Гора рорайма на карте. Затерянный мир — гора Рорайма
Тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). После назначения министром обороны СССР Д.Ф.Устинова было принято решение вместо авианосца пр.1153 строить на базе корпуса пр.1143 модернизированный авианесущий крейсер пр.11434 с усовершенствованым РЭО и под базирование СВВП. Корабль проектировался Невским ПКБ, главный конструктор - В.Ф.Аникиев. По проекту на ТАКР пр.11434 должны были базироваться сверхзвуковые СВВП Як-141, что значительно повышало его боевую эффективность по сравнению с ТАКР пр.1143. Единствнный корабль проекта "Баку" (заводской №104) заложен на стапеле "0" судостроительного завода в г.Николаеве 26.12.1978 г. Строительство второго корабля проекта с заводским №105 начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. и велось 1.5 года после чего прекращено (собрано несколько секций корпуса). Спущен на воду 31 марта 1982 г. (при плане - конец 1981 г.). Со 2 июня по 1 декабря 1986 г. прошел швартовые испытания и 9 января 1987 г. вышел на ходовые испытания. Государственные испытания ТАКР "Баку" начаты 21 апреля 1987 г. Корабль вошел в состав ВМФ 11 декабря 1987 г. (подписание акта приемки). Флаг ВМФ поднят 20 декабря 1987 г. и 30 декабря 1987 г. корабль введен в состав Северного флота.
Буксир "Никлай Чикер" ведет к набережной ПО "Севмаш" ТАКР "Адмирал Горшков" пр.11434, июль 1999 г. (фото из архива Олега Кулешова, http://kuleshovoleg.livejournal.com/).
Авианесущий крейсер "Баку" пр.11431 в Средиземном море, июнь 1988 г. (http://www.nashflot.ru).
ТАКР "Баку" пр.11434 в Средиземном море, 1988 г. (фото - Chris Howell, http://www.shipspotting.com).
Конструкция - корпус имеет 18 главных поперечных и 2 продольные водонепроницаемые переборки. Непотопляемость корабля обеспечивается при затоплении любых 4 смежных отсеков. Стенки ангара имели бронирование в отличие от предыдущих кораблей проекта, что привело к возрастанию водоизмещения на 1700 тонн. С целью снижения ЭПР корабля кроме использования "наклонной" архитектуры надстроек использовано специальное радиопоглощающее покрытие (РПП) "Лак".
Двигательная установка -
котлотурбинная ГЭУ, создана на базе ГЭУ крейсеров . 4 вала с винтами фиксированного шага.
- 8 х котлов КВН 98/64 в 4-х автономных турбокотельных группах в двух отдельных машинных отсеках - носовом и кормовом;
- 4 х главных паротурбинных ГТЗА ТВ-12-3 мощностью по 45000 л.с. (всего 180000 л.с.).
Винторулевая группа ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" пр.11434 - будущего авианосца INS Vikramaditya ВМС Индии. ПО "Севмаш", г.Северодвинс (верхнее фото - 21.10.2008 г., фото из архива igorriw, http://igorriw.livejournal.com/ , нижнее фото - kikoz13, http://russiannavy.ru).
Энергетика: электроэнергетическая система аналогична кораблям . Система автоматизированного управления энергосистемой - "Терек-2".
6 х 1500 кВт турбогенераторов
4 х 1500 кВт дизель-генератора
Запас котельного топлива - 8900 тонн
Средства спасения - 120 спасательных плотов ПСН-10М.
ТТХ корабля
:
Экипаж - 2045 чел (офицеры размещались в 1-2 местных каютах, мичманы и главстаршины - в 1- и 6-местных каютах, старшины и матросы в 6- и 26-местных кубриках)
пр.11434 | |
Длина | 273.08 м |
Ширина | 51.9 м |
Осадка | 9.42 м |
Габариты ангара | 130 х 22.5 х 6.6 м |
Водоизмещение стандартное | 33440 т |
Водоизмещение полное | 44490 т |
Скорость полного хода:
- по проекту - 32 уз
- реально - 30.7 уз (30.5 уз в ходе ходовых испытаний)
Дальность хода на разных скоростях:
Автономность по запасам - 30 сут
Вооружение
:
Система вооружения | пр.11434 "Баку" |
Артиллерия | 2 х одноствольные 100 мм артиллерийские установки . РЛС - МР-145 "Лев-215" / KITE SCREECH (1 шт). Боекомплект - 1000 выстрелов АЗ-УЗС-58. |
Артиллерия | 8 х 30 мм шестиствольных автоматов с РЛС МР-123 «Вымпел» / BASS TILT (4 шт), боекомплект 48000 выстр. |
Ракетное ударное | 6 х спаренных ПУ СМ-241 с фиксированным углом старта (15 град) комплекса "Базальт-1143" с ПКР 4К80 / П-500 "Базальт"; Боекомплект - 12 ракет РЛС системы управления «Аргон-1143» / TRAP DOOR (1 шт, находится в носовой части палубы корабля); Антенный пост системы спутникового целеуказания "Корвет-1143" / PUNCH BOWL |
ЗРК | 4 х 6 восьмиракетных модуля 3С95 ЗРК , с 4 х системами управления К-12-1 с РЛС 3Р95 / CROSS SWORD (4 антенных поста). Боекомплект - 192 ЗУР 9М330. |
Противолодочное / противоторпедное | 2 х 10 устаовок КТ-153 / реактивной противолодочной системы "Удав-1". Боекомплект - 120 шт РГБ (60 РГБ по др.данным). Доработан по механической части системы заряжания после выхода на испытания. |
Постановка помех | 2 х двухствольных ПУ помеховых снарядов |
Оборудование
:
пр.11434 "Баку" | |
БИУС | МВУ-410 "Лесоруб-434" (сбор и обработка информации, целеуказание и выработка решения) - обеспечивала управление ударным вооружением и наведение вертолетов, система третьего поколения. Производство - НПО "Марс", г.Ульяновск. |
Система обмена информацией (СОИ) | "Тройник" (производство - НПО "Марс", г.Ульяновск). Обеспечивала обмен информацией между БИУС, системами вооружений, РЛС и другими потребителями и источниками. |
Комплекс удаленного целеуказания | МКРЦ "Корвет-1143" |
РЛС обнаружения воздушных целей | комплекс "Марс-Пассат" с 4 ФАР / SKY WATCH, разработан НИИ "Квант" (г.Киев), сопровождение до 120 воздушных целей (по проекту, не достигнуто в ходе испытаний) |
РЛС общего обнаружения | МР-700М / МР-710М-1 "Фрегат-М1" / PLATE STREER, трехкоординатная помехозащищенная РЛС, сопровождение до 80 воздушных целей, обработка информации и передача информации в БИУС осуществлялась ЭВМ комплекса "Марс-Пассат" |
РЛС обнаружения надводных целей и низколетящих целей | МР-360 "Подкат" (2 шт) - РЛС обнаружения малоразмерных низколетащих целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, на высотах до 100 м, на дальности до 33,7 км, с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания |
Навигационные РЛС | 3 х "Вайгач" / PALM FROND |
РЛС госопознавания | 2 х SALT POT A/B LONG HEAD |
Станция постановки помех РЭБ | "Кантата-М" (антенные посты 4 WINE FLASK; 8 FOOT BALL; 4 BELL THUMP; 2 CAGE POT) - установлен вместо системы "Кольцо" |
Радиоприемники РТР | 3 х Р-678Н, 6 х Р-670М, 2 х Р-721, 2 х СРС-2, УКВ Р-710 и Р-714 |
Станции постановки помех | Р-740К (УКВ), аппаратура "Погоня" и "Каскад-У" |
Навигационный комплекс | "Салгир-V", 2 радиосекстанта |
Эхолоты | НЭЛ-6 и НЭЛ-10 |
Средства обеспечения авиакрыла | Радиотехнический комплекс "Резистор К-4" / CAKE STAND (радиомаяк) - обеспечение ближней навигации ЛА, управление полетами, захода на посадку и посадки. Комплекс разработан ПО "Полет" (г.Челябинск), главный конструктор Брейгин А.М. Комплекс боевого управления авиацией "Тур-434" 2 х станции наведения истребителей "Газон" / FLY TRAP B (унифицирована с системами ВВС, одновременное наведение 4 истребителей на 4 воздушных цели, производства ПО "Электрон") |
ГАС | Активный ГАК МГК-355 «Полином» / HORSE JAW (в бульбе), HORSE TAIL (буксируемая) |
Охранители | буксируемые акустические охранители |
Оптико-электроенные приборы наблюдения | 3 прибора "Ротан" (ТВ-наблюдение) |
Радиосвязь | Комплекс радиосвязи «Тайфун-1» в составе: 14 КВ-радиопередатчиков Система космической связи "Кристалл-БК" / LOW BALL (2 антенных поста) |
Прочее оборудование | Система безопасного одновременного применения систем вооружений "Сокол"; Автоматическая корабельная система "Буран"; |
Корабль оснащался системами приема и передачи грузов на ходу "Струна 2П-400", "Струна П-1000" (2 шт), "Струна 1П2.5".
Успокоители качки с выдвижными рулями "89-3". Установлена система водяной защиты, комплекты зимней спецобработки, 52 фильтро-вентиляционные установки.
Для обеспечения полетов была оборудована летная палуба размера 195 х 20.7 м, отклонение от оси корабля 4.5 град. Для обеспечения взлета Як-141 методом ВКР (взлет с коротким разбегом) летная палуба оснащена удерживающим механизмом и газоотбойным щитком. Термостойкое покрытие летной палубы выполнено с использованием импортных материалов. Взлетно-посадочные площадки вертолетов обозначены: "С" - для спасательного вертолета (1 площадка), "Т" - для транспортных вертолетов (1 площадка), 6 номерных стандартных площадок. За надстройкой находятся 10 технических позиций для обслуживания и стоянки ЛА. Корабль оборудован двумя подъемниками:
- грузоподъемностью 30 тонн, 18.9 х 10 м;
- грузоподъемностью 20 тонн, 18.9 х 4.8 м
Перемещение ЛА по палубе осуществлялось специальными транспортерами, по ангару - системой продольно-поперечной транспортировки.
Авиакрыло
:
- пр.11434 (проект) - 14 Як-141, 6 Як-38М, 10 Ка-27ПЛ, 4 Ка-31, 2 Ка-27ПС.
Пр.11434 - 12 самолетов ВВП Як-38, Як-38М, в перспективе предполагалось заменить их на Як-141; 19 вертолетов Ка-27ПЛ и 3 спасательных вертолета Ка-27ПС.
Боекомплекс авиакрыла:
- самолетный вариант - 18 спецбомб РН-28, 143 ракеты Х-23, 176 ракет Р-3С / Р-13, 4800 ракет НУР С-5, 30 зажигательных баков ЗБ-500, 20 разовых бомбовых кассет РБК-250.
- вертолетный вариант - 30 авиационных торпед АТ-1, 40 противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев "Поплавок", 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива - 1500 тонн
Модификации
:
- пр.11434 (1987 г.) - четвертый корабль пр.1143 - тяжелый авианесущий крейсер "Баку" / "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".
Вертолет ВМС Великобритании Lynx над палубой ТАКР "Баку" пр.11434, 1988-1990 г.г. (http://militaryphotos.net).
- 1988 г. 10 июня - в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), который удалось быстро потушить. Во время боевой службы корабль отрабатывал задачи ПЛО и осуществлял слежение за авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в 7-минутной готовности к нанесению удара);
1988 г. 11 августа - потерян вертолет Ка-27ПЛ (пилотов спасли). В ходе боевой службы корабль совершил деловые заходы в сирийские порты: 22-29.08.1988 г. в Латакию, 01-21.11.1988 г. - в Тартус; 14.12.1988 г. в сопровождении отряда кораблей проследовал мыс Нордкап.
1988 г. 17 декабря - корабль прибыл на рейд Североморска; находясь в составе СФ продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой.
1989 г. 8-23 августа - корабль получил оценку «хорошо» после проверки Главной инспекцией Минобороны СССР.
1989 г. - в течение года корабль прошел 13267 миль, трижды отрабатывал прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и 4 ракетные стрельбы (в т.ч. 2 главным комплексом), СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы;
1990 г. 01 октября - ТАКР вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей Северного флота.
1990 г. - в течение года корабль прошел 4243 мили, отрабатывал задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, провел 6 артиллерийских и 2 ракетные стрельбы (в т.ч. 1 ударным комплексом), СВВП выполнили 47, а вертолеты - 1211 полетов.
1991 г. - в течение года корабль прошел 1375 миль, проведены 4 артиллерийские и 1 ракетная стрельбы, вертолеты корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов.
1991 г. осень - на корабле проводились летные испытания СВВП Як-141.
1991 г. 21 сентября - первая посадка Як-141 на палубу ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".
1991 г. 03 октября (05 октяря по др.данным) - при испытаниях самолета ВВП Як-141 летчик-испытатель В.А.Якимов на самолете №77 при посадке допустил превышение вертикальной скорости, в результате чего произошла авария. Самолет упал плашмя с высоты более 10 метров, стойки шасси пробили баки, произошел пожар. Пожар был потушен, самолет был восстановлен позже до музейного состояния. Этот экземпляр Як-141 демонстрировался на статической стоянке на авиасалонах МАКС.
Тушение пожара и обгоревший Як-141 борт №77 на палубе ТАКР "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", 03 октября 1991 г. (http://forums.airbase.ru)
- 1993 г. - ТАКР поставлен в ремонт в СРЗ в пос.Роста в Мурманске.
1994 г. 2 февраля - у стенки СРЗ в Мурманске на ТАКР произошел пожар, который вывел из строя одно из двух машинных отделений.
1995 г. июль - ТАКР участвовал в военно-морском параде в Североморске; позже в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен и корабль поставлен в пос.Роста (Мурманск) на долговременное хранение.
1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по для Индии.
Реестр крейсеров пр.11434 / 11430
:
проект | зав. № | завод | заложен | спущен на воду | вступил в строй | вывод из состава ВМФ | базирование | |
"Баку" "Адмирал Флота Советского Союза Горшков" (с 04.10.1990) | 11434 | 104 | ССЗ №444, Николаев | 26.12.1978 (17.02.1978 - зачислен в списки флота) | 31.03.1982 | 11.12.1987 | - | СФ с 30.12.1987 |
?? | 11434 | 105 | ССЗ №444, Николаев | строительство начато по решению Минсудпрома СССР от 15.12.1980 г. | - | - | - | строительство прекращено в 1982 г. в связи подготовкой к закладке ТАКР пр. |
Vikramaditya | 11430 | 104 | ПО "Севмаш", Северодвинск, ответственный сдатчик - Игорь Леонов | 09.03.2004 | 04.12.2008 | 04.12.2012 г. (план 2010-2011 г.г.) | ВМС Индии |
Бортовые номера кораблей пр.11434
"Баку" | |
1986 | 111 |
1987 | 111 |
1988 | 103 |
1989 | 079 |
1990 | 091 |
1991 | 091 |
1995 | 069 |
1999 | 069 |
Экспорт :
Индия:
- 1996-2003 г.г. - переговоры с Индией о продаже с модернизацией ТАКР пр.11434.
1999 г. июль - ТАКР переведен в Северодвинск и поставлен к причалу ПО "Севмаш" в ожидании переоборудования по пр.11430 для Индии - далее см. статью по .
Источники :
Блог Кулешова Олега. Сайт http://kuleshovoleg.livejournal.com , 2012 г.
История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946-1991 г.г. С.-Пб, "Судостроение", 1996 г.
Корабел. Газета ПО "Севмаш", 27.09.2011 г., 15.11.2011 г., 27.03.2012 г.
Корабли и суда ВМФ СССР и России. Сайт http://russian-ships.info , 2010 г.
Курочкин Д.В., Соколов А.Н., Авианесущие корабли России. С.-Пб., "Гангут", 2003 г.
Лента.ру. Сайт http://lenta.ru , 2010-2011 г.г.
Макаров Ю.И., Авианосец. М., "Эксмо", 1999 г.
Перов О. Весной в море. // Корабел. 22.12.2011 г.
Перов О. Вcё отдаем кораблю. // Корабел. 06.03.2012 г.
Сайт "Атрина", http://atrinaflot.narod.ru/ , 2010 г.
Хмельнов И.Н., Турмов Г.П., Илларионов Г.Ю., Российские надводные корабли: история и современность. Владивосток, 1996 г.
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» это советский и российский тяжелый авианесущий крейсер, проданный Индии в январе 2004 года. В том же году авианосец получил название «Викрамадитья», затем подвергся полной перестройке и введен в ВМС Индии.
1. Фотографии
2. Видео
3. Тактико-Технические характеристики
3.1 Основные характеристики
- Водоизмещение: 45 390 т наибольшее, 44 490 т полное, 38 970 т нормальное, 33 440 т стандартное.
- Длина: 242,86 м по ватерлинии, 273,08 м наибольшая.
- Ширина: 31,0 м по ватерлинии, 52,9 м наибольшая.
- Высота: 60,30 м габаритная. Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу, 21,63 м на миделе, 21,61 м в корме.
- Осадка: средняя (от ОП): при нормальном водоизмещении 8,47 м, при полном водоизмещении 9,42 м. Наибольшая: 11,52 м.
- Бронирование: катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
- Двигатели: котлотурбинная, четырёхвальная, 4 ГТЗА ТВ-12-3, 8 котлов КВН 98/64.
- Мощность: паротурбины: 4 × 45 000 л.с., Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт, Дизель-генераторы: 4 × 1500 кВт.
- Движитель: 4, четырёхлопастные.
- Скорость хода: 14,05 узла экономического хода, 18,32 узла боевого экономического хода, 29 узлов полного хода, 32,5 узла максимального хода.
- Дальность плавания: при скорости 18 узлов - 7590 миль.
- Автономность плавания: 30 суток.
- Экипаж: по штату: 1615 человек, со штабом: 1665 человек, авиагруппа: 430 человек.
3.2 Вооружение
- Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 × РЛК с ФАР «Марс-Пассат», 1 × РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1», 2 × РЛС МР-360 «Подкат», 3 × РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 × «Резистор-К4», 2 × «Газон».
- Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434», комплекс связи «Буран», ГАК «Полином», комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М», аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У».
- Артиллерия: 2 × 1 АК-100 (600 снарядов).
- Зенитная артиллерия: 8 × 6 АК-630 (48 000 снарядов).
- Ракетное вооружение: 6 × 2 ПУ ПКРК «Базальт», 4 × 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты).
- Противолодочное вооружение: 2 × 10 РБУ-12000 (60 бомб)
- Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов. По проекту: 14 × СВВП Як-41М, 6 × СВВП Як-38М, 10 × Ка-27ПЛ, 2 × Ка-27ПС, 4 × Ка-27РЛД.
4. История
4.1 Строительство
В феврале 1978 года в списки ВМФ СССР был введен авианосец «Адмирал флота Советского Союза Горшков» проекта 1143.4, названный сначала «Баку». Перед 1979 годом, на стапеле Черноморского судостроительного завода, освободившемся от спущенного на воду ТАКР «Новороссийска», были начаты работы над постройкой «Баку». Сборка осуществлялась из готовых секций, массой до 150 тонн. На воду крейсер был спущен 31 марта (спусковая масса равнялась примерно 19000 тонн), после чего он подвергся достройке у стены завода. Из-за сбоев доставки оборудования и вносящихся изменений авианосец приступил к швартовым испытаниям лишь 2 июня 1986 года. 4 декабря корабль отплыл в Севастополь, где две недели доковывался.
4.2 Испытания
В январе 1987 года на «Баку» начались ходовые испытания. После них авианосец дополнили обтекателем, установленным на спонсон, а также устройством, выравнивающим воздушные потоки над полетной палубой. Госиспытания начались в апреле, тогда провелись стрельбы главного ударного комплекса. В декабре корабль был зачислен в ВМФ СССР.
4.3 Боевая служба
В апреле 1988 года крейсер был зачислен в состав сил постоянной готовности, а в следующем месяце его начали подготавливать к боевой службе. В авиагруппу вошли СПАРКи Як-38У, поисково-спасательные Ка-25ПС, штурмовики Як-38М, противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ и целеуказатели Ка-27ПС. Было принято решение совместить первую боевую службу с переходом к точке постоянной дислокации. В июне авианосец отплыл из Севастополя в Средиземное море. Там крейсер в частности наблюдал за атомным авианосцем США «Дуайт Эйзенхауэр». В декабре того же года крейсер прибыл в Североморск, где был зачислен в 170-ю бригаду противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.
Затем крейсер уже не нес дальние боевые службы, но при этом не отменялись занятия по боевой подготовке. В 1989 году авианосец три раза участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, с него вертолеты совершили 1142 полета, а корабельные штурмовики – 171 полет. В октябре следующего года корабль получил имя «Адмирал флота Советского Союза Горшкова». В 1990 году состоялось свыше 1200 полетов вертолетов и 47 – самолетов. В следующем году активность боевой подготовки снизилась. Тогда вертолеты, например, совершили свыше 400 полетов. В сентябре-октябре на авианосце прошли испытания палубного истребителя ВВП , от которых ожидалась замена списанных Як-38 на посту основных палубных машин. Когда в начале октября произошла авария, повлекшая потерю самолета, испытания прекратились и в дальнейшем не проводились. Спустя год разработка отменилась.
В феврале 1992 года, в Мурманске, авианосец начали ремонтировать. В июле Военно-морской флаг был спущен, а поднят Андреевский.
4.4 Продажа крейсера
Через два года начались переговоры с Республикой Индией о продаже ей крейсера. В 1999 году «Адмирал Горшков» был переправлен с помощью буксира в Северодвинск для модернизации. Вся необходимая документация была подписана в 2000 году, но цена договора не была точно установлена вплоть до 2002 года. В начале 2004 года было подписано соглашение, по которому выделялось 530 млн. долларов на поставку морских противолодочных вертолетов Ка-27 и Ка-31 и 16 самолетов-истребителей К, а также 974 млн. долларов, предназначенных на модернизацию и восстановление авианосца. Россия обязалась сдать его Индии в конце 2008 года. Но Индия с начала 2007 года сделала приостановку платежей, выплатив всего примерно 450 млн. долларов. Плюс в этом году ремонт задерживался из-за недостатка кадров. После того, как Президент Российской Федерации Д. Медведев нанес в Индию визит, их власти одобрили начало переговоров о новой стоимости модернизации авианосца.
Летом 2013 года авианосец прошел в Белом море ходовые испытания, в ходе которых проводилась проверка работы котлов главной энергоустановки во всех режимах. Затем в Баренцевом море крейсер подвергся летным испытаниям, в которых участвовали вертолеты и самолеты палубной авиации, также прошла сдача системы «корабль-самолет». В ноябре «Адмирал Горшков» был передан Индии.
Самая проблемная сделка между Индией и Россией наконец-то получила разрешение.
Индия перечислила дополнительно 102 миллиона долларов на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Викрамадитья», носившего в составе ВМФ РФ название «Адмирал Горшков». Контракт на поставку и модернизацию «Адмирала Горшкова» был подписан в 2004 году. Согласно его первоначальным условиям, общая стоимость переоборудования крейсера должна была составить 1,5 миллиарда долларов, половина из которых предназначалась для закупки самолетов МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Завершение модернизации было запланировано на 2008 год, однако российская сторона запросила дополнительное финансирование работ в размере одного миллиарда долларов. В конце концов, согласились на 102 миллиона долларов. О том, что стоит за этой сделкой корреспондентам «СП» рассказал эксперт информационно-аналитического центра «Оружие XXI века» капитан второго ранга Александр Сурпин.
«СП»: — Почему контракт на модернизацию и поставку в Индию «Адмирала Горшкова» называют самой проблемной сделкой?
— Сделку по продаже авианосца признавали убыточной как в России, так и в Индии. По данным счетной палаты Индии, строительство собственного авианосца обошлось бы дешевле, а срок его службы был бы в два раза больше. В феврале 2009 года началось строительство первого индийского авианосца, в 2014 году его планируется ввести в состав ВМС Индии. К тому же финансовый кризис, инфляция привели к удорожанию работ по модернизации. Наши корабелы запросили дополнительные средства. Индия уже была готова отказаться от контракта. Но, вероятно, возобладали традиции делового российско-индийского партнерства. Правительство Индии приняло все-таки решение о выделении дополнительных средств. И вот на днях они поступили на счета корпорации «Севмаш», осуществляющей модернизацию «Адмирала Горшкова». Это событие дает реальную возможность для начала новой жизни нашего авианосца уже в индийском оборонном пространстве.
«СП»: — А в российском оборонном пространстве ему не нашлось места?
— По скудости финансовых средств Россия не в состоянии содержать такие корабли. Только его элементарное обслуживание обходится в несколько миллионов долларов в год.
«СП»: — Почему же недавно президент России Дмитрий Медведев заявил, что Россия собирается строить три авианосца, если мы не в состоянии обслуживать один уже имеющийся?
— Это вопрос — к военным консультантам Медведева. Поскольку дальше заявлений решение вопроса не продвигается (во всяком случае, я ничего не слышал о столь масштабной кораблестроительной программе, а тем более о выделении под нее соответствующих финансов), то можно, скорее всего, говорить о некой пиар-акции, но отнюдь не о реалиях.
«СП»: — Значит, наш кораблестроительный комплекс продолжает кормиться за счет распродажи советской техники?
— Спасибо хотя бы за то, что сегодня продают авианосцы не за бесценок в качестве металлолома, как это был в 90-е годы прошлого столетия, а модернизируют и лишь потом продают. Это не только приток средств, но и загрузка рабочих ресурсов, что позволяет их сберечь до лучших времен. К тому же в данном случае за счет Индии мы продолжаем развивать свою технику. Например, на днях на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» корпорация «МиГ» закончила успешные летные испытания палубных истребителей МиГ-29К.
«СП»: — Но ведь МиГ-29К служит в наших Вооруженных силах более 20 лет, какие могут быть испытания?
— Говоря о МиГ-29К, следует понимать, что под этим индексом скрываются две абсолютно разные машины на базе МиГ-29. Первая из них, известная под индексом 9−31, поднявшаяся в воздух в далеком 1988 году, была предназначена для использования на палубах авианосцев параллельно с более тяжелым и дорогим Су-33. Однако после 1991 года от МиГ-29К по некоторым причинам отказались, и Су-33, построенный в 1990—1995 годах в количестве 24 единиц, стал единственным российским палубным истребителем четвертого поколения. В настоящее время в эксплуатации находятся 19 машин этого типа.
МиГ-29К надолго ушел в тень, чтобы вновь появиться почти 15 лет спустя: контракт с Индией на ремонт, модернизацию и поставку авианосца «Адмирал Горшков» предусматривал поставку истребителей для авиакрыла нового корабля. Тяжелый Су-33 в размеры «Горшкова» не вписывался, и в результате было принято решение о разработке новой машины на базе МиГ-29. Она получила фирменный индекс 9−41, но сохранила наименование прежней модели: МИГ-29К.
Новый самолет, который со старым МиГ-29К роднило только общее происхождение, внешний вид и некоторые элементы конструкции, впервые поднялся в воздух в 2007 году. Одновременно начались испытания и двухместной модели истребителя МиГ-29КУБ (корабельный учебно-боевой). Предполагается, что Индия получит 16 машин МиГ-29К/КУБ, с возможным в дальнейшем увеличением поставок для оснащения авианосца собственной постройки.
«СП»: — Не могли бы вы рассказать о причинах, по которым в 1991 году отказались от МиГ-29К?
— Начались реформы, все рушилось, финансирование на оборону — мизерное. К тому же на Западе стали известны все секреты этой машины, а значит, ее преимущества перестали быть таковыми.
«СП»: — Как это — стали известны?
— Советский перебежчик переправил его в Турцию. 20 мая 1989 года пилот 176-го авиационного полка капитан Александр Зуев был дежурным по приёму и выпуску самолётов. Он объявил всем находившимся на дежурстве лётчикам и техникам, что у него родился сын (в действительности рождение сына произошло через несколько дней), и по этому поводу угостил всех специально подготовленным тортом, куда была добавлена большая доза снотворного. В это время произошла пересмена часовых у дежурных самолётов, и на пост заступил механик, которому не удалось разбудить никого из товарищей. Зуев попытался обезоружить механика, потерпел неудачу, выстрелил в него из пистолета и ранил, но и сам получил ранение в руку, когда механик открыл огонь. Дежурные самолёты были почти полностью готовы к вылету, и Зуев взлетел на одном из них. После взлёта он собирался расстрелять из авиапушки другие самолёты дежурного звена, чтобы его не попытались перехватить, однако не сумел, поскольку забыл снять с пушки одну из двух блокировок. Зуев угнал самолёт в Трабзон. Первыми его словами на турецком аэродроме, как тогда написали газеты, были: «Наконец-то я — американец!».
Зуев получил политическое убежище в США. В дальнейшем консультировал американские ВВС, но вскоре погиб в авиакатастрофе.
«СП»: — Теперь этот рассекреченный самолет реанимировали?
— Практически, как я уже сказал, создали на его базе другой. Он пойдет не только в Индию. ВМФ России рассчитывает купить новые палубные истребители МиГ-29К для тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время наш авианосец располагает, как я говорил, парком из 19 палубных истребителей Су-33, ресурс которых истечет к 2015 году. Производство новых Су-33 в малых объемах нерентабельно. МиГ-29К более подходят, поскольку уже есть индийские деньги на 16 самолетов, на подходе средства еще на 12 машин. Это удешевляет серию и позволяет экономить на разработке. То есть фактически с помощью Индии мы перевооружим авиакрыло и нашего «Адмирала Кузнецова».
Из досье «СП»:
Тяжелый авианесущий крейсер пр. 1143.5 «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» предназначен для завоевания господства на море и в воздухе в районах действий сил флота в целях придания боевой устойчивости оперативным соединениям ВМФ, нанесения воздушных ударов по морским и наземным объектам противника, а также для оказания поддержки морским десантам и наземным войскам.
Самый крупный боевой корабль ВМФ России. Находится на боевой службе в составе Северного флота.
Характеристики
Основной разработчик ОАО «Невское ПКБ»
Основной производитель Черноморский судостроительный завод (г. Николаев)
Водоизмещение, т: 58500
Скорость полного хода, уз. 30
Дальность плавания максимальная, мили 18000 ходом 18 узлов
Автономность, сут. 45
Вооружение:
ракетное 12 ПУ ПКР «Гранит», 4 ЗРК «Кинжал», 8 ЗРАК «Кортик»
артиллерийско-стрелковое
радиотехническое БИУС «Лесоруб», РЛС «Марс-Пассат», «Фрегат-М2», «Подкат», «Резистор»
Энергетическая установка 4 вальная котлотурбинная установка, 200000 л.с., 4 ВФШ
Главные размерения, м 304,5×72×10,5
Палубные боевые самолеты МиГ-29К относятся к многофункциональным истребителям поколения «4++» и могут базироваться на авианесущих кораблях водоизмещением от 28000 т. Они отличаются усовершенствованным планером, складываемым крылом, малой заметностью, увеличенной емкостью топливной системы и другими свойствами. Максимальная взлетная масса МиГ-29К составляет 24500 кг, максимальная скорость полета — 2200 км/час, практический потолок — 17500 м.
Управляемое ракетное оружие класса «воздух-воздух» может включать 2−4 ракеты Р-27Р (РЭ) и Т (ТЭ), до 8 ракет Р-73 или РВВ-АЕ. Возможно применение ракет класса «воздух-поверхность» общего назначения Х-25МЛ и Х-29Л (Т), 4 противокорабельных ракет Х-31А и Х-35 с активными радиолокационными ГСН, противорадиолокационных ракет Х-31П и Х-25МП, корректируемых бомб КАБ-500Кр с телевизионно-корреляционной системой наведения. Могут использоваться авиабомбы, контейнеры малогабаритных грузов КМГ-У и неуправляемые ракеты. На МиГ-29К установлена встроенная 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 100 патронов.
До 4 октября 1990 года «Баку», в последнее время в официальных документах именуется в упрощённом виде «Адмирал Горшков»
Советский и российский тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР), единственный корабль проекта 1143.4 (главный конструктор В. Ф. Аникиев), продан Индии 20 января 2004 года. 5 марта 2004 года крейсер исключён из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введён в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья».
История
Строительство
17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта , получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38. 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск», на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода осуществилась закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104. Строился «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разделили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка происходила из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера происходила и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были применены в октябре 1981 года - с их помощью на крейсер была смонтирована собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны применяли для установки блоков спонсона. Спуск корабля на воду произошёл 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на крейсер заселился экипаж, 1 декабря были закончены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).
Испытания
Ходовые испытания ТАВКР «Баку» стартовали 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был поставлен обтекатель, помимо этого на корабле было установлено устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля стартовали государственные испытания ТАВКР «Баку», во время которых, в частности, были осуществлены стрельбы главного ударного комплекса (применялись макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (с помощью короткого разбега). 11 декабря по итогам испытаний был подписан приёмный акт - «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР. 20 декабря на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг.
Боевая служба
27 апреля 1988 года «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была полностью укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У, 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ, 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня «Баку» покинул Севастополь. Во время боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА). По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й ОпЭск.
В дальнейшем корабль больше не ходил на дальние боевые службы, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды участвовал в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года крейсер переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала падать. За 1991 год палубными вертолётами было осуществлено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141, который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАКРа, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября произошла авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.
3 февраля 1992 года, после пожара в кормовом МКО, ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля Военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. 1 февраля в результате аварии паропровода погибли 6 человек. После этого корабль перевели в Росляково.
Продажа крейсера
В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 .Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма проведённых работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации крейсера.
В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск с целью прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.
В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:
«Для исполнения экспортного контракта приходится собирать рабочих со всей страны, для ремонта крейсера "Адмирал Горшков" не хватает сварщиков, их приходится привозить со всей страны.»
3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. произошла торжественная передача авианосца ВМС Индии.
Память
3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переделывания корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в Северодвинске.
В 2015 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 1 рубль в серии «Вооружённые Силы Российской Федерации», посвященная кораблю.
ТТХ
Основные характеристики
Водоизмещение: 45 390 т наибольшее; 44 490 т полное; 38 970 т нормальное; 33 440 т стандартное
-Длина: 242,86 м по ватерлинии; 273,08 м наибольшая
-Ширина: 31,0 м по ватерлинии; 52,9 м наибольшая
-Высота: 60,30 м габаритная; Высота борта (от КВЛ): 24,96 м в носу; 21,63 м на миделе; 21,61 м в корме
-Осадка: Средняя (от ОП):
-при нормальном водоизмещении 8,47 м
-при полном водоизмещении 9,42 м
-Наибольшая: 11,52 м
-Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками»
-Двигатели: Котлотурбинная, четырёхвальная; 4 ГТЗА ТВ-12-3; 8 котлов КВН 98/64
-Мощность: Паротурбины: 4 х 45 000 л.с.; Турбогенераторы: 6 х 1500 кВт; Дизель-генераторы: 4 х 1500 кВт
-Движитель: 4, четырёхлопастные
-Скорость хода: 14,05 узла экономического хода; 18,32 узла боевого экономического хода; 29 узлов полного хода; 32,5 узла максимального хода
-Дальность плавания: При скорости 18 узлов - 7590 миль
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж По штату: 1615 человек; Со штабом: 1665 человек; Авиагруппа: 430 человек
Вооружение
Радиолокационное вооружение: РЛС общего обнаружения: 1 х РЛК с ФАР «Марс-Пассат»; 1 х РЛС МР-710М-1 «Фрегат-М1» ((семейство советских и российских трёхкоординатных радиолокационных станций корабельного базирования с облегчённым нестабилизированным антенным постом и системой электронной стабилизации лучей); 2 х РЛС МР-360 «Подкат»; 3 х РЛС «Вайгач». СУ авиацией: 1 х «Резистор-К4» 2 х «Газон»
-Радиоэлектронное вооружение: БИУС «Лесоруб-434»
-Комплекс связи «Буран»
-ГАК «Полином» (советская корабельная подкильная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания)
-Комплекс РЭР и РЭБ «Кантата-М»
-Аппаратура РЭБ «Погоня» и «Каскад-У»
-Артиллерия: 2 х 1 АК-100 (600 снарядов)
-Зенитная артиллерия: 8 х 6 АК-630 (48 000 снарядов)
-Ракетное вооружение: 6 х 2 ПУ ПКРК «Базальт» ; 4 х 6 модулей ЗРК «Кинжал» (192 ракеты)
-Противолодочное вооружение: 2 х 10 РБУ-12000 (60 бомб)
-Авиационная группа: 36 самолётов и вертолётов
-По проекту: 14 х СВВП Як-41М; 6 х СВВП Як-38М; 10 х
17 февраля 1978 года в списки ВМФ СССР был зачислен четвёртый авианесущий крейсер проекта 1143, получивший название «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38 . 26 декабря, сразу после спуска на воду ТАВКР «Новороссийск» , на освободившемся стапеле «0» Черноморского судостроительного завода произошла закладка нового корабля, получившего заводской номер С-104 . Строился ТАВКР «Баку» по изменённому проекту 1143.4. Весь корпус корабля при постройке разбили на 10 районов, работа началась с первого (закладного) района, включавшего «сердце» корабля - машинное отделение, а далее шла одновременно в нескольких направлениях - в нос и корму, а также вверх. Сборка осуществлялась из заранее готовых секций, масса которых не превышала 150 тонн. Одновременно с постройкой крейсера осуществлялась и реконструкция самого стапельного комплекса (в рамках подготовки к строительству ТАВКР проекта 1143.5) - были установлены три портальных крана (грузоподъёмностью по 80 тонн каждый), а также два больших козловых крана финской фирмы «Konecranes» (грузоподъёмностью по 900 тонн каждый, работая вместе могут поднимать блоки массой до 1400 тонн). Первый раз новые краны были использованы в октябре 1981 года - с их помощью на корабль была установлена собранная на предстапельной площадке надстройка массой 1000 тонн. В феврале 1982 года краны использовали для монтажа блоков спонсона . Спуск корабля на воду состоялся 31 марта (спусковая масса около 19000 тонн), после чего ТАВКР «Баку» достраивался у заводской стенки. Из-за постоянных срывов поставок нового оборудования, а также вносимых по ходу строительства изменений в проекте достройка корабля затянулась. К швартовным испытаниям ТАВКР приступил только 2 июня 1986 года. 23 сентября на корабль заселился экипаж, 1 декабря были завершены швартовные испытания, а 4 декабря корабль отправился в Севастополь (докование на Севморзаводе с 7 по 22 декабря).
Испытания
Ходовые испытания ТАВКР «Баку» начались 9 января 1987 года. После их окончания на переднюю кромку спонсона был установлен обтекатель, кроме того на корабле было смонтировано устройство, выравнивающее воздушные потоки над полётной палубой. 21 апреля начались государственные испытания ТАВКР «Баку», в ходе которых, в частности, были проведены стрельбы главного ударного комплекса (использовались макеты ракет, было осуществлено 3 пуска, в том числе один залпом из 2 ракет). 8 июля с палубы корабля совершил первый взлёт штурмовик Як-38М (методом короткого разбега). 11 декабря по результатам испытаний был подписан приёмный акт - ТАВКР «Баку» был зачислен в состав ВМФ СССР . 20 декабря на корабле был торжественно поднят военно-морской флаг СССР .
Боевая служба
27 апреля 1988 года ТАВКР «Баку» был зачислен в состав сил постоянной готовности, и уже в конце мая началась подготовка к его первой боевой службе. Была укомплектована авиагруппа корабля, включившая 12 штурмовиков Як-38М, 1-2 спарки Як-38У , 16 противолодочных вертолётов Ка-27ПЛ , 2 поисково-спасательных Ка-25ПС и 2 целеуказателя Ка-25ДЦ (позже их заменили на Ка-27ПС). Переход к месту постоянного базирования было решено совместить с первой боевой службой. 7 июня ТАВКР «Баку» покинул Севастополь . В ходе боевой службы в Средиземном море ТАВКР, в частности, осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр» (АВМА) . По разным причинам во время первой службы корабля были потеряны два летательных аппарата - Як-38У и Ка-27ПЛ (соответственно, 12 июля и 11 августа), лётчики не пострадали. 17 декабря ТАВКР «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170-й бригады противолодочных кораблей 7-й оперативной эскадры .
В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались. В 1989 году ТАВКР трижды принимал участие в отработке обеспечения высадки морского десанта, корабельные штурмовики совершили 171 полёт, а вертолёты - 1142. 4 октября 1990 года ТАВКР переименовали в «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». За 1990 год было совершено 47 полётов самолётов и 1211 полётов вертолётов. В дальнейшем интенсивность боевой подготовки стала снижаться. За 1991 год палубными вертолётами было совершено 417 полётов. В сентябре-октябре 1991 года на борту крейсера прошёл корабельный этап испытаний нового палубного истребителя ВВП Як-141 , который в перспективе должен был заменить списанные штурмовики Як-38 в роли основной палубной машины. 26 сентября оба лётных образца по очереди совершили посадку на палубу ТАВКР, а 30 сентября - первый взлёт. 5 октября случилась авария, приведшая к потере одного самолёта (лётчик уцелел). После этого испытания прекратили и уже больше не возобновляли. Через год программа разработки Як-141 была закрыта.
1 февраля 1992 года в результате аварии паропровода и возникшего пожара в кормовом машинном кормовом отсеке погибли 6 человек. 3 февраля 1992 года ТАВКР поставили на ремонт на СРЗ-35 в Росте (Мурманск). 26 июля военно-морской флаг СССР был заменён на Андреевский флаг. После этого корабль перевели в Росляково .
Продажа крейсера
В 1994 году начались переговоры о продаже корабля Индии. Документы были подписаны в октябре 2000 года, но сумма контракта до 2002 года оставалась предметом торга. Подписанное 20 января 2004 года соглашение предусматривало выделение 974 млн долларов США на восстановление и модернизацию ТАВКР и 530 млн долларов США на поставку 16 истребителей МиГ-29К и противолодочных вертолётов Ка-31 и Ка-27 . Корабль должны были сдать заказчику в конце 2008 года. Выплатив около 458 млн долларов США, с января 2007 года Индия приостановила дальнейшие платежи по контракту. В ноябре 2007 года российская сторона подняла вопрос о недооценке объёма работ. В декабре 2008 года, после визита Президента РФ Дмитрия Медведева в Индию, комитет индийского правительства по безопасности одобрил начало переговоров о новой цене модернизации корабля.
В июле 1999 года ТАВКР отбуксировали в Северодвинск для прохождения модернизации по заказу индийских ВМС.
В 2007 году, по словам главы госкорпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова, ремонт ТАВКР задерживался из-за нехватки кадров:
3 июля 2013 ТАВКР вышел в Белое море на ходовые испытания: в течение месяца проверялась работа в разных режимах всех котлов главной энергетической установки. С 3 августа по 30 сентября в Баренцевом море прошли летные испытания с участием самолётов и вертолётов палубной авиации и сдача системы «корабль-самолет». 16 ноября 2013 г. состоялась торжественная передача авианосца ВМС Индии .
Память
3 июля 2014 года отреставрированный носовой знак ТАВКР, остававшийся на верфи после переоборудования корабля для индийских ВМС, установлен в качестве памятника около морской кадетской школы имени адмирала П. Г. Котова в