Новый истребитель 6 го поколения. Авиация россии
MENSBY
4.8
Неспособность F-35 противостоять новейшим истребителям России и Китая, подтолкнула США к разработке истребителей шестого поколения с лазерным оружием на борту.
Американские корпорации приступают к первым работам по созданию истребителя следующего, шестого, поколения. Предполагается, что он должен заменить все прочие существующие американские истребители (кроме F-35) и сможет гарантированно уничтожать сверхманевренные российские боевые самолеты. Ставка сделана на лазерное оружие.
Мировые СМИ уже неоднократно сообщали о многочисленных проблемах нового американского многоцелевого истребителя F-35. Главные из них – это недостаток маневренности в двух из трех вариантов самолета, а также недостаточно эффективное вооружение, которое по идее должно было обеспечить F-35 победу над потенциальным противником до начала маневренного боя с ним. Неспособность F-35 противостоять в «собачьей свалке» новейшим российским Су и МиГ, а также китайским истребителям, с них скопированным, стала причиной того, что Пентагон стал рассматривать возобновление производства модернизированных вариантов истребителей F-15 и F-16. Это дешевле, чем снова запускать конвейер, с которого сходили значительно более современные и дорогие самолеты F-22, предназначенные в основном для воздушного боя. Их выпуск был прекращен в 2011 году.
И вот в начале февраля стало известно, что компания Northrop Grumman, вошедшая в историю тем, что создала первый в мире бомбардировщик по технологии «стелс» В-2, намерена представить концепцию истребителя шестого поколения. Показ она приурочила к одному из важнейших событий в спортивной жизни США – суперкубку по американскому футболу. В интернете появился рекламный ролик, на котором в цехах завода сооружается нечто напоминающее технику из «Звездных войн», а по небу проносится самолет, формой своей почти не отличающийся от наконечника копья.
Northrop Grumman – не единственная компания, создающая истребитель шестого поколения, которому Пентагон дал условное обозначение F-X. Согласно американскому интернет-ресурсу Nextbigfuture.com, над проектом также работают Boeing и Lockheed Martin. Первый еще в 2011 году объявил о том, что за собственный счет проектирует истребитель шестого поколения для ВМС и ВВС. Известно лишь, что он должен обладать возможностью длительное время лететь на сверхзвуковом режиме. Lockheed Martin, обнародовавшая свой вариант в 2012 году, работает на более дальнюю перспективу. Ее детище появится на свет не раньше 2030 года. Компания делает основной упор на увеличенную скорость и дальность действия, усиленные малозаметность и живучесть.
Скорость и дальность будут увеличены с помощью двигательных установок нового типа, объединенных общим названием «Адаптивные универсальные двигательные технологии» (Adaptive Versatile Engine Technology – AVET). Они будут установлены на новых истребителях, которые поступят на вооружение ВМС в 2028 году, а ВВС – в 2032. Что же касается качества «стелс», то Northrop Grumman проектирует свой самолет «бесхвосткой», что сделает его еще менее заметным для радаров.
Убить в мгновенье ока
Одним из главных компонентов защиты истребителей типа «Су» от поражающего огня самолета противника является их сверхманевренность. Именно она позволяет им осуществлять эффективные противоракетные маневры – противник либо не может прицелиться, либо пущенная им ракета теряет цель. Система предупреждения о ракетном пуске позволяет летчику отслеживать летящую за ним ракету и своевременно предпринимать маневры, чтобы сбить ее с толку. Но преимущество сверхманевренности сойдет к нулю, если самолет будет уничтожен в ту же секунду, когда окажется в перекрестье прицела. Есть только одно оружие, способное сделать это в мгновенье ока. Речь, как нетрудно догадаться, идет о лазере.
Попытки вооружить лазерами самолеты уже предпринимались. США создали на базе «Боинга-747» своего рода барражирующий охотник YAL-1, вооруженный лазерной пушкой. Она была установлена в поворотной башне в носу самолета. Задача YAL-1 состояла в том, чтобы сбивать баллистические ракеты Ирана или Северной Кореи сразу после старта. Однако выяснилось, что мощность лазера позволит ему сделать это лишь в том случае, если самолет будет летать внутри границ этих стран. Кроме того, для химической накачки лазера требовались тонны специального топлива. В итоге проект был свернут. Был построен всего один самолет, пару лет назад отправленный на слом.
Разумеется, ни о какой установке такого типа лазеров на истребителях не могло идти и речи. Но успехи в области лазерной техники позволили вернуться к этой идее. Lockheed Martin в сотрудничестве с Университетом Нотр-Дам, Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), а также исследовательской лабораторией ВВС уже приступила к летным испытаниям нового типа твердотопливного лазера, установленного на бизнес-джете Dassault Falcon 10. Лазер этот получил название «Аэроадаптивного, аэрооптического, с управляемым лучом» (Aero-Adaptive, Aero-Optic Beam Control), или АВС.
Эти свойства, согласно пресс-релизу Lockheed Martin, помогают ему сфокусироваться на цели вне зависимости от ее маневров или воздушной турбулентности. Сам же лазер будет расположен в установленной на истребителе вращающейся башенке, которая позволяет вести обстрел в диапазоне 360 градусов. Другими словами, пилоту необязательно совершать «сверхманевры», чтобы попасть в самолет неприятеля. Ему достаточно будет сблизиться с ним на дистанцию огня лазерной установки. Точность прицеливания будет обеспечена с помощью компьютера, останется только нажать на кнопку. Эта же башенка обеспечит круговую оборону истребителя от огня противника. А чтобы расширить боевые возможности истребителя шестого поколения, на его борту будет и ракетное оружие.
С лазерным оружием есть одна проблема – его использование серьезно снижает малозаметность, ибо при стрельбе из лазерной пушки выделяется большое количество тепла, которое легко улавливается инфракрасными детекторами. Значит, на истребителях придется устанавливать специальные поглотители тепла. Но тогда время боя будет ограничено возможностями этого поглотителя. Как сообщает американский интернет-ресурс Foxtrotalpha.com, Northrop Grumman в настоящее время разрабатывает технологию, которая позволит избежать выделения тепла в окружающую воздушную среду и обойтись без поглотителей.
Не повторить ошибки F-35
Сделав ставку на «универсальный» F-35, США невольно оказались в таком же положении, в каком во времена Столетней войны (1337–1453) оказался бы один из ее участников, если бы всецело понадеялся на только что появившееся огнестрельное оружие, предав забвению доспехи, арбалеты, сабли, мечи и кавалерию. Трудно представить, как войска, не имеющие ничего, кроме аркебуз, смогли бы противостоять рядам арбалетчиков и лавине закованных в латы, ощетинившихся всеми видами холодного оружия всадников. Однако это не значит, что примитивные аркебузы были тупиковым путем развития оружия. Постепенно развиваясь, они привели к появлению таких типов вооружений, которые навсегда отправили в музеи рыцарские доспехи и мечи.
Поскольку F-35 имеет некоторые свойства, благодаря которым Пентагон сохраняет заинтересованность в его использовании (вертикальный взлет и посадка, способность крупномасштабной «работы» по наземным целям, возможность улучшения истребительных свойств в результате модернизации и даже возможность установки лазера типа АВС), то речь пока не идет о том, чтобы F-X заменил и F-35. Перед истребителем шестого поколения уже никто не ставит задачу быть универсальным боевым средством одновременно для ВВС, ВМС и сухопутных войск. Каждый вид вооруженных сил получит свой, индивидуальный тип многоцелевого истребителя, который создается главным образом для борьбы с воздушными целями.
При всем при этом очевидно, что США не намерены возвращаться к «классическому» воздушному бою, в котором маневренность была ключевым фактором победы. Они продолжают развивать в истребительной технике направление, которое позволит гарантированно уничтожать самолеты противника с дальней дистанции. И против таких истребителей даже у самых сверхманевренных самолетов будет не больше шансов выстоять, чем у тигра против охотника, вооруженного ружьем с лазерно-оптическим прицелом.
Один из крупнейших родов войск России. Технологическое превосходство самолетов - важнейший критерий боеспособности ВВС. И потому армии передовых держав мира - России, США, Китая - стремятся в этом отношении быть на шаг впереди остальной планеты. И потому стремятся не только вооружать свои войска современнымии образцами техники, но также и заниматься перспективными разработками. В том числе и в сфере авиации.
Сейчас в недрах многих мировых конструкторских бюро создается истребитель 6 поколения. Машины "младших" рангов уже вовсю летают и производятся. Их успели выпустить и россияне, и американцы, и, по некоторым данным, китайцы. И потому ключевым фактором конкурентоспособности национальных армий государств будет пополнение состава ВВС истребителем поколением выше. Когда ожидать появления таких машин?
Критерии 6 поколения
Собственно, исходя из каких критериев, новый истребитель может быть отнесен к самолетам 6 поколения? В числе основных, что называются экспертами - автономность полета. То есть машиной будет управлять не человек, а компьютер - в автоматическом режиме или посредством дистанционного взаимодействия с людьми. Вместе с тем, есть специалисты в области авиации, которые говорят о том, что истребитель 6 поколения может быть и пилотируемым. Вполне возможно, допускают эксперты, что машины новейшего класса будут выпускаться в двух технологических реализациях одновременно.
Есть версия, что американским авиаторам ближе беспилотная концепция, а российским, в свою очередь, та, в которой самолет будет управляться человеком. Конструкторы из США, как отмечается в ряде источников, рассчитывают тем самым придать истребителям невероятно высокую устойчивость к перегрузкам, так как робот их сможет выдерживать без проблем. Россияне же, в свою очередь, склонны считать, что ни один компьютер не способен управлять машиной на уровне человека. Однако в среде авиаконструкторов из РФ немало сторонников также и беспилотных концепций. Правда, как отмечают некоторые специалисты, по этой части российские инженеры несколько уступают западным коллегам. В подтверждение тому приводятся неудачные тесты последних моделей беспилотных аппаратов, созданных в РФ. И потому истребитель 6 поколения Россия, считают эксперты, с определенной вероятностью создаст на базе концепции, где управлять самолетом будет человек.
В числе других важнейших критериев перспективных машин эксперты называют также чрезвычайную малозаметность. Сегодняшний уровень технологий "стелс" обеспечивает защищенность самолетов от средств ПВО далеко не на 100%. Более того, если брать самые современные ЗРК, такие как, например, российский С-400, то "стелс" на существующем уровне - едва ли помеха для них. Однако истребитель 6 поколения, как ожидают эксперты, сможет оставлять не у дел даже самые технологичные средства ПВО за счет малозаметности. Кстати, дополнять вышеуказанный критерий могут средства защиты от ПВО (противоракеты, ложные цели и т.д.).
Следующий критерий - несоизмеримо более высокая скорость истребителя в сравнении с машинами предыдущих поколений. Если сейчас самые быстрые военные самолеты летают с показателем порядка 3 Мах, то разработки 6 поколения, как ожидается, смогут преодолевать порог в 5. Крейсерская скорость (без включения форсажной тяги) новейших истребителей, считают эксперты, будет определенно сверхзвуковой. Также набираться она сможет гораздо быстрее. Вполне возможно, крейсерская скорость истребителей будущего будет идентична сегодняшним форсажным скоростям - 1,5-2 Маха. Одна из вероятных характеристик двигателей, что будут установлены на сверхбыстрых истребителях - очень высокая экономичность. Благодаря ей самолеты смогут долго летать без дозаправки, и потому нести патрулирование на больших относительно своих баз расстояниях.
С конструкционной точки зрения машины 6 поколения, как полагают эксперты, будут очень эргономичными. Вполне возможно, что крыло, к примеру, будет в большей части вмонтировано в фюзеляж. Есть вероятность, считают специалисты, что принадлежащие к 6 поколению истребители мира не будут оснащены вертикальным оперением. Возможно, в основе конструкции самолетов будет концепция "летающее крыло" (подобно футуристически выглядящему B-2, что стоит на вооружении ВВС США).
Как же будут выглядеть новейшие истребители? Фото, которое ниже, может дать нам примерные ориентиры.
Машины 6 поколения, вероятно, будут сверхманевренными (в том числе при условии полета на огромных скоростях). Для этого во всех моделях будут установлены двигатели с отклоняемым вектором тяги. Самолет должен будет легко маневрировать на углах порядка 60 градусов. Зачем самолету такое качество, если ближние воздушные сражения, скорее всего, будут маловероятны? Основная точка зрения на этот счет - сверхманевренность позволяет истребителям двигаться в рамках так называемых "противоракетных" траекторий. То есть, когда на подлете поражающая головка от ЗРК, машина может резко уйти в сторону. Зенитная ракета, тем самым, не успев просчитать этот маневр, попадает мимо цели.
Что еще добавится в новейших истребителях? Вполне можно ожидать появления в них более совершенного, в сравнении с существующими, механизма взаимодействия с наземными объектами. И не только наземными, но также и морскими, космическими, или даже подводными. Лучший истребитель в новейшем поколении, считают эксперты - это тот, который, прежде всего, сможет быстрее остальных обмениваться тактическими и стратегическими данными с командным пунктом и другими самолетами, получать информацию со спутников. Все это позволит пилоту опередить противника в принятии ключевых решений, влияющих на успешность выполнения боевой задачи.
Также, скорее всего, военные истребители 6 поколения будут оснащаться оружием с гораздо большим радиусом боевого применения, чем позволяют сегодняшние образцы. Есть версия, что именно за счет ресурсов для поражения целей с дальнего расстояния машины смогут выдержать противостояние с новейшими средствами ПВО. Например, будет возможен вариант с запуском боевой ракеты еще до того, как радар зенитного комплекса обнаружит самолет. Вероятно, новейшие машины будут оснащены не только ракетным оружием, которое в основном используется сейчас, но также и лазерными установками. Причем самого разного назначения: как тех, что предназначены для радио-электронной борьбы (выведение из строя вражеской авионики), так и тех лазеров, которые могут сами поражать цели. Вполне возможно, что оружие будет также и электромагнитным. А те ракеты, что предполагается ставить на машины 6 поколения, будут летать с такой скоростью, что системы ПВО попросту не смогут за ними "угнаться".
Будет ли лучший в мире истребитель?
Еще один интересный вопрос. Некоторые эксперты полагают - маловероятно, что кто-то из авиаконструкторов сможет создать объективно лучший в мире истребитель. К моменту, когда машины 6 поколения будут вводиться в строй, уровень технологий в них, как предполагается, будет примерно одинаковым. Примерно такая ситуация сейчас с истребителями 5 поколения. Российский Т-50 и американский F-22, в целом, по мнению многих специалистов, обладают очень схожим потенциалом и сопоставимым уровнем технологий. И это при том, что истребители 3 и 4 поколения, выпускаемые в РФ (а до этого - в Советском Союзе) в ряде случаев, как считают многие эксперты, были на голову выше американских аналогов и наоборот. Касательно 6 поколения, то, как полагают специалисты, если даже одни самолеты будут лидировать, скажем, в скорости, то нет никакой гарантии, что в других компонентах (например, в маневренности) они не уступят конкурентам. Очень важным будет фактор поддержки машин со стороны иных родов войск - космических, ПВО, ВМФ, в определенных задачах - также и сухопутных.
Нужен ли России самолет 6 поколения?
В среде экспертов в области авиации есть мнение, что истребитель 6 поколения и не нужен современным армиям, в том числе российской. В подтверждение приводится два основных типа аргументов. По первому из них - средства ПВО будут развиваться все-таки более интенсивно, чем крылатая техника. И потому совершенно нецелесообразно, полагают эксперты, создавать парк из новейших и, скорее всего, невероятно дорогих истребителей, раз их с высокой вероятностью собьют в ходе сражений.
Другой аргумент - технологии строительства современных военных самолетов, в принципе, достигли такого уровня, что сделать машину, которая была бы реально сильнее, проблематично. Российские машины Т-50, американские истребители F-22, а также, что вероятно, уже готовящиеся к выпуску китайские в принципе, в достаточной мере технологичны, чтобы обеспечивать потребности армий на десятки лет вперед, считают эксперты. В частности, такой параметр как отклоняемый вектор тяги, который будет, как ожидается, обязательным для самолетов 6 поколения, присутствует на многих современных машинах. А та самая сверхманевренность, о которой мы говорили выше, присутствует даже на некоторых истребителях 4 поколения. Не говоря о современных Т-50 и F-22. Кроме того, крейсерсая скорость обоих самолетов, как считают некоторые эксперты, вполне может достигать сверхзвуковых значений.
Опередившие свое время
Есть версия, что текущие модели истребителей рассчитаны на несение службы в течение 50 лет. Это косвенно подтверждается тем фактом, что самолеты даже предыдущего, 4 поколения, разработанные в середине 60-х, успешно служат в армиях ведущих военных держав мира до сих пор. Базовые их характеристики - скорость истребителя, вооруженность, маневренность - вполне отвечают, полагают эксперты, современным задачам. К таковым, в частности, относятся такие машины, как российский Су-30, американский F-14.
Есть также мнение, что даже некоторые самолеты 4-го поколения могут вполне успешно конкурировать в каких-то компонентах с перспективными разработками. В частности, к таковым некоторые эксперты причисляют истребители России - в новейших модификациях. К тому же существующие машины (как 4, так и 5 поколения) обладают, как считают многие специалисты, колоссальным потенциалом для модернизации. И потому многие функции из числа тех, что ожидается увидеть в перспективных самолетах, вполне можно "привинтить" к образцам предыдущего поколения истребителей.
Когда появятся новые машины?
Когда же появятся самолеты нового класса? По прогнозам экспертов, тестовые испытания таких машин возможны в пределах ближайших 10 лет, запуск в производство реален в течение 20. Есть версия, что первый истребитель 6 поколения построят американцы. Тому способствует прежде всего колоссальный военный в разы превосходящий тот, который есть в распоряжении у России и Китая, даже если их суммировать. Также у США есть завидный, по мнению многих экспертов, технологический потенциал.
Хотя, как отмечают некоторые специалисты, не все у американцев настолько позитивно. В частности, многие эксперты критикуют существующие передовые разработки из США - тот же F-22, а также перспективный F-35 (который, к слову, не относится к 5 поколению, что может косвенно подтвердить отсутствие заинтересованности конструкторов в выходу на 6 уровень).
Существующие прототипы: американские концепции
Какие есть прототипы машин 6 поколения? Каким предполагает быть лучший в мире истребитель новейшего класса?
К таковым некоторые эксперты причисляют проект F/A-XX, разрабатываемый компанией Boeing. Предполагается, что это будет палубный истребитель для который можно будет задействовать в широком спектре боевых задач. Прототип машины был представлен миру инженерами Boeing еще в 2008 году. Особенность конструкции самолета заключается в том, что у него нет вертикального оперения, в то время как им обладают почти все современные истребители. Фото необычного F/A XX ниже.
Крылья аппарата, как отмечают эксперты, похожи на таковые элементы F-22. В кабине перспективного самолета, исходя из представленного макета, предусмотрено два места для пилотов. Первый, как полагают специалисты, будет управлять истребителем, а второй - наводить входящие в комплект вооружения. Многих экспертов, вместе с тем, смутил большой заявленный вес машины - 45 тонн. Впрочем, есть мнение на этот счет - на тяжелый корпус можно установить более мощный двигатель, за счет чего увеличить общую тяговооруженность аппарата. Двигатель, который, возможно, будет стоять на F/A-XX - тот же, что установлен на F-35. Что еще раз подтверждает тот факт, что многие сегодняшние технологии уже соответствуют критериям 6 поколения. Ожидаемый запуск F/A-XX в производство - середина 2020-х годов.
Спустя несколько лет после первого показа F/A-XX публике компания Boeing ознакомила мир с обновленной версией своей концепции машины 6 поколения. Согласно проекту, самолет предполагает выпускаться как раз таки в двух технологических версиях - беспилотной и той, где управлять аппаратом будет человек. Предполагается, что самолет сможет заменить истребители четвертого поколения типа F-18 в течение ближайших десятилетий.
Корпорация Boeing, между тем, имеет еще одну концепцию истребителя 6 поколения. Это машина F-X. Предназначена она уже не для ВМФ, а конкретно для военно-воздушных сил США. Предполагается, что данный самолет заменит F-22. Главным преимуществом машины называют очень высокую скорость.
Известно, что другой американский авиагигант - - также подготовил свою концепцию. Правда, фактов о перспективном самолете от этой фирмы пока очень немного. Есть, разве что, только сведения о том, что машина будет выпускаться по интегральной аэродинамической концепции.
Американцы, как считают некоторые эксперты, имеют примерные ориентиры по срокам ввода истребителей 6 поколения в строй. Максимум, сколько готовы ждать США - до конца 2030-х годов. В свою очередь, переоснастить армию американцы планируют в течение 20 лет после запуска самолетов в серийное производство.
Самолет из Европы
В числе заметных европейских прототипов самолета 6 поколения - разработка концерна Dassault nEUROn. Правда, все, чем пока могут похвастаться инженеры этой фирмы - неплохой беспилотник, созданный с применением "стелс"-технологии. Он был показан миру в 2012 году. Однако те инженерные наработки, что были в нем реализованы, полагают эксперты, могут стать основой для создания полноценной машины 6 поколения.
Китайский проект
В данный момент авиаконструкторы из КНР дорабатывают истребители 5 поколения. Речь идет о самолетах J-20 и J-31. Пока, как считают эксперты, китайские инженеры не будут сильно отвлекаться на перспективные разработки, однако есть факты, подтверждающие некоторую заинтересованность конструкторов из КНР в создании машины 6 поколения. Так же как и европейцы, инженеры из КНР создали высокотехнологичный беспилотник, который был назван Lijian, характеризующийся низкой заметностью для радаров. На основе этой разработки, считают эксперты, вполне может быть сконструирован перспективный реактивный истребитель. Возможно, что он в определенной степени будет соответствовать критериям 6 поколения.
Японский прототип
Конструкторы из Японии, как сообщается в ряде источников, также занимаются вопросами создания истребителя новейшего класса. Считается, что основой для машины будет экспериментальный ATD-X. Есть версия, что истребитель 6 поколения японцы будут строить в союзе с конструкторами из США. Эксперты называют машину ATD-X образцом, который вполне может стать основой для реализации самых передовых технологий будущего. Включая разработку истребителя 6 поколения.
Российская концепция
Как обстоят дела в отечественной конструкторской школе? Есть ли шанс, что в скором времени появится 6 поколения? Известно только то, что планы по созданию такой машины есть у военного руководства страны. Есть некоторые сведения о том, что разработками в этом направлении занимается компания "Сухой". Правда, о возможных сроках начала разработки и ввода подобного самолета в производство пока мало что известно. Сегодня все ресурсы отечественных разработчиков брошены на другие истребители России - Т-50, относящийся к 5 поколению, а также на модернизацию машин, принадлежащих к более старшим моделям. Но в среде экспертов есть версия, что именно Т-50 может стать основой для создания самолета 6 поколения.
Выше мы уже сказали, что российские конструкторы могут начать создание перспективной машины как на беспилотной основе, так и на базе технологий, предусматривающих участие в управлении самолетом человека. Если приоритетным будет выбран первый вариант, то в качестве базы наработок может быть использован аппарат типа "Скат", созданный ОКБ МиГ. Использованные в нем технологии, как считают специалисты, вполне могут содействовать тому, чтобы российский истребитель 6 поколения появился в обозримом будущем.
При этом в СМИ есть сообщения о том, что первый прототип машины 6 поколения, созданный инженерами из РФ, появится в ближайшие 10-12 лет. Этим, вероятнее всего, будет заниматься Объединенная авиастроительная корпорация. При этом отмечается, что у российских авиаконструкторов есть шанс обогнать США, которые запланировали создать самолет аналогичного класса на 2030-е годы. Вместе с тем, как отмечают эксперты, инженеры из РФ еще не определились с точной концепцией перспективного истребителя, считая, что ее разработка - вопрос в большей степени научный, чем конструкторский.
Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.
Предыдущее поколение
Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:
- иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
- быть малозаметным для радаров;
- сам обладать сверхсовременным радаром;
- нести современное вооружение.
Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.
6 поколение
Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.
- Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
- Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
- Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
- Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.
Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.
Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.
Будущее пилотов
Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.
Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.
Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.
В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.
Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.
Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.
В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.
Предполагаемый облик истребителя Boeing F/A-XX. Справа снизу - беспилотный вариант истребителя. Рисунок Boeing Company / boeing.com
К настоящему времени всего несколько ведущих стран мира успели создать свои истребители пятого поколения. Однако это не мешает уже сейчас смотреть в будущее и искать способы создания принципиально новой авиационной техники. Уже ведется обсуждение вопросов разработки истребителей шестого поколения, и в некоторых случаях даже начаты реальные работы. Впрочем, пока результаты этих работ не подлежат разглашению. Поэтому целый ряд вопросов в контексте шестого поколения истребительной авиации на данный момент не имеет общепринятых ответов.
Общий список требований к истребителям пятого поколения, используемый специалистами разных стран, появился в недавнем прошлом и в течение некоторого времени являлся темой споров. К настоящему времени этот вопрос был решен, хотя и с некоторыми оговорками. Прямо сейчас идет формирование требований к новому поколению техники. Благодаря этому появляется прекрасная возможность изучать не только актуальные взгляды военных и авиастроителей, но и их изменение в разные периоды времени.
По официальным данным…
США реализовали два проекта истребителей пятого поколения и уже работают над принципиально новой техникой. В 2010 году стартовали работы по изучению вопросов создания шестого поколения. Чуть позже появились первые данные относительно облика гипотетического самолета, а вместе с ними и рисунки, показывающие технику в полете.
Интересен тот факт, что сейчас в США параллельно прорабатываются сразу два перспективных истребителя. Один из них создается по заказу военно-морских сил и предназначен для замены палубных самолетов F/A-18E/F. Заказчиком второго являются военно-воздушные силы, которые уже сейчас задумываются о замене , относимого к современному пятому поколению.
В дальнейшем несколько ведущих авиастроительных компаний неоднократно поднимали тему шестого поколения и оглашали свои планы в этой сфере. Утверждалось, что будущие самолеты по основным характеристикам будут выгодно отличаться от существующих, а кроме того, получат совершенно новые возможности. Прежде всего, рассматривался вопрос создания пилотируемой и беспилотной модификаций техники.
В области вооружения предлагалось использовать как существующие и перспективные ракетные системы, так и принципиально новые образцы. К примеру, до определенного времени утверждалось, что истребитель сможет нести боевой лазер, предназначенный для уничтожения воздушных или наземных целей. Впрочем, позже планы стали скромнее – лазеру отвели роль средства борьбы с ракетами противника.
Новейший российский истребитель пятого поколения пока лишь готовится к серийному производству и поступлению в войска, но промышленность уже занимается вопросами дальнейшего развития фронтовой авиации. Более двух лет назад стало известно, что в России начата проработка облика будущего истребителя шестого поколения. Тогда же были оглашены некоторые подробности и пожелания.
Впервые о создании российского истребителя шестого поколения в марте 2016 года рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он заявил, что компания «Сухой» представила некоторые идеи и решения в контексте будущего поколения. Вскоре эту тему затронул главком ВКС Виктор Бондарев. По его словам, работы уже идут, и перед конструкторами стоит несколько задач. В частности, планируется разработка истребителя в пилотируемом и беспилотном вариантах.
Главком также затронул тему модернизации перспективной техники. Оказалось, что за счет обновления отдельных элементов в рамках новых проектов существующий истребитель Т-50 () вполне способен перейти из актуального пятого в новое шестое поколение. Получению таких результатов способствует высокий модернизационный потенциал машины.
В дальнейшем официальные лица и неназванные источники прессы неоднократно поднимали тему нового истребителя и дополняли общую картину. При помощи этих данных можно примерно представить, какие именно требования предъявляются к будущему шестому поколению.
Буквально пару месяцев назад Великобритания представила свой проект истребителя Tempest, нескромно отнесенный к шестому поколению. Согласно опубликованным данным, эта машина будет иметь множество признаков предыдущего пятого поколения, а решающим фактором для отнесения к более новой категории должна стать беспилотная модификация. Любопытно, что «Темпест», в отличие других проектов нового поколения, будет создаваться в рамках международной кооперации во главе с компанией BAE Systems.
Не так давно стало известно, что свой истребитель шестого поколения желает сделать и Китай. Тем не менее, китайские ученые и инженеры традиционно не спешат делиться информацией. Регулярно появляются различные отрывочные сведения, слухи и оценки, но на их основе пока невозможно составить полную и правдоподобную картину.
Вопрос требований
После длительных споров авиаконструкторы, военные и специалисты все же смогли сформировать общий список требований к истребителям пятого поколения. Сейчас наблюдаются схожие процессы, но теперь речь идет о шестом поколении. По всей видимости, обсуждения и споры будут продолжаться в течение нескольких следующих лет, но ряд основных признаков уже определен.
Вариант истребителя шестого поколения от Lockheed Martin под названием NGAD. Рисунок Lockheed Martin Corp. / lockheedmartin.com
Чаще всего в контексте следующего поколения упоминается возможность создания как пилотируемого, так и беспилотного самолета. Ожидается, что развитие средств дистанционного управления и автоматики позволит строить новые истребители в разной конфигурации, в том числе без человека на борту. При этом авиастроителям предстоит решить, как именно будут реализованы беспилотные возможности: будет ли самолет контролироваться удаленным оператором или сможет решать все задачи самостоятельно.
Планер истребителя шестого поколения должен иметь определенные преимущества перед существующими конструкциями. Прежде всего, необходима улучшенная малозаметность. При этом необходимо обеспечить устойчивость к аэродинамическим, механическим и тепловым нагрузкам на всех режимах полета. С определенного времени обсуждается возможность создания «гибкого» планера, способного изменять конфигурацию в соответствии с режимом. Эта концепция предусматривает использование несущих плоскостей изменяемой геометрии и схожую конструкцию оперения и фюзеляжа.
Особые требования к планеру, среди прочего, связаны с ожидаемым ростом скоростей. Согласно самым смелым оценкам, истребители шестого поколения смогут развивать гиперзвуковую скорость. Также от них могут потребовать сверхманевренность в широком диапазоне скоростей. Следует ожидать, что все подобные планы удастся реализовать только в беспилотных модификациях техники. Рост маневренности связан с увеличением перегрузок, и возможности человека ограничивают подобный потенциал техники.
Истребителю шестого поколения предстоит бороться с самолетами пятого, что предъявляет особые требования к бортовым средствам наблюдения и обработки данных. Никаких сомнений не вызывает необходимость использования радиолокационной станции с активной фазированной антенной решеткой. При этом возможно использование нескольких антенных полотен для обзора разных секторов пространства. Самолет также должен иметь собственные средства радиотехнический разведки для обнаружения целей без раскрытия своего присутствия. РЛС следует дополнять оптико-электронными системами, работающими в разных диапазонах.
Российская промышленность в настоящее время работает над перспективными РЛС радиофотонного типа. От традиционных конструкций такое изделие отличается способом образования сигнала: его источником является связка лазера и т.н. фотонного кристалла. Утверждается, что РЛС нового типа будут компактнее и экономичнее существующих. За счет большей эффективности работы появится возможность существенно увеличить дальность обнаружения и сопровождения. Готовые изделия нового типа, пригодные для использования на авиационной технике, появятся через несколько лет. Их предлагается использовать на истребителях новых поколений и на перспективных БПЛА.
Для обработки данных, поступающих с многочисленных собственных датчиков и от внешних источников, самолету необходим развитый вычислительный комплекс. Применение мощных бортовых ЭВМ, в частности, обеспечит правильную работу элементов искусственного интеллекта. Электроника должна будет взять на себя часть обязанностей летчика, до минимума сократив нагрузку на него.
В будущем будет сохраняться и развиваться т.н. сетецентрическая структура войск, что следует учитывать при создании истребителей. Самолет нового поколения, подобно своим предшественникам, должен будет передавать данные о найденных объектах и принимать целеуказание из сторонних источников. При этом ожидается появление новых сетевых функций. Так, согласно некоторым оценкам, истребитель должен командовать соединением беспилотников, отличающихся упрощенным бортовым оборудованием, но несущих вооружение.
Темой активных обсуждений остается вопрос вооружения для шестого поколения. Очевидно, что для решения тех или иных задач самолеты смогут использовать управляемые ракеты и бомбы «традиционных» видов. Также возможно создание и внедрение совершенно новых систем, прежде всего вооружения т.н. направленной энергии. К примеру, в течение нескольких лет в США рассматривалась возможность оснащения самолета боевым лазером достаточной мощности. Однако позже стало известно, что современные технологии не позволяют создать такое оружие. В то же время, лазер достаточной мощности можно использовать в качестве средства активной защиты от ракет противника.
От концепции к реализации
Конструкторы нескольких ведущих стран уже приступили к проработке вопросов создания истребителя шестого поколения, но пока все подобные проекты далеки от финала. Даже Соединенные Штаты, запустившие подобные работы раньше всех, все еще, насколько известно, не успели выйти из стадии проработки облика техники и поиска оптимальных решений. Другие страны, по всей видимости, тоже заняты схожими работами и еще не могут обогнать США.
Перспективные проекты истребителей ожидаемо отличаются большой сложностью, дороговизной и т.д. При всем этом разработчики таких проектов и потенциальные заказчики новой техники составляют весьма оптимистичные планы. К примеру, США планируют завершить опытно-конструкторские работы по своему истребителю шестого поколения до конца следующего десятилетия. Первые серийные машины предполагается отправить в войска в начале тридцатых годов. Какой из истребителей раньше поступит на вооружение – для ВВС или для ВМС – пока остается только гадать.
Британский истребитель BAE Systems Tempest. Рисунок BAE Systems / baesystems.com
Сроки разработки российского проекта еще не уточнялись. Есть основания полагать, что в ближайшие годы разработка истребителя шестого поколения будет оставаться на стадии научно-исследовательских работ. Техническое проектирование следует ожидать не ранее первой половины двадцатых годов. Наиболее реалистичными сроками появления готовой техники является начало или середина тридцатых. Впрочем, реальный график может оказаться иным – как более смелым, так и не слишком оптимистичным.
Предварительная проработка и проектирование британского будут продолжаться до второй половины двадцатых годов включительно. На рубеже десятилетий планируется построить и испытать опытные образцы. Поставки серийной техники начнутся после 2035 года. Желаемое количество самолетов и сроки их передачи Королевским ВВС не уточнялись. Примечательно, что истребитель шестого поколения должен будет заменить самолеты Eurofighter Typhoon, относящиеся к четвертому. Британские военные решили не тратить время на пятое поколение и сразу перейти к следующему.
Достоверные сведения о планах китайских военных относительно шестого поколения пока отсутствуют. Вряд ли стоит переоценивать промышленность Китая и ждать скорейшее появление перспективного истребителя, но и иные критические оценки тоже могут не оправдать себя. По всей видимости, о существовании китайского истребителя шестого поколения станет известно только когда он выйдет на испытания или после этого.
Дела отдаленного будущего
Точные требования к истребителям будущего шестого поколения пока остаются предметом споров. Предлагаются те или иные идеи, часть которых может быть реализована сейчас или в ближайшие годы, тогда как другие оказываются чрезмерно сложными. Как следствие, итоговый облик будущих самолетов может не в полной мере оправдать нынешние ожидания. В то же время, некоторые идеи и решения способны оказаться настоящим сюрпризом для общественности.
В целом, несмотря на все споры и обсуждения, на данный момент очевидны и понятны несколько основных и общих особенностей истребителей шестого поколения. Совершенно ясно, что они будут крайне сложными в производстве и эксплуатации, а по стоимости превзойдут самолеты предыдущего поколения, пока удерживающие сомнительный рекорд. Как следствие, их придется выпускать в ограниченных количествах, являющимися компромиссом между желаниями и возможностями армий.
Кроме того, очевиден тот факт, что строительство реального истребителя шестого поколения является делом отдаленного будущего. Появление опытных образцов новых программ следует ждать не ранее следующего десятилетия, а серийное производство начнется еще позже.
Авиастроителям ведущих стран вновь предстоит столкнуться с самыми серьезными вызовами и проблемами. Только справившись с ними, удастся создать принципиально новую авиационную технику, которая сможет изменить облик военно-воздушных сил и существенно повысить их боеспособность. Однако для этого понадобится немало времени, денег и сил. По всей видимости, истребители шестого поколения действительно появятся в отдаленном будущем, но нам вряд ли удастся увидеть большое число типов такой техники и по-настоящему массовое их производство.
Бортовые лазеры, СВЧ-пушки, интеллектуальные ракеты
Войны последних лет, включая сирийскую, ярко демонстрируют, что в современном военном конфликте победа гарантирована той из сторон, которая обладает мощной современной боевой авиацией. Именно поэтому тема самолетов следующих поколений не покидает страницы мировых СМИ.
Каким видится боевой самолет будущего специалистам? Мы проанализировали их мнения и информацию собственных источников в российской оборонке.
Когда в экспертном сообществе кипят споры об истребителе 6-го поколения - каким он будет: пилотируемым или беспилотным, кто его первым построит, - обычно в этот момент мало кто задается вопросом: нужен ли вообще самолет 6-го поколения? И если нужен, то кому и под какие цели?
Ряд специалистов уверены: разговоры о самолете 6-го поколения преждевременны. Современные вооруженные силы, и не только российские, особой нужды в нем не испытывают, впрочем, как и в 5-м поколении. Базовые характеристики машин 4-го поколения - маневренность, скорость, вооруженность - настолько отработаны, что вполне отвечают задачам современной войны. Потом, в эти самолеты заложен огромный модернизационный потенциал, который позволяет их начальный срок службы - порядка 50 лет - увеличить более чем на треть. При этом машины поколений 4+ или 4++ военному бюджету обходятся многократно дешевле, нежели новинки с пока еще весьма сомнительными боевыми возможностями.
Приводится и другой аргумент: системы ПВО в современном мире развиваются намного быстрее, чем авиатехника. Наша страна является мировым лидером в тематике ПВО, а потому ряд экспертов считают, что следует и далее развивать именно это направление, тем более что это намного дешевле, чем создание новейших истребителей, которые в ходе боевых действий будут сбиты этими самыми современными средствами ПВО.
Есть те, кто утверждает, что на сегодня технологии создания авиатехники достигли своих предельных значений. Они как бы обогнали время. И чтобы создать машину следующего, 6-го поколения, необходим революционный технологический прорыв, которого пока не предвидится. Но прогресс сдержать невозможно. Трудно представить, что конструкторская мысль остановится на самолете 5-го поколения, а военные согласятся: хватит, нам и этих самолетов достаточно, других не надо. Так что в разных странах мира конструкторская и инженерная мысль с разной степенью успеха все равно движется в направлении создания самолета 6-го поколения.
Пока человечество точно не знает, какие именно технологии станут ему доступны в ближней перспективе. Сейчас специалисты готовы лишь пунктирно указать тенденции развития авиатехники будущего.
Утверждают, что над проектом истребителя 6-го поколения уже работает несколько стран: Китай, Россия и США. Европейцы тоже делают попытки, идя по пути беспилотника, создаваемого по технологии «стелс», который разрабатывают инженеры концерна Dassault nEUROn. Но дальше всех продвинулись Штаты.
По крайней мере из официальных источников известно, что американский проект такого самолета называется F/A-XX. Это двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км. Создание F/A-XX Пентагон поручил фирме «Боинг», которая должна сделать его к 2030 году.
В 2009 году американцы даже показали рисунки этой машины. Хотя позже в процессе работы первоначальный облик самолета серьезно изменился. Но базовые вещи остались. К примеру, планер - это «летающее крыло» без вертикального оперения, где киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
Что касается тактики его применения, то начальник военно-морских операций Джонатан Гринет недавно вскользь упомянул, что скорость и скрытность нового самолета не будут являться приоритетом. Главное - дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших расстояний, из чего можно сделать вывод, что для ближнего боя, где машине нужна сверхманевренность, она не приспособлена.
Известно, что США создают и беспилотную машину, которая может стать носителем лазерного или электромагнитного вооружения. Но пока эта работа якобы зашла в тупик из-за проблем с энергетической установкой.
Над самолетом 6-го поколения довольно активно работает Китай. Там это многофункциональный истребитель «Хун Лун» - «Огненный дракон». Китайские СМИ пишут, что его создают несколько десятков разработчиков из России. В отличие от американского аналога китайский самолет создается как сверхманевренная машина, что неудивительно, так как именно сверхманевренность всегда считалась коньком именно российской конструкторской школы.
По данным информагентства Shanghai, китайский «дракон» будет иметь «импульсный доплеровский радар, отвечающий за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты»: «Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов».
Механизм контроля за вооружением китайского самолета будет включать в себя лазерные и оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.
Данные о перспективах российского истребителя 6-го поколения поступают весьма противоречивые. Одни специалисты говорят, что разговоры на эту тему пока из области научной фантастики. Другие, напротив, утверждают, что тема 6-го поколения находится в стадии идей и формирования задач. Третьи вообще уверяют, что работы идут полным ходом, машина взлетит в 2023–2025 годах, а полностью будет готова к 2030 году и называться будет МиГ-41.
У нас долгое время спорили о том, каким станет новый истребитель: пилотируемым или беспилотным? Те, кто отстаивал беспилотный вариант, утверждали: человеческий организм имеет массу физиологических ограничений, коих лишен беспилотный аппарат. Для летчика на борту предусмотрены системы жизнеобеспечения и эвакуации, что утяжеляет машину. Если ее убрать, то самолет станет легче и маневренней. Те же, кто отстаивал пилотируемый вариант, напирали на моральный аспект: можно ли доверить бездушному роботу принятие решения о том, кого убивать, а кого нет?
Сейчас, как говорят в оборонке, консенсус найден: самолет создадут сразу в двух вариантах. При этом беспилотные и пилотируемые машины будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков - это командный пункт для 3–4 беспилотных машин, которым ничто не помешает выполнять головокружительные маневры, не опасаясь перегрузок, достигать гиперзвуковых скоростей и выходить в ближний космос (примерно так, но полностью в пилотируемом варианте сегодня уже применяется МиГ-31БМ).
Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5 М (пять скоростей звука), а крейсерская, без форсажа, - не ниже 2 М. Для этого новый самолет должен быть намного легче всех своих предшественников, то есть делать его нужно из сверхлегких и сверхпрочных материалов, к которым предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения...
Причем такого рода материалы нужны не только для создания мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но в том числе и для двигателей. Им требуется защита от перегретого воздуха, который поступает из воздухозаборников. Такими материалами мы пока не обладаем, и это на сегодня может стать, по мнению специалистов, главной проблемой, с которой столкнулись еще в прошлом веке конструкторы американского высотного бомбардировщика XB-70 «Вальки́рия», создававшегося для стратегического авиационного командования США.
Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема ХВ-70 «Валькирии» была в том, что самолет, хотя был сделан из титана и нержавеющей стали, весил около 230 тонн и во время полета при скорости 2,5–3 М нагревался до 3000 градусов. Тогда конструкторы не смогли преодолеть эту проблему - и проект был сокращен до статуса исследовательского.
Вот потому, считают конструкторы, если не решить проблему новых материалов уже сегодня, то завтра ни о каком самолете 6-го поколения речи быть не может.
При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть «стелс»-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.
В отношении «стелс»-технологий Россия и США долгое время придерживались разных точек зрения. Американцы утверждали, что можно пожертвовать сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы всегда считали иначе, уверяя, что «стелс» ради «стелса» чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов, хотя технология очень дорогая.
Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и с большой осторожностью вынужден применять радар, а то и вовсе обходится без него, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика в темноте.
Но все же главное отличие российского подхода в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все большее значение. Этому способствует ряд факторов: во-первых, «стелс»-эффект достигается в очень узком частотном диапазоне, во-вторых, стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и в-третьих, США быстро теряют монополию на единоличное обладание самолетами новых поколений.
То есть нельзя исключить вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных «стелс»-истребителя, принадлежащих разным странам. В этом случае тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.
Когда два самолета в дуэльной ситуации летят навстречу друг другу, то действительно незаметность важна - тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство, занимает более выгодное положение и успевает подготовить атаку. Но подобных случаев в реальном бою очень мало, так как современные воздушные бои, как правило, групповые. В одиночку уже никто не летает. А в этом случае на первый план уже начинает выходить маневренность.
Даже в наши дни, не говоря уже о будущем, воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в самый последний момент. Поэтому эффект неожиданности, как и раньше, - это половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели «стелс»-технологии. При этом, говорят они, окончательно отказываться от «стелс»-технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.
Новый самолет должен быть оснащен и новейшим вооружением. Планируется, что на нем будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, ряд специалистов считают, что это лишь прожекты - дело весьма далекого будущего.
Говорят также, что самолет 6-го поколения оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. И действовать они будут по принципу «свободной охоты». То есть смогут сами назначать главные и второстепенные цели, распределяя их между членами «стаи» для поочередного уничтожения.
Другая тема - лазерная защита российского истребителя 6-го поколения. Ее постоянно обсуждают на Западе. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими лучами будут просто выжигать «глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.
Нет сомнения, что самолет обязательно оснастят и новой системой подавления РЭБ. Каждый ее блок сможет выполнять одновременно несколько функций. То есть один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и средством связи, при этом выполняя еще функции навигации и госопознавания. Работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.
Однако все разговоры относительно возможностей истребителя 6-го поколения пока больше похожи на предположения и мысли вслух разного рода экспертов и специалистов. Представители ОПК и авиачиновники каких-либо официальных заявлений на этот счет стараются избегать. Их слова о перспективах развития боевой авиации звучат куда более приземленно. Так, например, недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что испытания российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями продлятся еще около трех лет. То есть самолет 5-го поколения нашим военным ждать еще минимум три года.
О том, сколько лет ждать самолет 6-го поколения, думаю, не знают пока ни военные, ни министры.