Основные российские подходы к актуальным вопросам текущей повестки дня оон. Устав организации объединенных наций Принципы и их значение устава оон
Организация Объединенных Наций (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года на конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 года.
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.
Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.
ООН преследует такие цели:
1) поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
2) развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;
3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
4) быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:
1) суверенное равенство членов ООН;
2) добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;
3) разрешение международных споров мирными средствами;
4) отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;
5) невмешательство во внутренние дела государств;
6) оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (статья 103 Устава).
Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 года, подписали и ратифицировали Устав ООН.
Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.
27. Генеральная Ассамблея ООН: состав: виды сессии, структура, порядок работы, юридическая сила решении. Примеры .
Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.
Генеральная Ассамблея, в частности:
1) рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;
2) избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;
4) совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного суда ООН;
5) координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.
Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.
Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет), Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.
Статья 52 Устава ООН не запрещает создавать региональные международные организации по поддержанию международного мира и безопасности при условии, что их деятельность будет соответствовать целям и принципам ООН, то есть они должны строиться на принципах уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от неправомерного применения силы, мирного разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН члены ООН, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.
Региональные организации не правомочны принимать какие- либо решения по вопросам, затрагивающим интересы всех государств мира или интересы государств, принадлежащих к нескольким регионам, участники регионального соглашения вправе решать только такие вопросы, которые касаются государств только одного географического района.
К региональным организациям относится, в частности, Организация африканского единства (ОАЕ) - межгосударственная политическая региональная организация, созданная в мае 1963 г. Членами ОАЕ являются государства Африки. Целями ОАЕ являются укрепление единства африканских стран, координация и развитие всестороннего сотрудничества, защита суверенитета, территориальной целостности и независимости стран континента.
Главными принципами деятельности ОАЕ являются равноправие, невмешательство во внутренние дела, уважение территориальной целостности и независимости государств, мирное разрешение возникающих между государствами споров.
К главным органам ОАЕ относятся Ассамблея глав государств и правительств (собирается один раз в год); Совет министров ОАЕ (собирается два раза в год); Генеральный секретариат - постоянный административный орган. При ОАЕ также имеются комиссии - по экономическим и социальным вопросам; по вопросам образования, науки, культуры и здравоохранения; по вопросам обороны.
Лига арабских государств (ЛАГ) - региональная организация независимых арабских государств была основана 22 марта 1945 г.
Целями ЛАГ являются укрепление отношений между государствами-членами, координация их политической деятельности, осуществление тесного всестороннего сотрудничества в области экономики, культуры, финансов, транспорта, в вопросах гражданства, защита независимости и суверенитета стран-участниц.
Высшим органом ЛАГ является Совет (конференция) Лиги, состоящий из глав государств и правительств (собирается на сессии два раза в год). В перерывах между сессиями деятельностью ЛАГ руководит Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, избираемый на пять лет.
Организация американских государств (ОАГ) была создана в соответствии с Межамериканским договором о взаимной помощи 1947 г. Устав ОАГ был принят 30 апреля 1948 г. и вступил в силу 13 декабря 1951 г. Членами ОАГ являются более 30 государств Америки и Карибского бассейна.
В соответствии с Уставом целями ОАГ являются поддержание мира и безопасности в Западном полушарии, урегулирование споров между государствами-членами, развитие сотрудничества в экономической, политической, социальной, научно-технической и культурной областях, организация совместных действий против агрессии, сотрудничество в борьбе с преступностью.
ОАГ действует на принципах суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного разрешения споров, уважения территориальной целостности и существующих границ.
Высшим органом ОАГ является Генеральная Ассамблея (г. Вашингтон), в которой представлены все государства-члены. Очередные сессии проводятся раз в год. На них рассматриваются важные вопросы деятельности организации.
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая была создана в 1967 г. Договорное оформление АСЕАН произошло в 1976 г. на основе Договора о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.
Целями АСЕАН являются организация сотрудничества в экономической, социальной и других областях, содействие установлению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии.
Высшим органом АСЕАН является Конференция глав государств и правительств, которая должна собираться один раз в три года. Между конференциями действует постоянный комитет под председательством министра иностранных дел той страны, где проводилась конференция. Рабочие органы - секретариат и 11 отраслевых комитетов.
- Международное право прав человека
- Формирование международного права прав человека как отрасли международного права, его понятие
- Принципы и источники международного права прав человека
- Универсальные международно-правовые нормы о защите прав человека
- Система органов ООН по защите прав человека
- Региональный международно-правовой механизм защиты прав человека
- Защита прав человека в системе международных судебных учреждений
- Международное право окружающей среды
- Сущность международного права окружающей среды
- Понятие и предмет международного права окружающей среды
- Принципы международного права окружающей среды
- Источники международного права окружающей среды
- Международные организации и их роль в сфере охраны окружающей среды
- Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Правовая природа, цели и задачи, структура
- Роль международных конференций в международном праве окружающей среды
- Морская среда как объект международно-правовой охраны
- Вода как объект охраны в международном праве окружающей среды
- Охрана воздушной среды, климата и озонового слоя Земли
- Животный и растительный мир в международном праве окружающей среды
- Международно-правовое регулирование обращения с опасными и токсическими отходами
- Охрана окружающей среды во время вооруженных конфликтов
- Право международной безопасности
- Право международной безопасности на современном этапе
- Понятие и принципы права международной безопасности
- Источники права международной безопасности
- Современная система права международной безопасности
- Разоружение и ограничение вооружений
- Международное гуманитарное право
- Понятие, принципы и источники международного гуманитарного права
- Правовое регулирование начала военных действий
- Участники вооруженных конфликтов
- Театр войны
- Международное гуманитарное право о защите жертв войны
- Защита гражданских объектов
- Запрещенные методы и средства ведения войны
- Международно-правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны
- Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство
- Население в международном праве
- Понятие населения
- Гражданство и международное право
- Правовой статус бипатридов и апатридов
- Правовое положение иностранных граждан
- Режим нелегальных мигрантов
- Право убежища
- Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
- Международное экономическое право
- Понятие международного экономического права
- Источники и методы регулирования международного экономического права
- Система и принципы международного экономического права
- Субъекты международного экономического права
- Международные организации в области экономического сотрудничества
- Подотрасли международного экономического права
- Право внешних сношений
- Понятие и источники права внешних сношений
- Государственные органы внешних сношений
- Дипломатические представительства
- Консульские учреждения
- Постоянные представительства государств при международных организациях
- Специальные миссии
- Привилегии и иммунитеты в праве внешних сношений
- Право международных организаций
- Понятие, история возникновения, признаки и виды международных организаций
- Порядок создания международных организаций и прекращения их деятельности
- Порядок принятия и юридическая сила решений международных организаций
- Органы международных организаций: классификация, порядок формирования
- Правосубъектность и реализация функций международных организаций
- Членство в международных организациях
- ООН: устав, цели, принципы, членство
- Специализированные учреждения ООН
- Международные организации, входящие в систему ООН
- Региональные международные организации
- Международно-правовое регулирование защиты сотрудников международных организаций
- Международные неправительственные организации
- Территория в международном праве
- Международно-правовая классификация территорий
- Юридическая природа государственной территории
- Состав государственной территории
- Государственные границы
- Юридические основания изменения государственной территории
- Международные реки и их правовой режим
- Международная территория общего пользования
- Правовой режим Арктики
- Международно-правовой режим Антарктики
- Международное морское право
- Понятие и принципы международного морского права
- Международно-правовой статус и режим морских пространств
- Морские пространства, находящиеся под суверенитетом прибрежного государства
- Морские пространства, находящиеся под юрисдикцией прибрежного государства
- Международные морские пространства
- Морские пространства с особым правовым статусом
- Международное воздушное право
- Определение международного воздушного права
- Источники международного воздушного права
- Основные принципы международного воздушного права
- Правовой статус и правовой режим воздушного пространства
- Международно-правовые основы полетов в воздушном пространстве
- Управление воздушным движением
- Правовое регулирование международных воздушных сообщений
- Правовой статус летательных аппаратов
- Правовой статус экипажа летательного аппарата
- Борьба с актами незаконного вмешательства в деятельность летательных аппаратов
- Оказание помощи летательным аппаратам
- Административные формальности при международной аэронавигации
- Международные авиационные организации
- Ответственность в международном воздушном праве
- Международное космическое право
- Понятие, объекты, субъекты и источники международного космического права
- Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел
- Правовой статус космических объектов
- Международно-правовой режим геостационарной орбиты
- Правовой статус космонавтов
- Мирное и безопасное использование космического пространства
- Дистанционное зондирование Земли
- Право интеллектуальной собственности в международных космических проектах
- Охрана космического пространства и земной среды от техногенного космического загрязнения
- Взаимодействие международного и национального космического права
- Ответственность в международном космическом праве
- Международное сотрудничество в исследовании и использовании космического пространства
- Международное ядерное право
- Понятие международного ядерного права
- Принципы и источники международного ядерного права
- Правовое регулирование разработки, испытания, размещения ядерного оружия
- Международно-правовая защита от радиоактивного заражения
- Ответственность за ядерную деятельность
- Контроль в международном ядерном праве
- Международное уголовное право
- Понятие международного уголовного права
- Принципы и источники международного уголовного права
- Понятие и виды международных преступлений
- Понятие и виды транснациональных преступлений
- Правовая помощь по уголовным делам
- Выдача (экстрадиция) преступников и передача осужденных для отбывания наказания в государство гражданства
- Роль международных организаций в области борьбы с преступностью
- Международная уголовная юстиция
- О международном уголовно-процессуальном праве
- Международно-правовое регулирование научно-технического сотрудничества
- Научно-техническое сотрудничество: понятие и принципы
- Источники правового регулирования международного научно-технического сотрудничества
- Виды международного научно-технического сотрудничества и формы его осуществления
- ООН и международное научно-техническое сотрудничество
- Региональное международное научно-техническое сотрудничество
ООН: устав, цели, принципы, членство
Организации Объединенных Нации (ООН) - универсальная международная организация, созданная в целях поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между государствами. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 г. на Конференции в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. На данный момент в ООН состоят 192 государства. Последним членом ООН стала Черногория в соответствии с Резолюцией 60/264 Генеральной Ассамблеи от 28 июня 2006 г.
Устав ООН является единственным международным документом, положения которого обязательны для всех государств. На основе Устава ООН возникла разветвленная система многосторонних договоров и соглашений, заключенных в рамках ООН.
Учредительный документ ООН (Устав ООН) является универсальным международным договором и закрепляет основы современного международного правопорядка.
ООН преследует следующие цели:
- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии;
- развивать дружественные отношения между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов:
- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении уважения к правам человека;
- быть центром согласования действий государств в достижении этих общих целей.
Для достижения указанных целей ООН действует в соответствии со следующими принципами:
- суверенное равенство членов ООН;
- добросовестное выполнение обязательств по Уставу ООН;
- разрешение международных споров мирными средствами;
- отказ от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической независимости или каким-либо способом, несовместимым с Уставом ООН;
- невмешательство во внутренние дела государств;
- оказание помощи ООН во всех действиях, предпринимаемых по Уставу, обеспечение Организацией такого положения, чтобы государства, не являющиеся членами ООН, действовали в соответствии с принципами, изложенными в Уставе (ст. 2), и рядом других принципов.
При этом, если обязательства членов ООН по Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103 Устава).
Первоначальными членами ООН являются государства, которые, приняв участие в Конференции в Сан-Франциско по созданию ООН или подписав ранее Декларацию Объединенных Наций от 1 января 1942 г., подписали и ратифицировали Устав ООН.
Членом ООН может быть любое миролюбивое государство, которое примет на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которое, по суждению ООН, может и желает эти обязательства выполнять. Прием в члены ООН производится постановлением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В случае принятия Советом Безопасности против какого-либо члена ООН принудительных мер Генеральная Ассамблея, по рекомендации Совета Безопасности, вправе приостанавливать осуществление прав и привилегий, вытекающих из членства в ООН. Государство, систематически нарушающее принципы Устава, может быть исключено из ООН решением Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности.
В настоящее время ООН продолжает оставаться главным инструментом поддержания международного мира и безопасности; в рамках ООН разрабатывается большое число международных договоров, принимаются решения по разблокированию международных конфликтов и обеспечению правопорядка и законности в международных отношениях.
Система органов ООН . Существует шесть главных органов ООН: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке. Международный Суд и Секретариат.
1. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.
Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.
Генеральная Ассамблея, в частности:
- рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности;
- избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета;
- по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН:
- совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН;
- координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.
Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной Ассамблеи проводятся ежегодно, в октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные или чрезвычайные сессии Генеральной Ассамблеи. Работа сессии проходит в форме пленарных заседаний и заседаний комитетов и комиссий.
Имеется семь главных комитетов Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет). Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся территорий (Четвертый комитет); Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет); Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).
Помимо главных комитетов Генеральной Ассамблеей создано большое число вспомогательных комитетов и комиссий.
2. Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.
Совет Безопасности состоит из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.
Совет Безопасности уполномочен расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или ситуации Совет может рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования.
Стороны спора, продолжение которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что продолжение данного спора может угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать такие условия разрешения спора, какие сочтет подходящими.
Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором оно является стороной, если в отношении этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.
Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.
Совет также уполномочен решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и требовать от членов Организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений.
Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые для поддержания мира вооруженные силы.
При этом необходимо учитывать, что Устав ООН нив коей мере не затрагивает неотъемлемого права каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на члена ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию мира и безопасности.
Каждое государство - член Совета Безопасности имеет в нем одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.
Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при голосовании по непроцедурному вопросу один из постоянных членов Совета проголосует против, решение считается непринятым (право вето).
15 сентября 2004 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза. Согласно одному из предложенных К. Аннаном планов Япония, Германия, Бразилия и Индия могут стать постоянными членами Совета Безопасности. В то же время согласно другому плану новые члены Совета Безопасности будут переизбираться через определенный срок. Остальные непостоянные члены будут меняться раз в два года по принципу регионального представительства.
Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х гг. настаивали на реформе ООН и расширении Совета Безопасности. Тогда же Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населенная (230 млн человек) мусульманская страна планеты. А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому.
О своих претензиях заявили и три африканские страны - ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. В мае 2005 г. они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нем постоянно, - с пяти до 11. Кроме самих инициаторов реформы на постоянное членство рассчитывали два африканских государства. Наиболее вероятные кандидаты – Египет, Нигерия и ЮАР.
Предлагалось также дополнительно ввести четыре места непостоянных членов Совбеза, которые будут избираться «но принципу ротации» от Азии, Африки, Карибского бассейна, Латинской Америки и Восточной Европы.
Против расширения СБ выступали Китай и США. Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза, так как это затруднит процесс принятия решений. Пакистан категорически против членства в Совете своего геополитического противника - Индии, Китай по этой же причине не хочет видеть в Совбезе Японию.
В кругах ООН получила хождение и другая соперничающая инициатива пяти стран (Италия, Пакистан, Канада, Испания и Мексика). Они предложили ограничиться открытием дополнительно 10 мест непостоянных членов СБ.
9 июня 2005 г. на рассмотрение Генеральной Ассамблеи ООН «четверкой» внесен скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсужден также на саммите «большой восьмерки» 6-8 июля 2005 г. в Глениглз (Шотландия).
По состоянию на 2008 г. реформирования СБ ООН не произошло.
Совет Безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране - постоянному члену, может быть заблокировано, а непостоянные члены помешать этому не могут.
3. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей. 18 членов ЭКОСОС избираются ежегодно сроком на три года.
ЭКОСОС уполномочивается предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономики, социальной сферы, культуры, образования, здравоохранения и другим вопросам.
ЭКОСОС уполномочен:
- делать рекомендации Генеральной Ассамблее в целях поощрения уважения прав человека;
- готовить проекты конвенций по вопросам своей компетенции;
- заключать соглашения с различными специализированными учреждениями системы ООН и других международных организаций;
- созывать международные конференции по вопросам, входящим в его компетенцию;
- осуществлять иные действия, предусмотренные Уставом ООН.
Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов членов ЭКОСОС, присутствующих и участвующих в голосовании. ЭКОСОС устанавливает свои правила процедуры, включая избрание своего Председателя, избираемого ежегодно.
Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает в себя следующие функциональные комиссии: Статистическую комиссию. Комиссию по народонаселению, Комиссию социального развития, Комиссию по положению женщин, Комиссию по наркотическим средствам. Кроме того:
- пять региональных экономических комиссий (для Европы, для Азии и Тихого океана, для Африки, для Латинской Америки, для Западной Азии);
- шесть постоянных комитетов (по программе и координации, по природным ресурсам, по транснациональным корпорациям и др.);
- ряд постоянных экспертных органов по таким вопросам, как предупреждение и борьба с преступностью, международное сотрудничество в вопросах налогов и др.
При ЭКОСОС имеют консультативный статус более 600 неправительственных организаций по вопросам, входящим в компетенцию ЭКОСОС.
Сферой деятельности ЭКОСОС является рассмотрение следующих вопросов:
- состояние мирового экономического и социального положения и международная торговля;
- проблемы окружающей среды;
- вопросы оказания экономической и научной помощи развивающимся странам, а также аспекты состояния в них продовольственной проблемы;
- состояние проблем социально-экономической статистики, народонаселения и природных ресурсов;
- проблема планирования и мобилизации финансовых ресурсов, а также роли государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся стран;
- проблемы регионального сотрудничества.
О важности задач, рассматриваемых и решаемых ЭКОСОС, говорит тот факт, что на деятельность его персонала, а также на реализацию принимаемых программ приходится 70% всех выделенных бюджетных источников финансирования ООН.
Деятельность ЭКОСОС основана на принятой Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программе действия по новому международному экономическому порядку в 1974 г.
Впервые требование об установлении нового международного порядка было выдвинуто на IV конференции в верхах неприсоединившихся стран в 1973 г. в Алжире. Суть этой концепции сводится к признанию формы борьбы развивающихся стран за экономическое освобождение, за устранение в мировой системе неравноправия и несправедливых отношений между развитыми и развивающимися странами. С момента принятия Декларации и Программы как сама проблема, так и стратегические задачи перестройки международных отношений на справедливой основе стали главной темой в работе ЭКОСОС, его органов и организаций. Так, например, Советом были разработаны и реализованы Программы десятилетий (1970-1980; 1980-1990; 1991-2000) с ориентацией на развивающиеся страны.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - международный орган, призванный регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), созданное после Второй мировой войны, действовало до 1997 г. вне рамок ООН. Поэтому многие страны поставили перед ООН задачу создать в его структуре более независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. была создана Комиссия по торговле и развитию как автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Главный орган ЮНКТАД - конференция, которая собирается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов Совета по торговле и развитию: по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.
Особое место в системе органов ООН занимают специальные программы:
- Программа развития ООН;
- Программа ООН по окружающей среде;
- Программа Университета и Института ООН;
- Программа Детского фонда ООН.
Последняя была учреждена решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 г. Ее деятельность финансируется за счет добровольных взносов государств и координируется Советом управляющих, в который входят представители около 50 государств, избираемых ЭКОСОС сроком на три года.
В настоящее время Программа развития ООП (ПРООН) - это влиятельнейшая международная организация, имеющая свои представительства в более чем 100 странах мира, которые подготавливают рекомендации для оказания финансовой помощи развивающимся государствам. Конкретная помощь ПРООН предоставляется по пятилетним планам и по конкретным проектам. При этом доля финансирования со стороны может колебаться от 50 до 100%, в зависимости от уровня развития конкретного государства, нуждающегося в такой помощи. Сильны связи ПРООН с Международным банком реконструкции и развития, с которым она координирует на практике свою деятельность. В ведении Совета управляющих ПРООН действуют несколько автономных добровольных фондов помощи, наиболее крупный из них - это фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА).
Комиссия по промышленному развитию развивающихся стран (ЮНИДО) в составе образующих ее секций занимается координированной и разрабатывающей проектной работой для стран Азии, Африки, Латинской Америки в области подготовки для них кадров по всем отраслям экономики. В 1987 г. она серьезно реорганизована с целью повышения эффективности ее работы на местах. Так, учрежден Консультативный комитет представителей на местах (ККПМ) для разработки и формулирования руководящих принципов в области отбора, классификации, найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах (СПИДФА). Далее, значительно повышена оперативная гибкость ЮНИДО, чему способствовало создание Секции комплексных промышленных проектов. Главная функция этого нового подразделения состоит в разработке, координации и контроле за осуществлением отдельных крупномасштабных технических проектов. Эта секция также несет ответственность за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии разработки.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) создана по рекомендациям Стокгольмской международной конференции 1972 г. в целях установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Она действует как автономный орган ООН, координируемый ЭКОСОС. Программой руководит Совет управляющих в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года, с местопребыванием в Найроби. В функции ЮНЕП входят исследования по проблемам охраны почв и вод, растительного и животного мира, социально-экономические аспекты энергетики, сотрудничество в области образования и обмена информацией по охране окружающей среды, организация международных совещаний и семинаров по рассматриваемой проблеме, разработка и претворение в жизнь задач экологической безопасности. Финансирование работ по Программе осуществляется из добровольного фонда ЮНЕП.
Основной целью ЮНЕП являются организация и проведение мер, направленных на защиту и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Девиз Программы - «Окружающая среда в интересах развития».
Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби, Кения. Также у ЮНЕП есть шесть крупных региональных офисов и офисы в различных странах. ЮНЕП несет ответственность за разрешение всех связанных с экологией вопросов на глобальном и региональном уровнях.
Деятельность ЮНЕП включает в себя различные проекты в области атмосферы Земли, морских и сухопутных экосистем. Также ЮНЕП играет значительную роль в развитии международных конвенций в области экологии и охраны окружающей среды. ЮНЕП часто сотрудничаете государствами и неправительственными международными организациями. Также ЮНЕП часто спонсирует и содействует имплементации связанных с экологией проектов.
В сферу деятельности ЮНЕП также входит разработка рекомендаций и международных договоров по таким вопросам, как потенциально опасные химикаты, трансграничное загрязнение воздуха и загрязнение международных судоходных русел.
Под эгидой ЮНЕП ежегодно отмечается Всемирный день окружающей среды.
В 1972 г. также был основан Университет ООН, начавший функционировать в Токио с 1975 г. Финансируется только за счет добровольных источников, преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый Генеральным секретарем ООН по соглашению с Генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета Университета, который в свою очередь состоит из 24 членов, назначаемых Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО. Главной целью Университета является осуществление исследований и учебных программ, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.
Другим научным центром по реализации целей программ ООН стал в 1963 г. Учебный и научно-исследовательский институт ООН, из стен которого выходят дипломированные административные и дипломатические кадры для развивающихся стран.
К деятельности программ ООН примыкает реализация ряда целевых функций Детского фонда ООН - ЮНИСЕФ. ЮНИСЕФ - одна из первых программ помощи системы ООН, созданная в 1946 г. в целях организации помощи детям в разрушенной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран.
4. Совет по опеке ООН - это один из главных органов Организации Объединенных Наций, который был создан для наблюдения за управлением подопечными территориями, подпадающими под систему международной опеки.
Совет по опеке ООН состоит из: государств, управляющих территориями под опекой; постоянных членов ООН, не управляющих территориями под опекой; такого числа других членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей, которое является необходимым для обеспечения равенства между членами ООН, управляющими и не управляющими территориями под опекой. Сегодня Совет состоит из представителей всех постоянных членов Совета Безопасности. Каждый член Совета имеет один голос.
Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 г. после того, как все 11 территорий под опекой получили независимость, последняя из них - Палау - 1 октября 1994 г. После этого Кофи Аннан предложил данному органу ООН стать форумом коллективной опеки над окружающей средой.
5. Международный Суд является главным судебным органом ООН. Международный Суд действует на основе Устава ООН и Статута Международного Суда ООН, являющегося неотъемлемой частью Устава.
Государства - не члены ООН также могут участвовать в Статуте Международного Суда на условиях, определяемых в каждом отдельном случае Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Суд состоит из 15 независимых судей, избранных из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права. При этом в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены Суда действуют в личном качестве и не являются представителями государства своего гражданства. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Государства представляют список кандидатур в члены Суда Генеральному секретарю ООН. Члены Суда избираются на раздельных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН и Совета Безопасности (в Совете для избрания необходимо получить восемь голосов). Срок полномочий судей - девять лет, при этом каждые три года переизбираются пять судей. Кворум образует присутствие девяти судей.
Стороной по делу, разбираемому Судом, может быть только государство. Физические и юридические лица обращаться в Суд не вправе.
К ведению Суда относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими конвенциями.
По общему правилу юрисдикция Суда факультативна. Иными словами, Суд вправе рассматривать конкретные споры с участием того или иного государства только с его согласия. Однако государства могут делать за явления о признании обязательной юрисдикции Суда по всем правовым спорам, касающимся: толкования договора: любого вопроса международного права; наличия факта, который, если он будет установлен. будет представлять собой нарушение международного обязательства: характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства. В этом случае Суд правомочен рассмотреть дело по заявлению одной из сторон.
Дела возбуждаются в Суде путем нотификации (объявления) соглашения сторон или письменным заявлением одной из сторон.
Судопроизводство в Суде состоит из двух этапов: письменного и устного. Письменное производство заключается в сообщении Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов, ответов на них, представлении иных документов и длится, как правило, несколько месяцев. Во время устного этапа Судом заслушиваются свидетели, эксперты, представители сторон, адвокаты и другие участники процесса. Представляет интерес тот факт, что Суд может принимать меры к собиранию доказательств. Так, Суд вправе поручить производство расследования или экспертизы любому лицу или органу по своему выбору.
Разбирательство дела в Суде производится публично, если стороны не просят о проведении закрытых заседаний.
После окончания выступлений сторон Суд удаляется на совещание, которое происходит в закрытом заседании. Все вопросы Судом разрешаются большинством голосов присутствующих; в случае равенства голосов голос председательствующего является решающим.
По итогам судебного разбирательства выносится решение. В решении указываются имена судей, соображения, на которых оно основано. Решение подписывается Председателем и секретарем Суда и объявляется в открытом заседании. При этом судьи имеют право на особое мнение.
Следует учитывать, что решение Суда не имеет характер прецедента и обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Решение Суда окончательно и не подлежит обжалованию, однако может быть пересмотрено на основании вновь открывшихся обстоятельств.
Суд вправе давать консультативные заключения по любому юридическому вопросу по запросу любого учреждения, уполномоченного делать такие запросы в соответствии с Уставом ООН. Суд выносит консультативные заключения в открытом заседании.
Суд решает споры на основании международного права и применяет: международные конвенции, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; международные обычаи; общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, с оговоркой судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных стран в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.
Официальными языками Суда являются французский и английский. Суд обязан по ходатайству любой страны предоставить ей право пользоваться и другим языком, однако решения Суда выносятся на французском и английском языках. Местопребывание Суда - Гаага (Нидерланды).
6. На Секретариате ООН лежит ответственность за обеспечение нормального функционирования других главных и вспомогательных органов ООН, обслуживание их деятельности, выполнение их решений, претворение в жизнь программ и политики ООН. Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств - членов ООН.
В Секретариате ООН имеются следующие подразделения: Департамент по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, Департамент по экономическим и социальным вопросам. Департамент по делам опеки и несамоуправляющимся территориям, Административная канцелярия Генерального секретаря. Канцелярия двух ответственных заместителей по специальным политическим вопросам, Канцелярия заместителя Генерального секретаря по вопросам администрации и управления, Административно-управленческий отдел, Управление контролера, Управление кадров. Управление по правовым вопросам, Отдел по межучрежденческим вопросам, Отдел по правам человека, Управление общественной информации, Управление по обслуживанию конференций, Управление общего обслуживания, секретариаты четырех региональных экономических комиссий, информационные центры в 60 странах мира (включая Россию), Отделение ООН в Женеве.
Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН , который является главным административным должностным лицом ООН. Генеральный секретарь назначается на пять лет Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
Генеральный секретарь ООН:
- осуществляет общее руководство подразделениями Секретариата;
- представляет Генеральной Ассамблее доклад о работе ООН;
- участвует в работе международных конференций, проводимых под эгидой ООН;
- назначает персонал Секретариата и руководит его работой.
Сотрудники Секретариата назначаются Генеральным секретарем
по правилам, устанавливаемым Генеральной Ассамблеей. Прием на службу в Секретариат и определение ее условий производятся на договорной основе с учетом необходимости обеспечения высокого уровня работоспособности, компетентности и добросовестности. Внесение изменений в Устав ООН представляет собой длительный и сложный процесс: поправки вступают в силу после того, как они приняты двумя третями голосов членов Генеральной Ассамблеи и ратифицированы двумя третями членов ООН, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Восьмой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Пан Ги Мун (с 1 января 2007 г.) сменил на этом посту Кофи Аннана. Карьерный дипломат, ранее занимал пост министра иностранных дел и внешней торговли Республики Корея.
В Уставе ООН нашли свое отражение большая часть идеалов и некоторые структуры Лиги Наций. Идеалы мира, социального и экономического прогресса остались основными целями новой всемирной организации. Однако они были преобразованы с учетом нового и более сложного послевоенного мира.
Организация Объединенных Наций была названа универсальной международной организацией, созданной с целью поддержания мира и международной безопасности и развития сотрудничества между странами.
ООН не обладает государственной властью, не является и мировым правительством. Изначально эта организация создавалась как орган сотрудничества государств в различных областях международных отношений
ООН "вправе заключать договоры с государствами и другими международными организациями и требовать их неукоснительного соблюдения". Эти международно-правовые акты и регулируют основы международных отношений.
Все заключенные международные соглашения базируются на целях, принципах и иных предписаниях ООН, которые, в свою очередь, стали основой действующего международного права.
Очевидно, что Устав ООН занимает высшую позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные аспекты международной жизни.
ООН имеет собственные цели и принципы, что подтверждает наличие у этой организации самостоятельной воли.
Цели и принципы ООН закреплены в Главе I Устава ООН, которая так и называется – "Цели и Принципы".
В соответствии со ст.1 Устава, Организация Объединенных Наций преследует Цели:
Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии;
Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
Таким образом, как свидетельствует анализ целей ООН, основной целью деятельности Организации является поддержание международного мира и безопасности. Средствами достижения этой цели выступают мирные переговоры.
Следующая важная цель – обеспечение международного экономического и социального сотрудничества. За развитие сотрудничества стран-членов организации отвечает Совет по экономическому и социальному развитию совместно с Генеральной Ассамблеей и различными международными специальными агентствами в этой сфере, которые созданы правительствами стран-членов и работают вместе с ООН (стс.ст.62-66 Устава ООН).
Несомненно, важной целью ООН является обеспечение уважения к правам человека всех людей на Земле. Обеспечить выполнение этой цели должны Генеральная Ассамблея и Совет по экономическому и социальному развитию. Совет учреждает специальные комиссии по правам человека и готовит рекомендации по данному вопросу.
Иные цели Организации включают в себя развитие дружеских отношений между народами, принятие подходящих мер по укреплению мира, действие как центра гармонизации, проведение политики терпимости и мирного сосуществования, установление справедливых и уважаемых международных законов.
Как отмечают ряд авторов, "цели ООН в свою очередь следует рассматривать как важнейшие принципы ее деятельности", "цели ООН являются одновременно и основными принципами организации, то есть правовыми нормами, устанавливающими самые основы взаимоотношений всех ее членов".
Однако нормы Устава ООН не считают Цели ООН одновременно и Принципами, выделяя особо последние в ст.2 Устава и указывая, что именно для достижения целей, указанных в ст.1 Устава, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:
1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов. Декларация о принципах международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими элементами: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации.
Данный принцип является главным источником юридической силы международного права. Он относится к категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение государств о признании юридической силы за нормами международного права. Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных государств является их соглашение.
3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.
В соответствии с этим принципом, государства обязаны разрешать международные спора исключительно мирными способами. Принцип закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о мирном разрешении международных споров 1982 года.
4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким–либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций.
Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы обеспечением прав определенной группы людей, так как любое вооруженное действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека, включая право на жизнь.
5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера.
6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности.
7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании Главы VII Устава.
В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и безопасность. То есть, принцип невмешательства не препятствует применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.
Таким образом, цели и принципы, закрепленные в Уставе ООН, не только являются основной действующего международного права, но, в свою очередь, находят отражение в международных соглашениях участников ООН. Они играют существенную роль в правовом регулировании международных отношений.
Кроме этого, содержание целей и принципов Устава ООН еще раз подчеркивает добровольность вступления в ее состав и, в то же время, исполнение ее рекомендаций.
Структура и процессуальные вопросы деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН
В качестве главных органов Организации Объединенных Наций учреждаются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке, Международный Суд и Секретариат.
То есть, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН являются одними из шести основных органов ООН.
Генеральная Ассамблея учреждена в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа Организации.
Как следует из ст.9 Устава ООН, Генеральная Ассамблея состоит из всех Членов Организации. Каждый Член Организации имеет не более пяти представителей в Генеральной Ассамблее.
В настоящее время Генеральная Ассамблея состоит из 191 члена Организации Объединенных Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отраженных в Уставе.
Ассамблея собирается на очередную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период – по мере необходимости.
Генеральная Ассамблея вправе учреждать вспомогательные органы, которые необходимы ей для осуществления ее функций.
По правовому статусу такие органы объединяются в следующие:
1. органы, являющиеся по своему статусу международными организациями;
2. постоянные органы;
3. временные органы.
Генеральная Ассамблея санкционировала создание рабочих групп для рассмотрения важных вопросов, в том числе Специальную рабочую группу открытого состава по причинам конфликтов и содействию обеспечению прочного мира и устойчивого развития в Африке и Специальную рабочую группу по комплексному и скоординированному осуществлению решений и последующей деятельности по итогам крупных конференций и встреч на высшем уровне Организации Объединенных Наций в экономической и социальной областях, которые завершили свою работу.
Кроме этого, в Генеральной Ассамблее возникли различные неформальные региональные группы, которые являются механизмами для проведения консультаций и оказания помощи в работе по процедурным вопросам. Это группы африканских государств, азиатских государств, восточноевропейских государств, государств Латинской Америки и Карибского бассейна, западноевропейских и других государств. Турция, которая для целей выборов входит в состав Группы западноевропейских и других государств, является также членом Группы азиатских государств. Представители этих региональных групп поочередно сменяют друг друга на посту Председателя Генеральной Ассамблеи.
Для выполнения целей и задач деятельности ООН Генеральная Ассамблея собирается на ежегодные (очередные), специальные и чрезвычайные сессии.
На ежегодную сессию Генеральная Ассамблея собирается в третий вторник сентября. По рекомендации Генерального комитета в начале каждого сессии Генеральный секретарь Ассамблеи устанавливает дату закрытия очередной сессии.
Специальные сессии созываются в течение 15 дней со дня получения Генеральным секретарем требования от Совета Безопасности или от большинства членов ООН о созыве такой сессии или сообщения большинства членов ООН о присоединении к требованию о созыве.
Также могут быть созваны чрезвычайные сессии. Срок для их созыва – 24 часа с момента получения Генеральным секретарем соответствующего требования, поступившего от Совета Безопасности и поддержанного голосами любых девяти членов Совета, или требования большинства членов ООН, выраженного путем голосования в Межсессионном комитете.
На своих сессиях генеральная Ассамблея принимает постановления, решения и рекомендации.
Постановление – это акт, принимаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности.
В соответствии с Уставом ООН, Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Он организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно, для этой цели каждый из его членов должен быть всегда представлен в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.
Совет Безопасности состоит из 15 членов Организации, из которых 5 являются постоянными: Россия, Китай, Франция, Великобритания и Северная Ирландия, США. Генеральная Ассамблея избирает 10 других членов ООН в качестве непостоянных членов.
Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения Совета Безопасности с одиннадцати до пятнадцати, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.
Каждый член Совета Безопасности имеет одного представителя.
Совет Безопасности организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждый член Совета Безопасности должен быть всегда представлен в месте пребывания Организации Объединенных Наций.
Данный орган ООН собирается на периодические заседания, на которых каждый из его членов может, по своему желанию, быть представлен или членом правительства или каким-либо другим особо назначенным представителем.
Заседания Совета Безопасности могут происходить не только в месте пребывания Организации, но и во всяком другом месте, которое, по мнению Совета, более способствует его работе.
Совет Безопасности принимает решения по вопросам предупреждения об угрозах мира, различным мерам по контролю за конфликтами и их урегулированию, мобилизации региональной и международной поддержки этих действий.
Заседания Совета Безопасности, за исключением периодических заседаний, созываются Председателем в любое время, когда последний считает это необходимым. Однако промежуток между заседаниями должен быть не менее 14 дней.
Решения по процедурным вопросам считаются принятыми, если за них поданы голоса любых девяти членов Совета. Для принятия решений по всем другим вопросам требует не менее девяти голосов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что достаточно одному или нескольким постоянным членам Совета Безопасности проголосовать против какого-либо решения – и оно считается отклоненным. В этом случае говорят о наложении вето постоянным членом.
Воздержание постоянного члена или неучастие его в голосовании по общепринятому правилу как вето не рассматривается.
В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности обладает исключительно большими полномочиями в деле предотвращения войны и создания условий для мирного и плодотворного сотрудничества государств.
Совет безопасности может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, то есть акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств-членов ООН.
Важную роль играют международные организации в решении энергетической проблемы. Среди них международное агентство ООН по атомной энергии (МАГАТЭ) и другие международные организации. Они занимаются не только текущими вопросами развития энергетики, но и проблемами её глобального развития. Подготавливаемые ими прогнозы позволяют полнее представить будущее энергетики и последствия возможных решений по развитию энергетического порядка.
Эффективность действий международных организаций по решению глобальных проблем зависит, в конечном счёте, от решения главной проблемы современности – войны и мира. Ключевой характер этой проблемы заключается не только в том, что всё возрастающая гонка вооружений «съедает» те средства и ресурсы, которые необходимы для решения других глобальных проблем.
Расходы человечества на вооружение к 2000 году приблизились к $1,5 трлн. Ограничение роста военных ресурсов и передача хотя бы незначительной части сэкономленных в результате гонки вооружений ресурсов в фонд развивающимся странам прирост мирового национального продукта составил бы 4%. Снизилась бы и нагрузка на окружающую среду. Сокращение общих военных расходов на 20% создало бы объективную основу для решения всей системы глобальных проблем.
Вопросы разоружения, региональных конфликтов, другие аспекты проблемы войны и мира регулярно рассматриваются на Генеральной Ассамблее ООН – её высшем форуме. Значительную роль в международных делах играет Совет Безопасности – основной политический орган ООН, на который возлагается главная ответственность за поддержание мира и безопасности.
ООН активно участвует в боре с терроризмом.
В рамках системы ООН разработаны шестнадцать универсальных соглашений (тринадцать соглашений и три протокола), направленных против международного терроризма и касающихся конкретных видов террористической деятельности. Государства-члены при посредничестве Генеральной Ассамблеи расширяют координацию антитеррористической деятельности и продолжают свою работу над установлением юридических норм. Совет Безопасности также активно участвует в борьбе с терроризмом, принимая соответствующие резолюции и создав несколько вспомогательных органов. Одновременно с этим ряд программ, управлений и учреждений системы Организации Объединенных Наций участвуют в определенных контртеррористических мероприятиях, расширяя помощь государствам-членам в их деятельности, направленной против терроризма. резолюции Совета Безопасности ООН. 12 декабря Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1368, которая «недвусмысленно осуждает самым жестким образом ужасающие теракты» в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании и призывает «все государства срочно вместе работать над тем, чтобы предать суду исполнителей, организаторов и спонсоров» этих атак. 5
28 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1373 о комплексе мер по борьбе с терроризмом, особенно по пресечению финансовой поддержки террористической деятельности. Резолюция обязывает государства-члены принять меры против террористов в рамках ранее принять многосторонних и двусторонних механизмов и соглашений.
В частности, резолюция требует от государств ввести уголовную ответственность за умышленное представление или сбор средств для совершения террористических актов, заморозить финансовые средства и активы террористов и их сторонников, запретить другим лицам представлять финансовые средства террористам, не представлять им убежище, оказывать друг другу всемерное содействие в связи с уголовными расследованиями или уголовным преследованием. 6
Этой резолюцией был учрежден Комитет Совета Безопасности ООН по борьбе с терроризмом (Антитеррористический комитет - АТК), который должен взять на себя роль координирующего механизма, механизма мониторинга, а также роль стимулятора и катализатора более активных действий стран-участников ООН в борьбе с терроризмом. Комитет сформирован из представителей 15 стран, входящих в Совет Безопасности ООН на данный момент: пять постоянных членов и 10 непостоянных: Колумбия, Ирландия, Маврикий, Норвегия, Сингапур, Болгария, Камерун, Гвинея, Мексика и Сирия. Комитет разделен на три подкомитета.
12 ноября 2001 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1377 о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом. Она призывает все государства предпринять срочные шаги для полного осуществления резолюции 1373 и оказывать друг другу содействие в этом. Контртеррористическому комитету предлагается изучить возможные пути оказания государствам помощи. 7
Необходимо заключение всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом. Конференция европейских министров юстиции поддержала предложение России о разработке глобальной антитеррористической конвенции в рамках ООН.
То обстоятельство, что борьба с терроризмом должна вестись на основе международного права и под руководством ООН подтверждается резолюциями Совета Безопасности. Совет принял решение о санкциях в отношении Движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение от 28 сентября обязало государства принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения всех государств к международным конвенциям по борьбе с терроризмом и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для контроля за выполнением решения.
Регулирование проблем демографии, голода и безработицы осуществляется как на международном, так и на национальном уровне.
На международном уровне эти вопросы решают следующие организации:
Международная организация труда (МОТ);
Комиссии и комиссариаты ООН по беженцам, продовольствию, демографическим проблемам;
Международная продовольственная ассоциация (ФАО).
Последней оказывается техническая помощь, содействие в подготовке кадров, предоставление консультаций, экспертиз, распространение новых высокоурожайных культур, передача достижений в области биотехнологий, помощь в строительстве инфраструктурных объектов.
III. Принцип регионализма в Уставе ООН и региональные международные
организации
1. Основные принципы регионализма
Основные принципы регионализма закреплены в Уставе ООН (ст. ст. 52-54), а также вытекают из смысла ст. 51 о праве государств-членов ООН на индивидуальную или коллективную самооборону.
Статья 52 Устава определяет: «1. Настоящий Устав ни в коей мере не препятствует существованию региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действии, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с Целями и Принципами Организации.
2. Члены Организации, заключившие такие соглашения или составляющие такие органы, должны приложить все свои усилия для достижения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов до передачи этих споров в Совет Безопасности.
3. Совет Безопасности должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров при помощи таких региональных соглашений или таких региональных органов, либо по инициативе заинтересованных государств, либо по своей собственной инициативе».
2. Региональные организации
Устав ООН допускает существование региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, оговаривая при этом, что их деятельность должна быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому предоставлено право использовать такие организации для принудительных действий под его руководством. 8
Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических связей, социальных, культурных, правовых отношений.
2.1 Для признания организации региональной необходимо:
1) пространственное единство государств-членов, их размещение в пределах более или менее целостного региона;
2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-членов, т.е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-координационные рамки.
Из всего выше сказанного следует что региональная организация – это организация существование которой предусматривается уставом ООН, обладающая пространственным единством государств-членов и имеющая определённые цели и задачи которые ограничены регионально-координационными рамками,деятельность которой являются вопросы относящиеся к поддержанию мира и безопасности.
Именно таковы Европейский Союз, Совет Европы, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии.
Особо отметим Содружество Независимых Государств, поскольку формирование этой региональной организации связано с таким необычным процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР. 9
Организация Африканского единства (ОАЕ) – самая крупная международная региональная организация, членами которой являются более 50 государств Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. было подписана Хартия Организации Африканского единства, являющаяся ее уставом (в силе с 13 сентября 1963г.). Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН. 10 «Членом Организации Африканского единства может стать каждое независимое суверенное государство» (ст. 4 Хартии). «Все государства пользуются равными правами и обязанностями» (ст. 5 Хартии). 11
2.2 Так же региональной организацией, как уже было сказано, является и Совет Европы. Рассмотрим его деятельность подробнее.
Совет Европы как международная организация основан 5 мая 1949 года. На момент образования в него входили 10 государств-учредителей: Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Нидерланды, Соединенное Королевство и Швеция, к которым позднее присоединились Греция, Турция, Исландия, Германия, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Сан-Марина, Финляндия, Венгрия, Польша, Болгария, Эстония, Литва, Словакия, Румыния, Андорра, Латвия, Албания, Молдова, Украина, Македония, Россия, Хорватия, Армения, Азербайджан и Грузия.
Сегодня ни одна из европейских структур не имеет в своем составе такого количества участников.
2.2.1 Совет Европы – международная межправительственная и межпарламентская организация, основными целями которой являются:
Правовое обеспечение прав и свобод человека;
Содействие осознанию и развитию европейской культурной самобытности;
Поиск совместных решений социальных проблем (национальные меньшинства, ксенофобия, нетерпимость, защита окружающей среды, СПИД, биоэтика, наркомания и т.д.);
Развитие политического партнерства с новыми демократическими странами Европы;
Помощь странам Центральной и Восточной Европы в проведении политических, законодательных и конституционных реформ и т.д.
Уставные цели Совета Европы
Статья 1. 1. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его Членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.
2. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, равно как и путем поддержания и дальнейшего осуществления прав и основных свобод.
Статья 2 Каждый Член Совета Европы должен признать принцип верховенства Права и принцип, в соответствии с которым все лица, находящиеся под его юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами и искренно и активно сотрудничать во имя достижения цели Совета, определенной в главе 1.
Статья 3 Любое европейское государство, которое рассматривается как способное и стремящееся соответствовать положениям статьи 3 Устава Совета Европы, может быть приглашено Комитетом Министров стать Членом Совета Европы. Любое приглашенное таким образом государство рассматривается в качестве Члена Совета Европы с даты передачи Генеральному Секретарю от имени этого государства акта о присоединении к настоящему Уставу.
Каждое европейское государство может стать членом Совет Европы при условии, что оно признает верховенство закона и гарантирует каждому лицу, находящемуся под его юрисдикцией, пользование основными правами и свободами. 12
Местопребыванием Совета Европы является Страсбург. Официальными языками Совета Европы являются английский и французский. Правила процедуры Комитета министров и Консультативной Ассамблеи определяют обстоятельства и условия, при которых допускается использование других языков. 13
2.2.2 Органами осуществляющими деятельность данной организации являются Комитет министров; Консультативная Ассамблея, Секретариат Совета Европы.
Комитет Министров является органом, действующим от имени Совета Европы. Член Совета Европы имеет одного представителя в Комитете Министров, и каждый представитель наделен одним голосом. Представителями в Комитете являются министры иностранных дел. Комитет Министров по рекомендации Консультативной Ассамблеи или по собственной инициативе рассматривает меры, направленные на достижение целей Совета Европы, включая заключение конвенций и соглашений и проведение Правительствами единой политики в отношении конкретных вопросов.
О сделанных Комитетом Министров заключениях Генеральный Секретарь уведомляет Членов Совета Европы. Комитет Министров вправе по своему усмотрению учреждать комитеты и комиссии консультативного или технического характера для достижения конкретных целей. Все вопросы обсуждаются на заседаниях Комитета Министров.Все результаты своей работы Комитет Министров передаёт Консультативной Ассамблее в виде отчета.
Консультативная Ассамблея является совещательным органом Совета Европы. . Консультативная Ассамблея может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы, Она обсуждает вопросы, относящиеся к ее компетенции, как она определена в настоящем Уставе, и передает свои заключения Комитету Министров в форме рекомендаций. Консультативная Ассамблея может учреждать комитеты и комиссии для рассмотрения любых вопросов, относящихся к ее компетенции, Она также обсуждает и может давать рекомендации по любому вопросу, который передан ей на заключение Комитетом Министров.
Консультативная Ассамблея ежегодно проводит очередную сессию, дата открытия и продолжительность которой определяется Ассамблеей таким образом, чтобы избежать, насколько возможно, совпадение по времени с сессиями парламентов Государств-Членов и сессиями Генеральной Ассамблеи ООН. Продолжительность очередных сессий ни при каких обстоятельствах не должна превышать одного месяца, если только Ассамблея и Комитет Министров по общему согласию не примут иного решения.
Консультативная Ассамблея может быть созвана чрезвычайную сессию по инициативе либо Комитета Министров, либо Председателя Ассамблеи по достижению между ними соглашения, в том числе относительно даты и места проведения сессии.
Заседания проводятся открыто, если только она не примет иного решения. 14
IV. Заключение
Таким образом, мы видим, что международные организации являются очень важным механизмом в упорядочении международной жизни. Особое место мы выделили, так называемой «организации организаций», ООН, так как она занимает лидирующие позиции в решении очень многих международных вопросов. Особое место среди этих вопросов занимает вопрос глобальных проблем современности, который, несомненно, требует решение на международном уровне. ООН, как с помощью своих структур, так и создавая специальные организации, пытается найти пути решения данных проблем. Это такие организации как ЮНЕП, Комитет по науке и техники, ФАО, МОТ, МАГТЭ. И это перечень организаций не исчерпывающий.
Так же ООН предусматривает существование региональных организаций. Одной из таких организаций является Совет Европы. Она проводит работу по правовому обеспечению прав и свобод человека, ищет решения социальных проблем, развивает политическое сотрудничество с новыми странами Европы и так далее.
Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что цели нашей работы, оговоренные ранее, достигнуты. Удалось ли нам в полной мере оценить роль ООН в вопросах связанных с нашей работой трудно сказать, но одно ясно, работа данной организации очень важна для международного права.
Список использованной литературы
Нормативные акты:
Устав Совет Европы от 5 мая 1949 г. // Право Совета Европы и Россия. Сборник документов и материалов. – Изд. 2-е доп. Краснодар, 1996г.
Хартия Организации Африканского единства от 25 мая 1963 г. //Организация Африканского единства (история создания и деятельности). Сборник документов. М., «Наука», 1970г.