Территория возле реки или среди гор. Гвианское плоскогорье: Загадочное и удивительное место
Нравится мне бродить по Москве и заходить в разные музеи. Как-то гуляя по Арбату, увидела необычную вывеску и зашла в один уникальный музей. Он называется « Музей истории телесных наказаний». Давно интересуясь жизнью и бытом в старину, не могла я пройти мимо и не пожалела - столько в нем интересного!
Поразили меня удивительные экспонаты: гравюры, старинные пыточные инструменты, фотографии. Жутко, но интересно было смотреть на реконструированные пыточные машины, разные инструменты для членовредительства, плети, кнуты, кандалы, терновый венец, щипцы для вырывания языка, веревки, топоры, секиры, красную рубаху палача и его кожаный фартук…
Путешествуя по закулисью истории, узнаю, что в стародавние времена палачи были необходимы на каторге. Даже само слово « каторга» происходит от слова «кат», а катами на Руси называли палачей.
На Сахалине в Александровской тюрьме отбывал наказание знаменитый палач Гостынский. Не хотел узник идти в палачи, но начальство приказало – ничего не попишешь. Было ему тогда 47 лет, а каторга у него была бессрочной. На своей шкуре испытал Гостынский лозы и плети, голод и холод, терять ему было нечего, и стал он палачом. Это был самый жалостливый палач на каторге, насколько это было возможно. У него плеть ложилась мягко и без боли.
Другой палач по фамилии Толстых попал на каторгу за жену. Этот сибирский Отелло отрубил жене голову за то, что гуляла от мужа. Своим заплечным ремеслом владел палач в совершенстве, это был артист своего дела. Толстых надо было потихоньку платить за порку. Если плата его устраивала, то даже после ста ударов провинившийся вставал и шел, как нив чем ни бывало – кнут ложился мягко и ласково. А тех, кто не заплатил за порку, палач бил безжалостно, с десяти ударов сдирая кожу. Выйдя на поселение, Толстых имел капитал и занялся торговлей хлебом.
Вообще телесные наказания появились давно - еще со времен Ярослава Мудрого, сыновья которого установили их публично. Так было разрешено бить волхвов и выдергивать им бороды. Но чаще всего наказывали рабов – холопов.
Кнут и батоги пришли к нам от азиатских народов. Карали за прелюбодеяние жён, побои сыном отца, кровосмешение с сестрой и другие грехи.
РУССКАЯ ПЫТКА БЫЛА ЖЕСТОКОЙ. Отрезали носы, руки, язык, уши. Расцвет телесных наказаний пришелся на 16 – 18 века. Во время правления царя Алексея Михайловича Тишайшего били за большие и малые вины: выжигали глаза, распинали на стене, наказывали розгами и клеймением в щеку, садили на дыбу. А нести наказание считалось позором. За разбой и воровство- татьбу пытали сечением разных членов. В 1653 году для воров и разбойников смертную казнь заменили членовредительным наказанием.
Вора – татя, пойманного на второй краже – татьбе били кнутом и отсекали руку. Отрезали руку и слуге, который поднял её на своего господина, за первую татьбу отрезали уши или два пальца. За насильственный въезд в чужой двор обрезали губу, за разбой лишали левой руки и правой ноги. Кнутом били так, что кожа висела клочьями, а зимой замерзала кровь в ране. За смуту замешанным в бунте Стеньки Разина отсекали по персту, а иным руку. Жестоко наказывали и раскольников - клали на плаху руку и по запястье отсекали…
Отсечённые члены прибивали на видном месте к стене или деревьям у больших дорог, чтобы люди всех чинов об этом знали.
С виновных в продаже табака били, сдирая кожу, а на шею привешивали пачку с табаком. Многие не выдерживали наказания - умирали под кнутом или от перелома хребта…
Жестокие были тогда нравы. Особенно доставалось крепостным крестьянам. Их били батогами за недоимки. Нещадно наказывали и слуг. Крепостной человек без рубцов на спине был редкость.
Свидетелем публичной порки на Сенной площади в Петербурге стал теплым летним вечером Николай Алексеевич Некрасов, и это вызвало в нем такое чувство протеста, что поэт написал эти гневные, ставшие знаменитыми строки:
Вчерашний день часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бич свистел, играя.
И Музе я сказал: «Гляди
Сестра твоя родная!»
Телесные наказания в России существовали до 1904 года. Женщин отменили пороть раньше –в 1893 году. А розги оставались в арестантских ротах и военных тюрьмах до самой революции 1917 года.
Самое распространенное наказание на Руси было битье кнутом. По преданию кнут к нам пришел то ли от половцев, то ли от печенегов. По числу ударов битьё было « с пощадой», «с легкостью», «нещадное битьё», « с жесточью» и « без милосердия». От ударов оставались следы на теле и срам, избитый был опозорен. Ведь даже сам кнут или плеть изготовляли из полового органа быка, что само по себе было срамом.
Особо изощрялись в пытках при царе Иване Грозном. При нем виноватых закапывали в землю живьем и ставили надсмотрщика, чтобы не давали пить и есть. Иногда несчастных откапывали и отдавали в монастырь. Еще колесовали, подвешивали за ребро, сажали на кол, фальшиво монетчикам горло заливали металлом.
Сам Иван Грозный нередко лютовал и седьмую жену Василису Мелентьеву, которая ему изменила, приказал обвязать веревками и похоронить живую, а новгородского епископа по приказу царя затравили псами и спалили бороду свечой. Пытки производили в садомских палатах Малюты Скуратова, который мог на толпу мирных людей выпустить разъяренного медведя, а сам смеялся при этом.
ТЯЖКИЕ телесные наказания оставались в России до отмены их в 1863 году.
Хожу по музею, смотрю на пыточные приспособления и фильм о гильотине, слышу предсмертные крики и хочется скорее на улицу из этого страшного полумрака.
Выхожу на улицу, на светлый божий день, радуюсь солнышку и думаю, что иногда нужна такая встряска страхом. Человека всю жизнь сопровождает страх от темной комнаты и сказки про Бабу-Ягу в детские годы до страха смерти в старости.
Человеку нужен страх, чтобы победить его и стать сильным.
11 августа по старому стилю (24 по новому) 1904 года в Российской Империи отменили телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников. Это была последняя социальная группа, для которой еще применялись различные виды физического воздействия. Чуть ранее, в июне того же года, телесные наказания отменили на флоте и в армии.
Телесные наказания появились на Руси в глубокой древности вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник ХII – ХIII вв. – «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой».
Телесные наказания распределялись на три категории:
1.Членовредительные (изувечивающие) – лишение человека какой-либо части
тела или ее повреждение (ослепление, вырезание языка, отсечение руки,
ноги или пальцев, отрезание ушей, носа или губ, кастрация).
2. Болезненные - причинение физического страдания путем нанесения побоев
различными орудиями (кнут, плети, батоги (палки), шпицрутены, розги,
кошки, линьки).
3. Осрамительные (позорящие) - наибольшее значение имеет опозорение
наказываемого (например, выставление у позорного столба, клеймение,
наложение оков, бритье головы).
Первая группа привнесена в Россию из Византии вместе с распространением христианства, вторая впервые законодательно установлена в Судебнике 1497 года, третья упоминается в тексте Двинской уставной грамоты 1397 года.
Клеймение введено указом царя Михаила Федоровича: в 1637 году на щеке у преступников стали клеймить слово «вор», позже замененное на одну большую букву «В». Использовались и другие варианты: бунтовщиков 1662 года (знаменитый «Медный бунт») клеймили литерой «Б».
Отсечение рук и пальцев.
По Уложению 1649 года руки лишались те, кто: в присутствии государя
замахивался на кого-нибудь оружием, ранил другого на государевом дворе,
при насильственном въезде на чужой двор или судью в приказе. Эта кара
назначалась вору за кражу лошади на службе либо укравшему в третий раз
на государевом дворе. Кроме того, подьячему за подлог (неправильное
составление судного списка) и площадному подьячему за написание заочно
земной кабалы. Один палец отсекали за легкую рану, два пальца левой руки
- за татьбу (воровство) в первый раз. Левую руку по запястье - за
две кражи, за нанесение тяжелой раны, за покушение на своего господина и
за третью кражу рыбы из садка или пруда. Левую руку и правую ногу
отрубали за один разбой, за церковную кражу, за убийство в драке в
пьяном виде с ограблением убитого и за второй грабеж.В 1653 году смертная казнь для воров и разбойников заменили
членовредительным наказанием. Руки, ноги, пальцы отрубали также за
корчемство (содержание питейных заведений), фальшивомонетничество
(выделку воровских медных денег).
Наказание кнутом требовало большого искусства. Палач отходил на несколько шагов от преступника, взмахивал кнутом обеими руками над головой и с громким криком быстро приближался, опуская кнут на спину. К телу прикасался только хвост кнута. Линия одного удара не могла пересекать линию другого. Ударив, палач смахивал с ремня кровь и кожу; кнут размягчался, и после десяти ударов его сменяли.Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час. Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы. Иногда наказываемые выдерживали и 300 удары, а иногда первый же удар ломал позвоночник.
Более легким наказанием считалось битье батогами, т.е. палками или
толстыми прутьями с обрезанными концами. Ими выколачивали
подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди - подчиненных.
По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное
слово и дело. «Был бит батогами крестьянин Иван Григорьев за то, что
пьяный назвал своего сына государевым семенем.При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился
ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по
два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех
пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались
батоги. Побои по животу, бедрам и икрам считались беззаконием. Во время производства экзекуции преступник должен был кричать
«виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не
делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».
Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее - цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом (для фальшивомонетчиков). Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить. Иногда несчастных откапывали еще живыми и отдавали в монастырь на вечное заточение.
Эпоха Петра Первого.
При Петре Великом применение кнута («торговая казнь») назначалась или самостоятельно, или как составная часть процедуры политической смерти, в последнем случае вместе с клеймением. В начале царствования Петра клеймили наложением орла на щеку («заорлить в щеку»), а позднее в двух видах: для тяжких преступников - вырезанием ноздрей,для менее важных - клеймением буквой «В». Торговая казнь признана по Уставам воинскому и морскому и по Генеральному регламенту лишала наказанного чести и даже права служить солдатом. Для солдат и матросов в эпоху Петра I введены новые виды телесных наказаний - шпицрутены и кошки соответственно.
Шпицрутены.
Немецкие шпицрутены - гибкие прутья длиной около сажени и несколько меньше вершка в диаметре (2,1 м в длину и менее 4,5 сантиметров в диаметре). Процедура наказания была крайне жестокой. Обнаженного до пояса осужденного проводили сквозь два длинных ряда солдат, у каждого в руке был шпицрутен. Чтобы осужденный не мог уклониться, его руки привязывали к ружью, повернутому к нему штыком. Наказание полагались за воинские преступления, за чернокнижничество, чародейство и идолопоклонство, за поношение Божьей Матери и святых, за прелюбодеяние и пр.
Кошки и линьки.
Кошки - четырехвостные плети с узелками на концах, введены в Морском уставе (1720) для наказания матросов. При Анне Иоанновне кошками стали сечь и проституток (ранее их наказывали батогами и кнутом), а также укрывателей беглых крестьян и преступников. Линьки представляли собой куски каната с узлами, ими били только матросов за дисциплинарные провинности.
Эпоха Екатерины Второй.
Екатерина Великая в своем Наказе объявила телесные наказания допустимыми, за исключением тех, «которыми тело человеческое изуродовать можно» - калеки были обузой для государства. Следуя за западными мыслителями, Екатерина II отрицала взгляд на наказание как на возмездие и развивала мысль, что главная цель наказания состоит в ограждении людей от преступлений и в уменьшении общественного вреда последних. Наказания, направленные против жизни, здоровья и имущества правонарушителей, постепенно уступали место наказаниям, ограничивавшим их свободу, - тюремному заключению, ссылке и каторге. Новые тенденции получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.
В 1785 году от телесных наказаний были освобождены дворяне, именитые граждане, купцы первой и второй гильдий, в 1801 году - священники, затем - лица других сословий при наличии образования. Однако к учащимся начальной и средней школ, среди которых преобладали представители привилегированных сословий, розги широко применялись вплоть до 1860-х гг.
В начале XIX века вышел из употребления кнут, ограничивалось число ударов. Уложение о наказаниях 1845 года установило высший предел наказания плетьми и розгами в 100 ударов. Смягчалась кара для больных и старых, исполнение приговора не производилось при сильном морозе и ветре, 1851 года при наказании присутствовал врач. В 1863 году, после упразднения крепостного права и судебных реформ Александра II, телесные наказания были в основном отменены. Женщины вообще от них освобождались, а для мужчин они сохранились в пяти оговоренных в законе случаях:
1) допускалось наказание крестьян по приговору волостных судов до 20 ударов розгами. Освобождались лица с образовательным цензом в объеме среднего образования, лица, занимавшие общественные должности, служившие в армии, страдавшие определенными болезнями и достигшие 60 лет;
2) разрешалось наказание арестантов розгами до 100 ударов с санкции
губернатора за нарушение общественного порядка;
3) ссыльнокаторжные и ссыльнопоселенцы за проступки могли наказываться розгами - соответственно до 100 и 30 ударов;
4) плети (до 100 ударов) могли назначаться ссыльнокаторжным при совершении нового преступления;
5) допускалось наказание корабельных служащих хлыстом до 5 ударов и учеников ремесленников до 5-10 ударов розгами.
Официальная советская педагогика с 1917 года считала телесные наказания детей недопустимыми. Они были запрещены во всех типах учебных заведений, но в семье оставались нередким явлением.
Нередко можно услышать от представителей старшего поколения, что современную молодежь нужно сечь розгами. Но и дети, и взрослые слабо себе представляют, что же это за способ наказания и как он осуществлялся.
Что означает "сечь розгами"?
Это понятие абсолютно прозрачно и не имеет двойного смысла. Сечь розгами - значит наносить удары связкой прутьев по мягким Обычно этот способ применялся в качестве за провинности. Эта процедура имела несколько целей. Во-первых, доставленная физическая боль должна была внушить детям страх перед наказанием, а значит, предотвратить совершение ими новых шалостей. Во-вторых, очень важен и психологический фактор. Сечь розгами - это не только больно, но и стыдно. Особенно это было актуально, когда процедура наказания проходила в присутствии других детей, например, товарищей по играм или одноклассников. оставляло неизгладимый след и больно било по самолюбию ребенка.
Очень популярен был это способ воспитания в Англии. Там розгами секли как дома, так и в школе. Сохраняется эта традиция и в наше время, но только в определенных общинах.
Почему-то очень распространено мнение, что именно наша страна стала прародительницей этого жестокого и даже в чем-то варварского способа наказания. Однако это в корне неверно. Исследования историков доказывают, что розги использовались во многих государствах, в том числе и развитых европейских.
У этого способа есть даже свое латинское наименование - "флагелляция". Если рассматривать искусство разных стран, то можно увидеть такую французскую гравюру. На картине изображена уютная гостиная. Перед камином в кресле расположился глава семейства, читающий Библию. Рядом стоит его супруга, которая готовит розги для того, чтобы высечь свою дочь. Десятилетняя девочка неподалеку плачет и
Как секли розгами в старину
Исторически этот способ наказания сложился очень давно. Детей секли розгами не только за совершение неблагочинных поступков, но и просто так, в целях профилактики, или, проще говоря, "чтобы неповадно было".
Если рассматривать более древние времена, то женщинам частенько доставалось за различные проступки. Так, в Древнем Египте их часто секли за адюльтер. С наступлением в европейском мире христианской веры избиение женщин стало расцениваться как безнравственный поступок, и постепенно оно применялось все реже и реже.
В Великобритании секли представительниц прекрасного пола в тюрьмах. Происходило это примерно следующим образом. Женщину приводили в специально отведенную для этого вида наказания комнату. В ней была установлена широкая и длинная лавка, оснащенная ремнями для связывания рук и ног. Женщине зачитывался приговор, в котором подробно говорилось о том, за что она будет избита. После этого виновная должна была лечь на скамью животом вниз. Ей крепко связывали руки и ноги, из-за чего она практически не могла пошевелиться. Затем начинался сам процесс наказания. Раздавались душераздирающие крики и мольбы о помощи. Секли в то время жестоко. После этого женщину отводили в ее камеру, очень часто несчастных доставляли туда в бессознательном состоянии.
При королеве Елизавете Английской секли, как правило, публично. Флагелляция проходила в тюремном дворе на специально обустроенных помостах. Площадь не позволяла вместить всех желающих присутствовать при наказании.
Что такое розги?
Ответ на этот вопрос можно дать, изучив исторические труды педагогов прошлых веков. Розги - это прутья различных пород древесины. Чаще всего используются орешник, ива, краснотал, тармарин. Прутья связываются в пучки по три-пять веточек (если применяется береза). Если же берутся более твердые сорта дерева, то можно использовать и одну ветвь. Каждый прутик должен иметь длину не менее 60 сантиметров, а толщину - не меньше, чем полпальца. Кончики розг обязательно после вымачивания расщепляли, чтобы не было захлестов. В старину такой вариант назывался "бархатным", так как следы на теле исчезали очень быстро - от трех до пяти дней. Конечно, если нужно было сечь розгами детей за непослушание, применялись самые мягкие породы дерева. Они не могли нанести тяжелых повреждений нежной коже.
Подготовка орудия наказания
Существует абсолютно достоверная информация о том, как проводилась подборка качественного инструмента для порки. Для этого розги вымачивались в течение нескольких часов (а лучше двух-трех дней) в обычной проточной воде. Известны и сведения о том, что для того, чтобы доставить жертве гораздо большие страдания, прутья помещались на некоторое время в соленый раствор.
Тогда порка причиняла сильнейшую боль, которая потом не могла долго пройти. Рождение такой изощренной технологии уходит своими корнями еще в Древнюю Грецию. Именно там секли розгами провинившихся. О таких случаях рассказывает в своих трудах философ и историк Гомер.
Как нужно было правильно сечь розгами?
Оказывается, флагелляция - это не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Существовали определенные правила подготовки орудия для нее, а также техника нанесения ударов. Как сечь розгами? Основным правилом являлась необходимость соизмерять свою силу. Человек должен был испытать сильную физическую боль, но при этом не остаться изувеченным. Шрамы не должны были оставаться на теле навсегда. Поэтому человек, который осуществлял флагелляцию, должен был контролировать силу своего удара.
Современность
Конечно, время жестоких наказаний безвозвратно ушло. В современности такой способ, как битье розгами, или флагелляция, практически не используется. Хотя иногда имеют место случаи показательного избиения с целью доказывания своей позиции.
Вид со смотровой площадки памятнику Андрею Дубенскому
Река в пределах одного города - это гораздо меньше всей реки от её истоков до устья. Но река в городе - это больше, чем просто река.
«Так какова сущность Енисея в Красноярске? Это река, текущая по территории города или это город, стоящий на реке? Как Красноярску использовать Енисей с его обширным потенциалом в виде островов, широкой акватории и разнообразием ландшафтного окружения? Зачем Енисею нужен Красноярск в его неограниченных стремлениях подчинить себе реку физически, функционально, эмоционально?
Город пользуется рекой как градостроительным материалом, как динамическим разделяющим и, одновременно, связующим элементом, и, в конце концов, город использует реку в качестве культурного феномена. Город как Человек ощущает ее физически, ментально и даже сакрально, где Река - лишь проекция в его голове, когда он, опираясь на парапет гранитной набережной, вглядывается в неторопливый водный поток. Ведь Енисей это, прежде всего - просто вода».
Манифест проекта.
Введение
Население Красноярска преодолевает миллионный рубеж. Город растет численно и территориально. Важнейшей задачей, стоящей перед всем городским сообществом, должно стать определение Миссии города и Стратегии его развития на несколько десятилетий вперед. Мы должны понимать, каким мы хотим видеть Красноярск в будущем. Нам нужен город широких возможностей, здоровый город и интеллектуально развитый, город удобный для жизни. То как мы понимаем сущность нашего города, определяет наше понимание градостроительных задач «Большого Красноярска». Развитие и модернизация застройки, транспорт, экология, охрана исторического и культурного наследия, рациональное использования ресурсов водных акваторий, устойчивое развитие - вот далеко не полный перечень таких задач.
Данная работа фокусируется на прибрежной территории в историческом центре Красноярска от Мелькомбината на западе до Медицинской академии на востоке. Но этот фрагмент не может рассматриваться в отрыве от всей береговой линии и от города в целом. Поэтому в данной работе авторы, так или иначе, выходят за обозначенные топографические рамки. С другой стороны, преобразование этой важной, идентифицирующий Красноярск, территории могут служить импульсом к качественной трансформации всего города.
Концепт-эскиз
Вид набережной у Центрально парка им. Горького
Роль берега в городах
1. Набережные городов – ценнейшие территории метрополий. На протяжении всей истории цивилизации города возникали именно на границах сред и по своей сути всегда являлись мультимодальными узлами торговых путей, обеспечивая удобную связь сухопутного транспорта с водным. Реки и моря занимают важнейшее место в жизни города и горожан. По воде приплывают люди, товары, новости, идеи и учения. С водой связаны экономика и торговля, рыбный промысел и сплав леса и водоснабжение. Вода в городе – не только элемент естественного ландшафта, но и неисчерпаемый ресурс для жизни города. Не менее важно, что реки и моря занимают важнейшее место в образе города. Жители ценят реку и стремятся быть к ней поближе. В связи с этим появляется идея публичного пространства между городом и водой, т.е. особым образом оформленного и обжитого берега.
Так возникает набережная - место публичного пребывания людей у воды с целью организации причалов и портов, рыболовного и иного производства, а также, и для купания, прогулок и созерцания. Ценность таких мест столь высока, что города, только-только разбогатев и освободившись от войн, сразу начинают украшать и благоустраивать берега рек и морей, создавать набережные разных типов - из каменных стен, многоярусных террас, природных ландшафтов. Вид на город с реки всегда является открыточным. Речной фасад может многое сказать о городе, как лицо человека о его личности.
Ландшафтный анализ
Визуальные бассейны
Место строительства нового моста через Енисей
2. Берега рек связывали мостами, появлялись железные дороги, а затем и моторизированный транспорт. Транзитная роль городских рек постепенно снижалась, а морские порты выносились из центральных районов городов. Территории берегов, обслуживающие водный транспорт или производства, по разным причинам размещенные на берегах, постепенно становились донорами ценнейшей городской ткани.
Транспорт
Берег у территории бывшего Комбайнового завода
3. Тенденция последних десятилетий – санация береговой линии и поворот городов к рекам. Среди громких проектов можно перечислить:
- Вынос производств и реконструкция набережной Diagonal Mar в Барселоне.
- Реконструкция района Dockland , в т.ч. появление нового центра Canary Warf на Темзе в Лондоне.
- Реконструкция прибрежной территории, район MedienHafen на Рейне в Дюссельдорфе.
- Реконструкция прибрежной территории, район Hafencity на Эльбе в Гамбурге.
Анализ проекта планировки
Необходимо подвергнуть глубокому и всестороннему анализу существующий утвержденный проект планировки Исторического центра Красноярска. Так же, по нему, должны проводиться широкие общественные обсуждения с представителями различных слоёв общества, специалистами и обычными гражданами.
Многие проектные решения, изложенные в нем, после нашей аналитической работе по прибрежной территории города, начинают подвергаться сомнению и переосмыслению.
Анализ ПЗиЗ
Правила землепользования и застройки подразумевают определенный регламенты и функциональное назначение территорий. Однако, помимо несоответствия назначения отдельных участков территории набережной с выявленными и рекомендованными нами в процессе анализа, в целом регламенты в существующих правилах землепользования и застройки Красноярска вступают в противоречие с концепцией "город для жизни" и требуют пересмотра и дополнения.
Протока о. Посадный
История развития прибрежной территории Красноярска
1. Малый острог был разбит на месте, где Кача впадает в Енисей в 1628 году воеводой Андреем Дубенским и назван Красным яром. Современное название Красноярск получил с присвоением ему статуса города в 1690 году, а современную структуру центральной части города с момента заложения регулярного города сержантом геодезии Петром Моисеевым в 1773 году. В 1828 году был основан Городской сад, на месте дачи первого губернатора Енисейской губернии Александра Степанова. При закладке представлял собой часть девственного соснового леса, простиравшегося сплошным массивом от Енисея до Качи. Спустя 70 лет на высоком берегу у городского сада появилось здание Духовной семинарии, ныне Военный госпиталь.
2. Дальнейший рост города связан с открытием золотоносных приисков в губернии и приходом железной дороги в город в 1895 году. Поставка рельсов для строительства Транссибирской магистрали осуществлялась Северным морским путём. Через Енисей был построен железнодорожный мост, полностью утраченный в настоящее время. В 1913 году на берегу Енисея появилось уникальное здание Краеведческого музея архитектора Л. А. Чернышева. В 1934 году создан Красноярский речной порт, а в 1952 - завершено строительство Красноярского речного вокзала архитектора Александра Голубева.
В 1941 году на базе эвакуированных Запорожского комбайнового завода «Коммунар» и Люберецкого завода сельхозмашиностроения был основан Красноярский завод комбайнов. Прибывшее оборудование разместили на территории ликеро-водочного завода. Завод комбайнов по сей день занимает половину протяженности береговой линии исторической части города. В 1961 году был введен в эксплуатацию первый красноярский автомобильный мост через Енисей.
Вид на реку у Коммунального моста
3. 1960-е годы - начало активного преобразования речного фасада Красноярска и освоения островов. Построен центральный стадион на о. Отдыха (Орехов В. В.). Была реализована градостроительная концепция площади 350-летия (Театральная) Красноярска (арх. А. С. Брусянин, А. С. Демирханов, К. Ф. Неустроев). Были построен оперный театр, здание красноярской мэрии, гостиница «Красноярск», здание Енисейского речного пароходства. Следом, в начале 80-х, был разработан и реализован проект площади Мира на стрелке. Появился Большой концертный зал Красноярской филармонии, филиал центрального музея Ленина (Музейный центр на Стрелке), здания КАТЭКНИИ-Уголь и гостиницы «Метрополь» (арх. Демирханов А. С., Орехов В. В., Шадрин В. К.). Была реконструирована и благоустроена верхняя и нижняя террасы ул. Дубровинского - современная левобережная набережная, построен пешеходный мост на о. Татышев (арх. Демирханов А. С., Сарафанов В. В., Смирнова О. Ф.). Благоустроен остров Отдыха, построен Дворец спорта «Енисей» (им. Ивана Ярыгина) (арх. Орехов В.В., Сарафанов В.В.). Жилая застройка из проектов повторного применения по ул. Дубровинского 50-58, Дубровинского 106 и Перенсона 5а завершают формирование речного фасада исторического центра.
Произошел ряд преобразований на территории крупных ансамблей площади Мира и Театральной площади - появились мелкие объекты общественного питания (ресторан Фон-Барон), сменились функции некоторых зданий (гостиница Метрополь, КАТЭКНИИ-Уголь). Бум автомобилизации привел к острой нехватке мест паркования, резкому ухудшению экологической ситуации в центре города, многократному снижению провозной эффективности улично-дорожной сети.
Долина реки Енисей центральной части Красноярска. О. Татышев