Нормы ТБО: накопление, сбор и вывоз. Постановление правительства об утверждении правил вывоза мусора
В настоящее время проводится большая нормативная работа в сфере обращения с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами. Ниже приведены некоторые нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности и применяемые на практике.
Наименование и реквизиты НПА |
Сфера применения |
Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 |
утверждает правила определения региональными органами нормативов накопления ТКО |
Постановление Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 |
устанавливает правила проведения властями субъектов РФ конкурса для выбора регионального оператора, который возьмет на себя обязанность и ответственность за вывоз ТБО |
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 |
определяет систему, принципы и методы регулирования тарифов на услуги по обращению с ТКО, на которые должны ориентироваться органы исполнительной власти субъектов РФ |
Постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572 |
упорядочивает уборку мест погрузки отходов |
Постановление Правительства РФ от 18.10.2018 № 1245 |
вводит квоту на количество малых и средних предприятий среди региональных операторов ТКО (15 %) |
Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р |
утверждает перечень отходов с полезными компонентами, в отношении которых нельзя проводить захоронение |
Указывается ли вывоз ТБО в квитанции
Самым главным изменением для потребителей в сфере обращения с отходами является то, что с 2018 — 2019 года вывоз ТБО стал самостоятельным видом коммунальных услуг. До этого сбор и вывоз твердых отходов входил в содержание общедомового имущества, но с 2018 — 2019 года по этой графе оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Вывод! Таким образом, в квитанции, выставляемой к оплате жильцам многоквартирного или собственного дома, появилась новая графа — вывоз ТБО. Об этом же говорится и в письме Минстроя России от 22.02.2017 № 5554-АТ/04.
Размер платы за данный вид услуг рассчитывается по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее — правила № 354).
Оформление вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в 2018 — 2019 году
Согласно п. 148 (1) правил № 354 предоставление услуг по обращению с ТКО осуществляется по договору возмездного оказания услуг. Его особенности состоят в следующем:
- Договор заключается между региональным оператором и жильцами МКД / частного сектора (ЧС), управляющими жильем субъектами права (управляющей организацией, ТСЖ), предпринимателями и юрлицами, осуществляющими свою деятельность в помещениях ЧС и МКД. Об обязанности последних оформлять договоры см. Письмо Росприроды России от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ.
- Услуги по вывозу и утилизации ТБО, их захоронению оплачивают и собственники нежилых помещений (кроме владельцев машиномест в МКД).
- Договор заключается в письменном виде или путем совершения конклюдентных действий.
- Договор может быть заключен на срок присвоения организации статуса регионального оператора (от 10 лет) или меньше. Если мусоровывозящая компания утратила указанный статус, то договор автоматически перезаключается с ее правопреемником.
- Согласно п. 39 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156), договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.
Обратите внимание! Форма типового договора содержится в правилах № 1156.
Код услуги «вывоз мусора» по ОКВЭД, ОКПД2
ОКПД2 был введен приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14 и заменил собой ОКПД, ОКУН и ОКП. Тем же приказом № 14 был введен ОКВЭД2 — вместо ОКВЭД 2001 и 2007 годов.
Между этими классификаторами - ОКПД2 и ОКВЭД2 - имеются определенные различия:
Объект классификатора |
вид продукции |
вид деятельности |
Способ присвоения кодировки |
самостоятельно самим хозяйствующим субъектом |
регистрирующим органом посредством фиксации в общедоступном реестре |
Сфера применения |
используется при размещении госзаказов, обеспечении системы государственной контрактации |
используется для кодирования информации в информационной системе ЕГРЮЛ |
При этом все указанные коды используются для разработки нормативных актов, регулирующих ту или иную экономическую деятельность, подготовки статистической информации на международном уровне и т.д.
Обратите внимание! Услуга «вывоз ТБО» по ОКПД2 входит в группировку 38, вывоз ТБО по ОКВЭД также находится в группировке 38.
При этом формулировка «вывоз мусора» или «вывоз ТБО» в ОКПД2 и ОКВЭД отсутствует, вместо нее применяется термин «удаление отходов».
Отсутствует в кодировках и формулировка «прием ТБО», вместо нее используется понятие «сбор отходов».
Коды ОКПД2 для проведения госзакупки на услугу по сбору (приему) и вывозу ТБО
Органы исполнительной и муниципальной власти при необходимости проводят тендер на заключение контракта на сбор и вывоз ТБО с ИП или организацией, имеющей соответствующую лицензию. С 01.01.2018 тендеры на заключение договоров о сборе и транспортировке ТКО находятся в ведении региональных операторов (торги осуществляются по правилам Закона № № 44-ФЗ).
Обратите внимание! В аукционной документации кроме основных сведений о требованиях к участникам, списку необходимых документов и т.д., в том числе указывается код ОКПД2 услуги, которую закупает организатор госзакупки:
- для услуги по вывозу ТБО используется код ОКПД2 38.11.11 «Cбор неопасных отходов городского хозяйства, пригодных для повторного использования: картона, бумаги, пластмассы и т. п.»;
- если нужно собрать и увезти мусор, непригодный для повторного использования, то по ОКПД2 вывоз мусора ТБО будет обозначаться кодом 38.11.21;
- если нужно обработать мусор, утилизировать его, то берутся коды из раздела 38.2.
Обратите внимание! Классификатор содержит коды и для отдельных видов отходов. Например, отходы стекла обозначаются кодом 38.11.51. А вывоз твердых бытовых медицинских и прочих опасных биологических отходов обозначен кодом 38.12.11.
Вывод! Таким образом, коды ОКПД2 для вывоза ТБО в 2018 - 2019 году остались прежними, но в самом классификаторе появились новые услуги. Например, услуги по обращению с отработавшим ядерным топливом (код 38.22.11.100).
Вывоз твердых бытовых отходов стал одной из коммунальных услуг. Это связано с меняющимся экологическим законодательством: государство стало принимать меры по сокращению объемов ТКО и их переработке.
Наступил 2016 год, и пора поговорить об уже вступивших в силу изменениях законодательства в сфере вывоза бытовых отходов , которые теперь стали отдельной коммунальной услугой. Рассмотрим, какие проблемы могут возникать на пути реализации этой сферы услуги и как их можно решить.
Напоминаем, что с 1 января 2015 года вступил в силу ФЗ №458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ».
Согласно новому закону, с 1 января 2016 года плата за вывоз твёрдых бытовых отходов перестала входить в состав ставки за содержание общего имущества МКД и выделена как отдельная коммунальная услуга. Эта сфера деятельности теперь будет лицензирована, и у каждого региона появится своя программа её реализации и свой оператор по вывозу ТКО.
Региональная программа
Раньше транспортировкой, вывозом, сбором и утилизацией бытовых отходов занимались разные организации. То есть собирать мусор могла управляющая компания, вывозить отходы - какая-нибудь другая организация, а утилизировать - третья. Весь этот процесс не был сосредоточен в руках одной организации. Теперь решено систематизировать этот процесс и передать в руки одного юридического лица - регионального оператора по вывозу мусора .
- выбрать регионального оператора по вывозу ТКО;
- установить предельные тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение мусора, а также определить единую ставку на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ;
- утвердить региональную программу по обращению с ТКО;
- разработать и утвердить территориальную схему по обращению с отходами.
В региональную программу должны входить:
- целевые показатели;
- список мероприятий для организации и софинансирования объектов сбора мусора, выявления мест несанкционированного размещения отходов ;
- сведения об источниках финансирования;
- другие вопросы.
В территориальную схему обращения с ТКО должны входить данные о:
- местоположении источников образования ТКО;
- количестве образующихся отходов с классификацией по видам и степени опасности;
- целевых показателях;
- местоположении сбора и накопления мусора;
- местоположении объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию ТКО;
- схеме потоков отходов, включая ТКО.
Возможные проблемы, связанные с обращением с ТКО
С 1 января 2016 года поменялась схема договорных отношений. В соответствии со ст.1 ФЗ №458 региональный оператор должен заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками помещений в МКД . Согласно ст.161 ЖК РФ договор на вывоз мусора является публичным. Поэтому его заключение с региональным оператором является обязательным для управляющих компаний и ТСН.
Так как региональный оператор по вывозу мусора оказывает коммунальную услугу , то он автоматически становится ресурсоснабжающей организацией. Следовательно, после заключения прямого договора между региональным оператором и собственниками помещений в МКД, в его обязанности будет также входить выставление квитанций и сбор платы за вывоз ТКО.
А это очередная головная боль и дополнительные расходы для данной ресурсоснабжающей организации . Кроме того, как и всем РСО региональному оператору также придётся раскрывать информацию о своей деятельности на Реформе ЖКХ и в ГИС ЖКХ после его вступления в силу с 1 июля 2016 года.
Расставил всё на свои места Высший арбитражный суд. Судья посчитал, что управляющая компания не может быть привлечена к ответственности за ведение деятельности по сбору ТКО без лицензии по нескольким причинам (Постановление Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 №16692/10).
Во-первых, УК не должны получать лицензию на сбор ТКО, так как это не является осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД . Во-вторых, перемещение работниками УК отходов из мусоропроводов МКД в мусоровозы регионального оператора не является деятельностью по сбору отходов.
Таким образом, в обязанности управляющей компании и товарищества входит только деятельность по накоплению мусора и его временного складирования (на срок не более 6-11 месяцев) в местах, обустроенных для этого по требованию законодательства, для его дальнейшей транспортировки в пункты утилизации и обезвреживания.
Другим проблемным вопросом остаётся установление точки поставки коммунального ресурса, а также определение границ эксплуатационной ответственности для УК и регионального оператора. И хотя всё это закреплено в Постановлении Правительства РФ №491 от 13.08.2006 года , но на практике зачастую даёт сбой. Законодатель хочет, чтобы каждая сторона этого процесса приняла в обслуживание то, что висит у неё на балансе. Вот тут и начинаются расхождения.
Региональный оператор начинает предоставлять свои услуги по вывозу ТКО от контейнерной площадки. К ним есть свои требования по содержанию в надлежащем состоянии, которые утверждены в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» .
Согласно этим требованиям, мусорные контейнеры должны размещаться на специально оборудованных площадках с бетонным или асфальтовым покрытием. Также они должны быть ограждены бордюром, по периметру которого высажены зеленые насаждения. Обязательно должен быть предусмотрен подъездной путь для автотранспорта, собирающего и вывозящего мусор.
На сегодняшний день пока ещё сбором денег за вывоз мусора занимается управляющая компания или ТСН, которые по инерции обслуживают контейнерные площадки. Но уже сейчас в квитанциях потребителей ЖКУ плата за вывоз ТКО выделяется в отдельную строку коммунальной услуги. Соответственно, эти деньги перестанут попадать в руки управляющей компании. Возникает вопрос, за чей счёт будут обслуживаться контейнерные площадки?
Если опять же обратиться к закону, то там сказано, что за содержание контейнерных площадок ответственность несут физические и юридические лица, а также ИП, которым данные объекты принадлежат на праве собственности, аренды, управления или другом вещевом праве. Однако, как показывает практика, в большинстве регионов нашей страны контейнерные площадки не принадлежат никому, ни собственникам помещений в МКД, ни муниципалитетам. Как быть в этом случае?
Согласно Постановлению Правительства РФ №290 от 03.04.2013 года управляющая компания или ТСН обслуживает контейнерные площадки только в том случае, если они расположены на территории, входящей в состав общего имущества МКД . Поэтому, прежде всего, необходимо оформить контейнерные площадки в собственность, после чего определить их как общее имущество собственников помещений в МКД. Для оформления нужно иметь сформированный земельный участок. Также понадобится соответствующее решение ОСС (ПП РФ №491 от 13.08.2006
8.5.1. Система обращения с отходами на территории города включает комплекс мер по рациональному сбору, вывозу и утилизации твердых бытовых, в том числе крупногабаритных, жидких бытовых и пищевых отходов.
8.5.2. Порядок организации деятельности в области обращения с отходами, в том числе порядок сбора отходов, требования к конструкции контейнеров, к размещению контейнерных площадок, иных мест хранения отходов, порядок организации вывоза и утилизации твердых бытовых отходов определяется администрацией муниципального образования город Тула.
8.5.3. Сбор и вывоз отходов производства и потребления должен осуществляться по бестарной и контейнерной системе в установленном порядке.
8.5.4. Физические и юридические лица обязаны собирать бытовой мусор и другие отходы в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами.
8.5.5. Физическим и юридическим лицам на территории общего пользования муниципального образования запрещено:
Сжигать отходы производства и потребления.
Складировать отходы, образовавшиеся во время ремонта, в места временного хранения отходов, мусоросборники, на контейнерных площадках, предназначенных для хранения ТБО.
8.5.6. Физические и юридические лица обязаны осуществлять вывоз отходов способами, исключающими возможность их потери при перевозке, создания аварийной ситуации, причинения транспортируемыми отходами вреда здоровью людей и окружающей среде.
8.5.7. Вывоз опасных отходов может быть осуществлен только организациями, имеющими лицензию, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
8.5.8. Вывоз жидких нечистот собственники или иные законные владельцы земельных участков, зданий, строений и сооружений обязаны производить по договорам или разовым заявкам организациям, имеющим специальный транспорт.
8.5.9. Собственники жилых домов, организаций торговли и общественного питания, культуры, детских и лечебных заведений, иных предприятий, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, обязаны обеспечивать подъезды непосредственно к выгребным ямам, мусоросборникам и контейнерным площадкам.
Запрещается установка мусоросборников и контейнерных площадок в местах, не позволяющих обеспечить непосредственный подъезд к ним.
8.5.10. Вывоз пищевых отходов следует осуществлять с территории ежедневно. Остальной мусор рекомендуется вывозить систематически, по мере накопления, но не реже одного раза в два дня, а в периоды года с температурой выше 14 градусов - ежедневно.
8.5.11. Запрещается содержание и эксплуатация санкционированных мест хранения и утилизации отходов с нарушением настоящих Правил и иных норм действующего законодательства.
Запрещено складирование нечистот на проезжую часть улиц, тротуары и газоны.
8.5.12. При очистке смотровых колодцев, подземных коммуникаций грунт, мусор, нечистоты необходимо складировать в специальную тару с немедленной вывозкой силами организаций, занимающихся очистными работами.
8.5.13. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности обязаны обеспечивать своевременный вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора (далее по тексту - ТБО), образуемых ими в процессе хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности, самостоятельно (в строгом соответствии с санитарными правилами и нормами) либо путем заключения договоров на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку твердых бытовых отходов.
8.5.14. В случае если производитель отходов, осуществляющий свою бытовую и хозяйственную деятельность на земельном участке, в здании, строении, сооружении, в жилом или нежилом помещении на основании договора аренды или иного соглашения с собственником, не организовал сбор, вывоз и утилизацию отходов самостоятельно, сбор, вывоз и утилизацию отходов данного производителя отходов обязаны производить собственники вышеперечисленных объектов недвижимости.
8.5.15. Контроль за соблюдением подраздела 8.5. настоящих Правил всеми физическими и юридические лицами осуществляется уполномоченным органом органа местного самоуправления.
В случае принятия решения о вывозе образуемых всеми физическими и юридические лицами в процессе производственной, хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора самостоятельно, без привлечения третьих лиц (специализированного предприятия, имеющего лицензию на сбор и транспортировку ТБО), они обязаны представлять в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу ТБО с указанием способа, периодичности, объема и места вывоза, а так же лицензию специализированной организации.
8.5.16. Договоры на сбор и вывоз ТБО (в случае отсутствия возможности самостоятельно и надлежащим образом, в соответствии с установленными санитарными нормами и правилами, обеспечивать сбор и вывоз твердых бытовых отходов) заключаются физическими и юридическими лицами со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор, транспортировку и утилизацию твердых бытовых отходов.
8.5.17. Вновь зарегистрированные организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, в том числе гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, в течение месяца со дня их государственной регистрации обязаны заключить договор на вывоз ТБО со специализированным предприятием, имеющим лицензию на сбор и транспортировку ТБО, либо (в указанный срок) и представлять на согласование в уполномоченный орган местного самоуправления план мероприятий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
8.5.18. В случае, если по месту нахождения организации договор на вывоз ТБО заключен собственником и (или) владельцем здания, строения, сооружения, помещения, вновь образованное юридическое лицо предоставляет копию договора, заключенного указанными лицами со специализированной организацией.
8.5.19. Договор на вывоз ТБО заключается с учетом норм накопления и тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, утвержденных решением Тульской городской Думы, действующих на момент заключения договора. При изменении норм накопления ТБО в договор на вывоз твердых бытовых отходов должны быть внесены соответствующие изменения.
8.5.20. Запрещено заключение договора подряда на вывоз ТБО с организацией, не имеющей лицензии на данный вид деятельности.
8.5.21. Физическим и юридическим лицам запрещается производить сброс ТБО в не отведенных для этих целей местах, включая контейнеры для сбора ТБО, на вывоз мусора с которых не заключен договор.
8.5.21.1. Запрещается складирование крупногабаритного мусора около мусорных камер многоквартирных жилых домов.
8.5.22. Уборку просыпавшегося мусора при погрузочно-разгрузочных работах и его дальнейшей транспортировке обязаны осуществлять специализированные организации с которыми заключен договор на вывоз ТБО, либо собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственностисамостоятельно.
8.5.23. Торговое (торгово-промышленное) предприятие (комплекс), осуществляющее сдачу в аренду торговых мест, самостоятельно несет ответственность за сбор и вывоз ТБО с территории предприятия (комплекса).
8.5.24. Решение о прекращении сбора твердых бытовых отходов в определенном месте принимается заказчиком и исполнителем по договору на вывоз ТБО в соответствии с его условиями и действующим законодательством.
8.5.25. Физические и юридические лица обязаны предоставлять по запросу органов местного самоуправления, специализированных предприятий, управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК или иного органа управления многоквартирным домом, копии заключенных договоров на вывоз ТБО и (или) КГО и иные документы, подтверждающие факт исполнения данных договоров.
8.5.26. В случае самостоятельного вывоза, подтверждающим документом вывоза и утилизации ТБО и иного мусора на полигон является отметка о приеме мусора на полигоне и расчет норм накопления, утвержденный в установленном порядке. Периодичность самостоятельно вывоза должна соответствовать нормам действующих СанПиН.
8.5.27. Отсутствие заключенных договоров на вывоз отходов и (или) отсутствие талонов сдачи отходов на полигон ТБО и (или) КГО (или корешков актов приема отходов в организации, обслуживающей полигон ТБО и (или) КГО) является основанием для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
8.5.28. Требования по сбору твердых бытовых отходов.
8.5.28.1. Все организации и собственники (владельцы) индивидуальных жилых домов обязаны предусмотреть места для накопления и сбора твердых бытовых отходов, обеспечивать их вывоз и утилизацию (захоронение) в порядке, установленном муниципальным образованием город Тула.
8.5.28.2. Обращение с твердыми бытовыми отходами, образующимися в результате жизнедеятельности населения и деятельности хозяйствующих субъектов, должно обеспечивать уменьшение количества и объемного веса отходов, вовлечение их в хозяйственный оборот. Захоронение твердых бытовых отходов должно осуществляться после отбора утильных фракций (обеспечиваемого раздельным сбором твердых бытовых отходов либо их первичной обработкой, включающей сортировку) и прессования не перерабатываемого остатка.
8.5.28.3. Собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории муниципального образования, обязаны заключать договоры на вывоз и утилизацию ТБО и КГМ со специализированными организациями и предприятиями:
От имени собственников имущества в многоквартирных жилых домах - управляющие организации;
Собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов – самостоятельно;
От имени предприятий, учреждений организаций - руководители предприятий, учреждений, организаций.
Организация сбора ТБО и КГМ:
8.5.28.4. Бытовой мусор и другие отходы должны собираться в мусоросборники и контейнеры, установленные на специально оборудованных площадках с твердым покрытием, размещенных в соответствии с санитарными правилами и нормами. Уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют собственники частных домовладений, собственники имущества в многоквартирных жилых домах, балансодержатели государственного, муниципального и ведомственного жилого фонда, гаражно-строительные кооперативы, гаражные и садоводческие общества, индивидуальные предприниматели, организации, предприятия и учреждения всех форм собственности в соответствии с заключенным договором.
8.5.28.5. Ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГМ в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается:
На территории многоквартирных жилых домов – на управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;
В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов;
На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – на данных физических или юридических лиц.
8.5.28.6. Сбор и временное хранение отходов производства промышленных предприятий осуществляется силами этих предприятий в специально оборудованных для этих целей местах, расположение которых согласовывается в установленном законом порядке. Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, должны иметь установленные специально уполномоченными органами в области охраны окружающей среды нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
В случаях, когда в соответствии с действующими нормами и правилами невозможно устройство контейнерной площадки, организацией по согласованию с территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, определяются места временного хранения отходов.
8.5.28.7. Складирование отходов на территории предприятия, организации вне специально отведенных мест и превышение разрешенного к временному накоплению количества отходов запрещается. Временное складирование растительного и иного грунта разрешается только на специально отведенных участках.
8.5.28.8. Запрещается бросать в урны и контейнеры жидкие бытовые отходы, песок, крупногабаритные и строительные материалы, землю, смет, непогашенные угли, тлеющие материалы, отходы горюче – смазочных материалов.
8.5.28.9. Вывоз ТБО и КГМ осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности, в сроки, установленные в графике (приложение к договору на вывоз ТБО и КГМ). Ответственность за несоблюдение графика несут специализированные организации.
8.5.29. Контроль за соблюдением графика вывоза и объемов ТБО осуществляют управляющие организации или другие организации и предприятия, заключившие договоры на вывоз мусора.
8.5.30. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют:
На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находятся мусоросборники.
8.5.30.1. Контейнерные площадки должны постоянно содержаться в чистоте и техническом исправном состоянии организацией, в ведении которой она находится.
8.5.30.2. Контейнеры должны быть в технически исправном состоянии, покрашены и иметь маркировку с указанием владельца. Замена контейнеров для сбора ТБО проводится по мере необходимости либо по предписанию уполномоченного органа местного самоуправления.
8.5.30.3. В случае нарушения конструкции контейнеров, ограждения, водонепроницаемого покрытия контейнерной площадки, ремонт должен осуществляться сразу после обнаружения неисправности.
8.5.30.4. Окраска контейнеров масляными составами должны осуществляться по мере необходимости (но не реже 1 раза в год).
8.5.30.5. Запрещается устанавливать контейнеры на проезжей части, тротуарах, газонах, в проходных арках домов.
8.5.30.6. Допускается изготовление контейнерных площадок закрытого типа по индивидуальным проектам (эскизам), разработанным и согласованным в установленном порядке и с органом местного самоуправления.
8.5.30.7. На автозаправочных станциях (АЗС)- контейнеры для сбора ТБО должны быть оборудованы крышками (запираться на замки).
8.5.30.8. Удаление с контейнерной площадки и прилегающей к ней территории отходов производства и потребления, высыпавшихся при выгрузке из контейнеров мусоровывозящим транспортом, обязаны производить работники организации, осуществляющей вывоз отходов.
8.5.31. На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта, у входов в магазины, предприятия сферы обслуживания, офисные помещения юридических и физических лиц, имеющие отдельные входы, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и т.п. устанавливаются в достаточном количестве урны для мусора. Установка урн для мусора и своевременная их очистка (содержание) осуществляется:
На площадях и улицах, в садах, парках, на рынках, остановках общественного транспорта – лицами, в обязанность которых входит уборка соответствующих территорий, улиц, площадей, садов, парков, рынков, остановок.
У входов в магазины, на предприятия сферы обслуживания, в офисные помещения юридических и физических лиц, у объектов с кратковременным сроком эксплуатации и иных объектов - юридическими и физическими лицами, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность в указанных объектах.
8.5.31.1. Урны (баки) должны содержаться в исправном и опрятном состоянии, промываться и дезинфицироваться лицами, на которых возложена обязанность по уборке территории, на которой расположены урны (баки) не реже одного раза в месяц.
8.5.32. Утилизация отходов производства осуществляется по разрешению специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и при наличии лицензии на прием и захоронение отходов.
8.5.33. Единственным местом захоронения ТБО на территории муниципального образования город Тула является полигон ТБО, предусмотренный по адресу: г. Тула, ул. Новомосковская, 68 (7-ой км).
8.5.34. Производственные отходы I - III классов опасности, биологические отходы, медицинские, радиологические, ртутьсодержащие изделия (аккумуляторы, автомобильные шины, ртутные и люминесцентные лампы и т.д.), собираются и утилизируются в порядке, установленном законодательством. Лица, утилизирующие указанные выше отходы должны иметь отдельные договоры на их утилизацию.
8.5.35. Для последующей утилизации отходов I - III классов опасности должны быть определены места для временного хранения указанных отходов. Складирование такого рода отходов на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах запрещается.
8.5.36. Для складирования крупногабаритного, строительного мусора должны быть определены места (по согласованию с органами местного самоуправления и территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия прав человека по Тульской области) и организованы специальные контейнерные площадки.
8.5.37. Ответственность за складирование крупногабаритного, строительного мусора, а также отходов I - III классов опасности на территории муниципального образования город Тула вне специально отведенных местах несут:
На территории многоквартирных жилых домов – управляющие организации, в ведении которых находятся жилые дома, жители которых осуществляют пользование контейнерной площадкой;
В зоне застройки индивидуальными жилыми домами – собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов;
На иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц – предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты, в ведении которых находится соответствующая территория.
8.5.38. Крупногабаритный мусор (КГМ).
8.5.38.1. Сбор крупногабаритных бытовых отходов осуществляется в специальные места для сбора крупногабаритных бытовых отходов, обозначенные соответствующим указателем.
8.5.38.2. Вывоз крупногабаритных бытовых отходов осуществляется на основании договора, заключенного со специализированной организацией по вывозу отходов либо подрядной организацией по обслуживанию жилищного фонда мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом. Вывоз утильных фракций осуществляется на предприятия по переработке (обработке) отходов, других отходов - на полигон.
8.5.38.3. Договоры на вывоз и утилизацию КГМ со специализированными организациями и предприятиями заключают лица согласно пункта 8.5.16. к настоящим Правилам.
8.5.38.4. Ответственность за сбор КГМ в контейнеры, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м возлагается на лица согласно пункта 8.5.17. к настоящим Правилам.
8.5.39. Проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок для сбора КГМ, в том числе регулирование количества контейнеров на них осуществляют лица согласно пункта 8.5.22. к настоящим Правилам.
8.5.40. Жидкие бытовые отходы (ЖБО).
8.5.40.1. Для сбора жидких бытовых отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые уборные, имеющие водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций.
8.5.40.2. Объем и необходимое количество выгребов устанавливается исходя из нормы накопления жидких бытовых отходов и количества жителей.
8.5.40.3. Жидкие бытовые отходы из мест сбора вывозятся ассенизационным транспортом к месту утилизации.
Осуществлять складирование, хранение, утилизацию и обращение с ТБО, КГМ и ЖБО с нарушением порядка, установленного разделом 8 к настоящим Правилам;
Оставлять на территориях общего пользования ТБО и (или) КГМ, за исключением случаев, когда для данных юридических и физических лиц оборудовано специальное место для приема ТБО и (или) КГМ;
Использовать места складирования мусора, не установленные заключенным договором на вывоз ТБО и (или) КГМ;
Засорять общественные места различного рода мусором (окурки, бумага, бутылки и т.д.);
Устанавливать на территориях домовладений и многоквартирных домов дополнительные контейнеры для обслуживания специализированными предприятиями коммерческих и торговых организаций и учреждений без согласования с органами местного самоуправления и организацией, обслуживающей жилой фонд;
Препятствовать размещению службами жилищно-коммунального хозяйства контейнерных площадок и отдельных контейнеров на территориях, где их установка не противоречит требованиям СанПиН и настоящим Правилам;
Пользоваться контейнерами, расположенными на территориях общего пользования, размещенными в жилищном фонде всех форм собственности без согласования с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК или иными органами управления многоквартирными домами.
8.5.42. Лица, разместившие отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, обязаны за свой счет производить уборку и очистку данной территории, а при необходимости - рекультивацию земельного участка.
8.5.43. В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в местах, специально не отведенных для указанных целей, удаление таких отходов и рекультивацию территорий производить за счет лиц, обязанных обеспечивать уборку данной территорий в соответствии с 8.2.2. настоящих Правил.
8.5.44. В случае если физическими и юридическими лицами, перечисленными в пункте 8.5. настоящих Правил, не обеспечивается своевременный сбор и вывоз ТБО, они несут административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
В последнее время экологическое сообщество буквально лихорадит от одновременного принятия нескольких серьезных нормативно-правовых актов, перестраивающих всю систему экологического контроля и надзора в России. Так, накануне Нового года мы получили неожиданный законодательный «подарок» — Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 458-ФЗ). Этот документ кардинально меняет систему обращения с отходами, затрагивая фундаментальные понятия и принципы экологического права.
Мы не будем подробно останавливаться на всех изменениях, предусмотренных Федеральным законом № 458-ФЗ . Отметим только, что они коснулись практически всех аспектов обращения с отходами: были затронуты вопросы права собственности на отходы, порядка лицензирования деятельности по обращению с отходами , профессиональной подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами, и многое другое. Кроме того, изменениям была подвергнута и терминология, применяемая в области обращения с отходами.
Нововведения коснулись и наиболее часто образуемых отходов — твердых бытовых. Так, в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) появился новый термин для данной категории отходов:
Извлечение
Статья 1. Основные понятия
[…]
твердые коммунальные отходы
— отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;
[…]
Кроме того, в указанную статью были введены новые термины, касающиеся обращения с ТКО:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 1. Основные понятия
[…]
норматив накопления твердых коммунальных отходов
— среднее количество твердых коммунальных отходов, образующихся в единицу времени;
[…]
оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
— индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами
[…] — оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами — юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению
с твердыми коммунальными отходами с собственником
твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора
;
[…]
баланс количественных характеристик образования, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации
— соотношение количества образовавшихся твердых коммунальных отходов и количественных характеристик их утилизации, обезвреживания, захоронения, передачи в другие субъекты Российской Федерации (поступления из других субъектов Российской Федерации) для последующих утилизации, обезвреживания, захоронения;
[…]
Таким образом, привычный для нас термин «твердые бытовые отходы (ТБО)» был заменен на «твердые коммунальные отходы (ТКО)» . На наш взгляд, новый термин в большей степени отвечает сложившейся экологической практике. Кроме того, в сферу обращения с отходами были введены совершенно новые понятия оператора по обращению с ТКО и регионального оператора по обращению с ТКО , под которыми понимаются организации коммунального комплекса.
В соответствии с Федеральным законом № 458-ФЗ с 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен ст. 13.2, которая содержит требования к разработке и реализации региональных программ в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Такая программа должна будет включать значения целевых показателей в области обращения с отходами (в т.ч. с ТКО), достижение которых обеспечивается в результате реализации программы, перечень мероприятий по обращению с отходами (в т.ч. с ТКО) с указанием ожидаемых результатов, а также информацию о финансировании данных мероприятий. Указанные мероприятия должны быть направлены на стимулирование строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов (в т.ч. ТКО); софинансирование строительства объектов по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов от использования товаров; стимулирование утилизации отходов, выявление мест несанкционированного размещения отходов и т.д. Перечень мероприятий будет учитываться при формировании мероприятий соответствующих государственных программ и подлежать согласованию с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти (т.е. с Росприронадзором). Региональная программа будет обязательна к опубликованию в сети Интернет.
С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет также дополнен ст. 13.3, согласно которой в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации будет утверждаться территориальная схема в области обращения с отходами, в т.ч. с ТКО . Данная схема должна будет разрабатываться в соответствии с документами территориального планирования и включать данные о нахождении источников образования отходов, о количестве образующихся отходов, о целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов, о нахождении мест сбора и накопления отходов, о месте нахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов (в т.ч. ТКО) на территории субъекта Российской Федерации и т.д. Схема также будет подлежать согласованию с Росприроднадзором и размещаться в открытом доступе в сети Интернет.
С 1 января 2016 г. Федеральный закон № 89-ФЗ будет дополнен целой главой — гл. V.1 «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (ст. 24.6-24.13).
В соответствии со ст. 24.6 сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации будут осуществляться региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами, при этом должны будут соблюдаться правила обращения с ТКО, утвержденные Правительством Российской Федерации. Обращение с ТКО, которые являются отходами от использования товаров, будет осуществляться с учетом особенностей, установленных в ст. 24.2 Федерального закона № 89-ФЗ . Статус регионального оператора будет присваиваться юридическому лицу на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на срок не менее 10 лет. Основания для лишения юридического лица статуса регионального оператора будут определены в правилах обращения с ТКО.
Согласно ст. 24.7 собственник ТКО будет заключать с региональным оператором публичный договор в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации (договор можно будет дополнить по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями). Региональный оператор будет не вправе отказать собственнику в заключении договора, если отходы собственника образуются и места их сбора находятся в зоне деятельности оператора (кстати, региональный оператор будет вправе осуществлять деятельность на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с ТКО и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации). Это положение не может не радовать, ведь получается, что собственники объектов размещения ТКО — региональные операторы — будут иметь не только права, но и обязанности.
Например, автор статьи, работая одно время экологом на крупном предприятии, сбилась с ног в поисках компаний, готовых принять некоторые специфические виды отходов. Причем в лицензиях компаний эти отходы были указаны, однако по разным причинам (чаще всего это было отсутствие выгоды и желания «возиться» с такими отходами) нам отказывали.
На основании ст. 24.8 к регулируемым видам деятельности в области обращения с ТКО будут относиться:
Обработка ТКО;
Обезвреживание ТКО;
Захоронение ТКО;
Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором.
Все перечисленные виды деятельности будут осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы , которые будут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области регулирования тарифов, для каждой организации, осуществляющей указанные виды деятельности, и для каждого из перечисленных видов деятельности. Регулированию будут подлежать единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а также тарифы на обработку, обезвреживание и захоронение ТКО.
К СВЕДЕНИЮ
При установлении единого тарифа на услугу регионального оператора не будут учитываться его затраты на обработку, утилизацию ТКО.
Согласно ст. 24.9 регулирование тарифов будет производиться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления. Единый тариф на услугу по обращению с ТКО будет устанавливаться в отношении региональных операторов, иные подлежащие регулированию тарифы — в отношении операторов по обращению с ТКО. Тарифы будут рассчитываться исходя из основ ценообразования, установленных Правительством Российской Федерации. Методы регулирования тарифов и критерии их применения будут определяться Правительством Российской Федерации. В случае изменения тарифов по инициативе государства (например, в связи с изменениями в законодательстве) будет предусмотрен порядок компенсации недополученной выгоды для операторов ТКО. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО, будет проводит мониторинг тарифов.
В соответствии со ст. 24.10 для расчета объема и (или) массы ТКО при заключении договоров с операторами ТКО необходимо будет руководствоваться правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО , утвержденными Правительством Российской Федерации. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) массы ТКО планируется определять исходя из нормативов накопления ТКО , установленных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления. Порядок определения нормативов накопления ТКО будет установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 24.11 вся информация, касающаяся регулируемых видов деятельности по обращению с ТКО (в т.ч. информация о тарифах и параметрах тарифного регулирования), будет общедоступной и должна будет публиковаться в сети Интернет.
На основании ст. 24.12 правомерность и обоснованность установления и изменения тарифов будут проверяться на федеральном и региональном уровнях, при этом предполагается проведение плановых и внеплановых проверок (например, по обращениям граждан).
Кроме того, согласно ст. 24.13 теперь для строительства, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для обращения с ТКО, необходимо будет составлять на основании территориальной схемы в области обращения с отходами инвестиционную программу , которая должна будет содержать плановые и фактические значения показателей эффективности объектов обращения с ТКО, перечень мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации, объем финансовых потребностей, график реализации программы и предварительный расчет тарифов в области обращения с ТКО. Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ будет установлен Правительством Российской Федерации.
Таким образом, до конца 2015 г. Правительству Российской Федерации и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предстоит много «бумажной» работы, ведь они должны разработать и утвердить массу подзаконных актов в сфере обращения с ТКО до вступления в силу гл. V.1 Федерального закона № 89-ФЗ, т.е. до 1 января 2016 г.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
С 1 января 2016 г.
ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 4 и 5, в соответствии с которыми внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС) при размещении отходов (за исключением ТКО
) будет осуществляться индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, в то время как плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО
будут являться операторы по обращению с ТКО
, региональные операторы
, осуществляющие деятельность по их размещению.
Кроме того, согласно п. 9, которым также будет дополнена с 1 января 2016 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ, расходы на плату за НВОС при размещении ТКО будут учитываться при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
Отметим еще один важный момент: с 1 января 2019 г. ст. 23 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена пп. 6 и 7, на основании которых при размещении отходов на объектах размещения отходов, не оказывающих НВОС, плата за НВОС взиматься не будет, однако следует учесть, что исключение НВОС (за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды) необходимо будет подтвердить результатами мониторинга состояния окружающей среды.
Как мы видим, изменения, предусмотренные Федеральным законом № 458-ФЗ, существенно ограничивают права органов местного самоуправления в области обращения с отходами. Если сейчас они могут сами организовывать сбор, вывоз, утилизацию, переработку отходов, то начиная с 1 января 2016 г. они смогут только принимать участие во всех операциях по обращению с отходами, причем поселковые органы самоуправления смогут участвовать только в сборе и транспортировке ТКО, районные — в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО, а городские — во всех перечисленных операциях в пределах городских округов.
На наш взгляд, все это только к лучшему. В ходе своей трудовой деятельности автор неоднократно работала с поселковыми администрациями по вопросу заключения договоров с лицензированными полигонами и может с уверенностью констатировать, что на местах царят хаос и полное непонимание системы экологического контроля и надзора в общем и безопасного обращения с отходами в частности.
Например, однажды разработчику проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, потребовавшему от сельской школы договор с полигоном, была предъявлена вместо него справка с печатью местной администрации о том, что данной школе разрешено вывозить ТБО в ближайший овраг за селом!
Значительное продвижение на пути к достижению безопасного обращения с отходами может произойти при соблюдении природопользователями следующей нормы Федерального закона № 89-ФЗ, которая вступит в силу с 1 января 2017 г.:
Извлечение
из Федерального закона № 89-ФЗ
Статья 12. Требования к объектам размещения отходов
(в редакции, которая вступит в силу с 01.01.2017)
[…]
8. Захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
[…]
Благодаря изменениям, предусмотренным Федеральным законом № 458-ФЗ, еще один пробел в законодательстве, о котором уже говорилось не раз, был закрыт. Так, с 1 января 2016 г. ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ будет дополнена п. 10 следующего содержания: «Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров». Данному вопросу была посвящена одна из статей автора, опубликованная ранее в «Справочнике эколога» . Дело в том, что многие недобросовестные природопользователи в настоящее время пытаются «размещать» свои бытовые и строительные отходы, заполняя пустоты от выработки полезных ископаемых или траншеи, ямы, карьеры, выдавая этот процесс за рекультивацию земель. Причем имеют место случаи согласования (!) проектов подобной рекультивации. За последние пару лет было выпущено несколько разъяснительных писем Росприроднадзора, разъясняющих данную ситуацию. И вот теперь, к счастью, рассматриваемая норма будет закреплена законодательно, что исключит любые разночтения.
Мы кратко рассмотрели нововведения в области обращения с ТБО (теперь уже ТКО), которые ожидают нас в связи с принятием Федерального закона № 458-ФЗ. Советуем нашим читателям более подробно изучить данный документ, особенно сроки вступления в силу отдельных его положений. Как он будет работать на деле, покажет время. Будем надеяться, что принятие указанного нормативно-правового акта не станет причиной очередного витка бюрократизации системы экологического контроля, а приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей стране.
Вывоз ТБО законодательство отныне относит к сферам, где он будет коммунальной услугой, а не частью действий по бытовому обслуживанию. Попробуем разобраться, какими правовыми нормами регулируется данная услуга.
Изменения в законе о вывозе ТКО в 2018 - 2019 годах
Основные изменения в порядке обращения с отходами произошли еще в 2017 году, когда появилось собственно понятие твердых коммунальных отходов (ТКО) и было дано распоряжение регионам определить региональных операторов по обращению с ТКО.
Обратите внимание! В ходе 2018 и с начала 2019 года опять появились новые правила в области обращения с ТКО:
- С 01.01.2018 введены электронные аукционы, проводимые региональными операторами. По результатам аукционов формируются цены на сбор и транспортировку ТКО (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 № 1280).
- С 05.01.2019 г. предусмотрен переходный период для переоборудования мест размещения отходов — не имеющие специальной документации старые свалки могут эксплуатироваться без нее до 1 января 2023 года.
- В ст. 29.1 закона «Об отходах…» от 24.06.1998 № 89-ФЗ с 01.01.2019 г. был добавлен пункт 6. Он позволяет региональным властям, если не удалось провести конкурс по выбору регионального оператора, назначить таковым другого регионального оператора, действующего в данном субъекте РФ, либо другую организацию с лицензией на вывоз отходов.
- В 2019 г. в отношении определения нормативов и лимитов отменен различный подход к малому и крупному бизнесу. Теперь применимость конкретного правила к предприятию определяется отнесением его к той или иной категории, определяемой по степени негативного воздействия на окружающую среду (см. ст. 4.2 закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Так, предприятие I категории определяет нормативы на основании комплексного экологического разрешения.
С кем заключается договор о сборе и вывозе ТКО
Обратите внимание! Согласно п. 2 ст. 9 закона № 89-ФЗ для обращения с отходами нужно иметь лицензию. Ее может получить как организация, так и ИП.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, уточняется, что договор заключается с потребителями, к которым относятся:
- собственник помещения в МКД, в т.ч. нежилого;
- собственник жилого дома/домовладения;
- арендатор/наниматель жилья.
Договор также может быть заключен с организациями, представляющими интересы указанных потребителей:
- управляющей компанией;
- товариществом / кооперативом собственников жилья;
- организацией, в т. ч. некоммерческой, представляющей интересы собственников частных домов.
Другими собственниками ТКО могут быть ИП и фирмы, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
На собственников ТКО, в свою очередь, возлагается обязанность по заключению договора с мусоровывозящей организацией (см. письмо Минприроды «О реализации положений Закона № 89-ФЗ» от 29.11.2018 № 12-50/09872-ОГ).
Важно! Вывозить отходы своими силами собственники отходов — юрлица (и предприниматели) вправе, только если имеют лицензию на вывоз отходов.
Обратите внимание! На общедомовые нужды услуги по обращению с ТКО не предоставляются (п. 148 (29) правил № 354).
Кто может стать региональным оператором
Согласно п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ статус регионального оператора присваивается организации, выигравшей конкурс, организованный органом исполнительной власти субъекта РФ по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2016 № 881 (далее — Правила).Участвовать в конкурсе может только юридическое лицо (п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ). Для этого юрлицо должно соответствовать следующим требованиям:
- быть зарегистрированным в РФ;
- иметь лицензию на все виды деятельности, связанные с отходами;
- не иметь долгов перед ФНС и не находиться под процедурами конкурсного производства или ликвидации;
- предоставить безотзывную банковскую гарантию, действующую 1 год со дня подписания соглашения с последующей пролонгацией;
- нанять в качестве руководителей или членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера людей, не имеющих неснятой/непогашенной судимости.
Участник конкурса отправляет письменную, запечатанную в конверт заявку, в которой содержатся:
- свежая выписка из ЕГРЮЛ;
- приказ о назначении заявителя на должность, дающий ему право действовать от имени и в интересах организации, - т. е. документ, подтверждающий правомочность;
- копии учредительных документов, заверенные подписями руководства;
- решение об одобрении крупной сделки, если таковое должно быть по закону или учредительным документам, и т. д.
Порядок вскрытия конвертов, их рассмотрения, оценки, сопоставления подробно регламентирован в Правилах.
Выигрывает конкурс фирма, приславшая заявку с наиболее выгодными условиями исполнения соглашения.
Договор о вывозе ТКО для жильцов частного сектора
В настоящее время региональные операторы в субъектах РФ определены.
Обратите внимание! Согласно письму Минстроя от 30.12.2016 № 45067-АЧ/04 в одном субъекте РФ может быть избрано несколько региональных операторов, которые могут сами оказывать весь комплекс услуг либо привлекать на помощь других операторов. В любом случае эти организации должны заключить договоры с потребителями — жильцами МКД или частных домов.
Договор заключается в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий (п. 148 (1) правил № 354).
Форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее — правила № 1156).
В нем должны указываться:
- время и место его заключения;
- наименование регионального оператора, Ф.И.О. его официального представителя с указанием должности;
- Ф.И.О. потребителя, его паспортные данные;
- предмет договора: услуги, оказываемые региональным оператором, обязанность потребителя по их оплате, объем, способ и периодичность вывоза ТКО, способ складирования ТКО (мусоропроводы, контейнеры и т. д.),
- дата начала оказания услуг;
- срок и порядок оплаты по договору;
- права, обязанности, ответственность сторон и т. д.
Договор заключается в 2 экземплярах.
Порядок обращения с ТКО
В правилах № 1156 поименованы услуги по обращению с ТКО и приведены существенные условия договоров на их оказание. Это услуги:
- по сбору и транспортированию отходов;
- обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.
Особенности предоставления названных услуг в соответствии с правилами №1156 отражены в нашей таблице.
Услуги по сбору и транспортированию отходов |
Услуги по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО |
договором определяется место сбора и складирования отходов в соответствии со схемой, утв. органом исполнительной власти |
приоритетными являются технологии автоматизированной сортировки ТКО |
региональный оператор вывозит, в том числе, крупногабаритные отходы в соответствии с законодательством и по заявкам потребителей |
при обработке ТКО отходы I и II классов опасности извлекаются, не допускается их попадание на объекты захоронения ТКО |
ответственность за обращение с ТКО несет региональный оператор с момента погрузки отходов в мусоровоз |
операторы, обезвреживающие и утилизирующие ТКО в зоне работы регионального оператора, заключают с последним договор и т. д. |
субъекты РФ могут вменить потребителям обязанность по разделению ТКО по видам и их раздельному складированию |
Обратите внимание! Согласно п. 39 правил № 1156 договор на утилизацию ТКО можно заключать не только с региональным оператором, но и с имеющими такую лицензию ИП и организациями.
Итак, законодательство о вывозе ТБО в 2018 - 2019 годах содержит целый ряд новаций, в его развитие и закрепление принимаются нормативные акты на всех уровнях. Внедрение новой системы сбора, транспортировки, утилизации ТКО происходит в настоящее время и будет продолжаться до конца 2019 года.