Во время сильных морозов. Аномальные холода: влияние на людей, транспорт и здания
В некоторых населенных пунктах северных улусов Якутии в ближайшие дни температура воздуха может опуститься до 60 градусов мороза, сообщил РИА Новости представитель Якутского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Автомобили
Сильные холода осложняют пользование автомобилями . Эксперты считают, что только пуск двигателя в мороз от -20°С сопоставим по износу движущихся и трущихся деталей с серьезным пробегом в нормальных условиях, а десятиминутную поездку на работу можно будет приравнять к 600 километровому пробегу в летнее время.
При низких температурах довольно быстро теряет свою емкость аккумулятор. При подготовке к зимней эксплуатации в первую очередь следует его проверить или обновить. На севере, где мороз достигает 60°С, водители грузовых автомобилей оснащают их утепленными войлоком или пенопластом аккумуляторами, дополнительными автономными подогревателями и выхлопной трубой, вынесенной направо и вверх. Последнее необходимо потому, что при сильных морозах выхлоп не рассеивается, а повисает облаком, и, чтобы следующий водитель в колонне видел хоть что-нибудь, трубу выносят в сторону.
Специалисты рекомендуют также при эксплуатации автомобиля в сильный мороз правильно подбирать моторное масло. При сильном морозе 90% масел не пригодны для работы; можно использовать масло с маркировкой, в которой первое значение "ноль". Речь идет о синтетических маслах с обозначением 0W40 или 0W50.
Владельцам теплых гаражей и автомобилей с инжекторным двигателем эксперты рекомендуют перед выездом на холод наполнить бензобак до отказа. Чем больше в баке воздуха, тем больше водяных паров в нем содержится. Происходит их кристаллизация, и микрокристаллы оседают в топливе, скапливаются на дне и "губят" бензонасос и топливную систему".
В морозные дни мыть машину не рекомендуется , потому что перепад температур отрицательно скажется на состоянии лакокрасочного покрытия, полировка может потускнеть. Если же все-таки пришлось прибегнуть к услугам мойки, то после помывки надо продуть теплым воздухом замки.
На севере, где мороз доходит до ‑ 60 º C , в автомобилях используются утепленные войлоком или пенопластом аккумуляторы . Кроме того, машины оснащают дополнительными автономными подогревателями и выхлопной трубой, вынесенной направо и вверх. Необычное положение выхлопной трубы обусловлено тем, что при сильных морозах выхлоп не рассеивается, а повисает облаком и ухудшает видимость для следующего позади водителя.
Для того чтобы двигатель автомобиля завелся, используются предпусковые подогреватели . Они делятся на:
электрические, работающие от обычной электросети. Стоимость таких устройств начинается от 100 долларов, и их можно использовать только там, где есть розетка, на ночь;
автономные отопители, которые работают от бензина или дизеля;
так называемые «аккумуляторы тепла», представляющие собой своеобразный термос, в который вечером закачивается горячий антифриз. Утром водитель выпускает его из термоса, и двигатель в течение 1,5 - 2 минут успевает прогреться.
Здания и сооружения
В проектах домов, строящихся в северных районах, с целью защиты от суровых природно-климатических условий увеличивается ширина корпуса дома . Кроме того, применяется компактная планировка дома без изломов наружных стен, применяется тройное остекление окон и двойные притворы в них; возле окон устраиваются защитные экраны с подачей подогретого воздуха и утепляется пол первого этажа, а в районах вечной мерзлоты — в полах организуется система отопления; увеличиваются площади входных тамбуров с тремя последовательно расположенными дверями. Дома имеют укрупненные и нерасчлененные объемы с малыми оконными проемами.
При организации строительства в северной зоне наиболее распространены в настоящее время бескаркасные крупнопанельные и крупноблочные здания. Кладка кирпичных стен при низких температурах связана с большими затруднениями. При морозе 30 40°С раствор, даже подогретый, замерзает в момент укладки в стену.
Бетон в конструкциях в северных районах не применяется. Он в значительной мере подвержен разрушениям и образованию трещин, что обусловлено его пористостью.
Большинство аварийных ситуаций в зданиях связано с электросетями - они выходят из строя прежде всего из-за перегрузок энергопотребления, когда в домах все включают обогреватели. Много аварий на трубах горячего водоснабжения.
Низкие температуры грунтов и окружающего воздуха требуют специальных мер по защите водопроводной сети от замерзания и больших теплопотерь трубопроводов. Подогрев воды - наиболее простой способ обеспечить водопроводные сети от замерзания.
Подогрев воды может производиться различными способами в зависимости от местных ресурсов и технико-экономических соображений: электроподогрев, подогрев котельными установками, бойлерными или использованием дешевых теплоносителей (отработанной или циркуляционной горячей водой, паром, газом).
Подогрев воды в котельных установках применяется, как правило, в системе водоснабжения малых населенных пунктов и промышленных площадок; другие способы нашли широкое применение в крупных городах Крайнего Севера.
В районах Крайнего Севера для строительства сетей холодного и горячего водоснабжения, сетей напорной и безнапорной канализации применяются предизолированные (теплоизолированные в заводских условиях) полимерные трубы. Наличие теплоизоляционного слоя позволяет вести прокладку инженерных сетей выше уровня промерзания грунта.
Организм человека
Понижение температуры воздуха, особенно в сочетании с повышенным атмосферным давлением, может спровоцировать спазмы сосудов у людей, предрасположенных к этому. В первую очередь такая погода неблагоприятна для тех, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями , такими как гипертония, вегето-сосудистая дистония, атеросклероз сосудов головного мозга, стенокардия. Эти погодные условия могут негативно сказаться и на состоянии людей, перенесших инфаркт и инсульт. У больных людей могут отмечаться головные и сердечные боли.
Крепкие морозы и сильный ветер могут неблагоприятно отразится на состоянии людей с бронхо-легочными заболеваниями, особенно бронхиальной астмой. При выходе из теплого помещения на улицу у таких людей резко возрастает опасность бронхоспазма и приступа стенокардии. Таким больным необходимо иметь при себе соответствующие лекарства. Кроме того, при наличии сосудистых заболеваний медики рекомендуют перед выходом на улицу основательно помассировать стопы и кисти рук.
Усиливается при такой погоде и вероятность обморожений. Для того чтобы защитить себя от обморожения надо использовать многослойную одежду: двойные рукавицы, пара свитеров и носок. Очень хорошо пользоваться одеждой, изготовленной из водонепроницаемых и теплоизоляционных материалов, сделанных по высокой технологии. Необходимо утеплить голову и шею, где расположены сосуды, несущие кровь к голове.
Перед выходом на улицу в холодное время года, тем более на длительное время, необходимо хорошо и плотно поесть. Недостаточное питание и усталость могут стать причиной обморожения, снижая сопротивляемость организма.
Не стоит употреблять алкоголь, который снижает ощущение холода и не дает прочувствовать, насколько вы замерзли. Также нельзя курить на морозе, так как при курении происходит сужение кровеносных сосудов и снижается кровоснабжение конечностей. По этой причине именно курильщики составляют определенную группу риска при обморожениях.
Сильные морозы способны вызвать ухудшение самочувствия у людей с кожными заболеваниями и заболеваниями почек . Мороз сушит кожу, поэтому перед выходом на улицу нельзя пользоваться лечебными средствами на воде. Следует также отказаться от применения косметики, содержащей влагу. Женщинам не стоит пользоваться увлажняющими кремами, а питательный (жирный) крем можно наносить не позже чем за час до выхода на улицу. На такой случай дома стоит иметь нутряное свиное сало - его можно купить на рынке, вытопить на паровой бане и хранить в холодильнике. В мороз оно прекрасно защищает кожу и взрослых, и особенно детей. Надежно защитить лицо от морозов поможет также гусиный жир либо специальные косметические средства.
Калорийность потребляемых продуктов питания при работе на холоде должна быть увеличена на 25-50% в сравнении с теплым периодом года. Должна подаваться горячая и хорошо сбалансированная пища с распределением примерно 60 % углеводов, 25-30% жира и 10-15% протеинов. Жир следует употреблять вечером и в конце дня, так как он повышает температуру тела ночью и улучшает качество сна. Быстро поглощаемые углеводы, такие как сахар и сладости, следует употреблять во время выполнения работы и при прямом воздействии холода. В холодную погоду должно быть обеспечено обильное питье горячих напитков (5-6 раз в день при большой физической активности). При этом следует запретить употребление алкогольных напитков, кофе, т.к. они вызывают расширение кровяных сосудов, что приводит к быстрой потере тепла организмом.
Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко рекомендует как можно меньше времени проводить на открытом воздухе , если на улице 30 градусов и ниже. Особое внимание следует обратить на детей и при таких морозах ни в коем случае не водить их в школу.
Решение об отмене занятий в школах в холода принимается на уровне каждого муниципального образования отдельно, так как ни на федеральном, ни на региональном уровне подобных законов нет. Как правило, для учеников начальной школы (с 1 по 4 класс) занятия отменяются при температуре около 30 - 33°С. При температуре до 38°С ставится вопрос об отмене занятий для учеников с 5 по 11 классы.
Животные
Сильные морозы опасны для домашних животных обморожениями, простудами, заболеваниями дыхательных путей вплоть до пневмонии. Если на улице сильный мороз, то долго гулять с собакой не рекомендуется. Собак отчасти спасает высокая температура тела, интенсивный обмен веществ, шерстный покров и хорошая природная защита лап от переохлаждения. К тому же собаки очень подвижны и во время прогулки не стоят долго на одном месте. Собакам с густой шерстью холод не представляет угрозы. Короткошерстную маленькую собачку рекомендуется выгуливать в специальном комбинезоне.
Во время сильных морозов экстренные меры принимают зоопарки. Большая часть животных отправляется в обогреваемые павильоны.
Сотрудники зоопарка делают проруби в прудах, чтобы дать водоплавающим птицам доступ к воде и застилают лед соломой, чтобы защитить их лапки.
По материалам РИА Новости, еженедельника "Директ-Инфо", газеты "Комсоммольская правда", журнала "Автомобили: то, что нас объединяет" , журнала "Строительство загородного дома", интернет-издания NewsProm.Ru, Санкт-Петеругского НИИ охраны труда, MaxiWorld.Ru
ВЕРТОГРАД
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ МОРОЗОВ
Они обязательно придут: всё-таки живём на Севере!
В русских морозах нет ничего необычного. Впрочем, очень сильные морозы, 30 и выше, – тяжёлая вещь. Их легче пережить, чем к ним приспособиться.
Итак, выходя на улицу в сильный мороз, можно обернуть ноги газетой – слой должен быть как можно толще, хотя бы 2-3 газеты. Газеты, естественно, должны быть сухими и меняться при каждом переобувании.
Лицо и руки нужно намазать жирным кремом (ни в коем случае не на водной основе!). Подходит вазелин, топлёное масло, просто животный жир, например свиной. Мажьте лицо, уши и руки толстым слоем.
Много двигаться – помогает при относительно слабом морозе. При очень сильном (минус 30) лишнее движение только провоцирует теплоотдачу.
Не грейтесь водкой. На сильном морозе алкоголь способствует теплоотдаче. Опьянение на сильном морозе – частая причина смерти от переохлаждения.
В пять раз больше одежды не значит, что в пять раз теплее. Используйте шерсть и всё только натуральное. Нижнее бельё должно быть сухим, чистым, натуральным.
Придя в любое помещение, быстро согреться можно, подержав руки под струёй горячей воды. Дома – пропарив ноги в тазике с горячей водой. Хорошо парить ноги, добаляя горчичный порошок – 1-2 ст. л. на тазик, можно больше, «по вкусу». Причём можно не споласкивать ноги от остатков горчицы после процедуры.
Обувь должна быть сухой. Вообще, во время морозов уделяйте обуви особое внимание. Обувь будет всё равно влажнеть из-за испарения пота и быстрой его конденсации. Сушите обувь всегда и везде. А вообще-то, идеальная обувь для сильных морозов – валенки или унты.
Закрывать рот платком или шарфом бесполезно и даже вредно: когда вы выдыхаете на морозе, пар изо рта мгновенно конденсируется и ваша тряпочка на лице через минуту покрывается тонким и невидимым слоем льда. Дыхание через заледеневшую тряпку никакой пользы не принесёт. Дышите носом неглубоко, желательно медленно. У человека всё предусмотрено. Полость носа устроена таким образом, что воздух, проходя через неё, согревается.
Чистая одежда лучше греет, чем грязная, особенно это касается носков.
Ничего нет лучше шерсти и меха. Достаньте все меховые вещи, какие есть в доме, и обложитесь ими «по полной». Из шерсти можно вырезать стельки для обуви. Стельки можно также сделать из картона, но менять их надо как можно чаще. Мокрые стельки не греют. Вообще, в доме нужно держать меховые и шерстяные вещи так же, как аптечку и огетушитель. Сидеть тоже лучше на меховых вещах. Нет ничего лучше деревенского тулупа во время морозов.
Будьте осторожны с электроприборами. Во время сильных морозов пожары происходят чаще.
Если в комнате холодно, удобнее класть электрогрелку в постель, чем греть всю комнату. Когда вы ложитесь в холодную постель, важно её согреть в первый момент. Если нет электрогрелки, подойдёт литровая пластиковая бутылка с горячей водой под ноги.
Осторожнее на улице. У водителей запотевает стекло, снижается внимание – как ваше, так и водителей. Дорога скользкая, при сильном морозе замерзают даже противогололёдные реагенты. Соль не помогает. Любое ДТП может привести к сильному обморожению: вы можете замёрзнуть до приезда «скорой».
Если очень холодно и вы замерзаете, а надо идти, двигайтесь перебежками, с остановками в магазинах, кафе, где угодно.
Не ходите в вязаной шапочке-менингитке, если хотите выжить при минус тридцати. Или оденьте две шапочки, или лучше шапку-ушанку.
Ешьте сало перед выходом на мороз (проверено опытом, помогает!).
Не пейте горячий чай сразу, как только придёте с мороза.
Выйдя из теплого помещения, не дышите ртом: трескается эмаль (увы, тоже проверено опытом).
30-градусный мороз – не время для одевания по моде. Одевайтесь тепло, независимо от внешнего вида.
Будьте внимательны к своим ушам, пальцам рук и ног, носу.
Не проходите мимо замерзающих людей. Вызвав «скорую» и оказав первую помощь, вы можете спасти жизнь.
Детям лучше не гулять одним.
Остерагайтесь бродячих собак, особенно в стае.
Уставший и голодный человек легче замерзает.
Спите только в тепле, иначе простудитесь.
Не злоупотребляйте таблетками от простуды «на всякий случай», особенно с парацетамолом.
Учтите, что во время морозов техника и различные материалы могут вести себя иначе, чем при обычной температуре.
Как утеплить дом во время сильных морозов
Вообще-то, лучше это сделать до морозов, на стадии строительства жилья. Теплоизоляция стен дома в средней полосе России должна соответствовать примерно одному метру кирпичной кладки. Окна должны быть с тройным остеклением. Не нужно экономить на утеплении: все ваши расходы окупятся. Квартиру, если у вас тонкие стены, тоже лучше утеплить заранее, во время ремонта.
К.т.н. В.Ф. Гершкович, руководитель, Центр энергосбережения КиевЗНИИЭП, г. Киев
Проблемы зашиты системы отопления от замораживания при временном отсутствии электрической энергии возникли после того, как вместо водоструйных насосов (элеваторов) в тепловых пунктах стали применять циркуляционные насосы с электроприводом. Острота проблемы стала очевидной после аварии в г. Москве в мае 2005 г., когда значительная часть города была отключена от системы электроснабжения в течение нескольких часов. Можно только приблизительно вообразить себе масштабы катастрофы, случись эта авария в разгар зимы.
В системах отопления с зависимым присоединением к тепловой сети (рис. 1) опасность замерзания возникнет при остановке циркуляционного насоса 8.
Теплоноситель из тепловой сети 1 будет при этом по-прежнему поступать в систему отопления 2 через регулирующие клапаны 3 и 4, но расход сетевой воды будет недостаточным, и отопительные приборы самых протяженных циркуляционных колец прогреваться не будут,
что при сильных морозах приведет к их размораживанию. В то же время температура теплоносителя в коротких циркуляционных кольцах будет чрезмерно высокой, и это может вызвать разрушение участков трубопроводов, выполненных из полимерных труб.
Ситуация будет усугубляться, если регулятор теплового потока 5 будет настроен, как это чаще всего бывает, на поддержание температуры воды в подающем трубопроводе системы отопления на уровне, соответствующем температурному графику. Как только циркуляционный насос 8 остановится и прекратится подмешивание, температура воды, поступающей в систему отопления, возрастет, и датчик температуры теплоносителя 6 выдаст команду на закрытие клапана 4. При этом расход воды в системе будет уменьшаться, что ускорит процесс замораживания системы.
Вероятность замораживания уменьшится, если регулятор теплового потока будет настроен на поддержание нужной температуры воды не в подающем, а в обратном трубопроводе. В этом случае после остановки циркуляционного насоса клапан 4 останется в открытом положении, и теплоноситель будет по-прежнему поступать в систему отопления.
Для полного устранения опасности замораживания рекомендуется выполнять узел приготовления теплоносителя по схеме, показанной на рис. 2.
В схеме применен нормально открытый электромагнитный клапан 9. Применительно к электромагнитным клапанам термин «нормально открытый» означает, что в обесточенном состоянии он находится в открытом положении, а при подаче напряжения клапан закрывается. Таким образом, при нормальном электроснабжении, когда система отопления работает в обычном режиме, клапан 9 будет всегда закрыт, а через теплообменник 10 будет протекать вода только из обратного трубопровода без какого-либо теплообмена в нем.
При отключении электроэнергии одновременно с остановкой циркуляционного насоса 8 нормально открытый электромагнитный клапан 9 автоматически откроется, и теплоноситель из подающего трубопровода тепловой сети устремится в систему отопления после охлаждения в теплообменнике 10 водой из обратного трубопровода системы отопления. Охлаждение необходимо для того, чтобы исключить попадание в систему отопления воды с температурой выше 95 ОС и предотвратить тем самым повреждение полимерных трубопроводов, которые теряют свою прочность при высокой температуре воды в них.
Для того, чтобы надежно защитить систему отопления от замораживания, расход сетевой воды должен быть примерно вдвое больше расчетного (для нормальных условий работы) значения. Вместе с тем, фактический расход может оказаться чрезмерно большим, поскольку регулятор перепада давления 3, выполняющий роль дросселирующего устройства, в аварийном режиме окажется вне контура циркуляции. Чтобы избежать излишних расходов сетевой воды, предусматривается дроссельная шайба 11, которую рассчитывают на пропуск удвоенного количества сетевой воды с учетом располагаемой
разности давлений в подающем и обратном трубопроводах.
После восстановления электроснабжения нормально открытый электромагнитный клапан закроется, и система отопления вернется к нормальному эксплуатационному режиму без какого-либо вмешательства обслуживающего персонала.
Работа системы отопления в аварийном режиме будет сопряжена с увеличением расхода сетевой воды и с повышением температуры в обратном трубопроводе тепловой сети относительно обычного значения. Но эти неблагоприятные для работы тепловой сети кратковременные факторы могут рассматриваться лишь как слабая иммунная реакция новой защитной системы, способной оградить тепловую сеть и отопительную систему от гораздо более серьезных неприятностей.
Автомобильные системы так же, как и человеческий организм, во время зимних морозов могут капризничать.
Рассмотрим проблемы, чаще всего возникающие с машиной из-за холода, и подскажем, как их решить.
Пуск двигателя
Основная зимняя “болячка” - проблема с запуском двигателя в мороз. Чаще всего она связана с разряженным аккумулятором, который проще всего “прикурить” от другой батареи. Чтобы избежать этого, по-хорошему, нужно время от времени проверять заряд батареи. Дело в том, что аккумулятор в городских условиях не успевает эффективно подзаряжаться по причине коротких поездок и пробок, которые сопровождаются высоким потреблением электроэнергии (освещение, обогрев, музыка и т.д.).
Второй момент - свечи зажигания, которые в зимний период могут быстро выйти из строя из-за образования на них нагара. Это может быть связано не только с качеством топлива, но и с тем, что некоторые автовладельцы частенько нагружают высокими оборотами непрогретый двигатель: в холодный агрегат подается больше топлива, которое не успевает полностью сгореть.
Коварное топливо
Так называемые топливные проблемы в основном касаются автомобилей с дизельными двигателями, в которых в зависимости от сезона используется один из трех видов топлива: в соответствии с ГОСТ 305–82, солярка бывает летняя (0°C и выше), зимняя (от -20 до -50°C) и арктическая (от -50°C и ниже). Так вот, сложности возникают из-за использования несоответствующего дизельного топлива. Зимняя солярка никак не отличается от летней, поэтому определить, какое топливо заливается в бак, практически невозможно. Чтобы уберечь мотор от неправильной солярки, лучше избегать неизвестных заправочных станций, а в переходный период (зима-весна и осень-зима) использовать специальные депрессорные присадки (антигели), которые снижают температуру фильтрации и застывания дизельного топлива. Если же все-таки зимой попались на летнее топливо и оно замерзло баке, то поможет только теплый гараж или парковка. Других вариантов нет.
Отдельного внимания заслуживает нюанс, который касается и бензиновых, и дизельных двигателей, - вода в бензобаке. Она попадает туда путем конденсации влаги из воздуха (особенно, когда систематически заправляется неполный бак) или же вместе с топливом низкого качества. Вода в системе зажигания не только усложняет пуск и работу двигателя, но и легко может вывести его из строя. А удалить влагу можно при помощи специальной присадки, которая взаимодействует с водой и смешивает ее с топливом.
Следите за печкой
Поддержание тепла внутри автомобиля является чуть ли не самым важным моментом при эксплуатации автомобиля зимой. Снижение эффективности отопительной системы машины чаще всего встречается на машинах старше 5 лет: на самом радиаторе, а также его каналах образуются различные отложения, из-за которых горячий антифриз не может быстро перемещаться по теплообменнику и эффективно его нагревать. В данном случае поможет полная промывка радиатора “печки”.
Запотевание стекол
Многие автовладельцы в зимний период сталкиваются с сильным запотеванием стекол. В большинстве случаев это связано с загрязненным фильтром вентиляции салона. Воздух в полном объеме не поступает в салон - из-за чего повышается влажность, и стекла “потеют”. Спасение - замена салонного фильтра и использование кондиционера. Если последний включен, то воздух в системе обдува циркулирует обезвоженный и при попадании на запотевшее стекло впитывает в себя всю влагу. При этом включать кондиционер зимой не опасно (в сильные морозы система не позволит ему активироваться), а даже полезно: все механизмы автоматически смазываются.
"Говорящая" подвеска