Ознакомительная беседа на тему лекарственные растения. «Доктор природа»
Природный мир подготовительная группа№1. Педагог напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений, жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней. - Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т. д. - Народные травознаи, за тысячи лет, сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках, среди множества современных препаратов, травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место. Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ре-бята в том числе. - Кто знает какие-нибудь лекарственные растения? - Кто видел в аптеке лекарственные растения? - Кто собирал со взрослыми лекарственные растения? - А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей) . - Про какое лекарственное растение эта загадка. Не пустили в огород – Оттого она и жжет. (крапива) - Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой». Подружись с крапивой - Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись. - Крапивные? -Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы. Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной. - Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое: «Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы. - А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки. На конце его - сережки. На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он - как хороший друг Лечит раны ног и рук. (подорожник) - Найдите это растение в нашей коллекции. - Кто догадался, почему это растение так называется? - Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей) . - Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах. - Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей) . - Это растение всем знакомо. Отгадайте: Выпускает он листы Широченной широты. Держатся на стеблях крепких Сто плодов шершавых, цепких. Пели их не оберешь, На себе их все найдешь. (лопух) - Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень. - А это что за растение? Носит этот мальчик Желтый сарафанчик. Подрастет - нарядится В беленькое платьице. Легкое, воздушное. Ветерку послушное. (одуванчик) - Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита. - А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум. Мох, клюква и морошка – Жильцы лесных болот, На кочке мох без ножки. Куда ни глянь, растет. - Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают. - Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! - Ребята, давайте поиграем в игру. Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы. Плохой аппетит - корень одуванчика. Заболел желудок - тысячелистник. Простуда - душица. Рана на руке - подорожник. Ангина - мать-и-мачеха. Ожог ноги - зверобой. Пятна на коже - чистотел. - На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа. Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать. Правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.) .(информация сопровождается показом тематических картинок) 2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему (ответы детей) 4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения не на солнце, а в тени. 6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего. 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему (ответы детей) . - Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
Галина Праслова
«Доктор природа». Беседа о лекарственных растениях со старшими дошкольниками
Цель . Познакомить с лекарственными растениями родного края; на основе получения знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране; разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Материал . Иллюстрации на тему «Лекарственные растения», гербарные образцы, карточки с изображением лекарственных растений, отвар лекарственных растений.
Участники: воспитатель, дети.
Ход беседы
Воспитатель: Дети, чем вас лечит мама, когда вы заболеете?
Дети: Мама даёт таблетки, микстуры и отвар лекарственных трав.
Воспитатель : Какие вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «Зелёная Аптека» . Почему? (ответы). Верно! Такие растения помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные. В природе есть всё необходимое человеку для здоровья, поэтому её можно назвать «Доктор Природа» . Сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми лекарственными растениями. Начнём с тех, которые помогут на прогулках. Отгадайте сначала загадку.
Мягок, а не пух, зелен, а не трава (Мох).
Кто из вас видел мох? Где он растёт? Мох – это вата из нашей походной аптечки. Мхом- сфагнумом пользовались партизаны в войну, прикладывая его к ранам. Раны быстро заживали
Воспитатель: А это подорожник !
Почему он так называется? Где растёт?
Дети : его можно встретить вдоль дорог.
Воспитатель: Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение? (стихотворение Вс. Рождественского).
Путника друг – подорожник,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Многим из нас невдомёк,
что отыскалось лекарство
тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт. Дети, вы любите лечиться таблетками? Часто они горькие, неприятные на вкус. А вы знаете, что есть вкусные лекарства? Их можно съесть целую тарелку! Кто догадался, какие это лекарства?
Дети: Ягоды!
Стихотворение Е. Трутнёвой «Черника».
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела.
Синяя такая?
На кусточки под листочки
Кто – то бусы бросил,-
Все поляны в синих точках
У зелёных сосен.
Мы чернику собирали
В кузовок, в лукошко.
Только рты с чего – то стали
Чёрные немножко
Узнали? Летом в лесах созревает вкусная ягода черника.
Она окрашивает язык и зубы в чёрный цвет. Употребление черники способствует укреплению нервной системы. Применяют эти ягоды и при болезнях желудка, ревматизме, малокровии. Листья черники добавляют в чай. Она восстанавливает зрение. Ягода это капризная: не хочет расти на грядках. И вообще растёт медленно, поэтому, собирая чернику в лесу, старайтесь не повредить ни одного кустика, научите этому и других. Кто пробовал чернику? Кто найдёт её на открытке?
Воспитатель: А это что за ягода? Где она растёт? Кто из вас её собирал?
Дети: Это земляника
На прогулке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка – невеличка
Хорошо цвела весной.
На неё садились пчёлы,
Майский жук летел над ней.
У неё сосед весёлый – родничок среди камней.
Солнце грело много дней,
Пышный кустик у камней,
Становилась земляничка
Всё пригожей да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком.
Воспитатель: земляника не только вкусная, но и очень полезная ягода. Её применяют при простудных заболеваниях. Полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
Полезная для здоровья и другая лесная ягода – ежевика. В ней много витаминов, а варенье из неё подарит радость в зимнее время.
А ещё есть душистая и сладкая лесная ягода, которую приятно съёсть не только больному, но и здоровому человеку. Она называется
Дети: Малина!
Воспитатель : Кто из вас пробовал малину? А где вы лакомились этими ягодами?
Правильно, в лесу или на даче, где растёт садовая малина.
При каких заболеваниях её применяют? При ангине, простуде зимой пьют чай с малиновым вареньем, а летом можно есть живые ароматные ягоды. Заваривая чай, добавьте веточки и листья малины. Они тоже обладают целебными свойствами. А кто ещё в лесу любит лакомиться малиной?
Дети: Медведь, муравьи.
Воспитатель: Клюква, которая растёт на болотах, быстро восстанавливает силы после болезни. Её собирают только взрослые, осторожно наступая на кочки болот в знакомом месте. Кто из вас пробовал клюкву? Какой у неё вкус? Верно! Но, несмотря на свой кислый вкус, эта ягода полезна во всех видах. Из неё делают целебные напитки: компоты, морсы, едят живые ягоды с мёдом и сахаром.
Игра»У медведя во бору»
В конце помещения располагается «медведь». Рядом с ним раскладывают карточки с изображением грибов, ягод, лесных фруктов и орехов. Два – три участника игры идут по направлению к медведю, приговаривая: «У медведя во бору сладку ягоду беру, а медведь не спит, на меня рычит». Игроки, приблизившись к медведю, должны выбрать только карточки с изученными ягодными растениями. Медведь пытается их поймать. У пойманного он отбирает карточку и, если они выбраны неправильно, заставляет спеть песню или рассказать стихотворение о природе. Немойманные участники показывают свои карточки детям и воспитателю для контроля. Игру можно повторить 2- 3 раза.
Воспитатель: Среди лекарственных растений есть настоящие кладовые витаминов. Их употребление быстро восстанавливает силы человека.
Стихотворение О. Высотской.
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет.
Он большого солнца маленький привет.
Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Но пройдёт немного времени – и золотой одуванчик не узнать.
Золотой молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу- кА в карманчик
Бывший …одуванчик.
Растёт зелёный кустик,
Дотронешься – укусит,
Не огонь, а жжётся.
дети: Крапива
Воспитатель: В крапиве так много витаминов, что щи сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди спасались щами из крапивы в трудные годы войны.
Много лекарств изготавливают из шиповника, их применяют при лечении почек, печени, желудка. Сироп из шиповника помогает детям лечится от кашля. В шиповнике содержится витамин С.
А эту ягоду любят и люди и птицы. В ней не только много витаминов, она содержит вещества, обеззараживающие и подсушивающие ранки. Это рябина.
Посмотрите на растение, которое страдает от людей весной из- за своего аромата и красоты. Белые горошки на зелёной ножке. Что это такое, ребята?
Дети: Ландыш
Воспитатель: цветки ландыша идут на приготовление сердечных капель. Этих цветов осталось очень мало. Они занесены в Красную книгу растений и являются охраняемыми. Поэтому собирать их в букеты не надо, лучше любоваться и фотографировать.
Отгадайте загадку:
Стоит в поле кудряшка – белая рубашка,
Сердечко золотое, а что это такое?
Дети: Ромашка!
Воспитатель: Да, это знакомая нами ромашка. Послушайте стихотворение М. Познанской.
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке,
Белый, с желтеньким глазком.
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!».
Оказывается, всем нам известная ромашка может вылечить от простуды. И если начинается кашель и поднимается температура, достаточно приготовить и выпить слегка горьковатый душистый отвар из цветков ромашки. Болезнь отступит.
Мы с вами узнали несколько лекарственных растений. Есть и другие мы часто видим на прогулке.
Облепиха. Калина. Мята
Воспитатель: а теперь мы с вами поиграем.
Игра «Знатоки»: поочерёдно показывать картинки с изображением лекарственных растений. Дети должны назвать ту часть растения (корень, стебель, лист, плод, цветок). Например – ромашка – цветок, подорожник – лист. И т. д. и где растёт, от каких болезней?
Воспитатель: люди изучили химический состав многих лекарственных растений. Некоторые из них: мята, женьшень, календула, зверобой – разводят на плантациях. Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
Срезать или собирать необходимо только ту часть растения, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
Сбор следует производить только в определённое время.
Незнакомые растения собирать не следует.
Ягодники нельзя топтать, ломать, надо оставлять часть ягод другим людям и животным.
Незрелые ягоды собирать не следует.
Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать и без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягоды.
Цель: Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений.
Приходит Буратино.
Здравствуйте ребята! Я тут нашёл такие красивые картинки и принёс их вам показать. Давайте посмотрим! Вот посмотрите. (Показывает картинки с растениями) Что это такое? Правильно, растения. А какие растения вы знаете? Молодцы! Много знаете. А ещё эти растения бывают лекарственные и ядовитые. А вы знаете, какие растения бывают лекарственные? Сейчас я вам расскажу.
Вот это ромашка лекарственная. У неё длинный стебель, листья узорчатые, лепестки белые, а серединка жёлтая. Цветки ромашки заваривают, и пьют тогда, когда простудишься.
А вот одуванчик лекарственный. Он в огороде растёт как сорняк. Посмотрите, стебель длинный и листья длинные резные, а сам цветок ярко – жёлтый. Отварами одуванчика очищают лёгкие, и хорошо влияет на пищеварение.
А вот это подорожник. Растёт он у дороги. Листья у него большие, широкие, а семена идут в стрелку. Применяется он для остановки кровотечения. Свежие листья прикладывают к ушибам, нарывам и разным ранкам, чтобы заживало. А ещё его листья сушат, заваривают и пьют, когда кашель или болит желудок.
А вот посмотрите, какой кустарник. Он хоть и колючий, но очень полезный. А называется шиповник. Его ягоды заваривают и пьют. В нём очень много витамин.
А вот теперь смотрите внимательно и запоминайте. Растения бывают ядовитые. Вот это ландыш. Он хоть и красивый, но очень опасный. Когда он отцветает, то вместо цветов появляются ягоды. Вот эти ягоды и корни ландыша ядовитые. А в медицине используют только листья ландыша, из них делают настойки.
Да ребята в природе очень много растений, которых мы не знаем. Но запомните, ребята такие правила:
Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами, не спеши его срывать: оно может быть ядовито;
Нельзя жевать первую попавшуюся травинку;
Придя с прогулки из леса, парка, обязательно вымой руки.
Запомнили, ребята? Молодцы! Теперь я пойду, расскажу другим ребятам. До скорой встречи!
Занятие на тему: «Путешествие в лесу».
Цель: Закрепить правила поведения в лесу, знания о диких животных. Дать знания о том, что каждое животное приносит пользу. Закреплять умение находить ошибки в небольших рассказах. Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе.
Материал: карточки с запрещающими правилами поведения, карточки с загадками, раскраски с животными.
Ход занятия.
К нам пришло письмо из леса. В нём приглашение в лес, но есть одно условие: в лес смогут войти только те дети, которые ответят, как нужно вести себя в природе.
Работа с карточками.
1. В лесу нельзя громко разговаривать включать магнитофон, радио потому, что можно распугать животных.
2. В лесу нельзя разжигать огонь на траве, под деревом, возле кустов, потому что в этом месте не растёт трава семь лет, и могут обгореть ветки.
3. Нельзя рвать цветы в лесу, потому что они могут исчезнуть.
4. Нельзя ловить бабочек и кузнечиков.
5. Нельзя ломать ветки дерева, кустарника, так как они тоже живые и им больно.
6. Нельзя брать из гнезда яйца или птенцов. Они могут погибнуть, так как их мама бросит потому, что от них исходит запах человека. И она их не признает за своих детей.
7. Нельзя выгуливать собак в лесу, они могут поймать обитателей леса.
Вы хорошо справились с заданием. Ведь лес – это большой дом для зверей и насекомых, давайте будем внимательны к природе, и в лесу всегда будет красиво и интересно. В нашем лесу много деревьев отгадайте, о каких деревьях идёт речь:
1. В каждый дом на Новый год к нам нарядная придёт, вместо листиков – иголки, нет прекрасней нашей … (ёлки).
2. Как на свадьбу разодета, в песнях дерево воспето. Не боится вьюг, мороза белостволая … (берёза).
3. Строевой таёжный лес вырос прямо до небес. Высоко стоит, стройная корабельная … (сосна).
4. На ветвях висят серёжки, расстегнулись вдруг застёжки, пух с деревьев закружило, тротуар запорошило на дороги, на поля пух роняет … (тополя).
Посмотрите возле пенька, что-то есть. Если мы разгадаем, кто зашифрован на картонка, то мы узнаем, кто живёт в этом лесу. Раскрасьте животное и расскажите о них.
О внешнем виде,
Где обитают,
Чем питаются,
Какую пользу приносят.
Как вы думаете, есть ли вредные животные. Есть много примеров тому, как борьба с «вредными» животными и растениями оборачиваются новыми бедами («Дети, взрослые и мир вокруг нас»).
Наш общий друг Незнайка тоже побывал в лесу, и послушайте, какой рассказ он сочинил: «Наступила весна и я решил погулять в лесу. Сквозь сухую траву пробиваются грибы на деревьях: соснах, берёзах появляются молодые листочки. В лесу я заметил ежа, который ловко прыгал с ветки на ветку, а не так далеко медведь, готовился к зимней спячке, завидев зайца, лиса забилась под корягу. Воробьи, вороны и сороки возвратились из тёплых стран, чтобы свить гнездо и вывести птенцов. Мне пришлось вернуться домой, так как солнце быстро закатилось, и наступила длинная ночь».
Когда я прочитала рассказ, я поняла, что Незнайка что-то напутал. Если вы были внимательны, найдите ошибки.
Подведение итогов.
Диагностика по ОБЖ №1 (старшая группа)
(составлена на основе бесед)
№ | Фамилия имя ребёнка | Возраст | Дата | ПДД | Пожарная безопасность | |||||||
О светофоре | О профессии регулировщика | Правила поведения в транспорте | Правила поведения на дороге | Об устройстве улицы | О дорожных знаках | О профессии пожарного | Опасные электроприборы | Поведение во время пожара | ||||
Диагностика по ОБЖ №2 (старшая группа)
№ | Фамилия имя ребёнка | Возраст | Дата | Поведение в природе | ||||||||||
Безопасность на улице | Безопасность в доме | Поведение в доме | Общение с незнакомцами | Служба скорой помощи | О грибах | Правила поведения на воде | Лекарственные растения | Бездомные животные | Встреча с насекомыми | Безопасность на природе | ||||
Литература
1. К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина «Как обеспечить безопасность дошкольников» Москва «Просвещение» 1998г.
2. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» Москва 2008г.
3. Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5 -8 лет» Москва 2008г.
4. Е. А. Романова, А. Б. Малюшкина «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва 2006г.
5. Издательско - торговый дом «Корифей» «Правила дорожного движения» старшая группа занимательные материалы.
6. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Москва 2007
8. Н. С. Голицына, С. В. Люзина, Е, Е. Бухарова «ОБЖ для старших дошкольников» Система работы Москва 2010г.
9. Н. Острун, А. Киселёв Энциклопедия XXI века «Школа безопасности»
Введение …………………………………………………………..……2
Перспективное планирование ………………………………………..5-8
Правила дорожного движения
Беседа на тему: «Знакомство с улицей»……………………….……....9
Беседа на тему: «Пора не пора – не ходи со двора»………….……....10
Беседа на тему: «Посмотри налево, посмотри направо»…………….11
Беседа на тему: «Правила поведения в транспорте»………………….12
Беседа на тему «Безопасность на дорогах»……….…………….…….13
Беседа на тему: «Регулировщик»………………………………….…..14
Пожарная безопасность
Беседа на тему: «Осторожно – электроприборы!»……………….…..15
Беседа на тему: «Кухня – не место для игр!»……….……………..….17
Беседа на тему: «Пожарный – герой, он с огнём вступает в бой»……19
Беседа на тему: «Детские шалости с огнём»…………………………..20
Беседа на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт»…….22
Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка
Беседа на тему: «Личная безопасность на улице»……………………..23
Беседа на тему: «Если чужой приходит в дом»………………………..25
Беседа на тему: «Запомните, детки таблетки – не конфетки»…………27
Беседа на тему: «Скорая помощь»……………………………………….28
Беседа на тему: «Плотнее кран закрой – осторожен, будь с водой»…..29
Тема занятия: «Сохрани своё здоровье сам»………………..………..29-33
Поведение в природе
Беседа на тему: «Бездомные животные»………………………………..30
Беседа на тему: «Съедобные и не съедобные грибы»…………………..31
Беседа на тему: «Правила поведения на воде»………………………….32
Беседа на тему: «Безопасность на природе»………………..……………34
Беседа на тему: «Встреча с насекомыми»………………………………..35
Беседа на тему: «Лекарственные растения»………………………..……36
Диагностика………………………………………………………………38-39
Литература…………………………………………………………………….40
Цель:
закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Демонстрационный материал:
1. Иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, хвощ, мать-и-мачеха, ромашка.
2. Засушенные растения, отвары трав.
3. Гербарий «Растения нашего края».
Ход беседы:
(Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками
лекарственных растений. На столах - гербарий.)_
Ведущий колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне.
(На колобке приколоты растения из гербария. Колобок снимает с себя
мать-и-мачеху).
КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха
КОЛОБОК: а вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: у него с одной стороны листочек тёплый - мать, а с другой холодный - мачеха, как в сказке "Крошечка хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: а кто знает, как его бабушка с дедушкой называет?
Если дети не знают, колобок объясняет.
"одуван". Дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок
подсказывает.
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь ужалит. От неё то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А вот это растение похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это?
Если дети не знают, то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще. Им его бабушка лечила, когда у него болело горло.
А чем ещё горло поласкают?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот ещё растение, похожие на гусиные лапки. Это когда я объелся зелёных ягод и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.?
Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.
Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит: Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик, (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
-Ветер подул еще сильнее, (дети разбегаются в разные стороны на носочках)
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети
приседают)
-Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают)
можно повторить 2-3 раза.
КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:
1. нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.
КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.
БЕСЕДА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ РАСТЕНИЯХ.
ЦЕЛЬ: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (5-6 наименований); расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; закрепить правило поведения при сборе лекарственных растений.
ХОД БЕСЕДЫ:
ВЕДУЩИЙ - КОЛОБОК.
– Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам, дорогам. Собрал много растений, а как они называются, не знаю. Помогите мне (на колобке приколоты растения из гербария). (Колобок снимает с себя «мать-и-мачеху».)
КОЛОБОК: Что это за растение?
ДЕТИ: Мать-и-мачеха.
КОЛОБОК: А вы знаете, почему оно так называется?
ДЕТИ: У него с одной стороны листочек тёплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как в сказке "Крошечка- хаврошечка". Она была злая.
КОЛОБОК: Отчего же эта травка, которая раньше всех появляется?
ДЕТИ: Да, она самый первый весенний цветок, а лечат им кашель.
КОЛОБОК: Припоминаю, её так и называли дедушка с бабушкой: кашель. Верно, вспомнил. А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
ДЕТИ: Одуванчик.
КОЛОБОК: А кто знает, как его бабушка с дедушкой называет? (Если дети не знают, колобок объясняет. "Одуван" - дети должны объяснить почему. Если не смогут, Колобок подсказывает.)
КОЛОБОК: А зачем он нужен?
ДЕТИ: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мёд"
КОЛОБОК: Молодцы, всё знаете. А листья одуванчика пригодятся?
ДЕТИ: Из листьев делают салат. В нём много витаминов.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
ДЕТИ: Подорожник.
КОЛОБОК: Слышал такое название. Он, наверное, растёт вдоль дороги. Чем же он полезен?
ДЕТИ: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
КОЛОБОК: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь, или порежусь. Нет, не буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
ДЕТИ: Крапива.
КОЛОБОК: Ой, боюсь, ужалит. От неё- то какая польза?
ДЕТИ: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
КОЛОБОК: А мне дедушка рассказывал, что из неё раньше ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.
А чем горло поласкают, если оно заболит?
ДЕТИ: Ромашкой.
КОЛОБОК: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала.
Теперь давайте поиграем, а потом я ещё чего-нибудь расскажу.
Игра "ОДУВАНЧИК"
КОЛОБОК говорит:
– Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).
– Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).
– Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны на носочках).
– Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лёгкие парашутики (дети приседают).
– Там где упали парашутики, снова будут расти одуванчики (дети встают).
Можно повторить 2-3 раза.
КОЛОБОК: Лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают лекарственные растения. Только собирать их надо правильно:
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, т.к. на руках много пыльцы, грязи.
КОЛОБОК: До свидания, ребята. Не забудьте, про наш разговор, помните о нём и расскажите родителям.
НА ЛУГУ РАСТЁТ РОМАШКА,
ЛЮТИК ЕДКИЙ, КЛЕВЕР - КАШКА.
ЧТО ЕЩЁ? ГВОЗДИКА, СМОЛКА,
КОЛОКОЛЬЧИК, ХВОЩЬ - КАК ЁЛКА,
А ЕЩЁ, ПОДОРОЖНИК, ВАСИЛЁИ,
ГРАМОФОНЧИКИ - ВЬЮНКИ,
ЕЩЁ МНОГ РАЗНЫХ ТРАВОК
У ТРОПИНОК И КАНАВОК.
И КРАСИВЫХ И ПУШИСТЫХ.
РАЗНОЦВЕТНЫХ И ДУШИСТЫХ!