Подозреваемые по делу джека потрошителя. Преступления джека - потрошителя
Трагическая судьба Хатыни постигла не одну белорусскую деревню. Как известно, во время Второй мировой войны на Беларуси было сожжено 628 деревень.
Мало кто знает о самой страшной и трагической странице в истории войны на территории Беларуси, произошедшей в Витебской области, Освейской трагедии, когда фашистами были сожжены все деревни Освейского района (ныне север Верхнедвинского и Россонского районов). Часть из деревень была уничтожена вместе с людьми. Эта беда произошла ранней весной, ровно 75 лет назад.
Зверствами фашистов назвал Освейской трагедией Алексей Толстой, выступая в газете «Правда» в 1943 году. Только в одном районе было уничтожено 183 деревни, сожжено и расстреляно 11 383 человека, 14 175 жителей были увезены в Германию.
Всего за войну на Верхнедвинщине уничтожено 426 деревень.
Большинство населенных пунктов так и не возродилось после войны, и сейчас в лесах и на полях Верхнедвинского района можно встретить камень с памятной табличкой, название бывшей деревни, количество сожженных дворов, количество погибших жителей.
Про события 75-летней давности можно прочитать в документальной повести Сергея Панизника «Освейская трагедия. 1943». В свое время автору удалось записать свидетельства выживших, вернувшихся на пепелища земляков - из 21 тысячи таких осталось 6 тысяч. Сегодня расспросить уже некого, очевидцев не осталось.
По рассказам старших знает о тех событиях Антон Бубало - учитель, краевед, журналист, писатель, поэт, переводчик, составитель книги «Память» Верхнедвинского района. Иногда Антон Францевич делился воспоминаниями со своими учениками, в числе которых и журналист «Витебского курьера».
Когда в 1943 году в деревню на самом севере нынешнего Верхнедвинского района пришли каратели, мать вместе со старшими детьми, с маленьким Антоном на руках убежала в лес, спрятала мальчика под корягу, а потом долго искала его, молилась и будто бы увидела сияние над одной из елей, так нашла несмышленыша. Когда вышли из леса, они все равно попали в лапы к гитлеровцам и были сосланы в лагерь Саласпилс, недалеко от Риги.
Рассказывали о тех днях и мои бабушка и отец. В одной из деревень Верхнедвинского района ночевали партизаны. Гитлеровцы окружили деревню и всех партизан перебили. Жителей согнали в пуню, собирались жечь. Были там и бабуля, и её пятеро детей. Моему отцу было всего 8 лет. Спасло то, что староста умел говорить по-немецки и начал уговаривать фашистов, что, мол, партизаны пришлые, нет ни одного из нашей деревни. Кроме того, скорее всего, это были не каратели, а просто войсковая часть.
Не, былі ня чорныя, - вспоминала бабушка.
Мою бабушку, немного понимавшую по-немецки, гитлеровцы повели в поле, там лежал убитый партизан. Бабушка сумела сказать, что не знает убитого, но все равно получила удар прикладом винтовки в спину, между лопаток. Тогда еще молодая, 35-летняя женщина, она без памяти пролежала до темноты, потом с трудом вернулась домой. К счастью, всех уже отпустили.
О том, как партизаны на Витебщине в годы войны детей спасли, историю полоцкого детского дома, читайте .
История к сожалению, богата трагическими событиями, связанными с беспощадным убиением мирных жителей. Деревня Хатынь, история ее уничтожения до сих пор остаются в памяти белорусского народа как невероятный акт Страшно... Очень страшно... Ведь могла бы жить Хатынь... История трагедии кратко будет изложена в этой статье.
Хатынь: кто сжег?
История, особенно ее спорные моменты, после очень часто становится предметом различных политических спекуляций. Например, недавно появилась версия, что белорусская деревня Хатынь была сожжена украинскими националистами, которые воевали против Красной Армии. Конечно, каждая версия имеет право на существование, но исторические факты говорят о беспочвенности этой версии. Дело в том, что определенные группы УПА (батальоны "Нахтигаль", "СС-Галичина") действительно воевали на стороне фашистов, но точно известно, что отрядов украинских националистов на этой территории не было.
Значит, не остается других вариантов, кроме как утверждать, что деревня Хатынь была сожжена немцами и полицаями.
Причины трагедии Хатыни
В ночь перед злополучным трагическим днем 22 марта 1943 года в селе ночевал партизанский отряд. Уже сам по себе этот факт мог разозлить фашистов и полицаев. Переночевав, партизаны рано утром выдвинулись в сторону поселка Плесковичи. Вот тут и произошло событие, которое стало причиной исчезновения села с лица земли и с географических карт. По дороге наши партизаны столкнулись с отрядом полицаев, вместе с которыми перемещались немецкие офицеры, в том числе и олимпийский чемпион 1936 года Ганс Велке. Завязалась перестрелка, во время нее погибло много партизан и немцев, в том числе и офицеров. Среди погибших оказался и вышеуказанный олимпийский чемпион.
Безусловно, партизаны сделали правильно, что ввязались в бой с этим отрядом, потому что в условиях прямого столкновения с врагом по-другому вести себя невозможно. Немцы их увидели, то есть командованию фашистов пришла информация о том, что в этом районе есть крупный отряд партизан. Такие сообщения обычно приводили к обострению ситуации на участке территории, где были замечены партизаны.
Что придумали немцы?
Подобная смелость партизанских отрядов часто заканчивалась горем для окрестных от места столкновений населенных пунктов. Опомнившись от произошедшего боя и быстренько помянув погибших, немцы сразу же начали думать о мести. В этом немецком отряде как раз оказался один из самых жестоких немецких карателей - штурмбанфюрер СС Дирлевангер. Поэтому мягкого решения ожидать не приходилось. Немцы решили действовать традиционным для них методом: сжечь ближайший к месту недавнего боя населенный пункт. Им оказалась деревня Хатынь, история трагедии которой известна всему цивилизованному миру и служит ярким примером страшных преступлений немецкого фашизма против человечества в целом и белорусского народа в частности.
Как проходила расправа над мирными жителями?
Деревня Хатынь - это сравнительно небольшой населенный пункт в Белоруссии. Немцы уничтожили его 22 марта 1943 года. Мирные жители утром этого дня встали и начали заниматься своим хозяйством, ничего не подозревая о том, что для абсолютного большинства из них этот день станет последним в жизни. Немецкий отряд появился в селе неожиданно. О том, что сейчас произойдет, жителям стало понятно, когда их начали сгонять не на площадь для обычного собрания, а в сарай бывшего колхоза (кстати, в некоторых источниках есть информация о том, что сарай был вовсе не колхозный, а одного из жителей Хатыни Иосифа Каминского). Пощады не получил никто, потому что гнали даже больных людей, которые еле смогли встать с кровати. Над такими людьми предатели издевались еще до момента сжигания, потому что весь путь больных людей до сарая сопровождался ударами оружейных прикладов по спине. Маленькие дети тоже стали жертвами. Например, жительницу Хатыни Веру Яскевич привели в сарай с сыном на руках. Ему было всего лишь 7 недель от роду! А сколько годовалых детей погибло от огня фашистского...
Всех жителей деревни загнали в сарай, закрыли двери сарая на засовы. Потом по всему периметру сарая положили горы соломы и подожгли ее. Сарай был деревянный и загорелся практически сразу. Шансы людей выжить в огне были минимальны, потому что в сарае было три отделения, разделенных деревянными перегородками из толстых бревен. Такова печальная судьба деревни под названием Хатынь. Кто сжег этот населенный пункт теперь, надеемся, всем ясно... Проанализированы все возможные источники, в том числе немецкие военные документы и советские газеты того времени, поэтому немецкий след просто очевиден.
Сколько людей погибло?
Точно известно, что до войны в деревне было 26 домов. Исходя из того, что много семей по современным понятиям были многодетными, то можно посчитать, что население деревни могло быть около 200 человек или даже больше. Точно сказать о числе погибших даже сегодня невозможно, потому что в разных источниках приводится информация, которая друг другу противоречит. Например, немцы утверждают, что убили 90 человек. В некоторых советских газетах написали, что деревня Хатынь, история трагедии которой стала сразу известна на всей территории СССР, потеряла 150 человек. Скорее всего, последняя цифра больше всего соответствует действительности. Но в любом случае мы в ближайшее время вряд ли точно узнаем, сколько людей погибло в деревне: история, возможно, когда-то расставит все точки над i в этой трагедии. Мы прекрасно понимаем, что приблизить нас к истине могут только раскопки на месте пожарища.
Что значит выжить после Хатыни?
Каждый человек любит жизнь и стремится прожить как можно дольше и воспитать своих детей. Люди, горевшие в сарае, боролись за себя. Они знали, что даже если смогут вырваться, то вероятность выжить невысока, но каждый мечтал спастись и убежать в лес от пуль фашистских ружей. Жителям села удалось сорвать двери сарая и некоторые из них смогли выбежать на волю. Картина была ужасная: люди в горевшей на них одежде были похожи на бегущий по полю огонь. Каратели видели, что эти бедные хатынцы обречены на смерть от ожогов, но все равно стреляли по ним из ружей.
К счастью, некоторым жителям Хатыни удалось выжить. Трое детей вообще умудрились не попасть в сарай и скрыться в лесу. Это дети из семьи Яскевич (Владимир и Софья, оба ребенка 1930 г.р.) и Александр Желобкович, их сверстник. Отчаянная юркость и быстрота спасли им жизнь в этот день.
Из находившихся в сарае также выжило еще 3 человека: хозяин "кровавого сарая" Иосиф Каминский, Барановский Антон (11 лет) и Желобкович Виктор (8 лет). Истории их спасения похожи, но немного отличаются. Каминский смог вылезти из сарая, когда односельчане сорвали двери. Он был практически весь обгоревший, сразу потерял сознание, а пришел в себя уже поздно ночью, когда карательный отряд уже ушел из села. Витю Желобковича его мать спасла собой, потому что, когда они бежали из сарая, она держала его перед собой. Стреляли ей в спину. Получив смертельное ранение, женщина упала на своего сына, которого одновременно ранили в руку. Витя с ранением смог продержаться до того, как немцы уйдут и к ним придут жители соседней деревни. Антон Барановский получил ранение в ногу, упал и прикинулся мертвым.
Хатынь: история уничтожена карателями
Сколько бы ни было официальных жертв, нужно считать еще и нерожденных детей. Объясним это детальней. По официальным данным, в сарае было сожжено 75 детей. У каждого из них, если бы они остались живы, были бы дети. Так как миграция между населенными пунктами в то время была не очень активна, то, скорее всего, семьи создавались бы между ними. Советская родина потеряла приблизительно 30-35 ячеек общества. Каждая семья могла бы иметь по несколько детей. Также стоит учитывать, что в сарае наверняка сгорели и молодые девушки (парни все были отправлены в армию), то есть потенциальные потери народонаселения могут быть значительно больше.
Заключение
Память о многих украинских и белорусских селах, в том числе и о такой деревне, как Хатынь, история которой закончилась 22 марта 1943 года, должна всегда жить в обществе. Некоторые политические силы, в том числе и на постсоветском пространстве, пытаются оправдать преступления фашистов. Мы не должны идти на поводу у этих неофашистских сил, потому что нацизм и его идеи никогда не приведут к толерантному сосуществованию наций во всем мире.
История Великой Отечественной войны хранит множество тайн, одной из которых сегодня продолжает оставаться уничтожение белорусской деревни Хатынь. Современная молодежь не интересуется прошлым собственной страны, не знает большинство граждан и о кровавых преступлениях немецких захватчиков. Нет сегодня в образовательной программе уроков, посвященных позорному предательству и пособничеству оккупантам. На благодатной почве невежества разрастается пропаганда, стремящаяся опорочить страну-победительницу и поставить ее в один ряд с фашистами. Эти взгляды постепенно перерастают в русофобию, чему способствуют некоторые политики, признающие достоверные военные факты сфабрикованными. В Европе все более процветает националистическое движение. То, что несколько десятилетий назад казалось невозможным, сегодня происходит едва ли не ежегодно. Парады советских ветеранов заменены торжественным шествием преступников, приверженцев и пособников фашизма.
Белоруссия в период оккупации превратилась в единую партизанскую страну, небольшие отряды наносили пусть точечные, но весьма болезненные удары в тылу врага. Фашисты не только жестоко наказывали местное население в ответ, но и совершали устрашающие казни беззащитных селян. Официальная советская история считает, что нечто подобное произошло и в Хатыни в 1943 году. Однако вокруг этого трагического события сегодня все более разгораются споры. Появились даже мнения о том, что кровавую акцию осуществляли сотрудники НКВД. Советские архивы хранят под грифом «секретно» множество документов свидетельствующих об ужасных расправах и прочих преступлениях партийного руководства, однако многое сегодня и фальсифицируется. На чем основываются подобные слухи, попробуем выяснить в настоящей публикации.
Трагедии в небольшой белорусской деревеньке из двадцати шести домов посвящены документальные фильмы, разоблачающие не только немецких преступников, но и их украинских пособников. Частично злодеи были осуждены международным уголовным трибуналом и советским судом 1973 года, а жертвам установлен памятник на месте сгоревшего населенного пункта. В народе светлая память невинно сожженным и расстрелянным белорусам выражена в песнях, стихах и книгах. Однако в 1995 году вышла книга, почтившая память и их палачей. Творение, оскорбившее память не только ветеранов Великой Отечественной, но и ее жертв, было написано одним из лидеров украинского националистического движения.
Со страниц учебников мы знаем, что деревню и почти всех ее жителей уничтожили фашисты. Однако есть в этой трагедии и белые пятна, мало исследованные в советское время. Бульварные историки считают, что убийцами 147 человек были работники НКВД, забрасываемые с воздуха на территорию Белоруссии. Версия абсурдна, хотя и весьма выгодна современной Восточной Европе. Если внимательно изучить документы, хранящиеся в Минском архиве, становится понятно, что сожгли Хатынь все же фашистские войска, в состав которых входили нацисты с западных областей Украины. Как ни прискорбно, но сегодня на Западной Украине действует ряд националистических организаций, чествующих кровавых убийц как героев. Им даже возведен памятник в Черновцах, а очевидные факты зверств попросту не принимаются во внимание или признаются фальсификатом. Скульптура в память о «героях» Буковинского куреня, будто в насмешку над миллионами жертв, украшена крыльями германского орла. Стараниями деятелей антисоветских взглядов и создаются легенды о коварных планах НКВД, провоцирующих «благородных» захватчиков.
Несколько человек, чудом оставшихся в живых, среди которых Виктор Желобкович и Антон Боровковский, свидетельствуют о том, что деревню истребили украинские полицаи в латышской форме и немцы. Ни один из свидетелей даже не упоминает о каких-либо сотрудниках НКВД, поэтому легенды и слухи, активно распускаемые в рассадниках неонацизма несостоятельны.
Немцев среди печально известного отряда 118, было около ста человек, в остальные 200 солдат вермахта оказались полицаями, привлеченными из Западной Украины. Сами фашисты именовали этот отряд Буковинским куренем, так как формировался он из убежденных националистов в городе Черновцы. Бывшие солдаты и офицеры РККА надеялись на то, что немецкие союзники обеспечат Украине независимость. Отличало полицаев ношение латышской формы и ломаный немецкий язык. Сегодня Украина отрицает данный факт, однако все те же архивные документы, а также материалы следствия свидетельствуют о том, что убивали белорусское население украинские предатели. Одним из карателей считается гражданин Канады Катрюк, который до сих пор не понес наказания за свои зверства. Его пытаются оправдать ярые националисты, заявляя, что все обвинения сфабрикованы. Тем не менее, Катрюка обличают показания его сообщников, осужденных уголовным судом 1973 года.
Не понес наказания до 1986 года и командир карателей Васюра, длительный период после войны занимавший должность заместителя директора в одном из киевских колхозов. Его и в мирное время отличали жестокие методы, но веских доказательств о причастности к массовым убийствам в Белоруссии следствию найти не удалось. Лишь почти полвека спустя справедливость восторжествовала, и Васюра был подвергнут суду. Его показания отличаются цинизмом, он с презрением отзывается о своих сообщниках, называя их мерзавцами. Васюра так и не покаялся в своем преступлении искренне.
Все из тех же материалов допроса преступников известно, что 22 марта 1943 года 118-й отряд вторгся на территорию деревни. Акция носила карательных характер за действия партизан, совершивших утром того же дня в 6 часов утра нападение на немецкий отряд. В результате нападения партизан был убит Ганс Вельке, ставший первым олимпийским чемпионом Германии. Ценность личности Вельке для Третьего Рейха заключалась в том, что он являлся подтверждением теории о превосходстве белой расы над чернокожими и азиатами. Смерть легкоатлета вызвала бешенство со стороны партийного руководства, а также рядовых немцев.
Вина советских партизан заключалась в непродуманности последствий нападения. Карательная операция стала ответом на убийство столь именитого немца. В ярости 118 отряд во главе с бывшим красноармейским офицером Г. Васюрой арестовал и убил часть группы лесорубов, а оставшихся в живых этапировал по следам партизан в близлежащую Хатынь. По приказу Кернера людей вместе с малолетними детьми, которых среди 147 жителей было 75, согнали в деревянный сарай, обложили сухой соломой, облили топливом и подожгли. Люди задыхались в дыму, на них загоралась одежда и волосы, началась паника. Стены ветхого колхозного здания, подточенные огнем, не выдержали и рухнули. Несчастные попытались бежать, но их накрыла автоматная очередь. Из жителей спаслись единицы, а деревня была стерта с лица земли. Самому младшему жителю, погибшему в огне, было всего семь недель. Массовое убийство проводилось в рамках антипартизанской спецоперации под красивым немецким названием «Winterzauber», означавшим в переводе «Зимнее волшебство». Подобные акции оказались типичными для Вермахта, хотя они в корне нарушали все международные акты и обычаи ведения цивилизованной войны.
В отличие от украинских членов Буковинского куреня, многие из бывших воинов вермахта раскаялись в своих злодеяниях, некоторые стыдятся только принадлежности к военным силам Третьего Рейха. Хатынь сегодня является посещаемым местом, сюда приезжали и бывшие служащие 118 отряда. В доказательство своего раскаяния и скорби они прошли пешком путь до деревни длиною в шесть километров. Может ли сие действие загладить их вину? Конечно, нет. Однако бывшие фашисты публично признают и осознают всю мерзость и бесчеловечность данного эпизода войны, они не стремятся оправдать свои преступления. Националисты же Западной Украины вопреки всем нормам морали проповедуют возмутительные идеи, а власти потворствуют оскорбительной пропаганде.
Итак, погибнуть от рук советских партизан, либо сотрудников НКВД несчастные хатынцы не могли, уж слишком много доказательств свидетельствует об обратном. Остается выяснить, почему советское руководство постаралась скрыть сведения о преступлениях 118 отряда. Ответ довольно прост: большинство полицаев, безжалостно убивших полторы сотни мирных жителей, были бывшими красноармейцами. Пленным советским воинам часто предлагалось встать на сторону захватчиков, немногие приняли это предложение. Буковинский курень был составлен преимущественно из предателей, истреблявших братский народ, трусливо спасая таким способом свою жизнь. Открыть информацию о каждом из преступников означало признать факт массового предательства, в том числе и по идеологическим мотивам в среде доблестной советской армии. По-видимому, правительство на это так и не решилось.
История Великой Отечественной войны хранит множество тайн, одной из которых сегодня продолжает оставаться уничтожение белорусской деревни Хатынь. Современная молодежь не интересуется прошлым собственной страны, не знает большинство граждан и о кровавых преступлениях немецких захватчиков. Нет сегодня в образовательной программе уроков, посвященных позорному предательству и пособничеству оккупантам. На благодатной почве невежества разрастается пропаганда, стремящаяся опорочить страну-победительницу и поставить ее в один ряд с фашистами. Эти взгляды постепенно перерастают в русофобию, чему способствуют некоторые политики, признающие достоверные военные факты сфабрикованными. В Европе все более процветает националистическое движение . То, что несколько десятилетий назад казалось невозможным, сегодня происходит едва ли не ежегодно. Парады советских ветеранов заменены торжественным шествием преступников, приверженцев и пособников фашизма.
Белоруссия в период оккупации превратилась в единую партизанскую страну, небольшие отряды наносили пусть точечные, но весьма болезненные удары в тылу врага. Фашисты не только жестоко наказывали местное население в ответ, но и совершали устрашающие казни беззащитных селян. Официальная советская история считает, что нечто подобное произошло и в Хатыни в 1943 году. Однако вокруг этого трагического события сегодня все более разгораются споры. Появились даже мнения о том, что кровавую акцию осуществляли сотрудники НКВД. Советские архивы хранят под грифом «секретно» множество документов свидетельствующих об ужасных расправах и прочих преступлениях партийного руководства, однако многое сегодня и фальсифицируется. На чем основываются подобные слухи, попробуем выяснить в настоящей публикации.
Трагедии в небольшой белорусской деревеньке из двадцати шести домов посвящены документальные фильмы, разоблачающие не только немецких преступников, но и их украинских пособников. Частично злодеи были осуждены международным уголовным трибуналом и советским судом 1973 года, а жертвам установлен памятник на месте сгоревшего населенного пункта. В народе светлая память невинно сожженным и расстрелянным белорусам выражена в песнях, стихах и книгах. Однако в 1995 году вышла книга, почтившая память и их палачей. Творение, оскорбившее память не только ветеранов Великой Отечественной, но и ее жертв, было написано одним из лидеров украинского националистического движения .
Со страниц учебников мы знаем, что деревню и почти всех ее жителей уничтожили фашисты. Однако есть в этой трагедии и белые пятна, мало исследованные в советское время. Бульварные историки считают, что убийцами 147 человек были работники НКВД, забрасываемые с воздуха на территорию Белоруссии. Версия абсурдна, хотя и весьма выгодна современной Восточной Европе. Если внимательно изучить документы, хранящиеся в Минском архиве, становится понятно, что сожгли Хатынь все же фашистские войска, в состав которых входили нацисты с западных областей Украины. Как ни прискорбно, но сегодня на Западной Украине действует ряд националистических организаций, чествующих кровавых убийц как героев. Им даже возведен памятник в Черновцах, а очевидные факты зверств попросту не принимаются во внимание или признаются фальсификатом. Скульптура в память о «героях» Буковинского куреня, будто в насмешку над миллионами жертв, украшена крыльями германского орла. Стараниями деятелей антисоветских взглядов и создаются легенды о коварных планах НКВД, провоцирующих «благородных» захватчиков.
Несколько человек, чудом оставшихся в живых, среди которых Виктор Желобкович и Антон Боровковский, свидетельствуют о том, что деревню истребили украинские полицаи в латышской форме и немцы. Ни один из свидетелей даже не упоминает о каких-либо сотрудниках НКВД, поэтому легенды и слухи, активно распускаемые в рассадниках неонацизма несостоятельны.
Немцев среди печально известного отряда 118, было около ста человек, в остальные 200 солдат вермахта оказались полицаями, привлеченными из Западной Украины. Сами фашисты именовали этот отряд Буковинским куренем, так как формировался он из убежденных националистов в городе Черновцы. Бывшие солдаты и офицеры РККА надеялись на то, что немецкие союзники обеспечат Украине независимость. Отличало полицаев ношение латышской формы и ломаный немецкий язык. Сегодня Украина отрицает данный факт, однако все те же архивные документы, а также материалы следствия свидетельствуют о том, что убивали белорусское население украинские предатели. Одним из карателей считается гражданин Канады Катрюк, который до сих пор не понес наказания за свои зверства. Его пытаются оправдать ярые националисты, заявляя, что все обвинения сфабрикованы. Тем не менее, Катрюка обличают показания его сообщников, осужденных уголовным судом 1973 года.
Не понес наказания до 1986 года и командир карателей Васюра, длительный период после войны занимавший должность заместителя директора в одном из киевских колхозов. Его и в мирное время отличали жестокие методы, но веских доказательств о причастности к массовым убийствам в Белоруссии следствию найти не удалось. Лишь почти полвека спустя справедливость восторжествовала, и Васюра был подвергнут суду. Его показания отличаются цинизмом, он с презрением отзывается о своих сообщниках, называя их мерзавцами. Васюра так и не покаялся в своем преступлении искренне.
Все из тех же материалов допроса преступников известно, что 22 марта 1943 года 118-й отряд вторгся на территорию деревни. Акция носила карательных характер за действия партизан, совершивших утром того же дня в 6 часов утра нападение на немецкий отряд. В результате нападения партизан был убит Ганс Вельке, ставший первым олимпийским чемпионом Германии. Ценность личности Вельке для Третьего Рейха заключалась в том, что он являлся подтверждением теории о превосходстве белой расы над чернокожими и азиатами. Смерть легкоатлета вызвала бешенство со стороны партийного руководства, а также рядовых немцев.
Вина советских партизан заключалась в непродуманности последствий нападения. Карательная операция стала ответом на убийство столь именитого немца. В ярости 118 отряд во главе с бывшим красноармейским офицером Г. Васюрой арестовал и убил часть группы лесорубов, а оставшихся в живых этапировал по следам партизан в близлежащую Хатынь. По приказу Кернера людей вместе с малолетними детьми , которых среди 147 жителей было 75, согнали в деревянный сарай, обложили сухой соломой, облили топливом и подожгли. Люди задыхались в дыму, на них загоралась одежда и волосы, началась паника. Стены ветхого колхозного здания, подточенные огнем, не выдержали и рухнули. Несчастные попытались бежать, но их накрыла автоматная очередь. Из жителей спаслись единицы, а деревня была стерта с лица земли. Самому младшему жителю, погибшему в огне, было всего семь недель. Массовое убийство проводилось в рамках антипартизанской спецоперации под красивым немецким названием «Winterzauber», означавшим в переводе «Зимнее волшебство». Подобные акции оказались типичными для Вермахта, хотя они в корне нарушали все международные акты и обычаи ведения цивилизованной войны.
В отличие от украинских членов Буковинского куреня, многие из бывших воинов вермахта раскаялись в своих злодеяниях, некоторые стыдятся только принадлежности к военным силам Третьего Рейха. Хатынь сегодня является посещаемым местом, сюда приезжали и бывшие служащие 118 отряда. В доказательство своего раскаяния и скорби они прошли пешком путь до деревни длиною в шесть километров. Может ли сие действие загладить их вину? Конечно, нет. Однако бывшие фашисты публично признают и осознают всю мерзость и бесчеловечность данного эпизода войны, они не стремятся оправдать свои преступления. Националисты же Западной Украины вопреки всем нормам морали проповедуют возмутительные идеи, а власти потворствуют оскорбительной пропаганде.
Итак, погибнуть от рук советских партизан, либо сотрудников НКВД несчастные хатынцы не могли, уж слишком много доказательств свидетельствует об обратном. Остается выяснить, почему советское руководство постаралась скрыть сведения о преступлениях 118 отряда. Ответ довольно прост: большинство полицаев, безжалостно убивших полторы сотни мирных жителей, были бывшими красноармейцами. Пленным советским воинам часто предлагалось встать на сторону захватчиков, немногие приняли это предложение. Буковинский курень был составлен преимущественно из предателей, истреблявших братский народ, трусливо спасая таким способом свою жизнь. Открыть информацию о каждом из преступников означало признать факт массового предательства, в том числе и по идеологическим мотивам в среде доблестной советской армии. По-видимому, правительство на это так и не решилось.
Волынская резня (польск. Rzez wolynska) (Волынская трагедия укр. Волинська трагедія, польск. Tragedia Wolynia) — этнополитический конфликт, сопровождавшийся массовым уничтожением (бандеровцами) Украинской повстанческой армией-ОУН(б) этнического польского гражданского населения и гражданских лиц других национальностей, включая украинцев, на территориях округа Волынь-Подолье (нем. Generalbezirk Wolhynien-Podolien), до сентября 1939 находившихся под управлением Польши, начатым в марте 1943 года и достигшем пика в июле того же года.
Весной 1943 года на Волыни, оккупированной немецкими войсками, начались масштабные этнические чистки. Эту преступную акцию проводили не нацисты, а боевики Организации украинских националистов, стремившиеся «очистить» территорию Волыни от польского населения. Украинские националисты окружали польские села и колонии, а затем приступали к убийствам. Убивали всех — женщин, стариков, детей, грудных младенцев. Жертв расстреливали, избивали дубинами, рубили топорами. Потом трупы уничтоженных поляков хоронили где-нибудь в поле, грабили их имущество, поджигали напоследок дома. На месте польских сел оставались лишь обгоревшие развалины.
Уничтожали и тех поляков, которые жили в одних селах с украинцами. Это было даже легче — не было нужды собирать большие отряды. Группы оуновцев по нескольку человек проходили по спящему селу, заходили в дома поляков и убивали всех. А потом местные жители хоронили убитых односельчан «неправильной» национальности.
Так было убито несколько десятков тысяч человек, вся вина которых состояла лишь в том, что они родились не украинцами и жили на украинской земле.
Организация украинских националистов (бандеровское движение) /ОУН(б), ОУН-Б/, или революционная /ОУН(р), ОУН-Р/, а также (кратковременно в 1943) самостийно-державная /ОУН(сд), ОУН-СД/ (укр. Організація українських націоналістів (бандерівський рух)) — одна из фракций Организации украинских националистов.В настоящее время (с 1992 года) преемником ОУН(б) называет себя Конгресс украинских националистов.
В ходе проведённого в Польше исследования «Карта» было установлено, что в результате действий УПА-ОУН(Б) и СБ ОУН(б), в которых принимала участие часть местного украинского населения и порой отряды украинских националистов других течений, число погибших на Волыни поляков составило не менее 36 543 — 36 750 человек, у которых были установлены имена и места гибели. Кроме того, тем же исследованием было насчитано от 13 500 до более чем 23 000 поляков, обстоятельства гибели которых не выяснены.
Ряд исследователей говорит о том, что жертвами резни стало, вероятно, около 50-60 тысяч поляков, в ходе дискуссии о числе жертв с польской стороны давались оценки от 30 до 80 тысяч.
Эти массовые убийства были настоящей резней. Представление о ее кошмарной жестокости волынского геноцида дает фрагмент из книги известного историка Тимоти Снайдера:
«Первое издание газеты УПА, вышедшее в свет в июле, обещало «позорную смерть» все полякам, оставшимся на Украине. УПА была в состоянии осуществить свои угрозы. В течение приблизительно двенадцати часов, с вечера 11 июля 1943 г. до утра 12 июля, УПА совершила нападения на 176 населенных пунктов…. В течение 1943 г. подразделения УПА и специальные отряды Службы безопасности ОУН убивали поляков как в индивидуальном порядке, так и коллективно в польских поселениях и деревнях, а также тех поляков, которые жили в украинских деревнях. Согласно многочисленным, подтверждающим друг друга сообщениям, украинские националисты и их союзники сжигали дома, стреляли или загоняли внутрь тех, кто пытался бежать, а тех, кого удавалось поймать на улице, убивали серпами и вилами. Костелы, набитые прихожанами, сжигались дотла. Чтобы запугать оставшихся в живых поляков и вынудить их к бегству, бандиты выставляли обезглавленные, распятые, расчлененные или выпотрошенные тела».
Даже немцы поражались их садизму - выкалывание глаз, вспарывание животов и зверские пытки перед смертью были обычным делом. Убивали всех - женщин, детей…
Геноцид начался в городах. Мужчин "неправильной" национальности сразу забирали в тюрьмы, где позже расстреливали.
а над женщинами насилие происходило прямо среди бела дня на потеху публике. Среди бандеровцев было много желающих встать "в очередь"/попринимать активное участие...
Ей повезло. бандеровцы заставляют идти на коленях с поднятыми руками.
Позже бандеровцы вошли "во вкус".
9 февраля 1943 г. бандеровцы из банды Петра Нетовича под видом советских партизан вошли в польское село Паросле близ Владимирца Ровенской области. Крестьяне, ранее оказывавшие партизанам помощь, радушно встретили гостей. Вдоволь наугощавшись, бандиты начали насиловать женщин и девушек.
Перед убийством им обрезали груди, носы и уши.
Мужчин перед смертью лишали половых органов. Добивали ударами топора по голове.
Двум подросткам, братьям Горшкевичам, пытавшимся позвать на помощь настоящих партизан, разрезали животы, отрубили ноги и руки, обильно засыпали раны солью, оставив полуживых умирать в поле. Всего в этом селе было зверски замучено 173 человека, в том числе 43 ребенка.
Когда на второй день в село вошли партизаны, они увидели в домах сельчан груды обезображенных тел, лежавших в лужах крови. В одном из домов на столе среди объедков и недопитых бутылок самогона лежал мертвый годовалый ребенок, голое тельце которого было прибито к доскам стола штыком. В рот ему изверги засунули недоеденный квашеный огурец.
ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Житель колонии Липники — Якуб Варумзер без головы, результат резни, совершённой под покровом ночи террористами
ОУН-УПА (OUN-UPA). В результате этой резни в Липниках погибли 179 польских жителей, а также поляков из окрестностей, ищущих там укрытие. Это были преимущественно женщины, старики и дети (51 — в возрасте от 1 до 14 лет), 4 укрываемых еврея и 1 русская. Было ранено 22 человека. Идентифицированы по имени и фамилии 121 польская жертва — жители Липник, которые были известны автору. Также лишились жизни трое агрессоров.
ПОДЯРКОВ, уезд Бобрка, воеводство львовское. 16 августа 1943. Результаты пыток, причинённых матери Клещинской, из польской семьи из четырёх человек.
Из села Волковыя в одну из ночей бандеровцы привели в лес целую семью. Долго издевались над несчастными людьми. Затем, увидев, что жена главы семьи беременна, разрезали ей живот, вырвали из него плод, а вместо него затолкали живого кролика. В одну из ночей бандиты ворвались в украинское село Лозовую. В течение 1,5 часа убили свыше 100 мирных крестьян. В хату Насти Дягун ворвался бандит с топором в руках и зарубил трех ее сыновей. Самому маленькому, четырехлетнему Владику, отрубил руки и ноги.
Одна из двух семей Клещинских в Подяркове замучена ОУН-УПА 16 августа 1943 года. На фото семья из четырёх человек — супруги и двое детей. Жертвам выковыряли глаза, наносили удары по голове, прижигали ладони, пробовали отрубать верхние и нижние конечности, а также кисти, нанесены колотые раны на всём теле и т. п.
Девочку в центре, Стасю Стефаняк убили из-за отца-поляка. Её мать Марию Боярчук, украинку, в ту ночь убили тоже. Из-за мужа..Смешанные семьи вызывали особую ненависть резунов. В селе Залесье Коропецкое (Тернопольская обл.) 7 февраля 1944 г. был еще более жуткий случай. Банда УПА напала на деревню с целью резни польского населения. Около 60 человек, в основном, женщины и дети, были согнаны в сарай, где их сожгли заживо. Один из погибших в тот день был из смешанной семьи — наполовину поляк, наполовину украинец. Бандеровцы поставили ему условие - он должен убить свою мать-польку, тогда его оставят в живых. Тот отказался и был убит вместе с матерью.
ТАРНОПОЛ воеводство тарнополское, 1943. Одно (!) из деревьев просёлочной дороги, перед которым террористы ОУН-УПА (OUN-UPA) повесили транспарант с надписью в переводе на польский: "Дорога к независимой Украине". А на каждом дереве по обе стороны дороги палачи создавали из польских детей так называемые "венки".
"Старых душили, а детей маленьких до одного года за ножки - раз, ударил головкой об дверь - и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь - в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин..."
(из допроса бандеровки)
Подготовленные "венки"
А вот польская семья Шайер, мать и двое детей, вырезана у себя в доме во Владинополе в 1943 г.
ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. На переднем плане дети - Януш Белавски, 3 года, сын Адели; Роман Белавски, 5 лет, сын Чеславы, а также Ядвига
Белавска, 18 лет и другие. Эти перечисленные польские жертвы - результат резни, совершённой ОУН - УПА.
ЛИПНИКИ (LIPNIKI), уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Свезённые на идентификацию и похороны трупы поляков - жертв резни, совершённой ОУН - УПА. За забором стоит Йержи Скулски, который спас жизнь благодаря имеющемуся огнестрельному оружию.
ПОЛОВЦЕ, область, уезд Чортков, воеводство тарнопольское, лес, называемый Росохач. 16 - 17 января 1944 года. Место, из которого вытащено 26 жертв - польских жителей села Половце, - уведённых УПА в ночь с 16 на 17 января 1944 года и замученных в лесу.
"..В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину"
(из допроса бандеровки)
Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Видно распоротый живот и внутренности, а также висящую на коже кисть - результат попытки её отрубить. Дело ОУН -УПА.
Белжец, область, уезд Рава Руска, воеводство львовское 16 июня 1944 года. Место казни в лесу.
ЛИПНИКИ, уезд Костопол, воеводство луцкое. 26 марта 1943. Вид перед похоронами. Свезённые к Народному Дому польские жертвы ночной резни, совершённой ОУН — УПА.
В Польше очень хорошо помнят Волынскую резню.
Это скан страниц книги. Перечень способов, при помощи которых украинские нацисты расправлялись с мирным населением:
Вбивание большого и толстого гвоздя в череп головы.
. Сдирание с головы волос с кожей (скальпирование).
. Вырезание на лбу «орла» (орёл - это герб Польши).
. Выбивание глаз.
. Обрезание носа, ушей, губ, языка.
. Прокалывание детей и взрослых колами насквозь.
. Пробивание заострённой толстой проволокой насквозь от уха до уха.
. Разрезание горла и вытягивание через отверстие языка наружу.
. Выбивание зубов и ломание челюсти.
. Разрывание рта от уха до уха.
. Затыкание ртов паклей при транспортировке ещё живых жертв.
. Сворачивание головы назад.
. Размозжение головы, вкладывая в тиски и затягивая винт.
. Резание и стягивание узких полосок кожи со спины или лица.
. Ломание костей (рёбер, рук, ног).
. Отрезание женщинам груди и посыпание ран солью.
. Отрезание серпом гениталий жертвам мужского пола.
. Пробивание живота беременной женщине штыком.
. Разрезание живота и вытаскивание наружу кишок у взрослых и детей.
. Разрезание живота женщине с беременностью на большом сроке и вкладывание вместо вынутого плода, например, живого кота и зашивание живота.
. Разрезание живота и вливание вовнутрь кипятка.
. Разрезание живота и вкладывание вовнутрь его камней, а также бросание в реку.
. Разрезание беременным женщинам живота и высыпание вовнутрь битого стекла.
. Вырывание жил от паха до стоп.
. Вкладывание в вагину раскалённого железа.
. Вставление в вагину сосновых шишек вперёд стороной верхушки.
. Вставление в вагину заострённого кола и пропихивание его до горла, навылет.
. Разрезание женщинам передней части туловища садовым ножом от вагины до шеи и оставление внутренностей снаружи.
. Вешание жертв за внутренности.
. Вкладывание в вагину или анальное отверстие стеклянной бутылки и её разбивание.
. Разрезание живота и высыпание вовнутрь кормовой муки для голодных свиней, которые этот корм вырывали вместе с кишками и другими внутренностями.
. Отрубание/отрезание ножом/отпиливание рук или ног (либо пальцев на руках и ногах).
. Прижигание внутренней стороны ладони на горячей плите угольной кухни.
. Перепиливание туловища пилой.
. Посыпание связанных ног раскалённым углём.
. Прибивание гвоздями рук к столу, а стоп к полу.
. Разрубание топором целого туловища на части.
. Прибивание ножом к столу языка маленького ребёнка, который позже висел на нём.
. Разрезание ребёнка ножом на куски.
. Прибивание маленького ребёнка штыком к столу.
. Вешание ребёнка мужского пола за гениталии на дверной ручке.
. Выбивание суставов ног и рук ребёнка.
. Бросание ребёнка в пламя огня горящего здания.
. Разбивание головки младенца, взяв его за ножки и ударив о стену или печь.
. Посадка ребёнка на кол.
. Подвешивание на дереве женщины вверх ногами и издевательство над ней - отрезание груди и языка, рассечение живота, выкалывание глаз, а также отрезание ножами кусков тела.
. Прибивание маленького ребёнка гвоздями к двери.
. Вешание на дереве ногами вверх и опаливание головы снизу огнём зажжённого под головой костра.
. Утапливание детей и взрослых в колодце и забрасывание жертвы камнями.
. Вбивание кола в живот.
. Привязывание человека к дереву и стрельба в него как по мишени.
. Волочение по улице тела при помощи верёвки, затянутой на шее.
. Привязывание ног и рук женщины к двум деревьям, и разрезание живота от промежности до груди.
. Волочение по земле матери с тремя детьми, связанных друг с другом.
. Стягивание колючей проволокой одной или нескольких жертв, каждые несколько часов поливание жертвы холодной водой с целью прихода в себя и ощущения боли.
. Закапывание в землю живьём по шею и срезание позже головы косой.
. Разрывание туловища пополам при помощи лошадей.
. Разрывание туловища пополам привязыванием жертвы к двум пригнутым деревьям и в последующем их освобождением.
. Поджигание жертвы, облитой керосином.
. Обкладывание вокруг жертвы снопами соломы и их поджигание (факел Нерона).
. Насаживание младенца на вилы и выбрасывание его в пламя костра.
. Вешание на колючей проволоке.
. Сдирание с тела кожи и заливание раны чернилами или кипящей водой.
. Прибивание рук к порогу жилища.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны