Греко борьба с коррупцией. Группа государств по борьбе с коррупцией
На эстонских предприятиях потоком пошли сокращения персонала. Основные макроэкономические показатели страны ухудшаются второй год подряд. Эстония незаметно для окружающих снова входит в экономический кризис, и интрига теперь заключается в том, когда факт этого кризиса признает правительство, в прошлый раз тянувшее с этим признанием до тех пор, пока на внутренние проблемы эстонской экономики не наложились кризис общемировой.
Крупная фабрика по производству удобрений Nitrofert, расположенная в Кохтла-Ярве, объявила об остановке производства. «В настоящий момент производство не продолжается, — заявил генеральный директор Nitrofert Алексей Новиков, - если бы мы производили, мы получали бы 1,42 миллиона евро убытка в месяц». Производственные мощности Nitrofert остановлены, имущество законсервировано, а 426 работников попали под сокращение.
Сокращает работников и государственный монополист в энергетической сфере Eesti Energia. Под сокращение попадают 200 шахтеров, занятые добычей сланцев на шахте «Эстония», также расположенной близ Кохтла-Ярве. Мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев заявил, что работы для такого количества людей в регионе нет, помощи ждать неоткуда и городской бюджет придется урезать, отказываясь от социальных программ. «Да, VKG заверили, что возьмут людей после запуска остановленной фабрики и для своего нового завода, но это будут их же люди, которых сократили раньше. Чтобы увеличить добычу сланца на шахте VKG, необходимо провести подготовительные работы, это может занять до полугода, после чего, возможно, они возьмут на работу кого-то из уволенных с Eesti Energia. Для остальных сокращаемых людей, особенно работников Nitrofert, работы в регионе нет», - считает Евгений Соловьев.
В эстонской экономике, как 8 лет назад, заметны проявления назревающего кризиса, только теперь кризис начинается не с финансового, а с реального сектора, и вызван не перегревом ипотечного рынка, а проблемами со сбытом эстонской продукции.
На Эстонии отражается ухудшающаяся экономическая ситуация в регионе. Всё взаимосвязано: эстонская экономика переживает трудности, потому что впала в рецессию экономика финская, трудности Финляндии увеличивает ухудшающееся экономическое положение России, от которого становится еще хуже латвийским производителям и потребителям - и все эти кризисные проявления у соседей, опять-таки, негативно влияют на ситуацию в Эстонии. Согласно совместному исследованию EY и Oxford Economics, тяжелое положение экономик России и Финляндии в ближайшее время снизит показатели эстонского экспорта: на 2015-й год прогноз по экспорту снижен с 3,5% до 3,1%, а на 2016-й год - с 7,1% до 5,9%. «Согласно исследованию, есть риск, что ситуация между Россией и Украиной ухудшится сильнее, чем предполагалось. В том числе на 2015-й год России прогнозируют падение ВВП на 3,5%. Кроме того, в экономике Финляндии, которая является нашим важным экспортным партнером, третий год подряд наблюдается спад. На рынки Финляндии и России приходится около 27% от эстонского экспорта», - комментирует эти выводы партнер Ernst&Young Baltic Ивар Кийгемяги.
По данным Департамента статистики Эстонии, в течение года объем эстонского экспорта снизился на 6%, объем импорта в Эстонию - на 10%. При этом товарооборот между Эстонией и Россией упал за год на 42%, а в министерстве экономики и коммуникаций Эстонской республики прогнозируют, что снижение покупательской способности финнов в скором будущем негативно отразится на торговой сфере Эстонии.
В наибольшей степени кризисным тенденциям подвержены те сферы, которые задевает «война санкций»: логистика и пищевая промышленность.
Грузопоток Таллинского порта в июне этого года упал на четверть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объемы перевалки грузов за первые четыре месяца 2015 года на 21% ниже объемов 2014 года за тот же период. Грузооборот всех морских портов Эстонии за первые месяцы 2015 года упал на 27%. Экспорт эстонских молочных продуктов в первом квартале прошлого года в денежном выражении сократился на 38% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Туристический поток в Эстонию в начале года снизился на 14%, что в первую очередь связано с падением рубля.
«В минувшем году в экономике Эстонии, к сожалению, продолжался застой. Эти тенденции продолжатся и в 2015. Я прогнозирую рост ВВП в размере от нуля до 1 процента. Что же касается развития нашего предприятия, то все зависит от политики. Мы свели инвестиционные планы до нуля, подождём, посмотрим, постараемся сохранить имеющиеся объемы, роста не планируем», - комментирует ситуацию совладелец силламяэского порта, бывший премьер-министр Эстонии Тийт Вяхи. Еще один сектор экономики, в котором очевидны негативные тенденции - строительство: простой в строительном секторе в качества фактора ухудшения показателей эстонской экономики отмечает главный экономист Swedbank Тыну Мертсин.
Строительство и логистика - это как раз те сферы экономики, ухудшение положения в которых точнее всего свидетельствует о приближении кризиса.
Рост экономики Эстонии в первом квартале 2015 года оказался ниже, чем предполагали специалисты, и составил 1,2%. В целом на 2015 год прогнозы выглядят более оптимистично: прогноз Еврокомисии дает Эстонии 2,3% роста, прогноз экспертов банков SEB и Nordea - 2,2%. Однако эти прогнозы могут измениться в худшую сторону из-за неблагоприятной конъюнктуры, к которой относится уже не только положение дел в России и Финляндии, но и колебания курса евро из-за проблем Греции. Основными рисками открытой эстонской экономики по-прежнему остаются геополитические риски и связанная с ними неопределённость внешней среды, комментирует ситуацию главный экономист банка Nordea в Эстонии Тыну Пальм.
Если правительство Эстонии и правящая Партия реформ хотят избежать затягивания национальной экономики в новый кризис, им давно пора признать рост негативных тенденций и начинать разрабатывать комплекс антикризисных мер.
В прошлый раз об опасном перегреве рынка дешевых ипотечных кредитов в Эстонии говорили с 2006 года, а банкротства эстонских банков начались за несколько месяцев до коллапса американской системы кредитования и банкротства Lehman brothers, с которого официально принято отсчитывать всемирный экономический кризис. В тот раз это позволило и тогда тоже правящей Партии реформ снять с себя всякую ответственность за падение эстонского ВВП на 18,3% в 2008 - 2009 годах, назвав внутренний кризис всего лишь следствием мирового. В нынешних экономических проблемах Эстонии тоже есть доля вины эстонских политиков: они ведь так активно лоббировали в Евросоюзе политику санкций, как-то упуская при этом из виду, что вызванные санкциями экономические проблемы России бумерангом ударят по всем её соседям, не исключая и эстонцев.
Если сейчас эстонский истеблишмент не способен признать своей вины, то может хотя бы, пока не поздно, заняться исправлением последствий своей политики.
ТАЛЛИНН, 13 янв — Sputnik. Дефицит бюджета, низкое долговое бремя, снижение экспорта и рост частного потребления, повышение цен на недвижимость, увеличение военных расходов — наследие ушедшего 2016 года.
Цифры говорят
В течение 2016 года прогнозы различных международных авторитетных институтов по экономическому росту Эстонии демонстрировали американские горки — от 2,9% до 1,1%.
© Sputnik /
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечает снижение роста экономики за 2016 год всех трех стран Балтии.
© Sputnik /
В 2016 году в Эстонии была увеличена минимальная зарплата на 40 евро, до 430 евро в месяц, а не облагаемый налогами минимум доходов — на 16 евро, со 154 до 170 евро. Самые высокие средние доходы в странах Балтии, 800 евро до уплаты налогов, отмечены в Эстонии, самые низкие — в Латвии.
© Sputnik /
"Перспективы экономики Эстонии зависят от темпов восстановления внешнего спроса, но в первую очередь — от способности Эстонии нарастить производственный потенциал… возникли диссонансы — низкие темпы роста экономики, быстрый рост потребления, самая низкая со времен бума безработица, низкая производительность труда вкупе с быстрым ростом зарплат", — сказал глава Центробанка Эстонии Ардо Ханссон BNS.
А экономический эксперт Райво Варе, разъясняя причины экономических неудач, в частности эстонских государственных кампаний, призвал обратить внимание, что изначально многие вещи на нашем рынке работают не так, как бы хотелось. Мы многое просто не можем, и никогда не сможем делать так, как делают густонаселенные европейские страны. Завидовать их реалиям нет смысла, так как пытаться что-то копировать, по мнению Варе, Эстонии просто не по силам. Между тем условия работы и правила игры, в том числе и рыночной, определяются с учетом центральноевропейской действительности. На окраинах Европы другие рыночные условия, но, тем не менее, жестким образом навязываются правила центральноевропейского рынка."Мы знаем это по летному делу, — приводит пример эксперт. — Вся эпопея с Estonian Air и Nordic связана с тем, что правила игры не подходят под реальные условия рынка в наших краях".
Прежнего бума не будет
2016 год отмечен оживлением в строительном секторе Эстонии, в основном это коснулось региона Харьюмаа. Доля сделок с новой недвижимостью выросла до 29%. Цены на рынке недвижимости в Эстонии росли в начале года и стабилизировались к концу. Объем жилищных кредитов увеличился почти на 6%. Активизация строительства новых многоквартирных домов идет на фоне посткризисных лет, когда были приостановлены многие проекты. В Эстонии число плохих кредитов всего 0,2% от объема кредитного портфеля. Аналитики видят причину активности на рынке недвижимости в восстановлении занятости и низком уровне процентных ставок.
Также банковский сектор поддержал финансирование нового жилья.
В то же время изменения в банковской сфере в пользу корпоративных клиентов продемонстрировал Danske Bank, львиная доля частных клиентов которого была поглощена эстонским банком LHV.Наметившийся еще в 2015 году рост заработных плат продолжился в 2016 году. Это также поддержало рынок недвижимости. Дальнейший рост зарплат, как отмечают аналитики, возможен при увеличении оборота предприятий, а это выглядит пока проблематичным. Вторую возможность обеспечить рост зарплат в нынешнем году аналитики видят в сокращении работников за счет оптимизации процесса производства.
Цена инноваций
В 2016 году Эстонии присвоено 23-е место среди 141 страны в Глобальном индексе инновативности (Global Innovation Index). Возглавляют рейтинг Швейцария, Великобритания и Швеция, Финляндия занимает 6-е место.
Эстония участвует в производстве высокотехнологичного оборудования как часть производственной цепи. Роль страны в непосредственной разработке инновационных продуктов невелика. Для многих ведущих компаний Эстония играет роль дешевого производственного подразделения.
В IT-секторе действуют и отечественные предприятия, но исследование инновативности обнаружило низкую добавленную стоимость в этой сфере. Эстонский IT-сектор оказался преимущественно ориентирован на местный рынок. Экспорт невелик. Низкая платежеспособность внутреннего рынка ограничивает доход эстонских компаний.Стоит отметить, что в 2016 году Япония стала первой крупной страной, которая, опираясь на опыт Эстонии, ввела личный код MyNumber и основанную на нем электронную ID-карту.
А компания PKC Eesti объявила о закрытии завода в Кейла с марта 2017 года. PKC Group — это международный концерн по разработке, производству, внедрению, дизайну и интеграции электрораспределительных систем.
Тем временем международная сервисная компания Itella, принадлежащая правительству Финляндии и оказывающая услуги в сфере информационных технологий, логистики и почтовой связи, захватывает в странах Балтии сектор услуг доставки покупок из интернет-магазинов. Itella планирует открыть в Латвии 400 пунктов получения посылок, в Литве — 450, а в Эстонии — 430. Цель предприятия — стать партнером ведущих международных и местных интернет-магазинов. Амбициозное решение принято на позитивных данных за период 2013-2015 годов — в Европе объемы интернет-торговли увеличились на 25%.
Цена противостояния
Причиной низкого экспорта является слабый внешний спрос. Экспорт составляет 80% от ВВП Эстонии. Эта доля напрямую зависит от состояния дел торговых партнеров и международной конкурентоспособности эстонских производителей-экспортеров. Целевыми странами экспорта Эстонии по географическому положению остаются Россия и Финляндия. Эстонский экспорт в Россию снизился почти на 40%.
"Экономика страны не может расти только за счет внутреннего потребления. Очень важно улучшение ситуации в экспорте", — сообщил SEB в своем пресс-релизе.
© Sputnik /
Грузооборот эстонских портов упал на 4,5%, или до 30,8 миллиона тонн за 11 месяцев 2016 года.
Наполовину снизился железнодорожный транзит России в направлении Эстонии. Меняются направления грузопотоков в регионе Европы и Азии, основные артерии их проходят теперь через Беларусь и Россию. Львиная доля азиатских грузов идет через порты Санкт-Петербурга, Усть-Луги, а в странах Балтии — через порт Клайпеда.
Стратегические решения отдельных крупных компаний также вносят свою лепту в сокращение грузооборота эстонских портов. Например, руководство "Транснефти" объявило о намерении в ближайшие годы сократить до нуля поток нефтепродуктов по трубе в направлении портов Балтийских стран. Транзит нефти и нефтепродуктов через порты Балтийских стран перенаправляется в пользу российских портов на Финском заливе.
© Sputnik /
Райво Варе, говоря о снижении грузооборота в Эстонии, призывает не рассчитывать на возврат старых добрых времен. Эксперт считает, что не помогут в этом даже политические решения. Политика в меняющейся глобальной модели выступает лишь маленькой составляющей. Полностью меняется рынок и правила игры. И даже если Эстония откажется от НАТО или ЕС, войдет в Евразийское пространство, для ее экономики при сохранении старой модели бизнеса ничего всерьез не изменится.
© Sputnik /
Зато деревообрабатывающий сектор и производители мебели увеличили объем производства
до 6% и 7% за счет продажи домов и мебели на внутреннем рынке Германии.
Дороге быть
После долгих споров 18 ноября Европейское исполнительное агентство инноваций и сетей (INEA), RB Rail, эстонское Министерство экономики и коммуникаций, латвийское Министерство сообщения и литовское Министерство транспорта и связи подписали договор о строительстве Rail Baltica. Для создания скоростной железнодорожной магистрали предусмотрены 225 миллионов евро.
Газовые страсти
2016 год стал кризисным для сланцевой промышленности Европы. Viru Keemia Grupр попала под удар падающих цен на нефть и откликнулась массовыми сокращениями работников.
Для помощи сланцевому сектору правительством временно снижен налог на природный ресурс с июля 2016 года — до 0,275 евро за тонну.
В Европу прибыла первая партия СПГ из США, а ЕК озаботилась созданием девяти региональных зон, где страны разделят ответственность за формирование стратегических запасов газа и развитие инфраструктуры газопроводов между государствами. Литва отвечает за безопасность поставок газа в зоне с Латвией, Эстонией и Финляндией. Вторая зона — Германия, Польша, Чехия и Словакия. Третья — Австрия, Италия, Венгрия, Словения и Хорватия. Четвертая — Болгария, Греция и Румыния."Газпром" официально продал акции предприятий, владевших инфраструктурой торговли и транспортировки газа в Литве и Эстонии. А страны Балтии перейдут на краткосрочные контракты на поставки газа с теми продавцами, чьи условия будут наилучшими.
Литовская же компания Get Baltic, владеющая газовой биржей, объявила о планах создания единой системы торговли газом для Балтийских стран, в результате чего экспансия Эстонии и Латвии становится неизбежна.
Об Инчукалнском подземном газохранилище СМИ говорят как об основном при формировании эффективно действующего газового рынка в Балтии. С апреля 2017 года рынок газа в Латвии должен быть открыт.
Новый год в тренде ушедшего
Наступивший год принес в страну изменение налогов. Эффект от этой меры еще не проявился, пока сохраняются основные тренды года ушедшего.
"Четкого видения, что происходят болезненные изменения, что мы живем в революционные времена и нужно меняться, пока нет. Нет еще понимания и готовности ни в обществе, ни в МИДе, ни в отдельном секторе. Между прочим, к сожалению", — подытожил Райво Варе.
эстония таллин рельеф климатический
Структура народного хозяйства Эстонии по общественному совокупному продукту следующая (данные на 1981 г): промышленность -- 64,4%, сельское хозяйство -- 15,6%, строительство -- 7,3%, транспорт и связь -- 3,8%, другие отрасли материального производства -- 8,9%. Национального дохода было произведено: в промышленности -- 52,3%, в сельском хозяйстве -- 14,3%, на транспорте и связи -- 4,9%, в строительстве -- 8,5%, в других отраслях материального производства -- 20%. По величине общественного совокупного продукта и национального дохода на душу населения Эстония занимает одно из первых мест среди стран Прибалтики.
На специализацию и развитие хозяйства Эстонии влияет ее приморское положение. Эстония -- один из тех районов, где условия благоприятствуют развитию судоремонта, экспедиционного океанического рыболовства, рыбной промышленности, внешнеторговых морских перевозок и курортного хозяйства. В Эстонии развиваются отрасли промышленности, работающие на экспорт и использующие импортное сырье.
Отрасли, которые базируются на использовании местных природных ресурсов (полезные ископаемы, лес, рыба), дают около 25% валовой продукции промышленности, а отрасли, перерабатывающие привозное сырье -- около 50% валовой продукции промышленности Эстонии.
Для Эстонии особым фактором развития являются полезные ископаемые. Горючие сланцы стали основой электроэнергетической промышленности межрайонного значения. По выработке электроэнергии на душу населения Эстония занимает первое место среди Прибалтийских стран и третье в мире.
Добыча и переработка сланцев, фосфоритов, цементного сырья обусловили развитие в стране комплекса взаимосвязанных отраслей обрабатывающей промышленности. Кроме электроэнергетической промышленности развиты сланцеперерабатывающая и сланцехимическая, химическая промышленность, промышленность строительных материалов.
Продукцию этих отраслей, а также разнообразные приборы, рыбу и рыбные консервы, хлопчатобумажные ткани, трикотажные изделия Эстония поставляет в другие страны, а взамен получает автомобили, тракторы, оборудование для заводов и фабрик, нефтепродукты и природный газ, растительное масло, зерно, фрукты, виноград и вино.
В 70-е годы в Эстонии освоен выпуск полупроводниковых выпрямителей тока, приборов контроля и регулирования технологических процессов, электроизмерительных и радиоизмерительных приборов, приборов измерения механических величин, электродвигателей малой мощности, ультразвукового оборудования, мелиоративных экскаваторов, изделий из пластмасс, синтетических карбамидных смол, древесностружечных и древесноволокнистых плит и др. Расширился также ассортимент товаров народного потребления, улучшилось их качество.
Второе место в хозяйственном комплексе Эстонии занимает сельское хозяйство. На начало 1982 г. в республике насчитывалось 158 совхозов и 151 колхоз (в том числе 8 рыболовецких).
Сельское хозяйство Эстонии специализируется главным образом на молочном и мясном скотоводстве и беконном свиноводстве. Побочные товарные отрасли -- птицеводство и овцеводство, пушное звероводство и пчеловодство. Продукция животноводства составляет около 70% валовой продукции сельского хозяйства. По производству мяса и молока на 100 га сельскохозяйственных угодий Эстония занимает ведущее место среди Прибалтийских стран.
Ведущие отрасли растениеводства -- зерновое хозяйство, картофелеводство, овощеводство и садоводство. Растениеводство в основном удовлетворяет потребности животноводства в разных видах кормов.
Около 1/3 сельскохозяйственных угодий еще нуждается в расчистке от камней, 60% естественных сенокосов и пастбищ -- в мелиорацию. В настоящее время работы по мелиорации полностью механизированы. За 1971-1981гг. осушено 373,6 тыс. га земель.
В 1939 г. в сельском хозяйстве Эстонии насчитывалось 1,8 тыс. тракторов и 3 маломощных комбайна. В 1981 г. на полях Эстонии работало 19,4 тыс. тракторов, 3,5 тыс. зерноуборочных и картофелеуборочных комбайнов.
В настоящее время сельское хозяйство Эстонии полностью электрифицировано. В 1981 г. в сельском хозяйстве Эстонии было использовано 1,2 млрд. кВт ч электроэнергии (в 1939 г. -- 2,3 млн. кВт ч).
Посевные площади сельскохозяйственных культур выросли в 1981 г. по сравнению с 1970 г. на 154 тыс. га. Повысилась урожайность всех сельскохозяйственных культур. Средняя урожайность зерновых достигла 26,2 ц/га, урожайность картофеля -- 151 ц/га.
Численность поголовья крупного рогатого скота возросла с 528,4 тыс. голов в 1940 г. до 818 тыс. голов в 1981 г., поголовье свиней -- с 319,2 тыс. до 1 млн. голов. В результате длительной племенной работы, которая ведется в Эстонии уже более 100 лет, хозяйства страны располагают только высокопродуктивным племенным крупным рогатым скотом.
Повышение уровня механизации, применение новых, более рациональных методов труда в сельском хозяйстве позволило увеличить производительность труда за последние 20 лет в 3 раза.
Сельское хозяйство в Эстонии по численности занятого в нем населения долго оставалось ведущей отраслью. Еще в 1960 г. в нем было сосредоточено около 1/3 всех занятых в народном хозяйстве. По мере внедрения механизации трудоемких процессов в животноводстве и растениеводстве и постепенного укрупнения хозяйств стало возможным высвобождение рабочей силы из сельскохозяйственного производства и переход ее в другие отрасли народного хозяйства.
Эстония имеет развитую транспортную сеть. Здесь представлены все виды транспорта -- железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной, трубопроводный. Автомобильный -- наиболее развитый вид транспорта. По густоте дорог с твердым покрытием (около 550 км на 1000 кв. км) Эстония занимает первое место среди Прибалтийских стран.
Важное значение для страны, особенно во внешнеторговых перевозках, имеет морской транспорт. Главный порт Эстонии -- Таллин. Отсюда идут грузы в страны Западной и Северной Европы, и развивающие страны Африки. Существуют международные пароходные пассажирские линии: Таллин -- Хельсинки и Таллин -- Стокгольм. Речной транспорт в стране имеет местный характер.
Протяженность железных дорог общего пользования в Эстонии по данным 1981 г., составила 1009 км.
Важное значение в Эстонии приобрело внутренне авиасообщение, особенно с островами Западно-Эстонского архипелага. Воздушные связи Эстония имеет со многими странами.
С подъемом материального благосостояния населения успешно развивались профессиональная культура и народное творчество эстонского народа. Вырос общеобразовательный уровень населения, открыты и созданы новые вузы, научные и культурно-просветительные учреждения.
Москва. 29 января. сайт - Александр Владимирович, недавно прошло заседание международной организации ГРЕКО. Не могли бы вы пояснить, что это за организация, с какой целью она создана, и на каких принципах основывается ее деятельность, входит ли Россия ее состав?
Группа государств против коррупции (ГРЕКО) – международная организация, созданная Советом Европы для мониторинга соответствия законодательства и правоприменительной практики государств-участников антикоррупционным стандартам Совета Европы. ГРЕКО была учреждена Советом Европы 1 мая 1999 г. Целью ГРЕКО является помощь государствам-членам в антикоррупционных усилиях путем выявления, с помощью процедур взаимных оценок, недостатков действующих национальных антикоррупционных механизмов. В своей деятельности ГРЕКО руководствуется Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Конвенцией Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, 22 Руководящими принципами по борьбе с коррупцией Совета Европы, а также собственной наработанной практикой. В соответствии с Уставом ГРЕКО любое государство, подписавшее и ратифицировавшее Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, либо Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, автоматически становится членом ГРЕКО и берет на себя обязательства проходить процедуры оценки ГРЕКО. В настоящий момент членами ГРЕКО являются 46 государств, включая все страны Совета Европы, а также США. Россия также является членом ГРЕКО с 1 февраля 2007 г. Следует отметить, что названные международные договоры прямо устанавливают, что ГРЕКО является в отношении них контрольным механизмом.
Вы упомянули процедуры взаимных оценок, проводилась ли такая оценка российской системы противодействия коррупции? Если да, то, какие выводы были сделаны?
Российская Федерации, подписав и ратифицировав Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, стала членом ГРЕКО 1 февраля 2007 г. Соответственно 1 и 2 раунды оценок ГРЕКО Российской Федерации были запланированы на 2008 г. Россия проходила названные раунды оценки последней, так как последней присоединилась к ГРЕКО. Таким образом, при оценке Российской Федерации использовался весь опыт ГРЕКО, наработанный при оценке других 44 государств – членов ГРЕКО. То есть не приходится говорить о каких-либо специальных скидках для России. В апреле 2008 г. состоялся визит в РФ делегации экспертов-оценщиков ГРЕКО, которые на основе предварительно заполненных властями РФ вопросников на практике знакомились с системой борьбы с коррупцией в стране.
Оценщики ГРЕКО встречались с представителями администрации президента РФ, аппарата правительства РФ, Государственной Думы, правоохранительных органов, Минфина, Минэкономразвития, Росфинмониторинга, ФНС России и др., представителями СМИ. Следует отметить, что оценщики ГРЕКО встречались не только с представителями властей, но и не неправительственными организациями, в частности, российским отделением Transparency International, фондом "Индем", общественной организацией "Национальный антикоррупционный комитет" - то есть организациями, которые сложно заподозрить в особых симпатиях к властным кругам.
Тематикой совмещенного 1 и 2 раундов оценки ГРЕКО являлись: степень независимости, а также силы и средства органов, задействованных в борьбе с коррупцией; объем иммунитетов по российскому законодательству; борьба с отмыванием доходов от коррупции; антикоррупционные механизмы в сфере государственного управления; участие юридических лиц в борьбе с коррупцией. По итогам визита в Россию экспертами-оценщиками стран ГРЕКО совместно с секретариатом ГРЕКО был подготовлен проект отчета об оценке эффективности антикоррупционной системы РФ, который был вынесен на утверждение пленарного заседания ГРЕКО 1-5 декабря 2008 г. в. Страсбурге. Была дана объективная и деполитизированная оценка соответствующим аспектам российской антикоррупционной системы. По итогам заседания в финальную редакцию отчета ГРЕКО по России вошли 26 рекомендаций. Многие аспекты, по которым даны рекомендации, в той или иной степени нашли свое разрешение в новейшем антикоррупционном законодательстве, принятом по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева.
Эксперты ГРЕКО специально отметили необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях. Реализация иных рекомендаций может потребовать издания руководящих указаний пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов, ведомственных приказов, отпимизации административной практики и кадровой политики государства.
Александр Владимирович, раскройте, пожалуйста, если не секрет, содержание предложенных рекомендаций.
Во-первых, властям РФ рекомендуется разработать на базе Национального плана противодействия коррупции подробную национальную антикоррупционную стратегию, распространяющую свое действие на федеральный, региональный и местный уровни. При этом стратегия должна делать специальный акцент на предотвращении коррупции, прозрачности государственного управления, быть доступна широкой общественности для информирования общественности о стратегии и мерах по ее осуществлению. Властям России также предложено обеспечить более широкое представительство в новом совете при президенте РФ по противодействию коррупции с тем, чтобы лучше отражать интересы как регионов, так и гражданского общества.
Шесть рекомендаций ГРЕКО напрямую следуют из положений Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, и касаются совершенствования системы расследования случаев коррупции, приведения правового института конфискации коррупционных доходов и инструментов коррупционных правонарушений в соответствии с Конвенцией, а также установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения.
Известно, в России существует достаточно широкий круг лиц, обладающих иммунитетом от уголовного и административного преследования. Как смотрят на это эксперты ГРЕКО?
Эксперты ГРЕКО, основываясь на руководящих принципах по борьбе с коррупцией Совета Европы, высказались за сокращение в законодательстве категорий лиц, на которых распространяется специальная процедура привлечения их к уголовной или административной ответственности, а также за упрощение таких процедур. В частности, Группа оценщиков ГРЕКО рекомендует сократить категории лиц, обладающих иммунитетом от преследования, до минимума, необходимого в гражданском обществе; пересмотреть положения законодательства о снятии иммунитетов с целью его упрощения, выработать методические рекомендации для сотрудников правоохранительных органов и судей по применению названых положений законодательства; и установить конкретные и объективные критерии для применения палатами Федерального Собрания, Конституционным Судом или квалификационной коллегией судей при рассмотрении запросов о снятии иммунитетов, а также гарантировать, чтобы решения, принимаемые в отношении иммунитетов, были свободны от политических мотивов и основаны только на обстоятельствах соответствующего запроса и лежащего в его основе расследования.
Укреплению независимости судов и совершенствованию антикоррупционных механизмов в судебной системе РФ эксперты ГРЕКО уделили также особое внимание в своих рекомендациях. В частности властям РФ рекомендовано продолжить усилия по практическому укреплению принципа независимости судебной власти, как это предусмотрено Конституцией РФ и законодательством, в особенности, при процедурах набора и продвижения по карьерной лестнице судей и отправлении правосудия.
Традиционно острую дискуссию среди юристов и в российском обществе вызывает тема конфискации имущества? Высказывались ли эксперты ГРЕКО на этот счет?
Да. Оценщики ГРЕКО рекомендовали властям РФ рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство страны так называемой нормы "конфискации in rem" - основанной на переносе бремени доказывания законности происхождения имущества, в отношении которого имеются подозрения о его коррупционном происхождении на заинтересованное лицо – процедуры, которая давно применяется в таких странах как США, Великобритания и т.п.
Кроме того, эксперты ГРЕКО предложили разработать учебные курсы и методические рекомендации для лиц, применяющих меры по конфискации и обеспечительному аресту имущества. Однако справедливости ради надо заметить, что конфискация "in rem" - достаточно сложный правовой институт на стыке гражданского, уголовного и уголовно-процессуального права, дискуссии о котором ведутся в России на протяжении последних восьми лет. Целесообразность его введения в российской правовой системе еще подлежит обсуждению учеными и практиками.
А какова позиция ГРЕКО по предотвращению коррупцпионных проявлений?
Отдельный и обширный блок рекомендаций властям России касается антикорруцпионных гарантий в сфере государственной службы и государственного управления. В частности, ГРЕКО рекомендует гарантировать, чтобы реформа государственного управления в сфере борьбы с коррупцией была применима к широкому кругу лиц, нанятых государством чиновников; принять в приоритетном порядке подробное и конкретное законодательство о доступе к информации о деятельности органов государственной власти, а также обеспечить процедуры контроля за точным соблюдением такого законодательства; гарантировать, чтобы на практике набор на гражданскую службу был основан на принципах, установленных соответствующим законодательством (например: публичное объявление о вакансиях, справедливая конкуренция между кандидатами и предотвращение конфликта интересов) и обеспечить применение упомянутых принципов и к другим категориям госслужащих, исключить практику принятия существенных подарков в любой форме в сфере государственного управления и рассмотреть вопрос о возможности полной отмены правового основания для получения каких-либо подарков государственным служащим в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса; ввести четкие правила (методические рекомендации) для государственных служащих о сообщении о подозрениях в коррупции и ввести специальный механизм защиты лиц, добросовестно сообщающих о коррупции в сфере государственного управления, от неблагоприятных последствий, предусмотрев систематическое обучение всего соответствующего персонала.
ГРЕКО также рекомендует продолжить усилия по совершенствованию процедур административного и судебного обжалования действий и решений органов государственной власти и рассмотреть вопрос о возможности, в долгосрочной перспективе, создания специализированной системы административных судов . Эксперты ГРЕКО специально отмечают необходимость разработки и введения в действие модельного кодекса этики чиновников, который мог бы быть скорректирован в свете конкретных нужд различных сфер государственного управления.
А каким видится экспертам ГРЕКО роль в противодействии коррупции институтов гражданского общества и представителей бизнеса?
Эксперты ГРЕКО, которые считают, что неприятие коррупции должно быть встречным процессом, в том числе и со стороны представителей бизнеса, отдельно рекомендовали призвать аудиторов и других лиц, оказывающих юридические и консультативные услуги, сообщать о подозрениях в коррупции в отношении их клиентов в компетентные органы. Надо заметить, что экспертами ГРЕКО специально отмечается необходимость максимального расширения участия институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией на всех стадиях и уровнях.
И в заключение хотелось бы выделить то обстоятельство, что практически все аспекты, по которым ГРЕКО даны рекомендации, затрагиваются новейшим антикоррупционным законодательством, принятым по инициативе президента РФ Д.Медведева.
Впервые даже ведущие страны признали, что в России действительно крепко взялись за продажных чиновников.
В международном антикоррупционном рейтинге наша страна поднялась сразу на 10 позиций. В России сейчас уже осуждено почти 9,5 тысяч коррупционеров разного уровня. Первый заместитель Генерального прокурора Александр Буксман рассказал "Российской газете", как Россию приняли во влиятельную международную организацию - Группу государств против коррупции, и как там буквально под микроскопом оценивают работу наших правоохранителей, судей, чиновников и законодателей.
Александр Эмануилович, до недавнего времени казалось, что продажные чиновники совсем страх потеряли. В их среде пропало ли, наконец, чувство безнаказанности? Появилось ли у них ощущение опасности?
Александр Буксман: Усилия России против коррупции оценили. Фото:ИТАР-ТАСС
Александр Буксман: Не может не появиться. Об этом говорят даже цифры статистики. В минувшем году выявлено на 22,5 процента больше преступлений этой категории, чем в 2011 году (более 49 тысяч) и на 13 процентов больше установлено коррупционеров.
Кроме того, существенно увеличилось количество уголовных дел, которые были возбуждены по чиновникам, занимающим высокое должностное положение.
Среди самых заметных - уголовные дела о преступлениях, совершенных руководством "Оборонсервиса", "Главного управления обеспечения войск", "Росагролизинга", "Российских космических систем", работниками министерства регионального развития.
Всего за совершение коррупционных преступлений осуждено почти 9,5 тысяч человек, из них около 900 - должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. В том числе 244 главы муниципальных образований и местных администраций, а также 1159 должностных лиц правоохранительных органов, двое судей, три депутата представительных органов в регионах, 111 депутатов органов местного самоуправления.
Деятельность органов прокуратуры против коррупции также активизировалась. В 2012 году прокурорами выявлено почти 350 тысяч нарушений законов, что на 12 процентов больше, чем в 2011 году. В следственные органы прокурорами в порядке ст. 37 УПК направлено более 5,4 тысячи материалов о нарушении уголовного закона, по которым возбуждено свыше 4,5 тысячи уголовных дел, что также существенно больше, чем годом раньше.
Общественное мнение замечает все эти тысячи уголовных дел, или по-прежнему считается, что с коррупцией у нас борются только на бумаге?
Александр Буксман: Не резко и не в один день, но оценка россиян продолжительных и последовательно принимаемых мер по противодействию коррупции начала меняться в лучшую сторону. Например, согласно опросам ВЦИОМа, стало реже поддерживаться мнение о непобедимости коррупции: в 2004 году - 64 процента, в 2012 году - 50 процентов. При этом становится больше тех, кто верит в возможность преодолеть коррупцию - с 30 до 44 процентов.
Результаты борьбы с коррупцией становятся все более заметными для граждан: если в 2007 году их отмечали 36 процентов опрошенных, то сегодня - уже 45 процентов.
Россияне чаще стали отмечать и эффективность работы правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры (с 12 до 17 процентов), специальных комиссий (с 5 до 13 процентов). Одной из самых успешных признается деятельность СМИ (с 4 до 21 процента за восемь лет). Все меньше становится тех, кто считает, что успехов в борьбе с коррупцией не достигает никто (с 52 до 29 процентов за восемь лет).
Другой важной составляющей при оценке состояния борьбы с коррупцией в России является мнение международных организаций. Согласно индексу восприятия коррупции, формируемому Центром антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл, в 2012 году Россия поднялась сразу на 10 позиций, со 143-го до 133-е место, набрав 28 баллов.
А международное сообщество дает какие-то рекомендации и оценки? Ведь вы являетесь руководителем российской делегации в Группе государств против коррупции и знаете эту кухню изнутри. Есть польза от такого сотрудничества?
Александр Буксман: Эта организация, сокращенно именуемая ГРЕКО, была создана в 1999 году, для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999).
ГРЕКО помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции.
Для реализации названных целей ГРЕКО осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных несоответствий и недостатков. Механизм работы ГРЕКО заключается в проведении самими странами-участницами взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.
Работа ГРЕКО разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.
Изначально в ГРЕКО входило 17 государств-участников Совета Европы. В настоящее время их уже 49 (48 государств Европы и США). Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в 2006 году. В ГРЕКО наша страна вступила в начале 2007 года, то есть уже после того, как первый и второй раунды оценки были завершены. Поэтому мы прошли объединенную процедуру оценки по темам как первого, так и второго раундов оценки.
- Что значат эти оценки?
Александр Буксман: Первый этап оценки - это изучение различных аспектов деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции. Оценивается независимость этих органов, их компетенция, достаточность обеспечения, эффективность работы. А также обоснованность и объем предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.
В рамках второго раунда оценивались особенности национального законодательства и правоприменительной практики по выявлению, изъятию и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждению коррупции в системе государственного управления, ответственность юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.
И, наконец, третий раунд посвящен уголовно-правовой политике государства - особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений, а также прозрачности финансирования политических партий.
C 2012 года стартовал четвертый раунд оценки, в рамках которого анализируются существующие в странах-участницах ГРЕКО системы противодействия коррупции в парламенте, судейском сообществе и органах прокуратуры, однако в отношении России он будет проводиться не ранее 2014 года.
- Какие выводы по России уже сделаны?
Александр Буксман: После первых двух раундов оценки в адрес России ГРЕКО высказало 26 рекомендаций. Таким образом наша страна оказалась в непростом положении, когда в короткий срок - за 18 месяцев необходимо было принять меры по их реализации, в то время как большинству стран-членов ГРЕКО адресовалось не более 10-15 рекомендаций в рамках этих раундов.
При этом каждая из рекомендаций предполагала целую реформу в определенной области. Так, например, с учетом рекомендаций принята Национальная стратегия противодействия коррупции, неоднократно пересматривался и корректировался Национальный план противодействия коррупции, подготовлен Типовой кодекс поведения государственных служащих.
Чтобы представить масштабы проделанной работы, отмечу, что во исполнение рекомендаций Россией за довольно короткий срок принято около полутора десятка новых федеральных законов, еще в три с половиной десятка внесены изменения. Такие поправки были сделаны в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой кодекс. А чтобы реализовать эти законодательные новеллы, органами государственной власти принято более 750 нормативных правовых актов, в том числе 30 указов президента Российской Федерации.
- На какой стадии сейчас находится третий раунд оценки?
Александр Буксман: 3 раунд оценки ГРЕКО, касающийся вопросов криминализации преступных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий, был завершен в отношении России в 2012 году. В принятом на пленарном заседании ГРЕКО в марте прошлого года в докладе по итогам данного раунда в адрес России высказана в общей сложности 21 рекомендация. По числу и характеру высказанных рекомендаций, общим оценкам исследованных элементов российской системы противодействия коррупции доклад в целом сопоставим с аналогичными докладами, принятыми в отношении развитых европейских стран.
Высказанные рекомендации являются стандартными для ГРЕКО и иных международных организаций с антикоррупционной тематикой. В основном ими предлагается криминализировать торговлю влиянием, "предложение", "обещание" и "просьбу" о предоставлении неправомерного преимущества, подкуп членов международных парламентских собраний, судей и должностных лиц международных судов, а также национальных и иностранных третейских судей, включить в предмет взятки и коммерческого подкупа неправомерные преимущества неимущественного характера, распространение уголовной ответственности за коммерческий подкуп не только на лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, но и на рядовых сотрудников.
- Как европейские коллеги оценили антикоррупционную работу России?
Александр Буксман: На пленарном заседании ГРЕКО, которое прошло в Страсбурге в конце прошлого года, Россия успешно защитила итоговый отчет о выполнении рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки. В целом России засчитано полное выполнение 15 и частичное выполнение 11 рекомендаций, невыполненных не осталось. Это действительно хороший результат. Однако мы не намерены останавливаться на достигнутом прогрессе. Впереди нас ждет дальнейшая работа: отчет по третьему раунду оценки - по вопросам криминализации коррупционных деяний и обеспечения прозрачности финансирования политических партий и четвертый - по предупреждению коррупции среди парламентариев, судей и прокуроров.
Как вообще выглядит Россия в Группе государств против коррупции на фоне других европейских стран? Не смотрят на нас предвзято?
Александр Буксман: Сегодня позиции России на международном антикоррупционном треке весьма сильны. Особенно на фоне ряда стран, признанных ГРЕКО "не выполняющими" ее рекомендации, прежде всего, в рамках третьего раунда оценки. К примеру, считается, что в таких странах, как Дания, Бельгия, Швеция и Германия уровень коррупции очень невысок. Вместе с тем эти страны нередко попадают в число нарушителей установленного порядка выполнения рекомендаций ГРЕКО.
Наконец, еще одним показателем эффективной работы российской делегации и возросшего авторитета России на международной арене стало избрание в декабре 2011 года в состав руководящего органа ГРЕКО - Бюро - российского представителя. Им стал заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Аслан Юсуфов. Кстати, по приглашению Генеральной прокуратуры России следующее заседание Бюро ГРЕКО состоится в Москве в мае этого года.
- ГРЕКО - это единственная подобная организация или есть и другие?
Александр Буксман: Как я уже говорил, ГРЕКО занимается оценкой европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.
Однако указанная конвенция - не единственный подобный международный документ в области противодействия коррупции. Не менее важное значение имеет, к примеру, Конвенция ООН против коррупции, принятая в Нью-Йорке 31 октября 2003 года и ратифицированная Россией в 2006 года.
В отношении данной Конвенции действует схожий оценочный механизм, который был запущен в 2009 года. Генеральная прокуратура России также является ответственным ведомством в рамках данного процесса.
- Конвенция ООН сильно отличается от антикоррупционного механизма Совета Европы?
Александр Буксман: Прежде всего необходимо отметить, что Россия с самого начала принимала активное участие в разработке как самой Конвенции, так и механизма оценки ее выполнения, в том числе специального программного обеспечения.
Первый цикл обзора рассчитан на пять лет и посвящен оценке выполнения государствами-участниками положений Конвенции, касающихся криминализации, правоохранительной деятельности и международного сотрудничества.
Сначала проводится "кабинетный обзор", который основывается на ответах на комплексный контрольный перечень вопросов для самооценки и на дополнительной информации, предоставленной государством, в отношении которого проводится обзор.
После получения результатов кабинетного обзора государством участником, в отношении которого проводится обзор, Секретариат организует телефонную конференцию или видеоконференцию для правительственных экспертов государств-участников, проводящих обзор (определяемых путем жеребьевки) и государства-участника, в отношении которого проводится обзор. В ходе конференции правительственные эксперты представляют свои части кабинетного обзора и разъясняют сделанные выводы.
По договоренности кабинетный обзор может быть дополнен другими средствами, такими как посещение страны или проведение совместной встречи в отделении ООН в Вене.
На заключительном этапе процесса обзора правительственные эксперты готовят проект странового доклада об обзоре и направляют его государству-участнику, в отношении которого проводится обзор. В докладе указываются успешные результаты и виды практики, а также определяются трудности и приводятся комментарии в отношении осуществления Конвенции.
Секретариат направляет проект странового доклада об обзоре государству, в отношении которого проводится обзор, для получения согласия. В случае несогласия проводится диалог между государством, в отношении которого проводится обзор и правительственными экспертами для достижения консенсуса в отношении окончательного варианта доклада. Затем готовится и согласовывается резюме доклада, содержащая краткие выводы по результатам проведенного обзора.
- На какой стадии сейчас этот механизм в отношении России?
Александр Буксман: В настоящее время правительственными экспертами обозревающих нас стран - это Украина и Эквадор, завершена подготовка итогового доклада об оценке выполнения Российской Федерацией глав III "Криминализация и правоохранительная деятельность" и IV "Международное сотрудничество" Конвенции ООН против коррупции, согласованы его краткое резюме и рекомендации.
Как показал анализ проведения оценок в рамках ооновского механизма в отношении других стран, процесс обзора России был одним из самых быстрых и качественных.
Нами проделана объемная работа, итогом которой стала подготовка подробного доклада по Российской Федерации.
Для участия в ней со стороны России была специально сформирована группа российских правительственных экспертов под руководством Генеральной прокуратуры, в которую вошли представители Администрации Президента, ФСБ, МВД, Минюста, МИДа и Росфинмониторинга. В работе над докладом принимали участие также эксперты Верховного Суда, Следственного комитета, Минфина и Минэкономразвития России.
В итоге подавляющее большинство норм Конвенции признаны реализованными в российском законодательстве, а высказанные рекомендации по совершенствованию российской системы противодействия коррупции не требуют существенных изменений законодательства и правоприменительной практики.
Сравнительное изучение уже подготовленных и распространенных ООН докладов по ряду европейских стран, в том числе участвующих в работе ГРЕКО, в частности, Швейцарии, Финляндии, США, показало, что высказанные в их адрес рекомендации больше по количеству и жестче по характеру предложенных мер, чем те, что высказаны в адрес России.
Это позволяет говорить о том, что подготовка российского доклада в рамках ооновского механизма ознаменовала значительные достижения России в области имплементации международных антикоррупционных стандартов за всю историю.
Для чего вообще России нужно участвовать в подобных оценочных механизмах? Нам разве недостаточно национального законодательства?
Александр Буксман: Во-первых, мы приводим свое национальное законодательство в соответствие с самыми высокими европейскими стандартами. Параллельно с законодательством совершенствуется и правоприменительная практика. Вместе они создают прочную и эффективную систему противодействия коррупции.
В конечном же счете вся эта работа влияет на положение России на международной арене. Причем, хотел бы подчеркнуть, не только в антикоррупционной области.
То, как у нас ведется борьба с коррупцией, интересует не только граждан нашей страны и различных экспертов, но и организации других стран, их бизнес-структуры. Международный рейтинг России напрямую влияет на ее инвестиционную привлекательность, от которой, в свою очередь, зависит эффективность рыночной экономики. А это уже наше с вами качество жизни. Именно поэтому вопросам борьбы с коррупцией, и в том числе на международной арене, придается столь важное значение.
- Как участие в подобных международных организациях может повлиять на уровень коррупции в нашей стране?
Александр Буксман: Конкретно их влияние определить невозможно, поскольку такое воздействие оказывается комплексно всей системой мер противодействия коррупции, в которой международное взаимодействие является лишь одним из звеньев.
Вместе с тем, результаты работы правоохранительных органов в 2012 году в целом свидетельствуют о положительных подвижках в области борьбы с коррупцией. Однако несмотря на все положительные тенденции, очевидна необходимость дальнейших шагов по противодействию коррупции. Поэтому работа в области международного антикоррупционного взаимодействия, включая участие в деятельности ГРЕКО, оценочном механизме Конвенции ООН против коррупции и других будет продолжена.