Общественное движение в России во второй половине XIX века.
В историю России XIX век вошел, как период социально-экономических изменений. На смену крепостнической системе пришел и прочно утвердился капиталистический строй, аграрный экономический строй сменялся промышленным. Коренные изменения в экономике влекли за собой изменения и социуме – появились новые слои общества, такие как буржуазия, интеллигенция, пролетариат. Эти слои общества все сильнее заявляли свои права на общественную и экономическую жизнь страны, шел поиск путей их самоорганизации. Традиционный гегемон общественной и экономической жизни - дворянство не могло не осознавать необходимости перемен в экономике, и как следствие – в социальной и общественно-политической жизни страны.
В начале столетия именно дворянству, как самому просвещенному слою общества, принадлежала ведущая роль в процессе осознания необходимости перемен в общественно-экономическом укладе России. Именно представители дворянства создали первые организации, ставящие перед собой не просто замену одного монарха другим, но изменение политического и экономического строя страны. Деятельность этих организаций вошла в историю как движение декабристов.
Декабристы.
"Союз спасения" – первая тайная организация, созданная молодыми офицерами в феврале 1816 года в Петербурге. Она насчитывала не более 30 человек, и представляла собой не столько организацию, сколько клуб, объединивший людей, желавших уничтожить крепостное право и вести борьбу с самодержавием. Ни четких целей, ни тем более методов их достижения у этого клуба не было. Просуществовав до осени 1817 года, «Союз спасения» был распущен. Но в начале 1818 года его же членами был создан «Союз благоденствия». В него вошло уже коло 200 военных и гражданских чинов. Цели этого «Союза» не отличались от целей предшественника – освобождение крестьян и проведение политических реформ. Наступило понимание с методами их достижения – пропаганда среди дворянства этих идей и поддержка либеральных намерений правительства.
Но в 1821 году тактика организации изменилась – мотивирую тем, что самодержавие не способно к реформам, на московском съезде «Союза» было решено свергнуть самодержавие вооруженным путем. Изменилась не только тактика, но и сама структура организации – вместо клуба по интересам были созданы законспирированные, четко структурированные организации – Южное (в Киеве) и Северное (в Санкт-Петербурге) общества. Но, несмотря на единство целей – свержение самодержавия и отмена крепостного права – между этими организациями не было единства в будущем политическом устройстве страны. Эти противоречия отразились в программных документах двух обществ – «Русской правде» предложенной П.И. Пестелем (Южное общество) и «Конституции» Никиты Муравьева (Северное общество).
П. Пестель видел будущее России как буржуазной республики, во главе с президентом и двухпалатным парламентом. Северное общество во главе с Н. Муравьевым предлагало в качестве государственного устройства конституционную монархию. При таком варианте император, как государственный чиновник, осуществлял исполнительную власть, законодательная власть находилась у двухпалатного парламента.
По вопросу крепостного права оба лидера сходились в том, что крестьян освобождать нужно. Но вот наделять их при этом землей или нет – это было предметом споров. Пестель считал, что наделять надо, отобрав землю и слишком крупных землевладельцев. Муравьев считал, что не надо – достаточно будет огородов и двух десятин на двор.
Апофеозом деятельности тайных обществ стало восстание 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге. По сути, это была попытка государственного переворота, последняя в череде переворотов, сменявших императоров на Российском престоле на протяжении XVIII столетия. 14 декабря, в день коронации Николая I, младшего брата Александра I умершего еще 19 ноября, заговорщики вывели на площадь перед Сенатом войска, всего около 2 500 солдат и 30 офицеров. Но, по ряду причин, решительно действовать они не смогли. Восставшие так и остались стоять в «каре» на Сенатской площади. После продолжавшихся весь день безрезультатных переговоров между восставшими и представителями Николая I, «каре» было расстреляно картечью. Много восставших было ранено или убито, все организаторы были арестованы.
К следствию было привлечено 579 человек. Но всего 287 были признаны виновными. 13 июля 1826 г. пятеро руководителей восстания были казнены, еще 120 были осуждены на каторгу или поселение. Остальные отделались испугом.
В историю эта попытка государственного переворота вошла как «восстание декабристов».
Значение движения декабристов в том, что оно дало импульс развитию общественно-политической мысли в России. Будучи не просто заговорщиками, а имея политическую программу, декабристы дали первый опыт политической «внесистемной» борьбы. Идеи, изложенные в программах Пестеля и Муравьева, нашли отклик и развитие у следующих поколений сторонников переустройства России.
Официальная народность.
Восстание декабристов имело и еще одно значение – оно породило ответную реакцию власти. Николай I был серьезно напуган попыткой переворота и за годы своего тридцатилетнего правления сделал все, что бы она не повторилась. властями был установлен жесткий контроль за общественными организациями и настроением в различных кругах общества. Но карательные меры были не единственным, что могла предпринять власть для недопущения новых заговоров. Она попыталась предложить свою общественную идеологию, призванную сплотить общество. Ее сформулировал С. С. Уваров в ноябре 1833 года при вступлении в должность министра народного просвещения. В своем докладе Николаю I он достаточно емко преподнес суть этой идеологии: «Самодержавие. Православие. Народность».
Суть этой формулировки автор трактовал так: Самодержавие - исторически сложившаяся и устоявшаяся форма правления, переросшая в устой жизни русского народа; Православная вера – хранитель нравственности, основа традиций русского народа; Народность – единство царя и народа, выступающее гарантом от социальных потрясений.
Эта консервативная идеология была принята в качестве государственной и власть успешно ее придерживалась все правление Николая I. И вплоть до начала следующего столетия эта теория продолжала успешно существовать в российском обществе. Идеологией официальной народности было положено начало русскому консерватизму, как части общественно-политической мысли. Запад и Восток.
Как бы ни старалась власть выработать национальную идею, поставив жесткие идеологические рамки «Самодержавия, Православия и Народности», именно в годы правления Николая I зародился и сформировался как идеология русский либерализм. Первыми его представителями были клубы по интересам в среде зарождавшейся русской интеллигенции, получившие названия «западники» и «славянофилы». Это были не политические организации, а идейные течения единомышленников, в спорах создававших идейную платформу, позже на ней возникнут полноценные политические организации и партии.
К славянофилам себя относили писатели и публицисты И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин, К. Аксаков и другие. Наиболее яркими представителями лагеря западников были П. Анненков, В. Боткин, А. Гончаров, И. Тургенев, П. Чаадаев. Солидарны с западниками были А. Герцен и В. Белинский.
Оба эти идеологические течения объединяла критика существующего политического строя и крепостного права. Но, будучи солидарными в признании необходимости перемен, западники и славянофилы по-разному оценивали историю и будущее устройство России.
Славянофилы:
- Европа исчерпала свой потенциал, и будущего у нее нет.
- Россия – это отдельный мир, в силу своей особенной истории, религиозности, ментальности.
- Православие - величайшая ценность русского народа, противостоящая рационалистическому католицизму.
- Деревенская община - основа нравственности, не испорченная цивилизацией. Община – опора традиционных ценностей, справедливости и совести.
- Особые отношения между русским народом и властью. Народ и власть жили по не писанному договору: есть мы и они, община и власть, у каждого своя жизнь.
- Критика реформ Петра I – реформирование России при нем привело к нарушению естественного хода ее истории, нарушило общественный баланс (договор).
Западники:
- Европа – это и есть мировая цивилизация.
- Нет самобытности русского народа, есть его отсталость от цивилизации. Россия долгое время была «вне истории» и «вне цивилизации».
- положительно относились к личности и реформам Петра I, его главной заслугой считали вхождение России в лоно мировой цивилизации.
- Россия идет по стопам Европы, поэтому должна не повторять ее ошибок и перенимать положительный опыт.
- Двигателем прогресса в России считали не крестьянскую общину, а «образованное меньшинство» (интеллигенцию).
- Приоритет свободы личности над интересами власти и общины.
Общее между славянофилами и западниками:
- Отмена крепостного права. Освобождение крестьян с землей.
- Политические свободы.
- Неприятие революции. Только путь реформ и преобразований.
Дискуссии между западниками и славянофилами имели огромное значение для становления общественно-политической мысли и либерально-буржуазной идеологии.
А. Герцен. Н. Чернышевский. Народничество.
Еще большими критиками официальной идеологи консерватизма, чем либеральные славянофилы и западники, были представители революционно - демократического идеологического течения. Наиболее яркими представителями этого лагеря были А. Герцен, Н. Огарёв, В. Белинский и Н. Чернышевский. Предложенная ими в 1840 – 1850 годах теория общинного социализма заключалась в том, что:
- Россия идет по своему историческому пути, отличному от Европы.
- капитализм – не характерное, а значит не приемлемое для России явление.
- самодержавие не вписывается в социальный строй русского общества.
- Россия неизбежно придет к социализму, минуя стадию капитализма.
- крестьянская община – прообраз социалистического общества, а значит, Россия готова к социализму.
Метод социальных преобразований - революция.
Идеи «общинного социализма» нашли отклик в среде разночинной интеллигенции, с середины XIX века начавшую играть все более заметную роль в общественном движении. Именно с идеями А. Герцена и Н. Чернышевского связано движение, в 1860 – 1870 годах вышедшее на передний план российской общественно-политической жизни. Оно будет известно как «Народничество».
Целью этого движения было коренное переустройство России на основе социалистических принципов. Но вот по способам достижения этой цели единства среди народников не было. Выделялись три основных направления:
Пропагандисты. П. Лавров и Н. Михайловский. По их мнению, социальная революция должна быть подготовлена пропагандой интеллигенции среди народа. Отвергали насильственный путь переустройства общества.
Анархисты. Главный идеолог М. Бакунин. Отрицание государства и замена его автономными обществами. Достижение цели через революцию и восстания. Непрерывные мелкие бунты и восстания готовят большой революционный взрыв.
Заговорщики. Лидер – П. Ткачев. Представители этой части народников считали, что не просвещение и пропаганда готовит революцию, а, революция даст народу просвещение. Поэтому, не теряя времени на просвещение, нужно, создав тайную организацию профессиональных революционеров, захватить власть. П. Ткачев считал, что сильное государство необходимо – только оно способно превратить страну в большую коммуну.
Расцвет деятельности народнических организаций пришелся на 1870 годы. Наиболее массовой из них была «Земля и воля» созданная в 1876 г., она объединяла до 10 тыс. человек. В 1879 году произошел раскол этой организации, камнем преткновения стал вопрос о методах ведения борьбы. Группа во главе с Г. Плехпновым, В. Засулич и Л. Дейчем, выступавшая против террора как способа ведения борьбы, создала организацию «Черный передел». Их оппоненты, Желябов, Михайлов, Перовская, Фигнер, выступали за террор и физическое устранение представителей власти, в первую очередь царя. Сторонниками террора была организована «Народная воля». Именно члены «Народной воли» с 1879 года совершили пять покушений на Александра II, но только 1 марта 1881 им удалось достичь своей цели. Это стало концом как для самой «Народной воли», так и для других организаций народников. Руководство «Народной воли» в полном составе было арестовано и по приговору суда казнено. К суду по делу убийства императора было привлечено более 10 тыс. человек. От такого разгрома народничество уже не оправилось. Кроме того, крестьянский социализм как идеология к началу XX исчерпал себя – крестьянская община, преставала существовать. На смену ей пришли товарно-денежные отношения. Капитализм бурно развивался в России, все глубже проникая во все сферы жизни общества. И как на смену крестьянской общине пришел капитализм, так и на смену народничеству пришла социал-демократия.
Социал-демократы. Марксисты.
С разгромом народнических организаций и краха их идеологии, революционное поле общественно-политической мысли не осталось незаполненным. В 1880 годах в Россия познакомилась с учением К. Маркса идеями социал-демократов. Первой русской социал-демократической организацией стала группа «Освобождения труда». Она была создана в 1883 году в Женеве эмигрировавшими туда членами организации «Черный передел». Группе «Освобождение труда» принадлежит заслуга в переводе на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса, что позволило их учению быстро распространиться в России. Основа идеологии марксизма была изложена еще 1848 в «Манифесте коммунистической партии» и к концу века не изменилась: на острие борьбы за переустройство общества выходил новый класс – наемные рабочие на промышленных предприятиях – пролетариат. Именно пролетариат совершит социалистическую революцию, как неизбежное условие перехода к социализму. В отличии от народников, марксисты понимали социализм не как прототип крестьянской общины, а как следующий за капитализмом естественный этап развития общества. Социализм – это равноправие на средства производства, народовластие и социальная справедливость.
С начала 1890 годов в России один за другим возникают социал-демократические кружки, их идеологией и был марксизм. Одной из таких организаций стал созданный в Петербурге в 1895 году «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Основателями его были будущие лидеры РСДРП – В. Ленин и Ю. Мартов. Целью этой организации было пропаганда марксизма и содействие рабочему стачечному движению. В начале 1897 года организация была ликвидирована властями. Но уже в следующем, 1898 году, на съезде представителей социал-демократических организаций в Минске была заложена основа будущей партии, окончательно оформившуюся в 1903 году на съезде в Лондоне в РСДРП.
В XIX в. в России обостряется общественно-политическая борьба.
После 1815 г. происходит зарождение движения декабристов, что было связано с внутренними процессами, происходившими в России в это время. Основными причинами возникновения революционной идеологии и тайных революционных организаций явилось понимание того, что сохранение самодержавия и крепостничества гибельно для дальнейшего развития России, невозможна эффективная общественная деятельность на благо страны, не вызывала удовлетворения аракчеевская реакция. Идеология европейских революционеров и декабристов, их стратегия и тактика во многом совпадали. Выступление декабристов в 1825 г. стоит в одном ряду с европейскими революционными процессами. Характер их движения можно определить как буржуазный.
В общественном движении России существовала своя специфика. В стране фактически не было буржуазии, способной бороться за осуществление демократических преобразований. Народ был необразован, в большинстве своем сохранял монархические иллюзии. Его политическая инертность накладывала отпечаток на всю политическую историю России до кон. XIX в.
Революционная идеология, требование более глубокой модернизации страны в нач. XIX в. было принадлежностью исключительно передовой части дворянства, которая по существу выступала против интересов своего класса. Круг революционеров был крайне ограничен: в основном, представители высшего дворянства и офицерского корпуса. Оторванные от всех классов и сословий России, они вынуждены были придерживаться узко заговорщицкой тактики, что обусловило слабость дворянских революционеров и их поражение.
Первой политической организацией в России считается «Союз спасения», возникший в 1816 г. В нем впервые появились революционная программа и устав, получившие общее название «Статут». Численность общества не превышала 30 чел., что делало недостижимой поставленную цель: принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию. В январе 1818 г. был создан «Союз благоденствия», насчитывавший около 200 чел. Вскоре после роспуска «Союза» в 1821 г. создаются новые декабристские организации – Северное и Южное общества. Оба общества собирались действовать совместно. Это были довольно крупные революционные политические организации. Их руководители создали несколько хорошо теоретически разработанных проектов будущего устройства России. Основными документами декабристов стали «Конституция» Н.М. Муравьева (1795–1843) и «Русская Правда» П.И. Пестеля (1793–1826). «Конституция» отражала взгляды умеренной части революционеров, «Русская Правда» – радикальной.
После смерти Александра I в ноябре 1825 г. руководители Северного общества, решив воспользоваться ситуацией междуцарствия, разработали план восстания в Петербурге. Оно было назначено на 14 декабря – день принятия Сенатом присяги Николаю (1796- 1855). Но декабристы избрали бессмысленную тактику выжидания, что и привело их к поражению. Несмотря на поражение, движение декабристов и их выступление были значительными явлениями истории России. Впервые была совершена попытка изменить социальную и политическую систему, разработаны программы революционного преобразования и планы будущего устройства страны. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на весь дальнейший ход русской истории.
Сер. 20-х гг. XIX в. явилась гранью в истории русского общественного движения, в котором выделились 3 основных направления: консервативное, либеральное и революционное.
Консервативное (охранительное) направление стремилось сохранить существующий строй и его «незыблемые основы» – самодержавие и крепостное право. «Теория, официальной народности», выдвинутая С.С. Уваровым (1786–1855), противопоставляла правительственную идеологию идеям и программам декабристов.
Представители либерального направления проповедовали необходимость умеренных преобразований эволюционным путем, т.е. путем реформ и просвещения. Отвергая революцию, либералы боролись за углубление реформ, расширение прав местного самоуправления, соблюдение законности, созыв общероссийского представительства. Видными теоретиками либерализма были ученые-правоведы К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин. С либеральными требованиями в России выступала в основном не буржуазия, а депутаты дворянских собраний и земств, представители высшей школы, адвокатуры и печати. При всех различиях взглядов консерваторов и либералов оба направления объединяло одно: решительное неприятие революции.
Целью революционного направления в общественном движении был качественный скачок, насильственное преобразование основ общественного устройства. Социальной базой революционного движения являлась разночинская интеллигенция (выходцы из обедневшего дворянства, духовенства, мещанства), численность и общественная роль которой значительно выросли в результате реформ 1860 – 1870-х гг. Основы «русского социализма» были разработаны А.И. Герценом. Опорой нового общественного строя должна была стать крестьянская община. Леворадикальные деятели: А.И. Герцен (1812–1870), В.Г. Белинский (1811–1848), Н.П. Огарев (1813–1877) склонялись к революционным методам борьбы. Подобные взгляды имели члены кружка В.М. Буташевича-Петрашевского (1821–1866) и Кирилло-Мефодиевского общества.
В своем развитии революционное движение 2-ой пол. XIX в. прошло ряд этапов. 1860-е гг. отмечены деятельностью разрозненных интеллигентских кружков (наиболее крупная группа – «Земля и воля»), пытавшихся вести революционную пропаганду и в отдельных случаях прибегавших к политическому террору (рис. 72). На рубеже 1860–1870-х гг. складывается идеология народничества, в которой выделяются «бунтарское» (М.А. Бакунин), «пропагандистское» (П.Л. Лавров) и «заговорщическое» (П.Н. Ткачев) направления. Потерпев неудачу во время «хождения в народ», революционное народничество переходит к террору (группа «Народная воля») и к сер. 1880-х гг. гибнет под ударами полиции. Традиционную тактику пропаганды пыталась продолжить группа «Черный передел», также разгромленная полицией. В 1880-е – нач. 90-х гг. в народничестве доминирует либеральное крыло, стремившееся воплотить в жизнь социалистические идеалы мирным путем. В те же годы в России началось распространение марксизма (группа «Освобождение труда»), рассматривавшего промышленный пролетариат в качестве главной силы социалистической революции.
Особую позицию в общественном движении занимали консерваторы (журналисты М.Н. Катков и В.П. Мещерский, публицист К.Н. Леонтьев, ученый-правовед и государственный деятель К.П. Победоносцев), выступавшие и против революционеров и против либералов. По мысли консерваторов, начала всесословности и политической демократии ослабляли государственную власть и подрывали общественную стабильность в России. К консерваторам нередко примыкали сторонники самобытного развития России – поздние славянофилы (Ю.Ф. Самарин, И.С. Аксаков) и почвенники (Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов).
К крестьянской реформе Россия подошла с крайне отсталым и запущенным местным (земским, как тогда говорили) хозяйством. Медицинская помощь в деревне практически отсутствовала. Эпидемии уносили тысячи жизней. Крестьяне не знали элементарных правил гигиены. Народное образование никак не могло выйти из зачаточного состояния. Отдельные помещики, содержавшие для своих крестьян школы, закрыли их сразу же после отмены крепостного права. О проселочных дорогах никто не заботился. Между тем государственная казна была истощена, и правительство не могло своими силами поднять местное хозяйство. Поэтому было решено пойти навстречу либеральной общественности, которая ходатайствовала о введении местного самоуправления. 1 января 1864 г. был утвержден закон о земском самоуправлении. Оно учреждалось для руководства хозяйственными делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделен, для организации продовольственной помощи населению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений.
Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными – уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать население особым сбором.
Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавалось три избирательных съезда.
Как правило, в земских собраниях преобладали дворяне. Несмотря на конфликты с либеральными помещиками, самодержавие считало поместное дворянство своей основной опорой.
На аналогичных основаниях в 1870 г. была проведена реформа городского самоуправления. Попечительству городских дум и управ подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом. Выборы в городскую думу проводились по трем избирательным съездам (мелких, средних и крупных налогоплательщиков). Рабочие, не платившие налогов, не участвовали в выборах. Городской голова и управа избирались думой. Городской голова возглавлял и думу, и управу, координируя их деятельность.
Одновременно с земской реформой, в 1864 г., была проведена судебная реформа. Россия получила новый суд: бессословный, гласный, состязательный, независимый от администрации. Судебные заседания стали открытыми для публики.
«Консервативная модернизация» Александра III.
Протекционистская политика ужесточилась в конце 80-х гг., и особенно после 1892 г., когда министром финансов стал Сергей Юльевич Витте . С его приходом, государство стало более активно участвовать в создании российской промышленности и транспорта. Так, в 80-е гг. государство само стало строить ЖД. В 1880-1890 гг. продукция крупной промышленности России выросла на 36%. В 80-е годы промышленности, создаваемой по последнему слову западной техники. Т.о., западный капитализм сумел вооружить царское самодержавие орудиями и средствами, достаточными для осовременивания страны. Но стоило воздержаться от неправомерной идеализации свершившегося обновления. Капиталистическое производство оказалось не в состоянии охватить, а главное, преобразовать общественное хозяйство всем его объеме, не удалось и внедрить культуру.
Оформление марксистского течения в русском общественном движении.
Марксистское течение получило оформление с момента создания Плехановым группы "Освобождение труда " (1883 г.), приступившей к пропаганде и распространению марксизма, к разработке программных положений российской социал-демократии.
Утверждение в России воинствующего марксизма, начало которому положил Плеханов, продолжил В.И. Ленин. Став марксистом, Ленин сыграл огромную роль в распространении марксизма. В результате его целенаправленной работы по сплочению разрозненных социал-демократических кружков и групп была создана российская социал-демократическая рабочая партия - РСДРП (процесс формирования партии, охвативший 1898-1903гг, завершился на II съезде РСДРП). Свою ближайшую цель эта партия видела в свержении царизма и установлении демократической республики; конечную - в установлении диктатуры пролетариата и построении социалистического общества.
Однако с самого начала в РСДРП возникли две фракции - крайне левых радикалов (большевиков ), изначально нацеленных на захват власти, и умеренных марксистов (меньшевиков ), ориентировавшихся на опыт западных социалистических партий.
Развитие капитализма в России ускорило формирование рабочего класса, разорявшиеся крестьяне. Положение русского рабочего в этот период отличалось полным юридическим бесправием, сверхпродолжительным рабочим днем постоянные штрафы, травматизм на производстве (связанный с отсутствием техники безопасности). В случае болезней, несчастных случаев и старости рабочие не имели никаких социальных гарантий, плохо обстояло дело с обеспеченностью жильем. Все это сказывалось на активности рабочих, которая уже в 60-70-е годы стала проявляться в виде стихийных выступлений. В 60-е годы наблюдались волнения на заводах Урала и в центральных губерниях Растущая рабочая активность, а затем и возникновение русской социал-демократии становятся важным явлением в русском общественном движении пореформенной России.
С увеличением численности и концентрации пролетариата, начинали создаваться первых рабочих организаций: май 1875 г. в Одессе возник "Южнороссийский союз рабочих" во главе с Е.О. Заславским. Основная цель - свержение существовавшего в стране политического строя путем насильственного переворота. Декабрь 1878 г. в С.-Петербурге образовался "Северный союз русских рабочих" (во главе с В.П. Обнорским и С.Н. Халтуриным). Организация выпустила программный документ - воззвание "К русским рабочим", в котором ясно указывалось на необходимость политической борьбы. В воззвании говорилось о необходимости отмены частной собственности на землю и установлении общинного землевладения, создании рабочих ассоциаций для организации производства. Уже в январе следующего года правительство произвело аресты членов организации. С.Н. Халтурин сумел избежать ареста и занялся впоследствии террором (организация взрыва в Зимнем дворце). В 1880 г. члены организации выпустили первый номер рабочей газеты ("Рабочая заря"), однако типография была разгромлена, а номер газеты конфискован, что фактически означало прекращение деятельности организации.
Именно в 80-е годы в России наблюдается переход от разрозненных выступлений пролетариата к массовому рабочему движению. Среди выступлений начала 80-х годов следует выделить стачки на Ярцевской мануфактуре Хлудова в Смоленской губернии, табачных фабриках в Баку (1881), забастовки на Кренгольмской мануфактуре (1882), Жарардовской мануфактуре в Царстве Польском (1883) и др.
Наиболее крупным выступлением рабочих России в середине 80-х годов явилась Морозовская стачка (1885), которая отличалась не только размахом, но и организованностью и стойкостью. Рабочие, доведенные до отчаяния тяжелыми условиями труда, предъявили владимирскому губернатору требования, включавшие установление государственного законодательства, регламентирующего отношения фабриканта и рабочих, что придало стачке политическую окраску. Руководители стачки (П. Моисеенко, Л. Абраменков и др.) были участниками рабочего движения 70-х годов. Путем многочисленных арестов и высылки рабочих правительству удалось восстановить работу на фабрике. Состоявшийся затем судебный процесс заставил говорить о стачке всю Россию. Правительство было вынуждено издать в 1886 г. новый фабричный закон, несколько ограничивавший произвол предпринимателей в отношении найма, увольнения и штрафов. Вместе с тем устанавливалось уголовное наказание участникам и особенно руководителям стачек.
80-90-е годы - переходный период от революционно-демократического к пролетарскому этапу освободительного движения в России. Появились новые идеи, нашедшие отражение в программных и тактических установках. В эти годы происходит распространение марксизма и создаются первые русские социал-демократические группы и кружки.
Важную роль сыграла первая марксистская организация – группа "Освобождение труда", созданная Г.В. Плехановым в Женеве в 1883 г. Группой переводились и распространялись произведения К. Маркса и Ф. Энгельса.
В борьбе с народнической идеологией взгляды группы "Освобождение труда" постепенно завоевывали сторонников в России, способствовали развитию в стране социал-демократического движения. Почти в то же время, что и группа Плеханова, в России возникли первые марксистские кружки. Деятельность их была направлена на распространение социал-демократических идей среди наиболее передовых рабочих и интеллигенции. Она не была тесно связана с рабочим движением и носила замкнутый характер, имея довольно ограниченный состав участников. Среди этих кружков и групп была группа, возглавляемая студентом Петербургского университета болгарином Димитром Благоевым ("Партия русских социал-демократов").
В Петербурге в 1885-1886 гг. существовала группа, П.В. Точисского ("Товарищество санкт-петербургских мастеровых"). В конце 80-х - начале 90-х годов вела пропаганду группа М.И. Бруснева. Кроме Петербурга марксистские кружки существовали в Москве, Киеве, Одессе, Вильне и др. городах. В Казани с кружком, возглавляемым Н.Е. Федосеевым в 1888-1889 гг., был связан В.И. Ленин.
Хаякава (Япония), 705 год
Японский отель (онсэн) у горячего источника. Гравюра Тоёхары Тиканобу. 1890-е годы The Museum of Fine Arts, Houston
Общий вид отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © pop-picture.blogspot.com
Приватная ванна под открытым небом отеля «Нисияма онсэн кэйункан» в наши дни © Keiunkan Inn
Одна из ванн отеля «Нисияма онсэн кэйункан» с водой из горячего источника в наши дни © pop-picture.blogspot.com
До 2011 года старейшим отелем мира (и старейшей компанией вообще) счи-тал-ся японский традиционный отель-рёкан Рёкан — тип постоялого двора, а позднее оте-ля, который отличают простые комнаты с татами вместо кроватей и наличие горячего источника, при котором имеется баня для гостей. «Хоси». Он был открыт в городе Ко-мацу в 717 году и на протяжении 13 веков предлагал посетителям прожи-вание рядом с горячими источниками. Титул старейшего был присвоен ему в 1994 го-ду Книгой рекордов Гиннесса, после чего «Хоси» даже вступил в так назы-вае-мый клуб «Енох» Клуб «Енох» — неофициальная организация, возникшая во Франции в 1981 году и получи-вшая свое название в честь ветхозаветного патриарха Еноха, прожившего, согласно Биб-лии, 365 лет. , объединяющий компании, возраст которых насчи-тывает более 200 лет. Однако в 2011 году представители Книги рекордов Гин-не-сса пе-ресмотрели свое решение и отдали титул старейшего отеля рёкану Nishiyama Onsen Keiunkan («Ни-сияма онсэн кэйункан») в поселке Хая-кава в цент-раль-ной части Японии. С момента основания этого отеля в 705 году им владеет уже 53-е поколение одной семьи, а сам отель до сих пор остается клас--сическим рёканом, предлагающим традиционное обслуживание и мебли-ровку, а также ванны с во-дой из горячих источников.
Старейший банк
Сиена (Италия), 1477 год
Финансы муниципалитета в мирное и в военное время. Картина Бенвенуто ди Джованни. 1468 год Archivio di Stato di Siena, Museo delle tavolette di Biccherna / Wikimedia Commons
Главный вход палаццо Салимбени, где располагается банк Monte dei Paschi di Siena. 2006 год © Vyacheslav Argenberg / CC BY 2.0
Банк Monte dei Paschi di Siena («Монте дей Паски ди Сиена») был основан в 1477 го--ду. Это почти на 120 лет раньше, чем его ближайший сосед по списку старейших банков мира — немецкий Berenberg. Банк был основан в Сиенской республике — итальянском городе-государстве, которое существовало в XII-XVI ве--ках и считалось одним из крупнейших финансовых центров италь-янских земель. Банковское дело там бурно развивалось с XII века, и банкирские дома гóрода действовали на территории всей Западной Европы, кредитуя Вати-кан, императоров Священной Римской империи и королевский двор Франции. Банк Monte dei Paschi di Siena был создан уже на закате Сиенской республики и пер-вое время функционировал как монте-ди-пьета — так в средневековой Италии называли особый «благотворительный» ломбард, где человек мог взять деньги, оставив в залог имущество, покрывающее третью часть займа. В случае если заемщик не отдавал средства в срок, на аукционе продавалась лишь эта часть его имущества и никакие другие меры не применялись. Долгое время церковь поддерживала подобные монте-ди-пьета: она не одобряла ро-стов-щи-че-ство и поощряла финансовую помощь малоимущим. Однако к XVII ве-ку Monte dei Paschi di Siena превратился в полноценный банк, после чего был множество раз реорганизован. Сейчас у него отделения в 20 городах Италии, и, помимо прочего, он известен обширной коллекцией итальянской живописи, которая собиралась на протяжении всей истории банка.
Старейшая аптека
Таллин (Эстония), ок. 1420 года
Ратушная аптека. Таллин, 1966 год © Roman Valdre / Kultuurimälestiste riiklik register
Интерьер Ратушной аптеки. Таллин, 2011 год © Tom Wright / CC BY-NC-ND 2.0
Медицинские препараты в Ратушной аптеке. Таллин, 2013 год Wikimedia Commons
Ратушная аптека. Таллин, 2008 год Wikimedia Commons
Ратушная аптека (эст. Raeapteek) находится на Ратушной площади Таллина как ми-нимум с 1422 года. За шесть веков существования она сменила десятки вла-дельцев, самым известным среди которых был выходец из венгерских зе-мель Иоганн Бурхарт Белавари де Секава. Будучи химиком и врачом, он пере-ехал в Таллин в 1580-х, а в 1583 году городской совет назначил Бурхарта глав-ным аптекарем Таллина, сдав ему в аренду Ратушную аптеку. Больше ста лет его потомки арендовали аптеку у города, и лишь в 1688 году Иоганну Бурхар-ту IV удалось выкупить ее у города. В дальнейшем предприятие передавалось по на-следству до середины XIX века, однако в 1890-х Иоганн Бурхард X скон-чал-ся, не оставив наследника по мужской линии, и его сестры вынуждены бы-ли в 1911 го-ду продать бизнес. После этого аптека сменила нескольких владель-цев, побывала в собственности у государства, а в 2003 году, после длитель-ной реконструкции, вновь открылась на прежнем месте.
Старейшие часовщики
Женева (Швейцария), 1466 год
Часовая фабрика Галле. Швейцария. 1900-е годы galletwatch.com
Часовщики Ла-Шо-де-Фона за работой. Конец XIX века Wikimedia Commons
Про Хумбертуса Галле (фр. Humbertus Gallet), считающегося основателем Gallet & Co., известно немногое. В 1466 году он получил право жить в Женеве, где за-нялся часовым ремеслом, которое впоследствии передал по наследству сыну. Несколько поколений семьи Галле занимались изготовлением часов, и в 1826 го---ду прямой потомок Хумбертуса Галле, Жюльен Галле, офици-аль-но зарегистри-ровал торговую марку и перевез предприятие из Женевы в швей-царский город Ла-Шо-де-Фон, известный сегодня как город-фабри-ка по произ-водству ча-сов, где около трети трудоспособного населения заня-то в часовой промышлен-но-сти. Благодаря этому обстоятельству Ла-Шо-де-Фон даже попал в «Капи-тал» Маркса, где тот анализировал разделение труда на ча-совых фабри-ках го-рода. С конца XIX века Gallet & Co. начала рассматривать США как основ-ной рынок для своей продукции. Самая знаменитая модель фаб-ри-ки — Flying Officer Chronograph — была создана в 1939 году по заказу Гарри Трумэна (на тот мо-мент — сенатора от штата Миссури) для боевых пилотов: одной из ее осо-бен-но-стей был вращающийся циферблат с названиями городов, который позво-лял пилотам легко рассчитывать смену часовых поясов. Сам Трумэн, ко-торый в 1945 году стал президентом США, также носил эти часы; сейчас они находятся в его музее.
Старейшая газета
Стокгольм (Швеция), 1645 год
Выпуск газеты «Регулярные почтовые известия», № 15, за 9 апреля 1645 года flickr.com / elcromaticom / CC BY 2.0
Два выпуска газеты Post- och Inrikes Tidningar - 1835 и 2006 года Centro de Documentación Publicitaria
Газета Ordinari Post Tijdender (то есть «Регулярные почтовые известия») была основана по приказу шведской королевы Кристины в 1645 году — спустя девять лет после создания Королевского почтового управления, также существующего по сей день. Первое время газета являлась главным поставщиком новостей в Шве-ции, и сбор этих новостей был во многом возложен на местных почт-мей-стеров, которым предписывалось собирать все новости, попадавшие в поле их вни-ма-ния, и переда-вать их в редакцию. Распростране-нием газеты занима-лись все те же почтовые отделения: они были обязаны вывешивать свежие номера в публичных местах. В 1821 году газету объединили со швед-ской же Inrikes Tidningar («Местные известия»), дав новое издание — Post- och Inrikes Tidningar («Почтовые и местные известия»). После этого газета пережила еще два важ-ных события: в 1922 году, не выдер-жав конкуренции со стороны ком-мерческих газет, она стала публиковать лишь государственные указы и су-деб-ные реше-ния, а с 2007 года выходит только в электронном виде.
Старейшие кораблестроители
Ираклион (Греция), 1438 год
Стоянка лодок в Кьодже у рыбного рынка. Венеция, 1890–1900-е годы Library of Congress
Строительство лодки Camuffo в наши дни bisiacivan.blogspot.com
Camuffo, старейшая из ныне действующих кораблестроительных компаний, была основана в 1438 году на острове Крит, который тогда принадлежал Ве-не-цианской республике. После падения Константинополя в 1453-м и усиления Османской империи в Эгейском море сын основателя перенес производство судов в итальянскую Кьоджу вблизи Венеции. На тот момент этот город был крупнейшим торговым портом в Адриатическом море, и мастера Camuffo на не-сколько сотен лет обеспечили себя заказами на постройку рыбацких лодок, барж, прогулочных, торговых и транспорт-ных лодок в венецианском стиле. В настоящий момент компания, которой владели 18 поколений одной семьи, производит лишь три модели моторных яхт от 18 до 20 метров длиной. До сих пор в их изготовлении используется много ценных пород дерева, за что во второй половине XX века Camuffo получила от профильных журналов прозви-ще «Страдивари на море», которое использует в своих рекламных материалах.
Старейший перевозчик
Абердин (Шотландия), 1498 год
Док Святой Катерины. Иллюстрация Гюстава Доре к книге Дугласа Джерролда «Лондон». 1872 год The Victorian Web
Машина The Shore Porters Society в середине XX века hiveminer.com
The Shore Porters Society («Общество портовых грузчиков») из шотландского Абер--дина было основано через шесть лет после первого плавания Колумба в Аме--рику — и с тех пор не меняло своего названия. Долгое время компания была простым объединением работников Абердинской гавани, однако уже к 1666 го-ду она настолько разрослась, что было создано два подразде-ления: управление перевозок, которому принадлежали лошади и повозки, и департа-мент имуще-ства и складирования. Вплоть до середины XIX века «Общество портовых груз-чиков» принадлежало городскому совету Абердина, однако затем компания стала частным товариществом, после чего ее профиль несколько изме---нился. Сейчас, помимо перевозок по Великобритании, услуг груз-чиков и сервиса домашних переездов, компания также занимается экс-пертной пере-возкой антиквариата и предметов искусства. Ее услугами поль-зуются как ча-стные покупатели, так и аукционные дома.
Старейшие оружейники
Гардоне (Италия), 1526 год
Венецианский аркебузер. Иллюстрация из книги Чезаре Вечеллио «Костюмы древние и современные со всего мира». XVI век greatestbattles.iblogger.org
Оружейники компании Beretta. 1880-е годы © Beretta
На оружейном заводе Beretta. 1960-е годы © Beretta
История компании Beretta началась в 1526 году, когда оружейник Бартоломео Беретта из итальянского Гардоне получил от Венеции заказ на 185 стволов для арке-буз — фитильных гладкоствольных ружей. На этом он заработал 296 золо-тых венецианских дукатов, и скрепивший сделку договор до сих пор хранится в архиве компании. Впоследствии, в 1571-м, оружейники вновь оказа-ли услугу Венеции, отлив пушки для Венецианского флота, который принял участие в зна-менитой битве при Лепанто. Сражение в Ионическом море между Свяще-нной лигой Священная лига — коалиция католических государств, которая была создана в 1571 году по инициативе папы римского Пия V для борь--бы с Османской империей и просу-ще-ствовала до 1573 года. и Османской империей закончилось разгромным пораже-нием турок, и венецианцы проявили себя в нем героически. В последующие пять веков компания, собственниками которой оставались члены семьи Берет-та, бурно развивалась. Сегодняшний руководитель Beretta, Уго Гуссалли Берет-та, является прямым потомком основателя Бартоломео Беретты, и кто-то из двух его сыновей, как считается, унаследует управление компанией в буду-щем.
Старейший издательский дом
Кембридж (Англия), 1534
Изобретение книгопечатания. Гравюра Яна Колларта I. Конец XVI века The Metropolitan Museum of Art
Cambridge University Press. 1900–1916 годы danielcaruanalupi2.blogspot.com
Издательство при Кембриджском универ-ситете было основано по приказу ко-ро-ля Генриха VIII в 1534 году: монарх выдал университету патентную гра-моту на право «печатать все сорта книг». Однако первые печатные книги появи-лись полвека спустя — после того, как печатником Кембриджа стал ученый Томас Томас. В мае 1582 года он получил должность, а первая книга — «Диалектика» французского философа Пьера де ла Раме — была напечатана им в 1585-м. В 1591 году последователь Томаса, Джон Ле-гейт, напечатал Кембриджскую Биб-лию, с которой началась многовековая традиция издания Библии универ-си-те-том. С тех пор Кембридж ежегодно издавал десятки и сот-ни книг, среди ко-то-рых были, например, произведения Джона Мильтона и Исаака Ньютона, а также научная периодика, монографии, справочники и учеб-ники английского языка, которые сейчас распространяются по всему миру. Однако лишь в 1992 го-ду Кембриджский университет открыл свой соб-ственный магазин в исто-рическом центре города, по адресу Тринити-стрит, дом 1. Известно, что на этом самом месте разные продавцы торговали книгами с 1581 года, что по-зволяет некоторым исследователям считать этот магазин старейшим книжным Великобритании.
Zil , означаю-щего «кимвалы», и аффикса dji со значением «тот, кто делает», к которым султан при-бавил характерный для армян-ских фамилий суффикс «ян». Вскоре после того, как Аве-дис занялся изготовле-нием кимвалов, Осман II был убит взбунто-вав-шими-ся янычарами. После этого более двух столетий потомки Зилджяна дела-ли раз-лич--ные ударные музыкаль-ные инструменты, включая боевые ким-валы, в ко-торые били для устрашения врага. Лишь в XIX веке компания цели-ком пере-ключилась на музыкальные тарелки, а в начале XX века потомки Аве-диса пере-брались в США. Здесь в сен-тя-бре 1929-го и была зарегистри-рована компания под ее современным назва-нием — Avedis Zildjian Company, или про-сто Zildjian. С тех пор она приобрела мировую известность, а в США стала заметной частью музыкальной культуры. Во время Второй мировой, когда медь считалась важ-ным стратегическим ресурсом и ее покупка компаниями была ограничена, пра-вительство США выдало Zildjian особое разрешение на приобретение сырья.
Материал подготовлен при поддержке «Промсвязьбанка», надежного партнера бизнеса, который планирует существовать веками.
Комфортная среда для развития, помощь во внешнеэкономической деятельности и банковские гарантии дают клиентам «Промсвязьбанка» возможность написать свою историю успеха.
Изображения: Аптека. Иллюстрация из манускрипта Маттея Платеария. Амьен, 1300–1325 годы. British Library
19 век в России замечателен тем, что за сто лет общественная мысль прошла путь от полного понимания божественности и непогрешимости царской власти, до такого же полного понимания необходимости коренных перемен в государственном устройстве. От первых небольших групп заговорщиков, не совсем ясно представляющих себе цели и пути их достижения (декабристы), до создания массовых, хорошо организованных партий с конкретными задачами и планами по их достижению (РСДРП). Как это происходило?
Предпосылки
К началу 19 века основным раздражителем общественной мысли было крепостное право. Прогрессивно мыслящим людям того времени, начиная с самих помещиков и заканчивая членами царской семьи, становилось понятно, что крепостное право необходимо срочно отменять. Разумеется, основная масса помещиков никак не хотела менять существующее положение вещей. В России появилось новое общественно-политическое движение - это движение за отмену крепостного права.
Таким образом, стали появляться основы для организационного оформления консерватизма и либерализма. Либералы выступали за перемены, инициатором которых должна была стать власть. Консерваторы стремились сохранить существующее положение вещей. На фоне борьбы этих двух направлений у отдельной части общества стали появляться мысли о революционном переустройстве России.
Более активно общественно-политические движения в России стали проявляться после похода русской армии в Европу. Сравнение европейских реалий с жизнью на родине было явно не в пользу России. Первыми начали действовать революционно настроенные офицеры, вернувшиеся из Парижа.
Декабристы
Уже в 1816 году в Петербурге этими офицерами было образовано первое общественно-политическое движение. Это был «Союз спасения» из 30 человек. Они ясно видели цель (ликвидацию крепостничества и введение конституционной монархии) и совсем не представляли, как этого можно добиться. Следствием этого стал распад «Союза спасения» и создание в 1818 году нового «Союза благоденствия», в который входили уже 200 человек.
Но из-за разного взгляда на будущую судьбу самодержавия и этот союз просуществовал всего три года и в январе 1821 года самораспустился. Бывшие его члены в 1821-1822 годах организовали два общества: «Южное» в Малороссии и «Северное» в Петербурге. Именно их совместное выступление на Сенатской площади 14 декабря 1825 года впоследствии стало называться восстанием декабристов.
Поиск путей
Следующие 10 лет в России были отмечены жёсткой реакционностью режима Николая I, стремившегося подавить всякое инакомыслие. О создании каких-либо серьёзных движений и союзов не было речи. Всё оставалось на уровне кружков. Вокруг издателей журналов, столичных салонов, в университетах, среди офицеров и чиновников собирались группы единомышленников, обсуждавших общий больной для всех вопрос: «Что делать?». Но и кружки довольно жёстко преследовались, что привело к угасанию их деятельности уже в 1835 году.
Тем не менее за этот период достаточно чётко определились три основные общественно-политические движения по своему отношению к существующему в России режиму. Это консерваторы, либералы и революционеры. Либералы, в свою очередь, разделились на славянофилов и западников. Последние считали, что России необходимо догонять Европу в своём развитии. Славянофилы, наоборот, идеализировали Русь допетровскую и призывали вернуться к государственному устройству тех времён.
Отмена крепостного права
К 40-м годам надежды на реформы от власти стали гаснуть. Это вызвало активизацию революционно настроенных слоёв общества. В Россию из Европы стали проникать идеи социализма. Но последователи этих идей были арестованы, судимы и отправлены в ссылки и на каторгу. К середине 50-х годов никаких активных не только действий, но и просто разговоров о переустройстве России вести было некому. Самые активные общественные деятели жили в ссылке или отбывали каторгу. Кто успел - эмигрировал в Европу.
Но свою роль общественно-политические движения в России первой половины 19 века всё-таки сыграли. Вступивший на престол в 1856 году Александр II с первых дней заговорил о необходимости отмены крепостного права, предпринял конкретные шаги по его юридическому оформлению и в 1861 году подписал исторический Манифест.
Активизация революционеров
Однако половинчатость реформ, не оправдавших ожидания не только крестьян, но и российской общественности вообще, вызвала новый всплеск революционных настроений. В стране стали распространяться прокламации от разных авторов, носившие самый разнообразный характер: от умеренных обращений к власти и обществу о необходимости более глубоких реформ, до призывов к свержению монархии и революционной диктатуре.
Вторая половина 19 века в России отмечена образованием революционных организаций, имевших не только цель, но и разрабатывавших планы их реализации, пусть и не всегда реальные. Первой такой организацией стал в 1861 году союз «Земля и воля». Реализовать свои реформы организация планировала с помощью крестьянского восстания. Но когда стало понятно, что революции не будет, «Земля и воля» самоликвидировалась в начале 1864 года.
В 70-80-х годах получило развитие так называемое народничество. Представители зарождавшейся в России интеллигенции считали, что для ускорения перемен необходимо обратиться напрямую к народу. Но среди них тоже не было единства. Одни считали, что нужно ограничиться просвещением народа и разъяснением необходимости перемен и только потом говорить о революции. Другие призывали к ликвидации централизованного государства и анархической федерализации крестьянских общин как основы общественного устройства страны. Третьи планировали захват власти хорошо организованной партией посредством заговора. Но крестьяне не пошли за ними, и бунта не случилось.
Тогда в 1876 году народники создали первую по-настоящему крупную, хорошо законспирированную революционную организацию под названием «Земля и воля». Но и здесь внутренние разногласия привели к расколу. Сторонники терроризма организовали «Народную волю», а те, кто рассчитывал добиваться изменений с помощью пропаганды, собрались в «Чёрный передел». Но и эти общественно-политические движения ничего не достигли.
В 1881 году народовольцы убили Александра II. Однако ожидаемого ими революционного взрыва не случилось. Ни крестьяне, ни рабочие восстания не подняли. Более того, большая часть заговорщиков была арестована и казнена. А после покушения на Александра III в 1887 году «Народная воля» была окончательно разгромлена.
Самые активные
В эти годы началось проникновение в Россию идей марксизма. В 1883 году в Швейцарии была образована организация «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, который обосновывал неспособность крестьянства к переменам посредством революции и возлагал надежду на рабочий класс. В основном общественно-политические движения 19 века к концу столетия в России находились под сильным влиянием идей Маркса. Велась пропаганда среди рабочих, они призывались к стачкам и забастовкам. В 1895 году В. Ленин и Ю. Мартов организовали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», ставший основой для дальнейшего развития различных течений социал-демократического направления в России.
Либеральная оппозиция тем временем продолжала выступать за мирное проведение реформ «сверху», стараясь не допустить революционного решения проблем, стоящих перед российским обществом. Таким образом, активная роль общественно-политических движений марксистской направленности имела определяющее влияние на судьбу России в 20 веке.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны