Интервью с чулпан. Чулпан Хаматова: Интервью cosmo
История
История возведения храма началась в 2007 году. Старая церковь не вмещала желающих посетить службу, и несколько верующих активистов обратились к светским властям с просьбой выделить место под строительство нового храма. Семь лет они добивались разрешения на строительство. Собрали 6000 подписей на обращении, и ходили по кабинетам чиновников, но безрезультатно.
Только после начала столичной программы «200 храмов», в 2014 году, выделили землю под будущий храм. Участок определили в заброшенном парке, и на этом месте сразу возвели небольшую деревянную церковь, посвятив её святому праведному воину Феодору.
Эта церковь вмещает несколько десятков человек, и носит статус временной. Рядом возводится Владимирский храм, но и после завершения строительства деревянная церковь останется, перейдя в статус малого храма.
Церковь невелика, однокупольная, однопрестольная. В архитектуре воспроизводится греческий стиль церковного зодчества. Ставили храм из готового сруба, начав установку 16 марта, а 18 апреля её уже освятили.
Храм, как культурный центр
Сейчас храм стал своеобразным центром культуры. Начиналось всё с благотворительного концерта на строительной площадке, устроенного по благословению епископа Пантелеймона. Неожиданно оказалось, что желающих принять участие больше, чем планировали, и нет времени предоставить всем возможность выступить. Поэтому концерт повторили, а затем мероприятие вошло в традицию.
Концерты классической музыки проходят силами прихожан, они абсолютно бесплатны, но в них уже принимают участие музыканты - профессионалы, даже из Большого театра.
При обсуждении будущего строительства активисты пообещали местным жителям привести в порядок и облагородить парк, на территории которого выделили землю. Прихожане своими силами устраивают клумбы, высаживают деревья, поддерживают порядок. И если раньше в этот парк было страшно входить, то сейчас он стал намного чище, уменьшилось количество бездомных и асоциальных личностей, ранее облюбовавших заросли кустов.
В честь небесного покровителя
Храм освящён в честь святого праведного воина, известного флотоводца, адмирала Ушакова.
Отдавая дань земному пути святого, при церкви работает судомодельный кружок. В соседней школе сохранились классы трудового обучения. Договорились с педагогом из Федерации судомодельного спорта, и дважды в неделю мальчики получают навыки моделирования. Летом 2015 года в акватории паркового пруда прошли соревнования моделей судов, и храм учредил для победителя специальный кубок в честь святого Феодора Ушакова.
Расписание богослужения
- Каждый день (кроме воскресенья) в 8:00 литургия, в 18:00 вечерня.
- По субботам в 17:00 молебен с водоосвящением.
- По воскресеньям ранняя литургия в 6:45, поздняя в 9:00.
- По будним дням священник в храме находится с 16:00 до 20:00.
Как добраться до храма Федора Ушакова
Адрес: улица Перовская, 64. Остановка автобусов «улица Новотетёрки»
От станции метро «Новогиреево»:
- Автобус № 36 в сторону Измайлово.
От станции метро «Перово»:
- Пешком расстояние примерно 1 километр.
- Автобус № 620 в сторону Выхино.
- Автобус № 7 в сторону Измайлово
Фотографии
Недавно, Чулпан Хаматова посетила Израиль в рамках культурной программы «Open Lecture».
Крупнейшая местная газета, «Израиль сегодня», посвятила интервью с Хаматовой целый разворот. Привожу некоторые любопытные выдержки этого интервью. Прошу учесть, что это «обратный перевод», выполненный с иврита на русский, да еще и не профессионалом. Так что не судите строго.
Чулпан, это не первый ваш визит в Израиль. Вы чувствуете себя здесь как дома?
Нет. Я испытываю слишком большое уважение к этой стране, благодаря ее замечательной медицине и уровню социальных услуг. И это чувство не дает мне расслабиться, так что-бы ощущать себя здесь как дома. Когда человек поставлен во главу системы приоритетов, это не может меня не взволновать.
Неужели вам не приходилось сталкиваться с таким отношением к человеку в России или остальном мире?
Нет в мире другой страны, которая была бы создана в столь короткие сроки, и при этом смогла бы создать такую развитую систему социального обеспечения. Как правило, это работает по другому — сначала будем бороться, побеждать врагов и т.д., и лишь потом задумаемся о простом человеке. В Израиле все наоборот. И это замечательно.
Это то, чего вам не хватает в России?
Конечно, особенно сейчас, в период кризиса. На сегодняшний день я не могу сказать, что в моей стране человек ценится так как должен.
Давайте поговорим о кино. Почему в Голливуде нет ни одного известного российского актера, и это не смотря на то, что нет почти ни одного актера, не знакомого с системой Станиславского?
У нас есть выдающиеся актеры, у которых могла бы быть замечательная карьера в Голливуде, но речь идет о рынке. Нужно продавать фильмы, а зрители хотят видеть то, что им понятно. Сегодня они не способны воспринять русского актера в роли, скажем, спасителя мира, потому что образ России сегодня, и не только сегодня, таков, что он не может не вызвать отрицательных эмоций. Единственная возможность разрушить этот образ была у русских во время падения берлинской стены, Россия была в тренде, ею интересовались. Это был пик. Но с тех пор происходит только падение, оно продолжается и сегодня. Что-бы русские актеры поднялись на сцену в Голливуде, нужно что-бы сама Россия стала привлекательной. Это не вопрос таланта, он здесь вообще ни при чем. Это вопрос образа, и его продажи.
Далее, автор интервью рассказывает о том, что в России в эти дни идет работа над драконовским законом «о некоммерческих организациях», согласно которому благотворительный фонд Хаматовой попадет в категорию «иностранных агентов». По словам Чулпан, если этот закон пройдет, это будет концом всего благотворительного движения в России. «Это охота на ведьм… если он пройдет, я просто впаду в спячку, как медведь… У меня на родине человек никогда не воспринимался как личность. Не было такого периода во всей нашей истории. Сегодня, когда ты борешься за то, что-бы больной раком ребенок получил необходимое медицинское обслуживание, тебе приходится пройти все круги ада бюрократии, чиновников, которым абсолютно наплевать на состояние матери, только что получившей известие, что ее ребенок болен.»
Честно говоря, при прочтении статьи меня лично не покидало ощущение ее скомпилированности. Из текста невозможно понять, когда Хаматова отвечает интервьюеру напрямую, сидя с ним (как он сам утверждает) в тель-авивском кафе, а когда приводятся цитаты из других источников. Если в начале, это напоминает классическое интервью «вопрос-ответ», то в середине, оно вдруг, безо всякого предупреждения, приобретает форму неких рассуждений автора, перемежающихся цитатами, или прямой речью Хаматовой. Например, автор, вдруг приводит историю 2009-го года, когда Чулпан Хаматова была приглашена в Кремль, для награждения за свою благотворительную деятельность. Якобы, по словам Хаматовой, за несколько дней до этого события ей позвонили, и потребовали дать текст ее будущего выступления. Она отказалась. Тогда, перед самой церемонией, в Кремле, несколько женщин втолкнули ее в туалет и попытались заставить показать им текст. Хаматовой удалось ускользнуть, дав им только концовку речи. Но в конечном итоге, ей вообще не предоставили возможность выступить.
Куда движется Россия?
У меня нет четкого представления. В убийстве Бориса Немцова есть несколько сторон (почему вдруг вспомнили Немцова? Непонятно). Это ужасно. Нельзя вот так просто взять и убить человека на улице. Но люди живут. Гуляют по улицам, растят детей. У нашей страны есть некая карма, наказание за что-то, все это понимают.
В общем, полный сумбур. И это совсем не «трудности перевода». Единственное, что могу утверждать с уверенностью, что Чулпан действительно была в Израиле и выступала с лекциями. Следующим, говорят, в рамках данной программы приезжает Александр Невзоров.
ИНТЕРВЬЮ БРАЛ ОЛЕГ ТАТКОВ
О профессии.
Я не могу сказать, что для меня профессия - образ жизни. Профессия – крест.
Мне мой педагог в 16 лет подарила книгу, в которой написала. «Неси свой крест и веруй!» Это слова Чехова. И только сейчас я начала их воспринимать как пророчество…
Я не свободный художник. Я – винтик в системе. От меня зависит огромное количество людей и просто позвонить и сказать, что устала, - я не могу. Я должна заранее – за полгода (смех в зале – Авт.) предупредить, что у меня будет плохое настроение…
Самое главное в профессии – перевоплощение. Это как в детстве.
Актёром можно стать, но способности, безусловно, должны присутствовать.
О школе (какая ближе – школа Станиславского или Мейерхольда)
Чулпан сверкнула глазами, улыбнулась и сказала: "Мне ближе школа Михаила Чехова".
О театре.
Я считаю, что профессионально меня воспитал главный принцип русской театральной школы. Объясню, что это такое. После трёх лет обучения в ГИТИСе у каждого студента, - а я не исключение - было стойкое ощущении, что хуже тебя просто нет, и не было в этих стенах. Тебя постоянно ругают – и это очень закаляет.
В какой-то момент становится всё равно – мол, хуже уже не будет…
Дипломный спектакль у меня был »Дневник Анны Франк». Но погиб Дворжецкий, и спектакль получился его памяти…
Работала в детском театре Играла снежинок, карамелек, гномиков и даже хромого мальчика на заднем плане. Это было счастливое время – дети после спектакля дарили надкушенные яблоки – у них больше ничего не было и это вызывало слёзы радости...
Когда я попала на учёбу в Лондон, - а народ там был отовсюду, – для меня было открытием, что к студентам можно относиться по-другому.
У нас был курс «стенд-ап импровизации» и вместо штатного профессора на занятие пригласили «звезду» этой импровизации, которая как-то совсем по-нашему, обрушилась на студентов с критикой. И вдруг произошло событие, которое лично для меня стало потрясением. «Звезду» за неуважение к студентам попросили покинуть аудиторию. Это сделал американец. «Звезда» тут же возмущённо помчалась к ректору, тот пришёл, выслушал американца и принял сторону студентов.
Должно совпасть 3 составляющих; - время, сценарий, роль.
Я соскучилась по кино и с радостью бы туда вернулась. Обожаю играть эпизоды. Потому что это абсолютно безответственно – всё висит на главных героях и можно похулиганить….
Мне жаль, что ушло понятие «пластический рисунок» в кино. И ещё я обожаю грим.
На встречное утверждение о том, что ей боятся предлагать роли из-за общепринятой легенды о хаматовской абсолютной непредсказуемости, - Чулпан, грустно улыбнувшись, сказала: «Мне 36 лет и» ….
И рассказала историю о «добром сценаристе», посмотревшем отснятый материал и посоветовавшем ей сменить профессию из-за, - по его мнению, - крайне невыразительных глаз, которые, - опять же, - по его мнению, - не дадут ей состояться как киноактрисе….
Про «Ледниковый период»
Втянули меня в это дело врачи. Вернее, Илья Авербух, умело воспользовался моим отношением к людям этой профессии и моим отношением к фонду «Подари жизнь». Он просто позвонил мне и сказал, что я своим участием в проекте 1 канала с такой огромной аудиторией, смогу увеличить интерес к фонду.
И действительно, – это сработало. Во время «Ледникового периода» резко возросло число людей, которые начали помогать фонду, увеличился размер и самой помощи.
Было безумно тяжело, поскольку приходилось совмещать съёмки в «Ледниковом периоде со съёмками в фильме Алексея Германа младшего «Бумажный солдат», который снимался между Астраханью и Волгоградом в посёлке Южный Баскунчак.
(Из Википедии - «Бумажный солдат» — фильм режиссёра Алексея Германа-младшего. На 65-м Венецианском кинофестивале картина получила «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и премию «Озелла» за лучшую операторскую работу).
Чулпан рассказала, как однажды после 2-х недельного отсутствия на катке она вернулась со съёмок и её уже в машине начал буквально отчитывать встречавший её в аэропорту фигурист Костомаров за то, что она потеряла физическую форму и навыки. В этот момент позвонил Алексей Герман и сказал буквально: "Я тут отсмотрел снятый материал и никак не могу решить – ты ещё актриса или уже фигуристка?"
О мечте
Мечтаю получить сценарий об истории Раисы Горбачёвой, и всего её с Михаилом Горбачёвым, сложного пути.
О человеческих качествах.
Я ничего в этом не понимаю. Но я чётко знаю, что у каждого человека свой путь и он его выбирает сам.
Всем понравиться нельзя...
Я вот до сих пор не научилась различать плохих людей – не могу различить, когда человек врёт, издевается. Даже просто определить – злой человек или нет.
О коллегах.
Коллеги относятся ко мне очень хорошо. Когда мы с Диной Корзун задумали фонд, то для того, чтобы о нём громко заявить, нам надо было собрать в одном месте, и в одно время много звёзд. Все, кому я позвонила с просьбой, - согласились, и никто не подвёл...
Для меня это был день «Ч», после которого в моей жизни всё изменилось...
О Евгении Миронове.
Женя мой друг.
Миронов из тех артистов, кто над рождением роли работает вместе с режиссером. И ещё он замечательный партнёр.
А вообще для меня партнёр – это человек, работающий на общий результат; - когда надо отойдет в сторону, когда надо - выдвинет на передний план тебя...
«За жизнь»
Жизнь – тельняшка. Полосы чёрные и белые. Только по ширине они разные…
Всю жизнь топтать не будут – будут и прекрасные моменты.
О Нобелевской премии.
Это радостно, но я к этому отношения не имею. С утра готовлю детям завтрак, – мажу бутерброды, жарю яичницу. Вдруг звонят друзья и говорят: – мы тебя хотим выдвинуть на Нобелевскую премию. Представляете, – яичница и Нобелевская премия?
Вот примерно в таком состоянии я и пребываю до сих пор...
О текущем моменте.
К нынешнему своему общественному статусу, я отношусь как к Чистилищу. Всё в моей жизни начинается с меня и по-другому быть уже не может…
Послесловие: Вопросов о Ксении Собчак не было. Аудитория попалась адекватная...
Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine
Чулпан Хаматова: «Ближайшие люди уходили от меня…»
Знаменитая актриса рассказала о том, как ей удается воспитывать трех дочек и более 12 лет возглавлять фонд «Подари жизнь», о первых ролях, предательстве друзей и стихах, которые вдохновляют.
Народная любимица, одна из самых востребованных актрис страны, Чулпан Хаматова известна тем, что очень редко дает интервью. Однако поклонникам актрисы в Санкт-Петербурге повезло – на днях в Северной столице прошел творческий вечер Чулпан Хаматовой, который был своего рода «разговором по душам». По признанию актрисы, лет двадцать назад на своих творческих вечерах она предпочитала выступать в разных ролях .
«С бешеной яростью полтора часа я перегримировалась и переодевалась, чтобы выступить то в роли бабушки, то в роли подростка, то в образе лирической героини… Пыталась доказать всем и самой себе, что артистка Чулпан может все! Однажды даже наклеила огромные уши клеем "Момент", так как забыла профессиональный клей, – призналась Чулпан Хаматова. – Сейчас, в этом потоке информационной зашоренности, перенасыщенности, непонятно, кто есть кто, где настоящее, а где фальшь… Я хочу самого прозрачного, простого разговора, очень честного и откровенного…»
Чулпан Хаматова рассказала о самых важных «трех столпах» ее жизни – дочках, творчестве и фонде «Подари жизнь».
О РАСПОРЯДКЕ ДНЯ
Недавно я обнаружила, что моя записная книжка выглядит примерно так: «122. Срочно выучить и разобрать текст "Оды" Мандельштама. 123. Позвонить в Минздрав и поговорить про проблему оплаты трансплантации костного мозга в регионах. 124. Придумать гримеру парик к спектаклю. 125. Срочно постричь детям ногти».
О ДЕТСТВЕ
Я все детство прожила в странном ощущении внутренних комплексов, потому что родители подарили мне имя, для девочки непривычное. Придумывали они его очень долго, я около месяца жила без имени. И, когда уже надо было оформлять документы, папа, отчаявшись найти имя, объявил конкурс среди своих друзей на ящик водки. Конкурс выиграл его друг по имени Фат , вспомнивший не менее странное имя Чулпан. Благодаря ему моя мама почти на неделю потеряла папу, который осваивал с друзьями призовой фонд. Я же все детство на вопрос: «Как тебя зовут, девочка?» отвечала: «Оля», «Наташа», «Лена». Дома я рыдала и требовала нормальное человеческое имя. На что родители говорили: «Давай подождем. Ты вырастешь и поймешь, как хорошо иметь такое странное имя». Когда я уже переехала в Москву и начала учиться, меня взяли в детский театр, и за день до премьеры главный режиссер меня вызвал и сказал, что с таким именем я никогда не стану артисткой и что надо придумать себе псевдоним. Например, Ольга Милая или Надежда Нежная… Я серьезно пошла думать. В это же время я снялась в своем дебютном фильме и в титрах осталось «Чулпан Хаматова». Однажды, пробегая по коридору «Мосфильма» на озвучивание этого фильма, я услышала разговор двух кастинг-директоров, которые говорили: «Слушай, ну это молодая актриса, у Вадика снялась… Че... Чебурашка?» И я поняла – хорошо, что имя постепенно внедряется , не совсем точно, но внедряется! Я поняла, что у меня гениальные родители. Они подарили мне самое лучшее на свете имя, с которым можно стать актрисой.
Чулпан Хаматова в роли Кати в фильме «Время танцора»
О ДЕТЯХ
У меня три дочери – видимо, то, что я почти 16 лет играла в театре «Современник» спектакль «Три сестры» , не прошло бесследно и отразилось на моей жизни. Они подарили мне возможность окунуться в детство. Однажды доченька мне говорит: «Мамочка, я так хочу быть механиком!» – «Какая интересная профессия, а почему?» – «Ну, чтобы всегда-всегда меха носить!»
О ТОМ, ЧТО ВДОХНОВЛЯЕТ
Когда подкашиваются ноги и нет никаких сил, я использую, как домкрат для поднятия своей воли, стихотворение Анастасии Орловой «Выйти в лес» .
О ПЕРВОЙ КИНОРОЛИ
В 1996 году кассету с наши экзаменом, где мы, студенты (ГИТИСа. – Прим. ред . ) , показывали цирк, увидела прекрасная женщина Евгения и отдала режиссеру Вадиму Абрашитову. Меня вызвали на пробы. Мне было 18 лет, я должна была играть 28-летнюю героиню, страстную, прожженную войной и личными историями девушку (роль Кати из фильма «Время танцора». – Прим. ред.) . Одевали меня всем общежитием: дали каблуки, на которых я ни разу до этого не ходила, надели узкую юбку, накрасили, сделали прическу – и я пошла на свои первые пробы. Было очень скользко. Я миллион раз упала, сломала каблуки, порвала юбку, в таком виде пришла и сказала, что я готова играть страстную женщину. Режиссер посмотрел и сказал: «Приготовьте актрису». Пробы прошли. Потом меня снова на них позвали, и я решила, что на этот раз точно докажу, что могу выглядеть в свои 18 на 28, и буду настоящей роковой женщиной. Для этого я купила автозагар. Сейчас не могу сказать, как это было связано, но тогда мне казалось, что загорелая кожа – это неотъемлемый атрибут шикарной женщины. В те годы никто и не знал, что такое автозагар. В итоге утром половина лица у меня была белая, другая – темно-коричневая, а нос – как у пса. Я опять пришла и сказала, что готова играть роковую женщину. На что режиссер опять ответил: «Приготовьте актрису». В общем, мне выровняли цвет лица, и я прошла пробы.
Чулпан Хаматова и ее дочери Арина, Ася и Ия. Фото: Tele.ru
О ПЕРВОМ СЪЕМОЧНОМ ДНЕ
В день, когда была назначена моя сцена, меня не успели снять. Я не могла спать, потому что очень нервничала, но предвосхищала начало своей кинокарьеры. И этот день, точнее, ночь, так как смена была ночной, настал. Мне нужно было пройти через рельсы и встать на определенную точку. Снимаем, я иду, вроде все получается, и вдруг оператор отводит лицо от камеры. Я слышу, что он говорит мне: «Глаза втяни». Я втягиваю. И понимаю, что, видимо, я упустила какое-то очень важно знание по втягиванию глаз. Он смотрит на меня, и я слышу, что опять говорит: «Ты меня слышишь? Глаза втяни». Я втягиваю еще сильнее к затылку… И чуть ли не плачу, потому что понимаю, что никакой кинокарьеры у меня не будет никогда, потому что самым главным знанием, которым должна владеть киноактриса, по втягиванию глаз я как раз и не владею! И краем уха слышу, как оператор говорит режиссеру: «Ненормальная какая-то, у нее глаза в тени… Чтоб она на свет вышла». В тени! Глаза в тени!
О НАЧАЛЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Однажды я случайно познакомилась с изумительным доктором Галиной Анатольевной Новичковой, которая мне рассказала про то, что она врач, спасающая детей от рака, что (на тот момент) во всем мире дети имели шанс на выздоровление около 80 процентов, а в моей стране – меньше 50 . О том, что они, доктора, не только лечат детей, но и ищут деньги на лекарства, оборудование… Она рассказала, что есть все возможности лечить детей, нет одного – денег. Мне стало нехорошо от одной мысли, что настоящая детская жизнь в XXI веке равна бумажкам. Я спросила, чем могу помочь. И она сказала, что сейчас конкретно им в больницу нужен специальный облучатель крови. Он стоил 200 тысяч долларов. У меня таких денег, конечно, не было. Но мы с моим другом и актрисой Диной Корзун придумали сделать концерт с нашими друзьями, актерами и музыкантами, куда мы позвали бы состоятельных людей, которые на этом концерте жертвовали деньги, чтобы врачи смогли купить облучатель крови. Начали готовить этот концерт. Все музыканты, актеры говорили нам: «Да, мы с вами!» Олег Иванович Янковский, Александр Калягин, Олег Табаков, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Юрий Шевчук, Диана Арбенина и многие-многие другие. Оказалось, что все готовы что-то делать, просто нужны были какие-то первые шаги. Мы сделали концерт, собрали деньги, и после вечера вдруг один из участников концерта говорит: «Слушайте, а давайте делать это каждый год!»
Чулпан Хаматова на благотворительном вечере фонда «Подари жизнь» в Лондоне. Фото: moscow-baku.ru
О ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ
Самым неожиданным для меня было то, что те люди, которых я считала своими друзьями, коллеги, околокиношные друзья в какой-то момент стали уставать от разговоров, которые я вела, – от разговоров о выздоровевших детях, о том, что нам удалось найти деньги на такой-то аппарат… Они постепенно уходили, и в какой-то момент я поняла, что их нет рядом. Некоторые поступали радикально и говорили мне: «Послушай, достала. Хватит. Ты не можешь гарантировать, что все дети выздоровеют, это все невозможно выдержать, прекрати, уйди со всеми этими своими проблемами!» И когда ближайшие люди уходили, я брала невидимую иголку, вдевала в нее невидимую нитку и зашивала себя прекрасным стихотворением Беллы Ахмадулиной , которое было написано на предательство ее друзей по отношению к Борису Пастернаку, – «По улице моей который год…».
На своем творческом вечере Чулпан Хаматова прочла любимые «кислородсодержащие» стихотворения, без которых она не может жить: Бориса Пастернака, Марины Цветаевой , Беллы Ахмадулиной и других поэтов . Особое место заняло стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет» , прочтение которого артистка посвятила режиссеру Кириллу Серебренникову , на данный момент находящемуся под следствием. «Это честный, щедрый, великий человек, мой друг», – сказала Хаматова, вызвав бурные аплодисменты в зале. Актриса также показала отрывки из спектаклей и киноролей. В завершение вечера Чулпан Хаматова призвала помогать больным детям независимо от суммы – любая помощь важна, ведь нет удивительнее ощущения, чем подарить жизнь другому человеку.
Фото: instagram.com/chulpanofficial
—Чулпан, какой вы не хотите быть в глазах людей?
— В глазах детей, родителей и друзей я не хочу быть снобом, равнодушным, жадным человеком, предателем. А как я выгляжу в глазах посторонних, мне неважно. Столько ранили, что уже все равно. Когда говорят много неправды, много льстят и часто делают больно, в какой-то момент это становится безразличным. Вдруг понимаешь, что есть некая Чулпан, которую хотят видеть другие люди. Но соответствовать придуманному образу я не могу, у меня своя жизнь. Убеждать людей в том, что у меня нет качеств, придуманных ими, бесполезно. Можно только двигаться вперед, опираясь на самых близких и любимых.
В нашей профессии в принципе с первых шагов ты получаешь лопатой по морде. И не понимаешь за что. Собственно, а что ты сделал плохого? Со временем приходит осознание, что так уж устроено — так было и так будет.
В ГИТИСе было полезное упражнение: каждый студент выходил в центр аудитории, а весь курс, включая преподавателей, садился напротив и начинал ругать его на чем свет стоит. Первой реакцией на это было: «Что я здесь делаю? Зачем все это?!» На следующий день, когда ты снова выходишь играть свои отрывки, все повторяется. В какой-то момент свыкаешься с мыслью: «Да, хуже меня нет! Не бывает! Но я хочу играть, хочу заниматься этим как умею!» Спустя время девять твоих этюдов разбивают в пух и прах, а десятый вдруг хвалят. Однако главное в другом: ты перестаешь обращать внимание на оценки и ждать одобрения. У меня
была прекрасная школа — тяжелая, сложная, порой жестокая, — но те, кто ее прошел, вышли тертыми калачами, закаленными.
И только публичность актерской профессии мне по-прежнему претит, для меня она некомфортна. Когда-то, может, и были у меня какие-то иллюзии на этот счет, но я быстро поняла, как все это пошло, скучно, неинтересно. Не люблю говорить в интервью о своих ролях — какой смысл? Нужно не рассказывать, а быть доказательной в деле. Если не получилось, значит, была недостаточно убедительна. Буду объясняться новой работой. А выносить перипетии личной жизни на обложку — и вовсе для меня за гранью: грош цена тебе, если ты вызываешь интерес только этим, а не прохождением своего пути становления как личности. В моих интервью заложен прикладной смысл — сообщить о том, чем сейчас живет фонд, скольким детям удалось помочь и сколько еще нуждаются в помощи.
— Люди во всем видят подвох и часто обвиняют тех, кто занимается благотворительностью, в пиаре. Вам никогда не хотелось объяснить, для чего так важно снова и снова рассказывать о том, что вы делаете?
— Я понимаю, что такие обвинения будут всегда. Когда мы с начинали заниматься фондом, никто не обещал нам легкого пути. Разве может быть по-другому в нашей замечательной стране? Я хочу лишь сказать, дай Бог, чтобы люди, которые во всем видят пиар, никогда не пережили того, что переживают родители болеющих детей. Кстати, я уверена, что рано или поздно эти люди свою точку зрения поменяют. Вероятно, тут сказывается незнание говорящих. Они никогда ни с чем подобным не сталкивались. Видимо, им не встречались те, кто способен помочь другому не ради выгоды, а просто так. Наверное, они не дочитали каких-то очень важных книг в своей жизни, не услышали прекрасной музыки, им когда-то в семье,
в школе не объяснили, что жизнь — это не только существование ради себя любимого, что может быть по-другому.
Но, целясь в меня, эти люди попадают в каждого, кто работает в фонде «Подари жизнь», — во всех волонтеров, сотрудников. В каждого человека, который переводит на номер 6162 свои небольшие деньги. Они для чего это делают? Тоже ради пиара, ради замаливания грехов? (Усмехается.)
Кстати, мне не очень нравится слово «благотворительность» — по душе больше «добровольчество», то есть когда помогаешь по доброй воле. «Творить благо» — звучит чересчур высокопарно. Благотворители не святые люди, это те, кто придумывает механизмы помощи нуждающимся. Ведь у большинства из нас есть желание помочь другому, но не все знают, как это сделать. Вот мы с вами придумали очень удачную форму сотрудничества. В 2009 году, после того как я дала первое интервью «ТЕЛЕНЕДЕЛЕ», ваш журнал искренне отреагировал на проблемы детей, больных раком. От слов вы перешли к делу, организовав на своих страницах постоянную рубрику, в которой рассказываете о нуждающихся в помощи подопечных фонда «Подари жизнь». И каждую неделю ваши читатели собирают от 100 до 300 тыс. рублей, в год получается сумма порядка 5 млн рублей. Это очень ощутимая помощь, за которую не устаю говорить спасибо не только я, но и родители детей, которым вы помогли.
— Когда мы с Диной Корзун начинали заниматься фондом, никто не обещал нам легкого пути. Фото: Ольга Павлова
— В этом году фонд «Подари жизнь» отмечает 10-летие. Вы стали увереннее в своих силах за это время?
— Официально нам 10 лет, а на самом деле первый благотворительный концерт мы провели 13 или 12 лет назад… Нет, вы знаете, уверенности не прибавилось. Каждый новый затеваемый нами проект требует серьезного мозгового штурма. И каждый раз страшно — чем все закончится и каким будет результат? А он непременно должен быть, иначе бессмысленны все эмоциональные, временные и денежные, спонсорские, траты. Нервное напряжение присутствует всегда, к этому привыкли.
Результаты работы, безусловно, есть. Это более тридцати тысяч детей, которым мы все вместе смогли помочь. За прошедшие 10 лет удалось купить огромное количество необходимого медицинского оборудования, подготовить врачей, обучить целую армию волонтеров (более двух тысяч человек!), наладить сеть донорства. Сейчас благодаря пожертвованиям благотворителей отсутствует такая проблема, как нехватка лекарств в больницах для наших подопечных. Десять лет назад у врачей не всегда были необходимые для лечения детей препараты — проблема висела на шее у родителей, которые порой продавали все, включая квартиру, чтобы приобрести медикаменты. Сейчас в больницы, опекаемые фондом «Подари жизнь», мы можем по первой просьбе врачей закупить препараты, иногда с запасом. И даже когда пациенты уезжают домой, следим, чтобы они их получали. Если им не дают лекарства на местах, в родных регионах, фонд вступает в борьбу с чиновниками и отстаивает права пациентов. Мы не оставляем родителей один на один с этой проблемой.
У нас скоро должен появиться пансионат для детей, которые проходят амбулаторное лечение, — есть земля, которую столичные власти предоставили в безвозмездное пользование. Благодаря пансионату московские клиники, которые мы опекаем, смогут принимать большее количество детей из регионов. Пансионат — пространство, которое отвлекает маленьких пациентов и их родителей от больницы. Это та зона, которая максимально позволяет им чувствовать себя как дома: там с ними близкие, туда могут приезжать друзья. В больнице все равно сохраняется определенная атмосфера напряженности плюс бесконечные лекарства, болезненные процедуры…
— Дети с особым мужеством все переносят…
— Да, у нас героические дети, героические! Я в прошлом году сдавала ликвор (спинномозговая жидкость, которую берут из позвоночника) — чуть не умерла от боли и страха! И когда я так тихонечко заныла на эту тему, мне врач спокойно сказала, что дети проходят через эту процедуру регулярно, молча и без жалоб. Тут мне стало неловко — я еще раз подумала о том, какие же они у нас сильные, как быстро им приходится взрослеть. И конечно, их родители не меньшие герои: несмотря на весь ужас положения, они должны вселять в ребенка уверенность в том, что все будет хорошо. Сами порой держатся из последних сил.
— А ведь вы можете помочь не всем. В каких случаях приходится отказывать?
— К сожалению, не всем. Но это интересный вопрос, как строится работа в нашем фонде. Есть экспертный совет из врачей, профессионалов высшего уровня, которые рассматривают диагноз каждого ребенка, обратившегося к нам за помощью. Бывают случаи, когда родителям приходится услышать, что помочь ребенку нельзя, современная медицина (неважно где — в России, Израиле, Америке) не в состоянии сделать этого. Но родители обратились к нам уже окрыленные надеждой, которую в них вселила реклама какой-либо заграничной клиники. А последние, как бы прискорбно это ни звучало, зарабатывают деньги. Родители обращаются в фонд за благотворительной помощью на операцию, а наши врачи-эксперты говорят о том, что
ребенок паллиативный, его не стоит везти за границу или куда-либо еще — это станет бесполезной, но очень утомительной нагрузкой для организма. Мы же, в свою очередь, не можем пойти на нецелесообразную трату денег, которые жертвуют спонсоры, неравнодушные люди. Естественно, родители хватаются за любую надежду — и их можно понять! Они готовы поверить каждому обещанию помочь, начинают искать деньги самостоятельно. У нас было довольно много историй, когда мы с друзьями по собственной инициативе собирали деньги на операции детям с такими прогнозами, привлекали помощь, но, к сожалению, ни один из подобных случаев на моей памяти не увенчался успехом, мы теряли этих детей.
— Меня столько ранили, что уже все равно. Я просто двигаюсь вперед, опираясь на самых близких и любимых. С Евгением Мироновым. Фото: Ольга Павлова
— Помню, как перед Новым годом одно из объявлений, которые еженедельно публикует наш журнал, незадолго до ухода номера в печать отозвали: стало ясно, что ребенку уже не помочь. Сложно представить, что чувствовали родители, когда им сказали такое…
— Родителям совершенно точно невозможно к этому подготовиться. Есть определенные тактики, с такими семьями работают психологи, но это не ограждает их от боли и горечи предстоящей утраты.
У нас были потери детей, после которых волонтеры уходили и больше не возвращались. Это называется эмоциональное выгорание, опустошение, когда человек не может справиться со случившимся. Особенно
много волонтеров уходило в первые годы работы фонда. Сейчас стараемся этого не допустить: если видим, что человек на грани, даем ему время восстановиться и прийти в себя.
В нашей стране в принципе нет культуры принятия смерти как части жизни. У нас и культуры здоровья нет. Мы же боимся идти без явного повода в больницу — а вдруг что найдут? Если что-то случается с родственниками, люди впадают в панику, теряются и не знают, как нужно действовать, как реагировать на услышанный диагноз, как помочь близкому человеку, который находится в шаге от перехода в иной мир.
Мы боимся смерти, потому что у нас о ней не принято говорить, эта тема не обсуждается в школе, об этом практически не снимают фильмы. Недавно на одном из американских каналов увидела рекламный ролик, начинавшийся со слов: «Поздравляем, у вас рак!» Я сначала не поняла, о чем речь! Оказывается, это социальная реклама, которая доносит до людей, что если у вас обнаружено заболевание на ранней стадии, то это уже спасение: есть абсолютно все шансы для выздоровления — и нет повода паниковать! На нашем телевидении я не могу представить себе ничего подобного. Люди не знают, как разговаривать о смерти с детьми, которые все равно по мере взросления будут сталкиваться с этим.
— Вы разговариваете на эту тему с дочками?
— Да, и говорю об этом спокойно. Уверена, что для начала нужно научиться не бояться этой темы. Конечно, я не могу представить собственной смерти и реакции на нее, и никто из нас не может. Но теоретически я понимаю, что в этом есть некая закономерность всего течения жизни на земле. Никто из нас не знает, когда он умрет. И это незнание избавляет меня от страха смерти. Я не знаю, произойдет это от старости, или от болезни, или от несчастного случая… Скоро или нескоро, но это произойдет. Сколько бы ни было нам отпущено — день, месяц, много лет, — об этом всегда нужно помнить. И чем чаще люди будут задумываться на данную тему, тем меньше будут ссориться, тратить время на склоки, а больше будут любить и успевать делиться своей любовью с другими, с близкими.
Я знаю, что такое внезапная потеря… Когда я понимала: все, человека больше нет, а я просто не успела заехать в гости, позвонить, прийти, потому что у меня бесконечные репетиции, спектакли, гастроли, усталость. Кажется: потом-потом, через неделю, через две…Человек ждал, а теперь его больше нет. И уже неважно, что ты там хотела.
Бывали случаи, когда во время спектакля, находясь на сцене, я получала СМС с просьбой, мольбой о помощи, но тут же наслаивалась масса других сообщений, какие-то повседневные заботы… А потом ты вдруг просыпаешься посреди ночи, вспомнив про это сообщение, и с ужасом понимаешь, что прошло уже дня два! Я ненавижу себя в такие минуты, мне жутко стыдно, ведь получается, я прошла мимо крика о помощи. А вдруг она была жизненно важна именно тогда, в ту самую минуту?
— Благотворительность давно стала и территорией мошенников: сомнительные объявления о помощи в соцсетях, люди с ящиками для пожертвований на дорогах, целая мафия попрошаек в метро и не только. Вы сами попадались на удочку аферистов?
— Конечно. Поэтому я всегда призываю досконально проверять всю информацию, прежде чем давать или переводить деньги. Если это пост о помощи в соцсетях, то обязательно должен быть какой-то знакомый или знакомый знакомого, который знает нуждающегося, его семью лично. Если собираются средства для какого-либо фонда, не стесняйтесь попросить показать вам уставные документы, звоните и проверяйте информацию. Никогда не давайте денег людям, которые стоят на дорогах с кеш-боксами. Поверьте, ни один серьезный фонд ничем подобным не занимается! Именем «Подари жизнь» мошенники тоже прикрываются, поэтому я знаю, о чем говорю. На сайте любого фонда, в том числе нашего, всегда есть информация о том, в каких местах установлены ящики для пожертвований, какие именно благотворительные акции в данный момент проводятся. Вы всегда можете позвонить, уточнить, проверить.
А сколько раз я лично сталкивалась с людьми, которые собирали деньги и не могли объяснить на что! Апогеем стала история с мифическим фондом, который собирал на «детей, которые болеют онкологическими заболеваниями и живут в детских домах». Представляете?! Такого не может быть в принципе! Воспитанники детских домов с подобным диагнозом попадают в больницу, и уже там их берут под свою опеку фонды. По-другому не бывает! Все это я пыталась донести до человека с кеш-боксом, собиравшим деньги возле Московского зоопарка. Хотела объяснить, что именно такие лжеволонтеры подрывают веру в работу благотворительных фондов, которые создают свою репутацию годами, по крупицам… Бесполезно. А все указанные на его ящике телефоны молчали.
Порой нам кажется, что мы делаем добро, а в результате получается только хуже… Однажды по дороге в Театр наций, на Страстном бульваре, увидела мальчишку, который просил денег. Была поздняя осень, холодно, а он раздетый, без верхней одежды. Я не выдержала и дала ему в кулачок деньги, чтобы он пошел и купил себе куртку, но никому об этом не говорил. В итоге не успела отъехать, как через секунду мой автомобиль облепила толпа детей и подростков, выбежавших из-за угла с криками: «Дай денег!» Я сидела в машине со сломанным боковым зеркалом, выдранными дворниками и понимала, что сейчас сделала большую глупость. Никакую одежду, разумеется, мальчик не купит: деньги у него уже отобрали те, кто отправил его попрошайничать.
С братом, актером Шамилем Хаматовым, и дочерью Асей на праздновании 60-летия театра «Современник». Фото: Юлия Ханина
— Как кризис сказывается на благотворительности?
— Денег, конечно, стало меньше, потому что рубль упал, а, например, все незарегистрированные в России лекарства закупаются за валюту. Найти донора костного мозга, забрать у него костный мозг и привезти в Москву стоит 18 тыс. евро — как стоило, так и стоит, но теперь для нас это в два раза дороже, потому что деньги мы собираем в рублях. Многие компании свернули свои благотворительные бюджеты, но мы уже проходили это в 2008 году, когда единственным спасением для наших детей были неравнодушные люди, которые продолжали нам помогать. Надеюсь, что благодаря этим отзывчивым людям с большими сердцами мы выживем и в этот кризис.
— Чулпан, в вашей семье по-прежнему пишутся сочинения за каждое произнесенное дочерьми слово «блин»? Или придумали другую систему наказаний?
— Эта мера уже не работает, увы! А было время, когда я и сама писала, если нарушала правила. Сочинения мы писать перестали, но, в принципе, года два-три назад это действовало… Я даже радовалась, если девочки произносили «блин»! Советовала им: «Почаще говорите — будете у меня такие умные!» (Смеется.) Сейчас происходит примерно так: «Мама, блин… Ой, извини за «блин», но все-таки, блин…» Видимо, порой не хватает каких-то эмоционально окрашенных слов, способных передать чувства в полном объеме. Но Арина, Ася и Ия точно знают, что произносить подобное некрасиво.
— А вы не думали о том, что на улице, в школе ваши дети видят сверстников, выражающихся совсем по-другому? Нет страха, что ребенок станет изгоем, потому что говорит (условно) на другом языке?
— Если ребенок умный, воспитанный, начитанный, он никогда не будет изгоем, потому что он уже со стержнем. Его так просто не сломаешь, семья заложила в нем прочную базу — понимание того, что хорошо, а что плохо, как отстаивать собственную позицию и не бояться иметь мнение, отличное от других. И в каком бы плохом, сомнительном окружении этот ребенок потом не оказался, стержень не даст ему пропасть. Я надеюсь, что у моих дочерей он есть.
Но я вижу какую-то путаницу в их головах: мы живем в обществе потребления, и от этого никуда не уйти. Есть ощутимая разница между миром, в котором живу я, и миром, в котором живут родители одноклассников старших дочерей. Начиная с того, что дети зачастую не видят меня по вечерам: они могут вернуться из школы, а мама уезжает на репетицию, спектакль или съемки — у меня только начинается рабочий день. И заканчивая тем, что все мое окружение, круг друзей — это немножко чудаковатые люди, которые не вписываются в представление большинства о нормальности. Но я уверена, что это временная ситуация. Мне кажется очень важным умение доверять детям. Так было в моей семье, и только сейчас я понимаю, чего это стоило моим родителям. Конечно, отпуская старшую, Арину, куда-то, я испытываю страх за нее. Но, с другой стороны, осознаю, что она умный человек, я ей объяснила, как вести себя в той или иной ситуации, что нужно делать, если возникнет опасность, — так почему мне не отпустить ее?
— Я точно знаю: иногда улыбка, которую ты натягиваешь на себя по утрам, превращается днем в искренний смех. Фото: Ольга Павлова
— А как вы решаете вопрос с подарками, например гаджетами, которые так популярны у детей?
— Для этого есть праздники, вознаграждения за адекватное поведение и старание. Так, чтобы захотели и сразу на блюдечке появилось, — точно нет. Девочки знают, что такое быть актрисой в театре и как зарабатываются деньги. В этом смысле они дисциплинированны с детства. Если я говорю, что не могу что-то купить — нет денег, то это не обсуждается. Они понимают, что просить бесполезно. (Смеется.)
— Дочери между собой дружат? Все-таки разница в возрасте у них довольно ощутимая…
— У них смешные отношения. В глубине души они, безусловно, друг друга любят, но на поверхности такие страсти кипят! У девочек разные вкусы: и в музыке, и в одежде, и в хобби — во всем. Но я уверена, что, окажись они втроем на необитаемом острове без родителей, друг друга не бросят. Это главное.
— Мы встречаемся с вами весной. Насколько это время года отвечает вашему внутреннему состоянию?
— Я люблю весну. В начале марта мы дома обязательно ставим в вазу тополиную веточку, которая постепенно покрывается зелеными листочками, и настроение у всех автоматически поднимается. Впереди короткое лето… осень и снова зима. (Смеется.) Весной я каждый раз думаю о том, что в нашей стране всем людям нужно давать медаль просто за то, что мы перезимовали и не съели друг друга. Это удивительно при том количестве холодных хмурых дней в наших широтах за год. Поэтому нужно всеми силами учиться поднимать настроение себе и другим при любых обстоятельствах. Я точно знаю, что иногда улыбка, которую ты натягиваешь на себя по утрам, превращается днем в искренний смех. Это проверенный мною рецепт!
Семья: дети — Арина (14 лет), Ася (13 лет), Ия (6 лет)
Образование: в 1997 году окончила ГИТИС
Карьера: снялась в фильмах «Страна глухих», «Лунный папа», «Дети Арбата», «Доктор Живаго», «Домовой», «Бумажный солдат», «Достоевский», «Под электрическими облаками», «Синдром Петрушки», «Таинственная страсть» и др. Актриса театра «Современник». Соучредитель благотворительного фонда «Подари жизнь». Народная артистка России