Истребители 4 поколения. Поколения реактивных истребителей
Сравнение истребителей разного поколения – давно является самой бездонной темой. Огромное количество форумов и публикаций склоняют чашу весов, как в одну, так и в другую сторону.
Не имея собственного серийного истребителя пятого поколения (подчеркиваю – серийного), практически 99% форумных баталий и публикаций различных авторов в РФ сводятся к тому, что наши машины поколения 4+, 4++ прекрасно справляются с давно серийной машиной F-22. До показа широкой публике Т-50, еще не было даже примерно понятно, что эта машина будет собой представлять. Большинство публикаций в РФ сводились к тому, что и так проблем нет. Наши «четверки» положат на лопатки «Раптор» без особых проблем или, по крайней мере, будут не хуже.
В 2011 после показа на МАКС, ситуация с Т-50 стала проясняться, и уже его стали сравнивать с серийным F-22. Теперь большинство публикаций и форумных споров склонялось к тотальному превосходству машины Сухого. Если мы с нашими «четверками» проблем не знали, то, что говорить о «пятерке». С этой логикой сложно спорить.
Однако такое единодушие не наблюдается в западных СМИ. Если преимущество Су-27 над F-15C там более-менее признали, то F-22 всегда выходит вне конкуренции. Не сильно расстраивает западных аналитиков и поколение машин 4+, 4++. Все сходятся во мнении, что они не смогут в полной мере составить конкуренцию F-22.
С одной стороны каждый хвалит свое болото – это вполне логично, но с другой стороны, хочется проследить логику и тех и других. Наверняка у каждого есть своя правда, имеющая право на существование.
В 50-е, 70-е годы дискутировать о том, к какому поколению относится та или иная машина, было весьма не благодарным занятием. Многие старые машины модернизировались и подтягивали свой потенциал к более современным. Однако четвертое поколение уже можно обрисовать достаточно точно. Не в последнюю очередь на его концепцию повлияла война во Вьетнаме (уже никто не рассуждал, что пушка не нужна, и никто не полагался только на дальний бой).
Машина четвертого поколения должна обладать высокой маневренностью, сильной РЛС, возможностью применять управляемое , обязательно двухконтурными двигателями.
Первым представителем четвертого поколения стал палубный F-14. Машина обладала рядом явных преимуществ, но была, пожалуй, аутсайдером среди самолетов 4-го поколения. Сейчас ее уже нет в строю. В 1972 свой первый полет совершил истребитель F-15. Это был именно самолет завоевания превосходства в воздухе. Со своими функциями он справлялся превосходно, и равной ему машины в те годы не было ни у кого. В 1975 совершил первый полет наш истребитель четвертого поколения – Миг-31. Однако он, в отличие от всех остальных четверок, не мог вести полноценный маневренный воздушный бой. Конструкция самолета не предполагала серьезных перегрузок, которые неизбежны при активном маневрировании. В отличие от всех «четверок», эксплуатационная перегрузка которых достигала 9G, Миг-31 выдерживал только 5G. Поступив на серийное производство в 1981, через пять лет после F-15, он не являлся истребителем, а был именно перехватчиком. Его ракеты обладали большой дальностью, но были не способны поражать высокоманевренные цели, такие как F-15, F-16 (причину этого рассмотрим ниже). Задачей Миг-31 была борьба с разведчиками и бомбардировщиками противника. Возможно, отчасти, благодаря уникальной на тот момент РЛС, он мог выполнять функции командного пункта.
В 1974 совершает первый полет, а в 1979 поступает на вооружение еще один истребитель четвертого поколения F-16. На нем впервые применена интегральная компоновка, когда фюзеляж вносит свой вклад в создание подъемной силы. Однако F-16 не позиционируется как самолет завоевания превосходства в воздухе, эту участь полностью оставляют тяжелому F-15.
К тому времени у нас нечего было противопоставить Американским машинам нового поколения. Первый полет Су-27 и Миг-29 состоялись в 1977г. К тому моменту F-15 уже поступил в серийное производство. Противостоять «Орлу» должен был Су-27, однако с ним все шло не так гладко. Изначально крыло на «Сушке» было создано своими силами и получило так называемую готическую форму. Однако первый же полет показал ошибочность конструкции – готического крыла, приводившей к сильной тряске. В итоге на Су-27 пришлось в спешном порядке переделывать крыло на разработанное в ЦАГИ. Которое уже было поставлено на Миг-29. Поэтому Миг поступил в эксплуатацию немного раньше в 1983, а Су в 1985г.
К началу серийного производства «Сушки», F-15 уже долгие девять лет полным ходом был на конвейере. Но примененная интегральная компоновка Су-27, с точки зрения аэродинамики, была более продвинутой. Также применение статической неустойчивости в какой-то мере привело к повышению маневренности. Однако, вопреки мнению многих, этот параметр не является определяющим маневренное превосходство машины. К примеру, все современные пассажирские Airbus делаются также статически неустойчивыми, и при этом они не показывают чудес маневрирования. Так, что это скорее особенность Сушки, чем явное преимущество.
С появлением машин четвертого поколения все силы были брошены на пятое. В начале 80-х особенных потеплений в холодной войне не наблюдалось, и никто не хотел потерять свои позиции в истребительной авиации. Разрабатывалась так называемая программа истребителя 90-х. Получив самолеты четвертого поколения немного раньше, американцы имели в ней преимущество. Уже в 1990, еще до полноценного развала Союза, совершил первый полет прототип истребителя пятого поколения YF-22. Его серийное производство должно было начаться в 1994, но внесла свои коррективы. Союз распался, и главного соперника США не стало. Штаты прекрасно понимали, что современная Россия 90-х не способна создать самолет пятого поколения. Более того, не способна даже производить масштабно самолеты поколения 4+. Да и большой надобности в этом наше руководство не видело, так как запад перестал быть врагом. Поэтому темпы доведения конструкции F-22 до серийного варианта были резко снижены. Объем закупок упал с 750 машин до 648, а производство отодвинули на 1996г. В 1997 было очередное сокращение партии до 339 маши, и одновременно стартовало серийное производство. На приемлемую мощность в 21шт в год, завод вышел в 2003г., однако в 2006 планы закупок сократили до 183 единиц. В 2011 был поставлен последний «Раптор».
Истребитель девяностых в нашей стране, шел с опозданием от основного конкурента. Эскизный проект МИГ МФИ был защищен только в 1991г. Развал Союза затормозил, и без того отставшую, программу пятого поколения и опытный экземпляр поднялся в небо только в 2000г. Однако сильного впечатления он на запад не произвел. Для начала его перспективы были слишком туманны, испытаний соответствующих РЛС и доведения современных двигателей не было. Планер Мига даже визуально нельзя было отнести к СТЭЛС машинам: применение ПГО, обширное применение вертикального оперения, не показанные внутренние отсеки вооружения и т.д. Все это наводило на мысли, что МФИ лишь прототип, очень далекий от реального пятого поколения.
Благо рост цен на нефть в 2000-х дал возможность нашему государству заняться в плотную самолетом пятого поколения, с соответствующей поддержкой. Но не МИГ МФИ, не С-47 «Беркут» не стали прототипами для нового пятого поколения. Безусловно, опыт их создания был учтен, но самолет построили совершенно с нуля. Отчасти из-за большого количества спорных моментов в конструкции МФИ и С-47, отчасти из-за слишком большой взлетной массы и отсутствия подходящих двигателей. Но в итоге мы получили пока еще прототип Т-50, ибо серийное производство его не начато. Но о нем поговорим в следующей части.
Какие основные отличия от четвертого поколения должно иметь пятое? Обязательно маневренность, большая тяговооруженность, более совершенная РЛС, многофункциональность и малая заметность. Перечислять разные отличия можно долго, но на самом деле все это далеко не важно. Важно лишь то, что пятое поколение должно иметь решающие преимущества над четвертым, а как - это уже вопрос к конкретному самолету.
Пора перейти к непосредственному сравнению самолетов четвертого и пятого поколения. Воздушное столкновение можно условно разделить на два этапа – это дальний воздушный бой и ближний воздушный бой. Рассмотрим каждый из этапов по отдельности.
Дальний воздушный бой
Что важно при дальнем столкновении. Во-первых, это осведомленность от внешних источников (самолеты ДРЛО, наземные станции локации), что не зависит от самолета. Во-вторых, мощность РЛС - кто первый увидит. В-третьих, малая заметность самого самолета.
Самый большой раздражитель общественного мнения в РФ – это малая заметность. Только ленивый не высказывался по этому поводу. Как только не кидали камни в сторону F-22 по поводу его малой заметности. Можно привести ряд аргументов, стандартного Российского Патриота:
- его прекрасно видят наши старые метровые радары, F-117 же сбили Югославы
- его прекрасно видят наши современные радары от С-400/С-300
- его прекрасно видят современные радары самолетов 4++
- как только он включит свой радар – его тут же заметят и собьют
- и т.д. и т.п….
Смысл у этих аргументов один: «Раптор» ни что иное как распил бюджета! Глуповатые Американцы вложили кучу денег в технологию «малой заметности», которая совершенно не работает. Но попытаемся разобраться в этом более детально. Для начала, мне больше всего интересно, какое дело стандартному Российскому Патриоту до бюджета США? Может он очень любит эту страну, и не видит в ней врага как остальное большинство?
По этому поводу есть замечательная фраза Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».
К чему это сказано? Давайте посмотрим, что происходит в нашем авиапроме. Самый современный серийный истребитель поколения 4++ Су-35с. Он, как и его прародитель Су-27, не обладал элементами СТЭЛС. Однако в нем применен ряд технологий, позволяющих снизить ЭПР без существенных изменений конструкции, т.е. хоть чуть-чуть, но уменьшили. Казалось бы зачем? И так все даже F-22 видят.
Но Су-35 – это цветочки. Готовится к серийному производству истребитель пятого поколения Т-50. И что мы видим – планер создан по технологии СТЭЛС! Широкое применение композитов, до 70% конструкции, внутренние отсеки вооружение, специальная конструкция воздухозаборника, параллельные кромки, пара пилообразных стыков. И все это ради СТЭЛС технологии. Почему тут стандартный Российский Патриот не видит противоречий. Пёс с ним с «Раптором», что делают наши? Они наступают на те же грабли? Они не учли столь очевидных ошибок и вкладывают кучу денег в НИКОР, вместо модернизации самолетов четвертого поколения?
Но и Т-50 цветочки. Есть у нас фрегаты проекта 22350. Судно размером 135 на 16м. Он, по заявлению ВМФ построен с использованием технологии СТЭЛС! Огромное судно водоизмещением 4500 тонн. Зачем ему малая заметность? Или авианосец типа «Джеральд Р. Форд», так неожиданно тоже использует технологию малой заметности (ну тут понятно, опять распил, наверное).
Так может стандартному Российскому Патриоту начать со своей страны, где, похоже, распил еще похлеще. Или можно попробовать немного разобраться в теме. Может наши конструкторы не зря пытаются реализовать элементы СТЭЛС, может не такой это и бесполезный распил?
Обратиться за разъяснением, прежде всего, следует к самим конструкторам. В вестнике РАН была публикация под авторством А.Н. Лагарькова и М.А. Погосяна. По крайней мере, последняя фамилия должна быть известна всем, кто читает эту статью. Позволю себе дать выжимку из этой статьи:
«Уменьшение ЭПР с 10-15 м2 – типичного для тяжелого истребителя (Су-27, F-15) до 0,3м2 позволяет принципиально снизить потери авиации. Этот эффект усиливается, при добавлении к малой ЭПР средств радиоэлектронного противодействия».
Графики из этой статьи приведены на рисунках №1 и №2.
Рисунок №1
Рисунок №2
Похоже, конструктора оказались немного умнее стандартного Российского Патриота. Вся проблема в том, что воздушный бой не представляет собой некую линейную характеристику. Если расчетным путем мы можем получить на какой дальности та или иная РЛС увидит цель с определенным ЭПР – то реальность получается немного иной. Расчет максимальной дальности определения дается в узкой зоне, когда известно место определения объекта, и вся энергия РЛС концентрируется в одном направлении. Также у РЛС есть параметр диаграммы направленности (ДНА). Она представляет собой набор из нескольких лепестков, представлена схематически на рисунке №3. Оптимальное направление определения соответствует центральной оси главного лепестка диаграммы. Именно для него актуальны рекламные данные. Т.е. при обнаружении целей в боковых секторах, с учетом резкого уменьшения диаграммы направленности, разрешающая способность РЛС сильно падает. Поэтому оптимальный сектор обзора у реальной РЛС очень узок.
Рисунок №3
Теперь обратимся к основному уравнению радиолокации, рисунок №4. Dmax – показывает максимальную дальность определения объекта РЛС. Сигма – это есть величина ЭПР объекта. По этому уравнению мы можем рассчитать дальность обнаружения для любой, сколь угодно малой ЭПР. Т.е. с математической точки зрения все довольно просто. Для примера возьмем официальные данные по РЛС Су-35С «Ирбис». ЭПР=3м2 она видит на дальности в 350км. Примем ЭПР F-22 равной 0,01м2. Тогда расчетная дальность определения «Раптора» для РЛС «Ирбис» составит 84 км. Однако это все справедливо только для описания общих принципов работы, но не применимо в полной мере в реальности. Причина зарыта в самом уравнении радиолокации. Pr.min – минимально необходимая, или пороговая мощность приемника. Приемник РЛС не способен принимать сколь угодно малый отраженный сигнал! В противном случае, он бы видел одни шумы, вместо реальных целей. Поэтому математическая дальность обнаружения, не может совпадать с реальной, так как не учитывается пороговая мощность приемника.
Рисунок №4. Основное уравнение радиолокации.
Правда сравнение Раптора с Су-35с является не совсем честным. Серийное производство Су-35с было начато в 2011г., а в этом же году производство F-22 было закончено! До появления Су-35с «Раптор» уже целых четырнадцать лет стоял на конвейере. Более близкий по годам серийного производства к F-22 является Су-30МКИ. Он пошел в серию в 2000г., через четыре года после «Раптора». Его радар «Барс» был способен определять ЭПР 3м2 на расстоянии в 120 км (это оптимистичные данные). Т.е. «Хищника» он сможет увидеть на расстоянии 29 км., и это, без учета пороговой мощности.
Самым фееричным является аргумент со сбитым F-117 и метровыми антеннами. Тут обратимся к истории. В момент проведения «Бури в пустыни» F-117 совершил 1299 боевых вылетов. В Югославии F-117 совершил 850 боевых вылетов. В итоге из всех был сбит только один самолет! Причина в том, что с метровыми РЛС не все так просто как нам кажется. Мы уже говорили о диаграмме направленности. Самое точное определение – может обеспечить только узкий главный лепесток ДНА. Благо есть давно известная формула по определению ширины ДНА ф=L/D. Где L – длина волны, D – размер антенны. Именно поэтому метровые РЛС имеют широкие лепестки ДНА и не способны давать точные координаты цели. Поэтому от их использования все начали отказываться. Но метровый диапазон обладает меньшим коэффициентом затухания в атмосфере – поэтому способен просматривать дальше, чем сопоставимая по мощности РЛС сантиметрового диапазона.
Однако часты утверждения, что РЛС метрового диапазона не чувствительны к СТЭЛС технологиям. Но такие конструкции основаны на рассеивании падающего сигнала, и наклонные поверхности отражают любую волну, не зависимо от ее длины. Проблемы могут возникнуть с радиопоглощающими красками. Толщина их слоя должна быть равна нечетному числу четвертей длины волны. Тут, скорее всего, будет сложно подобрать краску и для метрового и для сантиметрового диапазона. Но самым важным параметром, для определения объекта остается ЭПР. Основными факторами определяющими ЭПР являются:
Электрические и магнитные свойства материала,
Характеристики поверхности цели и угол падения радиоволн,
Относительные размеры цели, определяющиеся отношением ее длины к длине волны.
Т.е. помимо прочего, ЭПР одного и того же объекта различна при разных длинах волн. Рассмотрим два варианта:
1. Длина волны несколько метров – следовательно, физические размеры объекта меньше длины волны. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №5.
Рисунок №5
Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Именно поэтому большие метровые локаторы и загоризонтные РЛС не способны обнаруживать небольшие самолеты.
2. Длина волны в районе метра, что меньше физического размера объекта. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №6.
Рисунок №6
Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна квадрату длины волны.
Упрощая приведенные формулы в учебных целях используется более простая зависимость:
Где СИГМАнат - ЭПР которые мы хотим получить расчетным путем, СИГМАмод - ЭПР полученная экспериментально, k - коэффициент равный:
В котором Lэ - длина волны, при экспериментальном ЭПР, L - длина волны для рассчитываемой ЭПР.
Из выше изложенного можно сделать достаточно прямолинейный вывод о длинноволновых локаторах. Но картина будет не полной, если не упомянуть, как определяется ЭПР сложных объектов в реальности. Ее невозможно получить расчетным путем. Для этого используются безэховые камеры, либо поворотные стенды. На которых ЛА облучают под разным углом. Рис. №7. На выходе получается диаграмма обратного рассеивания, по которой и можно понять: где происходит засветка, и какое будет среднее значение ЭПР объекта. Рис.№8.
Рисунок №7
Рисунок №8
Как мы уже разобрались выше, и как видно из рисунка №8 при увеличении длины волны диаграмма получит более широкие и менее выраженные лепестки. Что приведет к уменьшению точности, но в тоже время и к изменению структуры полученного сигнала.
Теперь поговорим о включении радара F-22. В сети часто можно встретить мнение, что после его включения он станет прекрасно виден нашим «Сушкам» и как котенок будет расстрелен в тот же момент. Для начала у дальнего воздушного боя есть много различных вариантов события и тактик. Основные исторические примеры мы рассмотрим позже – но часто предупреждение об облучении не сможет даже спасти свою машину не, то, что атаковать противника. Предупреждение может показывать тот факт, что противник уже знает примерное положение и включил радар для финальной наводки ракет. Но подойдем к конкретике по этому вопросу. У Су-35с есть станция предупреждения об облучении Л-150-35. Рис.№9. Данная станция способна определять направление излучателя и выдавать целеуказание ракетам Х-31П (это актуально только для наземных РЛС). По направлению – мы можем понять направление излучения (в случае с ЛА зону – где противник). Но мы не можем определить его координаты, так как мощность излучаемой РЛС не постоянная величина. Для определения нужно задействовать свой радар.
Рисунок №9
Тут важно понимать одну деталь, сравнивая самолет 4-го поколения с пятым. Для радара Су-35С встречное излучение будет являться помехой. Это особенность радара АФАР F-22 – который одновременно может работать в разных режимах. Такой возможности нет у ПФАР Cу-35С. Помимо того, что Сушка получает встречную активную помеху – ей по-прежнему нужно определить и поставить на сопровождение (разные вещи, между которыми проходит определенное время!) «Раптора» с элементами СТЭЛС.
Помимо этого F-22 может действовать в зоне постановщика помех. Как выше указывалось в графиках из публикации вестника РАН, что приведет к еще большему преимуществу. На чем это основано? Точность определения есть разница между накоплением отраженного от цели сигнала и шума. Сильные шумы могут полностью забить приемник антенны или, по крайней мере, осложнить накопление Pr.min (о нем говорили выше).
Дополнительно, снижение ЭПР позволяет расширить тактику применения самолета. Рассмотрим несколько вариантов тактического действия в группах, известных из истории.
Дж Стюарт, в своей книге – приводил ряд примеров тактики Северной Кореи во время войны:
1. Прием «Клещи»
Две группы идут на встречных курсах к противнику. После взаимной пеленгации, обе группы разворачиваются в обратном направлении (Домой). Противник пускается в погоню. Третья группа – вклинивается между первой и второй и на встречных курсах атакует противника, в то время как тот занят погоней. При этом малая ЭПР третьей группы очень важна. Рис. №10.
Рисунок №10
2. Прием «Отвлечение»
Группа ударных самолетов противника наступает под прикрытием истребителей. Группа обороняющихся специально дает себя засечь противнику и заставляет сконцентрироваться на себе. С другой стороны вторая группа обороняющихся истребителей атакует ударные наступательные самолеты. При этом малая ЭПР второй группы очень важна! Рис. №11. В Корее этот маневр корректировался с наземных РЛС. В современное время это будет делать самолет ДРЛО.
Рисунок №11
3. Прием «Удар снизу»
В районе боевых действий одна группа идет на стандартной высоте, другая (более квалифицированна) на предельно малой. Противник обнаруживает более явную первую группу и входит в бой. Вторая группа атакует снизу. Рис. №12. При этом малая ЭПР второй группы очень важна!
Рисунок №12
4. Прием «лестница»
Состоит из пар самолетов, каждая, из которой, идет ниже и сзади ведущей на 600 м. Приманкой служит верхняя пара, когда противник сближается с ней, ведомые набирают высоту и выполняют атаку. Рис. №13. ЭПР ведомых, в данном случае очень важна! В современных условиях «лестница» должна быть немного просторнее, ну суть остается.
Рисунок №13
Рассмотрим вариант, когда ракета по F-22 уже пущена. Благо наши конструкторы смогли обеспечить нас большой номенклатурой ракет. Прежде всего, остановимся на дальней руке Миг-31 – ракете Р-33. Она обладала великолепной дальностью для того времени, но не способна была бороться с современными истребителями. Как уже говорилось выше, Миг был создан, как перехватчик разведчиков и бомбардировщиков, не способных к активному маневрированию. Поэтому максимальная перегрузка поражаемых целей ракетой Р-33 равна 4g. Современная длинная рука – это ракета КС-172. Однако ее очень давно показывают в виде макета и до принятия на вооружение дело может и не дойти. Более реальной «длинной рукой» является ракета РВВ-БД, основанная на Советской разработке ракеты Р-37. Дальность, указанная производителем составляет 200км. В некоторых сомнительных источниках, можно встретить дальность в 300км. Скорее всего, это основано на испытательных пусках Р-37, однако между Р-37 и РВВ-БД есть разница. Р-37 должна была поражать цели маневрирующие с перегрузкой в 4g, а РВВ-БД уже способна противостоять целям с перегрузкой в 8g, т.е. конструкция должна быть более прочной и тяжелой.
В противостоянии с F-22 все это мало актуально. Так как засечь на таком расстоянии его силами бортовой РЛС не представляется возможным, а реальная дальность ракет и рекламная сильно различаются. Основано это на конструкции самой ракеты и испытаниям на максимальную дальность. В основе ракет лежит твердотопливный двигатель (пороховой заряд), время работы которого составляет пару секунд. Он, в считанные мгновения, разгоняет ракету до максимальной скорости, а далее она идет по инерции. Рекламная максимальная дальность основана на пуске ракет по цели, горизонт которой находится ниже атакующего. (Т.е. не требуется преодолевать силу притяжения земли). Движение проходит по прямолинейной траектории до скорости, на которой ракета становится уже не управляемой. При активном маневрировании инерция ракеты будет стремительно падать, а дальность сократиться в разы.
Основной ракетой при дальнем воздушном бое с «Раптором» будет РВВ-СД. Рекламная дальность ее немного скромнее в 110 км. Самолеты пятого или четвертого поколения, после захвата их ракетой, должны попытаться сорвать наведение. Ввиду необходимости ракеты после срыва, активно маневрировать, энергетика будет потрачена, и повторно навестись, уже останется мало шансов. Любопытен опыт войны во Вьетнаме, там эффективность поражения ракетами средней дальности составляла 9%. Во время войны в заливе эффективность ракет немного выросла, там уходило три ракеты на один сбитый самолет. Современные ракеты, конечно повышают вероятность поражения, однако самолеты поколений 4++ и 5 тоже имеют не мало контраргументов. Данные, с какой вероятностью ракета воздух-воздух поразит цель, дают сами производители. Эти данные получены при учениях и без активного маневрирования, естественно имеют мало общего с реальностью. Тем не менее, вероятность поражения у РВВ-СД составляет 0,8, а у AIM-120C-7 0,9. Из чего будет складываться реальность? Из возможностей самолета сорвать атаку. Это можно сделать несколькими способами – активным маневрированием и применением средств РЭБ, технологией малой заметности. Про маневрирование мы поговорим во второй части, где рассмотрим ближний воздушный бой.
Снова возвращаемся к технологии малой заметности, и какое преимущество получит самолет пятого поколения над четвертым при ракетной атаке. Для РВВ-СД разработан ряд головок самонаведения. В настоящий момент применяется 9Б-1103М, которая способна определять ЭПР 5м2 на расстоянии 20км. Есть также варианты ее модернизации 9Б-1103М-200, которая способна определять ЭПР 3м2 на расстоянии 20км, но скорее всего они будут установлены на изд. 180 для Т-50. Ранее мы принимали ЭПР «Раптора» равной 0,01м2 (мнение, что это в передней полусфере – видится ошибочным, в безэховых камерах как правило дают среднее значение), при таких значениях дальность обнаружения «Раптора» будет 4,2 и 4,8 километра соответственно. Такое преимущество явно упростит задачу по срыву захвата ГСН.
В англоязычной прессе, приводились данные по атаке целей ракетой AIM-120C7 в условиях РЭБ противодействия, они составляли порядка 50%. Аналогию можем провести и для РВВ-СД, однако помимо возможного электронного противодействия, ей придется еще бороться с технологией малой заметности (снова отсылка к графикам из вестника РАН). Т.е. вероятность поражения становится еще меньше. На последней ракете AIM-120C8 или как ее еще называют AIM-120D, применена более продвинутая ГСН, с другими алгоритмами. По заверениям производителя при РЭБ противодействии вероятность поражения должна достигнуть 0,8. Будем наедятся, что наша перспективная ГСН для «изд. 180», даст аналогичную вероятность.
В следующей части рассмотрим развитие событий в ближнем воздушном бою
Продолжение следует…
По материалам:
https://ru.scribd.com/doc/310225465/Air-launched-Guided-Missiles
//www.anft.net
//www.exelisinc.com
//www.cram.com
//militaryrussia.ru
//www.globalsecurity.org
//www.airwar.ru
//www.pw.utc.com
//vpk.name
https://www.flightglobal.com
//www.dassault-aviation.com
//www.lockheedmartin.com
//www.migavia.ru
//www.boeing.com
//en.academic.ru
Бабич В. К. Истребители меняют тактику
А. Н. Лапчинский в книге "Воздушный бой"
Сосулин Ю.Г «Теоретические основы радиолокации и радионавигации».
П.А. Бакулев. «Радиолокационные системы».
А.А. Колосов. «Основы загоризонтной радиолокации».
В.П. Бердышев. «Радиолокационные системы».
А.Н. Лагарьков, М.А. Погосян. ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 73, № 9
//www.vonovke.ru
https://www.youtube.com/channel/UCDqLeWhPrzAKhv_dl7azNgw
//purepowerengines.com/
//nationalinterest.org
//tass.ru
//www.jsf.mil
//www.ausairpower.net
Ctrl Enter
Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Лучшие реактивные истребители всех времён
Главной целью истребительной авиации является уничтожение воздушных целей противника, поэтому отличительными чертами таких машин стали скорость, маневренность и прогрессивное вооружение класса “воздух-воздух”. Самые известные асы являлись пилотами именно истребителей, которые, в свою очередь, появились еще во время Первой мировой войны.
В этой же статье пойдет речь о реактивных истребителях, которые впервые увидели небо в процессе Второй мировой войны, и с тех пор стали основной истребительного флота большинства стран на планете. Всего насчитывается пять поколений реактивных истребителей и мы покажем лучшие образцы машин каждого из них.
Первое поколение
К первому поколению относятся первые реактивные самолёты, созданные в 1940-1950-е годы. Для них характерны следующие признаки:
– дозвуковая скорость полета;
– прямое крыло;
– турбореактивные двигатели.
Messerschmitt Me.262
Мессершми́тт Me.262 (нем. Messerschmitt Me.262 «Schwalbe» - «ласточка») - немецкий турбореактивный истребитель, бомбардировщик и самолёт-разведчик времён Второй мировой войны. Является первым в мире серийным турбореактивным самолётом и первым в мире турбореактивным самолётом, участвовавшим в боевых действиях.
Lockheed F-80 Shooting Star
Локхид F-80 Шутинг Стар (англ. Lockheed F-80 Shooting Star) - первый американский серийный реактивный истребитель.
USAF – U.S. Air Force photo
De Havilland DH.100 Vampire
Де Хэвиленд DH.100 «Вампир» (англ. de Havilland DH.100 Vampire) - британский реактивный истребитель. Совершил первый полёт 20 сентября 1943 года. Стал вторым реактивным самолётом Королевских ВВС, состоял на вооружении в 1945-1955 годах. Производился более чем в двадцати модификациях. Произведено около 4400 машин (в том числе 3269 - в Великобритании). «Вампир» экспортировался примерно в 30 стран мира.
Второе поколение
Второе поколение создавалось в 1950-1960-е годы. Для них характерны следующие признаки:
– околозвуковая и слегка сверхзвуковая скорость;
– стреловидное крыло;
– первые турбореактивные двигатели с форсажем;
– большая высота полёта;
– наличие радара.
МиГ-15 (изделие С, самолёт И-310, по кодификации НАТО: Fagot) - советский истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Наиболее массовый реактивный боевой самолёт в истории авиации, состоявший на вооружении многих стран мира.
Greg Goebel / CC BY-SA 2.0
МиГ-17 (изделие СИ, самолёт И-330, по кодификации НАТО: Fresco, Фре́скоу - англ. Фреска) - советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены МиГ-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.
Malcolm / CC BY-SA 2.0
МиГ-19 (изделие СМ-9, по кодификации НАТО: Farmer - «Фермер») - советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж. Ровесник американского истребителя F-100 Super Sabre, хотя во Вьетнаме противостоял и более поздним F-4 Phantom II.
USAF Museum
North American F-86 Sabre
Норт Американ F-86 «Сейбр» (англ. North American F-86 Sabre) - американский реактивный истребитель, разработанный компанией North American Aviation в конце 1940-х годов. Прототип серийного XP-86 поднялся в воздух 1 октября 1947 года.
F-86 был принят на вооружение ВВС США в 1949 году. Первые самолёты были переданы в первый истребительный авиаполк 94-й истребительной эскадрильи. F-86 стал основным американским реактивным истребителем воздушного боя во время Корейской войны.
Paul Maritz / CC BY-SA 3.0
Dassault Mystère
Dassault Mystère II (Дассо Мистэ́р) - реактивный истребитель-бомбардировщик французской авиастроительной компании Дассо Авиасьон. Mystère IIС стал первым французским самолетом, превысившим скорость звука. Несмотря на это самолет не задержался надолго в эксплуатации и вскоре был заменен на более совершенный Mystère IV. Всего построено около 150 экземпляров.
Groumfy69
Saab 29 Tunnan
Сааб 29 «Туннан» (швед. Saab 29 Tunnan, tunnan - летающая бочка) - второй шведский реактивный истребитель (первый - Saab 21R). Разработан компанией Saab AB. Совершил первый полёт 1 сентября 1948 года. Серийно производился в 1950-1956 годах (построена 661 машина). Состоял на вооружении ВВС Швеции с 1950 года, эксплуатация истребительных модификаций завершена в 1965 году, других - несколько позже.
Andreas aka Y2kbug / CC BY-SA 3.0
Третье поколение
Третье поколение создавалось между 1955 и 1980 годами. К характерным чертам можно отнести:
– сверхзуковую скорость (число Маха 2 и более);
– сверхзвуковые формы самолёта;
– более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем;
– многоцелевые самолёты;
– ракеты «воздух-воздух».
Lockheed F-104 Starfighter
Локхид F-104 «Старфайтер» (англ. Lockheed F-104 Starfighter) - одно- или двухместный истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик.
USAF – National Museum of the U.S. Air Force
Сааб 35 «Дракен» (швед. Saab 35 Draken, draken - воздушный змей/дракон) - шведский сверхзвуковой истребитель. Разработан компанией SAAB в середине 1950-х годов для замены истребителя Saab 29 Tunnan. В 1960 году принят на вооружение ВВС Швеции, где использовался до 1998 года. Поставлялся на экспорт в Австрию, Данию и Финляндию. Отличительная особенность «Дракена» - крыло Бартини - необычное треугольное крыло двойной стреловидности.
Alan Wilson / CC BY-SA 2.0
McDonnell Douglas F-4 Phantom II
Макдоннел-Дуглас F-4 «Фантом» II (англ. McDonnell Douglas F-4 Phantom II) - истребитель-бомбардировщик, истребитель-перехватчик, самолёт наземной поддержки третьего поколения.
Первый в мире серийный истребитель, несущий ракеты среднего радиуса действия.
TSgt Brad Fallin, USAF
Dassault Mirage III
Дассо Мираж III - (англ. Dassault Mirage III) одно- или двухместный французский многоцелевой истребитель, истребитель-перехватчик, истребитель-бомбардировщик. Первый европейский истребитель, вдвое превысивший скорость звука.
TSGT CURT EDDINGS
Dassault Mirage F1
Дассо «Мираж» F1 (Dassault Mirage F1) - лёгкий многоцелевой истребитель, разработанный французской авиастроительной фирмой Дассо в 1960-х годах. Является преемником Dassault Mirage III. В 1970-х годах был основным истребителем ВВС Франции, пока на вооружение не поступил многоцелевой истребитель «Мираж 2000». Всего выпущено более 720 самолётов, из них 251 для ВВС Франции.
KGyST / CC BY 3.0
МиГ-21 (объект Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed - «Слой, богатый окаменелыми останками рыб») - советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. МиГ-21 стал первым самолётом КБ МиГ с треугольным крылом.
Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем БМП-1.
kallerna / CC BY-SA 3.0
МиГ-23 (изделие 23-11, по кодификации НАТО: Flogger - «Бичеватель») - советский многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности. Опытный самолёт с изменяемой стреловидностью крыла «23-11» совершил первый полёт 10 июня 1967 года под управлением лётчика-испытателя Федотова А. В.
DoD photo
Четвёртое поколение
Четвёртое поколение разрабатывалось в 1975-2010 годах и отличалось от третьего следующими характеристиками:
– статическая неустойчивость с ЭДСУ;
– двухконтурный турбореактивный двигатель с низкой степенью двухконтурности;
– усовершенствованная авионика;
– управляемое вооружение.
Су-27 (внутреннее обозначение: изделие Т-10В, по кодификации НАТО: Flanker) - советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ Сухого и предназначенный для завоевания превосходства в воздухе.
Vitaly V. Kuzmin / CC BY-SA 3.0
МиГ-29 (изделие 9-12, по кодификации НАТО: Fulcrum - точка опоры) - советский/российский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный в ОКБ МиГ.
Coert van Breda / CC BY 2.5 nl
McDonnell Douglas F-15 Eagle
Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» (англ. McDonnell Douglas F-15 Eagle) - американский всепогодный тактический истребитель четвёртого поколения. Предназначен для завоевания превосходства в воздухе. Принят на вооружение в 1976 году.
Самолеты F-15 применялись на Ближнем Востоке, в Персидском заливе и Югославии. Истребитель F-15 Eagle останется в ВВС США до 2025 года.
Alvinrune
General Dynamics F-16 Fighting Falcon
Дженерал Дайнэмикс Эф-16 «Файтинг Фалкон» (англ. General Dynamics F-16 Fighting Falcon, дословно - Бойцовый сокол) - американский многофункциональный лёгкий истребитель четвёртого поколения, разработанный компанией General Dynamics. В 1993 году General Dynamics продала свой авиастроительный бизнес компании Lockheed Corporation (в настоящее время - Lockheed Martin).
F-16, благодаря своей универсальности и относительно невысокой стоимости, является самым массовым истребителем четвёртого поколения (на июнь 2014 года построено свыше 4540 самолётов) и пользуется успехом на международном рынке вооружений, состоя на вооружении 25 стран. Последние из 2231 F-16 для ВВС США были переданы заказчику в 2005 году. Модернизированный F-16 будет производиться на экспорт как минимум до середины 2017 года.
Master Sgt. Andy Dunaway
Еврофа́йтер Тайфу́н (англ. Eurofighter Typhoon) - многоцелевой истребитель четвертого поколения. «Тайфун» разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом Alenia Aeronautica, BAE Systems и EADS. Исследования перспективного самолёта начались ещё в 1979 году.
В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС: Германии, Италии, Испании и Великобритании.
Markus Zinner / CC BY-SA 3.0
Saab JAS 39 Gripen
Сааб JAS 39 «Грипен» (швед. Saab JAS 39 Gripen) - шведский многоцелевой истребитель четвёртого поколения, разработанный компаний СААБ Авионикс. JAS расшифровывается как Jakt - истребитель, Attack - штурмовик, Spaning - разведчик.
С 1997 года состоит на вооружении ВВС Швеции. По состоянию на 2011 год эксплуатируется за рубежом в ВВС Венгрии, Чехии, ЮАР и Таиланда. Также один двухместный JAS 39D используется английской авиашколой Empire Test Pilots’ School (ETPS) для совершенствования подготовки летчиков-испытателей.
Stefan Maurer / CC BY-SA 2.0
Пятое поколение
Истребители пятого поколения стали появляться с конца XX века и отличаются от четвёртого следующими характеристиками:
– стелс-технологии с размещением вооружения внутри фюзеляжа;
– РЛС с фазированной антенной решеткой;
– крейсерская сверхзвуковая скорость;
– более совершенная авионика;
– более совершенные системы вооружения и системы управления вооружением;
– высокие маневренные характеристики на сверхзвуковых скоростях.
Чэнду J-20 (кит. трад. 殲撃二十型, упр. 歼撃二十型, пиньинь: Jiān jī èr shí xíng, палл.: Цзянь цзи эр ши син или 歼-20, Jiān-20, J-20, буквально Истребитель модель 20, также называют «Чёрный орёл») - китайский истребитель четвёртого (по китайской номенклатуре) или пятого поколения (по западной).
Разработан Авиационной промышленной корпорацией в г. Чэнду (Chengdu Aircraft Industry Corporation). В эксплуатацию истребитель поступит в 2017-2019 гг.
Alexandr Chechin / CC BY-SA 3.0
Шэньян J-31 (англ. Shenyang J-31; кит. трад. 歼-31/歼-60; также называют кит. трад. 鹘鹰,海东青 «Кречет») - китайский многоцелевой истребитель пятого поколения. Разработан Shenyang Aircraft Corporation.
wc / CC BY-SA 4.0
Lockheed/Boeing F-22 Raptor
F-22 «Рэптор» (англ. Raptor - хищная птица) - многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics для замены F-15 Eagle. F-22 является первым и на сегодняшний день единственным стоящим на вооружении истребителем пятого поколения. А также он является самым дорогим истребителем в мире.
Master Sgt. Andy Dunaway
Lockheed Martin F-35 Lightning II
Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) - семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах: вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель - CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой - STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель - CV).
MSgt John Nimmo Sr.
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, И-21) - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации - ОКБ Сухого, где он проходит под условным обозначением Т-50.
Первый полёт самолёт совершил 29 января 2010 года. Серийные машины данного типа будут собираться на КнААЗе, где на данный момент происходит сборка опытных образцов. Серийное производство самолёта должно начаться в 2016 году. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов этого типа для испытания вооружений.
Самолёт разрабатывается для замены Су-27 в российских ВВС. Для экспортных поставок на базе ПАК ФА совместно с Индией создаётся экспортная модификация самолёта, получившая обозначение FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft - истребитель пятого поколения).
Серийные поставки самолёта в войска запланированы на 2016 год, а первые укомплектованные им авиационные части появятся в России к 2020 году.
Dmitry Zherdin / CC BY-SA 3.0
Шестое поколение (будущее)
Страны Европейского союза заявляли о намерении пропустить разработку самолётов пятого поколения и перейти непосредственно к разработке истребителей шестого поколения. Также о планах создания самолётов шестого поколения заявляли США, Россия и Япония.
Основными требованиями при проектировании истребителей шестого поколения заявлены:
– дальнейшее развитие малозаметности;
– увеличение маневренности;
– наличие беспилотного режима действия истребителя;
– полная интеграция в единую систему командования, объединяющую в себя действия наземных, морских и воздушных сил;
– новое поколение авионики.
Появление истребителей каждой новой ступени было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты новой генерации обладали революционными боевыми возможностями, что позволяло военным осваивать новые тактические приемы и получить значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового типа происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали в целом сходные технические решения и похожие материалы.
Следует отметить: создание истребителя нового поколения – безумно дорогое занятие. Стоимость одного серийного F-22 Raptor составляет 146,2 млн долларов, а в целом на программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете очень мало государств, способных позволить себе такие траты.
Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и о критериях, на которых основана эта градация.
Поколения истребителей
Существует несколько классификаций поколений истребителей, и единого соглашения по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:
Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е и в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком поколения является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9 .
Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х и в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15 , МиГ-17 , F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-е.
Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы являются советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. К ней относятся и такие машины, как МиГ-23 , французский Mirage F1 и шведский Viggen.
Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокой маневренностью по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Дебют этих машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27 . Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.
Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за распада СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: широкое использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.
Каким будет истребитель шестого поколения
Современные истребители четвертого поколения вполне способны решать большинство задач авиации на поле боя, а после модернизации смогут дать бой даже самолетам пятого поколения. Какими же характеристиками должна обладать машина шестого поколения, чтобы оправдать ресурсы, потраченные на ее разработку?
Вероятно, она будет еще менее заметнее для РЛС противника и отличаться еще большей маневренностью по сравнению с существующими самолетами. Для этого истребитель будет оснащены двигателем с отклоняемым вектором тяги.
Скорее всего, предстоит отказ от вертикального оперения. Оно значительно увеличивает эффективную площадь рассеяния (ЭПР) летательного аппарата, а, кроме того, вертикальное оперение практически бесполезно при маневрировании на больших углах атаки. Для сверхманевренных современных самолетов основным режимом все чаще становятся критические и закритические углы атаки, при которых вертикальное оперение неэффективно.
Наглядной иллюстрацией этой тенденции является самолет проекта F/A-XX, разрабатываемый компаний «Боинг». Эскизы этой машины были показаны общественности в 2008 году.
Компоновка машины 6 поколения
Скорее всего, истребители следующего поколения будут иметь необычную компоновочную схему. «Летающее крыло» уже давно перестало быть новинкой, однако вероятно, мы увидим самолеты еще более диковинной внешности. В середине 90-х годов корпорация «Боинг» разработала прототип малозаметного истребителя-бомбардировщика Bird of Prey («Хищная птица»). Данный летательный аппарат был построен по схеме «утка», однако не имел ПГО, функции которого выполнял несущий фюзеляж. Такая форма самолета обладала всеми преимуществами схемы «утка» и позволила избежать свойственных ей недостатков.
При создании Bird of Prey были использованы новейшие технологии и материалы, включая 3D-печать.
Еще одним прототипом истребителей будущего стал американский ЛА X-36, первый полет которого произошел в 1997 году. Этот летательный аппарат будто бы взят из реквизита для очередного сиквела «Звездных войн». Машина не имеет вертикального оперения, оснащена двигателями с управляемым вектором тяги, форма этого ЛА делает его минимально заметным на экранах радаров. Именно малозаметность на нынешний момент является одним из основных средств защиты для истребителей и главным залогом их выживаемости.
Правда, стелс-технологии нередко приводят к ухудшению летных качеств самолетов и всегда резко повышают цену производства ЛА и его эксплуатации.
Летные характеристики истребителя 6 поколения
Одним из основных признаков истребителей пятого поколения является бесфорсажный сверхзвуковой полет. Естественно, эта функция сохранится и у самолетов следующего поколения. Вероятно, их тяговооруженность станет еще выше (до 1,4-1,5), что позволит машинам вплотную подойти к гиперзвуковым скоростям и позволит увеличить высоту полета до 30-35 км.
Полеты и маневрирование на таких скоростях уже подходят к пределу возможностей человеческого организма. Из этого вытекают новые требования к бортовому оборудованию нового истребителя.
Сегодня уже привычными стали многофункциональные ЖК-экраны и нашлемные целеуказатели. Можно вспомнить проект «прозрачной кабины», разрабатываемый в Израиле. Но этого мало. Бортовая электроника должна выдавать пилоту самую важную информацию, определять приоритеты целей, подсказывать лучший способ ее уничтожения и оптимальный маневр в бою. То есть, самолет должен обладать в какой-то мере собственным интеллектом. Здесь мы подходим к одному из важнейших вопросов, касающихся истребителей следующего поколения: будут ли они управляться человеком вообще.
Новейший истребитель пятого поколения – это не просто отдельная боевая единица, а часть единой информационно-боевой системы, что многократно повышает его эффективность. В следующем поколении машин степень интеграции явно станет еще больше. Самолет получает информацию и целеуказание не только от бортовых систем, но и от спутников, других самолетов (включая ДРЛО), наземных РЛС и беспилотников. Современный истребитель может атаковать цель, которую он даже не видит.
Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что время истребителя шестого поколения пока не пришло. Отработанных технологий, которые бы обеспечили прорыв, пока не накопилось. Кроме того, вероятно, что системы ПВО будут прогрессировать быстрее, чем авиационная техника (они гораздо дешевле стоят), поэтому нет смысла вкладываться в создание новейших и очень дорогих истребителей.
Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
И-4 («истребитель четвертый») – легкий одноместный советский полутораплан-истребитель. На момент его создания считался наиболее маневренным самолетом в мире. Разработки по созданию И-4 велись в 1925-1927 годах. Планировалось в конструкции задействовать как деревянные материалы, так и металлические элементы. Это первая боевая авиационная машина, созданная бригадой конструкторов Сухого под руководством А. Туполева в ЦАГИ. Серийное производство началось в 1927 году. В период с 1928 по 1933 гг. был поставлен на вооружение ВВС Красной Армии.
История создания И-4
Проектированием истребителя И-4 занялся отдел АГОС ЦАГИ, которым руководил А.Н.Туполев. Работы над созданием начались в конце 1925 года. Непосредственно разработку И-4 проводила конструкторская бригада П. Сухого. Первый вариант И-4, который в составе конструкции получил двигатель мощностью 420 л.с., увидел мир в июле 1927 года. Спустя год был выпущен дублер И-4.
Обозначение и применение
1) АНТ-5 − по инициалам главного советского авиаконструктора (Андрей Николаевич Туполев);
2) И-4 – «истребитель четвертый». Данная аббревиатура распространялась на аппараты, стоявшие на вооружении.
Боевое предназначение полуторапланов и бипланов в то время заключалось в ведении воздушного боя против авиационных сил врага с целью уничтожения или повреждения противника.
В ВВС Красной Армии его полностью называли «легким маневренным одноместным истребителем И-4».
Испытания И-4
Опробовать прототип нового истребителя было поручено летчикам-испытателям: М. Громову, А. Юмашеву и И. Козлову.
В ходе испытаний выявилось, что И-4 имеет удовлетворительные боевые и летные качества. По показателям максимальной скорости, разгону и потолку самолет опережал все аналоги того времени. По маневренности значительно выигрывал у зарубежных самолетов.
Закончив программу испытаний, И-4 поставили на вооружение ВВС Красной Армии.
Серийное производство
Запуск модели в серийное изготовление состоялся в декабре 1927 года. Его наладили на авиазаводе, возглавляемом С. П. Горбуновым. Техническим представителем от АГОС на завод направили инженера-конструктора П. Сухого. Серийный истребитель оснастили более мощным двигателем, нежели его пробные варианты, с мощностью 480 л.с. (М-22).
Первый серийный экземпляр сошел с конвейера 15.10.1928. По сравнению с прототипом серийная модель была тяжелее и имела сравнительно низкие летные характеристики. Однако, исходя из боевых показателей, И-4 не уступал своим основным воздушным конкурентам. Всего выпустили 369 экземпляров, которые находились на вооружении с 1928 по 1933 гг.
Руководство ВВС Красной Армии приняло решение: одновременно с И-4 поставить в серийное изготовление истребитель И-3, сделанный по проекту Н. Поликарпова, используя в конструкции дерево, металл и ткань. Военным руководством ставилась задача сравнить данные истребители по летным и боевым качествам.
Модификации и экспериментальные образцы И-4
И-4 бис – моноплан, не имеющий в составе конструкции нижнего крыла с измененным капотом двигателя. Данный вариант переделан из серийного самолета и опробован в 1931 году. Имел лучшие показатели устойчивости и скорости в ущерб маневренности.
И-4 для «Звена» Вахмистрова имел укороченное нижнее крыло с целью простого пуска с ТБ-1; выпущен в 1930 году.
И-4, имевший пулеметы на верхнем крыле, до испытаний не был доведен.
И-4, имевший в составе динамо-реактивные безоткатные пушки, которые располагались сверху крыла вне винтового диска. Частые поломки вынудили снять данный вариант с вооружения.
И-4 с реактивными ускорителями – тестовая версия с поплавками, которую не испытывали за ненадобностью.
Конструкция И-4
И-4 представляет собой подкосный полутораплан с нижним свободнонесущим крылом малых размеров. Практически полностью истребитель сделан из металла, исключение есть лишь некоторые детали агрегата.
Шасси образуют два колеса и костыль, который располагается под кормой фюзеляжа. Крепление колес к раме жесткое, была возможность эксплуатации самолета на грунтовых полосах аэродромов.
Винт фиксированного шага выполнен из проклеенной древесины.
Кабина И-4 одноместная, открытого типа.
На вооружении в истребителе стояли два пулемета, калибра 7,62 мм, которые поражали воздушные цели в переднюю полусферу.
На то время самолет соперничал с немецкой серийной версией легкого истребителя Fokker D.XI, который состоял на вооружении в Красной Армии.
Конструкторской бригаде П. Сухого удалось реализовать главное требование военных частей – выполнить самолет И-4 преимущественно из металла и превзойти уже устаревший «Фоккер». Хоть по взлетной массе он оказался и тяжелее немецкой версии, но с новыми двигателями превзошел конкурента на 32 км/ч по показателям максимальной скорости. Улучшенными стали также показатели скороподъемности и дальности полета. Использование в составе конструкции новой подмоторной рамы сделало ее значительно прочнее.
И-4 сделал действительно рывок в области самолетостроения, потому что использовались преимущественно цельнометаллические компоненты. Таким образом, самолет получил защиту от плохих погодных условий и живучесть во время исполнения боевых миссий. Однако с технологической точки зрения его было сложнее и дороже производить.
Чуть позднее И-4 оснастили более мощным вооружением: на замену пулеметам поставили безоткатные пушки Л. Курчевского. Истребитель получил боевые качества перехватчика-штурмовика. К сожалению, в таком виде на серийное производство вариант И-4 не прошел.
Самолет И-4 характеристики:
Модификация | И-4 |
Размах крыла, м | 11.40 |
Длина, м | 7.28 |
Площадь крыла, м2 | 23.80 |
Масса, кг пустого самолета | 978 |
Масса, кг нормальная взлетная | 1430 |
Тип двигателя | 1 ПД М-22 |
Мощность, л.с. | 1 х 480 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 220 |
на высоте | 231 |
Крейсерская скорость, км/ч | 186 |
Практическая дальность, км | 840 |
Продолжительность полета, ч | 2.3 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 555 |
Практический потолок, м | 7000 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | два 7.62-мм пулемета |
В поколение реактивных истребителей попадает большое количество самолетов, которые схожи между собой по боевым характеристикам и возможностям. В отдельное поколение относятся самолеты, которые были изготовлены наиболее развитыми странами мира примерно в одно и то же время. Кроме того, при их разработках использовались подобные системы и применялись очень похожие технические решения.
В большинстве случаев к терминологии поколений истребителей относят истребители СССР и США. Конечно же, и другие страны мира изготовляли истребители, которые относятся к тому или иному поколению. Ниже будет наведен перечень пяти поколений истребителей с основными представителями.
Всеобще принятых показателей, которым должен отвечать самолет определенного поколения, не существует, из-за этого разбивка по поколениям может отличаться, также могут возникать споры на этой основе. Все же принято подразделять все истребители на 5 поколений.
Эта классификация неофициальная, поскольку постоянно возникают споры по данному поводу. Некоторые люди выделяют шесть категорий из-за дальнейшего развития современных технологий в самолетостроении. При разделе на 6 поколений были выделены такие:
Дозвуковые самолеты (изготовление с 1943 по 1950 год). Основные представители: Ф-84, Як-15, «Мессершмитт 262» и МиГ-9. Они имели число Маха до 0,85.
Околозвуковые истребители (изготовление с 1947 по 1955 год). Основные представители: МиГ-17, Ф-86, МиГ-15. Они имели число Маха до 1,05.
Ранние сверхзвуковые самолеты (изготовление с 1953 по 1960 год). Основные представители: Ф-8 и МиГ-19. Они достигали числа Маха до 1,3.
Сверхзвуковые самолеты для ограниченного применения (изготовление с 1955 по 1970 год). Основные представители: Ф-104 и МиГ-21. Машины достигали числа Маха в 2,0.
Многоцелевые сверхзвуковые истребители (изготовление с 1958 по 1970 год). Основные представители: МиГ-21, Ф-4 и Ф-105. Число Маха до 2,5.
Свер хзвуковые высокоэффективные истребители для выполнения многоцелевых задач. Основные представители: Ф- 15, Ф-18, Су-27 и Миг-29.
Первое поколение реактивных истребителей
Сюда входят летательные боевые аппараты, изготовленные с 1940 по 1950 год. Основные характеристики самолетов поколения:
Прямое крыло.
Дозвуковые скорости полета.
Двигатель турбореактивного типа.
Представители поколения: «Локхид Ф-80», Me.262, «Де Хэвиленд».
Второе поколение реактивных истребителей
Самолеты созданы с 1950 по 1960 год. Характеристики поколения:
Дозвуковая, в некоторых сверхзвуковая, скорость полета.
Крыло стреловидного типа.
Двигатель турбореактивного типа с форсажной камерой.
Возможность подниматься на большие высоты.
В комплектации присутствует радар.
Основные представители поколения: J-29, МиГ-15, F-86, МиГ-17, «Дассо Мистэр» и МиГ-19.
Третье поколение реактивных истребителей
Самолеты данного поколения изготовлялись с 1955 по 1980 год. Особенности конструкции:
Скорость полета достигала показателя в 2 Маха и более.
Фюзеляж исполнен в сверхзвуковой форме.
Двигатели турбореактивного типа с форсажной камерой.
Возможность выполнения множества задач.
На вооружении ракеты типа «воздух-воздух».
Представители третьего поколения: Ф-104, МиГ-23, J-35, «МакДоннел Ф-4», «Мираж F-1» и «Мираж III».
Четвертое поколение истребителей
Машины этого поколения изготовлялись с 1975 по 2010 год. Особенности поколения:
Статическая неустойчивость.
Турбореактивные двигатели с низкой степенью двухконтурности системы.
Авионика нового типа.
Вооружение управляемого типа.
Основные представители поколения: Сааб Дж-39, Су-27, «Еврофайтер Тайфун», МиГ-29, Ф-15 Игл, и «Ф-16 Файтинг».
Пятое поколение истребителей
Истребители данного поколения начали появляться в конце XX века, это качественно другие аппараты. Основные особенности конструкции истребителей пятого поколения:
Технология типа «Стелс», все вооружение размещено в середине фюзеляжа аппарата.
Авионика последнего поколения.
Основные представители поколения: ПАК ФА, «Ф-22 Рэптор», J-20 и «Ф-35 Лайтнинг».
Классификация самолетов:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
И |
К |
Л |
О |
П |
Р |