Новый истребитель 6 го поколения. Авиация россии
Советник первого заместителя генерального директора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев в интервью ТАСС заявил, что полным ходом идет создание истребителя шестого поколения. И даже назвал приблизительные даты.
В ОАК (Объединенной авиастроительной корпорации) считают, что прототип истребителя 6 поколения может совершить свой первый полет в 2023-2025 годах. А о полной готовности можно говорить после 2030 года. Научно-исследовательские работы в этом направлении уже ведутся.
С одной стороны, говорить об истребителе 6 поколения, когда еще не доведен до ума истребитель 5-го, странновато. С другой стороны, готовь сани летом, а телегу зимой. И здесь есть определенная логика.
Интересны некоторые аспекты проекта. Истребитель планируется создать "в два лица". Первый вариант - пилотируемый, второй - беспилотный. Причем первая модификация сможет выполнять полеты в режиме беспилотника. Но это будут два разных самолета.
Беспилотный вариант будет обладать большими боевыми возможностями, чем его пилотируемый собрат. Так как человеческий организм все-таки имеет определенные пределы по физическим нагрузкам, то беспилотный истребитель сможет развивать большую скорость, выполнять более сложные маневры в плане перегрузок и даже выходить в космос. Идет речь и о гиперзвуковой скорости.
Пилотируемый же вариант будет иметь несколько другие особенности. Вообще, максимально эффективно самолеты будут действовать в стае. То есть, один или два пилота на самолетах первой модификации будут служить командным центром для 2-4 беспилотных истребителей. Примерно так сегодня могут действовать МиГ-31БМ для других машин.
Беспилотные самолеты предполагается оснастить определенным искусственным интеллектом, для того, чтобы они в бою могли эффективно распределять между собой цели и координировать свои действия, как с командирскими машинами, так и между собой. Эту или приблизительно такую схему сегодня используют в МБР "Лайнер".
Отмечалось, что самолеты смогут работать во взаимодействии с сухопутными войсками и боевыми кораблями.
При создании нового концепта конструкторы планируют придерживаться сильной стороны российских самолетов, а именно высокой маневренности. Скоростные качества ожидаются на нижнем пороге гиперзвука, расчетная максимальная скорость около 5М. А крейсерская, без форсажа, не ниже 2М.
И здесь можно ожидать тех проблем, с которыми столкнулись еще советские и американские конструкторы в прошлом веке. Стоит помнить, что американский ХВ-70 "Валькирия" при полете со скоростью около 2,5-3М нагревался до 3 000 градусов. При этом он был полностью сделан из титана и нержавеющей стали и весил около 230 тонн. Отечественные гиперзвуковые самолеты Т-4 и М-50 также не отличались легкостью. М-50 по взлетному весу не уступал "Валькирии", Т-4 был легче (около 150 тонн), и при постройке тоже использовались титан и сталь.
Очевидно, что постройка истребителя, задачи которого несколько отличны от задач приведенных самолетов, должен быть намного легче. Следовательно, речь идет и о разработке новых материалов, способных обеспечить как прочность, так и сопротивление высоким температурам. Ведь защищать придется не только планер от нагрева при трении о воздух, но и двигатели от перегретого воздуха, поступающего из воздухозаборников.
А для должной безопасности пилотов теплоизоляция, наверное, должна быть не хуже, чем у космических кораблей многоразового использования.
Стелс-технологиям также будет уделено особое внимание. Самолеты должны противостоять не только существующим системам ПВО, но и РЛС самолетов, в том числе и пятого поколения. То есть к материалам предъявляется множество требований - термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения. Пока неизвестно, обладаем ли мы такими материалами в принципе, но если разработки нового поколения самолетов уже идут, значит, вопрос с материалами для их постройки тоже не стоит на месте.
Вооружение. Здесь можно процитировать Михеева.
"Это будут сверхдальние гиперзвуковые ракеты, способные работать по воздушным, наземным и морским целям. Несомненно, в них будут использованы принципы «свободной охоты и коллективной ответственности» - когда группа ракет, достигнув удаленных сил противника, которые необходимо подавить, самостоятельно выбирает главные и второстепенные цели и распределяет их между собой".
Также Михеев упомянул о совсем уж экзотических видах вооружения, об электромагнитных пушках СВЧ-диапазона. По задумкам конструкторов, эти пушки будут способны полностью выводить из строя электронные системы самолетов противника. Но это уже дело совсем далекого будущего, по крайней мере, пока не будет решен вопрос об источнике энергии для этих пушек. На сегодняшний день быстрый и маневренный истребитель и подобная система совмещаются плохо.
Кто конкретно ведет работы над истребителем 6-го поколения, конечно, не разглашается по многим причинам. Можно предположить, что это ОКБ Сухого. В ОАК говорят, что российские авиаконструкторы вплотную занялись новой темой сразу же после того, как истребитель пятого поколения Т-50 практически был сделан и у конструкторов (то есть у ОКБ Сухого) появилось время на новые разработки.
В США истребитель шестого поколения делает компания "Боинг". Ее проект называется F/A-XX. Предполагается, что эта новинка в 30-е годы заменит палубные истребители F/A-18E/F "Super Hornet".
Впервые макет прототипа был представлен для обозрения еще в 2009 году. Затем он был существенно переработан и показан в 2013 году.
Планер представляет собой "летающее крыло" без вертикального оперения. Такой вариант был принят на основании того, что киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление. Поворот осуществляется за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Судя по всему, во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
О типе двигателя ничего не сообщается. Скорее всего, турбореактивный. Он, как и на истребителях пятого поколения, может обеспечить сверхзвуковой крейсерский полет в бесфорсажном режиме. Максимальная скорость не указана. Но вероятно, гиперзвуковой она не будет.
Истребитель двухместный, с двумя двигателями. Прорабатывается и версия беспилотной машины. Максимальный взлетный вес объявлен на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км.
В прошлом году стала поступать информация о том, какой видят машину американские военные.. Начальник военно-морских операций Джонатан Гринет заявил, что скорость и скрытность самолета не являются приоритетными. Упор сделан на дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших дистанций. Возможно, истребитель оснастят лазерным или электромагнитным . Но здесь та же проблема, что и у российских разработчиков: энергетическая установка.
Вообще, последние разработки американцев (в F-22 и F-35) стали довольно компромиссными. Отказавшись от сверхманевренности и скорости в пользу скрытности, американцы тем самым получили далеко не самые лучшие самолеты. Зато дорогие. А теперь еще и малозаметность будет принесена в жертву. Возможно, как раз маневренность и скорость выйдут на первый план.
Следует признать, что четких критериев принадлежности самолета к шестому поколению пока никто не определил и не огласил. Но уже сегодня, исходя из тех крох информации, которые поступают от конструкторов и заказчиков, можно сделать вывод о том, что наши и американские самолеты нового поколения будут сильно различаться.
MENSBY
4.8
Неспособность F-35 противостоять новейшим истребителям России и Китая, подтолкнула США к разработке истребителей шестого поколения с лазерным оружием на борту.
Американские корпорации приступают к первым работам по созданию истребителя следующего, шестого, поколения. Предполагается, что он должен заменить все прочие существующие американские истребители (кроме F-35) и сможет гарантированно уничтожать сверхманевренные российские боевые самолеты. Ставка сделана на лазерное оружие.
Мировые СМИ уже неоднократно сообщали о многочисленных проблемах нового американского многоцелевого истребителя F-35. Главные из них – это недостаток маневренности в двух из трех вариантов самолета, а также недостаточно эффективное вооружение, которое по идее должно было обеспечить F-35 победу над потенциальным противником до начала маневренного боя с ним. Неспособность F-35 противостоять в «собачьей свалке» новейшим российским Су и МиГ, а также китайским истребителям, с них скопированным, стала причиной того, что Пентагон стал рассматривать возобновление производства модернизированных вариантов истребителей F-15 и F-16. Это дешевле, чем снова запускать конвейер, с которого сходили значительно более современные и дорогие самолеты F-22, предназначенные в основном для воздушного боя. Их выпуск был прекращен в 2011 году.
И вот в начале февраля стало известно, что компания Northrop Grumman, вошедшая в историю тем, что создала первый в мире бомбардировщик по технологии «стелс» В-2, намерена представить концепцию истребителя шестого поколения. Показ она приурочила к одному из важнейших событий в спортивной жизни США – суперкубку по американскому футболу. В интернете появился рекламный ролик, на котором в цехах завода сооружается нечто напоминающее технику из «Звездных войн», а по небу проносится самолет, формой своей почти не отличающийся от наконечника копья.
Northrop Grumman – не единственная компания, создающая истребитель шестого поколения, которому Пентагон дал условное обозначение F-X. Согласно американскому интернет-ресурсу Nextbigfuture.com, над проектом также работают Boeing и Lockheed Martin. Первый еще в 2011 году объявил о том, что за собственный счет проектирует истребитель шестого поколения для ВМС и ВВС. Известно лишь, что он должен обладать возможностью длительное время лететь на сверхзвуковом режиме. Lockheed Martin, обнародовавшая свой вариант в 2012 году, работает на более дальнюю перспективу. Ее детище появится на свет не раньше 2030 года. Компания делает основной упор на увеличенную скорость и дальность действия, усиленные малозаметность и живучесть.
Скорость и дальность будут увеличены с помощью двигательных установок нового типа, объединенных общим названием «Адаптивные универсальные двигательные технологии» (Adaptive Versatile Engine Technology – AVET). Они будут установлены на новых истребителях, которые поступят на вооружение ВМС в 2028 году, а ВВС – в 2032. Что же касается качества «стелс», то Northrop Grumman проектирует свой самолет «бесхвосткой», что сделает его еще менее заметным для радаров.
Убить в мгновенье ока
Одним из главных компонентов защиты истребителей типа «Су» от поражающего огня самолета противника является их сверхманевренность. Именно она позволяет им осуществлять эффективные противоракетные маневры – противник либо не может прицелиться, либо пущенная им ракета теряет цель. Система предупреждения о ракетном пуске позволяет летчику отслеживать летящую за ним ракету и своевременно предпринимать маневры, чтобы сбить ее с толку. Но преимущество сверхманевренности сойдет к нулю, если самолет будет уничтожен в ту же секунду, когда окажется в перекрестье прицела. Есть только одно оружие, способное сделать это в мгновенье ока. Речь, как нетрудно догадаться, идет о лазере.
Попытки вооружить лазерами самолеты уже предпринимались. США создали на базе «Боинга-747» своего рода барражирующий охотник YAL-1, вооруженный лазерной пушкой. Она была установлена в поворотной башне в носу самолета. Задача YAL-1 состояла в том, чтобы сбивать баллистические ракеты Ирана или Северной Кореи сразу после старта. Однако выяснилось, что мощность лазера позволит ему сделать это лишь в том случае, если самолет будет летать внутри границ этих стран. Кроме того, для химической накачки лазера требовались тонны специального топлива. В итоге проект был свернут. Был построен всего один самолет, пару лет назад отправленный на слом.
Разумеется, ни о какой установке такого типа лазеров на истребителях не могло идти и речи. Но успехи в области лазерной техники позволили вернуться к этой идее. Lockheed Martin в сотрудничестве с Университетом Нотр-Дам, Агентством передовых оборонных исследовательских проектов (DARPA), а также исследовательской лабораторией ВВС уже приступила к летным испытаниям нового типа твердотопливного лазера, установленного на бизнес-джете Dassault Falcon 10. Лазер этот получил название «Аэроадаптивного, аэрооптического, с управляемым лучом» (Aero-Adaptive, Aero-Optic Beam Control), или АВС.
Эти свойства, согласно пресс-релизу Lockheed Martin, помогают ему сфокусироваться на цели вне зависимости от ее маневров или воздушной турбулентности. Сам же лазер будет расположен в установленной на истребителе вращающейся башенке, которая позволяет вести обстрел в диапазоне 360 градусов. Другими словами, пилоту необязательно совершать «сверхманевры», чтобы попасть в самолет неприятеля. Ему достаточно будет сблизиться с ним на дистанцию огня лазерной установки. Точность прицеливания будет обеспечена с помощью компьютера, останется только нажать на кнопку. Эта же башенка обеспечит круговую оборону истребителя от огня противника. А чтобы расширить боевые возможности истребителя шестого поколения, на его борту будет и ракетное оружие.
С лазерным оружием есть одна проблема – его использование серьезно снижает малозаметность, ибо при стрельбе из лазерной пушки выделяется большое количество тепла, которое легко улавливается инфракрасными детекторами. Значит, на истребителях придется устанавливать специальные поглотители тепла. Но тогда время боя будет ограничено возможностями этого поглотителя. Как сообщает американский интернет-ресурс Foxtrotalpha.com, Northrop Grumman в настоящее время разрабатывает технологию, которая позволит избежать выделения тепла в окружающую воздушную среду и обойтись без поглотителей.
Не повторить ошибки F-35
Сделав ставку на «универсальный» F-35, США невольно оказались в таком же положении, в каком во времена Столетней войны (1337–1453) оказался бы один из ее участников, если бы всецело понадеялся на только что появившееся огнестрельное оружие, предав забвению доспехи, арбалеты, сабли, мечи и кавалерию. Трудно представить, как войска, не имеющие ничего, кроме аркебуз, смогли бы противостоять рядам арбалетчиков и лавине закованных в латы, ощетинившихся всеми видами холодного оружия всадников. Однако это не значит, что примитивные аркебузы были тупиковым путем развития оружия. Постепенно развиваясь, они привели к появлению таких типов вооружений, которые навсегда отправили в музеи рыцарские доспехи и мечи.
Поскольку F-35 имеет некоторые свойства, благодаря которым Пентагон сохраняет заинтересованность в его использовании (вертикальный взлет и посадка, способность крупномасштабной «работы» по наземным целям, возможность улучшения истребительных свойств в результате модернизации и даже возможность установки лазера типа АВС), то речь пока не идет о том, чтобы F-X заменил и F-35. Перед истребителем шестого поколения уже никто не ставит задачу быть универсальным боевым средством одновременно для ВВС, ВМС и сухопутных войск. Каждый вид вооруженных сил получит свой, индивидуальный тип многоцелевого истребителя, который создается главным образом для борьбы с воздушными целями.
При всем при этом очевидно, что США не намерены возвращаться к «классическому» воздушному бою, в котором маневренность была ключевым фактором победы. Они продолжают развивать в истребительной технике направление, которое позволит гарантированно уничтожать самолеты противника с дальней дистанции. И против таких истребителей даже у самых сверхманевренных самолетов будет не больше шансов выстоять, чем у тигра против охотника, вооруженного ружьем с лазерно-оптическим прицелом.
Для начала хотелось бы немного рассказать о том, что такое «поколение». В мире авиаконструкторов «поколение» означает некий набор характеристик, которым должны отвечать самолеты, чтобы выполнять определенные функции на поле боя. Большинство стран сегодня обладают технологиями серийного производства самолётов 4++ поколения. Этому поколению уже десятки лет, и «+» означает глубокую модификацию. Это самолеты максимально приближенные по своим характеристикам к 5 поколению, поэтому их характеристики рассматривать мы не будем. Что же до истребителей 5 поколения, то они пока что стоят только на вооружении у США. Многие верят в сказки о том, что 4++, особенно российский истребитель, может спокойно сбить новенькие «Рапторы». Если посмотреть на результаты тестов, то действительно, в ближнем бою наши 4++ легко сбивают истребители Штатов, за счет превосходящей маневренности. Однако многие забывают, что современный истребитель не вступает в ближний бой, а всячески его избегает. Это связано с тем, что защита кроется не в маневренности, а в превосходящей технологии стелса. По статистике тот, кто первый обнаружит врага и вступит в бой, выйдет из него победителями, поэтому «Раптор» превосходит все 4++ из-за более современной электроники, позволяющей подобраться к противнику незаметно.
Предыдущее поколение
Что же такое самолет 5ого поколения? Что умеет американский Ф-22, и что в скором будущем сможет Су-57? Требования к этой машине были сформированы еще в 1981 году, одновременно в США и СССР. Истребитель должен:
- иметь сверхзвуковую крейсерскую скорость;
- быть малозаметным для радаров;
- сам обладать сверхсовременным радаром;
- нести современное вооружение.
Такой самолет уже не просто истребитель. Это многофункциональной авиационный комплекс, который может выполнять множество функций, как штурмовика, так и противокорабельного бомбардировщика. Может вести разведку, наводить другие самолеты на цели, атаковать с 400км и все это под прикрытием стелса. Несмотря на то, что существование подобной машины уже звучит как нечто футуристическое, требования к 6 поколению в скором времени будут разрабатываться в конструкторских бюро США. Учитывая какое время уходит на создание новых самолетов, это выглядит вполне логичным.
6 поколение
Что же может быть в этом списке требований? Начнем с очевидного.
- Каждый истребитель нового поколения летает все быстрее без форсажа. Возможно, в будущем будут разработаны принципиально новые двигатели, поэтому истребитель 6 поколения легко преодолевать два-три маха;
- Возможно, шестому поколению придется выходить из атмосферы, что создаст потребность в двигателях, способных преодолевать первую космическую скорость (7,9 км/с). Возможно, для подобных маневров понадобятся отдельные разгонные блоки;
- Также однозначно изменится конструкция планера. Уже сейчас конструкторы думают об отсутствии необходимости устанавливать вертикальное оперение. Так как воздушный бой сейчас проходит на запредельных углах атаки, и этот тренд скорее всего сохранится, то вертикальное оперение теряет всякий смысл;
- Сокращение площади самолета – это мечта любого конструктора. Меньше площадь – меньше шанс, что радар его заметит. Уже сейчас мы можем видеть ряд, пусть и творческих работ, но не нарушающих законов физики и аэродинамики, на которых нет вертикального оперения.
Одна из основных отличительных черт новых истребителей — это переработанная электроника. Стелс технология и АФАР — это визитная карточка 5 поколения и основное отличие от 4++, которые Россия имеет на вооружении. Даже сейчас установка таких систем на самолет — это очень дорогостоящая процедура и поистине венец творения инженеров. С помощью такой системы истребитель может начинать ведение 30 целей уже на 380км. Скорее всего в будущем эти цифры увеличатся. Возможно, истребителям 6 поколения не нужно будет покидать границы авиабазы. Просто взлетать, находить цели в нескольких километрах, выпускать ракеты и спокойно садится обратно. Конечно, это немного преувеличенно, но суть обновления ясна.
Интересным изменением может стать система вооружения. Уже сейчас есть перспективные образцы лазерного вооружения для авиации и флота, а также так называемых рельсотронов - пушек, способных разгонять снаряд магнитным полем, вместо порохового заряда. Пока что такая пушка может быть установлена только на корабль, но в будущем сможет заменить авиапушки для ближнего боя, при условии что функция штурмовика останется актуальной через десятилетия. Что же до лазерного оружия, то есть реальные прототипы как для атаки, так и для защиты от ракет. Нужно понимать, что настоящее лазерное оружие не имеет ничего общего с киношным, поэтому ждать «звездных войн» и «стар трека» конечно не стоит. Еще долгое время ракеты будут основой противостояния в воздухе, как когда-то были авиапушки, поэтому для конструкторов будущего важной задачей будет создание вооружения под стать истребителю 6 поколения.
Будущее пилотов
Теперь перейдем к самой важной системе, которая в будущем безусловно подвергнется большой переработке, так называемый «второй пилот». Искусственный интеллект самолета, который помогает пилоту управлять машиной.
Истребитель шестого поколения будет обладать продвинутым ИИ, без сомнения, но кто должен управлять истребителем в будущем? Пилот в компании продвинутого ИИ, способного не просто на машинные вычисления, а на серьезную помощь в принятии решений, и, возможно, на принятие управления на себя, если вдруг с пилотом что-то случается или он катапультируется. Что же до полного отсутствия пилота, то такой вариант был бы очень предпочтителен для многих. Вопрос лишь в том, смогут ли инженеры будущего создать ИИ-воина - пилота, способного превзойти современных асов.
Несмотря на астрономические стоимости современных истребителей («Раптор» обойдется в 150млн. Долларов), самой ценной частью самолета является его кабина, потому что там находится пилот. Обучить пилота, способного выделывать фигуры высшего пилотажа и применять продвинутое вооружение и электронику в бою, стоит больших денег и много времени. Время тут будет самым важным. Потеря пилота — это трагедия не только для его семьи, но и для вооруженных сил государства, ведь заменить его можно будет лишь через десятилетие, в лучшем случае.
В случае с ИИ при потере самолета нужно будет лишь пойти на склад с самолетами, загрузить в новенький Су-157 пилота и готово. Если вам знаком сериал «Звездный крейсер Галактика», то вы в курсе, что в этом сериале разум пилотов-роботов возвращался в центральную базу данных и загружался в новое тело, вместе со всем опытом и сражениями, которые они пережили за время своего существования. Представьте пилота со 100-летним опытом пилотирования и миллионами часов за штурвалом, способного адаптироваться к новым приборам и конфигурациям истребителей за время загрузки обновления для своей операционной системы.
Вряд ли это будет реализовано в 6 поколении, все же подобные технологии не появятся в ближайшие десятилетия, а ведь «шестерку» стоит ожидать в 2040-50 годах, если брать в расчет время разработки нового поколения. Что же до более реальных модификаций кабины пилота, то ее можно будет сделать гораздо больше. Размером с дом или квартиру. Как? Просто вернув пилота с небес на землю. Возможно 6 поколение будет управляться с земли, как более современная и совершенная версия дрона. Это также поможет сохранять жизни пилотов, уводя их с линии фронта. Однако это станет возможным, только если повысить отдачу при пилотировании с дистанции. Необходимо создать нейроборудование, чтобы пилот мог чувствовать себя как в небе, иначе это будет просто дорогущий дрон, легкая цель для предыдущего поколения летательных машин.
Подобное решение откроет новые двери конструкторам. Планер без кабины пилота означает серьезное облегчение всего истребителя. Скорость теперь может быть ограничена лишь фантазией конструкторов и наличием нужных материалов и технологий для создания двигателя. Также это позволит умелым пилотам, не способным физически управлять самолетом из-за перегрузок, встать на защиту родины.
В заключение соберем все вместе. Что же нам готовит 6 поколение? В будущем нас ждет истребитель способный летать со скоростью нескольких махов и возможностью выходить в космос. Боевая машина будет по-прежнему использовать ракеты, но возможно, арсенал будет дополнен лазерным оружием. Основное изменение коснется, скорее всего, способа пилотирования машины, будь то продвинутый «ИИ-второй пилот» или же дистанционное управление «аля-дрон». Однако в ближайшее время ожидать новинку не приходится, поэтому не стоит опасаться восстания истребителей. Современный день авиации все так же будут отмечать пилоты и техника, а не инженеры и программисты.
Бортовые лазеры, СВЧ-пушки, интеллектуальные ракеты
Войны последних лет, включая сирийскую, ярко демонстрируют, что в современном военном конфликте победа гарантирована той из сторон, которая обладает мощной современной боевой авиацией. Именно поэтому тема самолетов следующих поколений не покидает страницы мировых СМИ.
Каким видится боевой самолет будущего специалистам? Мы проанализировали их мнения и информацию собственных источников в российской оборонке.
Когда в экспертном сообществе кипят споры об истребителе 6-го поколения - каким он будет: пилотируемым или беспилотным, кто его первым построит, - обычно в этот момент мало кто задается вопросом: нужен ли вообще самолет 6-го поколения? И если нужен, то кому и под какие цели?
Ряд специалистов уверены: разговоры о самолете 6-го поколения преждевременны. Современные вооруженные силы, и не только российские, особой нужды в нем не испытывают, впрочем, как и в 5-м поколении. Базовые характеристики машин 4-го поколения - маневренность, скорость, вооруженность - настолько отработаны, что вполне отвечают задачам современной войны. Потом, в эти самолеты заложен огромный модернизационный потенциал, который позволяет их начальный срок службы - порядка 50 лет - увеличить более чем на треть. При этом машины поколений 4+ или 4++ военному бюджету обходятся многократно дешевле, нежели новинки с пока еще весьма сомнительными боевыми возможностями.
Приводится и другой аргумент: системы ПВО в современном мире развиваются намного быстрее, чем авиатехника. Наша страна является мировым лидером в тематике ПВО, а потому ряд экспертов считают, что следует и далее развивать именно это направление, тем более что это намного дешевле, чем создание новейших истребителей, которые в ходе боевых действий будут сбиты этими самыми современными средствами ПВО.
Есть те, кто утверждает, что на сегодня технологии создания авиатехники достигли своих предельных значений. Они как бы обогнали время. И чтобы создать машину следующего, 6-го поколения, необходим революционный технологический прорыв, которого пока не предвидится. Но прогресс сдержать невозможно. Трудно представить, что конструкторская мысль остановится на самолете 5-го поколения, а военные согласятся: хватит, нам и этих самолетов достаточно, других не надо. Так что в разных странах мира конструкторская и инженерная мысль с разной степенью успеха все равно движется в направлении создания самолета 6-го поколения.
Пока человечество точно не знает, какие именно технологии станут ему доступны в ближней перспективе. Сейчас специалисты готовы лишь пунктирно указать тенденции развития авиатехники будущего.
Утверждают, что над проектом истребителя 6-го поколения уже работает несколько стран: Китай, Россия и США. Европейцы тоже делают попытки, идя по пути беспилотника, создаваемого по технологии «стелс», который разрабатывают инженеры концерна Dassault nEUROn. Но дальше всех продвинулись Штаты.
По крайней мере из официальных источников известно, что американский проект такого самолета называется F/A-XX. Это двухместный истребитель с двумя двигателями. Максимальный взлетный вес на уровне 45 тонн, дальность - 3000 км. Создание F/A-XX Пентагон поручил фирме «Боинг», которая должна сделать его к 2030 году.
В 2009 году американцы даже показали рисунки этой машины. Хотя позже в процессе работы первоначальный облик самолета серьезно изменился. Но базовые вещи остались. К примеру, планер - это «летающее крыло» без вертикального оперения, где киль создает дополнительное аэродинамическое сопротивление, а поворот происходит за счет малогабаритных рулей, расположенных на крыле. Во время прямолинейного полета рули убираются и выпускаются лишь при маневрировании.
Что касается тактики его применения, то начальник военно-морских операций Джонатан Гринет недавно вскользь упомянул, что скорость и скрытность нового самолета не будут являться приоритетом. Главное - дальность обнаружения целей и нанесение ударов с больших расстояний, из чего можно сделать вывод, что для ближнего боя, где машине нужна сверхманевренность, она не приспособлена.
Известно, что США создают и беспилотную машину, которая может стать носителем лазерного или электромагнитного вооружения. Но пока эта работа якобы зашла в тупик из-за проблем с энергетической установкой.
Над самолетом 6-го поколения довольно активно работает Китай. Там это многофункциональный истребитель «Хун Лун» - «Огненный дракон». Китайские СМИ пишут, что его создают несколько десятков разработчиков из России. В отличие от американского аналога китайский самолет создается как сверхманевренная машина, что неудивительно, так как именно сверхманевренность всегда считалась коньком именно российской конструкторской школы.
По данным информагентства Shanghai, китайский «дракон» будет иметь «импульсный доплеровский радар, отвечающий за обнаружение и отслеживание наземных объектов и воздушных целей, включая крупные воздушные объекты»: «Он способен блокировать несколько опасных ближайших целей. На задней части изделия установлено специальное радиоэлектронное оборудование. Система радиолокации при наводке позволяет установить государственную принадлежность объекта. Антенна способна заметить спереди самолет-истребитель на расстоянии примерно 150–180 км, а сзади на дистанции до 90 км, также позволяет обнаружить танки на расстоянии 60–90 км, на дистанции 150–180 км заметить морской объект. Самолетная РЛС в состоянии одновременно отслеживать 20 воздушных целей и одновременно атаковать 8 ближайших объектов».
Механизм контроля за вооружением китайского самолета будет включать в себя лазерные и оптические установки, радарную систему прицеливания и новейшую навигационную систему.
Данные о перспективах российского истребителя 6-го поколения поступают весьма противоречивые. Одни специалисты говорят, что разговоры на эту тему пока из области научной фантастики. Другие, напротив, утверждают, что тема 6-го поколения находится в стадии идей и формирования задач. Третьи вообще уверяют, что работы идут полным ходом, машина взлетит в 2023–2025 годах, а полностью будет готова к 2030 году и называться будет МиГ-41.
У нас долгое время спорили о том, каким станет новый истребитель: пилотируемым или беспилотным? Те, кто отстаивал беспилотный вариант, утверждали: человеческий организм имеет массу физиологических ограничений, коих лишен беспилотный аппарат. Для летчика на борту предусмотрены системы жизнеобеспечения и эвакуации, что утяжеляет машину. Если ее убрать, то самолет станет легче и маневренней. Те же, кто отстаивал пилотируемый вариант, напирали на моральный аспект: можно ли доверить бездушному роботу принятие решения о том, кого убивать, а кого нет?
Сейчас, как говорят в оборонке, консенсус найден: самолет создадут сразу в двух вариантах. При этом беспилотные и пилотируемые машины будут действовать в группе, или, как говорят, в стае, где пилотируемый самолет на одного-двух летчиков - это командный пункт для 3–4 беспилотных машин, которым ничто не помешает выполнять головокружительные маневры, не опасаясь перегрузок, достигать гиперзвуковых скоростей и выходить в ближний космос (примерно так, но полностью в пилотируемом варианте сегодня уже применяется МиГ-31БМ).
Планируется, что максимальная расчетная скорость новинки достигнет 5 М (пять скоростей звука), а крейсерская, без форсажа, - не ниже 2 М. Для этого новый самолет должен быть намного легче всех своих предшественников, то есть делать его нужно из сверхлегких и сверхпрочных материалов, к которым предъявляется множество требований: термостойкость, механическая прочность, поглощение облучения радарами противника, низкие величины теплового излучения...
Причем такого рода материалы нужны не только для создания мощной теплоизоляции кабины экипажа или планера самолета, который при огромных скоростях испытывает мощное воздушное трение, но в том числе и для двигателей. Им требуется защита от перегретого воздуха, который поступает из воздухозаборников. Такими материалами мы пока не обладаем, и это на сегодня может стать, по мнению специалистов, главной проблемой, с которой столкнулись еще в прошлом веке конструкторы американского высотного бомбардировщика XB-70 «Вальки́рия», создававшегося для стратегического авиационного командования США.
Этот самолет должен был заменить B-52. Его поставки намечались на 1963 год. Но главная проблема ХВ-70 «Валькирии» была в том, что самолет, хотя был сделан из титана и нержавеющей стали, весил около 230 тонн и во время полета при скорости 2,5–3 М нагревался до 3000 градусов. Тогда конструкторы не смогли преодолеть эту проблему - и проект был сокращен до статуса исследовательского.
Вот потому, считают конструкторы, если не решить проблему новых материалов уже сегодня, то завтра ни о каком самолете 6-го поколения речи быть не может.
При создании самолета нового поколения предстоит также решать задачу незаметности, то есть «стелс»-технологий, так как машина должна противостоять не только существующим системам ПВО и РЛС, но и их будущим модификациям.
В отношении «стелс»-технологий Россия и США долгое время придерживались разных точек зрения. Американцы утверждали, что можно пожертвовать сверхманевренностью в пользу скрытности. Российские конструкторы всегда считали иначе, уверяя, что «стелс» ради «стелса» чрезвычайно сужает диапазон боевого применения самолетов, хотя технология очень дорогая.
Такой самолет не может нести много оружия, так как все оно спрятано в фюзеляже (внешние подвески демаскируют машину). Он ограничен по скорости и дальности полета и с большой осторожностью вынужден применять радар, а то и вовсе обходится без него, поскольку излучение радара выдает даже самый невидимый самолет так же, как луч фонарика в темноте.
Но все же главное отличие российского подхода в том, что, по мнению отечественных специалистов, сверхманевренность в современной военной авиации приобретает все большее значение. Этому способствует ряд факторов: во-первых, «стелс»-эффект достигается в очень узком частотном диапазоне, во-вторых, стремительно идет вперед все, что связано с радиолокацией и средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), и в-третьих, США быстро теряют монополию на единоличное обладание самолетами новых поколений.
То есть нельзя исключить вероятность того, что в воздухе как противники могут встретиться два малозаметных «стелс»-истребителя, принадлежащих разным странам. В этом случае тактика ведения боя возвращается к прошлому, когда сверхманевренность машины играет не просто важную, а решающую роль.
Когда два самолета в дуэльной ситуации летят навстречу друг другу, то действительно незаметность важна - тот, кто позже обнаруживается, получает тактическое превосходство, занимает более выгодное положение и успевает подготовить атаку. Но подобных случаев в реальном бою очень мало, так как современные воздушные бои, как правило, групповые. В одиночку уже никто не летает. А в этом случае на первый план уже начинает выходить маневренность.
Даже в наши дни, не говоря уже о будущем, воздушный бой представляет собой невидимую схватку электромагнитных лучей на расстоянии сотен километров, где на поле боя самолеты могут появиться в самый последний момент. Поэтому эффект неожиданности, как и раньше, - это половина успеха. И его, считают российские специалисты, можно добиться куда более надежными, простыми и дешевыми способами, нежели «стелс»-технологии. При этом, говорят они, окончательно отказываться от «стелс»-технологий никто не собирается, просто не следует делать их приоритетными в ущерб более важным боевым характеристикам.
Новый самолет должен быть оснащен и новейшим вооружением. Планируется, что на нем будут стоять электромагнитные пушки СВЧ-диапазона, которые смогут выводить из строя электронику самолетов противника. Правда, ряд специалистов считают, что это лишь прожекты - дело весьма далекого будущего.
Говорят также, что самолет 6-го поколения оснастят сверхдальними гиперзвуковыми ракетами, способными работать по воздушным, наземным и морским целям. И действовать они будут по принципу «свободной охоты». То есть смогут сами назначать главные и второстепенные цели, распределяя их между членами «стаи» для поочередного уничтожения.
Другая тема - лазерная защита российского истребителя 6-го поколения. Ее постоянно обсуждают на Западе. К примеру, британская Daily Mail писала, что эти мощные установки своими лучами будут просто выжигать «глаза» ракетам противника, разрушая их головки систем самонаведения.
Нет сомнения, что самолет обязательно оснастят и новой системой подавления РЭБ. Каждый ее блок сможет выполнять одновременно несколько функций. То есть один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, и средством связи, при этом выполняя еще функции навигации и госопознавания. Работать такой блок сможет с учетом коллективных действий всей группировки сил.
Однако все разговоры относительно возможностей истребителя 6-го поколения пока больше похожи на предположения и мысли вслух разного рода экспертов и специалистов. Представители ОПК и авиачиновники каких-либо официальных заявлений на этот счет стараются избегать. Их слова о перспективах развития боевой авиации звучат куда более приземленно. Так, например, недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что испытания российского истребителя 5-го поколения Су-57 (или ПАК ФА - перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) с новыми, специально созданными для него двигателями продлятся еще около трех лет. То есть самолет 5-го поколения нашим военным ждать еще минимум три года.
О том, сколько лет ждать самолет 6-го поколения, думаю, не знают пока ни военные, ни министры.
Основная часть боевых самолётов шестого поколения будет беспилотной. Аппараты, вооруженные электромагнитными пушками и способные развивать гиперзвуковую скорость, будут принимать коллективное решение при выполнении боевой задачи, пилотируемый самолёт получит ограниченные функции, полными техническими характеристиками будут обладать только беспилотные истребители, они смогут неделями барражировать в воздухе, а при необходимости выходить в ближний космос.
Об этом и многом другом рассказал советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.
- Что будет представлять собой самолёт 6-го поколения?
Боевой самолёт 6-го поколения мы сегодня представляем в виде комбинированного летательного аппарата, то есть в двух вариантах - пилотируемом и беспилотном.
Основной принцип применения этого самолёта - так называемая стая, коллективное решение любой задачи. В группе таких самолётов будет один-два пилотируемых, остальные - беспилотные. И те, и другие смогут в автоматическом режиме выполнять все полётные функции, начиная от взлёта до выполнения боевых задач и посадки. Пилотируемый самолёт 6-го поколения получит урезанные на программном уровне характеристики, но у лётчика будет возможность управления, чтобы принять решение в сложной тактической ситуации.
Полными техническими возможностями будет обладать только беспилотный вариант. Это будут характеристики, недостижимые для 5-го поколения: самолёт-беспилотник должен быть гиперзвуковой, со скоростью полёта 4-5 Маха, иметь возможность выходить в ближний космос, делая космический скачок, потом в нужном месте войти в атмосферу.
Что будет представлять собой его система радиоэлектронной борьбы (РЭБ), которую вы собираетесь разрабатывать?
КРЭТ будет делать для этих летательных аппаратов весь "борт". Это будет так называемый интегрированный борт, то есть каждый блок сможет выполнять одновременно несколько функций. Например, один и тот же прибор будет и радиолокатором, и системой радиоэлектронной борьбы, системой передачи данных и средством связи, а также выполнять функции навигации и госопознавания. Кроме того, все эти блоки будут дополнять друг друга, повышая надёжность и эффективность всей системы.
- То есть блок РЭБ этого самолёта будет не только подавлять системы противника, но и передавать данные?
Да, он будет заниматься вопросами связи, навигации, госопознавания и радиолокации. Потому что этот блок будет унифицированным и одновременно будет являться приёмопередающим устройством, которое имеет систему обработки информации. По сути, это мощный компьютер, у которого на входе и выходе имеются цифровые радиопередающие и радиоприёмные устройства. И работать этот блок РЭБ будет с учётом коллективных действий.
- Как будет действовать стая самолётов 6-го поколения?
Беспилотники будут прикрывать самолёт, в котором находится человек. Человек сел в самолёт 6-го поколения, самолёт опознал, кто это сел - командир эскадрильи или лётчик. Соответственно статусу он получает несколько подчиненных беспилотных летательных аппаратов. Они в свою очередь поняли - нужно защищать, например, лейтенанта Петрова. А если сел полковник Иванов, то у него количество подчиненных аппаратов должно быть больше, и так далее.
- Как будет работать система опознавания?
Лётчик интегрирован в пилотажно-навигационный комплекс и подключён к бортовой системе через свой шлем и специальный лётный костюм. Все его физиологические данные учитываются. Какую он выдержит перегрузку, какая у него обученность. В зависимости от этого количество задач ему будет ставиться больше или меньше.
Натренированный пилот значительно больший объём информации успевает "переварить", "переварить" на бессознательном уровне. Вся эта беспилотная стая - роботизированный комплекс, и человек - только одна из его составляющих.
- Сейчас на самолётах есть похожие интегрированные системы, например на ПАК ФА?
Да, мы сейчас отдельные решения, которые будут стоять на 6-м поколении, уже отрабатываем и на 5-м поколении, и на наземной технике. На ПАК ФА отдельные элементы пилотажно-навигационной системы уже стоят.
- Что это за элементы?
К примеру, радиолокационная станция на ПАК ФА должна быть и локатором, и системой разведки, и РЭБ, а комплекс РЭБ, в свою очередь, должен заниматься вопросами радиолокации. То есть интеграция и перераспределение функций на ПАК ФА уже происходит.
Вопрос такой интегрированной аппаратуры очень плотно отрабатывается на многих летательных аппаратах. Наши вероятные "друзья" идут примерно по тому же пути.
- То есть на американском F-22 похожую систему отрабатывают?
Я думаю, да, и на F-35 тоже.
Эта красивая концепция самолёта 6-го поколения только ваш инициативный аванпроект или уже есть набор параметров от заказчика, то есть Минобороны РФ?
Да, на данный момент это наш инициативный аванпроект совместно с ОАК.
С другой стороны, есть общий подход к так называемым поколениям самолётов. Все они, конечно, условные, однако, скажем так, достаточно ранжированные. Например, мы чётко понимаем, что самолёт 5-го поколения должен обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью и технологиями снижения радиолокационной заметности.
По 6-му поколению, и с этим все соглашаются, основной отличительной чертой будет их беспилотность. Потому что у этих самолётов будут такие характеристики, что человек в определенные моменты станет лишним. Лётчик будет ограничивать характеристики машины, так как он не может выдержать большую перегрузку во время манёвров, для него губительно рентгеновское излучение ближнего космоса.
Также маловероятно, что на пилотируемом варианте самолёта 6-го поколения будет использоваться электромагнитное оружие, или СВЧ-оружие. В частности, электромагнитный импульс, которым будет вести стрельбу СВЧ-оружие, будет такой мощности, что крайне сложно защитить человека, лётчика от собственного вооружения. Как бы хорошо мы ни экранировали кабину, этот электронный импульс будет туда проникать. А так как человек - это тоже в какой-то степени "прибор", работающий на основе приёма и передачи электромагнитных сигналов, то такое оружие может нанести сильный ущерб здоровью пилота.
Защита делается уже сегодня - экранировка, специальные очки, стеклянный фонарь кабины покрывается золотым напылением, чтобы снизить это излучение. Однако 100% защиту обеспечить пока не удается.
Кроме того, боевой самолёт 6-го поколения также ограничат по перегрузке, скорости и высоте полёта. 6-е поколение боевых летательных аппаратов - это прежде всего беспилотная авиация. Стая, в которой на один пилотируемый самолёт будет приходиться 5-10 беспилотных.
- Эти стаи как-то между собой будут взаимодействовать?
- Правильно ли я понял, что ОАК параллельно с вами готовит аванпроект по самому самолёту?
Да, все верно. А мы должны обеспечить его необходимым перспективным бортовым радиоэлектронным оборудованием.
- К какому приблизительно году должен состояться весь этот проект?
Было заявлено, что первый полёт самолёт 6-го поколения совершит до 2025 года. Соответственно, нам к 2020-2021 году уже нужно иметь научно-технический задел по этой теме, а отдельные элементы обкатать на 5-м поколении.
- Вы говорили об электромагнитном оружии, расскажите подробнее.
Во многих боевых уставах вооруженных сил разных стран, в том числе в боевом уставе армии Российской Федерации, уже прописано "радиоэлектронное поражение", и только в скобках "радиоэлектронное подавление".
Уже сегодня системы РЭБ наносят противнику именно радиоэлектронное поражение, то есть облученный прибор, в частности радиолокационная станция, не может полноценно работать.
Подавляющий цифровой помеховый сигнал не только оказывает ложное дезинформирующее воздействие, но и способен вывести работу радиоприемного устройства за рамки динамического диапазона, когда на его входе находится сигнал такой мощности, который препятствует получению полезной информации. Если мощность этого сигнала ещё повысить, то мы загоним радиоприёмный тракт в режим так называемого насыщения - это могут быть секунды, а могут быть минуты и даже часы. Мы уже сняли свою помеховую нагрузку и улетели пить кофе, а приборы противника по-прежнему не работают - не успели восстановиться.
С дальнейшим развитием это радиоэлектронное поражение будет уже приводить к прямому разрушению электронно-компонентной базы, то есть приёмный тракт прибора противника будет полностью выведен из строя.
Насколько такую электромагнитную пушку можно сделать портативной и где брать энергию для её использования на самолёте?
На самом деле она не такая уж и портативная. А каждый современный самолёт - это летающая электростанция, вырабатывающая десятки киловатт электроэнергии. Преобразовав её в СВЧ-сигнал, с учётом усиления антенными устройствами, мы на выходе получаем сотни мегаватт или даже гигаватты так называемой эквивалентной изотронно-излучаемой мощности. Соответственно, в том месте, куда мы эту энергию сфокусировали и перебросили, мы можем физически разогревать любое тело, мощность в том месте будет очень высокая.
- На какую дальность такое электромагнитное оружие сможет действовать?
Эффективно обычное СВЧ-оружие уже сегодня действует на десятки километров.
- То есть образцы электромагнитных пушек существуют уже сегодня?
Сейчас есть определенные разработки и отдельные образцы. Но уже разрабатывается защита от этого оружия - на сегодняшний день радиоприемные тракты многих локаторов, головки наведения ракет оснащаются специальными фильтрами. Это извечная борьба меча и щита.
Вся эта система - электромагнитное оружие и стая беспилотных аппаратов - по всей видимости, будет стоить беспрецедентно дорого?
Нет ничего дороже человеческой жизни, и любой беспилотник будет всегда дешевле, чем пилотируемый летательный аппарат. При серийном выпуске не все самолёты 6-го поколения будут оборудоваться пилотажным комплексом и системами жизнеобеспечения для человека, будут и полностью беспилотные самолёты. Экономия будет достигаться за счёт производства чистых беспилотников.
С другой стороны, нужно понимать, что перспективное оружие никогда не будет дешёвым. Так что да, такие ударные комплексы будут иметь серьезную цену, учитывая, что это будет высокотехнологичное оружие - самолёты, одновременно сочетающие гиперзвуковую скорость полёта, малую заметность, высокую защищённость, искусственный интеллект, чтобы работать в группе, и самое современное оружие, в том числе и электромагнитное. Также в арсенале 6-го поколения будут новейшие системы управления оружием, разведки, РЭБ, наведения, навигации и госопознавания.
- Как ещё может применяться такой беспилотный самолёт?
Беспилотный самолёт может летать сутками - нет пилота, которому требуется время на восстановление и отдых. Поэтому они могут эффективно применяться для охраны государственной границы. Беспилотный самолёт становится в приграничную зону на оптимальной высоте, тратит незначительное количество топлива, ведёт электронную разведку и наблюдение.
Для России это всегда актуально, если учесть огромную протяженность её границ в арктических широтах. Для этого на базе наработок по самолёту 6-го поколения можно создать специализированный летательный аппарат разведки и наблюдения. Он сможет барражировать неделями, передавая на землю информацию. Все эти варианты также просматриваются и прорабатываются.
- Как относится ко всем этим идеям Минобороны РФ?
По направлению перспективных проектов головные профильные научно-исследовательские институты ВВС совместно с нашими предприятиями работают рука об руку и обмениваются информацией. Они вносят свои корректировки, работа идёт постоянно.
И это не только бумажная работа. Мы планируем, что после 2020 года у нас будет необходимый научно-технический задел. А дальше мы получим от Минобороны техническое задание и все свои заделы превратим в конкретные изделия.
К этому времени отдельные элементы уже обкатаются и на военных, и на гражданских самолётах. Мы поймём, насколько они эффективны, работают ли принципы локации, навигации, наведения, защиты, связи и управления, на какие расстояния, в каких диапазонах, какие объёмы информации на борту этого боевого самолёта нужно обрабатывать, где у нас будут обычные локаторы, а где фотонные радары.
Беседовал Дмитрий Решетников, ТАСС