Николай заболоцкий над морем. Анализ стихотворения Заболоцкого «Над морем»
Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц)
Осип Мандельштам
Камень
Стихотворения
1928 г.
Камень
«Звук осторожный и глухой…»«Сусальным золотом горят…»
Звук осторожный и глухой
Плода, сорвавшегося с древа,
Среди немолчного напева
Глубокой тишины лесной…
«Только детские книги читать…»
Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
Я от жизни смертельно устал,
Ничего от нее не приемлю,
Но люблю мою бедную землю,
Оттого, что иной не видал.Я качался в далеком саду,
На простой деревянной качели,
И высокие темные ели
Вспоминаю в туманном бреду.
Нежнее нежного
Лицо твое,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И вcе твое -
От неизбежного.От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.
«Есть целомудренные чары…»
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко, -Когда его художник милый
Выводит на стеклянной тверди,
В сознании минутной силы,
В забвении печальной смерти.
«Дано мне тело – что мне делать с ним…»
Есть целомудренные чары -
Высокий лад, глубокий мир,
Далёко от эфирных лир
Мной установленные лары.У тщательно обмытых ниш
В часы внимательных закатов
Я слушаю моих пенатов
Всегда восторженную тишь.Какой игрушечный удел,
Какие робкие законы
Приказывает торс точеный
И холод этих хрупких тел!Иных богов не надо славить:
Они как равные с тобой!
И, осторожною рукой,
Позволено их переставить.
«Невыразимая печаль…»
Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло.Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.Пускай мгновения стекает муть -
Узора милого не зачеркнуть.
«На перламутровый челнок…»
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.Вся комната напоена
Истомой – сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.Немного красного вина,
Немного солнечного мая -
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
«Ни о чем не нужно говорить…»
На перламутровый челнок
Натягивая шелка нити,
О, пальцы гибкие, начните
Очаровательный урок!Приливы и отливы рук -
Однообразные движенья,
Ты заклинаешь, без сомненья,
Какой-то солнечный испуг, -Когда широкая ладонь,
Как раковина, пламенея,
То гаснет, к теням тяготея,
То в розовый уйдет огонь!
«Когда удар с ударами встречается…»
Ни о чем не нужно говорить,
Ничему не следует учить,
И печальна так и хороша
Темная звериная душа:Ничему не хочет научить,
Не умеет вовсе говорить
И плывет дельфином молодым
По седым пучинам мировым.
«Медлительнее снежный улей…»
Когда удар с ударами встречается,
И надо мною роковой,
Неутомимый маятник качается
И хочет быть моей судьбой,Торопится, и грубо остановится,
И упадет веретено;
И невозможно встретиться, условиться,
И уклониться не дано.Узоры острые переплетаются,
И всё быстрее и быстрей
Отравленные дротики взвиваются
В руках отважных дикарей…
Silentium1
Медлительнее снежный улей,
Прозрачнее окна хрусталь,
И бирюзовая вуаль
Небрежно брошена на стуле.Ткань, опьяненная собой,
Изнеженная лаской света,
Она испытывает лето,
Как бы не тронута зимой;И если в ледяных алмазах
Струится вечности мороз,
Здесь – трепетание стрекоз
Быстроживущих, синеглазых.
Тишина (лат. заглавие стихотворения Тютчева).
Она еще не родилась,
Она и музыка, и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.Спокойно дышат моря груди -
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень -
В мутно-лазоревом сосуде.Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись!
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
«Как тень внезапных облаков…»
Слух чуткий парус напрягает,
Расширенный пустеет взор,
И тишину переплывает
Полночных птиц незвучный хор.Я так же беден, как природа,
И так же прост, как небеса,
И призрачна моя свобода,
Как птиц полночных голоса.Я вижу месяц бездыханный
И небо мертвенней холста;
Твой мир болезненный и странный
Я принимаю, пустота!
«Из омута злого и вязкого…»
Как тень внезапных облаков
Морская гостья налетела
И, проскользнув, прошелестела -
Смущенных мимо берегов.Огромный парус строго реет;
Смертельно бледная волна
Отпрянула – и вновь она
Коснуться берега не смеет;И лодка, волнами шурша,
Как листьями…
«В огромном омуте прозрачно и темно…»
Из омута злого и вязкого
Я вырос, тростинкой шурша,
И страстно, и томно, и ласково
Запретною жизнью дыша.И никну, никем не замеченный,
В холодный и топкий приют,
Приветственным шелестом встреченный
Коротких осенних минут.Я счастлив жестокой обидою
И в жизни, похожей на сон,
Я каждому тайно завидую
И в каждого тайно влюблен.
«Как кони медленно ступают…»
В огромном омуте прозрачно и темно,
И томное окно белеет;
А сердце, отчего так медленно оно
И так упорно тяжелеет?То всею тяжестью оно идет ко дну,
Соскучившись по милом иле,
То, как соломинка, минуя глубину,
Наверх всплывает, без усилий…С притворной нежностью у изголовья стой
И сам себя всю жизнь баюкай,
Как небылицею, своей томись тоской
И ласков будь с надменной скукой.
«Скудный луч, холодной мерою…»
Как кони медленно ступают,
Как мало в фонарях огня!
Чужие люди, верно, знают,
Куда везут они меня.А я вверяюсь их заботе,
Мне холодно, я спать хочу;
Подбросило на повороте
Навстречу звездному лучу.Горячей головы качанье
И нежный лед руки чужой,
И темных елей очертанья,
Еще не виданные мной.
«Воздух пасмурный влажен и гулок…»
Скудный луч, холодной мерою,
Сеет свет в сыром лесу.
Я печаль, как птицу серую,
В сердце медленно несу.Что мне делать с птицей раненой?
Твердь умолкла, умерла.
С колокольни отуманенной
Кто-то снял колокола.И стоит осиротелая
И немая вышина -
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина.Утро, нежностью бездонное, -
Полу-явь и полу-сон,
Забытье неутоленное -
Дум туманный перезвон…
«Сегодня дурной день…»
Воздух пасмурный влажен и гулок;
Хорошо и не страшно в лесу.
Легкий крест одиноких прогулок
Я покорно опять понесу.И опять к равнодушной отчизне
Дикой уткой взовьется упрек:
Я участвую в сумрачной жизни
И невинен, что я одинок!Выстрел грянул. Над озером сонным
Крылья уток теперь тяжелы,
И двойным бытием отраженным
Одурманены сосен стволы.Небо тусклое с отсветом странным -
Мировая туманная боль -
О, позволь мне быть также туманным
И тебя не любить мне позволь.
«Смутно-дышащими листьями…»
Сегодня дурной день,
Кузнечиков хор спит,
И сумрачных скал сень -
Мрачней гробовых плит.Мелькающих стрел звон
И вещих ворон крик…
Я вижу дурной сон,
За мигом летит миг.Явлений раздвинь грань,
Земную разрушь клеть,
И яростный гимн грянь,
Бунтующих тайн медь!О, маятник душ строг -
Качается глух, прям,
И страстно стучит рок
В запретную дверь к нам…
«Отчего душа так певуча…»
Смутно-дышащими листьями
Черный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В темном небе круг чертит.Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.И над лесом вечереющим
Встала медная луна;
Отчего так мало музыки
И такая тишина?
Раковина
Отчего душа так певуча,
И так мало милых имен,
И мгновенный ритм – только случай,
Неожиданный Аквилон?Он подымет облако пыли,
Зашумит бумажной листвой,
И совсем не вернется – или
Он вернется совсем другой…О, широкий ветер Орфея,
Ты уйдешь в морские края -
И, несозданный мир лелея,
Я забыл ненужное «я».Я блуждал в игрушечной чаще
И открыл лазоревый грот…
Неужели я настоящий,
И действительно смерть придет?
«О небо, небо, ты мне будешь сниться!..»
Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь;
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей;И хрупкой раковины стены, -
Как нежилого сердца дом, -
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем…
«Я вздрагиваю от холода…»
О небо, небо, ты мне будешь сниться!
Не может быть, чтоб ты совсем ослепло,
И день сгорел, как белая страница:
Немного дыма и немного пепла!
«Я ненавижу свет…»
Я вздрагиваю от холода -
Мне хочется онеметь!
А в небе танцует золото -
Приказывает мне петь.Томись, музыкант встревоженный,
Люби, вспоминай и плачь
И, с тусклой планеты брошенный,
Подхватывай легкий мяч!Так вот она – настоящая
С таинственным миром связь!
Какая тоска щемящая,
Какая беда стряслась!Что, если над модной лавкою,
Мерцающая всегда,
Мне в сердце длинной булавкою
Опустится вдруг звезда?
«Образ твой, мучительный и зыбкий…»
Я ненавижу свет
Однообразных звезд.
Здравствуй, мой давний бред, -
Башни стрельчатой рост!Кружевом, камень, будь
И паутиной стань:
Неба пустую грудь
Тонкой иглою рань.Будет и мой черед -
Чую размах крыла.
Так – но куда уйдет
Мысли живой стрела?Или, свой путь и срок,
Я, исчерпав, вернусь:
Там – я любить не мог,
Здесь – я любить боюсь…
«Нет, не луна, а светлый циферблат…» Пешеход
Образ твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
«Господи!» – сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади…
<М. Л. Лозинскому>
Казино
Я чувствую непобедимый страх
В присутствии таинственных высот.
Я ласточкой доволен в небесах,
И колокольни я люблю полет!И, кажется, старинный пешеход,
Над пропастью, на гнущихся мостках,
Я слушаю, как снежный ком растет,
И вечность бьет на каменных часах.Когда бы так! Но я не путник тот,
Мелькающий на выцветших листах,
И подлинно во мне печаль поет;Действительно, лавина есть в горах!
И вся моя душа – в колоколах, -
Но музыка от бездны не спасет!
Золотой
Я не поклонник радости предвзятой,
Подчас природа – серое пятно, -
Мне, в опьяненьи легком, суждено
Изведать краски жизни небогатой.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно,
И бездыханная, как полотно,
Душа висит над бездною проклятой.Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой;И, окружен водой зеленоватой,
Когда, как роза, в хрустале вино, -
Люблю следить за чайкою крылатой!
Лютеранин
Целый день сырой осенний воздух
Я вдыхал в смятеньи и тоске;
Я хочу поужинать, и звезды
Золотые в темном кошельке!И, дрожа от желтого тумана,
Я спустился в маленький подвал;
Я нигде такого ресторана
И такого сброда не видал!Мелкие чиновники, японцы,
Теоретики чужой казны…
За прилавком щупает червонцы
Человек – и все они пьяны.Будьте так любезны, разменяйте, -
Убедительно его прошу, -
Только мне бумажек не давайте -
Трехрублевок я не выношу!Что мне делать с пьяною оравой?
Как попал сюда я, Боже мой?
Если я на то имею право -
Разменяйте мне мой золотой!
Айя-София
Я на прогулке похороны встретил
Близ протестантской кирки, в воскресенье,
Рассеянный прохожий, я заметил
Тех прихожан суровое волненье.Чужая речь не достигала слуха,
И только упряжь тонкая сияла,
Да мостовая праздничная глухо
Ленивые подковы отражала.А в эластичном сумраке кареты,
Куда печаль забилась, лицемерка,
Без слов, без слез, скупая на приветы,
Осенних роз мелькнула бутоньерка.Тянулись иностранцы лентой черной,
И шли пешком заплаканные дамы.
Румянец под вуалью, и упорно
Над ними кучер правил в даль, упрямый.Кто б ни был ты, покойный лютеранин,
Тебя легко и просто хоронили.
Был взор слезой приличной затуманен,
И сдержанно колокола звонили.И думал я: витийствовать не надо.
Мы не пророки, даже не предтечи,
Не любим рая, не боимся ада
И в полдень матовый горим, как свечи.
Айя-София – здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи подвешен к небесам.И всем векам – пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон – света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.
Notre Dame
Старик
Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика – и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом – дуб,
и всюду царь – отвес.Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам…
Петербургские строфы
Уже светло, поет сирена
В седьмом часу утра.
Старик, похожий на Верлэна,
Теперь твоя пора!В глазах лукавый или детский
Зеленый огонек;
На шею нацепил турецкий
Узорчатый платок.Он богохульствует, бормочет
Несвязные слова;
Он исповедоваться хочет -
Но согрешить сперва.Разочарованный рабочий
Иль огорченный мот -
А глаз, подбитый в недрах ночи,
Как радуга цветет.Так соблюдая день субботний,
Плетется он – когда
Глядит из каждой подворотни
Веселая беда;А дома – руганью крылатой,
От ярости бледна, -
Встречает пьяного Сократа
Суровая жена!
<Н. С. Гумилёву>
«Здесь я стою – я не могу иначе…»
Над желтизной правительственных зданий
Кружилась долго мутная метель,
И правовед опять садится в сани,
Широким жестом запахнув шинель.Зимуют пароходы. На припеке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, – как броненосец в доке -
Россия отдыхает тяжело.А над Невой – посольства полумира,
Адмиралтейство, солнце, тишина!
И государства <крепкая> порфира,
Как власяница грубая, бедна.Тяжка обуза северного сноба -
Онегина старинная тоска;
На площади Cената – вал сугроба,
Дымок костра и холодок штыка…Черпали воду ялики, и чайки
Морские посещали склад пеньки,
Где, продавая сбитень или сайки,
Лишь оперные бродят мужики.Летит в туман моторов вереница;
Самолюбивый, скромный пешеход -
Чудак Евгений – бедности стыдится,
Бензин вдыхает и судьбу клянет!
«Hier stehe Ich – Ich kann
niсht anders…»
«…Дев полуночных отвага…»
Бах
…Дев полуночных отвага
И безумных звезд разбег,
Да привяжется бродяга,
Вымогая на ночлег.Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь – Петра созданье,
Медный всадник и гранит?Слышу с крепости сигналы,
Замечаю, как тепло.
Выстрел пушечный в подвалы,
Вероятно, донесло.И гораздо глубже бреда
Воспаленной головы
Звезды, трезвая беседа,
Ветер западный с Невы…
«В спокойных пригородах снег…»
Здесь прихожане – дети праха -
И доски вместо образов,
Где мелом, Себастьяна Баха,
Лишь цифры значатся псалмов.Высокий спорщик, неужели,
Играя внукам свой хорал,
Опору духа в самом деле
Ты в доказательстве искал?Что звук? Шестнадцатые доли,
Органа многосложный крик,
Лишь воркотня твоя, не боле,
О, несговорчивый старик!И лютеранский проповедник
На черной кафедре своей
С твоими, гневный собеседник,
Мешает звук своих речей.
«Мы напряженного молчанья не выносим…»
В спокойных пригородах снег
Сгребают дворники лопатами;
Я с мужиками бородатыми
Иду, прохожий человек.Мелькают женщины в платках,
И тявкают дворняжки шалые,
И самоваров розы алые
Горят в трактирах и домах.
Адмиралтейство
Мы напряженного молчанья не выносим -
Несовершенство душ обидно, наконец!
И в замешательстве уж объявился чтец,
И радостно его приветствовали: «Просим!»Я так и знал, кто здесь присутствовал незримо:
Кошмарный человек читает «Улялюм».
Значенье – суета, и слово – только шум,
Когда фонетика служанка серафима.О доме Эшеров Эдгара пела арфа.
Безумный воду пил, очнулся и умолк…
Я был на улице. Свистел осенний шелк…
«В таверне воровская шайка…»
В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в темной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали, воде и небу брат.Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота – не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.Нам четырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек.
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?Сердито лепятся капризные медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря;
И вот разорваны трех измерений узы,
И открываются всемирные моря.
Кинематограф
В таверне воровская шайка
Всю ночь играла в домино.
Пришла с яичницей хозяйка;
Монахи выпили вино.На башне спорили химеры:
Которая из них урод?
А утром проповедник серый
В палатки призывал народ.На рынке возятся собаки,
Менялы щелкает замок.
У вечности ворует всякий;
А вечность – как морской песок:Он осыпается с телеги -
Не хватит на мешки рогож -
И, недовольный, о ночлеге
Монах рассказывает ложь!
Теннис
Кинематограф. Три скамейки.
Сентиментальная горячка.
Аристократка и богачка
В сетях соперницы-злодейки.Не удержать любви полета:
Она ни в чем не виновата!
Самоотверженно, как брата,
Любила лейтенанта флота.А он скитается в пустыне -
Седого графа сын побочный.
Так начинается лубочный
Роман красавицы-графини.И в исступленьи, как гитана,
Она заламывает руки.
Разлука; бешеные звуки
Затравленного фортепьяно.В груди доверчивой и слабой
Еще достаточно отваги
Похитить важные бумаги
Для неприятельского штаба.И по каштановой аллее
Чудовищный мотор несется,
Стрекочет лента, сердце бьется
Тревожнее и веселее…В дорожном платье, с саквояжем,
В автомобиле и в вагоне,
Она боится лишь погони,
Сухим измучена миражем.Какая горькая нелепость:
Цель не оправдывает средства!
Ему – отцовское наследство,
А ей – пожизненная крепость!
Американка
Средь аляповатых дач,
Где шатается шарманка,
Сам собой летает мяч -
Как волшебная приманка.Кто, смиривший грубый пыл,
Облеченный в снег альпийский,
С резвой девушкой вступил
В поединок олимпийский?Слишком дряхлы струны лир:
Золотой ракеты струны
Укрепил и бросил в мир
Англичанин вечно юный!Он творит игры обряд,
Так легко вооруженный,
Как аттический солдат,
В своего врага влюбленный!Май. Грозовых туч клочки.
Неживая зелень чахнет.
Всё моторы и гудки -
И сирень бензином пахнет.Ключевую воду пьет
Из ковша спортсмэн веселый;
И опять война идет,
И мелькает локоть голый!
Домби и сын
Американка в двадцать лет
Должна добраться до Египта,
Забыв «Титаника» совет,
Что спит на дне, мрачнее крипта.В Америке гудки поют,
И красных небоскребов трубы
Холодным тучам отдают
Свои прокопченные губы.И в Лувре океана дочь
Стоит, прекрасная, как тополь;
Чтоб мрамор сахарный толочь,
Влезает белкой на Акрополь.Не понимая ничего,
Читает «Фауста» в вагоне
И сожалеет, отчего
Людовик больше не на троне.
«Отравлен хлеб и воздух выпит…»
Когда, пронзительнее свиста,
Я слышу английский язык -
Я вижу Оливера Твиста
Над кипами конторских книг.У Чарльза Диккенса спросите,
Что было в Лондоне тогда:
Контора Домби в старом Сити
И Темзы желтая вода.Дожди и слезы. Белокурый
И нежный мальчик Домби-сын;
Веселых клерков каламбуры
Не понимает он один.В конторе сломанные стулья;
На шиллинги и пенсы счет;
Как пчелы, вылетев из улья,
Роятся цифры круглый год.А грязных адвокатов жало
Работает в табачной мгле -
И вот, как старая мочала,
Банкрот болтается в петле.На стороне врагов законы:
Ему ничем нельзя помочь!
И клетчатые панталоны,
Рыдая, обнимает дочь…
«Летают Валькирии, поют смычки…»
Отравлен хлеб и воздух выпит.
Как трудно раны врачевать!
Иосиф, проданный в Египет,
Не мог сильнее тосковать!Под звездным небом бедуины,
Закрыв глаза и на коне,
Слагают вольные былины
О смутно пережитом дне.Немного нужно для наитий:
Кто потерял в песке колчан;
Кто выменял коня – событий
Рассеивается туман;И, если подлинно поется
И полной грудью наконец,
Всё исчезает – остается
Пространство, звезды и певец!
Летают Валькирии, поют смычки.
Громоздкая опера к концу идет.
С тяжелыми шубами гайдуки
На мраморных лестницах ждут господ.Уж занавес наглухо упасть готов;
Еще рукоплещет в райке глупец.
Извозчики пляшут вокруг костров.
Карету такого-то! Разъезд. Конец.
В жаркий летний день горы Троодоса благоухают тимьяном. Это неприметное растение с довольно блеклым цветом испокон веков является народным любимцем. Тимьян с древности почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь.
Богородская трава, боровой перец, верест, жадобник, лебюшка, лимонный душок, мухопал, чабрец, фимиамник, чебарка... Все эти названия принадлежат одному растению! В Греции его называют «фимиам» (гр.θυμίαμα), что означает «ладан, благовонное вещество». На Руси эту душистую траву с яркими цветами называли «темьяен» - именно через «е». И хотя было зафиксировано множество народных названий тимьяна, его научное названиеThymus serpyllum - тимьян ползучий.
Древние греки приписывали этому растению необыкновенную силу «духа». В средние века цветок тимьяна, окруженный пчелами, изображали на одежде рыцаря, так как считалось, что он вселяет в сердце храбрость и мужество. Язычники клали это растение на кострища, воскуривая фимиам богам. По представлению многих народов, тимьян притягивает в дом счастье, способствует долголетию: «Коль в нежную подушку тимьяна цвет зашью - жизнь вдвое удлиню».
Различные виды тимьяна выращивали еще в Древнем Египте. Им ароматизировали смолы, предназначенные для бальзамирования тел.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Тимьян - это низкорослый кустарник высотой около 35 см, распластанные по почве ветвистые стебли которого покрыты жесткими, почти кожистыми листьями. В августе - в период цветения тимьяна - на концах ветвей появляются удлиненные соцветия. Цветки его мелкие - лишь 4-8 мм длиной, розовато-фиолетовые, розовато-лиловые или белые, ароматные, часто с заметными прицветниками, собраные в колосовидное соцветие. Плод тимьяна - коробочка с четырьмя черно-бурыми шаровидными орешками.
Тимьян принадлежит к числу важных эфиромасличных растений, содержащих фенольные соединения - тимол, карвакрол и другие. К роду Thymus относят несколько сотен видов травянистых многолетников, полукустарников и кустарников, распространенных почти по всей Евразии, в Северной Африке и Гренландии.
Места обитания тимьяна - лесные поляны и опушки лесной зоны, степи, каменистые склоны и скалы, карбонатные обнажения, песчаные и глинистые степи. На Кипре огромное количество тимьяна растет как на побережье, так и в горах Троодоса.
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Самый распространный вид тимьяна - тимьян ползучий (Thymus serpyllum) содержит до 0,1-0,6 % эфирного масла, основным компонентом которого является тимол - до 30 % и карвакрол. В его составе также обнаружены дубильные вещества, горечи, минеральные вещества, камедь, органические пигменты, урсоловая и олеаноловая кислоты.
Обилие эфирных масел и минеральных веществ сделали тимьян одним из самых распространенных лекарственных растений, а некоторые виды тимьяна применяются в парфюмерной и пищевой промышленности. Листья его используют как пряность в кулинарии, консервной и ликеро-водочной промышленности. Некоторые виды тимьяна входят в состав смеси приправ, известных как «прованские травы». Стебли вместе с листьями и цветками можно заваривать как чай.
На Кавказе тимьян используется в качестве приправы к мясным, и особенно жирным блюдам, которые за счет качеств этого растения лучше усваиваются. Молодые побеги тимьяна добавляют при засолке огурцов, мариновании груш и яблок, а лимоннопахнущий тимьян придает пикантный аромат сладким блюдам.
Эфирное масло тимьяна применяют для отдушки косметических средств: туалетного мыла, помад, крема, зубных паст, а также в фармацевтической промышленности.
Тимьян также является прекрасным медоносом! В сентябре-октябре на Кипре повсюду вы можете приобрести тимьяновый мед - Thyme Honey.
Благодаря высокой живучести и, хотя и неброским, но душистым цветам, тимьян используется как декоративное растение, например, для устройства альпинариев. В длительные периоды своего цветения, в июне-августе, тимьян, благодаря обилию цветов и аромату, не имеет себе конкурентов в саду. Лишь на неделю-другую после цветения тимьяновые полянки отчасти теряют декоративность, но затем вновь восстанавливают свою красоту - и без цветов тимьян не менее красив, изыскан и благороден.
Тимьян длительно и обильно цветет, прекрасно пахнет, не боится вытаптывания, неприхотлив, отличный медонос, не повреждается вредителями и болезнями.
Размножают тимьян семенами, которые сеют либо в открытый грунт, либо в холодную тепличку весной. Сеянцы зацветают на второй год, а отдельные экземпляры - уже на первый.
ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА ТИМЬЯНА
Получаемый из тимьяна тимол издавна применяли как противоглистное, дезинфицирующее и обезболивающее средство. В народной медиционе отвары и порошок сушеного тимьяна используют при радикулите и воспалении седалищного нерва. «Отвар тимьяна и мазь, изготовленная на его меду очищает грудь и легкие, способствует отхаркиванию и успокаивает боли», такие записи находят в книгах древних лекарей.
Еще тимьян способствует пищеварению. В виде ванн он полезен при нервных заболеваниях, радикулите, ревматизме, кожных сыпях, заболеваниях суставов, мышц. Как наружное средство для растирания используют смеси, содержащие эфирное масло тимьяна. Оно же применяется при терапии легочных заболеваний. Жидкий экстракт и отвар листьев тимьяна очень хорош в качестве отхаркивающего средства.
Для медицинских целей собирают веточки тимьяна в период полного цветения. Их срезают возле корня, сушат на открытом воздухе в тени, расстилая токим слоем на бумаге или ткани. Когда листья высыхают, ветки обмолачивают и просеивают, чтобы удалить толстые деревянистые стебли. Сырье тимьяна, не теряя своих свойств, может храниться до 2х лет.
ПРОДУКТЫ ИЗ ТИМЬЯНА НА КИПРЕ
В супермаркетах Кипра вы можете приобрести сухой тимьян (гр. θυμάρι), который используется в качестве приправы и для заваривания чая, в аптеках можно найти большое количество медикаментов, изготовленных на вытяжках из тимьяна, а также эфирное масло этого удивительного - красивого, душистого и целебного растения.
Елена НИКОЛАЕВА
«Над морем» Николай Заболоцкий
Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.Здесь море — дирижер, а резонатор — дали,
Концерт высоких волн здесь ясен наперед.
Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.Акустика вверху настроила ловушек,
Приблизила к ушам далекий ропот струй.
И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек,
И, как цветок, расцвел девичий поцелуй.Скопление синиц здесь свищет на рассвете,
Тяжелый виноград прозрачен здесь и ал.
Здесь время не спешит, здесь собирают дети
Чабрец, траву степей, у неподвижных скал.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Над морем»
Автор, с детства привыкший к скромной красоте северного пейзажа, был очарован роскошным разнообразием крымской природы. В стихотворении «Гурзуф» душевный подъем лирического субъекта вызван созерцанием величественной картины, которая охватывает скалистый берег, «равнину морскую» и небо. Герою Заболоцкого, подобно пушкинскому пророку, становится доступной часть сокровенного «таинства отзвуков», служащего акустическим атрибутом загадочного мирового пространства.
Зачин стихотворения 1956 г. открывается запоминающимся обонятельным образом - душистым «горьковатым» ароматом чабреца, который символизирует крымскую землю. Приятный запах вызывает в памяти характерный пейзаж: дом, построенный у подножия горы, кипарис, бескрайняя панорама моря.
В удивительном «сонном» мире подвергается трансформации художественное время: оно «не спешит», и замедляющееся движение стрелок будто стремится соответствовать неподвижной громаде вечных скал.
Центральный фрагмент посвящен еще одному примечательному свойству художественного пространства - акустическим «ловушкам». Звуки, источники которых находятся далеко, кажутся близкими. По этой причине слух субъекта речи отчетливо различает плеск волн. Раскаты грома во время грозы напоминают страшный грохот пушек. Комплекс акустических образов завершает живописное сравнение, семантика которого выходит за рамки звуковых характеристик. Поцелуй девушки метафорически отождествляется с распустившимся цветком.
Причины потрясающих акустических эффектов кроются в особой траектории звука. Последний устремляется по вертикали, порождая эхо, олицетворенный образ которого наделен способностями петь и танцевать.
Метафора, уподобляющая море режиссеру, перспективу - резонатору, прибой - концерту, обозначает границы художественного мира. Изображаемая среда видится субъекту речи замкнутой, напоминающей концертный зал или корпус гигантского музыкального инструмента. За счет особых свойств причудливого пространства стали возможными акустические явления, занимающие неторопливые мысли лирического «я».
Стихотворение завершает ряд визуальных образов: весело щебечущая стайка синиц, прозрачно-алые виноградные гроздья и дети, занятые сбором чабреца. Миниатюрные сценки дополняют картину идеального пространства, соединившего в себе природное и музыкальное начала, и проникнуты задумчивым умиротворением.
Стихотворение Н.Заболоцкого «Над морем» написано в 1956 году. В последние годы жизни мир раскрывается поэту в своеобразии и картинах природы. Заболоцкий в стихотворении создаёт прекрасные образы южной природы: и кипарис, и дом, прижатый к поверхности горы, и море, и скалы. Эта природа не подавляет человека, не противостоит ему, а дает радость узнавания, она для него знакомый и близкий сердцу пейзаж родного края: сонного Крыма, где «время не спешит». Заболоцкий - поэт с обостренным чувством звука, цвета, запаха. И мы вместе с лирическим героем вдыхаем «запах чабреца, сухой и горьковатый», любуемся алым виноградом, который так хочется попробовать, а потом бежим к морю, послушать «концерт высоких волн». Авторские эпитеты (запах сухой, горьковатый; высоких волн, далекий ропот, тяжелый виноград, неподвижных скал), метафоры (дом, прижатый к поверхности скалы; звук, задев скалу, скользит по вертикали; акустика настроила ловушек, здесь время не спешит) и сравнения (море-дирижёр, грохот бурь подобен грому пушек, как цветок, расцвел девичий поцелуй) ярко передают картину созданных образов. Они удивительно тонко оттеняют душевное состояние самого поэта. Познание природы становится более человечным, так же как и сама природа проявляется в реальном пейзаже.
При чтении
стихотворения «Над морем» испытываешь
умиротворение и желание посетить «сонный Крым» и услышать, как
…. звук, задев скалу, скользит по вертикали,
И эхо средь камней танцует и поет.