Группа давления на власть 5. Группы интересов - группы давления
Объективная сторона преступления - это один из элементов состава преступления , включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление преступления в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона преступления может также определяться как «процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый с его внешней стороны с точки зрения последовательного развития тех или иных событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) субъекта и заканчиваются наступлением преступного результата» .
Как и любой другой поступок человека, преступление имеет объективные (внешние, доступные для стороннего наблюдения) и субъективные (внутренние, представляющие собой психические процессы, протекающие в сознании лица) проявления .
Несмотря на то, что в реальной действительности эти признаки неотделимы друг от друга, в рамках теоретического анализа осуществляется их условное разделение, позволяющее более подробно изучить каждый из признаков в отдельности и определить его значение в общей системе преступного деяния .
Признаки объективной стороны преступления [ | ]
К числу признаков объективной стороны относятся:
Как и все остальные признаки состава преступления , признаки объективной стороны закреплены в уголовном законе : в общей части уголовного закона закрепляются признаки, характерные для всех преступлений, а в особенной - те из них, которые присущи лишь деяниям определённого рода. Несомненным является отнесение к общим признакам всех преступлений совершение определённого деяния , то есть поведенческого акта, которое способно причинить ущерб охраняемым уголовным законом, интересам и благам (объекту преступления) . В уголовном законе получают выражение как общие характеристики деяния (в частности, касающиеся его природы как выраженного вовне акта поведения , а также его осознанного и волевого характера), так и характеристики конкретных деяний, позволяющих индивидуализировать различные преступления .
Вопрос о том, являются ли общими для всех преступлений признаки последствий и причинной связи, является дискуссионным.
Норма особенной части уголовного закона может иметь как формальную, так и материальную конструкцию. В первом случае вредные последствия, причинённые преступлением , не описываются в законе, во втором они указываются в явном виде. В теории уголовного права эти ситуация истолковывается по-разному. Одни учёные заявляют о том, что раз последствия не описаны в законе, то для данного состава эти признаки являются факультативными. Другие же указывают, что любое преступление по определению причиняет какой-либо вред общественным отношениям, и что отсутствие указания на конкретное вредное последствие преступления говорит лишь о том, что существует презумпция наличия в данном составе вредных последствий, и для привлечения лица к ответственности не требуется доказывать их наличия. Во втором случае данные признаки всё же имеют природу обязательных, так как они должны присутствовать в любом преступном деянии; если фактически будет установлено отсутствие вреда охраняемым уголовным законом объектам, деяние должно быть признано малозначительным, а лицо, его совершившее, не может быть привлечено к уголовной ответственности .
Значение объективной стороны преступления [ | ]
Поскольку признаки объективной стороны преступления характеризуют внешние проявления преступления, именно они в первую очередь становятся доступными для изучения. Ввиду этого именно эти признаки устанавливаются в первую очередь и определяют квалификацию преступления на первом этапе расследования. Поэтому признаки объективной стороны преступления должны быть чётко и недвусмысленно закреплены в уголовном праве, диспозиции норм уголовного права должны отражать все существенные признаки деяния .
Объективная сторона преступления нередко используется для разграничения преступлений и непреступных посягательств, а также для разграничения деяний, схожих по нарушаемому объекту и совершаемых с одной формой вины . Так, нередко от наличия последствий определённого вида или размера (ущерб в размере больше определённой денежной суммы, тяжкий вред здоровью , иные тяжкие последствия) зависит отнесение деяния к категории преступлений или административных правонарушений . Объективная сторона позволяет разграничить такие преступления, как кража , мошенничество и грабёж , остальные признаки которых являются практически одинаковыми .
Признаки объективной стороны (направленность деяния, причинение определённого рода последствий) позволяют установить объект преступления , те общественные отношения , интересы и блага, на которые оно посягает. Кроме этого признаки объективной стороны могут рассматриваться как квалифицирующие признаки (переводящие преступление в разряд более опасных), т.е. как признаки, дифференцирующие уголовную ответственность , либо влияющие на назначение наказания , определение его вида или размера (т.е. как признаки, индивидуализирующие уголовную ответственность) .
Общественно опасное деяние [ | ]
Деяние может быть осуществлено различными способами. Наиболее распространено физическое воздействие субъекта на других людей или на предметы внешнего мира, однако деяние может также проявляться в написании или произнесении слов (при, клевете), совершении жестов (оскорбление), а также в пассивном невыполнении возложенной на лицо обязанности.
Действие [ | ]
Действие представляет собой некое, направленное на достижение определённой цели, либо систему отдельных телодвижений, объединённых единой целью причинения вреда охраняемым законом интересам, благам и общественным отношениям , образующих систему общественно опасного поведения, систему преступной деятельности .
Бездействие [ | ]
Общественно опасные последствия [ | ]
Общественно опасные последствия (преступные последствия, преступный вред) - это имеющие объективно вредный характер изменения объекта уголовно-правовой охраны (общественного отношения , интереса, блага), возникшие в результате совершения преступного деяния .
Общественно опасные последствия в уголовном праве выполняют несколько ролей. Во-первых, от их наступления зависит окончание процесса преступного посягательства . Во-вторых, они характеризуют нарушенное преступлением состояние охраняемого уголовным законом объекта. В-третьих, они являются доступным для объективной оценки критерием определения тяжести деяния , определяющей тяжесть назначенного наказания .
Последствия могут выражаться как в прямом ущербе (экономическом или физическом), для определения которого имеются чётко установленные критерии, так и в комплексном вреде охраняемым объектам (социальном, психическом, организационном).
Причинная связь [ | ]
Причинная связь в уголовном праве - это объективно существующая связь между преступным деянием и наступившими общественно опасными последствиями , наличие которой является обязательным условием для привлечения лица к уголовной ответственности .
Лицо может отвечать только за те последствия, которые являются результатом его деяния, которые находятся с ним в причинной связи. Если причинение вреда объекту уголовно-правовой охраны обусловлено не деянием лица, а действиями третьих лиц, влиянием внешних сил, то совершённое деяние не может быть признано преступным , влекущим причинение вреда общественным отношениям .
Нормы о причинной связи редко встречаются в уголовном законодательстве (например, они содержатся в и). Попытка нормативной регламентации причинной связи в уголовном праве содержится также в, составленном в статье 2.03, состоящей из десяти пунктов с подпунктами.
Определение причинной связи в теории уголовного права имеет плюралистичный характер, существует большое число теорий причинной связи. Ввиду этого нередко западными юристами провозглашается полный отказ от каких-либо попыток дать общие правила определения наличия причинной связи. Основными историческими теориями причинной связи являются теория исключительной причинности, теория условий, адекватная теория. Также распространение получили теория риска, теория неравноценности условий и диалектико-материалистическая теория.
В российском уголовном праве применяется последняя из названных теорий, согласно которой причиной может являться лишь такое явление, которое в данных конкретных условиях закономерно вызывает наступление определённого последствия: это явление в одинаковых условиях будет с большой вероятностью порождать определённые последствия .
Факультативные признаки объективной стороны и их значение [ | ]
Факультативными признаками объективной стороны состава преступления признаются способ, место, время, обстановка, орудия и средства совершения преступления. Факультативность их определяется тем, что далеко не во всех деяниях они имеют юридическое значение и потому по общему правилу они не признаются обязательными элементами составов преступлений . Тем не менее, в отдельных случаях данные признаки могут включаться в конструкцию конкретного состава преступления, приобретая для него роль обязательных или квалифицирующих признаков . Некоторые из этих признаков также выполняют роль обстоятельств, влияющих на размер назначаемого наказания в пределах санкции соответствующей уголовно-правовой нормы .
Факультативные признаки могут называться в уголовном законе в явном виде или неявно вытекать из содержания его норм. Так, по объективным свойствам самого этого деяния может совершаться лишь во время судебного заседания, хотя прямо об этом в законе может и не говориться .
Способ совершения преступления [ | ]
Среди всех факультативных признаков состава именно способ совершения преступления наиболее часто получает отражение в законодательных конструкциях уголовно-правовых норм. Способ совершения преступления - это совокупность используемых при его совершении приёмов и методов, последовательность совершаемых преступных действий , применения средств воздействия на предмет посягательства .
Способ может быть признаком, разграничивающим составы преступлений (наиболее характерным примером являются составы хищений : кража , грабёж , разбой и т.д., различающиеся лишь способом посягательства) .
Средства и орудия совершения преступления [ | ]
Средства и орудия совершения преступления - это те предметы материального мира и процессы, которые используются для преступного воздействия на предмет преступления .
Обычно понятия «орудие» и «средство» выступают в качестве взаимозаменяемых, однако в теории уголовного права между ними проводится разграничение: орудие признаётся разновидностью средств, представляющей собой предметы материального мира. Орудиями считаются оружие и предметы, используемые в качестве такового, транспортные средства и т.д., средствами же - газ, огонь, электричество , радиоактивное излучение и т.д.
Средства и орудия преступления могут оказывать влияние на способ совершения преступления: использование определённых средств и орудий преступления в определённой обстановке достаточно часто определяет характеристики способа совершения преступления .
Следует учитывать, что одна и та же вещь в одних преступлениях может выступать в качестве орудия совершения преступления, а в других - в качестве предмета посягательства . Например, один и тот же пистолет может выступать предметом контрабанды и орудием убийства. Если деяние осуществляется с использованием некоей вещи, то она выступает в качестве орудия преступления. Если деяние направленно воздействует на какую-то вещь или осуществляется в связи с какой-то вещью, она играет роль предмета преступления .
— это указано в правовой норме конечно материального мира со свойствами общественных отношений, которые испытывают или ставятся под угрозу негативных изменений вследствие общественно опасного посягательства
Предмет является факультативным признаком состава преступления Как необходимый признак состава преступления предмет выступает лишь в том случае, когда он непосредственно указанный в диспозиции нормы или однознач чно следует из его содержания Например, в ч1 ст 199 УК Украины предусмотрена ответственность за незаконное изготовление, хранение, перевозка, сбыт государственных ценных бумаг есть уголовная ОТВЕТС ьнисть наступает за незаконное изготовление, хранение, перевозка или сбыт именно государственных ценных бумаг Указанные в диспозиции этой нормы действия с негосударственными ценными бумагами не образуют указанного ст аду в связи с отсутствием раз предмета (ответственность за такие действия предусмотрена ст 224 УК) Этот пример показывает, что квалификация преступных деяний зависит от правильного установлен ния предмета преступления В тех составах преступления, где предмет является обязательным признаком, он устанавливается раньше других признаков Если диспозиция нормы Особенной части Уголовного кодекса имеет бланкетний характе р, перечень предметов преступления приводится в нормативных актах, к которым отсылает уголовный закоьний закон.
Различия объекта от преступления объект — обязательный элемент состава, а — факультативная признак объекта; объекту преступлением вред наносится, а предмету — нет; объект — это только общественные отношения, а предметом ет — вещь материального мир.
Предмет преступления отличается от преступного влияния и предмета общественных отношений Предмет — факультативная признак объекта преступления, а предмет преступного влияния и предмет общественных отношений — это одни из элементов общественных отношений; преступления — это вещь материального мир ту, а предмет преступного влияния и предмет общественных отношений могут быть не только вещью, но и ценностью Иногда они могут совпадать (имущество при краже).
Определение предмета преступления имеет важное практическое значение для отграничения его от средств и орудий совершения Одна и та же вещь может быть как предметом, так и орудием (чем, разнообразно ни инструменты и т.д.).
Орудие отличается от предмета тем, что они не находятся в связи с теми общественными отношениями, на которые осуществляются посягательства Орудия преступления — это вещи, с помощью которых совершается преступление Предмет преступления — факультативная озн приказом объекта преступления, а орудия и средства — факультативная признак объективной стороны состава преступленияну.
Статья состоит из четырех частей, содержащих заборонювальни нормы Родовым и непосредственным объектом урегулированные законом общественные отношения собственности Дополнительными необходимыми непосредственными объектами выступают здоровье, психическое или физическое неприкосновенность человека, его личная свобода Дополнительными факультативными непосредственными объектами выступают жизнь, честь, достоинство человека и т.д.
Конференция ЮрКлуба
орудия это разновидность средств совершения, представляющие предметы материального мира, применяемые непосредственно для осуществления преступного деяния
Под средством совершения надо понимать предметы и приспособления, а также физические, химические и биологические процессы необходимые для совершения преступления, или, хотя бы облегчающие его совершение.
Существует точка зрения, рассматривающая орудие, как разновидность средств совершения преступления, исходящая из того, что средства и орудия в одних случаях облегчают совершение или его сокрытие, а в других – делают невозможным их совершение без их применения.
Орудие преступления это
Порой продолжительностью преступного деяния или длительностью общественно опасных действий определяется способ совершения преступления, а то и само деяние как (см. ст. 171, 194, 198 УК).
Обстановка совершения преступления — это совокупность окружающих виновное лицо внешних обстоятельств, при которых совершается. Это среда, ситуация, в которой совершается преступное деяние.
Орудие совершения — это материальный, который использован виновным лицом непосредственно для воздействия на объект уголовно-правовой охраны.
Орудие преступления
Объективная сторона преступления - это один из элементов состава преступления. включающий в себя признаки, характеризующие внешнее проявление в реальной действительности, доступное для наблюдения и изучения. Объективная сторона преступления может также определяться как «процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, рассматриваемый
Группа давления - общественное объединение, активно добивающееся удовлетворения собственных интересов с помощью целенаправленного воздействия на структуры политической власти. Понятие «группа давления» раскрывает динамику превращения социально-групповых интересов, возникающих в гражданском обществе, в политический фактор. Группы давления - формальные объединения граждан с четко выраженной организационной структурой, устоявшимися функциями и профессиональным кадровым аппаратом (профсоюзы, церкви и т.д.). Группы давления в связи с их относительно жесткой организационной структурой могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партий. Известны случаи, когда могущественные профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли ирани- тельство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, забастовки, пикеты, шествия, митинги и т.п. Типичные способы воздействия групп давления на государственные органы: - непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти, а также в качестве функционеров управленческого аппарата; - участие членов группы в работе парламентских комиссий и подкомиссий, в межведомственных комитетах и службах; - поддержание личных контактов с членами парламента, правительства, прочими чиновниками и т.д. Эффективность деятельности группы давления во многом зависит от ресурсов, которыми она располагает (собственность, информация, квалификация и опыт, культурное влияние, национальные и религиозные связи и пр.). В отличие от политических партий, цель которых - завоевание власти, назначение групп давления заключается в оказании влияния на политику, в стремлении поддержать или помешать принятию конкретных решений государственными органами. Профессиональные союзы, ассоциации предпринимателей, союзы кооператоров, потребителей, добровольные общества и другие общественные объединения представляют собой разновидность групп давления. Группами давления можно считать и традиционно присутствующие в политике и политической деятельности тайные общества и организации (например масоны, и т.п.). Присутствие групп давления в политической жизни, с одной стороны, умножает число косвенных субъектов политики, является своеобразным дополнением к многопартийности, расширяя плюрализм, а с другой стороны, создает условия для сращивания наиболее мощных групп давления с бюрократическими и партийными группировками, усиливает корпоративные тенденции в политической системе общества. ЛИТЕРАТУРА Алескеров Ф.Т., ОртешукП. Выборы. Голосование. Партии. М., 1995. Васильев М.И. Партия, движения, политические силы - попытка деконструкции // Полис. 1992. № 5, 6. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 147-150. Демидов А.И., Федосеев A.A. Основы политологии. М., 1995. С. 217-218. Курс лекций по политологии / Под ред. М.Х. Фарукшина. Казань, 1994. Лекция 6. Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 7. С. 196-197. Основы политической науки / Под ред. В.П. Пугачева. М., 1994. Ч. 2. Гл. 11. С. 8-9. Политология / Под ред. A.A. Радугина. М., 1996. Гл. 10. С. 191. Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл. 10. С. 230-231. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С.80-82. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1997. С. 270-276. 58.
Еще по теме Группы давления:
- ДАВЛЕНИЕ ВНЕШНИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫНУЖДАЮЩЕЕ ИДТИ НА МОШЕННИЧЕСТВО ______________
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе
Вторым наиболее массовым организованным субъектом политического рынка выступают группы интересов и группы давления . Под этим понятием имеются в виду организации самого разного типа, члены которых, не претендуя на высшую в системе, пытаются влиять на нее для обеспечения своих специфических интересов . В этом их принципиальное отличие от .
В число таких групп входят:
- профсоюзы рабочих и служащих;
- фермерские (крестьянские) организации и союзы;
- профессиональные ассоциации предпринимателей;
- феминистские, экологические, правозащитные, пацифистские и т.п. движения;
- союзы ветеранов;
- философские клубы и общества и др.
Существуют различные классификации групп давления . Они могут быть:
- широкого и специализированного профиля;
- представляющие преимущественно материальные интересы и ставящие на первое место идеологические ценности и ;
- массовые и кадровые;
- частные и общественные.
В качестве приоритетных группы давления выполняют следующие две функции :
- во-первых, это селекция, обобщение, формулирование и артикуляция основных интересов своих членов;
- во-вторых, целенаправленное воздействие на институты публичной власти с целью удовлетворения особо значимых интересов.
При этом объектами этого воздействия выступают все ветви власти, но прежде всего законодательная и исполнительная, а также партии, которые эту власть контролируют. Существенное значение придается апелляции к общественному мнению и его мобилизации.
Направления воздействия групп давления на власть и ее окружение:
- Воздействие на саму власть.
- Воздействие на партии, контролирующие власть.
- Воздействие на общественное мнение, влияющее на власть.
Группы давления оказывают обществу хорошую услугу, направляя в соответствующие каналы его чаяния, которые без этого часто принимают неорганизованную и насильственную форму. Но, вместе с тем, группы давления могут приводить и к дезорганизации общества.
Обычно выделяют четыре типа возможных дисфункциональных последствий деятельности групп давления:
- общественный протекционизм, т.е. тенденция групп требовать сохранения достигнутых позиций и прав;
- управленческий застой, когда действия и инициативы правительства блокируются;
- отрицание коллективной дисциплины, т.е. каждая группа стремится переложить на других бремя национальных расходов;
- изменение в соотношении сил, т.е. равновесие между различными интересами может быть нарушено, так как каждая группа обладает неравными средствами влияния.
С понятием групп давления тесно связано понятие «лоббизм» , или «лобби» . В самом широком смысле оба эти понятия чаще всего употребляются в качестве синонимов. Как специализированный вид деятельности «лобби» — это воздействие любого юридического или физического лица, предпринимающееся чаще всего за плату, на процессы принятия административных и законодательных решений в пользу другого юридического или физического лица .
В качестве легальных лоббистская деятельность принимает формы:
- выступлений на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента;
- представления проектов законов и других нормативных актов, результатов научных исследований и экспертиз;
- проведения пропагандистских кампаний в печати и других органах СМИ;
- организации демонстраций, маршей, пикетирования и т.д.
К нелегальным (уголовно наказуемым) действиям относятся:
- взятка как разовый акт или подкуп законодателя либо чиновника на длительный срок;
- шантаж, тиражирование заведомо ложной или искаженной информации и др.
В западных странах лоббистская деятельность регулируется специальным законодательством, что придает ей характер легальной деятельности, вытекающей из конституционного права граждан обращаться с петициями в органы власти. В России пока доминирует так называемый «дикий лоббизм», в основе которого лежит такое явление, как политическая коррупция.
Коррупция - крайний метод скрытого давления на власть. Причем индивидуальная коррупция становится все более редкой в мировой практике, особенно в прямой форме. Чаще существует угроза коллективной коррупции путем финансирования партий и избирательных кампаний. В то же время в западных странах используется целый комплекс мер по ее предотвращению. В отношении избирательной кампании — это гласность расходов на ее проведение, установление их потолка и финансирование за счет государства. В отношении лоббирования — практика регистрации лоббистов и жесткий правовой контроль их деятельности и др.
Политические интересы
Политические интересы — это выражение потребностей общества, социальной группы, политической организации, движения в социальной и политической сфере. Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным действиям, например участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов и т. д.
Политические отношения возникают не сами по себе, а по поводу того или иного интереса. Например, основными объектами международных отношений являются национальные, региональные и глобальные интересы. В свою очередь, национальный интерес понимается как конфликтное двуединство государственного и общественного интересов, так как внутренняя политика общества-государства является результатом взаимодействия внутренних интересов различных политических сил.
Интересы объединяют и разъединяют народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Определяя приоритеты международной политики, англичанин Пальмирстон сказал следующее: «У нас нет вечных соперников и вечных врагов, вечны для нас только интересы», — считают англичане.
Интерес является одним из основных факторов, мотивирующих любой вид социальной и политической деятельности. С помощью понятия «интерес», по мнению М. В. Ильина, «концептуализируется универсальная основа любой целенаправленной деятельности, политического по природе функционального императива целедостижения». Интересы служат источником, мотивом, побуждающим к определенным целенаправленным действиям, например к участию в выборах, организации и проведению митинга, работе политических институтов, захвату (удержанию) власти и т. д.
- во-первых, именно политические интересы в обобщенной форме выражают актуальные политические потребности субъектов и обусловливают их действия;
- во-вторых, политические интересы отражают диалектику всеобщего, особенного и частного интереса, являются всеобщей формой социального интереса, определяющего характер и направленность политической деятельности;
- в-третьих, содержание политического интереса формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости, политической активности, веса в обществе;
- в-четвертых, политические интересы, будучи производными от социальных и экономических потребностей, реализуясь в политической деятельности, стимулируют развитие социально-экономической сферы;
- в-пятых, в политических интересах непосредственно отражается отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом;
- в-шестых, политические интересы являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций.
При всем многообразии социальных и политических предпочтений именно понятием «интерес» можно в обобщенном виде выразить все многообразие потребностей, целей, ценностей и позиций субъектов политики в обществе. Другого такого обобщающего понятия в общественной жизни и в политике не существует. Да и само понятие «политика» определяется через понятие «интерес» (конфликт интересов — согласование интересов). По мнению известного американского политолога Р. Даля, политика есть не что иное, как сложное взаимодействие частных и групповых интересов.
Интересы объединяют и разъединяют социальные группы и институты, народы и страны, «заставляют» их сотрудничать и конфликтовать. Одни интересы выражают долговременные тенденции и перспективы общества, нации, класса, политической партии. Другие, более частные интересы выражают специфику социально-политических отношений между социальными группами и политическими институтами в процессе их взаимодействия. Следующая группа интересов имеет циклический, временной характер, например предвыборная кампания.
Интересы могут быть личными (индивидуальными), групповыми и общественными. Однако для того чтобы отстаивать свои интересы, люди должны объединяться в «группы интересов»: политические партии, общественные движения и др. Одиночный лидер в политике не имеет шансов на успех, если его не поддержат определенные социальные и политические силы, интересы которых он выражает.
Политические интересы объединяют людей, имеющих общие ценностные ориентации, потребности, взгляды, цели и разъединяют (противопоставляют) людей, имеющих несовместимые интересы. Свои особые интересы могут иметь государственные институты, политические партии, общественно-политические организации и движения, группы интересов и др.
Группы интересов представляют собой преимущественно добровольные организации и объединения, стремящиеся реализовать свои особые корпоративные интересы через государственные институты и опосредованно через партии, парламентские фракции или средства массовой информации.
К сожалению, в настоящее время на российском политическом поле наиболее сплоченными и активными являются группы интересов олигархических кланов, политических землячеств, силовых структур, коррумпированного чиновничества. Они активно лоббируют свои корпоративные интересы, которые нередко расходятся с интересами общества и государства.
Понятие «национальный интерес» выражает социально-политические интересы всей страны, всей нации. Национальный интерес возникает как результат взаимодействия, противодействия и конфликта политического интереса государства (правящего класса, политической системы) и интересов гражданского общества. При этом если общество не в состоянии осуществлять действенный контроль над государством, то национальный интерес будет отражать преимущественно политические интересы властвующей элиты.
Слабая организованность гражданского общества, преобладание подданнической политической культуры у большинства российских граждан не позволяет им активно и эффективно отстаивать свои интересы и отстранять от власти тех, кто печется только о своих личных или корпоративных, корыстных интересах.