Социальное развитие и молодежь кратко. Эссе «Социальные проблемы молодежи в современном обществе
Дружба, сексуальные взаимоотношения и трудовой опыт помогают молодым людям впервые представить себя взрослым человеком. В идеале они формируют умение нaходиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности.
3а прошедшие годы молодежь заметно «повзрослела». Изменилось представление молодых людей о критериях « взрослости ». Оценки ее формальных признаков в caмocoзнании молодежи (возраст, получение паспорта, окончание учебного заведения) остались неизменными. Но, по данным социологических исследований, юноши и девушки 1990-x гг. (по сравнению со сверстниками 1980-x гг.) в качестве критерия социальной зрелости стали в 3 раза чаще называть первую заработную плату, постоянную работу и в 2 раза чаще - создание собственной семьи.
Таким образом, как вы поняли, современные молодые люди свое представление о « взрослости» прежде вceгo связывают с изменениями своих социальных ролей, прежде вceгo с началом трудовой деятельности и обретением caмостоятельности.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛьНЫХ РОЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Роли ребенка и подростка в основном связаны с ceмьей (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка), школой (ученик/ученица), различными формами досуговой деятельности (участник спортивной секции, кружка по интересам). В дальнейшем при сохранении прежних социальных позиций (сын/дочь, брат/сестра и т. п.) появляются новые: paботник, студент, семьянин (супруг, родитель) и др.
Давайте рассмотрим, как изменяются основные роли.
Работник. Нынешняя социально-экономическая ситуация с точки зрения профессионального самоопределения молодежи весьма противоречива. С одной стороны, она предоставляет возможность (которой не было у предшествующих поколений российской молодежи) реализовать себя в сфере бизнеса и индивидуального предпринимательства, где труд работников оплачивается, как правило, выше, чем в государственном секторе. С другой стороны, изменившиеся приоритеты государства в сфере трудовых отношений (отказ от принципа всеобщей занятости), приватизация собственности, развитие предприятий с различной формой собственности сформировали новые принципы трудовых отношений - рынок труда. Это выразилось в новых критериях спроса на рабочую силу, в конкурсных и контpaктных условиях найма работников, а также в возникновении и законодательном закреплении безработицы.
Снижение возраста паспортизации с 16 до 14 лет - это ответ на стихийное развитие подросткового рынка труда. Российское законодательство предусматривает возможность устройства на работу с 15-летнего возраста. При этом для работников, не достигших 18 лет, вводятся различные льготы на производстве: запрещается использовать их труд на тяжелых работах с опасными и вредными условиями тpyда, а также в тех видах деятельности, которые мoгyт причинить вред нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных клубах, производстве, перевозке, продаже спиртных напитков). Закон запрещает привлекать несовершеннолетних к ночным сверхурочным работам, устанавливает ежегодный оплачиваемый отпуск длительностью не менее 31 дня в удобное для них время. государство закрепляет в законе норму, обязывающую работодателя принимать на работу выпускников школ и профучилищ, а также нeкoтoрые категории лиц моложе 18 лет в счет квоты, устанавливаемой региональными и местными органами власти.
Студент . Значительная часть молодежи - это учащиеся и студенты. Часто при выборе среднего специального или высшего учебного заведения в первую очередь имеет значение престиж данного учебного заведения и будущей профессии, а также множество факторов социально-экономического характера . Многие молодые люди ориентируются в первую очередь на привлекательные особенности cтyденческой жизни. Отсутствие ежедневного контроля знаний со стороны преподавателей и определенная степень свободы посещения занятий требуют от студента большей, чем от школьника, ответственности, самостоятельности и самоконтроля.
К тому же ситуация в обществе, постепенное превращение eгo в общество конкуренции предъявляют требования к некоторым качествам, которые сегодня являются eдва ли не главным фактором успеха в жизни:
- во-первых, более высокому уровню образования;
- во-втopыx, готовности к смене характера деятельности в соответствии с требованиями рынка. Так, в конце 1990-x гг. только 51,2% молодежи работали по полученной специальности, из остальных половина сменила ее после опыта работы по своей основной профессии, а половина вообще никогда по ней не работала, сразу начав ocваивать другую специальность;
- в-третьих, овладению знаниями, навыками и умениями, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках, умение водить автомобиль). Важным также является тот факт, что молодежь весьма активно приобретает эти навыки (каждый четвертый молодой россиянин в настоящее время ocваивает компьютер и учит иностранный язык, каждый ceдьмой - приобретает навыки вождения транспортных средств).
Поэтому в условиях, когда система образования не всегда оказывается способной готовить специалистов в coответствии с запросами cовpeмeннoгo производства, вам следует активно овладевать знаниями и умениями, необходимыми для успешной самореализации (заниматься caмообразованием, посещать различные курсы и т. п.).
Семьянин. В этом возрасте у молодых людей существуют приблизительно равные шансы: остаться жить в poдительской семье или начать самостоятельную жизнь. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми от родителей в финансовом отношении, вступают в новые социальные отношения, приобретая большую самостоятельность и ответственность. Многие берут на себя заботу о пожилых родственниках, оказывают финансовую поддержку своим родителям и, конечно же, сами создают семью.
В настоящее время усиливается тенденция к понижению брачного и репродуктивного возраста. Такую ситуацию трудно назвать оптимальной, потому что раннее вступление в брак и рождение ребенка «тормозят.) образовательный и профессиональный рост молодежи, увеличивают долю тех, кто нуждается в социальной помощи со стороны государства и общественных организаций.
Кроме тoгo, ребенок требует любви, заботы, но молодые родители (нередко совмещая работу и учебу) не всегда имеют возможность уделять ребенку все свое внимание. Им приходится решать другие не менее важные вопросы, связанные с получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, созданием нормальных бытовых ycловий. Забота о семье и детях требует ответственности, развития чувства долга.
Гражданин . в детские и ранние юношеские Роды ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения. В старших классах школы, в вузе в зависимости от установок личности одна из существующих систем политических норм и ценностей становится для молодого человека наиболее значимой и преобразуется в его внутренний мир. Этот период связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, еро умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность активной социальной деятельности, принять участие в выборах, в работе росударственных орранов и общественных организаций. Это процесс становления человека как гражданина, полноценного субъекта политики.
Молодежь такова, какой ее воспитало общество. Она обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение. В отличие от старших поколений молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями в экономике, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.
Общество и еро властные структуры должны ориентироваться на создание таких рабочих мест, которые обеспечивали бы молодежи возможность самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
Социально-психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются и в существовании специфической молодежной субкультуры (от лат. sив - частица,указывающая на нахождение под чем-либо, около чего-либо).
Под молодежной субкультурой понимается прежде всеро культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов . Молодежное сознание является основой, носителем особой субкультуры, вторичной по отношению к культурной среде взрослого населения. Как особая субкультура она имеет свои собственные цели, ценности, идеалы, иллюзии, не всерда и не точно повторяющие господствующие в обществе взрослых; ей присущ собственный язык. В молодежной субкультуре как в сложном и мнoгoмepнoм явлении, в свою очередь, выделяются более мелкие, но тем не менее жестко оформленные субкультуры (панки, рейверы, рокеры, скины, кислотная молодежь, футбольные и музыкальные фаны и др.).
В то же время можно выделить общие черты, под влиянием которых она формируется.
Прежде вceгo это поиск cвoeгo пути во «взрослом мире», особый характер отношений со сверстниками. Период взросления отличают стремление обособиться, прежде вceгo от старших, и желание принадлежать к какой-либо общности сверстников. Складываются так называемые неформальные молодежные группы (слово «неформальные» в данном случае подчеркивает отличие таких групп от официально зарегистрированных и руководимых взрослыми общественных молодежных организаций). Присоединившись к группе, молодой человек обретает определенную степень безопасности, окружающие теперь имеют представление о том, как eгo воспринимать, потому что на нeгo pacпространяются общегрупповые признаки.
Мотивы, побуждающие примыкать к той или иной группе, к тому или иному молодежному направлению, различны. Для одних они связаны с желанием обрести взаимопонимание и взаимоподдержку. Для других это способ почувствовать себя более сильными и защищенными. К сожалению, есть и те, кому важно почувствовать власть над другими...
Большинство молодежных групп сочетают противоречивые черты единообразия и непохожести. Единообразие (в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении) поддерживается внутри группы. Вместе с тем сама группа стремится (прежде вceгo внешне) выделиться в общей мacсе молодежных движений .
В нашей стране временем появления неформальных молодежных объединений стали 1980-e гг.
Особенность отечественных молодежных субкультур состоит и В том, что болыпинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации. Отметим, что на Западе альтернативное движение, выросшее из молодежных субкультур 1960- 1970-x гг., активно участвует в социальных прогpaммax помощи больным, инвалидам, престарелым, нapкоманам и т. д. Вероятно, такое различие можно объяснить особенностями российского общества, той ролью, которую государство играло в жизни человека. Поэтому досуг часто воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное - для студента нередко отходят на второй план перед реализацией экономических (зарабатывать деньги) и досуговых (интересно провести свободное время) потребностей .
Некоторые группы активно противопоставляют себя миру взрослых. Вызов общественному мнению чаще вceгo выражается в особенностях одежды и модных дополнениях к ней. Иногда совершаются и прямые антиобщественные поступки (хулиганство, драки), например группами футбольных фанатов. В этом случае общество сталкивается с отклоняющимся поведением. (Вспомните, в чем cocтoит социальная опасность отклоняющегося поведения.)
Например, субкультура рейва (от англ. гave - бред, бессвязная речь) возникает в 1980-x гг. в США и Великобритании. В России распространяется с 1990-1991 гг. Ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров, яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик) в одежде стали элементами рейверского образа жизни. Развитие этой субкультуры шло параллельно с распространением наркотиков. Принятие галлюциногенов с целью «расширения сознания,) стало, к сожалению, практически частью рейверской субкультуры. Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе диджеи - ключевые фигуры рейв-субкультуpы,- высказывали и высказывают крайне негативное oтнoшение к приему наркотиков.
Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Тем не менее молодежную культуру можно рассматривать как некое целое, которому присущи общие черты: вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни, включение в различные группы сверстников, своеобразные вкусы, особенно в одежде и музыке. Это скорее культура досуга, чем работы.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ
1 Расширяйте свой кругозор, следите за происходящими в обществе социальными изменениями, что поможет вам в выборе профессии и cвoeгo места в жизни.
2 Занимайтесь самообразованием, приобретайте знания и умения, которые высоко ценятся на современном рынке труда (работа на компьютере, общение на иностранных языках).
3 Воспитывайте в себе социально значимые качества,которые помогут вам «устоять» перед многими жизненными неприятностями: ответственность и самостоятельность, требовательность к себе и доверие к окружающим, потребность и готoвнoств постоянно учиться.
4 Сформируйте свою позицию по вопросу о вступлении в брак и создании семьи .
5 Не позволяйте вовлекать вас и ваших друзей в криминальные группировки, экстремистские политические организации, тоталитарные секты, сообщества нapкомaнов. Принимая решения, взвешивайте все за и против на весах разума и совести.
Документ
Из работы современных российских ученых Е. А. Cкpнпyновой и А. А. Морозова «О предпочтениях городской молодежи (заметки об исследованиях)», в основе которой дaнные социологического опроса, проводившегося в 1999 г.
Сферы жизни, которые вызывают беспокойство при мысли о будущем (в % к опрошенным)
Сфера жизни | Возраст | ||||
12-14 | 15-17 | 18-21 | 22-25 | 26-29 | |
Жизнь в целом | 6,0 | 9,3 | 8,6 | 10,3 | 7,3 |
Учеба | 8,8 | 12,1 | 6,7 | 1,1 | 4,9 |
Работа | 15,7 | 20,3 | 21,7 | 19,5 | 7,3 |
Досуг | 2,8 | 2,4 | 2,5 | 3,5 | 2,5 |
Общение со свepстниками | 5,1 | 3,5 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Отношения с poдителями | 7,9 | 5,7 | 4,6 | 4,6 | 0 |
Здоровье | 9,7 | 9,3 | 9,8 | 10,3 | 19,5 |
Семья, брак | 12,9 | 12,3 | 14,2 | 14,9 | 12,2 |
Любовь, секс | 7,3 | 5,9 | 6,3 | 8,1 | 9,8 |
Религия | 2,1 | 2,0 | 1,9 | 3,5 | 0 |
Гopoд, среда обитания | 19,21 | 5,1 | 6,5 | 8,1 | 9,7 |
Общество, страна | 11,4 | 11,4 | 14,0 | 11,5 | 19,5 |
Вопросы и задания к документу
1. Определите иерархию сфер жизни для каждой из представленных возрастных групп.
2. Сравните полученные данные. Как меняются те или иные предпочтения в течение жизни?
3. На примере 2-3 представленных сфер проследите, как меняется отношение к одним и тем же проблемам в зависимости от возраста. В чем вы видите причины этих изменений?
4. Используя материал параграфа и документа, coставьте социальный портрет российской молодежи. Подумайте, какие черты вы бы отметили как главные. Почему?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Каковы основные социальные проблемы нашего общества?
2. Какие из них, по вашему мнению, наиболее актуальны для молодежи?
З. Каковы основные социально-психологические особенности молодежи как социальной гpyппы?
4. Как изменяются социальные роли человека в молодые гoды?
5. Что можно считать показателем социальной зрелости человека?
6. Какие льготы предусмотрены для нecoвepшеннолетних работников?
7. Что включает понятие «молодежная субкультура»?
8. В чем особенности субкультуры российской молодежи?
ЗАДАНИЯ
1. Обсудите вопрос о том, какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого: экономическая независимость, проживание отдельно от родителей, вступление в брак, участие в выборах, рождение ребенка, способность отвечать перед законом. Подумайте, какие еще критерии вы могли бы нaзвать в качестве главных. Аргументируйте свой ответ.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Удмуртской Республики
ГОУ СПО «Увинский профессиональный колледж»
Реферат
по обществознанию
На тему: Социальное развитие и молодежь.
Работу выполнила: Тюляндина Т.Н.
Студентка группы: 291
Руководитель: Филатова Л.В.,
Преподаватель обществознания
Проверил:____________________
Оценка:______________________
«______________________» 2010 г.
пос. Ува, 2010 г.
Введение……………………………………………… …………………………………..3
1.
Социальное развитие человека…….………………………………………………… .4
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа………………………............... .6
2.1.
Молодежь (демографическая характеристика)……………………………………. 6
2.2
Молодежные субкультуры…………………… ……………………………...............7
2.3.
Проблемы молодежи………………………………… ……………………………..12
Заключение…………………………………………………… ………………………....13
Литература…………………………………………………… ………………………….14
Введение.
Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране, пожалуй, наиболее остро проявляются в социальной сфере. Их характер очень сложен и противоречив.
Социализация человека - установление связей между индивидуумами и освоение социальных навыков. Социальные связи человека различны в разные периоды его жизни – от рождения до старости.
Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально- историческую природу. И зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации . Социологическое исследование молодежи предполагает единство анализа социально-классового деления общества и системно-структурного подхода, прослеживающего особенности положения и социальных функций молодежи в ряду других возрастных групп данного общества, на основе определенного способа производства и более широкого исторического анализа.
В своей работе я хочу разобраться: что же такое социальное развитие человека, и рассмотреть молодежь с точки зрения социологии и демографии. Также я рассмотрю, с какими проблема она сталкивается.
1.
Социальное развитие
человека.
С первых же часов жизни человека начинается
процесс его социализации
- установление связей между индивидуумами
и освоение социальных навыков. Отчасти
этот процесс зависит от врожденных механизмов
и созревания нервной системы, однако,
прежде всего он определяется тем опытом,
который человек получает на протяжении
всей жизни.
Этапы социализации:
Первое детство.
Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этих связей лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка. Cо второй недели жизни новорожденный не только проявляет интерес к человеческому лицу, но и отличает лицо своей матери. Между 8 и 12 месяцем начинают четко проявляться привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают от матери (или от лица, постоянно ухаживающего за ним). Это - не страх перед незнакомым человеком, а неузнавание в нем черт материнского. Граница этого этапа имеет происхождение в когнитивной сфере: именно в 7 месяцев ребенок начинает активно искать исчезнувший внезапно предмет, то есть формирует у себя представление о постоянстве (перманентности) предмета (до того, если закрыть игрушку бумажкой, ребенок мгновенно о нем забывает). Кроме того, именно постоянное присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка представления о собственной перманентности.
Показано также большое значение надежной социальной привязанности (в первую очередь - присутствия матери) для освоения ребенком незнакомых мести налаживания социальных контактов с другими детьми. В то же время, как уже говорилось, эмоциональное общение ребенка со взрослым - ведущая деятельность младенца. Эта деятельность трудна для ребенка, поэтому нельзя постоянно тискать младенца, таскать его на руках и требовать его внимания, как это часто делается.
Детство и отрочество.
В преддошкольном возрасте (1 - 3 года) формируется основной механизм социализации и социального развития - речь, что позволяет:
· включать социально-фиксированные эталоны в персептивную деятельность ребенка, то есть происходит переход к опосредованности понятий;
· включать произвольность в память и другие формы поведения (то есть идет переход "наблюдать - смотреть". "Запоминать - выучивать" и т.д.); так формируется волевое регулирование, являющееся, кстати, основным показателем готовности ребенка к школе.
В этом же преддошкольном возрасте начинается формирование собственного "я". Тем не менее, к концу преддошкольного возраста "я" ребенка представляет собою весьма неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий представление о своих простейших индивидных и социальных характеристиках. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных действий и состояний. Так, очень долго ребенок называет себя "он/она", практически только к трем годам он начинает говорить о себе "я". К трем годам он может произвольно изменить поведение и затормозить непосредственные импульсы по словесному приказу взрослого.
Первый этап социального развития (3 - 6/7 лет) - дошкольный возраст .
Что может ребенок к 6/7 годам?
Природные формы психики приобретают вербальность (связывает воспринимаемый объект со словом), произвольность (поступает не импульсно, а сознательно), опосредованность (тормозит свои реакции; волевая регуляция). Возникают нравственные оценки (хорошо - плохо), хотя еще неадекватные и в общей форме. Пример: на вопрос "что такое доброта" дается либо конкретный пример, либо общее понятие "это дядя хороший". Ребенок усваивает нравственные оценки как от общения со взрослыми, так и в непосредственной практике детского коллектива; важно, чтобы между этими каналами не было разрыва. Появляется определенный социальный статус ребенка в группе.
Обобщая, можно сказать, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется готовность к обучению.
Второй этап социализации - школьный возраст.
Социальные воздействия принимают систематизированную форму. Формируются социальные характеристики - характер, процесс целеполагания, мотивационно-потребностная сфера и т.д. Здесь особенно большую роль играют группы сверстников, особенно для развития идентификации и формирования установок. Показано, что подростки гораздо легче идентифицируют себя с другими подростками, чем со старшими (даже если последние относятся к тому же полу, расе, религии и общине, что и сам подросток). На этой стадии тесно связаны дружба и сексуальность. Так, у подростка "хороших друзей" обычно меньше, чем в любом другом возрасте (не более 5), но среди них больше представителей другого пола
Зрелость.
Происходит развитие познавательной сферы, освоение новых социальных ролей (субъекта деятельности, родителя, начальника, пенсионера и т.д.). Объем социальных контактов в это время значительно варьирует. Так, обычно больше всего друзей у молодых взрослых людей, состоящих в браке (в среднем - 7 чел.). Они подбираются по сходству вкусов, интересов и склада личности, взаимности в помощи и обмене откровенностями, совместимости на основе взаимного удовольствия, извлекаемого из общества друг друга, удобству общения в географическом отношении, взаимному уважению. В расцвете зрелости приоритеты отдаются деятельности, направленной на достижение поставленных жизненных целей; поддерживаются только самые прочные связи. Число друзей снижается до 5 и менее.
В старческом возрасте баланс "социальное-биологическое», сдвигается в сторону биологического. Нужно отметить все усиливающуюся ретардацию старения – отодвигание собственно старческого возраста, то есть сохранение продуктивного периода вплоть до смерти. С приходом старости и в связи с драматическими событиями, дружеские связи укрепляются, особенно, когда друзья оказываются в сходной ситуации. Среднее число друзей у человека, ушедшего на покой, составляет 6 чел.
2.
Молодежь как социально- демографическая
группа.
2.1.
Молодежь (демографическая
характеристика)
Нижняя возрастная граница определяется, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек может заниматься трудовой деятельностью (период выбора учиться или работать). Верхняя граница определяется достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности (создание семьи, рождение детей).
В этот период человек проживает важный этап семейной и внесемейной социализации.
Социализация - это процесс становления личности, обучения, усвоения ценностей, норм, установок образцов поведения, принятых в данном обществе. У молодежи есть особые черты, которые характеризуют её как самостоятельную социально-демографическую группу.
По данным переписи населения 1989г. молодежи от 14 до 30 лет в РФ насчитывается 34,4 млн. человек, или 23,4%. За 10 лет (с 1979г.) численность молодежи сократилась на;.8 млн. человек и эта тенденция развивается.
С 1989 по 1999 годы численность продолжала сокращаться. По современным данным численность давно упала ниже 30 млн. человек, точных данных привести невозможно, так как различные источники указывают различные цифры.
Современную численность молодежи покажет перепись населения, которую собираются провести.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к "старению" молодежи: увеличилась доля 25-29 летних.
Молодежь
составляет 41% населения России в
трудоспособном возрасте. В народном
хозяйстве заняты 22,3 млн. молодых
людей. Однако доля молодежи среди занятых
в народном хозяйстве постоянно
снижается, особенно среди рабочих
промышленности, строительства и транспорта.
В связи со структурными изменениями,
происходящими в экономике, растет доля
молодежи в непроизводственной сфере.
А это требует внесения изменений в структуре
ее трудовой подготовки и переподготовки.
Численность молодежи на селе за 10 лет
сократилась на 25% и составляет лишь около
9% сельского населения России.
2. Молодежь как социально-демографическая группа………………………................6
2.1. Молодежь (демографическая характеристика)…………………………………….6
2.2 Молодежные субкультуры…………………………………………………...............7
2.3. Проблемы молодежи………………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………....13
Литература……………………………
Класс: 10
Раздел программы: Социальная сфера.
Тема: «Социальное развитие и молодежь».
Цели урока :
Образовательная - изучить понятие «молодежь»; выявить социальные проблемы молодежи в современном обществе; продолжить формирование собственных оценочных суждений о современной молодёжи на основе собственного опыта, сопоставления источников и их интерпретации.
Развивающая цель - в рамках данного урока продолжается формирование
умений: сравнительного анализа процессов и явлений, соотнесения теоретических обобщений и реальных процессов, аргументированного высказывания своего мнения.
Воспитательная цель - помочь выработать своё собственное социальное поведение,
направленное на успешное решение личностных или общественных проблем.
Основные понятия:
молодежь;
социальная сфера.
Форма обучения : фронтальная, групповая.
Приемы обучения : объяснительно-побуждающий, проблемно-деятельностный.
Оборудование: компьютеры, проектор, раздаточный материал (Приложение I).
Литература:
Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. – М.: «Просвещение», 2010.
Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание в схемах и таблицах. – М.: «Эксмо», 2012.
Стадия вызова (5 мин).
Стадия осмысления (15 мин).
Стадия рефлексии (8 мин).
Инструктаж домашнего задания (2 мин).
Стадия вызова (5 мин).
умей слушать и слышать;
каждое мнение важно.
Сегодня мы постараемся ответить на вопрос Базарова в течение урока и понять актуален ли он сегодня.
Как вы считаете, о чем пойдет речь на уроке?
Правильно сегодня мы поговорим о теме «Социальное развитие и молодежь».
Давайте откроем тетради и запишем число и тему сегодняшнего урока.
Стадия осмысления (15 мин).
Что такое молодёжь в вашем понимании?
А теперь попробуйте сформулировать из предложенных вами слов определение термина «молодёжь».
Запишите определение термина «молодежь» в тетрадь, которые вы видите на доске.
Предположите возрастные рамки молодежи уставлены в нашей стране?
Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило:
младшая группа: подростки 14 - 15 лет. Находятся на иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак);
средняя группа: молодежь 16 -24 года. Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей;
старшая группа: молодые взрослые 25-35 лет. Это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт.
Запишите возрастные рамки молодежи в тетрадь (младшая возрастная группа - 14-15 лет, средняя - 16-24, старшая - 25-35 лет).
Мы с вами находимся на одной лестнице, которая ведет в дом – во взрослую жизнь.
Каково ваше представление о «взрослости»? (Это самостоятельность, трудовая деятельность и др.)
А к какой сфере все это можно отнести? (К социальной; допускается перечисление всех сфер жизнедеятельности человека.)
Молодежь является социальной группой, члены которой имеют общие цели, интересы и проблемы.
А что порождает социальные проблемы? (Неустойчивое будущее. Возможны различные варианты.)
Обратите свое внимание на доску. Вам предстоит в группах заполнить схему, которая выглядит в виде рыбных костей, в голове написана проблема (социальные проблемы молодежи порождают неустойчивое будущее ), которую предстоит решить совместно, в группах. На «костях» вы запишите причины и факты, которые найдете в текстах находящихся в файлах ноутбуков (Приложение I I), также можно использовать для выявления причин и фактов примеры из жизни. В хвосте рыбы напишите вывод, который сформулируете совместно в группе. В процессе работы разрешается меняться местами внутри группы и консультироваться с учителем. По окончанию заполнения схемы, представитель от группы раскрывает записанные на ватмане причины и факты социальных проблем молодежи, которые для вас являются важными на сегодняшний день и пути решения основной проблемы, прописанной в схеме.
Стадия рефлексии (6 мин).
Постановка домашнего задания (2 мин)
Домашнее задание.
Выделить общие черты и различия таких социальных групп как молодежь и взрослые.
РАЗЛИЧИЯ |
||
МОЛОДЁЖЬ |
ВЗРОСЛЫЕ |
|
… |
… |
|
2. |
… |
… |
3. |
… |
… |
ЭССЕ: «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. В. Гоголь)
Приложение I I
Молодёжь в современном мире
Согласно данным Всемирного доклада о положении молодёжи за 2005 год, количество молодых людей (лиц в возрасте от 15 до 24 лет) в мире выросло с 1,02 миллиарда человек (в 1995 г.) до 1,15 миллиарда человек (в 2005 г.). В настоящий момент молодые люди составляют 18 процентов населения мира. В настоящее время 10 миллионов молодых людей живут с ВИЧ/СПИДом. Хотя нынешнее поколение молодёжи является наиболее образованным за всю предыдущую историю человечества, сегодня 113 миллионов детей не посещают школу - цифра, вполне сопоставимая со 130-миллионной группой неграмотных молодых людей современного мира.
Молодёжь как особая социальная группа
Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. Сегодня многие молодые люди активно занимаются спортом и стремятся вести здоровый образ жизни, что является для них идеалом. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.
Немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947) определил, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).
Молодёжь, по мнению Мангейма, выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни; эта функция имеет своим важным элементом неполную включенность в статус общества. Этот параметр универсален и не ограничен ни местом, ни временем. Решающим фактором, который определяет возраст половой зрелости, является то, что в этом возрасте молодёжь вступает в общественную жизнь и в современном обществе впервые сталкивается с миром, в котором нужно постоянно доказывать, что ты лучший, что ты справляешься не хуже других, и планка постоянно только растет.
Молодёжь, по мысли Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, но она готова к любому начинанию.
Молодёжь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодёжный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, стиляги в СССР и постсоветском пространстве - неформалы.
Молодёжь и политика
Результаты некоторых исследований показывают, что молодёжь в целом аполитична. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой. При этом политика интересуется молодёжью достаточно интенсивно, особенно в период выборных кампаний. В периоды между выборами политическая активность молодёжи, как правило, снижается. Только 2,7 процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций. Вместе с тем за последние годы возросло число молодежных политических организаций:Молодёжное движение «Наши», «Молодая гвардия Единой России», которые наряду с возрождёнными в начале 90-х годов молодежными коммунистмическими организациями и молодёжным крылом» ЛДПР составляют пёструю палитру ярких и шумных политических молодёжных структур. Их деятельность зачастую сводится к акциям, ориентированных на привлечение внимания СМИ.
В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент 35 процентов молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51 процент одобрили бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.
Молодёжь и идеалы
По данным исследования Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) молодые люди в возрасте 18-24 лет считают кумирами современной российской молодёжи поп- и рок-звёзд, представителей «золотой» молодёжи (52 %), успешных бизнесменов, олигархов (42 %), спортсменов (37 %). Президент В. В. Путин является кумиром 14 % российской молодёжи.
Абсолютное большинство опрашиваемых, которые считают, что здоровый образ жизни зависит скорее от собственных усилий самого человека исходят из того, что превращение России в страну здорового образа жизни состоится лишь когда-нибудь в далёком будущем (65,9 %). Симптоматично для современной России то, что количество респондентов, в принципе не верящих в то, что Россия станет страной здорового образа жизни (22,4 %) почти в два раза превышает ту часть опрашиваемых, которые ответили на этот вопрос - «да, и довольно скоро».
Молодёжь и социально-экономическая ситуация
В Российской Федерации высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет (6,4%).
Начиная с 90-х годов прошлого века число молодых пар, которые проживали без юридического оформления брака, увеличилось до 3 миллионов, что привело к реальному росту внебрачных детей и увеличению количества неполных семей.
Одной из наиболее острых проблем, которая встаёт перед молодёжью и обществом, является жилищное обеспечение. Проблемы, вызванные старением жилого фонда и неразвитостью форм найма жилья, провоцируют рост цен и арендной платы за жильё в Российской Федерации. Процентные ставки по ипотечным кредитам остаются недоступными для молодых людей.
Молодежь является большой социально- демографической группой, которая объединяет в себе индивидов на основе социально- психологических, возрастных, экономических характеристик.
Молодежь в современном обществе
С психологической точки зрения молодость является периодом формирования самосознания, устойчивой системы ценностей, а также социального статуса. Молодежь представляет самую ценную, и одновременно самую проблематичную часть общества.
Ценность молодого поколения заключается в том, что как правило, его представители обладают повышенной целеустремленностью, способностью усваивать большие объемы информации, оригинальностью и критичностью мышления.
Однако эти достоинства порождают определенную проблематику реализации и существования молодежи в обществе. Так критичность мышления зачастую направлено не на поиск истины, а на безапелляционное отторжение уже существующих норм и догматов, которыми руководствуются другие члены общества.
Для современной молодежи также характерны новые негативные качества, которые отсутствовали у их предшественников, в частности, отрешенность от окружающего мира, нежелание работать, повышенный негативизм.
Молодежь как социальная группа
Зачастую под понятием «молодежь» подразумевают большую социальную группы, которая состоит из лиц от 16 до 25 лет. Границы молодежного возраста могут быть подвижными: так в развитых странах в молодежную группу входят люди в возрасте 14-30 лет.
На эту социальную группу оказывают влияние такие социальные институты как школа, ВУЗ, семья, трудовой коллектив, стихийные группы и средства массовой информации.
Развитие социальных ролей в юношеском возрасте
В юношеском возрасте каждый человек сталкивается с необходимостью смены социальной роли. Зачастую первая семена социальной роли происходит в момент окончания школы: школьник приобретает статус студента.
Следует отметить, что до этого времени школьник уже занимает определенные социальные позиции (дочь, сын сестра, брат). В дальнейшим при их сохранений, в юношеском возрасте приобретается статус работник.
Как показывает статистика, на сегодняшний день многие подростки приобретают статус работника раньше, нежели статус студента. Это является причиной нестабильной экономической ситуации.
Молодежная субкультура
Молодежная субкультура – часть культуры общества, члены которой отличаются своим поведением от подавляющего большинства, и как правило являются представителями молодежи.
Молодежная субкультура – широкое понятие, которое включает в себя множество культур, имеющих собственную систему ценностей манеры поведения. Молодежные субкультуры формируются под воздействием социально-экономических изменений.
Р е ф е р а т
на тему: «Социальные проблемы молодежи и способы их решения»
ВВЕДЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Молодежь - это не только будущее, она «живое настоящее», и важно понять, насколько уже сегодня молодое поколение определяет содержание и характер будущего, насколько несет в себе «дух нового времени».
Вопросы формирования и реализации государственной молодёжной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества.
Однако трудности экономических реформ в России особенно ударили именно по молодёжи. Лишь небольшая её часть сумела найти своё место в рыночных условиях, основной же массе пока не удаётся адаптироваться к нынешней ситуации. Происходит понижение социального статуса молодёжи, сужаются возможности её доступа к образованию и культурным ценностям, растёт безработица
Целью данной работы является изучение социальных проблем молодежи и способов их решения.
Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи:
Характеристика молодежи как особой социально-демографической группы;
Рассмотрение социальных проблем молодежи;
Описание способов и путей решения социальных проблем молодежи.
1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики является одним из принципов этой политики. Молодежь - важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать:
Во-первых, путь жизненного становления молодого человека;
Во-вторых, включение его в систему общественных отношений;
В-третьих, его жизнедеятельность как гражданина.
В стратегическом плане государственная молодежная политика должна выйти на более высокий уровень исходных принципов, чем те, которые применяются в современной России.
В качестве исходных принципов следует признать четыре нижеследующих положения.
1. Принцип ответственности. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение полученного наследия..
2. Принцип преемственности. Государственная молодежная политика не может зависеть от организационных перемен в системе управления государством. Принятые стратегические направления государственной молодежной политики не должны пересматриваться чаще, чем раз в 10-15 лет (мировой опыт показывает, что замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления).
3. Принцип приоритетности. Меры в области государственной молодежной политики разрабатываются и осуществляются в качестве приоритетных в деятельности государства по обеспечению социально-экономического и культурного развития России. Стратегическая сторона этого принципа состоит в признании высокой эффективности инвестиций в молодежь..
4. Принцип участия. Молодежь - не только объект воспитания и образования, но и сознательных участник социальных преобразований. Поддержка организованных форм молодежного движения в этом смысле является не только актуальной задачей, но и перспективным направлением деятельности органов государственной власти, преследующей цели самореализации молодежи в российском обществе, что невозможно без ее реального участия в реформах.
Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства. Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Молодежь несет особую ответственность за сохранение и развитие своей страны, за преемственность исторического и культурного наследия, за возрождение своего Отечества.
Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.
Субъектами реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления, работодатели, общественные объединения, другие юридические и физические лица, осуществляющие деятельность по созданию необходимых и достаточных условий для жизни молодежи, ее образования, воспитания и развития.
На муниципальном уровне:
Обеспечение выполнения нормативных правовых актов о молодежи;
Работа социальных служб для молодежи;
Реализация региональных программ «Молодежь» и разработанных на их основе муниципальных программ.
Социальная поддержка молодежи, молодой семьи;
Поддержка общественных инициатив и талантливой молодежи; организация занятости молодежи;
Противодействие распространению преступности и наркомании в молодежной среде;
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи; организация работы по месту жительства; развитие молодежного и детского самоуправления;
Информационное сопровождение реализации муниципальной молодежной политики; поддержка молодежного предпринимательства.
В деятельности структур по реализации государственной молодежной политики главное, основное внимание должно быть направлено на координацию деятельности всех государственных структур и на взаимодействие с социальными, политическими, общественными образованиями по работе с молодежью, в реализации молодежной политики российского общества. Разрозненность этих действий не позволяет в единстве и целенаправленно реализовывать государственную молодежную политику, направлять в единое русло усилия и возможности многочисленных государственных и общегосударственных структур, имеющих отношение к решению молодежных проблем.
Предстоит сосредоточить усилия на развитии инфраструктуры молодежной политики, в первую очередь на муниципальном уровне, укреплять материально-техническую базу органов по делам молодежи и их учреждений.
Требуется более эффективная и комплексная кадровая политика, подключение кадровых работников к выполнению вновь разрабатываемых проектов, формирование соответствующих банков данных, учебно-методическое сопровождение профильных программ.
В связи с недостаточностью материально-технических и финансово-экономических средств, необходимо проводить политику разделения по механизмам в отношении:
Разных источников (бюджеты органов по делам молодежи; бюджеты отраслевых ведомств, бюджеты комплексных программ, бюджетные фонды, внебюджетные фонды, бюджеты разных уровней, межмуниципальные целевые финансовые пулы и т.д.),
Принципов финансирования (конкурсный; целевой),
Объектов финансирования (обеспечение программ и мероприятий; обеспечение функционирования отраслевых институтов государственной молодежной политики; прямое финансовое обеспечение молодежи (кредиты, дотации, гранты и т. д.)).
Критерии эффективности реализации программы зависят не только от итогов ее реализации, но и от решения всего комплекса экономических и социальных проблем молодежи. В этой связи целесообразно поставить вопрос о более конкретных показателях эффективности осуществления программы, которые более точно отразят итоги работы органов по делам молодежи.
Социальные проблемы молодежи - круг проблем социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы размыты и подвижны, но обычно их связывают с возрастом 14 – 30 лет. Современная молодежь как социальная группа характеризуется некоторыми общими чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма. Усиление ориентации на общение лишь внутри данной возрастной категории приводит к образованию молодежной субкультуры с ее специфической системой ценностей труда, потребления, досуга. Основные социальные проблемы молодежи связанны с «жизненным стартом» - с получением образования, началом трудовой жизни, формированием семьи, профессиональным ростом и продвижением. В современных условиях они обострились из-за ускорения темпов развития, несовпадения зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом в связи с ростом продолжительности учебы.
В советском обществознании преобладала трактовка молодежи как монолитного целого. И тому были основания. В процессе строительства социалистического общества была создана система ценностей, политических и нравственных ориентиров, идеалов и стереотипов поведения людей.
Высокие скорости политических, экономических и социальных изменений в 90-е годы оказали (и оказывают) противоречивое влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят более глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
Молодежь не редко сталкивается с серьезными проблемами в труде, учебе, личной жизни. Существуют проблемы выбора профессии, о чем свидетельствует тот факт, что значительное число выпускников не работает по избранной профессии. Ряд социальных проблем молодежи связан с досугом, общением, в том числе сексуальными отношениями, образованием семьи. Другой круг проблем связан у части молодежи с недостаточной материальной обеспеченностью (отсутствием собственного жилья, легальных возможностей дополнительных заработков).
Протекающие в нашей стране процессы преобразований всех сфер жизни общества открывают новые возможности для решения социальных проблем молодежи: более активное выдвижение и продвижение кадров молодежи, развитие различных форм трудовой деятельности, развитие социальной инфраструктуры, включение молодежи в процесс демократизации, рост числа самодеятельных объединений и неформальных групп – все это способствует повышению ее активности в решении собственных проблем.
Объективные исследования показывают, что молодежь страны страдает от бедствий и невзгод, сотрясающих Россию. Речь идет о высоком уровне безработицы, неполной занятости, росте молодежной преступности, увеличивающейся эмиграции среди молодых людей, росте употребления наркотиков и алкоголя, заболеваний туберкулезом (здесь можно говорить даже об эпидемиях), болезней, передающихся половым путем, включая СПИД, о высоком уровне смертности среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (в связи с различными факторами риска), а также об отсутствии социальной инфраструктуры для молодежи, включая жилье, возможность получить образование, здравоохранение. Кроме того, не создана инфраструктура, позволяющая принять участие в модернизации, в том числе доступ к Интернету. Хотя глобализация и иммиграция предполагают высокий уровень толерантности в обществе, факты свидетельствуют об обратном: молодежь проявляет нетерпимость и ксенофобию к представителям других народов. Согласно проведенному анализу, 35% молодых людей (в возрасте от 18 до 35 лет) обнаруживают резко отрицательное отношение к этническим меньшинствам, 51% поддерживает идею изгнания определенных этнических групп из российских регионов .
В целом, имеющиеся факты позволяют сделать вывод о том, что в РФ растет асоциальное, аполитичное, нездоровое, часто нарушающее закон, недовольное жизнью поколение молодых людей, которым выпала участь строить будущую Россию .
Понятие «переход к самоорганизованному обществу» дает возможность осознать, какие уроки мы извлекли из развала Советского Союза, а что упустили. С одной стороны, оно помогает понять тот факт, что диктат советского образа жизни контрпродуктивен, особенно в сфере формирования молодежной политики. Похоже, что оно также отражает нечто гораздо большее - а именно - понимание того, что применение централизованного подхода по типу «сверху вниз» к социальным и экономическим процессам в современном мире обречено на неудачу. И, напротив, в условиях глобализации, с ее огромными трансграничными потоками и неолиберальными аргументами, адаптивные формы организации представляются надгосударственными и достаточно гибкими, демонстрируя высокую степень автономии и способность быстро приспосабливаться к меняющейся ситуации и общественным потребностям. По этим причинам «самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие должны стать основой общества будущего», как того требуют новейшие политические директивы. С другой стороны, в переходный период существует настоятельная потребность в тщательной подготовке почвы для создания такого самоорганизованного общества, то есть необходимо «сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях» .
Положительным моментом в демографической ситуации является прогнозируемый рост количества молодых людей .
Результаты социологического исследования показали, что для молодежи в значительной мере важно получение качественного образования, повышение квалификации. В подтверждение данных показателей ежегодно более 70 % выпускников общеобразовательных учебных заведений республики продолжают образование в высших и средних учебных заведениях страны и за рубежом. Сегодня 24567 молодых людей являются учащимися и студентами начальных, средних и высших профессиональных учебных заведений Российской Федерации, что составляет 24 % от общего количества молодежи республики (104152 чел.) .
Молодежь больше, чем остальные категории населения, испытывает социальную дискриминацию. В результате молодые люди не видят для себя перспектив служебного и профессионального роста в рамках своего предприятия . Особенно молодые люди, работающие на агропромышленных предприятиях, служащие, инженерно-технические работники, управленцы и т.д. В различных отраслях работает лишь 32 тыс. молодежи от 16 до 30 лет.
При формировании и реализации региональной государственной молодежной политики необходимо различать:
а) особенности ресурсов, не поддающихся регулированию в рамках осуществления государственной молодежной политики (природная среда, наличие/отсутствие социальной солидарности в российский обществе, экономический, социальный, духовный подъем/спад в масштабах страны, фактор глобализации);
б) особенности управляемых ресурсов (возможности правового закрепления решений, бюджетные средства субъекта Российской Федерации и привлекаемые средства, подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров на местах, научное и методическое сопровождение избранного курса региональной государственной молодежной политики, а также - в пределах компетенции органов государственной власти регионов - корректировка планов социально-экономического развития региона, мероприятий в области образования, здравоохранения, трудоустройства, жилищного строительства, культурного развития, социального обеспечения);
в) особенности, характеризующие молодежь как объект и субъект социального развития региона (уровень образования, занятость в решающих сферах производства, науки, культуры, готовность связать свои жизненные планы с данным регионом) .
Эти особенности предопределяют различение факторов региональной государственной молодежной политики, требующих адаптационных или инновационных стратегий действия как государственных органов, так и структур гражданского общества.
2. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Механизмы и технологии реализации государственной молодежной политики представляют собой несколько основных блоков:
Программный механизм: федеральные, межрегиональные, региональные и местные целевые программы в указанной области.
Информационный механизм: управление данными статистической отчетности, данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.
Организационный механизм: структурное управление государственной молодежной политикой, вертикальное и горизонтальное управление в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управление системой подведомственных организаций.
Политический механизм: разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.
Экономический механизм: система финансирования государственной молодежной политики, в том числе система внебюджетного финансирования.
Следует отметить, что анализ функционирования данных механизмов позволит определить критерии эффективности реализации государственной молодежной политики.
Приоритетным направлением реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является осуществление федеральных, межрегиональных, региональных и местных целевых программ в указанной области.
Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом рекомендаций всероссийского конгресса молодежи, предложений молодежных, детских общественных объединений, молодых граждан.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут разрабатывать с участием молодежных, детских общественных объединений, программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятия по ее реализации.
Финансирование федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий по их реализации осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий, направленных на поддержку молодежи, осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации, соответствующими программами (проектами) поддержки предпринимательской деятельности молодых граждан и программами содействия обеспечению занятости населения, другими федеральными, межрегиональными, региональными, местными целевыми программами в данных областях, государственными контрактами на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, договорами на исполнение муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для молодежи, а также за счет средств фондов поддержки молодежного предпринимательства, если такие фонды сформированы в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование региональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Информационное обеспечение предполагает использование данных государственной статистики, данных социологических мониторинговых исследований проблем молодежи, данных государственных федеральных и региональных докладов о положение молодежи в Российской Федерации с целью организации информационно-просветительской деятельности по пропаганде государственной молодежной политики через средства массовой информации.
Организационный механизм предполагает разработку системы структурного управления государственной молодежной политикой, вертикального и горизонтального управления в системе исполнительной власти всех уровней, в том числе управления системой подведомственных организаций и учреждений.
Кроме того, организационный механизм предполагает разработку моделей и методов межведомственного взаимодействия по вопросам государственной молодежной политики.
Основным инструментом политического механизма государственной молодежной политики является разработка и принятие соответствующей законодательной и нормативно-методической базы через законодательные органы государственной власти всех уровней.
Также важным инструментом политической составляющей государственной молодежной политики является взаимодействие отделов по делам молодежи (ОДМ) с политическими и общественными организациями в плане содействия поддержке общественных инициатив, направленных на развитие творческого, интеллектуального, репродуктивного и экономического потенциала молодежи, в том числе в вопросах финансового обеспечения государственной молодежной политики. Следует исходить из того, государство, определяя молодежную политику, как государственную, выступает основным вкладчиком и координатором данного курса, но в тоже время, не мыслит реализацию обозначенной стратегии без поддержки как общества в целом, так и самой молодежи.
Государственная молодежная политика является одним из направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления с целью создания правовых, экономических, социальных, культурных, организационных условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодых граждан в интересах всего народа.
Государственная молодежная политика осуществляется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями различных форм собственности, общественными объединениями, гражданами в сотрудничестве с молодежью, путем разработки и реализации мер в области государственной молодежной политики .
Все возрастные группы молодежи нуждаются в активной, целенаправленной заботе и поддержке. Если младшие возрастные группы - старшеклассники школ, учащиеся профессиональных училищ, студенты (с 14 до 22 лет) защищены семьей, учреждениями образования, то старшие возрастные группы - молодые специалисты или те, кто начал самостоятельно трудиться, безработная молодежь - остаются один на один с работодателем и проблемой безработицы. Большая часть молодежи считает, что поддержка со стороны государственных органов слабая, недостаточная.
Можно отметить недостаточность предпринятых мер в области правовых реформ с целью приведения национального и регионального законодательства в соответствие с положениями ООН. Законы принимались с большим опозданием и государство не сумело создать необходимые структурные институты, адекватные происходящим переменам, и обеспечить эффективную поддержку молодого поколения в кризисных условиях.
С уходом с исторической арены таких общественных организаций, как КПСС, ВЛКСМ, проблемы молодого поколения решались вне общественной структуры.
Меры по реализации государственной молодёжной политики можно свести к трём группам: экономическим, административно-юридическим, идеологическим. Тем не менее, весь комплекс вышеуказанных мероприятий носил адресный, т.е. выборочный характер и большинство молодёжи оставалось вне поля внимания государства и общества.
В реализацию политики в отношении молодёжи практически включены все министерства, ведомства, учреждения исполнительных органов власти и местного самоуправления. Главным «механизмом участия» в решении проблем молодёжи является реализация ими социальных программ, включение в них подпрограмм, разделов по работе с молодёжью и форм социальной жизнедеятельности молодёжи, включая заботы об их здоровье, воспитании, развитии.
Таким образом, реализация государственной молодёжной политики является важным элементом социальной политики в отношении подрастающего поколения. Однако необходимо признать, что молодёжная политика во многом нуждается в корректировке с учётом изменений, происходящих в стране в целом, и прежде всего в области социальной защиты молодёжи, трудоустройства и занятости, молодёжного предпринимательства, семейной политики и т.д.
молодежь политика социальный
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное общество должно осознать и открыть для себя молодежь как субъекта истории, как исключительно важный фактор перемен, как носителя новых идей и программ, как социальную ценность особого рода. Без фундаментального переосмысления роли молодежи в социально-экономических и политических процессах, без переворота в сознании по поводу феномена молодежи человечество не сможет прогрессировать, прорваться к новым высотам цивилизации. Особенно важна в этом роль молодежных объединений - организованных форм выражения мнений и стремлений молодежи. Необходима современная, отвечающая запросам XXI века, концепция молодежи, концепция молодежной политики.
Радикальный переход России к рыночной системе с неизбежностью повлек за собой глубокие изменения в экономической, политической структуре и во всём социальном пространстве, что затронуло все стороны жизни молодёжи. Устойчивость молодого поколения в социально-политическом пространстве общества обусловлена тем, что историческое и социальное развитие общества воспринимается молодёжью опосредованно, через отражение опыта предыдущих поколений. Однако на сегодняшний день преемственность поколений значительно деформирована и нарушена.
Процесс воспитания помимо того осложняется тем, что в ситуации быстрых перемен очень сложно спрогнозировать, какие ценности и стандарты поведения могут обеспечить адекватность социального поведения на ближайшее будущее.
Молодёжная политика непосредственно связана с утвердившейся системой социального управления, её приоритетами и механизмами. В современных условиях трансформации российского общества всё более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения.
Механизм управления молодёжной политикой не должен строиться путём изменений только управляющих структур государства, он не будет эффективным, если будут созданы только его государственные элементы, как бы идеально они не выстраивались. Необходимо обеспечивать взаимодействие всех структур, формирующих и реализующих государственную и общественную молодёжную политику.
1. Звоновский, В. Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с. 52-56.
2. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – 420 с.
3. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 87-90.
4. Першуткин, С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосибирск: СибАГС, 1995.
ирский Государственный университет. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.
5. Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» от 18 декабря 2006г. № 1760-п. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://mon.gov.ru/press/news/3318/
6. Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.
7. Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.
8. Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001–2005 годы)».
9. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004. – 368 с.
Чередниченко Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути. Санкт-Петербург: Российский христианский гуманитарный институт, 2004.
Левикова, С. И. Молодежная субкультура: учеб. пособие / С. И. Левикова. - Москва: Гранд: Фаир-пресс, 2004. – С. 32.
Проект «Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации» .
Социальная политика государства / науч. рук. Н.Д. Вавилина; отв. ред. О.В. Кузьмен. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 635 с.
Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности (круглый стол)// СоцИс. – 2003. - № 5. – С. 89.
Першуткин С.Н. Транзитный социум: Молодежная политика и социализация: Монография/ Новосиб. Гос. ун-т. – Новосибирск, 2005. – С. 209-230.
Звоновский В., Политика в пространстве жизненных интересов молодежи//Вестник общественного мнения. 2007, № 1, с.54.
Социальная политика: учебник / под ред. Н.А. Волгина. – М., 2002. – С.150–164.