Пикирование неуправляемые авиационные ракеты авиация. Неуправляемые авиационные ракеты
Ракета С-5 (первоначально названная АРС-57) была разработана в ОКБ-16 (главный конструктор А. И. Нудельман). Примечательным отличием ракет С-5 от предшествующих советских неуправляемых авиационных ракет было складное оперение, обеспечивавшее компактное размещение ракет в направляющих трубах, собранных в один блок. Идея была позаимствована у немецких ракет R.4/.M и «Шланге», выпускавшихся в годы Второй мировой войны. Такой подход давал возможность простым способом увеличить количество запускаемых ракет - путем наращивания числа труб в блоке.
Неуправляемая авиационная ракета состояла из твердотопливного двигателя с топливной шашкой, размещенной в точеном стальном корпусе. К передней части корпуса крепилась боевая часть с взрывателем, а к задней - сопло с узлами навески оперения. Лепестки стабилизатора шарнирно складывались вперед по полету, охватывая в сложенном виде сопло. Их форма в точности повторяла наружный контур сопла, а потребная площадь оперения была набрана за счет количества лепестков. При хранении С-5 и снаряжении пусковых блоков лепестки удерживались в сложенном положении кольцом из плотной бумаги или пластика, а при пуске и выходе из направляющей они раскрывались под действием пружины и набегающего потока воздуха.
Заточка передних кромок «под нож» придавала им своеобразный аэродинамический профиль, обеспечивающий раскрутку ракеты в полете до 1500 об/мин и дополнительную стабилизацию вращением.
Для быстрого разгона ракеты и достижения достаточных оборотов сразу после выхода из трубы (частота вращения зависит от скорости полета) твердотопливный двигатель имел звездообразный канал, дающий наибольшую площадь горения и тягу. Время работы двигателя всего 1,1с (за это время С-5 пролетала около 300 м), и после выгорания топлива ракета продолжает баллистический полет, подобно пушечному снаряду.
Табличная дальность стрельбы ракет C-5 составляет 2000 м, баллистическая - свыше 4000 м.
Неуправляемая авиационная ракета С-5 предназначена для поражения как наземных, так и воздушных целей. Ракета оснащена взрывателем ударного действия В-5М или В-5М1 с самоликвидатором. Вероятное круговое отклонение при стрельбе с истребителя на высоте 15000 м и скорости 970 км/час - не более 3,5 тысячных дистанции до цели.
Ракета С-5 (АРС-57) была принята на вооружение Постановлением СМ № 541-335 от 22 марта 1955 г.
На ее базе было создано несколько модификаций: С-5М, С-5МО, С-5К, С-5П и др.
Ракеты С-5М и С-5М1 созданы для борьбы с живой силой противника и для поражения слабозащищенных целей (автомобили), артиллерийских и ракетных позиций, самолетов на аэродромах и др. Их боевая часть комбинированная - фугасного действия с осколочной оболочкой, которая при разрыве образует около 75 осколков по весом 0,5-1 г.
Ракета С-5МО имеет боевую часть усиленного осколочного действия, состоящую из двадцати стальных колец с надрезами для регулярности дробления. Боевая часть при взрыве дает 360 осколков-сегментов весом по 2 г
Длина ракеты С-5М составляет 882 мм. Стартовый вес 3,86 кг. Осколочно-фугасная боевая часть весом 1,08 кг содержит 285 г взрывчатого вещества.
Ракета С-5М была принята на вооружение приказом Министра обороны от 19.05.1959 г.
Для борьбы с бронеобъектами в ОКБ-16 были созданы кумулятивные снаряды КАРС-57 с механическим взрывателем В-586.
Государственные испытания КАРС-57 были проведены с 19.09.1958 г. по 8.05.1959 г. Стрельбы велись с истребителя МиГ-19С. При залповой стрельбе восемью снарядами КАРС-57 по неподвижной наземной цели с дистанции 1000 м, при скорости носителя 700 км/час и угле пикирования 30°, круговое вероятное отклонение составило 4,5 м. При залповой стрельбе восемью снарядами КАРС-57 с МиГ-19С при дистанции 1000 м, скорости самолета 700 км/час, угле пикирования 30° из шестнадцати залпов по неподвижной цели в семи залпах было по одному попаданию «в танк», а в одном залпе - три попадания. Из одиннадцати попаданий снарядами КАРС-57 по броне толщиной 100 мм при угле встречи от нормали 30° на дальности 960-1460 м получено два несквозных пробития брони, а остальные - сквозные. Таким образом, комиссия сочла, что этот снаряд может пробивать броню толщиной от 100 до 130 мм при угле встречи от нормали до 30°.
Длина снаряда КАРС-57 со сложенным оперением составляла 830 мм, без оперения - 738 мм. Размах оперения 232 мм. Вес снаряда с взрывателем 3,65 кг. Вес боевой части 1,13 кг. Вес взрывчатого вещества 287 гр. Вес реактивного топлива 0,89 кг. Максимальная скорость, развиваемая снарядом, 594 м/с (при дульной скорости всего 78 м/с). Дистанцию в 1000 м снаряд преодолевал за 2,3 секунды.
В октябре 1958 года по результатам государственных испытаний ракета КАРС-57 была рекомендована к принятию на вооружение. Под индексом С-5К была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 28 августа 1960 г.
Ракета С-5КО многоцелевая с боевой частью комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Боевая часть имеет 10 колец с надрезами, образующих при разрыве 220 осколков весом по 2 г
Ракеты С-5КП и С-5КПБ имеют высокочувствительные пьезоэлектрические взрыватели вместо ударных механических. Для образования осколков на корпус боевой части навита стальная проволока.
Подрыв боевой части в этих ракетах производится контактным взрывателем, срабатывающим при попадании в цель. Временный самоликвидатор подрывает боевую часть при промахе и пролете мимо цели, уничтожая ракету.
Ракеты С-5С и С-5СБ оснащены боевой частью, начиненной 1000-1100 стреловидными поражающими элементами для уничтожения живой силы. Штампованные оперенные стрелы длиной 40 мм уложены в корпусе-стволе и выстреливаются вышибным зарядом вперед на подлете к цели. Ракеты С-5С и С-5СБ имели дистанционный взрыватель.
Для создания пассивных помех РЛС противника ОКБ-16 совместно с НИИ-22 разработали ракету, имевшую при проектировании индекс АРС-57СП или ПАРС-57, а после принятия на вооружение - индекс С-5П. Боевая часть этой ракеты содержала отражательные диполи из металлизированного стекловолокна. Взрыватель, естественно, дистанционный.
Такие ракеты могли применяться истребителями-бомбардировщиками при прорыве ПВО противника, а бомбардировщиками - при стрельбе назад для защиты от атак истребителей и зенитных ракет.
Ракета АРС-57СП была принята на вооружение приказом Главкома ВВС от 31 декабря 1964 г.
Для освещения объекта ночью ОКБ-16 совместно с НИИ-22 разработали ракеты ОАРС-57. После принятия на вооружение ракета получила индекс С-5О (О - осветительная). В 1959 г. ракета ОАРС-57 прошла государственные испытания на истребителе МиГ-19 и фоторазведчике Ил-28. Всего было отстреляно 900 снарядов ОАРС-57 при скорости самолета-носителя 600-900 км/ч. Стрельба велась из серийных блоков орудий ОРО-57КМ.
Ракеты С-5О имели длину без взрывателя 885 мм, размах оперения 230 мм. Вес снаряда 4,92 кг. Снаряд оснащался дистанционной трубкой И-71 с временем срабатывания до 17 с.
При воспламенении горючего состава сила света достигала 1МкД. Время горения факела составляло 18,3 с. Ракета С-5О была оснащена парашютом, дававшим скорость снижения 15-20 м/с. Высота начала свечения факела около 640 м, высота конца свечения - около 370 м. Табличная дальность стрельбы ракетами С-5О составляла 3 км.
Для пуска ракет С-5 первоначально предназначались 8-ствольные блоки ОРО-57К (однозарядное ракетное орудие калибра 57 мм) и модернизированные блоки ОРО-57КМ. Название «орудие» отражало особенность конструкции ОРО-57К - своего рода реактивной пушки, стволы которой после снаряжения ракетами закрывались с заднего торца заглушкой. Наличие открытой или закрытой казенной части оказывали некоторое влияние на баллистику снаряда. Так, дульная скорость для УБ-16-57 составляла 56-37 м/с, а для ОРО-57КМ - 96-81 м/с, (приведены скорости для предельных температур порохового заряда (+50 и -60 °С)), а максимальная скорость снаряда соответственно 617-673м/с и 665-725 м/с.
Орудие ОРО-57КМ с закрытой казенной частью имело длину 961 мм и вес 2,3 кг. Максимальная сила отдачи на наземном стенде составляла 2280 кг. Максимальное давление в стволе - 84 кг/см2.
Однако от орудий с закрытой казенной частью решили отказаться из-за отдачи при стрельбе и сильного загрязнения стволов пороховым нагаром. Орудие ОРО-57К называлось однозарядным, т. к. не могло быть перезаряжено в воздухе, в отличие от пушки. Впоследствии терминология изменилась, и пусковые установки, снаряженные большим числом ракет, стали называться многозарядными.
Для повышение плотности огня потребовалось создание 16-зарядных унифицированных блоков УБ-16-57, а затем их модификаций УБ-16-57У (У - улучшенный) и УБ-16-57УМ, УБ-16-57УД и УБ-16-57УДМ, которые отличались более надежной системой электрозажигания и увеличенной длинной пусковых труб.
При пусках неуправляемых авиационных ракет с вертолетов на поведение ракеты в начале полета и точность попадания оказывал влияние поток воздуха от несущего винта. Скорость этого потока была сопоставима со скоростью ракеты в момент выхода ее из ствола, поэтому он буквально сдувал ракеты, и в вертолетных блоках УБ-16-57УВ длина направляющих труб была увеличена.
Затем для усиления ракетного залпа были приняты на вооружение 32-зарядные блоки УБ-32 и УБ-32А.
Блоки Б-32-О и Б-32М с теплозащитой пусковых труб предназначались для использования на сверхзвуковых самолетах неуправляемых авиационных ракет с пьезоэлектрическим взрывателем, чувствительным к высоким температурам при кинетическом нагреве в полете с большой скоростью. Ракеты в этих блоках закрывались асбестовой прокладкой, которая пробивалась при стрельбе. Взрыватель при этом взводился после выхода ракеты из блока.
Ракеты С-5 создавались для поражения как наземных, так и воздушных целей. Отчасти это объяснялось увлечением «ракетизацией» вооруженных сил в конце 1950-х гг. При атаке самолета противника, находящегося вне зоны действия пушечного огня, предполагалось буквально засыпать его градом ракет. При этом поражение воздушной цели ракетным залпом С-5М было возможно с расстояния до 3 км.
Для применения неуправляемых авиационных ракет по воздушным целям был разработан ряд истребителей, приспособленных для перехвата с помощью ракет. Опытный истребитель-перехватчик П-1, созданные в 1957-1958 гг. в ОКБ Сухого, был вооружен пятьюдесятью ракетами С-5, которые располагались в носовой части под открывающимися при стрельбе створками. Но на деле оказалось, что удачной может быть лишь атака неуправляемых ракет против бомбардировщиков или самолетов в плотном строю. Полет ракет к цели длился 5-10 с, поэтому маневренный противник мог легко уклониться от попадания.
Гораздо эффективнее было применение неуправляемых авиационных ракет по наземным целям. Ракеты С-5 при залповой стрельбе имели неплохую кучность. Это позволяло использовать их не только против живой силы, по площадным и слабозащищенным целям, но и для накрытия небольших целей - бронетехники, артиллерийских позиций и сооружений. Наибольшая эффективность прицельного огня достигалась при пуске ракет с дальности 1600-1800 м при пикировании под углом 25-30°. Результативность атаки повышалась с увеличением числа ракет в залпе. Обычно производился пуск половины неуправляемых ракет или полная разрядка боекомплекта в одной атаке.
На полигонных испытаниях из 64 ракет С-5К, выпущенных с МиГ-27 из двух блоков УБ-32, 59 ракет, (92%) попади в цель. Мишень-бронетранспортер был превращен в груду обломков.
Ракеты типа С-5 широко поставлялись на экспорт и участвовали почти во всех локальных войнах 70-90-х годов нашего столетия, включая Ближний Восток, Ирано-Иракскую войну, войны в Эфиопии, Анголе и др.
В ходе боевых действий в Афганистане выяснилось, что кумулятивная ракета С-5К в горах не уступает осколочным ракетам. Ее кумулятивная боевая часть выбивала острые обломки камней, которые поражали не хуже осколков.
Согласно наставлениям, эффективная дальность стрельбы ракетами С-5 составляла 1600-1800 м, но вертолеты часто стреляли почти в упор в окна домов и амбразуры укреплений.
Тем не менее, поражающая способность ракет типа С-5 была мала, особенно при действии по защищенным целям. Фугасное действие неуправляемых ракет, содержащих всего 200 г взрывчатого вещества, было слабым, часто С-5 вязли в глине стен и дувалов. Легкие осколки сохраняли убойную силу лишь в нескольких метрах, на излете они не могли пробить даже толстые ватные халаты «мишеней», в докладах отмечалась «высокая живучесть целей при ударе осколочными боеприпасами».
Изобретение относится к области вооружения. Неуправляемый реактивный снаряд содержит головной взрыватель, боевую часть, ракетный двигатель твердого топлива с сопловым блоком с раструбом, лопастное оперение. Раструб соплового блока выполнен с наружным цилиндрическим участком диаметром 0,6...0,7 калибра снаряда, узлы крепления лопастей оперения выполнены в виде двух рядов выступов, расположенных на поверхности раструба. Лопасти оперения выполнены в виде плоских пластин, в закрытом положении опирающихся своей боковой поверхностью на цилиндрическую поверхность раструба. Лопасти в раскрытом положении установлены с зазором 0,15...0,25 калибра снаряда между их бортовой хордой и цилиндрической поверхностью раструба. При использовании изобретения увеличивается боевая эффективность снаряда и улучшаются его аэродинамические характеристики. 4 ил.
Предлагаемое изобретение относится к области ракетной техники, а именно к неуправляемым реактивным снарядам (НУРС), и может найти применение при разработке новых образцов НУРС для реактивных систем залпового огня (РСЗО) наземного, морского и воздушного базирования.
Для обеспечения запуска НУРС снабжены контактным устройством, как правило, расположенным в его хвостовой части и обеспечивающим стыковку электрических цепей пусковой установки (ПУ) и снаряда.
Известен НУРС, описанный в "Боевая машина 9П138. Техническое описание и инструкция по эксплуатации", часть 3, кн.1 М., Военное издательство, 1986 г. Он состоит из головного взрывателя, боевой части, ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), пластинчатого оперения и крышки с электрическими контактами. Крышка закреплена на срезе соплового блока и сбрасывается давлением в камере двигателя в начале его работы. Через контакты на крышке осуществляется стыковка пусковых цепей ПУ и НУРС.
Подобное контактное устройство, простое по конструкции и обладающее высокой надежностью, широко используется в НУРС наземного базирования, где масса отбрасываемых частей не имеет особого значения. В тоже время, при авиационном или морском базировании НУРС масса отбрасываемых частей приобретает первостепенное значение, т.к. ими могут быть повреждены планер авиационного носителя (вертолета или самолета) или надстройки морского носителя (корабля, катера и т.д.), что совершенно недопустимо.
Таким образом, задачей данного технического решения (аналога) являлась разработка НУРС достаточно простой и надежной конструкции, но не обладающей универсальностью в части ее применения с различных типов носителей.
Оптимальной конструкцией НУРС, обеспечивающей возможность его применения с различных типов носителей, включая самолеты и вертолеты, являлась бы конструкция НУРС, обеспечивающая отсутствие отбрасываемых частей в контактном устройстве при его пуске.
Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является НУРС, описанный в каталоге "Оружие России", т.2, стр. 328-329, АО "Военный парад", М., 1996 г.
НУРС содержит головной взрыватель, боевую часть, ракетный двигатель твердого топлива, сопловой блок с раструбом, размещенным на нем складывающимся лопастным оперением "ножевого" типа (отношение длины лопасти к ее ширине ≈10) и закрывающую оперение гильзу с контактными устройствами для передачи электрического импульса от ПУ на электровоспламенитель двигателя и узлом форсирования.
Узлы крепления лопастей размещены в районе выходного сечения раструба, а контактные устройства на гильзе расположены за срезом соплового блока.
Лопасти в закрытом виде размещены в теле раструба в сквозных радиальных пазах, и, частично, во внутреннем объеме раструба, их задние участки выступают за срез соплового блока.
При подаче электрического импульса на воспламенитель РДТТ последний срабатывает и воспламеняет заряд топлива, начинается истечение газов через сопловой блок; двигатель выходит на режим. По достижению тяги двигателя усилия, равного усилию форсирования, начинается движение НУРС по направляющей, гильза остается в направляющей, а лопасти удерживаются от раскрытия стенками направляющей.
В момент схода снаряда от действия давления газового потока работающего двигателя на торцевые поверхности лопастей происходит их поворот и фиксация в открытом положении, при этом участки лопастей, находившиеся во внутреннем объеме раструба соплового блока, перекрывают пазы.
Следует отметить, что использование для передачи электрического импульса от ПУ на цепи пуска НУРС контактных устройств на гильзе, которая остается в направляющей после запуска, позволило устранить отлетающие части и обеспечило универсальность применения снаряда с различных типов носителей, включая самолеты и вертолеты.
Однако нахождение части лопастей в газовом потоке и наличие сквозных пазов в раструбе (хотя и перекрытых лопастями) приводят к уменьшению тяги за счет увеличения газодинамических потерь при истечении газов по сопловому блоку.
За счет неизбежных и неравномерных (в пределах допусков на толщину лопасти и ширину паза) зазоров в соединениях лопасть - паз раструба часть газов истекает через эти зазоры, не участвуя в создании тяги, а только увеличивая газодинамический эксцентриситет. Эти факторы уменьшают дальность полета и кучность стрельбы.
Кроме того, проникающие через зазоры в пазах газы при движении НУРС по направляющей вызывают повышенную коррозию ее внутренней поверхности, что сокращает срок службы ПУ.
Нахождение в газовом потоке вызывает прогрев лопастей, что ухудшает их прочностные характеристики и может приводить к потере ими формы или поломке от действия полетных аэродинамических нагрузок. Для компенсации прогрева лопасти имеют увеличенную толщину, что повышает лобовое сопротивление снаряда и его пассивную массу, сокращая тем самым дальность стрельбы.
Для размещения лопастей в теле раструба его диаметр увеличен практически до калибра, что приводит к необходимости располагать контактные устройства на гильзе за пределами соплового блока, а это увеличивает размеры и массу гильзы и соплового блока и уменьшает аналогичные параметры боевой части.
Таким образом, известный НУРС (прототип) обладает существенными недостатками:
Размещение лопастей в сквозных пазах тела раструба ухудшает внутрибаллистические характеристики двигателя и повышает газодинамический эксцентриситет за счет истечения части газа через зазоры между пазами и лопастями, что отрицательно влияет на дальность и кучность стрельбы;
Нахождение части лопастей в газовом потоке увеличивает газодинамические потери, что ухудшает характеристики двигателя и также отрицательно влияет на дальность и кучность стрельбы;
Увеличение толщины лопасти и ее массы (для компенсации прогрева) приводит к росту лобового сопротивления НУРС и уменьшению дальности стрельбы;
Наличие сквозных пазов в раструбе и истечение через них части газов приводит к увеличенной коррозии направляющей и сокращению срока ее службы;
Размещение лопастей в теле раструба приводит к увеличению его диаметра и необходимости располагать контактные устройства на гильзе за его срезом, что (при заданных габаритах и массе) приводит к уменьшению массы боевой части и снижению боевой эффективности НУРС.
Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось обеспечение возможности использования в системах залпового огня, размещенных на различных носителях, включая самолеты и вертолеты, но не обладающего достаточно высокими характеристиками и боевой эффективностью.
Общими признаками с предлагаемым авторами НУРС являются наличие головного взрывателя, боевой части, ракетного двигателя твердого топлива с сопловым блоком и раструбом с узлами крепления оперения, складывающегося лопастного оперения и закрывающей оперение гильзы с контактными устройствами и узлом форсирования.
В отличие от прототипа в предлагаемом НУРС раструб соплового блока выполнен с наружным цилиндрическим участком диаметром 0,6...0,7 калибра снаряда, узлы крепления лопастей выполнены в виде двух рядов выступов, расположенных на поверхности раструба, лопасти оперения выполнены в виде плоских пластин, в закрытом положении опирающихся на цилиндрическую поверхность раструба, а контактные устройства гильзы расположены в диаметрально противоположных сегментах, образованных наружной поверхностью лопастей и внутренней поверхностью гильзы, при этом лопасти в раскрытом положении установлены с зазором 0,15...0,25 калибра снаряда между их бортовой хордой и цилиндрической поверхностью раструба.
Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемыми техническими результатами.
Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой защиты, во всех случаях достаточны.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение боевой эффективности НУРС путем увеличения массы боевой части за счет сокращения его пассивной массы, улучшения внутрибаллистических характеристик двигателя и аэродинамических характеристик самого снаряда.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между деталями заявляемого НУРС позволяют за счет выполнения:
а) раструба соплового блока с цилиндрическим участком диаметром 0,6...0,7 калибра снаряда:
Исключить влияние нестационарных турбулентных возмущений в пограничном слое на несущие способности лопастей оперения за счет поворота потока внутрь обнижения и "слива" пограничного слоя в обниженную часть;
Уменьшить диаметр раструба, и тем самым, обеспечить достаточный объем для размещения лопастей и мест их крепления, не выходящих за габариты соплового блока;
Уменьшить газодинамический эксцентриситет и потери в раструбе за счет исключения в нем сквозных пазов и размещения лопастей оперения в газовом потоке;
Исключить повышенную коррозию и износ направляющих;
б) мест крепления лопастей в виде двух рядов выступов, расположенных на поверхности раструба и лопастей оперения в виде плоских пластин, в закрытом положении опирающихся своей боковой поверхностью на цилиндрическую образующую раструба:
Увеличить бортовую хорду лопасти и распределить аэродинамическую нагрузку на лопасть между узлами крепления, за счет чего сократить габариты и массу этих узлов и толщину самой лопасти, уменьшив тем самым лобовое сопротивление и повысив дальность стрельбы;
Расположить контактные устройства гильзы в диаметрально противоположных сегментах, образованных наружной поверхностью лопастей и внутренней поверхностью гильзы, что позволяет сократить ее габариты и массу, увеличить массу боевой части и повысить боевую эффективность НУРС;
в) установка лопастей оперения в раскрытом положении с зазором 0,15...0,25 калибра снаряда между их бортовой хордой и цилиндрической поверхностью раструба:
Вывести лопасти из пограничного слоя, что уменьшает разброс аэродинамических и баллистических характеристик снаряда и повышает его боевую эффективность;
Сократить габариты лопастей без ухудшения их несущих способностей.
Изменение заявляемых соотношений (диаметра цилиндрического участка раструба и величины зазора между лопастью и поверхностью цилиндрического участка) приводят к ухудшению характеристик НУРС:
а) выполнение цилиндрического участка с диаметром больше 0,7 калибра приводит к неполному "сливу" пограничного слоя внутрь обнижения, при этом разместить контакты гильзы над лопастями не представляется возможным;
Выполнение этого участка с диаметром меньше 0,6 калибра резко увеличивает лобовое сопротивление снаряда, что уменьшает дальность стрельбы;
б) наличие зазора между лопастями в открытом положении и цилиндрическим участком раструба менее 0,15 калибра приводит к увеличению воздействия на лопасти турбулентных пульсаций пограничного слоя, в результате чего снижаются их несущая способность и увеличивается разброс аэродинамических и внешнебаллистических характеристик снаряда и ухудшается кучность стрельбы;
Увеличение этого зазора сверх 0,25 калибра приводит к падению несущей способности оперения, ухудшению кучности и уменьшению дальности стрельбы.
Сущность изобретения заключается в том, что в неуправляемом реактивном снаряде, содержащим головной взрыватель, боевую часть, ракетный двигатель твердого топлива с сопловым блоком с раструбом, лопастное оперение, закрывающую оперение гильзу с контактными устройствами и узлом форсирования, в отличие от прототипа, согласно изобретению раструб соплового блока выполнен с наружным цилиндрическим участком диаметром 0,6...0,7 калибра снаряда, узлы крепления лопастей оперения выполнены в виде двух рядов выступов, расположенных на поверхности раструба, лопасти оперения выполнены в виде плоских пластин, в закрытом положении опирающихся своей боковой поверхностью на цилиндрическую поверхность раструба, а контактные устройства гильзы расположены в диаметрально противоположных сегментах, образованных наружной поверхностью лопастей и внутренней поверхностью гильзы, при этом лопасти в раскрытом положении установлены с зазором 0,15...0,25 калибра снаряда между их бортовой хордой и цилиндрической поверхностью раструба.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид НУРС с раскрытыми лопастями оперения, на фиг.2 - вид сзади на сопловой блок с гильзой и закрытыми лопастями оперения (сечение А-А фиг.1), на фиг.3 - местный вид соплового блока с гильзой и закрытыми лопастями оперения (сечение В-В фиг.2), на фиг.4 - местное сечение по элементам крепления и форсирования гильзы (сечение Г-Г фиг.3).
НУРС (фиг.1) содержит головной взрыватель 1, боевую часть 2, ракетный двигатель твердого топлива 3, сопловой блок 4 с раструбом 5, лопасти оперения 6, гильзу 7 (фиг.3) с контактными устройствами 8 (фиг.3).
Раструб 5 снабжен цилиндрическим участком 9 с диаметром d, равным 0,6...0,7 калибра снаряда D (фиг.1).
На цилиндрической части раструба 5 расположены узлы крепления 10 лопастей оперения 6, выполненные в виде двух рядов выступов 11 и 12 (фиг.1).
Лопасти оперения 6 установлены на осях 13 с зазором а (фиг.1) между их бортовыми хордами и цилиндрическим участком раструба, равным 0,15...0,25 калибра снаряда D.
На осях 13 также размещены пружины "сжатия-кручения" 14 (фиг.1), служащие для открытия лопастей оперения и их фиксации в открытом положении. Гильза 7 (фиг.3) полностью закрывает лопасти оперения и через элементы форсирования 15 (фиг.4) закреплена на сопловом блоке 4.
В закрытом положении лопасти оперения опираются своей боковой поверхностью 16 на цилиндрическую поверхность 17 раструба 5 (фиг.2), а контактные устройства 8 гильзы 7 находятся над лопастями оперения (фиг.3).
Снаряд функционирует следующим образом:
Электрическое напряжение через контактные устройства 8 гильзы 7 и жгут 18 передается на воспламенитель 19, который воспламеняет заряд твердого топлива 20 (фиг.1), после чего начинается истечение газов через сопловой блок и двигатель выходит на режим. При достижении тяги двигателя величины, равной усилию форсирования, происходит раскрытие элементов форсирования 15 (фиг.4) гильзы 7 (фиг.3) и снаряд начинает движение, гильза остается в направляющей, а лопасти оперения 6 (фиг.1) удерживаются от раскрытия стенками направляющей.
При выходе НУРС из направляющей, под действием пружин 14, лопасти оперения 6 поворачиваются на осях 13 и при совпадении запирающих поверхностей 21 и 22 (фиг.1) на лопастях и выступах 12 сдвигаются в сторону раструба и фиксируются в открытом положении.
Предлагаемая конструкция снаряда позволила увеличить массу боевой части на ≈20% при сохранении существующих габаритов и массы, а также повысить кучность стрельбы.
С использованием предлагаемого изобретения была разработана конструкторская документация и изготовлена партия снарядов для проведения летных испытаний, которые подтвердили указанный положительный эффект.
В настоящее время проведены летные испытания, производится подготовка производства для серийного изготовления НУРС.
Неуправляемый реактивный снаряд, содержащий головной взрыватель, боевую часть, ракетный двигатель твердого топлива с сопловым блоком с раструбом, лопастное оперение, закрывающую оперение гильзу с контактными устройствами и узлом форсирования, отличающийся тем, что в нем раструб соплового блока выполнен с наружным цилиндрическим участком диаметром 0,6...0,7 калибра снаряда, узлы крепления лопастей оперения выполнены в виде двух рядов выступов, расположенных на поверхности раструба, лопасти оперения выполнены в виде плоских пластин, в закрытом положении опирающихся своей боковой поверхностью на цилиндрическую поверхность раструба, а контактные устройства гильзы расположены в диаметрально противоположных сегментах, образованных наружной поверхностью лопастей и внутренней поверхностью гильзы, при этом лопасти в раскрытом положении установлены с зазором 0,15...0,25 калибра снаряда между их бортовой хордой и цилиндрической поверхностью раструба.
Неуправляемые авиационные ракеты (НАР) стали одним из основных средств воздушного поражения, стоящих на вооружении ВВС Сирии, пишет .
Первыми НАР, применявшиеся вертолетами Ми-8/17, стали 57-мм С-5.
«Ракеты С-5 были приняты на вооружение еще в 1955 году. За это время было создано множество модификаций данного , которые отличались типами боевых частей. Были варианты с осколочными, кумулятивными, кумулятивно-осколочными, осветительными и дипольными БЧ. Одной из последних версий является модификация с 1000 стреловидных поражающих элементов», – пишет агентство со ссылкой на военного эксперта Юрия Лямина.
Длина ракеты С-5 – 882 мм, вес – 3,86 кг, дальность полета – 1800 м. Отмечается, что кроме вертолетов их также применяли Су-23М4 и учебно-боевые Л-39.
В настоящее время наиболее распространенной моделью является С-8. «В зависимости от модификации вес НАР С-8 составляет от 11,3 до 15,2 кг. Ракеты могут иметь различные боевые части: кумулятивно-осколочные с двумя тысячами "стрел" для поражения живой силы, объемно-детонирующие, бетонобойные, осветительные и др.», – говорится в статье.
Прицельная дальность стрельбы такими ракетами составляет около 2 км, при этом отклонение от точки прицеливания достигает 6 м.
С-8 применяются как с вертолетов, так и с самолетов, в т.ч. с истребителей МиГ-29.
«Самыми мощными неуправляемыми ракетами, которые использовались в этой войне, стали тяжелые 240-мм С-24 весом в 235 кг и длиной в 2 метра 30 см. Масса боевой части – 123 кг. Скорость полета – 430 м/с, дальность – до 2 км. С-24 применялись, в основном, истребителями МиГ-21», – пишет автор статьи Лев Романов.
виталий47 01-01-2015 09:40
Хотел бы немного поговорить о НУРС-ах, стоящих на вооружении разных стран. Основные характеристики. Сравнение по эффективности итд.
В России самый распрастраненные это с5, с8.
У США HYDRA-70.
Российские нурсы c5, c8 имеют осколочно-кумулятивную БЧ. Это плюс по сравнению с HYDRA-70, чисто осколочной. Ну вот по дальности с8 до 4 км, а HYDRA-70 до 10 км! Американская в несколько раз превосходит российский аналог, учитывая, что по массо-габаритным характеристикам ракеты схожи. Это как получилось у них? Какой-то особый движок стоит?
Johann-74 01-01-2015 20:07
пороха другие и высоту применения носителей нужно учитывать.
abc55 02-01-2015 21:26
а скорость носителя?
виталий47 02-01-2015 23:05
Калибр: 57 мм
Размах оперения: 230 мм
Длина: 830 мм
Дальность: 1800-3000 м
Диапазон высот применения: 100-15000 м (30 км баллистическая)
Максимальная скорость: 590-600 м/с
Время работы двигателя 1,1 с
Круговое вероятное отклонение: 0,35 % от дальности
Стартовая масса: 3,86 кг
Масса боевой части: 1,08 кг
Нурс с8
Калибр, мм 80
Длина, мм 1570
Масса, кг
- ракеты 11,3
- боевой части 3,6
- ВВ 0,9
Толщина пробиваемой брони, мм 400
Дальность пуска, м 1300-4000
Скорость ракеты, м/с 610
Длина: 1,06 м (без БЧ)
Диаметр: 70 мм
Стартовая массаa: 6,2 кг (без БЧ)
Начальная скорость: 739 м/с
Дальнасть: 8000 м (эффективная), 10500 м (максимальная)
Масса БЧ (Боевая часть): 3,85-7,5 кг
виталий47 02-01-2015 23:15
а скорость носителя?
Все Нурсы обычно стреляют с вертолетов и дозвуковых штурмовиков. До 300 м/с.
Сравнивают примерно в одинаковых условиях. Но амерские два раза дальше стреляют.
виталий47 02-01-2015 23:20
цитата: Изначально написано Johann-74:
пороха другие и высоту применения носителей нужно учитывать.
Высота носителя мне кажется тут одинаковой берут. Даже если пороха разные, то начальная скорость и масса с8 и hydra70 примерно сопостовимы, диаметр у с8 немного больше. Может сопротивление воздуха у наших больше? не знаю даже...
george_gl 03-01-2015 07:23
думаю что у американцев баллистическая указана.
Johann-74 03-01-2015 08:27
цитата: Originally posted by george_gl:
думаю что у американцев баллистическая указана
скорее всего
abc55 04-01-2015 14:50
и точней
и пробьет больше если надо
abc55 04-01-2015 14:54
стрельнуть с учетом, что топливо выгорит и ракета превратится в бонбу
george_gl 05-01-2015 12:03
цитата: Изначально написано abc55:
бонба на сверхзвуке интересней НУРСа
и точней
и пробьет больше если надо
НУРС В-З используются с малых высот обычно. там бомба не разгонится.
виталий47 05-01-2015 14:42
цитата: Изначально написано abc55:
да и бонбу можно точно скинуть не направляя весь корпус самолета на цель
интересно, НУРСом можно пальнуть не пикируя на цель, проходя мимо?
стрельнуть с учетом, что топливо выгорит и ракета превратится в бонбу
Для точного попадания такой бомбы нужен баллистический расчет компьютером. Или лазерное наведение.
Нурсы хороши прежде всего для вертушек, с их маневренностью и небольшой скоростью.
виталий47 05-01-2015 14:49
цитата: Изначально написано george_gl:
думаю что у американцев баллистическая указана.
Мне кажется тут дело еще и скорости вращения ракеты. У наших кумулятивные, у амеров обычные фугасные. Кумулятивным нельзя вращатся слишком быстро, достигая гироскопического эффекта, чтобы не нарушить кумулятивную струю. А амерские как раз и вращаются как гироскоп, поэтому у них и дальность эффективная (прицельная) существенно дальше.
abc55 05-01-2015 19:23
цитата: нужен баллистический расчет компьютером
в масштабе самолета - ерунда
ваще НУРС для чего?
пехоту крамсать?
так ее нонче не найте на поле
технику?
попадать проблемно
дома крушить?
слабенькие будут
george_gl 05-01-2015 22:00
цитата: Изначально написано abc55:
...
дома крушить?
слабенькие будут
посмотрите С-24 и С-25
george_gl 05-01-2015 22:08
цитата: Изначально написано виталий47:
Врядли с вертолета, а тем более с самолета, можно как из стационарной установки с наклоном 45 градусов шмалять.
Мне кажется тут дело еще и скорости вращения ракеты. У наших кумулятивные, у амеров обычные фугасные. Кумулятивным нельзя вращатся слишком быстро, достигая гироскопического эффекта, чтобы не нарушить кумулятивную струю. А амерские как раз и вращаются как гироскоп, поэтому у них и дальность эффективная (прицельная) существенно дальше.
если я правильно понимаю теорию, вращение наоборот уменьшает дальность.
но может вам поможет эта ссылка http://airwar.ru/weapon/anur/hydra70.html
надо бы ещё узнать начальные условия: скорость и высоту носителя хотя бы и время работы двигателя.
abc55 05-01-2015 22:40
цитата:
как?
вращение может только отнять часть энергии топлива, ну и боковое трение ракеты о воздух - отклонение - деривация
Varnas 06-01-2015 10:33
цитата: А амерские как раз и вращаются как гироскоп, поэтому у них и дальность эффективная (прицельная) существенно дальше.
цитата: вращение наоборот уменьшает дальность.
Непутайте теплое с мягким. Что американские, что советские НАР, что ракеты современных РСЗО принципиально ничем неотличаютса. СТабилизация оперением, а вращение только для уменьшения влияния неизбежных отклонений от идеальной симетрии ракеты. Чтобы от вращения уменьшалась бронепробиваемость БЧ, БЧ должна вращатса со скоростью порядка сотни оборотов в секунду - то есть ракета (снаряд)быть стабилизируемая вращением. Но таких уже считай и нет. Ну разве что китайские 107 рсзо и их аналоги до сих пор применяетса.
Насчет дальности - так да есть дальность прицельная и баллистическая. Но ето тоже плавающие понятия - баллистическая дальность при таком то и таком то угле, прицельная джальность - рассеивание такое и такое. Точность ракет должна быть выше у американских - так как там делали точнее чем в ссср, но отличия нерадикальные.
Varnas 07-01-2015 12:49
Для легких снарядов ето угол максимальной дальности. А зачем так считают - ну а как еще?Можно и с носителя дальность считать - но там не только угол пуска придетса учитывать, но и скорость и высоту полета.
abc55 07-01-2015 06:45
43 градуса но не 45
2 градуса съедает атмосфера?
Varnas 08-01-2015 11:50
цитата: 43 градуса но не 45
2 градуса съедает атмосфера?
Ага - сопротивление воздуха. Для стрелковки вобще считаетса оптимум 35 градусов. Хотя например для пушек калибра 203 и больше углы максимальной дальности стрельбы доходили до 55. Чтобы снаряд быстрее проходил плотные слои атмосферы и под углом 45 градусов двигался уже в разряженной атмосфере.
Неуправляемый реактивный снаряд С-8.
Разработчик: ОКБ-16 (позднее КБ «Точмаш»)
Страна: СССР
Испытания: 1971 г.
Разработка НАРС типа С-8 (калибр — 80-мм) поручалась ОКБ-16 которым руководил А.Э.Нудельман. Впоследствии разработку модификаций С-8 стал осуществлять «Институт прикладной физики» в г. Новосибирске (сейчас ОАО). Это сопровождалось новыми требованиями к оружию, сформулированными на основе опыта эксплуатации в войсках авиационных реактивных систем калибра 57 мм. Заказчик требовал надежно защитить боеприпасы от аэродинамического нагрева, уменьшить влияние стрельбы ими на работу двигателя самолета-носителя, сократить временные интервалы между выстрелами, а также увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения. Усиление поражающего действия боевой части и установка более мощного двигателя были достигнуты увеличением калибра, относительно предшественницы С-5, с 57 до 80 мм. Ракета С-8 сохранила принципиальную схему и компоновку ракеты С-5. Для улучшения точностных характеристик 6 перьев стабилизатора при выходе ракеты из трубы принудительно раскрывались газовым поршнем под действием отбираемых из камеры сгорания твердотопливного двигателя пороховых газов. В раскрытом положении перья фиксировались (дело в том, что люфты в навеске оперения С-5, необходимые для их свободного раскрытия, снижали кучность стрельбы.)
НУРС С-8.
В сложенном положении узел стабилизатора был уложен между шестью соплами твердотопливного двигателя ракеты и закрыт стаканом, срывающемся при пуске. Для быстрого разгона и раскрутки более тяжелой ракеты С-8 тяга твердотопливного двигателя по сравнению с двигателем ракеты С-5 увеличена, а время его работы сокращено до 0,69 с. Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляло 0,3 % дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.
НУРС С-8 перед установкой.
Заводские (предварительные) испытания НАР С-8 прошла в 1969 году, а совместные (с заказчиком) государственные испытания — в 1971 году. Серийно С-8 производилась на заводе «Авиаагрегат» в Куйбышеве (ныне Самара).
Появление широкой номенклатуры снарядов этого семейства обусловили два фактора. Во-первых, НАРС нескольких марок составили комбинации ряда однотипных БЧ, оснащенных различными ракетными двигателями. Во-вторых, на основе наиболее удачных двигателей было создано большое количество типов боевых НАРС и снарядов вспомогательного назначения. На сегодня известны около 25 серийных НАРС калибра 80 мм и более десятка опытных моделей.
На основе базовой конструкции С-8 с универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью было разработано несколько модификаций ракеты: С-8М и С-8КОМ с модернизированной боевой частью усиленного осколочного действия и твердотопливным двигателем, имеющим увеличенное время работы.
Полная длина ракеты С-8КОМ составляет 1570 мм. Стартовый вес ракеты 11,3 кг. Куммулятивно-осколочная боевая часть весом 3,6 кг содержит 900 г взрывчатого вещества. При попадании по нормали С-8КОМ может пробить 400-мм броню. Дальность пуска ракеты 1300–4000 м. Диапазон скорости самолета-носителя при боевом применении ракет С-8 всех типов 166–330 м/с.
Ракета С-8С имеет боевую часть, несущую 2000 стреловидных поражающих элементов для поражения живой силы. На конечном участке полета стрелы выбрасываются вперед вышибным зарядом.
Ракета С-8БМ имеет бетонобойную боевую часть проникающего действия, пробивающую слой железобетона толщиной до 0,8 м. Длина ракеты С-8БМ 1540 мм. Стартовый вес ракеты 15,2 кг. Боевая часть весом 7,41 кг содержит 600 г взрывчатого вещества. Дальность пуска ракеты 1200–2200 м.
Ракеты С-8Д и С-8ДМ имеют боевую часть с объемно детонирующей смесью; 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества смешиваются и образуют аэрозольное облако объемно детонирующей смеси. Взрыв по фугасному действию эквивалентен 5,5–6 кг тротила. Длина ракеты С-8ДМ - 1700 мм. Стартовый вес ракеты 11,6 кг. Вес боевой части 3,63 кг.
Ракеты С-8О и С-8ОМ осветительные. Их длина 1632 мм. Стартовый вес 12,1 кг. Вес боевой части 4,3 кг. Горючий состав весом 1,0 кг. Дает силу света порядка 2 млн. свечей.
Ракета С-8П предназначалась для создания пассивных помех РЛС противника. При срабатывании дистанционного взрывателя из боевой части ракет вышибным зарядом выбрасываются диполи из металлизированного стекловолокна. Первые образцы ракет за 3 секунды создавали облако диполей объемом 500 м8. Эти диполи предназначались для создания помех РЛС, работающих на длинах волн от 0,8 до 14 см.
В модификациях С-8А, С-8В, С-8АС и С-8ВС ракеты отличаются усовершенствованным РДТТ, измененным составом топлива и устройством узла стабилизации.
Пуск ракет осуществлялся из специальных пусковых устройств (блоков) Б-8М1 и Б-8В20А. Оба блока имели по 20 пусковых труб, открытых с казенной части. Длина блока Б-8М1 (Б-8В20А) составляла 2760 мм (1700 мм), диаметр блока 520 мм (520 мм). Вес пустого блока 160 кг (123 кг). Позже были разработаны пусковые устройства типа Б-8В7, имевшие 7 открытых пусковых труб. Вес пустого блока 40 кг. Длина 1780 мм. Диаметр 332 мм.
Носителями ракет С-8 были истребители Су-17М1, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-24, Су-25, Су-27, Миг-23 и МиГ-27 и вертолеты Ми-8, Ми-24, Ми-28, Ка-252 и Ка-50.
Орудийный блок Б-8М конструкции МКБ «Вымпел» в марте 1972 г. прошел заводские, государственные наземные и стендовые испытания стрельбой снарядами С-8. С апреля по июль 1974 года в ходе специальных летных испытаний авиационной реактивной системы АС-8 истребитель-бомбардировщик Су-17 оборудовали двумя 80-мм орудийными блоками Б-8М и двумя — Б-8М1. Ведущим инженером по блокам в ГК НИИ ВВС был назначен майор-инженер Н.Е.Башкиров. Разработчиков представлял ведущий конструктор МКБ «Вымпел» по орудийным блокам Б-8М и Б-8М1 А.Уткин.
Блок Б-8М1.
В заключений по госиспытаниям было отмечено, что орудийные блоки Б-8М1 более совершенны по своим техническим данным (испытатели отнесли к ним габариты, массу и технологию изготовления блока) и их предлагали принять на вооружение ВВС. В большей степени значительной являлась именно последняя характеристика, поскольку на основе опыта производства и эксплуатации у этого орудийного блока отказались от обшивки силового корпуса. Б-8М и Б-8М1 одновременно приняли на вооружение. Позже от Б-8М в ВВС отказались и в арсенале МиГов остались только более надежные Б-8М1. Они дополнили варианты вооружения МиГ-23 последних модификаций, МиГ-27 , МиГ-29 , Су-17 , Су-25 и других самолетов.
Пара блоков НАР Б-8М1 под крылом Су-17М4.
Су-25 ВВС Чехии с блоками Б-8М1.
Для пуска С-8 используются двадцати-зарядные блоки Б-8, модернизированные Б-8М и M1, а также Б-8-0 с теплозащитой. Вертолетное исполнение блока Б-8В20А отличается удлиненными пусковыми трубами и упрощенной конструкцией без носового обтекателя (при небольших скоростях полета вертолетов прирост аэродинамического сопротивления незначителен).
Блоки Б-8В, Б-8М1. Схема.
Пусковой блок Б-8В20А (на земле) для НАРС С-8.
Блоки Б-8В20А на вертолете Ми-24.
По эффективности применения и мощности БЧ С-8 значительно превосходят С-5. Так, залп 80-мм ракет из одного 20-зарядного блока Б-8 по поражающему действию сопоставим с одновременным пуском С-5 из трех 32-зарядных блоков УБ-32, а по дальности и точности превосходит их. Преимущества C8 привели к тому, что в настоящее время боевые самолеты и вертолеты комплектуются в основном 80-мм блоками НАРС, которые постепенно вытесняют С-5.
Пуск НАР С-8 из блока Б-8В20А на вертолете Ми-8.
К концу 90-х годов в КБ самарского объединения «Авиаагрегат» специально для продажи на экспорт разработали самолетный вариант семиствольного орудийного блока Б-8С7. Дело в том, что до сих пор состоящие на вооружении ВВС во многих странах мира истребители МиГ-21 последних серий переживают период «ренессанса». В связи с этим надежные машины переоснащают авионикой западного производства, но при этом вооружение на них остается прежним — 57-мм НАРС, хотя снятых с вооружения российских ВВС снарядов семейства С-5 уже катастрофически не хватает, а новые и более мощные НАРС калибра 80 мм «21-е» нести не могут. В перевооружении этих машин принимают самое деятельное участие и российские специалисты Не отстают от них и производители НАРС. МиГ-21 последних серий перевооружают 20-ствольными орудийными блоками Б-8М1, хотя при этом из-за ограничений по весовой группе подвесить их на самолетах можно лишь на внутренние подкрыльевые точки. Внешние же оказываются свободными. Специально для подобных ситуаций самарцы и разработали свое «семиствольное чудо», поскольку на консолях крыла оно в заряженном состоянии не превышает допустимых нагрузок. Таким образом, реактивное вооружение истребителя дополняют 14 снарядов единого калибра.
Модификации:
С-8 — базовая. Оснащена универсальной кумулятивно-осколочной БЧ.
С-8А — с доработанным двигателем.
С-8АС — с устройством стабилизации.
С-8Б — бетонобойная. Оснащена проникающей БЧ. Пробивает железобетонное перекрытие толщиной до 0,8 м.
С-8БМ — бетонобойная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8ВС — с уcтройством стабилизации.
С-8Д — объёмно-детонирующая. Содержит 2,15 кг компонентов жидких взрывчатых веществ, смешивающихся и образующих аэрозольное облако.
С-8ДМ — модернизированная объёмно-детонирующая. Разработана в 1997 году.
С-8КОМ — кумулятивно-осколочная. Пробивает броню толщиной до 400 мм. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8М — модернизированная. Отличается БЧ усиленного осколочного действия и двигателем с увеличенным временем работы.
С-8О — осветительная.
С-8ОМ — осветительная модернизированная. Отличается двигателем с увеличенным временем работы.
С-8П — противолокационная. Предназначена для создания помех РЛС, работающим в диапазоне длин волн 0,8-14 см. Снаряжена дипольными отражателями из метализированного стекловолокна. Взрыватель дистанционный. При срабатывании вышибного заряда диполи выбрасываются и образуют облако объёмом 500 м3.
С-8ПМ — модернизированная противолокационная. Отличается двигателем с уменьшенным временем работы. Разработана в Новосибирске.
С-8С — начинённая 5 блоками стальных оперённых стрел (2200 шт.). Стрелы выбрасываются вперёд вышибным зарядом на конечном участке траектории полёта.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Олег Пресняков, Михаил Семиврагов. Стрелы Громовержцев.