Важность природы для человека. Роль природы в жизни человеческого общества
Елена Спицына
Конспект занятия «Значение природы в жизни человека»
Ход занятия
Воспитатель : - Дети, природа имеет важное значение в жизни каждого человека : кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то , без чего жить невозможно. А что именно подскажут загадки :
Ну-ка, кто из вас ответит.
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярче светит,
И не пекарь, а печёт. (Солнце)
Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он – невидимый, а всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
А без воздуха можем мы прожить? Почему?
Меня пьют, меня льют,
Всем нужна я. Кто такая? (Вода)
Солнце, воздух, вода, грибы, пчёлы, рыба – всё это природа . Человек живёт в природе , от природы зависит жизнь человека .
Дети, перед вами 2 полянки. (Показываю одну из картин) . Как можно назвать эту полянку? Почему?
(Эту полянку можно назвать «весёлой» . Здесь ярко светит солнышко, цветут цветы, поют птицы, в траве ползают насекомые, весело журчит ручеёк).
Правильно, эта полянка «весёлая» . А другая какая?
(Эта полянка «грустная» . Здесь вся трава смята, цветы сорваны, птицы улетели, насекомых нет, кругом разбросан мусор, ручеёк еле пробивается из-под земли).
А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы ?
Что же надо сделать, чтобы полянка опять стала красивой?
(Надо очистить ручеёк, убрать весь мусор с полянки, посадить новые деревья и т. п.)
Дети, кто из вас знает или видел, что люди поступали также, как это показано на примерах природоразрушительного поведения ?
Как вы ведёте себя или ваши родители, когда отдыхаете на природе ?
А сейчас послушайте стихотворение :
Ну, а теперь о самом важном :
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днём,
А воздух! Сколько грязи в нём!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может всё живое!
Земля, что сделали с тобою!
Пусть знак беды у нас отметит
Больные точки на планете!
В опасности не только эта полянка (показываю на «грустную» полянку,
но и вся наша планета Земля. На ней много больных мест. Это получилось потому, что
люди построили много заводов, фабрик, электростанций. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их, нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные,растения, болеют люди. Гибнет природа . Наша планете в опасности. Она требует помощи.
Как вы думаете, хотят ли люди помочь нашей планете?
Правильно, конечно, хотят. Этим занимаются экологи. Далеко в Сибири есть озеро Байкал. Это очень красивое и глубокое озеро. Сейчас оно загрязнено. Люди не только в нашей стране думают, как его спасти.
На юге нашей страны есть Аральское море. С ним другая беда. Воды в нём с каждым годом становится всё меньше и меньше, оно усыхает. Сейчас люди думают, как и его спасти. Но не всё так плохо на нашей Земле, есть у нас и чистые озёра, и чистые речки.
Давайте представим, что мы с вами плывём по одной такой чистой речке.
Физкультминутка.
Воспитатель проговаривает слова, а дети выполняют движения.
Мы плывём по тёплой речке,
Тихо плещется вода.
(Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались кто куда.
(Потягивание – руки вверх и в стороны)
Вот летит большая птица,
Плавно кружит над рекой.
(Движения руками, имитирующие махи крыльями)
Наконец она садится
На корягу над водой.
(Дети садятся на несколько секунд в глубокий присед)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем.
(Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся на свои места)
Воспитатель : -Дети, а вы знаете, в 1960 году учёные решили издать Красную книгу. Почему именно красную? Потому что красный цвет – это цвет надвигающейся опасности. Внимание! Остановись, оглянись, подумай человек ! Подумай о природе !
Человек неразрывно связан с растительным и животным миром. Потеря какого-нибудь вида животного или растения ведёт за собой разрыв звена в цепочке природных процессов . Исчезает одно – болеет другое – умирает третье.
Кто занесён в Красную книгу?
(Редкие животные и растения) .
Почему их называют редкими?
(Редко встречаются, люди уничтожили, умерли из-за перемены климата и загрязнения окружающей среды и т. д.)
Воспитатель показывает детям «Красную книгу» нашей местности, рассматривает иллюстрации, на которых изображены некоторые животные и растения.
Многие растения стали сегодня редкостью и поэтому занесены в «Красную книгу» , хотя ещё недавно они были широко распространены в природе .
Уничтожение лесов, осушение болот, сенокосы до созревания семян привели к плачевному результату. Из-за неумеренных сборов в «Красной книге» оказались многие лекарственные растения, например, ландыш, водосбор и др.
Многих животных тоже осталось мало в природе , поэтому они тоже занесены в «Красную книгу» : дальневосточный тигр, снежный барс, гепард, зубр, чёрный аист, ёж ушастый, орёл степной и мн. др.
Воспитатель вместе с детьми делают выводы, что нужно беречь природу , красота, которую дарит природа , бесценна.
Ты можешь удивиться, Земля – наш дом огромный,
Узнав, - Земля наш дом! И пусть сооружён
Живут в нём звери, птицы, Он не из плит бетонный,
И мы с тобой живём. Но суть совсем не в том.
Земля – наш дом огромный, А в том, что мы – соседи,
И мы должны сберечь
В нём много этажей Оленей и медведей.
Для жителей подводных Об этом наша речь!
И для лесных ужей.
Для всех квартир хватило :
Для буйволов и коз,
Для сов и крокодилов,
Для зайцев и стрекоз.
Публикации по теме:
Природа в жизни ребёнка “Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания” И. В. Гете Природа! Как часто мы говорим это слово,.
Дискуссия «Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми?» Дискуссия «Какое значение имеет педагогическая этика в работе с детьми?» 1. С какого возраста дети начинают понимать обращение на Вы?.
Кружок физкультурно-оздоровительной направленности «Крепыши» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» Утверждена: Заведующая МБДОУ детский сад «Светлячок».
Кружок «Улыбка» социально-нравственной направленности Перспективный план работы кружка «Улыбка» (5-7 л.) Сентябрь 1 «Знакомство с работой кружка» 2 «Мы знаем, что цветы – для добра и красоты».
НОД «Вода и ее значение в жизни человека» в старшей группе Программное содержание. Образовательная задача. Формировать представление детей о значении воды в жизни человека. Расширять знания о том,.
В старшем дошкольном возрасте особое значение имеет дальнейшее приобщение к миру взрослых. . Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает.
Эссе «Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви» Наука – неотъемлемая часть нашей жизни. Жизнь – это развитие человеческого потенциала, перевоплощение ресурсов заложенных в нас природой,.
Наука- самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек.
Значение дидактических игр и занятий социальной направленности для развития дошкольников Широко раскрытыми глазами смотрит ребенок на окружающий его мир. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. Такое пытливое отношение.
Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка Значение музыкально-дидактических игр в жизни ребенка. Статья музыкального руководителя МДОБУ № 45 г. Сочи Платоновой Марии Ивановны «Игра.
Библиотека изображений:
Определение 1
Понятие «Природа» включает весь материальный мир, точнее, ту его часть, которая сформировалась под влиянием естественных процессов, без человеческого вмешательства. Этот термин близок к понятию «окружающая природная среда». Значение природы для человека многообразно, само существование природы является необходимым условием для сохранения человеческого общества.
Природа как среда обитания
Человек существует в определенном диапазоне факторов природной среды, в первую очередь абиотических, определяющихся особенностями Земли как планеты. Это определенное атмосферное давление, показатели и амплитуды температур, химический состав растворенных в воде минералов, содержание в атмосфере кислорода и других газов и т.д. – все это параметры естественного состояния планеты, именно оно является нормальным для жизнедеятельности человека.
При отсутствии даже одного из ключевых абиотических факторов, или его значениях, сильно отличающихся от нормы, в условиях которой человек развивался как биологический вид, окружающая среда станет для человека летальной. Даже незначительные на первый взгляд изменения в природе могут стать причиной кардинальных изменений в жизни всего человечества. Таким образом, природа легко сможет нормально существовать без человека, но вот человек без нее – не сможет.
Природа как источник ресурсов
Все потребности люди удовлетворяют за счет природы, либо непосредственно, либо опосредованно. Природная среда предоставляет человеку все необходимые для существования условия и ресурсы. Большинство отраслей хозяйства так или иначе основано на добыче или переработке природных ресурсов . Несмотря на то, что многое из того, чем человек пользуется в наши дни, он получает путем трансформации и существенной переработки природных ресурсов, они все же остаются основой хозяйства, и будут оставаться ею еще очень долго, вероятно, до конца существования человека как биологического вида.
Эстетическое и научно-культурное значение природы
В исторический период обычаи, особенности хозяйства, эстетические взгляды и менталитет населения различных стран формировались в условиях сильного влияния климата, рельефа, ресурсов. В настоящее время также природа играет важную роль в основе многих социальных процессов.
От особенностей погоды зависит состояние здоровья людей, которое может изменяться под влиянием:
- смены фаз луны,
- активности солнца,
- магнитных бурь,
- и других естественных явлений.
От состава, количества запасов и состояния природных ресурсов в государстве во многом зависит его экономика.
Природа служит в качестве источника различной информации, которая помогает взаимодействовать с окружающим миром, в частности, благодаря такой информации можно прогнозировать и частично предотвращать природные катастрофы.
Природа имеет большое научно-культурное, эстетическое, образовательное значение. Она служит объектом созерцания, любования, наслаждения, источником вдохновения писателей, художников и музыкантов, объектом многочисленных их творений.
Замечание 1
Уже доказано, что красота и гармония природы способны оказывать исцеляющее воздействие на человеческий организм. Духовная составляющая, во многом формируемая природой, играет важнейшую роль в существовании социума. Важную роль всего вышеперечисленного подчеркивают многочисленные термины, в избытке появившиеся в последние десятилетия, описывающие данный аспект взаимодействия человека и природы. В их числе эстетическое природопользование, рекреационное природопользование и др. Соответствующие виды деятельности стали для современного общества вполне естественными, они даже становятся отраслями специализации регионов и целых стран.
Природа - это материальный мир, являющийся основным объектом изучения науки. Чаще всего «природа» употребляют, характеризуя естественную среду обитания человека. Это Вселенная, все, что окружает человека, за исключением рукотворных вещей. Природа является совокупностью естественных условий существования человека и общества, в котором он . Природу можно условно разделить на категории и определения: живая и не живая, дикая и окультуренная, естественная и искусственная и т. д.Русский термин «природа» частично происходит от латинского natura (материальный мир). Энциклопедическое значение этого слова определяет его, как все сущее в широком смысле. То есть, весь мир в многообразии его форм. Часто употребляется в одном ряду с понятиями: универсум, материя, Вселенная. Природа является объектом естествознания. Деятельность человека и общества оказывает заметное влияние на природу, как негативное, так и позитивное. Эти факторы требуют установления гармоничного взаимодействия между природой и .Составляя единое звено, человек и природа не могут обходиться друг без друга. Выразить словами понятие «природа» довольно сложно, так как это что-то неразгаданное и необъятное. С другой стороны, природа создала нас, она нас окружает. Природа - это все, чем наполнена и заселена наша планета: леса, горы, моря, океаны, флора , человек... Не , что человек беспомощен перед природой, однако он способен ее разрушить. Состояние природы в огромной степени зависит от человеческого отношения к ней. Если современная , вольно или невольно, будет естественную гармонию , то не стоит потом удивляться глобальным катастрофам и стихийным бедствиям. Все в мире взаимосвязано. Человек должен бережнее относиться к , чтобы не навредить самому себе. Это ему вполне по силам.
Связанная статья
Источники:
- как пишется слова природа
Бывая на прогулке в лесу или отдыхая на берегу реки, можно увидеть разнообразные растения и удивительные деревья. Причем сочная растительность в лесах Подмосковья резко отличается от традиционных деревьев и сухостоя степной местности. Так же отличаются друг от друга и дикие животные, населяющие разные природные ареалы. Все виды растений и животный мир называются «флора и фауна» конкретного региона.
Флора и растительность
Сегодня флора в ботанике представляет собой всех подвидов растений, которые произрастают или произрастали ранее на строго определенной территории. Можно спутать понятия «растительность» и «флора», воспринимая их синонимами, хотя это разные вещи. Например, можно рассуждать о флоре Курской области, Кольского полуострова или флоре Приморья. При этом чем больше размер региона, тем богаче представлена ее флора.
Так флора всего Ставропольского края насчитывает приблизительно 1200 видов растений, а флора России уже более 18 тыс., включая голосеменные, папоротники, хвощи и почвопокровные растения. Оранжерейные и комнатные растения к флоре не относятся.
Под определением "растительность определенной территории" понимают совокупность растительных , произрастающих в данном регионе. К примеру, для Московской области характерны различные виды лесов, болот и лугов. А вот растительность всей территории России будет гораздо богаче и многообразнее. В ее состав входят значительно больше растительных сообществ, в т.ч. горных, тундровых, лесостепных, пустынных и пр.
Еще словосочетание «флора и » употребляется при исследовании всех микроорганизмов, которые характерны для конкретного органа человека. Как, например, флора гортани.
Представители фауны
Понятие фауна означает совокупность всех видов животных, которые обитали или по сей день живут в данной местности. Животные, находящиеся в зоопарках, и домашние питомцы в состав фауны не входят. Основным признаком каждой фауны является экологическая природа видов, входящих в ее состав. Так, фауна тропического леса характеризуется наличием большого количества животных, приспособленных к обитанию на деревьях. Это различные лазающие млекопитающие, рептилиии, птицы, многие насекомые и другие животные, которые привыкли питаться и плодами деревьев или живут за счет разрушенной древесины.
Применяя различные методы анализа, ученые-ботаники могут с уверенностью рассказать о происхождении той или другой фауны, а также ее связях с удаленными и близлежащими фаунами. По итогам этих анализов виды животных со схожим распространением соединяются в определенные группы по месту их обитания, например - фауна острова Мадагаскар. Кроме этого, фиксируется точное расположение конкретного животного в соответствующем разделе фауны. Так, относится к энтомофауне или фауне насекомых.
Тема: «Природа, общество, человек, культура, как формы бытия»
1. Роль природы в жизни общества.
2. Учение о ноосфере.
3. Культура как «вторая природа».
Роль природы в жизни общества
Природа – это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа – это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.
Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.
Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.
Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.
Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания.
Выйдя из лона природы, как высшее и специфическое ее проявление, общество не утрачивает с ней связей, хотя существенно изменяет их характер. Связи людей с природой осуществляются главным образом на основе и в рамках их социальной деятельности, прежде всего производственной, относящейся к области материального и духовного производства.
Природа была и остается естественной средой и предпосылкой существования и развития общества. К его естественной среде относятся прежде всего земной ландшафт, в том числе горы, равнины, поля, леса, а также реки, озера, моря, океаны и т.д. Все это составляет так называемую географическую среду жизни людей. Однако естественная среда не ограничивается этим. В нее включаются также недра земли, атмосфера и космос, в конечном счете все природные условия жизни людей и развития общества - от микромира до макро- и мегамира.
Повышается значение для общества как неживой, так и живой природы. Живая природа составляет биосферу Земли: растительный и животный мир, существование которого объективно необходимо для существования человека и общества.
Оценивая значение природы в жизни общества, некоторые мыслители приходили к выводу, что она полностью определяет его развитие. Указывая на гармонию и красоту природы, один из представителей философского романтизма - Ж.Ж.Руссо утверждал, что выделение человечества из природы и переход его к цивилизации (которую он характеризовал как порочную) является источником всех бед и несчастий людей. Сохранение же органического единства с природой - залог благополучия общества, каждого человека. Истинность и ценность суждений о единстве общества и природы особенно ясны нам сегодня.
На решающую роль природы в развитии общества указывали античный мыслитель Геродоти мыслители Нового времени Ш.Монтескье, А.Тюрго и др. Последние развивали взгляды, получившие название географического детерминизма. Его суть заключается в утверждении, что природа, которая истолковывается как географическая среда жизни общества, выступает в качестве основной причины происходящих в обществе явлений. Она определяет не только направление хозяйственной жизни людей, но также их психический склад, темперамент, характер, обычаи и нравы, эстетические взгляды и даже формы государственного правления и законодательства, словом, всю их общественную и личную жизнь. Так, Ш.Монтескье утверждал, что климат, почвы" и географическое положение страны являются причиной существования различных форм государственной власти и законодательства, определяют психологию людей и склад их характера. Он писал, что "народы жарких климатов робки как старики, народы холодных климатов отважны как юноши". По его мнению, климат и географическая среда определяют "характер ума и страсти сердца", что неизбежно сказывается на психологии людей, характере их искусства, нравов и законов.
Таким образом, роль природы заключаются в следующем:
1. Природа - это прежде всего среда жизни.
2. Природа имеет также хозяйственное значение. Именно из природы человек черпает все необходимые ресурсы для развития своей хозяйственной деятельности; для наращивания материальных благ.
3. Научное значение природы вытекает из того, что она - источник всех знаний.
4. Воспитательное значение природы заключается в том, что общение с ней благотворно влияет на человека в любом возрасте, разносторонне развивает мировоззрение.
5. Эстетическое значение природы огромно. Природа всегда была вдохновителем искусства, занимая, например, центральное место в творчестве художников - пейзажистов и анималистов. Красота природы привлекает людей и благотворно влияет на их настроение.
Учение о ноосфере
Учение о ноосфере объединяет в себе множество парадигм из, казалось бы, имеющих мало общего дисциплин: философии, экономики, геологии. В чем уникальность этой концепции?
О том, что такое ноосфера, впервые поведал миру в своих публикациях французский ученый-математик Эдуард Леруа в 1927 году. За несколько лет до этого он прослушал несколько лекций выдающегося русского ученого Владимира Ивановича Вернадского, касающихся проблем в области геохимии (а также биогеохимии).
Ноосфера – это особое состояние биосферы, в которой ключевая роль принадлежит человеческому разуму. Человек, пользуясь интеллектом, создает «вторую природу» наряду с существующей. Однако в то же время он сам по себе является частью природы. Поэтому ноосфера – это все же результат эволюции, происходящей по следующей цепочке: развитие планеты – биосфера – появление человека - и, наконец, возникновение ноосферы. В то же время в концепциях В. И. Вернадского, как считают исследователи, нет четкого ответа на вопрос: "Ноосфера уже есть, или ей только предстоит появиться?" Ученый вместе с тем предположил, что во времена, когда станет взрослой его внучка, человеческий разум, его творческое начало, вероятнее всего, расцветут и раскроют себя в полной мере. И это может стать косвенным признаком появления ноосферы.
Учение Вернадского о ноосфере, как считают ученые, было связано как раз с тем участком «эволюции», когда биосфера превращается в ноосферу. Владимир Иванович в своей книге «Научная мысль как планетарное явление» пишет, что переход из биосферы в ноосферу возможен, когда на этот процесс влияет научная мысль.
Кроме того, отмечают исследователи, Вернадский выделил несколько условий появления ноосферы. Среди таковых, например, полное заселение планеты людьми (и в этом случае места для биосферы попросту не останется). Также это совершенствование средств коммуникации и информационного обмена между людьми из разных частей планеты (и это благодаря интернету уже есть). Ноосфера может возникнуть, когда геология Земли будет в большей степени зависеть от человека, чем от природы. Концепции ученых-последователей Ученые различных областей, познав учение Вернадского и его единомышленников о том, что такое ноосфера, создали несколько концепций, развивающих исходные постулаты русского исследователя. По мнению А. Д. Урсула, например, ноосфера – это система, где нравственный разум, ценности, связанные с интеллектом, гуманизм будут являть себя в первоочередном порядке. В ноосфере по Урсулу человечество живет в гармонии с природой, в режиме совместного участия в эволюционных процессах.
Если учение Вернадского о ноосфере подразумевает преимущественное исчезновение биосферы, то, как отмечают современные исследователи, концепции авторов сегодняшнего дня содержат тезисы о том, что ноосфера и биосфера, скорее всего, будут существовать одновременно. Одним из возможных критериев наличия ноосферы - по версии современных ученых - может быть достижение предела развития человека, максимального уровня совершенствования социально-экономических институтов. Присутствует императив высших нравственных и культурных ценностей.
Человек и ноосфера связаны самым непосредственным образом. Именно благодаря действиям человека и направленности его разума появляется ноосфера (учение Вернадского говорит именно об этом). Возникает особая эпоха в развитии геологии планеты. Человек, создав специфичную для себя среду, берет часть функций биосферы. Люди замещают естественное, то, что уже есть в природе, искусственным. Появляется среда, где значительную роль играет техника.
Возникают ландшафты, созданные также при помощи управляемых людьми различных видов машин. Верно ли утверждать, что ноосфера – сфера разума человека? Ряд исследователей считает, что человеческая деятельность не всегда зависит от понимания им того, как устроен мир. Люди склонны действовать, экспериментируя, совершая ошибки. Разум, если придерживаться этой концепции, скорее будет являться фактором совершенствования техники как таковой, но не условием рационального воздействия на биосферу с целью превращения ее в ноосферу.
Наряду с понятием «ноосфера» есть термин, связанный с особого типа мышлением. Он появился сравнительно недавно. Речь идет о ноосферном мышлении. Оно, согласно мнению ряда исследователей, характеризуется несколькими специфическими признаками. Самый важный из них – высокая степень критичности. Следом – внутренняя установка человека на улучшение биосферы, на создание материальных благ, способствующих этому. Важная часть ноосферного мышления – приоритет общественного над личным (особенно в решении научных задач). Это стремление решать необычные и не решенные кем-либо задачи. Еще один компонент ноосферного мышления – стремление понимать сущность процессов, которые происходят в природе и социуме.
В среде ученых есть мнение, что не каждый человек предрасположен к ноосферному мышлению от природы. Многие люди и вовсе не знают, что такое ноосфера. Однако, полагают исследователи, человека можно обучить искусству освоения данного типа мышления. Это должно происходит в рамках так называемого ноосферного образования. Главный акцент в обучении здесь ставится на возможностях мозга человека.
Согласно теоретикам ноосферного образования, люди должны научиться стимулировать появление в себе позитивных устремлений, тягу к гармонии с окружающим миром, желание понимать объективную сущность происходящих в обществе процессов. Если позитивные устремление, как полагают создатели данной концепции, привнести в политику и решение экономических проблем, то человечество сделает огромный шаг вперед.
В трактате «Феномен человека» французский ученый Пьер Тейяр де Шарден выдвинул несколько философских концепций, затрагивающих такое явление, как ноосфера. Кратко обрисовать их можно так: человек стал не просто объектом эволюции, но и ее двигателем. Согласно концепциям ученого, главный источник разума – это рефлексия, способность человека познавать себя. Теорию Тейяра де Шардена и концепцию Вернадского объединяет гипотеза о появлении человека. Оба ученых считают, что люди стали особенными и отличающимися от других живых существ по причине осознания себя личностями. Принципиальное отличие понимания ноосферы по версии Тейяра Де Шардена состоит в том, что он оперирует такими категориями, как «сверхчеловек» и «космос».
Учение Вернадского о ноосфере очень серьезно повлияло на осмысление цивилизационных процессов в среде исследователей самого разного профиля. Зная, что такое ноосфера (или по крайней мере приближая себя к пониманию этого явления), современные ученые получают в распоряжение ценный инструмент, позволяющий конструировать модели развития планеты в будущем. Примерно так, как это удалось Вернадскому, фактически предсказавшему появление интернета и некоторых социально-экономических достижений. Концепции о ноосфере начала 20 века дают современным ученым ключ к пониманию эволюции. Самые первые признаки, свидетельствующие о возможном появлении ноосферы, были на Земле уже во времена палеолита и мезолита. С тех пор активность человека, связанная с влиянием на биосферу, только возрастала. Мощным импульсом трансформации биосферы к ноосфере стала промышленная революция в 19 веке, сегодня не менее влиятельным фактором является интернет. Вполне возможно, что человечество ждут еще более совершенные средства связи и технологии.
Естественная среда обитания удовлетворяет первоочередные потребности человека, предоставляя ему возможность жить. Благодаря насыщенной кислородом атмосфере он дышит. За счет растительных и животных ресурсов, а также наличия воды - питается и утоляет жажду.
За годы своего существования, помимо пользования естественными благами, люди научились оборачивать их в свою пользу для удовлетворения собственных потребностей в комфорте. Большинство продуктов питания растительного происхождения человечество научилось выращивать самостоятельно, нередко создавая искусственные условия для получения лучшего урожая. С этой же целью селекционерами выводятся новые сорта растений. Многие дикие животные были одомашнены, для получения продуктов питания высшего качества.
Полезные ископаемые человечество также использует для собственных благ. Добываемые ресурсы перерабатываются и отправляются в дальнейшее производство, позволяя развиваться таким отраслям как машиностроение, строительство, легкая и пищевая промышленность и т.д.
Влияние природы на человека
Несмотря на промышленный и технический прогресс человек над природой не властен. На биологическом уровне она влияет путем изменения атмосферного давления, магнитных бурь и т.д.
Естественные процессы в земной коре и атмосфере, провоцирующие землетрясения и цунами, тайфуны и разрушительной силы ураганы, наносят существенный урон возведенным городам и поселениям, полям, садам и т.д.
Загрязненная химической и тяжелой промышленностью, а также токсичными отходами земля, растения и атмосфера также влияют на население планеты, провоцируя развитие недугов, снижая иммунитет и ухудшая качество жизни, в целом.
Влияние человека на природу
Несмотря на развитие технического и научного прогресса человечество обязано считаться с природой. При неграмотном пользовании ресурсами, урон будет нанесен вначале ей и уже после отразится на людях.
Яркой иллюстрацией подобного обращения является глобальное потепление. Значительные выбросы в атмосферу углекислого газа и появление озоновых дыр спровоцировали постепенное повышение температуры и, как следствие, таяние ледников, рост уровня воды в мировом океане. Возросло число ураганов и погодных катаклизмов, которые наносят материальный урон и приводят к большим человеческим жертвам.
Еще одним губительным фактором является вырубка лесов, провоцирующая загрязнение атмосферы и перекос баланса кислород /углекислый газ в сторону последнего. Истребление растений и животных малочисленных популяций приводит к их полному исчезновению.
Чтобы подобных дисбалансов, приводящих к губительным последствиям, не было, разбирающимися в вопросах грамотного природопользования специалистами создаются организации, призывающие человечество к разумному пользованию естественными ресурсами.
Для этого правительствами государств и социально активными гражданами создаются заповедные зоны и заказники, высаживаются новые леса и сады. Перед добычей ископаемых проводится тщательный анализ месторождений с прогнозом влияния их на окружающую среду при условии разработки.
На сегодняшний день подобная практика актуальна лишь для развитых государств. Так называемые, страны третьего мира, где большая часть населения пребывает за чертой бедности, продолжают истреблять природные ресурсы, попутно загрязняя землю и воды токсинами, и невзирая на нерациональность такого подхода.