо следствием, либо сопутствующими ей.
Соц инст-ты – об-во распдается на органы – органы самоорганизации и управления. Все ячейки работают на интеграцию. Институты появляются в процессе эволюции, вносят свой вклад.
Группы: домашние – семья; обрядовые – устанавливают обычаи, регулируют нравы; политические; промышленные – организуются и усиливаются по ходу эволюции. Общая тенденция к увеличению дифференциации. Прямое принуждение сменяется на внутреннее самоограничение. Снимается конфликтность + инст обр-я – их роль повышается. Все друг с другом объединены. Не может быть политическогопринуждения. Не нужны реформы, об-во должно самостоятельно эволюционировать. Человек меняется. Если вмешиваться в соц мех-м, то можно его разрушать.
КАРЛ МАКС
Основная легенда: антагонизм и революция
Ключевые точки : классы, конфликт, эксплуатация, отчуждение, революция
Описание капиталистического общества – обмен деньгами посредством товаров.
Капиталистическое общество – товарный способ производства (независимая переменная, способная охарактеризовать любую формацию)
Класс – реальные группы, которые вступают существующего способа производства. Разбиение на классы происходит по системе организации разделения труда (владение и не владение собственностью)
Противоречие – производительные силы (средства производства и производительность труда, которую они обеспечивают пр. отношениям – отношения собственности и распределения дохода) обгоняют производственные отношения (производственные отношения – форма развития пр. сил – силы как деятельность обгоняют социальную структуру, сложившуюся по этому поводу – отношении не меняются в результате конфликт – противоречие в скорости движения)
Герои – капиталисты, буржуазия, собственники – производственные отношения; пролетариат – производительные силы (антагонизм – главный факт жизни современного общества, объективен, не зависит от обстоятельств) – вся история представляет собой историю борьбы классов. Всегда существует поляризация на 2 класса.
Эксплуатация – выражение объективного противоречия интересов, т.е. существует доминанта – эксплуататор.
Пролетариат производит продукты для буржуазии, а не для самих себя. Производство происходит в губительных условиях, а то, сколько они производят на данный момент, идет в карман капиталистам. Усилившаяся мощность производства никак не сказывается на отношениях к рабочим
Отчуждение – эффект эксплуатации. Настроение, которое олицетворяет реакцию на ситуацию со стороны пролетариата. Пролетариат отчужден от результатов труда. Тяжелое безразличие как реакция на данную несправедливость. Человек отрицает себя в труде, не развивает себя, а изнуряет. Мотивация на выживание.
Факторы отчуждения
- Частная собственность, не принадлежащая пролетариату – отчуждение от результатов производства.
- Анархия рынка – ситуация производства с целью обогащения. Дегуманизация буржуазия.
Целостный человек – homo faber (человек трудящийся) неотчужден. Человечество движется к данному человеку. Человек не завязанный в эксплуатации. Нахождение себя в труде. Человек должен жить трудом и трудится живя. Человек – предельный альтруист.
Революция – неизбежный исход конфликта. Силы возьмут верх над отношениями. Должны сложится объективные условия. Производственные силы должны развиться очень сильно относительно отношений.
Условия: 1. потенциально не бедное общество; 2. активность – коллективные действия, связанные с её осуществлением
БАЗИС и НАДСТРОЙКА
Базис – производственные отношения. Структура легенды: структура собственности, организация труда.
Надстройка – формы общественного сознания, которые соответствуют базису.
Конфликт объективно в раскладе производственных отношений в базисе. В надстройку входит все то, что люди думают по этому поводу.Надстройка идеологизирована и ориентированна на определенный базис. Доминирующий класс всегда внедряет свои идеи в институты. Политика должна исчезнуть в ситуации разрешения конфликта.
Для совершения homo fabia нам не нужно государство, институты и конфликт
Формация – крупные исторические этапы, развивающиеся по средствам производства (1 . племенная или общинная – коллективная собственность; 2 . античная – общинная и государственная, город – Полис, собственность коллективная, исключая рабов; 3. феодальная – крепостничество как способ эксплуатации; 4. капитализм – наемный труд; 5. азиатская - государство в роли эксплуататора, номенклатура пролетариат; 6.социалистическая - homo fabia).
Коммунизм – социализм, совпадающий с гуманизмом. Энергетический принцип будущего. Отрицание отрицания.«Свободное развитие каждого, приведет к свободному развитию всех».
Человек с полным превалированием социального. Человек становится всемирно историческим. Человек – космос. Т.е. существует роль человеческого начала как основного фактора явления коммунизма.
Государство постепенно отомрет как институт. Социальное возьмет верх над экономическим, политическое отсохнет.
Методологические посылки, образующие каркас легенды
- Социологический абсолютизм
А. Соотношение общества – индивид: человека индивид – ансамбль общественных отношений. У каждого в голове ровно то, что человек испытывает в той социальной позиции, в которую помещен. Человек возможен только в рамках отношений. Существует только коллективное сознание
Б. Способ проблематизации – как возможно не общение, а разобщение. Как получилось так, что люди разобщены. Капитализм отчуждает не только по способу организации труда но и по отношению друг к другу.
В. Соотношение экономика – общество: экономическая структура отображена в социальной – нет экономического детерминизма
2. Предопределенность структурой и ее снятие
А. Восприятие времени и деятельности : футуризм. Необходимо двигаться в будущее через деятельность (критиковать в теории, революционализировать на практике – необходимо подмывать основу базиса). Возможно подорвать структуру. Структура должно постоянно изменяться путем улучшения общей судьбы.
Б. Понимание знания – бытие определяет сознание. Идеи отражают ситуацию, но идеи могут становится материальной силой, если к этому готовы обстоятельства – точка снятия предопределенности структуры. Идеи абсолютно связаны с ситуацией, но они же способны прорвать базис.
В. Дополнительные посылки – идея конца – это происходило путем убийства одним классом другого. Последний класс сам ведет себя и гибнет. Пролетариат объединяется чтобы свергнуть того, кто его создал, при этом совершая абсолютный конец –производит революцию в пользу всех, а потом убъет сам себя (упразднит себя как класс) – скачок из царства необходимости в царство свободы родного сознания.
ТЕННИС
Гм и Гз: последовательно раскрывающаяся дихотомия. Открывает вторую линию в социологии – критическую, которая переворачивает идеи прогресса. Современное общество утрачивает общинное начало.
Гм (община, сообщество, общность) : теория общности, которая исходит из совершенного единства человеческих воль, как из начального и естественного состояния, которое сохраняется и пронизывает общность (идеи Руссо + Полис как прототип). Основания существования: Кровь, Место, Дух (дружба). Единство, основанное на инстинкте привычке, памяти о взаимодоставленных удовольствиях. Доверие. Религия, фантазийное и образное восприятие. Социальное целое предшествует частям. Земля, владения общины, семейное право. Эмоциональная тяга, господство основанное на авторитете, достоинстве, силе. Согласие закреплено в языке (мало мобилен), традициях. Общество – организм, естественная родственная связанность. Люди любят друг друга, привыкают друг к другу, часто и охотно говорят и живут вместе.
Гз (association, общество): круг людей, которые мирно уживаются и соседствуют, но прибывают в существенной отделенности друг от друга несмотря на существующие связи (Гоббс). Объединение, с целью осуществления внешней деят, в ходе которой каждый пользуется услугами другого: корпорация, рынок, город, классы, государство. Отношения, а затем уже территория. Разделенность, напряженность, доходящая до предела. Гоббсова драма человека в обществе. Рациональное сознание, случайность. Наука, познание видимых фактов природы. Социальное целое – совокупность частей, ради которого они существуют. Деньги, жажда владения и вожделение, контракт (комплекс обязательств лица перед лицом). Рациональная оценка, равенство: я-личность, ты-личность. Неравенство на договорной основе. Соглашение, поддерживаемое значениями и понятиями, подлежащим обсуждению и вариации. Общественное мнение. 3 акта структуры: покупка, использование и продажа рабочей силы. Общество – система, механизм.
Общественное воление , способность хотеть – способность мочь. Весь дух выражается в способности мочь и в соответствии с этим – в волении.
Сущностная воля – способ мышления и ощущения, унаследованный от ушедших, но продолжающих оказывать влияние предков и предшественников. Обладает своего рода разумом, представляющего творческое, созидательное, искусное воление или деяние, как дух гения. В своих простейших формах - непосредственное, страстное и одновременно наивное воление. Избирательная воля – рациональная воля, исключающая подсознательные мотивы и глубинные основания, основана на мышлении и стремиться быть ясно осознанной настолько, насколько это возможно. Ее отличает делячество в противоположность творчеству, то есть механическая работа, и наш язык улавливает разницу, когда мы говорим о прожектерстве, махинациях, интригах, лжи и о всем том, что направлено на создание средств, единственное предназначение которых – вызвать желаемые нами следствия, соответствовать нашим практическим целям.
Тенденции становления: количественный рост, утрата единства и дробление; Феодализм и крепостничество (сословия, классы); Сильные своевольные личности, склонные к экономическому доминированию; Экономический прогресс: массовый переход из общины в города на производство; Индивидуализм.
ЗИММЕЛЬ
Решающее отличие единства общества от единства природы состоит в следующем: единство природы осуществляется исключительно в наблюдающем субъекте, производиться только им среди элементов, которые сами по себе не связаны, и из их числа. Напротив общественное единство реализуется только своими собственными элементами, ибо они сознательны, синтетически активны, и оно не нуждается нив каком наблюдателе. Сознание соучастия с другими в образовании единства и есть то единство, о котором идет речь. Общество есть объективное единство, не нуждающееся в созерцателе. Общество есть «мое представление», то есть основано на активности сознания. Единству человека с человеком, которое заключается в понимании, любви, совместном труде нет аналогии в пространственном мире.
Форма : отношения между людьми, взаимодействие элементов, благодаря которому они и образуют единство, соотносит несколько содержаний, отделяет и структурирует их [Выделение функции]. Форма индивидуальна и каждый раз наполняется символическим смыслом посредством содержания. Типология форм: 1) соц процессы: соревнование, господство, динамика социальных кругов; 2) Соц типы: соц роль – чужак, чужой, кокетка; 3) сценарии развития: разделение труда развитие инд сознания. Форма более общая, безлична, универсальна и инертна.
Априори: 1) форма – средство для понимания другого. Мы представляем себе каждого человека как тип, к которому он принадлежит в силу своей индивидуальности, мы мысленно подводим его под некоторую категорию, причем человек не полностью охватывается ею и она не полностью охватывается им. 2) каждый элемент группы есть не только часть общества, но и помимо того, еще нечто. Обобществление включает в себя индивида и одновременно индивид противостоит обобществлению. 3) существует гармония между человеком и обществом. Человек занимает позицию, которая нуждается в нем равно как и он в ней.
Общество – сумма индивидов, вступивших во взаимодействие. Такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы благодаря влечению или цели обретают или сохраняют форму. Обобществление - форма форм, в основе разнообразных мотивов и интересов создают общее единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение.
Вместо соц групп люди обобществлены в социальные круги а далее в формы. 1) форма как соц круг служит для выражения содержания. Индивидуальное я всегда оформлено как комбинация ролей. Человек осознает свою причастность, он рефлексивен и может передвигаться между мирами, воспринимая их как равные возможности. 2) форма ограничивает. Чем более развито индивидуально сознание, тем более оно дистанцировано от разных кругов, оно фрагментарно. Человек обречен на драму в угрозе потери себя. Выход – проф признание. Обрести себя можно только в себе, сознание способно сталкивать внутренние роли и через конфликт выходить на новый виток развития. Ценность в целостности. Уникальность личности малоописуема. Существует часть, спрятанная от языка, невербализуемая. Удел обособленной личности – одиночество и свобода – человек не будет управляем какой-то одной ролью.
ДЮРКГЕЙМ
Правозвестник чистой научности, объяснять общества такими как они есть, а не какими они должны быть. Общество обладает самостоятельной природой. Склонность к взаимодействию у индивидов – нечто приобретенное.
Об обществе. Социологический реализм. Общество-реальность особого рода. Общество не есть сумма индивидов, а система, образованная их социацией. На основе индивидуальных энергий рождается коллективное сознание.
Социальные факты . Предмет социологии, образуют соц реальность; способ мышления, деятельности и чувствования группы (язык, разделение труда). Признаки:1)обладает принудительной властью. Принудительность и соц факт не ощутимы индивидом. 2)распространенность внутри группы и независимость от индивидуальных проявлений.2 вида соц фактов: духовные (процессы) и морфологические (строение).
Социология – наука с самым сложным объектом. Социальные факты как вещи. Нужно объяснять одно социальное явление через другое соц явление.
Две сущности человека: индивидуальное, социальное.
Разделение общественного труда . Общество имеет моральное превосходство над индивидом. Мораль – соц факт, поддерживает со порядок, обеспечивает солидарность. Об-во характеризуется через разделение труда.
2 типа общества : архаическое (клановая стр-ра, низкая частота взаимодействий, подавление, религия, соц порядок - искусственный), современное (организованный тип, высокая частота взаимодействий, восстановление текущего положения, индивидуализм, соц порядок -добровольный). 2 солидарности: механическая (коллективное сознание), органическая (разделение труда)
Необходимо создавать дополнительный способ внедрения норм.
Самоубийство . Несоциальные факторы воздействуют лишь опосредованно. Самоубийство обратно пропорционально связано со степенью интеграции с группами, к кот принадлежит индивид. 1)эгоистическое (особь, отбившаяся от стада) 2)альтруистическое (группа толкает ч-ка на самоубийство) 3)фаталистическое (высокий контроль, давление), 4)аномическое (человек восстает против существующего порядка)
Религия: верования (опред состояние сознания) + ритуалы (опред способы действия). 2 мира: священное и светское. При выполнении ритуала ч-к выходит за пределы своего я, принадлежит группе, взаимное заражение, действительный объект поклонения –общество, об-во и соц порядок влияют на индивида через верования и ритуалы, сакральный хар-р морали обеспечивает ей должную силу, об-во задает особый способ мышления.
ВЕБЕР
Единица анализа социолога – соц действие. Социальным называется то действие, которое по своему смыслу отнесено к поведению других людей. Метод социологии – понимание. Индив действие осмыслено, индивид осознает свои мотивы. Понимать действие=понимать смысл действия=понимать деятеля. Социология хочет истолковывающим образом понять соц действие и причинно объяснить его в его протекании и последствиях.
Принципы социологической науки : свобода от оценок, социология не есть история, идеальный тип (оптимальный инструмент анализа). Ученый должен конструировать социальный тип. Эмпирический объект должен обязательно отличаться от идеального типа.
Типы и мотивы действия : целерациональное (опред цель, зачем?), ценностно-рациональное (ориентир-ценность, почему?), традиционное действие (по привычке), аффективное.
Власть – способность и возможность для индивида или группы осуществлять свою волю, независимо от встречной воли или согласия. Власть на макроуровне-господство. Гос-во-единсвтенный ин-т в обществе, кот обладает правом на насилие. Действующий агент соц порядка – ин-ты.
Типы господства : рациональное (легальное) – формальные правила; традиционное – личная преданность монарху+привычка, харизматическое – личные качества правителя..
Капитализм . Ведение хозяйства построенное на ожидании прибыли, по средством использования обмена. Атрибуты: товарный рынок, группа предпринимателей, продуктивность(на производстве наращивают прибыль). Связь между религией и капиталистической деятельностью. Тот, кто трудится, тот избран. Идея самообуздания – то что произвели не тратить. Интересы Бога и работодателя сливаются.
Выводы : Трансформация этики, аскетизм утратил свое значение, спад религии.
МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ
Интеграция подразумевает сближение именно государств, что фиксируется в международных договорах. Это межгосударственный процесс. Отдельные люди, негосударственные акторы и т.д. интегрируются, условно говоря, вместе с государством.
Глобализация, в отличие от интеграции, не предполагает межгосударственных договоров. Они появляются лишь в тех или иных областях (например, связанных с информационными и коммуникационными технологиями, экологией и т.п.) для регулирования возникающих новых явлений. Кроме того, если глобализация может протекать по-разному для различных регионов одного и того же государства (одни внутригосударственные регионы становятся «воротами в глобальный мир», в то время как другие оказываются вне глобализационного пространства), то в интеграцию государство включается целиком. Хотя в самом интеграционном образовании могут выделяться государства, образующие интеграционное ядро, и государства, которые попадают на его периферию. Еще одно отличие интеграционных и глобализационных процессов - роль негосударственных акторов: в процессах глобализации они выходят на первый план, а в процессах интеграции играют важную, но все же вторичную роль.
Несомненно, глобализация, делая межгосударственные границы прозрачными, стимулирует процессы интеграции. Но в то же время порождает и противоположный процесс. Негативные моменты открытости границ заставляют граждан выступать против интеграции. Примером здесь могут служить сложности, возникшие с принятием Конституции ЕС.
Процессы интеграции, идущие с той или иной долей интенсивности, сегодня можно наблюдать в различных регионах мира, в частности, в Северной и Центральной Америке, в Азии - в АСЕАН. Однако наибольшей степени развития они достигли в рамках ЕС.
Что побуждает государства к интеграции? Прежде всего - наличие общих проблем, решить которые легче, а в ряде случаев только и возможно совместными усилиями. Еще одной причиной, побуждающей к интеграционным процессам, является заинтересованность «средних» и «малых» государств в увеличении своего международного влияния. Для этих стран объединенными усилиями воздействовать на международные процессы значительно легче, чем в одиночку.
Для развития интеграционных процессов необходимы следующие условия: географическая близость, стабильное экономическое развитие, сходство политических систем, поддержка общественным мнением интеграции, относительная однородность в области культуры, внутренняя политическая стабильность, сходство исторического и социального развития, сравнимые формы правления и экономических систем, близкий уровень военного развития и экономических ресурсов, сходное восприятие общих внешних угроз, сравнимая бюрократическая структура, наличие опыта сотрудничества.
Важным и пока малоизученным остается вопрос о том, каковы особенности интеграционных процессов в различных регионах мира. Работы в этом направлении ведутся в различных научных центрах, в том числе в МГИМО.
Сложились две теоретические школы, или два подхода к проблемам интеграции: функционализм (неофункционализм) и федерализм. Основателем функционализма считается Дэвид Митрани. Он проанализировал причины, по которым Лига Наций оказалась несостоятельной, и сделал вывод, что интеграционные процессы нельзя начинать с политических аспектов. В этом случае государства начинают опасаться за свой суверенитет. Д. Митрани делает акцент на изначальном развитии экономической, социальной, научно- технической интеграции. Политическая же интеграция остается на втором плане. Д. Митрани, а за ним и его последователи настаивали на том, что важно выработать у людей привычку к сотрудничеству и показать получаемые от совместной деятельности преимущества.
Представители федерализма, напротив, выдвинули на первый план политическую интеграцию, полагая, что межгосударственные отношения сразу должны строиться на передаче части полномочий надгосударственным образованиям изначально. Для этого направления характерен особый акцент на создании политических институтов. Фактически если процесс интеграции у функционалистов идет по принципу «снизу вверх», то у федералистов, наоборот, «сверху вниз».
Федерализм, представителями которого являются, в частности, такие исследователи, как А. Этциони, А. Спинелли и др., в целом получил меньшее распространение. Тем не менее, как пишет П. А. Цыганков, «идеи федерализма стали заметными с первых всеобщих выборов в Европарламент в 1979 г.».
Под воздействием федерализма функционализм изменился и в современном мире существует в виде неофункционализма. Это направление, базируясь на основных посылках функционализма, включило в себя некоторые черты федерализма. В неофункционализме приоритет отдается практическим проблемам в области здравоохранения, технологическим изменениям, правовым и другим вопросам, которые имеют значение для всего человечества. При этом подчеркивается важность политических решений. Именно они - по вопросам, которые важны в общепланетарном масштабе, - способствуют, согласно данной точке зрения, интеграционным процессам и подталкивают участников к дальнейшему объединению. Неофункционалисты обычно используют в качестве модели для иллюстрации своих теоретических воззрений развитие ЕС.
Интеграционные процессы противоречивы. Национальные интересы одних государств сталкиваются с интересами других. Кроме того, участники интеграции часто находятся на разных стадиях экономического и социального развития. Поэтому, несмотря на взаимную выгоду от интеграции, вклад одних в той или иной сфере оказывается большим, чем других. Существуют и другие издержки интеграции. Как в случае с глобализацией, интегрируются не только положительные моменты, которыми обладают страны, но и отрицательные. Так, в начале 1990-х годов Венесуэла обнаружила, что после открытия границы с Колумбией ее территория стала использоваться для провоза наркотиков.
Все это заставляет наряду с традиционными теориями интеграции - функционализма, неофункционализма, федерализма - обсуждать вопросы и, соответственно, предлагать теоретические схемы, связанные с ограничением интеграционных процессов. Так, С. Хантингтон в 1996 г. выразил сомнение в возможности и целесообразности некоей мировой «интеграции». По его мнению, интеграционные процессы должны быть ограничены рамками цивилизации. Мир, как отмечает исследователь, не обязательно принимает ценности, присущие западноевропейской цивилизации. Поэтому США, полагает С. Хантингтон, должны тесно сотрудничать и, соответственно, входить в интеграционные образования со своими западноевропейскими партнерами, что поможет сохранению и развитию той цивилизации, к которой они все принадлежат, но держаться на расстоянии от других цивилизаций. В более узком плане, если говорить, например, о расширении НАТО, эта организация, согласно С. Хантингтону, должна тесно взаимодействовать и включать в состав своих членов такие близкие в цивилизационном отношении страны, как государства Балтии, Словения, но не те, которые ориентированы на ислам или православие. В будущем же, по его мнению, связи НАТО с «далекими» в цивилизационном отношении странами - Турцией и Грецией - ослабеют.
Действительно ли цивилизационный принцип является ограничительным моментом в развитии интеграции? Следует признать, что в современном мире интеграционные процессы идут прежде всего в рамках регионов и в каком-то смысле регионы утверждают свою специфику именно через региональное сотрудничество, поэтому все чаще можно встретить термин «регионализация» как близкий понятию интеграции, но подчеркивающий именно региональную специфику. В то же время представляется упрощением утверждение, что интеграционные процессы вообще ограничены регионами. Ряд фактов противоречат этому. Например, активная роль Японии (принадлежащей, по С. Хантингтону, к отдельной цивилизации) в деятельности «Группы восьми» оказывается плохо объяснимой в рамках «цивилизационной» интеграции. И таких примеров много.
Явления, ведущие к противоположным по сравнению с интеграцией результатам - распаду государств или межгосударственных образований, - представляют собой дезинтеграционные процессы. Дезинтефация, как и интеграция, относится к отношениям между государствами. Так, в 1991 г., когда произошел распад СССР, на месте которого образовались 15 новых государств, распались и некоторые международные организации, где СССР играл ключевую роль, в частности, СЭВ, ОВД. В 1990-х годах распалась Чехословакия. В отличие от мирного или, как его называют, «бархатного развода» Чехословакии бывшая Югославия распадалась долго, с рядом вооруженных конфликтов.
Почему распад государств и межправительственных образований в конце XX - начале XXI в. оказался столь значимым даже для Европы, где уровень интеграционных процессов высок? Почему Чехословакии надо было сначала дезинтегрироваться на Чехию и Словакию, чтобы потом каждой по отдельности интегрироваться в ЕС? Удивительно, но вопросы дезинтеграции по сравнению с интеграционными процессами остаются практически неразработанными. Ими занимаются в основном специалисты в области конфликтов. В результате процессы интеграции и дезинтеграции оказываются плохо сравнимыми.