Презентация разнообразие природы и растений родного края. Проект по окружающему миру "разнообразие природы родного края"
Проект по теме «Разнообразие природы родного края»
Цель: познакомиться с разнообразием природы родного края.
Планируемые результаты
Предметные
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Ход занятия
Организационный этап.
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
Разминка.
Начнём наше занятие с разминки:
Прослушайте и закончите стихотворение:
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.Человек и время года – Это всё вокруг …. (природа)
Отгадывание ребуса.
Отгадайте ребус: Р 1 а
- Молодцы, правильно!
Сформулируйте тему нашего занятия? (открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края»)
- Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края.
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
Ребята, напомните мне,пожалуйста, как называется край, в котором мы с вами живём? (Липецкая область)
Творческое название нашего проекта «Мир природы Липецкого края»(открыть на доске)
Актуализация ранее изученного
1)Давайте вспомним, что такое природа.
Заполните кластер «Природа».
Работать будем в группах по 4 человека. Вспомним правила работы в группе.
(Один учащийся на интерактивной доске собирает определение слова «Природа», второй - на доске заполняет кластер, остальные в группах заполняют кластер)
Природа
Неживая Живая
Полезные ископаемые Реки Растения Животные
Травы кустарники деревья
Звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся
Замечательно!
- А к каким частям нашего кластера мы отнесём карточки со словами «вода», «берёза», «воробей», «карась», «книга»?
(Книга – лишнее слово, не относится к природе, это изделие. Оно сделано руками человека)
- Ребята, как слово «книга» связано с сегодняшним занятием? (Сегодня мы оформим книгу природы нашего края Липецкой области.)
Какова цель нашего проекта?(Изучить природу нашего Липецкого края и создать книгу природы Липецкой области.)
Какова практическая значимость нашего проекта?
(Практическая значимость данной работы заключена в разработке книги, материал которой можно использовать для работы на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.)
Давайте вспомним, какие вопросы мы поставили на начальном этапе проекта?
Основополагающий вопрос: Почему природу надо изучать?
Проблемный вопрос: Богата ли своим разнообразием природа Липецкой области?
Гипотеза. Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества: леса, луга, реки – то мир природы Липецкой области богат и разнообразен.
4.Повторение этапов работы над проектом.
Давайте вспомним, как мы работали над проектом.
Разделились на группы: Географы, Ботаники, Микологи, Зоологи, Экологи.
И отправились добывать информацию.
2)Этап сбора информации.
- Как получали информацию?
Работали с литературой, консультировались с учителем географии Уразовой О.Ю. и с учителем биологии Карцевой С.Д.
3)Отбирали информацию и оформляли странички книги.
4) Творческий отчёт групп. Презентация проекта.
- А сегодня группы подготовили творческие отчёты о проделанной работе и представят свои странички, из которых мы составим Книгу природы.
А кластер, который мы составили – это содержание нашей книги.
Слово предоставляется географам.
Стихотворение Руднев Роман.
Лип медовых шатры,
И берёз лебединые взлёты.
Дона тихого омуты
И Сосны широкой разлив…
Есть такая земля –
Вековечной любви и заботы,
И печали, и веры,
Что душу берут на разрыв.
И это наша родная Липецкая земля.
Мы изучали неживую природу Липецкой области.
Меня интересовали реки нашего края.
Я захотел узнать, какие реки протекают в Липецкой области?
Изучив информацию в интернете, в библиотеке и побеседовав с учителем географии я узнал, что по территории Липецкой области протекает 127 рек длиной свыше 10 км и 212 речек длиной менее 10 км.
Название этих рек я зашифровал в ребусах. Отгадайте их названия.
(Дон, Воронеж)
Это самые крупные реки - Дон с притоками Красивая Меча и Сосна, и река Воронеж с притоками Становая Ряса и Матыра.
А это реки нашего Долгоруковского района.
Сосна, Свишня, Олым, Снова.
На территории нашего Долгоруковского района протекают реки Олым, Снова, Сосна.
Река Свишня протекает в нашем селе Стегаловка. Она берёт своё начало у деревни Петровка и впадает в реку Быстрая Сосна у деревни Маховщина. Её длина 37 км.
Я изучал полезные ископаемые нашего края. (Рощупкин М.)
О них я подобрал загадки и предлагаю вам их отгадать.
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение. (Известняк)
Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь - можешь брать. Веселее с ним играть.(Песок)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Да, в Липецком крае распостранены песок и глина. Их добывают в карьерах.
Скажите, что это такое?
Росли на болоте растения... А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
Образуется в болотах из отмерших частей растений. Используется как топливо и удобрение, а ещё как лекарственное сырьё. (картинка)Все эти полезные ископаемые-богатство нашего края.- Спасибо.
Слово предоставляется группе ботаников. (Илюша Фомичёв)
Мы изучали растительность нашего края.
Растительность области насчитывает около 1200 видов, в том числе 40 видов деревьев и кустарников.
Из деревьев в нашем крае растут дуб, ясень, клен, вяз, липа, берёза, осина, ольха, рябина, ива, встречается сосна.
Кустарники.
Бересклет бородавчатый, лещина обыкновенная, жимолость лесная, крушина ломкая, шиповник, черёмуха, калина, тёрн степной.
(Даша Тигир)
Очень разнообразна травянистая растительность нашего края.
Медуница, колокольчик крапиволистный, ландыш майский, первоцвет, фиалка удивительная, копытень европейский, иван-чай, пролеска сибирская, жимолость, мятлик дубравный, лютик, ветриница, калужница, нивянник обыкновенный, лапчатка, тимофеевка луговая и др.
В реках и озерах у самого берега растут осоки, ирисы, стрелолисты, камыши. Произрастают растения с плавающими листьями - белые лилии и жёлтые кувшинки.
(Игра соотнеси название и картинку)- если будет время
Физкультминутка «Я рисую речку» - выключить доскуСлово предоставляется зоологам.
Мы изучали животный мир нашего края. (Ульяна Скуридина)
Он очень разнообразен. На территории области обитает свыше 60 видов зверей, более 250 видов различных птиц, 30 видов рыб, 8 видов пресмыкающихся и 8 видов земноводных.
Большинство млекопитающих живут в лесах. Из хищных водятся волки, лисицы, хорьки, енотовидные собаки, изредка - куницы, барсуки, встречается выдра.
В небольшом количестве водятся белки, по берегам рек живут бобры. Из копытных животных в лесах водятся лоси. Косуль и кабанов в лесах встречается очень мало. Особенно большое распространение имеют грызуны - суслики, мыши, полевки, зайцы, хомяки и тушканчики.
В реках и озерах обитают выхухоли, водяные крысы и ондатры. В Липецкой области обитают животные, принадлежащие к отряду насекомоядных - крот и несколько видов землероек. Из отряда рукокрылых млекопитающих водятся различные виды летучих мышей.
(Дворядкин Артём)
Разнообразен и многочислен мир пернатых. Постоянно у нас обитает около 30 видов. К ним относятся воробей, галка, сорока, ворон, сизый голубь, тетерев, неясыть, домовой сыч, тетеревятник, хохлатый жаворонок. Сюда же можно отнести ворону, серую куропатку, полевого воробья, сойку, большинство видов дятлов и обыкновенную овсянку.
Основная масса птиц на зиму улетает на юг, а в теплое время года возвращается обратно. Есть и такие птицы, которые живут у нас только зимой, а весной улетают на север. К таким кочующим в зимнее время птицам относятся свиристели, черные дятлы, чижи, снегири, чечётки.
(Кроссворд «Птицы нашего края»)
(Саша Пузынина)
В реках и озерах обитают различные рыбы: окунь, щука, голавль, язь, плотва, сом, лещ, судак, краснопёрка, линь, карась, ерш, сазан. В водоемах обитают также раки, моллюски, земноводные.
Из пресмыкающихся водятся ужи, гадюки, ящерицы.
Мир насекомых отличается большим разнообразием. В области водятся многочисленные виды жуков, бабочек, прямокрылых, а также пчёлы, осы, шмели.
Загадка
Красная капелька в черную точкуК солнышку в гости ползёт по листочку.
(Божья коровка)Я спою песенку, которая так и называется «Божья коровка»
Слово микологам. (Катя Руднева, Саша Лыков, Дима Гридчин)
Мы изучали грибы нашего леса.
И приготовили для вас загадки о грибах. Отгадав их, вы узнаете, какие грибы растут в нашем лесу.
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это - белый... (боровик)
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
Догадайтесь-ка, ребята: Саша Лыков
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
В шляпке беленькой на ножке
Рос грибочек у дорожки.
А теперь в корзинке пусть
Полежит съедобный... (груздь)
Дима Гридчин
На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это - бледная... (поганка)
Точки белые на красном -
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор -
Не срывайте... (мухомор)
Эти грибы хотя и ядовиты, но они нужны лесу. Например, мухомор является лекарством для лосей.
Слово экологам. (Даша Руднева)
Экология – это наука о взаимоотношениях человека и природы.
Что делает человек, чтобы сохранить и защитить природу нашего края?
Это проблемный вопрос, над которым работала наша группа.
Из-за губительного отношения людей к природе многие растения и животные пропадают. Чтобы сохранить их, люди создают заповедники, заказники, памятники природы, разводят и охраняют пропадающие виды животных и растений.
В нашей области создано два заповедника: «Галичья Гора» - самый маленький заповедник России, и часть Воронежского государственного заповедника, расположенного на территории Усманского леса. Там занимаются разведением бобров и сохранением их численности. Заповедник "Галичья Гора" - один из самых удивительных заповедников мира, родина реликтовых растений. Тут же имеются исчезающие виды животных и растений, которые занесены в Красную Книгу. На территории заповедника есть питомник хищных птиц, здесь есть соколы-балобаны, орлы и другие птицы.
Егор Пилясов
Ещё в нашей области созданы 18 заказников, 1 дендрологический парк и 134 памятника природы.
Памятник природы есть и в нашем селе. Это бывшая старинная усадьба помещика Ведрова (конец 19 века - объект культурного наследия, охраняется Государством). В нашем особо охраняемом памятнике природы сохраняется свыше 30 пород деревьев (лиственница европейская, ель обыкновенная, голубая, каштан конский, ясень пушистый, дуб черешчатый, тополь чёрный, берёза обыкновенная, лох узколистный, липа, и другие.)
Под Задонском расположен уникальный сафари-парк "Кудыкина гора" - одно из красивейших мест во всем Черноземье, куда завезены животные из южных стран (страусы, верблюды, яки).
Ивлев Артём
Создана Красная книга Липецкой области. В этой книге собраны все виды исчезающих растений и животных.
Мы подготовили стенд «Редкие растения и животные Липецкой области»
Растения
Тюльпан Биберштейна, прострел раскрытый, пролеска сибирская, вереск обыкновенный, лилия-саранка, сон-трава, ковыль перистый, ковыль красивейший.
Животные.
Орёл-змееяд, беркут, сапсан, степной лунь, дрофа, лебедь-кликун,
Большой тушканчик, выхухоль, выдра, степная гадюка, степной шмель, стрекоза дозорщик-император, бабочки; аполлон, махаон.
Спасибо экологам.
5) Подведение итогов работы.
А сейчас посмотрите на наш кластер «Природа». Всё ли мы рассказали о природе нашего края?
- Подтвердилась ли гипотеза нашего края? (Да, природа нашего края очень разнообразна. Но её надо беречь.)
Песенка «У дороги чибис»
Стихи (Руднев Роман, Пилясов Егор, Руднева Даша)
Молодцы! Вы проделали большую работу по изучению природы родного края.
Посмотрите, какая книга у нас получилась? Ребята, а где же мы будем хранить её? (В классе, а можно отнести в библиотеку, чтобы её могли использовать другие)
Ребята, а какую литературу вы использовали, чтобы составить книгу?
(Представлена на выставке, картинки, загадки искали в интернете)
6) Рефлексия деятельности
(Оцените свою работу, у каждой группы лежат на столе карточки, выберите предложение и продолжите его…)
Мы считаем, что нам удалось …У нас не получилось … потому что …
Что показалось важным, нужным, интересным в ходе сегодняшнего занятия …
Состав творческой группы: …
7) Подведение итогов:
Итак, мы изучили и представили всю информацию, которая была собрана к сегодняшнему дню, о природе нашего края. Попробовали составить Книгу природы родного края своими руками. Сделали соответствующие выводы о том, что получилось, а что нет, а вместе с этим повторили и прошли всеми этапами работы методом учебного проектирования. Я думаю, что презентация проекта прошла успешно. Давайте скажем друг другу “спасибо” за сотрудничество.
ПРОЕКТ
« Разнообразие природы родного края »
Выполнила ученица 3«Б» класса
Антишкина Юна
Природно-ресурсный потенциал
Природа Курского края богата и разнообразна. Здесь, в лесостепной зоне, обитает несколько десятков тысяч видов беспозвоночных животных и свыше трехсот позвоночных; насчитываются 265 видов птиц, «главным» из которых является знаменитый Курский соловей, чьи уникальные трели считаются наивысшим достижением птичьего вокала.
Соловей поет
Камышевка-барсучек - занесена в красную книгу Курского края
В степях и лесах Курской области обитает 56 видов млекопитающих: лоси, зайцы, лисы, косули, кабаны, барсуки, ежи, хорьки, белки, другие животные.
В водоемах области водится около 30 видов рыб. Наиболее часто встречаются окунь, пескарь, плотва, уклейка, карась, щука. Менее многочисленны – лещ, красноперка, линь, язь, налим, вьюн, судак, сом.
На территории области расположен Центрально-Черноземный государственный природный заповедник имени профессора В.В. Алехина. С 1979 г. ЦЧЗ входит в систему биосферных заповедников мировой сети ЮНЕСКО. С 1998 г. ЦЧЗ является обладателем диплома Совета Европы.
Растения, произрастающие на территории заповедника:
Касатик безлистый
к
Купальница
Фотографии насекомых, сделанные в Курском государственном природном заповеднике имени профессора В.В. Алехина.
Павлиний глаз
Жук-олень
Бражник-молочайный
Земельные ресурсыБлагоприятные климатические условия и плодородные почвы Курской области придают особую ценность земельным ресурсам. Природа наградила наш край уникальным богатством – плодороднейшим черноземом. Образец курского чернозема в качестве эталона плодородной почвы еще с прошлого века хранится в «Музее почв» в Париже, а также в «Музее естественной истории» в Амстердаме и в «Музее почвоведения» под Лейпцигом. Курские черноземы являются одним из главных источников развития экономики области.
Курский чернозем
Разнообразие почвенно-климатических особенностей позволило на протяжении многих веков интенсивно использовать земельный потенциал для выращивания различных сельскохозяйственных культур и получать богатые урожаи, обеспечивающие потребности населения не только нашей области, но и других регионов.
Земельный фонд Курской области составляет 2,999 млн. га. Общая площадь земель, используемых для сельскохозяйственного производства – 2,4 млн. га, в том числе пашни – 1,9 млн. га.
Лесные ресурсыЛеса Курской области относятся к защитным лесам и имеют большое защитное, водоохранное, санитарно-гигиеническое и средообразующее значение.
Лесные массивы по территории области распределяются неравномерно. Наиболее богаты лесами западные районы области, менее всего лесов в крайней восточной части области. В среднем лесистость составляет 8,2%, с учетом защитных насаждений – 10,1%.
Территория области занята преимущественно лиственными лесами. Наиболее часто встречаются дубовые рощи (дубравы), а также березняки, осинники, ольшаники и ивняки.
«Халинский» лес
Водные ресурсыКурская область расположена в бассейнах рек Днепр и Дон (соответственно 78% и 22% территории области). Всего в области насчитывается 902 постоянных и временных водотоков, из которых 188 имеют длину более 10 км.
Из наиболее значительных рек к бассейну Днепра относятся Сейм (приток Десны) со своими притоками Тускарь и Свапа, а также Псел (приток Днепра). Бассейн Дона представляют верховья рек Тим, Кшень, Олым, а также Оскол. Кроме этого, в области насчитывается 509 искусственных водоемов – пруды и водохранилища, из которых 150 имеют объем наполнения более одного миллиона кубических метров, в том числе 4 водоема с объемом наполнения более тридцати миллионов кубометров.
Река Сейм
Твёрдые полезные ископаемыеКурская область обладает уникальными по объёмам и разнообразию минеральными природными ресурсами, способными обеспечить нужды области, а также, по некоторым видам сырья, и другие регионы.
Мировую известность наша область почти век назад получила по результатам открытия и исследований Курской магнитной аномалии (КМА), связанной, прежде всего с крупнейшими мировыми запасами железных руд. В 2013 году исполнилось 90 лет со дня (7 апреля 1923 г.) поднятия первого керна железной руды из скважины №1 ОК КМА вблизи г. Щигры. Это событие положило начало освоению КМА и открыло завесу над многовековой тайной аномалий магнитного поля.
Карьер добычи железной руды
Транскрипт
1 МОУ «Куриловская гимназия» Серпуховский муниципальный район Московская область Проект на тему «Разнообразие природы родного края» Автор проекта обучающийся 3 А класса Блашников Георгий Андреевич Руководитель проекта учитель начальных классов Динейко Ирина Александровна Серпухов год 1
2 Оглавление Введение 3 1 Природа, растения и животные Калужской области 4 2 Растительный мир Калужской области 5 3 Животный мир Калужской области 7 4 Климат в Калужской области 9 5 Речная сеть 10 6 Почвы 11 7 Уникальные места 12 Заключение 13 2
3 Введение Данная тема мною была выбрана не случайно. Современные люди не приучены беречь природу, у них отсутствует культура поведения в окружающей среде, и это может привести к необратимым последствиям. Поэтому говорить о красоте природы, которая нас окружает, призывая задуматься над тем, чего мы лишимся, если не изменим своего отношения к ней, важно и актуально. Я живу на Калужской земле, и меня заинтересовало, какими природными ресурсами обладает мой родной край. Цель проекта: изучить разнообразие природы родного края (Калужской области). Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Узнать, какие растения, животные обитают на территории Калужской области. 2. Какими водными ресурсами богата калужская земля. 3. Какие уникальные места имеются в родном крае. 4. Выступить перед одноклассниками с проектом с целью обратить их внимание на окружающий нас прекрасный и разнообразный растительный и животный мир, задуматься о последствиях неправильного поведения в окружающей среде, призвать бережно относиться к природе, и привлечь к составлению фотоальбомов своих впечатлений о природе - «Прекрасное рядом». 3
4 Природа, растения и животные Калужской области Калужская область распростёрла свои чудесные просторы в самом центре Восточно-Европейской равнины. Этот дивный край завораживает всех путешественников своими сказочными лесами, которые покрывают собой едва ли не весь регион. Мягкий умеренно-континентальный климат предоставляет возможность насладиться всеми временами года, исследуя эту прекрасную землю. Древняя Русская платформа, на которой расположена область, изобилует полезными ископаемыми. В толще земли можно обнаружить бурый уголь, известняк и фосфориты. А теперь более подробно опишем этот край реликтовых лесов, чтобы прочувствовать красоту и первозданное разнообразие здешней природы. 4
5 Растительный мир Калужской области Регион расположен сразу в двух зонах, которые выделяют исходя из типа растительного покрова. Хвойно-широколиственные леса отвоевали для себя самую большую площадь и теперь гордо пестрят деревьями, мерно покачивающимися на ветру. В центральной и восточной части притаились широколиственные леса, которые своими небывалыми красотами невольно притягивают взоры пытливых исследователей. Однако в наше время состав лесов неуклонно меняется. Теперь леса постепенно приобретают смешанную форму, а на первые места по численности выходят берёза и осина. 5
6 Растительный мир области чрезвычайно богат. Сосудистые растения представлены сразу 1121 видом. Просто небывалый размах. Среди этого многообразия можно выделить хвощи, подобные карликовым ёлочкам, и папоротники, когда-то, в прошлом, сравнимые по высоте с самыми высокими деревьями современности. Мхи и лишайники укрывают влажные луга и болотистые местности сплошным ковром, а водоросли безраздельно царствуют в многочисленных водоёмах. Грибы не отстают от собратьев и протягивают свои грибницы на сотни километров, скрываясь под землёй до благоприятного момента, когда появится возможность выйти из тьмы на поверхность. Травянистая растительность очень разнообразна и, в основном, типична. Однако на фоне обычных видов встречаются и редкие и охраняемые растения. Это различные виды орхидных: венерин башмачок, пальчатокоренники, пыльцеголовники, ятрышники, неоттианте, дремлики и другие; чилим или водяной орех; ковыль перистый (степной вид); медвежий лук или черемша; плауны; папоротники: сальвиния, многоножка, страусник, ужовник, гроздовники и многие другие. 6
7 Животный мир Калужской области Животный мир не уступает в разнообразии растительному. На территории региона живут и развиваются сразу три вида животных это степные виды, северные и западноевропейские. Многие из них сейчас являются охраняемыми: обитает на некоторых водоемах области выхухоль - реликтовый эндемичный вид, занесенный в Красную книгу МСОП; встречается крупная летучая мышь гигантская вечерница - естественно редкий вид; отмечаются такие птицы, как чёрный аист, скопа, беркут, орланбелохвост, сапсан, балобан; среди громадного числа видов насекомых заслуживают особого внимания жук восковик-отшельник, некоторые виды шмелей, красавец аполлон обыкновенный - бабочка, являющаяся редкой во всем мире, и другие. Многочисленность водоёмов Калужской области и чрезвычайные различия условий существования в них привели к тому, что количество видов рыб, живущих на территории региона, перевалило за число 41. В водах обитают традиционные виды рыб щука, лещ, плотва и окунь. В регионе существуют многочисленные рыбные хозяйства, занятые выращиванием толстолобика и карпа. 7
8 В густых лесах можно встретить лося, кабана, зайца русака и даже лисицу. Земноводные представлены 11 видами. Это различные лягушки, а также тритоны, жабы. В области насчитывается 7 видов пресмыкающихся. Самым опасным представителем этого вида является гадюка, яд который способен привести к печальным последствиям, если укушенному вовремя не оказана необходимая медицинская помощь. Безопасной змеёй является уж, довольно распространённый в этих местах. Ещё часто встречаются различные ящерицы. В Калужской области существует 267 видов птиц и около 68 видов млекопитающих. Животный мир региона чрезвычайно богат и вполне заслуживает внимания туристов, которые занимаются исследованиями живой природы. 8
9 Климат в Калужской области Умеренно-континентальный климат приводит к довольно чёткой выраженности времён года. Самая холодная северная часть области, чуть-чуть теплее в центральной части. Самым тёплым местом на карте региона традиционно является юг, лесостепная зона которого находится в благоприятных погодных условиях в течение года. Зимой, в январе, на территории Калужской области средняя температура находится на отметке -9 градусов. Летом же чрезвычайно повышается влажность, а средняя температура в июле держится в пределах +19 градусов. Среднегодовая температура на северной стороне региона равна значению +3 градуса, тогда как на южной оконечности Калужской области этот показатель составляет +3,6 градуса. Годовая сумма осадков равна мм, причем две трети их выпадает в виде дождя и одна треть в виде снега. Ветровой режим характеризуется преобладанием ветров западных направлений. 9
10 Речная сеть Весь комплекс природных условий и, прежде всего, климат обусловливает широкое развитие речной сети. По территории области протекает 2043 реки, около 200 из них имеют протяженность более 10 км. Реки области относятся к Волжскому бассейну, и лишь на западе протекают реки Днепровского бассейна - Болва и Снопоть. Самые крупные реки области: Ока, Угра, Жиздра, Протва, Шаня, Вытебеть, Болва, Рессета, Ресса, Суходрев. Все реки характеризуются извилистым руслом, небольшим падением, медленным течением. Многие из них в пойме имеют озерастарицы. Озер в области мало, а уж крупных - тем более. Длина самого крупного - 4 км (Желоховское), остальные едва ли достигают длины 2-3 км. Озера пригодны для рыбалки, а на их берегах оборудованы базы отдыха. В области 19 водохранилищ, среди наиболее крупных можно назвать Ломпадь, Неполоть, Брынское, Милятинское. К водным ресурсам можно отнести и болота, они на территории имеются, но их очень мало, да и предназначение у них определено: здесь обнаружены залежи торфа, которые активно разрабатываются. 10
11 Почвы Географическое положение области на стыке лесной и лесостепной зон определило весьма значительную здесь пестроту почвенного покрова. Господствующими же являются дерново-подзолистые почвы, которые в центральных и восточных районах сменяются светло-серыми лесными. 11
12 Уникальные места Множество уникальных мест в Калужской области и многие из этих мест сейчас являются особо охраняемыми природными территориями: в Ульяновском районе существует Государственный заповедник "Калужские засеки"; на многие километры протянулся по области национальный парк "Угра"; практически во всех районах существуют памятники природы и число их в будущем будет расти. 12
13 Заключение В заключении хотелось бы сказать, что цель, которую я перед собой поставил, достигнута, природа Калужской области изучена и поражает своим разнообразием. С точки зрения экологии, Калужская область входит в число наиболее чистых и благоприятных для проживания. Мною были сделаны фотографии, отражающие красоту родного края (см. Приложение, с). В дальнейшем планируется составление фотоальбомов нашего класса о природе Калужской земли - «Прекрасное рядом», и оказание посильной ежедневной помощи по сохранению природы. Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь Всё это называется природа, Давайте же всегда ее беречь! Список литературы и интернет-ресурсов: 1. Атлас Калужской области / Автор-составитель В. В. Трефилов; Ред. Н. В. Солнцева. - Калуга: Золотая аллея, с экз. -- ISBN (в пер.) 2. Официальный сайт муниципального района «Жуковский район» 3. Статья «Животный мир Калужской области» В.А. Марголина, доцента Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского, к.б.н. 4. «О Красной книге Калужской области» Алексеев С.К., Сионова М.Н., Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся 13
14 (сборник статей). Вып. II. Под ред. Сионовой М.Н., Поляковой Э. А. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского С Хвойный лес 14
15 Берёзовый лист Маленький водопад 15
17 Рыжковские горки 17
18 18
МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ П А С П О Р Т ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ "ПЕЩЕРА ТУТ-КУШ" г. Горно-Алтайск 2012 г. ПАСПОРТ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ 1. Наименование объекта: Пещера
Животный мир ХМАО Бурые медведь Волк Бурундук Белки Заяц Лось Куница Северный олень Лиса Соболь Песец Бобр Ондатра Лесной олень Содержание: Бурый медведь Бурый медведь- типичные обитатели обширных лесных
ЗАДАНИЯ Муниципального этапа областной олимпиады школьников по биологии. 5 класс 2015-2016 учебный год Максимальный балл 104 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР Максимальное количество баллов - 61 ЗАДАНИЕ 1. Задание включает
Всероссийская олимпиада школьников по ГЕОГРАФИИ Региональный этап 2014/2015 учебного года Задания 1 раунда для 9-х классов ПЕРЕД ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧТИТЕ ИНСТРУКЦИЮ На выполнение всех заданий
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 4» г.белгорода «Согласовано» Руководитель МО Рогуля Л.И. Протокол 1 от «28» августа 2015 г. «Согласовано» Заместитель
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО И ЖИВОТНОГО МИРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ Андрей Филиппович Кнорр Заместитель Губернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РАСТИТЕЛЬНОГО
Тема: Природные зоны Евразии. Цель: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Задачи: Ознакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями
Сведения об объектах сельского туризма, расположенных на территории муниципального образования «Грайворонский район» п/п Наименование объекта сельского туризма 1 Гостевой дом Крестьянское подворье на Ворскле
Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится
Краткая аннотация к программе «Биология» Биология в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение живой и неживой природы, изучение организма
МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ГБУ РС(Я) «ДИРЕКЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ И ООПТ МИНИСТЕРСТВА ОХРАНЫ ПРИРОДЫ РС(Я)» Семь чудес реки Лена Тойон- Аринский наскальный рисунок. Рисунок
Предмет Класс УМК Окружающий мир 4 класс «Начальная школа XXI века» Тема и номер урока в теме Базовый учебник Зона степей (урок 2:Степи и человек) Окружающий мир 4 класс в 2 частях Н.Ф. Виноградова и др.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ 7 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа разработана на основе Программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В.В. Воронковой,
Демонстрационный вариант промежуточной итоговой аттестации 8 класса по географии Часть 1 При выполнении заданий этой части верным является только один ответ. В бланке ответов 1 под номером выполняемого
Пояснительная записка. Воспитанию любви к Родине, укреплению их физического и психического здоровья детей и подростков служит природное окружение, оно же способствует развитию эстетических и нравственных
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. 5 (220). Экология. Природопользование. Вып. 5. С. 44 49. О. Ю. Ленская, М. Г. Ботова ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩИХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕГИОНЕ ЮЖНОГО
Планируемые результаты освоения учебного предмета Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по географии 6-9класса общеобразовательных учреждений. География России.И.И
Жизнь деревьев.- М.: МАХАОН, 2014.- 32с. Где зародилась жизнь на Земле? Какие существуют леса на нашей планете? Что вы знаете о жизни деревьев? Всё это вы сможете узнать, открыв эту книгу серии «Discovery».
Светлолобова С.Б., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Серпухова Урок окружающего мира Зона степей (4 класс) Цели урока: Сформировать
Пояснительная записка «Географическое краеведение» 6 класс Данная программа составлена на основании: Авторской программы Л. В. Макарцевой и Р. В. Маркиной для 6 класса общеобразовательных школ. Саратов
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 1. Источники географической информации. 1.1 План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы 1.1.1 Сравнение свойств географической
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2014/2015 ГОД. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 6 КЛАССЫ 1 Задание 1 Выберите два верных из шести предложенных вариантов ответов (правильный ответ 1 балл; правильным ответом
Муниципальное общеобразовательное учреждение Грибановская основная общеобразовательная школа Принято Утверждаю Школьным методическим Директор школы объединением Г.В. Родченкова 1 от 30. 08. 13г. Приказ
Пояснительная записка Нормативными документами для составления рабочей программы являются: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования
Приложение 2 Педагогическая диагностика по определению уровня социо культурных представлений у детей о Родном Крае. Старшая группа. 1 задание. Проводится в конце первого квартала. Цель: Определить уровень
Команда 1 -массив верховых болот, с клюквой и морошкой (какие виды птиц и животных живут на болотах, которых необходимо охранять? Какие редкие растения растут на болотах?) -на болоте находится исток большой
Это всё хвойные Сосна, ель, кедр Узнать хвойные деревья легко. Почти все они вечнозелёные. И вместо листьев у них иголки, хвоя. Хвоя бывает разная. У одних деревьев она твёрдая и колючая. У других мягкая,
Лексическая тема «Осень» Уважаемые родители! Осень одно из благоприятных времен года для наблюдений за изменениями в природе. 1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему
География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 1 География. 7 класс. Демонстрационный вариант 1 (90 минут) 2 1 В каком направлении следует двигаться от точки А до точки В? Диагностическая тематическая
Задания по географии 6 класс (экстернат). 2012-2013 учебный год учитель: Прохорова Ольга Ивановна e-mail: [email protected] II полугодие Гидросфера Источники пресной воды на Земле. Происхождение подземных
Семчук Ирина Михайловна учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа 40 Тюменская область. г. Сургут ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Приложение к рабочей программе КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА на 2013-2014 учебный год Предмет: окружающий мир Класс: 2д Учитель Васильева И.Н. Количество часов за год: 68ч Количество
ЗАПОВЕДНИК «ВИШЕРСКИЙ» РОЛЬ ЗАПОВЕДНОЙ НАУКИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Заповедник «Вишерский Заповедная река Ниолс Средняя тайга Красновишерск ЗАПОВЕДНИК БАСЕГИ Гора
Административная контрольная работа за I полугодие Спецификатор контрольной работы по географии 7 класс. Цель: выявить остаточные знания учащихся по материалу, пройденному за I полугодие. Элементы минимума
Методический материал по изучению окружающей среды Тема Водноболотные угодья Национального парка Гауя. Содержание «Изведаем болото!» Получить основные знания о болоте, характерных для него растениях, животных;
Таблица соответствия между содержанием учебника «Биология-7», Образовательным стандартом основного общего образования по биологии и ресурсами портала http://fcior.edu.ru (раздел «Основное общее образование»
Коммерческое предложение о продаже земельного участка площадью 9,2597 га расположенного в административных границах Счастливского сельского совета Девелопер: ООО «Сити-Cтейт» Киевская область 2010 2 Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ Г. О. ТОЛЬЯТТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДСКОГО
Пояснительная записка Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе - учебного плана школы. - годового учебного календарного графика - ООП ООО, МБОУ «Лицей 9» Примерная программа, разработанная
3 й класс. Открытый урок. Мы и окружающий мир. Тема: Животный мир степной зоны. Задачи: 1) Развитие представлений учащихся о степной зоне, растительности степи. Формирование знаний о многообразии животного
Технологическая карта урока «Природная зона степей» Ф.И.О. учителя: Паршукова Е.С. Тема урока: «Природная зона степей», автор программы О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин (УМК «Гармония»), раздел «Природные зоны
Дополнительный материал к уроку П.С. Лопух, О.В. Сарычева, Л.В. Шкель Вспоминаем: Благодаря каким оболочкам на Земле существует жизнь? Размышляем: Как вы понимаете словосочетание «условия жизни»? О чем
ОХОТА НА КАМЧАТКЕ ОХОТНИЧЬИ БАЗЫ КАМЧАТКИ К а м ч а т к а уникальный р е г и о н с нетронутой цивилизацией природой! Она привлекает туристов со всего мира! Камчатка это зеленые леса, голубые озера и кристально
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОЗЕР ЮЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Седова О.С. ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Шуя Ивановской области, Россия Идея развития
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 136 Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер,
Пояснительная записка Окружающий мир 1 класс УМК «Система Занкова» Роль и место дисциплины в образовательном процессе Адресат Соответствие государственному образовательному стандарту Цель и задачи Специфика
1 вариант. Часть 1 А1. Какой из отрывков является частью гимна современной России? 1) Славься, славься ты, Русь моя, Славься ты, русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна.
МАТЕРИАЛЫ для сайта по географии 7 класс Учитель: Ю. В. Остроухова ТЕМА Знать Уметь Геологическая история Земли Геологическая история Земли. Земная кора, Называть: геологический возраст литосфера, мантия,
Демонстрационный вариант итоговой контрольной работы по географии (7 класс) ЧАСТЬ А Часть А содержит 18 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых
«БАБОЧКА НАД ЗАЛИВОМ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Бабочка над заливом» для -4 классов разработана на основе регионального компонента базисного учебного плана для общеобразовательных
Открытый урок в 4классе на тему: Природная зона степь. Географическое положение зоны, её особенности. Животный и растительный мир. ПР/Р Нахождение на карте природных зон зону степей; работа с атласом-определителем.
Кабинет биологии Влажные препараты п/п. Внутреннее строение рака. Внутреннее строение птицы. Развитие крысы Глаз крупного млекопитающего Развитие курицы Внутреннее строение крысы Тритон Развитие костной
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире. Виталий Бианки. Ульяновский
Земельные ресурсы (возобновляемые) Земельные ресурсы мира Земельные ресурсы мира ограничены. Из всех земельных ресурсов около четверти приходится на арктические пояса пустынных полярных зон и тундры, лесотундр
Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по географии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 56 Время выполнения 1,5
Trip-point Travel Lifestyle Inspiration Плитвицкие озера: хорватский заповедник, похожий на страну эльфов Плитвицкие озера из рода тех достопримечательностей, увидев фото которых, думаешь, что наверняка
Пояснительная записка 1. Личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека; осознание значения
Название ООПТ Кеть-Касский Местоположение ООПТ в структуре административно-территориаль-ного деления Томская область, Верхнекетский район. Категория ООПТ Государственный природный заказник. Профиль Зоологический.
ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА Раздел «География. Планета Земля» (А.А. Лобжанидзе) 68 (34) учебных часов Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени Н.А.Хардиной городского округа Самара Рассмотрено на заседании МО Протокол от 2014г «Согласовано» Заместитель
Цели проекта:
-сформировать у учащихся представления о разнообразии животного мира,
Познакомить с особенностями групп животных и растений,
Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает,
Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность,
Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающему миру, развитию нравственных и эстетических качеств
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПРОЕКТ Шабаевой Дарины ученицы 3-В класса МОУ «Школа-гимназия № 6» на тему: «Природа родного края»
ПРИРОДА Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Она делится на живую и неживую.
Разновидность природы
СВЯЗЬ МЕЖДУ ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ
Растения нашего края
Животные нашего края
УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР НАШЕГО КРАЯ
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Природа родного края. Презентацию приготовил ученик 3-В класса Тунгулин Юрий.
К рымский олень
Крымский благородный олень - обитатель крымского леса. Это крупное и доверчивое животное. Крымский олень почти не отличается от своих родственников, населяющих Европу. Взрослый самец крымского оленя вырастает высотой в холке до 1,4 метра, длиной до 2,3 м, а его вес достигает 260 кг. Голова самца украшена ветвистыми рогами, по длине и толщине можно определить возраст оленя. Самки мельче самцов и не имеют рогов.
Большую часть года олени держатся небольшими табунами; зимой табуны крупнее. Так животным легче добывать корм. Когда в горах выпадает снег, олени спускаются с яйлы, из буковых лесов в дубняки, сосняки Южного берега, в сады и пойменные заросли. Здесь больше корма, легче достать его из-под снега, укрыться от непогоды.
Крымский олень употребляет в пищу более 130 видов растений, в том числе около сорока видов деревьев и кустарников. Особенно любят олени листья и почки дуба, бука, ясеня, граба, осины, кизила, фруктовых деревьев
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ КРЫМА Ученика 3-В класса МОУ школа-гимназия №6 г.Джанкоя Кондратьева Андрея г.Джанкой 2016
Безвременник Безвременник, или зимовник (лат. Colchicum) - род растений из семейства безвременниковых Его можно встретить на лесных полянах горного Крыма. Цветет в конце августа и сентябре. На его тонком стебле появляются б лепестков светло-фиолетового или розового цвета.
Дурман обыкновенный Народные названия: Дурман вонючий, водопьян, бешеное зелье, одурь-трава, шальная трава. Дурман легко узнать: он невысокий, с мягкими, как будто войлочными листьями, у него большие белые цветы, похожие на граммофоны. Дурман в Крыму используют как декоративное растение, несмотря на то, что он очень ядовитый. Еще древние перуанцы знали о его анестезирующих свойствах. Плоды дурмана - зеленые коробочки с шипами. В состав семян и коробочек входят алкалоиды, которые вызывают сильнейшие галлюцинации, нарушение памяти и ориентации в пространстве.
Ясенец (Купина неопалимая) Летом ясенец можно отличить по розоватым небольшим цветкам. Уметь отличать этот кустик очень важно. Он может попасться в лесу или на поляне, когда вы пойдете в поход. Обходите его стороной: ясенец жжется так, что никакая крапива ему в подметки не годится. Рубцы и пятна остаются на год!
Белена Белена, блекота, бешеная трава, бешенница, зубник, короста (лат. Hyoscyamus niger) - двулетнее травянистое растение из семейства паслёновых В «Сказке о рыбаке и рыбке» старик восклицает: «Что ты, баба, белены объелась?» (когда его вздорная старуха захотела стать царицей). Да уж, белену есть не стоит.
Светлана Евгеньевна Иванова
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе «Разнообразие природы родного края»
Проект по теме «»
Цель :познакомиться с разнообразием природы родного края , способствовать включению учащихся в активный познавательный процесс; развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, привлекать родителей к выполнению школьного семейного задания; воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к природе .
Планируемые результаты
Предметные
Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Метапредметные
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.
Оборудование :книжная выставка «Природа вокруг нас » , сообщения, презентация, видеоролик, выставка рисунков.
Ход занятия
1. Организационный этап.
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись и присели.
2. Разминка.
1) Начнём наше занятие с разминки :
Прослушайте и закончите стихотворение :
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг ?
Небо светло – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Туча в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг … . (природа )
3. Актуализация ранее изученного
1)Давайте вспомним, что такое природа .
Заполните кластер «Природа » .
Работать будем в группах по 4 человека.
Природа
Неживая Живая
Полезные ископаемые Реки Растения Животные
Травы кустарники деревья
Звери птицы насекомые рыбы земноводные пресмыкающиеся
Замечательно!
2. Фронтальный опрос.
3. Проверка д\з.
4. Сообщение темы и задач урока .
1. Сформулируйте тему нашего занятия? (открыть на доске Тема «Разнообразие природы родного края » )
Да, мы сегодня продолжим разговор о природе нашего родного края .
О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живём.
2) Отгадывание ребуса.
Отгадайте ребус : Р 1 а
Молодцы, правильно!
Давайте вспомним этапы работы над проектом.
1 этап : Изучение темы.
2 этап : Работа с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
3 этап : Оформление работы на листах А4
4 этап : презентация сообщений
Творческое название нашего проекта «Разнообразие природы родного края » (открыть на доске )
Физминутка
5. Работа над темой урока .
1. Сообщение учителя о Донецком кряже.
Донецкий кряж (Донецкий угольный бассейн- возвышенность на юге Восточно-Европейской равнины, на границе Украины и России. Общая площадь кряжа 23 тыс. км.
Донецкий кряж является возвышенностью с ровными межречными пространствами и долинами, которые имеют горный характер. Средняя высота поверхности равняется 200-300 м. Высшая его точка - Могила Мечетная - поднимается на 367 м над уровнем моря. Поверхность глубоко расчленена речными долинами, оврагами и балками.
Естественный ландшафт области дополняется наличием глубоких карьеров, терриконов, обвалов.
Преображенский В. С. так характеризует рельеф Донецкого кряжа : «Одной из важнейших общих черт рельефа Кряжа является сочетание обширных равнинных междуречных пространств с относительно глубокими, крутосклонными долинами, имеющими нередко горный облик».
Долины глубокие, нередко с выходами коренных пород на склонах. Водоразделы имеют вид слабоволнистых равнин, почти полностью распаханных. Характерная черта рельефа - наличие форм антропогенного происхождения :терриконы, карьеры и другое. Характерной чертой природного ландшафта кряжа являются многочисленные балки, многие из которых, в силу их непригодности длясельского хозяйства, остаются в первозданном виде.
Грунты на окраинах кряжа - чернозёмы, в центре - серые оподзоленные. В поймах речек и балок - луговые чернозёмы, луго-болотные, преимущественно с засоленными грунтами.
Гипотеза проекта Мы предположили, если в нашем крае есть различные природные сообщества : леса, луга, реки – то мир природы нашего края богат и разнообразен .
2. Презентация
3. Работа над пословицами.
Рядом с человеком всегда жили животные – собаки, кошки, домашние птицы и многие другие. И нам всегда свойственно любопытство и любознательность, особенно детям. Замечая особенности поведения животных, люди делились этими наблюдениями друг с другом, передавали знания из поколения в поколение. Так и появились пословицы и поговорки о животных. Кстати, не только домашние прирученные животные фигурируют в этих пословицах. Человеку интересны также были и дикие звери. Существует большое количество интересных пословиц и поговорок о животных
Без осанки и конь корова.
В холод кошка мышей не ловит.
Всяк сверчок знай свой шесток.
Дай курице грядку - изроет весь огород.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Не все коту масленица.
Лошадь узнают по бегу, а сову по полёту.
У хорошего хозяина нет плохой лошади.
4. Сообщения.
5. Загадки.
Физминутка
6. Охрана живой природы . Видеоролик
6. Итог урока . Рефлексия. Д\з выполнить задания на стр. 85, прочитать страничку для любопытных стр. 86.