Что такое гололед определение для детей. Разница между гололедом и гололедицей
Гололёд, гололедица
Вопрос
Как правильно: «гололёд» и «гололедица»?
В профессиональной речи синоптиков гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании. Гололёд - это корка льда, образующаяся на деревьях, проводах и на поверхности земли после замерзания капель переохлажденного дождя, тумана. В общем употреблении слова гололёд и гололедица часто не различаются; слово гололедица обозначает и погоду, когда на земле образуется корка льда, и саму такую обледеневшую поверхность.
Интересные наблюдения о словах гололёд и гололедица находим в книге В. В. Колесова «Как наше слово отзовется...»: «...сегодня языковеды решаются сказать, что гололёд и гололедица "абсолютные синонимы" в литературном языке, и только метеорологи различают гололедицу - лед на дорогах, и гололёд - корку льда на деревьях, на проводах и т. д. В действительности же в естественном своем движении происходит перенесение смысла по метонимической смежности: морозная погода без снега - время действия такой погоды - результат ее действия в виде поверхности, покрытой... и т. д. В начале было слово гололедица . Это естественное обозначение погодных условий в зимнее время, по общему типу выражений вроде метелица, непогодица, распутица, заряница, поземица и пр. В русском языке слова женского рода с суффиксом -ица связаны с обозначением временного отрезка длительности какого-то состояния (например, косовица ), в том числе и погодного. Вторичность слова гололёд помогает в его распространении, оно заменяет слово гололедица , вытесняя его как собирательно общее по смыслу, но одновременно и более "понятное" современному человеку. Замечательный русский метеоролог А. И. Воейков в 1914 г. развел по смыслу эти слова в специальной научной литературе, но предложенное им слово ожеледь в смысле гололедица не привилось. А ведь это было бы терминологически логично: явление погоды - ожеледь , а ее проявление - гололёд . Тогда бы и путаницы не было, потому что гололедица слово родового смысла, включает в себя и то, и другое. (...) Итак, между словами гололёд и гололедица различие есть. После оттепели наступает гололедица . Но - осторожно: на дорогах гололёд ! Причина и следствие в нашем сознании последовательно различаются посредством различных слов. Тем самым и развивается логически точное мышление на основе традиционных символов-слов» (СПб., 2001, с. 249, 250).
В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (4-е изд., доп. М., 1997) толкования слов гололёд и гололедица различаются.
В говорах есть и слова гололёдка – то же, что гололедица; гололедь – то же, что гололёд.
Правильно
Ночью и днем слабый гололёд, на дорогах гололедица .
Словарь трудностей русского языка . Ю. А. Бельчиков, О. И. Ражева . 2015 .
Смотреть что такое "гололёд, гололедица" в других словарях:
Гололедица - Гололедица … Википедия
Гололёд - Не следует путать с Гололедица … Википедия
гололедица - См … Словарь синонимов
гололёд - ГОЛОЛЁД, а, м То же, что гололедица. К вечеру ударил мороз, и на тротуарах образовался такой гололед, что идти было совершенно невозможно … Толковый словарь русских существительных
гололедица - голол едица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
гололедица - ледяная корка на земной поверхности, образовавшаяся после оттепели или дождя в результате похолодания, а также вследствие замерзания мокрого снега, дождя или мороси от соприкосновения с сильно охлаждённой поверхностью земли. В отличие от гололёда … Географическая энциклопедия
гололёд - а, м. То же, что гололедица … Малый академический словарь
гололёдка - и, ж. прост. То же, что гололедица. Нынче опять тает и гололедка. Л. Толстой, Письмо С. А. Толстой, 21 ноября 1897. Прохору казалось, что идет он по одетой скользкой гололедкой земле. Шолохов, Тихий Дон … Малый академический словарь
Российские зимы всё чаще удивляют нас своими капризами. Главную проблему создаёт лёд, покрывающий автомобильные и пешеходные дороги. В новостях всё чаще можно услышать такие понятия, как «гололёд» и «гололедица», которые в нашем сознании отождествляются. Действительно ли эти слова синонимичны друг другу или между ними есть существенная разница?
Гололед – это наслоения льда, которые появляются на земле, деревьях, автомобилях и других предметах вследствие намерзания влаги. Это может быть дождь, снег, туман или просто холодный воздух. Фактически, это атмосферные осадки, которые формируют плотный слой льда. Гололед появляется либо при резком снижении температуры до минус 10 градусов Цельсия, либо при резком повышении, когда предметы всё равно остаются холодными.
Гололедица – это слой льда, который появляется на поверхности земли вследствие замерзания жидкой субстанции (воды или талого снега). Он формируется при относительно небольших минусовых температурах (до минус 3 градусов Цельсия). Гололедицей также называют накат снега, появившийся в результате механических воздействий автомобильных покрышек или обувных подошв.
Таким образом, знаменитый московский «ледяной дождь» — это гололед, так как он выпадал в виде осадков и покрыл собой большое количество объектов. А вот пробки, появившиеся на Тульской трассе и других магистралях, спровоцировала гололедица, образованная под действием наката автомобильных шин. Скептики могут сказать, что разницы между данными явлениями нет никакой. Однако определив тип наледи, можно понять, как с ним бороться.
Гололед
Гололедица устраняется путем сбивания льда либо с помощью рассыпания реагентов. Это позволяет повысить температуру замерзания жидкости, и она перестаёт создавать неудобства для машин. А вот гололед можно устранить только с помощью скалывания, рассыпать песок – практически бесполезно. Ведь предметы, на которых появилась наледь, сохраняют свою температуру. Стоит заметить, что при повышении температуры выше 0 градусов гололедица начинает таять, в то время как гололед сохраняется и при более высоких значениях.
Выводы сайт
- Способ образования. Гололед появляется в результате оседания на землю осадков, в то время как гололедица – в результате замерзания жидкости, находящейся на земле.
- Расположение. Гололед может появиться не только на дороге, но и на деревьях, кровле, проводах, а также других объектах. Гололедица появляется исключительно на земной поверхности, так как замерзает жидкая вода.
- Опасность. Гололед представляет большую угрозу, так как при борьбе с толстым слоем льда использование песка и реагентов практически бесполезно. Гололедица на дорогах легко разбивается шипованной резиной, коэффициент сцепления с поверхностью которой значительно выше.
Что такое гололёд.
Гололёд, (синоним - ожеледь) - класс осадков в виде слоя либо комочков льда, образующихся на поверхности земли и на предметах (проводах, ветвях деревьев и т. п.) при намерзании переохлаждённых капель дождя, мороси либо тумана при температуре от 0 до -3 °C. Толщина гололёда обычно маленькая и в неких случаях может достигать нескольких см и вызывать обламывание веток, падения деревьев, обрывы проводов, смерть посевов и т. п.
Гололёд, в отличие от гололеди, появляется только при выпадении переохлаждённого дождя при отрицательной температуре воздуха.
Гололёд - редчайшее явление природы по сопоставлению с гололедью - скользкой дорогой. Нарастание гололёда длится столько, сколько продолжаются переохлаждённые осадки (обычно немного часов, а время от времени при мороси и тумане - немного суток). Сохранение отложившегося гололёда может длиться немного суток.
Что такое гололедь.
Гололедь - слой льда (ледяная корка) на поверхности земли и других предметах, образующийся обычно зимой либо осенью после оттепели либо дождя во время похолодания, также вследствие замерзания влажного снега, капель дождя либо мороси. В отличие от гололёда (который является видом осадков), гололёдица может иметь различное происхождение - не только лишь из атмосферной воды, однако также из воды, покрывающей землю либо поступающей на поверхность земли из других источников.
Сохранение образовавшейся гололеди может длиться много дней попорядку, пока она не будет покрыта сверху свежевыпавшим снежным покровом либо не растает целиком в итоге насыщенного увеличения температуры воздуха и земли.
Метеорологи отметили немного увлекательных параметров образования гололеда. К примеру, такое: на проводах, находящихся под напряжением, величина отложившегося льда практически на 30% больше, чем на проводах обесточенных. Либо такое: гололедные отложения усиленно нарастают в направлении, поперечном движению воздушных масс. В том случае фронт движется с запада, то отложения толще на проводах, расположенных в меридиональном направлении. И напротив, при меридионально направленных потоках воздуха отложения толще на проводах, расположенных по широте. И разница большая, время от времени втрое. Там, где наблюдались самые большие отложения, плотность их оказывалась малой.
В том случае пристально разглядеть кристаллический нарост, есть возможность увидеть, что поверхность его умопомрачительно узкая и хрупкая, кристаллы на наружных краях более пористы и рыхлы. Однако каким же образом легкий, роскошный, безопасный с виду ледяной налет оказывается подобным разрушительным? Дело в том, что изящество его очень относительно.
Особо небезопасные наледи способны достигать 80-100 мм в ширину. Такое препятствие оказывает суровое сопротивление ветру. А те отложения гололеда, которые в поперечнике гораздо меньше (40-50 мм), плотнее, жестче и тяжелее. Шикарные ледяные короны вокруг проводов поперечником до 70-80 мм делают дополнительную весовую нагрузку от 150 до 200 г на метр. Выявлены и рекордные характеристики: на Валдае изморозные отложения достигали 424 г на метр провода. Как следует, на просвет меж столбами (50 м) приходилось более 20 кг дополнительного веса.
Практика указывает, что больший вред наносит не столько толщина гололедных отложений, сколько ветры, когда их скорость более 10-12 м/с. При таковой двойной нагрузке - весовой и ветровой - отдельно велика опасность разрыва проводов, падения столбов и опор. Трагические условия в большинстве случаев следует ждать там, где оттепели чередуются с волнами холода. Потому и информация о гололеде обычно приходит с юга и из северо-западных областей страны.
Гололед и гололедь частo вoзникают oднoвpеменнo, потому что им тpебуются пpимеpнo oдинакoвые пoгoдные услoвия (стандаpтная фpаза метеoпpoгнoза: "гoлoлед, на дopoгах гoлoледица").
Источники:
Умение ездить в гололед является чрезвычайно важным навыком, особенно, если вы живете в более холодном климате с суровыми зимами. Обледенение может произойти внезапно и без предупреждения, поэтому вы должны быть готовы каждый раз, когда садитесь в машину в мороз. Мосты особенно опасны в этих условиях, так как они покрываются льдом раньше, из-за отсутствия теплой земли под ними. См Шаг 1, чтобы узнать, как обезопасить себя при вождении в гололед.
Шаги
Подготовка автомобиля к зиме
- Шины и давление в шинах
- Аккумулятор
- Ремни и шланги
- Радиатор
- Тормоза
- Выхлопная система
- Обогреватель
- Масло
- Освещение
- Система зажигания
- Стеклоочистители
-
Поставьте новые шины, если ваши протекторы изношены. Даже если ваш механик думает, что ваши шины еще прослужат, но вам нужно выезжать в морозную погоду, стоит подумать о новых шинах. Самой большой опасностью в зимней езде является скольжение по льду, из-за плохого сцепления с дорогой. Это риск безопасности, независимо от состояния ваших шин, но если глубина протектора становится низкой, вы подвергаетесь большему риску уйти в занос.
Проверяйте давление в шинах в течение всей зимы. В холодную погоду давление в шинах падает естественным образом. Недостаточно накачанные шины могут неправильно реагировать во время управления, что может быть опасно, когда на дороге гололед. Проверяйте давление в шинах каждые несколько недель, чтобы убедиться, что они полностью накачаны.
- Чтобы проверить давление в шинах, используйте манометр. Проверьте, соответствует ли давление в шинах рекомендованному уровню для ваших шин.
- Если вам нужно отрегулировать давление, найдите компрессор (они бывают на заправочных станциях и в шиномонтажах) и накачайте шины по очереди, проверяя давление время от времени, чтобы не перекачать их.
-
Рассмотрите вариант приобретения цепей. Цепи и другие устройства, предназначенные для лучшего сцепления со льдом, хорошо иметь в багажнике на случай, если начнется метель. Цепи не трудно закрепить вокруг колес, и вы сможете снять их, как только дороги снова станут сухими. Поговорите с вашим механиком, какой тип лучше всего подходит для вашего автомобиля.
- Если вы живете в регионе, с крутыми холмами и частым обледенением, или в месте, где снегоуборочные машины обычно не посыпают улицы солью, воспользуйтесь обычными цепями в виде полос, которые легко надеть и снять, когда видимость плохая.
- Если вы путешествуете через местность, известную частой гололедицей, вы можете увидеть дорожные знаки, указывающие, что цепи противоскольжения обязательны. Если вы уже в дороге и не купили цепи заранее, вы можете достать их в большинстве магазинов автозапчастей.
-
Будьте готовы к тому, что ваш автомобиль может сломаться. Самое главное, при езде в тяжелых зимних условиях и в гололед - быть всегда готовым. В зимние месяцы вы должны иметь в багажнике своего автомобиля провода для прикуривания и комплект для аварийных ситуаций. Также, на случай, если вы застрянете в течение нескольких часов, хорошо бы иметь запас продуктов, воды и одеял.
- Всегда берите с собой мобильный телефон, если вы собираетесь выезжать в гололед. Легкое ДТП или более серьезные аварии очень распространены в гололедицу, и вам нужно иметь возможность немедленно обратиться за помощью.
- Также вы можете рассмотреть возможность получения членства в какой-нибудь автомобильной ассоциации, или иметь номер местного диспетчерского пункта.
Принятие правильных решений при вождении
-
Очистите окна, прежде чем выехать. Не выезжайте на дорогу с инеем или снегом на окнах. Вы должны иметь наилучшую видимость во время вождения по льду и снегу. Дайте автомобилю прогреться немного, чтобы окна полностью разморозились.
- Вам также нужно проверить, не замерзли ли стеклоочистители. Если вы будете ехать в непроглядный снегопад, очень важно, чтобы они функционировали должным образом.
- Убедитесь, что боковые зеркала также очищены от снега и льда.
-
Старайтесь проезжать по местам, где часто проходят снегоуборочная техника и машины для посыпания дорог солью. Если вам нужно выехать в метель, держитесь подальше от мест, где мало движения, или которые настолько непроходимы, что они не посыпаются солью и не очищаются. Найдите маршрут до пункта назначения, не сильно забитый движением, но достаточно оживленный, чтобы быть очищенным.
- Соль растапливает лед, позволяя вашим шинам получить лучшее сцепление с дорогой, когда вы едете, но при очень низких температурах, он не будет таять. В таких случаях дороги посыпают песком, который остается на поверхности льда и способствует лучшему сцеплению с дорогой.
- Главные трассы, как правило, сразу же очищаются, но вам нужно избегать районов с плотным движением. Как правило, в гололед и снег у других водителей проявляются худшие качества. Даже если вы знаете, что делаете, вам не стоит быть в окружении испуганных водителей.
- Будьте внимательны вблизи машин, посыпающих дороги солью, и снегоуборочной техники, поскольку они, как правило, движутся медленнее, чем другие транспортные средства на дороге.
-
Езжайте на половине допустимой скорости или ниже, если на дороге лед. Слишком быстрое движение на снегу и льду - верный путь слететь с дороги или попасть в аварию. Начните медленно, чтобы проверить, какое сцепление у ваших шин. Найдите комфортную скорость, при которой можно ехать без скольжения или потери контроля.
- Обычно, когда снег летит в лобовое стекло, видимость падает, так что вам, возможно, придется замедлиться, хотите вы этого или нет. Если у вас возникают проблемы с видимостью других автомобилей, снизьте скорость еще больше.
- Хотя лучше перестраховаться, двигаясь в медленном ряду, но не стоит ехать настолько медленно, чтобы препятствовать движению потока. Попробуйте ехать с той же скоростью, что и автомобили вокруг вас, чтобы другие водители не врезались в вас сзади.
-
Оставьте достаточно места между вашим автомобилем и следующим. Не держитесь слишком близко к автомобилю, в который вы можете легко врезаться, если водитель вдруг резко ударит по тормозам. Оставьте достаточно места, чтобы другой автомобиль или ваш, имел пространство для маневра при скольжении или заносе, не рискуя столкнуться.
Берегитесь гололедицы и других опасностей. Гололед почти невозможно увидеть, пока вы на нем. Он, обычно, бывает в затененных местах и по бокам дороги. Люди, как правило, ездят по нему на высокой скорости, пока не заметят его, поэтому, гололед является причиной множества несчастных случаев. Будьте чрезвычайно осторожны и, если есть малейшая вероятность, что на дороге может быть гололедица, постарайтесь ехать медленно.
- Эстакады и мосты замерзают быстрее остальной части дороги, поэтому проезжайте по этим местам как можно осторожнее. Как только начинается снегопад, вы должны сбросить свою скорость и быть крайне осторожны.
- Еще одну большую опасность в гололед представляют другие автомобили. Как уже упоминалось, в метель, водители часто впадают в панику. Чаще смотрите в зеркала и будьте как можно более внимательны, чтобы успеть отреагировать, если вы видите несущийся на вас автомобиль.
-
При необходимости, припаркуйтесь. Если вас застигла пурга, или вы не можете проехать больше нескольких метров без заносов, лучше просто съехать на обочину и переждать бурю. Нет смысла продолжать движение, когда вы не можете видеть дорогу перед собой. Припаркуйтесь на безопасном месте, например, на обочине дороги или на парковке, и подождите, пока утихнет снегопад, прежде чем двигаться дальше.
Использование методов, позволяющих оставаться на дороге
-
Тормозите качками. Ошибка многих людей, когда они чувствуют, что колеса начинают скользить по льду, ударять по тормозам. Это блокирует тормоза и вызывает еще большее скольжение шин. Это часто приводит к потере контроля над автомобилем. Вместо удара по тормозам, жмите на них качками. Осторожно нажмите на педаль тормоза ногой, если вы хотите замедлиться. Автомобиль будет оставаться под вашим контролем, замедляя скорость.
- Имейте достаточно времени, чтобы затормозить. В случае заноса автомобиля, начните торможение заранее, чтобы остановиться вовремя.
- Если вы не совсем понимаете, как и почему вы должны тормозить качками, попробуйте попрактиковаться в безопасном, но скользком месте, например на совершенно пустой автостоянке с большой площадью. Поездите по льду немного, потом резко нажмите на тормоз. Видите, как машину заносит? Теперь попробуйте снова, на этот раз качками. Разница в контроле должна быть ясна.
-
Ускоряйтесь медленно. Вашим шинам нужно время, чтобы получить сцепление с дорогой. Если вы будете ускоряться слишком быстро, колеса будут пробуксовывать, и вы можете потерять контроль над автомобилем. Ускоряйтесь очень медленно и осторожно, проверяя, хорошее ли сцепление с дорогой у ваших шин. Если вы не чувствуете сцепления, замедлитесь и начните сначала.
- Если вы окажетесь в ситуации, в которой ваши шины пробуксовывают, насыпьте перед ними песка или гравия. Вам, может быть, придется выкопать немного снега вокруг них, чтобы дать им возможность двигаться.
- Медленное ускорение - это еще один метод, который можно попробовать на пустой автостоянке. Попробуйте сдвинуть автомобиль на обледеневшем участке, сильно нажав на газ. Скорее всего колеса начнут буксовать. Теперь попробуйте снова, на этот раз медленно нажимая на газ, позвольте шинам зацепиться.
-
Научитесь, как выйти из заноса. Сначала снимите ногу с педали газа так, чтобы ваш автомобиль замедлился и восстановил сцепление с дорогой. Аккуратно направьте свой автомобиль туда, куда хотите. Если вы перекрутились и начали скольжение в другую сторону, поверните обратно в нужную сторону. Есть некоторые тонкости, позволяющие вывести автомобиль из заноса. Когда вы двигаетесь в правильном направлении, вы можете аккуратно нажимать на тормоз или ускориться, чтобы восстановить контроль.
- Сохраняйте спокойствие, если вас занесло. Боритесь с желанием компенсировать это путем выкручивания колеса слишком сильно в другом направлении. Легкое, спокойное управление выправит ваш автомобиль и вернет вас обратно на дорогу.
- Практикуйтесь в потере и восстановлении контроля над вашим автомобилем в безопасном месте. Приблизьтесь к обледеневшему участку и ускорьтесь на нем так, чтобы ваш автомобиль занесло. Аккуратно выходите из заноса, направляя свой автомобиль туда, куда вы хотите.
- Если вы когда-нибудь застрянете, сохраняйте спокойствие и не давите сильно на педаль газа. Это только усугубит дело, закапывая вас глубже в землю. Используйте педаль газа очень мягко при повороте колеса из стороны в сторону, чтобы очистить снег с дороги. При необходимости, посыпьте кошачьим наполнителем или гравием вокруг ваших колес для дополнительного сцепления.
- Поставьте зимние шины на автомобиль, если вы ожидаете много снега и гололед. Приготовьте и используйте цепи только при более или менее непрерывном покрытии дороги снегом и льдом (они быстро изнашиваются и могут вызвать проблемы на сухом асфальте).
Пройдите общее техобслуживание. К концу осени отвезите ваш автомобиль в сервис, чтобы пройти техобслуживание и убедиться, что все находится в рабочем состоянии. Поломки - это последнее, что вам нужно в гололед, когда еще и снег летит в лобое стекло. Когда вы отдаете свой автомобиль, чтобы подготовить его к зиме, попросите механика проверить нижеследующее и заменить все, что не работает должным образом:
В профессиональной речи синоптиков слова «гололедица» и «гололед» строго различаются.
Сравните фразу в сводках погоды: "Ночью и днем слабый гололед, на дорогах гололедица".
Гололедица - это только лед на дорогах, который образуется после оттепели или дождя при внезапном похолодании.
Гололед - слой плотного льда, нарастающего на предметах при выпадении переохлажденного дождя или мороси, при тумане и перемещении низких слоистых облаков при отрицательной температуре воздуха у поверхности Земли, близкой к 0°С.
Гололед значительно более редкое и опасное явление, особенно для энергетиков и автомобилистов, так как трудно предсказывается, обычно быстро и интенсивно развивается.
Чаще всего гололед возникает при резком потеплении, когда теплый воздух проходит над сильно выхоложенной поверхностью.
Скорость замерзания капель зависит от их размеров и температуры воздуха. От этого в свою очередь зависит и внешний вид гололеда – прозрачный или матовый.
Аморфная структура гололеда объясняется тем, что процесс замерзания переохлажденной воды несколько задерживается выделяющейся при этом скрытой теплотой замерзания. Вследствие этого капли, прежде чем замерзнуть, успевают растечься по предмету, образуя сплошной покров льда.
Толщина гололедных отложений порой может достигать многих сантиметров. Под тяжестью образовавшегося льда ломаются ветви деревьев, обрываются провода ЛЭП. Иногда под тяжестью льда разрушаются и стальные опоры ЛЭП.
Поэтому такое явление приравнивается к природному бедствию.
Гололедные явления большой интенсивности особенно часто отмечаются в холодное время года в южной половине Европейской территории России.
Ледяной дождь часто сопровождает знаменитую новороссийскую бору (сильный северо-восточный ветер).
Гололед покрывает не только горизонтальные, но и вертикальные поверхности - цокольные части строений, деревья. Особенно подвержены обмерзанию обдуваемые ветром объекты - мосты и их опоры, эстакады, столбы.
Образование гололеда может происходить также на внешних поверхностях самолетов, пролетающих в толще переохлажденных водяных облаков. Такое явление называется обледенением. Особенно опасно обледенение, возникающее в слоисто-дождевых облаках на атмосферных фронтах, которые занимают огромные пространства, как по горизонтали, так и по вертикали. Гололед может возникать и при пролете воздушного судна под облаками в условиях переохлажденного дождя.
Обледенение самолетов может значительно ухудшать их аэродинамические характеристики и привести к возникновению тяжелых авиационных происшествий.
Гололед значительно опаснее гололедицы и с точки зрения управляемости и устойчивости автомобиля на дороге. Коэффициент сцепления смачиваемой водой поверхности значительно ниже, чем при отсутствии осадков в виде дождя. Это заметно отражается на выборе скорости движения. При гололеде максимальная безопасная скорость движения на трассе находится в пределах 30-40 км/час, а при гололедице – 60 – 70 км/час. Более того, в гололедицу у водителя остается шанс найти на проезжей части поверхность, на которой перед наступившим морозом не было воды или которую другие машины еще не отполировали до блеска, чтобы колесам его машины было за что зацепиться.