Как появляется бабочка для детей. Рассказываем детям о бабочках
Тип проекта:
По доминирующему методу: информационно- творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: краткосрочный.
Участники проекта: р одители, дети, воспитатели.
Актуальность проекта .
Планета Земля - наш общий дом. Человек и природа - одно целое, неделимое. Человек не может без природы, в ней есть все необходимое для жизни. Поэтому каждый человек, который живет на Земле, должен заботливо и бережно относится к своему дому, сохраняя и оберегая его ценности и богатства. Этому надо приучать детей с раннего детства. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Цель: Углубление экологических знаний у детей, воспитание у них гуманного отношения к природе, формирование чувства сопричастности ко всему живому на Земле.
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его значимостью для всего живого на планете;
- Вовлекать в природоохранительную деятельность;
- Формировать навыки исследовательской деятельности;
- Развивать умения и навыки использования бросового материала.
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать и анализировать;
- Знакомить с лекарственными травами нашего края;
- Развивать умения и навыки экологически безопасного для природы поведения;
- Развивать воображение, мышление;
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках, поделках;
- Развивать музыкальный слух.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому;
- Воспитывать бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом.
Предполагаемый результат:
- У детей сформируется чувство сопереживания, возникнут добрые чувства к природе, углубятся знания о необходимости сохранности и преумножения богатства родной планеты Земля.
Стратегия реализации проекта «Земля- наш общий дом»
Этапы/сроки | Содержание работы |
Подготовительный | 1. Документально-организационная работа:
|
Практический (основной) |
Работа с детьми
Аппликация «Эмблема к Дню Земли», Создание макета «Животные и растения разных континентов», Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
Работа с родителями
|
Итоговый |
|
Паспорт проекта «Земля- наш общий дом!»
Д/н | Содержание деятельности | Интеграция образова-тельных областей | Задачи | Участники деятель-ности | Продукт деятель-ности |
10.04.17. понедельник | 1. Тематическое занятие: «Земля- наш общий дом» (с использованием ИКТ)
2. Чтение х/л Я. Драгунский «Земля» 3. Прослушивание П.И.Чайковский «Времена года» |
Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество. | Формировать представления о том, что планета Земля - большой общий дом, Землю нужно беречь. Развивать познавательные способности детей. Способствовать развитию нравственных качеств характера. Воспитывать чувство восхищения родной планетой, чувство принадлежности к сообществу землян. Развивать творческие способности в художественной, музыкальной деятельности. | Дети
Воспитатели |
Творческие работы детей на тему: «Планета Земля глазами детей» |
11.04.17. вторник | 1. Тематическое занятие: «История праздника «День Земли»
2. Игры с песком «Панорама родного поселка» 3. Папка-передвижка «Планета земля» |
Коммуникация, здоровье, социализация, музыка, художественное творчество | Дети
Воспитатели |
Эмблема к «Дню Земли» | |
12.04.17. среда | 1. Беседа «Мы все жители планеты Земля»
2. Д/и «Где, что растет?» 3. Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце!» |
Коммуникация, социализация, музыка, художественное творчество. | Обобщить у детей представления о том, что все люди не похожи друг на друга, но все равны. Воспитывать чувство принадлежности к сообществу землян. Формировать навык коллективной работы. Вызвать эмоциональную отзывчивость при прослушивании песни «Пусть всегда будет солнце» | Дети
Воспитатели Инстрктор ФИЗО |
Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце!»
Спортивное развлечение, посвященое Дню Космонавтики |
13.04.17. четверг | 1. Рассматривание альбомов «Животные разных стран», «Атлас земли», плакатов «Берегите природу!»
2. Д/и «Кто, где живет?» 3. П/и «К названному дереву беги» |
Коммуникация, здоровье, социализация, художественное творчество. | Закрепить у детей представления о разнообразии животного и растительного мира Земли. Воспитывать бережное отношение к природе. | Дети
Воспитатели |
Макет «Животные разных континентов» |
14.04.17. пятница | 1. Беседа «В мире редких растений. Знакомство с красной книгой»
2. Чтение х/л В. Танасийчук «Взрыв без шума», «Кислый дождь» 3. Д/и «Лето в музыке» |
Социализация, коммуникация, здоровье, безопасность. | Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни. | Дети
Воспитатели |
Картотека игр |
17.04.17. понедельник | 1. Чтение х/л
Ф. Тютчев. «Весенние воды Е. Пермяк «Для чего руки нужны». И. Токмакова «Деревья в стихах». В. Степанов «Птицы в стихах Ф. Тютчев «Весенняя гроза 2. Д/и «Вершки, корешки» 3. Акция «Очистим детский сад от мусора» |
Коммуникация, социализация, художественное творчество, театральная деятельность. | Учить замечать красоту, чудеса природы, восхищаться ею на примере художественных произведений. | Дети
Воспитатели |
Творческие работы детей «Деревья, растения и дождь» |
18.04.17. вторник | 1. Акция «Украсим Землю цветами!»
2. Прослушивание звуков природы 3. Чтение х/л Т.А.Шарыгина «Родник» 4. Экспериментирование с водой. Игра «Утонет- не утонет?», «Растворится- не растворится» |
Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями своего ближайшего окружения. | Дети
Воспитатели Родители |
Посадка рассады для клумб | |
19.04.17. среда | 1. Анкетирование родителей
2. Памятка для родителей «Берегите Землю!»; 3. П/и «Солнышко и дождик» 4. Чтение х/л В. Бианки «Лесная газета» |
Дети
Воспитатели Родители |
|||
20.04.17. четверг | 1. Обсуждение проблемных ситуаций «Мы- друзья природы»
2. Экологические знаки |
Коммуникация, социализация. | Учить детей рассуждать, находить выход из проблемных ситуаций. Воспитывать чувство ответственности за окружающую природу. | Дети
Воспитатели |
Выставка рисунков «Экологические знаки» |
21.04.17. пятница | 1. Беседа «Хорошо там, где не мусорят»
2. Выставка совместного творчества «Мусорная фантазия» |
Способствовать сплочению коллектива детей и родителей. Повысить уровень экологической культуры у детей и родителей. | Дети
Воспитатели Родители |
Оформление выставки |
Весной, как только пригреет солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Бабочки - одни из самых красивых насекомых, появление которых напоминает нам о наступившей весне и предстоящем долгожданном лете.
Бабочки - насекомые с полным превращением, так как личинка (гусеница) полностью отличается от взрослой особи. Их жизненный цикл состоит из 4 стадий: яйцо, личинка (гусеница), куколка и взрослое насекомое.
Перед тем как начать размножаться, бабочки должны найти партнера своего вида. После спаривания самка бабочки должна выполнить свою основную жизненную функцию и отложить яйца. Из яиц появляются личинки - гусеницы. Они активно питаются, растут и накапливают вещества на следующие превращения. Гусеницы имеют грызущий ротовой аппарат и, в большинстве, питаются листьями различных растений. Гусеницы быстро растут. Постепенно наружные покровы (кутикулы) личинки становятся для нее слишком тесны, и их необходимо сменить. Происходит линька, которой предшествует период роста. У большинства личинок их бывает 5 или даже больше. При последней линьке гусеница превращается в куколку.
Стадия куколки длится несколько дней, у некоторых видов - до трех лет. Продолжительность стадии куколки во многом зависит от внешних условий - температуры и влажности. Когда куколка лопается, из нее выходит бабочка. Появившись на свет, она первым делом ищет место, где можно свободно расправить крылья. Затем бабочка сушит их в течение нескольких часов. Постепенно крылья теряют эластичность и крепнут. Теперь можно совершать первый полет. Большинство бабочек появляется из куколок ранним утром, когда еще не жарко и воздух влажен от росы. Распрямлять и сушить крылья в это время гораздо лучше, чем в полдень, когда палит солнце. Когда бабочка готова к полету, она устремляется на поиски партнера. После спаривания самка откладывает яйца, и жизненный цикл повторяется с самого начала.
Почти у всех бабочек обычно зимуют яйца, гусеницы или куколки, а у крапивницы и лимонницы - взрослые особи. Поэтому, как только станет достаточно тепло, мы их первыми и замечаем. Первой просыпается крапивница - яркая, пёстрая бабочка. Крылышки у нее ярко-оранжевые с черными и желтыми пятнышками. А вы знаете почему крапивницу так называют? Крапивницей она названа за то, что только её гусеницы могут есть жгучую крапиву.
Позднее, дней через десять после крапивницы, просыпается лимонница. Как вы думаете, почему ее так назвали? У этой бабочки крылышки желтого цвета, как лимон, поэтому ее так и назвали. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Чем питаются бабочки?
Одни бабочки питаются нектаром цветов, другие - соком деревьев и забродившим соком фруктов, третьи не против перекусить пометом и слезами животных, а так же грязью, чтобы восполнить недостаток минеральных солей после спаривания.
Любопытно, что существуют даже бабочки-"вампиры". Большинство калиптр обитает в тропиках Азии, где они пьют кровь буйволов.Интересно, что кровь пьют только самцы - так они получают вещества, необходимые для размножения. Cамки калиптры предпочитают сок фруктов.
Поделка из макарон "Жизненный цикл бабочки"
Для изготовления этой поделки из макарон своими руками вам потребуются макаронинки трех видов: спиралька (это будет гусеница), ракушка (= куколка) и макаронинка в форме бабочки (= взрослая особь). Яйцо заменит рисовое зернышко. Возьмите обычную бумажную тарелку, разделите ее на 4 сектора. На один сектор приклейте веточку с листочком, на который прикрепите рисовое зернышко. На 2-ой сектор - веточку с "проеденным" листочком и макаронинкой спиралькой - гусеницей. На 3-й сектор приклейте веточку с макаронинкой в форме ракушки (куколкой). На последний сектор приклейте макаронинку-бабочку и цветочек. Поделка из макарон готова!
Лия Соколова
Беседа «Удивительный мир бабочек»
Подготовка : Иллюстрации с изображением бабочек , энциклопедии : «Бабочки и мотыльки » , «Насекомые» , наборы цветной бумаги, ножницы, клей, ватман с изображением луга (поляны) для коллективной аппликации.
Ход : Загадка : Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
– Да, речь пойдёт сегодня о бабочках . Вы узнаете много интересного из жизни бабочек . Среди класса насекомых бабочки , пожалуй, самые привлекательные и необычные. Они могут быть разнообразных цветов и оттенков. Открыто более 170 000 тысяч видов бабочек .
– Какие же из них считаются самыми красивыми? Конечно же те, что живут в тропиках.
Например, Райский птицекрыл – бабочка почти неземной красоты, поэтому её и назвали «райской» . Она живёт только на одном острове в Тихом океане, в районе Новой Гвинеи. Её любимое место обитания – непроходимые тропические джунгли. К середине 60х годов ХХ века бабочка была уже почти истреблена, поэтому был принят закон, строго запрещающий ловить Райских птицекрылов.
Несмотря на то, что мы живём не в тропиках возможность полюбоваться необыкновенно красивыми бабочками есть и у нас .
Парусники – одни из самых красивых бабочек на свете . Название получили из-за длинных шпор, имеющихся на задних крыльях. У махаонов только по 1 шпоре на каждом заднем крыле и они считаются самыми большими бабочками , размах крыльев достигает до 20 см. Гусеницы парусников ярко окрашены и имеют сильно пахнущие выпуклости – осматерии – отпугивающие хищников. Гигантский парусник широко распространён на юге Америки. Он откладывает яйца на цитрусовых деревьях, в результате чего, его гусениц, пахнущих апельсинами, в народе прозвали «апельсиновыми собаками» . Похожие махаоны чёрно-синей окраски обитают и у нас, вы все их видели, а гусеницы ярко-зелёного цвета с чёрными точками на спинках пахнут укропом, т. к. им питаются.
Бабочки бывают дневными – летают днём, а ночью отсиживаются под листьями, в трещинках коры, под навесами домов, и ночными мотыльки, они делают всё наоборот, прячутся в светлое время суток, а ночью летают.
Жизненный цикл бабочек и мотыльков состоит из 4х стадий : яйцо, личинка-гусеница, куколка, взрослая бабочка . В большинстве случаев яйца откладываются на листьях служащих кормом для личинок. Как только крохотная личинка выходит из яйца, она начинает есть и расти. Многие личинки покрыты волосками, а некоторые с шипами – всё это для того, чтобы отпугивать хищников. Гусеница, обладая хорошим аппетитом, усиленно питается, растёт и после нескольких линек превращается в куколку, из которой уже и появляется бабочка . Рождаясь бабочка разламывает кокон . Сформировавшееся насекомое выбирается из оболочки при помощи влажных и слабых крыльев. Летать бабочка сможет лишь тогда , когда крылья подсохнут и окрепнут.
Крылья бабочек не только красивы – они гораздо сильнее, чем может показаться. Случается, что отдельные виды бабочек перелетают через весь континент преодолевая расстояние более 3 000 км, например : репейница, бражник. Крылья некоторых видов пронизаны кровеносными сосудами; кровь содержит особые химические вещества предохраняющие крылья от замерзания, если вдруг холодная погода застанет бабочек в пути .
Зрение у бабочки относительно неплохое, но важнее всего усики-антенны, являющиеся мощнейшими органами чувств. Усиками бабочки пользуются в поисках пищи и партнёра. «Присев на цветок отдохнуть бабочка раскатывает свой длинный хоботок, подобный язычку. Им она собирает нектар, находящийся в глубине цветка. Однако не только хоботок используется для вкуса, бабочка может попробовать листья на вкус посредством лапок, ощупав ими поверхность листа она понимает, пригоден ли он для откладывания яиц.
У бабочек и мотыльков нет лёгких, они дышат через сеть трубочек, называемых трахеями, открывая проход воздуху через отверстия, которые называются дыхальцами. Насчитывается две пары дыхалец на грудном отделе и от 6 до 8 пар на брюшке.
Казалось бы, жизнь бабочки абсолютно беззаботна. Однако у неё много врагов. Это и птицы, и ящерицы, и лягушки, и даже мелкие млекопитающие. Поэтому бабочкам приходится мастерски прятаться. Окраска крыльев некоторых бабочек имитирует разные объекты окружающей среды. Например : крылья индийской листовки Каллимы в сложенном виде не отличаются от сухого листа. Пёстрая коричневая и розовая окраска крыльев Бражника позволяет ему прекрасно маскироваться на древесной коре покрытой лишайником.
Некоторые мотыльки не только имеют крылья маскирующей окраски, но и принимают позу, усиливающую обман. Мотылёк из влажных лесов Амазонки напоминает обломанную веточку. Никакая птица не догадается, что это бабочка .
Но не одни прятки спасают бабочек . Яд – оружие посильнее. Ядовитые же бабочки , чьи гусеницы питаются ядовитыми растениями. Именно поэтому хищники не трогают геликонидов, да и сама яркая окраска бабочек говорит о том , что она ядовита. Некоторые австралийцы умеют отличать не ядовитых гусениц и едят их сырыми или жаренными, однако пытаться подражать им не следует!
А вот ещё один оборонительный приём. Эффект произведённый устрашающими глазчатыми пятнами, соответствует внешнему сходству с совой, что отпугивает потенциальных врагов. Название Мёртвая голова говорит само за себя. Узор напоминающий череп и перекрещенные кости, недостаточно устрашают, мотылёк, если его побеспокоить начинает громко пищать.
А сейчас я вам прочитаю легенду :
Давным-давно, около 5 тысяч лет назад китайская императрица Си-Лин сидела в своём саду под большим тутовым деревом и пила чай. Вдруг прямо в чашку сверху упала страшная гадость – кокон из паутины, сделанный гусеницей. Императрица поморщилась, взяла двумя пальчиками кончик паутины чтобы вынуть кокон из чашки. И вдруг он стал разматываться.
У Си-Лин в руках оказалась довольно длинная нить. Именно с этого момента началась история шёлка – ткани с необыкновенными свойствами. Эта ткань не так сильно промокала, как хлопок или шерсть. Рана, края которой были стянуты шёлковой нитью заживала быстрее. И всё это благодаря одной бабочке , которая называется Тутовый шелкопряд. Её гусеницы едят листья только тутового дерева. У гусеницы есть особая железа, с помощью которой она завивает кокон. Длина нити, полученной из 1 кокона достигает 1 км. Поскольку для получения шёлковой нити необходимо убить куколку и размотать её кокон, многие люди считают производство натурального шёлка жестокостью по отношению к природе и отказываются носить шёлковую одежду. Тем не менее шёлк – самая красивая, чрезвычайно мягкая на ощупь ткань.
Бабочки могут приносить не только пользу, но и вред. Непарный шелкопряд самый страшный вредитель лесов, садов и парков. Основной вред приносят гусеницы, которые питаются листьями деревьев. Они могут запросто лишить дерево листьев. У гусениц есть защитное приспособление. Тело покрыто бородавками, которые выделяют паутину. При опасности они падают вниз с ветки дерева и повисают на паутине., скрываясь от врага. Паутинки с гусеницами часто подхватываются ветром и уносятся порой на несколько километров, т. е. на не заражённое гусеницами место. Из-за этой неприятной особенности Непарного шелкопряда, охранять леса довольно трудно.
Яблоневая моль – также вредитель. Её гусеница повреждает яблоневые деревья. Весной она внедряется в набухшие почки, затем портит листья, захватывая ветки и покрывая их паутиной. В конце концов яблоня начинает болеть и может погибнуть. Эта бабочка живёт везде , где растут яблони. Единственное, чего она боится – это дождей.
Капустница или репница, одна из обычных бабочек . Вылупившиеся прожорливые гусеницы едят листья разных растений, но предпочитают капусту и запросто могут превратить плотный кочан в кружевной скелет.
Несмотря на то, что гусеницы некоторых бабочек приносят вред нашей природе, сами бабочки являются чрезвычайно ценными опылителями растений. Они переносят пыльцу, перелетая с цветка на цветок в поисках нектара, которым питаются. Однако многие бабочки становятся редкими в основном из-за уничтожения среды их обитания – вырубки лесов для строительства, и поэтому занесены в список исчезающих видов.
Экологи редкие виды бабочек сохраняют в специальных питомниках, где насекомым создаются благоприятные условия для размножения. Благодаря этому, и много лет спустя эти прелестные создания будут украшать собой нашу планету. Мы должны сделать всё возможное, чтобы сохранить в естественной среде обитания ныне существующие многообразные виды бабочек .
Закрепление
По очереди каждый ребёнок снимает со стенда ту бабочку которую он сделал (заранее из бумаги) и называет номер, написанный на брюшке бабочки . Под этим номером зачитывается вопрос по материалу беседы .
1. Как можно назвать всех бабочек и мотыльков одним словом? (насекомые или класс насекомых)
2. Самые красивые бабочки , где они живут? (Райский птицекрыл, парусники, тропические леса)
3. Какие бывают бабочки ? (дневные, ночные) и почему их так называют?
4. Какой размах крыльев у самой крупной бабочки ? (20 см, парусник)
5. Сколько стадий развития у бабочки ? (4 – яйцо, личинка-гусеница, куколка, бабочка )
6. Назовите самых необычных бабочек ? (Мёртвая голова, Бражник, Листовка, мотыльки)
7. Как называется бабочка , гусеница которой «завивает» кокон из шёлковой нити? (Тутовый шелкопряд) и какова её длина? (1 км)
8. Назовите вредных бабочек ? (Непарный шелкопряд, Капустница, Яблоневая моль)
9. Какую роль играют бабочки в жизни растений ? (являются опылителями)
10. Почему некоторые бабочки занесены в список исчезающих видов и как экологи стараются их сохранить? (уничтожается среда их обитания : вырубаются леса; создаются питомники с благоприятно средой для размножения)
Елена Кузнецова
Проект «Бабочки»
Проект в старшей группе детского сада «Бабочки » .
МКДОУ детского сада №7 «Сокол» г. Вятские Поляны.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность : краткосрочный (июнь 2015) .
Образовательные области : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей : 5-6 лет.
Цель проекта : формирование представлений о бабочках у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта :
Образовательные :
формировать у детей элементарные представления о бабочках , их строении, пользе и вреде в природе;
учить замечать красоту бабочек и передавать ее в художественно-творческой деятельности (рисовании, лепке, аппликации) .
Развивающие :
Развивать наглядно-образное мышление, умение обобщать и систематизировать, желание наблюдать, творческое воображение и фантазию; первичные элементарные навыки познавательно- исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.
Воспитывающие :
Воспитывать у детей потребность в общении с миром насекомых (бабочек , прививать бережное отношение к хрупкому и прекрасному творению природы – бабочкам .
Планируемый результат :
Для детей :
Имеют элементарные представления о бабочках , их строении и видовом многообразии, их жизненном цикле, пользе и вреде в природе.
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Бабочка- красавица » .
Создание выставки детских работ.
Для родителей :
Установление партнерских отношений родителей и педагогов,
родителей и детей в организации совместной деятельности в рамках реализации проекта .
Умение подбирать интересный познавательный и наглядный материал.
Развитие творческих способностей родителей.
Создание выставки поделок «Бабочки » , выполненных детьми совместно с родителями.
Для педагога :
Повышение уровня педагогической компетентности.
Профессиональный рост.
Повышение качества работы с детьми и родителями.
Актуальность :
Самые красивые, самые нарядные, самые любимые насекомые-это бабочки . Как только пригреет солнышко и распустятся цветы, они начинают порхать с цветка на цветок и сразу бросаются нам в глаза. Дети за ними с удовольствием наблюдают. Они вызывают у них восторг. Очень часто ребята стараются поймать бабочку и искренне удивляются, когда слышат, что делать этого нельзя. Поэтому у них возникло сразу несколько вопросов : как устроены бабочки , почему они такие разные, для чего в природе нужны бабочки ? Чтобы ответить на все эти вопросы, я решила создать проект «Бабочки » . Участие детей в проекте позволило им расширить свой кругозор, сформировать элементарные представления о бабочке , ее строении, жизненном цикле, особенностях внешнего вида и поведения в природе. Сделать вывод, что бабочка – это насекомое . Узнать о пользе и вреде бабочек . Развить свои творческие способности.
Этапы реализации проекта .
1. Подготовительный этап.
Сбор литературы о бабочках : художественной, научной, познавательной.
Подбор иллюстраций, подбор игр, занятий, бесед.
Создание презентации «Детям о бабочках » .
Привлечение родителей к предварительной работе дома (найти, изучить и выбрать определённую информацию о какой-либо бабочке ,изготовить макет бабочки в любой технике с участием детей.
Привлечение родителей для организации выставки бабочек .
2. Основной этап.
Наблюдения за бабочками на прогулках на участке детского сада.
Дидактическая игра «Найди насекомое» .
Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением бабочек .
Просмотр презентации «Детям о бабочках » .
Беседа «Порхающие цветы» .
Изучение жизненного цикла бабочек .
Чтение сказок «Сказка о принцессе-бабочке , мечте и паучке» , «Сказка о бабочке » , стихов Л. Максимчук, А. Павловой, Л. Мелеховой, загадок и легенд о бабочках .
Слушание песен «Песенка бабочек » , «Гном и бабочка » и аудиосказок «Бабочка Эльвира » , «Сказка о бабочке » .
Лепка «Бабочка на листочке » .
Рисование нетрадиционным способом (монотипия) «Бабочка-красавица » .
Рисование «Бабочки летают над лугом » .
Подвижные игры «Ловля бабочек » , «На цветочной полянке» , «Бабочка и цветочек » .
3. Заключительный этап.
Награждение участников конкурса «Бабочка-красавица » .
Создание выставки поделок родителей с детьми и выставки детских работ.
Публикации по теме:
Я развожу цикламены дома уже много лет из семян, которые приобретаю в семяном магазине. Посев провожу в январе-феврале, а в ноябре на молодых.
С каждым днем все больше пригревает солнышко, просыпаются насекомые, то тут, то там в погожий денек можно увидеть и первых бабочек. Мы.
Наступило лето! А это начит впереди солнце, жара, хорошее настроение, много цветов., ну а где много цветов, там много разноцветных,.
Скоро наступит лето и мы с ребятами решили украсить нашу группу. Посмотрите,что у нас получилось Для изготовления бабочек нам нужно: 1.
Конспект НОД по аппликации «Бабочки» Конспект НОД по аппликации (старшая группа). Тема: Бабочки. Задачи: Учить детей техники симметричного,силуэтного вырезания по контуру.
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей группе.
Конспект составила:
Шарова Наталья Владимировна
воспитатель старшей группы «Улыбка»
ГБДОУ «Радуга», Центрального района, г. Санкт – Петербург.
Тема: «Бабочки»
Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, находить бабочку среди различных насекомых. Закрепить знания об общих признаках насекомых (наземные, летающие).
Задачи:
1.Обогатить представление о том, что бабочек в природе очень много, что это летающее насекомое, очень красивое.
2.Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
3.Обогатить словарь за счет названия различных бабочек.
4.Развивать связную речь через выразительное чтение стихов и загадок.
Оборудование: Иллюстрации с различными бабочками, грамзапись М. Красева «Танец бабочек», специальная методическая литература.
Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением различных бабочек, чтение рассказа И. Гуриной «Как появляется бабочка», заучивание загадок и стихотворений о бабочке.
Ход занятия:
- Дети садятся в кружок. В середине – карточки с насекомыми. Воспитатель загадывает загадки:
«спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел. Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел» (Бабочка)
Не птица, а с крыльями, не пчела, а над цветами летает
Над цветком порхает, пляшет, веером узорным машет
На большой цветной ковер села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья.
2. Дети отгадывают загадки и находят на картинках бабочек. Воспитатель читает названия бабочек: «Адмирал», «Траурница», «Олеандровый бражник», «Аполлон», «Парусник махаон», «Серицин Монтелла», «Хвостоногий Мака», «Крапивница», «Дневной павлиний глаз».
3. Воспитатель: В природе бабочек встречается очень много. Хотите знать, как появляется бабочка?
Дети: Да!
Воспитатель рассказывает детям рассказ Ирины Гуриной «Как появляется бабочка» и показывает иллюстрации.
Бабочки самые красивые насекомые. Они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером с птицу и маленькие – с ноготок. Вы видели когда-нибудь бабочку? Ну конечно видели! А хотите узнать, как появляются эти удивительные создания?
Самка бабочки находит укромное место на нижней стороне и откладывает там множество крохотных яичек. В каждом из них находится малюсенькая гусеница, которая день ото дня растет. Со временем она набирается сил и прогрызает оболочку яйца. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья. Чем больше она ест, тем быстрее растет. И однажды старая кожа, становится ей мала. Эта кожа лопается, и гусеница выползает из нее, словно из старого платья.
Гусеницы, как и бабочки, бывают разные: большие и маленькие, яркие и незаметные. Тело гусеницы состоит из множества частей, расположенных друг за другом, словно вагончики поезда. При помощи цепких ножек она ловко ползает по листьям и веткам. Вскоре гусеница становится очень большой, перестает есть, и ползать, устраивается поудобнее в каком-нибудь уютном месте на листке или ветке и опутывает себя липкими нитями.
Старая кожа снова лопается и под ней появляется тельце гусеницы, покрытое новой, мягкой кожей. Его называют коконом. Внутри кокона растет бабочка. Однажды она вылупляется, словно птенец из яйца. Выбравшись наружу, бабочка некоторое время сидит неподвижно, а потом начинает порхать над цветами. Тонким хоботком бабочка пьет цветочный нектар. Придет время, она тоже отложит яйца, из которых появятся прожорливые гусеницы, а потом эти гусеницы превратятся в прекрасных бабочек.
Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, которые покрыты красящими веществами. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно повредить эти чешуйки и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.
Рот бабочки – это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека.
4. Грамзапись М. Красева «танец бабочек»
5. Динамическая пауза «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
(Плавные взмахи руками)
Потянулась, улыбнулась.
(Выполнять движения в соответствии с текстом)
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
6. Воспитатель: Я сейчас прочитаю небылицу «Бабочки - подружки», а вы послушайте внимательно и найдите ошибки.
«Жили-были две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела».
Дети: бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами
Воспитатель: а чем? почему бабочек называют «крылатая радуга»?
Дети: Нектаром, пыльцой. Потому что у них красивый окрас.
7. Заучивание стихотворения «Бабочка»
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка…
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел!
8. Воспитатель: Хотя говорить, что бабочки без дела порхают с цветка на цветок, нельзя. Иногда о человеке безответственном и ленивом говорят – «порхает по жизни, как мотылек». Такое сравнение обидно всем бабочкам. Жизнь их коротка, и за это время надо успеть сделать многое: найти кормовые растения, разыскать себе пару для супружеской жизни, позаботиться о зимовке, отложить яйца. А, кроме того, во время всех этих хлопот, надо постараться увернуться от хищников, которые так и норовят склевать.
Вы знаете, кто питается бабочками?
Дети: Птицы, звери, пауки, другие, более крупные насекомые.
Выходит то, что нам кажется беззаботным порханием, на самом деле ежедневная работа.
9. Подвижная игра «Птицы и бабочки»
Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.
На слова: «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки, пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные дети, выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.
10. Итог занятия: Дети, с какими бабочками вы сегодня познакомились? Какие бабочки вам больше всего понравились? Чем покрыты крылья бабочек? Для чего?