Древняя и современная Греция: религия и ее особенности. Краткая история христианства Древней Греции
«Боги ль на землю сошли и явили свой образ или на небо мы сами богов узреть восходили?»
Филипп Фессалийский
Цель: на примере религии древних греков показать роль природных и социокультурных факторов развития религиозных представлений людей.
Задачи:
- Образовательные : создать у учащихся представление об особенностях древнегреческой религии, характерных черт древнегреческого пантеона богов.
- Развивающие : способствовать развитию умения устанавливать связь между конкретными историческими условиями жизнедеятельности людей и особенности их сознания использовать как источник литературные произведения древности, уметь анализировать их и делать выводы.
- Воспитательные : воспитывать интерес к античной культуре.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приёмы: исследовательский, иллюстративно-демонстрационный, эвристически, приемы критического мышления.
Оборудование: тексты древнегреческих мифов «Олимп», Эдит Гамильтон «Мифы и легенды», аппликации по истории древнего мира, презентация. Карта «Древняя Греция»
Предварительная подготовка:
1. Несколько учащихся, по желанию, должны
из источников («Мифы Древней Греции» А.
Немировский М. 1996 г) подготовить выступления.
2. Перед уроком учащиеся контролируются учителем
Новые понятия: пантеон
ХОД УРОКА
I. Текущий контроль знаний и умений
Учащиеся получают распечатанное тестовое задание по содержанию поэмы Гомера «Одиссея». Задание выполняется на заранее приготовленных листах. На выполнение задания отводится 7 минут.
Задание 1. Выберите правильный ответ.
1. Одиссей возвращался из Трои на остров...
а) Делос
б) Итака
в) Родос
2.. Одиссей отправился в путь на... кораблях
а) 7
6)11
в) 12
3. На родину вернулись...
а) все корабли
6) 2 корабля
в) один Одиссей
4. Странствие продолжалось...
а) 1 год
б) 5 лет
в) 10 лет
5. Другое название горда Троя.
а) Микены;
б) Илион;
в) Афины
6. Жену Одиссея, ожидавшую возвращения мужа из-под Трои
а) Амфитрита
б) Андромаха
в) Пенелопа
7. Циклоп, один из персонажей «Одиссеи»
а) Эфор
б) Полифем
в) Гоплит
8. Сын Одиссея:
а) Менелай
б) Телемах
в) Геракл
Ключ: 1 – б; 2 – в; 3 – в; 4 – в; 5 – б; 6 – в; 7 – б; 8 – б.
Задание 2. Объясните крылатые выражения: «Между Сциллой и Харибдой», «Троянский конь», «Со щитом иль на щите».
II. Изучения нового материала
1. Слова учителя: Сегодня мы продолжаем знакомиться с духовным миром древних греков, его важнейшей частью – религией. Вы уже имеете представление о религии первобытных людей, религии Древнего Востока. Назовите, пожалуйста, ассоциации, которые возникают у вас при слове «религия».
2. Выполнение коллективно кластера
Слово «религия» записывается в центре доски,
ассоциации, которые называют учащиеся,
размещаются вокруг. (Слайд 2)
Затем из всех ассоциаций выделяется одна, самая
главная, характерная для любой религии – вера в
бога (богов).
Учащимся предлагается в тетрадях закончить
предложение: «Бог – это…» (Слайд 3)
Учащиеся зачитывают свои предложения…
На доске размещаются аппликации-изображения
богов Древнего Востока – и задается вопрос: «Из
чего складывался у людей образ бога?» Обобщая
ответы, делает запись на доске: ПРИРОДА + ОБРАЗ
ЖИЗНИ + СВЕРХЕСТЕСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА. (Слайд
4)
3. Постановка цели урока
– Сегодня мы с вами выясним особенности
древнегреческой религии, характерные черты
древнегреческих богов и попытаемся объяснить,
почему в Греции появились именно такие боги. (Слайд 5)
– Ребята, давайте вспомним какие
природно-климатические условия на Балканском
полуострове?
– Очень тепло.
– Мало рек и осадков.
– Есть много гор, Эгейское море, Ионическое море.
– Мало плодородной земли и богатых пастбищ. (Предполагаемые
ответы)
– А теперь назовите основные занятия греков,
исходя из природно-климатических условий?
- Выращивали виноград и оливки;
- мореплавание и морская торговля;
- разведение овец и коз, (для крупных не хватало пастбищ);
- ремесло;
- войны (борьба за господство в Эгейском море).
– Сегодня мы с вами познакомимся с богами Древней Греции, которым поклонялись жители Греции. И найдем ответ на вопрос: Почему именно эти божества появились в Древней Греции. Как связаны религия, природные условия и занятия Древних Греков? (Слайд 6)
Этот вопрос целесообразно вынести на доску.
4. Работа с картой
– Показать страну Фессалию, на севере
Греции. Гору ОЛИМП.
На севере земли, населённой эллинами, находится
страна Фессалия. На границе с Македонией, среди
гор, со всех сторон окружающих фессалийскую
равнину, возвышается гора Олимп – самая высокая
из всех гор Эллады. Склоны её покрыты густыми
лесами. Там растут дубы и каштаны, вечнозелёный
кустарник. Трудно подняться на эту гору,
скалистые склоны её обрывисты, на вершине лежит
вечный снег. (Слайд 7)
В ясные дни снега Олимпа горят на солнце, но
вершина горы всегда окутана густыми облаками.
Там в вышине – золотые чертоги бессмертных
богов. Смертному невозможно проникнуть в них. В
царстве богов всегда лето и в чертогах светло. С
неба льётся яркий голубой свет. В чертогах пируют
бессмертные боги. Место, посвященное всем богам,
называют пантеоном.
5. Словарная работа
Учащиеся записывают в рабочую тетрадь новое историческое понятие.
ПАНТЕОН – место, посвященное всем богам.(Слайд 8)
6. Работа с учебником
– Найдите в учебнике рисунок «Боги и богини Греции» (стр. 130), внимательно рассмотрите его. Так выглядели боги Древней Греции. Обратите внимание: каждый из них имеет свой символ. Используя иллюстрации, слушая объяснения учителя и выступления ребят, учащиеся должны к концу урока заполнить таблицу.
Работа учащихся в рабочих тетрадях. Заполнение таблицы. (Слайд 9)
7. Слово учителя: На высоком золотом троне сидит Зевс – царь богов и людей. Рядом с ним его супруга Гера – царица богов и защитница семейного очага. Здесь же дети Зевса – близнецы Аполлон и Артемида, Афина, Гермес, Арес и Гефест. Каждому из богов подвластны дела и судьбы людей.
Милые, смутные призраки славы минувшей,
Увы, последние из прежде живших богов...
Вы дышите воздухом тех, что дышали они.
Из небесных чертогов, утраченных с Олимпа высот.
Греки не верили, что вселенная создана богами. По их представлениям, всё произошло как раз наоборот: вселенная создала богов. Прежде всего, появились бог Неба и богиня Земли. Они и стали первыми родителями. Их детьми были титаны, а внуками – боги-олимпийцы.
Ученики рассказывают о греческих богах, выступления сопровождаются слайд-программой. Примерный текст выступлений в Приложении 1 . (Слайды 11-22). После каждого выступления работа с классом: назвать символы бога.
8. Физминутка
Физминутка составлена с учетом повторение ранее изученного материала по теме «Религия древних египтян»
Встали дружно, потянулись
Богу солнца улыбнулись!
Богу ГЕБУ наш поклон
Многократным будет он.
Руки вверх к богине НУТ
Пусть немножко отдохнут.
Тело наше сделай круг
Повтори АМОНА путь
Готовы из знаний
Плести сотни сот
Поможет нам в этом
Бог мудрости ТОТ.
К концу урока таблица должна выглядеть следующим образом
Аид | Правитель царства мертвых |
Гера | Царица богов, защитница семейного очага. |
Артемида | Богиня природы и покровительница охоты |
Аполлон | Бог солнечного света, покровитель искусств. |
Афина | Богиня порядка и разума, покровительница ремесла, городской жизни. |
Афродита | Богиня любви и красоты |
Деметра | Богиня плодородия |
Дионис | Бог виноделия |
Гефест | Бог огня и кузнечного дела |
Гермес | Покровитель дорог и путников |
Арес | Бог войны |
III. Закрепление пройденного материала
Учащимся предлагается выполнить задание, которое заранее подготовлено учителем на доске. (Слайд 23)
Задание: Подбери пару – имена греческих богов и их символы
1.
Зевс
а) лань, золотой лук и стрелы
2.
Гермес
б) колосья пшеницы
3.
Афродита
в) крылатые сандалии
4.
Гера
г) кифара, лавровый венок
5.
Артемида
д) копье, щит, сова, гранат
6.
Аид
е) колесница запряженная черными лошадьми
7.
Посейдон
ж) молот, наковальня
8.
Дионис
з) голубь, яблоко
9.
Гефест
и) трезубец, дельфин
10.
Аполлон
к) молния, орел
11.
Афина
л) жезл, увитый виноградной лозой
12.
Деметра
м) гранат
Ключ: 1 – к; 2 – в; 3 – з; 4 – м; 5 – а; 6 – е; 7 – и; 8 – л; 9 – ж; 10 – г; 11 – д; 12 – б
IV. Подведем итог нашему уроку:
– Еще раз назовите богов Древней Греции. Прочитайте вопрос который мы с вами поставили в начале урока.
Ответы детей…
1. Вывод: В религиозных верованиях греков получили отражение прежде всего те природные явления, от которых зависела жизнь людей, и боги появились те которые покровительствовали основным занятиям древних греков. (Слайд 24)
2. Слово учителя:
Боги Древней
Греции могущественны и коварны, – так считали
древние греки. Они боялись и почитали своих
богов, потому что боги покровительствовали их
занятиям. Что бы задобрить своих богов греки
приносили жертвы богам, возводили в их честь
храмы, создавали о них сказания.
Таковы греческие боги. Они прекрасны и
могущественны. Прошли столетия. Опустели склоны
горы Олимпа, исчезли густые леса. Люди больше не
молятся олимпийским богам, как не молятся и богам
древних египтян. От веры в олимпийских богов
остались только легенды, или мифы, как мы их
называем. Изучая мифы древних греков, учёные
доказали, что в образах богов люди поклонялись
могучим силам и грозным явлениям природы,
которые не могли правильно объяснить.
Изучая мифологию древних греков, можно узнать
много полезного. Без знания древнегреческой
мифологии нельзя изучать искусство, так как на
протяжении многих веков замечательные художники
и скульпторы, писатели и поэты всех стран
использовали древние мифы в живописи,
скульптуре, музыке, литературе.
3. Домашнее задание: параграф 28; подготовить для пересказа один из мифов о богах; нарисовать рисунок к любому мифу о древнегреческих богах.
В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.
Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини - Паллада, что в переводе значит "потрясательница копья". Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.
Культ героев
Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.
Антропоморфизм
Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, - это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.
Жертвоприношения
Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.
Храмы
Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.
Жрецы
При каждом греческом храме имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.
У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.
Возникновение христианства
Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех "оскорбленных" и "униженных". Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.
Раннехристианская церковь
Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в "массы" и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.
Краткая история христианства Древней Греции
В наши дни главная религия в Греции - православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.
Современная православная церковь
Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ - глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.
Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.
Языческие организации
Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.
Учитель: Таранюкова Наталия Викторовна, учитель истории МБОУ СОШ № 1 имени А.В.Суворова, г.Усть-Лабинск Краснодарского края
Предмет : история
Класс : 5
Тема урока: «Религия древних греков»
УМК: Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М."Просвещение"; тетрадь-тренажер Вигасин А. А., Годер Г. И. История Древнего мира. 5 класс. М. 2016
Цель урока - формирование учебных действий учащихся:
изучить культы основных древнегреческих богов и героев, познакомить учащихся с мифами о них; подвести учащихся к пониманию общих закономерностей религиозных верований возникших вследствие зависимости людей от сил природы; продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями, умение выделять главное.
Метапредметные УУД
Познавательные - устанавливать причинно-следственные связи; строить логически обоснованные рассуждения; критически оценивать поступающую информацию; систематизировать её и представлять в виде плана урока.
Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
3 Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности
Предметные УУД – ознакомление с пантеоном древнегреческих богов и основами возникновения политеистических религий, понимание значения роли религии в жизни древнегреческого общества.
Личностные УУД - уважение к прошлому своей страны, воспринимаемое сквозь призму всемирного цивилизационного процесса, аргументированное оценивание поступков, с опорой на общечеловеческие нравственные ценности
Тип урока : проблемно-диалогический
Межпредметные связи : анализ письменных источников (+ литература), составление логических цепочек (+геометрия), работа с картой (+география).
Учебное оборудование: компьютер, проектор,DVD, видеомагнитофон, телевизор
- Интеллектуальный продукт урока: таблица соотнесения богов греческого пантеона с силами природы, их олицетворяющими и с занятиями древних греков.
Тип урока : проблемно-диалогический
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея"»
Подготовка устного ответа по карточке.
Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках (3-5 человек).
В зависимости от уровня развития детей учитель выбирает задание сам.
а) Рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 9 (с. 8).
б) Прочитайте отрывки из поэмы и ответьте на вопросы. Вздулся кровавый синяк полосой на спине от удара. Сжался Терсит, из очей его брызнули крупные слезы. Муж великанского роста в пещере той жил, одиноко. Пас он баранов и коз и ни с кем из других не водился, Мачту поднявши и белый на мачте расправили парус, Все мы взошли на корабль и пустились в открытое море...
Определите, из каких литературных произведений приведены эти отрывки. Расскажите об одном из описанных здесь эпизодов. Что можно узнать из этих отрывков о жизни греков в это время?
Работа с классом.
а) О каких героях вы узнали из игры «Герои Эллады»?Какие подвиги они совершили?
ГОМЕР | ИКАР | АХИЛЛЕС | ПЕРСЕЙ | ОДИССЕЙ |
б) Решите задачу.
Устный ответ ученика по карточке.
Переход к изучению новой темы
Беседа с учащимися.
Почему поэмы Гомера были сложены гораздо позже Троянской войны? Было ли что-нибудь подобное в русской истории и литературе? (Русские былины о богатырях были сложены в XV-XVI вв., когда Россия стала великой державой, хотя герои былин жили в XI-XIII вв. Разница во времени их создания почти такая же, как между Троянской войной и поэмами Гомера.)
Дайте определение понятию «религия». (Религия - это вера человека в сверхъестественное.)
Почему появляются религиозные верования? (Потому, что человек не мог объяснить явления природы.) Учитель показывает классу слайды с изображениями, именами древнегреческих богов-олимпийцев, приглашая к доске учащихся, которые дают комментарии к изображениям
Рассказ учителя.
Читая поэмы Гомера, мы убедились, что в содержании их встречаются названия различных древнегреческих богов, которые либо помогают, либо, наоборот, не помогают героям его произведений. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными греческими богами.
Ознакомимся с мифами о древнегреческих богах.
Изучение новой темы
План
Боги Греции. Просмотр фрагмента в/ф «Древняя Греция».
Миф о Деметре, Дионисе, Прометее.
На доске: тема урока, новые слова: гора Олимп, боги: Зевс, Аид", Деметра, Дионис, Гефест, Цербер - пес с тремя головами и змеиным хвостом
Рассказ учителя.
Греки верили, что главные боги живут большой семьей в роскошных дворцах на вершине горы Олимп. Главным богом у греков был Зевс, это был бог дождя, грома и молний. Его изображали могучим мужчиной средних лет. Он господствовал на небе. Взмахнет Зевс рукой - удары грома раскатываются по небу, сверкнет молния - и хлынут потоки дождя. Один раз в четыре года в Олимпии устраивали Олимпийские игры в честь бога Зевса. По преданию, именно в Олимпии Зевс одержал победу над своим отцом Кроном.
Крону сказали о том, что его дети отнимут у него власть. Тогда он решил съесть своих детей, рожденных от Реи. Однажды, когда родился Зевс, Рея решила подсунуть ему камень, завернутый и пеленку. Так и получилось, что Зевс остался жить, и когда он вырос - победил своего отца.
Работа с иллюстрацией «Боги и богини Греции», с. 133 Вигасина.
Заполнение таблицы в ходе изучения материала (в тетрадях).
ИИмена богов | Какие силы природы они отражали | Покровителями каких занятий они считались |
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать миф о Деметре и Персефоне, миф о Прометее,стр. 134-135 Вигасина.
Учащиеся работают с карандашом, устанавливая следующие значки:
V – уже знал;
+ новое;
- думал иначе
? не понял, есть вопрос
Беседа по прочитанному.
Какие боги были покровителями некоторых занятий древних греков? (Гефест - покровитель кузнечного дела, Деметра - покровительница земледелия, Дионис - покровитель виноделия...)
Почему греки особенно почитали Зевса и Посейдона, а в религии египтян не было вовсе ни бога грома и молний, ни бога моря? (Это связано с разными природными климатическими условиями, в которых жили греки и египтяне. В Египте почти не бывает дождей, Средиземное море не играло в их жизни большой роли. В Греции же нет реки, подобной Нилу, от которой зависела бы вся хозяйственная жизнь страны.)
Почему древние греки изображали своих богов в виде людей? (Они верили в силу человека.)
Какой народ в отличие от древних греков верил только в одного бога, создавшего весь мир? (Евреи.)
V . Закрепление изученного материала
Никто не верит теперь, что на вершине Олимпа живут боги. От веры в олимпийских богов остались только легенды
и мифы. Однако ученые и мы с вами изучаем мифы древних греков. Почему древние греки верили в существование олимпийских богов? (Они не могли объяснить явления природы, от которых зависела порой их жизнь...)
Почему сейчас люди не верят в них? (Потому что наука может объяснить многие сложные явления, происходящие в природе.)
Объясните, почему ученые изучают легенды и мифы? (Это исторический источник, он позволяет представить мир, в котором жили древние греки.)
VI. Подведение итогов урока
Домашнее задание: прочитать § 28 Вигасина; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Какие религиозные верования существовали у древних греков?»; какие подвиги совершил Геракл? Продолжить работу по интерактивной игре «Герои Эллады»
Дополнительный материал: Подвиги Геракла
В греческой мифологии Геракл считался сыном Зевса и царевны Алкмены. С первого дня жизни Геракла преследовала жена Зевса - богиня Гера. В припадке безумия, которое наслала на него богиня, Геракл убил свою жену и детей. За это он должен был совершить двенадцать подвигов, находясь на службе у трусливого микенского царя Эврисфея. О первых двух подвигах рассказано в учебнике.
Третий подвиг - уничтожение и изгнание стимфалийских птиц (жили возле города Стимфала). Птицы имели медные когти и клювы, а перья у них были из бронзы. Роняя перья, они убивали людей и животных, словно стрелами.
Гераклу помогла богиня Афина. Она дала ему два медных тимпана, которые выковал бог Гефест. По указанию Афины герой встал на высоком холме у леса, где гнездились птицы, и ударил в тимпаны, а когда птицы в испуге взмыли ввысь, перестрелял их из лука.
Четвертый подвиг - поимка керинейской лани, которую богиня Артемида отправила в наказание людям опустошать поля. У лани были золотые рога и медные, не знавшие усталости ноги. Геракл гонялся за ланью целый год, ранил стрелой, поймал и отнес Эврисфею в Микены.
Пятый подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Шестой подвиг - поимка кабана, обладавшего чудовищной силон и жившего на горе Эриманфе. Геракл криком выгнал кабана из чащи, долго преследовал и наконец загнал в глубокий снег на вершине горы Кабан увяз в снегу, Геракл связал его и отнес в Микены. Увидев кабана Эврисфей от страха спрятался в огромный бронзовый сосуд.
Седьмой подвиг - укрощение огнедышащего критского быка. Бог Посейдон послал для жертвоприношения царю Миносу быка, но царь оставил его в стаде, а в жертву принес другое животное. Тогда Посейдон наслал на быка бешенство, и бык стал опустошать остров. Геракл поймал и укротил быка, а затем переплыл на нем море.
Восьмой подвиг - поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс являлся знаком власти над всеми амазонками, и его очень хотела иметь дочь Эврисфея. Геракл собрал отряд героев (в нем был и Тесей), переплыл Черное море и победил амазонок. Плененную Ипполиту герой отпустил, но забрал у нее пояс.
Девятый подвиг - поход за коровами великана Гериона на край земли, к берегам Атлантического океана. Гераклу пришлось переправиться на остров, где жил великан-чудовище (у Гериона было три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног), и победить его в битве.
История религии: конспект лекций Аникин Даниил Александрович
2.5. Религия Древней Греции
2.5. Религия Древней Греции
Древнегреческая религия заметно отличается своей сложностью от тех представлений, которые складываются о ней у обычного читателя на основе знакомства с адаптированными вариантами греческих мифов. В своем становлении комплекс религиозных представлений, свойственных древним грекам, прошел несколько стадий, связанных с изменением социального устройства и самого народа – носителя этих представлений.
Минойская эпоха (III–II тысячелетия до н. э.). Греки отделились от индоевропейского корня и заняли принадлежащую им ныне территорию лишь во II тысячелетии до н. э., придя на смену другой, более древней и развитой культуре. Иероглифическое письмо, сохранившееся от этой эпохи (которую принято называть минойской), до сих пор полностью не расшифровано, поэтому о религиозных представлениях предшественников греков, обитавших на Крите и полуострове Пелопоннес, можно судить лишь по сохранившимся в религии уже самих греков пережиткам. Боги у обитателей Крита носили зооморфный (звероподобный) характер: они изображались в виде зверей и птиц, следствием чего и явился, очевидно, миф о Минотавре – существе, обладавшем телом человека и головой быка. Интересно, что большинство дошедших до нас сведений относится к божествам женского пола, в то время как мужские божества либо присутствовали в минойской религии на втором плане, либо связанные с ними ритуалы были окутаны покровом тайны, не допускавшим излишних высказываний. Широко распространены были и земледельческие культы – именно у местных обителей греки позднейшей эпохи позаимствовали представления об умирающем и вновь воскресающем божестве, смерть и возрождение которого символизировали восстановление природы после периода засухи.
Микенская эпоха (XV–XIII вв. до н. э.). Именно эта религия оказалась сохранена в древнейшей из дошедших до нас греческих эпических поэм – «Илиаде» Гомера. Несмотря на политическую раздробленность, греки в этот период сумели сохранить культурное единство, восходящее к общим индоевропейским корням, интегрировав в существовавшие у них религиозные представления отдельные элементы религии местного населения. Главным божеством греков в этот период, насколько можно судить по сохранившимся источникам, был Посейдон, выполнявший не только функцию повелителя морей, которую ему приписали греки классической эпохи, но и распоряжавшийся сушей. В сохранившихся источниках упоминается и Зевс, само имя которого носит индоевропейское происхождение (Zeus = deus, т. е. в буквальном смысле это не имя, а эпитет, означающий принадлежность божеству), но он явно играет подчиненную роль. Другим значимым божеством микенской эпохи является Афина, но не в более привычной нам ипостаси богини мудрости, а в качестве богини-покровительницы, распространяющей свое покровительство на отдельные аристократические роды или целые города.
Относительно культовой составляющей можно сказать, что жертвоприношения в микенской Греции выступали обычным атрибутом любого религиозного празднества, но приносили в жертву не пленников, а домашний скот (чаще всего быков), причем количество приносимых в жертву животных могло быть весьма значительным. Осуществляли жертвоприношения специальные жрецы и жрицы, хотя специальных храмов, посвященных отдельным богам, микенские греки не строили. Святилищами обыкновенно выступали жертвенники в священных местах или оракулы, в которых воля бога провозглашалась устами впадающих в мистический транс верховных жрецов.
Классическая эпоха (IX–IV вв. до н. э.). Вторжение в Грецию в XII в. до н. э. дорийских племен, принадлежавших к другой ветви индоевропейских народов, повлекло за собой культурный упадок, который получил в исследовательской литературе название «темных веков». Получившаяся в результате очередного синтеза религия приобрела общегреческое значение, оформившись в виде целостного пантеона богов во главе с Зевсом. Все боги, почитавшиеся в отдельных областях Греции (Гера, Дионис) или носящие заимствованный характер (Аполлон, Артемида), вошли в божественный пантеон на правах детей или братьев Зевса.
В произведении древнегреческого поэта Гесиода (VIII в. до н. э.) «Теология» («Происхождение богов») представлена целостная картина сотворения мира. Мир не создан из ничего, он получился в результате упорядочивания первозданного Хаоса и возникновения нескольких божеств – Геи (земли), Тартара (подземного царства) и Эроса (животворящей силы). Гея, породив Урана (небо), вступает с ним в брак и становится матерью старшего поколения богов – титанов во главе с Кроном. Крон свергает своего отца и, пытаясь избежать подобной же судьбы, пожирает своих детей, которых ему рожает все та же Гея. Греки эллинистической эпохи, пытаясь рационально осмыслить этот миф, соотносили имя бога Крона со словом hronos – время, утверждая, что в аллегорической форме их предки пытались выказать следующую мысль: время безжалостно по отношению к своим собственным детям – людям. Крона, согласно предсказанию, свергает с престола и отправляет в Тартар собственный сын Зевс, который становится повелителем суши, отдавая своим братьям во владения другие сферы: Посейдону– море, Аиду – подземное царство. В классической Греции Зевс выступает в качестве верховного бога, сохраняя присущую ему еще у индоевропейцев функцию бога-громовержца, повелителя грозы и бури. Изменяются функции некоторых других богов: Гера из богини-воительницы становится женой Зевса и покровительницей семейного очага; детьми Зевса и покровителями соответственно искусства и охоты становятся Аполлон и Артемида, имеющие малоазийское происхождение.
Другим нововведением классической эпохи становится появление культа героев, к которым возводили свое происхождение отдельные аристократические роды, точнее говоря, подобные культы существовали и раньше, но теперь они начинают соотноситься с божественным пантеоном. Герои приобретают статус полубогов, становясь детьми Зевса от связей со смертными женщинами, а самым великим из них, без сомнения, провозглашается Геракл, к которому возводили свой род цари Спарты, Македонии и некоторых других областей Греции. Более частным проявлением этого культа служили почести, воздаваемые победителям Олимпийских игр в их родных городах: победившему атлету на средства горожан сооружалась статуя и обеспечивалось пожизненное пропитание, а некоторые из них после смерти становились и покровителями собственного города, приобретая полубожественный статус.
Эпоха эллинизма, начавшаяся победоносным завоеванием Александром Македонским Персии и Египта, внесла свои новшества в греческую религию: на исконно греческой территории утверждаются культы пришлых божеств – Исиды, Амона-Ра, Адониса. Знаки почтения по отношению к царю окрашиваются религиозным чувством, в чем также можно увидеть восточное влияние: происходит обожествление фигуры царя, чего греки предшествующих эпох вряд ли могли себе представить. В таком видоизмененном виде, подвергаясь насмешкам со стороны писателей (Лукиан) и нападкам со стороны раннехристианских мыслителей (Тертуллиан), греческая религия дожила до распада Римской империи, после чего ее следы теряются.
Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторовРАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Классическая эпоха - время наивысшего расцвета древнегреческой культуры. Именно тогда реализовались те потенции, которые вызревали и возникли в предшествующую, архаическую эпоху. Сложилось несколько факторов, обеспечивавших взлет
Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей АлександровичГлава IV. История Древней Греции ПРЕДАНИЯ ЭЛЛАДЫ Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами… Гесиод. Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась
автора Андреев Юрий Викторович3. Зарубежная историография Древней Греции XX в. С начала 20–х годов XX в. начался новый период в развитии зарубежной историографии. На ее состояние оказывали сильное влияние общие условия общественной жизни Европы, сложившиеся после разрушительной мировой войны,
Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий ВикторовичПериодизация истории Древней Греции I. Раннеклассовые общества и государства на Крите и в южной части Балканского полуострова (конец III–II тысячелетие до н. э.).1. Раннеминойский период (XXX–XXIII вв. до н. э.): господство доклассовых родовых отношений.2. Среднеминойский
Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис СергеевичНАРОДЫ И ЯЗЫКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Балканский полуостров и острова Эгейского моря были заселены еще в эпоху палеолита. С тех пор по этой территории прокатилась не одна волна переселенцев. Окончательно этническая карта эгейского региона сложилась после расселения
Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир БорисовичНаука и техника в Древней Греции Когда жители при вторжении дорийцев бежали из Греции, они расселялись вдоль западного побережья Малой Азии. Места получили наименование Ионии. Рассказ о греческой научной мысли можно начать с упоминания имени Прометея. Легенда гласит,
Из книги Древняя Греция автора Миронов Владимир БорисовичИсторики и географы Древней Греции Сенека считал, что основной наукой античности является философия, ибо только она «исследует весь мир». Но философия без истории все равно что душа без тела. Разумеется, одни лишь мифы и поэтические картины исторического процесса при
Из книги История мировой культуры в художественных памятниках автора Борзова Елена ПетровнаКультура Древней Греции Пропилеи афинского Акрополя. Древняя Греция (437-432 гг. до н.э.)Пропилеи афинского Акрополя, архитектор Мнесикл (437-432 гг. до н.э.), Древняя Греция.Когда в 454 году на афинян свалилось неожиданное богатство – в Афины была перевезена казна Делосского
Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ В своем историческом развитии Древняя Греция, или Эллада, прошла ряд сменявших друг друга общественных укладов. В гомеровский период эллинской истории (XII-VIII века до нашей эры), в условиях складывавшегося рабовладельческого
Из книги Голосуйте за Цезаря автора Джонс ПитерГражданство в Древней Греции Сегодня мы безоговорочно признаем за каждым человеком, невзирая на происхождение, его неотъемлемые права. Несчастье в том, что достойная концепция о правах человека должна быть универсальна, т.е. применима ко всем областям человеческой
Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр НиколаевичДипломатия древней Греции Древнейшей формой международных связей и международного права в Греции являлась проксения, т. е. гостеприимство. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в
Из книги Античность от А до Я. Словарь-справочник автора Грейдина Надежда ЛеонидовнаКТО БЫЛ КЕМ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ А Авиценна (лат. форма от Ибн Сина - Avicenna, 980–1037 гг.) - влиятельный представитель исламской рецепции античности. Являлся придворным врачом и министром при персидских правителях. Ему принадлежат более 400 работ по всем разделам научных и
Из книги Мы – арии. Истоки Руси (сборник) автора Абрашкин Анатолий АлександровичГлава 12. Арии в Древней Греции Нет, мертвые не умерли для нас! Есть старое шотландское преданье, Что тени их, незримые для глаз, В полночный час к нам ходят на свиданье… . . . . . . . . . . . . . . . Мы сказками предания зовем, Мы глухи днем, мы дня не понимаем; Но в сумраке мы сказками
автораРаздел III История Древней Греции
Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда АндреевнаГлава 6 Культура Древней Греции «Но что больше всего радовало афинян… это великолепные храмы, в настоящее время единственное свидетельство того, что минувшее не было сказкой». Древнегреческий автор Плутарх Храм бога Гефеста в
Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар ДаниловичРелигия Древней Греции Общий очерк. Древнейшие культы и божества Благодаря сохранившимся источникам древнегреческая религия изучена всесторонне. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники – некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились
Цель урока: Знакомство учащихся с религией и верованиями древних греков. Задачи: обучающие: развивать знания о религии и верованиях древних греков; развивающие: вырабатывать умения характеризовать главных богов и героев древних греков, формировать умения и навыки работы с исторической информацией; воспитательные:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Религия древних греков»
Цель урока : Знакомство учащихся с религией и верованиями древних греков.
Задачи:
обучающие: развивать знания о религии и верованиях древних греков.
развивающие: вырабатывать умения характеризовать главных богов и героев древних греков, формировать умения и навыки работы с исторической информацией.
воспитательные: воспитание толерантности и нравственных качеств учащихся.
Тип урока : комбинированный, изучение нового материала
Технологии и методы:
ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.Формы работы учащихся
: работа с учебником и тетрадью, ответы на вопросы.Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация «Религия древних греков», учебник История Древнего мира 5 класс/А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.
Ход урока:
I. Организационный момент
Сообщение темы, цели (3 мин)
(Слайд 1)
II. Переход к изучению новой темы (3 мин)
Сегодня мы совершим с вами увлекательное путешествие в мир древнегреческих богов. Но для начала давайте вспомним, что такое «религия»
Ответ : Религия – это вера человека в сверхъестественные силы.(Слайд 2)
Вы изучали многие страны, религии. Например, Древний Египет и помните, что там было много богов. У древних греков тоже было много богов.
III. Изучение новой темы (30 мин)
Задание. По ходу урока заполнить таблицу «Боги древней Греции».
Греки верили, что боги живут на самой высокой горе Олимп. (Слайд 3).
Самыми главными богами были Зевс, Посейдон и Аид. (Слайд 4)
Как и в других государствах у греков существовал самый главный бог. Если у египтян главным был бог солнца, то у греков – бог неба, грома и молнии и звали его Зевс. (слайд 5)
Вопрос: Что же окружает Грецию?
Ответ: Море.
У греков был бог моря Посейдон (слайд 6). По состоянию моря греки понимали какое настроение у Посейдона.
Есть бог моря, есть бог неба, но греки верили, что внизу под землей есть еще подземное царство, куда попадают души умерших людей.
Правит подземным царством бог-Аид (Слайд 7)
Зевс-Посейдон-Аид это главные боги. Но были и другие боги.
Откройте учебник на с. 130 найдите второй ряд богов.
Гера- богиня семьи, покровительница женщин. (Слайд 8)
Артемида -олень, лук, стрелы. Как вы думаете это богиня чего? (
охоты ) (Слайд 9)Аполлон – лира - музыкальный инструмент, лавровый венец.
(искусства ) (Слайд 10)Афина- богиня-воительница, защитница городов, покровительница наук, земледелия, ремесел. Это богиня справедливой войны. (Слайд 11)
Афродита- зеркало(
красоты ) (Слайд 12) Греки любили все красивое, строили замечательные храмы богам, делали их статуи.IV. Физминутка (1 мин)
А еще были боги, которые помогали грекам в их повседневных делах. У каждого дела был свой бог покровитель.
Земледелие –Деметра (слайд 13)
Виноделие - Дионис (слайд 14)
Торговля - Гермес (посмотрите на карту греческие колонии) (слайд 15)
Война - Арес (карта Троя) (слайд 16)
Ремесла (кузнечного дела) - Гефест (слайд 17)
Таблицы заполнены, но путешествие наше еще продолжается.
Низшие существа расположены внизу страницы это сатиры и нимфы.(Слайд 18)
Сатиры спутники бога виноделия Диониса, изображались с рогами и хвостом. Как вы думаете, нравились они грекам или нет? Греки осуждали пьянство. Считали что тот кто пьет теряет человеческий облик.
V. Закрепление изученного материала (5мин)
Итоговая работа по вопросам.(слайд с критериями оценивания)
(слайд 19)
1. Греки считали, что боги живут в золотых дворцах на вершине горы «Олимп».
«Да»
2.Царствует над всеми богами громовержец Зевс.
«Да»
3.Зевс был верховным богом и владыкой подземного царства мертвых.
«Нет»
4.По мнению греков, повелителем морского царства был Аид.
«Нет»
5.Богиней красоты была Афродита.
«Да»
6.Богом кузнечного дела был Гермес.
«Нет»
VI. Подведение итогов (2 мин)
Древние греки все что происходило в жизни объясняли волей богов. Поэтому греки их очень почитали строили им храмы, приносили им жертвы.
VII. Домашнее задание (1 мин)
1. § . 28,
3.Написать сочинение «Так живут боги».