Особенности размещения природных зон южной америки. «Южная Америка: природные зоны, население и страны
7 класс.
Цели урока
Образовательные:
закрепить и углубить знания об основном законе географии - широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;
изучить особенности природных зон Южной Америки.
Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
Развивающие:
продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;
отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;
развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.
Воспитательные:
оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;
воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат.
Воспитывать у школьников бережное отношение к природе
Тип урока: изучение нового материала. Оборудование:
учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,
тетради, таблицы для заполнения,
мультимедийный проектор,
рисунки учащихся,
настенная карта Южной Америки.
Методы и формы : частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.
Ход урока.
Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.
Изучение нового материала.
(ребята откройте атласы на стр. ПЗ. давайте посмотрим, какие природные зоны сформировались на материке).
В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама, (записали природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории- регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка - капибара, шиншиллы).
Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.
Природная зонаГП
Климат
Почвы
Растительности ь
Влияние человека
Влажные экваториальные леса - сельва
По обе стороны от экватора, на
Амазонской й
низменности
Экваториальный
пояс:
жарко и влажно
Красно- желтые ферраллитные
Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри
Саванны
Оринокская
низменность,
Гвианское, Бразильское
плоскогорья.
Субэкватриальный: жарко, тропический пояс:
сухо и жарко
Красные ферраллитные
Акации,
пальмы, кактус,
мимоза,
молочай,
кебрачо,
кустарники,
бутылочное
дерево.
На месте
тропического леса
создаются
плантации
кофейных
деревьев
Степи - пампа
К югу от саванн до 40° ю.ш.
Субтропический
пояс:
тепло и влажно
Красновато-
черные
Ковыль,
просо,
камыши
Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец,
пампасная кошка
Полу-пустын - Патагония
Америки
Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно "
Бурые,
серо-
бурые
Злаки,
подушкообразные
кустарники
Вискаша, нутрия, броненосцы
Природная зона
ГП
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир
Влияние человека
Влажные экваториальные леса - селъва
Экваториальный
пояс:
жарко и влажно
Красно- желтые ферраллитные
Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея
Вырубка лесов, которые дают много кислорода
Саванны
Оринокская
низменноеть,
Гвианское, Бразильское
плоскогорья.
Красные ферраллитные
Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду
На месте
тропического леса
создаются
плантации
кофейных
деревьев
Степи - пампа
К югу от саванн до 40° ю.ш.
Красновато-
черные
Ковыль,
просо,
камыши
Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев
Полу-пустыни - Патагония
Узкая полоса вдоль Анд на юге Юж.
Америки
Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно
Бурые,
серо-
бурые
Вискаша, нутрия, броненосцы
Влажные экваториальные леса.
Саванны.
Степи - пампа.
Полупустыни.
Ребята зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.
Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.
Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но.... цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.
Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.
Домашним заданием у вас было сформулировать правила бережного отношения к природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира необходимо бережно относиться к природе, создавать особо охраняемые территории - заповедники, - национальные парки, создавать различные центры и организации по охране окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к природе зависит и наше с вами здоровье. Схему перечерчиваем в тетрадь.
III. Осмысление.
Чем объясняется видовое разнообразие растительного и животного мира Южной Америки?
Перечислить основные природные зоны Южной Америки, (по таблице)
IV. Подведение итогов.
Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка «5»
Оценить тех, кто отвечал в течение урока.
§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.
Южная Америка - уникальный континент. Больше 50% всех произрастающих на Земле экваториальных и тропических лесов находятся именно в этой части света. Большая часть территорий континента находится в тропических и экваториальных поясах. Климат влажный и теплый, температура в зимнее и летнее время отличается не сильно и на большей части материка всегда положительная. Природные зоны Южной Америки расположены неравномерно из-за больших отличий рельефа восточной и западной частей. Животный и растительный мир представлен большим количеством эндемичных видов. На этом материке добываются практически все полезные ископаемые.
Эту тему подробно изучает школьный предмет география (7 класс). «Природные зоны Южной Америки» - название темы урока.
Географическое положение
Южная Америка полностью находится в западном полушарии, большая часть ее территорий лежит в тропических и экваториальных широтах.
К материку относятся Мальвинские острова, которые лежат в шельфовой зоне Атлантического океана, и острова Тринидад и Тобаго. Архипелаг Огненная Земля отделен от основной части Южной Америки Магеллановым проливом. Длина пролива составляет около 550 км, находится он на юге.
На севере расположено озеро Маракайбо, которое узким проливом соединено с Венесуэльским заливом, одним из крупнейших в Карибском море.
Береговая линия изрезана не сильно.
Геологическое строение. Рельеф
Условно Южную Америку можно разделить на две части: гористую и равнинную. На западе - складчатый пояс Анд, на востоке - платформа (древняя Южно-Американская докембрийская).
Щиты - это приподнятые участки платформы, в рельефе им соответствуют Гвианское и Бразильское нагорья. С востока Бразильского нагорья образовались сьерры - глыбовые горы.
Оринокская и Амазонская низменные равнины - это прогибы Южно-Американской платформы. Амазонская низменность занимает всю часть территории от Атлантического океана до гор Анд, с севера ограничена Гвианским плоскогорьем, а с юга - Бразильским плоскогорьем.
Анды относятся к числу самых высоких горных систем планеты. И это самая длинная цепь гор на Земле, ее длина почти 9 тыс. км.
Самая ранняя складчатость в Андах - герцинская, она начала формироваться в палеозое. Движения гор происходят и в настоящее время - эта зона одна из самых активных. Об этом свидетельствуют сильные землетрясения и извержения вулканов.
Полезные ископаемые
Материк очень богат на различные полезные ископаемые. Здесь ведется добыча нефти, газа, каменного и бурого угля, а также различных металлических и неметаллических руд (железо, алюминий, медь, вольфрам, алмазы, йод, магнезит и др.). Распространение полезных ископаемых зависит от геологического строения. Залежи железных руд относятся к древним щитам, это северная часть Гвианского нагорья и центральная часть Бразильского нагорья.
Бокситы и марганцевые руды сосредоточены в коре выветривания нагорий.
Во впадинах предгорий, на шельфе, в прогибах платформы ведется добыча горючих полезных ископаемых: нефть, газ, каменный уголь.
В Колумбии ведется добыча изумрудов.
В Чили добывают молибден и медь. Эта страна занимает второе место (так же как и Замбия) в мире по добыче естественных богатств.
Таковы природные зоны Южной Америки, география распределения полезных ископаемых.
Климат
Климат материка, как и любого континента, зависит от нескольких факторов: от течений, омывающих континент, макрорельефа, циркуляции атмосферы. Так как материк пересечен линией экватора, большая его часть находится в субэкваториальном, экваториальном, субтропическом, тропическом поясах, следовательно сумма солнечной радиации достаточно велика.
Характеристика природных зон Южной Америки. Зона влажных экваториальных лесов. Сельва
Эта зона в Южной Америке занимает большую территорию: вся Амазонская низменность, расположенные рядом подножия Анд и часть близлежащего восточного побережья. Влажные экваториальные леса или, как их называют местные жители, "сельвас", что переводится с португальского как "лес". Еще одно название, которое предложил А. Гумбольдт - "гилеи". Экваториальные леса многоярусны, почти все деревья перевиты различными видами лиан, много эпифитов, среди которых орхидеи.
Типичные представители фауны - обезьяны, тапиры, ленивцы, огромное разнообразие птиц и насекомых.
Зона саванн и редколесий. Льянос
Этой зоной занята вся Оринокская низменность, а также Бразильское и Гвианское нагорья. Эту природную зону еще называют льянос или кампос. Почвы красно-бурые и красные ферралитные. Большая часть территории занята высокими травами: злаками, бобовыми. Встречаются деревья, обычно это акации и пальмы, а также мимозы, бутылочное дерево, кебрачо - эндемик, произрастающий на Бразильском нагорье. В переводе обозначает «сломай топор», т.к. древесина у этого дерева очень твердая.
Среди животных наиболее распространены: свиньи-пекари, олени, муравьеды и пумы.
Зона субтропических степей. Пампа
Эта зона покрывает всю Ла-Платскую низменность. Почвы красно-черные ферралитные, она образуется в результате перегнивания пампасской травы и листьев деревьев. Гумусовый горизонт такой почвы может достигать 40 см, следовательно земля очень плодородна, чем пользуются местные жители.
Наиболее распространенные животные - лама, пампасский олень.
Зона полупустынь и пустынь. Патагония
Эта зона расположена в «дождевой тени» Анд, т.к. горы перегораживают путь влажным воздушным массам. Почвы бедные, бурые, серо-бурые и серо-коричневые. Скудная растительность, преимущественно кактусы и злаки.
Среди животных много эндемичных видов: магелланова собака, скунс, страус Дарвина.
Зона умеренных лесов
Расположена эта зона южнее 38° ю.ш. Второе ее название - гемигелеи. Это вечнозеленые постоянно-влажные леса. Почвы в основном - лесные буроземы. Растительность очень разнообразна, но главные представители флоры - это южный бук, чилийские кипарисы и араукарии.
Высотная поясность
Высотная поясность характерна для всего участка Анд, но наиболее полно она представлена в области экватора.
До высоты 1500 м находится «жаркая земля». Здесь произрастают влажные экваториальные леса.
До 2800 м - это умеренная земля. Здесь произрастают древовидные папоротники и кустарники кока, а также бамбук и хинное дерево.
До 3800 - зона криволесья или пояс низкорослых высокогорных лесов.
До 4500 м лежит парамос - зона высокогорных лугов.
"Природные зоны Южной Америки" (7 класс) - это тема, в которой видно, как отдельные геокомпоненты взаимосвязаны и как влияют на формирование друг друга.
1. Введение
Се-год-ня мы узна-ем:
По-че-му в Южной Аме-ри-ке много эн-де-ми-ков,
Об осо-бен-но-стях при-род-ных зон ма-те-ри-ка,
Об из-ме-не-нии при-ро-ды ма-те-ри-ка че-ло-ве-ком.
2. Растительный и животный мир материка
Рас-ти-тель-ный и жи-вот-ный мир Южной Аме-ри-ки от-ли-ча-ет-ся раз-но-об-ра-зи-ем и на-ли-чи-ем боль-шо-го числа эн-де-ми-ков (Ис-точ-ник). Это объ-яс-ня-ет-ся ме-ри-ди-о-наль-ной про-тя-жен-но-стью ма-те-ри-ка и его дли-тель-ной изо-ля-ци-ей от дру-гих ма-те-ри-ков.
Для Южной Аме-ри-ки ха-рак-тер-ны целые се-мей-ства эн-де-мич-ных рас-те-ний : как-ту-со-вые, кон-но-е-вые, на-стур-ци-е-вые, бро-ми-ли-е-вые. Среди эн-де-мич-ных жи-вот-ных из-вест-ны ши-ро-ко-но-сые аме-ри-кан-ские обе-зья-ны, ле-нив-цы, му-ра-вье-ды, бро-не-нос-цы, грифы, пять-сот видов ко-либ-ри, стра-у-сы-нан-ду, ту-ка-ны, мно-гие виды по-пу-га-ев, пре-смы-ка-ю-щих-ся, рыб и на-се-ко-мых.
Набор при-род-ных зон в целом со-от-вет-ству-ет кли-ма-ти-че-ским по-я-сам и об-ла-стям (см. Рис. 1). Боль-шое вли-я-ние на зо-наль-ность ока-зы-ва-ют оке-а-ны, по-ло-же-ние южной части ма-те-ри-ка в уме-рен-ных ши-ро-тах и на-ли-чие пояса вы-со-ких гор.
Рис. 1. Карта При-род-ных зон
Пре-жде чем по-зна-ко-мить-ся с осо-бен-но-стя-ми от-дель-ных при-род-ных зон Южной Аме-ри-ки, про-ве-ди-те неболь-шое ис-сле-до-ва-ние по карте.
Уста-но-ви-те:
Какие при-род-ные зоны есть на ма-те-ри-ке? Какие из них за-ни-ма-ют наи-боль-шую пло-щадь? Как в Южной Аме-ри-ке про-яв-ля-ет-ся зо-наль-ность?
3. Сельва
Ха-рак-тер-ная черта ма-те-ри-ка - на-ли-чие труд-но-про-хо-ди-мых влаж-ных веч-но-зе-ле-ных эк-ва-то-ри-аль-ных лесов, рас-ту-щих на крас-ных фер-ра-ли-то-вых поч-вах. На-зы-ва-ют их здесь - сель-ва , что в пе-ре-во-де с пор-ту-галь-ско-го озна-ча-ет «лес».
Сель-ва влаж-нее, чем аф-ри-кан-ские леса, бо-га-че ви-да-ми рас-те-ний и жи-вот-ных. Здесь рас-тут такие де-ре-вья, как сель-ва, до-сти-га-ю-щие вы-со-ты 80 мет-ров. Есть раз-лич-ные виды пальм, дын-ное де-ре-во, како, гевея, об-ви-тые ли-а-на-ми. В лесу много цве-ту-щих ор-хидей. Мно-гие де-ре-вья сель-вы дают не толь-ко цен-ную дре-ве-си-ну, но и плоды, сок, кору для ис-поль-зо-ва-ния в тех-ни-ке и ме-ди-цине.
Осо-бен-но богат жи-вот-ный мир сель-вы. Мно-гие жи-вот-ные при-спо-соб-ле-ны к жизни на де-ре-вьях. Это ле-нив-цы, цеп-ко-хво-стые обе-зья-ны. Даже ля-гуш-ки и яще-ри-цы живут на де-ре-вьях, здесь много змей, в том числе и самая боль-шая на Земле змея - ана-кон-да (см. Рис. 2).
Рис. 2. Ана-кон-да
У воды оби-та-ют ко-пыт-ные - та-пи-ры и самый круп-ный гры-зун на Земле - во-до-свин-ка ка-пи-ба-ра весом до пя-ти-де-ся-ти ки-ло-грамм. Хищ-ни-ков мало, среди них наи-бо-лее из-ве-стен ягуар. Богат и мир птиц: кро-хот-ные ко-либ-ри, пи-та-ю-щи-е-ся нек-та-ром цве-тов, по-пу-гаи, ту-ка-ны и дру-гие. Много раз-но-об-раз-ных ба-бо-чек, жуков и дру-гих на-се-ко-мых. В ниж-нем ярусе леса и в почве оби-та-ет масса му-ра-вьев, мно-гие из ко-то-рых ведут хищ-ни-че-ский образ жизни. Неко-то-рые из му-ра-вьев до-сти-га-ют 3 сан-ти-мет-ров в длину.
Зоны са-ванн, ред-ко-ле-сий и ку-стар-ни-ков рас-по-ло-же-ны в ос-нов-ном в суб-эк-ва-то-ри-аль-ном и ча-стич-но в тро-пи-че-ском кли-ма-ти-че-ском по-я-сах. Са-ван-ны за-ни-ма-ют Ори-нок-скую низ-мен-ность, где их на-зы-ва-ют лья-нос (см. Рис. 3).
В са-ван-нах юж-но-го по-лу-ша-рия рас-ти-тель-ность бед-нее. В тро-пи-че-ском цен-тре ма-те-ри-ка, где мно-гие ме-ся-цы сухо и жарко, рас-тут ис-крив-лен-ные, уни-зан-ные ши-па-ми и ко-люч-ка-ми низ-ко-рос-лые де-ре-вья и ку-стар-ни-ки.
Рис. 3. Лья-нос
Среди них наи-бо-лее из-вест-ны ке-брач-чо, кора ко-то-ро-го со-дер-жит ду-биль-ные ве-ще-ства, необ-хо-ди-мые для вы-дел-ки кожи.
В срав-не-нии с аф-ри-кан-ски-ми са-ван-на-ми жи-вот-ный мир юж-но-аме-ри-кан-ских бед-нее. Здесь оби-та-ют мел-кие олени, дикие сви-ньи - пе-ка-ри, бро-не-нос-цы, име-ю-щие пан-цирь из ро-го-вых щит-ков, му-ра-вье-ды, из птиц - стра-ус нанду.
Пампа - суб-тро-пи-че-ские лу-го-вые степи на лёс-со-вых рав-ни-нах Южной Аме-ри-ки, в рай-оне устья Рио Плата, глав-ным об-ра-зом в Ар-ген-тине и Уруг-вае (см. Рис. 4). На за-па-де пам-па-сы огра-ни-че-ны Ан-да-ми, на во-сто-ке Ат-лан-ти-че-ским оке-а-ном.
В усло-ви-ях влаж-но-го суб-тро-пи-че-ско-го кли-ма-та в сте-пях об-ра-зо-ва-лись пло-до-род-ные, крас-но-ва-то-чер-ные почвы.
Рис. 4. Пампа
Рас-ти-тель-ность сте-пей - травы, среди ко-то-рых пре-об-ла-да-ют ко-вы-ли, дикое просо и дру-гие. Для от-кры-тых про-странств пампы ко-гда-то были ха-рак-тер-ны быст-ро-бе-га-ю-щие жи-вот-ные: пам-пас-ский олень, пам-пас-ская кошка, ламы.
6. Патагония
На юге ма-те-ри-ка в усло-ви-ях уме-рен-но-го кли-ма-та с малым ко-ли-че-ством осад-ков об-ра-зо-ва-лась зона по-лу-пу-стынь. Этот су-ро-вый край ма-те-ри-ка на-зы-ва-ют Па-та-го-ни-ей.
Дер-но-ви-ны зла-ков и ко-лю-чие веч-но-зе-ле-ные ку-стар-ни-ки об-ра-зу-ют здесь плот-ные за-рос-ли на ма-ло-пло-до-род-ных бурых поч-вах. В по-лу-пу-сты-нях много гры-зу-нов. Среди них вис-ка-ша - гры-зун, длина ко-то-ро-го ше-сть-де-сят - семь-де-сят сан-ти-мет-ров. По бе-ре-гам во-до-е-мов оби-та-ет нут-рия - бо-лот-ный бобр.
7. Изменение природы материка человеком
Воз-дей-ствие че-ло-ве-ка на при-ро-ду в Южной Аме-ри-ке на-ча-лось еще тогда, когда ко-рен-ное на-се-ле-ние, за-ни-ма-ясь зем-ле-де-ли-ем, вы-жи-га-ло для этого участ-ки лесов, осу-ша-ло бо-ло-та. Од-на-ко эти из-ме-не-ния не были так ве-ли-ки в срав-не-нии с теми, ко-то-рые воз-ник-ли с при-хо-дом на ма-те-рик ев-ро-пей-цев.
Рас-паш-ка зе-мель, вы-руб-ка лесов, паст-бищ-ное ско-то-вод-ство, по-яв-ле-ние новых рас-те-ний, за-ве-зен-ных с дру-гих ма-те-ри-ков, при-ве-ли к боль-шим из-ме-не-ни-ям при-род-ных ком-плек-сов.
На-при-мер, зна-чи-тель-ная часть пампы рас-па-ха-на и ис-поль-зу-ет-ся вы-па-са скота. Паст-би-ща за-рос-ли сор-ня-ка-ми.
Пампа по-те-ря-ла свой пер-во-здан-ный облик. Она пре-вра-ще-на в бес-край-ние поля пше-ни-цы и ку-ку-ру-зы, за-го-ны для вы-па-са скота. Почти уни-что-же-ны цен-ней-шие леса из ара-у-ка-рий - хвой-ных де-ре-вьев, рас-ту-щих на во-сто-ке Бра-зиль-ско-го плос-ко-го-рья. На месте тро-пи-че-ских лесов и са-ванн давно уже су-ще-ству-ют план-та-ции ко-фей-но-го де-ре-ва, за-ве-зен-но-го сюда из Аф-ри-ки, и план-та-ции како, дикие виды ко-то-ро-го рас-тут в лесах Ама-зо-нии.
Очень быст-ро уни-что-жа-ют-ся леса Ама-зо-нии. Стро-и-тель-ство Тран-са-ма-зон-ской ав-то-мо-биль-ной до-ро-ги (5000 км) от-кры-ло путь в сель-ву (см. Рис. 5).
Рис. 5. Стро-и-тель-ство Тран-са-ма-зон-ской ав-то-до-ро-ги
При со-вре-мен-ных тем-пах ис-поль-зо-ва-ния, по про-гно-зам уче-ных, вско-ре эти леса могут ис-чез-нуть со-всем. А ведь леса Ама-зо-нии дают ат-мо-сфе-ре много кис-ло-ро-да, об-ла-да-ют огром-ным ко-ли-че-ством видов рас-те-ний и жи-вот-ных.
До-маш-нее за-да-ние
Про-честь § 26 (стр. 84 - 85). От-ве-тить на во-про-сы:
· На-зо-ви-те эн-де-ми-ков Южной Аме-ри-ки. Чем можно объ-яс-нить их боль-шое ко-ли-че-ство?
· Какая при-род-ная зона за-ни-ма-ет самую боль-шую пло-щадь на ма-те-ри-ке?
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/juzhnaja-amerika/prirodnye-zony-yuzhnoy-ameriki?seconds=0
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.
- Образовательные :
- закрепить и углубить знания об основном законе географии – широтной зональности на примере природных зон Южной Америки;
- изучить особенности природных зон Южной Америки.
- Показать взаимосвязь компонентов природы материка, влияние рельефа, климата и внутренних вод на развитие органического мира Южной Америки;
- Развивающие :
- продолжить совершенствовать умения анализировать тематические карты;
- отработать умение учащихся характеризовать природные зоны, выявлять взаимосвязи между природными компонентами;
- развивать навыки по выбору рационального выполнения этапов работы.
- Воспитательные :
- оценивать степень изменения природы под воздействием хозяйственной деятельности человека;
- воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, дружбу в процессе совместной работы на результат;
- воспитывать у школьников бережное отношение к природе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- учебник географии «Материки, океаны и страны» И. В. Коринская, В.А. Душина, атласы по географии 7 класс,
- тетради, таблицы для заполнения,
- мультимедийный проектор,
- рисунки учащихся,
- настенная карта Южной Америки.
Методы и формы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, наглядный, репродуктивный, самостоятельная работа, индивидуальная.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение природы Южной Америки: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику. Познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения приготовленные ребятами. Рассмотрим, как изменяется природа материка под воздействием х/д человека, какое отрицательное воздействие оказывает человек на растительный и животный мир. Сформулируем правила бережного отношения к природе. Запишите в тетради число и тему урока.
II. Изучение нового материала
– Ребята, откройте атласы на стр. ПЗ. Давайте
посмотрим, какие природные зоны сформировались
на материке.
В связи с преобладанием влажного климата в Южной
Америке широко распространены леса и
сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе
стороны от экватора в Амазонии простираются
постоянно влажные вечнозеленые леса,
сменяющиеся к северу и югу на нагорьях
переменно-влажными листопадными тропическими
лесами, редколесьями и саваннами, особенно
обширными в южном полушарии. На юге материка
расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в
пределах тропического климатического пояса на
западе занята пустыней Атакама, (записали
природные зоны в тетрадь)
Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди
материков своеобразием органического мира.
Длительная изоляция от других континентов
способствовала формированию в Южной Америке
богатого и во многом эндемичного растительного и
животного мира. Она – родина каучуконоса гевеи,
шоколадного дерева, хинного и красного деревьев,
виктории-регии, а также многих культурных
растений – картофеля, томата, фасоли. Среди
эндемиков животного мира следует назвать
неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы)
широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов
(водосвинка – капибара, шиншиллы).
– Сейчас мы с вами прослушаем сообщения об особенностях растительного и животного мира, тех П.З., которые занимают наибольшие площади на материке. Будьте внимательны, я раздаю вам таблицы с частичной характеристикой П.З., однако не во всех колонках есть сведения. Задача заключается в том, чтоб по ходу сообщения вы заполнили их.
Природная зона |
Растительность |
Животный мир |
Влияние человека |
|||
Влажные экваториальные леса – сельва |
По обе стороны от экватора, на Амазонской низменности |
Экваториальный пояс: жарко и влажно |
Красно- желтые ферраллитные |
Шоколадное дерево, хинное дерево, пальмы, сейба, молочай, дынное дерево, гевея, лиана, орхидея |
Обезьяна-ревун, ленивец, муравьед, тапир, ягуар, попугаи, колибри |
Вырубка лесов, которые дают много кислорода |
Оринокская низменность, |
Субэкватриальный: жарко, тропический пояс: сухо и жарко |
Красные ферраллитные |
Акации, |
Олени, пекари, муравьеды, броненосцы, ягуары, пумы, страус нанду |
На месте тропического леса создаются плантации кофейных деревьев |
|
Степи – пампа |
К югу от саванн до 40° ю.ш. |
Субтропический пояс: тепло и влажно |
Красновато-черные |
Ковыль, просо, камыши |
Пампасный олень, лама, нутрия, броненосец, пампасная кошка |
Поля пшеницы, кукурузы, загоны для выпаса скота, вырубка хвойных деревьев |
Полу-пустын – Патагония |
Узкая полоса вдоль Анд на юге
Юж. |
Субтропический, умеренны й пояс: сухо и прохладно " |
Бурые, серо-бурые |
Злаки, подушкообразные кустарники |
Вискаша, нутрия, броненосцы |
Учащиеся зачитывают сообщения, после каждого проверяем, что дописали в таблице.
- Влажные экваториальные леса.
- Саванны.
- Степи – пампа.
- Полупустыни.
– Итак, мы прослушали с вами сообщения об основных П.З., доказали, что растительный и животный мир Южной Америки эндемичен и разнообразен. А теперь дадим оценку степени изменения природы материка под воздействием х/д человека.
Зачитывается стихотворение о природе и сообщение.
Как-то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого,
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте.
Землю вспашите, хлебом засейте.
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню!
Все хорошо, конечно, было,
Но... цивилизация на Землю наступила.
Вырвался на волю технический прогресс.
Мир научный, дремлющий доселе, вдруг воскрес,
И подарил земному населению
Адские свои изобретения.
Вывод: показываем слайд об отрицательном воздействии человека. Схему перечерчиваем в тетрадь.
Домашним заданием
у вас было
сформулировать правила бережного отношения к
природе. Пожалуйста, кто приготовил, давайте
заслушаем. Слайд по охране природы.
Для сохранения растительного и животного мира
необходимо бережно относиться к природе,
создавать особо охраняемые территории –
заповедники, национальные парки, создавать
различные центры и организации по охране
окружающей среды. Ведь от того, как мы относимся к
природе зависит и наше с вами здоровье. Схему
перечерчиваем в тетрадь.
III. Осмысление
– Чем объясняется видовое разнообразие
растительного и животного мира Южной Америки?
– Перечислить основные природные зоны Южной
Америки, (по таблице)
IV. Подведение итогов
– Всем ребятам, приготовившим сообщения оценка
«5»
– Оценить тех, кто отвечал в течение урока.
V. Домашнее задание
§ 44 прикрепить таблицу в тетрадь, выучить.
Природные зоны Америки - географическая зональность Южной и Северной Америки очень разнообразна, что объясняется тем, что Америка протянулась по всему полушарию, от крайнего севера до юга. Поэтому здесь есть практически все природные зоны планеты.Природные зоны Северной Америки.
До широты Великих озер (граница США и Канады) природные зоны сменяют друг друга по широте, а южнее - меридионально. В Северной Америке представлены следующие природные зоны:
1. Зона Арктических пустынь. В этой зоне находятся Гренландия и большая часть островов Канадского Арктического архипелага. Здесь в местах, освобождающихся от снега и льда, на бедных каменистых и болотистых почвах во время короткого и прохладного лета растут мхи и лишайники.
2. Зона тундры. Занимает северное побережье Северной Америки и прилегающее к ней острова. Южная граница тундры на западе лежит у полярного круга, а с продвижением на восток заходит в более южные широты, захватывая побережье Гудзонова залива и северную часть полуострова Лабрадор. Здесь в условиях короткого и прохладного лета и многолетней мерзлоты широко распространены торфяные болота. В северной части тундры растут мхи и лишайники, а в южной – болотные травы, кустарники из багульника, кустарнички голубики и черники, низкорослые с искривлёнными стволами берёзы, ивы, ольха. В североамериканской тундре водятся песец, полярный волк, северный олень карибу, белая куропатка и др. Летом сюда прилетает множество перелётных птиц. В прибрежных водах зоны много тюленей, моржей. На северном побережье материка встречается белый медведь.
3. Зона тайги. К югу тундра постепенно переходит в лесотундру, а затем в хвойные леса или тайгу. Зона тайги простирается широкой полосой с запада на восток. В тайге растут в основном хвойные деревья – чёрная ель, бальзамическая пихта, сосна, американская лиственница; есть и лиственные – бумажная берёза с гладкой белой корой, осина. В лесах водятся хищные звери – медведи, волки, рыси, лисицы; есть олени, лоси и ценные пушные звери – соболь, бобр, ондатра. В реках много лососевых рыб, на островах находятся лежбища котиков.
4. Зона смешанных и широколиственных лесов начинается на юг от тайги. В восточной части материка расположены переменно влажные леса, которые доходят аж до зоны Мексиканского залива. В смешанных лесах преобладают жёлтая берёза, сахарный клён, бук, липа, белая и красная сосна. Для широколиственных лесов характерны различные виды дубов, каштан, платан и тюльпанное дерево.
5. Зона вечнозелёных тропических лесов расположена на юге Миссисипской и Приатлантической низменностей. Леса состоят из дубов, магнолий, буков и карликовых пальм. Деревья обвиты лианами.
6. Зона лесостепей начинается к западу от зоны лесов. Здесь преобладает травянистая растительность. Степи с высокими травами, преимущественно злаками, достигающими в высоту 1,5 м, в Северной Америке называют прериями. В долинах рек и на увлажненных пониженных участках встречается древесная растительность. Ближе к Кордильерам осадков выпадает ещё меньше и растительность становится беднее; низкие травы не покрывают всю землю и растут отдельными пучками.
7. Зона пустынь и полупустынь занимает значительную часть внутренних плоскогорий Кордильер, Мексиканского нагорья и калифорнийского побережья. Здесь на серых и бурых почвах колючие кустарники, кактусы и полынь, а на засоленных почвах – солянки.
8. Зоны саванн и вечнозеленых лесов расположены в Центральной Америке и на склонах Карибского моря.
В Южной Америки
так же ярко выражена широтная зональность, а так же высотная поясность.
1. Зона тропических лесов. По обе стороны от экватора расположены влажные экваториальные леса (сельва, тропический лес). Их площадь здесь примерно в 2,5 раза больше, чем в Африке. Экваториальные леса (сельва) расположены по обе стороны от экватора, занимая почти всю Амазонскую низменность, склоны Анд и север Тихоокеанского побережья. Вдоль Атлантического побережья распространены влажные тропические леса, близкие к типичной гилее.
2. Саванны и степи. К северу и югу влажные тропические леса сменяются саваннами. В южной части материка южнее саванн расположены степи (пампа).
3. Пустыни и полупустыни. Они занимают большую часть умеренного пояса на юге материка. На западном побережье тропического пояса находится пустыня Атакама. В целом засушливые территории в отличие от Африки занимают незначительные площади.
В Андах выражена высотная поясность, причём её характер существенно различается в северной, центральной и южной частях гор.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении