Елоховская площадь (XIX век). Елоховская площадь
Вашему вниманию предлагается набор из 16 открыток, на которых представлены виды Старой Москвы.
Размер карточек: 145 х 115 мм.
87 руб
Третья книга из серии путеводителей о Москве, издаваемых историко-культурологическим интернет-проектом "Москва, которой нет". На этот раз читателю предлагается совершить увлекательную прогулку от Воскресенских ворот по Большой Дмитровке, Страстному и Петровскому бульварам до Трубной площади. Авторы не изменяют себе, они все так же зовут заглянуть в переулки, дворы и подворотни. Потому что настоящий старый город спрятан именно там. Книга проиллюстрирована редкими фотографиями и будет интересна самому широкому кругу читателей.
659 руб
111 руб
Альбом "Москва в плакате" впервые наиболее полно представляет тематическую коллекцию русского плаката, отражающего все важнейшие исторические этапы развития Москвы с конца XIX века до начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и демонстрирующего место и роль Москвы в политической, военной, социальной, научной, промышленной, торговой, культурной и спортивной жизни нашей страны.
Альбом включает 112 плакатов из собрания Российской книжной палаты, государственных и частных собраний, изданных в период с 1884 года по май 1941 года. Большая часть листов со времени своего выхода из печати не переиздавалась и публикуется в специализированном альбомном издании впервые. Отдельные листы сохранились у нас в стране в единственном экземпляре и представляют исключительную редкость.
Альбом адресован широкому кругу читателей.
1519 руб
Издательство "Искусство-XXI век" по многочисленным просьбам читателей осуществило репринтное издание самых редких томов знаменитой серии "Памятники архитектуры Москвы".
Первые четыре тома серии выходили в издательстве "Искусство" с 1980 по 1994 год тиражами 50000 экземпляров. Тиражи 5 и 6 томов не превышали 4000 экземпляров, поэтому эти две книги превратились в библиографическую редкость уже в момент выхода в свет.
Книги воспроизведены с максимальной точностью по изданиям 1998 и 2000 годов.
4650 руб
Кремлевский Дворец съездов
Кремлевский Дворец съездов - один из крупнейших общественных сооружений столицы. Здесь проходили XXII XXIII, XXIV и XXV съезды КПСС, Всемирный конгресс миролюбивых сил и многие другие события, имеющие важнейшее общественно-политическое значение для нашей страны и для всего мира. Кандидат архитектуры Н.А.Пекарева рассказывает об этом самом молодом здании кремлевского ансамбля, о его архитектурном облике, интерьерах, о творческих поисках авторского коллектива, который за проектирование Дворца был удостоен Ленинской премии.
159 руб
Археология Москвы. Древние и современные черты московской жизни
Эта книга посвящена самым "свежим" археологическим находкам в Москве, сделанным за последние несколько лет в рамках программы "Моя улица". Ее автор Леонид Кондрашев - главный археолог столицы, который, как никто другой, знает обо всех значимых археологических открытиях Первопрестольной.
Работы по благоустройству города проводились в самом сердце столицы: в Гостином дворе и Зарядье, на Бульварном кольце и Лубянке, на Петровке, Пречистенке, Арбате... И это далеко не полный перечень тех знаковых мест, который был досконально изучен археологами. Среди находок - фундаменты стен и церквей, "слух" у Китайгородской стены, мост к воротам Варварской башни Кремля, остатки бревенчатых мостовых, коллекторы и колодцы, старинные клады, берестяная грамота, кабак XVIIIвека и многое, многое другое. Были обнаружены даже артефакты каменного и бронзового веков! Автор книги уверен: благодаря последним археологическим открытиям, историкам придется пересмотреть реальный возраст Москвы.
Книга подробно рассказывает обо всех найденных древностях, которые представляют интерес не только для специалистов, но и для широкого круга людей, интересующихся историей, культурой, духовной жизнью и повседневным бытом москвичей в разные периоды.
Об авторе: Леонид Кондрашев - заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы, главный археолог столицы, кандидат исторических наук, авторитетный ученый.
Жанр
: история, археология
О книге
: В книге автор подробно рассказывает обо всем, что было найдено за последние годы в самом сердце столицы: в Гостином дворе и Зарядье, на Бульварном кольце и Лубянке, на Петровке, Пречистенке, Арбате - в период масштабной программы по благоустройству города «Моя улица». Он говорит о самых "свежих" находках, ставших сенсацией, исторических реликвиях, способных пошатнуть традиционные представления об истории Первопрестольной, сохранившихся фрагментах древней столицы и не только.
Особенности
: Автор рассказывает как о мелких артефактах, которых за два года существования программы было найдено более 10000, так и о крупных археологических объектах в руинах: остатках старых зданий, фортификаций, оборонительных стен города, фундаментах и основаниях церквей. Среди таких: "слух" у Китайгородской стены, мост к воротам Варварской башни Кремля, остатки бревенчатых мостовых, коллекторы и колодцы, старинные клады, берестяная грамота, кабак XVIII века и многое, многое другое.
409 руб
Поиск по сайту:
Елохово, Москва
Елохово - историческое название местности, примыкавшей к Немецкой слободе. Находится в районе площадей Елоховской и Разгуляй, улиц Спартаковской и Старой Басманной.Название местности происходит от находившегося в этой местности села Елох (Елохово, Ехалово). Все эти названия, как полагают, являются искажением слова "ольха", которое, по уверению словаря Даля, произносилось как "елоха".
По преданию в 1469 году в этом селе родился знаменитый юродивый Василий Блаженный.
По имени села была названа проходившая здесь улица - Елоховская, которую в 1919 г. переименовали в Спартаковскую, но не в честь команды Спартак и не в честь знаменитого предводителя восставших рабов, а по названию немецкой революционной организации "Спартак", ставшей ядром будущей компартии Германии. Хотя, наверное сама организация была названа все-таки в его честь.
И что удивительно: в 90-е годы в центре Москвы почти всем переименованным после Революции улицам были возвращены их исторические названия, иногда весьма незначительные и не шибко исторические, а вот Елоховскую обошли. Может быть испугались спартаковских фанатов? А может члены комиссии сами в душе спартачи? Бог весть.
Елохово на карте
Доехать до Елоховской площади:
ст. метро Комсомольская
авт.122, до ост. "Елоховская пл." (4 ост.)
ст. метро
ст. метро Электрозаводская (Арбатско-Покровская)
трол.22, трол.25, до ост. "Елоховская пл." (7 ост.)
Доехать до площади Разгуляй:
ст. метро Красные Ворота (Сокольническая)
трол.24, до ост. "Пл. Разгуляй" (3 ост.)
ст. метро Комсомольская
авт.122, авт.40, до ост. "Спартаковская ул." (3 ост.)
ст. метро Электрозаводская (Арбатско-Покровская)
трол.22, до ост. "Спартаковская ул." (8 ост.)
До храма от метро Бауманская (Арбатско-Покровская) пешком по Бауманской и Спартаковской улицам - 400 м.
Конечно, главной достопримечательностью этой местности является, расположенный здесь Елоховский собор. Так он зовется в просторечьи, а его полное название - Кафедральный собор Богоявления в Елохове.
Ранее, на этом месте стояла деревянная церковь Владимирской Богоматери, в приходе которой в 1468 году, как раз и родился Василий Блаженный. Позднее церковь была заменена каменным каменным храмом, который несколько раз перестраивался. В этом храме в 1799 году был крещён Александр Сергеевич Пушкин.
Храм не был закрыт в годы советской власти, несмотря на то, что в 1935 году Бауманский райсовет постановил открыть здесь кинотеатр, а в 1936 г. здание предполагалось снести «в связи с реконструкцией Елоховской площади. Блее того, середине 30-х годов прошлого века сюда была перенесена кафедра патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), ставшего впоследствии патриархом. Фактически, до возрождения Храма Христа Спасителя, это была главная церковь столицы.
Перед храмом находится небольшой, уютный скверик, кстати тоже исторический - разбит на Елоховской площади в 1914 году. А в нем памятник Н.Э. Бауману.
Памятник выдающемуся революционеру Н. Э. Бауману установлен в 1931 году, скульптор Б.Д. Королёв (1885-1963 гг.).
На лицевой стороне постамента вырублена надпись: "Николай Эрнестович Бауман. 1873-1905" и слова В.И. Ленина, сказанные им о Баумане: "Пусть послужат почести оказанные восставшим народом его праху залогом полной победы восстания и полного уничтожения проклятого царизма"
.
На боковых сторонах постамента расположены три бронзовых барельефа, показывающих наиболее яркие эпизоды жизни революционера-подпольщика: первый посвящен исключительному по смелости побегу искровцев из Лукьяновской тюрьмы Киева, который был организован Бауманом; под ним - текст: " т. Бауман был арестован в 1902 году по делу организации "Искры" и бежал из Киевской тюрьмы вместе с 10 товарищами" .
На втором изображен узник в камере и высечен текст: "Н.Э. Бауман за активную революционную деятельность в Петербурге был арестован в 1897 году и находился в заключении 22 месяца в Петропавловской крепости"
.
В сквере стоит не только памятник, но и скамейки, на которых можно отдохнуть, почитать или отоспаться почти что на природе.
Вот, на первом снимке отдыхает культурный человек - ботинчки снял и спит себе. А на другом, не очень воспитанный, как говорится: влез грязными копытами на лавку.
Ресторан «Разгуляй»
Разгуляем называлась местность в районе одноименной площади. Здесь, на распутье четырех дорог, стояло кружало (кабак) под названием "Разгуляй". Кружало это при Екатерине II заменилось затем трактиром (более высокий разряд питейного заведения) . В конце XVIII столетия трактир этот сделался любимым пристанищем московских гуляк.
К услугам посетителей были все удовольствия бесшабашного разгула: песенники, цыгане, музыканты и полному разгару удовольствий являлись цыганки-солистки, и пир шел горой.
Все это кануло в вечность, но название за местностью Разгуляй осталось. Даже советская власть, с ее маниакальным стремлением к переименованиям, почему-то оставило это "старорежимное" название.
Ну, и конечно в новые времена, грех было не поставить в этом месте ресторан с таким броским названием. И поставили.
Это красивое, старинное здание на Спартаковской (Елоховской) улице - Библиотека им. А. С. Пушкина № 112. Открыта 15 мая 1900 г. к столетию со дня рождения поэта. Размещается в усадебном комплексе XVIII-XIX вв.
Здание МГСУ–МИСИ
Году в двухтысячном или чуть позже я был в одном городке, расположенном в нескольких сотнях километров к югу от Москвы. Не буду называть его, чтобы не обидеть местных жителей. Так вот, там почти ничего не осталось от старины. Город страшно распахала Отечественная. А до нее и после постарались прорабы совстроя, украсившие улицы и площади серыми бетонными коробками...
Городок испытал расцвет в ту пору, когда степной юг был пылающим порубежьем Московского государства – в XVI и XVII столетиях. Тогда здесь была деревянная крепостица, башни, жили бдительные стрельцы, дворяне, специалисты по стрельбе из тяжелых ружей – почти пушек – «затинных пищалей», а «сторожи» уходили далеко на юг, отыскивая следы врага на беспокойных степных шляхах. В эпоху Российской империи граница шагнула аж к Черному морю, жизнь тут успокоилась, и город-пограничник превратился в сонное провинциальное захолустье, богатое лавками, купеческими домами, особнячками местных дворян, храмами…
Теперь тут безобразие и срам. Церковка – одна, маленькая, и не поймешь, как ее называть: то ли полуразрушенная, то ли полувосстановленная, и денег на ее окончательное восстановление не хватает, хотя на одной из центральных улиц столичный банк недавно отгрохал колизейных размеров офис… На это средства нашлись. Тут все – в трещинах, здесь и там стоят дома горелые и заброшенные, мостовая испещрена рытвинами, бетонная брусчатка на площадях окантована травяными ростками, на окраинах – руины заводиков, всюду – те самые безобразные коробки совстроя, обветшалые донельзя. Город выглядит как песня о нищете, и тем он поход на десятки, сотни маленьких других городов и ПоГосТов европейской части России. Но в людях всё еще живет мечта о лучшей доле. Чудом сохранился особняк XIX века самой простой и в тысячах копий размноженной архитектуры: белые колонны у входа, ровный треугольник фронтона над ними… Когда я посещала город, этот дом пребывал в скверном состоянии: обшарпанный, изувеченный трещинами, с пятнами отвалившейся штукатурки. Что хорошего может быть со старинным особняком, когда туда вселилось отделение милиции? Но именно туда подъехали два автомобиля со свадьбой, вышла невеста, за нею жених и свидетели с цветами… Они вышли и встали рядом с белыми колоннами, желая сфотографироваться в том месте, которое – одно на весь город! – сообщает им нечто о существовании иной, более красивой, более устроенной жизни.
Я навсегда запомнил ту сцену. Прогуливаясь по Москве, я часто ее вспоминаю. Да, столице России тоже крепко досталось от строителей сталинской и хрущевской поры, да очень многое изгажено и разрушено. Да, и сейчас застройщики ничтоже сумняшеся убивают добрую московскую красу. Но все-таки еще очень многое осталось от того Великого города, каким была Москва в старину. При последних Рюриковичах, первых Романовых, в XVIII веке, когда здесь любило жить оппозиционное престолу дворянство, а потом в XIX-м, когда переустройством Москвы занялось богатое купечество. В Москве было красиво, и в Москве кое-что осталось красивым. Для колоссального мегаполиса, каким является Москва в наши дни – это именно «кое-что». Но если бы можно было заповедные уголки русской столицы собрать воедино, то из них сложился бы, наверное, город небольших размеров…
Пречистенка. Остоженка. Ивановская горка. Замоскворечье. Никольская. Знаменка. Рождественка. Дмитровки. Никитские. Басманные. Патриаршие пруды. Поварская. Солянка. Бульвары. Таганка. Лефортово. Окрестности Новослободской. Царицыно. Коломенское. Кусково. Останкино. Да еще много, много всего: разве перечислишь каждую улицу, каждый переулочек, каждый дом, носящий отпечаток благородной старины?
И – поставить рядом тот самый обшарпанный особнячок с районным отделением милиции… Да Москва фантастически богата историей, просто жители ее, даже коренные москвичи, порой не представляют себе, каким богатством они обладают! Как правило, уже миновав юные годы, человек задумывается о своих корнях, оглядывается, определяет для себя ту почву, из которой он вырос и сформировался. И далеко не всякий москвич научен, где и как ему отыскать эту самую почву в собственном городе, где ощутить, как череда поколений связывает его семью с теми, кто жил тут при последнем государе или, скажем, во времена изгнания Наполеона из России, в «век золотой» Екатерины, при князе Пожарском или же в юную эру Ивана Калиты.
Один из таких оазисов старины – Елоховская площадь. Она далеко не столь известна, как Коломенское, Замоскворечье или Патриаршие пруды. Но эта старинная площадь хранит очарование имперской провинции – когда у Москвы отъяли право называться стольным городом, передав его Санкт-Петербургу, но сила и богатство отнюдь не вытекли из города, они продолжали наполнять его до краев.
Здесь сходятся Новорязанская, Бакунинская улица и Елоховский переулок. Эта местность поздно вошла в черту города – только в XVIII столетии. Еще при Дмитрии Донском Москва далеко не доходила досюда. Здесь располагалось село Елохово, а кругом стояли заросли ольхи («елохи»), рядом же протекал ручей Ольховец. Лишь в XVI тут выросла Елоховская дворцовая слобода.
Самое величественное здание площади – Елоховский Богоявленский собор. На его месте раньше стояла церковь 1717 года (в ней крестили А.С. Пушкина), и зодчие нового храма кое-что оставили от этой постройки. Нынешний собор завершили возводить в 1845 году по проекту знаменитого архитектора Е.Д. Тюрина, а потом еще восемь лет занимались отделкой, так что полное освящение произошло только в 1853-м, а в 1889-м здание незначительно перестроили. Громада Елоховского собора стала одним из символов Москвы и, кроме того, это было одно из самых крупных церковных зданий города. Впрочем, не только было, но и остается по сию пору... Мало кто знает, что треть издержек на возведение этого гиганта покрыта московским купцом В.И.Щаповым, и позже щедро дававшим средства на нужды собора. В 30-х годах, когда множество храмов было закрыто или даже разрушено, Елоховский храм принял честь великую и – по тем временам – опасную, став патриаршим кафедральным собором. Эта честь перешла от него к Успенскому собору Кремля лишь в начале 90-х. Ну а тогда, в 30-х, статус кафедрального собора был своего рода «терновым венцом», вечно грозившим местному духовенству муками от властей. Даже патриарха в ту пору не было – лишь патриарший местоблюститель... Позднее Бог вложит советским властям добрые побуждения в души, и во главе Церкви вновь появится патриарх. Владыка Сергий Страгородский скончался в 1944-м, уже будучи в патриаршем сане, и его похоронили именно здесь. Через много лет Елоховском же соборе нашел пристанище прах другого первоиерарха нашей Церкви – Алексия II. А с 1947 года тут покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского (XIV век).
Богоявленский собор передает своим архитектурным убранством дух имперской, дворянско-купеческой Москвы времен Николая I. Это поистине могучая постройка стиля ампир с громадным куполом в центре и еще четырьмя – на башенках – по углам. Камень собора как будто дышит мощью города, житейской крепостью люда, белокаменную населяющего, прочностью купеческого и ремесленного исповедания веры. Здесь, в этом месте, у входа в храм, древние корни Москвы чувствуются с особой силой. Да, Елоховский собор построен по архитектурной моде середины XIX столетия. Но тяжесть его, прихотливость и основательность роднят храм с церквями допетровской эпохи гораздо больше, чем с сухими, рассудочными классицистическими церковными зданиями второй половины XVIII века. Это ведь совершенно невесомая субстанция – дух города. И даже талантливый архитектор иногда ловит его, иногда не может схватить… Так вот, Евграф Тюрин эту самую «московскость» самым очевидным образом поймал.
Ампирную громаду собора венчает традиционное русское пятиглавие, символизирующее в православной традиции Господа в окружении четырех евангелистов. И пусть архитектурная отделка здания весьма далеко от пятиглавого Успенского собора в Московском кремле, ставшего образцом для множества храмовых построек допетровской России, пусть еще того далее она и от величия Успенского собора во Владимире – старшего брата кремлевского Успения. Пусть. Но родство меж ним все-таки очевидно. Все три сверкают огромными шеломами своими, все три сочетают устремленность глав соборных к небу с тяжкой устойчивостью, крепким, трезвым, полнокровным «стоянием на земле». Эстетические вкусы эпох, разделенных многими веками, наложили отпечаток на убранство трех разных церковных зданий. Но основа, ради которой они воздвигались, – мистическое приближение к Христу, вера, пронизывающая корнями пласты русских столетий, -- сохранилась и сохранила неприкосновенным базовый смысл, вложенный зодчими в планы этих соборов. Во всех трех случаях ум побеждается верой и служит ей, во всех трех случаях он не имеет никаких шансов на главенство в этом диалоге, но у него не отымается права на рациональное высказывание.
А Москва не-рациональна. Не-логична. Жизнь ее в большей степени постигается интуицией, да еще благим упованием на Бога. И Богоявленский собор, ушедший от холодного ratio, приблизившийся к теплу древних святынь наших, мил Москве, он – плоть от плоти Порфирогениты.
Перед входом в Елоховский собор – маленький уютный дом Богоявленского частного народного училища. Здание это, привычных желто-белых цветов, дошло до наших дней с XVIII столетия. А за ним раскинулся скверик: скамеечки, пенсионеры с газетами, мамы с колясками, парочки... Хотя, конечно, «раскинулся» -- несколько не точное слово. Он занимает пятачок – пятачок тишины среди рыкающих столичных магистралей.
Сквер называют Пушкинским. Это имя он перенял от «Городской бесплатной библиотеки имени А. С. Пушкина», открытой здесь в 1900 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Под нее Московская городская дума отдала усадебный комплекс XVIII – XIX столетий, отлично сохранившийся. Первой попечительницей библиотеки была старшая дочь поэта, Мария Александровна Гартунг.
А «по флангам» площади добротные, со вкусом возведенные дореволюционные дома соседствуют с громадами времен советской власти. Соседствуют, но не уступают елоховский оазис поздним эпохам.
Между 1918 и 1992 годами Елоховскую площадь называли Бауманской (Баумановской) – по имени революционера, убитого неподалеку в 1905 году. Потом историческое название площади вернули, а о названии советских времен напоминает лишь памятник Бауману, стоящий посреди сквера.
Елоховская площадь – одно из маленьких сокровищ столицы. Если видеть в Москве ларец, наполненный всякой всячиной под самую крышку, то в нем советские гвозди, детальки от сломанного плеера и легкие алюминиевые монеты соседствуют с драгоценностями работы старых мастеров. И где-то на самом дне укрылся от небережных рук неприметный перстень с прекрасной жемчужиной – Елоховская площадь.
Площадь была образована в XIX веке, а название получила по находившемся в этой местности села Елохово и Елоховской дворцовой слободе.
История возникновения
С XIV века в этой местности было расположено село под названием Блох, Елохово, Ехалово. Все эти названия, как полагают, являются искажением слова «ольха», произносившегося ранее как «елоха». В этих местах протекал ручей Ольховец, берега которого, вероятно, были заросшие ольхой. По другой версии, «ольхой» называлось болотистое, мокрое место. Ручей Ольховец являлся притоком реки Чечеры, через которую был сооружен мост (разобран в 1919 году).
В XVII веке здесь образовалась Елоховская дворцовая слобода. В конце XVII века была возведена деревянная Богоявленская церковь, которую заменили на каменную в 1717-м.
Во второй половине XVIII века Елохово вошло в черту Москвы. К 1845 году был построен современный Богоявленский храм, отделка которого продолжалась еще восемь, а полное освящение состоялось в 1853 году. Пятикупольный храм был одним из самых грандиозных церковных сооружений Москвы и с середины 1930-х годов до восстановления храма Христа Спасителя являлся кафедральным собором столицы. На стене у входа в собор установлена мемориальная доска, на которой указано, что здесь в 1799 году был крещен великий русский поэт А. С. Пушкин.
В 1931 году в сквере у Елоховской площади был установлен памятник революционеру Н. Э. Бауману (скульптор Б. Д. Королев).
В 1918 - 1928 годы Елоховская площадь Москвы была переименована в Баумановскую, в 1928 -1992 годы называлась Бауманской в честь революционера Н. Э.Баумана, который был убит 18 октября 1905 года в окрестностях Елоховской площади. В 1992 площади вернули ее историческое название.
- Зеленый салат с курицей Салат с зеленым салатом и курицей
- Рыба запеченная в духовке с картошкой — лучшие проверенные рецепты
- Красный творог эремсек: польза, приготовление, рецепты Как делать корт для губадии
- Этот пирог является одним из самых знаменитых десертов в Швейцарии и экспортируется по всему миру Швейцарский ореховый пирог рецепт