Русские певцы эмигранты 20 века. Советские актёры, которые уехали в Америку
Ирина Шмелева снималась в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины”. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Люди, которые рассуждают о переезде из одной страны в другую, делятся на 2 категории: одни говорят, что все к лучшему, а другие вздыхают со словами “ну, кому же я там нужен”. После долгих лет проживания в Америке у актрисы Ирины Шмелевой сформировалась четкая позиция и ответ для всех, кто сейчас в раздумьях: “Если человек думает, что он никому не нужен, он прав. Если думает, что будет успешным, он тоже прав. Я абсолютно верю, когда человек говорит, что будет чемпионом или Президентом. Жаль, что когда я только переехала в США, я не сказала себе, что буду сниматься в Голливуде”.
Ирина Шмелева — советская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации . Вы видели ее в фильмах “Кин-дза-дза”, “Акселератка”, “За прекрасных дам”, “Ловушка для одинокого мужчины” и других.
20 лет назад Ирина Шмелева эмигрировала в США. О том, с какими сложностями ей пришлось столкнуться, насколько тяжело было сменить профессию и не жалеет ли она о том, что пришлось отказаться от звездной карьеры, Ирина рассказала в интервью ForumDaily.
20 лет назад актриса эмигрировала в США. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Готовилась мыть полы
Как отмечает Ирина, расцвет ее кинокарьеры совпал с закатом советского кино. В 1995 году Шмелёвой было присвоено звание заслуженной артистки России , а в 1998-м она уже переехала в Америку к своему мужу, который к тому времени несколько лет жил и работал в Штатах.
“Я готова была ко всему, даже научилась профессионально петь, чтобы подрабатывать в ресторанах, — говорит Ирина. — Думала, и полы мыть буду. Не получилось: муж уже подготовил для меня безбедное существование, поэтому я сразу пошла учиться”.
Роль в фильме «Кин-дза-дза!» (1986). Фото kino-teatr.ru
Сначала Шмелева осваивала английский язык, потом училась в NYU, а затем открыла компанию, которая занималась маркетингом, работала на русском телевидении, а вдобавок ко всему — освоила профессию риэлтора. Пробовала себя в разных сферах и подготовилась, так сказать, на все случаи жизни.
“Дело в том, что я перестала говорить, что я — актриса, — объясняет Ирина. — Тем более, термин “заслуженная” тут никто не понимает. Конечно, в Америке нужно себя продавать и рассказывать, какой ты замечательный. А вообще, в этой стране все артисты: кому стукнуло в голову, тот и артист. У меня есть знакомый, который ушел на пенсию и в 70 лет решил, что он — актер. В России же, чтобы стать артистом, ты должен получить специальное образование, иначе в театр не возьмут, снимать не будут. А тут… Гвинет Пэлтроу, например, не училась этому, но актриса — потрясающая”.
Ирина готова была ко всему — и мыть полы, и петь в ресторанах, но муж подготовил для нее безбедное существование. Фото из личного архива Ирины Шмелевой
Советские советы и сожаления
Когда Ирина переезжала в США, у нее был простой план: получится — останусь, нет — вернусь. Делать карьеру актрисы в Штатах у Ирины и в мыслях не было. Как она признается: всему виной стереотипы, навязанные на Родине.
“Я приехала из России, где всегда говорили, что “наш” человек никогда не может быть актером в Америке, — рассказывает Шмелева. — И теперь я понимаю, какая это глупость.
Слушаю, как Шварценеггер говорит — это какой-то ужас! Бешеный акцент! А Сальма Хайек? Я просто не могу в это поверить.
Надо было спокойно заниматься актерством, потому что я еще в детстве так решила. Но мой посыл, что нужно учиться и овладевать разными профессиями, сбил меня с толку, несмотря на то, что петь и мыть, необходимости не было”.
Билет в киношное настоящее
Несмотря на то что Ирина решила поставить точку в карьере, ей поступали предложения сниматься в российских фильмах и сериалах. Она бралась за роли, но признается: чтобы быть в кадре, нужно быть в тусовке, постоянно дружить и вертеться в нужной среде. Тем более, по словам артистки, сейчас появилось много новых режиссеров, которые и не знают, кто такая Ира Шмелева.
Роль в фильме «Акселератка» (1987). Фото kino-teatr.ru
“Помню, через несколько лет после моего переезда, мне позвонили и пригласили на съемки одной картины, но потом заявили, что весь бюджет фильма равен моему билету на самолет” , — улыбаясь, рассказывает актриса.
Шмелева признается, что несколько раз летала на съемки в Россию за свой счет, а в Америке, например, вообще принято это делать: работа — это тебе надо, а как ты доберешься — никого не волнует.
Ирина Шмелева на съемках сериала «Час Волкова». Фото Ruskino.ru
“Я бы с удовольствием ездила сниматься, я очень легкая на подъем, — говорит Ирина. — Я, кстати, только что летала. Сижу, читаю книжку “Money ” и вдруг мне звонят: “Приезжайте сниматься, нам нужна девушка, которая долгое время жила в Америке и может половину сценария по-русски, а половину — по-английски, название картины “Деньги”. Я с удовольствием примчалась и снялась. Тем более, в этот раз оплатили и проезд, и гостиницу. Организация на площадке была потрясающая!”.
Случайные понты
Шмелева рассказывает, что когда она заходит в кадр, помимо основного текста, ее просят добавить американский сленг. “Я помню раньше, когда русские приезжали из США, я не понимала, с какого это перепуга они вставляют английские слова. Что за понты такие? — смеется Ирина. — Теперь прекрасно понимаю. Сама, когда нахожусь в России, стою перед продавцом в магазине, вспоминаю, как то или иное слово на нашем, на родном”.
Роль в фильме «Бабник» (1980). Фото kino-teatr.ru
Новая роль
Актриса признается, что кино для нее сейчас — как хобби, больше для души. Уже много лет Ирина работает риэлтором в Манхэттене и в Нью-Джерси, получая большое удовольствие от профессии.
“Когда я только приехала, муж сразу советовал отучиться и начать работать специалистом по недвижимости. Я отмахивалась и говорила, что только идиоты этим занимаются. Сейчас же понимаю, как ошибалась! Очень сложная профессия. Туда легко попасть и очень сложно что-то сделать. Люди вкладывают самые большие деньги в своей жизни в квартиры и дома, а это для них — большой стресс”, — рассказывает Шмелева.
Всем, кто переезжает в США и думает, что выбрать: сразу испытать шок от большого города (актриса считает, что та же Москва по темпу жизни в 10 раз медленнее Нью-Йорка) или выбрать “Одноэтажную Америку”, Ирина советует селиться в мегаполисе:
“Вся работа в городе, развлечения тоже, поэтому цены на недвижимость здесь быстро растут”, — объясняет она.
Сама Шмелева много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити и очень этому рада: всего лишь одна остановка до Манхэттена, чисто и спокойно. “12 лет, как я живу здесь, — говорит Ирина. — Раньше никто не говорил по-русски. Сейчас очень много наших, ведь они всегда селятся там, где получше”.
Ирина много лет вместе с мужем живет в Джерси-Сити. Фото из личного архива Ирины Шмелевой.
Сделаны в СССР
Когда СССР распался, Америка еще сильнее стала казаться для многих раем, и туда уезжали и артисты, и певцы, недовольные тем, что их не ценили на родине. Узнав, какие гонорары платят в Голливуде, звезды кино, недовольные недостойными условиями жизни, искали пути для отъезда. Они покидали родную страну в поисках лучшей жизни и нового опыта, но сложно сказать, нашел ли кто-то из них то, что искал.
Савелий Крамаров, Олег Видов, Наталья Андрейченко, Виктор Ильичев, Елена Соловей эмигрировали в США.
Звезда советского кино 1960-1970-х гг. Олег Видов («Метель», «Обыкновенное чудо», «Сказка о царе Салтане», «Всадник без головы») вынужден был бежать из СССР, поскольку бывшая жена – дочь генерала КГБ – повлияла на то, чтобы его больше не приглашали сниматься. В 1983 г. в багажнике автомобиля друг вывозит его из Югославии в Австрию, затем он уезжает в Италию, а потом – в Америку. Он редко снимался в кино, но ему и этого было достаточно для того, чтобы входить в 10% голливудских актеров, ежегодно подтверждающих свой профессиональный статус, пишет издание «Культурология «.
Наталья Андрейченко («Сибириада», «Военно-полевой роман», «Мэри Поппинс, до свидания!» и др.) эмигрировала в 1991 г. в США к мужу, Максимилиану Шеллу. Она снялась в нескольких голливудских фильмах, но эти роли вряд ли можно считать достойной реализацией для актрисы, привыкшей работать с лучшими режиссерами. В воспоминаниях она писала: «Мне пытались внушить, что я должна измениться – говорить без акцента, играть американские роли. Но ведь тогда, без своих русских корней, я буду совсем другой – переделанной, «сломанной» русской, а американкой при этом так и не стану». В 2005 г. она вернулась в Россию.
Виктора Ильичева прославили роли в советском кино 1970-1980-х гг. («Искренне ваш», «Зеленый фургон», «Самая обаятельная и привлекательная»). Наибольшую популярность ему принесла роль Фабио в «Собаке на сене». В начале 1990-х работы не было, а его жену пригласили преподавать в американской балетной школе. И хотя работы для себя актер так и не нашел и тяжело переживал невостребованность, назад он уже не вернулся.
Савелий Крамаров: главный контракт напоследок
В 70-е годы в СССР его полюбили все. Его невозможно было не заметить: яркие образы в лучших фильмах (“12 стульев”, “Иван Васильевич меняет профессию”, “Джентльмены удачи”), цитаты его героев до сих пор на языке, а фильмы с его участием хочется пересматривать, независимо от времени.
Карьера Крамарова закончилась из-за политической ситуации: еврей, да еще и увлекался йогой. В Израиль переехать не удалось — Савелия не пустили, “чтоб не наболтал лишнего”, а вот с Америкой сложилось.
Конечно, в США Савелий мог играть только русских, а именно — космонавтов, кэгэбэшников и прочих персонажей «из-за железного занавеса». Но нужно отдать ему должное — он не канул в лету. В 84-м вышли заметные картины «Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом и «Космическая одиссея 2010» с Роем Шайдером, а потом актера можно было увидеть в популярной комедии «Вооружен и опасен», и боевиках «Красная жара» со Шварценеггером и «Танго и Кэш» со Сталлоне. Жаль, что это были лишь эпизодические роли.
Говорят, он очень скучал по Родине и даже вернулся. Но, увидев ситуацию с российским кино в 90-е, снова уехал в Голливуд, где подписал контракт на главную роль и… ушел из жизни. Савелий Крамаров скончался 6 июня 1995 года, на 61-м году жизни, в одной из клиник Сан-Франциско от второго инсульт а, после борьбы с раком.
Илья Баскин: свой среди “чужих”
Кстати, именно по приглашению Ильи Баскина Савелий Крамаров уехал в США. Актеры познакомились и подружились на съемках «Большой перемены» в 1972 году.
Надо сказать, что Баскин — один из немногих советских актеров-эмигрантов, у кого успешно сложилась карьера в США. Но это случилось не сразу. Он работал в ресторане, затем страховым агентом и в русскоязычной газете. Но в итоге актер добился своего — на Баскина обратили внимание режиссеры.
Сейчас он активно снимается в кино и в телесериалах, его партнерами были такие звезды, как Шон Коннери и Хеллен Мирен. Конечно же, в основном, актеру предлагают роли русских или советских персонажей (например, в году в “Трансформерах-3 ” он сыграл космонавта Дмитрия) , но, тем не менее, Баскину удалось — он прочно вписался в голливудский цех.
О том, как живет сейчас артист, ForumDaily рассказывал в статье « »
Елена Соловей: главная роль — в семье
Самая женственная актриса советского кино уехала в Америку в 1991 году. Конец карьеры в самом ее расцвете… На первом месте у актрисы всегда была семья. Как раз в стране наступили неспокойные времена. Елена Соловей с мужем - художником Юрием Пугачем - приняли решение переехать в США, чтобы быть спокойными за детей.
Елена без колебаний променяла жизнь известной актрисы на жизнь домохозяйки. Соловей признается, что никогда не питала иллюзий, что покорит Голливуд. Первое время она занималась исключительно домом, детьми, внучкой. Семью обеспечивал муж, который устроился художником по камню в ювелирную мастерскую.
Дом Елены Соловей в США. Фото kulturologia.ru
Спустя какое-то время Елена начала преподавать актерское мастерство в университете Нью-Йорка, работала на русском радио, а в 2001 году организовала студию, где проводились занятия по музыке, рисованию и танцам для детей из русскоязычных семей. Снималась в эпизодических ролях в кино и сериалах, в том числе «Клан Сопрано «.
О своей жизни в Америке актриса рассказала в статье « «.
Сегодня многие российские актеры, стремящиеся построить карьеру в Голливуде - например, «русский Шварценеггер» Александр Невский, - признают, что мало просто переехать в США, нужно стать настоящим американцем по складу ума и отношению к жизни. А наши звезды если не на 100, то на 99 процентов были советскими людьми, с советским менталитетом и отношением к ремеслу актера. И артистическая школа у него была русская, кардинально отличающаяся от голливудской.
Даже более молодые певцы и актеры, часто отбывающие за «американской мечтой», возвращаются в итоге на родину к тому зрителю, который их любит и ценит. Либо, симают корону, которую надели на них поклонники, и, засучив рукава, идут в новую профессию, играют совсем другую роль.
29 июня 1922 года Федор Шаляпин, отправившись в гастрольное турне, навсегда покинул Русскую землю. Вспоминаем 7 великих русских эмигрантов, чей отъезд стал серьезной потерей для России. Эмиграция обрушивалась на Россию неоднократно. Кто-то покидал страну добровольно, кто-то становился изгнанником, вынужденный бегством спасать свою жизнь. Большинство из них до конца дней сохраняли тонкие нити, связывающие их с Родиной, лелея мечту рано или поздно вернуться домой.
В погоне за мечтой
Федор Шаляпин - человек, оказавший огромное влияние на мировое оперное искусство, эмигрировал из страны 29 июня 1922 года. Официально – на очередные гастроли. Решение об эмиграции пришло не сразу. Однако уже по возвращению из вторых заграничных гастролей у Шаляпина появилось твердое намерение «осуществить мечту». Проблема заключалась в том, что у семьи было мало шансов последовать за Федором Ивановичем. Для получения заветного разрешения он придумывает версию, будто своими гастролями демонстрирует «какие в «советах» живут и процветают артисты». В 1927 году Шаляпин пожертвовал все сборы от своего концерта детям эмигрантов. Этот жест на Родине расценивается как поддержка белогвардейцев. 24 августа этого же года он лишается звания Народного артиста и права когда-либо вернуться в СССР.
"Русский витязь"
Выдающийся авиаконструктор Игорь Сикорский создал на Родине первые в мире четырехмоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». Отец Сикорского придерживался монархических взглядов и был русским патриотом. Из-за угрозы собственной жизни авиаконструктор эмигрировал сначала в Европу, но, не увидев возможностей для развития авиации, принял решение об эмиграции в 1919 году в США. Будучи на Родине состоятельным человеком, он вынужден был начать в Америке все с нуля. Сикорский основал «Сикорски аэро инжиниринг». До 1939 года авиаконструктор создал более 15 типов самолетов, в том числе «Американский клипер», а также ряд моделей вертолетов, в том числе VS-300 с одним несущим винтом и небольшим хвостовым винтом, по принципу которого сегодня строится 90% вертолетов в мире. Первый полет на новом аппарате Сикорский всегда осуществлял сам.
Окаянные дни
Иван Бунин какое-то время пытался «убежать» от большевиков в родной стране. Он считал, что «дом, населенный могучим семейством, освященный богопочитанием, памятью о прошлом» разорили и превратили в кошмарно-кровавый балаган под руководством «выродка и нравственного идиота от рождения» Ленина. В 1919 году он переезжает из красной Москвы в не занятую Одессу, и только в 1920 году при подходе Красной Армии к городу он переезжает в Париж. Во Франции Бунин напишет свои лучшие произведения: «Митина любовь», цикл рассказов «Темные аллеи» и, наконец, автобиографический роман «Жизнь Арсеньева». В 1933 году Ивану Бунину, человеку без гражданства, будет вручена Нобелевская премия по литературе с официальной формулировкой «за строгое мастерство, с которым он развивает традиции русской классической прозы».
"Синий всадник"
Основоположник абстракционизма, основатель группы «Синий всадник» Василий Кандинский покидает Москву в 1921 году по причине несогласия с отношением страны «советов» к искусству. В Берлине он преподает живопись и становится видным теоретиком школы «Баухауз», теоретические посылки которой сводятся к понятию «функционализма». Вскоре он получает мировое признание как один из лидеров абстрактного искусства. В 1939 году он бежит от нацистов в Париж, где получает французское гражданство. С 2007 года в России ежегодно вручается Премия Кандинского за новаторство, оказавшее влияние на ситуацию в современном российском искусстве.
Отец "глянца"
Имя практически неизвестно в России. В мировой же индустрии глянцевых журналов, рекламы, графического дизайна модной фотографии Бродович является такой же культовой фигурой, как, скажем, для кинематографа. А, может быть, даже больше. Когда Алексею исполнилось 16 лет, он, ничего не сказав родителям, отправился воевать на Первую мировую. Правда, с фронта беглец был возвращен домой и был отправлен изучать военную науку в кавалерийское училище. Однако революция 1917 года не позволило Бродовичу развить карьеру кавалериста: в 1920 году он вместе с семьей эмигрирует во Францию, где реализуется совсем в неожиданном качестве - как художник. В 1924 году он выиграл конкурс на лучший дизайн афиши благотворительного бала, обойдя самого Пабло Пикассо. Это становится путевкой в жизни для бывшего кавалериста. Спустя всего несколько лет Алексей Бродович становится одним из самых авторитетных дизайнеров и фотографов в Европе, изменившим подход как к дизайну, так и к фотографии. Он переезжает в США, где становится арт-директором знаменитого модного журнала Harper"s Baazar, в котором он сделал настоящую революцию в дизайне рекламы и глянцевых журналов.
В эпоху катастроф
Как писал сам Николай Бердяев в своих воспоминаниях, на его долю философа выпало слишком много событий. Бердяев пережил три войны, две российских революции, духовный ренессанс начала века, русский коммунизм, мировой культурный кризис, но более тяжелым испытанием стали для него трансформации, приспособления и измены людей. Он четыре раза оказывался в тюрьме, при этом два раза при старом режиме и два – при новом, провел в сибирской ссылке 3 года, пережил процесс, который грозил ему вечным поселением в Сибири и в итоге – был выслан с Родины в 1922 году. Следователь предупредил: если появитесь на границе СССР, будете расстреляны. В эмиграции Бердяев написал самые известные свои работы «Смысл истории», «Философия свободного духа», «О назначении человека» и ряд других.
Русский стиль
Русский композитор, пианист-виртуоз Сергей Рахманинов эмигрировал из страны вскоре после революции 1917 года, воспользовавшись неожиданным приглашением дать ряд концертов в Стокгольме. За рубежом Рахманинов создал 6 произведений, которые явили собой вершину русской и мировой классики. Он создал свой исключительный стиль, в который гармонично слились традиции русской музыки и джаз, древнерусский знаменный распев и «ресторанная» эстрада 30-х годов, виртуозность стиля конца позапрошлого века и жесткий авангард. Произведения зарубежного периода отличает наполненность философским звучанием: абсурдностью, жестокостью бытия в современном мире и утратой духовности. Он впервые вывел русскую фортепианную школу на мировой уровень, а его произведения входят в репертуар ведущих пианистов мира.
Уже в 1919 году начался исход русских из России. Страну покинуло несколько миллионов человек. Центрами русского рассеяния по миру были и Стамбул, и Прага, и Берлин, и Париж, и даже Харбин. Первая волна эмиграции оказалась чрезвычайно богата талантами. Еще бы – ведь, по сути, эмигрировал почти весь «серебряный век».
Кощунственно проводить параллели между судьбами тех, кто остался, и тех, кто уехал – кому, дескать, было тяжелее? Эмиграция – всегда несчастье. Поэт и критик Г.Адамович, размышляя над психологией эмиграции, приходил к выводу о том, что изгнанник не чувствует за собой народа, он обречен заполнять образовавшуюся пустоту собой, в одиночестве.
Отрадно, что многим хватило духовного потенциала и «золотых копей ностальгии». Деятели первой волны воспринимали себя «зарубежной Россией», ощущали кровную связь с оставленной Родиной. Они смогли дать даже больше, чем сами того ожидали.
«Уходили мы из Крыма…»
На чужбине оказались также певцы, музыканты и композиторы: Ф. Шаляпин, С. Прокофьев, С. Рахманинов, А. Вертинский, П. Лещенко. Мыслями и душой, конечно, они оставались там, в России, захваченной большевиками и коммунистической утопией.
Существует большое количество подделок под т.н. «белогвардейскую» песню. Одни более талантливы, другие – менее. Но вот настоящих стихотворений, ставших песнями, отразивших исход русских из России, всего несколько.
Автор одного из таких стихотворений – казачий поэт Николай Туроверов. Сама же песня родилась значительно позже, уже в постсоветское время. Группа «Любэ» исполняет её под названием «Мой конь» . Обратите внимание на кадры из фильма «Служили два товарища», которые служат своеобразной иллюстрацией к песне:
«Мы для них чужие – навсегда!»
Огромной в эмиграции была популярность Александра Вертинского. Отсутствие голоса компенсировалось своеобразной манерой исполнения, полетом рук, грассированием. На стихи погибшей в нацистском концлагере поэтессы Раисы Блох Вертинским написана песня «Здесь шумят чужие города» . Это самая что ни на есть настоящая и подлинная русская песня в изгнании. Она словно насквозь пропитана страшной ностальгией по России, оттого и воспринималась остро. Да и жанр Вертинский выбрал довольно своеобразный – это в ритме танго:
Пожалуй, Вертинский так и остался лучшим исполнителем песни, если не считать очень достойной современной интерпретации актера А.Домогарова.
«Только светлая не унимается грусть…»
Другая песня, известная по исполнению Аллы Баяновой, Петра Лещенко, Киры Смирновой, – «Я тоскую по Родине» . Стихи написаны в самом конце Второй мировой войны. Их автор – Георгий Храпак, будущий Заслуженный художник РСФСР. Парадоксально, что созданные им строки оказались так поразительно созвучны эмигрантской ностальгии.
В Румынии Храпак познакомился с Петром Лещенко, подарил ему свой текст, композитор Жорж Ипсиланти подобрал мелодию, и песня «выстрелила». Самого же Храпака ждали годы сталинского ГУЛАГа и поздняя реабилитация. К великому сожалению, именно в исполнении Петра Лещенко песня не сохранилась. Сегодня песню не дает забыть «серебряный голос России» – Олег Погудин:
Всё летят и летят журавли…
Не менее парадоксальная история произошла со стихотворением одного из создателей образа Козьмы Пруткова, поэта Алексея Жемчужникова – «Журавли» . Оно датируется аж 1871 годом. В переработанном варианте стихи стали песней в середине 1930-х гг. Солист т.н. «Джаза табачников» Николай Марков исполнял эту песню неоднократно, и в Советском Союзе она шла нарасхват благодаря гибким пластинкам «на костях». Народная молва упорно приписывала песню все тому же Петру Лещенко. Существуют «лагерные» и «дворовые» переделки текста. Передача «В нашу гавань заходили корабли» во многом подарила песню вторую жизнь.
«Сердца не стало, а память жива…»
Мало кому что-то скажет имя Юрия Борисова. А между тем, одна из самых пронзительных стилизаций под эмигрантскую лирику, под песни русского зарубежья принадлежит именно ему. Песня «Всё теперь против нас» , как и многие произведения подобного тематического ряда, написана как бы от «общего» имени – здесь нет узколичностного «я», только «мы». Песня известна в исполнении «светлого отрока» Максима Трошина:
Своеобразным памятником русской эмиграции можно считать стихотворение вполне благополучного советского поэта Роберта Рождественского «Кладбище Сент Женевьев де Буа» . Певец Александр Малинин часто исполнял песню на эти стихи в первые годы своей популярности:
МОСКВА, 28 янв — РИА Новости. Выдающий танцор, балетмейстер, актер, фотограф, коллекционер искусства и владелец известного ресторана "Русский самовар" Михаил Барышников 28 января отмечает 70-летие. В 1974 году, во время гастролей труппы Большого театра в Канаде, он принял решение не возвращаться в СССР. Как и для многих "невозвращенцев", для него это решение было непростым. Но главным аргументом за стала свобода творчества. РИА Новости вспоминает советских артистов балета, которые остались на Западе.
Рудольф Нуреев
Свой знаменитый "прыжок в свободу" Рудольф Нуреев совершил во время парижских гастролей в 1961 году. Побег означал для него, как и для всех "невозвращенцев" не только полный разрыв с родственниками, но и заочный приговор — Нуреев был осужден по статье "Измена родине" и приговорен в СССР к семи годам заключения.
В своих интервью он часто говорил о том, что жизнь на Западе дала ему прежде всего творческую свободу. Известно, что Нуреев был человеком непростым, со вздорным характером. Но в чем ему действительно никто не мог отказать, так это в невероятной преданности профессии и какой-то сверхчеловеческой работоспособности.
Рудольф Нуреев прославился не только как выдающийся танцор, но и как реформатор балета: именно благодаря ему во второй половине ХХ века стал развиваться мужской танец. Творческое наследие Нуреева огромно: он создал множество редакций классических постановок, долгие годы танцевал с Марго Фонтейн, позже руководил балетной труппой Парижской оперы. Будучи тяжело больным, попробовал себя в качестве дирижера.
Наталья Макарова
© AP Photo Наталья Макарова и Михаил Барышников в сцене из балета "Жизель" в Нью-Йорке
В 1970 году солистка Кировского театра Наталья Макарова попросила политического убежища во время гастролей труппы в Великобритании. Через месяц состоялось ее первое выступление в новом статусе, а партнером по сцене стал Рудольф Нуреев.
Макарова танцевала в American Ballet Theatre (Американский театр балета, которым сейчас, кстати, руководит Алексей Ратманский), была приглашенной звездой лондонского Королевского балета, выступала с труппами крупнейших мировых театров. Для нее ставил спектакли один из лучших хореографов ХХ века Ролан Пети. Помимо Нуреева, она выходила на сцену и с другими соотечественниками, оставшимися позже на Западе, — Михаилом Барышниковым и Александром Годуновым.
В конце 1980-х, благодаря усилиям бывших коллег, Наталья Макарова вернулась на сцену Кировского балета, исполнив несколько фрагментов из постановки Джона Кранко "Онегин". Сейчас живет в США.
Михаил Барышников
© AP Photo / Marty Lederhandler Михаил Барышников во время репетиции бродвейского спектакля "Метаморфозы"
© AP Photo / Marty Lederhandler
Уроженец Риги, Михаил Барышников был выпускником Ленинградского хореографического училища (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). Так же как и Нуреев, он окончил класс выдающегося преподавателя Александра Пушкина.
Оставшись в 1974 году на Западе во время гастролей Большого театра в Канаде, Барышников сразу же получил приглашение в одну из лучших трупп мира — American Ballet Theatre (ABT). Позже его пригласил к себе танцевать Джордж Баланчин, а в 1988 году Барышников вернулся в ABT уже художественным руководителем.
Как танцор, он славился своим невероятным прыжком. Известно, что его творческие поиски никогда не ограничивались классическим репертуаром: Барышников активно занимался современным балетом, пробовал себя в качестве драматического актера на сцене и в кино (в его послужном списке есть номинация на "Оскар" и участие в популярном сериале "Секс в большом городе").
© AP Photo / Randy Rasmussen
© AP Photo / Randy Rasmussen
Одноклассник Барышникова по Рижскому хореографическому училищу, артист Большого театра Александр Годунов остался в Америке во время гастролей в Нью-Йорке в 1979 году. Его супругу, балерину Людмилу Власову, которая также была в этой поездке, советские власти решили отправить обратно в Москву. События развивались драматично: американские представители самолет задержали, в итоге Власова вылетела на родину лишь три дня спустя. Воссоединиться пара так и не смогла, в 1982 году был оформлен их развод.
Высокого роста, статный блондин и прекрасный танцор, Годунов неизменно привлекал внимание публики, танцуя в Большом, был желанным партнером для многих солисток. Однако в Америке его сценическая карьера не сложилась. Получив первоначально приглашение в тот же American Ballet Theatre, где танцевал и Барышников, позже он не смог продлить контракт с труппой. Злые языки поговаривали, что бывший одноклассник Барышников видел в Годунове серьезного конкурента и, пользуясь своим влиянием, помешал его карьере.
В 1985 году Годунов прекратил танцевать и начал сниматься в кино, сыграв несколько ролей второго плана. В 1995-м скончался в возрасте 45 лет.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении