Экологическая игровая программа для детей для улицы. Конкурсная программа "Мы – друзья природы"
Людмила Степикина
Сценарий детской игровой программы на экологическую тему «Веселые туристы»
Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам . А что же такое экологические проблемы и что такое экология ?
(Дети отвечают.)
- Экология - это наука . Ученые-экологи изучают , как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. А пока для вас загадки.
Если дымно и туманно
Так, что вам не видно ног,
Это значит - воздух грязный.
Тот туман зовется. (Смог.)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии.
Завод когда-то здесь стоял,
На нем случилась вдруг. (Авария.)
Вокруг пенье, стук и грохот -
Не идет ничто на ум.
Знайте, что для человека
Очень вреден этот. (Шум.)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку.
Загрязняют землю, воды
Бытовые все. (Отходы.)
Представьте себе, ребята, что туристы оставили мусор после себя в лесу. Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?
(Ребята отвечают на вопрос.)
А теперь давайте после туристов уберем мусор . Разделимся на 2 команды. Кто быстрее, та и побеждает.
(Конкурсная игра «Убрать мусор» ).
Скажите, ребята, является ли экологической проблемой сокращение биологического разнообразия на планете?
(Дети отвечают на вопрос.)
Правильно, это следующая экологическая проблема . Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?
(Дети отвечают на вопрос.)
Айсберги тают, скажите, это является проблемой и угрозой для жизни всего живого?
(Дети отвечают на вопрос.)
Вот и следующая проблема - «парниковый эффект» . Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе» , ведь в них только пресная вода.
(Конкурс «Запаси воду» .)
Заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды, в стакане которой оказался выше.
Вы замечали, что после дождя падают шишки с деревьев. Почему же шишки падали после дождя?
(Дети предлагают свои варианты.)
Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?
(Ребята отвечают.)
Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные.
Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.
Любите, ребята природу, берегите ее и не забывайте, что мы с вами тоже часть природы, часть всего живого на Земле.
Публикации по теме:
В нашем детском саду стало традицией, каждую осень, в начале сентября, проводить неделю здоровья, которая заканчивается туристическим походом.
«В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. «В гостях у старой, старой сказки…» Сценарий детской игровой программы. Танец «В гостях у сказки». (В исполнении школьного хореографического.
Сценарий игровой программы «Радуга» Игровая программа «РАДУГА» Ведущий: Сегодня у нас на флоте игровая программа «Радуга» Выберите участников, от каждого флота по 7 человек.
Сценарий детской конкурсно-игровой программы к Дню защиты детей Сценарий детской игровой программы ко Дню защиты детей «Здрасьте, дети!» Вед. : Здрасьте, здрасьте, здрасьте, дети! Здравствуйте все те,.
Сценарий игровой программы «На сказочной опушке» Цель мероприятия: способствовать активизации поисково-мыслительной деятельности детей. Задачи: Формировать здоровый соревновательный.
Сценарий игровой программы «Звёздный фейерверк» Цель: раскрыть творческие способности ребят. Способствовать развитию чувства сопереживания, умению ориентироваться в любой ситуации. Оборудование:.
Здравствуйте, ребята! Сегодня наша программа посвящена экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?
Ребята пытаются ответить на эти вопросы, ведущая помогает.
Экология - это наука. Ученые-экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них. Но перед этим попрошу организовать две команды по 6 человек. Правила просты: после каждого конкурса победившая команда забирает в «плен» одного человека из проигравшей команды. Побеждает та команда, в которой останется больше игроков. Тот, кто правильно ответит на большее количество вопросов, получит специальный приз.
А пока - разминка для всех, в том числе и для зрителей.
Если дымно и туманно
Так, что вам не видно ног,
Это значит - воздух грязный.
Тот туман зовется... (Смог.)
Не собирайте здесь грибы
И не сушите вы гербарии.
Завод когда-то здесь стоял,
На нем случилась вдруг... (Авария.)
Вокруг пенье, стук и грохот -
Не идет ничто на ум.
Знайте, что для человека
Очень вреден этот... (Шум.)
Если что-то нам не жалко,
То несем скорей на свалку.
Загрязняют землю, воды
Бытовые все... (Отходы.)
Но что это? Нам пришли телеграммы!
Срочные! Вот, пожалуйста: «Срочно. От Бабы-яги. Пропадаю, погибаю. Сломала последнюю костяную ногу о мусор, который туристы оставили». Вот вам и первая проблема - засорение окружающей среды. Наши туристы ведут себя в лесу неправильно. Кто расскажет, как нужно вести себя в лесу?
Ребята отвечают на вопрос. Все ответившие получают жетоны. Команды участвуют в эстафете «Кто быстрее уберет поляну». Первый участник с завязанными глазами ищет по подсказкам команды и поднимает один из разбросанных предметов. Вернувшись к команде, глаза завязывает второму игроку, который продолжает поиск. После окончания эстафеты игрок из проигравшей команды переходит в победившую.
Еще одна телеграмма, от вороны: «Это что же такое делается, граждане? Родное гнездо душегубы разорили. Без крыши над головой на старости лет оставили. Я теперь не ворона получаюсь, а бомж. Примите срочно меры, а то я до самой ООН дойду. Хулиганы вы этакие». Так ворона и погибнуть может! Поэтому следующая экологическая проблема - резкое сокращение биологического разнообразия на планете. Сейчас ежегодно в мире гибнет несколько видов животных и растений. Вы знаете, кто такой вомбат? Это сумчатый грызун, живет в Австралии, напоминает маленького бурого медвежонка. У него есть одна особенность - за 10 минут он способен прогрызть дыру в толстой бревенчатой стене. Это животное стало редким. Каких еще редких и исчезающих животных вы знаете?
Ребята отвечают, получают жетоны. Проводится для команд «Кто больше назовет диких животных». Проигравшая команда лишается одного игрока.
Пришла телеграмма от белого медведя из Антарктиды: «Срочно. Помогите! Айсберги тают. Скоро не на чем будет плавать». Вот и следующая проблема - «парниковый эффект». А что это такое?
Дети отвечают. Ответившие получают жетоны.
Постепенное повышение температуры на всей Земле приводит к перемене климата и к таянию ледников, а значит, к повышению уровня воды во всем мире. В ледниках вода находится как бы «в запасе», ведь в них только пресная вода.
Конкурс «Запаси воду» заключается в переносе ложкой воды из полной емкости, стоящей на расстоянии, в пустой стакан, установленный на старте. Участники команд бегают по очереди до тех пор, пока первая емкость не опустеет. Побеждает команда, уровень воды в стакане которой оказался выше. Игрок из проигравшей команды переходит в команду победителей.
Телеграмма от Красной Шапочки: «У бабушки в огороде солнце выжгло всю капусту. Не с чем делать пирожки. Помогите! Голодаем». Почему же сгорела капуста у бабушки? Над огородом нарушился озоновый слой. А что же такое озоновый слой и где он находится?
Дети отвечают, что озон скапливается на высоте 15-60 км, образует защитный экран, спасающий нас от ультрафиолетовых лучей, и получают жетоны.
Если озона становится мало, то появляется «озоновая дыра», причиной которой являются аэрозоли. А что такое аэрозоли?
Ответившие получают жетоны.
Это баллончики, из которых мы распыляем краску, лак для волос, освежители воздуха и т. д. В этих баллончиках содержатся вещества, разрушающие озоновый слой. Но озоновый слой способен восстанавливаться. Вы замечали, как легко дышится после грозы в сосновом лесу? А теперь посмотрим, кто из вас чаще гуляет в лесу после грозы.
Командам выдается одинаковое количество воздушных шариков, которые нужно быстро надуть. Побеждает команда, у которой надутые шарики будут большего размера. Проигравшая команда лишается одного игрока.
Телеграмма от белочки: «После дождя попадали все шишки с деревьев, не могу их найти, помогите!» Почему же шишки попадали после дождя?
Дети предлагают свои варианты, получают жетоны.
Вот и еще одна экологическая проблема - кислотные осадки. Все вы видели летом после дождя на лужах желтую пленку, после таких дождей обычно желтеют огурцы на грядках. Откуда появляются кислотные дожди?
Ребята отвечают, получают жетоны.
Кислотные дожди бывают после выбросов или аварий на заводах. Например, после выбросов Саяногорского алюминиевого завода в округе погибают растения и животные. Вернемся же к нашей белочке, нужно помочь ей искать шишки.
Команды получают листы бумаги с контурным изображением шишек и фломастеры. Необходимо быстро и аккуратно обвести контуры рисунков. Проигравшая команда лишается одного игрока.
А теперь вопрос для самого внимательного. Сколько экологических проблем мы сегодня с вами рассмотрели?
Назвавший цифру пять и перечисливший проблемы получает жетон.
Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.
Подводятся итоги командной игры, ребятам, получившим много жетонов, вручаются медали «Почетный эколог».
Игровой практикум во 2-3-х классах. Сценарий «На полянке мы гуляем и природу охраняем»
Цели и задачи:
Воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе;
Мотивация у ребят интереса к лесу и его обитателям, знакомство с правилами поведения в лесу и сбора грибов;
В игровой форме формирование сплоченного детского коллектива.
Оборудование. Плакаты о лесе, карточки для игры «Узнай дерево по листу», картонные макеты съедобных и несъедобных грибов, две корзиночки, конверт с «письмом» от цветов, стенд «Русский лес».
Описание классного часа
Игровая ситуация «Узнай дерево»
В начале классного часа учитель предлагает ребятам отгадать загадку:
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку — орешком,
Петю — сыроежкой,
Катеньку — малинкой,
Васю — хворостинкой. (Лес)
Учитель : Так о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы учеников) Правильно, о лесе. Вы любите гулять в лесу? Что вам нравится? Что вы там видели? Чем запомнилась прогулка? (Рассуждения учеников) А вы знаете, какие деревья растут в лесу? (Ответы ребят)
Давайте отгадаем несколько загадок. О каких деревьях идет речь?
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
Весной зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Стоит Алена -
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)
Давайте поиграем в игру «Узнай дерево по листу» . Учитель показывает ученикам карточки с изображением листьев деревьев. Побеждает тот, кто правильно назовет все деревья.
Много разных деревьев растет в лесу. Сначала они, как и вы, маленькие и слабые, особенно нуждаются в защите и бережном отношении.
Родился маленький Дубок,
И я стою и не дышу.
Родился маленький Дубок,
Он по колено ландышу.
Он под защитою травы
И в землю не глубок.
Из желудя родился
И в желудь бы укрылся —
В тень листиков Дубок.
(Л. Николаенко)
Какую роль играет лес в жизни животных и человека? Учитель выслушивает размышления ребят, затем показывает плакаты.
Лес — защитник человека, родной дом растениям и животных, помощник земледельца, украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Не случайно о лесе говорят:
Лес — богатство и краса,
Береги свои леса!
Враг природы тот,
Кто леса не бережет!
Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения учеников) Да, лес — это богатство страны. Он нужен всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Леса сохраняют от высыхания реки, дают планете чистый воздух.
Зачем, с какой целью люди ходят в лес? Отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом? (Ответы учеников)
Учитель: А можно ли услышать «музыку» леса? Как вы понимаете выражение «музыка леса»?
Только я в кусты вошла -
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И огромный моховик.
Еж колючий предо мной
Пробежал к себе домой.
Три синички в тишине
Там черники набрала.
Все теперь домой несу -
Хорошо у нас в лесу!
(Г. Ладонщиков)
Конкурсно-игровая ситуация «Грибы в лесу»
Учитель: Давайте вспомним художественные фильмы, телепередачи, картины известных русских художников о лесе. Красиво? Эту красоту и богатство люди должны беречь.
Берегите русский лес,
Он — источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клены, ели,
Берегите лес!
Белке, кунице, зайцу, лисице
Лес — дом родной.
Птице и зверю хочется верить
В мир и покой.
(Ф. Лисичкин)
Спрятался за пень,
Шапка набекрень.
Кто подходит близко -
Кланяется низко. (Гриб)
Кто из вас ходил в лес за грибами? Какие вы знаете грибы? (Рассуждения учеников) Отгадайте загадки о грибах.
Учитель показывает иллюстрации.
Розовая сорочка,
А волнистая.
С краю оторочка
Да пушистая. (Волнушка розовая)
Рыжие ушки
С лисьей макушки
В траве лежат
Для малых ежат. (Лисички)
Под осиной мужичок,
На нем красный колпачок. (Подосиновик)
Был белым комком,
Стал черным дымком. (Гриб-дождевик)
Пришли пареньки,
Присели на пеньки.
Сидят все гуртом,
Не сгонишь кнутом! (Опята)
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки с глинкой. (Подберезовик)
А о каких грибах идет речь в этих стихах?
Испугался маленький грибок:
— Это кто меня толкает в бок?
Присмотрелся: пуговка-головка
Рыженькая, как у всех маслят.
— Отодвинься, мне расти неловко!
Все понятно. Рядом младший брат.
(Г. Глушнев)
В каком лесу растут маслята? А где мы будем искать моховики?
Посмотри: зашевелился
Серый мох у наших ног -
Моховик на свет явился,
Попросился в кузовок.
Я по лесам бродить привык,
Я жду опять дождя грибного,
Когда на свет пробьется снова
Едва приметный боровик.
Какой гриб ценится грибниками больше всего? А кто из вас находил белые грибы — боровики? В каких местах они растут? (Возможные ответы учеников)
Часто они играют с нами в прятки.
Белый гриб-боровичок
Притаился — и молчок!
В темноте угрюмой
Потихоньку думал:
«Вот попробуй-ка найди,
Походи да погляди!
Не найдешь, не найдешь,
Так ни с чем и уйдешь!»
Вот что рассказала нам о грибной полянке поэтесса Е. Трутнева: (Можно прочесть фрагмент стихотворения)
Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Их обходим стороной,
Нам не нужно ни одной.
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор.
Нам не нужен мухомор —
Не пойдем за косогор!
Полосатые волнушки
Разбежались по опушке.
И по шляпке, и по коже
Все на рыжики похожи.
Только рыжиково дно
Каждой складочкой красно.
А на донышке волнушки —
Просто беленькие стружки.
Рядышком под елками —
Не малы, не велики —
И лежат, как пятаки,
Две пригожие синявки,
Притаились в мягкой травке.
Их увидеть мудрено —
Мы разыщем все равно!
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
И за ним еще штук пять...
Это грузди! Надо взять.
Под осинами на кочке
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
И его придется взять.
Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору маслята —
Снизу донышко под пленкой,
Сверху масло в коже тонкой.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик!
В толстой шапке набекрень,
Ножка толстая, как пень.
Солнце стало ниже сосен,
Мы едва корзинку носим.
Начала спадать жара -
Нам домой идти пора.
Все ли грибы съедобные? Какие грибы нельзя употреблять в пищу? (Варианты ответов)
Есть старуха вредная,
На ней шляпа бледная,
А нога в ботинке,
На чулке пестринки.
Вокруг ворота
Пораспорото.
Кто к ней прикоснется,
Тот не проснется. (Бледная поганка)
А какие грибы самые нарядные и красивые? (Ответы ребят)
Шапочка атласная -
Красная-красная,
Белые горошины
Поверху брошены,
А на ножке белый бант.
Это что еще за франт? (Мухомор)
Почему так говорят:
В шапке красной —
Гриб опасный:
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди?
(Рассуждения ребят)
Давайте запомним правила сбора грибов.
Незнакомые грибы не трогай, оставляй их в лесу.
Ядовитые грибы не губи, ими лечатся многие животные.
Не разрывай палкой мох и листву около гриба — можно повредить грибницу.
Гриб аккуратно срежь ножом или поверни за шляпку и осторожно вынь из земли.
Не бери старые грибы, оставь их насекомым.
Игровая пауза «Сафари»
Заранее на листах ватмана нарисуем фигурки африканских животных, затем выберем наиболее способных гостей.
Выбрать можно по залихватскому свисту, по «острому» (без очков) глазу. Затем раздаем участникам игры «штрих» для правки текста и просим их как можно быстрее «освободить пустыню от животных».
Кому из участников за отведенное время удастся «разогнать» большее количество животных, тот и победил.
А можно изменить финиш игры и объявить победителем того, кто «стер с лица земли» меньше зверей, и поблагодарить его за то, что он ярый сторонник защиты животных.
Игровая ситуация «Лесные цветы»
Учитель: Богат лес не только грибами, но и цветами. Встреча с цветами всегда радует.
Здравствуй, милый мой цветок,
Леса гость весенний!
Как красиво ты расцвел
Здесь, в уединенье!
Улыбнется ветерок
И с тобой играет.
Солнце целый день тебя
Весело ласкает.
(Я. Калас)
Какие вы знаете лесные цветы? (Ответы учеников) Правильно, это ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная. Среди них есть такие, которых на земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов — красавец колокольчик (показывает названные растения на картинках).
У лесной дорожки
Цветок на тонкой ножке.
У самой сердцевинки -
Свежие росинки.
Ветер тронет венчик —
Зазвенит бубенчик!
(Е. Лось)
Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Все меньше остается их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
(Т. Собакин)
Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: «Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!» Что мы ответим цветам? (Ответы учеников)
От людей страдают не только цветы, но и деревья, животные. Многие из них гибнут от лесных пожаров.
«Еще не успеет растаять снег, а на солнцепеке и сухих местах уже высыхают прошлогодняя трава, листья, хвоя, мхи. Все это очень легко загорается! Весна незаметно переходит в лето. Становится суше. В это время в лесах часто возникают пожары. Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы...»
Долгие годы растет на пожарище новый лес. Часто лесные пожары возникают по вине людей. Дети и взрослые разводят костры в лесу и забывают их потушить или тушат небрежно. Искры от непогашенных костров, раздуваемых ветром, разносятся на большие расстояния и вызывают новые пожары.
Иногда пожары возникают в лесу от удара молнии, но чаще — из-за неосторожного обращения человека с огнем. Можно ли разводить в лесу костры? Почему нельзя? (Ответы учеников)
От неосторожного обращения с огнем может быть большая беда.
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий.
(В. Степанов)
Лесники заботятся о том, чтобы леса не старели, появлялись молодые деревца, которые выращивают в специальных питомниках. В посадках леса нередко участвуют школьники.
В лесу я видел огород.
На грядках зеленели
Побеги всех родных пород:
Березы, сосны, ели.
И сколько было здесь лесной
Кудрявой свежей молоди!
Дубок, в мизинец вышиной,
Тянулся вверх из желудя.
Он будет крепок и ветвист —
Вот этот прут дрожащий.
Уже сейчас раскрыл он лист —
Дубовый, настоящий.
Вот клены выстроились в ряд
Вдоль грядки у дорожки,
И нежный лист их красноват,
Как детские ладошки.
Касаясь ветками земли,
В тени стояли елки.
На ветках щеточкой росли
Короткие иголки.
Я видел чудо из чудес:
На грядках огорода
Передо мной качался лес
Двухтысячного года.
(С. Маршак)
Вывод : И взрослые, и дети должны помогать лесникам беречь и охранять лес, множить его богатства.
Елена Романько
Цели и задачи :
Пополнить знания о природе родного края ;
Способствовать приобщению учащихся к здоровому образу жизни;
Развивать память , любознательность, коммуникативные способности, ловкость и силу, сообразительность, умение анализировать, обобщать и сравнивать.
Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, любовь к родной природе и интерес к жизни животных.
Оборудование :
Листья деревьев двух видов (березы и рябины) ; лепестки цветика-семицветика, обручи, шишки, волшебная палочка, 2 корзинки, карточки разрезанных цветов, большие и маленькие грибки, яблоки в корзинке.
Ход мероприятия.
Ведущий :
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие , в гости к Природе . Природа может рассказать вам много интересного о деревьях и травах, кустарниках и мхах, грибах и насекомых, птицах и зверях. Наше путешествие будет интересным и очень весёлым!
Ведущий :
А сейчас посмотрите у меня в руках палочка, но не простая, а волшебная. Закройте глаза, а я произнесу волшебное заклинание.
В руки палочку возьму,
Круг волшебный проведу
Стукну тихо раз, два, три,
Волшебство ты оживи!
Я произнесу волшебные слова, а вы выполняйте все движения и сразу окажитесь в лесу…
В Королевство Природы попасть легко ,
Не надо ехать далеко.
Закрой глаза и сделай шаг
Теперь в ладоши хлопнем так :
Один хлопок, ещё хлопок-
И вот уж виден сена стог,
И вот уж поле колосится
Шумит-волнуется пшеница,
Над ней синеют небеса,
Откройте поскорей глаза.
Воспитатель : Вот мы и попали в царство Природы .
Здравствуй лес, красивый лес!
Полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь, какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же знаешь мы свои!
Ребята! Вот вы и попали в лес. Здесь вас ждет много интересного.
Появляется Старичок-Лесовичок.
Лесовичок : Здравствуйте, друзья!
Дети и ведущий : Здравствуй, гость невиданный! Кто ты такой и откуда к нам пожаловал?
Лесовичок :
Это я седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу.
За порядком здесь слежу.
Лесовик : - Зачем пожаловали?
Дети. Мы, дедушка, в лес пришли погулять, поиграть, отдохнуть, полюбоваться природой .
Лесовик -Знаю я, как вы гуляете, муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых, зверей обижаете.
Дети. Мы знаем как нужно вести себя в лесу : нельзя рвать цветы, листья, ветки ломать, громко кричать, оставлять мусор в лесу.
Лесовичок : был здесь сегодня один хулиган, сорвал волшебный цветок и разбросал все лепестки, а я никак не могу их собрать, ветер мне мешает.
Ведущий : Ребята! Поможем Лесовичку?
Дети : Да!
Ведущий : давайте поищем волшебный лепесток.
Находят - Ой, смотрите - волшебный лепесток (красный лепесток) Цветика-Семицветика. Он же исполняет любое желание. Ребята, а на лепестке что-то есть. Читает. Да это же задание.
Лесовичок : Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок» .
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорите «да» , если плохо, то все вместе кричите «нет» !
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер ,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Я люблю свою природу ,
Я ей помогаю! (да)
Ведущий : Лес – это большой дом, в нём много жильцов (деревья, травы, цветы, птицы и звери) . В лесу надо ходить осторожно. Внимательно вслушиваться и всматриваться, чтобы обнаружить красивое и интересное.
Посмотрите, сколько здесь растёт разных деревьев. Кто может назвать, какие деревья здесь растут? (дети называют : береза, тополь, рябина)
Ведущий : Как узнали берёзу?
Дети. Ствол белый, листики небольшие, остренькие, с зубчиками, тонкие веточки.
Послушайте стихотворение «Берёза»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
Ведущий : Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Кора защищает от солнца, мороза, ветра. Нагревается ли ствол берёзы в жаркую погоду? (дети прикладывают ладошки и пробуют ствол березы)
Дети : нет.
Ведущий : Если в жаркий день дотронешься до ствола берёзы, то заметишь : даже на солнце ствол берёзы остаётся прохладным. Белый цвет отражает солнечные лучи. Вот и остаётся ствол берёзы прохладным.
А что это за деревья? Высокие, раскидистые.
Дети : Тополя.
Ведущий : Какой ствол?
Дети : Толстый.
Какой сильный ствол, пышные ветки. Такое дерево даёт много кислорода, воздух рядом с ним чище, свежее. В лесу деревья очищают воздух, следовательно, необходимо, чтобы их становилось больше.
Дети находят волшебный лепесток (оранжевый, Лесовик читает задание :
Игра «Кто скорее соберёт свои листья»
(Дети собирают в корзинку листья– березы, тополя и т. д.)
Лесник читает загадки о животных, дети отгадывают их.
Загадки о животных.
1. Хожу в пушистой шубе
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка) .
2. Летом ходит без берлоги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос (медведь) .
3. Кто зимой холодной,
Бродит в лесу злой, голодный? (волк) .
4. Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А нитки не одной (ежик) .
Игра «Кто соберет больше припасов на зиму для белочки»
Команды за две минуты собирают шишки в обруч. Выигрывает команда, собравшая большее количество шишек.
Ведущий : Я хочу узнать, знаете ли вы названия цветов. Для этого мы сейчас поиграем в
игру «Хлопни в ладоши, если услышишь название цветка» .
Игра «Что лишнее на цветочной клумбе?» (Комнатный цветок)
Лесовичок находит зеленый лепесток и читает задание :
эстафетная игра «Собери цветок»
Дети собирают цветы из частей, располагая их внутри обручей.
Лесовичок ведет детей к высоким елям и загадывает загадку :
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим :
Стоит, колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем (ёлочка)
Дети находят голубой лепесток и выполняют задание.
«Найди пару»
Лесовик раздаёт детям большие и маленькие грибки. Дети бегают по поляне с грибками в руках. Лесовик даёт команду» Раз, два, три - пару найди. Каждый должен стать рядом с тем, у кого есть большой или маленький грибок (большой с большим, маленький с маленьким) .
Лесовик хвалит детей и предлагает пройти на грибную полянку, но тут преграда-обручи, проводится игра «С кочки на кочку»
Ребенок стоит в одном обруче, другой обруч он кладет перед собой, перепрыгивает в него, забирает предыдущий обруч и перекладывает его вперед и так пока не доберется до условного места.
Лесовик приводит детей к грибной полянке, дети находят синий лепесток и читают задание :
Назовите, какие вы знаете съедобные грибы? - рыжик, сыроежка, опенок, лисичка.
Несъедобные - бледная поганка, мухомор.
Лесовичок ведет детей к яблоньке, там они находят фиолетовый лепесток и выполняют задание :
Игра «Назови одним словом»
1. Волк, лиса, медведь, заяц – это (звери)
2. Малина, земляника, голубика - это (ягоды)
3. Ель, сосна, береза, дуб, осина - это (деревья)
4. Дрозд, соловей, дятел, кукушка - это (птицы)
5. Комар, муха, стрекоза, бабочка – это (насекомые) .
Лесовичок : - Ребята, вы настоящие друзья и знатоки природы . Я с радостью принимаю вас в «Царство природы » и угощаю вас лесными яблочками.
Ведущий : А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Возьмёмся за руки, друзья, и по тропе лесной отправимся к себе домой.
Список литературы.
1. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Под редакцией Л. Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л. А. Обуховой. М. 2005г.
2. Золотая птица. (Поэзия разных стран и народов) И. Токмакова, Э. Иванова М. 1996г.
3. Хрестоматия для маленьких. Сост. Л. Елисеева, М. 1987г.
4. Веселые чижи. Хрестоматия для детей М. 2006г.
5. Дыбина О. Ребенок и окружающий мир. М. 2010г.
6. Соломенникова О. Экологическое воспитание в детском саду.
Цели:
- Активизировать познавательную деятельность детей.
- Показать значимость бережного отношения к окружающему миру.
- Расширять кругозор, развивать творческие способности детей.
- Способствовать сплочению коллектива класс.
Предварительная подготовка:
- Подготовка рисунков, оформление выставки.
- Подготовка раздаточного материала для конкурсов
- Дети придумывают названия и девиз команд, выбирают капитанов.
- Подбор музыкального сопровождения.
Материалы и оборудование:
- магнитофон, карточки с вопросами;
- плакаты с изображением животных;
- музыкальный молоточек для аукциона;
- предметы и картинки с живой и неживой природой.
Плакаты:
1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)
Ход занятия
Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.
Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.
Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.
Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.
Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.
I. Конкурс «Живая и неживая природа».
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
- Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
- Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
II. Конкурс «Животные».
От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.
Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…
III. Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.
- Назовите 10 домашних животных.
- Назовите 10 животных на букву А.
- Назовите 10 птиц.
- Назовите 10 рыб.
- Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
- Назовите 10 диких животных обитающих в России.
IV. Конкурс «Загадки».
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.
Загадки:
|
|
V. Конкурс «Экологический».
Каждой команде раздаются карточки с вопросами.
- Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
- Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
- Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
- Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?
VI. Конкурс «Ассоциации».
Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?
- Гриб. (Лисичка.)
- Бездельник. (Ленивец.)
- Маршрутка. (Газель.)
- Денежная единица Болгарии. (Лев.)
- Военный корабль. (Броненосец.)
- Автомобиль. (Ягуар.)
- Шахматы. (Конь, слон.)
- Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
- Безбилетный пассажир. (Заяц.)
- Пешеходный переход. (Зебра.)
- Река. (Тигр.)
- Торговая марка. (Пума.)
- Оборонительное заграждение. (Еж.)
- Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
- Жилище животного. (Норка.)
- Символ России. (Медведь.)
VII. Конкурс «Отгадай животное».
- Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
- Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
- Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
- Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь? (Галка.).
VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.
После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.
Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.
Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».
Чтец 1.
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Чтец 2.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.
Чтец 3.
Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Чтец 4.
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Чтец 5.
Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.
(Г. Ульянова)
Итог занятия.
В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
- Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
- Что вы узнали нового с нашего занятия?
- Почему надо много знать о природе?
- Чье выступление вам больше всего понравилось?
Список литературы:
- Внеклассные мероприятия: 4 класс. /Авт.-сост. О.Е. Жиренко, Л.Н. Яровая. - М.: ВАКО, 2007. 272с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 6 класс. /Авт.-сост. О.Г. Черных. - М.: ВАКО, 2008. 256с. (Мозаика детского отдыха.)
- Внеклассные мероприятия: 7 класс. /Авт.-сост. Л.Л. Загуменова. - М.: ВАКО, 2008. 176с. (Мозаика детского отдыха.)
- Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 4-5 классы. - М.: ВАКО, 2007. 208с. (Педагогика. Психология. Управление.)
- Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников: 5-6 классы. - М.: ВАКО, 2008. 288с. (Мозаика детского отдыха.)