Анархо индивидуализм флаг. Различия между анархо-индивидуализмом и анархо-социализмом
Участие в сетевой акции
"Марина Цветаева: СТИХИ И Я"
Отзыв о стихотворении А.К.Толстого
«Когда природа вся трепещет и сияет»
«Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса.. » - написал некогда всем известный поэт. И подарил миру болдинский цикл- глубоко лирические строки, рожденные в пору осеннего увядания. Это у нас, простых смертных, осенью теряются силы, портится настроение. У них, великих, осенняя так называемая смерть способствует рождению… рождению бессмертных строк. Так было у Пушкина. Так происходит и у Толстого. В 1858 году появилось стихотворение - своеобразный мостик, перекинувшийся из поэзии начала XIX века в поэзию II половины XIX века. Это лирическое произведение А.К.Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет».
Произведение Толстого написано ярким языком. Оно лирично в своей сути. В его основе богатый внутренний мир автора: эмоциональный, глубокий, романтичный, трогательный, чувствующий и переживающий. Только у такого человека «душа бездейственно в пространстве утопает», когда природа вся, как живая, «трепещет и сияет». Устаревшее слово «нега» как нельзя более точно подчеркивает это состояние полного довольства, услады и успокоения. А вы попробуйте, найдите красоту, способствующую вдохновению, в серости, в скромности, в тесноте кругозора. Лирический герой стихотворения А.К.Толстого смог. Давайте же проследим, как рождаются бессмертные строки, навеянные поздней осенью.
Стихотворение строфично, оно состоит из двух строф. Но условно разделить его хочется на три части. Первая часть повествует нам о том, что яркие и горячие цвета осени заставляют душу бездейственно растворяться в пространстве (эпитет «горячи» не зря рифмуется со словом «лучи». Вот он - мир полета, утопания в пространстве). Здесь все лирическому герою просто и понятно. Во второй же части говорится о том, что «трезвый ум открыт для сильных вдохновений» в скромный, тихий осенний день, когда природа не развлекает, не накладывает яркий отпечаток на жизнь. А когда нехватка яркости заставляет автора сосредоточиться на себе самом, возродить «сжатую мечту», жаждущую «толпы видений».
В третьей части герой, «винтовку сняв с гвоздя», идет искать вдохновения. Ничто не ускользает от внимательного, умного взгляда поэта: ни озими, ни чернеющая дорога, ни кучи скирд, ни сломанный забор, ни дикий косогор. Согласитесь: неприглядная картина. Серый холодный безрадостный пейзаж… Не спасают даже яркие вкрапления: покрасневший клен, еще зеленый дуб, желтые березы. Не спасают… Потому что плачут — «свои стряхают слезы». А что же лирический герой? Все видит, чувствует осеннюю печаль. Но … не тоска одолевает его, а рождается вдохновение («я иду в мечтанья погружен»). Осеннюю пустоту заполняют слова, слагающиеся в стихи.
А мысли между тем слагаются в созвучья,
Свободные слова теснятся в мерный строй.
Так вот она - лаборатория талантливого человека, все поистине должно стремиться к равновесию: серость природы - яркость поэзии. И не удивительно поэтому, что «на душе легко, и сладостно, и странно», и мокрый лист становится по-особому благоуханным. Этот как нельзя более уместный эпитет говорит о высочайшем слиянии тайного мира гармонии, вдохновения, душевного покоя и природы. Такое возможно только при величайшей любви к окружающему миру. Поистине яркая красочная природа приятна глазу, а серая, осенняя - душе.
Стихотворение наполнено тихой, сладостной, светлой грустью и успокоенностью. Этому способствует преобладающая зрительная образность. Стихотворение написано шестистопным ямбом, располагающим к философским размышлениям, раздумьям. Ассонанс на «а», «э», «и» делает стихотворение удивительно музыкальным и напевным.
Все произведение на редкость выразительно благодаря метафорам: «природа трепещет и сияет», «душа утопает», «слова теснятся», «мечта зовет», сравнению «как зажигательным рождая их стеклом», эпитетам: «смиренною природой», «лист благоуханный», «скромный день». Каждое слово, каждая строчка помогают прочувствовать атмосферу, созданную автором, проникнуть в заветные уголки его души, увидеть мир его глазами. А главное, обогатить саму себя…
Унылая пора… А унылая ли?.. И слова слагаются в стихи… Спасибо, Алексей Константинович Толстой…
Выполнила:
учащаяся 11 класса
ГУО «Дубовлянская средняя школа»
Веренкова Диана Владимировна
Размышление
Все поэты - люди особенно чуткие к внешнему миру. Их душа, их мысли мгновенно реагируют на любые изменения в обществе, в жизни, в менталитете людей. Марина Цветаева не исключение. Она с радостью согласилась написать заметку в первый номер журнала для детей русских эмигрантов. Заметка называлась «Открытое письмо детям».
Почему «письмо»? Почему письмо «открытое»? Только ли адресовано детям?
Письмо начинается с дружеского обращения «милые дети». Хочется прочитать или послушать. Кажется, что слова Марины Цветаевой будут адресованы только тебе. Только для тебя, как тёплые слова мамы. К сожалению, в современном мире милым ребёнком тебя называют только любящие родители.
Марина Цветаева говорит, что мы, «милые дети», - «особая порода, еще поддающаяся воздействию». Как думаете, какие слова являются ключевыми в этой фразе? Конечно, «поддающиеся воздействию». То есть наши мысли и взгляды легко изменить? Наше поведение легко исправить? Чтобы сделать нас лучше, нужен положительный пример. Согласитесь, не все взрослые могут научить нас доброте, пониманию, уважению, да и просто чувствованию. Совершенствовать знания и чувства должны не только дети, но и взрослые. Попробую назвать письмо Марины Цветаевой «Милые люди!».
В своём письме поэтесса даёт добрые советы. Не напоминают ли они нам наставления из «Поучения» Владимира Мономаха?
Владимир Мономах пишет: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев». У Марины Цветаевой находим: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими. Не стесняйтесь уступить место старшему в трамвае. Стыдитесь - не уступить!»
«Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, напойте и накормите просящего…», - говорит князь. В письме поэтессы читаем: «Не отличайте себя от других - в материальном. Другие - это тоже вы, тот же вы. (Все одинаково хотят есть, спать, сесть и т.д.)»
«Гордости не имей в сердце и в уме», - учит Владимир Мономах. Марина Цветаева советует: «Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно - сознания. После победы - протяните руку. Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном!); другие уйдут - свой останется».
А как думаете, что хотела сказать поэтесса следующими словами: «Книгу листайте с верхнего листа страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз. Это у вас должно быть в руке - как у меня». Не то же ли самое, что и Владимир Мономах: «Велика бо бывает польза от учения книжного! Се бо суть реки наполняющие Вселенную!»
В 12 веке велись учительные беседы, в 20 веке давались советы, в 21 веке мы сами пробовали на уроках русской литературы составлять небольшие «поучения» брату, сестре или другу… А прислушиваемся ли мы к наставлениям?
Вопрос остаётся открытым, как «открытое письмо» Марины Цветаевой. Прочитайте его ещё раз, дайте прочитать другу, родителям, обсудите, научитесь лучшему!
Выполнила:
учащаяся 7 «Б» класса
Орешникова Анастасия Дмитриевна
В рамках республиканского мероприятия «Диалог с поэтом: читаем, обсуждаем, спорим, размышляем…»
Весна
Пришла лучистая весна,
Ушла холодная зима.
Трава глядит на солнце,
Цветут сады в оконце.
И птички песенки поют,
Ребят на улицу зовут.
Шуляк Денис, учащийся 3 «А» класса
Я эти строки посвящаю Маме
Она полночи просидела у окна,
Ни на минуту не смыкая глаз.
Усталость от работы гнала спать,
Но со словами «Ах, сынок!» Она ждала.
И вот раздался тихий скрип дверей.
Она бросается к нему с вопросом: «Где ты был?
Я волновалась так». А он: «Отстань, мам. Не сейчас».
У ней кольнуло в сердце и, оставляя мокрый след, слеза упала с глаз.
Он вздрогнул и, сказав: «Прости меня», спустился на колени,
И за минуту эту, тёплые и светлые,
Проплыли у него перед глазами все мгновения,
Затронув сердце и заставив лёд растаять незаметно.
Он вспомнил, как Она читала ему сказки на ночь,
Заботливо укутывая и целуя в нос.
Его любимая, единственная и родная мама,
На чьих руках он с самого рожденья рос.
Он вспомнил, сколько жизненных преград
Ему судьба преподносила, не жалея,
И на любом пути, от самого начала до конца,
С ним рядом Мама шла, а он, взрослея,
Всё забывал о Ней. И вот стоит сейчас он на коленях,
Я за один счастливый взгляд твой, без сомненья,
Я всё отдам. Прости, Мама, прости!..»
Он обсыпает поцелуями её ладони
Такие нежные, какими помнил их всегда.
И замечает эти ласковые, неземные,
Наполненные счастьем Мамины глаза.
Нередко в наше время забывают
Про самого родного человека на земле.
Как придёт радость - празднуют с друзьями,
А к матерям приходят лишь в беде.
Но Мама, несмотря на это, всё равно нас любит,
И что бы в жизни ни случилось - не предаст.
Она нам всё простит, обиды все забудет
И свою руку, душу, сердце - всё отдаст!
Берегите и цените своих любимых Мам, ведь ближе и роднее человека, чем Она, нет!
Веренкова Диана, учащаяся 10 класса
Алексей Константинович Толстой - талантливый Поэт и драматург середины XIX столетия. Он внес незабываемый и значительный вклад в русскую литературу. На его стихотворениях воспитаны множество поколений, их читают с раннего детства до глубокой старости. Песни, написанные на его стихи, стали народными, пейзажи Родины, воспетые в его стихах, завораживают душу и развивают чувство прекрасного.
Алексей Константинович с раннего детства рос в имении матери, в окружении чарующей, богатой природы Брянского края, что позднее отразилось на его творчестве.
Описание событий в романах и других произведениях А. К. Толстого многожанрово. На первом этапе это была проза, которая плавно и очень успешно перешла в лирику.
Все лирические произведения написаны легким, ясным языком, понятным даже детям. Любовь Алексея Константиновича к родной природе безгранична, чиста и бескорыстна. Он отдавал ей свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, давала ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.
Когда природа вся трепещет и сияет,Когда ее цвета ярки и горячи,Душа бездейственно в пространстве утопаетИ в неге врозь ее расходятся лучи.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Отзыв о поэзии А. К. Толстого уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
Проза Война и мир. Том первый История создания романа "Война и мир" Анализ текста Психологические приемы, использованные в романе Наташа Ростова после смерти князя Андрея Критика о романе "Война и мир" Н. Н. Страхов Н. А. Бердяев В. В. Вересаев Темы сочинений "Богатство душевного мира героев Л. Н. Толстого" "Дети в изображении Л. Толстого" "Познавательные сказки Л. Н. Толстого" "Рассказы Льва Толстого о животных" "Реализм Л. Н. Толстого в изображении войны"
Подростков волнуют проблемы становления личности. 12–13 лет - трудный возраст. Уже не дети, но ещё и не взрослые. Кто я? Что собой представляю? Каким могу быть? Правильно ли я себя веду? Назидания и советы мало эффективны. Помочь может книга, как бы высокопарно это ни звучало. Поэтому большое внимание в 6-м классе я стараюсь уделить теме детства, взаимоотношениям внутри семьи, между детьми. Программа помогает: в ней и отрывки из «Детства» Толстого,
Песня "Кораблик детства ".Автор: Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель. Место работы: МБДОУ детский сад №4 "Сказка " комбинированного вида г. Сельцо Данная песня рассчитана для детей средних, старших, подготовительных групп детского сада и для учеников начальной школы. Песня "Кораблик детства " может быть использована на праздниках, развлечениях, отчетных концертах, в самостоятельной деятельности, на прогулке, в играх. Песня может сопровождать танец или игру на детских музыкальных инструментах. Песня
Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества - нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является "диалектика души", которая определилась уже в первых произведениях ("Детство", "Отрочество", "Юность") и развилась в его романах ("Анна Каренина", "Воскресение",
Эпилог Часть вторая Глава I Рассуждения автора об изучении историками жизни человека. Глава II О силе, которая движет и управляет народами. Полемика с историками, понимающими эту силу как власть, присущую героям. Глава III Рассуждения о силе, создающей исторически события. Полемика с историками, пишущими истории отдельных лиц. Глава IV Рассуждения о назначении власти. Власть как совокупность воли масс. Противоречия историков по вопросу власти. Глава V Рассуждения автора о том, что жизнь народов не вмещается в жизнь нескольких людей и что власть исторических
Составил Виктор Федоринов Разгадав ключевые слова и заменив размещённые в криптограмме числа буквами, вы прочтёте замечательные слова Л. Толстого. Ключевые слова: 1. 10 1 7 1 10 8 - повесть Л. Толстого. 2. 2 8 16 22 10 14 3 - русский писатель и издатель, автор «Биографии Льва Николаевича Толстого» в четырёх томах. 3. 23 4 14 5 20 - рассказ, написанный писателем за два дня, напечатанный издательством «Посредник» в 1906 году. 4. 5
И в этот весенний день князь Андрей был тоже дубом. Из ученического сочинения Строчки, взятые как эпиграф, конечно же, вызывают улыбку. Но в них заключена полная правда о роли пейзажа в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". В этот весенний день его сиятельство Андрей Николаевич Болконский действительно был дубом. Если сказать иначе: дуб был князем. И ничего обидного для дуба в этом нет. Герои "Войны и мира" сплошь и рядом сравниваются с
Популярные эссе
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.
Слово «анархия» заимствовано у французов и обозначает «безвластие». Корни этого слова происходят от греческого «anarhia» - «без руководителя».
Анархия - это хорошо или плохо?
У многих анархия ассоциируется со злом, насилием и борьбой. Так думает большинство и виновата в этом системная машина власти, которая пропечатала в человеческом сознании отвращение и страх к самому слову «анархия». На самом же деле изначальное значение этого понятия - свобода и безвластие. По сути, анархия - это внутренняя свобода, а анархист - человек, освобожденный от внешних влияний на свой внутренний мир и развитие, он самодостаточен.
В фильмах или книгах анархист обычно показан агрессивной личностью, опасной для общества, покушающейся на чужое имущество в целях его уничтожения. Образ такого человека ассоциируется с террористами. На Западе множество организаций, считающих себя анархичными, давно перешли к тактике создания массовых беспорядков и убийств.
Таким образом они надеются нарушить государственную систему, но вызывают только отвращение у общества. Нельзя сказать, что эти организации не являются анархичными. На самом деле анархия - это целая философская система. Нет однозначно правильного ответа на вопрос: анархия - это хорошо или плохо.
Истоки анархизма
Идеи анархизма были сформулированы еще задолго до нашей эры. Первые философы, которые задумались о таком понятии, как анархия, были Диоген в Древней Греции и Лао-Цзы в Древнекитайском государстве. Они первые, кто сформулировал, что анархия - это форма правления.
Теория современного анархизма начинается с 1793 года, когда Уильям Годвин написал свой труд «Политическая справедливость». В 1844 году Максом Штирнером была определена базовая ценность анархиста - эгоизм.
В русской литературе понятие анархии появилось в XIX веке. В то время многие политические деятели и мыслители стали рассматривать идею анархии как новый тип политического сознания. Некоторые считали, что принцип данного понятия необходимо внедрять в деятельность самого государства, а другие мыслители и философы доказывали, что анархия и государство - понятия несовместимые.
Профессор Б. А. Кистяковский считал, что государство - это инструмент по преодолению анархизма.
Князь Е. Н. Трубецкой, философ и юрист, в анархии видел только беспорядки. Он также считал, что анархизм нарушит принцип иерархии государства в общественном сознании. По его мнению, анархия - это хаос.
С. Л. Франк, профессор университетов (Московского и Саратовского), юрист, называл анархизм своеобразным взрывчатым веществом для разрушения «здравого государственного смысла».
Петр Кропоткин
Пожалуй, самым известным представителем политической теории анархизма является Петр Кропоткин. Он был князем, представителем российской интеллигенции, ученым и философом. Хоть его политические взгляды были утопичны, он вложил немалый вклад в развитие идей социализма и коммунизма, основанных на анархизме. Он писал, что анархизм - это альтернатива социализму, или следующая за ним ступень. Анархическая утопия вдохновляла князя Кропоткина, но в то же время он всегда оставался реалистом, полагая, что до такого уровня сознания необходимо «дорасти». Философ и ученый был против любого террора, даже осуществляемого ради коммунизма.
Петр Алексеевич Кропоткин считал, что каждый может ради великих целей пожертвовать своей жизнью, но играть судьбами миллионов непозволительно никому.
Кропоткин всегда оставался борцом за безвластие и свободу, выступал против любой диктатуры. Духовные ценности, за которые боролся князь, имеют всечеловеческое значение.
Итальянский ученый Ломброзо и его работы
До недавнего времени работы итальянского ученого не воспринимались всерьез российскими мыслителями и философами. Однако его работы внесли значительный вклад в развитие теории анархизма. Он рассматривал анархизм как возвращение назад, к первобытному, но уточнял, что так как развитие общества происходит по спирали, возвращение - это не всегда регресс.
Ломброзо видел в идее анархии как положительные качества, так и отрицательные. Он считал, что все анархисты - это ярые фанатики, готовые далеко пойти ради своей цели. В своих работах он рассматривал отдельные пласты населения и говорил, что к анархизму более склонны молодые люди, чем зрелые и состоявшиеся. В то же время в неблагополучных районах анархии подвержена большая часть населения, так как людям нечего терять и они борются за свободу и безвластие.
Понятие анархии в марксизме
Большевистская и социал-демократическая литература внесла ряд уточнений в понимание анархизма. Марксисты относились резко негативно к самой идее анархии.
В. И. Ленин в своих работах уделил достаточно много внимания анархизму. Его интерпретация данного понятия весьма любопытна и дает нам возможность увидеть отношение к анархии и самому анархизму революционеров того времени.
В понимании Ленина понятия анархии и порядка не имеют ничего общего. Анархией, говорил он, можно называть отрицание любой государственной власти, а Совет солдатских и рабочих депутатов - это государственная власть.
Так что же такое анархия?
Хотя под анархизмом обычно понимают какое-либо антигосударственное движение, на самом деле анархизм — намного более тонкое и полное своих нюансов понятие. Это целая философия, которой посвятили свои жизни ряд мыслителей. Это сложнее, чем просто оппозиция государственной власти. Анархисты противостоят идее о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают анти-иерархические формы политической, общественной и экономической организации.
Анархизм — политическая идея, которая основывается на свободе. Главная его цель - уничтожить все типы принуждения и подавления. Он предлагает заменить сотрудничеством личностей власть, которая существует за счёт подавления одних людей другими, а также благодаря привилегиям одних по отношению к другим.
Таким образом, по убеждению анархистов, власть должна быть ликвидирована во всех её проявлениях.
Анархия - это такой образ жизни. Анархизм - это политический строй.
Получается, что свобода и анархия - это схожие понятия.
Структура анархичного общества
На самом деле как таковой структуры анархичного общества нет. Главные концепции анархизма - это взаимопомощь и сотрудничество, а не борьба за собственность и конкуренция. Они считают, что общество существует ради благ индивидуума, но не наоборот. Анархия - это свобода. Свобода мысли, образа жизни. Те, кто считает, что анархия - это плохо, не правы.
При анархии, чем выше организация, тем меньше ответственности ей дается снизу. Конечно, это утопия, общество должно дойти до такого уровня сознания, когда ему не нужна будет чья-либо помощь в управлении. Истории известны анархичные государства, правда, существовали они достаточно давно.
Анархия - это что за субкультура, и какой она бывает?
Существует несколько направлений анархизма:
Анархо-индивидуализм
Главными представителями данного направления являются Б. Таккер, А. Боровой, М. Штирнер. Главной идеей анархо-индивидуализма является поддержание понятия частной собственности.
Мутуализм
Данное направление было создано в XVIII веке французскими рабочими. Главными идеями мутуализма является поддержание свободы ассоциаций, взаимопомощь, федерализм. Согласно этому направлению анархизма, каждый рабочий должен получать достойную оплату за свой труд.
Социальный анархизм
Это одно из основных направлений анархизма. Главные принципы: отказ от частной собственности, взаимопомощь.
Коллективистский анархизм
Другое название данного направления - революционный социализм. Представители: И. Мост, М. Бакунин. Они считали, что всю частную собственность нужно сделать коллективной.
Анархо-коммунизм
Представители этого направления считали, что какая-либо работа должна выполняться людьми добровольно, в результате осознания выгоды общественного владения предприятиями.
Анархо-синдикализм
Представитель - Рудольф Рокер. Главные принципы: самоуправление рабочих, рабочая солидарность.
Постклассический анархизм
Представители: С. Ньюман, Т. Мэй, Ф. Гваттари. Включает в себя сочетание принципов постмодернизма, постлевого анархизма, ситуационизма и др.
Зеленый анархизм
Представители: Ф. Перлман, М. Букчин, Б. Моррис и др. Они уделяют особое внимание проблемам окружающей среды и экологии.
Вместо заключения
Таким образом, можно сказать, что анархия - это философия масс народа в кризисные периоды. В спокойное время политика анархизма не оказывает особого влияния на сознание людей.
Анархия - это что такое? Это то, что поднимает людей против государства ради улучшения условий существования: политических, экономических и социальных.
- Мы диалектику учили не по гегелю Включение категории практики в диалектику
- Украинцы в СС и Вермахте или «Наши герои лежат под Бродами Котел под бродами
- Книга: Штейнберг Марк «Евреи в войнах тысячелетий Летопись военной доблести евреев
- Третья мировая война может начаться совсем скоро Возможность 3 мировой войны