Врач боткин. Боткин (врач): о биографии Сергея Петровича, вкладе в медицину
Как и за что просят прощения у Бога? Какие молитвы чиают, чтобы Бог простил грехи.
Даже самый верующий и вхожий в церковь человек ежедневно в течение жизни совершает мелкие или довольно крупные поступки греховного содержания. Мир вокруг нас несправедлив, алчен, построен на эгоизме, лжи, деньгах и похоти. В таких условиях трудно оставаться праведным мыслями и деяниями. Но Бог милостив, и он дарует детям своим прощение. Но как его правильно просить? Что же делать и говорить?
Как просить и вымолить прощения у Бога?
В Библии написано: «Нет человека праведного на Земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екклесиаст 7:20). Наверное, это действительно так. Человек, особенно неверующий, слаб. Он поддается искушению и допускает, если не греховные деяния, то помыслы.
Но в Боге есть спасение, и даже за самые скверные поступки и мысли он может нас простить.
Дело, казалось бы, остается за малым – попросить о прощении. Но так ли просто получить Божье прощение?
Мы восстаем от грехопадения благодаря таинству покаяния (исповеди). Но редко кто исповедуется еженедельно, да и ждать, чтобы облегчить душу, не всегда хочется.
Важные шаги к прощению грехов — осознание и раскаяние.Попросить прощения у Бога можно всегда и везде. Главное – верить в то, что он милостивый и благодатный.
ВАЖНО: Первый и самый важный шаг к получению прощения у Бога – осознание своих греховных деяний. Нам бывает очень трудно признать, что мы не правы. Мы долго и упорно доказываем самим себе и окружающим, что все сделали верно, или обстоятельства не оставили нам выбора. Признание своих ошибок перед самими собой, Богом и окружающими – это сильный, великодушный поступок.
Если же человек, не раскаиваясь, просто читает молитву «для галочки», намеревается таким образом купить себе индульгенцию, у него ничего не получится.
Бог не слышит неискренних просьб
.
Следующий шаг к получению прощения – уметь прощать самому
.
В самой известной, короткой, но такой емкой молитве «Отче Наш» есть потрясающие слова: «… и оста?ви нам до?лги на?ша, я?коже и мы оставля?ем должнико?м на?шим…».
Мы можем рассчитывать на то, что будем прощенными Богом лишь тогда, когда не будем держать зла на наших обидчиков, простим их, даже если сами они нас об этом не просят.
ВАЖНО: Спаситель сказал: «Прощайте, и прощены будете» (Лк. 6: 37).
- Молясь о прощении , мы должны знать, какие конкретно грехи мы совершили, и просить Бога простить именно их.
- Да, Господь всевидящий . Но фраза «Я грешу во всем» недопустима как на исповеди, так и во время молитвы.
- Конкретизируя действие , бездействие или мысль греховного содержания, мы делаем работу над ошибками : да, это неправильно, плохо, я каюсь, больше такого не допущу.
А вот место и время, чтобы помолиться, выбирать не нужно. Конечно, лучше просить о прощении в церкви или перед иконами в красном уголке.
Но Бог услышит везде .
Просить прощения у Бога можно не только в церкви.
ВАЖНО: На исповеди священник играет роль посредника между верующим и Господом. Молясь о прощении, где бы то ни было, самостоятельно, человек взывает к Христу, а значит верует в него, принимает его и полагается на его волю. А ведь именно Иисус Христос отдал свою жизнь на кресте для того, чтобы искупить перед Господом грехи всего человечества.
Церковь дает возможность покаяться в своих грехах на исповеди.
- Прощение грехов нельзя купить или заслужить.
- Но искупить свою вину возможно милостыней и пожертвованиями, то есть помощью тем, кто нуждается больше чем мы.
- О том, почему милостыня считается одной из наибольших добродетелей, каким образом она способствует искуплению грехов, можно прочитать в творениях св. Иоанна Златоуста.
Милостыня — путь к получению прощения.
ВИДЕО: О прощении грехов
Молитва о прощении грехов господу Богу
Обращаться с молитвой о прощении к Господу Богу можно в храме и дома, в любое время суток или перед сном.
Есть несколько сильных молитв.
Молитва «Отче Наш»:
«Отче Наш».
Ежедневная молитва о прощении:
Ежедневная молитва к Богу о прощении.
Еще одна ежедневная молитва, которую можно читать перед отходом ко сну:
Молитва ко Господу о прощении, заступлении и помощи:
Молиться Богу о прощении грехов можно дома перед иконами.
Чтобы усилить действие молитвы о прощении, нужно:
- Перед прошением о прощении грехов выдержать недельный или трехдневный пост.
- Прийти в православный храм и присутствовать на службе.
- Перед храмом воздать милостыню.
- После службы заказать оставить записку на молебен о здравии своем и своих близких.
- Поставить свечи перед иконами Иисуса Христа, девы Марии и Николая Чудотворца.
- Купить домой одну церковную свечу.
- По возвращению из храма уединиться возле угла с иконами, зажечь церковную свечу.
- Хорошенько обдумать грехи, за которые у Бога прост прощения, желательно покаяться о них вслух.
- Осенить себя крестным знамением.
- Трижды прочитать «Отче Наш» и «Трисвятое».
- Трижды прочитать молитвы к Господу о прощении, заступлении и помощи.
- Вновь осенить себя крестным знамением.
«Трисвятое».
Молитва о прощении, заступлении и помощи (вариант 2).
Молитва о прощении, заступлении и помощи (вариант 3).
ВАЖНО: Сразу же после молитвы о прощении грехов человек начинает чувствовать себя иначе. Одни говорят о легкости на душе, другие же чувствуют на себе тяжесть грехов. Во втором случае паниковать не нужно: облегчение и милость Господа придется немного подождать.
Как попросить прощение за вранье у Бога?
Вранье, ложь или обман – каким это не назови это действие, слово или мысль, означает искажение действительности и является одним из тяжких, очень распространенных, так сказать, универсальных грехов.
- Люди лгут в детстве , юности и старости. Лгут в семье и на работе, лгут во зло и во благо.
- Обманом люди создают действительность иную, нежели Божья.
ВАЖНО: Левит 19:11, 12: «Не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга. Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я Господь ».
Так как нет, наверное, ни одного человека на Земле, который говорил бы только правду, о прощении за вранье у Бога просят очень часто.
Попросить у Бога простить ложь можно, прочитав молитву о прощении грехов Преподобного Варсонофия Великого.
Молитва о прощении грехов Преподобного Варсонофия Великого.
Разновидность лжи – лжесвидетельство, является одним из смертных грехов. О его недопущении читают такую молитву:
Молитва, предупреждающее лжесвидетельство.
Как попросить прощение у Бога за рукоблудие?
Рукоблудие (малакия или, по-научному, мастурбация) – это блудный грех, который заключается в самоудовлетворении своих сексуальных желаний.
Действительность такова, что общество уже не осуждает мужчин и женщин за мастурбацию. Напротив, подобные деяния считаются нормальными и даже нужными (по мнению некоторых врачей). У Православной Церкви взгляды не изменились, и рукоблудие все также остается противоестественным и греховным.
ВАЖНО: По мнению Церкви, рукоблудие опускает человека до уровня лишенного разума животного. Это грех позорит и его самого, и Бога. За него должно последовать наказание и от Церкви, и от Бога.
Попросить прощения у Бога за рукоблудие можно на исповеди или прочитав одну из приведенных выше молитв. Нужно не забывать конкретизировать этот грех.
Также есть очень сильная молитва от похоти (блуда, разврата, рукоблудия).
Простит ли Бог, если просишь у него прощения?
Господь Бог любит всех своих детей, он милостивый, он готов даровать прощение за все грехи.
От нас же нужно:
- верить в Бога
- признать свой грех
- покаяться в нем
- с помощью молитвы попросить прощения
- приложить все усилия, чтобы не грешить в будущем
Милостивый Бог готов простить людям их грехи.
ВИДЕО: Молитва о прощении грехов
Что есть прощение в христианском понимании этого слова? Прощение – это не просто акт проявления добродетели милосердия, это, прежде всего, великое свойство Самого Господа Бога, которое он дарует верному Ему роду человеческому. Бог не только прощает нам грехи наши, он и в расплату за них был распят на кресте.
Все люди созданы по образу Божьему, а значит, каждый из нас должен учиться прощению у Него. Мы все по воле Бога должны уметь прощать друг друга, как Он простил во Христе всех грешных.
Любая обида несет собой не только силу разрушительную для души человеческой, но и является серьезной преградой на пути к воссоединению с Создателем нашим. Ибо не будет прощения Божьего человеку, не способному прощать другим людям их согрешения.
Что поистине является прощением?
Человек, живущий в современном мире, не всегда понимает истинное значение слова «прощение» и часто пребывает в заблуждении о том, как и чем оно выражается.
Нет истинного прощения:
— в равнодушии и безбрачии к тому, кто умышленно или же случайно нанес обиду;
— в выжидании или же в желании забыть об обиде к тому, кто ее содеял;
— в безмолвии;
— в неосознанном произнесении слов «я прощаю тебя»;
— в попытке оправдать человека и его поступки обидные.
Прощение не может выражаться чувствами, оно выступает их оборотной стороной. Прощение позволяет принять и освободиться от тех чувств, которые сопровождают обиду.
Истинное прощение:
— вверение сложившихся обстоятельств Спасителю нашему;
— отречение от своих прав и греховных амбиций во имя Спасителя;
— оставление «долга»;
— нежелание судить и осуждать деяния того, кто обидел;
— проявление милосердия к тому, кто нанес обиду;
— отсутствие обидных чувств.
Истинное прощение должно быть осознанным решением, а не ответной реакцией на извинения обидевшей стороны. Прощать необходимо всех людей и при любых обстоятельствах, независимо от того, пожелает ли обидевший попросить прощения или нет. Ибо в первую очередь в прощении нуждается не сам обидчик, а тот, кому была нанесена обида. При этом важно прощать не сам поступок, а обидчика, его совершившего, так как не зло нуждается в прощении, а человек.
Бог вопреки любви к грешному, ненавидит сам грех и наказывает его по всей строгости. И поэтому, прощение есть дар Божий. Так как грех карается великим наказанием, то и плата за него должна быть немалой. В Священном Писании есть строки о том, что лишь кровь способна покрыть безмерную цену греха. Так и безгрешный Христос стал расплатой за грех наш, ибо был подвергнут распятью во имя прощения нашего. Через смерть на кресте Он понес наказание за грех всего мира. Христос взял на Себя все грехи наши, и ответил за них вместо нас. Но при этом смерть Его не причисляет каждого из нас к ряду прощенных, она дает нам лишь возможность искупить свои согрешения.
Чтобы получить прощение грехов своих, мы должны по воле Божией:
— Исповедаться в грехах своих. Примирение с Создателем нашим возможно только тогда, когда человек признает свою греховность и исповедает Богу все грехи свои. Ибо, неисповеданный грех есть стена, разделяющая с Богом.
— Покаяться. Каждому верующему нужно не только осознать свои грехи, но и принять непоколебимое решение отвернуться от них. Преодолеть себя и обратиться от греха – путь непростой, но если выбран он с чистым сердцем и желанием неистовым, то будут силы дарованы Самим Господом для преодоления всех его тягот и сложностей. Искреннее покаяние привнесет в душу человека серьезные изменения, проявление которых найдет отражение в его поступках, помыслах и деяниях.
После покаяния верующий, по собственной воле и желанию своему и в качестве мер нравственно-исправительных, может также исполнить Епитимью – наказ духовника о деянии благочестивых поступков с целью искоренения навыка греховного. В качестве дел благочестия может быть назначено: соблюдение строжайшего поста, духовное чтение, ежедневная и продолжительная молитва о прощении грехов (в том числе и молитва Иисусова), милостыня, паломничество и прочее.
— Простить окружающих. В Священном Писании сказано: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Библия также гласит и о том, что все люди должны быть сострадательны и добры друг к другу, уметь прощать друг друга, как Творец во Христе простил каждого. А значит, не будет Божьего прощения тому, кто не будет любить и прощать других.
Прощать нельзя частично, неполно и не до конца, ибо истинное прощение, что любовь Христа к человеку, не определяется границами и избирательностью.
Нельзя сомневаться в прощении Божьем, мы должны быть тверды в вере своей как в Самого Творца, так и в Его прощение. Если человек искренне покаялся в своих согрешениях и попросил Господа о прощении, Он простит, ибо Слово Его обладает наивысшей силой. Поэтому доверять нужно не чувствам своим обманчивым и сомнениям внутренним, а Библии.
Вопрос задает nickname – Almaty, Казахстан
Я сделала аборт. Не было другого выхода. Уже есть дети и ситуация была очень сложной, чтобы родить. Сама ненавижу аборты и только за жизнь. Но когда это коснулось меня, не смогла - решилась на аборт на очень маленьком сроке - 2 недели.
Я не спала всю ночь, и конечно же я не могла об этом молиться и не могла осмелиться обратиться к Богу, потому что как можно говорить с Богом на тему убийства собственного дитя..То, что я чувствую - не передать - это полное осознание совершившегося как в обычном так и в библейском ракурсе. Я все понимаю, но не могла иначе, на самом деле..
Мне очень плохо, я не могу смотреть в небо и не знаю, могу ли я вообще начать снова молиться и как мне вообще на эту тему можно говорить с Богом? Не могу решиться попросить прощения за это, только на кресле у гинеколога во время абортирования шептала, "прости, Господи", каждое слово сейчас - это рана,я во всем виновата.
Есть ли хоть какая-то возможность обратиться теперь к Богу и получить Его прощение? Есть ли такой шанс у меня? Ведь я все знала, я не мирская...никогда не могла подумать что такое может произойти в моей жизни. Помогите!
Отвечает Денис Подорожный:
Дорогая сестра,
Время не повернуть, грех совершен! Мне незачем объяснять вам, что аборт это убийство, вы и сами знаете серьезность и ужастность того, что вы совершили. Ваше сердце и совесть сегодня говорят громче всякой отповеди и постоянные мысли осуждения свидетельствуют против вас сильнее, чем мог бы кто-либо это сделать.
То, что вы сделали ужасно. И письмо ваше пусть будет свидетельством для всех других, собирающихся пойти на такой шаг.
Теперь же стоит вопрос: что делать? Как жить дальше? Сможет ли Бог простить? Можно ли примириться с Ним?
Я убежден, что милость Господа есть ко всем искренне кающимся в своих грехах. «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его» (Пс.17:26,27).
Когда человек грешит, заведомо и легкомысленно полагая: «Ничего, сейчас согрешу, а после покаюсь!», то в данном случае, он проявляет лукавство, и неискренность. И не мудрено, что после, человек должен понести на себе наказание от Бога.
Читая же ваше письмо, насколько я понял, вы не мыслили так. В вашем сердце было борение и упадок духа, чувство безысходности и состояние вины… но никак не лукавый расчет на легкое прощение. Правильно ли я понял вас?
Я не знаю вашу ситуацию, но все выглядит так, что, будучи стесненная обстоятельствами, узнав, что беременна, вы допустили страх в свое сердце. Забыли, что Бог вашу жизнь держит под контролем, и посчитали, что те трудности, которые вы и без того имеете в жизни, усугубятся от данного рожденного ребенка. Страх парализовал ваш здравый смысл. Вы начали мыслить неверно, полагать, что ситуация тупиковая, и единственным решением будет – аборт. Но это грех…. Внутри вас возникла раздвоенность, переходящая в панический поиск решения. Вы не нашли в себе мужества сказать «нет» своим страхам, и в конечном итоге поддались ему, и, дав место диаволу, согласились на такой шаг, который вам самой отвратителен, мерзок и никак не желанный.
При этом, грех ли это? Да – это грех и грех серьезный, влекущий серьезные последствия в жизнь человека, ибо вы забрали жизнь другого.
Но есть ли милость Господа к вам? Я уверен есть. Не для повторения злодеяния, а для восстановления и извлечения уроков из произошедшего.
Я хочу напомнить вам одну библейскую историю, которая, возможно, поможет разобраться в том, что же делать вам дальше
Это история падения царя Давида.
Был момент в его жизни, когда он духовно перестал бодрствовать, и в его жизнь пришла праздность. Все цари в то время устраивали военные походы, а он остался дома, и прогуливаясь по крыше увидел обнаженную женщину. Это и стало его началом падения. Царь вначале просто поддался похоти, похоть же привела ко блуду (2 Цар.11:1-4)
Один совершенный грех затем породил другой, и Давид оказался в жутчайшей для него колее: через время он узнает, что Вирсавия, замужняя женщина, с которой он согрешил, беременна. (2 Цар.11:5)
Тогда виновник происшедшего пытается замазать этот грех тем, что на время демобилизует ее мужа Урию, с тем, чтобы беременность не вскрыла совершенного царем прелюбодеяния. Но верный ему солдат отказывается входить к супруге, не представляя, как можно предаться утехам со своей женой, когда его друзья на поле брани. (2 Цар.11:6-13)
Такой поступок Урии смешивает все планы Давида, и ставит его в тупиковую ситуацию. Теперь царь ВЫНУЖДЕН (как он полагал в тот момент) сделать так, чтобы руками других этот солдат умер.
Царь шлет секретное письмо, и по его заданию, в момент сражения мужа Вирсавии оставляют одного с врагами, и те убивают несчастного. Вскоре, царь узнает о поражении в той битве, а также о смерти Урии Хеттеянина (ставшего таким нежеланным царю), и утешается этим: ведь теперь все можно скрыть!
Давид берет в жены, овдовевшую женщину, и … дело сделано! Никто ничего не узнает! Она родит сына, и что сделан грех – сокрыто! (2 Цар.11:14-27)
…Сокрыто от всех, но не от Бога! Не проходит много времени, как приходит пророк и тайное становится явным! А после и жизнь царя наполняется множеством весьма печальных последствий. (2 Цар.12 и далее).
Такая вот история!
Обратите внимание, что последние события в жизни Давида совершились, с одной стороны по его воле, с другой стороны, это не то, что он хотел изначально. Он был против убийства, но, поддавшись страху, находясь уже в неправильном духовном состоянии, не раскаялся, но напротив - с малодушествовал, и согрешил, послав человека на верную смерть.
Что же сделал он после того, как обличил его пророк? Ожесточился, подобно Саулу? Нет. Он сокрушился и смирил себя перед Господом!
В смирении он понес на себе все последствия совершенного им греха, ища только одного – общения с его Господом. Почитайте Псалмы Давида, и вы обнаружите, насколько глубоко его желание восстановить отношения с Богом (Пс. 50, Пс. 31 и много других примеров в его Псалмах).
Извлеките ряд уроков из истории Давида и думаю, вы найдете выход в своем положении:
1. Нет ничего явного, что ни сделалось бы явным. Что мы стараемся скрыть, Бог вскроет своей силой. Что мы вскрываем через покаяние и исповедание греха, то Бог покроет Кровью Иисуса Христа. Давид обрел много проблем, т.к. грех он исповедал не сам, будучи обличаем совестью, а «подпертый к стене» пророческим откровением Нафана. Вам же надо самой признать и исповедать свой грех.
2. Давид искренне покаялся, и Бог простил его. Писание говорит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан.1:9). Покайтесь перед Богом и исповедуйте свой грех. Я верю, что если в Ветхом Завете, Господь простил царя, то тем более Господь может дать милость и вам!
3. Он открылся человеку, а не только Богу. То, что вы написали мне письмо – это очень хорошо. Но я советую найти Божьего служителя, которому вы могли бы прийти и исповедаться лично. Ведь анонимно делать это всегда легче. Но именно такой шаг и более трудный, и более верный. Исповедь даст вам уверенность в прощении.
4. Давид получил прощение и в смирении понес на себе определенные последствия совершенного греха. Мы должны отличать эти две вещи: вина и последствия. Когда мы искренне раскаиваемся перед Богом, то Господь прощает нас. Но порой наши грехи могут порождать определенные последствия в нашей жизни.
К примеру, если служитель согрешил серьезным грехом, но раскаялся, он может быть прощен, но как минимум на какое-то время (ненадолго или навсегда) лишен служения.
Вполне возможно, что в той церкви, где вы находитесь, вам придется понести определенное церковное наказание. Скорее всего, вам какое-то время не допустят участвовать в евхаристии (вечере Господней), и если вы несли какое служение, возможно, вас отстранят от него. С готовностью и смирением примите всякое подобное наказание. Именно искреннее раскаяние и сокрушенность помогут вам как можно быстрее обрести мир в сердце и уверенность в прощении.
Церковное наказание за умышленное детоубийство существовало в церкви еще с древних времен, и оно прописано даже в Канонах Василия Великого, но и даже там, наказание – не для погибели, а (!) для прощения и восстановления.
Помните, что ни смотря на наказание или последствия совершенного вами греха, но при этом, вы можете уже в момент раскаяния и исповедания греха получить уверенность в Божьей милости и прощении.
5. Он никого не винил. Не надо искать виноватых. Именно взятие ответственности на себя и помогает нам полностью восстановиться, как духовно, так и в сферах, где диавол нанес нам урон, через совершенный нами грех.
6. Примите решение никогда не повторить содеянного. Покаяние означает обращение от мертвых дел к вере в Бога (Евр.6:1), оно выражено в сотворении достойного плода покаяния (Мф.3:8) и связано с изменением поведения. К примеру: «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28).
Поэтому, придя в нормальное духовное состояние, и помолившись, размыслите вот на какую тему: «Что бы вы теперь сделали, если бы опять оказались в таком положении?» Если внутри вас вы опять приходите к решению сделать аборт, то скорее всего вы ничему не научились из произошедшего, и ваше раскаяние не искренне.
Если же вы, смиренно склоняетесь перед волей Божьей в решении не убивать зачатого ребенка, и это ваше внутреннее и глубокое убеждение, построенное на том печальном и болезненном уроке, то в вашем сердце – действительно есть раскаяние, а следовательно, вы можете рассчитывать на Божье прощение.
7. Согрешив, лучше идите к Богу, а не уходите еще дальше от Него. Не прилагайте грех ко греху, и согрешив против Бога и человеческой жизни, не впадайте в еще большее богоборчество. Не повторяйте ошибок падавших в грех Саула, Семея, Иуды, которые сделав один грех, и поняв это, в ожесточении, впадали в большее отступничество. Уподобьтесь Давиду, который упал, но решил встать и идти дальше за Богом. НЕ СДАВАЙТЕСЬ!
Напоследок, хочу дать вам одно место Писания. Оно из Ветхого Завета и показывает очень хорошую позицию, которую должен иметь человек, попавший в подобное положение, и все же чающий надежду на восстановление. Возьмите его, как обетование, заучите наизусть и ни в коем случае, не отступите от Господа, сломавшись под чувством вины.
Мих.7:7 А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня. 8 Не радуйся ради меня, неприятельница моя! хотя я упал, но встану; хотя я во мраке, но Господь свет для меня. 9 Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его.
Бог да даст вам свою милость и прощение, и восстановит вас! Я верю, что вы восстановитесь и сможете дальше идти за Христом! Господь простил Петра, трижды отрекшегося в страхе от Христа, помилует и вас!
Чтобы ответить на этот вопрос наилучшим образом, мы должны рассмотреть два убедительных отрывка из Священного Писания. Первый мы находим в книге Псалмов: «Как далек от заката восход – так удалил Он от нас наши грехи» (Псалом 102:12). Одним из самых эффективных приемов, который сатана применяет к христианам, заключается в том, чтобы убедить нас, что наши грехи на самом деле не прощены, несмотря на обещание Божьего Слова. Если мы искренне приняли Иисуса как своего Спасителя верой и все еще имеем неприятное ощущение относительно того, существует ли истинное прощение или нет, то можем подпасть под демоническую атаку. Демоны ненавидят, когда люди освобождаются из их рук, и пытаются посеять семена сомнения в наших умах относительно реальности нашего спасения. Одно из мощнейших средств из всего обширного арсенала трюков сатаны заключается в том, чтобы постоянно напоминать нам о наших прошлых прегрешениях – он использует это, чтобы «доказать», что Бог не смог простить нас. Нападки дьявола не позволяют нам просто положиться на обещания Бога и доверять Его любви.
Но этот псалом говорит нам, что Бог не только прощает наши грехи, но и удаляет их полностью из Своего присутствия. Это – глубокая мысль! Безусловно, нам сложно это понять, поэтому мы так легко начинаем беспокоиться о прощении, а не просто принимаем его. Ключ находится в том, чтобы просто оставить свои сомнения и чувство вины, и положиться на Его обещание прощения.
Второй отрывок записан в 1 Иоанна 1:9: «Если признаем наши грехи, Он, справедливый и верный, простит нам грехи и очистит от всякого зла». Какое невероятное обещание! Бог прощает грехи своих детей, если они приходят к Нему с покаянием и просят о прощении. Божья благодать настолько велика, что она может очистить грешника от греха и он становится дитем Божьим; даже когда мы спотыкаемся, мы все еще можем быть прощены.
В Евангелии от Матфея 18:21–22 мы читаем: «Тогда подошел к Нему Петр и спросил: «Господь, сколько раз должен я прощать брата, если он передо мной провинится? Семь раз?» «Нет, не семь, а семьдесят раз по семь», – отвечает ему Иисус». Петр, вероятно, думал, что он был достаточно великодушен. Вместо того чтобы ответить человеку, согрешившему против него, тем самым, Петр предложил предоставить некоторую отсрочку, скажем, до семи раз. Но на восьмой раз прощение и милость должны были закончиться. Но Христос отверг правила распределения благодати, предложенные Петром, сказав, что прощение должно быть бесконечно для тех, кто действительно стремится к нему. Это возможно лишь благодаря бесконечной милости Бога, которую нам дает пролитая кровь Христа на кресте. Из-за Его прощающей силы мы можем всегда быть чистыми, если в смирении просим о прощении своих грехов.
В то же время, следует отметить, что постоянный и непрерывный грех спасенного человека не соответствует Библии (1 Иоанна 3:8–9). Вот почему Павел увещевает нас: «Задайте себе вопрос: тверды ли вы в вере? Испытайте сами себя! Или вы не знаете, что в вас Иисус Христос? Знаете, конечно, если только не провалились на испытании» (2 Коринфянам 13:5). Как христиане мы спотыкаемся, но мы не ведем образ жизни, наполненный нераскаянным грехом. У всех нас есть недостатки и мы можем впасть в грех, даже если не хотим этого. Даже апостол Павел делал то, что он не хотел делать, потому что грех проявлялся в его теле (Римлянам 7:15). Как и Павел, верующий должен ненавидеть грех, раскаиваться и просить о Божьей благодати для его преодоления (Римлянам 7:24–25). Хотя мы не должны падать, иногда это случается, потому что мы полагаемся на свои слабые силы. Когда наша вера ослабевает, и мы отказываемся от нашего Господа в словах и в жизни, как Петр, – даже тогда есть шанс покаяться и получить прощение наших грехов.
Еще один прием сатаны – заставить нас думать, что нет никакой надежды, что нет никакой возможности быть прощенными, исцеленными и восстановленными. Он будет пытаться заставлять нас ощущать себя в ловушке чувства вины, чтобы мы больше не считали себя достойными Божьего прощения. Но с каких пор мы когда-либо были достойны милости Бога? Бог полюбил нас, простил и избрал, чтобы находиться во Христе, еще до создания мира (Ефесянам 1:4–6) не из-за наших достижений, но чтобы «стать хвалой Его Славе, потому что мы первыми возложили надежды на Христа» (Ефесянам 1:12). Нет места, куда бы не распростиралась Божья благодать, и нет такой глубины, на которую мы можем упасть, чтобы Бог больше не мог вывести нас. Его милость больше всех наших грехов. Независимо от того, начинаем ли мы лишь отклоняться от курса или уже погрузились и тонем в грехах, благодать доступна.
Благодать – это дар от Бога (Ефесянам 2:8). Когда мы грешим, Дух обличит нас в этом грехе, что приведет к благочестивой скорби (2 Коринфянам 7:10–11). Он не будет осуждать наши души, как будто нет никакой надежды, так как нет больше осуждения тем, которые во Христе Иисусе (Римлянам 8:1). Убеждение Духа в нас является проявлением любви и благодати. Благодать не является оправданием греха (Римлянам 6:1–2), и ею не стоит злоупотреблять – грех должен быть назван грехом, и он не может рассматриваться как что-то безвредное и безобидное. Нераскаявшимся верующим следует с любовью противостоять и вести к свободе, а неверующим следует сказать, что они нуждаются в покаянии. Но необходимо также указать на средство, ведь мы получили благодать на благодать (Иоанна 1:16). Это то, как мы живем, как мы спасены, как освящены и как мы будем сохранены и прославлены. Мы можем получить благодать, когда грешим, покаявшись и исповедуя наши грехи перед Богом. Зачем жить загрязненной жизнью, если Христос предлагает сделать нас чистыми и праведными в глазах Бога?
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.