Какого числа отмечается международный день ребенка. Всемирный день прав ребенка
К инициативе ООН с охотой присоединились множество государств, тем более, что организация не устанавливала строгих правил и порядка празднования этого дня, предоставив странам самостоятельно решать, как и когда это делать. Тем не менее, несколько лет спустя в качестве рекомендуемой была обозначена конкретная дата - 20 ноября. Такое предложение было связано с тем, что 20 ноября стало достаточно важной датой в сфере защиты прав и интересов детей, поскольку в этот день в 1959 году был принят важнейший международный документ в этой области - «Декларация прав ребёнка». Тридцать лет спустя, в 1989 году, принятие еще одного важного документа - «Конвенции прав ребёнка» - было уже специально приурочено к этой дате.
Общепринятым названием нового праздника стало англоязычное обозначение «Universal Children"s Day». Тем не менее, в каждой стране, где отмечается этот праздник, существует его принятое название на национальном языке, которое, как правило, в буквальном переводе и означает «Всемирный день ребенка».
Всемирный день ребенка в России
В России, как и во многих странах мира, этот день является значимым поводом для того, чтобы привлечь внимание общественности и государства к проблемам детства. Так, в этот день проводится большое количество просветительских и образовательных мероприятий, которые организуют специалисты по работе с детьми для своих менее опытных коллег и просто интересующихся граждан. Кроме того, большое внимание в этот день уделяется организации благотворительных мероприятий, позволяющих улучшить качестве жизни детей, оказавшихся в неблагоприятных условиях, например, лишившихся родителей, попавших в детские дома и приюты и других.Тем не менее, Всемирный день ребенка в России в качестве памятной даты известен больше среди специалистов по работе с детьми - педагогов, социальных работников и других. А для обычных граждан, включая самих детей, более известным и любимым является все же другой праздник - День
День ребенка
Инициатором праздника выступила Генеральная Ассамблея ООН, в 1954 г. была принята резолюция, рекомендовавшая странам-членам ООН отмечать этот день с 1956 г. 20 ноября 1959 года бала принята “Декларация прав ребенка”, с этого времени эта дата считается Всемирным днем ребенка.
В этот же день в 1989 году бала подписана “Конвенция прав ребенка”. Цель праздника заключается в улучшении условий жизни и развития детей всего мира, обеспечение счастливого детства. ООН проводит множество мероприятий в интересах детей, также этот день способствует укреплению солидарности и сотрудничества между народами.
В этот день активизируют свою деятельность благотворительные фонды, проходят акции по сбору средств на нужды детей бедных стран мира. Собираются не только деньги, но и одежда, учебники, другие школьные принадлежности для детских домов и малоимущих семей.
Общественные организации и государственные чиновника в это день проводят лекции, просветительские занятия, беседы в школах. Проводятся митинги, демонстрации, флешмобы в защиту прав детей.
Сценарий: “Всемирный день ребенка”
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ФРЕКЕН БОК, КАРЛС0Н, ВОСПИТАТЕЛЬ (взрослые), МАЛЫШ, ВАСЯ (мальчик в инвалидной коляске), МАЛЬЧИК В ОЧКАХ, ДЕТИ.
Общим достоянием всех детей являются их права.
Каждый ребёнок имеет право жить и развиваться,
получать образование, не подвергаться насилию,
жестокому обращению и отчуждению и заявлять о себе.
(Пан Ги Мун,
Генеральный секретарь ООН.
Из послания 20 ноября 2014 г.)
КАРТИНА 1
(Квартира с большим окном, на полу разложены листы бумаги, карандаши. Появляется Фрекен Бок.)
ФРЕКЕН БОК: Здравствуйте, ребятишки! Будем знакомы: Фрекен Бок, домоправительница из сказки «Малыш и Карлсон»! Я занимаюсь воспитанием того самого Малыша, пока его родители на работе. Обожаю петь! (Исполняет песню по теме.)
Кстати, где этот негодный мальчишка?
(Появляется Малыш.)
А вот и он!
МАЛЫШ: Здравствуйте, Фрекен Бок! Как у вас вкусно пахнет, а я, пока гулял с любимой собакой, так проголодался!
ФРЕКЕН БОК: Ах, видите ли, вкусно пахнет! Ты раскидал свои вещи, опять возился с противной | собакой (в сторону) и вообще, ты | мне совсем не нравишься! За это ты останешься без обеда, без игрушек и не пойдёшь гулять!
Быстро в угол!
МАЛЫШ: Но, Фрекен Бок, я 1 сейчас все приберу, я рисовал, а мой пёсик попросился гулять!
ФРЕКЕН БОК: В угол, я сказала! Ой! Что-то горит! Наверное, ” это мои пончики подрумянились! (Выключает яркий свет, поворачивает ключ в воображаемом замке и удаляется.) МАЛЫШ: Не домоправительница, а домомучительница! (Плачет.)
В темноте так страшно… Ой, у меня же есть колокольчик. (Достаёт его из кармана и звонит.)
Звук пропеллера. В окне появляется упитанный человечек.)
КАРЛСОН: Прекрасный вертолёт системы Карлсон просит посадки! Что случилось? Что за поток воды во мраке?
МАЛЫШ: Приве-е-ет, Карлсон… А я опять нака-а-азан.
КАРЛСОН: Как самый большой в мире проказник я тоже иногда бывал наказан, но меня всегда кормили и никогда не закрывали одного в тёмной комнате! Это возмутительно!
МАЛЫШ: И что же де-е-е-елать?
КАРЛСОН: Спокойствие, толь-ко спокойствие! Симпатичный г, Карлсон - самый умный в мире, 1- и он знает, что говорит! Надо лететь в детский сад.
МАЛЫШ: В детский сад?
КАРЛСОН: Я там живу на крыше, поэтому знаю, где что тут. Вперёд, в детский сад.МАЛЫШ: Вперёд!
(Улетают в окно.)
КАРТИНА 2
(Декорации меняются на ширму-окна. Вновь появляется яркий свет. Дети исполняют веселую песню. Выходит воспитатель и дети, один из них в инвалидной коляске.)
КАРЛСОН: Привет (Дети отвечают на приветствие.)
МАЛЫШ: Здравствуйте домоправительница! (Испуганно прячется за Карлосона.)
Воспитатель: Я не домоправительница а воспитатель Марина Ивановна. Мы с ребятами рады видеть вас у себя в гостях, дорогие Малыш и Карлсон!
Карлсон: У вас тут весело!
Малыш: Помогите! Подскажите что делать, чтобы меня перестала мучить Фрекен Бок!
Воспитатель: Нужно знать свои права!
Карлсон: Что такое права?
Воспитатель: Это правила по которым живут люди!
Малыш: Где это написано?
Мальчик в очках: В Декларации прав ребёнка!
Карлсон (в сторону): Спокойствие, Карлсон, есть кто-то и поумнее тебя.
Малыш: Я имею какие-то права?
Воспитатель: Конечно!
Ребенок 1: Конечно, самое первое твое право - право на имя.
Малыш: все зовут меня Mалыш как-будто это мое имя. У меня шведское имя – Сванте.
Мальчик в очках: Очень приятно, Сванте, а я - Никита (Пожимают друг другу руки.)
Карлсон (подходит к Мальчику в инвалидной коляске): мальчик, а тебя как зовут?
Мальчик: Вася.
Карлсон: Давай играть в догонялки!
Вася не могу. Я хромой. Это на всю жизнь…
Ребенок 2: Дети бывают разными, здоровыми и не очень.
Дети: Мы любим всех! Воспитатель: Дети с ограниченными возможностями имеют право на особую заботу и образование, которые помогут им развиваться и вести полноценную жизнь.
Карлсон: Вася, мы с тобой вместе полетаем в воскресенье!
Вася: Здорово! Я ещё никогда не летал.
Ребенок 3: Если вдруг ты заболел, то позвать врача - тоже твое право.
МАЛЫШ: У меня, по-моему жар!
ВОСПИТАТЕЛЬ (трогает лоб Малыша): Жара нет, Сванте, это у тебя от голода.
(Ребёнок выносит и подаёт блюдо с пирогами Малышу, тот берёт, благодарит кивком головы.)
КАРЛСОН: Право на питание – самое лучшее, потому что я (косится на пирог Малыша) - самый голодный в мире Карлсон (Малыш угощает Карлсона, тот жадно жуёт пирог.)
РЕБЁНОК (4): Следующее право - право на образование!
КАРЛСОН: Гей-гоп! Как здорово, что есть права, можно проказничать, ничего не делать, все ломать, не помогать и не слушаться старших, ведь наказывать детей нельзя!
МАЛЫШ: Как-то это неправильно.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Конечно, не правильно, каждый должен беречь свой дом, планету. Беречь мир на Земле.
РЕБЁНОК (5): Запомни свои права, но не забывай, что очень важно уважать права и других!
КАРЛСОН: Что будет, если не соблюдать эти не всегда лёгки обязанности?
ВОСПИТАТЕЛЬ: Могут случиться страшные вещи. Люди могу поссориться и даже начать войну. Тогда любой ребёнок стане беженцем, без родного дома страны, сиротой без родителей..
МАЛЫШ: Как это, оказывается, опасно - нарушать права…
РЕБЁНОК (1): Невозможно жить на свете одному! Пользуйтесь, ребята, правом жить с родителями, которые о вас заботятся.
МАЛЫШ: Я обожаю свою семью!
(В зал вбегает запыхавшаяся Фрекен Бок.)
ФРЕКЕН БОК: Ах, что здесь за шум! Вот он где, этот непослушный мальчишка! Вместе с хулиганом с пропеллером! Немедленно домой!
МАЛЫШ: Что же делать? Я не хочу в угол! (Прячется за Карлсона.)
КАРЛСОН: Спокойствие, только спокойствие! Начинаем операцию по перевоспитанию домоправительницы!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, расскажите нашей гостье, что вы знаете о своих правах!
ФРЕКЕН БОК: Что-что-что вы можете мне рассказать, маленькие несмышлёныши?
(Выходят дети с плакатами, на которых написано: «Права ребёнка надо знать, их уважать и соблюдать!», «Все ребята имеют право на опеку, на ласку, право жить в своей семье!», «Я имею право на питание, образование, внимание, выбор страны и места проживания!», «У меня есть право иметь своё имя!».)
МАЛЫШ: Я не Малыш, а Сванте! И у меня есть право быть просто любимым.
ФРЕКЕН БОК: Поняла-поняла, приношу свои извинения!
МАЛЫШ: То-то же!
КАРЛСОН: Ура, детвора! Мы победили!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Самый проверенный способ стать ещё счастли– вее - это спеть хорошую песню с друзьями.
(Финальная песня руководителя.)
Сценарий классного часа “День ребенка”
День осенний в ноябре -
Праздник на календаре!
День подарков и цветов,
Ты встречать его готов?
Протяни с улыбкой руку
Немцу, русскому, якуту,
Англичанину, эстонцу -
Пусть сияет ярче солнце!
Чтобы мирно жить смогли
Люди в радости, любви,
Взрослые на всей планете
Нынче дарят праздник детям!
Наталья Майданик
20 ноября отмечается Всемирный (Международный) день ребенка (Universal Children’s Day), День защиты прав ребенка.
Дата 20 ноября выбрана не случайно. Она примечательна тем, что именно этого числа в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. Документ объединил 10 основополагающих принципов и провозгласил своей конечной целью “обеспечить детям счастливое детство”.
А в 1989 году, тоже 20 ноября, была принята Конвенция о правах ребенка, которая обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года.
20 ноября – это еще Международный день ребенка. Знаете ли вы, что с самого рождения имеете свои права, которые защищает самая авторитетная организация на нашей земле – Организация Объединенных Наций. (слайд с эмблемой ООН).
Эмблема ООН
Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных Наций.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
Права детей
Игра «Право на имя».
Сегодня мы и будем говорить о ваших правах. А кто из вас знает свои права? Ребята называют:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право иметь имущество.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на свободное перемещение.
Право на свободу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Остановимся на Праве на имя при рождении и поиграем в игру «Имена». Условие игры.
Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву (пример: Анна – Аккуратная и т.д.). (Ученики называют свое имя, добавляя к нему прилагательное).
Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете? А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Ваши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении. А что там еще записано, кто знает? (Беседа с учащимися). Там записаны имена ваших родителей. А еще то, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя.
Мини-лекция «Конвенция о твоих правах»
А где записаны все права детей? (Беседа с учащимися). Ребята, все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций.
– Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.
Предлагаю вам обратить внимание на карточки, которые вам раздали. Это памятка о ваших основных правах, которые отражены в Конвенции.
Игра «Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав».
(Подготовить слайды с изображением фрагментов из сказок )
1. Право на жизнь («Колобок»)
2. Право на неприкосновенность жилища («Три поросенка»)
3. Право на свободу вступления в брак («Дюймовочка»)
4. Право жить и воспитываться в семье («Морозко»)
5. Право на отдых и досуг («Золушка»)
6. Жестокое, бесчеловечное обращение, эксплуатация несовершеннолетних («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
Составьте слово.
(демонстрировать слайд зашифрованного слова и вызывать ученика, готового к ответу)
Составьте слово:
- Нокевниця – Конвенция
- гоусардтсов – Государство
- ижзнь – жизнь
- рбоазоавине – образование
Конкурс «Песни о правах».
(Подготовить музыкальные фрагменты песен)
Для каждой подгруппы исполняется песня. Игроки должны сказать, о каких правах в ней идет речь.
1. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения).
2. «Чему учат в школе» (право на образование).
3. «На крутом бережку» из мультфильма «Приключения кота Леопольда» (право на отдых).
4. «Песня о родителях» из фильма «Пеппи Длинный чулок» (право воспитываться в семье).
– Завершая разговор о правах детей, предлагаю послушать стихотворение – пожелание и подумать, о реализации какого вашего права в нем говорится.
В этот день хочу я пожелать,
Чтобы каждого ребенка в мире
Ждали дома и отец и мать,
Опекали, холили, любили.
Пусть не будет брошенный ребят,
Каждому – семью, отца и маму,
Дом, в котором мир всегда и лад,
Дом, в котором не бывает брани.
Пусть из окон льется детский смех,
Детские улыбки пусть сияют.
Поздравляю я сегодня всех,
От души, от сердца поздравляю!
(Право на воспитание в семье).
Обязанности детей
Разбор ситуаций «Права и обязанности» в контексте Дня ребенка
– Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем?
Рассуждение на тему «Права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого».
– Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?
(сценки исполняют представители каждой из подгрупп)
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Ведущий: – Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Ученики отвечают. (Пример: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей).
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!
Ведущий: – Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Ученики отвечают. (Пример: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности – дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не нарушаются права других!) и т.д.
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!
Ведущий: – Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Ученики отвечают (Пример: другие ученики имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников).
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на перемене бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Ведущий: – Правильно ли рассуждает Петров?
Ученики. Его одноклассники имеют право на отдых. А он бегал и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Ведущий: – Вот такой борец за права ребенка! Может быть, он прав?
Ученики высказывают свое мнение.
Заключение
–
Что дороже всего на свете? Задайте этот вопрос любому взрослому и Вы непременно получите ответ – наши дети.
“-Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
– И даже за сто тысяч миллионов крон? – спросил Малыш.
– И даже за сто тысяч миллионов крон!
– Значит, я так дорого стою? – изумился Малыш.
– Конечно, – сказала мама и обняла его ещё раз.
Малыш стал размышлять: сто тысяч миллионов крон, – какая огромная куча денег! Неужели он может стоить так дорого?” (Малыш и Карлсон).
Всех не сосчитать!
Любят взрослые и дети
Вместе их встречать!
Но сегодня День ребенка
Празднует весь Мир,
От Парижа до Гонконга
Весть летит в эфир:
Поздравляем! Любим! Верим!
Мир вам сохраним!
Подрастайте! Улыбайтесь!
Мы вас защитим!
Наталья Майданик
Презентацию по теме “День ребенка” можно скачать .
Защита прав детей - главная деятельность каждой страны, которая сконцентрирована на построении хороших условий для жизни каждого ребенка. Проблема недостаточного обеспечения прав этой уязвимой категории населения является мировой проблемой, которая требует решительных и конкретных действий.
Охрана интересов детей - глобальная проблема мирового сообщества
Международная защита прав детей - главный и самый действенный инструмент охраны, содействия и развития стратегий и программ по улучшению условий проживания детей на всей Земле. Если государственные механизмы действуют в пределах конкретной страны, то интернациональные в состоянии повлиять на любую страну.
Роль последних трудно переоценить, поскольку слабое внутригосударственное развитие некоторых стран третьего мира не может гарантировать защиту прав детей на нормальном уровне.
Причина возникновения международного института охраны прав ребенка
На данный момент ни одно государство на Земле не может обеспечить полной безопасности подрастающего поколения. Это можно проследить по показателям и статистике правоохранительных органов. Во всех странах развивается детская беспризорность, высокие смертность, подростковая преступность и бесконтрольность. Все это в очередной раз указывает на необходимость решения данной проблемы на глобальном уровне. Поэтому защита прав и интересов детей - это в первую очередь международная деятельность.
История возникновения международного института защиты прав детей
Международное сообщество начало обращать внимание на необходимость урегулирования вопроса защиты прав детей лишь в начале 20-го века. Первая мировая война открыла глаза на существование насилия и бесчеловечности, показала истинную картину беззащитности детской части населения.
Лишь в 1919 году Лига наций создала специальный орган детской обеспеченности, который решал самые острые проблемы того времени, а именно: детское рабство, эксплуатация труда, бездомность, торговля детьми и их органами, проведение над ними экспериментов, проституция и тому подобное.
Роль ООН в урегулировании вопроса защиты детей в мире
Но только Вторая мировая война смогла в полной мере заставить международное сообщество принять немедленные действия по остановке насилия, антигуманности и холокоста. Защита прав детей стала важным звеном работы новой мировой организации - ООН. Она закрепила принцип уважения прав и интересов человека, исключая любое унижение и дискриминацию.
Детские интересы в контексте этих принципов провозглашаются приоритетными и безоговорочными. На данный момент ООН проводит ежегодные исследования уровня жизни детей на всей планете, организует волонтерские мероприятия, финансирует проекты лечения болезней и наказывает субъектов нарушений соответствующих конвенций и резолюций.
Направления защиты прав детей
ООН проводит такие действия по охране детских интересов и свободы:
1. Принятие деклараций и конвенций охраны интересов детей.
2. Оказание помощи неблагополучным районам Земли через специальный Детский фонд ООН.
3. Защита прав детей проводится на основе исследований реального состояния детского благополучия в каждом государстве.
4. Применение специальных санкций к государствам, организациям, отдельным людям за совершение незаконных действий в отношении детей.
Специальные запреты относительно незаконных действий в сфере детского благополучия
Деятельность ООН создала действительно нормальные условия для урегулирования вопроса детской безопасности и охраны. Эта организация приняла несколько специализированных актов в данном направлении для решения острых проблем современности.
Резолюциями ООН было запрещено привлечение детей к опасным и вредным работам или труд сверх установленного времени. Также было введено ограничение по применению некоторых видов наказаний в отношении лиц моложе 18-16 лет, например смертной казни. Был установлен категорический запрет пыток, истязаний в отношении детей.
Запрет ранних детских браков
В 1962 году была провозглашена конвенция о запрете детских браков, которая является обязательным для выполнения каждым членом ООН. Она требует установления во внутригосударственных законах минимального брачного возраста. Конечно, ООН устанавливаеь определенные исключения из данных случаев, если они будут необходимы для защиты интересов сторон.
Социальная защита прав детей в данном случае важна для азиатских и африканских стран, где каждый второй брак происходит в возрасте 9-12 лет. Это влечет также ранние сексуальные контакты, неизлечимые венерические болезни, высокую смертность.
Вред ранних детских браков в Африке трудно переоценить, так как возраст невесты, как правило, 10-13 лет, а жениха - 20-25. Девочки уже на первых годах такого совместного проживания имеют серьезные половые проблемы, венерические болезни. Это также является препятствием для получения ими образования, реализации умственного потенциала. Такие девушки по статистике беременеют в 12-14 лет, что приводит к многочисленным смертельным исходам.
Декларация прав ребенка
Специальным и основополагающим документом по защите прав человека стала Декларация прав ребенка. Она несколько расширяет права и гарантии охраны прав, провозглашенные в Декларации прав человека, а именно:
1. Если у ребенка обнаружена умственная отсталость или физические недостатки, он нуждается в специальной помощи.
2. Право ребенка на нормальное развитие.
3. Право ребенка на получение образования.
4. Защита детей от пыток, жестокости, нечеловеческого поведения.
5. Право ребенка на нормальное питание, дом, медицинскую помощь и духовное развитие. Защита прав детей - важная деятельность мирового сообщества и каждого государства.
Уполномоченный по правам ребенка
Эффективным механизмом защиты ребенка в современных государствах является институт уполномоченного по правам ребёнка. Данные ЮНИСЕФ показывают, что он является независимым инструментом надзора, защиты и помощи детям в конкретном государстве. Федеральные государства, как правило, имеют несколько таких уполномоченных лиц (их количество соответствует количеству федеральных единиц).
Защита прав несовершеннолетних детей - это основная задача такого субъекта. Достижение этой цели может происходить организационными, правовыми, нормотворческими, представительными и другими мерами.
Верховный комиссар ООН по делам беженцев
Комиссар по правам беженцев также осуществляет свою деятельность в отношении детей-беженцев, а именно: предоставление убежища, поиск организаций помощи, инициирование принятия международных актов охраны детей.
Правовая защита прав детей со стороны этого субъекта заключается в ежегодных докладах о необходимости принятия тех или иных срочных действий. Реагирование на них Ассамблеей ООН приводит к принятию разнообразных конвенций, имеющих обязательную силу.
Эксплуатация детского труда в мире
К сожалению, одной из самых острых проблем современности остается эксплуатация детского труда и торговли детьми. По данным МОТ, около 250 миллионов детей используются в качестве рабочей силы. Условия их работы являются неприемлемыми в современном обществе: сверхурочное рабочее время, вредные условия, слишком молодой возраст, отсутствие нормального отдыха, пренебрежение нормальным физическим и психологическим развитием несовершеннолетних работников.
День защиты прав ребенка в мире призван обратить внимание людей на эту проблему. Это означает, что если гражданин лично не сталкивается с этим, он не может игнорировать эту ситуацию.
Суды, разрешающие дела в отношении детей
Учитывая психологические особенности детей, в мире распространяется практика создания специальных судов по делам несовершеннолетних или отдельных подразделений в уже существующих органах.
Современное название судебного процесса в вопросе несовершеннолетних - ювенальная юстиция. Первые такие суды были созданы в конце 20-го века в Австралии, Канаде и США, а сейчас в мире уже около 60 стран практикуют такую схему. Защита прав ребенка детей в таких органах приближена к международным стандартам, поскольку кадровое, организационное и правовое обеспечение подстроены под детскую психологию. Защита прав детей в РФ находится на неудовлетворительном уровне.
Охрана прав детей в РФ
Анализ существующих законодательных документов позволяет сделать вывод, что все они построены на основе международных официальных стандартов с конкретизацией отдельных особенностей (связанных с ситуацией в стране).
Закон о защите прав ребенка закрепляет за детьми права на: образование (среднее и начальное), медицинскую помощь, нормальное воспитание в семье, духовное развитие, собственность, имя, фамилию и жилье.
Эти права являются неисчерпаемыми и отстаиваются в судебных органах в случае нарушения или оспаривания. Различные отрасли права (гражданское, административное) защищают права детей, устанавливаются санкции за нарушение соответствующих норм. Закон о защите прав ребенка - необходимый документ, который может действительно защитить эту уязвимую часть населения. Известно, что ребенок в силу своего психического и физического развития не может самостоятельно отстоять свои права, однако это осуществляют родители, усыновители, патроны, орган опеки и попечительства.
Здравоохранение в РФ: защита детских интересов
Закон об охране прав ребенка не одобрен в РФ, однако немало отраслевых правовых актов охраняют интересы несовершеннолетних. Если принимать во внимание такую важную сферу, как здравоохранение, то дети занимают в ней приоритетные место.
Сейчас несовершеннолетние обладают следующими правами:
1. На бесплатный медицинский осмотр, консультацию во время учебного или воспитательного периода.
2. На бесплатные оздоровительные процедуры в специальных детских медицинских лагерях и санаториях.
3. На обретение бесплатных лекций на тему профилактики заболеваний.
4. На получение информации о состоянии здоровья от высококвалифицированных специалистов.
Также предусматривается специальная проверка для несовершеннолетних (18 лет), страдающих алкоголизмом или наркозависимостью. Они могут бесплатно воспользоваться услугами специальных диспансеров, а специалисты в области наркологии и психологии могут предоставить им консультации, советы.
День охраны прав ребенка
День защиты прав ребенка официально установлен 1 июня, а берет свое начало с 1950 года. Также были приняты празднования Всемирного дня ребёнка 20 ноября и Дня защиты африканских детей 16 июня.
1 июня является днем защиты нерождённых детей. Он призван остановить женщин всего мира, которые планируют делать аборт. В этот день проводятся массовые демонстрации, митинги и пикеты в столицах и городах каждой страны.
16 июня отмечается День охраны детей в Африке. Защита прав ребенка достигает нормального уровня на всех континентах, кроме африканского. Этот день призван привлечь внимание мирового сообщества на недопустимо низкий уровень жизни маленьких граждан в этой части Земли.
Таким образом, защита прав детей - это важное направление работы каждой международной организации, государства, учреждения и самих людей. Комплексный подход к решению острых проблем позволит действительно найти выход даже из самой сложной ситуации. Дети - наиболее уязвимая часть населения, а потому они нуждаются в постоянном уходе, внимании и помощи. Именно они являются будущими трудовыми ресурсами планеты, а игнорирование детских проблем - это путь к неблагополучию и искривлению моральных стандартов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Всемирный день прав ребёнка
(Общешкольное мероприятие среди учащихся вторых классов)
Учитель: Липаева А.П.
Место работы: МОУ Школа № 175 г. о. Самара
Дата проведения: 20.11.09.
Место проведения: актовый зал
Форма проведения: праздник
Цели:
- познакомить учащихся с основными правами и свободами, научить применять их в жизни;
- развивать познавательную активность, творческие способности, самостоятельность;
- воспитывать добросовестное отношение к учёбе;
- способствовать пониманию того, что книга – источник знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайды, фортепиано, сказочные герои, инсценировки.
Вступление.
Учитель . Уважаемые родители, учителя!
Сегодня наш праздник посвящается вам, дорогие ребята! И называется он «Дети – наше будущее». Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка. (слайд №1)
- Основная часть.
Ведущий. Все, кто учится в школе, называются одним словом – дети. А взрослые, которые живут вместе с детьми в одной семье и учат их в школе, должны защищать детей от разных неприятностей, которые могут вдруг встретиться в жизни.
Учитель . Об этом даже есть специальный международный закон. Он называется
«Конвенция о правах ребёнка». Этот закон был принят в 1989 году ООН. (слайд №2)
Ведущий . Такая Конвенция устанавливает законы о том, на что может иметь права ребёнок.
(На сцену выходят 2 ведущих и 7 учеников)
Ведущий . Скажи, а кого мы называем этим словом – ребёнок?
Ведущая . Это человек, мальчик или девочка, от рождения до 14 лет, до того времени, пока он не получит свой первый в жизни документ – паспорт.
Ведущий . Но ведь ребёнок сам по себе очень мал, разве он знает что-то о правах?
Ведущая . А вот мы в нашей сегодняшней встрече об этих правах и расскажем. Какие же мы имеем права?
(выступают учащиеся)
(слайд №3)
- Право на жизнь.
- Право на защиту от всех форм насилия, грубого отношения.
- Право на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Право на заботу и воспитание родителями.
- Право на имя при рождении.
- Право на медицинскую помощь.
- Право иметь имущество.
- Право свободно выражать свои взгляды.
- Право на свободное перемещение.
- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.
Ведущая . Вот, например, первое право: на жизнь. (показывает на экран; слайд №4)
В Конвенции так и сказано: «Главное право каждого ребёнка – право на жизнь».
Ведущий . Вот новости! Разве это право можно отнять у ребёнка, если ребёнок уже родился на свет?
Ведущая . Выходит, что можно. Вот, например, много-много лет тому назад в древности было такое государство – Спарта.
(Звучит воинственная музыка , выбегают спартанцы с копьями в руках . )
1-й спартанец . Спарта была воинственным государством, её войны захватывали другие страны и присоединяли к своей. Поэтому главное требование, которое предъявляли правители Спарты к новорождённым детям, - быть абсолютно здоровыми.
Ведущий . Ну, это понятно, стране нужны были только воины – сильные, смелые, готовые переносить тяжести военного похода. А что же там делали с малышами, которые вдруг рождались слабенькими?
2-й спартанец . Каждого новорождённого ребёнка внимательно осматривали и определяли его судьбу. Если ребёнок был крепким, его оставляли жить.
Ведущий . А если слабый?
1-й спартанец . Его участь была ужасна: такого ребёнка сбрасывали в пропасть.
Ведущий . Вот горе-то! Неужели не жалко было?
2-й спартанец . Таковы суровые законы нашей древней страны.
(Спартанцы убегают)
Ведущая . А сейчас так поступить с ребёнком никто не имеет права, потому что этого не разрешит закон.
Ведущий . Разве можно так бесчеловечно поступать! Ведь нередко бывало так, что человек рождался слабым, а начинал закаляться и вырастал здоровым и крепким. И даже среди людей, которые стали потом военными, такие случаи были.
(слайд №5)
Ведущая . Ты совершенно прав. И пример тому – жизнь знаменитого русского полководца Александра Суворова. (Показывает портрет Суворова) Он родился слабым, больным ребёнком, но уже с детства решил, что будет военным. Тогда Суворов стал закаляться, заниматься спортом. Например, он летом ежедневно плавал в пруду, старался, как можно больше бегать босиком, учился прыгать, скакать на коне.
Ведущий . Верно. И в результате Суворов окреп так, что в военных походах он ночевал с солдатами на земле и не простужался.
Ведущая . Суворов был настоящим героем, под его командованием русская армия не проиграла ни одного сражения. (Показывает на картину И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»;слайд №6)
Видите, на этой картине старый солдат смотрит на любимого полководца и словно говорит малым солдатам: «Стыдно трусить, когда рядом с вами Суворов!»
Ведущий . А в наше время, ребята, кто заботится о нас?
(Из зала ответы)
Ответы детей:
- Государство заботится о нас, о нашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
- Заботятся о нас наши родители, дают нам жизнь, благополучие, любовь.
- Заботятся о нас учителя, которые дают нам знания и учат нас вырасти достойными гражданами нашей страны.
- Заботятся о нас врачи, которые следят за нашим здоровьем.
Ведущая . Верно, это государство, родители, учителя, врачи, милиционеры. Они заботятся о нас. А вот лишить ребёнка жизни не имеет права никто.
Ведущий . Да, так записано в Конвенции по международным правам ребёнка, и все обязаны этот закон исполнять.
Ведущая . А сейчас, ребята, давайте споём песню про счастливую жизнь.
(песня)
Ведущая . А какие ещё законы об охране прав ребёнка есть в этой Международной Конвенции?
Ведущий . (показывает на экран; слайд №7)
«Право ребёнка на защиту от всех форм насилия, грубого отношения и эксплуатации»
(Врываются разбойники)
1-й разбойник . Ой, дружище, смотри, сколько хорошеньких мальчиков и девочек сидит в этом зале.
2-й разбойник . Давай их всех запихаем в мешок и отнесём в тёмный лес.
1-й разбойник . А кто не захочет в мешок лезть, тех мы защекочем.
2-й разбойник . А может быть, эти ребята сами поймут, как им хорошо у нас будет? (Ребятам) Пойдёмте с нами, мы вас будем конфетами угощать и на машине покатаем.
1-й разбойник . (ребятам) Пойдёте?
Ребята . Нет!
Ведущий . Что, что такое?
Ведущая . Кто это здесь наших ребят грозится утащить и в тёмный лес снести? Кто их уговаривает конфет поесть и на машине покататься?
Разбойники . (струсив) Мы-ы-ы…
Ведущий . А разве вы не знаете, что есть закон, по которому все должны защищать детей.
Ведущая . Да, а вы хотели нарушить их права, силой утащить куда-то. Значит, вы преступники, мы вас сейчас в милицию сдадим.
Разбойники . Ой, не надо, не надо! Мы больше не будем! (Убегают)
Ведущий . Ну, то-то же. А вы, ребята, будьте всегда внимательны, не слушайте чужих людей, если они предлагают вдруг вам пойти с ними. Это могут быть дяденьки или тётеньки, они могут прикинуться добрыми и хорошими.
Ведущая . Ребята, сейчас мы рассмотрим следующее право. Это право на образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. А в нашей стране все школьники имеют право на бесплатное образование. (слайд №8)
Ведущий . В наших любимых книгах мы можем найти примеры о правах ребёнка.
Ведущая . Давайте позовём сюда нашу сказочницу.
Сказочница! (хором)
(выходит Сказочница)
Ведущий . Уважаемая Сказочница, есть ли среди Ваших историй такие, которые рассказали бы нам о правах ваших героев.
Сказочница . Историй много. Но сегодня мы посмотрим на одну из них - «Про медвежонка Моню, который не хотел учиться в школе». Хотя право на образование он получил.
(Сценка про Моню)
Сказочница . Ребята, давайте поиграем в игру «Герои книг имеют право». Я называю сказку, а вы отвечаете, какое право здесь нарушено или каким правом герои воспользовались.
- «Красная Шапочка» (нарушено право на жизнь и свободу)
- «Три поросёнка» (нарушено их право на неприкосновенность жилища и право на жизнь. Волк хотел съесть поросят)
- «Лягушка – путешественница» (лягушка воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства)
- «Мороз Иванович» (в этой сказке подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение. Это относится к Рукодельнице.)
Сказочница . Молодцы, ребята! Вы теперь хорошо знаете свои права. А я прощаюсь с вами. Читайте мои сказки! «Книги – наши друзья»! В них вы найдёте много интересного и полезного.
Ведущий . А сейчас мы рассмотрим следующее право. Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. (слайд №9)
Ведущая . Это посещение театра, цирка, разные путешествия, экскурсии, посещение кружков, секций по интересам и, конечно же, танцы!
(танец девочек)
Ведущий . Ребята, сегодня мы рассмотрим ещё одно право. «Право на заботу и воспитание родителями». (слайд №10)
Ведущая . Мы благодарны вам, дорогие наши мамы, папы, бабушки и дедушки за любовь и заботу о нас. Сейчас мы покажем вам маленький спектакль «Бабушки и внуки».
(Сценка «Бабушки и внуки».)
Ведущая . Всемирный день прав ребёнка.
Ведущий . Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребёнка.
Ведущая . А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права!
- Подведение итогов (заключительное слово учителя).
Исполнение песни «Детство – это я и ты» (слайд №11)