Подведение итогов в роте пример. Руководство боевой подготовкой
ТЕМА № 29: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ БОЕВОЙ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ, СОСТОЯНИЯ ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ» . Учебные вопросы: 1. Требования руководящих документов по организации подведения итогов по боевой подготовке и ГПП, состоянии воинской дисциплины в подразделении. 2. Организация подведения итогов воинской дисциплины в подразделении. 3. Методика подготовки и проведения подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в подразделении. 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) 9) Указ Президента РК от 19. 01. 93 г. № 1084 «О создании института заместителей командиров (начальников) во Ви. СПР ВС РК» ; Директива МО РК от 27. 11. 1995 г. № 27 «О введении и организации государственно-правовой подготовки в ВС РК» ; Приказ МО РК от 03. 09. 2010 г. № 620 «Об организации Ви. СПР в ВС РК» ; Приказ МО РК от 08. 10. 2010 г. № 771 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в ВС РК в свете требований Президента страны – Верховного Главнокомандующего ВС РК» ; Приказ МО РК от 28. 11. 2010 г. № 926 «Об утверждении структуры и направлений деятельности психологической работы» ; Приказ МО РК от 20. 12. 2012 г. № 984 «Об организации идеологической работы в сфере противодействия религиозному экстремизму в ВС РК» ; Приказ МО РК от 21. 02. 2013 г. № 73 «Об утверждении Стратегии развития идеологической работы в ВС РК» ; Устав внутренней службы ВС РК от 2007 г. ; Военная доктрина РК от 2011 г. ; Закон РК от 5. 04. 1999 г. «Об обороне и ВС РК» ;
Первый вопрос: Требования руководящих документов по организации подведения итогов по боевой и ГПП, состояния воинской дисциплины в подразделении. Подведение итогов деятельности военнослужащих и воинских коллективов - это систематический анализ выполнения поставленных целей и задач по боевой и государственноправовой подготовке, выполнения принятых обязательств по боевому состязанию, проводимой воспитательной и социальноправовой работы. Подведение итогов по боевой и государственноправовой подготовке, состояния воинской дисциплины проводится: в отделении, экипаже, расчете ежедневно, в конце дня; во взводе - 1 раз в неделю и за месяц; в роте (батарее) - 1 раз в неделю и за месяц.
Выполнение обязательств ПО ЗАДАЧАМ И НОРМАТИВАМ оценивается и рассматривается с личным составом непосредственно по окончанию их отработки в ходе плановой боевой подготовки. Подводя итоги за день, неделю, анализируя ход боевого состязания, командиры и воспитательные органы мобилизуют личный состав не только на борьбу за конечный итог (овладение оружием и боевой техникой, перекрытие нормативов, экономию горючего и смазочных материалов и т. д.) но постоянно заботятся о морально-психологическом воздействии на личный состав.
При анализе хода и итогов боевой учебы, состояния воинской дисциплины важна не констатация фактов, а глубокий разбор всей деятельности личного состава, связанной с выполнением взятых обязательств, отношение к учебе и службе к воинской дисциплине, участием в общественной работе. Подведение итогов предполагает Создание в воинских коллективах обстановки высокой принципиальности, требовательности, критичности в сочетании с обстановкой доброжелательности и веры в силы и возможности каждого воина. Поэтому наряду с показом количественных результатов боевой и ГПП должно быть всесторонне оценено: сплоченность коллектива, товарищеская взаимопомощь, участие воинов в общественной работе.
Подведение итогов взаимосвязано с важнейшей задачей командиров и воспитателей по моральному и материальному стимулированию военнослужащих. В соответствии с приказами Министра обороны победителей боевого состязания необходимо поощрять и награждать: солдат, курсантов, сержантов, старшин, военнослужащих контрактной службы, офицеров - в соответствии с положениями Дисциплинарного устава; расчеты, экипажи, отделения, взвода и им равные подразделения - переходящими вымпелами батальона (бригады) по итогам месяца; роты и им равные подразделения - переходящими призами и грамотами воинской части по итогам периода обучения и учебного года. Повышение воспитательной роли подведения итогов связано с обобщением и распространением передового опыта, представляющего собой большую мобилизующую силу и эффективное средство для подтягивания отстающих воинов и подразделений до уровня передовых.
Обязанности заместителя командира по воспитательной и социально-правовой работе по подготовке и проведению подведения итогов: 1) проводит работу по воспитанию военнослужащих в духе преданности Президенту Республики Казахстан, Правительству и народу Казахстана, дружбы народов, войскового товарищества, строгого соблюдения законов РК, военной присяги, воинских уставов, сознательного повиновения командирам (начальникам) и уважения к ним. Отдельным разделом предусматривает мероприятия по сплочению и укреплению воинского коллектива, профилактике неуставных взаимоотношений, постоянно занимается самообразованием, изучает военную педагогику и психологию; 2) проводит активную работу по формированию здорового общественного мнения к любым фактам оскорбления и унижения людей, созданию единого фронта протеста и борьбы с недопустимыми и чуждыми для Вооруженных Сил Республики Казахстан преступлениями; 3) изучает деловые и моральные качества, запросы, настроения, семейное положение каждого солдата, сержанта, офицера и в соответствии с этим организует и проводит воспитательную и индивидуальную воспитательную работу;
4) постоянно определяет конкретных лиц из числа солдат, сержантов, офицеров склонных к нарушению уставных взаимоотношений, требующих глубокого и оперативного индивидуального изучения и воздействия; 5) по мере необходимости анализирует социально-психологическую структуру воинского коллектива с учетом его способностей. Постоянно отслеживает за общественное мнение, настроение, традиции, привычки отдельных воинов, заботится об их правильном формировании; 6) проводит лично воспитательную работу о роли дружбы и войскового товарищества и поддержания высокой боевой готовности подразделения; 7) постоянно организует работу актива по выполнению решений собраний, формированию у военнослужащих ответственности за строгое выполнение требований законов, военной присяги и воинских уставов, предупреждению пьянства и неуставных взаимоотношений; 8) регулярно организует проведение вечеров вопросов и ответов, дней правовой учебы (вечеров), с участием военных юристов, медиков с привлечением офицеров штаба и офицеров-воспитателей;
Второй вопрос: Анализ состояния воинской дисциплины в роте и подведение итогов работы по ее укреплению. С личным составом роты в конце недели в установленное распорядком дня время командир роты подводит итоги работы по укреплению воинской дисциплины на собрании (совещании) военнослужащих. Руководствуясь данными анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики, выводов из итогов боевой и государственно-правовой подготовки, боевого состязания, командир роты делает доклад «О состоянии воинской дисциплины в роте и итогах работы по ее укреплению» .
4. Назвать фамилии военнослужащих, являющихся примером в выполнении Военной присяги, оказывающих существенную помощь командирам в поддержании уставного порядка, товарищам в службе, овладении военными специальностями, непримиримо относящихся к недостаткам, недостойному поведению сослуживцев. 5. Довести до всего личного состава фамилии военнослужащих, которые себя ничем не проявили - ни хорошо, ни плохо. Педагогически правильно и тактично убедить их повысить свою активность, объяснить им, как выбрать правильную жизненную позицию. 6. Назвать подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых воинская дисциплина, правопорядок и служба войск не в полной мере отвечают уставным требованиям. Особо указать на подразделения, в которых длительное время (указать какое) эти требования выполняются плохо. Отметить характерные недостатки каждого из этих подразделений: 1) в выполнении боевого дежурства; 2) в отношении личного состава к технике и оружию, их изучению, освоению и сбережении; 3) в несении службы в карауле, суточном наряде; 4) во внутреннем порядке, выполнении распорядка дня; 5) в соблюдении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; 6) выполнение расписания занятий; 7) по другим параметрам.
В докладе необходимо: 1. Изложить, как в целом выполняются требования Министра обороны Республики Казахстан, других старших командиров и начальников по вопросам укрепления воинской дисциплины и улучшению службы войск за неделю, их влияние на решение задач боевой готовности, боевого дежурства, боевой учебы. 2. Исходя из критериев оценки дисциплины в подразделении, дать оценку каждому взводу и отделению (экипажу, расчету). 3. Отметить подразделения (взводы, отделения, экипажи, расчеты) в которых лучше решаются задачи, поддерживается уставной порядок, нет грубых нарушений воинской дисциплины, сложилась здоровая моральнопсихологическая атмосфера, дружба и войсковое товарищество. При этом выделить те подразделения, в которых эти вопросы длительное время (указать какое) решаются положительно. Назвать их командиров и рассказать о методах их работы. Дать оценку активу (по итогам месяца) по укреплению воинской дисциплины.
7. Провести глубокий анализ причин происшествий и преступлений, если они имели место, грубых дисциплинарных проступков. Назвать фамилии военнослужащих, которые их совершили (добиться того, чтобы каждый военнослужащий, услышав свою фамилию, встал и принял строевую стойку), доложить всему личному составу, как и почему его поступок сказался отрицательно на боевой готовности. Объявить, что дисциплина названных военнослужащих оценивается “неудовлетворительно”. Особо раскрыть имевшие место случаи употребления нецензурных слов, кличек, прозвищ, искажения воинских званий, грубости и фамильярности. В заключение подведения итогов следует поощрить отличившихся, отметить в худшую сторону провинившихся. По окончании подведения итогов, конкретной оценки подразделений и рядового состава, командир определяет конкретные задачи каждому взводу, отделению, экипажу, расчету, отдельным солдатам (дисциплина которых оценена “неудовлетворительно”) по устранению недостатков и мероприятия, которые должны провести подчиненные командиры в интересах укрепления воинской дисциплины и правопорядка.
С командир роты анализирует: Уровень исполнительской дисциплины среди сержантов, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; роль сержантов в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдение формы одежды и распорядка дня; участие сержантов в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными. Командир роты оценивает личную дисциплину сержантов, вклад каждого сержанта в воспитании личного состава и укрепление дисциплины, поощряет лучших сержантов за поддержание высокой воинской дисциплины в отделении и успехи в боевой и государственно-правовой подготовке. Периодически на совещании сержантского состава проводится обмен опытом по укреплению воинской дисциплины.
С офицерами роты анализ состояния дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводятся еженедельно на служебном совещании, как правило, до подведения итогов с личным составом роты. На совещании командир роты: заслушивает доклады командиров взводов о состоянии дисциплины во взводе и проделанной работе по ее укреплению; оценивает состояние воинской дисциплины во взводах и определяет их места в роте; оценивает работу каждого офицера по укреплению воинской дисциплины; оценивает личную дисциплину, отмечает упущения и недостатки в работе офицеров по укреплению воинской дисциплины; анализирует дисциплинарную практику офицеров, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными; оценивает участие офицеров в воспитательных мероприятиях, их индивидуальную работу с подчиненными; пропагандирует положительный опыт работы по укреплению дисциплины и порядка; определяет мероприятия по укреплению дисциплины в роте и ставит задачи офицерам.
При подведении итогов боевого состязания по боевой и государственноправовой подготовке заместитель командира роты по Ви. СПР обязан: Напомнить задачи, которые ставились на данный месяц. Проводить анализ выполнения этих задач по разделам: 1) Боевая и государственно-правовая подготовка: какие темы отрабатывались за прошедший месяц; какие были достигнуты результаты; кто из военнослужащих, отделений, взводов достиг лучших результатов, (причина); кто из военнослужащих, отделений взводов не выполнили взятых обязательств (причина). 2) Состояние воинской дисциплины по сравнению с предыдущим месяцем: дать общую оценку состоянию воинской дисциплины по сравнению с предыдущим месяцем; показать лучшие отделения, взвода и воинов, методы работы командиров взводов, добившихся положительных результатов; раскрыть количество и характер нарушений воинской дисциплины, кто и в каких условиях их совершал, назвать недисциплинированных воинов и показать, какой вред они принесли делу боевой готовности своими нарушениями; определить места взводов по состоянию воинской дисциплины.
3) Состояние несения караульной и внутренней службы: отметить, как воины взвода несли службу в карауле и суточном наряде; показать лучших воинов, несущих службу бдительно и без замечании; доказать воинов, которые халатно выполняли свои обязанности в карауле (суточном наряде), раскрыть основные причины их действий; определить места отделений, взводов по несению службы в карауле и суточном наряде. 4) Состояние внутреннего порядка в роте: показать отношение военнослужащих к поддержанию внутреннего порядка; отметить лучших воинов, отличившихся при наведении и поддержании внутреннего порядка; отметить худших воинов, халатно относящихся к поддержанию внутреннего порядка и основные причины такого положения; определить места отделений по поддержанию внутреннего порядка. 5) Состояние воспитательной работы в роте: какие воспитательные мероприятия были проведены за прошедшую неделю, месяц; какие военнослужащие проявили активность и старательность при их проведении; оценить работу актива роты. 6) Заключительная часть: определить места взводов, отделений за прошедшую неделю, месяц; отметить лучших воинов и поощрить; поставить задачи на следующую неделю, месяц.
По итогам боевого состязания за месяц оформляются и выпускаются специальные номера стенных и фотогазет, боевых листков, бюллетени передового опыта. Вывод
Учет -одна из функций управления боевой подготовкой, обеспечивающая систематичность контроля за наличием, состоянием и динамикой функционирования всех элементов системы боевой подготовки.
Целью учета является совершенствование системы боевой подготовки в интересах обеспечения высокой боевой готовности подразделений и частей.
В задачи учета входит документальное отражение хода выполнения планов боевой подготовки, состояния летной и наземной подготовки подразделений и части в целом; обеспечение командира и штаба объективными данными; обобщение передового опыта; вскрытие и анализ недостатков.
Основными требованиями к учету боевой подготовки являются: своевременность, полнота, достоверность. К документам учета боевой подготовки, выполняемым в форме графиков, схем, предъявляются дополнительные требования-наглядность и легкость чтения.
Каждый документ имеет свое целевое предназначение и ответственного за качество и своевременность ведения (отработки). Заместитель командира полка, например, отвечает за учет летно-методической подготовки руководящего летного состава, нарушений методики летного обучения и ведение объективного контроля летной подготовки.
Начальник штаба отвечает за качество и своевременность ведения журналов учета боевой (летной) подготовки, хронометража полетов и оценок взлетов и посадок, а также летных книжек. :
Заместитель командира полка по летной подготовке отвечает за ведение: журнала контроля исполнения приказов и директив по боевой подготовке и безопасности полетов; графика учета летной натренированности экипажей и графика учета подготовки летного состава на класс и подтверждение классной квалификации; плана-графика учета подготовки " молодого летного состава; плана-графика учета подготовки помощников командира экипажей; журнала руководителя полетов; журнала учета летных происшествий; журнала учета предпосылок к летным происшествиям; полетных листов.
Старший штурман полка отвечает за качество и своевременность ведения журналов учета навигационной, бомбардировочной и ракетной подготовки, учета десантирования, стрельб, журнала руководителя полетов на полигоне.
Начальник разведки отвечает за качество и своевременность ведения журнала учета разведывательной подготовки.
Начальник КП (ПН) отвечает за качество и своевременность ведения журнала учета подготовки расчетов КП (ПН).
Каждый из перечисленных документов имеет важное значение. Внимательное их изучение отражает наглядную картину хода боевой подготовки. .
Контроль -один из главных методов (функций) управления боевой подготовкой, обеспечивающий правильное и своевременное выполнение решений (приказов) соответствующих командиров и начальников. Контроль является важнейшим средством организационно-творческой деятельности руководящих органов. Это повседневная обязанность командиров и штабов всех степеней и необходимое условие обеспечения полного и качественного выполнения задач боевой подготовки.
Целью контроля является постоянное поддержание и совершенствование уровня боевой готовности подразделения, части и соединения в соответствии с требованиями современной войны. - ,
Основными задачами контроля являются: обеспечить точное выполнение требований уставов, наставлений и указаний старших начальников; добиться безусловного выполнения планов боевой подготовки; не допустить (предупредить) нарушения в организации боевой подготовки и методике летного обучения.
Важнейшими принципами контроля являются: полнота охвата, плановость, достоверность, объективность, дифферен-цированность, простота организации и проведения.
Требования к контролю: неразрывная связь организации и контроля исполнения; сочетание контроля с оказанием конкретной деловой помощи подчиненным в устранении выявленных недостатков; обобщение и активное внедрение в практику положительного опыта и передовых методов работы; личное участие командиров (начальников) в осуществлении контроля; сочетание контроля сверху с проверкой снизу; высокая требовательность и объективность; глубокий анализ результатов контроля, подготовка конкретных выводов и решений, неуклонное проведение» их в жизнь.
Важнейшими требованиями, предъявляемыми к организации контроля боевой подготовки, являются систематичность ^и действенность.
Систематичность контроля обеспечивается соблюдением установленной периодичности проверки хода выполнения задач и планов боевой подготовки. Такой контроль проводится лично командирами всех степеней, их заместителями и начальниками служб. Систематичность контроля предусматривает проведение определенных мероприятий согласно функциональным обязанностям контрольного органа (лица). Командующий объединением (командир соединения) контролирует: ,
Ежедневно"через штаб (КП) или личным заслушиванием по средствам связи - выполнение планов полетов за прошедшие сутки и планирование полетов на предстоящие сутки;
Еженедельно (один раз в неделю) - ход выполнения планов летной подготовки каждым авиаполком (непосредственно в полку или по учетно-отчетным документам);
Ежемесячно - выполнение планов боевой подготовки каждым авиаполком за прошедший месяц и за весь период от начала учебного года.
Командиры авиаполков контролируют:
Ежедневно (лично или через своих заместителей)- соответствие полетных заданий уровню подготовки экипажа (летчика), готовность к полетам летного состава, авиационной техники, лиц группы руководства и обеспечения полетов, .готовность аэродромов и средств управления полетами;
Еженедельно-ход выполнения месячных планов-графиков летной подготовки каждой авиаэскадрильей, состояние летной натренированности экипажей, наличие (отсутствие) перерывов в полетах, соответствие планируемой и фактической летных нагрузок и т. д.;
Ежемесячно-выполнение плана-графика летной подготовки за прошедший месяц и плана боевой подготовкиза весь период от начала учебного года.
Действенность контроля обеспечивается объективностью выводов о ходе выполнения задач боевой подготовки, непримиримостью к недостаткам и конкретностью мер по их устранению.
Объективность выводов предопределяет необходимостг-изучения и анализа информации, получаемой не только из учетно-отчетных документов, но и в результате личного общения с руководящим составом.
В практике работы руководящего состава имеют место следующие формы контроля: работа офицеров управления штаба дивизии на местах; личное наблюдение старшего командира (начальника) за организацией и проведением летной (боевой) подготовки в подчиненных частях (подразделениях); работа командира, его заместителей и штаба в частях и подразделениях в период подведения итогов боевой подготовки.
Наиболее действенный и полный контроль и оказание помощи частям осуществляется при работе комплексной группы офицеров управления и штаба соединения (объединения) на местах. Эту работу целесообразнее осуществлять в наиболее сложные периоды, когда решаются главные и трудные задачи боевой подготовки. В основе успешной работы группы офицеров лежит заблаговременная их подготовка (за 5-7 дней до поездки в часть). В этот период разрабатывается план работы и проводится подготовка офицеров, входящих в состав группы. План работы составляется в произвольной форме. Обычно в нем указываются: цели, время работы в части, вопросы, подлежащие контролю, и лица, ответственные за их-изучение.
План проверки утверждается старшим начальником и доводится до исполнителей за 3-4 дня до отъезда в часть. За этот период офицеры приступают к личной подготовке для работы в проверяемой части. По прибытии в часть старший группы доводит до руководящего состава полка цель проверки, вопросы контроля и оказания помощи. В конце каждого дня работы целесообразно проводить совещание группы, па котором заслушивать короткие доклады офицеров о результатах работы по каждой службе. По окончании работы комплексной группы проводится разбор с руководящим составом полка. На разборе дается оценка состоянию боевой готовности, выполнению плана боевой подготовки, отмечаются положительные стороны и недостатки, определяются сроки устранения недостатков. В отдельных случаях по результатам работы группы могут издаваться приказы.
Не менее важной формой контроля является личное наблюдение старшего начальника, при котором возможно более детальное изучение состояния дел и немедленное оказание помощи проверяемой части по вопросам организации летного (нелетною) дня, методики обучения, качества работы лиц. расчетов КП, РСП, ГРП и т. д.
Особую значимость в проверке приобретает посещение "полка старшими начальниками в период подведения итогов боевой подготовки. При этом проверяющие могут ознакомиться с подготовленными документами, оказать действенную помощь командиру и штабу, проконтролировать качество постановки задач подразделениям и службам на предстоящий месяц, период.
Подведение итогов боевой подготовки - это заключительный этап управленческой деятельности командира, обеспечивающий определение степени и качества выполнения поставленных задач.
Целя подведения итогов: проанализировать, ход и результаты выполнения поставленных задач; своевременно выявить недостатки и принять меры по их устранению; обеспечить дальнейшее повышение боевой готовности, воздушной выучки.
Подведение итогов боевой подготовки в подразделениях авиаполка осуществляется еженедельно, ежемесячно, за период обучения и за учебный год. В день подведения итогов в полку, как правило, могут проводиться следующие мероприятия: строевой смотр; подведение итогов боевой и политической подготовки полка и постановка задач на предстоящий месяц; подведение итогов боевой и политической подготовки в подразделениях и постановка задач на предстоящий месяц в ближайшую неделю; спецзанятия по безопасности полетов; заседание методического совета.
Для достижения целей подведения итогов подготовка к ним проводится заблаговременно. За 5-7 дней командир разрабатывает план подготовки и проведения дня подведения итогов, согласно которому штаб готовит и оформляет необходимые материалы.
На служебном совещании офицеров части при подведении итогов боевой подготовки с докладами выступают командир части и заместитель по политической части. Для обеспечения наглядности используются план и результаты выполнения основных задач боевой подготовки с отметками их выполнения за месяц, период (в схемах, графиках, таблицах).
работа личного состава по содержанию и эксплуатации авиационной техники; выполнение плана командирской подготовки; состояние политико-воспитательной работы, воинской дисциплины, исполнительности, службы войск, сохранение военной тайны, обеспечение режима секретности; подготовленность расчета КП; итоги выполнения обязательств в социалистическом соревновании. В зависимости от конкретной обстановки
в доклад могут быть включены и другие вопросы.
При раскрытии состояния боевой готовности проводится анализ выполнения планов подготовки к боевым действиям полка, эскадрилий, звеньев, пар, экипажей; дается оценка подготовке летного состава к полетам с грунта и узких полос, к взлету в условиях ниже минимума; анализируются действия.личного состава по тревоге, состояние средств управления и обеспечения и т. д.
При анализе хода решения задач боевой подготовки рассматриваются итоги выполнения планов по видам налета и элементам боевого применения. В процессе анализа необходимо показать положительные моменты, способствующие успешному выполнению плана, выявить недостатки, вскрыть их" причины, определить мероприятия, обеспечивающие повышение эффективности учебного процесса. В ходе анализа целесообразно раскрыть качество выполненных задач, показать причины недостатков, оценить новое и положительное в работе личного состава полка, эскадрилий, отдельных звеньев. и экипажей.
Раздел доклада «Обеспечение безопасности полетов» включает выводы из анализа предпосылок к летным происшествиям, нарушений и ошибочных действий личного состава, оценку состояния безопасности полетов и эффективности профилактической работы в полку и частях обеспечения, указания по устранению вскрытых недостатков и нарушений.
Рассматривая итоги работы инженерно-авиационной службы, основное внимание целесообразно уделить боеготовности самолетного парка и производительности труда инженерно-технического состава при обслуживании и ремонте авиационной техники. Кроме того, необходимо оценить эффективность использования самолетов в летные дни. Основным критерием оценки уровня подготовки технического состава и степени организации работ следует считать трудозатраты по обеспечению одного часа налета.
В основу анализа состояния воинской дисциплины должны быть положены знания личным составом уставов Вооруженных Сил и их практическое применение, умение и способность командиров организовать жизнь и быт войск, навести строгий воинский порядок в соответствии с требованиями уставов. Важно глубоко проанализировать состояние воинской дисциплины, исполнительности и степень их влияния на боевую готовность, выявить причины нарушений воинской дисциплины или происшествий. Оценив состояние воинской дисциплины, командир определяет мероприятия по дальнейшему улучшению стиля работы руководящего состава, партийных и комсомольских организаций по укреплению воинской дисциплины и наведению строгого уставного порядка. Кроме того, при подведении итогов командир анализирует выполнение планов боевой подготовки всеми службами, подводит итоги социалистического соревнования.
По итогам анализа и оценки хода выполнения задач боевой подготовки командир определяет уровень боевой готовности полка и эскадрилий, намечает конкретные мероприятия па устранению выявленных недостатков.
После подведения итогов боевой подготовки командир ставит задачи на предстоящий месяц. При этом указываются:
основные мероприятия, направленные на совершенствование боевой готовности, дальнейшее сокращение сроков приведения в боевую готовность, повышение качества боевой выучки; задачи по подготовке эскадрилий и полка в целом к действиям в различных метеоусловиях с указанием плановых летно-такти-ческих учений и целевых летных дней (ночей); задачи по освоению сложных видов полетов и боевого применения, обучению молодого летного состава: мероприятия по обеспечению безопасности полетов; задачи ИАС по обеспечению исправности и надежности в работе авиационной техники; особенности обеспечения полетов личным составом частей тыла, связи и РТО с учетом специфики работы полка в предстоящем месяце; задачи руководящего состава по повышению уровня идеологической и политико-воспитательной работы, укреплению воинской дисциплины и службы войск; особенности организации социалистического соревнования с учетом конкретных задач боевой подготовки на месяц и ожидаемых условий обстановки; другие специальные задачи.
В заключение подведения итогов боевой подготовки полка вручаются награды, объявляются приказы.
Задачи на предстоящий месяц ставятся на основании утвержденных к этому времени планов-графиков летной подготовки на месяц, расписаний занятий, календарного плана основных мероприятий.
Подведение итогов боевой подготовки является одной из форм обобщения и распространения передового опыта обучения и воспитания офицеров. Хорошо организованное подведение итогов помогает офицерам правильно оценить свою работу, проанализировать и найти истинные причины недостатков,. определить оптимальные пути их устранения.
Анализ состояния воинской дисциплины и подведение итогов работы по ее укреплению проводится:
В отделениях, взводах (расчетах) - ежедневно
- в ротах, батареях - за неделю
- в частях, батальонах, дивизионах - за месяц
Исходя из конкретных условий, каждый ко-мандир, заместитель по воспитательной работе по-своему подходит к анализу дисциплины. Вместе с тем процесс анализа имеет общие чер-ты, определенную последовательность.
В общем виде можно выделить следующие этапы анализа воинской дисциплины:
1. Сбор, обобщение и всесторонний учет сведений о количестве и характере проступков, систематизации полученных данных по видам на-рушений, категориям личного состава, служеб-ному положению.
При этом основными данных являются:
-
проверки, в том числе и личные, в под-разделениях выполнения планов боевой подго-товки, правопорядка в жизни части, соблюдения
общевоинских уставов всеми категориями воен-нослужащих, выполнения приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, мер безопасности, несения службы суточным наря-дом, состояние внутреннего порядка, материально-бытовых условий, обеспечение всеми ви-дами довольствия военнослужащих.
- проверка выполнения плана мероприятий по укреплению воинской дисциплины, организа-ции проведения выходных и праздничных дней.
Доклады командиров подразделений и должностных лиц суточного наряда о состоянии воинской дисциплины и уставного порядка в подчиненных подразделениях.
-
результаты социологических исследова-ний процессов, происходящих в воинских кол-лективах, анонимных опросов по различным направлениям жизнедеятельности подразделений, работы телефона доверия, прямого провода и
т.д.,
- изучение служебных карточек, характеристик, аттестаций подчиненных, актов проверок, материалов расследований происшествий, преступлений, грубых дисциплинарных проступков, получения травм военнослужащими,
Письма, жалобы, заявления личного состава
2. Установление наиболее характерных по-ложительных тенденций в состоянии воинской дисциплины.
- количество поощрений, за что объявле-ны, виды поощрений, какой процент составляют они от всего личного состава подразделения.
- сравнить общее количество поощрений, объявленных в анализируемый период с предыду-щим.
-
кто поощрен по служебному положению (офицеры, прапорщики, военнослужащие контрактной службы, военнослужащие, проходящие службу
по призыву).
Кто более ревностно относится к испол-нению служебных обязанностей.
Таким же образом обобщаются сведения ха-рактеризующие негативные тенденции, состояний воинской дисциплины, обстоятельства участники и причины совершения правонарушений. А также вкакие дни совершены дисциплинарные проступ-ки (рабочие, выходные, праздничные), вкакое время (утром, во время занятий, вличное вре-мя), где совершены (внаряде, в увольнении, при выполнении хозяйственных работ, в коман-дировке и т.д.).
3. Изучение мер, принятых должностными лицами по укреплению воинской дисциплины, оп-ределений степени их участия в дисциплинарной практике.
При этом целесообразно проанализировать:
Знание руководящим составом подразде-ления положения дел, морально-психологическо-го климата в коллективе.
Систему ежедневной личной работы под-чиненных командиров по укреплению воинской дисциплины.
- соответствие жизни и деятельности во-еннослужащих требованиям уставов, система контроля за ней.
- состояние правового воспитания воен-нослужащих различных категорий.
- проведение мероприятий по созданию бе-зопасных условий военной службы.
- организация и качество проведения вос питательных мероприятий, степень участия в ней офицеров и прапорщиков.
Организация индивидуальной работы с подчиненными.
После сбора данных о состоянии воинской дисциплины необходимо все дисциплинарные проступки сгруппировать по видам, оказывающим непосредственное влияние на состояние боевой готовности, службы войск, общее состояние во-инской дисциплины и определить причины их со-вершения.
Вскрыть зависимость совершенных проступ-ков от индивидуальных особенностей военнослу-жащих их совершивших.
Выявить основные мотивы, побудившие во-еннослужащих к совершению проступков (корыст-ные цели, отрицательные черты характера -грубость, эгоизм, малодушие, невыдержанность, отрицательные традиции, последствия неблаго-получного воспитания в семье, коллективе, фи-зические недостатки, болезненное состояние, переутомление, нарушение психики и т.д.
4. Формирование выводов о состоянии дис-циплины и определение мероприятий по ее даль-нейшему укреплению.
ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ:
- конкретные мероприятия с указанием ис-полнителей, места и сроков проведения,
- предложения командиру по улучшению ра-боты в интересах укрепления воинской дисциплины,
- предложения по устранению причин, способствующих совершению дисциплинарных прос-тупков (улучшение материально-бытовых условий, питания, отдыха, повышения контроля со стороны должностных лиц и т. д.).
ПРИ ПОДВЕДЕНИИ ИТОГОВ ПОКАЗАТЬ
- как в целом выполнены поставленные задачи за прошедший период (неделю, месяц) по укреплению воинской дисциплины и в какой степени они обеспечили поддержание постоянной боевой готовности,
-
общую характеристику и оценку состоя-ния воинской дисциплины, ее тенденцию с пре-дыдущим периодом (неделей, месяцем), причины
происшествий, преступлений, Грубых и обычных дисциплинарных проступков,
- количество нарушений по категориям во-еннослужащих. Причиненный ущерб материальный и моральный. Степень вины должностных лиц.
- лучшие и худшие подразделения по сос-тоянию воинской дисциплины,
- степень участия воинского коллектива в изжитии правонарушений и укреплении воинской дисциплины,
- роль должностных лиц (офицеров, пра-порщиков, сержантов) в укреплении воинской дисциплины, их примерность в личной исполни-тельности, остроту их реагирования на наруше-ния воинской дисциплины, сокрытия фактов пра-вонарушений.
Целесообразно проводить подведение ито-гов с военнослужащими по категориям:
- со всем личным составом подразделения,
- с сержантами в присутствии всех офицеров и прапорщиков,
- с прапорщиками в присутствии офицеров,
С командирами взводов (расчетов) в присутствии командиров рот {батарей},
С командирами рот (батарей).
Материалы подведения подкреплены наглядно:
- Сведениями о состоянии правопорядка воинской дисциплины,
- Графическим анализом совершения прос-тупков,
- Анализом участников совершения прос-тупков и другими таблицами и схемами аналитического характера.
Важнейшим условием обеспечения эффективности подведения итогов является его качественная подготовка. В работе командира по подготовке подведения итогов можно выделить две основные составляющие: аналитическую и организаторскую. Причем приоритетной здесь является именно аналитическая составляющая.
Обстоятельный анализ состояния дел является основным условием эффективности управленческой деятельности, позволяет детально исследовать продукт деятельности органов управления и воинского коллектива на определенном этапе, выражающий достижение, частичное достижение или не достижение поставленных целей, разобраться в особенностях воинского коллектива, механизме его воздействия на различные группы военнослужащих, их взаимодействия в процессе деятельности.
Объективность и полнота анализа деятельности воинского коллектива достигается, когда командир строит свою аналитическую работу не наспех, накануне подведения итогов, а придерживается определенной методики. В частности, работу по анализу и оценке положения дел по каждому направлению деятельности воинского коллектива целесообразно строить в следующей последовательности:
планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива;
сбор сведений и их обобщение;
обработка данных и выявление причин недостатков, невысоких результатов;
выявление тенденций, формулировка выводов и рекомендаций командирам и начальникам по совершенствованию их работы;
определение конкретных мер, позволяющих эффективно влиять на положение дел.
Планирование работы по анализу направлений деятельности воинского коллектива предполагает определение периодичности подведения итогов в воинских частях и подразделениях, порядка личной аналитической работы, а также определение и постановку задач подчиненным должностным лицам в этой связи.
Сбор сведений командир осуществляет посредством:
личной проверки выполнения конкретных положений, требований общевоинских уставов, приказов, директив, указаний и распоряжений, распорядка дня, хода боевой подготовки, а также несения службы нарядом, состояния внутреннего порядка, материально-бытового обеспечения и других составляющих деятельности военнослужащих и воинских коллективов;
получения докладов от подчиненных командиров и начальников;
изучения материалов, поступающих из военной прокуратуры, трибунала, медицинской службы, от военных комендантов, местных органов власти;
изучения информации актива подразделения;
проведения индивидуальных бесед с различными категориями военнослужащих;
анализа жалоб и заявлений личного состава;
изучения учетных и отчетных данных (служебных карточек, дисциплинарной практики, характеристик, аттестаций подчиненных, протоколов общих собраний личного состава, актов проверок, материалов расследований и других документов);
изучения результатов деятельности воинского коллектива по направлениям.
Наиболее целесообразна следующая последовательность обработки данных:
оценка количественных показателей;
оценка качественных показателей;
сравнение количественных и качественных показателей с аналогичным периодом предыдущих лет и текущего года.
На основе обработки и оценки данных, а также реального положения дел командир определяет причины невысоких показателей и недостатков по каждому направлению деятельности воинского коллектива.
Организаторская работа командира (начальника) по подготовке подведения итогов осуществляется, как правило, в следующей последовательности:
разработка, утверждение и доведение до должностных лиц плана подведения итогов, постановка им соответствующих задач;
подготовка анализов основными должностными лицами, определение ими мест подразделений по итогам месяца по своему направлению деятельности;
обсуждение и определение на совещании у командира (начальника) мест подразделений по основным направлениям деятельности и кандидатур для поощрения по итогам отчетного периода, заполнение ведомости занятых мест по направлениям, определение общих мест, занятых подразделениями
Методика проведения подведения итогов
Подведение итогов проводится динамично, конкретно, с использованием плакатов, схем, слайдов. Для участия в подведении итогов привлекается, как правило, весь личный состав подразделения, воинской части.
Подведение итогов в роте (батарее) целесообразно проводить в следующей последовательности:
напомнить основные задачи, которые решались подразделением на прошедшей неделе;
проанализировать достигнутые результаты по основным направлениям деятельности (поддержание боевой готовности, состояние боевой подготовки, боевого дежурства и службы войск, воинской дисциплины, состояние вооружения и военной техники и их эксплуатации, поддержание внутреннего порядка, соблюдение распорядка дня и др.);
определить места, занятые подразделениями за неделю (в конце месяца – за месяц);
поощрить лучших военнослужащих, вручить переходящие призы (вымпелы);
поставить конкретные задачи на следующую неделю;
При осуществлении анализа достигнутых результатов по каждому из основных направлений деятельности командиру роты (батареи) желательно строить свое выступление в следующей последовательности:
глубокий всесторонний анализ положения дел (достигнутые результаты в сравнении с предыдущим периодом, тенденции, причины недостатков, невысоких результатов);
лучшие (худшие) подразделения в данном виде деятельности, передовой опыт;
лучшие (худшие) военнослужащие, передовой опыт;
места, занятые подразделениями по данному направлению деятельности;
постановка главной задачи.
положение дел в подразделении;
эффективность идеологической работы;
положительные моменты в деятельности должностного лица, а также конкретные недостатки в работе подчиненных командиров и начальников;
работу командира по руководству активом подразделения и степень эффективности работы актива;
личную дисциплинированность, примерность подчиненных командиров и начальников в выполнении своих функциональных обязанностей;
состояние дисциплинарной практики в подразделении.
В роте (батарее) подведение итогов проводится командиром в течение 50 минут. Во взводе командир подводит итоги в конце учебного дня (более расширенно – в конце недели) в течение 15–20 минут, руководствуясь предложенной выше методикой. При этом командир взвода основное внимание должен уделять конкретной оценке работы практически каждого подчиненного, отмечая положительные моменты и недостатки в его деятельности, указывая пути сохранения и наращивания положительного и пути устранения недостатков.
В ходе подведения итогов командир подразделения должен сосредоточить усилия на формировании общественного мнения в интересах качественного выполнения военнослужащими стоящих задач, положительных настроений, формировании и развитии положительных традиций, чувства товарищества, гордости за принадлежность к своему воинскому коллективу, стремления не подвести своих товарищей, командиров, на поддержании и развитии состязательности в подразделении и пропаганде передового опыта.
Подведение итогов в воинской части, батальоне (дивизионе) проводится, как правило, в конце месяца во время, определенное в плане основных мероприятий.
Вопрос 46 Сущность и содержание идеологической работы в ходе боевых действий. Требования руководящих документов к организации идеологической работы боевых действий, Различных видов Вооруженных Сил и родов войск
Ответ: Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленная деятельность командиров, штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь.
Факторами, влияющими на поведение и деятельность воинов являются:
Внешние факторы (физическая среда, военно-бытовая среда, собственно боевая среда – противник, его огневое, радиоэлектронное, информационное и другое воздействие
внутренние факторы (мотивация, целеустремленность, настроения, состояния, запросы и потребности военнослужащих и воинских коллективов, мастерство и боевой опыт).
Отечественная военная наука выделяет два вида общевойскового боя – наступление и оборону.
Учет психологических особенностей видов боевых действий – важное условие их целесообразной организации.
Основными задачами идеологической работы при подготовке и ведении боевых действий являются:
Непрерывный анализ социально-политической и информационной обстановки в районе боевых действий,
Информирование военнослужащих о военно-политической обстановке
Подготовка информационных материалов для распространения в сети Интернет и СМИ
Сплочение личного состава подразделения
Формирование у военнослужащих воли к победе, смелости и инициативы, стойкости
Поддержание в воинском коллективе организованности, дисциплины и правопорядка,
Организация системы изучения и прогнозирования морально-психологического состояния,
Проведение мероприятий по защите от информационно-психологического воздействия противника, предупреждению деморализации и дезинформации личного состава, населения района боевых действий;
Участие в осуществлении мероприятий по организации психологической помощи и реабилитации военнослужащих;
Организация работы по реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих;
Обеспечение условий для досуга и отдыха военнослужащих, организация работы с учетом боевой обстановки;
Снабжение подразделения техническими средствами идеологической работы, их своевременный ремонт и восстановление;
Боевой устав сухопутных войск
Вопрос 47
Идеологическая работа в боевой обстановке – это целенаправленнаядеятельность командиров , штабов, органов идеологической работы по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, а также среди населения Республики Беларусь и международной общественности в интересах эффективного решения задач по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь
Главной задачей идеологической работы в ходе боевых действий является поддержание высокой боевой активности военнослужащих и воинских подразделений, их устойчивости к боевым стресс-факторам и психологическому воздействию противника, предотвращение отрицательных индивидуальных и групповых психических состояний, профилактика боевых психических расстройств
Основными направлениями психологического сопровождения боевых действий являются:
Поддержание психологической устойчивости войск к высоким нервно-психическим нагрузкам;
Предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний;
Профилактика боевых психических расстройств и другие.
Основными задачами идеологической работы в этот период являются:
Дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства личного состава над противником;
Поддержание морально-психологического состояния на уровне, -необходимом для успешного проведения последующих боевых действий;
Повышение (восстановление) психологической устойчивости личного состава;
Психологическая реабилитация военнослужащих, получивших боевые психологические травмы;
Психологическая подготовка военнослужащих, прежде всего пополнения, прибывшего на доукомплектование, к предстоящим боевым действиям;
Организация полноценного отдыха и культурного досуга личного состава;
Решение социальных проблем военнослужащих;
Восполнение потерь и методическая подготовка кадров органов идеологической работы;
Ремонт (восстановление) технических средств идеологической работы.
БИЛЕТ №48
Вопрос 1.
Информационно-психологическое воздействие - воздействие информации на психику отдельного человека и группы людей, осуществляемое в целях изменения идеологических и психологических структур их сознания и подсознания, трансформации эмоциональных состояний, стимулирования определенных типов поведения.
Психологическое воздействие в условиях вооруженной борьбы зависит от тех целей и задач, ради решения которых оно предпринимается, а также от возможностей (сил и средств), требующихся для этого.
Психологические потери
Временная утрата боеспособности военнослужащими вследствие получения психических травм, вызванных психотравмирующими факторами боевой обстановки. Термином П.п. обозначается широкий класс психических реакций, уровней потрясений, различных отрицательных последствий, вызванных боевыми стрессами. Психические расстройства, составляющие П.п. могут быть классифицированы: по длительности их проявления (временные и долговременные), по глубине (патологические и непатологические), по причинам, их вызвавшим (психогенные и соматогенные) и др. Временные П.п. - кратковременная утрата боеспособности личного состава, восстановление которой достигается методами психологической помощи непосредственно в боевой обстановке в течение одних-двух суток. Долговременные П.п. - утрата боеспособности военнослужащими, для восстановления которой требуется госпитализация.
К числу основных средств информационно-психологического воздействия можно отнести следующие:
1. Печатные средства - листовки, плакаты, газеты, буклеты, информационные бюллетени и другие средства, а также средства их производства (полиграфическая база) и доставки.
2. Радио и телевидение. Сюда относятся стационарные и подвижные (автомобильные, самолетные, корабельные) радио- и телецентры с соответствующими программами вещания.
3. Использование материалов кино-, видео- и аудиопродукции, сайтов Интернета и других носителей электронной информации, рассчитанной как на убеждающее, так и на внушающее воздействие на противника.
4. Звуковещание
5. И прочие средства
Вопрос 2.
МПС анализируется в целях:
определения его уровня и способности влиять на решение боевых (учебно-боевых) и других задач;
нахождения слабых мест в морально-психологической готовности и устойчивости личного состава воинских подразделений;
прогнозирования реакций и действий ичного состава при решении стоящих задач;
принятия эффективных превентивных мер по повышению МПС.
Оценка МПС производится в следующем порядке:
Назначаются два эксперта (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений, и офицеры, не являющиеся их прямыми начальниками)
Эксперты подробно изучают положение дел в воинском подразделении
· состояние боевой подготовки
· состояние воинской дисциплины
· уровень организованности и качества выполнения задач
· уровень информационного обеспечения воинской деятельности,
· уровень соблюдения социальной справедливости
· уровень соблюдения законности
Эксперты заполняют опросные листы (офицеры, являющиеся прямыми начальниками оцениваемых подразделений испльзуют анкету из 58 вопросов, офицеры, не являющиеся прямыми начальниками, – анкету из 49 вопросов
По каждому из предложенных показателей выставляется балл в бланк оценки. При этом необходимо придерживаться следующей градации баллов:
0 – полное отсутствие качества;
1 – качество выражено в слабой степени;
2 – качество выражено в средней степени;
3 – качество выражено в сильной степени;
4 – качество выражено в очень сильной степени.
Готовится заключение, вывод и предложения по управлению МПС
Составляется протокол оценки МПС каждого воинского подразделения по двенадцати оцениваемым параметрам и на основании оценок воинских подразделений – воинской части, соединения
Протокол оценки МПС включает :
· заполненные бланки оценки
· результаты обработки
· заключение, вывод, предложения по управлению МПС
Протокол регистрируется и хранится в делопроизводстве воинской части
§ 4. Поддержание воинской дисциплины в части (подразделении) и ее анализ
Проблема состояния и укрепления воинской дисциплины на сегодняшний день является одной из самых острых в жизни и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. От состояния воинской дисциплины во многом зависят не только боевая готовность частей и соединений, но и авторитет Вооруженных Сил в обществе.
Суть воинской дисциплины изложена в ДУ ВС РФ. В ст. 1 этого Устава дается определение воинской дисциплины: «Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Необходимо подчеркнуть, что дисциплина не имеет цели ущемить права личности. Она обеспечивает сплоченность военнослужащих, их готовность к выполнению стоящих перед ними задач.
Особенностями воинской дисциплины являются:
Большая социальная значимость пунктуального соблюдения ее требований;
Детальная регламентация правил поведения и наличие дисциплинарной ответственности;
Строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил;
Включенность многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному соблюдению;
Диалектическое единство безусловного выполнения установленных норм и активности, самостоятельности, творчества;
Обязательность выполнения требований для всех категорий военнослужащих.
К основным функциям воинской дисциплиныв Вооруженных Силах Российской Федерации относятся:
Социально-политическая;
Контрольно-управленческая;
Организаторская;
Нормативная;
Воспитательная (формирование установок на сознательное выполнение позитивной линии поведения, а также такого личностного качества, как дисциплинированность);
Информационная (формирование представлений о нормах, параметрах воинской дисциплины и ее состоянии, показателях эффективности деятельности по ее укреплению);
Предупредительно-профилактическая;
Дидактическая (правовое просвещение);
Адаптационная;
Социально-защитная (обеспечение демократических процессов через соблюдение баланса прав и обязанностей).
Укрепление воинской дисциплины в частях и подразделениях - проблема сложная и многогранная, от решения которой во многом зависит уровень боеготовности воинских коллективов. Она затрагивает все стороны учебно-воспитательной и служебной деятельности, быта и отдыха личного состава. В ст. 4 ДУ ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается путем:
Воспитания у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам);
Повышения личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
Поддержания в воинской части (подразделении) внутреннего порядка, строгого соблюдения распорядка дня всеми военнослужащими;
Четкой организации боевой подготовки всего личного состава;
Проявления повседневной требовательности командиров (начальников) к подчиненным и контроля за их исполнительностью; уважения личного достоинства военнослужащих и постоянной заботы о них; умелого сочетания и правильного применения мер убеждения, принуждения и общественного воздействия коллектива;
Создания в воинской части (подразделении) необходимых материально-бытовых условий.
За состояние воинской дисциплины в воинской части (подразделении) отвечают ее командир и заместитель командира по воспитательной работе, которые должны постоянно требовать от подчиненных ее соблюдения, поощрять достойных, строго, но справедливо взыскивать с нерадивых.
Основными направлениямидеятельности командиров и органов воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) являются:
1. Повышение воспитательного воздействия боевой подготовки. Главный воспитатель - ратный воинский труд. От того, насколько эффективно он организован и каковы его цели и задачи, стимулы и результаты, зависит боевое мастерство воинов, их дисциплинированность, сплоченность воинских коллективов. Войсковая практика показывает, что отдельные командиры и их заместители по воспитательной работе, к сожалению, недооценивают воспитательного воздействия боевой подготовки на укрепление воинской дисциплины. Однако именно напряженная боевая учеба, учения и практические стрельбы, специальная и общественно-государственная подготовка личного состава имеют большое значение в воспитании его дисциплинированности, особенно если они хорошо организованы и проводятся на высоком методическом и научном уровне.
2. Поддержание в частях и подразделениях твердого уставного порядка. Определяемый законами и воинскими уставами, поддерживаемый командирами, органами воспитательной работы и всем личным составом твердый уставной порядок выступает решающим фактором боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации. Без него немыслима высокая организованность личного состава, успехи в работе по поддержанию высокой боевой готовности и повышению боевого мастерства воинов.
3. Повышение требовательности командиров и начальников всех степеней к подчиненному личному составу. Воспитание у воинов дисциплинированности неразрывно связано с постоянной уставной требовательностью командиров и начальников. В сочетании с глубокой разъяснительной работой требовательность воспитывает у подчиненных аккуратность, чувство ответственности за упущения по службе, готовность точно и беспрекословно выполнять приказы командиров и начальников, требования Военной присяги и уставов. Общевоинские уставы обязывают каждого командира (начальника) быть требовательным, не оставлять без внимания любые нарушения воинской дисциплины и порядка, принимать решительные меры к их устранению.
4. Забота об улучшении социально-бытовых условий жизни и службы военнослужащих.Сегодня вопросы социальной сферы во многих соединениях и частях выдвигаются на первый план. Как показывает войсковая практика, вопросы материально-бытового устройства, досуга и культурного обслуживания военнослужащих имеют большое значение для формирования у них навыков дисциплинированного поведения. Своевременное и полное удовлетворение материально-бытовых и культурных потребностей воинов позволяет им восстанавливать моральные и физические силы в процессе напряженной боевой учебы.
5. Обучение командиров-единоначальников практике организации воспитательной работы с личным составом. Командир-единоначальник является главной фигурой в воинском коллективе. Именно он отвечает за формирование уставных взаимоотношений, за поддержание здоровой нравственной атмосферы в воинском коллективе. Практика войск показывает, что только тот офицер в полном объеме выполняет возложенные на него ответственные обязанности, который овладел нелегким искусством воинского воспитания. При этом формы обучения практике воспитательной работы могут быть различными:
Занятия в системе командирской и общественно-государственной подготовки офицеров;
Индивидуально-воспитательная работа (обучение в процессе личного общения со старшими начальниками в частях и подразделениях);
Участие в подготовке и проведении офицерских собраний, собраний личного состава подразделений;
Подготовка и проведение вечеров вопросов и ответов, дискуссий и т. д.;
Обучение формам и методам организации воспитательной работы в ходе командирских сборов;
Обобщение и распространение передового опыта организации воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины в подразделении;
Обучение командиров всех степеней правильному использованию ими дисциплинарной практики.
6. Организация взаимодействия органов военного управления с общественными организациями и местными органами власти по вопросам обеспечения воинской дисциплины. Основными координаторами усилий должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в части (соединении) выступают командир и его заместитель по воспитательной работе. Именно они согласовывают усилия командиров подразделений, штабов, начальников родов войск и служб, служб тыла, военно-технических и медицинских работников в интересах укрепления воинской дисциплины. Важную роль в укреплении воинской дисциплины в части (подразделении) призваны сыграть комиссии, которые назначаются приказом командира на новый учебный год (аттестационная комиссия, комиссия по рассмотрению писем и жалоб, жилищная комиссия, внутрипроверочная комиссия и др.).
Укреплению воинской дисциплины могут способствовать общественные организации частей (подразделений). К ним относятся офицерские собрания, женсоветы, профсоюзные организации (группы), товарищеские суды чести офицеров и прапорщиков, нештатные военные дознаватели, комитеты солдатских матерей, ветеранские организации и др.
В укреплении воинской дисциплины необходимо использовать возможности местных органов власти, военной прокуратуры, военной комендатуры гарнизона, учреждений культуры.
Анализ и оценка состояния воинской дисциплины представляют собой многогранный процесс, который позволяет уяснить реальное положение дел в подразделении (части), вскрыть причины (условия) правонарушений и грубых дисциплинарных проступков, определить пути и меры поддержания правопорядка.
Выделяют следующие цели анализа воинской дисциплины:
Выявление реального положения дел;
Вскрытие причин и условий, способствующих нарушениям;
Определение мер воздействия на нарушителей;
Выбор путей поддержания дисциплины и правопорядка.
Основными требованиями к анализу воинской дисциплины являются объективность, всесторонность, конкретность, регулярность, системный подход.
Объективность анализа состояния воинской дисциплины предполагает изучение объективных и конкретных фактов. Непременными условиями выполнения этого требования являются обеспечение полноты исходных данных, разносторонняя информация о положении дел в подразделении (части), хорошо налаженный учет проступков, поощрений и взысканий, применяемых к военнослужащим.
Всесторонность анализа предполагает учет всех слагаемых воинской дисциплины, рассмотрение ее состояния во всех связях и отношениях по количественным и качественным показателям. При этом очень важно выполнять следующие требования:
Определить влияние воинской дисциплины на уровень боевой готовности и состояние боевой подготовки, несение боевого дежурства (боевой службы);
Проанализировать примерность всех категорий личного состава: офицеров, прапорщиков (мичманов), военнослужащих-контрактников; сержантов (старшин) и солдат (матросов);
Изучить моральную атмосферу в коллективах взводов, отделений, экипажей, расчетов;
Проанализировать действенность дисциплинарной практики офицеров, сержантов и старшин, эффективность проводимой организаторской и воспитательной работы в интересах укрепления дисциплины;
Оценить отношение личного состава к проступкам сослуживцев.
Конкретность в анализе состояния воинской дисциплины означает рассмотрение всех фактов и особенностей поведения, проступков военнослужащих с учетом соответствующих условий и особенностей обстановки. Конкретность предполагает также дифференцированный подход к анализу состояния воинской дисциплины среди различных категорий военнослужащих, определению вклада каждого из них в поддержание порядка и организованности, создание здоровой морально-нравственной обстановки в коллективе.
Системный подход к анализу предполагает выявление и учет всех явлений и факторов, влияющих на состояние воинской дисциплины. Он охватывает все стороны служебной деятельности, учебной и воспитательной работы, быта и отдыха личного состава.
Методика анализа воинской дисциплины в подразделении - это своего рода исследование, имеющее свою специфику и направленность. Оно включает в себя следующие элементы:
Сбор, систематизацию и классификацию данных о состоянии воинской дисциплины;
Выяснение количества и характера происшествий, преступлений, грубых нарушений воинской дисциплины;
Выявление взаимозависимости причин дисциплинарных проступков.
Анализ состояния воинской дисциплины проводится в определенной последовательности и включает в себя ряд этапов:
1. Подготовительный этап: определение содержания, целей, методики анализа, распределение задач и обязанностей по его проведению между исполнителями.
2. Основной этап (проведение анализа): сбор фактического материала, его обработка, систематизация, оценка дисциплинарной практики и действенности воспитательной работы.
3. Завершающий этап (оценка результатов анализа): выводы, разработка предложений и рекомендаций по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины
Основными источниками информации о состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) являются:
Результаты проверок состояния боевой готовности, несения боевого дежурства, караульной и внутренней служб;
Отношение личного состава к выполнению учебно-боевых задач во время учений, походов, боевых стрельб и пусков ракет;
Личные наблюдения за поведением воинов в ходе служебной деятельности и общения с ними в неформальной обстановке;
Доклады командиров (начальников) всех степеней о состоянии воинской дисциплины, морально-нравственной атмосфере, взаимоотношениях в коллективе, настроениях и запросах военнослужащих;
Доклады лиц суточного наряда;
Индивидуальные и групповые беседы, проводимые с различными категориями военнослужащих;
Участие командиров (начальников) в проведении офицерских собраний, служебных, воспитательных, культурно-досуговых и спортивных мероприятий;
Изучение служебных карточек, постовых ведомостей, книг амбулаторного приема и историй болезни подчиненных, рапортов должностных лиц суточного наряда;
Анализ приказов, материалов расследований и подведения итогов в подразделении (части) по вопросам воинской дисциплины;
Документы, поступающие из прокуратуры, от военных комендантов и местных органов власти о правонарушениях военнослужащих;
Результаты контроля и проверки выполнения требований законов, общевоинских уставов, приказов, директив и распоряжений, распорядка дня, состояния внутреннего порядка и материально-бытового обеспечения военнослужащих;
Письма, жалобы, заявления личного состава, родителей военнослужащих, обращения общественных организаций (комитетов солдатских матерей) и др.
Для сбора информации о состоянии воинской дисциплины применяются следующие методы: наблюдение, анализ документов, индивидуальные и групповые беседы, переписка с родителями военнослужащих, школами и другими учреждениями, анализ докладов офицеров, прапорщиков (мичманов) и младших командиров о состоянии воинской дисциплины в подразделении и о взаимоотношениях между военнослужащими.
При проведении анализа состояния воинской дисциплины в подразделении необходимо осуществить систематизацию информации, сгруппировать ее по видам происшествий, преступлений, а также грубых дисциплинарных проступков, определить, как она оказывает влияние на состояние боевой готовности, службу войск и общее состояние воинской дисциплины.
В процессе анализа состояния воинской дисциплины следует дать оценку дисциплинарной практике и действенности воспитательной работы. При этом важно организовать информационное взаимодействие с личным составом и руководством других подразделений (частей). Все это делается для того, чтобы не только правильно оценить, но и спрогнозировать тенденции состояния воинской дисциплины и на этой основе выработать управленческие решения профилактической направленности.
Особое внимание при анализе причин нарушения воинской дисциплины необходимо уделять мотивации правонарушений. Один из незыблемых постулатов римского права гласит: «Совершил тот, кому выгодно». Поэтому в анализе мотивационной сферы недисциплинированных военнослужащих и лежит ключ к пониманию истинных причин совершаемых ими проступков, происшествий и преступлений. Как показывает войсковой опыт, основными мотивами, побуждающими военнослужащих к нарушению законов и воинских уставов, являются:
Корыстные цели;
Отрицательные черты характера (грубость, эгоизм, невыдержанность, малодушие);
Отрицательные традиции и привычки, приобретенные еще до призыва на военную службу;
Семейные неурядицы;
Физические недостатки, болезненное состояние, переутомление и нарушения психики;
Протест против неуставных взаимоотношений в подразделениях (частях) и др.
В результате анализа и оценки состояния воинской дисциплины в подразделении командир получает данные, всесторонне характеризующие реальное положение дел и необходимые как для подведения итогов, так и для обоснования принятия решений, профилактических мер и дисциплинарной практики.
Подведение итогов состояния воинской дисциплины осуществляется в подразделении еженедельно, а в части ежемесячно, за полугодие и год на собраниях личного состава, совещаниях офицеров, прапорщиков (мичманов) или сержантов (старшин).
С докладом «О состоянии воинской дисциплины в подразделении (части) и мерах по ее укреплению» выступает командир или один из его заместителей. Содержание доклада, как правило, включает:
Общую оценку состояния воинской дисциплины и результативности проводимой работы по ее укреплению; основные данные, характеризующие ее состояние;
Индивидуальные и коллективные примеры добросовестного отношения к исполнению воинского долга и служебных обязанностей;
Факты успешного выполнения задач;
Примеры действий военнослужащих, позволивших предотвратить возможные проступки и оказавших положительное влияние на состояние дисциплины в подразделении;
Предложения, внесенные личным составом в целях улучшения воинского порядка и повышения эффективности мер поих реализации;
Информацию о мероприятиях, проведенных по плану поддержания правопорядка и укрепления воинской дисциплины, их результатах, об участии в них военнослужащих подразделения;
Характеристику положительных тенденций в поведении отдельных военнослужащих и анализ динамики состояния воинской дисциплины в подразделении;
Факты о нарушениях воинской дисциплины,их причины, негативные последствия, нанесенный моральный и материальный ущерб;
Перечисление мер, необходимых для ликвидации негативных последствий дисциплинарных проступков.
В докладе также дается оценка каждому отделению, взводу, роте; прогноз командира о возможном развитии состояния воинской дисциплины (предпосылки к улучшению или ухудшению); ставятся задачи по укреплению состояния воинской дисциплины должностным лицам подразделения (по категориям); анализируются недостатки в работе сержантов, прапорщиков (мичманов) и офицеров (на совещаниях с данной категорией военнослужащих).
После постановки конкретных задач командир подразделения (части) оставляет только офицеров, прапорщиков (мичманов), младших командиров и продолжает подведение итогов по категориям должностных лиц. Вначале дается оценка сержантскому составу в присутствии офицеров, затем итоги подводятся с прапорщиками (мичманами) и офицерами. При этом анализируется и оценивается:
Уровень исполнительской дисциплины, своевременность и качество выполнения приказов и распоряжений старших начальников; личная примерность в выполнении требований уставов и функциональных обязанностей;
Случаи необъективных докладов или сокрытия фактов нарушения воинской дисциплины среди подчиненных;
Роль командиров в поддержании уставного порядка в подразделении, соблюдении формы одежды и распорядка дня;
Организация командирами занятий по боевой, специальной, общественно-государственной подготовке, участие командиров в дисциплинарной практике, соблюдение ими законности и уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными;
Работа командиров по привитию подчиненным уважения к службе, удовлетворениюих нужд и запросов, обучению и воспитанию.
В заключение подведения итогов командир подразделения (части) оценивает персональный вклад каждого сержанта, прапорщика (мичмана), офицера в поддержание уставного порядка и укрепление воинской дисциплины в подразделении, ставит конкретные задачи на перспективу.