Кружки по развитию логического мышления. Мбдоу краснощёковский детский сад "малыш"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7 р. п. Переяславка
Программа дополнительного образования
«Эврика»
по развитию логического мышления у детей
Руководитель кружка:
1. Пояснительная записка
1.1 Актуальность
1.2 Цель программы
1.3 Задачи программы
1.7 Ожидаемые результаты
2. Методическое обеспечение
2.1 Календарно-тематический план кружка «Эврика»
3. Диагностическая программа логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
4. Приложение
4.1 Картотека логических игр
4.2 Картотека игр на развитие внимания
4.3 Картотека игр на развитие памяти
4.4 Семантические игры
4.5 Картотека проблемных ситуаций
4.6 Загадки - ловушки
4.7 Игры со спичками
5. Информационные ресурсы
1. Пояснительная записка.
Зачем логика маленькому дошкольнику?
По мнению «для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.
Работая с дошкольниками над развитием познавательных процессов, приходишь к выводу, что одним из необходимых условий их успешного развития и обучения является системность, т. е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.
1.1 Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе.
Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение.
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их «подводит» образное мышление, а логическим рассуждением дети к 5 годам еще не владеют. В старшем дошкольном возрасте у них начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
1.2 Цель программы:
создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
1.3 Задачи программы:
- обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям. учить детей ориентироваться в пространстве. развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать. воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику
1.4 Сроки реализации программы, возраст детей, формы проведения занятий
Сроки реализации программы – 1-2 года
Программа рассчитана на детей 5-7 лет
Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
Индивидуальная самостоятельная работа детей.
Работа в парах.
Групповые формы работы.
Дифференцированная.
Фронтальная проверка и контроль.
Самооценка выполненной работы.
Дидактическая игра.
Соревнование.
Конкурсы.
1.5 Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
- Диагностика исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний. Построение междисциплинарной (интегральной) основы обучения по развивающему курсу. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Надежда Белова
Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука»
Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт.
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям : читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность.
Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления . Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир : получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
На развитие вышеизложенных качеств и направлена данная программа .
Целью программы является формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.
1. Всесторонне развивать психические процессы : мышление , восприятие, память, внимание, воображение , речь
2. Развивать наглядно- образное и наглядно-действенное мышление
3. Способствовать развитию умственных действий : анализ, синтез, сравнение, обобщение
4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т. д.
5. Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ
6. Формировать навыки ассоциативно-образного мышления
7. Развивать самосознание , уверенность, групповую сплоченность
Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Они активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою) .
Реализуя задачи, очень важно соблюдать принципы освоения программы - успех ребенка в самом начале обучения – обязательное условие рождения интереса к знаниям.
1- принцип : Начинать занятия с посильных для детей задач.
Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару» (различие в цвете, форме, размере, классификация предметов по общему и по отдельному признаку. Темы берутся различные : ягоды-деревья-цветы, овощи-фрукты, птицы-рыбы-звери и другие. (с мячом)
С каждым этапом игры усложняются.
2 - принцип : Обеспечивать самостоятельность в поиске решений поставленной задачи.
Не следует показывать ребенку, как надо выполнять задание. Лучше задать наводящие вопросы, предложить несколько вариантов ответов или вернуться к более легкому подобному заданию. Самостоятельное правильно найденное решение – основа формирования уверенности в себе.
3 - принцип : Предоставлять возможность получения заслуженных поощрений за успех, за то, что ребёнок сумел показать знания.
Заслуженные поощрения формируют адекватную самооценку ребенка, и большинство детей понимают, адекватна оценка или нет.
4 - принцип : На каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности оказывать необходимую меру помощи. Это также необходимо для придания ребенку уверенности в собственных силах.
Существует много способов оказать ребенку действенную помощь.
1. На начальном этапе обучения – «делай как я» . Ребенок осваивает способы действия.
2. Второй этап «Я начну, а ты продолжи» - ребенок способы действий усвоил, но применять в новых условиях еще не может.
3. Третий этап – «Делай сам, я помогу» . Ребенок усвоил способы действия, умеет применять, но в задания вводятся усложнения, над которыми он размышляет и затрудняется выполнить.
4. Четвертый этап – этап, когда ребенок уже достаточно хорошо может размышлять , делать выводы, доказывать их и т. д. Ребенок может самостоятельно решать сложные, для его возраста, задания. Здесь ему необходима только психологическая помощь . Это мера эмоционального настроя на успех. «Ты все можешь сделать сам. У тебя получится» . Все меры помощи уместны на каждом возрастном этапе.
5 - принцип : Соблюдение этапов овладения способами мыслительных операций.
Освоение признаков предметов
Классификация, обобщение
Сравнение
Анализ и синтез
Конкретизация
двигаться вперед можно только тогда, когда ребенок без труда справляется с заданиями этапа. Следует возвращаться к заданиям вызывающим затруднения.
6 – и главный принцип : Обучение в игре, в деятельности.
Игра в дошкольном возрасте занимает основное место. Поэтому все задания, упражнения игровые.
Используя дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления , следует особо тщательно соблюдать выше приведённые правила, так как неуспех ведёт к снижению интереса и нежеланию работать, а главное - снижает веру ребёнка в собственные силы.
Использую такие игры и упражнения :
1. «Кто лишний?» , «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия» , «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления .
4. «Отрицание» , «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор» , «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки » - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд » - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд .
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов . Поэтому в своей работе использую такие игры :
1. «Что изменилось?» , «Чего не стало?» , - на развитие зрительной памяти .
2. «Учимся запоминать» , «Угадай, кто позвал?» , - развитие слуховой памяти .
3. «На что похоже?» , «Забавные превращения» - развитие воображения , фантазии, образной памяти .
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.
Большое внимание уделяется словесным упражнениям : «Скажи наоборот» , «Закончи предложение» , «Подбери слово» , «Так бывает или нет?» . Активизируя мышление , эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст :
Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его : «Высокая ли трава на горе?» -«Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осёл подумал : «Почему муравей меня обманул?»
Вопросы : Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?
Такие упражнения развивают у детей абстрактно- логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например : «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления . Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления . Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагаю детям послушать небольшой текст : «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме : «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила : «Как ты догадался, что шарик не деревянный?»
Вопрос : Как ты думаешь, что ответил Серёжа?
Дети высказывают свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждают или опровергают свои выводы.
Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как : Что было бы, если бы? Верно ли сказано : «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребёнка вопросом на вопрос : «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики . Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев» . Поэтому в своей работе использую пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как : «Проведи дорожку» , «Заштрихуй» , «Соедини по точкам» ,«Графический диктант» , «Продолжи узор» и др. По моим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте , значительно повышает качество речевого развития детей : обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.
При помощи поэтапных, специально подобранных занятий , у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.
Казалось бы, в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить . Исходя из опыта, я считаю не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно. Работая с детьми по данной программе , я смею утверждать, что развитие логического мышления в дошкольном возрасте значительно повышает качество речевого развития детей , обогащает и расширяет словарный запас. Дети не боятся высказать свое мнение, допустить ошибку в своем высказывании.
И главный вывод из всего мною сказанного : целенаправленное развитие логического мышления в дошкольном возрасте необходимо .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад обще развивающего вида № 2 города Томска
«Мир Логики»
(Логика для дошкольников)
Программа формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Авторы – составители:
воспитатель: Каменщикова А.А
старший воспитатель: Лейман Ю.А.
Содержание:
1.
Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты.
2.
Структура программы: формы работы, учебный план.
3.
4.
5.
Приложения №1, 2, 3.
Пояснительная записка
.
Актуальность
развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования
, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. (8). Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей
в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Проблема.
Многие думают, что развитое логическое мышление
- это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Однако, существуют исследования известных психологов (9,10, 13), подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Например, по Ж. Пиаже понятие числа у ребёнка возникает как синтез двух логических структур – класса и порядка, которые соответственно связаны с логическими операциями классификации и сериации.
Известно, что мышление человека отличается, прежде всего способностью обобщённо мыслить о предметах, явлениях и процессах окружающего мира, т.е. мыслить определёнными понятиями. Причём познание реальной действительности реализуется путём образования понятий и оперирования ими, т.е. понятие выступает - и как исходный элемент познания - и как его результат. А для того, чтобы у ребёнка как можно раньше формировалось понятийное мышление, необходимо развивать именно его логические структуры.(13)
Уже с младшего дошкольного возраста мы начинаем формировать у детей различные понятия путём чувственного познания. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия и представления.
Ощущения
– это отражение отдельных свойств объекта, непосредственно воздействующих на наши органы чувств (пример-яблоко).
Комплекс ощущений позволяет судить о предмете в целом, и соответственно его воспринимать.
Восприятие
–
это целостное отражение какого-то объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств.
Представление
–
чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той или иной форме.
Путём чувственного отражения мы познаём отдельные предметы и их свойства.
Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаём посредством абстрактного, логического мышления.
Основными формами абстрактного мышления как раз и являются, в первую очередь, понятия, а также – суждения и умозаключения.
Понятие –
форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
Для успешного формирования понятий требуется развитие таких мыслительных операций:
Анализ
–
мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение необходимых признаков.
Синтез
–
мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение
–
мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение
–
мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Классификация
–
распределение предметов по группам, где каждая группа, каждый класс имеет своё постоянное место.
Цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
Ø
Учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале.
Ø
Совершенствовать произвольное внимание, память.
Ø
Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний.
Ø
Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Ожидаемые результаты:
Формирование познавательных логических УУД в интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Интегративные качества, формируемые у ребёнка: осведомленный, любознательный, сообразительный, умеющий анализировать, обобщать, слушать, доказывать свою точку зрения.
Структура программы
.
Программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста в течении двух лет.
Возрастные группы: старшая (5-6 лет) и подготовительная (6-7 лет).
Количество часов: в неделю - 2ч.; в год - 72ч.
Форма работы:
Групповые занятия (до 12-и человек), включающие в себя:
l
развивающие игры логико-математического содержания;
l
словесно-логические упражнения;
l
самостоятельную деятельность детей;
l
рассматривание и беседу по картинке;
l
раскрашивание «умной» картинки;
l
использование литературных текстов;
l
интеллектуальные викторины…
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия
, например:
- Разминка.
Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Основное содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.
- Физ минутка.
Физ минутка позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики.
-Закрепление нового материала.
Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.
- Развивающая игра.
Развивающая игра, раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения.
Режим занятий
– 2 занятия в неделю, продолжительностью 30-35 минут.
Учебный план: тематика и основное содержание разделов:
1. Упражнения на выделение признаков объекта, предмета: цвет, его оттенки; величина; форма.-
по 2ч в каждой из групп.
2. Упражнения на выделение количественных характеристик множеств объектов (визуальное распознавание количества, взаимно-однозначное соответствие, уравнивание количеств); - по 2ч в каждой из групп
.
3. Упражнения на пространственное расположение предметов и их частей (внутри - снаружи; расположение в пространстве; расположение на плоскости); -
по 2ч в каждой из групп.
4. Упражнения на формирование приёмов умственных действий сериации, классификации, сравнения, обобщения, анализа, синтеза. -
по 10ч в каждой из групп.
5. Упражнения на развитие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение. -
по 10ч в каждой из групп.
6. Упражнения и задания на развитие характерных качеств мышления: гибкость, причинность, системность, пространственная подвижность. -
по 10ч в каждой из групп.
Календарно – тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Задачи
|
Средства реализации
|
§
Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы.
§ Развитие наблюдательности, творческого воображения. § Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму. § § Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. |
«Сложи узор» (кубики Никитина) (6), «Коврик» (палочки Кюизенера)(3).
Игры на поиск недостающего элемента: «Чего не хватает», «Что пропущено»
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Что объединяет?»,
|
О к т я б р ь | |
§
Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.
§ Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий). § Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ. § Развитие комбинаторных способностей. § Развитие речи, памяти, внимания. |
Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики», «Заполни аквариумы» и др. (3,7)
«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша), (7) «Подбери заплатку к коврику», «Чего не хватает». (5,12) Игры – головоломки со счётными палочками.
|
Н о я б р ь | |
§
Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами).
§ Развитие умения сравнивать. · Развитие речи, внимания. |
«Кубики для всех» (6), Конструкторы: «Лего» и другие объёмные конструкторы.
«Найди отличия», «Четвёртый лишний»; игры с блоками: «Две дорожки», «Поймай тройку». (7) Логические задачи. |
Д е к а б р ь | |
§
Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения,
§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки. § Развитие аналитических способностей, умения определять результат деятельности. § Развитие речи, мышления |
Игры с «цветными числами»
(палочки Кюизенера). (3,7) «Игры – головоломки», «Что изменилось». (5,12) «Чудесный мешочек» (2), «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками). Словесно – логические игры и упражнения (11): «Закончи предложение», «Дополни ряд». |
Я н в а р ь
|
|
§
Развитие умения кодировать практические действия числами.
§ Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ § § Развитие речи, мышления. |
Игры с числовым кубиком и фишками.
Игры: «Чего не хватает», «Четвёртый лишний». (11,12) Словесно – логические игры и упражнения (11): «Почему один лишний?», «Назови, одним словом». |
Ф е в р а л ь
|
|
§
§ Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения. § Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам. § Развитие речи, мышления. |
« Игры с палочками Кюизенера: «Весёлый поезд», «Составь число» и т.д. (3,7) Игры с блоками Дьенеша: «Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Где спрятался Джерри?». (7) Словесно – логические игры и упражнения (11): «Подбери слово по аналогии» |
М а р т
|
|
§
Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.
§ Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам. § Освоение понятий: точка, прямая линия, отрезок, луч. § Развитие слухового внимания, памяти, речи. |
«В.У.» (6), «Чудесный мешочек»(2), «Что изменилось».
Игры с блоками: «Дорожки», «Домино», (7) Игры с картинками, с игрушками: «Чем похожи и чем отличаются» (12) Игра «Геоконт», упражнения на листе в клетку. Словесно – логические игры и упражнения (11): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». |
А п р е л ь
|
|
§
Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.
§ § Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки. § Развитие умения быстро подбирать нужное слово. |
«Палочки Кюизенера», картинки, игрушки, цифры. (3)
Игры с блоками Дьенеша: «Найди свой гараж», «Найди свой домик», «Дерево» (3,7) Словесно – логические игры и упражнения: «Скажи наоборот», «Продолжи ряд». (11,12) |
М а й
|
|
§
Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.
§ §
Развитие находчивости, сообразительности, умения считать.
|
Игры с блоками Дьенеша: «Построй дорожку», «Необычные фигуры». (7)
Математические загадки, Игры – схемы: «Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2,5) «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2) Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Четвёртый лишний», «Нелепицы». |
Календарно – тематическое планирование работы с детьми подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Задачи
|
Средства реализации
|
С е н т я б р ь
|
|
·
Развитие внимания и наблюдательности.
·
|
Упражнения типа: «Найди отличия» (Снеговики, матрёшки и т.д.); «Мальчики» (2) «Зверюшки на дорожках» (14), «Муравьи» (2), «Поиск затонувшего клада» (блоки Дьенеша - альбом) Беседы по коротким рассказам Л.Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. (11)
|
О к т я б р ь
|
|
·
Развитие конструктивных способностей.
· Умение строить упорядоченные ряды по выбранному признаку. § Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем. · Формирование умения находить основание для сравнения. |
Игры – головоломки: «Хамелеон», «Уникуб», «Кубики для всех». (6) «Найди закономерность, дорисуй», «Числовая лесенка» (палочки Кюизенера). «Торопись, да не ошибись», «Рассели ласточек», «Примеров много – ответ один» (2) Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются».
|
Н о я б р ь
|
|
§
Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.
· Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом. · Формирование представления о символическом изображении вещей. · Развитие речи, мышления |
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера. (2)
Планы – схемы: «Куда села муха?», «Где спрятался Мишка?» и т.д. (14) Игры с блоками Дьенеша: «Праздник в стране Блоков» - альбом с заданиями. Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Найди нужное слово», «Кто самый, самый?», «Лишнее слово». |
Д е к а б р ь
|
|
·
Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам.
· Развитие пространственных представлений. · Развитие умения действовать согласно алгоритму. · Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации. |
Игры с палочками Кюизенера: «Кростики. Посудная лавка» - альбом с заданиями; Упражнения: «Чего не хватает». Планы – схемы движения: «Поросята и серый волк» (2) и другие подобные лабиринты. Игры с Блоками: «Построй дорожку», «Необычные фигуры» (7).
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), «Четвёртый лишний», «Нелепицы». |
Я н в а р ь
|
|
·
Формирование конкретного смысла действий сложения и вычитания.
§ Развитие комбинаторных способностей, сообразительности, творческого воображения. § Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков. · Формировать умение описывать определённое понятие. |
«Сколько вместе?», «Сколько осталось?» (2) – схемы к математическим задачам. Игры с «цветными числами» (палочки Кюизенера): «На золотом крыльце» - альбом с заданиями.
Упражнения на сравнение двух групп фигур (5), упражнения с кругами Эйлера (2) Словесно – логические игры и упражнения (11): «Представь, что это?». |
Ф е в р а л ь
|
|
·
Формирование понятия об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и».
· Развитие внимания, умения анализировать и сравнивать объекты по самостоятельно выделенным свойствам. § Развитие конструктивных способностей, зрительного внимания, умения мыслить образами. · Формирование умения устанавливать логические связи. |
Игры с кругами эйлера (блоки Дьенеша, игрушки).
Игры с Блоками: «Дорожки», Домино», «Найди пару», Поймай тройку». (3,7)
Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Логические цепочки». |
М а р т
|
|
·
Формирование представлений о случайных и достоверных событиях (исход опыта).
· Развитие умения разбивать множества на классы, производить логические операции. · Развитие умения сравнивать. |
«Фабрика», «Чудо – мешочек» (2); словесно – логические игры: «Что будет, если….» (11)
«Помоги фигурам выбраться из леса», «Загадки без слов», «Круги Эйлера» (Блоки Дьенеша). (7) Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Так можно, а так нельзя сравнивать», «Чем похожи, а чем отличаются». |
А п р е л ь
|
|
·
Развитие комбинаторных способностей, представлений о симметрии.
· Упражнение в сравнении чисел, выявлении их отношений, классификации. · Формирование умения кодировать и декодировать информацию о свойствах объектов. · |
«Найди все дороги», «Где чей домик?» (2);«Математический планшет», «Логическая мозаика»-занимательные игры. Учебно – игровые пособия: «Логика и цифры», «Играем в математику».
«Угадай фигуру», «Сократи слово», «Раздели блоки» (блоки Дъенеша).
|
М а й
|
|
·
Развитие произвольности внимания, памяти, логики мышления.
§
Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.
|
Игры с блоками Дьенеша по альбомам с заданиями: «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране Блоков», «Давайте поиграем» (учебно – игровые пособия).
Геоконт», «Танграм», «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3) Словесно – логические игры и упражнения (11,12): «Толкование пословиц», «Суждения» |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Критерии оценки усвоения программы: «Мир логики» (логика для дошкольников) Высокий уровень. Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень. Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Низкий уровень. Ребенок не владеет такими логическими операциями, как обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в группы, т. к. не оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Варианты диагностического обследования детей.
«Определение обобщающих понятий» (6-7 лет), автор Л.Ф.Тихомирова . Ребёнку предлагается один из наборов, в каждом из которых 10 слов.
Задание ребёнку:
дать определение каждому из предлагаемых слов.
1.
Школа, больница, автобус, самолёт, сапоги, пальто, карандаш, хлебница, чашка, слива.
2.
Улей, берлога, автомобиль, троллейбус, ботинки, рубашка, ручка, маслёнка, яблоня, тарелка.
3.
Аквариум, скворечник, трамвай, теплоход, фломастер, кроссовки, тетрадь, куртка, сахарница, груша.
На то, чтобы дать определение для каждого слова, отводится 30 секунд. За каждый правильный ответ даётся один балл. Если ответ ребёнка не совсем точен, даётся 0,5 балла. Исследователь должен быть уверен, что ребёнок знает предлагаемое слово. Только после этого его просят самостоятельно дать определение.
Оценка результата:
Максимальное количество баллов - 10, минимальное - 0. При повторном проведении исследования детям даётся 2-ой и 3-ий набор слов.
8-10 баллов - высокий уровень развития.
4-7 баллов - средний уровень развития.
1-3 балла - низкий уровень развития.
«Определение уровня умственного развития старших дошкольников» (Э.Ф.Замбицавичене)
Тест состоит из 4-ёх субтестов.
Ø
Исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний.
Ø
Исследование операций обобщения, способности выделить существенные признаки предметов.
Ø
Исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
Ø
Выявление умения обобщать.
Пробы для ребёнка читаются вслух.
Субтест №1.
Выберите одно из слов, заключённых в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1.
У сапога есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2.
В тёплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3.
В году (24, 3, 12, 7) месяцев.
4.
Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5.
Самая большая птица (ворона, страус, воробей, сокол, орёл).
6.
Розы – это (фрукты, овощи, цветы, дерево).
7.
Сова всегда спит (ночью, утром, вечером, днём).
8.
Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
9.
У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
10.
Город России – (Париж, Москва, Лондон, Варшава, Россия).
Субтест №2.
В каждой строке даны пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо найти и назвать его.
1.
Тюльпан, лилия, ромашка, фасоль, фиалка.
2.
Река, озеро, море, мост, болото.
3.
Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4.
Томск, Новосибирск, Москва, Новокузнецк, Кемерово.
5.
Тополь, берёза, орешник, липа, осина.
6.
Окружность, треугольник, указка, прямоугольник, квадрат.
7.
Иван, Сергей, Нестеров, Никита, Андрей.
8.
Число, плюс, минус, равно, неравно.
9.
Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
10.
Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Субтест №3.
В первом примере дана пара слов, которые находятся в определённой связи между собой.
Для второго слова необходимо подобрать одно из пяти слов, приведённых в скобках, так, чтобы они находились в такой же связи.
1.
Огурец – овощ;
Георгин – (сорняк, роса, садик, цветок, земля).
2.
Учитель – ученик;
Врач – (почки, больные, палата, термометр, больница).
3.
Огород – морковь;
Сад – (забор, скамейка, яблони, колодец, собака).
4.
Цветок – ваза;
Птица – (клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья).
5.
Перчатка – рука;
Сапог – (чулки, подошва, кожа, нога, щетка).
6.
Тёмный – светлый;
Мокрый – (солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный).
7.
Часы – время;
Термометр – (стекло, температура, кровать, больной, врач).
8.
Машина – мотор;
Лодка – (река, моряк, болото, парус, волна).
9.
Стул – деревянный;
Игла – (острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная).
10.
Стол – скатерть;
Пол – (мебель, доска, гвозди, ковёр, пыль).
Субтест №4.
Эти пары слов нужно назвать одним названием.
1.
Метла, лопата – 6. Шкаф, диван -
2.
Окунь, карась – 7. День, ночь -
3.
Лето, зима – 8. Слон, муравей -
4.
Огурец, помидор – 9. Июнь, июль -
5.
Сирень, шиповник - 10. Дерево, цветок -
Оценка результатов теста.
Субтест №1. За правильный ответ после первой попытки
–
1 балл. Если ответ неверный, предлагается подумать. За правильный ответ после второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №2. За правильный ответ – 1 балл. За правильный ответ со второй попытки – 0,5 балла.
Субтест №3. За правильный ответ – 1 балл, со второй попытки – 0,5 балла. Уточняющие вопросы не задаются.
Субтест №4. Оценки аналогичны вышеприведённым. Уточняющие вопросы не задаются.
Максимальное количество баллов, которое может набрать ребёнок – 40.
Х *100%
Оценка успешности (ОУ) = ----------------, где Х – количество баллов, полученных
испытуемым. 40
Уровни успешности:
5-ый – 40 баллов (100%);
4-ый – 32-39 баллов (80-99%);
3-ий – 26-31,5 балла (65-79,9%);
2-ой – 20-25,5 балла (50-64,9%);
1-ый – менее 19,5 балла (менее 49,9%).
Список использованной литературы.
1.
«Детство» - программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г.
2.
«Давайте поиграем» - математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г.
3.
«Математика до школы» - пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г.
4.
«Математика от трёх до шести» - программа. Составили: Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., «Детство – пресс», 1992г.
5.
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников».
6.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
7.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. «Логика и математика для дошкольников» - пособие. Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г.
8.
Приказ МИНОБРНАУКИ России от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Ф.Г.Т. к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования». (Пункт 3.4)
9.
Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» - вопросы психологии, №4, 1996г.
10.
Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г.
11.
Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»
12.
Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г.
13.
Тихомирова Л.Ф. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
14.
Венгер А.Л., Венгер Л.А. «Домашняя школа мышления».
Разделы: Работа с дошкольниками
Современный окружающий ребенка мир носит
постоянно изменяющийся, динамический характер.
Система образования должна способствовать тому,
чтобы ребенок получил такие знания, умения и
навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество
образовательных программ для детского сада, и
учреждения имеют возможность выбрать ту, которая
отвечает их требованиям и интересам. В последнее
время актуальным является экологическое
направление, художественно-эстетическое и
интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных,
познавательных, математических и других
способностей детей, развитие логического
мышления отодвигается на второй план. В арсенале
воспитателей, педагогов-психологов не так много
методического и практического материала,
позволяющего углубленно работать над развитием
определенных способностей. Кроме того, последнее
время акценты делались на работу с детьми,
имеющими трудности в усвоении программы. Дети же,
имеющие высокий уровень познавательных
способностей, оставались без должного внимания.
Разработанная программа позволит устранить этот
недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей
стадией развития детского мышления. Достижение
этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к.
полноценное развитие логического мышления
требует не только высокой активности умственной
деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет,
и он достигнет стадии формально-логических
операций, когда его мышление приобретет черты,
характерные для мыслительных действий взрослых.
Начинать развитие логического мышления следует
значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По
мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних
внешних свойств вещей явно недостаточно. Они
вполне готовы к тому, чтобы постепенно
знакомиться не только с внешними, но и с
внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,
лежащими в основе научных знаний о мире… Все это
принесет пользу умственному развитию ребенка
только в том случае, если обучение будет
направлено на развитие умственных способностей,
тех способностей в области восприятия,
образного мышления, воображения,
которые
основываются на усвоении образцов внешних
свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в
дошкольный период, будут служить фундаментом для
получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди
этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат
времени и сил. В результате может пострадать
здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет
интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет
более внимательным, научится мыслить ясно и
четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться
на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит,
и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут
приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через
специальные игры и упражнения можно
сформировать умение детей самостоятельно
устанавливать логические отношения в окружающей
действительности. Работая с дошкольниками над
развитием познавательных процессов, приходишь к
выводу, что одним из необходимых условий их
успешного развития и обучения является
системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и
усложняющимся содержанием, с дидактическими
задачами, игровыми действиями и правилами.
Отдельно взятые игры и упражнения могут быть
очень интересны, но, используя их вне системы,
нельзя достичь желаемого обучающего и
развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего .
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – учебный год.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.
Количество детей – 10 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий , например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Разминка в виде загадки, знакомства со
сказочным персонажем позволяет активизировать
внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой
совокупность игр и упражнений, направленных на
решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют
детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствуют развитию
крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми
новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия
являются своеобразной рефлексией, логическим
окончанием проделанной работы и служат стимулом
для ее продолжения.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез
. Цель – учить детей делить
целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части
предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары
(кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение
картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью). Поиск противоположностей (легкий –
тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами
различной сложности. Выкладывание картинок из
счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение
. Цель – учить мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание,
восприятие детей. Совершенствовать ориентировку
в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой
– маленький, длинный – короткий, низкий –
высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –
ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же»,
«самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих
картинках.
Ограничение
. Цель – учить выделять один или
несколько предметов из группы по определенным
признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только
красные флажки», «найди все некруглые предметы»
и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение
. Цель – учить мысленно
объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса,
расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи,
фрукты и т.п.
Систематизация
. Цель – учить выявлять
закономерности; расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты
(подобрать недостающую деталь, картинку).
Составление рассказа по серии картинок,
выстраивание картинок в логической
последовательности.
Классификация . Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения
. Цель – учить при помощи
суждений делать заключение. Способствовать
расширению бытовых знаний детей. Развивать
воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и
отрицательного в явлениях (например, когда идет
дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо
то, что под дождем человек может промокнуть,
простудиться и заболеть). Оценка верности тех или
иных суждений («ветер дует, потому что деревья
качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование занятий
Раздел, тема занятия |
Кол-во |
Цель, задачи |
Материал |
Сравнение
«В гостях у
зайчика» |
– учить детей мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по существенным
признакам; |
– игрушка-заяц, Незнайка, Кот в сапогах, – д/и «Найди отличия», – фигурные макароны, – трафареты (цветок, сапог) – счетные палочки, флажки альбомы, карандаши (на все занятия) – игры-шнуровки |
|
Обобщение
«Витаминка
путешествует» |
–
учить детей
мысленно объединять и предметы в группы по их
свойствам; |
– изображения фруктов, овощей,
домашних и диких животных, транспорта, посуды, |
|
Ограничение
«В гостях у лисы» |
–
учить детей
выделять один или несколько предметов из группы
по определенным признакам; |
– игрушка-лиса, |
|
Промежуточная диагностика | – оценить уровень владения детьми логическими операциями (сравнение, ограничение, обобщение) | С.Д.Забрамная, О.В.Боровик
«Психолого-педагогическое обследование детей»,
«Психолого-педагогическая диагностика развития
детей раннего и дошкольного возраста» под ред.
Е.А.Стребелевой; «Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и диагностический материал). |
|
Анализ-синтез
«Ёжик-портной» |
1 |
–
учить детей
делить целое на части, устанавливать между ними
связь; |
– игрушка-ёжик, |
Систематизация
«Ученый Кот» |
–
учить детей
выявлять закономерности; |
– игрушка-кот, мышка |
|
Классификация
«Пчелка Майя» |
– учить детей мысленно распределять
предметы по группам по их свойствам; |
– изображение пчелки, |
|
Умозаключения
«Да, но…» |
1 |
–
учить детей при
помощи суждений делать умозаключения, |
– изображение осьминога, птиц, Логика
(человечек из геометрических фигур) |
Диагностика | – оценить уровень развития логического мышления детей 4-5 лет | – «Скоро в школу» для детей 4-7 лет
(наглядный и диагностический материал); –С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Психолого-педагогическое обследование детей»; «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой |
Методическое обеспечение программы
Игры и упражнения на развитие логического
мышления являются средством достижения
заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду
необходимо сделать его интересным,
занимательным.
Занимательность умственного труда достигается
разными методами, среди которых на особом месте
стоит дидактическая игра, содержащая в себе
наибольшие возможности для развития умственной
деятельности детей, для развития
самостоятельности и активности их мышления. В
игровой форме сам процесс мышления протекает
быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности,
присущий этому возрасту. В игре ребенок
преодолевает трудности умственной работы легко,
не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять
поставленную перед ним задачу, действовать по
правилам, стремиться к результату, играть
самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней
сложности);
– игры на развитие пространственного
воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не
только тонкие движения рук и пространственные
представления, но и творческое воображение,
представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
Литература .
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.