Новые ввс афганистана. Расчет на авиаудары
Подконтрольные ООН Международные силы содействия безопасности намерены вложить в развитие ВВС Афганистана $7 млрд. Об этом американский бригадный генерал ВВС США Филипп Стюарт сообщил порталу DefenceNews. По его словам, финансирование программы перевооружения будет осуществляться в течение шести лет.
За это время Вашингтон и его союзники по НАТО рассчитывают увеличить количество авиатехники ВВС Афганистана со 124 до 259 единиц. Также Стюарт заявил о том, что численность афганских военно-воздушных сил должна вырасти за аналогичный период с 8 до 12 тыс. человек. Западная помощь будет заключаться в поставках и ремонте техники, а также обучении пилотов и технического персонала.
Прикованы к земле
По данным Международного института стратегических исследований (IISS), в афганских ВВС сложилась критическая ситуация. Из 44 самолётов в исправном состоянии находятся всего восемь. Речь идёт о лёгких штурмовиках EMB 314 Super Tucano. Все транспортные самолёты (130H Hercules, Cessna 208B, PC-12, Boeing-727), по информации IISS, прикованы к земле.
Вертолётная техника Афганистана представлена тремя российскими Ми-35 (экспортная версия транспортно-боевого Ми-24), тремя индийскими многоцелевыми Cheetal, 27 американскими многоцелевыми MD-530F, 78 российскими Ми-17 (экспортный вариант транспортного Ми-8).
Впервые о намерении США вложить деньги в развитие афганской авиации стало известно в сентябре 2017 года. Тогда президент Афганистана Ашраф Гани сообщил, что на эти цели в ближайшие четыре года Пентагон выделит $6 млрд. Не прошло и двух месяцев, как Стюарт заявил уже о $7 млрд.
«Мы ожидаем, что афганские ВВС будут полностью профессиональными, надёжными, эффективными и независимыми. Это цель нашей деятельности здесь», — заявил Стюарт.
Судя по информации DefenceNews, в итоге Пентагон решил растянуть программу перевооружения ВВС до шести лет. Кроме того, Минобороны США определилось с конкретной номенклатурой и сроками поставок.
По словам Стюарта, до 2021 года из состава ВВС Афганистана будут выведены российские Ми-17, о Ми-35 при этом не упоминается.
Напомним, в первой половине августа 2017 года стало известно, что Кабул просит Москву оказать безвозмездную военную помощь в виде поставок Ми-35 и боеприпасов. А 9 ноября и.о. министра обороны Афганистана Тарик Шах Бахрами заявил, что Кабул отказывается от покупок российских вертолётов. По его словам, вооружённые силы страны будут получать продукцию только из стран НАТО.
Как уточнил Стюарт, в течение шести лет США рассчитывают отремонтировать самолёты транспортной авиации С-130 и С-208 и бразильские штурмовики EMB 314 Super Tucano, незначительно увеличив их количество. В 2019 году число вертолётов MD-530 вырастет с 35 до 55, а количество штурмовиков Cessna AC-208B Combat Caravan — с трёх до 32 (в 2023 году).
- Вертолёт UH-60 Black Hawk
- Reuters
- Nikola Solic
Афганские ВВС ожидают поставки 159 вертолётов семейства UH-60 Black Hawk. К 2022 году американцы намерены передать Кабулу 119 машин, из них 58 многоцелевых и 61 ударную. Многоцелевые версии будут специально модифицированы под жаркий засушливый афганский климат, а ударные — оснащены ракетным вооружением.
Стюарт отметил, что США активизировали процесс обучения пилотов: «Сейчас мы готовим первых пилотов-афганцев. <…> Мы собираемся обучать экипажи сообразно тому, что им пригодится. Сейчас это наша основная задача, так как все они собираются воевать».
Стратегический план
Ситуация в Афганистане значительно ухудшилась после начала вывода американских войск в 2014 году. Контингент США составляет основу Международных сил содействия безопасности, которые представлены в основном военнослужащими стран — членов НАТО.
Однако афганская армия, которую вооружали и обучали Соединённые Штаты, оказалась не способна эффективно противостоять натиску исламистского движения «Талибан»*. В настоящее время Кабул контролирует чуть более половины территории страны.
Наиболее ожесточённые бои с исламистами разгорелись в 2016 году. Правительственные силы потерпели крупные поражения, оставив ряд важных городов. Положение центральных властей оказалось на грани катастрофы, и Вашингтон был вынужден сократить темпы вывода войск.
- Американские военнослужащие в Афганистане
- Reuters
- Omar Sobhani
В июле 2016 года президент США Барак Обама распорядился оставить в Афганистане на начало 2017 года 8,4 тыс. военнослужащих, а не 5 тыс., как было запланировано. В течение текущего года администрация Дональда Трампа последовательно наращивала численность американского контингента.
В августе 2017 года президент США представил новый стратегический план по Афганистану, не раскрыв содержания военной миссии. Однако Трамп заявил, что быстрого вывода войск ожидать не стоит. На тот момент в Афганистане пребывали 11 тысяч американских военнослужащих.
Без переговоров
Директор Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Омар Нессар считает, что планы по перевооружению ВВС Афганистана свидетельствуют о намерении США переложить ответственность за военные операции на Кабул и в итоге вывести хотя бы часть группировки.
«Конечно, необходимо уточнить сроки поставок новой авиатехники и её стоимость. Но если говорить в целом, то подобные инвестиции явно свидетельствуют о желании США серьёзно поддержать афганскую авиацию, боеспособность которой оставляет желать лучшего. Слабые ВВС не позволяют одерживать победы в боях с талибами», — сообщил в беседе с RT Нессар.
Эксперт полагает, что Трамп может сделать удачный политический ход на теме вывода войск, выполнив тем самым предвыборное обещание о неучастии США в военных конфликтах за рубежом. Кроме того, решение о поддержке афганских воздушных сил вызвано попыткой оказать давление на Пакистан, которому Трамп регулярно угрожает.
«Но как минимум даже в ближайшие годы американские вложения в ВВС могут не принести позитивного эффекта. В Афганистане чудовищная нехватка квалифицированных лётных кадров. За более чем 15 лет пребывания в стране американцы так и не решили эту проблему. Сейчас у Афганистана фактически отсутствует молодое поколение пилотов», — констатировал Нессар.
Собеседник RT убеждён, что США рассчитывают коренным образом переломить положение дел на фронте борьбы с талибами в следующем году. Нессар считает, что переговоры с исламистами не приведут к каким-либо результатам, так как стороны конфликта не готовы идти на уступки друг другу.
«Очевидно, что американцы делают упор на войну. В каком-то смысле это серьёзное изменение политики, так как ранее они предпринимали попытки о чем-либо договориться с талибами. Но я не думаю, что американцы в случае успеха окончательно покинут Афганистан. Такое ощущение, что они там навечно», — резюмировал Нессар.
Американское правительство закупило российские вертолёты для формирования центрального ядра ещё не вставших на крыло ВВС Афганистана; эта инициатива подвергается мощной критике членов Конгресса, которые хотели бы вооружить афганские силы вертолётами американского производства.
Развернувшись на 180 градусов от политики времён холодной войны, когда ЦРУ поставляло стингеры афганским повстанцам, чтобы те могли сбивать советские вертолёты, Пентагон потратил 648 миллионов на покупку и реставрацию 31 русского транспортного вертолёта Ми-17 для афганских национальных военно-воздушных сил. В следующем году Департамент обороны собирается закупить ещё 10 Ми-17, а также планирует приобрести ещё несколько десятков в течение десяти лет.
Идею использовать деньги налогоплательщиков для закупки продукции российского ВПК оказалось трудно «продать» Конгрессу. Некоторые законодатели говорят, что Пентагон никогда не рассматривал альтернативы Ми-17, летательному аппарату, который правительство закупило для использования в Ираке и Пакистане, и что отсутствие конкуренции позволило русским оборонщикам заломить цены.
«Программа Ми-17 либо плохо скоординирована, либо не скоординирована вообще», — говорит сенатор Ричард Шелби, который вместе с сенатором Кристофером Доддом подталкивает Пентагон к пересмотру своих планов по военным закупкам. — «В результате мы получим огромные траты, увеличение цены, задержки графика, проблемы с сохранностью и серьёзные проблемы с поставками».
Американские и афганские военные, которым нравится Ми-17, специально сконструированный для использования в Афганистане, признают, что для Пентагона было бы несколько эксцентричным инвестировать деньги в военную продукцию российского производства. Но они говорят, что изменение модели американского вертолёта отнимет лишние силы по обучению афганских лётчиков, ни один из которых не умеет управлять вертолётами производства США.
«Если приехать в Афганистан и полетать на Ми-17, то сразу станет понятно, почему этот аппарат так важен для будущего Афганистана», — говорит бригадный генерал ВВС США Майкл Боэра, ответственный за переоснащение ВВС Афганистана. — «Надо просто абстрагироваться от того факта, что вертолёты русские… они отлично работают в Афганистане».
Официальные представители американских военных считают, что афганские воздушные силы не смогут действовать самостоятельно до 2016 года, когда, по словам президента Обамы, правительство намерено начать вывод американских войск из Афганистана. Но Боэра сказал, что срок может увеличиться, по крайней мере, на два года, если Конгресс вынудит афганских военных летать на американских вертолётах. «А оно нам надо?» — вопрошает генерал.
Американские военные с 2005 года пытаются воскресить сильно прореженные ВВС Афганской национальной армии, которые тогда состояли из нескольких десятков безработных пилотов и кучки ветхих Ми-17.
Учитывая то, что афганские авиаторы тренировались на российских вертолётах, Пентагон решил сделать Ми-17 основой афганского воздушного флота. Советский Союз специально конструировал Ми-17 для эксплуатации в Афганистане. Военные США говорят, что он хорошо приспособлен для работы в условиях гор Гиндукуша, а также в афганских пустынях.
Учитывая плохие дороги, вертолёты в Афганистане становятся основным способом передвижения. Армия США зависит от них в ситуациях, когда надо разместить войска где-нибудь на изолированных участках, подвезти припасы и эвакуировать раненых. До недавнего времени афганских пилотов держали подальше от боевых операций, однако использовали их Ми-17 для перевозки высокопоставленных афганских чиновников, включая и президента Хамида Карзая. Американские должностные лица надеются, что воздушные силы Афганистана в конечном итоге будут способны сами защищать своё воздушное пространство и служить быстрорастущей Афганской национальной армии.
Афганские пилоты также обучены управлять боевыми вертолётами Ми-35 и итальянскими С-27, воздушными аппаратами, используемыми для переброски войск и припасов. Сейчас в афганских ВВС 48 воздушных аппаратов и 3000 человек персонала.
Боэра сказал, что существуют планы по расширению количества аппаратов до 146 и увеличению персонала до 8000 к 2016 году. Чиновники из Пентагона сказали, что первоначально они предполагали, что Ми-17 составят половину воздушного флота, но также рассматривают и возможность уменьшения этого количества.
Приблизительно 450 американцев из обслуживающего персонала находятся в Афганистане в качестве советников и для обучения афганских авиаторов. Процесс обучения афганский ВВС идёт чрезвычайно медленно, и усилий было приложено гораздо больше, чем для обучения Афганской национальной армии и полиции.
Афганские пилоты-новобранцы, многие из которых плохо знают даже родной язык, должны учить английский — официальный язык, используемый в кабине воздушного судна, и только тогда они заработают крылышки (на петлицы). Американские представители говорят, что на обучение всего лётного экипажа уходит от 2 до 5 лет.
В настоящее время всего один пилот закончил лётную школу в Соединенных Штатах, хотя десятки их сейчас также заканчивают. Такая ситуация вынуждает ВВС Афганистана пока надеяться на пилотов, которые учились летать во времена правления здесь Советов и Талибана.
Генерал Мохаммед Доран, командующий афганскими ВВС, говорит, что возраст большинства этих пилотов уже за сорок или подходит к сорока годам. Необходимость их переобучения стала бы тяжким испытанием.
«Они освоили предыдущую систему и впитали другие идеи», — говорит он в интервью. Кроме того, большинство афганских ветеранов не обучены ночным полётам или полётам в условиях ограниченной видимости, когда пилот должен полагаться на приборы.
Русские «птицы» гораздо более элементарны, чем такие американские модели, как UH-60 Black Hawk или CH-47 Chinook. Управление на Ми-17 осуществляется с помощью штурвала и рычага управления*, и в нём обычно отсутствуют такие удобные приборы, как GPS. Афганские техники, приученные обходиться подручными материалами, проводят довольно искусный ремонт, используя кустарные запчасти.
*Имеется в виду вертикальная ручка. Её отклонение вперед/назад обеспечивает управление по тангажу, влево/вправо - по крену (прим. сайт)
Американское правительство закупило российские вертолёты также и для других союзников. Пентагон купил восемь Ми-17 для ВВС Ирака, хотя американские военные сказали, что они не планируют продолжать такие закупки. Министерство обороны также купило или взяло в лизинг 14 Ми-17 для Пакистана, однако Исламабад недавно возвратил несколько вертолётов после аварий, которые подняли вопрос об их безопасности.
Вдобавок, Американское Командование Силами Специальных Операций желает приобрести несколько Ми-17 для себя, чтобы спецназ мог скрывать факт того, что они являются американцами.
«Хотелось бы иметь несколько таких штук, чтобы более грамотно проводить операции», — сказал высокопоставленный американский чиновник на условиях анонимности при обсуждении этой тайной программы. — «Но русские об этом знают. У России небольшая монополия на Ми-17. Но они заламывают непомерные цены».
Критики в Конгрессе заявляют, что стоимость одного вертолёта с 2006 года выросла в 3 раза, с 6 до 16 миллионов долларов. Чиновники из Пентагона парируют, говоря, что такая цена была за б\у машины, которые были к тому же хуже оснащены, а новейшие модели за одну единицу обходятся сейчас приблизительно в 15 миллионов долларов.
Сотрудники министерства обороны и аналитики говорят, что американские производители вертолётов бьются изо всех сил, чтобы произвести достаточное количество винтокрылых машин для армии США в Афганистане и Ираке, и сейчас у них, возможно, просто нет возможности производить ещё больше машин для ВВС Афганистана.
Однако под давлением Конгресса американские сотрудники Министерства обороны, похоже, охладили пыл относительно закупок российской продукции.
«Как человек, разделяющий лозунг «Покупай американское», я считаю, что мы действуем совершенно правильно, оценивая эту программу со всех сторон», — сказал в марте Комитету сената по ассигнованиям Джон Макхью, чьё ведомство наблюдает за закупкой иностранных вертолётов.
Американское издание "Defense News" в материале Valerie Insinna "Inside the US military’s plans to double the Afghan air force’s aircraft inventory" сообщает, что американский бригадный генерал Филипп Стюарт, возглавляющий командование ВВС США при авиационной миссии НАТО в Афганистане (NATO’s Train, Advise, Assist Command-Air - TAAC-Air) заявил, что США и их партнеры по коалиции в Афганистане планируют в ближайшие шесть лет затратить 7 млрд долл на наращивание численности и потенциала ВВС Афганистана.
Один из первых двух переданных ВВС Афганистана американских многоцелевых вертолетов Sikorsky UH-60А+ Black Hawk. Кандагар, 07.10.2017 (с) Omar Sobhani / Reuters
Согласно заявлениям генерала Стюарта, в соответствии с нынешними планами НАТО предполагается увеличение численности личного состава ВВС Афганистана с 8 тысяч до 12 тысяч человек, а численность летательных аппаратов ВВС Афганистана - со 124 до 259 единиц. В первую очередь это должно быть обеспечено поставками Афганистану вертолетов Sikorsky UH-60 Black Нawk (в том числе в вооруженном варианте UH-60FF) и разведывательно-ударных легких самолетов Cessna AC-208 Combat Caravan. Будет также продолжено наращивание парка афганских турбовинтовых легких боевых самолетов Embraer A-29 Super Tucano.
В бюджете министерства обороны США на 2017 финансовый год (закончился 30 сентября) на материально-техническое обеспечение ВВС Афганистана было выделено 814 млн долл.
Согласно генералу Стюарту, к настоящему времени ВВС Афганистана получили от США и НАТО в общей сложности четыре средних военно-транспортных самолета Lockheed C-130H Hercules, 24 легких транспортных самолета Cessna C-208 Caravan, 19 легких боевых самолетов Embraer A-29 Super Tucano, 24 легких вертолета MD Helicopters MD-530F и два многоцелевых вертолета Sikorsky UH-60А+ Black Нawk. ВВС Афганистана в настоящее время также используют четыре боевых вертолета Ми-35 и 45 многоцелевых вертолетов Ми-17.
Cогласно американскам планам, предусматривается полная замена в ВВС Афганистана вертолетов советского/российского производства на американские вертолеты UH-60 и MD-530F. В 2020 году в ВВС Афганистана предполагается оставить только 15 вертолетов Ми-17, с полным их снятием с вооружения к концу 2021 года.
С 2018 года ВВС Афганистана должны также начать получение разведывательно-ударных легких самолетов Cessna AC-208 Combat Caravan, генеральным подрядчиком по поставке которых выступит корпорация Orbital ATK. Первые три самолета АС-208 будут поставлены в 2018 году, в дальнейшем предполагается поставлять по шесть самолетов в год с доведением общего числа до 32 к 2023 году. Самолеты АС-208 обеспечат ведение воздушной разведки (сейчас возможности для этого в ВВС Афганистана отсутствуют), а также нанесение ударов с применением ракет Hellfire.
Вертолеты UH-60 будут поставляться ВВС Афганистана в ближайшие пять лет средним темпом два вертолета в месяц. Афганистану будут передаваться вертолеты UH-60A выпуска 1980-х годов из состава армейской авиации США, которые при этом будут модернизированы в вариант UH-60A+, включая, в частности, установку новых более мощных двигателей - предположительно, типа General Electric T700-GE-701C, которые используются на вертолетах версий UH-60L/M. Всего к 2023 году Афганистану запланирована поставка 119 вертолетов UН-60A+, из которых 58 будут поставлены в вооруженном варианте UH-60FF, который будет оснащен пусковыми установками НАР и 12.7-мм пулеметами.
Поставки легких боевых вертолетов MD-530F будут продолжены в количестве 10 машин в 2018 году и 20 в 2019 году, доведя их общее количество в ВВС Афганистана до 55.
Количество турбовинтовых легких боевых самолетов Embraer A-29 Super Tucano возрастет до 25, с недавним заказом для Афганистана еще шесть машин этого типа, в дополнение к ранее законтрактованным 20 (один из которых уже потерян при обучении личного состава). В то же время, согласно заявлению генерала Сюарта, нынешние планы США и НАТО не предусматривают поставок Афганистану до 2025 года дополнительных самолетов А-29 сверх указанных 25.
.
Перспективный состав ВВС Афганистана на период до 2025 года по планам миссии НАТО (с) Defense News
Shawn Snow и Andrew de Grandpre "Is the Afghan air force trigger happy? Here"s what the numbers say" о проблемах в действиях сформированных под американским руководством ВВС Афганистана. В статье приводится статистика боевой деятельности ВВС Афганистана в 2016 году.Легкие штурмовики Embraer A-29 (EMB-314) Super Tucano ВВС Афганистана. Август 2016 года (с) Larry E. Reid / ВВС США
Командующий американскими силами в Афганистане генерал Джон Николсон посетит в четверг Капитолийский холм, где ему, видимо, предстоят интенсивные допросы со стороны сенатских законодателей, которые уже изнемогают от бесконечной военной миссии в этой стране. Существует длинный список причин, по которым Соединенные Штаты пока не могут выйти из своей самой долгой войны, и одной из главных среди них является компетентность военно-воздушных сил Афганистана, которые, согласно последним оценкам ООН, ответственны за тревожную картину неудачных авиационных ударов, приведших к ошеломляющему росту потерь среди гражданского населения.
По сравнению с 2015 годом, в прошлом году потери среди гражданских в результате организованных афганской стороной авиационных ударов выросли в два раза - до 252 человек, по данным ООН - эта цифра включает в себя гражданские лица убитыми и ранеными. В то время, как американские официальные военные представители утверждают, эти цифры сильно завышены, они тем не менее привели к ускорению подготовки новых кадров афганских передовых авианаводчиков, которые с земли могут предупредить пилотов относительно опасности причинения побочного ущерба.
Вот что говорят цифры: летчики основных ударных самолетов и вертолетов ВВС Афганистана применяют оружие в ходе четырех из каждых 10 боевых вылетов - более чем втрое чаще, чем их коллеги из ВВС США, согласно анализу, проведенному "Military Times" на основе данных, предоставленных американскими и афганскими военными представителями. Это поднимает вопрос о том, является ли резкое увеличение жертв среди гражданского населения следствием того, что афганские летчики чрезмерно агрессивны или недисциплинированы, и является ли это симптомом поспешной подготовки, вызванной требованием быстрого увеличения количества афганских летчиков, или же это просто неизбежный результат принятия ими на себя большей ответственности в обеспечении безопасности своей страны.
Независимо от причин, это огромная проблема, и не только для генерала Николсона, но и для президента Дональда Трампа и его администрации. Возможность для американских военных покинуть Афганистан неразрывно связана с успехом сил безопасности Афганистана - и особенно афганских военно-воздушных сил, которые рассматриваются в качестве жизненно важного звена для защиты афганских сухопутных войск от давления со стороны безжалостных боевиков Талибана и связанных с "Аль-Каидой" групп, действующих по всей стране.
"Всякий раз, когда американские официальные лица говорят о различных неспособностях афганской армии, прикрытие с воздуха всегда в находится верхней части списка," - сказал эксперт по Афганистану Майкл Kугельман из вашингтонского Центра Вудро Вильсона, - "более нельзя отмахиваться от все возрастающих возможностей талибов на поле боя и их все более увеличивающегося смертоносного воздействия на гражданское население. Афганистан должен делать все, чтобы взять ситуацию под контроль, и расширение масштабов возможностей проблемных афганских ВВС является скромным, но важным шагом вперед."
Сегодня из 407 уездов Афганистана 133 уезда считаются "оспариваемыми" и 41 находится под полным контролем талибов, согласно данным американского Специального генерального инспектора по реконструкции Афганистана. Около 8400 американских военнослужащих остаются развернутыми в Афганистане в рамках операции "Resolute Support" и сокращенной антитерористической операции "Freedom"s Sentinel". Пока неясно, каковы намерения Трампа в отношении Афганистана, хотя были сообщения, что в декабре он сказал президенту Афганистана Ашрафу Гани, что он будет открыт для отправки большего количества американских войск обратно в регион. Однако неизвестно, какие задачи смогут выполнять эти войска.
Американские военные представители утверждают, что афганские летчики проявляют сдержанность в воздухе, утверждая, что 66 процентов запросов афганских летчиков на атаку выбранных целей отклоняются в связи с опасениями, что они могут привести к непреднамеренным смертям. Но дальнейшее "охлаждение" афганцев остается приоритетной задачей.
В 2016 году афганские летчики действовали на двух основных типах ударных машин ВВС Афганистана - штурмовиках А-29 Super Tucano и легких боевых вертолетах MD-530 Cayuse Warrior, совершив на них суммарно 1992 боевых вылета и произведя 800 атак, - согласно данным, предоставленным ВВС Афганистана. Для сравнения, боевые экипажи ВВС США совершили 5162 боевых вылета в течение того же периода и произвели 615 ударов, - в соответствии с данными американских официальных лиц в Кабуле и открытыми источниками.
Легкий боевой вертолет MD Helicopters MD-530F Cayuse Warrior ВВС Афганистана ведет огонь из подвесных 12,7-мм пулеметных контейнеров FN M3P во время публичной демонстрации близ Кабула, 09.04.2015 (c) Perry Aston / ВВС США
Таким образом, интенсивность ударов в боевых вылетах составляет 40 процентов для афганцев по сравнению с 12 процентами для их американских коллег. Однако американские официальные лица предостерегают от простых выводов.
Как показало на этой неделе расследование "Military Times", в прошлом году армия США произвела 456 авиационных ударов в Афганистане с боевых вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Эти ранее нераскрывавшиеся цифры подняли важные вопросы относительно открытости вооруженных сил США в отчетности о своей деятельности не только в Афганистане, но в Сирии и Ираке - и потенциально еще с начала войны с терроризмом в 2001 году.
Американские официальные лица в Кабуле предоставили эту статистику армии для "Military Times", чтобы показать, что афганские пилоты не так уж плохи по сравнению с американскими. Тем не менее, эти официальные лица не смогли сообщить количество боевых вылетов, произведенных вертолетами и БЛА армии США, тем самым делая невозможным рассчитать общую цифру частоты применения оружия американскими летчиками.
Центральное командование США, которое руководит боевыми действиями в Афганистане, Ираке и Сирии, также не смогло предоставить "Military Times" такие данные.
Есть различия также в том, как каждая из сторон определяет свои боевые задачи, говорят американские официальные лица. Афганские А-29 в первую очередь атакуют заранее разведанные цели, в том числе тяжелое оружие, машины, скопления противника и отдельных главарей террористов и командиров Талибана. Афганцы называют это "непосредственными авиационными ударами" ("close air attack"). Вертолеты MD-530 обеспечивают поддержку с воздуха ("air support") в режиме реального времени для сухопутных войск, ведущих бой, как это делают американские самолеты.
Стоит отметить, что А-29, поступившие на вооружение ВВС Афганистана только в прошлом году, в настоящее время не имеют соответствующего оборудования связи, чтобы сделать их действительно эффективными для задач непосредственной поддержки с воздуха ("close air support"). Фактически этот самолет может поддерживать радиосвязь с наземным центром только в радиусе 14 миль, сообщили американские официальные лица.
Афганские ВВС также имеют три старых боевых вертолета Ми-35, срок службы которых истекает. Они вооружены пушками Гатлинга и 57-мм ракетами. Тем не менее, они редко летают из-за отсутствия запасных частей. Кроме того, Ми-35 и их летчики не обучались американцами или под руководством американских советников. ООН заявляет, что Ми-35 были ответственны за семь жертв среди гражданского населения в прошлом году.
Из 252 жертв среди гражданского населения, приписываемых афганским ВВС, 85 человек были убиты. ООН приписывает больше всего жертв - 224 - ударам вертолетов. Удары A-29 привели к 24 жертвам.
Пресс-секретарь возглавляемой американцами объединенной учебной миссии капитан ВВС США Джейсон Смит заявил "Military Times", что ему известны только два инцидента в прошлом году, в которых афганские А-29 или MD-530 убили гражданских лиц.
Для сравнения, ООН обвинила в 235 жертв среди гражданского населения - в том числе 127 погибших - авиционные удары, произведенные США и их союзниками. Эта большая цифра "во многом объясняется" одной противоречивой операцией в провинции Кундуз, в ходе которой 60 афганцев были убиты или ранены.
Ожидается, что генерал Николсон будет энергично защищать афганцев и их подготовку. Американские официальные лица говорят, что эти пилоты продолжают делать успехи в своих способностях, профессионализме и сдержанности. Командир 438-го экспедиционного авиационного крыла ВВС США бригадный генерал Дэвид Хикс сказал, что "неоднократно летчики А-29 возвращались из вылетов, не израсходовав их боеприпасы". Хикс, возглавляющий коалиционную советническую и учебную миссию при ВВС Афганистана, также отметил, что "причины неприменения оружия очень показательны. Я слышу такие вещи, как "вероятные гражданские лица, невозможность опознать цели и неожиданно обнаруженные дружественные силы".
Афганские летчики понимают, что несут ответственность за любые жертвы среди гражданского населения, которые они могут вызвать, сказал старший американский советник при ВВС Афганистана полковник Шон Маклей. Примерно в 12 процентах боевых вылетов афганцев, добавил он, пилоты возвращались, не нанося удары по назначенным целям.
Летом прошлого года НАТО и американские войска начали программу подготовки афганских передовых авианаводчиков ВВС. Подготовка длится около четырех недель и включает обучение работе на соответствующем оборудовании, чтению карт, связи и специальным навыкам для наведения самолетов на цели.
Подготовленный по специальной программе оператор передового авианаведения вооруженных сил Афганистана. Провинция Кабул, 27.12.2016 (с) Kay M. Nissen / ВВС США
На сегодняшний день программу подготовки закончили 30 военнослужащих на действующих курсах в провинциях Гильменд и Логар. К началу следующего сезона боев в апреле официальные представители ожидают, что будет подготовлено более 40 афганских передовых авианаводчиков.
"Их роль в повышении точности ударов и уменьшения сопутствующего ущерба не может быть преуменьшена," - сказал подполковник Энди Янссен, который возглавляет программу. "Мы имеем информацию, что в последнее время [авианаводчики] отменяли воздушные удары, потому что, например, пара пастухов коз подошли слишком близко к цели, которая должна была атаковаться. Подобные случаи демонстрируют успешность этой программы".
Инфографика к статье.
ВАШИНГТОН, 21 сентября. /ТАСС/. Пентагон доставил в Афганистан первые два вертолета UH-60 Black Hawk для местных ВВС. Об этом сообщила в среду газета Military Times , ссылаясь на официального представителя контингента США в Афганистане капитана Уильяма Сэлвина.
По его словам, вертолеты были переправлены в Кандагар на борту военно-транспортного самолета С-17. Еще два Black Hawk таким же путем будут доставлены "позднее на текущей неделе", сказал Сэлвин.
Он уточнил, что "эти четыре винтокрылые машины предназначены для переобучения афганских пилотов", которые летают сейчас на российских Ми-17. Первые две группы должны приступить к занятиям в период с октября по ноябрь. Одна из них, включающая 36 летчиков, - на авиабазе в Кандагаре, другая - 25 пилотов - на авиабазе в Форт-Ракере (штат Алабама).
Расчет на авиаудары
Пентагон намерен существенно усилить ВВС Афганистана, чтобы добиться перелома в продолжающейся уже почти 16 лет войне в этой стране. Как сообщил на прошлой неделе представитель минобороны подполковник Майкл Эндрю, в соответствии с разработанным четырехлетним планом афганцам предполагается передать 159 UH-60 и 150 многоцелевых вертолетов MD-530 Cayuse Warrior. Кроме того, дополнительно шесть турбовинтовых штурмовиков A-29 Super Tucano, а также пять одномоторных турбовинтовых самолетов С-208 Combat Caravan, на которых будут установлены управляемые ракеты.
"Мы знаем, что мощь военно-воздушных сил внушает страх врагу, и не напрасно, потому что ВВС Афганистана становятся сильнее", - отметил тогда же в Twitter командующий войсками США в Афганистане генерал Джон Николсон.
Деньги выделены
В начале текущего года Конгресс США выделил $814 млн на наращивание ВВС Афганистана. На эти средства Пентагон заказал 53 UH-60, 30 MD-530F, дополнительные A-29 и С-208.
Black Hawk планируется передать бывшие в употреблении, однако они, по заверениям минобороны, подвергнутся серьезной модернизации. В частности, будут оснащены новыми двигателями, специально доработанными для горных условий, и подвесными ракетными установками. Поэтому первая партия UH-60, как ожидается, поступит в распоряжение афганцев только через 21 месяц.
Ежегодно Пентагону придется запрашивать у Конгресса средства на модернизацию остальных 106 Black Hawk. И предполагается перебрасывать их в Афганистан по 30 в год.
Вытесняют российские Ми-17
Пентагон не скрывает, что хочет вытеснить из Афганистана российские вертолеты Ми-17. В обнародованном в июне докладе минобороны под названием "Улучшение стабильности и безопасности в Афганистане" указывается, что "переход афганских ВВС с российских Ми-17 на UH-60 произойдет в течение следующих нескольких лет". Обосновывается такое решение "сложностью обслуживания парка Ми-17 и ростом расходов на это".
В декабре прошлого года генерал Николсон на брифинге в Пентагоне подчеркнул, что "решения по Ми-17 принимались из- за Украины, Крыма, международных санкций".
В настоящее время, по данным Military Times, в афганских ВВС насчитывается 78 Ми-17, из которых 18 не эксплуатируются.
Проблема с пилотами
Пентагон заверяет, что на переподготовку афганских летчиков потребуется всего 12 недель. Но это тех, кто уже находится в строю и летает на Ми-17. А таких всего 68. Подготовка же новых пилотов, указывают эксперты, займет от девяти до 13 месяцев, в зависимости от того, как они владеют английским языком. Это означает, что перед Пентагоном стоит задача научить летать на UH-60 и MD-530 в ближайшие два года по меньшей мере 100 афганцев.
Может быть поздно
Ряд американских экспертов считает плохой идею замены Ми-17. Black Hawk не способны оказывать воздушную поддержку в таком объеме, как это делают Ми-17", - убежден специалист по вопросам обеспечения безопасности в Южной Азии Мэттью Арчиболд.
Аналитик из нью-йоркского Института "Восток-Запад" Франц-Стефан Гадди полагает, что через 21 месяц, когда планируется поставить первую партию UH-60, они могут уже не принести пользы Афганистану. "Афганские военные не могут позволить себе ждать пару лет, - отметил он. - С точки зрения тактики и операционного планирования это плохое решение для афганских военных".